«ПлачУщий» или «плачАщий» – как правильно пишется?

Плаксивость: черта характера или диагноз

То, что человеку иногда хочется поплакать – явление вполне нормальное. Слезы возникают от переизбытка эмоций – горя или, наоборот, счастья. Но иногда плаксивость может стать постоянным спутником человека. Он плачет по поводу и без него, а это уже является проблемой.

Слезные железы в нашем организме вырабатывают жидкость, которая состоит в основном из воды. В ней есть соли, белки и другие микроэлементы. Реакция у слезы слабощелочная.

  • базальные – для увлажнения и поддержания глаз в нормальном состоянии;
  • рефлекторные – возникают при попадании в глаз каких-либо раздражителей – инородных тел или испарений;
  • психоэмоциональные – в основе их лежат мысли, человеческие чувства и эмоции.

Именно последний вид слез и отличает людей от остальных организмов, живущих на Земле. Коммуникативная функция слезы присуща только человеку.

Основными функциями слез также являются защитная, питательная, светопреломляющая.

Повышенная слезливость может быть при некоторых заболеваниях — конъюнктивите, кератитах, попадании инородных предметов в глаз и иных.

Однако плач – это всегда выражение внутреннего состояния человека. И плаксивость часто становится чертой характера. В виду гормональных нарушений в период месячных и климакса, женская половина человечества больше подвержена данному состоянию. Принято считать, что слезы женщины – это нормально, а мужчина плакать не должен.

Ребенок с раннего детства выражает свои чувства и желания с помощью слез.

Если плаксивость проявляется очень часто, возникает непонятно по какой причине, длится долго, ее невозможно контролировать, то это уже патология. Такое поведение вызывает напряжение и раздражение у окружающих, указывает на неразрешенные проблемы, расстройства психики или заболевания организма.

Плач может сопровождаться проявлением агрессии, раздражительностью и другими негативными состояниями.

Плаксивость. Причины недуга

Что же на самом деле ведет к плаксивости? Рассмотрим основные причины.

  • Стрессовая ситуация, которая оставила глубокий след в душе человека. Потеря близких, расторжение брака, измена жены или мужа, предательство друга – все это тяжело переживается и может быть постоянным источником плаксивости.
  • Сильная эмоция, например, обида, чувство вины, страх потерять человека, боязнь за свое здоровье или близкого родственника, другие внутренние переживания.
  • Переутомление, постоянное недосыпание, чрезмерные физические нагрузки.
  • Физиологические причины: гормональный дисбаланс в критические дни у женщин, возрастные изменения и связанные с ними нарушения в организме, мужской и женский климакс, эндокринные и иные заболевания.
  • Депрессивные расстройства, постоянно плохое настроение.
  • Частое употребление алкоголя и иные зависимости угнетают нервную систему, снижают порог сопротивляемости организма, делают человека слабым. От безысходности он постоянно плачет.
  • Искусственный плач, как манипуляция людьми. Иногда к такому средству воздействия на другого человека прибегают дети, женщины, чтобы достичь каких-то своих целей, сыграв на жалости окружающих.

Лечение

Для успешного лечения плаксивости необходимо выявить ее источник и попробовать устранить его или поменять мнение о ситуации, приняв ее и поблагодарив за определенный опыт.

Избавиться от данного состояния можно самостоятельно или обратиться к врачу.

Чтобы не прибегать к помощи докторов, нужно самому осознать всю серьезность проблемы, раскопать ее истоки и начать работу по изменению себя.

В настоящее время можно найти очень много литературы по данному вопросу, изучив которую, реально попробовать вывести себя из кризиса.

Действовать необходимо следующим образом:

  1. При возникновении очередного приступа плаксивости нужно стараться переключать внимание на что-то другое. Следует понимать, что, повторяя реакцию в виде плача постоянно, вы только усиливаете от нее свою зависимость.
  2. В первое время можно воспользоваться народными средствами – валерианой, пустырником, мятой, мелиссой , пить отвары в их сочетании, принимать настойки в виде капель.
  3. Кроме того, стоит изменить ритм жизни: больше отдыхать, заняться спортом, лучше всего плаванием, чаще быть на свежем воздухе, правильно питаться.
  4. Попробовать дыхательные упражнения – глубокий вдох, медленный выдох.

А, если устранить проблему самому не получается, идите к врачу. Сначала нужно пройти обследование и выявить те физиологические причины, которые могут влиять на плаксивость.

Вам обязательно помогут в данном вопросе психиатр и психотерапевт, не лишним будет посетить психолога.

Реки боли. Почему хочется плакать без причин

Когда мы рыдаем в финале фильма «Хатико» или над разделочной доской с луком, это кажется вполне логичным. Но иногда слезы капают сами собой, без особых на то причин. Что делать, если вы не можете сдерживать эмоции и постепенно превращаетесь в плаксу, рассказывает психолог Анна Хныкина.

Наталья Кожина, АиФ.ru: Бывают ли слезы без причины или все-таки причина есть всегда?

Анна Хныкина: В физиологических реакциях, а слезы именно к ним и относятся, ничего не бывает просто так. У человека есть такой вид психической защиты, как рационализация, это когда мы все себе объясняем. Он оберегает нас от переживаний и боли. У тела такого механизма нет, оно ничего не объясняет и живет отдельной жизнью от нашей рационализации, не подчиняется ей. И, поскольку у любой физиологической реакции есть свой внутренний стимул, слезы просто так не появляются. Всегда есть причина, которая их провоцирует, но мы ее иногда не считываем.

— Почему не считываем?

— Здесь срабатывает наше бессознательное, которое ставит своеобразный блок. Слезы, в большинстве случаев, это реакция на жалость к себе самому, а поскольку это больно, мозг стоит на страже и оберегает от этого, он старается убедить нас в том, что все нормально.

— Есть один очень хороший вопрос, который нужно почаще себе задавать: что я сейчас чувствую? Как ни странно, найти ответ на него довольно сложно. Часто, чтобы добраться до причины, из-за которой вы плачете, нужно снять несколько слоев своих собственных защит: избегание, рационализация, отрицание и т.д. В большинстве случаев докопаться до сути мешает еще и стыд.

— Человеку стыдно признаться самому себе в какой-то проблеме?

— Да. Проблема, которая вызывает жалость к себе, а следом слезы, может быть покрыта тайной, страхом, запретом и т.д. Только если вы честны с собой и не боитесь самого себя, можно докопаться до сути.

Вообще то, о чем мы говорим, относится к проблеме под названием «держать лицо». Многие из нас пытаются не показывать свои настоящие чувства, подавляют эмоции, мы скрываем истинных себя.

— Иногда подавлять эмоции нужно, разве не так?

— Конечно, но мы не должны увлекаться этим настолько, чтобы прятать самих себя от себя же. Когда мы идем на работу и там «носим форму» — это одно дело. Маски тоже иногда нужны чтобы не подвести коллектив, выполнить какую-то задачу. Главное — не переусердствовать. Вы не должны терять ощущение реальности и быть самими собой. Надо уметь вовремя выходить из роли.

— Гордиться тут нечем. В целом это неадекватная реакция. Да, можно сдержаться в определенный момент, когда ты хочешь произвести впечатление или не напугать детей своими слезами, но постоянно так делать не стоит. Мы все живые люди. Никому же не стыдно, когда течет кровь при порезе? Почему нужно стыдиться слез?

