Обособленное определение – примеры предложений, знаки препинания

Обособленное определение – примеры предложений, знаки препинания

ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

В за­да­нии 16 от уча­щих­ся требуется уме­ние видеть обособ­лен­ные и не­обособ­лен­ные второстепенные члены пред­ло­же­ния и рас­став­лять запятые в пред­ло­же­ни­ях с обособлением. При том, что обособ­лять­ся могут все вто­ро­сте­пен­ные члены, в дан­ное задание вклю­че­ны лишь слу­чаи обособления/необособления опре­де­ле­ний и обстоятельств . Таким образом, в задании могут встречаться сочетания двух видов обособленных членов, и расстановка знаков препинания будет зависеть от особенностей обособления определений (см. пункт 16.1) и обстоятельств (см. пункт 16.2)

16.1 Обособленные определения. Основные понятия.

Обособленные определения — это вы­де­лен­ные по смыс­лу при по­мо­щи ин­то­на­ции и за­пя­тых определения.

Следовательно, необособленные — не выделенные запятыми и интонацией .

Вы­ра­жа­ют­ся как обособленные, так и не­обособ­лен­ные определения чаще всего* полными фор­ма­ми при­ла­га­тель­ных или причастий . Это согласованные определения , то есть оно со­гла­су­ет­ся в роде, числе и па­де­же со своим глав­ным сло­вом (= ГС). Как обособленные, так и не­обособ­лен­ные определения обозначают при­знак предмета (главного слова).

* Обратите внимание : случаи обособления несогласованных определений, выраженных именами существительными, в данном разделе не рассматриваются, так как задания ЕГЭ не содержат подобных примеров.

Если у опре­де­ле­ния нет зависимых слов, то это одиночное определение .

Если от определения можно задать вопрос к другому слову (словам), то есть при опре­де­ле­нии есть за­ви­си­мые слова, его на­зы­ва­ют распространённым . Самый яркий при­мер распространённого определения— при­част­ный обо­рот (=|ПО|) .

Пример 1. Машина (какая?) (ГС) «скорой помощи» , |стоящая поперёк мостовой |, успе­ла при­влечь зевак. Определение к слову «машина» выражено причастием «стоящая»; от него мы задаём вопрос где? — к «поперёк мостовой». И причастие, и зависимые от него слова включаются в причастный оборот.

Пример 2. Точно так же бы­ва­ют обо­ро­ты при имени прилагательном: На стек­ле (ГС) каком?, |се­реб­ря­ном от инея| , мороз на­ри­со­вал узоры. От при­ла­га­тель­но­го «серебряном» ста­вит­ся во­прос от чего ? к «от инея», следовательно, при­ла­га­тель­ное и за­ви­си­мое слово со­став­ля­ют определительный оборот(=|ОО|).

И причастный, и опре­де­ли­тель­ный обо­рот яв­ля­ют­ся одним чле­ном предложения — определением.

Если опре­де­ле­ний несколько, то они могут быть однородными , если они от­но­сят­ся к од­но­му члену пред­ло­же­ния и между ними есть (или можно вста­вить) союз И или есть запятые;

и неоднородными , если от­но­сят­ся к раз­ным чле­нам пред­ло­же­ния и между ними нет или нель­зя вста­вить союз И или нет запятых.

Приведём при­ме­ры распространённых од­но­род­ных определений, вы­ра­жен­ных при­част­ны­ми оборотами:

Пример 3: Мальчишка , |катавшийся на санках| и |игравший с сестрёнкой| , оказался сыном нашего соседа.

К главному слову мальчишка относятся два распространённых определения, каждый из которых выражен причастным оборотом: «катавшийся» + зависимые слова и «игравший» +зависимые слова

Схема: ГС +(ПО и ПО) .

Как видите, между двумя од­но­род­ны­ми ПО за­пя­тая не ставится, по об­ще­му пра­ви­лу упо­треб­ле­ния за­пя­тых при од­но­род­ных членах, соединённых оди­ноч­ным со­ю­зом И.

Пример 4: В сле­ду­ю­щем при­ме­ре распространённые определения не яв­ля­ют­ся однородными, так как от­но­сят­ся к раз­ным чле­нам предложения:

Мальчишка , |катавшийся на санках| ,(1) и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном. Катающимся был мальчишка, а играющим — сосед.

Схема: ГС+ПО , И ПО+ГС . Если вы­бро­сить оба оборота, пред­ло­же­ние не сломается: Маль­чиш­ка и сосед ока­за­лись папой и сыном. За­пя­тая под но­ме­ром 1, таким образом, нужна не для од­но­род­ных определений, а для гра­ни­цы пер­во­го при­част­но­го оборота.

16.1.1. БАЗОВОЕ ПРАВИЛО обособ­ле­ния определений

Вернёмся ещё раз к примеру Мальчишка , |катавшийся на санках| , и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном.

Почему после слова «мальчишка» перед ПО (=причастным оборотом) стоит запятая, а перед словом «сосед» нет?

Существует ряд правил, регламентирующих это. Определим самое важное, практически единственное правило, которое нужно знать при выполнении задания 16 при работе с определениями.

Причастный (определительный) обо­рот всегда обособляется, если стоит после глав­но­го слова.

Вот по этой схеме обособление происходит всегда: ГС+ПО.

Пример 5: Человек, |не пом­ня­щий прошлого| , ли­ша­ет себя будущего. Обособился причастный оборот, стоящий после главного слова.

Пример 6: Были слыш­ны звуки, |похожие на стоны деревьев| .Схема: ГС+ОО.

Обособился определительный обо­рот, стоящий после после глав­но­го слова

Меняем ме­ста­ми ПО и ГС в приведённых предложениях:

Пример 7. |Не пом­ня­щий прошлого| человек ли­ша­ет себя будущего. Обособ­ле­ния нет, так как схема иная: ПО+ГС

Пример 8. Были слыш­ны |похожие на стоны деревьев| звуки.Обособления нет. Схема: ОО+ГС

Обратите внимание: Нет такого правила: при­част­ный обо­рот вы­де­ля­ет­ся запятыми . Совершенно необходимо соблюдение условий для его выделения.

16.1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА обособ­ле­ния определений

Нижеприведённые правила можно назвать дополнительными только с точки зрения необходимости для выполнения задания 16. Эти правила входят в школьный курс русского языка, обязательны для изучения, но в заданиях ЕГЭ написания, регламентированные данными правилами, не встречались.

1. Причастный оборот должен обособляться в позиции перед опре­де­ля­е­мым словом , если опре­де­ле­ние имеет зна­че­ние при­чи­ны или уступки .

Пример 9: |Измученная мно­го­днев­ной засухой| , земля жадно уто­ля­ла жажду. (Почему земля утоляла жажду? Потому, что была из­му­че­на засухой.) Схема: ПО+ГС.

Пример 10: | Украшенная блестящими шарами |, ёлка то и дело привлекала внимание котёнка. Почему елка привлекала внимание? Потому что была украшена. Схема: ПО+ГС.

Пример 11: Выросший в нищете и голоде , Павел враждебно относился к тем, кто был в его понимании богатым. Почему так относился? Потому что вырос в нищете.

