Выявление и развитие способностей обучающихся Как выявить способности

Выявление и развитие способностей

ВыявлениеРазвитие
Методы
Наблюдение
Проведение «пробных» занятий по специальным программам
Метол проектов
Исследовательская деятельность
Организация интеллектуальных, творческих и спортивных мероприятий (олимпиады, конференции, соревнования, конкурсы)
Методики
Тест «Дембо-Рубинштейна» – Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.
Опросник «Каков Ваш творческий потенциал» – Цель методики: диагностика творческого потенциала, креативности. Вопросы диагностируют границы любознательности респондента, уверенность в себе, постоянство, зрительную и слуховую память, стремление к независимости, способность абстрагироваться и сосредоточиваться. Эти показатели, по мнению автора методики, и есть составляющая творческого потенциала. Творческий потенциал – это профессионально-психологические возможности личности. Он обнаруживается в уровне развития интеллекта, профессионализма и социально-профессиональной направленности.
Опросник САН (Самочувствие, Активность, Настроение) – Методика САН является разновидностью опросников состояний и настроений. Разработан В.А.Доскиным, Н.А.Лаврентьевой, В.Б.Шарай, М.П.Мирошниковым в 1973 г. При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния — самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений. Однако получены данные о том, что шкалы САН имеют чрезмерно обобщенный характер. Факторный анализ позволяет выявить более дифференцированные шкалы «самочувствие», «уровень напряженности», «эмоциональный фон», «мотивация» (А.Б.Леонова, 1984).
1.Методика оценки общей одаренности Методика адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача – оценка общей одаренности ребенка его родителями. Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей. Любознательность (познавательная потребность). Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Сверхчувствительность к проблемам.Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, – важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы. Способность к прогнозированию – способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Словарный запас.Большой словарный запас – результат и критерий развития умственных способностей ребенка. Способность к оценке. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Изобретательность Способность рассуждать и мыслить логически Настойчивость (целеустремленность) Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) – стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Результатом станет график, который дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую воспитательную работу.
2.Следующая методика «Характеристика ученика». Она создана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка. Результат данной учительской оценки представляет безусловный интерес как для школьного психолога, так и для самого учителя. Эта заполненная вами характеристика много расскажет о ребенке, чем, безусловно, поможет другим учителям, например, при переходе ребенка из начальной школы в среднее звено или из основной в старшие классы.
3. Методика «Карта одаренности» Эта методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение основных функций: Первая и основная функция – диагностическая. С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований. •Вторая функция – развивающая. Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными. Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.
4. Методика«Интеллектуальный портрет» Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком. Познавательная сфера 1. Оригинальность мышления 2. Гибкость мышления 3. Продуктивность 4. Способность к анализу и синтезу. 5. Классификация и категоризация 6. Высокая концентрация внимания 7. Память Сфера личностного развития 1. Увлеченность содержанием задачи. 2. Перфекционизм 3. Социальная автономность 4. Лидерство 5. Соревновательность 6. Широта интересов. 7. Юмор. Для оценки используется метод полярных баллов. Каждая характеристика потенциала ребенка оценивается по пятибалльной шкале:
5. Анкета одаренности по А.И.Савенкову Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей А.И. Савенков предлагает родителям рассмотреть личностные свойства и характеристики в сферах: -изобразительно-художественной одаренности; – музыкальной одаренности; -литературной одаренности; -артистической одаренности; -технической одаренности; -лидерской одаренности; -спортивной одаренности; -интеллектуальной одаренности
6.Опросник для выявления одаренных школьников по А.А. Лосевой Данный опросник, предложенный Аллой Аскольдовной Лосевой, может быть использован для оценки одаренности учащихся педагогами и родителями. Опросник включает характеристики 10 сфер, где учащийся может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной. Экспертам предлагается оценить по четырехбальной системе характеристики указанных сфер, проявления одаренности.
7. Опросник для выявления одаренных учащихся по Е.Н. Задориной Предлагаемый опросник разработан Еленой Николаевной Задориной на основе многофакторной модели одаренности, включает в себя перечни основных параметров различных сфер одаренности: интеллектуальных способностей, творческих способностей (креативности), социальной компетентности, психомоторных способностей, художественной одаренности. Учителям предлагается выявить тех учащихся, у которых эти параметры выражены, и проранжировать их. При этом необходимо сравнить учащихся не одного класса, а всей данной возрастной группы определенного типа школы. При выявлении одаренных учащихся учителям рекомендуется: – обращать особое внимание на тех учеников, чьи способности в школьной деятельности никак не проявились; – не рассматривать сложившееся мнение об ученике как абсолютное, непоколебимое; – обращать внимание на то, что у учащегося могут проявляться способности в различных сферах деятельности. Предлагаемый опросник может быть использован для выявления одаренных учащихся, начиная с первого класса, так как индивидуальные особенности проявляются у учеников с первых дней пребывания в школе. Периодическое оценивание учащихся позволит проследить за развитием их способностей.
Приемы
Прием «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера. Причем вопросы могут быть репродуктивные (на повторении знаний), расширяющие (узнать о предмете что-то новое) и развивающие (несущие исследовательское начало)
Прием «Привлекательная цель» или «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.
Прием «Диалог с текстом»используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание. Например, заполнение кластера.
Прием «Две шляпы критического мышления»,который основан на столкновении двух противоположных мнений.
Технологии
Технология развивающего и проблемного обучения
Технология критического мышления
Технология дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку (проектная и исследовательская деятельность; возможность выбора заданий повышенного уровня сложности; индивидуальные домашние задания)
Средства
Олимпиада как средство выявление одаренности
Социальный проект как средство выявление одаренности
Учебно-исследовательская деятельность как средство выявление одаренности
Дополнительное образование как средство выявление одаренности
Принципы
Принципы выявления одаренных детейПринципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
1. комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей; 2. длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях); 3. анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.); 4. использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п.; 5. подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т.д.). При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества; 6. оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения); 7. преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент. Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения.
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; · принцип возрастания роли внеурочной деятельности; · принцип индивидуализации и дифференциации обучения; · принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; · принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы с одаренными учащимися: · творческие мастерские; · групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися; · факультативы; · кружки по интересам; · занятия исследовательской деятельностью; · НОУ “Искатель” · конкурсы; · интеллектуальный марафон; · научно-практические конференции; · участие в олимпиадах; · работа по индивидуальным планам; · сотрудничество с другими школами, ВУЗами

Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:

  • на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
  • на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
  • на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
  • на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики “самости”, изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.

Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельностиСпособы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности
Основная работа по выявлению способностей обучающихся в учебных заведениях детей лежит, прежде всего, на тех, кто чаще всего с ними взаимодействует – то есть на педагогах.В наше время развить у школьников те или иные способности не представляет больших трудностей. Обилие развивающих методик, секций, кружков предоставляет массу возможностей для многостороннего развития детей.
Способы выявления наклонностей детей · Наблюдение и анализ – позволяет понять, чем больше всего интересуется ребёнок, какие творческие занятия доставляют ему удовольствия, а к чему он остаётся равнодушен. Здесь нужно быть внимательным к познавательной деятельности детей: как правило, они задают больше всего вопросов о том, что интересует их больше всего. Игра. Этот способ определения индивидуальных склонностей больше используется на ранней стадии воспитания и обучения – в дошкольных учреждениях. Однако наблюдения за играющими детьми в более поздний период также способны сообщить много интересного. Насколько, например, развиты коммуникативные навыки ребёнка, доставляет ли ему общение со сверстниками удовольствие, какую роль отводит он себе в детском коллективе, есть ли у него задатки лидера?Условия, способствующие развитию одаренности детей: – гармоничное развитие личности ребёнка, гарантированное широкой творческой образовательной средой школы; – равные возможности для всех учащихся; – профессиональная культура педагогов; – создание ситуации успешности; – мотивация обучающихся; – качество образовательного процесса и индивидуализация обучения; – формирование культуры исследовательской деятельности учащихся; – психологическое сопровождение выявления и развития одаренности учащихся; – взаимодействие семьи, школы и социума.
Основные разновидности способностей, их определение и диагностика Интеллектуальные способности. Предполагают наличие стойкого интереса к окружающей действительности, умения не только собирать, но и систематизировать информацию. Выявить их помогут следующие признаки: · Усвоение большого объёма информации · Богатый словарный запас с минимальным количеством пассивных, неиспользуемых слов. · Умение работать с информацией · Наличие элементов критического мышленияСочетание разнообразных форма работы. Изменение роли ученика. Чтение от начала до конца длинных литературных, исторических произведений, запоминание их содержания, деталей повествования. Быстрое пополнение словаря, анализ и правильное применение новых слов. Устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы, находить различия, классифицировать. Недоверие к одному источнику информации, поиск и изучение альтернативных источников, построение гипотез, изучение и проверка их на практике.
Творческие способности. Выражаются в активном исполь-зовании воображения. Именно воображение влияет на умение ребёнка находить нестандартные решения возникающих проблем, активизирует развитие фантазии и образное мышление. · Гибкость и быстрота мышления · Создание оригинальных идей · Влечение к прекрасному, определение собственной системы эстетических ценностей · Развитая эмоциональная сфераРазнообразие творческих заданий. Развитие умения оперативно ориентироваться в ситуации. Постоянный поиск и изобретение чего-то нового. Оптимальное сочетание творческих и обычных учебных заданий. Творческие работы о художниках и поэтах, писателях, музыкантах и т.д. При обучении создается комфортная психологическая обстановка, формируется способность к эмпатии, терпимость, склонность к рефлексии и самоанализу, чувство юмора.
Специальные способности. Демонстрируют успехи обучающихся детей в специализированных видах занятий и вызваны предрасположенностью к их развитию.Привлечение детей к посещению тематических кружков, участие в олимпиадах и телекоммуникационных проектах по предмету история.

Во-первых, большинство тестов интеллекта и креативности созданы не для выявления интеллектуальной или творческой одаренности, а для других целей. В частности, тест интеллекта Векслера предназначался для определения умственной отсталости, тест структуры интеллекта Амтхауэра – для целей профориентации и профессионального отбора, тест DАT – для прогноза академической успеваемости и т.д. Только два теста предназначались для оценки уровня интеллектуальной одаренности. Это культурно свободный тест Кеттелла (версия С) и одна из версий теста Равена. Но их применимость по отношению к диагностике одаренности также подвергается критике специалистами. Что касается тестов креативности, то показатели дивергентной продуктивности также не является единственными и достаточными индикаторами творческих возможностей ребенка. Во-вторых, многие тесты интеллекта измеряют конкретную (частную) интеллектуальную способность, то есть сформированность конкретных умственных операций. К сожалению, существующие психометрические тесты интеллекта, фиксируя его компоненты, не затрагивают связей между ними, не схватывают саму системность его проявления. В-третьих, данные тестирования интеллекта и креативности сильно зависят от ситуации тестирования, эмоционального состояния ребенка. При этом, чем ребенок одареннее, тем эта зависимость больше. Поэтому психометрические тесты плохо прогнозируют уровень достижений именно одаренных детей. В-четвертых, следует различать данные тестирования и решение о судьбе ребенка. Диагностическая ситуация является следствием влияния многих факторов, поэтому решение должно приниматься с учетом знания причин, приведших к тестовым результатам.

Читайте также:  Cверхчеловеческие способности: люди с необычными способностями, супер способности

СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Природа одаряет каждого известным капиталом. Воспитание должно выявить, в чем этот капитал заключается, и наилучшим образом использовать его.

Проблема способностей — одна из наиболее интересных и важных для педагогической практики. Ее в разных аспектах исследуют психологи, педагоги и методисты. К сожалению, еледует отметить, что последние довольно редко обращаются к этой проблеме, да и психологи слабо помогают методистам в решении практических аспектов этой проблемы. А ведь именно проблемы способностей лежат в основе дифференциации обучения вообще и обучения математике в частности.

Естественно, мы будем говорить в основном о математических способностях, однако для понимания сложных проблем этой теории следует осветить некоторые фундаментальные вопросы теории способностей.

Само понятие «способности»

4.3.1. Прежде всего следует понять, как в психологии трактуют само понятие «способности» и его взаимосвязь с процессом формирования целостной всесторонне развитой личности.

