Шпаргалка логопеда для родителей

Упражнения со специальной литературой.

В настоящее время ассортимент методических пособий огромен. При выборе нужно ориентироваться на издания с яркими иллюстрациями, они привлекают внимание и поддерживают интерес у ребенка.

Если ваш малыш выговаривает все звуки, но испытывает трудности в согласовании слов и в пересказе или имеет скудный словарный запас, то отдавайте предпочтение литературе : Н.В. Нищева «Обучение детей рассказыванию с опорой на картинки», Н.Э. Теремкова «Я учусь пересказывать», Н.Э. Теремков «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», О.А. Новиковская «Логопедическая грамматика».

* Разрешайте ребёнку самому застегивать и расстегивать пуговицы, откручивать и закручивать крышки у пластиковых бутылок.

Шпаргалка логопеда для родителей

Консультации логопедов “Родителям на заметку”

1. В настоящее время все больше детей имеют нарушения в речи. Многих родителей интересует, возможно ли исправить недостатки речи, не прибегая к помощи специалиста? Мы попробуем помочь вам! [показать/скрыть]

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере родных, близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал правильную отчётливую речь, на примере которой формируется его собственная.
Наличие у ребёнка выраженных нарушений в речи обычно сказывается на всём его психическом развитии. Общий ход психического развития ребёнка в этом случае, безусловно, замедлится, что неизбежно скажется на всём процессе его школьного обучения и дальнейшей жизни.
Много неприятностей доставляют и так называемые вторичные психические наслоения, которые нередко возникают как реакция на речевой дефект. Появление такого рода психических наслоений является результатом многократно испытанных ребёнком неудач в ходе речевого общения, а также неправильной реакции окружающих на его речевой дефект (насмешки, передразнивания). Именно из-за вторичных психических наслоений иногда даже сравнительно небольшие дефекты речи, страдающие этими дефектами, воспринимают как самое настоящее несчастье, особенно это, усиливается с возрастом.
Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети, если они страдают какими-то речевыми расстройствами, не таили на вас обид в течение всей их дальнейшей жизни.
& Сделайте всё от вас зависящее, чтобы привести речь ребёнка к норме – пусть ничто не мешает ему полноценно учиться, работать и жить.

Как организовать логопедические занятия дома?
Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь. Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться:
– Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
– «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.).
– Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки).
– Разрезные картинки из двух и более частей.
– Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».
– Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д.
– Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий. Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры! Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом. Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

Советы логопеда
– Разрезные картинки из двух и более частей. Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся: игры на развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день), игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха, игры на формирование лексико-грамматических категорий.
Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики. Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания. Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые занятия (например, на формирование лексико-грамматических категорий) можно проводить по дороге домой. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 – 20 минут. Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.
Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту. «Когда же можно все успеть?» – спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Возможно, другие педагоги посчитают это неправильным, ведь именно в такое вечернее время ребенок устал и его внимание рассеяно. Проверено! Чтение перед сном становится любимым занятием малыша – ведь еще 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами. Желательно, чтобы тема литературного произведения совпадала с лексической темой недели.
Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками. Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их. Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Лучше еще раз просто сами повторите образец произношения этого слова.
Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии.
Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребенок не воспринимает их в том виде, в каком они будут предложены вам.

2. Многих молодых родителей волнует вопрос, когда ребенок должен начинать говорить, что нужно сделать для того, чтобы малыш быстрее заговорил?
Специалисты в области логопедии готовы ответить на ваши вопросы. [скачать “Как научить ребенка говорить?”]

3. Мяч и речь. Практикум для родителей. [скачать]

4. Развитие речевых навыков детей раннего возраста. Упражнения для занятий по развитию речи. [скачать]

5. Применение cу–джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста [скачать]

6. Родителей очень часто волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Ни для кого не секрет, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Как же развивать мелкую моторику?
[скачать]

7. С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Дети с трудом овладевают русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Стойкое нарушение чтения называют ДИСЛЕКСИЕЙ, письма – ДИСГРАФИЕЙ. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него нет. Почему не каждому дается грамота? [скачать]

8. Рекомендации при заикании [скачать]

9. Артикуляционная гимнастика [скачать]

10. Профилактика дисграфии [скачать]

11. Пословицы в развитии речи дошкольника [скачать]

12. Мастер-класс для родителей воспитанников по теме: «Играем пальчиками» [скачать]

13. Упражнения для развития логического мышления у дошкольников 6-7 лет [скачать]

14. Речевые упражнения для дошкольников, способствующие успешному овладению родным языком [скачать]

15. Артикуляционная гимнастика – основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников [скачать]

16. Поиогаем детям вместе! [скачать]

17. Формирование связной речи при составлении рассказов [скачать]

18. Как развитие мелкой моторики рук влияет на речевое развитие? [скачать]

19. Ребенок из Зазеркалья. Как распознать, что ребёнок- левша? [скачать]

20. Возрастные особенности развития речи детей 3-4 лет [скачать]

21. Как стимулировать речевое развитие ребенка? [скачать]

22. Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики [скачать]

23. Дыхательная гимнастика [скачать]

24. Леворукий ребёнок [скачать]

25. Готовим руку к письму [скачать]

26. Подготовка руки ребенка к письму в школе [скачать]

27. Упражнения для тренировки речевого дыхания [скачать]

28. Заикание (памятка для родителей) [скачать]

29. Памятка родителям для поступления ребенка в школу [скачать]

30. Почитай мне мама! [скачать]

31. Формирование навыков «внимательного» чтения [скачать]

32. Рекомендации при заикании [скачать]

33. Упражнения для развития подвижности губ [скачать]

34. Правила и упражнения в плавной речи [скачать]

35. Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения в семье [скачать]

36. Развитие речи детей в раннем возрасте (1-3 лет) [скачать]

37. Распространенные ошибки родителей, пагубно влияющие на речевое развитие ребенка [скачать]

38. Развитие мелкой моторики [скачать]

39. Как помочь ребенку заговорить? [скачать]

40. Технология БОС – технология здоровья [скачать]

41. Многозначные слова как способ обогащения словаря учащихся [скачать]

42. С какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом? [скачать]

43. Развитие речи детей в раннем возрасте (1-3 лет) [скачать]

44. Рекомендации родителям для преодоления заикания [скачать]

45. Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда [скачать]

46. Советы учителя-логопеда по развитию речи младших дошкольников [скачать]

47. Уважаемые родители предлагаю Вам познакомиться с РЕЧЕВЫМИ ИГРАМИ ПО ДОРОГЕ ДОМОЙ. [скачать]

48. Пособия, для проведения дыхательной гимнастики, своими руками. [скачать]

49. Артикуляционные упражнения для детей старшего дошкольного возраста. [скачать]

50. Артикуляционные упражнения для детей раннего возраста. [скачать]

51. Как надо вести себя с ребенком, который начал заикаться. [скачать]

52. Памятка для родителей «Приемы автоматизации звука [р] в домашних условиях». [скачать]

53. Обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста. [скачать]

54. Развиваем речь ребенка в возрасте 2-4 лет. [скачать]

55. Развитие фонематического восприятия. [скачать]

56. Роль родителей в развитии речи детей старшей и подготовительной групп. [скачать]

57. Советы учителя-логопеда по развитию речи младших дошкольников. [скачать]

58. Речь ребенка в 5-6 лет. [скачать]

59. Как сделать свой голос красивым. [скачать]

60. Игры по дороге домой 5-6 лет. [скачать]

Как организовать логопедические занятия дома?
Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь. Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться:
– Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
– «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.).
– Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки).
– Разрезные картинки из двух и более частей.
– Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».
– Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д.
– Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий. Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры! Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом. Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

Письмо-памятка учителя-логопеда для родителей

2. Вдох через нос, выдох через рот.
Вдох – глубокий, выдох – длительный, плавный.

