Определение способности: Как узнать или диагностика способностей

Определение способности: Как узнать или диагностика способностей

Если закончите цитаты из советских фильмов на 14/14, то вы наверняка родились в СССР

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 253 713 365 630 просмотров – 13 марта 2019 Пройти тест

Сможете ли вы пройти тест для разведчиков?

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 409 958 747 822 просмотров – 24 июля 2018 Пройти тест

Узнаете ли вы самых красивых актрис СССР?

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 221 180 396 126 просмотров – 22 ноября 2018 Пройти тест

Лучший в мире тест на четкость зрения и мышления? Сможете пройти?

HTML-кодНикитин Константин Количество прохождений: 271 842 457 067 просмотров – 26 декабря 2016 Пройти тест

Тест по фильмам СССР: Сможете пройти его на все 10/10? (Часть 2)

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 277 039 418 030 просмотров – 04 марта 2019 Пройти тест

У вас должно быть как минимум два образования, чтобы пройти этот тест хотя бы на 9/12

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 249 522 421 632 просмотров – 12 февраля 2019 Пройти тест

Насколько хорошо вы знаете географию России?

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 292 618 417 823 просмотров – 28 января 2019 Пройти тест

Умеете ли вы готовить? Сложный кулинарный Блиц-тест ресторатора Ивана Шишкина

HTML-кодАдминистратор Количество прохождений: 225 394 447 844 просмотров – 01 декабря 2016 Пройти тест

Не называйте себя эрудированным человеком, если не сможете набрать в этом тесте хотя бы 8/10

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 337 792 527 549 просмотров – 29 января 2019 Пройти тест

Сможем ли мы угадать ваш возраст, задав вам 5 вопросов?

HTML-кодНикитин Константин Количество прохождений: 501 525 655 876 просмотров – 20 декабря 2016 Пройти тест

Тест на общие знания, который без ошибок проходят лишь единицы. А получится ли у вас?

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 378 014 550 253 просмотров – 05 марта 2019 Пройти тест

Докажите свою высокоинтеллектуальность, набрав в нашем тесте на общие знания 13/13

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 260 871 431 579 просмотров – 21 марта 2019 Пройти тест

Сможете ли вы пройти этот IQ тест без единой ошибки?

HTML-кодНикитин Константин Количество прохождений: 239 089 344 557 просмотров – 28 декабря 2016 Пройти тест

Тест на эрудицию, который мы с треском завалили. Что насчет вас?

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 583 443 878 532 просмотров – 13 марта 2019 Пройти тест

Простейший тест на IQ из нескольких вопросов

HTML-кодАдминистратор Количество прохождений: 265 928 429 329 просмотров – 09 декабря 2016 Пройти тест

Тест о животных: Угадай зверя по его носу

HTML-кодVyacheslaw Количество прохождений: 307 126 456 064 просмотров – 10 декабря 2018 Пройти тест

Насколько вы эрудированны?

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 219 465 293 684 просмотров – 23 января 2019 Пройти тест

На какое животное вы похожи, когда злитесь?

HTML-кодНикитин Константин Количество прохождений: 588 164 873 645 просмотров – 22 декабря 2016 Пройти тест

Только 4% людей способны пройти этот тест с вопросами различной направленности

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 233 582 377 472 просмотров – 23 августа 2018 Пройти тест

Этот тест определит 5 главных черт Вашего Характера

HTML-кодНикитин Константин Количество прохождений: 226 902 319 565 просмотров – 03 января 2017 Пройти тест

Подписывайтесь на наши странички! Обязательно делитесь с друзьями! Впереди много новых интересных тестов! Ежедневные добавления! Страницы: Яндекс Дзен, ВКонтакте, Одноклассники, Facebook

Популярные тесты

Если закончите цитаты из советских фильмов на 14/14, то вы наверняка родились в СССР

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 253 713 365 630 просмотров – 13 марта 2019 Пройти тест

Сможете ли вы пройти тест для разведчиков?

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 409 958 747 822 просмотров – 24 июля 2018 Пройти тест

Узнаете ли вы самых красивых актрис СССР?

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 221 180 396 126 просмотров – 22 ноября 2018 Пройти тест

Лучший в мире тест на четкость зрения и мышления? Сможете пройти?

HTML-кодНикитин Константин Количество прохождений: 271 842 457 067 просмотров – 26 декабря 2016 Пройти тест

Тест по фильмам СССР: Сможете пройти его на все 10/10? (Часть 2)

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 277 039 418 030 просмотров – 04 марта 2019 Пройти тест

У вас должно быть как минимум два образования, чтобы пройти этот тест хотя бы на 9/12

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 249 522 421 632 просмотров – 12 февраля 2019 Пройти тест

Насколько хорошо вы знаете географию России?

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 292 618 417 823 просмотров – 28 января 2019 Пройти тест

Умеете ли вы готовить? Сложный кулинарный Блиц-тест ресторатора Ивана Шишкина

HTML-кодАдминистратор Количество прохождений: 225 394 447 844 просмотров – 01 декабря 2016 Пройти тест

Не называйте себя эрудированным человеком, если не сможете набрать в этом тесте хотя бы 8/10

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 337 792 527 549 просмотров – 29 января 2019 Пройти тест

Сможем ли мы угадать ваш возраст, задав вам 5 вопросов?

HTML-кодНикитин Константин Количество прохождений: 501 525 655 876 просмотров – 20 декабря 2016 Пройти тест

Тест на общие знания, который без ошибок проходят лишь единицы. А получится ли у вас?

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 378 014 550 253 просмотров – 05 марта 2019 Пройти тест

Докажите свою высокоинтеллектуальность, набрав в нашем тесте на общие знания 13/13

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 260 871 431 579 просмотров – 21 марта 2019 Пройти тест

Сможете ли вы пройти этот IQ тест без единой ошибки?

