Рекомендации для родителей “Как вырастить гениального ребенка?”
консультация на тему
Хотите вырастить гениального ребенка? Тогда воспользуйтесь советами Дэвида Льюиса, обобщившего опыт тысяч семей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
genialnyy_rebenok.docx | 14.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей
Хотите воспитать одаренного ребенка?
Тогда воспользуйтесь советами Дэвида Льюиса, обобщившего опыт тысяч семей.
Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно.
Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
Я предоставил ребенку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий.
Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
Я поручаю ребенку посильные заботы.
Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.
Я беру ребенка в поездки по интересным местам.
Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.
Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев.
Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал.
Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
Я никогда не наказываю ребенка унижением.
Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.
Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
Я регулярно читаю ребенку.
Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.
Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.
Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.
Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребенком наедине.
Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.
Я никогда не дразню ребенка за ошибки.
Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.
Я учу ребенка свободно общаться с взрослыми любого возраста.
Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.
Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.
Я побуждаю ребенка находить проблемы и затем решать их.
В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.
Я не хвалю его беспредметно и неискренне.
Я честен в оценке своих чувств к ребенку.
Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.
Я даю возможность действительно принимать решения.
Я помогаю ребенку быть личностью.
Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.
Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.
Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: «Я этого тоже не умею».
Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.
Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.
Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном результате.
Если вы согласны с 20% из этих советов, то, вероятно, над остальными стоит еще подумать. Но если они вас устраивают полностью или хотя бы на 90%, пожалуй, вам следует несколько охладить воспитательный пыл и предоставить большую свободу, как себе, так и ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Вопрос об определении ребенка в детский сад, когда он подрастает, становится очень важным для каждой семьи.Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт к.
Советы и рекомендации родителям: как вырастить из детей помощников.
Рекомендации родителям по развитию речи ребёнка 2-3 лет в летний период времени.
Консультация для родителей с рекомнедациями для педагогов.
Тема:«Я вырасту здоровым». Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким и выносливым. Но очень часто забывают о том, что хорошие физические данные напрямую зависят о.
В статье предложены рекомендации родителям по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Умный ребенок или как вырастить гения. Вундеркинд и что для этого нужно.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным. Что нужно, чтобы сделать из ребенка вундеркинда? Есть множество систем раннего развития, например, метод Монтессори, Вальфдорская педагогика, система Никитиных, методика Глена Домана, кубики Зайцева и другие, менее известные, которые помогают развитию задатков и становлению способностей ребенка.
Каждый родитель сам выбирает, какая методика лучше подходит к темпераменту и способностям ребенка, и также ближе к ценностям самого родителя.
Но помимо известных систем раннего развития, есть общие правила, которые способствуют расцвету способностей и задатков ребенка, а также известны закономерности или стадии интеллектуального развития ребенка.
Какие это закономерности? Обратимся к теории Пиаже, в которой наиболее четко и полно отражены стадии интеллектуального развития ребенка.
В целом он выделил 3 стадии развития, при этом обращая внимание на то, что интеллектуальное развитие стремится к равновесию, на каждом этапе оно нарушается и восстанавливается. Стадии – это уровни развития, сменяющие друг друга.
1. Сенсомоторная стадия (до 2 лет), дооперациональная стадия (2-7 лет)
В этот период набирается кинестетическая база знаний, которая станет основой для дальнейших стадий развития – ребенку надо все пощупать, подергать, послушать, даже попробовать на вкус.
2. Стадия конкретных операций или репрезентативный интеллект (7-12 лет)
Стадия, когда разбираются-собираются вещи – игрушки или даже вещи взрослых. Эта стадия необходима, чтобы перейти к этапу формальных, логических операций – сначала эти операции нужно проделать наглядно, самому ребенку, чтобы потом не сомневаться (продумывая их только в уме), что так оно и есть.
3. Стадия формальных операций (12-17 лет) или основа логики взрослого человека, на них базируется элементарное научное мышление, работающее с помощью гипотез и дедукций. Абстрактное мышление представляет собой умение строить умозаключения по правилам логики, что позволяет подростку выдвигать гипотезы, продумывать их проверку на опыте, делать выводы.
Основа интеллекта человека закладывается в первые годы жизни ребенка – от рождения и до 5-6 лет, потому что мозг растет и развивается в усиленном темпе только в самом раннем детстве. Вся информация, полученная в этот период, станет фундаментом для дальнейшей успешной жизни человека. Главная деятельность в дошкольном возрасте – это игра.
Итак, правила для того, чтобы вырастить гения.
1) Общайтесь с ребенком. Общаться – значит рассказывать, слушать и отвечать на вопросы. Единственным авторитетным источником знаний для маленького исследователя является авторитетный взрослый. Задавая вопросы, малыш не только получает сведения об окружающем мире. Ваша реакция на его вопросы формирует такие качества личности, как уверенность в себе или заниженная самооценка, любознательность или погашение интереса во всем, развитое творческое мышление или просто следование инструкциям.
