Определительные местоимения – признаки и примеры употребления

Местоимения

О чем эта статья:

Понятие местоимения

Местоимения отличаются от других частей речи тем, что они у них нет своего лексического, реального, вещественного значения, то есть они не называют и не обозначают предметы и их признаки.

Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая включает в себя слова, которые указывают на предметы, их признаки и количество, при этом не называют их конкретно.

  • (кто?) я, он, ты, кто-то;
  • (что?) что-то, что-либо, кое-что;
  • (какой?) любой, иной, какой-то;
  • (сколько?) столько.

Постоянные грамматические признаки местоимений:

  • разряд по значению;
  • лицо (только у личных).

Непостоянные грамматические признаки местоимений:

  • падеж;
  • род;
  • число.

Начнем разбираться в теме местоимений с понятия разряда.

Разряды местоимений

Семантический разряд — постоянный морфологический признак местоимения. По значению и грамматическим признакам выделяют 9 разрядов местоимений.

Какие бывают местоимения в русском языке:

  • личные;
  • возвратные;
  • притяжательные;
  • вопросительные;
  • относительные;
  • отрицательные;
  • неопределенные;
  • определительные;
  • указательные.

Разряд

Описание

Примеры

Синтаксическая функция

Указывают на предмет, лицо, явление.

я, ты, мы, вы, он, она, оно, они

Я подошла к окну.

У меня зазвонил телефон.

Указывают на обращенность действия на себя.

Посмотри на себя в зеркало.

Кошки способны жить сами по себе.

Указывают на принадлежность,

мой, твой, наш, ваш, свой

Твое мнение мне известно.

Его лицо стало грустным.

кто? что? какой? каков?

который? чей? сколько?

Кто стучится в дверь?

У чьего окна сидят голуби?

Сколько яблок на столе?

Используются для связи частей сложноподчиненного предложения.

кто, что, какой, каков, который, чей, сколько

Не могу понять, что могло их так задержать.

Вот дом, в стенах которого прошло мое детство.

Указывают на отсутствие, отрицание предмета, лица, признака.

никто, ничто, некого,

Никто не ответил мне.

Некого теперь спросить об этом.

Никакой ошибки тут нет.

Указывают на неизвестные предметы, явления, лица, признаки, количество.

некто, нечто, некоторый,

кое-какой, чей-то, чей-нибудь

Кто-то пел песню.

Чей-то голос послышался во дворе.

Пометь чем-нибудь саженец.

Указывают на обобщенный признак.

сам, самый, каждый,

любой, всякий, целый,

иной, весь, другой

Другой путь предстоит нам.

Завтра все покажется иным.

Указывают на определенный предмет, признак или количество из нескольких вариантов.

таков, тот-то, такой-то,

За тем домом кафе.

Столько радости было в ее глазах!

Суть вопроса такова , что лучше решить его вместе.

Как изменяются местоимения

В русском языке местоимения склоняются по родам, числам и падежам.

Все местоимения изменяются по падежам, кроме нескольких несклоняемых слов:

  • отрицательные местоимения «некто» (употребляется только в форме именительного падежа), «нечто» (только в форме именительного и винительного падежа);
  • притяжательные местоимения «его», «её», «их» (есть только форма родительного падежа).

Указательное местоимение «таков» и вопросительное (относительное) «каков» изменяются только по родам и числам:

  • таков вопрос, такова действительность, таково решение, таковы указания;
  • каков мастер, какова работа, каково содержание, каковы итоги.

Как склоняются личные местоимения, у которых меняется корень:

Определительные местоимения в русском языке

Определительные место­име­ния «сам», «самый», «весь», «вся­кий», «иной», «дру­гой», «любой», «каж­дый» ука­зы­ва­ют на при­знак лица или пред­ме­та, кон­крет­но не обо­зна­чая его.

Что такое определительные местоимения?

Местоимения как само­сто­я­тель­ная часть речи объ­еди­ня­ет мно­же­ство слов, ука­зы­ва­ю­щих на пред­мет, при­знак или количество.

В рус­ской мор­фо­ло­гии место­име­ния груп­пи­ру­ют в соот­вет­ствии с их зна­че­ни­ем и грам­ма­ти­че­ски­ми осо­бен­но­стям по семан­ти­че­ским раз­ря­дам, сре­ди кото­рых ука­жем опре­де­ли­тель­ные место­име­ния. Уже из назва­ния это­го раз­ря­да место­име­ний мож­но сде­лать вывод, что эти сло­ва что-то определяют.

К раз­ря­ду опре­де­ли­тель­ных место­име­ний при­над­ле­жат слова:

  • сам
  • самый
  • весь
  • вся­кий
  • иной
  • дру­гой
  • любой
  • каж­дый

Указывая на обоб­щен­ный при­знак пред­ме­та, каж­дое опре­де­ли­тель­ное место­име­ние име­ет свое спе­ци­фи­че­ское значение:

  • сам — это такой, кто непо­сред­ствен­но про­из­во­дит действие;
  • весь — это место­име­ние обоб­ща­ет всю сово­куп­ность при­зна­ков предмета;

Весь небо­склон затя­ну­ло гро­зо­вы­ми свин­цо­вы­ми тучами.

  • вся­кий — место­име­ние име­ет зна­че­ние «любой из груп­пы подоб­ных» , а так­же «раз­ный»;

Всякий чело­век, навер­ное, хочет отдох­нуть у моря.

  • иной, дру­гой — место­име­ния ука­зы­ва­ют на лицо или пред­мет, отли­ча­ю­щий­ся сво­и­ми при­зна­ка­ми от дру­гих лиц или предметов;

У меня иной взгляд на эту проблему.

  • самый, любой, каж­дый — эти место­име­ния выде­ля­ют один пред­мет из груп­пы подобных.

Возьми любой цвет­ной каран­даш и отметь им это чис­ло в календаре.

Местоимение «весь» в фор­ме сред­не­го рода име­ет зна­че­ние уси­ли­тель­ной частицы.