Школа призвана всесторонне развивать всех школьников и тем самым выявлять и учитывать наиболее яркие способности каждого.

Понятие «способности» употребляется учителем в самых разных сочетаниях: «способный ученик», «одаренный ученик», «талантливый ученик», «у этого ученика есть природные способности» , «у него большие задатки» и т. д. В дидактике и методике преподавания математики мы говорим о творческих, исследовательских, познавательных способностях, о способностях к счету или другим видам математической деятельности.

Все это многообразие терминологии заставляет задуматься над сущностью этого понятия.

Понятие «способности» в науке ввел Платон (428-348 гг. до н. э.). Дальнейший вклад сделал во II в. до н. э. Гален. Учение Галена о функциях души развивал Ибн-Сина (Авиценна), который одним из первых поставил вопрос о возможности развития душевных способностей. Фома Аквинский расположил все способности в ступенчатом иерархическом ряду: растительная душа, животная душа, человеческая и внутри последней — ощущение, представление, понятие. Уже в этот, весьма отдаленный от нас период наметились две линии понимания способностей — врожденность способностей и их зависимость от внешних условий. В XVI в. была издана книга «Исследование способностей к наукам», написанная испанским врачом Хуаном Уарте [174], которая переиздавалась около 70 раз. Эта книга привлекла внимание к учению о способностях, связала понятие «способности» с различными видами деятельности.

Философ-материалист Фрэнсис Бэкон в книге «Новая Атлантида» писал: «Природа в человеке часто бывает сокрыта, иногда — подавлена, но редко истреблена. Счастливы те, чья природа находится в согласии с их занятиями».

На этой цитате мы прервем исторический обзор. Из приведенного выше уже ясно, что человечество во все времена интересовалось тайной способностей. Высказывание Ф. Бэкона является той программой, которую мы перед собой ставим: во-первых, необходимо уметь раскрыть природу человека, даже если она «сокрыта»; во-вторых, найти такие формы и методики обучения, которые не подавляли бы способности в целом; в-третьих, найти такие пути дифференцированного обучения, при которых «природа (людей) находится в согласии с их занятиями».

Проблема способностей широко исследовалась и исследуется психологами России.

Одним из основоположников этой теории в нашей стране был

С.Л. Рубинштейн. Он писал: «Под способностями обычно понимают свойства или качества человека, делающие его пригодным к успешному выполнению какого-либо из видов общественнополезной деятельности, сложившегося в ходе общественноисторического развития» [153].

Б.М. Теплов включал три признака в понятие «способности»: «Во-первых, под способностями разумеются индивидуальнопсихологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называются не всякие, вообще, индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к сущности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие „способность” не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» [171].

Последнее замечание спорно, так как знания, умения и навыки, которые уже выработаны у учащихся, также требуют от них определенных способностей.

Очень интересно такое заключение Б.М. Теплова: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности» [171].

С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и многие другие психологи России (А.Г. Ковалев, В.Н. Мяснищев, К.К. Платонов и др.) являются представителями так называемого личностнодеятельного подхода к понятию способностей. Одним из важнейших положений личностно-деятельностного подхода является соответствие нервно-психических свойств человека требованиям деятельности. Учебная деятельность сложна и многогранна, она предъявляет определенные требования к психическим и физическим возможностям учащихся. Если особенности учащегося отвечают этим требованиям, то он способен и на высоком уровне осуществлять учебную деятельность. Если такого соответствия нет, то у него нет способностей к данной деятельности.

За последние годы сформировался еще один подход к понятию «способности», который называют функциональногенетическим (В.Д. Шадриков, Е.П. Ильин и др.). Мы не собираемся сопоставлять эти два подхода. Однако чтобы понять некоторые их отличия, сравним высказывания представителей этих двух подходов.

Интересны высказывания В.Д. Шадрикова, связанные с общепринятым, бытовым толкованием понятия «способности»: «Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины „способный 44 , „одаренный 44 , „талантливый 44 употребляются как синонимы и отражают степень способности. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием „талантливый 44 подчеркивают природные данные человека» [185].

Далее в этой работе В.Д. Шадриков на основании словаря В.И. Даля делает вывод о том, что «понятие „способности 44 определяется через соотношение с успехами в деятельности». Здесь же говорится о том, что «одаренность рассматривается как состояние таланта, как степень выраженности таланта».

Такие наблюдения полезны, но необходимо понять эту проблему глубже.

Широко известно высказывание Б.М. Теплова: «Способности не существуют до деятельности» [171]. В.Д. Шадриков указал на внутреннюю противоречивость этого высказывания: «Если способности не существуют до деятельности, то в деятельности использовать их нельзя, а если способности не только используются в деятельности, но и развиваются, то они существуют до деятельности» [185].

Одной из отличительных черт функционально-генетического подхода к рассмотрению проблемы способностей является признание их генетической обусловленности, врожденности.

В.Д. Шадриков определяет способности как «свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций» [185].

Это определение достаточно сложно для понимания неспециалистов, будем надеяться, что психологи получат в ближайшее время механизмы изучения способностей человека, которые могли бы широко использовать методисты и учителя-предметники. Следует отметить, что указанные два подхода, по мнению психологов, не противоречат друг другу, а, скорее, их дополняют.

Гениальный педагог: как способности влияют на профессию

«Быть гением и обладать исключительными интеллектуальными способностями не одно и то же».

Страсть к совершенству. Самое главное, что нужно знать о гениях — гениальность не равняется интеллекту. «В определенный момент жизни становится очевидно, что умных людей полным-полно. Особенным человека делает воображение. Способность мыслить иначе»

Любовь к простоте. Красота продуктов Apple, конечно, состоит в их простоте.

Умение заставить других сделать немыслимое. Фокус Джобса был в том, чтобы не поддаваться на сомнения и колебания других людей. Наоборот, когда сотрудники или коллеги заявляли, что задача неразрешима, Джобс просто пялился на них, а потом говорил: «Не бойтесь. Вы это можете».

Способность усомниться в других гениях. Лишь оспорив одну из теорий Ньютона, Эйнштейн набрел на теорию относительности.

