Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Узнаем, что такое оду­шев­лен­ные и неоду­шев­лен­ные име­на суще­стви­тель­ные в рус­ском язы­ке. Определим, как раз­ли­чать оду­шев­лен­ные и неоду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные в соот­вет­ствии с их лек­си­че­ским зна­че­ни­ем и грам­ма­ти­че­ски­ми признаками.

Одушевленные и неоду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют пред­мет. Они раз­ли­ча­ют­ся грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми и тем, какой имен­но пред­мет назы­ва­ют, при­над­ле­жа­щий к живым суще­ствам или к нежи­вой природе.

Категория одушевленности/неодушевленности — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак име­ни суще­стви­тель­но­го. Чтобы выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор сло­ва этой части речи, обя­за­тель­но сле­ду­ет ука­зать, оду­шев­лен­ное или неоду­шев­лен­ное имя существительное.

Одушевленные существительные

Одушевленность/неодушевленность — это лексико-грамматическая кате­го­рия имен суще­стви­тель­ных. Одушевленность суще­стви­тель­но­го мож­но опре­де­лить по лек­си­че­ско­му зна­че­нию слова.

Примеры

В первую оче­редь оду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные назы­ва­ют человека:

  • мама
  • отец
  • бабуш­ка
  • тётя
  • ребё­нок
  • малыш
  • бога­тырь
  • началь­ник
  • худож­ник

К оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным отне­сем назва­ния пред­ста­ви­те­лей живой природы:

  • живот­ных (заяц, бел­ка, лев, тигр, кит, дель­фин);
  • птиц (гал­ка, воро­бей, сини­ца, соро­ка);
  • рыб (лещ, карась, судак, налим);
  • насе­ко­мых (бабоч­ка, комар, пче­ла, муха).

Отметим, что назва­ния рас­те­ний и дере­вьев, кото­рые рас­тут, раз­ви­ва­ют­ся, ста­ре­ют и при­над­ле­жат с точ­ки зре­ния бота­ни­ки к живой при­ро­де, не явля­ют­ся оду­шев­лен­ны­ми суще­стви­тель­ны­ми в рус­ском языке.

Грамматический показатель одушевленности

Одушевленность суще­стви­тель­но­го, кро­ме лек­си­че­ско­го зна­че­ния сло­ва, долж­на соот­вет­ство­вать грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам, кото­рые опре­де­ля­ют по формуле:

Сравним:

Род. падежВин. падеж
кры­лья (кого?) бабо­чекпой­маю (кого?) бабо­чек
листья (чего?) сосенвижу (что?) сосн ы

У суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода сов­па­да­ют фор­мы вини­тель­но­го и роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа:

Род. падежВин. падеж
писк (кого?) комар апри­хлоп­ну (кого?) комар а
мно­го (кого?) комар оввидим (кого?) комар ов

Пользуясь эти­ми грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми, отне­сем к оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным пред­ме­ты нежи­вой природы:

  • назва­ния игру­шек и пред­ме­тов, похо­жих на чело­ве­ка (нева­ляш­ка, Ванька-встанька, мат­реш­ка, идол, робот);
  • ска­зоч­ные и мифи­че­ские суще­ства (Снегурочка, Дед Мороз, Мальвина, ангел, гном, леший, русал­ка, водя­ной);
  • назва­ния шах­мат­ных фигур и карт (конь, ладья, туз, валет, козырь);
  • сло­ва «мерт­вец», «покой­ник», «утоп­лен­ник», исклю­чая сло­во «труп».

Как видим, наши пред­став­ле­ния о живом и нежи­вом не сов­па­да­ют с лексико-грамматической кате­го­ри­ей оду­шев­лен­но­сти в рус­ском языке.

Неодушевленные существительные

Неодушевленные суще­стви­тель­ные называют

  • пред­ме­ты реаль­но­го мира (табу­рет­ка, дом, кар­ти­на, вок­зал);
  • явле­ния при­ро­ды (дождь, раду­га, сне­го­пад, туман, роса);
  • дей­ствия (полёт, выход, обмен, побел­ка);
  • отвле­чен­ные поня­тия (радость, согла­сие, нена­висть, мир);
  • рас­те­ния (ромаш­ка, роза, тополь, ковыль);
  • сово­куп­ность живых существ (народ, тол­па, табун, стая).

Чтобы опре­де­лить, неоду­шев­лен­ное ли имя суще­стви­тель­ное, вос­поль­зу­ем­ся грам­ма­ти­че­ским признаком:

В соот­вет­ствии с этим пока­за­те­лем назва­ния живых существ как еди­ное целое явля­ют­ся неоду­шев­лен­ны­ми име­на­ми существительными.

Понаблюдаем:

Им. падежВин. падеж
(что?) ста ивидим (что?) ста и
(что?) табун ысмот­рю (на что?) на табун ы

Таблица с примерами

ОдушевлённыеНеодушевлённые
Вопроскто?что?
ЗначениеОбозначают назва­ния предметов
живой при­ро­дынежи­вой природы
ФормулаВ.п. = Р.п (во мн. числе)В.п. = И.п. (во мн. числе)
ПримерыИ.п. уче­ни­ки
Р.п. уче­ни­ков
В.п. уче­ни­ков
И.п. сто­лы
Р.п. сто­лов
В.п. сто­лы

Видеоурок

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Урок 38. Русский язык 3 класс (ФГОС)

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные”

Здравствуйте, друзья мои.

Сегодня я начну наш урок с отрывка из стихотворения Александра Шибаева «Норка у норки».

Вылезла из норки

К знакомой норке.

В норку норкину

Норку в норке

Странное стихотворение, вы не находите? Хотя, я думаю, вы догадались, что обозначает в этом стихотворении слово «норка».