Даже если вы в какой-то момент сдержали себя, в здоровой ситуации человек потом поплачет или погрустит, когда для этого будет подходящий момент. Уверяю вас, что каждая «задушенная» слеза собирается в большой ком. А если это длится годами, выливается потом в истерику с припадками. Чем дольше вы себя сдерживаете и не даете волю эмоциям и слезам, тем сильнее будет этот припадок.

— Бывает обратная ситуация, когда люди постоянно плачут. Есть вообще какая-то норма, по которой можно понять, что вы плачете слишком часто?

— Это то же самое, как если бы была норма для смеха: сколько раз в день нормально смеяться? Никто не даст ответ на этот вопрос. Такой нормы нет.

Зрелый человек — это тот, кто, находясь в контакте с реальностью, адекватно реагирует на нее. По мере взросления мы учимся управлять своими чувствами, понимаем, где надо сдержаться, а где можно дать волю эмоциям, т.е. ведем себя адекватно ситуации. Конечно, плакать по каждому поводу на публике — не совсем зрелая история. Это нормально в три года. Знаете, когда мама сыну говорит: «Конфету можно будет съесть только после обеда». А он в ответ рыдает и не может принять эту ситуацию. Для взрослого человека такая реакция ненормальна. Слезы нон-стоп могут считаться адекватной реакцией лишь в том случае, когда речь идет о глубокой психической травме, например, если человек утратил что-то. В норме мы можем плакать каждый раз, когда это адекватная реакция на ситуацию.

— Вас толкнули в метро, и вы заплакали. Это адекватная реакция?

— Большинство из нас вряд ли будут плакать над такой ситуацией. Но для кого-то происходящее может быть так называемой «последней каплей». Мы не знаем, что спрятано внутри каждого из нас, что случилось в жизни в данный момент. Да, у кого-то, казалось бы, незначительный раздражитель может вызвать бурю внутри, но если мы найдем истоки этой бури, то все встанет на свои места.

Еще раз замечу, что сама проблема возникает для человека в тот момент, когда он не хочет плакать, а слезы сами текут. Маленькие дети по этому поводу обычно говорят: «Я не хочу, но они сами». Если в вашей жизни нет ничего подобного, значит, все в порядке.

— Смотрите, сильная жалость к себе возникает в результате страха угрозы существования. Человек боится, что его не будет или его не примут таким, какой он есть. Сам этот страх может возникать от стыда. Стыд — это реакция на послание «ты такой не нужен, ты не подходишь». В итоге о стрессе ли мы говорим или о неудовлетворённости жизнью, корни их лежат в том, что вы хронически не справляетесь с чем-то, переживаете из-за своей беспомощности или несостоятельности. А это уже стыд, о котором я сказала.

Еще один важный момент: иногда плаксивость провоцируют гормональные сбои, которые усиливают ощущение беспомощности. В этой ситуации, конечно, нужна консультация эндокринолога.

— Можно ли самостоятельно справиться с желанием постоянно плакать?

— Естественно, если вы найдете истинные причины своих слез и попытаетесь решить волнующие вас проблемы. Но, в ситуации, когда вы понимаете, что не способны провести такой честный анализ и вам нужна помощь, ее нужно попросить у того же психолога.

Что такое Анархизм

Анархизм (от греч. ἀ(ν) + ἄρχή — “без” + “власть”) — система взглядов людей, выступающих за отсутствие правительства, руководства. Отрицание принципа власти. Политическая и социальная система, при которой индивид освобождается от государственной опеки.

Анархизм часто понимается в уничижительном смысле как синоним беспорядка, хаоса и дезорганизации. А антонимы анархизма — диктатура, порядок.

Отрицать авторитет и постоянно это пропагандировать называется анархизмом. Можно сказать, что анархизм — это вера, но иногда его считают идеологией.

Кто такой анархист?

Анархист — это член анархической организации, приверженец анархизма.

Себастьян Фор (французский анархист, педагог и журналист) определил анархистов следующим образом:

“Тот, кто отрицает авторитет и борется с ним, является анархистом”.

Основные принципы анархистской идеологии

Анархисты уверены, что общество может быть организовано без применения власти. Но для этого должны осуществляться некоторые важные принципы:

  • отсутствие власти (когда один человек или группа навязывают своё мнение другим);
  • идеальное общество без принуждения (участие в социальных действиях должно быть мотивировано индивидуальной заинтересованностью, а не внешним давлением социума);
  • равенство и братство (отсутствие иерархии, все люди между собой равны);
  • свобода ассоциаций (все ассоциации имеют право на независимое существование с одинаковыми правами);
  • принцип взаимопомощи (работа в коллективе, а не по отдельности ведёт к наименьшим затратам усилий);
  • разнообразие (люди взаимодействуют более непринуждённо и свободно, также их деятельность сложнее контролировать, когда их жизни построены разнообразно).

Разница между анархизмом и анархией

Анархия является состоянием жизни без вмешательства правительства, механизмов и учреждений государства.

Анархизм — это политическая философия, целью которой является анархия; это политическая теория, целью которой является создание анархии.

Анархия — это способ существования, в то время как анархизм — это то, что происходит, когда люди, которые считают себя анархистами, собираются и начинают говорить.

Виды анархизма

Анархо-индивидуализм

Последователи индивидуалистического анархизма начиная с середины 19-го века выступали за движения: антиавторитарное, прорабочее и антиколлективистское.

Традиционно индивидуалистический анархизм считал себя частью левого анархизма (хотя и не социального анархизма), более широкого движения, которое противостоит как капитализму, так и государству, и он видит их как двойные силы угнетения.

Сторонники индивидуалистического анархизма, однако, всегда придерживались гораздо более позитивных взглядов на частную собственность, чем любые другие представители левых. Они принимали рыночную экономику и отвергали полномасштабный капитализм.

Анархо-коммунизм

Анархистский коммунизм, также известный как анархо-коммунизм, коммунистический анархизм или иногда либертарианский коммунизм. Он выступает за отмену правительства, которое он называет государством, частной собственности, особенно средств и активов массового производства, и самого капитализма.

Вместо этих учреждений и систем он призывает, как и его идеологический конкурент марксизм, к общей собственности или, по крайней мере, к контролю над средствами производства.

Анархо-коммунизм утверждает, что только посредством такого коллективного контроля люди смогут стать свободными от государственного господства и экономической, то есть капиталистической, эксплуатации.

При анархистском коммунизме реальные задачи правления и производства будут осуществляться непосредственно через горизонтальную сеть добровольных объединений, рабочих советов и экономики даров.

Экономика дара (экономика дарения) — это система, в которой ценные товары и услуги не обмениваются, нет “услуги за услугу”, они дарятся безвозмездно.

При анархо-коммунизме каждый участвовавший будет что-то делать исключительно для удовлетворения своих реальных потребностей. Однако, в отличие от марксизма, который защищает диктатуру пролетариата, анархистский коммунизм выступает против всех руководителей, иерархии и господства.

Анархо-капитализм (анкап)

Политическая система, в которой государство заменяется частными компаниями, они конкурируют за предоставление социальных услуг и инфраструктуры, которые обычно предоставляются правительством.

Эта точка зрения также называется анархизм свободного рынка, ещё либертарианский анархизм, рыночный анархизм или анархизм частной собственности.

Она основана на идее, что свободный рынок может предоставлять услуги и поддерживать порядок лучше, чем “навязанное” правительство, финансируемое за счёт налогообложения.

Минархизм

Минархизм — это либертарианская капиталистическая политическая философия, которая утверждает, что государство необходимо, но что его единственной законной функцией является защита людей от агрессии, нарушений контрактов и соглашений, мошенничества и т. д.