Уважение к разнообразию. Бенджамин Франклин, по словам Айзексона, обладал качеством, какое люди обычно не ассоциируют с фигурой гения. Его гений проявлялся в терпимости. Он понимал, что общество более разнообразное, более терпимое к каждому человеку будет и более сильным.

Задатки

Задатки – это врожденные, устойчивые психо- и анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.

В качестве задатков выделяются анатомические особенности строения анализаторов (зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, тактильный, вестибулярный) и связанные с ними области коры головного мозга. Задатки являются основой способностей, которые обнаруживаются и развиваются при благоприятных условиях только в процессе деятельности.

Характерно, что на основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности: например на основе хорошо развитого слухового анализатора могут сформироваться разные музыкальные способности: абсолютный слух, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Человек с абсолютным слухом может стать гениальным певцом, гениальным дирижером, гениальным композитором.

Способности

Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, которые проявляются в деятельности и являются условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.

Существуют различные подходы к определению способностей, но наиболее глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым, основателем школы дифференциальной психологии и научным руководителем лаборатории «Психофизиология индивидуальных различий». Согласно его концепции, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.

Способности человека — это лишь возможность для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий:

от того, нужны ли будут эти знания и навыки человеку;

будут ли заинтересованы окружающие его люди (семья, школа, друзья) в том, чтобы он овладел этими знаниями и умениями;

от того, как его будут обучать;

от того, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти знания и умения понадобятся и закрепятся и т.д.

Способности — это возможность, а достигнутый уровень мастерства в том или ином деле — это действительность. Можно ли измерить и развить способности?

А.В. Петровский утверждает, что «способности обнаруживаются только в деятельности, и только в такой, которая не может осуществляться без наличия этих способностей».

«Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать. Только в процессе обучения рисунку и живописи может выясниться , есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, научается видеть прекрасное в окружающем мире».

В настоящее время наука не располагает средствами, при помощи которых можно было бы путем однократного испытания сделать вывод о способностях человека.

Способность существует только в развитии и не существует вне конкретной деятельности человека, а формирование ее происходит в условиях обучения и воспитания.

Самый верный путь определения способностей человека — это выявление динамики успехов в процессе обучения и деятельности.

Уровни развития способностей

Развитие способностей проходит нелинейно, выделяют три уровня их развития:

Одаренность

Это особый уровень развития способностей. Одаренность — системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный человек — это человек, который выделяется яркими, очевидными , иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Талант

Талант — выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов.

Талант — незаурядные способности, которые появляются с приобретением опыта и позволяют добиться успеха в выбранном виде деятельности.

Упрощенно: талант — это то, что получается делать лучше всего. Однозначного ответа на вопрос о генетической предрасположенности к тем или иным талантам нет, но большинство ученых все же склоняются к мнению, что задатки закладываются еще до рождения, формируя одаренность человека. В семье Баха, например, было много способных музыкантов.

Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Например, наличие феноменальной памяти. Так, в медицинской практике описан случай с человеком, который ничего не мог забыть, он дословно мог передать содержание статьи, прочитанной несколько дней назад, и при этом не мог выразить ни одной собственной мысли.

Талант — это определенное сочетание способностей, их совокупность. При относительной слабости какой-либо способности она может быть компенсирована другой.

Гениальность

Гениальность — высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в определенной области или сфере деятельности. Редкое проявление и неординарность гениального человека породили множество попыток объяснения этого феномена. Так, одни относят гениев к медиумам, с чьей помощью некое высшее существо сообщает человечеству результаты своих неповторимых размышлений.

Другие считают, что проявление гениальности связано с определенными нарушениями психики. Например, лихорадочное состояние гениев во время творчества сходно с маниакальным возбуждением, а характерные признаки паранойи (эгоцентризм, повышенное чувство собственного достоинства, излишняя настойчивость в своих действиях, отсутствие угрызений совести, приверженность одной идее) — типичные характеристики гения.

Некоторые психологи полагают, что человеческий мозг несет в себе огромную, пока далеко не используемую избыточность природных возможностей и что гениальность — это не отклонение от нормы, а напротив, высшая полнота проявления природных возможностей.

Но другие говорят о том, что грань между гениальностью и нарушением психики очень тонка и порой может быть размыта.

Читайте также:  Коммуникативные способности: методы развития и диагностика коммуникативных способностей

Талант и гениальность: сходства и различия понятий

Это разные степени развития потенциала человека. Оба эти качества закладываются еще на генетическом уровне, но талант — в виде задатков или способностей, а гениальность — как единственная стратегия развития.

Как показывает история, если для развития таланта требуются определенные условия, то гениями становятся где угодно. То есть, талантливым человек будет благодаря кому-то или чему-то. Гением же он станет вопреки всему. Но вот с какого возраста это произойдет, предугадать невозможно. Иногда уже в зрелом возрасте, после 50 лет, человек проявляет гениальность.

Система способностей

Российская и советская психология — это психология деятельности. Все наши навыки развиваются в деятельности. А что нужно для того чтобы человек выбрал какую-то профессию?

Во-первых, общие способности — благоприятные возможности развития таких особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. К их числу относятся: общий уровень интеллектуального развития, внимательность, память, волевые качества, грамотная речь, работоспособность и др.

Во-вторых, специальные, или профессиональные, способности — возможности к развитию отдельных психических качеств для конкретного вида деятельности: музыкальные, математические, лингвистические, спортивные и т.д. Они предполагают для своего развития упорную и длительную тренировку.

В-третьих, интерес — индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности. Интерес проявляется в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности. Только при наличии этих двух признаков можно считать, что у человека есть тот или иной интерес.

В-четвертых, склонность — стремление заниматься определенной деятельностью, жажда этой деятельности. Это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Склонность — это влечение, интерес к какому-либо занятию.

Общие и специальные способности

Общие способности обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности — это умственные способности: критичность ума, его самостоятельность, глубина, пытливость, быстрота умственной ориентировки, скорость мышления.

В структуре способностей некоторых людей эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у них разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. Люди, обладающие общими (умственными) способностями, как правило, быстро осваиваются в новых видах деятельности, областях знаний, хорошо обучаются.