Давайте возьмём только две первые его строчки: «Норка вылезла из норки»… Теперь найдём в них омонимы, то есть слова, которые одинаково произносятся и пишутся, но имеют разные значения. «Норка» «из норки». А теперь оба этих слова поставим в начальную форму. На какие вопросы они должны отвечать? Первое слово «норка» обозначает зверька. Оно отвечает на вопрос «кто?». Второе слово «норка» называет дыру в земле, жилище норки. К этому слову можно поставить вопрос «что?».

Почему же два, на первый взгляд, одинаковых слова отвечают на разные вопросы? Конечно, вы все уже знаете, что одно из этих слов – имя существительное одушевлённое, а другое – неодушевлённое.

Итак, имена существительные можно разделить на две большие группы – одушевлённые и неодушевлённые. Сегодня мы будем разбираться, какие имена существительные относятся к группе одушевлённых, а какие – к неодушевлённым именам существительным.

Почему одушевлённые имена существительные так называются? Может быть, потому что они обозначают живых существ, у которых есть душа?

Возможно! Человек, собака, акула, кузнечик, как и другие животные, рыбы, птицы и насекомые – это живые существа. И слова, которые их называют, отвечают на вопрос «кто?».

А ещё имена собственные всех живых существ тоже являются одушевлёнными именами существительными.

Галина Ивановна Петрова – это имя, фамилия и отчество. Каждое из этих трёх слов – одушевлённое имя существительное. К каждому из них можно поставить вопрос «кто?».

Названия профессий и рода занятий людей – тоже одушевлённые имена существительные.

Кто? пекарь, кто? лыжник, кто? учёный…

Пёс Барбос, корова Зорька, львёнок Симба. Эти слова – тоже одушевлённые имена существительные и в начальной форме отвечают на вопрос «кто?».

А ещё одушевлёнными именами существительными являются сказочные персонажи и фантастические существа, если они говорят и действуют как люди.

кто? Колобок кто? Русалка.

Ну и названия игрушек, и механизмов в том случае, если они изображают людей или животных, тоже относятся к одушевлённым именам существительным.

Кто? робот, кто? кукла, кто? мишка, кто? снеговик.

А вот «дерево», «трава», «тюльпан» и другие слова, обозначающие растения, – это тоже одушевлённые имена существительные?

Нет-нет! Хоть растения и относятся к живой природе, но в грамматике считаются неодушевлёнными именами существительными. Все эти слова отвечают на вопрос «что?».

Что? дерево, что? трава, что? тюльпан.

К группе неодушевлённых имён существительных относятся явления и предметы неживой природы и большинство предметов, сделанных руками человека.

Что? дождь, что? камень, что? ракета, что? стол….

Итак, как же нам определить, к группе одушевлённых или неодушевлённых имён существительных относится то или иное слово?

Конечно, обязательно узнать его лексическое значение. Возьмём, допустим, слово «лисичка». Если оно обозначает лесного зверя, то является одушевлённым именем существительным и в начальной форме отвечает на вопрос «кто?». А если слово «лисичка» обозначает название гриба, то является неодушевлённым и отвечает на вопрос «что?».

А теперь, друзья мои, представьте себе такую ситуацию. Вам надо определить, одушевлёнными или неодушевлёнными являются имена существительные вот в этом фрагменте «Сказки о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина:

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка.

Понятно, что слова «старик» и «старуха» – имена существительные одушевлённые, отвечают на вопрос «кто?».

Терем, крыльцо – неодушевлённые имена существительные. Они отвечают на вопрос «что?». Эти слова нам знакомы и понятны. А вот слова «душегрейка», «маковка», «кичка»? Как понять, что это или кто это?

Да, это слова старинные, и сейчас уже их в обычной речи не употребляют. Прежде чем определить, одушевлённые они или неодушевлённые, надо узнать их значение. Сделать это можно с помощью «Толкового словаря устаревших слов»…

Душегрейка – это тёплая женская кофта, которую надевали поверх сарафана. Часто она была без рукавов. Это слово отвечает на вопрос «что?» и является неодушевлённым.

Слово «маковка» – многозначное. Но в этом отрывке так называют макушку, то есть верхнюю часть головы. Это слово тоже отвечает на вопрос «что?» и является неодушевлённым.

А слово «кичка» обозначает старинный нарядный женский головной убор. И, конечно, «кичка» – неодушевлённое имя существительное, которое отвечает на вопрос «что?».

Иногда непонятно нам и значение новых слов. Вот слово «мерчендайзер» – это одушевлённое или неодушевлённое имя существительное? Посмотрели в словаре, и оказалось, что это профессия человека. Значит – имя существительное одушевлённое и отвечает на вопрос «кто?».

Ну что, друзья мои, попробуете применить полученные знания? Предлагаю вам прочитать слова и распределить их на две группы – одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Корзина, матрёшка, заяц, камень, вода, ученик, Андрей, гроза, водитель, клён, компьютер, змея.

А теперь проверьте, так ли вы выполнили задание.

Ну что же, пора подвести итоги нашего урока. О чём мы сегодня с вами говорили.

Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые. Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? и обозначают:

* имена собственные живых существ;

* сказочных и фантастических персонажей;

* названия профессий и рода занятий;

* игрушки и механизмы, изображающие живых существ.

Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? и обозначают:

* предметы и явления неживой природы;

* предметы, сделанные руками человека;

* и многое другое.

Все те слова, которые не относятся к группе одушевлённых имён существительных, являются неодушевлёнными.

Для того, чтобы определить, одушевлённым или неодушевлённым является имя существительное, надо понимать его лексическое значение. Ну а если вам встретится незнакомое слово, узнать его значение можно в толковом словаре.

Вот и подошёл к концу наш урок. Осталось только попрощаться. До новых встреч, дорогие друзья!

Письмовник

Изучать микробов или микробы? Одушевленность существительных

Грамматика

1. Что такое одушевленность существительных?

«Категория одушевленности-неодушевленности существительных является грамматическим выражением противопоставления живого и неживого, но понимаемого не в научном плане (в смысле живой и неживой природы, то есть органического и неорганического мира), а в плане бытовом, житейском».

(Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. 6-е изд., испр. М., 2008.)

2. Как выражается одушевленность?

«Во-первых, одушевленность-неодушевленность выражается окончаниями самого существительного:

1) одушевленные существительные имеют совпадающие окончания множественного числа винительного падежа и родительного падежа, а для существительных мужского рода это распространяется и на единственное число;

2) неодушевленные существительные имеют совпадающие окончания множественного числа винительного падежа и именительного падежа, а для существительных мужского рода это распространяется и на единственное число.

Одушевленность имеет и внесловное выражение: окончание согласуемого с существительным прилагательного или причастия в винительном падеже различается в зависимости от одушевленности или неодушевленности существительного, ср.: (вижу) нов-ых учеников, но нов-ые столы».

(Литневская Е. И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. М., 2006.)

3. Когда возникают колебания и варианты?

«Все колебания между грамматической одушевленностью и неодушевленностью (обнаруживающиеся в вариативном образовании винительного падежа) объясняются именно неоднозначностью в оценке объекта как живого или неживого.

Часть таких случаев относится к тем объектам, принадлежность которых к животным или растениям может показаться неочевидной: амебы, бактерии, бациллы, вибрионы, вирусы, инфузории, микробы и др. (изучать микробов и микробы).

Второй типичный случай – название тех живых существ, которые мы склонны воспринимать в первую очередь как пищу: кальмары, креветки, мидии, омары, трепанги, устрицы и др. (поглощать устриц и устрицы).

Еще один ясный случай – названия неживых предметов, имитирующих живые существа: змей (бумажный), кукла, марионетка, робот, сфинкс и др. (делать кукол и куклы)».

(Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. 6-е изд., исп. М., 2008.)

О дарах моря следует сказать отдельно. Такие слова, как кальмары, крабы, креветки, мидии, омары, устрицы, согласно большинству справочников, могут употребляться как неодушевленные и одушевленные существительные, если речь идет о пище, но только как одушевленные, если речь идет о живых существах. Однако в «Грамматическом словаре русского языка» А. А. Зализняка слова кальмар, краб, мидия, омар даны как одушевленные во всех значениях (рекомендации этого словаря мы воспроизводим ниже в ответах «Справочного бюро»).

Названия рыбных консервов шпроты, бычки, кильки, сардины (во мн. ч.) употребляются как неодушевленные существительные: открыть шпроты, съесть кильки, любить сардины.

ВОПРОСЫ ИЗ «СПРАВОЧНОГО БЮРО»

Анчоус

Как правильно: приготовить анчоус или приготовить анчоуса?

Ответ: Существительное анчоус в значении ‘пища’ неодушевленное. Правильно: приготовить анчоус, засолить анчоусы. Однако о живом существе верно говорить: поймать анчоуса, разводить анчоусов.

Дочка

Будет ли правильной фраза Газпром решил поддержать свои дочки наряду с Газпром решил поддержать своих дочек, если слово дочка употреблено в значении ‘дочернее предприятие’?

Ответ: Слово дочки в значении ‘дочерние предприятия’ используется как неодушевленное существительное: Газпром решил поддержать свои дочки.

Зайчик

Как правильно: поймать солнечный зайчик или солнечного зайчика?

Ответ: Оба варианта верны. «Грамматический словарь русского языка» А. А. Зализняка указывает, что слово зайчик в значении ‘световое пятно’ может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное.

Зародыш

Является ли одушевленным слово зародыш?

Ответ: Зародыш – неодушевленное существительное.

В школе было задание составить предложение из слов. Ребенок составил: Мальчик купил воздушного змея. Учительница исправила на Мальчик купил воздушный змей. Кто прав?

Ответ: Согласно словарям, слово змей во всех значениях – одушевленное существительное. Правильно: Дети запустили воздушного змея. См.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. 5-е изд., испр. М., 2008.

Кальмар

Как правильно: варить кальмары или варить кальмаров?

Ответ: Кальмар – существительное одушевленное. Правильно: варить кальмаров.

Козел

Как правильно: забить козла или козел (об игре в домино), перепрыгнуть через козла или через козел?

Ответ: Существительное козел может использоваться как одушевленное и как неодушевленное, в зависимости от значения. В знач. ‘животное’, а также ‘карточная игра или игра в домино’ это одушевленное существительное: кормить козла, забивать козла, играть в козла. В значении ‘спортивный снаряд’ возможны варианты: перепрыгнуть через козел и перепрыгнуть через козла. См.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. 5-е изд., испр. М., 2008.

Как правильно: экспортировать крабов или крабы?

Ответ: Краб – существительное одушевленное. Правильно: экспортировать крабов.

Креветка

Как правильно: ел креветки или ел креветок?

Ответ: Существительное креветка является одушевленным, если речь идет о живой креветке (в аквариуме увидел крохотных коричневых креветок). Если же речь идет о креветке как пище, возможны варианты: слово креветка в этом случае может склоняться и как одушевленное существительное (с удовольствием ел крохотных коричневых креветок), и как неодушевленное существительное (с удовольствие ел крохотные коричневые креветки).

Кукла

Как правильно: люблю куклы или люблю кукол?

Ответ: Согласно «Грамматическому словарю русского языка» А. А. Зализняка, слово кукла в значении ‘игрушка’ может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное. А вот кукла в значении ‘человек’ (куклой можно назвать бездушного и пустого человека, а также человека, слепо действующего по воле другого) – только одушевленное.

Как сказать: приглашаем заинтересованные лица или заинтересованных лиц?

Ответ: Слово лицо в значении ‘человек’ – одушевленное существительное. Правильно: приглашаем всех заинтересованных лиц. Н. А. Еськова пишет: Существительное лицо в значении ‘человек’ ведет себя как одушевленное, но в сочетании действующее лицо испытвает колебания между одушевленностью и неодушевленностью (ср. персонаж).