Если зна­че­ния причины нет, то обо­рот по об­ще­му пра­ви­лу не выделяется.

|Повешенный на дерево| скворечник в этот же день ока­зал­ся заселенным. (Нет причины, нель­зя утверждать, что его за­се­ли­ли потому, что он ока­зал­ся повешенным. Обособ­ле­ния нет, действует базовое правило.)

2.Обособление про­ис­хо­дит всегда, если опре­де­ле­ние от­но­сит­ся к лич­но­му местоимению.

Схема: ПО+(ГС=ЛМ). , где ЛМ личное местоимение.

Пример 12 |Увлечённый разговором| , он прислушался.

Пример 13 Разгорячённый и взволнованный , он вбе­жал в комнату.

Пример 14 Обогащенный новыми понятиями и чувствами , он принялся перечитывать опять свои книги.

Очень часто эти два правила сочетаются в одном предложении:

Пример 15 Утомленный ходьбой по болоту, забрел я в сарай и заснул глубоко: с одной стороны есть причина (почему заснул?), с другой — главное слово-личное местоимение.

Вышеперечисленные правила относились к обособлению причастных и определительных оборотов.

Существует ещё один тип обособления, отличающийся от других.

3. Обособляются несколько нераспространённых определений, соединённых со­ю­зом и (или без него, с запятой), стоящие после глав­но­го слова.

Схема: ГС+Определение + И+ Определение.

Пример 16 Мартовская ночь, об­лач­ная и туманная , оку­та­ла землю.

Пример 17 Весенний дух, весёлый и беспутный , ходил повсюду.

Обращаем вни­ма­ние на то, что в за­да­ни­ях очень часто встре­ча­ют­ся предложения с двумя−тремя при­част­ны­ми (определительными) оборотами, что услож­ня­ет процесс вы­де­ле­ния их границ. При этом может получиться, что обо­ро­ты либо по­сле­до­ва­тель­но идут друг за другом, либо встра­и­ва­ют­ся один в другой, либо находятся справа и слева от ГС. При этом в предложениях могут быть и будут необособленные определения, выраженные одиночными прилагательными, причастиями и местоимениями.

Приведём при­ме­ры разбора наи­бо­лее трудных пред­ло­же­ний с обособ­лен­ны­ми и не­обособ­лен­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми

ПРИМЕР 1. Из­да­ли он уви­дел дом, |не­по­хо­жий на дру­гие| , |по­стро­ен­ный каким-то ита­льян­ским ар­хи­тек­то­ром| .

ПРИМЕР 2. Над ещё не улёгшим­ся после не­дав­ней бури бес­край­ним морем воз­вы­ша­лось небо, уни­зан­ное ярко мер­цав­ши­ми звёздами.

16.2. Обособленные обстоятельства. Основные понятия

Обособленные об­сто­я­тель­ства — это оди­ноч­ные деепричастия и де­е­при­част­ные обороты . Де­е­при­ча­стие — осо­бая форма глагола, от­ве­ча­ет на во­про­сы что делая? и что сделав?, от­но­сит­ся всегда к гла­го­лу и обо­зна­ча­ет добавочное дей­ствие по от­но­ше­нию к основному. Например, в пред­ло­же­нии Сде­лав боль­шой круг по га­зет­но­му пе­ре­ул­ку в Кис­лов­ке , Левин опять вер­нул­ся в го­сти­ни­цу и, по­ло­жив перед собой часы , сел, ожи­дая две­на­дца­ти. вы­де­лен­ные слова — деепричастия, подчёркнуты как об­сто­я­тель­ства вместе с за­ви­си­мы­ми от них словами, то есть де­е­при­част­ны­ми оборотами (=ДО)

16.2.1 Основное пра­ви­ло обособления де­е­при­ча­стий и де­е­при­част­ных оборотов.

В от­ли­чие от при­ча­стий и при­част­ных оборотов, оди­ноч­ные деепричастия и де­е­при­част­ные обороты вы­де­ля­ют­ся запятыми всегда, не­за­ви­си­мо от места их расположения .

Случаи, когда деепричастия не выделяются, то есть не обособляются, не влючены в задания ЕГЭ и не входят в объём информации, необходимой для выполнения задания 16.

16.2.2 Особые случаи. По­ста­нов­ка запятых при не­сколь­ких сказуемых или не­сколь­ких оборотах (одиночных деепричастиях).

Сложность за­да­ний состоит за­ча­стую в том, что в пред­ло­же­нии могут быть раз­лич­ные комбинации со­че­та­ний обособленных об­сто­я­тельств и сказуемых. Например, при одном ска­зу­е­мом могут быть два (и более) ДО или оди­ноч­ных деепричастия; могут быть два, три сказуемых, и каж­до­му свой (свои) ДО. Рас­смот­рим эти ва­ри­ан­ты подробнее.

1. В предложении два однородных сказуемых, а деепричастный оборот относится к одному из них.

Пример 1. В кар­ма­не галифе Сер­гей нащупал крош­ки махорки и, осторожно стрях­нув его со­дер­жи­мое в руку , завернул тол­стую неуклюжую цигарку.

В пред­ло­же­нии два од­но­род­ных сказуемых, ДО от­но­сит­ся к ска­зу­е­мо­му «завернул». Де­е­при­част­ный оборот, на­хо­дя­щий­ся после союза И, от­де­ля­ет­ся от него за­пя­той (союзы не вклю­ча­ют­ся в де­е­при­част­ный оборот). Заметим, что ДО легко ис­клю­ча­ет­ся из предложения, если гра­ни­цы оборота вы­де­ле­ны верно, то пред­ло­же­ние не сломается: В кар­ма­не галифе Сер­гей нащупал крош­ки махорки и завернул тол­стую неуклюжую цигарку.

2. Если к од­но­му сказуемому от­но­сит­ся несколько ДО , то есть при со­че­та­нии деепричастных оборотов, знаки пре­пи­на­ния между ними рас­став­ля­ют­ся так же, как и при од­но­род­ных членах предложения:

Пример 2. Он пошел , пошатываясь и все под­дер­жи­вая голову ла­до­нью левой руки , а правой тихо дер­гая свой бурый ус . В пред­ло­же­нии три од­но­род­ных обособленых обстоятельства, от­но­ся­щих­ся к одному сказуемому, за­пя­тые перед И и перед А стоят/не стоят по пра­ви­лу однородных членов.

3. Де­е­при­част­ные обороты, от­но­ся­щи­е­ся к разным глаголам-сказуемым, вы­де­ля­ют­ся по отдельности:

Пример 3. Сергей, постояв еще минуту , мед­лен­но направился к груде угля и, аккуратно под­сте­лив полу шинели , сел на боль­шой кусок антрацита. Ска­зу­е­мых два, к каж­до­му относится свой де­е­при­част­ный оборот.