Единственными законными правительственными учреждениями являются военные, полиция и суды (также включаются пожарные управления, тюрьмы, исполнительная власть и законодательные органы, как законные правительственные функции).

Анархо-пацифизм

Анархо-пацифизм — это слияние между анархизмом и пацифизмом. Анархо-пацифисты могут подчёркивать либо потенциал для бесконфликтного будущего мира без правительства, либо (чаще) важность принятия анархических и неиерархических структур внутри пацифистских движений для достижения мира во всём мире.

Эта форма пацифистского выражения имеет тенденцию появления из работ творческих или экспериментальных пацифистов, таких как Лев Толстой, Бертран Рассел, Джон Леннон, Йоко Оно, Аллен Гинзберг и других.

Зелёный анархизм (экоанархизм)

Экоанархизм — это политическая доктрина, которая берёт некоторые из своих ключевых компонентов у анархической мысли и применяет их к взаимодействиям людей с нечеловеческим миром (животные и растения).

Зелёный анархизм предлагает разрушить все иерархии, которые являются следствием человеческой деятельности, независимо от того, содержатся ли они в нашем собственном обществе или нет, т. е. освободить все формы жизни от иерархического господства.

Главными темами зелёного анархистского мышления считаются права животных и социальная экология (идеология, которая призвана реконструировать и трансформировать нынешние взгляды как на социальные проблемы, так и на факторы окружающей среды).

Другие виды анархизма более специфичны, они направлены на разрушение иерархических человеческих отношений. В то время как зелёный анархизм является более общим, потому что он стремится удалить всю иерархию в целом (в мире людей и нелюдей).

Символ анархизма

В разное время и в разных обществах анархизм имел разную символику. Здесь мы рассмотрим только некоторые из них, самые яркие примеры.

Буква “А” в круге

Этот символ анархии — один из самых известных на данный момент. Этот знак был создан переплетением из заглавной буквы “А” и заглавной буквы “O” (вокруг первой).
Буква “А” была взята из слова “анархия” (она одинаково выглядит в большинстве европейских языков и в кириллице). А буква “О” произошла от слова “порядок” (от фран. ordre).

Чёрный флаг

С 1880 года чёрный флаг стал символом анархизма. Однако существует несколько объяснений этому символу. Во-первых, чёрный флаг объясняется как противоположность традиционному белому цвету монархии или (также) белому цвету флага капитуляции (когда показывался белый флаг как символ сдачи на милость победителя).

Во-вторых, существует теория о чёрном цвете флага как противоположность разноцветным флагам различных государств, как “антифлаг” какого-либо государства. Существует целое множество объяснений данному символу, и он остаётся по сей день одним из самых известных олицетворений анархизма.

Также этот флаг “развился” на несколько вариаций. Таким образом, можно встретить чёрный флаг с другими цветами (красным, жёлтым, зелёным, белым и другими), которые символизируют разновидности анархизма (например, чёрно-белый флаг для анархо-пацифизма, чёрно-жёлтый — для анархо-капитализма и др.).

Происхождение анархизма и “Анархия — мать порядка”

Пьер-Жозеф Прудон (1809–1865), один из основоположников анархизма, французский философ и политик, был первым, кто представил идею “анархического порядка” против традиционного “государственного порядка”. Один из самых авторитетных теоретиков-анархистов, считается первым, кто назвал себя анархистом.

По его мнению, “государственный порядок” является причиной обеднения населения, повышенной преступности и многих других проблем социума, так как строится на насилии.

В то время как “анархический” даёт возможность получить гармонию личных и социальных интересов, справедливость в политике и экономике.

Знаменитая фраза Прудона “Анархия — мать порядка” была несколько перефразирована. В оригинале она звучит как “Свобода — не дочь, а мать порядка” (“la liberté non pas fille de l’ordre, mais MÈRE de l’ordre”). Эта фраза была опубликовала в следующем контексте:

“Республика — это организация, с помощью которой все мнения и все виды деятельности, будучи свободными, народ, силой расхождения мнений и воли, думает и действует как единый человек.

В республике каждый гражданин, делая то, что он желает и ничего кроме этого, он непосредственно участвует в законодательстве и управлении, так же, как он участвует в производстве и обороте богатства.

Там каждый гражданин — король, ибо он обладает полной властью, он правит и управляет. Республика — это позитивная анархия. Это не свобода, подчинённая порядку, как в конституционной монархии, и не свобода, заключённая в тюрьме порядка, как было бы у временного правительства.

Это свобода, избавленная от всех его препятствий, суеверий, предрассудков, софизма, спекуляций, авторитета; это взаимная свобода, а не самоограничение свободы; свобода — не дочь, а мать порядка”.
Пьер-Жозеф Прудон

Основные представители анархизма

  • Эмма Гольдман (писательница);
  • Ноам Хомский (лингвист);
  • Михаил Александрович Бакунин (философ и революционер);
  • Пётр Алексеевич Кропоткин (революционер-анархист и учёный);
  • Рудольф Роккер (публицист);
  • Эррико Малатеста (активист и писатель);
  • Пьер-Жозеф Прудон (политик и философ);
  • Нестор Иванович Махно (революционер);
  • Варлаам Асланович Черкезишвили (революционер);
  • Макс Штирнер (настоящее имя — Иоганн Каспар Шмидт; философ);
  • Пётр Никитич Ткачёв (публицист);
  • Мария Исидоровна Гольдсмит (физиолог и психолог);
  • Уильям Годвин (журналист, писатель и философ).

Различия между анархизмом, коммунизмом и анархо-коммунизмом

Анархизм — это понятие довольно всеобъемлющее. Анархизм стремится к отказу от государства, и это можно сделать применяя разные стратегии. Поэтому анархизм имеет такое большое количество вариаций.

Коммунизм — это идеология и социальное устройство, которые борются против классового расслоения общества и частной собственности, и поддерживают социальное равенство. В коммунизме человек трудится за благополучие всего общества.
На практике внедрение коммунизма подразумевало укрепление роли государства в жизнях людей.

Можно сказать, что государство даже взяло под контроль огромную часть человеческой жизни. А в анархизме главная идея — отдать бразды правления людям.

Анархо-коммунизм же выступал за ликвидацию государства, частной собственности и капитализма, против каких-либо руководителей или иерархии. И призывал к контролю над средствами производства. Управление и производство должны осуществляться путём горизонтальной сети добровольных объединений, рабочих советов и т. д.

Разница между анархизмом и нигилизмом

Анархизм также часто сравнивают с нигилизмом. Нигилизм означает отказ от всех существующих доктрин и веры.

Анархизм считает, что сложившаяся политическая ситуация не способствует развитию качеств индивидуума и по этой причине её следует отвергнуть.

Смотрите также значение Нигилизм.

Анархизм в России

Анархизм был влиятельным движением за границей и появился в России с русскими эмигрантами в конце XIX века. Всего существовали три наиболее видных течения: бакунисты, лавровцы и ткачевцы.

Бакунизм связан с именем знаменитого анархиста М. А. Бакунина. Главными характеристиками этого направления считаются: абсолютная свобода личности и независимость общин мелких производителей, ликвидация частной собственности, уничтожение какого-либо государства; они боролись против марксистского учения о социалистической революции и формирования политических партий.

Для лавровцев приоритетом была серьёзная и длительная пропаганда, они думали, что социальная революция произойдёт лишь в отдалённом будущем.

Лидер ткачевцев — Пётр Никитич Ткачёв (1844–1886) — утверждал, что посредством хорошо спланированного крупного террористического заговора можно совершить социальную революцию. Сторонники Ткачёва считали, что люди установят социалистический безгосударственный строй через революционную диктатуру.