К вече­ру в лесу ста­но­вит­ся всё мрач­нее и тише.

Морфологические признаки определительных местоимений

Определительные место­име­ния, ука­зы­вая на обоб­щен­ный при­знак пред­ме­та, заме­ща­ют в речи имя при­ла­га­тель­ное. По зна­че­нию и грам­ма­ти­че­ской фор­ме они соот­но­сят­ся с име­на­ми при­ла­га­тель­ны­ми и изме­ня­ют­ся по родам, чис­лам и паде­жам точ­но так же, как сло­ва этой само­сто­я­тель­ной части речи.

Сравним:

  • весел ый маль­чик, весел ая речь, весел ое настро­е­ние, весел ые дети;
  • кажд ый чело­век, кажд ая вещь, кажд ое стро­е­ние, кажд ые слова.

Местоимение «самый» обра­зу­ет пре­вос­ход­ную сте­пень прилагательных:

  • гром­кий — самый громкий;
  • сла­бый — самый слабый.

При име­нах суще­стви­тель­ных оно уси­ли­ва­ет вре­мен­ное или про­стран­ствен­ное значение:

  • самый низ, самый верх;
  • в самый пол­день, в самую темень.

Склонение определительных местоимений (таблица)

ПадежиЕдинственное чис­лоМножественное чис­ло
Муж. родСр. родЖен. род
И. п.весь
сам
любой
другой
все
само
любое
другое
вся
сама
любая
другая
все
сами
любые
другие
Р. п.все­го
самого
любого
другого
всей
самой
любой
другой
всех
самих
любых
других
Д. п.все­му
самому
любому
другому
всей
самой
любой
другой
всем
самим
любым
другим
В. п.весь (все­го)
самого
любой (любо­го)
дру­гой (дру­го­го)
все
само
любое
другое
всю
саму
любую
другую
все (всех)
самих
любые (любых)
дру­гие (дру­гих)
Т. п.всем
самим
любым
другим
всей (всею)
самой (самою)
любой (любою)
дру­гой (дру­гою)
все­ми
самими
любыми
другими
П. п.обо всем
о самом
о любом
о другом
обо всей
о самой
о любой
о другой
обо всех
о самих
о любых
о других

Синтаксическая роль определительных местоимений

Синтаксические свой­ства опре­де­ли­тель­ных место­име­ний опре­де­ля­ют­ся их соот­не­сен­но­стью с име­на­ми при­ла­га­тель­ны­ми. В пред­ло­же­нии место­име­ния это­го семан­ти­че­ско­го раз­ря­да выпол­ня­ют син­так­си­че­скую функ­цию имен при­ла­га­тель­ных, кото­рые они замещают.

Чаще все­го в пред­ло­же­нии опре­де­ли­тель­ные место­име­ния быва­ют согла­со­ван­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми, ино­гда — имен­ной частью сказуемого.

Педагог гово­рил о вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях детей и роди­те­лей в семье и иных вопро­сах воспитания.

Бывают вся­кие люди , кото­рые посту­пят в такой ситу­а­ции по-другому.

Обратим вни­ма­ние, что опре­де­ли­тель­ные место­име­ния могут обра­зо­вать с суще­стви­тель­ным син­так­си­че­ски неде­ли­мое сло­во­со­че­та­ние, кото­рое явля­ет­ся одним чле­ном предложения.

Каждую осень Матвей ходил на завет­ную делян­ку за белы­ми грибами.

Сам гене­рал при­вет­ство­вал новобранцев.

Определительные место­име­ния «весь», «каж­дый», «иной», «любой», «дру­гой» могут высту­пать в роли суще­стви­тель­но­го и быть под­ле­жа­щим или допол­не­ни­ем в предложении.

Примеры:

В совре­мен­ном обще­стве каж­дый стре­мит­ся полу­чить образование.

Иной так сде­ла­ет , что потом ввек не разберешься.

Не рой яму дру­го­му , сам в неё попадешь.

Видеоурок

Определительные местоимения

Title: Определительное местоимение – примеры в русском языке
Description: Определительные местоимения указывают на обобщенный признак предмета. Узнаем их свойства и каким членом предложения могут быть определительные местоимения.

В русском языке определительные местоимения указывают на обобщенный признак предмета и отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? В статье приведены лексические особенности определительных местоимений, их грамматические признаки и синтаксическая роль в предложении с примерами.

Определительные местоимения в русском языке – это разряд местоимений по значению, включающий группу слов, которые указывают на обобщенный признак предмета. Определительные местоимения являются местоимениями-прилагательными и отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?Примеры определительных местоимений: сам, самый, весь, всякий, любой, каждый, другой, иной, а также устаревшие всяческий, всяк.

Что такое определительные местоимения?

Местоимения как само­сто­я­тель­ная часть речи объ­еди­ня­ет мно­же­ство слов, ука­зы­ва­ю­щих на пред­мет, при­знак или коли­че­ство.

В рус­ской мор­фо­ло­гии место­име­ния груп­пи­ру­ют в соот­вет­ствии с их зна­че­ни­ем и грам­ма­ти­че­ски­ми осо­бен­но­стям по семан­ти­че­ским раз­ря­дам, сре­ди кото­рых ука­жем опре­де­ли­тель­ные место­име­ния. Уже из назва­ния это­го раз­ря­да место­име­ний мож­но сде­лать вывод, что эти сло­ва что-то опре­де­ля­ют.Определительные место­име­ния в рус­ском язы­ке ука­зы­ва­ют на обоб­щен­ный при­знак лица или пред­ме­та и отве­ча­ют на вопро­сы: какой? какая? какое? какие?