Лосось

Как правильно: добывают лосося или добывают лосось?

Ответ: Лосось – одушевленное существительное. Правильно: добывают лосося.

Максим

Как правильно о пулемете: ленты вставлены в «максима» или в «максим»?

Ответ: Слво «максим» в значении ‘пулемет’ склоняется как неодушевленное существительное. Это означает, что форма винительного падежа будет совпадать с формой падежа именительного. Поэтому верно: ленты вставлены в «максим».

Мидия

Кого я ем: мидии или мидий?

Ответ: Мидия – одушевленное существительное; ем мидий. См.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. 5-е изд., испр. М., 2008.

Микроб

Как сказать: изучаю микробы или изучаю микробов?

Ответ: Слово микроб может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное. Оба варианта верны.

Москвич

Как правильно, если речь об автомобилях: покушение на «москвичей» или покушение на «москвичи»?

Ответ: Москвич в значении ‘автомобиль’ – неодушевленное существительное: покушение на «москвичи».

Объект

Как правильно: рассматривать патогенные биологические объекты или рассматривать патогенных биологических объектов?

Ответ: Слово объект не является одушевленным. Правильно: рассматривать патогенные биологические объекты.

Оскар

Как правильно: фильм получил «Оскар» или фильм получил «Оскара»?

Ответ: Верны оба варианта: фильм получил «Оскар» и фильм получил «Оскара». Но: фильм получил премию «Оскар». См.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. 5-е изд., испр. М., 2008.

Паразит

Как правильно в рекламе: уничтожим любые паразиты или любых паразитов?

Ответ: Существительное паразит является одушевленным, если употребляется по отношению к людям и животным (в широком смысле), и неодушевленным, если употребляется по отношению к растениям. Поэтому, если речь идет, например, о насекомых, правильно: уничтожим любых паразитов. Но: прополоть грядки, уничтожить сорняки и паразиты.

Персонаж

Как написать в сочинении: ввести комический персонаж или ввести комического персонажа?

Ответ: Возможны варианты. Вот что пишет Н. А. Еськова о слове персонаж: Слово персонаж одновременно называет человека и выражает некое литературоведческое понятие. Колебание изображает персонажа, персонажей и изображает персонаж, персонажи связано, очевидно, с тем, что именно пишущему (или говорящему) хочется подчеркнуть (Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. 6-е изд., испр. М., 2008).

Петрушка

Как написать: изготавливать петрушки или петрушек (о куклах)?

Ответ: Существительное петрушка употребляется как одушевленное в значении ‘кукла; театральный персонаж’ (правильно: изготавливать петрушек). В значениях ‘кукольный театр; нелепое дело’ и ‘растение’ петрушка – неодушевленное существительное.

Полицейский

Как правильно: проехать через лежачий полицейский или через лежачего полицейского (о дорожном препятствии)?

Ответ: Возможны оба варианта (ср.: козел как название спортивного снаряда также может употребляться как одушевленное и неодушевленное).

Привидение

Как лучше написать: верить в привидений или верить в привидения?

Ответ: Согласно «Грамматическому словарю русского языка» А. А. Зализняка привидение может быть одушевленным и неодушевленным.

Прототип

Как правильно: создал прототипы или создал прототипов?

Ответ: Прототип – неодушевленное существительное в знач. «первоначальный образец, прообраз чего-л.»: вижу прототип нового оружия. В знач. «лицо, послужившее автору оригиналом для создания литературного образа» прототип может употребляться как одушевленное существительное.

Робот

Как правильно: использовать роботов для сварки кузова или использовать роботы для сварки кузова?

Ответ: Слово робот – одушевленное существительное. Правильно: использовать роботов для сварки кузова.

Снеговик

Как правильно: ребята вылепили снеговик или ребята вылепили снеговика?

Ответ: Снеговик – одушевленное существительное. Правильно: ребята вылепили снеговика.

Субъект

Как быть с субъектом? Вижу подозрительный субъект или вижу подозрительного субъекта?

Ответ: «Грамматический словарь русского языка» А. А. Зализняка указывает, что слово субъект (в философии, в праве) может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное. При употреблении в других значениях: субъект (в логике, в грамматике) – только неодушевленное, субъект (личность, человек) – только одушевленное.

Существо

Читать про необычные существа или читать про необычных существ?

Ответ: Согласно «Грамматическому словарю русского языка» А. А. Зализняка, слово существо в значении ‘нечто живое’ может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное.

Талант

Как склоняется слово талант? Как одушевленное или как недушевленное существительное?

Ответ: Талант – неодушевленное существительное (в т. ч. о человеке). Правильно: Он приехал, чтобы поддержать народные таланты.

Как правильно: вытащить туз или вытащить туза (в карточной игре)?

Ответ: Слово туз – одушевленное существительное в значениях ‘игральная карта’ и ‘важное лицо’. Правильно: вытащить туза, превратиться в финансового туза.

Тунец

Как правильно: нарезать тунец или нарезать тунца?

Ответ: Тунец – одушевленное существительное, правильно: нарезать тунца.

Улитка

Улитка – это одушевленное существительное?

Ответ: Да, даже в том случае, когда речь идет об улитках, употребляемых в пищу. Правильно: ем улиток.

Устрица

Как ведут себя устрицы? Как одушевленные существительные или как неодушевленные?

Ответ: Существительное устрица является одушевленным, если речь идет о живой устрице (разводить устриц). Если же речь идет об устрице как пище, возможны варианты: купить устрицы и купить устриц.

Эмбрион

Как правильно: вынашивает эмбрион или эмбриона?

Ответ: Эмбрион – неодушевленное существительное. Правильно: вынашивает эмбрион.

Использованная литература:

  • О портале
  • Руководство пользователя
  • Карта портала
  • Для партнёров и рекламодателей

© 2000-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Грамоту.ру» обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57155, выдано Роскомнадзором 11.03.2014.