HTML-кодНикитин Константин Количество прохождений: 239 089 344 557 просмотров – 28 декабря 2016 Пройти тест

Тест на эрудицию, который мы с треском завалили. Что насчет вас?

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 583 443 878 532 просмотров – 13 марта 2019 Пройти тест

Простейший тест на IQ из нескольких вопросов

HTML-кодАдминистратор Количество прохождений: 265 928 429 329 просмотров – 09 декабря 2016 Пройти тест

Тест о животных: Угадай зверя по его носу

HTML-кодVyacheslaw Количество прохождений: 307 126 456 064 просмотров – 10 декабря 2018 Пройти тест

Насколько вы эрудированны?

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 219 465 293 684 просмотров – 23 января 2019 Пройти тест

На какое животное вы похожи, когда злитесь?

HTML-кодНикитин Константин Количество прохождений: 588 164 873 645 просмотров – 22 декабря 2016 Пройти тест

Только 4% людей способны пройти этот тест с вопросами различной направленности

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 233 582 377 472 просмотров – 23 августа 2018 Пройти тест

Этот тест определит 5 главных черт Вашего Характера

HTML-кодНикитин Константин Количество прохождений: 226 902 319 565 просмотров – 03 января 2017 Пройти тест

Преимущества

Можете встраивать тесты на Ваш сайт. Тест показывается нашем и других сайтах. Гибкие настройки результатов. Возможность поделиться тестом и результатами. Лавинообразный (“вирусный”) трафик на тест. Русскоязычная аудитория. Без рекламы!

Создавайте тесты, вставляйте на свои сайты, делитесь ссылкой в социальных сетях и получайте десятки тысяч пользователей. Создавайте тесты для своих сотрудников, учеников, друзей, посетителей вашего сайта и тд – Все БЕСПЛАТНО!

Пользователям

Вам захотелось отдохнуть? Или просто приятно провести время? Выбирайте и проходите онлайн-тесты, делитесь результатом с друзьями. Проверьте, смогут они пройти также как Вы, или может лучше?

Конструктор Тестов ру – это огромное количество интересных и бесплатных тестов на сообразительность, IQ, зрение, знания правил дорожного движения, программирования и многое другое. Если Вам понравилось, обязательно поделитесь со своими друзьями в социальных сетях или просто ссылкой. А еще Вы можете легко создать свой тест и его будут проходить десятки тысяч людей.

Внимание! Наши тесты не претендуют на достоверность – не стоит относиться к ним слишком серьезно!

Как проходит диагностика способностей и интеллекта

Определение диагностики способностей

Главная задача психологической диагностики – это оценивание способностей человека. Даже в глубокой истории успешное овладение профессиональным ремеслом считалось главным критерием при оценке субъекта.

Для диагностики способностей необходимо определить объект и предмет. Здесь нужно дать характеристику, определить структуру. Чтобы провести диагностику потребуется:

  • проведение неглубокого анализа проблемы способностей, теоретические и эмпирические подходы;
  • определить признаки проявления способностей и критерии, которые помогут их выявить;
  • определить методы и методики выявления, оценки, измерения объекта и предмета диагностики способностей. Для этого необходимо провести теоретический анализ методик;
  • определить показатели или шкалы, которые зафиксируют признаки способностей.

Определение 2

Способность – 1) дарование; 2) умение что-либо делать

Близкий к понятию «способность» – термин «талант». Т.е. человек, обладающий талантом, это тот, кто имеет задатки от природы и врожденные способности.

Теплова Б.М. определял способность как индивидуально-психологическую особенность, которая является предпосылкой для легкого овладения деятельностью. Леонтьева А.Н. говорил, что способность является сложившимся элементом и органом для реализации деятельности.

В книгах по психологии способность определяют как систему оптимальных действий, движений, поступков людей. Продуктивность выступает только как подтверждающий факт относительной реализации способностей. Они понимаются как сформированный или только формирующийся образ/система задатков для работы. Образ – это ментальная схема деятельности человека как представление. Отсюда следует:

Способность в психологии – интеллектуальное и ментальное качество личности.

Исследователи психологии трактуют понятие «способность» неоднозначно, что является проблемой. Существует несколько видов подходов.

1. Некоторые представляют их в виде свойств или совокупности свойств и особенностей личности. Такая позиция стала называться личностно-деятельностным подходом. Мясищев В.Н., Ковалев А.Г. понимают способности как ансамбль, синтез качеств человека. Платонов К.К., Мерлин В.С., Теплов Б.М., Крутецкий В.А. – как структуру. Артемьева Т.И. – как характеристику личности. Если способности рассматривать со стороны деятельностного подхода, то содержание представлено в виде усвоения внешних воздействий путем интериоризации, такое определение дали Талызин Н.Ф. и Гальперин П.Я. Голубева Э.А., Лейтес Н.С., Климов Е.А. рассматривали их с позиции концепции индивидуальных различий и определили это как внутреннее образование. Рубинштейн С.Л. сравнивал способности со сплавом природных, сформированных особенностей и свойств человека.

2. Функционально-генетический подход. В данном случае способности выражаются в виде организации познавательных психических функций или свойств познавательных и моторных психических функций. Здесь проводится граница между способностями усвоения и накопленным опытом. Способность трансформируется в интегративное целостное психологическое образование в отличие от личностных образований.

Нередко в книгах можно встретить термин «одаренность», который тождественен понятию «способности». Например, а Кликса У.Ф. они (термины) употребляются как синонимы. У других – это степень выраженности таланта.

Также часто способности связывают с понятием психического развития.

Способность базируется на легкости обобщения и на структуре познавательных психических процессов.