К раз­ря­ду опре­де­ли­тель­ных место­име­ний при­над­ле­жат сло­ва:

  • сам
  • самый
  • весь
  • вся­кий
  • иной
  • дру­гой
  • любой
  • каж­дый

Указывая на обоб­щен­ный при­знак пред­ме­та, каж­дое опре­де­ли­тель­ное место­име­ние име­ет свое спе­ци­фи­че­ское зна­че­ние:

  • сам — это такой, кто непо­сред­ствен­но про­из­во­дит дей­ствие;
  • весь — это место­име­ние обоб­ща­ет всю сово­куп­ность при­зна­ков пред­ме­та;

Весь небо­склон затя­ну­ло гро­зо­вы­ми свин­цо­вы­ми туча­ми.

  • вся­кий — место­име­ние име­ет зна­че­ние «любой из груп­пы подоб­ных» , а так­же «раз­ный»;

Всякий чело­век, навер­ное, хочет отдох­нуть у моря.

  • иной, дру­гой — место­име­ния ука­зы­ва­ют на лицо или пред­мет, отли­ча­ю­щий­ся сво­и­ми при­зна­ка­ми от дру­гих лиц или пред­ме­тов;

У меня иной взгляд на эту про­бле­му.

  • самый, любой, каж­дый — эти место­име­ния выде­ля­ют один пред­мет из груп­пы подоб­ных.

Возьми любой цвет­ной каран­даш и отметь им это чис­ло в кален­да­ре.

Местоимение «весь» в фор­ме сред­не­го рода име­ет зна­че­ние уси­ли­тель­ной части­цы.

К вече­ру в лесу ста­но­вит­ся всё мрач­нее и тише.

Лексические особенности определительных местоимений

У определительных местоимений кроме значения обобщенного признака для всех слов выделяют также определенные значения для каждого отдельного слова.

МестоимениеЗначениеПримеры
самуказывает на лицо, которое производит действиеОн сделает это сам.
весьуказывает на совокупность предметов, лиц или полный охват чего-либоВесь год мы помогали соседке.
всякий, всякуказывают на любой предмет из множества однотипныхВсякий знает это правило.
самый, каждый, любойуказывают на выделение одного предмета (лица) из множества однотипныхКаждый день я покупаю самый свежий хлеб.
иной, другойуказывают на предмет (лицо), отличное по своим признакам от другого предмета (лица), упоминающегося в речиДайте мне не эту книгу, а другую.

Значение местоимений

Все определительные местоимения указывают на какой-то обобщённый признак, но каждое из них имеет и своё строго определённое значение:ЗначениеПример

самУказывает на лицо или предмет, который совершает действие самостоятельно (без посторонней помощи).Я сам построил дом!
Трактор едет сам.
самый1) Подчёркивает важность предмета (лица), обладает значением именно, как раз.В тот самый день.
2) Указывает на близость к предмету.Дом стоит у самого леса.
3) Обозначает наивысшую степень признака.самый сильный, самая быстрая
весьУказывает на что-то, взятое целиком, нераздельное.весь народ, вся жизнь
всякийОбозначает разный, всевозможный.В сумке лежали всякие мелочи.
каждыйУказывает на одного, но обращение направляет на всех.Это должен знать каждый из вас.
любойОбозначает какой угодно на выбор.Это можно нарисовать любым карандашом.
иной, другойУказывает на отличие от остальных.иное мнение, другая книга
другойИмеет значение следующий.другой раз, в другой жизни

Слова всякий, каждый и любой, помимо своих персональных значений, имеют общее значение — один из множества одинаковых. Например:

это может всякий, это может каждый, это может любой.

Морфологические признаки определительных местоимений

Определительные место­име­ния, ука­зы­вая на обоб­щен­ный при­знак пред­ме­та, заме­ща­ют в речи имя при­ла­га­тель­ное. По зна­че­нию и грам­ма­ти­че­ской фор­ме они соот­но­сят­ся с име­на­ми при­ла­га­тель­ны­ми и изме­ня­ют­ся по родам, чис­лам и паде­жам точ­но так же, как сло­ва этой само­сто­я­тель­ной части речи.

Сравним:

  • веселый маль­чик, веселая речь, веселое настро­е­ние, веселые дети;
  • каждый чело­век, каждая вещь, каждое стро­е­ние, каждые сло­ва.

Местоимение «самый» обра­зу­ет пре­вос­ход­ную сте­пень при­ла­га­тель­ных:

  • гром­кий — самый гром­кий;
  • сла­бый — самый сла­бый.

При име­нах суще­стви­тель­ных оно уси­ли­ва­ет вре­мен­ное или про­стран­ствен­ное зна­че­ние:

  • самый низ, самый верх;
  • в самый пол­день, в самую темень.

Как склонять определительные местоимения?

Правила склонения для местоимений этого разряда несложные. Почти все они изменяются по основным признакам — числам, родам, падежам. Например, «весь» в единственном числе и «все» во множественном, «весь» в мужском роде и «вся» в женском, «весь» в именительном падеже и «всего» в родительном, «всему» в дательном и так далее.

Исключением является только слово «всяк». Его нельзя склонять по падежам — оно трансформируется только по родам и числам.

Склонение определительных местоимений (таблица)

ПадежиЕдинственное чис­лоМножественное чис­ло

Муж. родСр. родЖен. род
И. п.весь
сам
любой
дру­гой
все
само
любое
дру­гое
вся
сама
любая
дру­гая
все
сами
любые
дру­гие
Р. п.все­го
само­го
любо­го
дру­го­го
всей
самой
любой
дру­гой
всех
самих
любых
дру­гих
Д. п.все­му
само­му
любо­му
дру­го­му
всей
самой
любой
дру­гой
всем
самим
любым
дру­гим
В. п.весь (все­го)
само­го
любой (любо­го)
дру­гой (дру­го­го)
все
само
любое
дру­гое
всю
саму
любую
дру­гую
все (всех)
самих
любые (любых)
дру­гие (дру­гих)
Т. п.всем
самим
любым
дру­гим
всей (всею)
самой (самою)
любой (любою)
дру­гой (дру­гою)
все­ми
сами­ми
любы­ми
дру­ги­ми
П. п.обо всем
о самом
о любом
о дру­гом
обо всей
о самой
о любой
о дру­гой
обо всех
о самих
о любых
о дру­гих

Синтаксическая роль определительных местоимений

В предложениях определительные местоимения обычно выполняют синтаксическую роль согласованного определения, реже – других членов предложения.Примеры: Мне нравится другой писатель (определение). Все были готовы помочь (подлежащее). Эта девушка была сама (часть составного именного сказуемого).