Пишите

  • как раз,
  • как будто,
  • будто бы,
  • как бы,
  • всё равно,
  • можно ли,
  • вряд ли,
  • едва ли,
  • всё же,
  • к тому же

Пополнять справочник сайта могут только Преподаватели

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Существительные имеют постоянный морфологический признак одушевленности.

Признак одушевленности существительных тесно связан с понятием живое / неживое. Тем не менее одушевленность является не разрядом по значению, а собственно морфологическим признаком.

Все морфологические признаки характеризуются тем, что они имеют типизированное формальное выражение — выражаются формообразующими морфемами (окончаниями или формообразующими суффиксами).

Морфологические признаки слов могут выражаться

1) внутрисловно — формообразующими морфемами самого слова (стол- — стол-ы),

2) внесловно — формообразующими морфемами согласуемых слов (нов-ое пальтонов-ые пальто),

Оба этих средства выражения могут быть представлены вместе. В этом случае одно грамматическое значение выражается в предложении несколько раз — и внутрисловно, и внесловно (нов-ый стол- — нов-ые стол-ы).

Одушевленность как морфологический признак также имеет формальные средства выражения. Чаще всего одушевленность / неодушевленность выражается окончаниями самого существительного:

1) одушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа вин. п. и род. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число;

2) неодушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа вин. п. и им. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число.

одушевленныенеодушевленные
И. п. мн. числа мальчик-и стол-ы
Р. п. мн. числа(нет) мальчик-ов(нет) стол-ов
В. п. мн. числа(вижу) мальчик-ов(вижу) стол-ы

В русском языке представлены существительные с колебанием по одушевленности: у них вин. п. может совпадать как с им. п., так и с род. п., например, (вижу) микроб-ы / микроб-ов, описать персонаж-и / персонаж-ей, существ-о / существ- □ .

У существительных женского и среднего рода, имеющих формы только единственного числа, одушевленность формально не выражена (молодежь, студенчество), формально они не охарактеризованы по одушевленности.

Одушевленность имеет и внесловное выражение: окончание согласуемого с существительным прилагательного или причастия в вин. п. различается в зависимости от одушевленности или неодушевленности существительного, ср.: (вижу) нов-ых учеников, но нов-ые столы.

Внесловное выражение одушевленности существительных более универсально, чем внутрисловное: оно выражает одушевленность даже в случае неизменяемости существительного: (вижу) красив-ых мадам, но красив-ые пальто.

Одушевленность большинства существительных отражает определенное положение дел во внеязыковой действительности: одушевленными существительными называются в основном живые существа, а неодушевленными — неживые предметы, однако есть случаи нарушения этой закономерности:

колебание по одушевленности

объект не может быть одновременно живым и неживым:

(вижу) микроб-ы / микроб-ов;

живое, но неодушевленное

1) совокупности живых существ:

(вижу) армии, толпы, народы;

2) растения, грибы:

(собирать) лисички;

неживое, но одушевленное

1) игрушки в виде человека:

(вижу) кукол, матрешек, неваляшек;

2) фигуры некоторых игр:

(разыграть) королей, ферзей;

(вижу) покойников, утопленников, но труп (неодуш.);

4) вымышленные существа:

(вижу) русалок, леших, домовых.

См. Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников

Русский язык

Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет

С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒

План урока:

Имя существительное одушевлённое и неодушевлённое

Посмотрите на таблицу и повторите определение.

Как вы заметили, к предметам на картинке, которые обозначают людей или животных, задаётся вопрос «Кто?». Такие существительные называются одушевлёнными: корова, мышка, волк.

Ко всем остальным предметам и явлениям, которые не называют живых существ, задаётся вопрос «Что?»: ложка, мяч, карандаши. Такие существительные относят к неодушевлённым. Разберём на примерах.

  • Мама купила в магазине сыр. В этом предложении три существительных. Поставим их в именительный падеж. Слово «мама» обозначает человека, отвечает на вопрос «кто?», значит, это одушевлённое существительное. Слова «магазин», «сыр» не обозначают людей или животных, к ним задаётся вопрос «Что?», значит, это неодушевлённые существительные.
  • Собака завиляла хвостом. Найдём в предложении имена существительные и поставим в именительный падеж: собака, хвост. Собака – это животное, отвечает на вопрос «Кто?», относится к одушевлённому имени существительному. Хвост – предмет, который не означает людей, животных, к нему задаётся вопрос «Что?», значит, это неодушевлённое существительное.

Ребята, в русском языке существительные, которые называют: сказочных героев, шахматные фигуры, богов, игрушки в виде человека, считаются одушевлёнными. Посмотрите внимательно на подсказку.

Запомните эту информацию. А сейчас предлагаю выполнить несколько заданий на закрепление материала. Ответы на задания вы сможете найти в конце этого урока.

Упражнение 1 «Правильный выбор»

Укажите картинку с предметом, который относится к одушевлённому имени существительному.

Упражнение 2 «Кроссворд»

Отгадайте кроссворд и среди ответов укажите неодушевлённые существительные.

1. Предмет мебели, за которым в классе сидят ученики.

2. Человек, профессия которого связана с приготовлением пищи.

3. В этот предмет наливают сок или чай.

4. Это животное – транспортное средство для Деда Мороза.

Упражнение 3 «Связующая нить»

Соедините существительные с соответствующими вопросами.

Надеюсь, вы справились с заданием. Переходим к изучению следующей характеристики существительного.

Имя существительное собственное и нарицательное

Рассмотрите рисунки и прочитайте подписи к ним:

Детский журнал «Солнышко»

Космонавт Юрий Гагарин

Город Санкт-Петербург

Автомобиль «Лада Калина»

На картинках вы видите разные предметы, одушевлённые и неодушевлённые: журнал «Солнышко», первого космонавта Юрия Гагарина, город Санкт – Петербург, автомобиль «Лада-Калина». Названия перечисленных предметов прописаны с заглавной буквы, некоторые дополнительно – в кавычках. Это собственные имена существительные. Прочитайте правило, какие слова к ним относятся.