Коротеев Г.Л., А.П. Чернышев считали, что для диагностики способностей необходимо наличие связи с мотивацией и факт, что они не исчерпывают полностью личностные качества.

Сформированы три позиции о проблематике способностей.

Краткая характеристика позиций

1. Проблема представляется в виде общих и специфических способностей. В свою очередь общие делятся на:

А специфические – на:

Общие способности являются основной любого рода деятельности. Они близки к понятиям «одаренность», «талант», «интеллект».

Функция – запуск ментального механизма частных способностей. Параметры психической деятельности человека определяются активностью и адаптивностью.

Под частными способностями понимают реализацию возможностей человека в отдельных направлениях жизнедеятельности. Задача – обеспечить эффективное протекание работы.

Пример для анализа специальных способностей – тест Мюнстерберга Г. Он дает оценку функции внимания вагоновожатых, которые постоянно ориентируются в быстро меняющихся ситуациях на улице, за считанные мгновения предвидят и адекватно реагируют на все многообразные изменения.

В специальных способностях конкретизируются общие. Она достигается путем создания моделей внутренних условий определенной деятельности. Теплов Б.М. определял способности как те, которые помогают достичь успех в выполнении работы.

2. Базируется на понимании способностей как степени перехода потенциальных возможностей к актуализации в реальной деятельности. Так Лейтес говорил, что общие способности проявляются в многообразии возможностей индивида и в определенном единстве проявляемых им свойств.

Этот подход помогает определить: располагает ли человек определенным потенциалом, чтобы достичь успеха в своей сфере деятельности, или он вовсе не пригоден к данному виду работы. Но с другой стороны, при определенных условиях способности могут реализоваться. Грегори Р. говорил, что приобретенное знание сохраняется для дальнейшего использования. Чем больше знаний и опыта, тем больше увеличивается запас потенциальных способностей.

Еще с одной стороны, способности толкуются как фактическое достижение человека, т.е. если субъект достиг чего-то в определенной деятельности, то у него есть способности.

Диагностика заключается в определении степени достижения человека, например, при обучении. Шадриков В.Д. говорил, что свойство функциональных систем, реализующих познавательные и психомоторные процессы, имеющие собственную меру выраженности, проявляющиеся в успешности и качестве своеобразия выполнения работы.

3. Данная позиция получила название «кристаллизованные и текучие способности». К кристаллизованным относят факторы развития интеллектуальных способностей человека, которые формируются за счет научения и практики в сфере деятельности. Текучий, или пластичный интеллект – это процесс усвоения информации, выработки навыков и умений. Такие знания являются обязательным элементом креативности.

4. Все вышеперечисленные позиции условны. Они могут друг с другом соотноситься. Поэтому была выявлена еще одна позиция – общие способности. Они проявляются в форме особенностей мышления человека. Лейтес Н.С. в первую очередь к общим способностям относил свойства ума. На данном этапе происходит следующее:

  • определяется уровень возможности субъекта обобщить информацию;
  • выявляются главные и второстепенные признаки объекта;
  • ограничивается распространение ментального объекта-образа;
  • производятся операции анализ-синтез;
  • и т.д.

Сущность теорий механизмов мыслительной активности

1. Первая теория рассматривается с точки зрения влияния социума и культуры общества на формирование общих способностей. Здесь можно выделить таких исследователей как Леви-Стросс К., Лурия А.Р. и другие. Чтобы провести диагностику необходимо измерить степень способности субъекта выйти за пределы категориально мышления. Культура вырабатывает характер интеллектуальных предпочтений. Здесь необходимо учитывать:

  • критерии оценки связанные только с определенной культурой;
  • привязанность к социуму не отрицает ментальных «универсалий»;
  • некоторые виды социокультуры способствуют развитию способностей;
  • влияние культуры может привести к определенным ограничениям развития.

2. Данная позиция рассматривает общие способности как ментальный процесс адаптации к внешней среде. Представители Чарльз Ворс У.Р., Пиаже Ж. и другие. Интеллект приспосабливается к требованиям действительности. Данная способность базируется на врожденных свойствах нервной системы, состоит из единства процессов ассимиляции (воспроизведение элементов среды в виде схем) и аккомодации (изменение схем под воздействием новых требований). Интеллектуальное поведение усложняется и присваивается в процессе развития человека во взаимодействии со средой.

3. Способности представлены в виде следствия и причины освоения деятельности. Интеллект формируется в процессе мыслительных операций:

4. Способности представлены в виде результата обучения. Представители данной теории Стаатс А., Фейерштейн Р., Бернс Р. и другие. Для диагностики необходим факт отражения в структуре способностей системы ее приобретения. Интеллект является базой поведения. Ярко проявляется способность к обобщению. Фейерштейн Р. определяет способность как мобильность, т.е. гибкость, пластичность.

5. Айзенк Х. говорил о том, что ментальные различия людей на основе индивидуальных особенностей нейрофизиологических процессов, закодированы в определенной последовательности нервных импульсов в коре головного мозга.

6. В данной теории способности рассматриваются в рамках гештальтпсихологии в виде организации феноменального поля сознания. Представители: Келер В., Вертгеймер М., Дункер К. и другие. Особенность интеллектуального поведение – быстрое схватывание соотношений элементов проблемной ситуации. Решение приходит мгновенно с помощью переструктурирования образа первоначальной ситуации, т.е. «инсайт». Структурирование информации в сознании человека представляется в виде группировки, центрирования и реорганизации «наличных впечатлений». Р. Мейли, соотнося идею о решающем значении в теории способностей процесса переструктурирования образа ситуации, сопоставил ее с тестологией Дж. Гилфорда. Такой вывод был сделан на основе анализа и обоснования четырех факторов интеллектуальных способностей:

7. В данной теории способности рассматриваются в качестве интеллектуальной системы. Здесь есть эффективные межфункциональные связи базовых познавательных процессов:

Общая направленность и целостность развития интеллекта заключается в единстве процесса когнитивных дифференциаций и интеграций.