Специальные способности — это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности.

Выявление и развитие способностей ребёнка

«Способный ребёнок» – такая оценка приятно тешит родителей и родственников ребёнка. Но далеко не всегда понятно, что именно стоит за этими словами. Как педагог понял, что ребёнок не просто успешен в силу своего природного трудолюбия и усидчивости, а обладает определённым набором выдающихся навыков, отличающим его в ряду других детей? Что способствует выявлению индивидуальных способностей детей? Как правильно не только выявить, но и развить эти уникальные качества и навыки?

Что значит способности?

Способности – это универсальный термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей ребёнка, способствующих достижению им успехов в той или иной сфере его деятельности — любых видах творчества, учёбы, спорта и т.д.

Ещё совсем недавно среди педагогов преобладало мнение, что большая часть способностей маленьких детей являются врождёнными, и обусловлены именно генетикой.

Наследственность, безусловно, играет определённую роль в наличии у школьников выдающихся способностей, но многочисленные исследования, проведённые в последние десятилетия, доказали, что большее значение имеет правильное и своевременное выявление индивидуально-психологических особенностей ребёнка, а также создание благоприятного фона для их полноценного и всестороннего развития.

Кто, когда и каким образом может выявить способности ребёнка?

Школа и дошкольные учебные учреждения. Основная работа по выявлению способностей обучающихся в учебных заведениях детей лежит, прежде всего, на тех, кто чаще всего с ними взаимодействует – то есть на педагогах. Однако традиции и методы нашего школьного и дошкольного воспитания таковы, что не предусматривают специальных мероприятий по выявлению индивидуальных склонностей и интересов школьников.

Организация школьного процесса сводится в основном к достижению успехов в обучении, причём обучении, заключённом в рамки школьной программы. Вопросы самопознания, специальные методы работы с индивидуальностью детей в государственных школах сведены к минимуму.

Это приводит к тому, что учитель, анализируя успехи ребёнка, может сказать только о его достижениях в изучении предметов школьной программы. Зацикленность на отличных оценках, как показателе успеха, приводит к тому, что самооценка детей существенно снижается. Это также накладывает отпечаток на развитие личности школьника, способствует образованию у него комплекса неполноценности, низкой самооценки.

Семья. Именно поэтому выявить индивидуальные способности ребёнка лучше всего могут члены его семьи. Ведь только они, в ходе повседневного общения, могут анализировать его интересы, проводить занятия и игры, помогающие определить наличие у него тех или иных наклонностей.

Методы и способы выявления наклонностей детей

  • Наблюдение и анализ – позволяет понять, чем больше всего интересуется ребёнок, какие творческие занятия доставляют ему удовольствия, а к чему он остаётся равнодушен. Здесь нужно быть внимательным к познавательной деятельности детей: как правило, они задают больше всего вопросов о том, что интересует их больше всего.
  • Игра. Этот способ определения индивидуальных склонностей больше используется на ранней стадии воспитания и обучения – в дошкольных учреждениях. Однако наблюдения за играющими детьми в более поздний период также способны сообщить родителям много интересного. Насколько, например, развиты коммуникативные навыки ребёнка, доставляет ли ему общение со сверстниками удовольствие, какую роль отводит он себе в детском коллективе, есть ли у него задатки лидера?
  • Консультация специалистов. Если самостоятельные наблюдения и анализ родителей не дали им возможности определить, сферу интересов и способностей детей, то можно обратиться к специалистам. Существует специальные методы (тесты, опросы), которые обеспечивают выявление интеллектуального и творческого потенциала школьников. Конечно, тест можно произвести и самостоятельно, но всё-таки необходимо, чтобы обработкой его результатов занимались профессионалы.

Основные разновидности способностей, их определение и диагностика

Интеллектуальные способности. Предполагают наличие стойкого интереса к окружающей действительности, умения не только собирать, но и систематизировать информацию. Выявить их помогут следующие признаки:

  • Усвоение большого объёма информации (например, чтение от начала до конца длинных литературных произведений, запоминание их содержания, развития сюжета, деталей повествования).
  • Богатый словарный запас с минимальным количеством пассивных, неиспользуемых слов. Быстрое пополнение словаря, анализ и правильное применение новых слов.
  • Склонность к проактивности (умение просчитывать ситуацию на несколько шагов вперёд и принимать меры необходимые, для её благополучного исхода).
  • Умение работать с информацией (устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы, находить различия, классифицировать).
  • Желание упорядочить информацию (создавать календари природных явлений, коллажи, распорядки дня и т.д.).
  • Наличие элементов критического мышления (недоверие к одному источнику информации, поиск и изучение альтернативных источников, построение гипотез, изучение и проверка их на практике).

Творческие способности. Выражаются в активном использовании воображения. Именно воображение влияет на умение ребёнка находить нестандартные решения возникающих проблем, активизирует развитие фантазии и образное мышление. Каким же образом происходит выявление творческого потенциала детей?

  • Очевиден интуитивный, иррациональный подход к решению тех или иных задач. Интуиция определяет способы действий ребёнка, ему трудно объяснить, почему он решил сделать что-либо, так, а не иначе, тем не менее, интуитивное решение проблемы очень часто оказывается верным.
  • Гибкость и быстрота мышления, умение оперативно ориентироваться в ситуации.
  • Создание оригинальных идей, постоянный поиск и изобретение чего-то нового.
  • Влечение к прекрасному, определение собственной системы эстетических ценностей (любимые художники и поэты, писатели, музыканты и т.д.).
  • Развитая эмоциональная сфера: способность к эмпатии (сопереживание, умение поставить себя на место другого), терпимость, склонность к рефлексии и самоанализу, чувство юмора.

Сенсорные способности. Отвечают за правильное восприятие ребёнком качественных характеристик предметов и явлений, помогают найти этим знаниям практическое применение в жизни.