Планируя что-то, пусть меню ужина – привлекайте ребенка к обсуждению. Именно такие дети, к чьему мнению прислушиваются, легче всего проходят через период подросткового кризиса.
Когда трехлетнее чадо рассказывает историю, произошедшую в детском саду – наберитесь терпения и дослушайте до конца. Если взрослый раз за разом отмахивается от ребенка, он делает вывод “Меня не любят”, “Я не нужен и не интересен”. За таким выводом следует потеря как доверия к взрослому, так и вера в себя, плохое поведение (с целью привлечь внимание взрослого), растет тревожность ребенка.
Отвечайте на вопросы ребенка. Задавая вопрос, малыш как бы спрашивает: “Ты считаешь, что я достоин ответа, ты меня любишь. ” Все это может скрываться за невинным вопросом, “Почему дует ветер или деревья растут?” Для детей очень важно родительское уважение, в том числе внимание к их вопросам – это воспитывает в ребенке самоуважение.
2) Давайте ребенку красивые, развивающие воображение игрушки – вы не просто тратите деньги, а вкладываете их в воспитание гения. Позволяя ребенку рисовать, пусть на стенах, хотя конечно лучше на ватмане, наклеенном на обои, разбирать те же игрушки, слушать, как звучит погремушка, смотреть, как рассыпаются брошенные на пол предметы, лепить что-то из пластилина или теста, – вы обеспечиваете ребенку успешную сенсомоторную стадию развития.
Нельзя принуждать в раннем возрасте ребенка к обучению – это может надолго отбить у него желание учиться. Но и нельзя мешать ребенку играть, так как он хочет – это может сделать его пассивным и затормозит его дальнейшее развитие. В идеале нужно играть и обучать одновременно. Например, на кубиках Зайцева написаны буквы и слоги так, что в процессе строительства домика или паровозика получаются целые фразы. Сами кубики набиты опилками: древесными, если на них написаны глухие согласные, и металлическими – если звонкие.
В возрасте до пяти лет дети легко могут выучить до пяти языков. Важным фактором успешного обучения является естественность – общение с носителями языка или в форме игры, например, читая сказки, слушая песенки.
3) Используйте яркие детали в оформлении детской, пусть ребенок с детства знакомится с разными цветами. Приобщайте ребенка уже в детстве к искусству – это разовьет в нем чувство прекрасного. Воспитывайте даже тогда, когда вас нет дома – украсьте стены географическими картами, страницами из энциклопедий, на которых изображены виды животных, растений, музыкальные инструменты, картины известных художников.
Не обязательно ребенок станет великим художником или музыкантом, но это будет способствовать его общему развитию. Чем больше информации из разных областей есть в распоряжении ребенка, тем проще раскрыться его таланту и развиться задаткам и способностям. Но у ребенка должна быть возможность выбора.
4) Гуляйте с ребенком – ведь мозг нужно насыщать не только полезной информацией, но и кислородом. Отправьтесь с ребенком в лес, к реке, рассматривайте окружающие предметы, беседуйте. Например, возьмите в руки листья нескольких деревьев и покажите многообразие цветов и разнообразие форм. И это будет не просто информация, но и система взаимосвязанных представлений ребенка о себе и своем месте в окружающем мире. Малыш с удовольствие бегает, прыгает и лазает? Отлично, ведь активность стимулирует развитие умственных способностей.
5) И последнее, не одергивайте ребенка. Не заставляйте ребенка читать книгу, когда он хочет рисовать, чтобы не отбить у него желание к чтению и не помешать развитию его художественных способностей. Ребенок, которому постоянно делают замечания и подсказывают, вырастает неуверенным в себе, закрытым для восприятия информации. Если ребенок чувствует себя нужным, понятым, принятым – он учится находить в этом мире любовь.
Вот какие особенности воспитания будущих гениев отметил в своей книге “14 гениев” (Наполеон Бонапарт, Уолт Дисней, Айседора Дункан, Пабло Пикассо, Мария Монтессори, Никола Тесла и другие) автор исследователь Джин Н. Ландрам:
- Снисходительные родители. Обращаясь с ребенком как с уникальной особенной личностью, вы привьете ему стойкое самолюбие и уверенность в себе.
- Демонстрируйте свою независимость. Деловая или предпринимательская деятельность родителей прививает ребенку те же поведенческие модели.
- Многочисленные путешествия и частые переезды. Новые культуры и знакомства положительно влияют на развитие отваги и учат не бояться неопределенных ситуаций.
- Свобода поступков и движений. Позвольте детям испытать риск, конечно, не допуская катастрофы. Ребенку должна быть предоставлена свобода исследования мира, в то время как родители отслеживают его деятельность, чтобы новый опыт не повредил здоровью и жизни их чада.
- Развивайте сильные стороны, не обращая внимания на слабости. Оптимизм — вот что должно быть главным в закреплении поведенческих качеств. Никогда не позволяйте рационализму и негативизму направлять ваши действия.