Группы по значению

Определительные местоимения можно разделить по значению. А именно:

  • Слова, указывающие на совокупность объектов или полный охват некого множества — «весь», «все», «вся».
  • Слова, говорящие о любом, случайно взятом объекте из однотипного множества — «всяк» и «всякий».
  • Слова, выделяющие объект или объекты, отличающиеся по своим признакам от других упоминаемых объектов — «другой» и «иной».
  • Слова, говорящие об одном конкретном объекте из множества — «каждый», «любой», «самый».
  • И наконец, слово «сам» — оно означает некоего человека или предмет, которые самостоятельно производят действие.

Приведем несколько примеров.

  • Все деревья покрылись зеленой листвой.
  • Всякий в этой комнате знал, о чем идет речь.
  • Мне нравится другая куртка.
  • На каждой улице появились новогодние украшения.
  • Он сделал эту работу сам.

Поделиться в соцсетях:

Видеоурок

3.6.1. Понятие о местоимении. Разряды местоимений. Морфологический разбор местоимений

1. Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

К местоимениям можно задать вопросы имён существительных ( кто? что? ), имён прилагательных ( какой? чей? ), числительных ( сколько? ), наречий ( как? когда? где? ).

Основные признаки местоимений

А) Общее грамматическое значениеПримеры
Указание на предметы, признаки, количество без называния их. Он смеется, мой брат, несколько карандашей, там весело.
Б) Морфологические и синтаксические признаки
Чаще всего зависят от того, какую часть речи они заменяют в тексте. Местоимения почти не имеют своих особых морфологических и синтаксических признаков.

2. Разряды местоимений по соотношению с другими частями речи:

1. Местоимения-существительные – я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя и др.:

  • указывают на предметы;
  • отвечают на вопросы имён существительных ( кто? что? );
  • изменяются по падежам;
  • связываются с другими словами в предложении, как имена существительные;

2. Местоимения-прилагательные – мой, твой, наш, ваш, какой, какой-то, этот, тот и др.:

  • указывают на признаки предметов;
  • отвечают на вопросы имён прилагательных ( какой? чей? );
  • связываются с именами существительными, как имена прилагательные;
  • изменяются, как и прилагательные, по числам, родам (в единственном числе) и падежам.

Местоимение который примыкает к местоимениям-прилагательным (оно изменяется по родам, числам и падежам), но, как порядковое числительное, указывает на порядок предметов при счёте (ср.: – Который час? – Пятый);

3. Местоимения-числительные – сколько, столько, несколько :

  • указывают на количество предметов;
  • отвечают на вопрос ( сколько? );
  • связываются с существительными, как количественные числительные;
  • обычно изменяются по падежам;

4. Местоимения-наречия – так, там, потому, где, куда и др.:

  • указывают на признаки действий;
  • отвечают на вопросы наречий ( как? куда? когда? где? почему? зачем? );
  • не изменяются, как и наречия;
  • связываются с глаголами так же, как и наречия.

Примечания. Традиционно местоимения-наречия исключаются из состава местоимений. В этом случае в состав местоимений включаются только те слова, которые соотносятся с именными частями речи (с существительными, прилагательными, числительными). Но поскольку местоименные наречия там, тогда и др., как и другие местоименные слова, не называют, а лишь указывают (в данном случае на признаки действий), мы рассматриваем их в составе местоимений как особую группу.

3. Разряды местоимений по значению и грамматическим особенностям:

1. Личные местоимения: я, ты, мы, вы, он ( она, оно, они ) – указывают на лица, которые участвуют в речи:

  • это местоимения-существительные;
  • постоянным морфологическим признаком для всех личных местоимений является лицо ( я, мы – 1-е л.; ты, вы – 2-е л.; он ( она, оно, они ) – 3-е л.);
  • постоянным морфологическим признаком личных местоимений 1-го и 2-го л. является число ( я, ты – единственное число; мы, вы – множественное число);
  • все личные местоимения изменяются по падежам, при этом изменяется не только окончание, но и всё слово ( я – меня, ты – тебя, он – его );
  • местоимение 3-го лица он изменяется по числам и родам (в единственном числе) – он, она, оно, они .

2. Возвратное местоимение себя – обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо:

  • это местоимение-существительное;
  • возвратное местоимение не имеет рода, лица, числа и формы именительного падежа;
  • возвратное местоимение изменяется по падежам ( себя, себе, собою ).

3. Притяжательные местоимения: мой, твой, наш, ваш, свой – указывают на признак предмета по его принадлежности:

  • это местоимения-прилагательные;
  • притяжательные местоимения изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам ( мой, моя, моё, мои, моего и т.д.).

    При указании на принадлежность третьему лицу используются застывшие формы родительного падежа личных местоимений – его, её, их .

    4. Вопросительные местоимения: кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем? и др. – употребляются в вопросительных предложениях:

    • кто? что? – местоимения-существительные; не имеют рода, лица, числа; изменяются по падежам (кто, кого, что, чего и т.д.);
    • какой? чей? который? – местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (какой, какая, какое, какие, какого и т.д.);
    • сколько? – местоимение-числительное; изменяется по падежам (сколько, скольких, скольким и т.д.);
    • где? когда? куда? откуда? зачем? и др. – местоименные наречия; неизменяемые слова.

    5. Относительные местоимения совпадают с вопросительными – кто, что, какой, чей, который, сколько, где, когда, куда, откуда, зачем и др., но употребляются не в роли вопросительных слов, а в роли союзных слов в придаточных предложениях:

    Я знаю, кто виноват в нашем провале; Я знаю, сколько усилий он потратил на выполнение этого задания; Я знаю, где спрятаны деньги.