  • Свободное владение разнообразными практическими навыками (умение шить, вязать, изготовить полезную вещь для дома или игрушку для младших членов семьи).
  • Любовь к процедурам ухода: за маленькими детьми, заболевшими членами семьи. Интерес к медицинским манипуляциям, овладение практическим навыками по оказанию первой помощи.
  • Желание работать с материалами и инструментами.
  • Практическая сноровка в походных условиях (умение разжечь костёр, установить палатку, правильно и быстро сложить вещи в рюкзак).
  • Интерес к манипуляциям, связанным с уходом за внешностью: изучение навыков парикмахеров и визажистов; желание создавать и демонстрировать собственные варианты макияжа и причёсок.

Перечисленные виды способностей относятся к общим способностям, то есть показывают успехи ребёнка, которые могут проявляться в универсальных сферах его деятельности (обучение в школе, и спортивных секциях, работа по дому, изучение ремёсел).

Специальные способности. Демонстрируют успехи обучающихся детей в специализированных видах занятий и вызваны предрасположенностью к их развитию.

СпособностиНаклонности ребёнка
Способности к точным наукам (математика, физика, химия)Склонность к вычислениям, измерениям, анализу и упорядочиванию, свободное оперирование символьной системой, выявление логических связей в рассматриваемых процессах.
МузыкальныеЛюбовь к различным видам музыкального искусства: вокалу, игре на музыкальных инструментах, способность запоминать и воспроизводить мелодии, попытки сочинять песни и мелодии самостоятельно.
ЛитературныеИнтерес к художественной литературе, самостоятельное чтение книг внешкольной программы, попытки написать собственное литературное произведение, способности к декламации.
Театрально-художественныеЛюбовь к подражанию, исполнению пантомим, придумыванию и образному воплощению ролевых игр.
Способности в сфере изобразительного искусстваУмение рисовать, лепить, чертить, создавать поделки собственными руками.
ТехническиеИнтерес к устройству различных агрегатов, навыки работы с механизмами и сложными аппаратами.
СпортивныеХорошо развитая координация движений, ловкость, сноровка. Физические нагрузки переносятся легко, тренировки посещаются с удовольствием.
Социальные, коммуникативныеОпределяют уровень свободного взаимодействия ребёнка в коллективе: умение договариваться, способность вовлечь в игру остальных, влиять на других детей во время игр и занятий.

Развитие детских способностей

В наше время развить у школьников те или иные способности не представляет больших трудностей. Обилие развивающих методик, секций, кружков предоставляет родителям массу возможностей для многостороннего развития своих детей.

Однако педагоги часто наблюдают следующее противоречие: родители готовы способствовать развитию тех детских наклонностей, которые в будущем, по их мнению, смогут обеспечить ребёнку престижную профессию и позволят достичь определённого жизненного успеха.

Казалось… Оказалось?

Так, например, усиленно развивая математические способности у ребёнка-сенсорика, родители желают со временем увидеть в нём успешного программиста или финансового аналитика. Но вероятность того, что в будущем они окажутся разочарованы, достаточно велика.

Скорее всего, даже окончив нужный вуз по этой специальности, потенциальный программист не достигнет ожидаемых успехов на этом поприще, и займётся другим видом деятельности.

А вот если родители будут ориентироваться на развитие истинных потребностей ребёнка, и в случае ярко выраженных у него сенсорных способностей будут стимулировать их совершенствование, то вероятность того, что ребёнок оправдает их надежды, став врачом, ветеринаром, популярным парикмахером или известным шеф-поваром окажется достаточно большой.

Помните, что только понимание истинных потребностей детей способствует гармоничному развитию заложенных в них способностей, максимально раскрывает и реализует их возможности и таланты.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Как выявить и развить способности у ребёнка рассказывает специалист:

Как выявить и развить творческие способности у учащихся.

Все дети с раннего возраста очень любознательные. Каждый ребёнок в чём-то талантлив. Одни хорошо поют, другие прекрасно рисуют, третьи замечательно танцуют. Способности бывают двух типов: общей и специальной. И каждый из этих типов имеет свои виды одарённости. Все виды одарённых детей связаны между собой, всё зависит от определённого уровня развития умственных способностей ребёнка.

Дети с особыми возможностями опережают своих сверстников в развитии. Но бывают случаи, когда отдельные способности не сразу проявляются. Главная задача педагога состоит в том, чтобы разглядеть и раскрыть способности ребёнка в той или иной области. Для выявления способностей существуют тесты. Тесты помогают педагогу быстрее узнать потенциал учащихся. Вместо традиционных тестов предлагается глубокий качественный анализ различных проявлений одаренности, ее отличительных особенностей, характерных для данного ребенка. Необходимо учителю изучить индивидуальный путь развития ребёнка. Большая часть детей раскрывают свои возможности постепенно. Выявление одаренности проводится не в узкой зоне, связанной с задачами школьного обучения, а в широком пространстве различных видов деятельности, в которых могут проявиться способности ребенка. Выявление способных детей — долги по времени процесс, связанный с анализом развития каждого ребенка. Индивидуальное раскрытие способностей через однократное тестирование невозможно. Вместо одноразового отбора способных детей, необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск таких детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования), либо в процессе индивидуального образования (в условиях общеобразовательной школы).

При выявлении способных детей необходимо разделить:

1. актуальный уровень развития способностей, достигнутый на данном возрастном этапе;

2. особенности конкретных проявлений способностей, связанные с попытками их реализации в различных видах деятельности;

3. потенциальные возможности ребенка к развитию.

Просмотр содержимого документа
«Как выявить и развить творческие способности у учащихся.»

Как выявить и развить творческие способности у учащихся в начальной школе.

“Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –
видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый
день они заново придумывают свою жизнь. Они любят
экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего
мира с удивлением и восторгом”. (П.Вайнцвайг)

Творчество – это создание чего-то нового, совсем неизведанного. В настоящее время исследования ученых говорят о том, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма и нужно использовать эти возможности, которые дала ему природа. Хороший учитель умеет видеть задатки креативности в детях. Одной из важнейших задач его является развитие творческих способностей обучающихся.

Находясь в постоянном поиске, стараясь подходить творчески к учебному процессу, я, как учитель, мечтаю увидеть в каждом своём ученике, прежде всего доброго, отзывчивого, любящего всё прекрасное вокруг человека. Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать. “Тайна возбуждает творчество” – сказал А. Эйнштейн. Творчество всегда самодеятельно, успех достигается на основе увлечённости. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и учителю, и ученику.