Рекомендации логопеда родителям Шпаргалка для родителей по развитию речи.

    Ирина Ефремова 3 лет назад Просмотров:

1 Рекомендации логопеда родителям Шпаргалка для родителей по развитию речи. Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить: Наша речь состоит из предложений. Предложение это законченная мысль. Предложения состоят из слов. Слова состоят из звуков. Звук это то, что мы слышим и произносим. Буква это то, что мы видим и пишем. Звук на письме обозначается буквой. Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы]. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом. Гласных букв десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё». Шесть гласных букв «а» «у» «о» «и» «э» «ы» соответствуют звукам. Четыре гласные буквы «я» «ю» «е» «ё» йотированные, то есть обозначают два звука: («я» [йа], «ю» [йу], «е» [йэ],«ё» [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» [а], «ю» [у], «е» [э], «ё» [о] (береза, мяч). Согласные звуки звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло. Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ]. Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р]. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»). Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц]. Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ]. Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом. Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

2 Шпаргалка для родителей по развитию речи. 1 Развитию речи способствует ранний отказ от пустышки. Пустышки относительно безвредны на первом году жизни крохи. Если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус. Пострадает и произношение. 2 Развитие речи ускорит переход к твёрдой пище (для правильного формирования челюсти и уклада языка). 3 Озвучивайте любую ситуацию. С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и речь людей (особенно мамы). Недостаток общения может значительно задержать развитие речи. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами. 4 Уважайте попытки ребенка говорить. Встречается крайность слишком активные взрослые, которые за ребёнка всё спросят, ответят, сделают. Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его. 5 Не говорите в пустоту, смотрите ребенку в глаза. Это особенно важно, если ваш кроха чрезмерно активный, постоянно двигается. 6 Не сюсюкайте! То, что слышит ребенок от окружающих, является для него речевой нормой. Если постоянно говорить, к примеру, «какой ты у меня холёшенький», то ребёнок так и будет говорить. Сюсюканье тормозит речевое и психическое развитие. 7 Нечёткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в невоспринимаемую массу звуков. Сначала страдает понимание речи ребенок не улавливает, что от него хотят. А позже начинает говорить смазанно. Возможно появление заикания, так как ребёнок старается копировать ускоренный темп речи взрослых. Поэтому говорите размеренно, четко. 8 То же, но по-разному. Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах. 9 Способствует развитию речи и эмоциональное пересказывание сказок, обязательно сопровождающееся движением (как зайка прыгает, как лисичка крадётся, как ёжик пыхтит и т.п.). 10 Уделите внимание развитию общей и кистевой моторики (центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать рука раздражение в мозге затронет центр речи, простимулирует его работу); игры с мячом, чтобы работал весь плечевой пояс. Помните: только Вы способны помочь ребенку развиваться гармонично.

3 Несколько простых советов родителям от логопеда Делать или не делать? Делайте! Радуйтесь Вашему малышу. Общайтесь со свои малышом, разговаривайте с ним, побуждайте его к ответной речи, и в награду вы получите маленького человечка, смешно коверкающего звуки и слова, но зато такого интересного собеседника! Как гласит народная мудрость: «У говорливой мамы и дитя говорливое». Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно и сочувственно. Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй. Поощряйте любопытство и воображение вашего малыша. Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать. Приобретите диски с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова. Если ребенок начал что-то коллекционировать кораблики, машинки, наклейки или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать. Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения журналов, книг. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?». Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор машины или самолета и т.д. Если ваш ребенок употребляет всего, лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как, приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы. Задавайте открытые вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите: «Что ты делаешь?», вместо: «Ты, играешь?». Говорите, используя правильно построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из двух слов. Рассказывайте короткие рассказы, истории. Затем помогите ребенку рассказать эту историю вам или кому-нибудь еще. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

4 Не делайте! Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка «сюсюкать» с ним. Тем самым вы лишаете его возможности слышать правильное произношение и отличать от неправильного. Это ведет к тому, что у ребенка не вырабатывается слуховой самоконтроль и закрепляет искаженное произношение. С детьми нужно говорить всегда правильно, и таким образом, давать ребенку речевой образец для подражания. Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит. Не задавайте слишком много вопросов. Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату. Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это! Скажи правильно!» Не говорите: «Нет, она не красная». Лучше сказать просто: «Она синяя». Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей. Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание. Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста понимания: всех логических связей; всех Ваших чувств («Мама устала»); абстрактных рассуждений и объяснений. Не сравнивайте малыша, ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок, став взрослым, добился в жизни успеха, сделал блестящую карьеру, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем тогда учите его говорить. Говорить он должен правильно, ведь от этого зависит его будущее. А взрослым следует не критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя помочь ребенку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь заслуга, прежде всего семейного воспитания. И, напротив, недостаточное внимание к речи ребенка нередко становится главной причиной различных дефектов речи. Дорогие родители! Нельзя оправдывать свое халатное отношение к будущему вашего ребенка занятостью и недостатком времени. У вас есть в запасе еще достаточно времени до поступления вашего ребенка в школу. Поэтому необходимо начинать учить малыша говорить как можно раньше! Первые годы жизни самое благоприятное время, когда занятия с детьми принесут богатые плоды, которые при всем желании нельзя вырастить позже. Воспользуйтесь этим временем с пользой.

5 Как учить запоминать стихотворение (Рекомендации логопеда) Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают и стараются запомнить и пересказать. При выборе стихотворного материала надо, прежде всего, обратиться к народному творчеству, использовать народные песенки, шутки, прибаутки, которые отличаются краткостью стиха и простым, четким ритмом, а их герои знакомы детям. При заучивании стихотворных текстов можно пользоваться общими методическими рекомендациями, но вносить определенные поправки с учетом речевых особенностей ребенка: 1. Каждое новое стихотворение взрослый прочитывает дважды. 2. После этого отдельно читается каждая строчка стихотворения, а ребенок повторяет. 3. Далее задаются вопросы по содержанию стихотворения, что помогает ребенку уяснить основную мысль. 4. После этого выясняется, какие слова ребенку непонятны и в доступной форме объясняется их значение. 5. Заучивание стихов помогает развивать у ребенка чувство ритма. Поэтому можно при заучивании стиха отхлопывать или отстукивать его ритм, сохраняя выразительность чтения. При заучивании стихотворения хорошо использовать и некоторые игровые приемы. Читать по ролям. Такое чтение близко к игре-драматизации и воспринимается детьми с большим интересом. Сопровождать чтение стихотворения игрой. Рекомендуется подбирать к знакомым ребенку стихам соответствующие картинки. Картинки выкладываются, а взрослый читает одно из знакомых стихотворений. В целях повторения и лучшего запоминания выученных стихов можно предложить такой прием работы. Выставляются несколько картинок или игрушек. Ребенок должен вспомнить про каждую из них стихотворение.