После этих движений анархизм ослабевает до начала XX века. В 1903 году в Европе П. А. Кропоткин, В. Н. Черкезов (Черкезишвили), М. Гольдсмит и другие начинают публиковать журнал с анархистскими и коммунистическими идеями “Хлеб и Воля”.

Большинство активных анархистов в 1904–1905 гг. поддерживали П. А. Кропоткина. “Хлебовольцы” (от “названия журнала “Хлеб и Воля”) стали лидирующей группой анархистов-коммунистов на то время в Рос­сии.

Однако они отстаивали бескомпромиссную классовую борьбу, а также насильственную революцию для реализации социализма.

В конечном итоге из-за этой несогласованности с истинами анархистской идеологии народные массы были недовольны, и в апреле 1905 года рождается новая анархистская организация под названием “безначальцы“. Они тоже начали печатать свои принципы и идеи (“Листок группы “Безначалие”, Париж, Н. Романов, М. Сущинский, Е. Литвин).

Безначальцы уже считали, что анархизм должен был выполнять эти принципы:

  • анархия;
  • коммунизм;
  • борьба с классами;
  • социальная революция;
  • интернациональная солидарность;
  • восстание с оружием;
  • нигилизм (свержение “буржуазной морали”, семьи и культуры);
  • агитация “черни” (безработных, бродяг и т. д.);
  • отказ от взаимодействия с политическими партиями.

Потом образовался самый поздний вид анархизма — анархо-синдикализм (или революционный синдикализм). Для них приоритетом было объединение всех рабочих в синдикаты (в революционные рабочие союзы).

Они поддерживали классовую борьбу. И в отличие от социал-демократии, по их мнению, любые политические организации, политическое столкновение или причастность к буржуазным парламентам оказывали пагубное влияние на рабочий класс.
Главные идеи анархо-синдикализма были взяты из работ Пьера Жозефа Прудона и Михаила Бакунина.

Российский анархист М. А. Бакунин

Михаил Александрович Бакунин был известным революционером и основателем анархизма. В России он был ярчайшим представителем анархизма.

Михаил Александрович родился в семье богатого дворянина в Тверской губернии. В 1840 году он переезжает в Европу, где в 1844 году (в Париже) встречается с Карлом Марксом. Он постоянно переезжает из страны в страну, знакомится с революционными идеями, интересуется политэкономией и коммунизмом.

Но большое влияние на формирование мировоззрения Бакунина оказывают идеи Пьера-Жозефа Прудона (считается первым, кто назвал себя анархистом).

В 1847 году, после его первого публичного выступления против русского самодержавия, Бакунин был выслан из Парижа и переехал в Брюссель. Но уже в следующем году он возвращается в Париж и принимает активное участие во Французской революции 1848 года.

Потом Бакунин участвует в восстаниях в Праге и Дрездене. А в 1851 году был арестован русской жандармерией. В России Бакунин был заключён в Петропавловскую крепость (там он пробыл до 1857 года), где он написал свою знаменитую “Исповедь”.

В этом документе, который опубликовали только в 1921 году, Бакунин рассказывает о своей жизни за границей и о причинах, заставивших его участвовать в революции. В 1857 году его отправляют в Сибирь на поселение.

Бакунин скитается по Сибири и Дальнему Востоку на протяжении следующих лет. Но в 1861 ему удаётся бежать, и он попадает в Сан-Франциско.

В том же году он уже в Лондоне и продолжает свою деятельность революционера, одержимого своей идеей — объединить славян в борьбе против Османской, Австрийской и Российской империй, чтобы создать федеративное славянское государство.

Он создал тайную революционную организацию, которую назвал “Международное тайное революционное общество освобождения человечества”. Потом она была переименована в “Интернациональное братство”.

Главные цели этой организации были:

  • осуществление индивидуальной свободы при равенстве всех членов общества;
  • отмена права собственности и права наследования;
  • введение свободы брака;
  • провозглашение равенства мужчины и женщины;
  • организация общественного воспитания детей;
  • производитель богатства — лишь труд общества.

Эти и другие идеи вошли в его произведение “Государство и анархия”, опубликованное в 1873 году. В этой работе Бакунин призывал молодёжь к революции.

По его мнению, разобщённость крестьянских общин была главной проблемой всех неудачных попыток бунтов крестьян, поэтому он призывал “идти в народ”, для того чтобы установить “живую бунтовскую связь между разъединёнными общинами”. Этот призыв не остался без ответа и дал начало явлению, которое называется “народничество”.

Бакунин пытался отменить монархию и установить республику, уничтожить классы, привилегии и любые различия, сделать равными политические права мужчин и женщин, он пытался добиться “внутренней реорганизации каждой страны с безусловной свободой индивидов”.

Анархизм — кратко и понятно об идеях и представителях движения

Существуют разные политические теории. Не все люди имеют правильные представления об анархизме, кратко и понятно это учение сложно разобрать. В его основе лежит система взглядов, отрицающих принудительное управление и власть одного человека над другим. Внутри течения есть несколько основных направлений, которые расходятся в некоторых взглядах на одни и те же моменты.

Немного истории

Прежде чем узнавать, что такое анархия, нужно понимать, где появилось это движение. Зарождение произошло еще в античные времена, где элементы анархизма существовали у киников и стоиков. Основные положения были выдвинуты в XVII веке после Английской революции.

Основатель анархизма — Дж. Уинстэнли. Он утверждал, что человек становится счастливым только вне собственности и политической власти. Особое значение он уделял понятию совести, так как именно она должна ограничивать личность, а не законы.

Идеи Дж. Уинстэнли развил У. Годвин. Он сформулировал главный аргумент движения. По его мнению, любая власть противоречит человеческой природе, а общественное зло существует в мире только потому, что люди лишены возможности свободно действовать. Годвин предложил децентрализировать общество и разделить его на множество маленьких коммун.

В России анархизм получил распространение только в конце XIX века. Благодаря пропаганде идей Бакунина это движение стало ведущим в революционном народничестве. Но после 1880 года оно стало популярным у маргинальных групп.

Октябрьская революция была воспринята последователями анархизма негативно, так как произошло восстановление государственного строя. В 1919 году ими было проведено несколько террористических актов. В 1918 году Н. И. Махно возглавил повстанческое движение на Украине, которое выступало против «белых» и «красных». В 1921 году анархизм был полностью ликвидирован.

Современное состояние

В развитых странах возвращается популярность анархизма. Современные государства переживают кризис, и общество ищет новые идеи, которые помогут решить существующие проблемы. В СССР движение возродилось во время перестройки.

Крупнейшим объединением стала Конфедерация анархо-синдикалистов (КАС), которая распалась в середине 1990 года. После нее была организована партия «Ассоциация движения анархистов», существующая и в современной России.

Внутри движения было образовано несколько противоборствующих направлений. Простой пример: одни считали, что правильный путь пролегает через буржуазную демократию и капитализм, другие полагали, что нужно переходить к добровольному самоуправлению и профсоюзам.

В начале 2000-х годов было организовано движение «АнтиФА», основой которого стало сочетание идей анархизма и коммунизма.

Среди современной русской молодежи движение приобретает особую популярность, но оно не имеет особой политической силы и является больше субкультурой.

Основные виды

В анархизме есть множество направлений, каждое из которых имеет свои особенности. Так, в основе анархо-индивидуализма лежит идея о том, что преследование личного интереса и индивидуальная совесть не должны быть ограничены государственной властью или коллективом. Это течение отрицает возможность коллективного владения собственностью. Идеологи анархо-индивидуализма:

  • Макс Штирнер.
  • Бенджамен Таккер.
  • Генри Торо.
  • Алексей Боровой и другие.