Если рядом сто­я­щие деепричастные обо­ро­ты относятся к раз­ным глаголам-сказуемым и союз и не вклю­ча­ет­ся в их состав, то каж­дый из них вы­де­ля­ет­ся отдельно:

Пример 4 Он стоял , прислонясь к груде ци­би­ков чая , и, бесцельно по­гля­ды­вая вокруг себя , барабанил паль­ца­ми по своей трости, как по флейте. Извлечём ДО, чтобы убе­дить­ся в вер­ной постановке зна­ков препинания. Он стоял и барабанил паль­ца­ми по своей трости, как по флейте.

Обособленные и необособленные определения: знаки препинания, примеры

Обособленные и необособленные определения — что это такое

Определение — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «чей?» и обозначает признак предмета. Рассматриваемый член предложения в одних случаях может быть обособленным, а в других — нет.

Обособить — значит выделить знаками с двух сторон. Для этого используются чаще всего запятые, реже — тире. Обособленные определения, обладая некой самостоятельностью, не просто отражают признак предмета, но и привносят в предложение некую выразительность.

Значимую роль в случаях обособления определений играют определяемые слова, то есть слова, к которым относятся определения, характеризуя их. Это связано с тем, что во многих случаях обособление зависит от расположения определения по отношению к определяемому слову: до него или за ним.

Кроме определяемого слова, ключевым понятием в обособлении является согласование с определяемым словом.

Если определения и их определяемые слова согласуются в роде, числе, падеже, то они считаются согласованными. В случаях, когда между ними имеется хотя бы одно расхождение в уже упомянутых грамматических категориях, определение считается несогласованным.

Особую группу представляют согласованные определения, выраженные именем существительным, которые называются приложениями.

Расстановка знаков препинания зависит не только от расположения определения по отношению к определяемому слову. В первую очередь обусловлена она разновидностью определения: согласованное, несогласованное или приложение. Кроме того, на обособление влияет способ выражения и распространенность.

Согласованные определения чаще всего выражаются прилагательными, причастиями или причастными оборотами. Сравните:

  • дом (какой?) большой — это прилагательное;
  • дом (какой?) недостроенный — это причастие;
  • дом (какой?) недостроенный работниками — это причастный оборот.

Но возможны случаи, когда оно является порядковым числительным (первый ученик) или притяжательным местоимением (моего рюкзака).

Сразу нужно отметить, что определения, выраженные местоимениями, никогда не обособляются.

Несогласованные определения могут быть выражены:

  1. Существительным в косвенном падеже без предлога или с ним: куст у дома, дорога ухабами.
  2. Наречием: глаза навыкате.
  3. Инфинитивом: стремление отомстить.
  4. Местоимением: ее пальто.
  5. Прилагательным в сравнительной степени: обложка поплотнее.
  6. Словосочетанием, где в качестве главного слова выступает существительное: девочка с красным бантом.

Что касается приложения, то оно всегда является только согласованным существительным: река (какая?) Волга.

К тому же нужно уметь отличать распространенные определения от одиночных. Если оно выражено одним словом (недостроенный дом, хороший ученик), то считается нераспространенным, то есть одиночным. Когда определение имеет дополнительные, зависимые, слова, то считается распространенным (недостроенный строителями дом или хороший на первый взгляд ученик).

Чаще всего распространенные определения являются причастными оборотами: недостроенный строителями дом. Но не редки случаи, когда оно является словосочетанием (тетрадь (какая?) в крупную линию) или фразеологизмом (человек (какой?) сам себе на уме).

Как ставятся знаки препинания

Тонкости обособления согласованных определений связаны со способом их выражения.

  • Находящиеся за определяемым словом конструкции, выраженные причастным оборотом, прилагательным с зависимым словом, или однородные члены: «Цветок, распустившийся вчера, завял» или «Спортсмен, быстрый и ловкий, опережал всех».
  • Причастные обороты, находящиеся перед определяемым словом. Но только в том случае, если имеют дополнительное обстоятельственное значение: «Прилетевший на свет, мотылек кружился у костра». К таким фразам, помимо вопроса «какой?» можно задать вопросы обстоятельства: мотылек кружился у костра «почему?», потому что прилетел на свет.
  • Одиночные и распространенные определения, относящиеся к личному местоимению, вне зависимости от способа выражения и расположения: «Смущенный, он вышел во двор» или «Она, умная и красивая, вызывала восхищение».
  • Конструкции, выраженные прилагательными с зависимыми словами и относящиеся к собственному существительному: «Иванов, довольный собой, шел быстро». Встречаются конструкции, когда между собственным существительным и конструкцией с прилагательным находятся другие члены предложения. Это не является препятствием к обособлению: «Иванов шел быстро, довольный собой».
  • Одиночные определения, выраженные причастием или прилагательным: шарф (какой?) завязанный. Исключением являются случаи, когда рассматриваемый член предложения относится к личному местоимению. Но, если относящееся к личному местоимению определение находятся в восклицательном предложении, оно знаками не выделяется: «Да мои вы сладкие!»
  • Определения, которые сливаются по смыслу с определяемыми словами и находятся в предложении за ними: «Ольга проснулась с настроением приподнято одухотворенным».
  • Определения, являющиеся частью составного именного сказуемого: «Дни были короткие».
  • Прилагательные в сложной форме сравнительной или превосходной степени: «Леонтий не видел личность более бесхитростную, нежели он».

Несогласованные определения обособляются:

  • Вне зависимости от расположения, когда относятся к личному местоимению: «Она, в красных сапогах, смотрелась великолепно».
  • Когда рассматриваемые конструкции относятся к имени собственному и являются частью однородных членов вне зависимости от расположения: «Нарядный, в ярком пальто, в модных ботинках, Арсений не мог оказаться незамеченным».
  • Если отделены от определяемого слова какими бы то ни было членами предложения: «Морщины ее, с глубокими впадинами, говорили о непростой жизни».
  • Когда являются прилагательными в форме сравнительной степени: «Глаза, значительно темнее волос, привлекали внимание».

Для выделения несогласованных определений используется знак тире:

  • Когда они являются инфинитивом с зависимыми словами и перед ними можно вставить фразу «а именно»: «Мы должны были отказаться от задуманного — уехать на море на все лето».
  • Если определения, выраженные инфинитивом с зависимыми словами, находятся внутри предложения: «От задуманного — уехать на море на все лето — мы должны были отказаться». Но если за вторым знаком тире находится подчинительный союз, то этот знак опускается: «Мы должны были отказаться от задуманного — уехать на море на все лето, потому что обстоятельства сложились не в нашу пользу».

Примечание 2

Необходимо отметить, что постановка тире как при несогласованных, так и при согласованных определениях допускается также в случаях, когда упомянутые конструкции находятся в конце и им необходимо придать особое значение. Сравните: «На пороге дома показалась старуха — в ярком платье и в белом платке» и «Все восхищались ее приятелем — перспективным и молодым». И в первом представленном предложении, и во втором акцент сделан на внешности, а конструкции находятся в конце предложения. По этой причине допускается постановка тире для обособления.

Приложения, выделяющиеся запятой:

  • Зависят от личных местоимений: «Я, учитель русского языка, сегодня дежурю в школе».
  • Когда являются распространенными и находятся за именем существительным: «Старушка, бабушка моего одноклассника, напекла пирогов».