8. Способности рассматриваются как:

  • механизм переработки информации;
  • меры ментального контроля мотивации (основной критерий развития интеллекта).

9. Общие ментальные способности рассматриваются как статистическая редукция к однофакторной или двухфакторной модели умственной энергии. Спирмен Ч. под этим подразумевал способность человека устанавливать логику и отношения между предметами и явлениями.

10. Интеллект рассматривается как единая концептуальная, креативная и концептуальная составляющая. Контекст подразумевает обработку информации в форме составления плана действий, уяснения алгоритма их выполнения, контроля и оценки. Стернберг считает, что на способности субъекта влияют опыт, и они реализуются исходя из практических задач. Т.е. контекст существует в обыденной жизни. Человек его может использовать, даже если концептуальный интеллект у него не развит.

11. Критерием развития способностей интеллекта также является креативность. Этот вопрос необходимо рассмотреть отдельно.

Природа креативности

Существует несколько подходов к исследованию творческих способностей, который выделил Дружинин В.Н. в книге «Психология общих особенностей».

1. Базируется на утверждении: одаренность интеллекта является необходимым компонентом, но недостаточным условием творческой активности человека. Главная роль в детерминации играют:

  • мотивация;
  • ценности;
  • личные черты индивида.

Эти компоненты были выделены Таннетбаумом А., Мак-Кинноном Д.В., Олохом А., Маслоу А. и другими. Богоявленская Д.Б. говорит о том, что базу творчества составляет определенная психическая структура, которая свойственна креативному типу личности, стремящийся выйти за пределы проблемы. Ломброзо Ч. считает, что творческая активность напрямую связана с отклонением психической нормы. Данное предположение сделали Роу Э. и Торренс Э. Второй исследователь изучал детей и сделал следующий вывод: больше всего проявил креативность тот класс, где дети были с психическими отклонениями.

Баррой Ф. считал, что ключ к пониманию психологии творчества является проблема свободы и человеческого выбора.

2. Представители Гилфорд Д.П., Торренс Э., Тейлор К., Пономарев Я.А.и другие. Они говорил о том, что между одаренностью и интеллектом слишком слабая связь. Так Торренс проводил эксперимент на детях и взрослых в одном лице. Т.е. сначала в детстве у детей определялся уровень IQ. Результаты показали, что у креативных детей не было устойчивых результатов по одаренности, но когда, они стали взрослыми, то превзошли тех, кто в детстве диагностировался как одаренный, но с низким уровнем креативности.

Торренс внес огромный вклад в исследование проблемы творчества в психологии. Он усовершенствовал тесты креативности, сформировал новые методы. Его основные идеи:

  • отличие развития творческих способностей от мышления путем логики и общего интеллекта;
  • преодоление творческого кризиса, используя определенные методики;
  • доказал, что популярные тесты на интеллект не диагностируют до 70% одаренных студентов;
  • развитие творческих способностей влияет на формирование будущей профессии, влюбленности и т.д.;
  • степень развития креативности не зависит от социально-экономического и расового положения человека и др.

Также вклад в развитие творческой психологии внес Гилфорд, который полагал, что оценка определенных способностей по шкалам интеллекта не дает информацию о креативности человека. Он разработал модель способностей с систематическим их разложением в виде трехмерной матрицы. Метод Гилфорда известен тем, что два раздела были отведены для оценивания креативности, а остальные – решению задач.

Гарднер Г.Э. видел интеллект как несводимый компонент к одному генеральному фактору. Он многогранен. Только изучив все грани, можно рассмотреть процесс творчества.

3. Представители Векслер Д., Айзенк Г., Уайсберг Р., Термен Л., Стренберг Р. и другие. Они, наоборот, считали, что уровень креативности напрямую зависит от интеллекта. Айзенк Г. говорил, что творчество – это компонент общей умственной одаренности. Уайсберг Р. предполагал, что креативность базируется на опыте, знаниях.

4. Рассматривает активность с точки зрения искусственного интеллекта. Представители: Крачфилд Р., Джонсон-Лэрд Ф., Боден М., Тихомирова О.К. и другие. В 1950-1960-е годах Р. Крачфилд с коллегами разработали компьютерную программу автоматизированного обучения творческому мышлению. Джонсон- Лэйрд сформулировал теорию музыкальной импровизации и заложил ее в программу компьютера. Боден М. утверждала, что компьютерное моделирование тесно связано с теоретической психологией мышления.

Вывод

Общие способности проявляются в следующих признаках:

1. Они представляются в виде особенностей мышления человека;

2. Степень возможностей:

  • обобщать информацию;
  • выделять главные и второстепенные признаки объекта;
  • ограничивать распространение ментального объекта-образа;
  • выполнять операции анализа, синтеза, умозаключения;
  • и т.д.;

3. Социум и культура оказывают влияние на создание общих способностей;

4. Природа общих способностей – это ментальный процесс адаптации к внешней среде;

5. Способности являются результатом обучения;

6. Индивидуальные особенности нервной системы человека формируют ментальные различия между людьми;

7. В рамках гештальтпсихологии к способностям интеллекта относят быстрое схватывание соотношений между элементами проблемной ситуации и мгновенное переструктурирование образа;

8. Способности являются системой интеллекта, где работают эффективные межфункциональные связи базовых познавательных процессов:

9. Способности являются механизмом переработки информации и мерой ментального контроля мотивации поведения;

10. Способности устанавливают логику и отношения между предметами и явлениями;

11. Единство теории, творчества и практики;

12. Критерием развития интеллекта является креативность, которая имеет ряд особенностей:

  • одаренность интеллектом важное качество, но недостаточное для творческой активности;
  • детерминация творчества базируется на мотивации, ценностях, личных качеств человека;
  • у людей с развитой творческой активностью наблюдается дисбаланс в психике;
  • высокий уровень развития интеллекта говорит о том, что уровень креативности то же высок, и, наоборот;
  • креативность – это элемент общей интеллектуальной одаренности;
  • база творчества – это опыт и знания.