    Еще один вид анархизма — это анархо-капитализм. Он основан на идее, что главным механизмом социального взаимодействия будет свободный рынок. Последователи течения отрицают любую правительственную власть и ее вмешательство. Любая частная собственность должна быть в свободном владении. Основоположниками этого направления были Уильям Годвин и Пьер Жозеф Прудон.

    Анархо-феминизм сформировался в конце XIX века. Он представляет собой сочетание радикального феминизма и анархизма. В этом направлении патриархат рассматривается как проявление государственной системы. Основателями направления стали известные феминистки:

  • Эмма Гольдман.
  • Люси Парсон.
  • Дора Марсден и другие.

    Анархо-феминистки негативно настроены по отношению к институту брака, они выступают против традиционных гендерных ролей. Сторонницы этого направления имеют особые представления о семейных отношениях. Также они считают борьбу против сексизма и патриархата частью противостояния государственной власти.

    Зеленый анархизм делает особый акцент на проблемах окружающей среды. Основателем течения считается Фреди Перлман. Последователи должны заниматься экологией, пропагандой веганизма и созданием специальных поселений.

    Символика и принципы

    Теория анархизма строится на нескольких принципах. Первый — это отсутствие любой власти, второй — свобода от принуждения, третий — разнообразие, четвертый — взаимопомощь, пятый — свобода ассоциаций.

    Тоталитаризм и демократия считаются неприемлемыми, не допускается любое принуждение к посещению общественных мероприятий или вступление к организации.

    У движения есть разная символика. Самый популярный знак — это буква А в круге. Он является иллюстрацией фразы знаменитого практика анархизма Пьера Прудона «Анархия — мать порядка». Флаги чаще всего черные, но у различных движений могут сочетаться разные цвета. Например, флаг анархо-феминизма представлен в виде двух треугольников — черного и лилового. Первый цвет символизирует анархизм, второй феминизм.

    Существуют и малоизвестные знаки движения. Например, черная кошка символизировала протесты. Эта идея принадлежала Ральфу Чаплину. В XIX—XX вв. еках был популярен деревянный башмак. С помощью такой обуви срывали работу на производстве — ее бросали в станки. В современном движении этот символ не используется, но он знаком всем последователям.

    Черный крест использовался как знак борьбы за ликвидацию тюрем. Некоторые современные представители движения используют флаг «Веселый Роджер». Они считают его символом свободы и справедливости, ведь именно пираты смогли организовать первую анархистскую республику Либертацию.

    Существует небольшая вариация «Веселого Роджера», где вместо костей нарисованы вилка и нож. Этот знак воплощает лозунг «Ешь богатых».

    Очень редко используется символ черной розы. Он применяется в просветительских инициативах — издании книг и журналов.

    Преимущества и недостатки

    У анархизма есть определенные плюсы. Любой сторонник движения стремится остаться свободным и гармонично развиваться — он должен быть индивидуальностью и не испытывать угнетение. Подобное саморазвитие является преимуществом объединения.

    Сторонники такого движения придерживаются идеи бескомпромиссной критики власти. Они не боятся осуждать государство, показывать его ошибки и слабые стороны. Но у анархизма есть и определенные минусы.

    Некоторые течения обладают радикальными идеями. Так, национал-анархизм придерживается мнения, что государство нужно уничтожать с помощью национальной революции. После этого все национальности разбиваются на коммуны. Внутри общины могут придерживаться разных принципов, в том числе и фашистских. Минусы анархизма:

    • радикальные идеи;
    • слабый мобилизационный характер идеологии;
    • зацикленность на критике любой централизованной организации.

    Ошибочно считать анархизм синонимом слова «хаос». Последователи движения придерживаются идеи безвластия, но не противостояния. Они полагают, что общество будет взаимодействовать посредством уважения чужих границ. Свобода одного человека будет заканчиваться там, где начинается свобода другого.

    Философия анархизма становится все популярнее. Последователи движения выступают за беспрепятственное распространение программ, энциклопедий, произведений искусств и результатов научных исследователей.

    Представители анархизма используют разные лозунги: «Анархия — мать порядка», «Борись за класс, а не за расу», «Власть рождает паразитов» и т. д.

    Анархизм

    Под анархизмом понимается свобода взглядов, отрицание принудительного управления одного человека другим. В основе анархии лежит самоуправление. Не признавая государственного принуждения, анархисты видят построение общества на базе свободных отношений между индивидуумами. Движение вперёд осуществляется не за счёт давления сверху, а основывается на личной заинтересованности и согласии всех членов общества.

    Происхождение анархизма

    Чтобы проследить истоки происхождения анархизма нужно обратиться к древней истории, событиям, происходившим до нашей эры:

    Древняя Греция, времена 365/360 гг. до н. э. Этим вопросом занимались философы Антифонт и Диоген Синопский.

    Древний Китай, VI—V вв. до н. э.

    Ранние христиане, начало нашей эры. Здесь необходимо отметить движение анабаптистов.

    Уильям Годвин, годы жизни 1756—1836. Можно сказать, основал теорию анархизма, хотя таким термином ещё не пользовался.

    Прудон. Родился в 1806 году и умер в 1865. Развил теорию до такой глубины, что стал вторым её создателем.

    Базовые принципы

    Существует 3 базовых принципа анархизма:

    Отсутствие принуждения со стороны власти. Анархисты не признают создания иерархического общества, где правительством будет осуществляться постоянное давление. Развитие каждой личности должно идти индивидуальным путём.

    Отказ от принципа принуждения. Здесь, имеется в виду, недопустимость давления на каждого человека участвовать в какой-либо деятельности со стороны других людей.

    Свобода формирования общественных структур. Все организации должны создаваться на основе объединения интересов людей на принципах равноправия.

    Основные направления в анархизме

    Основные направления в анархизме носят следующий характер:

    1. Анархо-индивидуализм.
    2. Мютюэлизм.
    3. Социальный анархизм.
    4. Анархизм без прилагательных.
    5. Постклассический анархизм.

    Анархо-индивидуализм

    Анархо-индивидуализм имеет 2 формы:

    Эгоизм Штирнера. В основу теории положено право силы. Со стороны Штирнера шло отрицание существования общества, а реальностью являлись лишь индивидуумы. Что касается государства, то с течением времени оно отомрёт естественным путём без применения насилия.

    Американский анархизм. К ним относились «Бостонские анархисты». Эта форма идеологии выступала за ликвидацию государства, поскольку главным виновником они считали, являлся государственно-монополистический капитализм.

    Мютюэлизм

    Основателем направления является Пьер Жозеф Прудон. Основная идея теории – взаимная поддержка трудящихся. То есть при одинаковых выплатах налогов, рабочие согласны нести разную нагрузку. В итоге полученная выгода усредняется между всеми членами структурной единицы.

    Социальный анархизм

    Это вид анархизма, который поддерживает взаимопомощь и не допускает капиталистических отношений. Характеризуется разновидностями:

    Коллективный анархизм. Предполагает революционную борьбу за владением средствами производства. После их коллективизации денежные начисления сотрудникам должны вестись на основании выполненной работы.

    Анархо-коммунизм. По утверждениям представителей всё общество требуется разбить на коммуны. Внутри каждой социальной организации должен действовать принцип коллективного принятия решений. Все вместе они будут формировать объединённую федерацию.