Одиночные приложения обособляются:

  • Если связаны с нарицательным существительным, при котором есть пояснительные слова: «У дома они повстречали бабушку Юры, старушку».
  • Если имеют значение уточнения: «Учительница математики, Татьяна Николаевна, уже вышла на работу».
  • Если относятся к личному местоимению: «Физик, он обладал математическим складом ума».

Для обособления приложений использование тире допускается в следующих случаях:

  • Конструкция относится только к одному из однородных членов предложения: «Ольга, Маша — моя сестра, Павел и Арсений были приглашены на день рождения».
  • Если между приложением и словом, к которому оно относится, можно поставить «а именно»: «Для поднятия настроения ему нужна была книга — душевный роман».
  • Если они находятся в конце синтаксической конструкции и обладают особым смыслом: «В небе парит птица — символ свободы».

Работая с рассматриваемыми синтаксическими конструкциями, важно не перепутать обособленное определение с приложением. Это позволит правильно расставить пунктуационные знаки. Во избежание ошибок ниже представлен алгоритм размышлений.

Как отличить обособленное определение от обособленного приложения

Главным отличительным признаком приложений является тот факт, что они выражены именем существительным: «Молодой человек, профессор лет сорока, вызывал хорошее впечатление».

В приведенном примере фраза «молодой человек лет сорока» является признаком к существительному «человек». Ключевым в ней является слово «профессор», являющееся существительным. По этой причине перед нами приложение, которое в приведенном примере является распространенным.

Нахождение приложений, как правило, сложностей не вызывает, если знать определение данного понятия.

В отдельных случаях трудности возникают с расстановкой знаков препинания, если не уметь отличить приложение от составного именного сказуемого, выраженного существительным с пропущенным глаголом-связкой. Сравните: «Молодой человек, профессор лет сорока, вызывал хорошее впечатление» и «Молодой человек — профессор».

В первом приведенном примере фраза «профессор лет сорока» является распространенным приложением, находящимся за определяемым словом. По этой причине фразу нужно выделить с двух сторон запятыми.

Во втором случае «профессор» будет сказуемым, выраженным именем существительным. Тире в предложении стоит, потому что подлежащее и сказуемое выражено существительным.

Чтобы безошибочно дифференцировать приложения, работу над их обособлением рекомендуется начинать с выделения грамматической основы. Рассуждать нужно следующим образом: в предложении «Молодой человек, профессор лет сорока, вызывал хорошее впечатление» грамматическая основа будет «молодой человек вызывал». Далее нужно узнать, о каком человеке идет речь. Из контекста очевидно, что это «молодой человек лет сорока». Поскольку ключевым здесь будет существительное «человек», значит перед нами приложение.

Синонимия обособленных и необособленных определений

В целом значение необособленных определений в синтаксической конструкции ограничивается указанием на признак предмета, например, зеленое яблоко, на мытая посуда и так далее.

Что касаться обособленных членов предложения, то их значение, в отличие от необособленных, гораздо шире. Они не только показывают признак предмета, но и представляют собой в неком смысле самостоятельную в смысловой значимости синтаксическую конструкцию. Это позволяет говорить о синонимии обособленных определений с придаточной частью сложноподчиненного предложения. Сравните: «Яблоко, упавшее с дерева, оказалось сладким» и «Яблоко, которое упало с дерева, оказалось сладким». Если рассматривать предложения со смысловой точки зрения, то очевидно, что они несут одну и ту же информацию. Но с точки зреня синтаксиса они совершенно разные: первое является простым усложненным обособленным определением, а второе — это сложноподчиненное предложение.

Умение представлять информацию разными способами делает речь разнообразнее и синтаксически богаче. К тому же возможность преобразовать сложноподчиненное предложение в простое с причастным оборотом считается незаменимым средством сжатия текста при написании изложений.

Если сравнивать необособленые определения, выраженные прилагательными и причастиями, то причастия, кроме признака, привносят дополнительный оттенок значения: «падающее яблоко» и «спелое яблоко». В первом случае также может идти речь о синонимии с придаточной частью: яблоко, которое падает. Причастие показывает не только признак, но и позволяет предположить, каким предмет будет позже. В данном случае он, наверное, будет с деффектами. Во втором случае, кроме пригодности, никакой другой информации не предоставляется. Такая разница в значении обусловлена тем, что причастие образовано от глагола.

Что касается несогласованных определений, то для них синонимичной конструкцией часто является дополнение. Сравните: «Девочка, красивая, нарядная, с большим бантом, стояла у школы» и «Девочка с бантом в руках находилась у кассы». В первом случае фраза «с бантом» является определением, а во втором — дополнением. Чтобы не запутаться, следует начинать разбор по членам предложения с грамматической основы, вдумываясь при этом в смысл.

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Обособление согласованных определений

Обособление согласованных определений

Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество, свойство предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? КОТОРЫЙ? При синтаксическом разборе предложения определения подчеркиваются волнистой линией.

Определения обычно входят в качестве зависимых слов в словосочетания с существительными и могут связываться с ними способом согласования (например: БОЛЬШОЙ ДОМ, КРАСИВЫЙ САД) или способами управления и примыкания (например: ЧЕЛОВЕК (какой?) В ШЛЯПЕ, УМЕНИЕ (какое?) ИГРАТЬ). Определения, связанные с существительными при помощи согласования, называются согласованными , при помощи управления или примыкания – несогласованными .

Согласованные определения могут быть выражены прилагательными (НОВЫЙ МАРШРУТ), причастиями (ПРОЛОЖЕННЫЙ МАРШРУТ), притяжательными местоимениями (НАШ МАРШРУТ) и порядковыми числительными (ПЯТЫЙ МАРШРУТ). Несогласованное определение может быть выражено именем существительным в косвенных падежах (ДОМ – какой? – НА ГОРЕ), сравнительной степенью прилагательного (Я НЕ ВИДЕЛ БУРИ – какой? – СИЛЬНЕЕ), инфинитивом (ВОЗМОЖНОСТЬ – какая? – УЧИТЬСЯ) и местоимением (ЕГО КНИГА).

Несогласованные определения могут совмещать свое значение со значением обстоятельств и дополнений. Сравните: ДОМ (где?) НА ГОРЕ и ДОМ (какой?) НА ГОРЕ. Оба вопроса совершенно уместны, и НА ГОРЕ можно считать одновременно обстоятельством и определением. Еще один пример: ВСТРЕЧА (с кем?) С ДРУЗЬЯМИ и ВСТРЕЧА (какая?) С ДРУЗЬЯМИ. В этих словосочетаниях С ДРУЗЬЯМИ будет и дополнением, и определением.

Обособление – это выделение на письме с двух сторон знаками препинания (запятыми, тире, скобками) какой-то части предложения.

Определения обособляются в соответствии со следующими правилами.

1. Обособляется согласованное определение, состоящее из нескольких слов и относящееся к предшествующему имени существительному. Сравните два предложения:

Тропинка, зарастающая травой , вела к реке.
Зарастающая травой тропинка вела к реке.