Как узнать свои способности и уровни их развития?

Если взять за аксиому, что у каждого из нас есть способности, то выявление и развитие их поможет в достижении успеха. Но все ли так просто? Ведь встречаются же скрытые способности человека. Можно ли их распознать? Как узнать свои способности? Насколько сложно это сделать самому? Есть ли критерии, позволяющие понять, что мы имеем дело со способностями? Какие уровни развития способностей? Как разобраться, на какой стадии наши? Об этом поговорим далее.

Уровни развития способностей.

Чтобы научиться распознавать способности, желательно знать какие уровни их развития бывают. Ведь способности могут проявляться как в своей зачаточной форме, которую сложно выявить, так и быть настолько ярко выраженными, что невозможно их не увидеть.

  • Задатки – анатомические или физиологические особенности, являющиеся базой для развития способностей;
  • Способности – свойства личности, позволяющие успешно заниматься выбранной деятельностью;
  • Одаренность – необходимое для успеха сочетание способностей;
  • Талант – высокий уровень развития способностей, открывающийся по мере приобретения опыта и навыков;
  • Гениальность – максимальное проявление способностей в конкретном виде деятельности.

Если одаренность, талант или гениальность выражены достаточно отчетливо, чтобы их можно было распознать «невооружённым взглядом», то задатки и способности выявить не всегда легко. Особенно у самого себя. Тогда в голову начинают приходить навязчивые мысли о том, «какие же они, мои способности?»

Чтобы облегчить эту задачу, рассмотрим основные приемы, как узнать себя, свои способности, особенно, если они скрытые. Обобщенно отметим, что ключевым маркером в поиске способностей являются склонности – интересы относительно конкретных видов деятельности. Как раз они формируются на базе способностей.

Как можно узнать свои способности?

1. Проанализировать свои интересы.

В силу обстоятельств, люди часто занимаются делом, совершенно им не подходящим. По настоянию родителей учатся не там, где интересно. Потом так же устраиваются на работу и т.д. Но все это вызывает у них лишь депрессию и раздражение. В душе они хотят совершенно другого. Именно это и есть их склонностями, которые, в свою очередь, являются истинным ориентиром, как узнать свои способности. Следует внимательно изучить круг своих интересов, проанализировать, что из этого получается лучше.

Ведь не единичны случаи, когда хобби превращается в дело всей жизни, принося ощутимый доход и всеобщее признание. Нет лучше работы, чем та, на которую идешь, как на праздник.

2. Попробовать различные занятие.

Как узнать свои способности, если ничего не делать? Чтобы лучше понимать самого себя, следует как можно больше экспериментировать, пробовать новые виды деятельности, посещать всевозможные кружки, секции, тематические вечера и т.п.

Одни находят свое еще в школьные годы, другим для этого недостаточно всей жизни. Но останавливаться в поиске все-равно не стоит. Ведь много примеров, когда состоявшиеся люди меняли свою профессию и добивались новых высот. Если же кто-то еще не успел реализоваться, то ему тем более стоит «землю носом рыть», искать не покладая рук. Так даже скрытые способности человека проявятся, не говоря уже о талантах или одаренности.

3. Вспомнить все свои мечты.

Особенно полезны детские фантазии, когда человек еще максимально искренен перед самим собой и другими. Ребенок вряд ли задумывается на тему, «какие мои способности?», но стопроцентно знает, чего он хочет. Петь, танцевать, рисовать, ухаживать за домашними животными, играться в песочнице и т.п. Дети часто представляют себя отважными военачальниками или путешественниками, хотят полететь на Луну либо стать киноактерами. В те годы люди еще не знают о жизненных обстоятельствах, престижности профессии, уровне зарплаты. Они просто мечтают. Без всяких правил или условностей.

Как узнать свои способности? Освежить в памяти все свои мечты, включая детские. Тщательно проанализировать, какие из них реально осуществить будучи взрослым.

4. Посоветоваться с окружающими людьми.

Всем известна поговорка «со стороны виднее». Можно топтаться на одном месте, не замечая очевидных вещей находящихся под самим носом. Один из приемов, как узнать свои способности, предлагает искренне поговорить с друзьями или родственниками, узнать их мнение относительно этого вопроса.

Желательно проанализировать, с какими просьбами они чаще к нам обращаются. Понять, чем мы бываем для них полезны? Ведь, если даже кто-то решил, что он прирожденный политик, а его в основном просят на машине подвезти, возможно, ему стоит призадуматься и сменить трибуну на баранку. Нервы целее будут и люди спасибо скажут.

5. Пройти тематические тесты.

Интернет полон тестов, которые обещают разобрать все «по полочкам», ответив на любые вопросы «от А до Я». Там не только подскажут, как узнать свои способности, но даже таланты будущих внуков определят. Слишком серьезно к ним относиться нельзя, но найти подсказку реально. Главное не цепляться за результаты одного теста, а попытаться пройти их как можно больше. Вследствие чего получится собирательный образ, который может стать ключом к пониманию своих способностей.

6. Регулярно узнавать что-то новое.