Сделаем вывод: существительные собственные называют людей, животных, предметы, которые неповторимы, выделяются из ряда подобных.

Существительные, которые называют не единичные, а похожие, однородные предметы, относятся к нарицательным: стол, окно, девочка, обезьянка, машина, улица, клубника. Нарицательные существительные всегда пишутся с маленькой (строчной) буквы. Посмотрите на таблицу: в левом столбике вы видите имена нарицательные, в правом – имена собственные.

Порассуждаем: девочек много, а Алёнка одна. Слово «девочки» – имя нарицательное, Алёнка – собственное. Пёсиков много, но по кличке Дружок один, получается, «пёс» – нарицательное имя, Дружок – собственное. По такому же образцу попробуйте продолжить анализ слов из таблицы.

А теперь примените полученные знания, выполнив задания.

Упражнение 1 «Столбики»

Распределите слова по двум столбикам:

Имя собственное Имя нарицательное

Слова:Щелкунчик, ёлка, лиса, Маленький Принц, космос, Юпитер, дорога, змея, Ванечка, бабушка, Ольга Степановна.

Упражнение 2 «Большая, маленькая буква»

Определите, с какой буквы: заглавной или строчной начинаются слова. Объясните, почему.

А (а)встралия, м(М)ороженое, р(Р)ека, А(а)нтон Ч(ч)ехов, к(К)орабль, с(С)путник, С(с)очи.

Упражнение 3 «Найдите журнал»

В каком из квадратов вы видите название журнала? Как вы определили?

Лексическое значение имени существительного

Ребята, существительное называет разные предметы. Под общим понятием имеются в виду не только животные, люди, вещи. Это все объекты, к которым можно задать вопросы «Кто?» или «Что?» Посмотрите на таблицу.

Как вы заметили, существительные делятся на несколько групп, называют: конкретные предметы, вещества, явления природы, события, качества человека, действия, животных, людей, свойства предметов. Все перечисленное – это и есть лексическое значение существительного.

Среди всех частей речи, существительное в русском языке по количеству слов занимает первое место. В некоторых случаях оно имеет общее значение с глаголом и прилагательным.

Посмотрите на пункт «Качества человека» и прочитайте пример: Он отличался храбростью. Предложение можно заменить другим, близким по смыслу: Он был храбрым. Существительное «храбрость» заменяется прилагательным «храбрый». Смысл предложения не теряется.

Существительные, которые означают свойства предмета также заменят прилагательное без потери смысла текста: Синева неба в конце февраля говорит о приближении весны. – Синее небо в конце февраля говорит о приближении весны.

В пункте «Действие» у существительного сходное значение с глаголом. Пример: Плавание – любимое занятие Егора.Заменяем существительное глаголом.Получается предложение: Егор любит плавать.

Сделаем вывод: лексическое значение существительных– предметы в широком понимании слова.

Выполним упражнения, чтобы закрепить материал.

Упражнение 1. «Преобразование»

От перечисленных глаголов образуйте существительные:стрелять, решать, бороться, возиться.

Упражнение 2. «Соедини стрелкой»

Соедините стрелкой существительные с их лексическим значением.

Упражнение 3. «Образуем прилагательные»

От существительных, означающих свойства предмета, образуйте прилагательные: белизна, широта, высота, усталость, грусть, радость.

Ребята, урок подошёл к концу. Вы познакомились с новой информацией и выполнили практические задания. Настало время самопроверки!

Ответы на задания

Раздел «Имя существительное одушевлённое»

Упражнение 1 «Правильный выбор»: картинка с учителем.

Упражнение 2 «Кроссворд»

Упражнение 3 «Связующая нить»

Кто? Кащей Бессмертный, матрёшка, строитель, малыш, робот.

Что? Колпак, дерево, сметана.

Имя существительное собственное и нарицательное

Упражнение 1 «Столбики»

Распределите слова по двум столбикам:

Упражнение 2 «Большая, маленькая буква»

  • Австралия, Антон Чехов, Сочи;
  • мороженое, река, корабль, спутник.

Упражнение 3 «Найдите журнал»

Красный квадрат, «Лиза».

Лексическое значение имени существительного

Упражнение 1. «Преобразование»

Стрельба, решение, борьба, возня.

Упражнение 2. «Соедини стрелкой»

Конкретный предмет: кровать, мебель, подъезд, свеча.

События: конкурс, именины, выборы.

Явления природы: метель, гром, снегопад.

Упражнение 3. «Образуем прилагательные»

Белый, широкий, высокий, усталый, грустный, радостный.

Одушевленные и неодушевленные существительные – правила для 5 класса

  1. Что такое одушевленность–неодушевленность существительных
  2. Как отличить одушевленное от неодушевленного
  3. Трудности при определении одушевленности-неодушевленности
  4. Когда «неживое» одушевленное
  5. Когда «живое» неодушевленное
  6. Слова среднего рода
  7. Переход между категориями
  8. Почему важно определять одушевленность существительных

Сравним выделенные слова в предложении:

  • Приехав во Владимир, я неожиданно встретил Иванова Владимира – одноклассника и друга.

Оба имена существительные, род – мужской, склонение – второе, падеж – винительный. Почему в словах с одинаковыми характеристиками разные окончания? Дело в том, что одно из них – название города, неодушевленное, а второе – имя человека, одушевленное.

Как отличить неодушевленные существительные от одушевленных? Что такое категория одушевленности? Зачем нужно различать одушевленные (ОИС) и неодушевленные (НИС) имена существительные (ИС)? Ответы на вопросы – в статье.

Что такое одушевленность–неодушевленность существительных

Знакомясь с ИС, дети запоминают вопросы, на которые отвечают слова, которые относятся к этой части речи – Кто? Что? Ученикам начальной школы несложно понять, что первый вопрос – для «живого», а второй – для «неживого».