2. Обособляется согласованное определение, относящееся к личному местоимению, вне зависимости от занимаемого им места в предложении и распространенности. Например:

Счастливый, он рассказал мне о своих успехах.
Он, счастливый, рассказал мне о своих успехах.
Довольный своими успехами , он рассказал мне о них.
Он, довольный своими успехами , рассказал мне о них.

Обратите внимание: в примере из первого пункта правила запятыми выделено словосочетание ЗАРАСТАЮЩАЯ ТРАВОЙ. Если у определения есть зависимые слова, то они вместе составляют определительный оборот .

У этого правила есть три примечания:

1. Согласованное определение (как однословное, так и состоящее из нескольких слов), относящееся к существительному и стоящее перед ним, может обособляться, если оно имеет дополнительное значение причины (то есть совмещает в себе значения определения и обстоятельства причины). Например:

Уставшие, туристы решили отказаться от повторного восхождения.
Уставшие после бессонной ночи, туристы решили отказаться от повторного восхождения.

(В обоих предложениях определение объясняет причину отказа от повторного восхождения.)

2. Определения, стоящие после определяемого слова, но тесно связанные по смыслу с ним или с другими членами предложения, не обособляются. В таких случаях, если изъять определение из состава предложения, фраза теряет смысл. Например:

Он мог услышать вещи для себя довольно неприятные (Лермонтов) . Море у его ног лежало безмолвное и белое (Паустовский) .

3. Определение обособляется, где бы оно ни стояло, если оно отделено от определяемого слова другими словами. Например:

В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады (Шолохов).

Обособленные определения. Примеры

Обособленные опре­де­ле­ния — это опре­де­ле­ния, кото­рые выде­ля­ют­ся инто­на­ци­он­но, по смыс­лу и с помо­щью зна­ков пре­пи­на­ния. Укажем в каких слу­ча­ях опре­де­ле­ния обособ­ля­ют­ся. Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний с обособ­лен­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной литературы.

Что такое определение?

В про­стом пред­ло­же­нии, кро­ме глав­ных чле­нов, могут быть вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, кото­рые пояс­ня­ют или под­ле­жа­щее, или ска­зу­е­мое. Если вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния отно­сит­ся к сло­ву с пред­мет­ным зна­че­ни­ем (суще­стви­тель­но­му или дру­го­му сло­ву, высту­па­ю­ще­му в роли суще­стви­тель­но­го), то назо­вем его определением.

Восходившее солн­це золо­ти­ло сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

  • Солнце какое? восходившее;
  • вер­ши­ны какие? сосновые.

Причастие «вос­хо­див­шее» отно­сит­ся к суще­стви­тель­но­му «солн­це». Оно нахо­дит­ся в под­чи­ни­тель­ной свя­зи согла­со­ва­ния с глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния (под­ле­жа­щим), опре­де­ля­ет его, назы­вая при­знак пред­ме­та. То же самое мож­но ска­зать о при­ла­га­тель­ном «сос­но­вые», кото­рое нахо­дит­ся в под­чи­ни­тель­ной свя­зи со сло­вом «вер­ши­ны», вто­ро­сте­пен­ным чле­ном пред­ло­же­ния (допол­не­ни­ем). Эти сло­ва явля­ют­ся определениями.

Обособленные определения

Определения могут быть необособ­лен­ны­ми и обособ­лен­ны­ми, когда в пред­ло­же­нии они инто­на­ци­он­но, по смыс­лу и с помо­щью зна­ков пре­пи­на­ния выде­ля­ют­ся, что при­да­ет им боль­шую смыс­ло­вую нагруз­ку. Сравним:

Стоявшие по коле­но в сугро­бах ели были гро­мад­но высоки.

Ели, сто­яв­шие по коле­но в сугро­бах, были гро­мад­но высо­ки (В. Катаев).

В пер­вом пред­ло­же­нии при­част­ный обо­рот «сто­яв­шие по коле­но в сугро­бах» явля­ет­ся рас­про­стра­нен­ным опре­де­ле­ни­ем, кото­рое отно­сит­ся к сло­ву «дере­вья», пояс­ня­ет его. Данный при­част­ный обо­рот нахо­дит­ся перед опре­де­ля­е­мым сло­вом и не выде­ля­ет­ся ни по смыс­лу, ни интонационно.

Во вто­ром слу­чае при­част­ный обо­рот явля­ет­ся обособ­лен­ным чле­ном пред­ло­же­ния (опре­де­ле­ни­ем), так как смыс­ло­вое его выде­ле­ние под­чер­ки­ва­ет­ся инто­на­ци­он­но. На пись­ме обособ­лен­ное опре­де­ле­ние выде­ля­ет­ся запятыми.

Видеоурок

Определения, выраженные причастным оборотом

Если при­ча­стие с зави­си­мы­ми сло­ва­ми нахо­дит­ся после опре­де­ля­е­мо­го сло­ва, такой обо­рот под­ле­жит обя­за­тель­но­му выде­ле­нию зна­ка­ми препинания.

Верхушки веко­вых елей, при­зрач­но осве­щен­ные звёз­да­ми, бле­сте­ли и дыми­лись, слов­но были натер­ты фос­фо­ром (В. Катаев).

За эти­ми луга­ми вид­не­лись дру­гие луга, еще не тро­ну­тые косой (Г. Данилевский).

Но еще выше было небо, все засы­пан­ное зим­ни­ми звез­да­ми (В. Катаев).

От све­жих золотисто-белых щепок, гру­да­ми лежав­ших око­ло влаж­ных пней, вея­ло осо­бен­ным, чрез­вы­чай­но при­ят­ным горь­ким запа­хом (И. Тургенев).

Небо, покры­тое обла­ка­ми, все же дава­ло доста­точ­но све­та, что­бы мок­рые леса мог­ли заго­реть­ся вда­ли, как баг­ря­ные пожа­ры (К. Паустовский).

Одиночное определение или причастный оборот перед определяемым словом

Такое опре­де­ле­ние явля­ет­ся обособ­лен­ным, если име­ет обсто­я­тель­ствен­ное зна­че­ние при­чи­ны, усло­вия или уступ­ки.

Обрадованная, мать уве­рен­но отве­ти­ла: «Найду что ска­зать!» (М. Горький).

Оглушенный паде­ни­ем, Григорий еле под­нял­ся на ноги (М. Шолохов).

Высокий, кост­ля­вый и блед­ный, Степан Бояркин пошел, при­хра­мы­вая, к теле­ге (М. Бубеннов).

Обвешанный уби­ты­ми пти­ца­ми, в мок­рых сапо­гах с при­лип­шей к ним болот­ной тра­вой, охот­ник неспеш­но шагал по доро­ге (В. Лидин).

Определения, выраженные одиночными прилагательными

Нераспространенные опре­де­ле­ния, выра­жен­ные оди­ноч­ны­ми при­ла­га­тель­ны­ми, нахо­дя­щи­ми­ся после опре­де­ля­е­мо­го сло­ва, выде­ля­ют­ся зна­ка­ми пре­пи­на­ния. Обратим вни­ма­ние, что такие опре­де­ле­ния часто нахо­дят­ся меж­ду под­ле­жа­щим и сказуемым.