6 Как должна развиваться речь ребенка в норме? Поговорим о возрастном периоде c 3 до 7 лет. 4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги: по, до, вместо, после; союзы: что, куда, сколько. Словарный запас слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных. 5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до Он активно употребляет обобщающие слова («одежда», «овощи», «животные» и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет, ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе. Внимание! Дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска, и должны быть обязательно консультированы детским психологом и логопедом.

5 Как учить запоминать стихотворение (Рекомендации логопеда) Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают и стараются запомнить и пересказать. При выборе стихотворного материала надо, прежде всего, обратиться к народному творчеству, использовать народные песенки, шутки, прибаутки, которые отличаются краткостью стиха и простым, четким ритмом, а их герои знакомы детям. При заучивании стихотворных текстов можно пользоваться общими методическими рекомендациями, но вносить определенные поправки с учетом речевых особенностей ребенка: 1. Каждое новое стихотворение взрослый прочитывает дважды. 2. После этого отдельно читается каждая строчка стихотворения, а ребенок повторяет. 3. Далее задаются вопросы по содержанию стихотворения, что помогает ребенку уяснить основную мысль. 4. После этого выясняется, какие слова ребенку непонятны и в доступной форме объясняется их значение. 5. Заучивание стихов помогает развивать у ребенка чувство ритма. Поэтому можно при заучивании стиха отхлопывать или отстукивать его ритм, сохраняя выразительность чтения. При заучивании стихотворения хорошо использовать и некоторые игровые приемы. Читать по ролям. Такое чтение близко к игре-драматизации и воспринимается детьми с большим интересом. Сопровождать чтение стихотворения игрой. Рекомендуется подбирать к знакомым ребенку стихам соответствующие картинки. Картинки выкладываются, а взрослый читает одно из знакомых стихотворений. В целях повторения и лучшего запоминания выученных стихов можно предложить такой прием работы. Выставляются несколько картинок или игрушек. Ребенок должен вспомнить про каждую из них стихотворение.

Когда обращаться к логопеду: 14 причин для консультации со специалистом — логопедом по вопросам развития ребенка.

Многие родители осознают, что в дошкольном возрасте следует показать ребенка логопеду и узнать, соответствует ли его речь возрасту. Но часто откладывают этот визит, полагая, что со временем речь ребенка станет четче и лучше.

Что является причиной сходить с ребенком к логопеду? С какого возраста нужно обращаться к логопеду?

Причина 1. Если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета (звуков типа «кххх», «гыгы», «агу», «агы», затем повторяющихся слогов «диди», «гиги», «бубу», «тата»).

В таком случае, уже в год стоит обратиться к логопеду и получить индивидуальные рекомендации. Обязательно необходимо проконсультироваться с неврологом, неонатологом.

Причина 2. Если у ребенка в возрасте 2 -х лет слишком мало слов, еще нет фраз или ребенок совсем не говорит.

Причина 3. Если ребенок не говорит простые звуки или заменяет их другими (Например, «К» заменяет на «Т»).

Причина 4. Если ребенок до 3-х лет говорит на «своём» языке, причем много и активно, а понятных и простых слов почти нет.

Причина 5. Если ребенок все понимает, а говорить не хочет, «очень упрямый».

Причина 6. Если в возрасте 3-х лет вас хоть что-то настораживает в речи вашего ребенка. Вы сравниваете с речью сверстников и слышите разницу.

Не хочу пугать, но видимое родителям упрямство или лень могут оказаться моторными или сенсорными нарушениями. В случае выявления которых необходимо начать коррекционные занятия как можно раньше, чтобы помочь ребенку заговорить или разговориться.

Причина 7. Если в возрасте 4-х и 5-ти лет речь вашего ребенка нечеткая, смазанная, он невнятно говорит, не выговаривает, на ваш взгляд, многие звуки.

Причина 8. Если Ваш ребенок после 4-5 лет многие звуки говорит мягко: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»

Здесь могут быть 2 причины. В одном случае ребенку логопед выявит дизартрию, в другом случае, это могут быть психологические проблемы — так ребенок привлекает к себе Ваше внимание.

Причина 9. Ребенок старше 6-ти лет не произносит правильно какие-то звуки.

К этому возрасту у ребенка полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем быть не должно.

Причина 10. Ребенок начал говорить с запинками, повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается.

Причина 11. Ребенок старше 6 лет не может ответить на вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги.

Причина 12. Если у ребенка в школе проблемы с письмом. Чаще всего учителя это замечают во 2-3 классе.

Если вы заметили раньше срочно к логопеду! Возможно, у ребенка дисграфия или дефицит внимания, в последнем случае поможет психолог.

Причина 13. Если у ребенка даже после легкой травмы начались проблемы с письмом — срочно примите меры и обратитесь к невропатологу и логопеду.

Не хочу пугать, но это могут быть черепно-мозговая травма и другие сопутствующие диагнозы и симптомы.

Причина 14. Если в преддверии школы вы замечаете какие-либо трудности и не уверены, готов Ваш ребенок к школе или нет.

Не допустите наслоения школьных проблем на уже существующие. Еще есть время проконсультироваться с логопедом и исправить ситуацию.

Сегодня уже не обязательно ехать к логопеду домой или в детский кабинет, можно получить консультацию грамотного специалиста, не выходя из дома онлайн.