- Внушите ребенку, что отличаться от других — это здорово. Лидеры отличаются от других. Риск следует поощрять, не ругая за ошибки, позволить детям экспериментировать и учиться на ошибках.
- Игровое обучение учит решению абстрактных проблем. Конструкторы, мозаики-головоломки и радиоконструкторы — игрушки гения. Решение эвристических проблем развивает целостное понимание мира и творческие способности. Интуиция для гения — золотое качество.
- Книги, фильмы и воображаемые герои. Воображаемые и мифологические герои открывают перед ребенком неограниченные перспективы,становятся примерами дляроста и высвобождают его энергию. Книги и жадное чтение — ключи к успеху.
- К знаниям и любознательности следует относиться с почтением. Знания рождают энтузиазм. Дети должны получать знания вискусстве, точных науках, журналистике, поэзии и философии.
- Помещайте ребенка в обстановку, стимулирующую его, бросающую ему вызов. Бессознательное впитывает в себя все как губка, и мы становимся побочным продуктом окружающей обстановки. Старайтесь обогатить ее, а не обеднить.
- Гиперактивность– чрезвычайно полезное качество. Высокая энергичность и скорость всегда выигрывают. Наблюдайте за чересчур активными детьми, но не успокаивайте их лекарствами и не наказывайте. Подобным поведением управляют, но переменить его нельзя. Многие сильные мира сего были в детстве весьма активны.
- Не ограничивайте воображения. Все творческие начинания взрослых родом из детских фантазий, которые являются побочным результатом развитого правого полушария (отвечающего за пространственно-образное мышление) и целостного видения мира.
Как вырастить гения: 12 правил для родителей
14:24, 4 Март 2016
Найбільш цікаві новини
Конечно, многое зависит от генов, однако вы можете помочь своему ребенку раскрыть свой потенциал по-максимуму. Главное – желание, терпение и несколько простых правил:
Поощрять игры
Очень важно, чтобы ребёнок как можно больше времени проводил в играх – это развивает любопытство, которое является ключом к успешному усвоению информации об окружающем мире. Интерес ко всему, что происходит вокруг, поможет в будущем получать удовольствие от обучения.
Много читать
Ребенку нужно как можно больше читать, даже если он ещё совсем маленький – независимо от возраста, его мозг активно обрабатывает информацию. Словарный запас, которым ребёнок владеет в возрасте двух лет, соответствует количеству слов, услышанных им с первых дней жизни. С каждой прочитанной книжкой словарный запас ребёнка увеличивается, а языковые способности улучшаются.
Вовлекать ребёнка в разговор
Активное общение и правильная передача информации способствуют эмоциональному и языковому развитию ребенка. Непременно следует вовлекать малыша в разговор, использовать вопросы вместо утверждений. Это привлечет его внимание, ведь дети очень тонко чувствуют интонацию.
Позитивная, дружественная интонация пробуждает любопытство, тогда как негативные эмоции и приказы подавляют его.
Делать ребёнка собеседником
Общаться с детьми следует так, словно они полноценные собеседники. Говорить нужно медленно, используя короткие фразы, жесты и мимику, чтобы придать больший вес словам. Это поможет малышу распознавать и усваивать языковые модели, которые он будет использовать в речи.
Исключить посторонний шум
Фоновый шум (например, работающий телевизор) мешает ребёнку отличать звуки, которые ему нужно воспринимать, от ненужных. Не следует ставить телевизор в комнате малыша. Исследования показали, что дети, в спальнях которых есть телевизоры, больше склонны к полноте и менее успешны в школе.
Заниматься музыкой
И вовсе не для того, чтобы вырастить великого музыканта, а для общего развития. У детей, которые на протяжении трёх лет учились играть на музыкальных инструментах, развиваются способности, не связанные с музыкой. Что еще очень важно: обучение музыке улучшает память.
Заниматься творчеством
Любое творчество развивает воображение и тонкую моторику ребёнка. Поэтому ребенку нужно предоставить всё необходимое для рисования, вырезания, аппликаций и т.д. Хорошо, когда творческие занятия становятся регулярними, и у ребенка есть возможность в полной мере проявить себя.
Показывать и рассказывать
Во время прогулок ребенку нужно рассказывать обо всём вокруг, привлекать его внимание к интересным объектам, объяснять звуки и запахи – делать каждую прогулку уроком об окружающем мире. Очень полезно показывать, как меняется окружающая среда: листья желтеют, цветы расцветают, тесто превращается в хлеб и т.д.
Избегать безликих обучающих фильмов
Исследования показали, что дети, которые смотрят такие безликие видео, обладают меньшим словарным запасом чем те, кто их не смотрит. Детская психика настроена на восприятие речи живого человека, на наблюдение за выражением лица. А в этих видео, как правило, звучит только голос, и слова воспринимаются детьми как поток бессвязных звуков.