Дождь , нуд­ный и бес­ко­неч­ный , все еще лил и лил (Э. Казакевич).

Это была счаст­ли­вая жизнь, неза­тей­ли­вая, конеч­но, не бога­тая, но радост­ная, све­жая, чест­ная, ничем не сму­ща­е­мая (А. Куприн).

И гла­за его, малень­кие и свет­лые, ост­ро поблёс­ки­ва­ли в глу­бо­ких глаз­ни­цах (Ю. Нагибин).

Соскакиваем пря­мо в воду, мут­ную и холод­ную (В. Некрасов).

Особую слож­ность пред­став­ля­ет пунк­ту­а­ция в пред­ло­же­нии, в кото­ром у суще­стви­тель­но­го уже име­ет­ся одно опре­де­ле­ние, а после­ду­ю­щие оди­ноч­ные при­ла­га­тель­ные явля­ют­ся обособ­лен­ны­ми, например:

Была белая ночь, облач­ная и тихая (В. Вересаев).

Над дома­ми висе­ли мут­ные обла­ка, а вни­зу лежал белый снег, пуши­стый и холод­ный (В. Короленко).

К двум годам Бим стал отлич­ной охот­ни­чьей соба­кой, довер­чи­вой и чест­ной (Г. Троепольский).

Пройдя узкую тро­пин­ку, мы вышли на лес­ную доро­гу, чер­ную от гря­зи, всю истоп­тан­ную сле­да­ми копыт и избо­рож­ден­ную коле­я­ми, пол­ны­ми воды, в кото­рой отра­жал­ся пожар вечер­ней зари (А. Куприн).

Определения, выраженные прилагательным с зависимыми словами

Выделяются запя­ты­ми рас­про­стра­нён­ные опре­де­ле­ния, выра­жен­ные при­ла­га­тель­ны­ми с зави­си­мы­ми сло­ва­ми, сто­я­щие после опре­де­ля­е­мо­го слова.

Черный орел, цар­ствен­но вели­ча­вый в сво­ем оди­но­че­стве, мед­лен­но парил в холод­ном под­не­бе­сье, почти неза­мет­но теряя на кру­гах высо­ту (М. Шолохов).

Мало най­дет­ся в нашей лите­ра­ту­ре таких щемя­щих рас­ска­зов, пол­ных скры­той люб­ви к про­сто­му чело­ве­ку (К. Паустовский).

По реке нес­ло жел­то­ва­тую пену, похо­жую на сби­тый белок (К. Паустовский).

Давно он не бывал здесь, в этих местах, зна­ко­мых с дет­ских лет (А. Кузнецова).

Определения относятся к личному местоимению

Одиночные и рас­про­стра­нен­ные опре­де­ле­ния, отно­ся­щи­е­ся к лич­но­му место­име­нию, неза­ви­си­мо от их место­на­хож­де­ния в пред­ло­же­нии все­гда обособ­ля­ют­ся запятыми.

Огромное, теря­ю­ще­е­ся в про­стран­стве, оно [море] лежа­ло глу­бо­ко вни­зу, дале­ко белея сквозь сумрак бегу­щи­ми к зем­ле гри­ва­ми пены (И. Бунин).

И теперь, заня­тая хло­пот­ли­вы­ми обя­зан­но­стя­ми хозяй­ки, она часто с забот­ли­вой любо­вью погля­ды­ва­ла через две­ри в гости­ную, где в углу над шах­мат­ным сто­ли­ком скло­ни­лась боль­шая, харак­тер­ная голо­ва Рязанцева с откры­тым шиш­ко­ва­тым лбом мыс­ли­те­ля и с дет­ски­ми гла­за­ми, голу­бы­ми и ясны­ми (А. Куприн).

И, мрач­нее чер­ной ночи, он поту­пил гроз­ны очи, стал кру­тить свой сивый ус (А. Пушкин).

Иногда, не доволь­но теп­ло оде­тый, я не чув­ство­вал холо­да насту­па­ю­ще­го нояб­ря (С. Аксаков).

Расстроенные и недо­уме­ва­ю­щие, вышли они на ули­цу (М. Прилежаева).

Возбужденные, мы сели с лес­ни­ком на пова­лен­ный вет­ром ясень, что­бы обсу­дить про­ис­шед­шее (В. Песков).

Через мину­ту кук­ла уже была во двор­це. Веселая и жиз­не­ра­дост­ная, она шла мимо стра­жи, чинов­ни­ков, кото­рые улы­ба­лись впер­вые в жиз­ни (Ю. Олеша).

Определение отделено другими членами предложения от определяемого слова

В такой син­так­си­че­ской ситу­а­ции, когда оди­ноч­ное опре­де­ле­ние или обо­рот рас­по­ло­же­ны дистан­ци­он­но по отно­ше­нию к опре­де­ля­е­мо­му им сло­ву, эти вто­ро­сте­пен­ные чле­ны так­же выде­ля­ют­ся запятыми.

Я шел и поми­нут­но огля­ды­вал­ся, пора­жен­ный мрач­ной пре­ле­стью при­ро­ды (А. Пушкин).

На лав­ке, раз­бро­сан­ные, лежа­ли порш­ни, ружье, кин­жал, мешо­чек, мокрое пла­тье, тряп­ки (Л. Толстой).

Два часа спу­стя он уже шагал вдоль реки, высо­кий, жили­стый и узнав­ший вели­чай­шее чудо (В. Лидин).

Определения, выраженные существительными в косвенном падеже

Обычно такие несо­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния явля­ют­ся обособ­лен­ны­ми, осо­бен­но если они отно­сят­ся к име­ни соб­ствен­но­му или лич­но­му местоимению.

Карл Иваныч, с очка­ми на носу и кни­гой в руке, сидел на сво­ем обыч­ном месте (Л. Толстой).

Русый, с куд­ря­вой голо­вой, без шап­ки и с рас­стег­ну­той руба­хой, Дымов казал­ся кра­си­вым и необык­но­вен­но силь­ным (А. Чехов).

Он, в белой руба­хе и в широ­ком куша­ке с рас­пу­щен­ны­ми на боку кон­ца­ми, сто­ит одной ногой в лод­ке, а дру­гой на бере­гу (М. Горький).

Шпаковский, в шля­пе, в корот­ком паль­то, в шер­стя­ном шар­фе и кожа­ных пер­чат­ках, смот­рел неодоб­ри­тель­но, как Марченко, оде­тый в гид­ро­ко­стюм, бул­ты­ха­ет­ся в гряз­ной воде (В. Кожевников).

И весь он, в руба­хе, выпу­щен­ной поверх шта­нов и рас­пах­ну­той на гру­ди, был, как дуб, кря­жи­стый, устой­чи­вый (В. Солоухин).

Видеоурок «Обособленные определения. Когда нужно ставить запятые»

Русский язык. Пунктограммы. № 6. Знаки препинания при обособленных определениях.

№ 6. Знаки препинания при обособленных определениях.

Правила, примеры,комментарии,трудные случаи.

ТЕОРИЯ.