Здравствуйте! Ребенку 1 год 7 мес. Вообще не говорит ни одного слова. Он гулит и лепечет. Сокращенные гав-гав, би-би даже не собирается говорить. Может говорить «ма-ма», но не как слово, а как слог, и со мной его не связывает вообще. Чаще всего ребенок просто мычит.
Ребенок здоров, родился по шкале Апгар 9/9.
Моя совесть при этом совершенно чиста. Я с самого рождения занимаюсь с ребенком всем, чем только можно (и Ваш просто потрясающий сайт нам в помощь!). И постоянно разговариваю, и вопросы задаю, и не тараторю, и кукольный театр показываю, и читаю, и логопедические распевки пою, и чистоговорки говорю, и скороговорки в медленном темпе, и потешки, даже артикуляционную гимнастику на себе показываю, и пальчиковые игры, и мелкую моторику развиваем, причем она совершенно прекрасна, и творчеством занимаемся, а уж сколько я ему пою — так я ни одной такой мамы не знаю.
И в плане эмоционального контакта и психологического климата в семье — всё тоже очень хорошо!
И ребенок умный, и всё понимает. Невролог пишет «Задержка речевого развития».
В связи с этим мои вопросы:
1) Почему на мам постоянно наводят страх: «Не будете заниматься и общаться с ребенком – он долго не заговорит»? Теперь я в это не верю.
2) Наш невролог собирается активировать речевой центр специальными лекарствами, которые дают людям после инсульта. Что Вы можете об этом сказать?
3) Сейчас идет активная пропаганда очень модного направления в медицине «Остеопатия», якобы это может помочь. Что Вы думаете и об этом?
4) В нашем городе открылся центр развития и коррекции речи. По телевизору выступал директор этого центра. Во-первых, она со 100%-ой гарантией заверила всех, что если ребенок не говорит в 1-1,5 г., то у него ОДНОЗНАЧНО будут проблемы в школе. И в этом центре есть какой-то чудо-аппарат, который надеваешь на голову и он посылает чудо-импульсы в речевой центр (если нужно, могу дать ссылку на видео). Здесь тоже хотелось бы Ваше мнение.

Консультация для родителей “Когда нужен логопед?”

Консультация для родителей

«Когда нужен логопед?»

Логопед для ребёнка одного года нужен , если ребёнок не «гулит», не «лепечет» и не произносит повторяющиеся слоги типа: «баба, мама, диди» и т.п. Стоит сразу же обследовать кроху комплексно. Сначала обратиться к ЛОР-врачу, чтобы исключить глухоту, затем к невропатологу и уже после этого, если два врача ничего не выявили, стоит показать ребёнка логопеду. При логопедической проблеме такое раннее обращение поможет её решить быстро и полностью.

Логопед для ребёнка 2-х лет. Стоит записаться к специалисту, если в активном словаре малыша менее десяти слов, совсем нет фраз или он предпочитает молчать, даже если кажется, что «всё понимает».

Логопед для ребёнка 3-х лет нужен обязательно . В этом возрасте необходимо показывать детей специалисту, даже если родители считают, что всё в порядке.

И точно надо обратиться к логопеду, если ребёнок:

·заменяет один звук другим (к примеру «т» на «к»);

·говорит на «тарабарском» – непонятном для окружающих, своём языке;

·молчит, но всё понимает;

·разговаривает хуже сверстников.

Часто окружающим и близким кажется, что кроха не разговаривает или коверкает язык «из вредности», а при обследовании обнаруживается реальная проблема, которая сейчас мешает заговорить, а чуть позже – правильно развиваться и учиться в школе.

Логопед для ребёнка 4-х лет нужен , если:

·вы ещё ни разу не были у него на приёме,

·речь малыша смазанная, нечёткая, невнятная,

·он не выговаривает пять и более звуков,

·предпочитает молчать, хотя умеет говорить,

·не может поддержать беседу, ответить на простые вопросы,

·речь не развивается – малыш разговаривает примерно так же, как и год назад.

В этом возрасте уже может быть выявлена дизартрия как последствие тяжело протекавшей беременности или родов. Но именно в этом возрасте с нею легче всего справиться.

Логопед для детей пяти лет определённо необходим всегда, когда имеются:
·нечёткая речь,

·нестандартное (слишком мягкое или, напротив, слишком твёрдое) произношение звуков,

·неправильное произношение более трёх звуков,

·гнусавость,
·шепелявость,
·бедный лексикон.

На этом этапе специалист нужен, чтобы установить причину возникших проблем и предложить пути их решения. К примеру, ребёнок может быть переведён из обычной группы детского сада в логопедическую.

Логопед для ребёнка шести лет нужен , если малыш:

·произносит нечётко даже единичный звук,

·не умеет говорить развёрнутыми предложениями,

·отвечает на вопросы только односложно,

·не может составить простой рассказ по картинке,

Срок нельзя пропустить – совсем скоро малыш станет первоклассником, его речь должна быть правильной. Это поможет ему лучше учиться и хорошо ладить со сверстниками, по крайней мере, не подвергаться насмешкам.

Логопед для детей в любом возрасте нужен , особенно если:
·речь была лучше, а теперь ухудшается,

·появилось заикание, «мычание», запинки в произношении слов, повтор звуков;
·возникают проблемы с выучиванием наизусть стихов, текстов на русском или иностранном языке,

·ребёнок не может связанно пересказать рассказ,

·пропускает слоги при чтении,

·пишет «как курица лапой», даже если старается,

·обнаружилось ухудшение речи (к примеру, после травмы),
·появились сложности в общении со сверстниками или взрослыми.

Обратите внимание: ·Первый раз ребёнка нужно показать логопеду в возрасте трёх лет – не позже. Раньше, если есть отклонения от нормы.

После трёх лет и до школы рекомендуется посещать логопеда ежегодно (даже если кажется, что поводов для обращения нет) – так можно своевременно выявить патологию и принять меры к её устранению.

Записываясь на приём к логопеду перед школой, сделайте это пораньше, чтобы иметь резерв времени для устранения проблем, если таковые будут выявлены.

Никогда не сюсюкайте с ребёнком – это замедляет формирование правильной речи. Говорите с ним так же, как и со взрослым – так малыш быстрее и лучше освоит правильное произношение звуков, накопит достаточный багаж слов и научится правильно им пользоваться.

Не раздражайтесь, если кроха переспрашивает одно и то же несколько раз – это ему необходимо для усвоения основных законов речи.

Итак, логопед для детей особенно нужен в возрасте от трёх до семи лет. Однако если есть какие-то отклонения от норм или тревожащие моменты, лучше с визитом не тянуть и обращаться к специалисту сразу, не ожидая наступления регламентированного возраста.

Логопед для детей пяти лет определённо необходим всегда, когда имеются:
·нечёткая речь,

Советы при работе с алалией

Родители ребенка-алалика должны посещать не только логопедические занятия, но и дефектолога. Обязательно им необходима консультация невролога, который выпишет необходимые медикаменты, стимулирующие работу речевых центров. Многие родители утешают себя примерами поздно заговоривших детей без всякой помощи. Но у таких детей имеется большое отставание в речевом развитии: звукопроизношение и слоговая структура искажена, речь непонятна окружающим и т. д.

Если в три года малыш не говорит или общается только простыми фразами – не откладывая, записывайтесь на консультацию к логопеду. Самостоятельно родители не смогут приблизить речевое развитие ребенка к норме. Таким детям часто предлагают специализированный детский сад, а если особо сложная форма алалии, то и вовсе домашнее обучение.

С такими детьми нужно заниматься каждый день, продолжительность занятий зависит от возраста. Обязательными для них являются физиотерапевтические процедуры, полезными будут занятия плаванием. Алалики часто отказываются говорить, потому что они привыкли к тому, что близкие понимают их без слов. Некоторые дети не хотят общаться, потому что для них – это трудный вид деятельности.

Поэтому главная задача родителей таких детей – это стимулирование их к общению.