    Морфологические и синтаксические характеристики относительных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений.

    6. Неопределённые местоимения: некто, нечто, некий, какой-то, чей-нибудь, некоторый, несколько, сколько-либо, где-то, когда-либо, кое-куда, откуда-то, зачем-то и др. – указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество.

    Неопределённые местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, кое- и постфиксов -то, -либо, -нибудь :

    кто → некто, кое-кто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кто-то; сколько → несколько, сколько-то, сколько-нибудь; где → кое-где, где-то, где-либо, где-нибудь.

    Морфологические и синтаксические характеристики неопределённых местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых неопределённые местоимения образованы.

    7. Отрицательные местоимения: никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, негде, никогда, ниоткуда, незачем и др. – указывают на отсутствие предметов, признаков, количества.

    Отрицательные местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, ни- :

    кто → никто, сколько → нисколько, где → негде, когда → никогда.

    Морфологические и синтаксические характеристики отрицательных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых отрицательные местоимения образованы.

    8. Указательные местоимения: тот, этот, сей, оный, такой, столько, там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и др. – являются средством указания на определённые предметы, признаки, количество (с различением одного от другого):

    • тот, этот, сей, оный, такой – местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (тот, та, то, те; такой, такая, такое, такие и т.д.);
    • столько – местоимение-числительное; изменяется по падежам (столько, стольких, стольким и т.д.);
    • там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и др. – местоименные наречия; неизменяемые слова.

    9. Определительные местоимения: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой, всюду, везде, всегда и др. – служат средством уточнения того предмета, признака, о котором идёт речь:

    • сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой – местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (всякий, всякая, всякое, всякие, всякого и т.д.);
    • всюду, везде, всегда – местоименные наречия; неизменяемые слова.

    1) Местоимения тот, сам , местоимения этот, весь в форме единственного числа, среднего рода ( это, всё ) и некоторые другие в определённых контекстах могут выступать в роли местоимений-существительных, подобно субстантивированным прилагательным ( Тот нам уже не опасен ; Сам придёт ; Это книга ; Всё закончилось хорошо).

    2) Некоторые местоимения имеют омонимы среди служебных частей речи ( это, что, как, когда ): Это книга (местоимение). – Москва – это столица России (указательная частица); Я знаю, что ему сказать (местоимение). – Я знаю, что он здесь (союз).

    3. Морфологический разбор местоимений:

    План разбора местоимений

    IЧасть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
    IIНачальная форма. Морфологические признаки:
    AПостоянные морфологические признаки:
    1разряд по соотношению с другой частью речи (местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное, местоимение-наречие);
    2разряд по значению (личное, возвратное, притяжательное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, указательное, определительное);
    3лицо (для личных местоимений);
    4число (для личных местоимений 1-го лица и 2-го лица).
    БНепостоянные морфологические признаки:
    1падеж;
    2число (если есть);
    3род (если есть).
    IIIРоль в предложении (каким членом предложения является местоимение в данном предложении).

    Образцы разбора местоимений

    Представьте себе радость какого-нибудь ботаника, который неожиданно попадает на необитаемый остров, где до этих пор не ступала ничья человеческая нога и где он может обогатить свою коллекцию всякими диковинными представителями флоры (Н.С. Валгина).

    1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос кому?
    2. Н. ф. – себя. Морфологические признаки:
      А) Постоянные морфологические признаки:
      1) местоимение-существительное;
      2) возвратное;
      Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме дательного падежа.
    3. В предложении – дополнение.
    1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос какого?
    2. Н. ф. – какой-нибудь. Морфологические признаки:
      А) Постоянные морфологические признаки:
      1) местоимение-прилагательное;
      2) неопределённое;
      Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, родительного падежа.
    3. В предложении – согласованное определение.
    1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопросы который? какой? кто?
    2. Н. ф. – который. Морфологические признаки:
      А) Постоянные морфологические признаки:
      1) местоимение-прилагательное;
      2) относительное;
      Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, именительного падежа.
    3. В предложении – подлежащее.
    1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос где?
    2. Н. ф. – где. Морфологические признаки:
      А) Постоянные морфологические признаки:
      1) местоимение-наречие;
      2) относительное;
      Б) Неизменяемая форма.
    3. В предложении – обстоятельство места.
    1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос каких?
    2. Н. ф. – этот. Морфологические признаки:
      А) Постоянные морфологические признаки:
      1) местоимение-прилагательное;
      2) указательное;
      Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа.
    3. В предложении – часть обстоятельства времени.
    1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос чья?
    2. Н. ф. – ничей. Морфологические признаки:
      А) Постоянные морфологические признаки:
      1) местоимение-прилагательное;
      2) отрицательное;
      Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, женского рода, именительного падежа.
    3. В предложении – согласованное определение.
    1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос кто?
    2. Н. ф. – он. Морфологические признаки:
      А) Постоянные морфологические признаки:
      1) местоимение-существительное;
      2) личное;
      3) 3-е лицо;
      Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, именительного падежа.
    3. В предложении – подлежащее.
    1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос чья?
    2. Н. ф. – свой. Морфологические признаки:
      А) Постоянные морфологические признаки:
      1) местоимение-прилагательное;
      2) притяжательное;
      Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, женского рода, винительного падежа.
    3. В предложении – согласованное определение.
    1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос какими?
    2. Н. ф. – всякий. Морфологические признаки:
      А) Постоянные морфологические признаки:
      1) местоимение-прилагательное;
      2) определительное;
      Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, творительного падежа.
    3. В предложении – согласованное определение.
    Упражнение к теме «3.6.1. Понятие о местоимении. Разряды местоимений. Морфологический разбор местоимений»

    Рекомендуем также купить справочник для начальной школы “Русский язык. Грамматический разбор”.

    В книге в краткой и доступной форме изложен необходимый справочный материал по всем видам разбора на уроках русского языка за курс начальной школы, представлено много схем и образцов грамматического разбора.

    Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое

    Содержание:

    Понятие о предложении

    В науке о русском языке очень много определений, рассказывающих о том, что такое «предложение». Все определения данной синтаксической единицы сводятся к тому, что предложение – это высказанное сочетание слов, содержащих два главных члена – сказуемого и подлежащего.

    Также в них говорится, что подлежащее, как член предложения, не главнее сказуемого. Суть спора сравнима с извечной философской проблемой: «Что было раньше – слово или дело?».

    Есть в русском языке предложения, не нуждающиеся в сказуемом, а есть и другие – не требующие подлежащего. Как же быть? Что такое подлежащее и сказуемое? Разберем два простых примера.

    На улице – мороз.
    На улице морозит.

    И в первом и во втором случаях говорится о температуре, опускающейся ниже нуля градусов по Цельсию. Но в первом предложении, или синтаксической единице, это сообщение выражено без действия, то есть, без глагола и , следовательно, сказуемого.

    Во втором предложении нет существительного, то есть, объекта действия, или подлежащего.

    Значит, и подлежащее и сказуемое равноправны и могут обходиться друг без друга. Они самые главные в предложении (сообщении), так как все остальные слова играют в нём второстепенную роль. Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения и содержат в себе основную часть информации. Оказавшись вместе в одном предложении, они не спорят, а согласуются между собой и доносят информацию точнее и проще.

    Подлежащее: примеры

    Подлежащее — это субъект речи, которым называют главный член предложения, обозначающий предмет или явление, действие, признак или состояние кого или чего-либо. Отвечает на вопросы – «кто?», если обозначает одушевленное существо, или «что?» – если неодушевленное.

    В предложении подлежащее может выражаться определенными частями речи или другими словарными формами и сочетаниями слов.

    Старший сын (кто?) уехал в столицу.

    Члены словосочетания только в совокупности выражают единое или не членимое в данном контексте понятие.

    Сказуемое: примеры

    Сказуемое – главный, равноправный и согласующийся с подлежащим член предложения, обозначающий действие или состояние. Отвечает на вопросы: «что делает предмет/ что с ним происходит/каков он/что он такое/ кто он такой?».

    Чаще всего бывает выражено:

    1. простым глагольным – ПГСВыглянуло солнце;
    2. составным глагольным – СГС – Опять начал таять снег;
    3. составным именным – СИС – Я был рад этому теплу.

    Ещё одна особенность форм выражения сказуемых заключаются в том, что в СИС связка между частями сказуемого может отсутствовать. А именная часть может быть выражена почти всеми значимыми частями речи русского языка, а также фразеологизмами и другими словосочетаниями.

    Способы выражения сказуемых

    Способы выражения сказуемых представлены в данной таблице:

    Форма

    Примеры

    1. Глагол в форме какого-либо наклонения

    2. Независимый инфинитив

    3. Междометные глагольные формы (усечённые формы глагола типа бац, хвать, прыг)

    4. Фразеологический оборот с главным словом – глаголом в спрягаемой форме

    5. Глагол в спрягаемой форме + модальная частица (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.)

    Внимание!

    1. Форма сложного будущего времени (буду писать; будут петь и др.) – это простое глагольное сказуемое;
    2. словно, будто, как будто, точно, как бы при сказуемом – модальные частицы, а не сравнительные союзы, поэтому запятая перед ними не ставится (подлежащее со сказуемым никогда не разделяются запятой!);
    3. модальная частица было обозначает действие, начавшееся, но не свершившееся из-за каких-либо причин, непредвиденных обстоятельств, и запятыми (в отличие от вводных слов бывает, бывало со значением регулярной повторяемости действия) не выделяется.
      Ср.: Он, бывало, неделями в деревне не показывался;
    4. чтобы отличить простое глагольное сказуемое, выраженное фразеологизмом, от составного именного сказуемого, следует помнить:
      • фразеологизм часто можно заменить одним словом:
        одержать победу – победить; иметь значение – значить; дать обещание – обещать; отдать приказ – приказать и др.;
      • в простом глагольном сказуемом-фразеологизме глагол нельзя заменить на связку быть, а в составном именном сказуемом – можно.
        Ср.: Он повесил нос (ПГС) – нельзя: Он был нос; Она сидела усталая (СИС) – Она была усталая; Он родился счастливым (СИС) – Он был счастливым.

    Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения

    Общаясь каждый день с огромным количеством людей, мы не задумываемся о том, что наш разговор состоит из слов, слова складываются в предложения, предложения — в связный рассказ. И это правильно. Так и должно быть.

    Но иногда все-таки приходится вспоминать школьную программу по русскому языку. Например, чтобы объяснить ребенку основные правила, составить без стилистических ошибок документ, грамотно написать письмо или простую SMS-ку. И здесь нам не обойтись без знаний о том, что же такое подлежащее, сказуемое, и какую функцию они выполняют в предложении.

    Главные члены — грамматическая основа предложения

    Прежде всего необходимо запомнить, что предложение — это не какой-то набор разных слов, а взаимосвязанные между собой речевые единицы, которые, располагаясь в определенном порядке, представляют законченную информацию.

    Например, слова: гулять , я , в парке , люблю , осеннем — всем понятны, и каждое что-то обозначает. Но они существуют сами по себе и не несут никакой смысловой нагрузки. Если же эти слова выстроены в нужном порядке: я люблю гулять в осеннем парке — то получается законченная мысль, то есть предложение.

    Каждое предложение строится по нескольким правилам:

    • слова должны быть обязательно согласованы между собой как по смыслу, так и грамматически;
    • в нем должны находиться основные слова или одно слово, вокруг которых группируются остальные;
    • члены предложения должны располагаться в таком порядке, чтобы информация была наиболее понятной;
    • не должны повторяться одни и те же слова.

    Смысловым центром предложения являются его главные члены — подлежащее и сказуемое. Остальные единицы речи — это второстепенные члены предложения.