Не быть слишком настойчивыми
Слишком стараясь сделать из малыша гения, причем поскорее, можно ему только навредить. Не стоит заставлять ребёнка делать то, чего он не хочет, или заниматься чем-то одним. Важно учитывать интересы и таланты ребёнка, развивать и поощрять их, а не заставлять его изучать всё и сразу против его воли.
Использовать полезные пищевые добавки
Например, рыбий жир. Жирные кислоты помогают клеткам мозга лучше передавать информацию от одного нейрона к другому, увеличивая эффективность работы мозга. Дети, получающие достаточно жирных кислот, успешнее проходили различные тесты и даже имели более высокий уровень IQ.
Спешить медленно и быть достойным примером
Ребенка невозможно заставить развиваться слишком быстро. С ним нужно разговаривать медленно и часто повторять слова, особенно в первый год жизни. Нужно быть внимательным и делать всё правильно. Не следует повторять неправильно сказанные ребёнком слова. Родители – главный пример ребенка для подражания. Так старайтесь действительно им быть!
Как воспитать гения и не свести ребенка с ума
Врожденная грамотность проявляется чаще всего у детей, которые достаточно рано и с интересом начали читать
Родителям важно понимать, зачем они что-то делают
Желание взрастить малолетнего вундеркинда и воспитать его до уровня гениальности не дает покоя родителям вот уже несколько поколений. О том, как развить одаренность в ребенке, а не свести ее на нет, рассказала профессор МГППУ, кандидат психологических наук, руководитель Московского городского центра по работе с одаренными детьми Виктория Юркевич.
— Виктория Соломоновна, насколько я знаю, тема раннего развития была крайне популярна во времена позднего СССР. Известно, что происходило с этими детьми потом? Все они выросли гениями?
— Ранним развитием у нас стали заниматься даже раньше, где-то в 60—70-е годы прошлого столетия. Подобные течения были распространены по всему миру. В Японии был очень популярен Масару Ибука со своей книгой «После трех уже поздно». Он считал, что самый благоприятный возраст — до трех лет, когда ребенок уже что-то понимает и еще не утратил своей природной потребности в познании.
В России были свои герои. Их тогда называли учителями-новаторами: Шалва Амонашвили, Софья Лысенкова, Михаил Щетинин. Потом были Никитины, которые пытались создать новые игры, возможно, техническое обеспечение для них, чтобы развивать ребенка. С тех пор эта тенденция держится. Посмотрите, какой набор сейчас в группы 3-4 лет!
Идея раннего развития сама по себе правильная и нужная: то, что легко в одном возрасте, может быть трудно в другом. Физиологи подтверждают: дошкольный возраст — самый сензитивный, чувствительный в плане развития способностей.
Другое дело, что в любой идее нужно держаться здравого смысла . Когда это течение у нас только зарождалось, идеологи всегда делали акцент на слове «сотрудничество». Даже с маленьким ребенком родителям не стоит занимать позицию ментора. Работа должна строится на основе модели так называемых субъект-субъектных отношений, когда оба участника взаимодействия — деятели своего общего дела. Иными словами, когда ребенок сам автор, или соавтор своего развития.
Но всякий понимал эти методы в силу своего опыта, интуиции и готовности. Начались перекосы. Стали появляться кубики то Зайцева, то Домана, обещающие научить ваше чадо читать в два года. В принципе, это реально. Девочки в два-три года точно могут читать, мальчики чуть медленнее развиваются, но годам к трем-четырем их тоже этой технике можно обучить. Но, к сожалению, в этом возрасте они еще не подготовлены к содержательному чтению. Технику они выучили, а читать сколько-нибудь осознанно, вполне понимая смысл прочитанного — нет.
Получается так (у меня были такие дети в большом количестве): «читать я научился с трех лет, но читать не люблю». Главная задача родителя — не как можно раньше научить читать, а сделать так, чтобы ребенок полюбил чтение в нужном — лучше именно в дошкольном — возрасте.
Врожденная грамотность — я это явление часто наблюдаю — проявляется чаще всего у детей, которые достаточно рано и с интересом начали читать. Сегодня у меня был мальчик, который читает с трех лет. У него врожденная грамотность развита именно потому, что все эти слова он начал видеть в самое чувствительное время. Но это одаренный ребенок, с так называемым ускоренным развитием.
Плохо, когда родители чуть ли не логарифмам учат с пяти лет. Таких я тоже знаю. В общем, какие-то перекосы с ранним развитием, к сожалению, неизбежны.
— Как стремление родителей «воспитать одаренность» отражается на детях?
— Бывает, что очень плохо. Посещение «одаренных» групп часто приводит к тому, что дети теряют интерес к деятельности, к которой по-настоящему не готовы , а бывает, что как-то обходится.
Здесь очень важна позиция родителей. Если мама отдала ребенка каким-то психологам-педагогам, которые его обучают, но при этом где-то что-то сама объясняет, не требует, не заставляет, а старается заинтересовать, то все обходится без особого вреда. В целом же, в 2-3 года дети еще не могут получить удовольствие от чтения.