Это не значит, что нужно просить малыша говорить сразу сложные слова. Важно добиться на начальных этапах любой голосовой реакции. Постепенно повышайте требования к качеству речи. Поощряйте малыша даже за маленькое достижение.

Постоянно комментируйте свои действия. Цель этого не в том, чтобы ребенок все повторял за вами – таким образом, вы расширяете и уточняете его словарь. Больше играйте с ним в сюжетно-ролевые игры – так вы будете проводить коррекционную работу по поведению малыша.

Дети с алалией отличаются повышенной утомляемостью, часто капризничают, у них нет стремления делать все самостоятельно. Родителям нужно сформировать у них необходимые навыки самообслуживания, которые упростят процесс социализации ребенка. Алалия – это сложная речевая патология, поэтому для таких детей создают специальные условия для обучения. Родителям нужно набраться терпения, потому что быстрого результата вы не получите. Но если коррекционная работа была начата рано, и родители выполняют все рекомендации специалистов, то вы сможете максимально скорректировать дефект и интегрировать малыша в нормальную речевую среду.


Постоянно комментируйте свои действия. Цель этого не в том, чтобы ребенок все повторял за вами – таким образом, вы расширяете и уточняете его словарь. Больше играйте с ним в сюжетно-ролевые игры – так вы будете проводить коррекционную работу по поведению малыша.

Курс видео-лекций: Школа логопедии для родителей

Школа логопедии для родителей

Цикл из 16 видео-лекций.

Курс создан на основе цикла вебинаров «Школа молодого логопеда»* и предназначен для родителей, которые хотят глубже погрузиться в логопедию, применительно к своем ребенку.

* с курсом “Школа молодого логопеда” ознакомилось свыше 700 слушателей.

Ознакомившись с лекциями, вы сможете:

– получить представление о причинах возникновения нарушений речи;

– изучить виды нарушений речи;

– узнать способы коррекции;

– отслеживать эффективность работы своего ребенка с логопедом и профильными специалистами.

– лучше понимать механизмы работы логопеда;

– сделать самостоятельную работу со своим ребенком более осознанной и эффективной.

Мы собрали лекции по основным нарушениям, встречающимся у детей с нормальным развитием.

32 часа видео лекций, свыше 40 презентаций, позволят Вам получить комплексное начальное представление о работе логопеда и коррекции различных речевых нарушений, а также, возможно, откроют для вас новую профессию.

Автор курса: Елецкая Ольга Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент, логопед высшей квалификационной категории, преподаватель ЛГУ им. Пушкина. Г. Санкт-Петербург.

В программе цикла:

Видео лекция №1: Откуда берутся нарушения речи и можно ли их предупредить?

Первая консультация логопеда – изучаем анамнез.

Факторы риска при беременности и родах.

Роль наследственности в развитии речи.

Признаки нарушений речи в первые месяцы жизни ребёнка.

Способы построения эффективного диалога с родителями.

Сообщение логопедического диагноза.

Видео лекция №2: Работа речевого аппарата в норме. Нарушения в работе речевого аппарата и их последствия.

Что делает речь плавной, четкой и скоординированной?

Плавность, четкость, скоординированность речи.

Черепно-мозговые нервы. Работа мозжечка.

Ключичное, грудное или диафрагмальное – дыхание для легкости речи.

Небо готическое и аркообразное: в чем разница?

Разница между готическим и аркообразным нёбом.

Работа языка, роль мягкого нёба.

Видео лекция №3: Дислалия

Этиология, механизмы, симптоматика, классификация.

Диагностика. Схема обследования.

Функциональная и механическая дислалия.

Коррекция. Артикуляторная гимнастика. Приемы постановки звуков.

Чем поможет поход к ортодонту?

Подъязычная связка: подрезать или растягивать? Вопросы

Выпали зубы: ставить звуки или ждать, пока вырастут?

Ортодонтия в помощь логопеду.

Способы работы с укороченной подъязычной связкой (подрезание, растягивание), положительные и отрицательные стороны.

Коррекция звукопроизношения у взрослых.

Видео лекция №4: Дизартрия

Этиология, механизмы, симптоматика, классификация.

Диагностика. Учимся различать дислалии, стёртые дизартрии и вербальные диспраксии.

Диагностика дизартрии. Дифференциальная диагностика стёртых форм дизартрии, дислалии и вербальных диспраксий.

Коррекция произношения: принципы, направления, методы и приемы работы.

Особенности коррекции звукопроизношения у детей с ДЦП.

Логопедический массаж. Краткая методология (назначение, сфера применения, приёмы).

Видео лекция №5: Ринолалия

Этиология, механизмы, симптоматика, классификация. Диагностика. Схема обследования ребенка.

Механическая дислалия и ринолалия. Комплексная коррекция ринолалий. Работа логопеда на дооперационном и послеоперационном этапе.

Видео лекция №6: Алалия

Этиология, механизмы, симптоматика, классификация.

Диагностика. Как отличить темповую задержку развития речи от алалии?

Чем отличается моторная алалия от сенсорной? Встречается ли сенсорная алалия в «чистом» виде?

Алгоритм коррекционной работы.

Что нужно поправить кроме речи?

Можно ли избавиться от алалии без последствий для школьного обучения?

Видео лекция №7: Заикание

Этиология, механизмы, симптоматика, классификация.

Диагностика. Тахлалия, брадилалия, полтерн, клаттеринг.

Отличаем заикание от похожих нарушений.

Речевые судороги и их локализация. Коррекция. Обзор методик.

Этапы коррекционной работы. Нормализация темпа речи.

Консультация логопеда в свежих случаях возникновения заикания.

Видео лекция 8: Дислексия

Мифология дислексии. Лень и дислексия.

Возраст установления диагноза.

корость чтения в норме и её нарушения.

Определение уровня понимания ребёнком читаемого текста.

Коррекция. Оптимальный возраст для начала обучения чтению.

Обзор методик обучения чтению: плюсы и минусы.

Видео лекция №9: Дисграфия

Этиология, механизмы, симптоматика, классификация.

Диагностика. Зеркальное письмо и дисграфия.

Возраст установления диагноза.

Отличие оптической ошибки от диспраксической.

Возникновение ошибок на письме у ребёнка с нормально сформированной устной речью.

Целесообразность обучения каллиграфии.

Взаимосвязь неправильного звукопроизношения и ошибок в письменной речи.

Фонематические процессы и навык письма.

Приёмы и способы улучшения внимания.

Видео лекция №10: Дизорфография

Этиология, механизмы, симптоматика, классификация.

Диагностика. Возраст установления диагноза.

Алгоритм обследования ребенка с дизорфографией.

Отличаем дисграфию от дизорфографии.

Аграмматическая дисграфия и дизорфография: сходства и различия. Коррекция.

Схема логопедической работы.

Целесообразность изучения правил родного языка.

Врожденная грамотность – мифы и реальности.

Чувство языка и его участие в коррекционном процессе.

Видео лекция №11: Дискалькулия

Этиология, механизмы, симптоматика, классификация.