Обособленные члены предложения – это второстепенные члены, которые на письме обособляются (выделяются с обеих сторон) знаками препинания, чаще всего запятой, а при произношении интонацией.

Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак и отвечает на вопросы какой? чей?

Обособленные определения могут быть выражены:

  • причастным оборотом,
  • прилагательным с зависимыми словами,
  • одиночными определениями,
  • однородными определениями.

Согласованные определения – это определения, которые согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже и могут быть выражены прилагательными, причастиями, порядковыми числительными и местоимениями.

Несогласованные определения – это определения, которые связаны с определяемым словом управлением или примыканием. Могут быть выражены существительными в косвенных падежах, притяжательными местоимениями (его, её, их), наречиями, инфинитивом, синтаксически неделимым словосочетанием.

ПРАВИЛА для всех подобных определений одинаковые.

Определения (одиночные и распространённые) ОБОСОБЛЯЮТСЯ в следующих случаях.

· Если относятся к личному местоимению (могут стоят ДО и ПОСЛЕ личного местоимения).

Пример.

Изнуренные, грязные, мокрые, мы достигли наконец берега.

· Если стоят ПОСЛЕ определяемого слова (то есть слова, от которого они зависят).

Пример.

Пустыня, бескрайняя и безжизненная, подавляла его.

· Если имеют добавочное обстоятельственное значение (то есть их можно заменить придаточным обстоятельственным- причины, уступки или времени).

Пример.

Утомленный долгой дорогой, путешественник сразу уснул.

Путешественник сазу уснул, так как был утомлён долгой дорогой.

· Определение обособляется, если оно отделено от определяемого существительного другими членами предложения.

Пример.

Залитые солнцем, стлались за рекой пшеничные нивы.

Определения НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ в следующих случаях.

· Если стоят ПЕРЕД определяемы словом.

Пример.

Покрытые росой деревья наполняли воздух свежим ароматом.

· Если стоят ПЕРЕД определяемым словом, которое без данных определений теряет смысл.

Пример.

От неё он услышал вещи, для себя очень неприятные.

· Если определения выражены сложной степенью сравнения.

Пример.

Подсказка.

· Нужно отличать обособленные одиночные и однородные определения от именной части составного именного сказуемого. В этих случаях прилагательные и причастия могут быть поставлены в творительном падеже, например: Он пришёл особенно возбуждённым и весёлым.

Пример.

Он пошёл домой грустный и усталый.

Он пришёл особенно возбуждённым и весёлым.

· Если два обособленных определения соединены одиночным союзом И, ДА в значении И, ИЛИ, ЛИБО, то запятая перед ним (т.е. между оборотами) не ставится.

Пример.

Лист бумаги, исписанный с обеих сторон И сложенный вдвое, лежал на столе.

· Если оборот стоит после сочинительного союза И, ИЛИ, НО, но не связан с ним, то он от этого союза отделяется запятой.

Пример.

Принц не чувствовал склонности к управлению королевством И, одаренный разнообразными талантами, занимался только сочинением стихов и романсов.

· Если оборот стоит после сочинительного союза А, то он не отделяется запятой от союза, если при изъятии оборота из предложения потребуется перестройка всей фразы.

Пример.

Розы растут только в тепле, А помещенные в холод, быстро умирают.

· После неопределенных, отрицательных, определительных, указательных и притяжательных местоимений оборот не обособляется.

Вспомним эти местоимения.
Неопределенные: “некто”, “нечто”, “кто-то”, “что-либо”.

Отрицательные: “никто”, “ничто”.

Определительные: “каждый”, “любой”, “всякий” и т.д. Указательные: “тот”, “этот”.

Притяжательные: “мой”, “ваш” и др.

Пример.

Кто-то похожий на моего брата по ошибке получил его фотографии на паспорт.

НО если данные обороты имеют значения пояснения или уточнения, то они обособляются.

Пример.

Хотелось отличиться перед этим, дорогим для меня, человеком.

· Если определения относятся к личному местоимению, НО тесно связаны и с подлежащим, и со сказуемым.

Пример.

Мы расходились довольные вечером.

· В восклицательных предложениях.

Пример.

Ах ты миленький!

ПРИМЕРЫ.

Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение.

Пояснение.

Ослепленный мраком, он долго стоял без движения.

Пояснение.

Утомленные маминой чистоплотностью, ребята приучались хитрить.

Пояснение.

Обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоит ПЕРЕД определяемым словом, однако выделяется запятой, так как имеет добавочное обстоятельственное значение. Предложение легко можно изменить в СПП с придаточным причины.

При написании статьи использовалась книга:

Д. Э. Розенталь. «Справочник по правописанию и литературной правке».

Примечание: в статье определения подчёркнуты одной линией, т.к нет возможности подчеркнуть волнистой.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Обособленные члены предложения

  • Обособление причастных и деепричастных оборотов
  • Обособление определений
  • Обособление приложений
  • Обособление дополнений

Второстепенные члены, выделяющиеся в структуре предложения по смыслу и интонации, называются обособленными и обозначаются на письме с помощью знаков препинания. Такое выделение называется обособлением и помогает лучше понять смысл и конструкцию предложения.

Обособленными могут быть все второстепенные члены предложения, выраженные специальными оборотами.

Обособление причастных и деепричастных оборотов

Причастия представляют собой особую форму глаголов, которые совмещают в себе глагольные и признаковые значения. Причастными оборотами называются сочетания слов, в которых в качестве главного члена выступает причастие. Причастные обороты чаще всего выступают в предложении в роли определений. Примеры:

Записанные в пожелтевшей тетради воспоминания словно ожили перед ее глазами. Друзья, прошедшие вместе через тяжкие испытания, становятся родными друг для друга. Посмотрев на покрытое морщинами лицо матери, Лиза тяжело вздохнула.

Причастные обороты, выступающие в роли определения и стоящие после определяемого существительного, обособляются. На письме данное обособление выражается расстановкой запятых. Если обособленный причастный оборот находится в середине предложения, то запятые ставятся с обеих сторон, а если оборот находится в конце предложения, то запятая ставится только перед ним:

Человек, стремящийся получить все, остается, как правило, ни с чем.

Внимание привлекал только свист, раздающийся откуда-то издалека.

Как выяснилось, символы, напечатанные на камне, представляют собой буквы.

Если же причастный оборот относится к личному местоимению, то он обосабливается независимо от положения:

Запутанный в мрачных и противоречивых мыслях, он ушел.

Она, так любившая прогулки и веселье, отказывалась встретиться с друзьями.

Деепричастия также являются глагольными формами, которые, в отличие от причастий, неизменяемы и более похожи на наречия. Деепричастные обороты показывают параллельное главному второстепенное действие или же признак действия. Примеры:

Получив согласие и одобрение родителей, он отправился в путь.

Уезжая в другую страну, Светлана всегда брала с собой пару книг для вечернего чтения.

Она промолчала, глубоко в душе надеясь, что все уладится.

Деепричастные обороты всегда выступают в предложениях в роли обособленных обстоятельств и выделяются запятыми.