Уже на этом этапе у детей возникает вопрос: почему дерево и розы – это неодушевленные существительные. Ведь они живые: рождаются и умирают, пьют воду, растут, болеют.

В русском языке эта категория формировалась веками. В древности растения не считались живыми, потому что они не могут самостоятельно передвигаться в пространстве. Эта способность и сейчас остается главным отличием ОИС и НИС:

  • Дикая лисичка повадилась воровать молоко из миски нашего пса Рыжика.
  • Вчера мы набрали целую корзину лисичек и рыжиков.

В первом предложении выделенные слова – существительные одушевленные. Лисичка – название хищного зверя, а Рыжик – кличка собаки. Задаем вопрос: Кто?

Во втором примере оба слова уже относятся к неодушевленным: это названия грибов. Они отвечают на вопрос: Что?

Как отличить одушевленное от неодушевленного

По грамматическим признакам отличают одушевленные и неодушевленные ИС по окончаниям в Р. и В. падежей в форме множественного числа:

Трудности при определении одушевленности-неодушевленности

В младших классах правило для определения категории одушевленности у ИС простое: все, что живое, может передвигаться самостоятельно, отвечает на вопрос: Кто?, относится к одушевленным именам существительным. Остальные слова отвечают на вопрос: Что? – это уже НИС.

А к 5-му классу знания углубляются, словарный запас расширяется. Зная особенности склонения одушевленных и неодушевленных, ученики замечают несовпадение правил русского языка и бытовой логики. Оказывается, что одушевленными считаются некоторые ИС, которые обозначают неживое, неспособное передвигаться самостоятельно. У выделенных в примерах слов В.п. совпадает с Р. п., а это признак ОИС:

  1. Шахматист потерял ферзя. Речь о шахматной фигуре из дерева или пластика. Это неживой предмет. Двигает фигуры игрок – сами они не могут шагать с клетки на клетку.
  2. На обед подавали барашка, жаренного на вертеле. Животное уже неживое.
  3. На берег вынесло утопленника. Мертвеца нашли рыбаки. В этих предложения речь об умершем человеке.

В то же время слова, обозначающие скопление, единство живых существ, относятся к НИС:

  • Правительство надеется на свой народ.
  • Командование оставило резервный полк в засаде.

В этих предложения слова «народ», «полк» обозначают объединения людей, но при склонении В. П. совпадает с И. п., как у неодушевленных ИС.

И у детей возникают новые вопросы.

Когда «неживое» одушевленное

Слова, обозначающие названия людей, животных, которые по физиологическим понятиям уже не относятся к живым, сохраняют постоянный признак одушевленности. Если говорить о ИС «мертвец», «покойник», то их когда-то употребляли для обозначения человека умершего, пока его душа еще витает где-то рядом. С этим связаны обряды 3-го, 9-го, 40-го дня после кончины. После душа уходит в другой мир. То есть душа уже не в теле, но рядом. Склонение слов сохраняет эти представления о смерти человека.

Тело после 40 дней называли словом «труп» – души уже нет, поэтому слово склоняется по правилам неодушевленных ИС.

Шахматные фигуры, марионеточные и другие куклы, игральные карты – это тоже с точки зрения грамматики одушевленные существительные:

  • Вытянул козырного туза;
  • Смеялись над проделками Петрушки;
  • Пешка угрожает ферзю;
  • Подарили куклу Машу.

К одушевленным относят названия художественных или музыкальных произведений, картин, которые состоят из имен главных героев:

  • Прочитали «Руслана и Людмилу»;
  • Постановка «Евгения Онегина»;
  • Хор девушек из «Князя Игоря».

Но если это название автомобиля, журнала, кинофильма, в котором нет имени собственного, то оно изменяется как неодушевленное. Сравните:

  • Пригласили в гости москвича (житель Москвы – одушевленное);
  • Испытывали новенький «Москвич» (название автомобиля – неодушевленное);
  • Завели дома крокодила (животное – одушевленное);
  • Привезли свежий «Крокодил» (название журнала – неодушевленное).

Когда «живое» неодушевленное

К НИС относятся слова со значением объединения живых существ – людей или животных:

Слова среднего рода

Одушевленные существительные – это обычно слова женского или мужского рода. Ведь все живое делится по этому признаку. Но среди ИС среднего рода тоже есть те, что отвечают на вопрос Кто?:

милое дитя
официальное лицо
дорогое чадо
чудище лесное
редкое животное
морское млекопитающее
опасное насекомое

Переход между категориями

В начале статьи в примерах про грибы и животных слов «лисичка» употреблялось как одушевленное и как неодушевленное. Это не значит, что постоянный признак ИС вдруг становится непостоянным. Существительное «лисичка» – многозначное. Значение влияет на одушевленность. Та же ситуация с омонимами: только в контексте определяют, одушевленное ИС или нет:

  • Древние римляне почитали Юпитера (бог – одушевленное);
  • В безоблачную ночь хорошо видно Юпитер (планета – неодушевленное);

Почему важно определять одушевленность существительных

Не задумываясь о категории одушевленности, допускают грамматические ошибки. Вспомнив, что у ОИС Р. п. = В. п., выберите правильный вариант:

  1. А вы видели в замке страшного призрака // страшный призрак?
  2. Для охраны выделили три полицейские // трех полицейских.
  3. На входе заметили два охранника // двух охранников.
  4. Да мы сами напугаем это привидение // этого привидения.

Одушевленные и неодушевленные существительные – как определить? Одушевленные и неодушевленные существительные

Как определить: одушевленные или неодушевленные существительные перед нами? Общепринятая практика рекомендует задать вопрос “кто?” к одушевленному, а вопрос “что?” к неодушевленному имени существительному. Можно, конечно, и таким путем пойти, только какой вопрос можно отнести к слову “покойник”? Он “кто?” или “что?”. Категорию одушевленности к этому понятию можно применить весьма условно. А что можно сказать о таком персонаже русских сказок, как леший? Его можно отнести к одушевленным существительным, или он в противоположной категории? Вопросы, вопросы. попробуем найти ответы.