Диагностика. Речь и счет: в чем связь?

Возраст установления диагноза.

Алгоритм коррекционной работы.

Особенности подготовительного и основного этапа коррекционно-логопедической работы.

Видео лекция №12: Дисфония

Этиология, механизмы, симптоматика, классификация.

Диагностика. Алгоритм обследования.

Фонопед и фониатр: распределение ролей.

Функциональные и органические расстройства.

Коррекция расстройств голоса.

Можно ли справиться без врача? Когда нужен психоневролог?

Степень необходимости привлечения врача. Помощь психоневролога.

Особенности преодоления нарушений голоса у детей.

Видео лекция №13: Подготовка речевого аппарата к постановке звуков.

Артикуляторная гимнастика – всегда ли нужна? Упражнения активные и пассивные, статические и динамические – в чем разница?

Группы упражнений для постановки разных звуков.

Можно ли обойтись без зондов?

Зонды или зондозаменители?

Всем ли полезен логопедический массаж?

Кто имеет право делать логопедический массаж?

Что такое кинезиологические упражнения и кому они нужны?

Видео лекция №14: Как исправить почерк или ЛОГОКАЛЛИГРАФИЯ.

Эстетические требования к навыку письма.

Технология обучения каллиграфии на логопедических занятиях.

Как лучше писать: «быстро, но криво» или «медленно, но красиво»?

Что делать, если почерк уже сформировался, и «оставляет желать лучшего?» Как исправить почерк? Приемы коррекции (исправления) почерка.

Видео лекция №15: Ребенок не говорит – что делать логопеду?

В каком возрасте ребенку можно и нужно начинать заниматься с логопедом?

Темповая задержка речи или логопедический диагноз?

Почему ребенок молчит?

Как разобраться в причинах задержки речи? Как разговорить молчуна: основные приемы логопедической работы.

Все ли дети смогут заговорить?

Видео лекция №16: Левая или правая: учет «рукости» в работе логопеда.

Межполушарная асимметрия – что это такое?

Правда и вымысел о связи речи и руки или «действительно ли нужно развивать мелкую моторрику?»

Как определить «рукость», «ногость», «глазость» и «ухость» и так ли важно вообще это знать?

Как понять, какая рука – командир?

Переучиваем или оставляем, как есть?

Если переучивать, то зачем?

Если оставить, как есть – то у кого?

Как учить письму левшу?

Все левши – гении – так ли это? Кто такие амбидекстры?

Как проходит обучение?

Продолжительность каждой видео-лекции курса – 120 минут.

Обратите внимание, что на мобильных устройствах лекции могут не воспроизводиться или работать не корректно.

Приобретая курс, вы получаете:

– ссылки на видео-лекции для онлайн просмотра;

– презентацию к видео-лекции, которую можно будет использовать в дальнейшей работе;

Коррекция произношения: принципы, направления, методы и приемы работы.

Логомаг

1.5 Основные задачи логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения №____:

Как работает логопед в школе

Многие родители, отдавая ребёнка с дефектами речи в школу, ожидают, что там с ним будет работать логопед. Однако часто это неосуществимо по вполне объективным причинам. Давайте познакомимся с тем, как работает логопед в школе.

Организация работы логопеда в обычной школе

В общеобразовательной школе организуется логопункт. Часто он один на несколько рядом расположенных учебных учреждений и обслуживает 25 начальных классов. Работает логопед 20 часов в неделю, то есть, 4 часа длится его рабочий день. Вакансия логопеда в школе — отличное начало старта в карьере и её с удовольствием занимают молодые специалисты. Среди них много старательных и обязательных, однако часто амбиции, свойственные молодости, мешают им вовремя проконсультироваться с более опытным специалистом, общаться с родителями.

Работа школьного логопеда регламентирована. С первого по пятнадцатое сентября комплектуются группы и подгруппы тех детей, которые будут заниматься с логопедом в школе. Для этого логопед проводит диагностику устной речи у всех первоклассников, а у 2-4 классов проверяет сформированность письменной речи. С первоклассниками логопед дефектолог работает более внимательно. Сначала он беседует со всеми детьми, отбирая имеющих проблемы. На второй неделе сентября отобранные дети пройдут расширенную диагностику. Из их числа будут выбраны те, кому в первую очередь нужны систематические коррекционные занятия. И если первичный отбор проходит во время уроков, то вторичный — во второй половине дня, часто логопед приглашает для беседы и родителей ребёнка.

Для систематических занятий отбираются 25 детей, остальные записываются в лист ожидания. В первую очередь логопед занимается с теми детьми, которым нарушения устной и письменной речи значительно мешают усваивать школьный материал.

С 16 сентября по 15 мая учитель логопед занимается с прикреплёнными к логопункту детьми. С 16 по 31 мая логопед вновь обследует учеников начальных классов, составляя предварительные списки групп на следующий учебный год.

Как распределяется рабочее время школьного логопеда

К 15 сентября формируется расписание занятий с детьми. При этом распределение по времени следующее:

группа первоклассников — 35 минут;

группа детей 2-4 классов — 45 минут;

подгруппа — 20-25 минут;

индивидуальное занятие 15-20 минут.

Занятия с логопедом проводятся после уроков. Специалист может забирать детей из группы продлённого дня. Или школьников приводят родители после домашнего отдыха (оптимальное время занятий — после 16 часов).

Расписание составляется один раз. Очень нежелательно менять его. При этом каждый ученик посещает занятия три раза в неделю. В некоторых случаях, уроки логопеда могут проходить реже: два и даже один раз в неделю.

Речевая карта школьника

Такую карту логопед бесплатно заполняет на каждого школьника, занимающегося в логопункте. В ней указываются:

класс, фамилия, имя и возраст ученика;

домашний адрес и телефон родителей;

дата, когда зачислен на занятия в логопункт;

успеваемость по русскому (родному) языку;

жалобы родителей, учителей;

заключение сурдолога и психиатра;

данные о развитии речи и общем развитии;

характеристика артикуляционного аппарата и речи;

сформированность навыков фонетического анализа слов, чтения и письма;

характеристика на ребёнка учителя и психолога;

результаты повторного обследование на время отчисления из логопункта.

Основные задачи деятельности логопеда

проводит диагностику отклонений речевого развития у детей;

корректирует нарушения устной и письменной речи, помогая школьникам усваивать учебный материал;

проводит мероприятия, направленные на предупреждение речевых нарушений у учащихся;

логопед для родителей и учителей проводит тематические занятия, помогающие им более умело работать с детьми, имеющими речевые нарушения.

Информация для родителей

Если логопед не зачислил вашего ребёнка на занятия в логопункт в первой половине сентября, то шансов на то, что это будет сделано позже — очень мало. При этом вы имеете полное право получить консультацию логопеда и принять решение о необходимости занятий со специалистом вне школы.

Логопед бесплатно доступен в детских поликлиниках, однако там может быть большая очередь. Выбор платных занятий достаточно широк. Здесь лучше ориентироваться на отзывы и приходить к логопеду, имеющему сформированный положительный имидж.