— Получается, проблема не в самих методиках, а в том, что родители их неверно трактуют?
Идея в два года учить ребенка чтению сама по себе дурная, но вред от этого всегда может уменьшиться, и даже исчезнуть с умной мамой.
Родителям важно понимать, зачем они что-то делают. Есть абсолютный закон развития ребенка: если он не любит то, что делает, если делает что-то по требованию взрослых, способности не развиваются. Навык он получит, знания получит, но способности… Многие матери не знают про этот закон, но интуитивно понимают, что если ребенок не хочет, не нужно его заставлять. Другие не понимают. Такие постоянно требуют: «Ну-ка, давай читай, ты же умеешь», «Пока не прочитаешь, гулять не пойдешь». Это лучший способ отбить охоту к чтению.
— Существуют ли серьезные научные исследования, подтверждающие пользу или вред раннего развития?
— Научные исследования, физиологические, все-таки пока недостаточно убедительны. Но на практике мы видим, что вреда от раннего развития иногда больше, чем пользы. Тот же японец Ибука не говорит: «Учи его!», он говорит: «Ребенок хочет познавать мир, дай ему такую возможность, предоставь богатую среду».
Каждому ребенку даются хорошие задатки. Из них вырастают способности. Но, к сожалению, большая их часть остается незамеченными, без употребления.
Правда заключается в том, что необходимо рано предоставить ребенку богатую развивающую среду , тогда и будет больше шансов разглядеть, развить его способности.
Как можно раньше начинайте рисовать с детьми, собирайте конструктор, читайте про животных, решайте веселые задачки, если ему стало интересно, покажите, как работает какая-то техника, предложите головоломки. Ребенок сам выберет. Но никакое насилие здесь в принципе невозможно.
Я вижу много крайностей. Бабушка — учитель начальных классов на пенсии — решила сделать пятилетнего внука одаренным. Она каждый день ему по четыре урока устраивала: письмо, чтение, математика… «Ты мало старался!», — говорила она ему. Она очень любила внука, но считала, что жесткость не повредит — гения же растит! Он, конечно, прошел в первый класс знаменитой гимназии, но в пятый его уже не взяли, сказали, натасканный, но высоких способностей нет. Чисто технически он очень рано что-то выучил, запомнил, но способности от таких занятий не развивались.
— А с какого возраста можно изучать с ребенком иностранный язык?
— Бывает по-всякому. И очень хорошо, и не очень хорошо. Я видела много детей с речевыми проблемами, с заиканием, которые были вынуждены учить два языка сразу — так называемых билингвов. В идеале, лучше начинать изучать иностранный язык только тогда, когда родной освоен (девочки уже в 3-4 года хорошо говорят, мальчики чуть позже). Вот тогда самое время для чужого языка.
— Предположим, что «гений» у нас наполовину готов: и читает, и считает, и пишет. И вот он идет в обычную школу, где все это ему предлагают учить снова. Естественно, что ему это не интересно. Но что же делать?
— Это очень большая проблема. Раньше в случае с одаренными детьми мы перескакивали в класс постарше, но оказалось, что вреда в этом больше, чем пользы. Представьте, ему пять лет, и мы его сажаем в класс с восьмилетними. По интеллекту он действительно восьмилетний, но эти дети не будут с ним общаться как со сверстником. В результате, он не выстраивает нужные социальные связи, не развивает социальные навыки.
В некоторых школах есть классы для одаренных. Кроме того, есть возможность домашнего обучения. Есть еще какие-то способы работы. Но эта проблема каждый раз решается индивидуально. Если социальные навыки хорошие, можно перевести его в класс постарше, если нет — ищешь другой путь. Могут ли родители сами заниматься? Есть ли деньги на дополнительные занятия? Все это важно. Если ребенок опережает в развитии своих сверстников на 3-4 года, лучше все-таки обратиться к специалисту за советом.
— А сегодня раннее развитие у нас все так же в моде?
— Сама идея, что время до школы нужно использовать с толком, никуда не делась. Другое дело, что уже нет этих крайностей с ранним чтением, перехлеста в сторону научения вроде уже нет. Да и призывы растить гениев с двух лет звучат все реже. И слава Богу. опубликовано econet.ru
беседовала Анна Семенец
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Правильные усилия — лучший результат, или Как разбудить в ребёнке гения
Каждый без исключения родитель желает своему ребёнку самого лучшего, вкладывая немало сил в его воспитание и развития. С современными информационными возможностями времяпрепровождение с детьми наполняется не только простыми играми, но и разнообразными развивающими методиками. Упор на интеллектуальные способности занимает одну из важнейших позиций для родителей, поэтому они часто делают всё, чтобы помочь малышу вырасти не просто умным человеком, а настоящим гением.