Одна из главных целей в моей работе с детьми – это научить учащихся мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к творчеству, делает его привлекательным для всех. Каждый урок – это исследование, это поиск. Дети учатся анализировать, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Выполняется основная задача начальной школы – разбудить мысль каждого ученика. В каждый урок включаю элементы проблемности, задания, активизирующие эмоциональный фактор, требующие самостоятельного поиска. Для расширения визуального ряда учащихся на уроке использую компьютерные презентации, составленные по материалам урока. Для меня нет второстепенных предметов, у меня все предметы главные. И уроки технологии, которые я провожу 2 раза в неделю, помогают мне в развитие творческих способностей учащихся.

К каждому уроку ставлю задачи:

развитие у детей творческого воображения, умение в обычном видеть необычное;

пробуждение интереса к современным инструментам творческих задач.

Уроки направлены на развитие познавательной активности, творческих способностей, воображения, фантазии учащихся. Подбираю интересные и понятные для них темы для логического мышления.

Решая любую проблему, человек может идти двумя путями:

применять типовые решения, общепринятые схемы (исполнительский уровень);

изобрести (создать, спроектировать) новый способ достижения цели или все элементы выполнить по-новому своеобразно (творческий уровень).

Я считаю, что каждый ученик вправе выбирать свой путь работы. И радостно, когда второй путь выбирает большее количество детей.

На уроках дети работают как индивидуально, так и в творческих группах. Работа творческих групп над коллективными проектами имеет большое воспитательное значение для развития художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории, традициям, для профессиональной ориентации. На занятиях дети получают навыки организации труда, основы трудолюбия, бережного отношения к инструментам и материалам, а также к результатам своей работы, учатся работать в коллективе. Создание красивых вещей – процесс творческий, а творчество основано на мастерстве. Ребенку предоставляется возможность почувствовать себя создателем, творцом, выполняя творческие задания. Я стараюсь научить детей закономерностям изготовления поделки, ведь тогда они смогут самостоятельно изготовить её ещё не раз. Считаю, что каждой поделке необходимо придавать практическое назначение: она должна стать либо наглядным пособием, или выставочным экспонатом, подарком к празднику или любимой игрушкой. Дело, которое хорошо получается, создаёт положительные эмоции и приносит моральное удовлетворение работающему. Успехи, достигнутые детьми, создают положительное отношение к ним со стороны сверстников, снимается психологическая напряженность.

На уроках технологии часто применяю творческие игры. Творческая игра способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, умение находить решения в нестандартной ситуации. “Не мыслями надобно учить, а учить мыслить”, – говорил Э. Кант. Для этого приучаю своих учеников видеть, чувствовать, развивать самостоятельность, инициативу, т. е. качества, сопутствующие творчеству и обуславливающие развитие познавательной активности.

На уроках часто звучат загадки, загадки на договаривание, подготовленные мною или детьми, отгадав которые дети узнают, с какой поделкой будут работать, определяют тему урока.

Предлагаю ряд познавательных задач, позволяющих целенаправленно осуществлять работу по развитию логического мышления детей.

Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы.

В словах, которые я назову, запоминайте первую букву.

Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока. Например, аппликация “Море” – мама, Оля, рак, енот. “Чудо – дерево” дождь, ель, радуга, ехать, ведро, озеро

Отгадай буквы, прочтёшь слово
Звонкий Г, глухой – …

Предпоследняя буква в слове “стол”.
Стоит за буквой П.

Буква похожа на баранку
Третья буква алфавита

Дружит в паре с буквой Г
Гласный звук в букве Я

Диктант помогает определить, сколько деталей будет в новом изделии. В любом предмете, почти на каждом уроке есть понятия, которые можно выразить в виде числа. Называю слово, прошу посчитать в нём количество букв и предлагаю совершить действие между полученными числами.

Например: к числу букв в слове “молоко” прибавьте количество букв в слове “рог”, прибавьте количество букв в слове “цветок” (6 + 3 + 6 = 15).

Упражнение используется на этапе определения темы урока для развития логического мышления. Задание: в каждом ряду три слова по определённому основанию связаны между собой, а четвёртое – отличается. Найдите его, ответ обоснуйте.

1. Корова, медведь, лиса, заяц.

2. Дуремар, Мальвина, Петушок, Пьеро.

3. Ромашка. Василёк. Дюймовочка. Сирень

4. Машина, самолет, автобус, троллейбус.

5.Яблоко, персик, огурец, груша.

Использую анаграммы на этапе изучения нового материала для тренировки быстроты реакции, сообразительности, внимания.

Как можно быстрее поменяйте буквы в слове местами и получите нужное слово.

Например: НОЛС – слон, ОРУК – урок, РАУССТ – страус, – РАЖИФ – жираф

Задания на выделение существенных признаков понятия.

указка от карандаша;

лист березы от листа клена.

Чем похожи слова каждой группы? Как можно, одним словом назвать каждую из предложенных групп?

а) Шоссе, дорога, тропинка.

б) Город, деревня, поселок.

в) Иголка, ножницы, циркуль.

Творческое задание целесообразно использовать на этапе рефлексии. Необходимо определить вид логической связи и на этом основании вместо знака вопроса написать ответ.

2. Имена существительные.

Следует отметить, что многие каноны – это сложные и подлинно творческие задания. Развивающие каноны могут легко и органично вписаться во все методики обучения, направленные на активацию творческого потенциала школьников. Решение многих канонов требует привлечения целого комплекса знаний и умений, извлечение необходимой информации из различных отраслей знаний, умения сопоставлять, анализировать, и, таким образом, позволяет гораздо более полно создавать условия для развития логического мышления учащихся.

По определению назови слово:

– водяная, зелёная, квакающая;

– маленькая, пугливая, компьютерная;

– интересная, толстая, библиотечная.

Придумай два аналогичных примера.

Кроме быстроты реакции тренирует произвольное внимание.

Обозначим следующие буквы цифрами:

ЕЛ Р Б Ф А Ь О Г

1 2 3 4 5 6 7 8 9

98312715, 46312715, 312715 – прочитай слова (рельеф, барельеф, горельеф)

Этот вид работы можно использовать на уроке при введении словарных или новых слов. Выписанные с затруднением, они намного лучше запоминаются.