Вы можете воспользоваться услугами нашего Речевого центра, чтобы найти подходящего специалиста, работающего недалеко от вас или задать вопрос практикующим логопедам.

группа детей 2-4 классов — 45 минут;

Консультация “Рекомендации логопеда родителям по выполнению домашнего задания”

13. Продолжительность одного занятия может составлять от 10 минут и не должна быть больше 15- 20 минут.

Шпаргалка начинающему логопеду. Основные требования к знаниям учителя-логопеда

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

:

    Конституцию РФ, законы РФ, решения правительства РФ и местных органов управления образованием по вопросам образования;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • Возрастную и специальную педагогику и психологию;
  • Анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
  • Методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии детей;
  • Нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
  • Программно-методическую литературу по работе с детьми, имеющими отклонения в развитии;
  • Новейшие достижения дефектологической науки;
  • Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

Распределение рабочего времени учителя-логопеда напрямую связано с формами организации и методами его диагностико-коррекционой, методической и консультативной работы, а также с содержанием специальных (коррекционных) дошкольных программ. Вместе с тем, существуют некоторые общие подходы к планированию деятельности учителя-логопеда в течение учебного года и рабочей недели, которых он придерживается независимо от того, какая коррекционная программа лежит в основе его деятельности.

Так, в начале учебного года (первые две-три недели сентября) поступивших в группу или продолжающих обучение воспитанников. По результатам обследования логопед заполняет индивидуальные речевые карты. В этот же период проводятся обобщение и анализ результатов обследования каждого из детей группы специалистами ДОУ, что делает возможным разработку программы групповой коррекционно-педагогической работы с детьми на учебный год.

При необходимости ( ) в январе, в течение одной, двух недель рекомендуют проводить промежуточное обследование (мониторинг) уровня речевого развития детей с целью выявления своевременного как достижения, так и трудности в реализации индивидуальных коррекционных программ и при необходимости внести в них изменения.

(сентябрь-май) проводится плановая коррекционно-профилактическая работа с детьми, а также консультативно-методическая работа с педагогами ДОУ и родителями воспитанников.

детей проводится в последние недели мая. Его результаты также фиксируются в индивидуальных речевых картах воспитанников, что помогает подвести итоги коррекционно-речевой работы и оценить ее динамику в течение учебного года, представив анализ в форме количественно-качественного отчета.

Июнь – месяц является рабочим месяцем для логопеда. В этот период проводятся только индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми-логопатами, где повторяется и закрепляется пройденный материал.

Современные дошкольные программы воспитания и обучения детей с нарушениями речи ориентированы на активное использование групповых форм работы с детьми, в ходе реализации которых логопед и воспитатели имеют возможность оказывать направленную помощь детям и предлагать адресные индивидуальные задания. Систему логопедического воздействия дополняют индивидуальные занятия с логопедом, а также занятия в микрогруппах (2-3 ч.). В соответствии с видами занятий планируется циклограмма рабочего времени логопеда в течение рабочей недели. Также логопед составляет график работы, который утверждается руководителем учреждения.

Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для учителей-логопедов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях для воспитанников с отклонениями в развитии, а также работающих полный рабочий день в дошкольных группах для воспитанников с отклонениями в развитии, которые находятся в составе образовательных учреждений для детей дошкольного возраста, дошкольных образовательных учреждений составляет 56 календарных дней.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

    осуществлять работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии детей;
  • обследовать детей, определять структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта;
  • комплектовать группы для занятий с учетом психофизического состояния детей;
  • проводить групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций;
  • работать в тесном контакте с воспитателями, взаимопосещать занятия;
  • консультировать педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии;
  • вести необходимую документацию;
  • способствовать формированию общей культуры личности;
  • использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов;
  • реализовывать образовательные программы, обеспечивать уровень подготовки детей, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;
  • соблюдать права и свободы детей, содержащиеся в Законе РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребенка;
  • систематически повышать профессиональную квалификацию;
  • участвовать в деятельности методических объединений и других формах методической работы;
  • выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности противопожарной защиты;
  • обеспечивать охрану жизни и здоровья детей в период образовательного процесса.

Документация и ее ведение для фиксирования коррекционного процесса, который организует и проводит учитель-логопед ДОУ.

С учетом современных подходов и требований к организации логокоррекционной работы с дошкольниками учителю-логопеду рекомендуется оформление следующих документов.

    1. График работы.
  • 2. Циклограмма рабочего времени.
  • 3. Расписание индивидуальных и групповых занятий.
  • 4. Паспорт логопедического кабинета.
  • 5. Заключение ПМПК на каждого ребенка.
  • 6. Речевая карта на каждого ребенка.
  • 7. Журнал обследования речи и движения детей в образовательном учреждении.
  • 8. Сетка занятий на текущий период.
  • 9. Перспективный план работы на учебный год (годовой).
  • 10. Календарно-тематический план фронтальных занятий.
  • 11. Конспекты занятий.
  • 12. Тетрадь индивидуальных занятий на каждого ребенка.
  • 13. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями группы и другими специалистами образовательного учреждения.
  • 14. Табель посещаемости занятий детьми.
  • 15. Отчеты о результатах работы за последние 1-5 лет.
  • 16. Тематические консультации для родителей и педагогов учреждения.
  • 17. Тематика профессионального самообразования.

Примечание : если ученик два раза пропустил логопедическое занятие по неизвестной причине (на уроках в классе присутствовал, а на занятие к логопеду не явился), учитель-логопед ставит в известность об этом классного руководителя и родителей ученика.

2. « :

    1. Протоколы заседаний ПМПК по набору и выпуску детей из логопедических групп – 10 лет;
  • 2. Учебный план на год – 3 года;
  • 3. Справки о результатах проверок коррекционно-логопедической работы – 5 лет;
  • 4. Отчеты логопеда – 5 лет (с 1-4 Основание: приказ Министерства народного образования РСФСР от 20.09.88.№ 41 «О документации детских дошкольных учреждений», решение Коллегии Министерства образования РФ от 12.04.95. «Типовое положение о ПМПК»);
  • 5. Речевые карты детей;
  • 6. Индивидуальный план работы с ребенком;
  • 7. Тетрадь посещаемости детьми индивидуальных логопедических занятий;
  • 8. Тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателей логопедической группы;
  • 9. Индивидуальная тетрадь ребенка (с 5-9 – до решения ПМПК о выпуске ребенка из логопедической группы);
  • 10. Планы (конспекты) групповых, индивидуальных занятий – определяет логопед;
  • 11. Паспорт логопедического кабинета – постоянно;
  • 12. План самообразования учителя-логопеда – до 5 лет (необходим в случае прохождения аттестации на присвоение квалификационной категории);
  • 13. «Журнал учета посещаемости логопедических занятий» с вложенными в него речевой картой обследования устной и письменной речи и отчетом о проделанной за учебный год работе хранится у логопеда до полного выпуска детей, занесенных в этот журнал, т.е. не менее 2-х лет;
  • 14. «Журнал обследования устной и письменной речи учащихся» хранится до окончания школы всеми занесенными в него учениками, т.е. не менее 8 лет. Такой длительный срок хранения обусловлено тем, что в этом документе сделаны отметки о принятых к этим детям мерах. В практике логопедической работы нередки случаи, когда возникает необходимость установить, был ли вовремя выявлен тот или иной ребенок, имеющий речевые нарушения, и какая помощь была оказана этому ребенку;
  • 15. Методические разработки, проекты, пособия, наглядный материал, учебники и т.д., приобретенные на личные средства учителя-логопеда, являются его собственностью.