    Способы выражения подлежащих

    Подлежащее отвечает на вопросы кто (что)? и обозначает одушевленный или неодушевленный предмет (лицо, событие, явление, понятие и т.д.). В предложении оно всегда стоит в именительном падеже.

    Может быть выражено не только одним словом, но и каким-либо словосочетанием, и даже фразеологизмом. Проще говоря, подлежащее — это то, о ком или о чем говорится в данном предложении. Это предмет, совершающий действие.

    Способов выражения подлежащих существует множество, например:

    1. Существительное в именительном падеже единственного и множественного числа:
      • Белка грызет орехи .
    2. Числительное:
      • Двенадцать не делится на пять .
    3. Местоимение:
      • Я учусь в школе.
      • Мы пошли в кинотеатр.
    4. Инфинитив:
      • Курить — здоровью вредить!
    5. Прилагательное или причастие:
      • Взрослые вышли во двор.
      • Вошедший не закрыл за собой дверь.
    6. Наречие:
      • Завтра наступило неожиданно .
    7. Сочетания слов (географические названия, фразеологические обороты, количественно-именные сочетания или сочетания неопределенного местоимения с прилагательным, сочетания двух существительных с предлогом «с»).
      • Балтийское море является одним из самых больших водоемов в Северной Европе .
      • Бабье лето наступило совершенно неожиданно .
      • Тройка лошадей быстро пронеслась мимо нас.
      • Несколько мужчин сняли головные уборы .
      • Что-то страшное летало в темноте .
      • Мама с ребенком гуляли на детской площадке .

    Реже подлежащее выражается союзом, предлогом, междометьем.

    В чаще леса послышалось «ау» .
    «Но» — противительный союз.

    Особенности выражения сказуемых

    Чаще всего подлежащее поясняется другим главным членом — сказуемым. Оно говорит о том, что делает человек или предмет, или в каком состоянии он находится.

    Сказуемое отвечает на вопросы:

    Что делал (сделал, сделает)? Какова (каков, каково, каковы)?

    Сказуемое чаще всего бывает глаголом:

    Девочка нарисовала маму.
    Дети вышли на прогулку.
    Я посещаю музыкальную школу.

    Но может выражаться и другими частями речи.

    1. Кратким прилагательным:
      • Эта девушка очень скромна .
    2. Существительным:
      • Москва — столица России .
    3. Числительным:
      • Трижды три — девять .
    4. Наречием:
      • Днём — весна . Вечером — осень .

    Различают два вида сказуемых: глагольные и именные. К тому же, глагольные сказуемые бывают простыми и составными.

    Простые глагольные сказуемые могут быть выражены глаголом (в любом наклонении):

    • Вышел месяц из тумана .
    • Дайте мне вон ту книгу .
    • Осенью я пойду в школу .

    Составные глагольные сказуемые включают в себя вспомогательное слово и неопределенную форму глагола. Первое из которых несет грамматическое, а второе — лексическое значение:

    • Вчера папа начал красить забор .
    • Поэты любят читать стихи перед своими поклонниками .

    Составные именные сказуемые выражаются двумя (несколькими) словами или одним словом, но не глаголом:

    • Ребенок был похож на папу .
    • Слово — серебро , молчание — золото .
    • Перед экзаменом я была спокойная , как никогда .

    Знаки препинания между членами предложения

    В зависимости от того, какими именно частями речи являются главные члены предложения, ставятся и знаки препинания, в частности «тире».

    1. Подлежащее и сказуемое выражены существительными:
      • Наши дети — наша радость!
      • Вода — источник жизни на Земле.
    2. Перед такими словами, как: это, вот, это есть, это значит:
      • Движениеэто жизнь!
      • Чтение — вот лучшее учение!
    3. Оба члена предложения — инфинитивы:
      • Много читать — больше знать!
      • Править страной — трудиться ежечасно .
    4. Один компонент основы предложения — глагол в начальной форме, другой — существительное в именительном падеже:
      • Изучать законы мироздания — удел избранных .
      • Брать ответственность на себя — обязанность настоящего мужчины .
    5. Оба члена предложения количественные числительные или количественное числительное + существительное в именительном падеже
      • Пять на десять — пятьдесят .
      • Напряжение электрической сети — двести двадцать вольт .

    Как подчеркиваются главные члены предложения

    Когда есть задание «Найти грамматическую основу» , то можно выполнить следующий алгоритм:

    • прочесть предложение, уяснить его содержание;
    • найти подлежащее, задав вопрос: кто или что здесь главный (-ое);
    • задав от него вопрос: что делает? найти сказуемое;
    • подчеркнуть найденные члены предложения.

    Запомнить, как именно подчеркивать предложения с подлежащим и сказуемым совсем несложно: подлежащее — одной сплошной линией , сказуемое — двумя сплошными чертами .

    Почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием

    Часто возникает вопрос: подлежащее и сказуемое — это словосочетание или нет? Чтобы ответить на него, нужно сначала вспомнить определение:

    Словосочетание — это сочетание главного члена с одним или несколькими второстепенными членами предложения.

    Если убрать из предложения второстепенные члены, то смысл не потеряется. Например, из предложения: Скоро наступила долгожданная зима уберем слова «скоро» и «долгожданная» . Получилось: Наступила зима . Основная мысль осталась понятной. Значит грамматическая основа — это уже простое нераспространенное предложение, а не словосочетание.

    Как доступно рассказать ребенку о главных членах предложения

    Нам, взрослым людям кажется, что найти грамматическую основу предложения просто. Но ребенку, который еще только знакомится с правилами русского языка, порой бывает очень трудно понять, что такое сказуемые и подлежащие, и как их найти. Особенно, если вторые выражены не существительными, а первые — не глаголами. Еще одна сложность заключается в том, что в предложении может быть несколько имен существительных.

    В начальной школе изучаются только простые предложения, поэтому доступно рассказать о главных членах сможет рассказать практически любой родитель. Разберем объяснение на примере предложения:

    К зиме заяц меняет серую шубу на белую.