Советы по воспитанию гения
По определению из психологического словаря, гениальность представляет собой высшую степень способностей и творческих проявлений личности, деятельность такого человека всегда имеет огромное значение для развития общества в целом. Тут родителям стоит понимать, что ни один из существующих методов не позволит вырастить именно гения с вероятностью в 100%, так как для этого необходимо и наличие определённых особенностей нервно-психических процессов. Однако сделать всё, чтобы ребёнок максимально развивал свои способности и использовал свой потенциал полностью, вполне реально.
По словам профессора Научного центра неврологии Российской академии медицинских наук Евгения Мухина, развитие мозга к 3 годам завершается на 70%, а к 7 — практически полностью, и если в этот период врождённые способности не получали необходимой подпитки и тренировки, то они просто «засыпают». Это подтверждает, что заниматься нужно с самого раннего возраста, а сделать максимальный вклад в будущее своего малыша можно благодаря следующим рекомендациям.
Полезная игра
Вряд ли ребёнку, особенно до 6 лет, будет вообще интересен сухой поток информации, ни о каком запоминании и стимуляции желания познавать и речи идти не может. Правильно будет подходить к подаче информации через игру, ведь наиболее эффективным для развития считается именно возбуждение интереса к окружающему миру и его изучению.
Тут помогут многочисленные современные подходы, например, методика Глена Домана. Она построена на механическом запоминании информации ребёнком — родитель показывает ему карточки с изображением предметов по 3 штуки в день, регулярно заменяя по одной новыми. Это будет особенно полезно для малышей до 1,5 лет, у которых возможности познания мира ещё ограничены. Дальше стоит вносить разнообразие и постепенно переводить ребёнка из слушателя в активного участника, предлагая найти нужные цвета или предметы в комнате, назвать их и т.д.
Карточки Домана — отличный способ предоставить малышу массу информации о разных объектах и их свойствах
Активная среда
Активная среда влияет на развитие мозга, и это доказано научными исследованиями. Ребёнок не должен находиться без сенсорных стимулов, не стоит держать его в комнате с однотонными спокойными стенами и прятать игрушки в коробку, чтобы он их не сломал. Задача родителя — обеспечить доступ к разнообразным занятиям и возможность выбора, чем именно заниматься. В идеале у растущего гения в свободном доступе всегда должны быть (с учётом возраста):
- краски (для малышей есть специальные безопасные составы), цветная бумага, пластилин — всё для цветового выражения;
- конструкторы для развития пространственного мышления;
- детские музыкальные инструменты;
- мячи разных цветов, текстур и размеров;
- ролевые наборы (кухня, гараж для машин, набор доктора и т. д.);
- мягкие игрушки.
Ребёнка должны окружать предметы для разных игр, чтобы он мог выбирать, чем именно хочет заниматься
Иностранные языки
Вопрос необходимости раннего изучения иностранных языков спорный: некоторые психологи считают, что приступать к их изучению нужно не ранее 5–7 лет, а другие утверждают о необходимости начала занятий чуть ли не с пелёнок. Тут лучше придерживаться «золотой середины». Если перегрузить ребёнка билингвизмом, то можно получить задержку полноценной речи, так как мозг будет путаться в словах и предложениях. Но создать хорошую платформу для изучения языков с детства можно, для этого будет достаточно дозированной информации. Пусть малыш полноценно учит родной язык, формируя на нём и своё мышление, а иностранные пусть будут изучаться отдельными элементами, например, путём разучивания стихов. Это не загрузит развивающийся мозг, а в будущем даст хорошую основу, на которую будут ложиться уже более серьёзные знания.
Обучение иностранным языкам должно быть дозированным и фрагментарным, чтобы не перегружать и не путать ребёнка
Развитие терпения
Для поддержания познавательного интереса нужно учить ребёнка быть терпеливым, объясняя ему, что всему своё время. Так, например, просмотр мультиков лучше ограничить и по продолжительности, и по временному промежутку в течение дня. Таким образом, малыш будет знать, когда и сколько он сможет пробыть перед телевизором, понимая, что бессмысленно нервничать и выпрашивать просмотр раньше или дольше — он всё равно случится, но в своё время.
Дополнительно работа над терпением учит ребёнка ценить своё время — это однозначно положительно скажется на процессе обучения в будущем.
Ребёнок должен ценить своё время и понимать, когда и сколько можно посвещать отдельным занятиям
Чувство меры
Это, наверное, одна из самых важных подсказок для родителей — не нужно пытаться «запихнуть» в своего ребёнка максимум всего и как можно быстрее. Да, вполне возможно он будет успевать за темпами обучения и результаты будут казаться блестящими, но большая нагрузка несёт за собой ряд проблем.
Так, у ребёнка в голове возникает путаница, процесс запоминания становится машинальным и теряется способность (а тем более желание) анализировать полученную информацию. В сложных ситуациях наступает переутомление, повышение тревожности и развитие на этом фоне серьёзных психосоматических заболеваний (экзема, различные дерматиты, болезни пищеварительного тракта).
Поэтому не стоит торопиться, лучше действовать постепенно и разумно — так вы не только разовьёте способности ребёнка, но и не навредите ему.