Детям предлагается неправильно решённая проблема: изделие с ошибками, неверно выполненный чертёж, информация, план работы, перепутана последовательность действий и т. д. Условие: найди все ошибки. Мотивируй свой ответ.

Упражнения, тренирующие память, внимание, воображение рождают детскую смелость, веру в свои силы. Результат работы – изумительные детские творения, с которыми знакомятся родители на классных родительских собраниях, праздниках, ученики других классов, дошкольники на выставках. Творчество детей не оставляет никого равнодушными. Результаты участия в конкурсах, выставках позволяют сформировать у детей адекватную самооценку, устойчивый интерес к труду и способность к их дальнейшей социальной адаптации.

Потребность выдумывать, творить – особенность моих воспитанников. Детей привлекает тема “Мы исследуем, изобретаем, конструируем”. Важно поддержать эмоциональный настрой. Это возможно, когда в классе идет живая беседа. Именно в процессе беседы рождаются мысли, возникает желание поделиться чувствами, переживаниями. Дети активно включаются в работу, обобщают, оценивают, делают выводы, делятся мыслями, рассуждают. Все это результат подготовки ребенка к уроку. Дети стремятся сами подготовить творческое домашнее задание (например, подбирают загадки к теме урока, ребусы, составляют кроссворды, вопросы по теме, рисуют проект изделия). Им нравится быть в роли автора. Ребята развиваются в поисковой деятельности. Много работают с дополнительной литературой.

Своё творчество дети активно используют на уроках. Ребёнку предоставляется возможность почувствовать себя создателем, творцом, выполняя творческие задания. Например, 1 класс: “Изделия из природных материалов”, “Создание художественных образов из готовых форм”; 2 класс: “Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе”, “Изделия из солёного теста”, “Объёмная аппликация из бумаги. Коровка”; 3 класс: “Пластилиновая живопись”, “Нитяная графика” – эту технику чаще всего называют “изонить”.

Её освоение начинается с тренировочных упражнений. Эскизы своих будущих композиций сначала дети выполняют на бумаге. Несмотря на то, что это трудная работа, она несет большую коррекционную значимость, т.к. здесь идёт развитие мелкой моторики рук, развитие пространственных представлений, зрительного восприятия. 4 класс: “Вышивание”, “Творческие работы в смешанной технике”. Много работ выполняют в технике оригами, модульное оригами, квиллинг. Главное – вера в ребенка, уважение его как личности, стремление помочь ему в достижении успеха.

Это желание и потребность ребят в творческой деятельности достигается благодаря предоставленной свободе для самовыражения. Интересные рассуждения детей при анализе изделия, их эмоциональность, самостоятельность в высказываниях говорят о том, что они действительно “творцы”. В речи дети используют выражения “я удивлён”, “я поражён”, “я хотел бы помочь”, “я надеюсь”. Видна непосредственная связь между самодеятельным творчеством моих учеников и их возросшим интересом, самостоятельностью суждений.

Благодаря трудовой деятельности, реализованной именно на творческих достижениях, удаётся добиться устойчивого интереса учащихся к урокам, развития творческого потенциала и как конечная цель – воспитание личности по-настоящему творческой, ведь каждый человек должен побывать в ситуации успеха. И я стараюсь в этом помочь своим ученикам.

1.Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. – Фрунзе, 1990. – С. 2-18.

2.Гин А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999.

3.Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978.

4.Манина О.В. Уроки логики как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников. // Начальная школа. – 2008, № 4, с. 63-65.

5.Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником…: Методика для развития творч. воображения детей дошк. возраста / Пед. центр “Эксперимент”. – Рига, 1994.

6.Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся. // Начальная школа. – 2001, № 10 с. 34-37.

7.Одаренность детей: выявление, развитие, поддержка. Экспресс-учеб. пособие для спецкурса. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ “Факел”, 1996.

8.Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. о-во России, 2000.

–>Сайт преподавателя биологии Ломакиной Дины Михайловны –>

Критерий II.

«Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях (если деятельность педагогических работников связана с направлениями педагогической работы, по которым такие мероприятия проводятся)»

К2.П1.Показатель «Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой деятельности»

К2.П1.1.Организация работы с обучающимися, имеющими способности к научной (интеллектуальной), творческой деятельности

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; во внеурочное время, в группе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Система работы преподавателя Ломакиной Д.М. с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей;
  • развитие творческих способностей на уроках;
  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Ломакина Д.М. проводит диагностику одаренности используя классические тесты Г. Айзенка, Э. Беннета, Р. Амтхауэра.

Определив таких ребят, учит их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся использует творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. На всех этапах урока биологии использует дифференциацию: для способных детей более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними данными.
Старается показать учащимся, что знание биологии необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого использует беседы, конкретные примеры, эксперименты.
Систематически проводит уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи естественнонаучного содержания, доклады учащихся, практические работы, проектные работы, уроки-экскурсии на экологическую тропу в природу. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу.
Большое внимание придает вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по биологии. Регулярно в лицее проводятся неделя химии и биологии, на которой учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах: «КВН», «ЧТО? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Форс мажёр»
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.

Работу по подготовке к олимпиадам лицейного, муниципального, регионального, всероссийского, международного уровней проводит в течение всего учебного года. С талантливыми детьми занимается после уроков: решают нестандартные задачи, создают исследовательские работы, проекты. (Выписка из приказа№20, стр. ; Справки о работе с одаренными детьми, стр. ;Справка о тарификации, стр. ; График проведения консультаций, стр. )

Учащиеся участвуют в исследовательской работе. Такая форма работы очень эффективна, поскольку позволяет удовлетворить все возрастающие интеллектуальные потребности одаренного ребенка, исследовать именно ту проблему, которая в данный момент интересует. Ребята с удовольствием работают над выбранными темами и успешно участвуют в региональных и всероссийских конкурсах научно-исследовательских работ.

О результативности организации работы с детьми, которые обладают повышенными интеллектуальными способностями, следует судить по индивидуальному продвижению обучающихся.

О индивидуальных достижениях учащихся свидетельствует следующая таблица:

Ссылка на основную публикацию