Новые знания – надежный способ увидеть скрытые способности человека. Например, сложно распознать задатки к игре в регби, если ни разу о ней не слышал. Книги, тематические видео, обсуждения в социальных сетях, общение с представителями различных профессий помогают получить необходимую информацию. Как ее применить – это уже второй вопрос. Что в душе найдет свой отклик, то и следует изучить более пристально.

7. На время сменить обстановку.

В своей социальной среде человек адаптируется, как бы растворяясь среди других людей. Он теряет свое «лицо», превращаясь в часть системы. Но если хоть на время разорвать эти узы, то люди становятся сами собой. Так происходит, например, во время революций или воин, когда работник заправки становится военачальником, а какой-нибудь чиновник оказывается в мусорном контейнере. Никто не призывает к радикальным действием. Важнее другое – резкая смена обстановки, которая показывает на что человек способен по-настоящему.

Если кто-то запутался в жизни, пусть возьмет паузу и хоть на пару недель начнет новую жизнь в другом городе. Или хотя бы представит это мысленно. Как бы он стал зарабатывать деньги? Чем бы хотел заниматься? Что принесло бы доход в первую очередь? Возможно ответы на эти нехитрые вопросы и подскажут ему, как узнать свои способности. Во всяком случае, акцентируют внимание на то, в каких своих качествах человек действительно уверен.

Перечисленные приемы, как узнать свои способности, возможно, кому-то покажутся достаточно упрощенными. Но, на самом деле, все гениальное просто. Не стоит усложнять там, где сработают даже несколько эффективных подсказок. Понимание самого себя раскрывает даже скрытые способности человека. В этом убедится каждый, кто попробует хоть несколько пунктов из составленного списка.

Способности: их разновидности и способы диагностики

Что такое способности?

Способности – индивидуальные и психологические особенности человека, которые выражают его готовность к осуществлению конкретной деятельности, природными предпосылками способностей являются задатки. Способности – понятие динамическое. Они формируются, развива­ются и проявляются в деятельности.

Всякая способность является способностью к чему-либо, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических качеств. Мы говорим об этих качествах, как о способности человека. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.

Теплов выделял три главных признака способностей: индивидуально-психологические особенности; определяющие успешность выполнения деятельности; несводимых к ЗУН (знаниям, умениям, навыкам), но обусловливающие быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Понятие способности не сводится к тем знаниям и умениям, которые уже выработаны у данного человека. Способности могут объяснить легкость и быстроту освоения тех или иных навыков.

Уровень развития способностей

Согласно научному определению, способность – индивидуальная и психологическая особенность конкретного человека, определяющая его умение осуществлять конкретную деятельность. Врожденные предпосылки к появлению определенных способностей – это задатки, которые, в отличие от первых, закладываются в личности с рождения. Следует учитывать, что способности – понятие динамическое, что означает их постоянное формирование, развитие и проявление в различных сферах деятельности. Уровни развития способностей зависят от множества факторов, которые следует учитывать для постоянного самосовершенствования.

По Рубинштейну их развитие происходит по спирали, что означает необходимость реализации возможностей, предоставляемых одним уровнем способностей, для того чтобы произошел дальнейший переход на более высокий.

Виды способностей

Уровень развития способностей личности делится на два вида:

  • репродуктивный, когда личность демонстрирует способность успешно овладевать различными умениями, усваивать и применять знания, а также реализовывать деятельность по уже предложенному образцу или идее;
  • творческий, когда личность обладает умением создавать что-то новое, оригинальное.

В ходе успешного приобретения знаний и умений человек переходит с одного уровня развития на другой.

Кроме того, способности также делят на общие и специальные, согласно теории Теплова. К общим относятся те, которые демонстрируются в любой области деятельности, в то время как специальные проявляются в конкретной сфере.

Условия развития способностей:

  • необходимо учитывать сенситивный периоды развития различных функций
  • необходима благоприятная социальная среда (окружение, которое обладает ЗУН и желает их передать)
  • деятельность – одно из ведущих условий развития способностей – должна находится в зоне оптимальной трудности: простая деятельность → рутина, интерес снижается, сложная → не справляется, снижается мотивация.

Интеллект измеряется тестами Векслера, Кетелла, Амтхауэра.

Обучаемость связана абсолютной (оценки) и относительной (повышение уровня своих знаний) успешностью.

Креативность измеряется с помощью тестов Торренса, Гилфорда.

Специальные способности принято разделять по двум основаниям:

  1. видам психических функций (моторные, сенсорные)
  2. по видам деятельности (технические, профессиональные)

Диагностика моторных и психомоторных способностей: моторные тесты направлены на изучение точности и скорости движений, зрительно-моторных и кинестетически-моторных координаций, ловкости движений пальцев рук, точности мышечного усилия. Тест ловкости пальцев О’Коннора, тест ловкости Стромберга, тест ручной ловкости Пурдье, Минесотский тест скорости манипулирования, тест ловкости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда (+ Кулагин, Марищук, Блудов); применяются в основном при профотборе и в спорте.

Диагностика сенсорных способностей: стандартные методы созданы для изучения зрения и слуха – тест визуальных и слуховых способностей (таблица Спеллена, тест Орто-Рейтера), тест музыкальной одаренности Симора, Массачусетский тест слухового восприятия; используются в клиническом тестировании для выявления дефектов развития тех/иных функций, отбор военных и при профотборе.

Диагностика технических способностей: ранние тесты «карандаш-бумага», тест Беннета (серия картинок с короткими опросами, для ответа на которые необходимо понимание общих технических принципов).

Все эти тесты направлены на выявлении знаний, опыта, накопленного человеком, они не дают представления о способы и времени приобретения опыта.

Отличие тестов способностей от тестов интеллекта в том, что диагностируемые функции принадлежат к конкретным, узким областям деятельности, их валидизация ориентирована на профессиональные критерии, а не на успех в обучении.