О логопедическом кабинете общеобразовательного учреждения.

Специализированный кабинет учителя-логопеда представляет одно из звеньев единой системы коррекционной службы в образовании. Он предназначен для оказания своевременной квалифицированной помощи детям с трудностями в обучении.

Адекватность и полноценность функционирования специализированного кабинета учителя-логопеда должна базироваться на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также включать необходимое техническое оснащение. Основной задачей логопедического кабинета является обеспечение условий для оптимального корекционно-развивающего обучения детей с трудностями в обучении.

Материально-техническое и финансовое обеспечение.

Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью не менее 20 кв.м., отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивается специальным оборудованием. На администрацию общеобразовательного учреждения возлагается ответственность за обеспечение оборудованием логопедического кабинета, его санитарное содержание и своевременный и качественный ремонт. Логопедический пункт размещается в помещении общеобразовательного учреждения (в зависимости от местных условий).

Логопедический пункт, организованный в помещении общеобразовательного учреждения, учитывается как класс-комплект при установлении штатов учреждения только в отношении числа ставок рабочего и младшего обслуживающего персонала.

Оборудование логопедического кабинета.

На двери логопедического кабинета должен висеть график работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения.

При оборудовании кабинета необходимо учитывать требования СанПиНа к логопедическим кабинетам:

    1. Естественное левостороннее освещение.
  • 2. Площадь логопедического кабинета должна быть из расчета 4м2 на одного ребенка (не менее 20 м2).
  • 3. Мебель должна соответствовать росту ребенка.
  • 4. Умывальник взрослый с кафельным «фартуком».

Логопедический кабинет должен быть эстетично оформлен, украшен комнатными растениями. Не рекомендуется вешать на стены картины, эстампы, рисунки и таблицы, не связанные коррекционным процессом, так как они отвлекают внимание детей во время занятий и создают ненужную пестроту обстановки.

1. Парты по количеству занимающихся учеников. Подставки для карандашей и ручек. В эти же подставки учитель-логопед перед занятием кладет раздаточный материал.

2. Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.

3. Настенное зеркало 50х100 для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть возле окна. Если нет такой возможности, то его можно повесить на любой другой стене, но со специальным освещением.

4. Дополнительные зеркала 9х12 см по количеству учеников, занимающихся коррекцией звукопроизношения.

5. Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с учеником и два стула – для ребенка и учителя-логопеда.

6. Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов.

7. Фланелеграф или наборное полотно.

8. Фильмоскоп с набором диафильмов и диапозитивов по развитию речи для детских садов и начальных классов школы по родному языку и предмету «Ознакомление с окружающем миром».

9. Экран для демонстрации диафильмов и диапозитивов, расположенный в свернутом виде над доской.

10. Наглядный материал, используемый при обследовании устной и письменной речи учащихся, размещенный в отдельном ящике или конвертах.

– Настольные игры, игрушки, конструкторы.

-Дидактические игры и пособия:

    по развитию мелкой моторики;
  • по развитию психологической базы речи;
  • по формированию словаря;
  • по развитию фонематического слуха;
  • по развитию грамматического строя речи;
  • по звукопроизношению;
  • по звуко-слоговому анализу и синтезу;
  • по развитию связной монологической речи;
  • разрезная азбука (настенная);
  • кассы букв и слогов (индивидуальные).

12. Учебные пособия в виде карточек-символов (например, с графическими изображениями звуков, слов, предложений и т.п.), карточек с индивидуальными заданиями, альбомов для работы над звукопроизношением.

13. Наборы цветных шариковых ручек (синего, зеленого и красного цветов) для каждого ребенка.

14. Полотенце, мыло и бумажные салфетки.

15. Песочные часы. 16. Секундомер.

17. Метроном (прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами. В основном используется музыкантами как точный ориентир темпа при исполнении музыкального произведения на репетиции).

18. Персональный компьютер, магнитофон.

19. Паспорт логопедического кабинета или картотека.
перейти в каталог файлов

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Игры со «звучащим» словом

В своей статье я привожу некоторые примеры игр со «звучащими» словами.

Предварительно рассказать детям, что в русском языке есть такие слова, которые звучат по-разному, но называют одно и то же. Например, «храбрый — смелый». Такие слова называются синонимами.

Игровые пособия и материал для логопедических занятий

Показаны публикации 1-10 из 2783 .
Все разделы | Логопедические и речевые игры

Речевое развитие детей средствами игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича Речевое развитие детей средствами игровой технологии «Сказочные лабиринты игры” В.В. Воскобовича. Всем известно, что для детей, а особенно для детей дошкольников, лучшая форма обучения, это обучение с помощью игры. Очень важно предоставить ребёнку как можно больше возможностей.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика и игра для работы с ребенком «Логопедическая Бродилка» Каждый родитель желает своему ребенку красивой и правильной речи. Один из ее признаков — четкое и чистое звукопроизношение. Для того, чтобы научить ребенка хорошему, качественному произношению, родителям стоит обратить внимание на артикуляционную гимнастику. Что-же все-таки.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика и игра для работы с ребенком «Логопедическая Бродилка» Каждый родитель желает своему ребенку красивой и правильной речи. Один из ее признаков — четкое и чистое звукопроизношение. Для того, чтобы научить ребенка хорошему, качественному произношению, родителям стоит обратить внимание на артикуляционную гимнастику. Что-же все-таки.

Логопедические змейки

Изготовление пособия. Выбрать картинку-змейку, наложить картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Для игры потребуется кубик и фишки. Играть может ребенок с логопедом, а можно организовать игру с подгруппой детей, с которыми осуществляется закрепление произношения одного и того же звука.

Ход игры.

Игроки по очереди бросают кубик – сколько выпало точек на кубике, столько игрок может сделать ходов, четко называя слова с закрепляемым звуком. И здесь также можно выбрать три-пять картинок, составить с ними предложения, посчитать их, согласуя числительные с существительными. Затем можно закрыть или убрать картинки и дать ребенку задание: «Вспомни, какие картинки были на этой змейке» (развитие зрительной памяти).

Картинный материал разрезать по горизонтали, затем по вертикали между одинаковыми картинками (можно заламинировать) и играть как в обычное домино. Разница лишь в том, что вместо точек на домино картинки, и нужно их назвать, согласуя числительное с существительным.

Ссылка на основную публикацию