    Анархо-синдикализм. В основу теории положен принцип, базирующийся на самоуправлении рабочих. Достигаться это должно не революционным путём, а за счёт силы профсоюзов. Этой энергии будет достаточно для того, чтобы бескровным путём устранить капиталистическую систему хозяйствования и государство.

    Анархизм без прилагательных

    Представители этого направления пытаются объединить все существующие течения анархизма. Они не останавливаются на какой-то одной доктрине, а стараются указать на общую гармонию всех направлений анархистских идеологий.

    Постклассический анархизм

    Формирование постклассической идеологии происходило в XX столетии. Связано это было с кризисом основной идеологии после появления государственно-монополистического капитализма.

    Новое направление разделилось на течения:

    Анархо-капитализм. В основе идеологи лежит частная собственность при условии наличия конкурентоспособного рынка.

    Анархо-феминизм. Представители видят причину возникновения иерархии в патриархате, против которого необходимо вести борьбу.

    Анархо-примитивизм. Течение делает упор на заботу об окружающей среде, поэтому имеет второе название «Зелёный анархизм».

    Квир-анархизм. Этот вид анархизма не примерим к сексуальным угнетениям, которые санкционируется государством.

    Анархизм и история

    Анархизм в истории переживал разные времена. Его историческое развитие показано в таблице.

    Международное товарищество рабочих возникло в 1864 году и распространилось на многие страны. Генеральным секретарём организации стал Карл Маркс. С 1864 года к Интернационалу присоединился Бакулин. Вскоре между ним и Марксом начался конфликт. Разногласия возникли по вопросам федерализма и центризма. Как результат, в 1872 году Бакуниным был создан антиавторитарный Интернационал федералистов. В основе его уже лежала анархистская программа.

    С 1880 года в странах развернулось рабочее движение. Его периоды носили следующий характер:

    Период революции и гражданской войны 1917 года в России

    После революции анархисты до 1918 года поддерживали большевиков. В дальнейшем их действия приобрели самостоятельный характер. К наиболее значительным относится создание повстанческой армии под руководством Махно. Она вела борьбу, как с белыми, так и с красными.

    В период 1920–1921 годов началось рабочее движение за свободные Советы, против участия в них большевиков. Анархисты вели борьбу за устранение привилегий уже новой власти. В итоге движение было подавлено.

    До Второй мировой войны

    Перед Второй мировой войной начался резкий подъём формирования фашистских и националистических организаций. Анархисты активно участвовали в борьбе с такими проявлениями. Благодаря их усилиям, было оказано сопротивление развитию фашизма во Франции и Италии.

    В период Второй мировой войны

    По ходу Второй мировой войны анархисты оказывали сопротивление как фашизму, так и сталинизму. Это выражалось в выпуске листовок. Печатались они во многих странах мира.

    После Второй мировой войны

    Подъём анархистского движения вновь начался с 1968 года. Тогда был основан «Интернационал федераций анархистов». Этот период времени характеризуется созданием коммун и культурных центров в США и странах Европы.

    Анархистское движение современности

    В нынешнее время анархизм достиг таких стран как Нигерия, Турция, Ливан. Идеология несколько поменялась.

    Заключаются изменения в следующем:

    1. Появлением новых течений: автономистов, ред-скинов.
    2. Пропагандируется устранение патриархата и установления равенства полов.
    3. Ведутся выступления против фашизма и неоколониализма.
    4. Анархизм постепенно возрождается в Северной Америке.

    В конце 1980 годов стал вновь появляться анархизм в СССР.

    Изучая исторические факты видно, что идеология анархизма не стоит на месте, она постоянно меняется, в зависимости от реформирования общества.

    Критические замечания

    По сравнению с социалистами, которые проповедуют изменение общественного строя с целью устранения несправедливости во всём мире, анархисты отрицают любые реформы. По их представлению, какая бы перестройка не была совершена, всегда будут существовать властители и подвластные. Поэтому общество должно находиться в естественном состоянии.

    Со стороны оппонентов существуют критические замечания. Каким бы свободным общество не было, всегда найдутся сильные представители, которые захватят власть или начнут просто охранять мирных людей. В итоге всё вернётся к первоначальному состоянию.

    Анархизм – кратко и понятно об идеях и представителях движения

    Анархизм, прежде всего, следует понимать, как отдельное течение политической философии, в основании которой лежат представления о простой и в то же время непостижимой, человеческой свободе, вполне естественно отрицающей необходимость управления обществом с помощью государственных институтов. Каждый, отдельно взятый человек, по природе своей глубоко индивидуален, а стало быть общественные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, добровольном согласии и ответственности каждого участника, но никак не на принуждении и подавлении. Именно эти, природой дарованные идеалы свободы и независимости, лежат в базисном основании анархического учения – выступающего за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком.

    Именно в качестве отдельного, философского течения, основной целью анархизма является установление справедливого, безвластного общества, сопровождаемое естественной заменой любых механизмов государственного принуждения свободным сотрудничеством индивидов. Что и служит тем, непререкаемым идеалом, к которому должно стремиться многоликое и многогранное человеческое общество, которому ещё только предстоит стать таковым, впитав в себя многочисленные сообщества, разрозненные по национальным, расовым, экономическим, политическим, социальным… принципам, порой прямо противопоставленных друг другу. Без чего, в принципе невозможно избавится от принудительных отношений между людьми, основанных на подчинении одних другими, с целью обретения каких-либо привилегий одних участников общественного процесса за счёт других.

    Вполне очевидно, что обретение анархических идеалов возможно лишь по средствам эволюционных преобразований, но никак не по средствам насильственных, революционных перемен. Ибо невозможно бороться против насилия, насилием. Но практически всегда его можно предотвратить, руководствуясь светлой стороной человеческого бытия. Анархическое учение, в качестве отдельного течения политической философии устанавливает лишь цель развития человеческого общества – его идеал, но никак не путь к его достижению. Который и не входит в ореол изучения любой, политической философии, пропагандирующей идеи относящиеся к политике, политическим ценностям, сущности политической действительности и интеллектуальным предпосылкам политического анализа. Она призвана изучать политику как целое, её природу, значение для человека, взаимоотношения между личностью, обществом и государственной властью и разрабатывать идеалы, а также общие критерии оценки политики. Вопросы же, связанные с достижением заявленной, философским течением, цели призваны решать идеологические течения, которых существует превеликое множество.

    Именно идеологические течения, вооружившись незыблемой целью, сформированной определённым, философским учением и неким набором принципов, доктрин, мифов или символов пытаются определить тот, верный путь к достижению заявленного идеала, предлагая какое-то общественное устройство и некоторые, как политические, так и культурные проекты определённого общественного порядка. В основном, они сосредотачиваются на вопросах определения самого подходящего способа достижения заявленной цели, являя собой тот сложный путь которое должно преодолеть общество, в той или иной вехе своего развития.

    Начальная точка предлагаемого пути (пункт «А»), как правило – современная обыденность. Финальная (пункт «В») – достижение заявленного идеала. А вот тот отрезок, который соединяет две эти точки и есть определённое, идеологическое течение предлагающее свой путь движения, в сфере политического развития многогранного, человеческого общества. Разумеется, обозначенный путь может казаться прямым лишь на белоснежном листе мелованной бумаги, или на нетленных кинокадрах, какого-то игрового фильма. В жизни же, всё выглядит несколько иначе – прямых дорог, в этом мире, попросту не существует. Одни виляют вправо, другие – влево. Порой, некоторые из них пересекаются и расходятся, другие напротив – сливаются и уже более никогда не разъединяются.