Уровни развития способностей

Диагностика способностей

Выявление способностей до сих пор является одной из сложнейших задач психологии. В разное время многие ученые выдвигали собственные методы исследования данного качества. Однако в настоящее время нет методики, которая позволяет с абсолютной точностью выявить способность человека, а также определить ее уровень.

Основная проблема заключалась в том, что способности измерялись количественно, выводился уровень развития общих способностей. Однако на самом деле они являются качественным показателем, которое необходимо рассматривать в динамике. Разные психологи выдвигали собственные методы измерения данного качества. Например, Л. С. Выготский предлагал оценивать способности ребенка через зону ближайшего развития. Это предполагало двойную диагностику, когда ребенок решал задачу сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно.

Другой метод измерения способностей при помощи тестирования предложил основатель дифференциальной психологии – английский ученый Ф. Гальтон. Цель методики заключалась в выявлении не только наличия способности, но и уровня ее развития. В первую очередь изучались уровни развития интеллектуальных способностей при помощи тестов на общий интеллект, затем испытуемый отвечал на блок вопросов, выявляющих наличие специальных способностей, а также их уровень.

Следующий метод диагностики принадлежит французским ученым А. Бине и Симону. Здесь также в первую очередь определялся уровень интеллектуальных способностей при помощи 30 задач, расположенных по возрастанию уровня сложности. Главный упор делался на способности понимать задание и уметь рассуждать логически, как его можно решить. Ученые предполагали, что именно это умение лежит в основе интеллекта. Им принадлежит понятие умственного возраста, который определяют уровнем решения интеллектуальных задач. Каждое выполненное задание являлось критерием определения данного показателя. После смерти ученых тесты перевели на английский язык и представили в США. Позже, в 1916 году, американский ученый Льюис Терман модифицировал тест, и новый вариант, которому дали название “шкала Стэндворд-Бине”, стал считаться универсальной методикой для выявления способностей.

Существует множество методов выявления конкретных способностей, однако все они основаны на определении интеллектуальных показателей в первую очередь. Связано это с мнением ученых о том, что для развития творческих и иных способностей уровень интеллектуального развития должен быть выше среднего.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ

Психологическая диагностика уровня развития познавательных процессов человека — важная со­ставляющая деятельности психолога во многих сферах общественной практики. Большинство со­временных профессий предполагают наличие у ра­ботника тех или иных способностей. Причем в ряде случаев при низком уровне развития соответствую­щих способностей осуществление деятельности становится просто невозможным. Эти методы так­же необходимы при ранней диагностике детской одаренности. Многие тесты позволяют быстро и до­статочно точно определить причину возникающих у ребенка трудностей в ходе усвоения школьной программы.

Диагностика способностей дает возможность человеку выбрать вид деятельности, наиболее соот­ветствующей его возможностям и склонностям. Это, безусловно, влияет на формирование положи­тельной профессиональной мотивации, удовлетво­ренности трудом и, как следствие, на удовлетво­ренность жизнью в целом.

Проблеме способностей посвящено огромное ко­личество исследований. Библиография включает ра­боты видных отечественных ученых Б. Г. Игнатьева, А. Н. Леонтьева, В. М. Мясищева, К. К. Платонова и др. Наиболее отчетливо определение способно­стей, их основных признаков и факторов развития сформулировано Б. М. Тепловым в его известной ра-

боте «Способности и одаренность». Теплов выделя­ет 3 основных признака способностей как индиви­дуально-психологических особенностей человека: во-первых, они отличают одного человека от друго­го, во-вторых, они имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности, в-третьих, они не сводятся к на­личным знаниям, умениям, навыкам, но могут объяс­нить легкость и быстроту их приобретения.

Природные, врожденные факторы в формиро­вании способностей рассматриваются отечествен­ными психологами как анатомо-физиологические задатки, лежащие в основе формирования способ­ностей. Сами же способности — всегда результат развития в конкретной деятельности. С. Л. Рубин­штейн пишет: «Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатка­ми и способностями еще очень большая дистанция; между одними и другими — весь путь развития личности».

Принято выделять общие и специальные спо­собности. Общие способности обеспечивают овла­дение разными видами знаний и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности. В отличие от общих специальные способности рас­сматриваются в отношении к отдельным, специаль­ным областям деятельности.

Глава 5. Психологическая диагностика способностей

МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ»

Методика предназначена для исследования спо­собности классификации и анализу. Обследуемым предлагается бланк с 17 рядами слов. В каждом ря­ду 4 слова объединены общим родовым понятием, а пятое к нему не относится. За 3 минуты обследуе­мые должны найти эти слова и вычеркнуть их.

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торо­пливо.

4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.

5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возму­
щаться, понимать.

6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.

10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, на­падение.

11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.

13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

15. Секунда, час, год, вечер, неделя.

16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отваж­ный.

17. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер,
чернила.

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торо­пливо.

4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.

5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возму­
щаться, понимать.

6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.

10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, на­падение.

11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длин­ный.

13. Хата, шалаш, дым,хлев, будка.

14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

15. Секунда, час, год, вечер, неделя.

16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отваж­ный.

17. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер,
чернила.

Выделены правильные ответы.

Оценка выставляется по 9-балльной системе с помощью следующей таблицы:

Оценка в баллах
Количество
правильных12—13
ответов

МЕТОДИКА «КОМБИНАТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ»

Назначение:методика предназначена для оцен­ки логического мышления.

Суть методики заключается в том, что обследуе­мые должны найти для каждого цифрового шифра соответствующие буквенные комбинации и из них составить 16 четырехбуквенных слов. Время — 5 минут.

Методические указания:объяснить испытуе­мым, где они должны написать ответы. При наличии различных вариантов методики могут быть розданы по рядам так, чтобы четные ряды выполняли четный вариант, а нечетные — нечетный.