Заниматься развитием способностей своего ребёнка нужно разумно, не перегружая его и не вызывая переутомления
Ещё 5 важных рекомендаций
Важно не только заниматься с ребёнком, но и создавать для его развития благоприятные условия, а именно:
- включать мелодичную музыку, например, классические произведения. Это важно, ведь окружающие звуки подстёгивают интеллектуальное развитие малыша, а если они слишком громкие, мотивы фальшивые, а качество низкое, то способности малыша могут пострадать;
- заинтересовывать и заниматься физическим развитием ребёнка. Человек должен расти в гармонии разума и тела, и в продуктивном росте интеллекта не обойтись без регулярных физических нагрузок. Спортивные комплексы дома, кружки, ежедневные прогулки на улице — всё это пойдёт на пользу;
- создать домашнюю библиотеку. Для поиска информации в книгах требуется больше усилий, и если у ребёнка будет возможность получать необходимые знания именно таким путём, то это только плюс;
- читать своему малышу. А пока ваш ребёнок сам не может читать, и даже ещё не понимает слов, всё равно читайте ему вслух — это стимулирует раннее развитие речевых навыков;
- не ограничивайте познание мира. Создайте условия в комнате, чтобы ребёнку ничего не угрожало. Лучше пусть он ходит и всё трогает, изучает и рассматривает, чем на каждом шагу получает запреты «не трогай, сломаешь», «поставь на место» и т.д. – это будет только угнетать его интерес.
Заниматься способностями своего ребёнка нужно с самого раннего детства, давая ему как можно больше разнообразных стимулов для познания мира. Всё начинается ещё с колыбельных мамы и разноцветных погремушек. Создавая комфортную для развития среду и подстёгивая интерес к познанию, родители делают всё необходимое, чтобы воспитать гения.
Как вырастить гения и не погубить детство
Высшее счастье для родителей — видеть счастливыми своих детей. Некоторые мечтают вырастить гениев, которые добьются призвания и соберут все золото мира. И на достижение заветной цели они бросают немалые ресурсы. Хотя вряд ли умение умножать трехзначные числа в уме или знание всех столиц мира сделает кого-то счастливым. Гораздо важнее воспитать в ребенке личность — самостоятельную, мыслящую и уверенную в себе. Это не инструкция по сборке гения. Это советы, которые помогут раскрыть в ребенке таланты и найти им достойное применение.
Многие родители задумываются, как вырастить гения с пеленок. Планируют, в какую школу для одаренных он пойдет, и уже составляют список секций всестороннего развития. Но они упускают из виду один ключевой фактор — общение.
«Диалог взрослого с ребенком — ключевой элемент воспитания. Вы должны постоянно рассказывать и вдумчиво слушать. Важно не только что именно вы отвечаете на очередной вопрос почемучки, но и как вы это делаете. Ваша реакция незаметно формирует в ребенке любознательность, мышление, воображение, а в долгосрочной перспективе — уверенность в себе».
Если ребенок решил поведать «захватывающую» историю, которая произошла с ним в песочнице, наберитесь терпения и выслушайте. Дети чутко реагируют на проявление внимания по отношению к себе, и тем более на его отсутствие. Чем чаще вы отмахиваетесь, тем сильнее подрываете самооценку и закладываете благодатную почву для комплексов. На таком поле развить интеллектуальные способности не получится.
Самое главное — не ленитесь отвечать на детские вопросы, даже если они ставят вас в тупик. Призывайте все свои знания, смекалку и импровизируйте. Сейчас для вашего ребенка есть только один авторитетный источник информации — вы сами. Вместе с родителями он познает окружающий мир, развивается и проявляет тягу к познанию.
Чаще гуляйте с ребенком и проводите больше времени на свежем воздухе. Столь очевидную и простую рекомендацию многие родители упускают из виду, а зря. Прежде всего это прекрасная возможность отдохнуть от гаджетов, телевизора и прочих искусственных заменителей общения.
Как вырастить ребенка гения в этом случае? Превратите прогулку в маленькую увлекательную лекцию. Поднимите с земли опавший лист, расскажите, какому дереву он принадлежит, как оно называется, почему листва меняет цвет, когда опадает, куда девается и т. д. Гуляя в городе, читайте встречающиеся вывески, сначала в прямом, а потом в обратном порядке. Обязательно вовлекайте ребенка в разговор, задавайте наводящие вопросы и внимательно слушайте. Вариантов может быть масса.
Конечно, не всегда ребенку хватает внимания и усидчивости осознать услышанное. Если он хочет побегать с детворой или полазить по турникам, не препятствуйте. Некоторые психологи уверяют, что, даже лазая по деревьям, дети развиваются. Ведь чтобы освоить этот навык, важно рассуждать логически — куда поставить ногу, за какую ветку схватиться и как построить безопасный маршрут. Только не забудьте подстраховать любимое чадо.