    Жизнь, куда более многогранна, нежели отдельный проект, каким бы жизненным он не казался. Таковым предстаёт и анархическое учение, со временем обросшее целой плеядой самых различных, идеологических течений, которые под час прямо противопоставляются друг другу. Так, анархо-социалисты, противостоят анархо-капиталистам, причём не только на политическом поле, но и на экономическом пространстве, переводя политическое противоборство в русло противостояния двух экономических систем. Точно так же, обстоят дела и во взаимном противостоянии анархо-коммунистов и анархо-националистов, анархо-технократов и анархо-примитивистов… Левые противостоят правым, правые – левым, центристы – и тем, и другим. Активные, склоняют на свою сторону пассивных, пассивные нарочито демонстрируют свою независимость. В общем, происходит всё то же самое, что обычно происходит в реальной жизни – хищники конкурируют между собой за охотничьи угодья, травоядные – за более обильные и обширные пастбища.

    Разумеется, все эти анархо-идеологические течения, в той или иной мере, в результате беспощадной, идеологической борьбы отходят от классического анархического учения, пренебрегая основным его принципом – достижения наивысшей степени свободы, каждым отдельно взятым человеком. Но заявленный идеал, меж тем, остаётся неизменным. Однако, на пути следования к достижению этой цели, они полагают что человек чем-то должен пожертвовать на пути следования к заветной цели. В итоге, данная жертвенность относится как политической, так и экономической свободе, что в свою очередь, в достаточно извращённой форме под час ставит под сомнение финальную цель всего проекта. Так, анархо-капиталисты предлагают следовать по пути сбережения и приумножения личного капитала, в качестве базисного основания дальнейшего строительства общественного уклада. Что прямо противоречит анархическому учению, вообще отрицающему эксплуатацию человеческого труда. Анархо-коммунисты, предлагают «экспроприировать экспроприаторов», обнулив право собственности на средства производства, изъяв финансовые средства и материальные ценности у их непосредственных владельцев…, всё обобществив и начав строительство нового, справедливого общества. Т.е. пропагандируют насильственные действия в отношении определённой группы людей, прикрываясь при этом именем подавляющего большинства. Что так же идёт в прямое противоречие с основой основ анархо-философского учения, отрицающего насильственные действия в отношении абсолютно любого, даже самого нехорошего человека.

    В качестве таковых, временно «допустимых» противоречий с основным учением, анархистами разных направлений могут рассматриваться и политическое принуждение, и отношения найма, и брачные отношения… Но как, говорится: «Цель оправдывает средства». От чего и появилось такое множество анархо-идеологических ответвлений, что они уже практически не поддаются подсчёту, заостряя внимание людей на какой-то определённой проблеме и сводя саму суть анархизма, в качестве политической философии, к предсказуемо несостоятельной идее. По средствам бесчисленного числа манипуляций, попросту, превращая её в недостижимую утопию. Действительно, они занимают весь политический спектр борьбы, не на миг не прекращающегося противостояния. Но найти между собой общие точки соприкосновения и объединиться для совместной, общей борьбы, у них никогда не получится, так как противоречия между ними слишком велики и разительны. От того, будучи разобщёнными, они не имеют ни каких, сколь-нибудь реальных шансов на победу. Но в то же время, пестротой своих разноцветных флагов, достаточно дополняют пестроту нашего многоцветного и многогранного мира. Совершенно искренне веруя в праведность своей борьбы, но никак не в человека, без чего сам смысл заявленного, высокого идеала теряется в бездонной пучине мирских страстей.

    О некоторых анархо-идеологических течениях, затрагивающих основные направления развития человеческого общества и пойдёт речь далее.

    Анархо-индивидуализм – это одно из направлений анархизма, целью которого является установление анархии, то есть безвластного общества, в котором отсутствуют иерархия и принуждение. Базовый принцип традиции индивидуалис­тического анархизма – право свободно распоряжаться собой, которое присуще любому человеку от рождения.

    Анархо-мютюэлизм – анархическое направление экономической теории и социальной и политической философии, восходящее к первой половине XIX века, в особенности – к работам П. Ж. Прудона.

    Анархо-социализм – одна из двух основных категорий анархизма, наравне с индивидуалистическим анархизмом. Понятие социального анархизма обычно используют, чтобы идентифицировать коммунитаристские формы анархизма, которые подчёркивают сотрудничество, кооперацию и взаимопомощь, при отрицании частной собственности на средства производства и капиталистических отношений. Социальный анархизм включает в себя анархо-коллективизм, анархо-коммунизм, либертарный социализм, анархо-синдикализм, социальную экологию и отчасти мютюэлизм.

    Анархо-коллективизм – одно из направлений революционного социального анархизма. Наибольший вклад в развитие данной теории внёс анархист, член Первого Интернационала Михаил Бакунин, выступавший против государственной и частной собственности на средства производства, предлагая вместо этого, идею общественного распоряжения ими непосредственными производителями, через организацию «свободных ассоциаций».

    Анархо-коммунизм – это одно из направлений анархизма и коммунизма, целью которого является установление анархии, т.е. безвластного общества – в смысле отсутствия иерархии и принуждения, «прослойки паразитов» по выражению махновских анархо-коммунистов, где власть принадлежит самому обществу и осуществляется на принципах выборности и делегирования полномочий. Главным теоретиком, придавшим идее анархо-коммунизма стройную, законченную форму считается Пётр Алексеевич Кропоткин, который, однако не был первым анархистом-коммунистом.

    Анархо-синдикализм – это часть международного анархистского движения, корнями которого являются идеи Пьера-Жозефа Прудона и Михаила Александровича Бакунина. В основе анархо-синдикализма лежит идея о том, что только революционные организации трудящихся, базирующиеся на принципах взаимопомощи и коллективного самоуправления, должны и могут способствовать построению нового, действительно справедливого общества.

    Анархизм без прилагательных – относится к самодостаточному типу анархизма, т.е. без ярлыков, таких как коммунизм, коллективизм, мютюализм, или индивидуализм. Воспринимается в качестве позиции, которая являлась толерантной к сосуществованию различных анархистских школ.

    • Постклассический анархизм – включает в себя целый ряд новых направлений, возникших на базе ранее организованных течений.
    • Постлевый анархизм – это тенденция, которая стремится дистанцироваться от традиционной «левой политики» и вообще покинуть жёсткие пределы идеологий.
    • Постанархизм – теоретическое продвижение синтеза классической анархистской теории и постструктурализма.
    • Повстанческий анархизм – защищает неформальную организацию и активное сопротивление государству.
    • Библейский анархизм – формулирует идею анархического общества, как сети небольших городов, управляемых судьями без законодательной власти.

    Анархо-капитализм – либертарианская и анархо-индивидуалистическая политическая философия, выступающая за ликвидацию государства в пользу индивидуального суверенитета в условиях свободного рынка.

    Анархо-феминизм – представляет собой синтез радикального феминизма и анархизма, который рассматривает патриархат, как фундаментальное проявление существующей государственнической системы, которой противостоят анархисты.

    Зелёный анархизм – одно из направлений в анархизме, которое делает акцент на проблемах охраны окружающей среды.

    Квир-анархизм – сочетает в себе анархические идеи с идеями радикального квир-движения, рассматривая гендерное и сексуальное угнетение как санкционируемое, и поддерживаемое государством, и капиталом.

    Анархо-пацифизм – это направление внутри анархического движения, которое отвергает применение насилия в борьбе за социальные перемены.

    Анархо-национализм – политическое движение, совмещающее в себе элементы анархизма и этнического национализма. Представляет собой тип политического движения, сочетающего в себе как левые, так и правые принципы.