Часть 2. Темперамент, характер, познавательные процессы

Демонстрационный плакат

ГО
ВК
НЦ
ГООКНО

Составление заключения.Оценка логического мышления производится по количеству правильно составленных четырехбуквенных слов в соответ­ствии с таблицей.

Инструкция: «перед вами бланк, на котором даны:

1) ключ к шифру (10 цифр от 0 до 9, каждой из ко­торой соответствует по две буквы);

2) 16 шифров (четырехзначные числа).

Вы должны рядом с каждым шифром выписать соответствующие его цифрам буквенные комбина­ции, составить из них одно четырехбуквенное сло­во-существительное».

Например. Шифр 5345, соответствующие соче­тания букв: 5-ГО; 3-ВК; 4-НЦ; 5-ГО.

Время работы 5 минут.

Ключ к шифру

Баллы
Кол-во пра­вильно соста­вленных слов1—34—78—1112 и боль­ше

НДВКГОНЦРУИБПТСЬАМЛЩ

ОБРАЗЕЦ БЛАНКА

Ф И О_______________________________________Дата__________________

IIIIIIIV

Глава 5. Психологическая диагностика способностей

Методы диагностики способностей.

Диагностика способностей должна осуществляться высококвалифицированным специалистом. Для выявления способностей психолог проводит комплексную консультацию, которая включает в себя проведение тестирования, рассмотрение и интерпретацию полученных результатов, а также создание индивидуальной схемы развития, которая зависит от наличия тех или иных способностей.

К наиболее распространенным методам диагностики способностей можно отнести: батарея тестов дифференциальных способностей (ДАТ) и батарея тестов общих способностей (ГАТБ). ДАТ – 8 субтестов (особенности развития словесного мышления, числовых способностей, абстрактного мышления, технического мышления и др.). ГАТБ – 12 субтестов, измеряющих уровень развития 9 способностей.

Кроме того специалисты используют специальные тесты, позволяющие установить особенности, а также уровень развития интеллекта. В некоторых случаях, психологи дополняют свои консультации иными диагностическими методиками.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

Целью выявления способностей является их дальнейшее развитие, которое представляет собой процесс, включающий в себя развитие операционных механизмов, функциональной системы, оперативности в системе операционных и функциональных механизмов и прочее.

Комплексные батареи способностей – измеряют ряд способностей и дают профиль, образуемый показателями каждой способности. Тесты способностей делятся на:

– общие (интеллектуальные – применяются тесты интеллекта).

– специальные (применяются специальные тесты).

Различают тесты математических, технических, музыкальны художественных и других способностей. В зарубежной тесто ЮГИИ принято классифицировать тесты этого типа по двум основаниям:

а) по видам психических функций – сенсорные, моторные тесты;

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

б) по видам деятельности – технические и профессионализированные тесты, т. е. соответствующие той или иной профессии (конторские, артистические и т. д.).

Моторные тесты направлены на изучение точности и скорости движений, зрительно-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора, точности мышечного усилия и др. Наиболее известны тест скорости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда и др. В отечественной психологии известны тесты, разработанные М. И. Гуревичем и Н. И. Озе-рецким. Для проверки психомоторики испытуемым в быстром темпе предлагалось завязывать узлы, нанизывать бусы.

Сенсорные тесты разрабатываются для изучения разных характеристик восприятия. Например, острота зрения и слуха, различительная чувствительность, цветоразличение, дифференциация высоты, тембра, громкости звуков и др. В изучении слуха, наряду с отдельными пробами, большую популярность приобрел тест музыкальной одаренности Сишора, технический – Беннета.

Однако существуют и более общие методы изучения способностей – специальные тестовые батареи.

Наиболее известными являются батарея тестов дифференциальных способностей (ДАТ) и батарея тестов общих способностей (ГАТБ).

Диагностика общих умственных способностей осуществляется с помощью трех субтестов: «запас слов», «математическое мышление» и «пространственное восприятие в трехмерном пространстве»;

вербальные способности диагностируются с помощью заданий на определение синонимов и антонимов (словарный запас); числовые способности изучаются с помощью двух субтестов на вычисления и математическое мышление; пространственное восприятие анализируется с помощью геометрических разверток; восприятие формы представлено двумя субтестами, в которых испытуемый сопоставляет различные инструменты и геометрические формы; задания на скорость восприятия, требующуюся для клерка, представлены парами слов, идентичность которых необходимо установить; моторная координация проверяется заданием – сделать пометки карандашом в серии квадратов; ловкость рук (пальцевая моторика) изучается с помощью специального приспособления (4 субтеста).

Для диагностики некоторых видов творческих способностей разрабатываются стандартизованные тесты. Так, тесты художественных способностей включают задания:

1) на понимание произведений искусства (диагностируют одно из важнейших качеств, требуемых для творчества – эстетическое отношение к жизни). Например, в тестах на понимание произведений искусства испытуемому необходимо выбрать из двух или более вариантов изображения какого-либо объекта наиболее предпочтительный;

2) на продуктивность (т. е. технику, мастерство исполнения) деятельности.

Тесты на интеллект предназначены для изучения уровня интеллектуального, умственного развития человека. Под интеллектом в данном случае подразумеваются познавательные процессы и функции (мышление, память, внимание). Тесты интеллекта являются исторически ранними методиками психодиагностики. В качестве основного и достаточно стабильного показателя умственного развития используется понятие «коэффициент интеллектуальности» (IQ). Среди наиболее известных тестов интеллекта, использующихся отечественными психологами, можно назвать тесты Д.Векслера, Р.Амтхауера, Дж.Равена, Стенфорд-Бине.

Ссылка на основную публикацию
VVIVIIVIII