Ребенок познает окружающий мир через игру — доказывать это нет необходимости. Как сделать из ребенка гения с помощью игрушек? Вместо умилительных плюшевых зайцев и нарядных кукол покупайте развивающие игры. Сегодня они представлены в детских магазинах во всем многообразии.
Кубики разных цветов и размеров, пирамидки, 3D-лабиринты, наборы для песочницы, крупный конструктор — уже такого набора будет вполне достаточно. Параллельно можно знакомить ребенка с простейшими головоломками. Например, сортерами, или вкладышами. Как правило, это набор геометрических фигур разных цветов и основание, в котором есть ячейки в точности таких же форм. Задача ребенка — подобрать каждой ячейке пару.
«Самое главное — предоставьте ребенку полную свободу действий в игре и возможность дойти до сути самостоятельно. Пусть он делает это так, как захочет. Помогайте, только если в этом действительно есть необходимость. А если малышу захотелось разобрать по винтикам машинку, не мешайте. Лучше сделайте это вместе и посмотрите, как она устроена. Тем самым вы поощряете тягу к любознательности».
Читать ребенку нужно с рождения, поскольку мозг начинает обрабатывать информацию в «фоновом режиме» уже с первых дней жизни. Ученые доказали, что первоначальный словарный запас формируется до двух лет. В него входят те слова и выражения, которые он чаще всего слышит от окружающих. И книги здесь играют первостепенную роль.
Обучение ребенка чтению — тема отдельного большого разговора. Здесь каждый родитель волен выбирать ту методику, которая лучше всего подходит его ребенку. Освоить первичные навыки чтения можно с помощью кубиков Зайцева. На них нанесены не буквы, а слоги. Выставляя их рядом, вы получаете целые слова. При этом кубики имеют разное наполнение: глухие согласные набиты древесными опилками, звонкие — металлическими. Это помогает не только освоить навык чтения, но и сделать мышление ассоциативным и образным.
Когда ребенок научится уверенно складывать слоги в слова, можно начинать давать ему книги. Пусть это будут короткие стихотворения или сказки с крупными красочными рисунками. И еще одно важное условие — обязательно обсуждайте прочитанное. Попросите ребенка пересказать историю, рассказать, что ему непонятно, или придумать продолжение. Ну и, разумеется, не забывайте поощрять успехи.
Творчество во всех его проявлениях лучше всего способствует развитию ребенка. Неслучайно в детском саду дети постоянно что-то рисуют, лепят, вырезают, склеивают, складывают из бумаги и т. д. Мелкая моторика в связке с заданиями, где нужно проявить воображение, позволяет максимально задействовать ресурсы мозга и развить его способности.
Существуют целые методики раннего развития ребенка, в основе которых лежит творчество. «Методика Марии Гмошинской ставит во главу угла рисование, — объясняет педагог-воспитатель Татьяна Бойко. — По ее условиям малыш может начать рисовать с шести месяцев, делая это с помощью ладошек и безопасных красок. Затем родители дают ему карандаши, фломастеры, цветные мелки, кисточки. Такой подход помогает развить тонкую моторику, восприятие цветов, способность подмечать разные детали и отображать на листе бумаги. Маленьким непоседам такие упражнения особенно пойдут на пользу».
В случае необходимости «картины» вашего ребенка помогут выявить моменты, которые притормаживают интеллектуальное развитие, вызывают тревогу или подавляют внутреннее стремление к познанию.
Музыка как ничто способствует развитию ребенка. Доказано, что дети, которые учились играть на каком-либо инструменте в течение трех лет, успешнее своих немузыкальных сверстников развивали другие навыки, никак с музыкой не связанные. По крайней мере, гибкая память и способность воспринимать информацию на слух вашему ребенку обеспечены.
Даже звучащая из динамиков музыка способна развивать интеллект ребенка. Классика в этом отношении действует безотказно. «Лучше всего ребенок воспринимает таких композиторов, как Корелли, Вивальди, Моцарт, Гайдн, Скарлатти, Бах, особенно его хоральные прелюдии, — убежден известный скрипач и педагог Михаил Казиник. — В дошкольном возрасте поставьте ребенку сказку „ Петя и волк “ Прокофьева. Годам к пяти-семи можно попробовать „ Путеводитель по оркестру Бриттена “ , а также балетные фрагменты Чайковского».
Есть даже отдельные методики развития, где музыка играет главную роль. Самая известная из них — система Алисы Самбурской. Ее автор, опираясь на исследования, утверждает, что звуковые волны в определенных частотах стимулируют кору головного мозга и помогают развивать интеллект. Причем эти механизмы запускаются еще на стадии зародыша. Так что воспитание гения начинается еще в утробе матери.
Единой выверенной формулы, как вырастить гения, конечно же, не существует. Задача родителей заключается в том, чтобы воспитать в ребенке гармоничную личность, без перегибов и стремления воплотить в нем собственные нереализованные амбиции. А еще важно подарить ему светлое, доброе, незабываемое детство, за которое он будет благодарен, даже когда сам станет взрослым.