    Анархо-технократизм выступает за переквалификацию общественного воспитания на принципы гуманизма, развития науки, философии, творчества, героического архетипа, чувства собственного достоинства.

    Агоризм – политическая философия, которая имеет в качестве своей конечной цели достижение общества свободного рынка, в котором все отношения между людьми строятся на добровольном обмене.

    Тем не менее, сколь бы пёстро не выглядел мир многоликого, анархического сообщества, конечная цель объединяющего их философского учения остаётся незыблемой. И вне зависимости от той или иной системы взглядов, все, без исключения анархисты выступают за уничтожение принудительных типов отношений между людьми, отрицая всякую полезность подавления одних другими. А соответственно все отношения, которые те или иные анархические системы оценивают, как проявления власти, считаются подлежащими ликвидации.

    Человек, приходит в этот мир совершенно свободным, рождаясь по воле своих родителей, но никак не по приказу из какого-то государственного министерства или ведомства. Так уж заведено в нашем мире, так устроено нашей природой. И нет ни малейшего, сколь-нибудь естественного обоснования эффективности общественного устройства, основанного на паразитировании привластного меньшинства над покорённым большинством, во все известные времена стремящемуся к обретению свободы и независимости. Свобода, которую пропагандирует анархизм, не истребима и не испепелима. Она живёт в первом всполохе утренней зари, пронзающей первыми лучами животворящего света белесую пелену утреннего тумана. В пене вздымающейся волны, в неудержимом порыве разбивающейся о прибрежные скалы и поднимающейся вновь на гребне уже новой волны. В слабом дуновении ветра, какой-то непостижимой силой, чуть колышущего ковыль в бескрайней степи. Она живёт в каждом из нас, становясь и взрослея вместе с нами. Её можно почувствовать, в неё можно верить и за неё необходимо бороться. Никто не принесёт её на блюдечке с голубой каёмочкой, никто не подарит. Её невозможно ни купить, ни выменять. Но её можно обрести, следуя светлому идеалу анархической философии, порой столь же не простой и витиеватой, как и сама наша жизнь.

    Анархизм – наше прошлое и наше будущее. Он обязательно победит и человечество станет свободным!

    АНАРХИЗМ

    Социальное учение, выступающее за общество без государственного аппарата, который будет заменен общественным самоуправлением.

    (Греч. ан — «без», архиа — «власть»). Элементы анархистского учения присутствуют уже в древнегреческой философии, даосизме, раннем христианстве. В Средние века идея освобождения от государственности встречается в христианских сектах. В Новое время идеи А. можно отметить у Д. Уолвина, У. Годвина и других авторов. А. стал реакцией на государственный произвол, эксплуатацию и угнетение. Впервые целостная концепция А. была изложена в середине XIX в. французским мыслителем П. Ж. Прудоном, который в 1840 выдвинул требование борьбы за «анархию» (общество без государственной власти). Ему принадлежат основные положения А. — ликвидация централизованной государственной бюрократии и замена ее федерацией автономных регионов, в которые входят самоуправляющиеся объединения трудящихся и территориальные коммуны (общины). Производство из собственности государства и предпринимателя должно было быть передано во владение трудящихся. Объединения работников должны были сами решать свои дела, а для решения общих вопросов создавать союзы, которые, в свою очередь, объединяются в федерации. Решения, таким образом, вырабатываются снизу и в масштабе страны только согласовываются. Учение Прудона получило широкое распространение во Франции, Испании, России и других странах. Последователями Прудона были и русские мыслители — А. Герцен , М. А. Бакунин, часть народников. Однако Бакунин придал А. радикальную направленность; его идеи получили широкое распространение в России, Италии, Испании. В конце XIX — начале XX в. А. широко распространился в Латинской Америке. Существовало также течение анархо-индивидуализма. Его основатель М. Штирнер выступал за абсолютную свободу личности. А. А. Боровой совместил идеи анархо-индивидуализма с теоретическими достижениями других течений А., а также социализма. Тактически часть анархистов допускала использование государственной власти для борьбы за идеалы анархии. Прудонистом был глава республиканского правительства Испании Ф. Пи-и-Маргаль, более радикальные анархисты установили свой контроль над несколькими городами Испании в ходе Испанской революции 1868–1874. В Парижской коммуне прудонисты создали влиятельную фракцию, подготовили декрет о передаче части предприятий работникам и добились включения в Декларацию Коммуны требования превратить Францию в федерацию самоуправляющихся коммун. Одним из лидеров I Интернационала стал М. А. Бакунин, который выступал за передачу произодства в руки коллективов трудящихся, а не всего общества, против государственного социализма К. Маркса. Поражение Коммуны, революции в Испании и распад Интернационала привели к спаду анархистского движения. В конце 1870-х Интернационал федералистов, сохранившийся после раскола I Интернационала, также фактически распался. Тем не менее анархисты продолжали проводить международные конференции, где обсуждали важнейшие вопросы теории и тактики. В 1880-е в А. возобладал анархо-коммунизм П. А. Кропоткина, который считал, что социальная революция приведет одновременно к анархии (общество без государства) и коммунизму (общество без капитала и собственности, где «все принадлежит всем»). Анархисты видели различные пути борьбы: пропаганда, организация восстаний и терактов, создание производственных коммун и кооперативов, профессиональных организаций (см. анархо-синдикализм). Одни анархисты считали, что необходимо революционное насильственное свержение господства государств и капитала (М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин, Э. Малатеста), а другие (П. Ж. Прудон и особенно Л. Н. Толстой) настаивали, что насилие несовместимо с борьбой за общество без насилия — анархию. К идеям А. были близки Индустриальные рабочие мира (ИРМ). В 1922 был создан анархо-синдикалистский интернационал — Международная ассоциация трудящихся (МАТ). Анархисты приняли заметное участие в Революции 1905–1907, Мексиканской революции 1910–1917, Российской революции 1917–1922, Германской революции 1918–1923, Испанской революции 1931–1939. В России в 1917 анархисты участвовали в советах, выступали на митингах, создавали свои вооруженные формирования, приобрели влияние в профсоюзах. Во время июльского кризиса 1917 анархисты в Петрограде составляли конкуренцию большевикам в борьбе за массы. А. издавали множество газет и журналов («Буревестник», «Труд и воля», «Анархия» и др.). Большинство анархистов поддержало Октябрьскую революцию, но по мере усиления авторитаризма большевистского режима (см. Большевизм) стало переходить в оппозицию. Часть анархистов сражалась на фронтах гражданской войны 1918–1922 против белых, время от времени вступая в союз с красными (см. Махновское движение, Рогов, Новоселов, Тряпицын). К концу гражданской войны большевикам удалось подавить основные очаги анархистского движения. Часть анархистов была расстреляна, часть — выслана из страны, остальные сосредоточились на работе в земледельческих коммунах или отошли от политической деятельности. В эмиграции русские анархисты приняли активное участие в теоретической полемике (см. «платформизм»). В середине 1930-х последние объединения «мирных анархистов» в СССР были ликвидированы. После поражения Испанской революции влияние А. ослабло и в странах Запада. Новый подъем А. произошел во время студенческих волнений 1960-х. А. оказал влияние на формирование идей «Новых левых» и «Зеленых». Во время перестройки в СССР возродился А., крупнейшая организация анархистов этого периода — Конфедерация анархо-синдикалистов. Но после победы над коммунистическим режимом это движение пошло на спад. Современный А. проявляется в «Антиглобализме». Сохраняется в МАТ, ИРМ и ряде других международных организаций А.

  • Ссылка на основную публикацию