    Спрашиваем ребенка: о ком говорится в этом предложении? Правильно, о зайце. Заяц — это какая часть речи? Да, имя существительное. Значит слово «заяц» — подлежащее, подчеркнем его одной линией .

    Далее задаем вопрос «Заяц что делает?» . Правильно, меняет. Меняет — это какая часть речи? Да, это глагол. Значит слово «меняет» — сказуемое; как подчеркивать сказуемое? Правильно, двумя прямыми линиями . Значит грамматическая основа заданного предложения: Заяц меняет .

    Задание. Найдите подлежащее и/или сказуемое в следующих предложениях

    1. На уроке физкультуры дети выстроились в шеренгу по росту.
    2. Бабушка испекла для внучки вкусные пирожки с вишней.
    3. Кто-то шепотом произнес волшебную фразу.
    4. Отдыхающие расположились на лежаках под зонтами.
    5. Девочка все-таки ухитрилась найти спрятанную от нее шкатулку.
    6. Что сказала бы мама, увидев школьные отметки сына.

    Чтобы быстро и правильно находить главные члены в предложении, нужно внимательно изучить данный вопрос и разобрать несколько примеров. Для погружения в тему рекомендуем также ознакомиться со смежной статьёй про грамматическую основу. Она дополнит материал и тогда эта тема не будет вызывать трудностей ни у вас, ни у ваших детей.

    Подлежащее и сказуемое

    Подлежащее и ска­зу­е­мое — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва предложения.

    Что такое под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое в пред­ло­же­нии, начи­на­ют зна­ко­мить ребят со 2 класса.

    Чтобы понять, какие чле­ны пред­ло­же­ния — это под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, опре­де­лим, как сло­ва состав­ля­ют предложение.

    Подлежащее — главный член предложения

    Предложение — это не про­сто набор слов, а опре­де­лен­ным обра­зом сгруп­пи­ро­ван­ные еди­ни­цы речи, кото­рые все вме­сте состав­ля­ют закон­чен­ное сооб­ще­ние о ком-то или о чем-то.

    Это отдель­ные сло­ва, кото­рые каж­дое само по себе что-то обо­зна­ча­ют, но суще­ству­ют само­сто­я­тель­но, не свя­за­ны друг с другом.

    А это уже орга­ни­зо­ван­ная систе­ма слов, кото­рая пере­да­ет нам све­де­ния о том, что на небе взо­шло солн­це. Эти сло­ва, рас­по­ло­жен­ные в опре­де­лен­ном поряд­ке и про­из­не­сен­ные с повест­во­ва­тель­ной инто­на­ци­ей, выра­жа­ют закон­чен­ную мысль. Это пред­ло­же­ние. Предложение может состо­ять из одно­го или несколь­ких слов.

    Сравним:

    Пришла зима. На дво­ре очень холодно.

    Каждое пред­ло­же­ние стро­ит­ся по опре­де­лен­ным зако­нам. В нем сло­ва свя­за­ны друг с дру­гом по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски. В пред­ло­же­нии име­ют­ся такие чле­ны пред­ло­же­ния, вокруг кото­рых груп­пи­ру­ют­ся осталь­ные сло­ва. Такие сло­ва состав­ля­ют смыс­ло­вой центр пред­ло­же­ния. Это глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Они име­ют свои названия:

    • под­ле­жа­щее
    • ска­зу­е­мое

    Подлежащее назы­ва­ет то, о ком или о чем гово­рит­ся в пред­ло­же­нии. Этот глав­ный член пред­ло­же­ния обо­зна­ча­ет пред­мет, кото­рый сам совер­ша­ет действие.

    Предмет, кото­рый обо­зна­ча­ет­ся под­ле­жа­щим, может быть оду­шев­лен­ным и неоду­шев­лен­ным. Одушевленный пред­мет отве­ча­ет на вопрос кто? Неодушевленный пред­мет отве­ча­ет на вопрос что?

    В пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее под­чер­ки­ва­ет­ся одной пря­мой линией.

    Отыщем и под­черк­нем под­ле­жа­щее в предложениях:

    Что такое сказуемое?

    Подлежащее обыч­но пояс­ня­ет­ся дру­гим глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, кото­рый назы­ва­ет­ся сло­вом «ска­зу­е­мое».

    Сказуемое сооб­ща­ет то, что ска­за­но в пред­ло­же­нии о под­ле­жа­щем. Оно обо­зна­ча­ет, что дела­ет пред­мет, какое дей­ствие он про­из­во­дит или в каком состо­я­нии находится.

    (Что?) Солнце (что сде­ла­ло?) вста­ло из-за леса.

    (Кто?) Сестра (что с ней про­ис­хо­дит?) боле­ет .

    Сказуемое в пред­ло­же­нии под­чер­ки­ва­ет­ся дву­мя пря­мы­ми линиями.

    Подлежащее и ска­зу­е­мое — это осно­ва пред­ло­же­ния. Эти глав­ные чле­ны друж­ны меж­ду собой. Они рав­но­прав­ны и ино­гда сов­па­да­ют в неко­то­рых грам­ма­ти­че­ских фор­мах (чис­ло, род).

    (Кто?) Мальчик (что сде­лал?) сма­сте­рил само­лё­тик (ед. ч., м. р.)

    (Кто?) Дети (что сде­ла­ли?) при­шли в зоо­парк (мн. ч.)

    Подлежащее и ска­зу­е­мое состав­ля­ют глав­ную мысль в пред­ло­же­нии. Остальные чле­ны пред­ло­же­ния толь­ко допол­ня­ют, уточ­ня­ют её.

    Если в сооб­ще­нии толь­ко два глав­ных чле­на пред­ло­же­ния, то это нерас­про­стра­нен­ное пред­ло­же­ние.

    Если в пред­ло­же­нии име­ют­ся дру­гие чле­ны, кро­ме под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся распространенным.

    Из-за леса надви­га­ет­ся гро­зо­вая туча .

    Сказка о подлежащем и сказуемом

Ссылка на основную публикацию