Живая и неживая природа

Вам будет интересно: Значение слова «подвизаться» в быту и в храме

Все, что нас окружает, в русском языке определяется именем существительным. Оно представлено двумя категориями: одушевленных и неодушевленных имен существительных.

Суть этих понятий кроется в их корне: он у них один – “. душ. ” и, стало быть, слова эти – однокоренные. Что же касается того, как определить одушевленные и неодушевленные существительные, то рассмотрим их кардинальное отличие друг от друга.

Смысл слова “душа” достаточно всеобъемлющий и восходит к понятиям “живое” и “мертвое”. Если некая часть окружающего нас мира определяется словом и имеет отношение к “душе” как фрагмент живой природы, то мы здесь имеем дело с одушевленным существительным.

Вам будет интересно: Объем правильной шестиугольной призмы. Объем шестиугольной призмы: формула

Если более предметно подойти к смыслу понятия “живая природа”, то оно означает ту часть окружающего мира, которая имеет отношение к процессу жизни, т. е. самостоятельному движению, физиологическим проявлениям, в частности, дыханию, воспроизведению, питанию и т. п.

Соответственно, понятие “неживая природа” несет совершенно противоположную смысловую нагрузку, и слова, определяющие подобные фрагменты нашего окружения, относятся к категории неодушевленных имен существительных.

Задаем вопросы

Переходим к вопросительной части. Как известно, имена существительные склоняются по падежам и отвечают на вопросы “кто?” или “что?”. Согласно правилу, к одушевленным именам существительным имеет отношение вопрос “кто?”, а к неодушевленным – “что?”. И здесь, вроде бы, все просто: надо задать нужный вопрос к существительному – и все становится на свои места.

Перейдем к примерам. Определим категорию слов: щенок, соловей, рыба, ребенок, учитель. Все они, разумеется, относятся к живой природе, и к ним уместно задать вопрос “кто?”.

Переходим к следующему словесному ряду: стол, кровать, тетрадь, карандаш, дерево, телефон. Этот список из неживой природы, и перечисленные существительные отвечают на вопрос “что?”.

Теперь разберем слово “мертвец” с точки зрения его принадлежности к живой или неживой природе. Возникает тупиковая ситуация, и здесь необходим другой путь.

Они “иные”.

В русском языке существует группа слов, которая не укладывается в рамки понимания как живой природы, так и неживой.

Вышеупомянутое слово “мертвец” относится именно к таким понятиям. И обычный алгоритм действий, применяемый для определения одушевленных и неодушевленных имен существительных, здесь не работает. Тогда как быть в этих случаях? В спорных случаях можно вспомнить правила склонения имен существительных.

Воспользуемся пошаговой инструкцией для того, чтобы узнать, как определить одушевленные и неодушевленные существительные:

  • Склоняем слово “мертвец” в родительном падеже, употребляя множественное число: нет (кого, чего?) мертвецов.
  • То же самое делаем с множественным числом в винительном падеже: вижу (кого, что?) мертвецов.
  • Вывод: оба ответа на падежные вопросы идентичны друг другу, следовательно слово “мертвец” относится к одушевленным существительным.

Если так же просклонять слово “покойник”, то в результате получим подобный ответ.

  • Особый подход в данном контексте к мужским именам собственным и существительным мужского рода. Если их просклонять в единственном числе, то можно увидеть, что в винительном и родительном падежах они идентичны.

“Мертвая натура”

Применяем тот же порядок действий для того, чтобы выяснить, как определить одушевленные и неодушевленные существительные и в чем их отличие:

  • Задаем вопросы родительного падежа к слову “труп”, поставив его во множественном числе: нет (кого, чего?) трупов.
  • Повторяем эти же действия с винительным падежом: вижу (кого, что?) трупы.
  • Вывод: слово “труп” относится к неодушевленным существительным, т. к. при склонении формы слова изменились.

Применяя данное правило, вы сможете всегда отличить одушевленные и неодушевленные существительные с учетом их природы.

Понятия “с секретом”

Русский язык, как шкатулка с секретом полон тайн, касающихся тем жизни и смерти. Так, понятия, не имеющие отношения к жизни, могут переводиться в область живой природы. Рассмотрим примеры:

  • Как уже выяснилось выше, слова “мертвец”, так же как и “покойник” относятся к одушевленным существительным, вследствие того, что ранее они проявляли признаки жизни.

  • Человек в силу своего желания наделяет душой определенные объекты, не являющиеся явной реальностью, переводя их в сферу живой природы. К таким понятиям относятся Бог, леший, домовой.
  • В определенных случаях неодушевленным предметам придаются свойства живых персонажей, наделяя их всеми качествами личности. Наглядный случай – шахматные фигуры.

  • Еще происходит перевод неживой природы в живую при объединении множества разрозненных элементов в единую сущность, представляющую собой своего рода “коллективный разум”.

Так происходит с понятиями прайда, стаи, народа, коллектива.

Средний род

Итак, мы разобрались с одушевленными и неодушевленными существительными “иного” происхождения.

Рассмотрим еще одну разновидность понятий живой природы. Сюда входит средний род одушевленных существительных, таких как насекомое, имеющее отношение к живым организмам; млекопитающее, также обладающее всеми живыми признаками.

  • Ко всем подобным представителям живой природы уместен вопрос “кто?”, а также определение “оно мое”.
  • Часто можно услышать обращение к малышу: дитя или чадо. Эти существительные также подразумевают живое существо среднего рода, ввиду невозможности определиться с мужским или женским родом младенца без дополнительных уточнений.
  • Понятия, имеющие отношение к мифическим персонажам, например, “чудовище” – представляют собой существительные, относящиеся к категории одушевленных и к среднему роду. Они также обладают качествами живых существ.

Теперь вы знаете, что делать в случае затруднений с определением одушевленного или неодушевленного существительного.

Ссылка на основную публикацию