Обособление определений

Кроме определений, выраженных причастными оборотами, обособляются и:

  • распространенные определения с прилагательными и зависимыми о них словами, стоящие после существительных: Она смотрела на маленькую девочку с глазами, полными любви и умиления.
  • два или более согласованных одиночных определений, стоящих после существительного, особенно если перед данным существительным уже стоит согласованное определение: Откуда-то вдали виднелся силуэт, мрачный, таинственный, пугающий. Каждый человек, старый, молодой, бедный, богатый, значим.
  • любые определения, отдаленные от определяемого существительного другими членами предложения: Сотрудник показал нам графики конкурирующих компаний, представляющие уровень продаж.
  • несогласованные определения, относящиеся к собственным именам или личным местоимениям: Перед глазами всплывал облик Ольги, с зелеными выразительными глазами и точеными чертами лица. Удивительно, что вы, с вашими блестящими умениями, не смогли выполнить задание.

Обособление приложений

Приложения представляют собой вид определений, выраженных существительными. В основном одиночные приложения не обособляются и соединяются к определяемому слову с помощью дефиса: Дед-сторож долго разглядывал посетителей и только потом пропустил их внутрь здания.

Но в некоторых случая приложения также обособляются если:

  • они относятся к личным местоимениям: Мы, учителя, должны в первую очередь понимать чувства и психологию детей.
  • они распространенные и относятся к нарицательному существительному: К ним подошел дворецкий, молчаливый седой мужчина лет пятидесяти.
  • они распространенные и относятся к собственному имени: Вскоре к нам присоединилась Надежда, подруга моей сестры.

В случаях, когда смысл обособленного приложения подчеркивается, он может выделяться с помощью тире.

Обособлению подлежат также некоторые приложения с союзом “как”, в частности в случаях, когда сочетание выражает значение причины. Пример:

Как уверенный в себе мастер, он не нуждался в постоянной похвале и восхищении, однако, такое холодное отношение все же оскорбляло его.

Обособление дополнений

Дополнения обособляются реже, чем определения, приложения и обстоятельства. Обособляются только те дополнения, которые соединяются к дополняемым словам с помощью предлогов кроме, помимо, исключая, включая и др., которые имеют значения включения, исключения и замещения: Весь месяц, за исключением выходных, Степа занимался математикой.

В речи обособленные предложения выделяются интонацией.

Что такое падеж? Таблица падежей

Падеж — это сло­во­из­ме­ни­тель­ная кате­го­рия име­ни, выра­жа­ю­щая его отно­ше­ние к дру­гим сло­вам, обо­зна­ча­ю­щим пред­мет, при­знак или дей­ствие в предложении.

Узнаем, что такое падеж в рус­ском язы­ке, какие суще­ству­ют паде­жи, на какие вопро­сы отве­ча­ют, как опре­де­лить падеж существительного.

Падеж — это словоизменительная категория

Термин «падеж» назы­ва­ет грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию изме­ня­е­мых слов рус­ско­го языка.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют как изме­ня­е­мые, так и неиз­ме­ня­е­мые сло­ва. У изме­ня­е­мых слов, при­над­ле­жа­щих к име­нам суще­стви­тель­ным, при­ла­га­тель­ным, чис­ли­тель­ным и место­име­ни­ям, мож­но ука­зать фор­му сло­ва, кото­рая соот­вет­ству­ет опре­де­лен­но­му паде­жу. Исходя из это­го, мож­но дать общее опре­де­ле­ние грам­ма­ти­че­ской кате­го­рии падежа:

А вот как опре­де­ля­ет, что такое падеж, Википедия:

С помо­щью форм сло­ва свя­зы­ва­ют­ся друг с дру­гом в опре­де­лен­ное сооб­ще­ние, фор­ми­ру­ют закон­чен­ную мысль.

Ранней осе­нью в моё окно машет баг­ря­ной макуш­кой клен.

В пер­вой стро­ке запи­сан обыч­ный пере­чень слов, не свя­зан­ных друг с дру­гом. Вторая стро­ка с помо­щью фор­мо­из­ме­не­ния слов (паде­жей) пред­став­ля­ет собой пред­ло­же­ние, в кото­ром содер­жит­ся сооб­ще­ние, закон­чен­ная мысль.

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют шесть паде­жей, кото­рые пред­став­ле­ны ниже в таб­ли­це с вопро­са­ми и предлогами.

Таблица падежей

ПАДЕЖВОПРОСПРЕДЛОГИ
Именительный
(есть)
кто? что?
Родительный
(нет)
кого? чего?с, у, от, до, из, без, для, вокруг, око­ло, воз­ле, кроме
Дательный
(дать)
кому? чему?к, по, бла­го­да­ря, вопре­ки, согласно
Винительный
(вижу)
кого? что?под, за, про, через, в, на, во
Творительный
(дово­лен)
кем? чем?с, со, за, над, под, меж­ду, перед
Предложный
(думать)
о ком? о чем?в, о, об, на, при, по

Падежи в рус­ском язы­ке (таб­ли­ца с вопро­са­ми и с окончаниями)

Рассмотрим систе­му паде­жей име­ни суще­стви­тель­но­го, уточ­нив опре­де­ле­ние падежа:

Падежи существительных. Падежные предлоги

Именительный падеж

Именительный падеж упо­треб­ля­ет­ся для наиме­но­ва­ния пред­ме­тов. Это исход­ная, началь­ная фор­ма суще­стви­тель­но­го, кото­рая отве­ча­ет на вопросы:

  • кто? — бабушк а , мастер , отец ;
  • что? — тишин а , дом , счасть е , радость .

Именительный падеж все­гда упо­треб­ля­ет­ся без пред­ло­га и назы­ва­ет­ся пря­мым паде­жом в отли­чие от осталь­ных, нося­щих назва­ние кос­вен­ных. В име­ни­тель­ном паде­же суще­стви­тель­ное высту­па­ет в роли под­ле­жа­ще­го в пред­ло­же­нии или имен­ной части сказуемого.

Мой брат учит­ся в шестом классе.

Вася — мой млад­ший брат .

Родительный падеж

  • нет (кого?) бабушк и , мастер а , отц а ;
  • нет (чего?) тишин ы , дом а , счасть я , радост и .

Все кос­вен­ные паде­жи (кро­ме пред­лож­но­го) могут упо­треб­лять­ся как с пред­ло­га­ми, так и без них, например:

нет (чего?) дома — оста­но­вил­ся (у чего?) у дома.

Предлоги уточ­ня­ют зна­че­ние паде­жей. Так, с роди­тель­ным паде­жом для обо­зна­че­ния отсут­ствия пред­ме­та, ука­за­ния места, при­чи­ны, цели упо­треб­ля­ют­ся предлоги:

Например:

  • гулять у реки;
  • вымок­нуть из-за дождя;
  • вый­ти без зонтика;
  • бежать от калитки;
  • достать до полки;
  • сде­лать ради детей.
  • Дам (кому?) бабушк е , мастер у , отц у ;
  • дам (чему?) тишин е , дому, счасть ю , радост и .

С датель­ным паде­жом упо­треб­ля­ют­ся предлоги:

  • Подойти к матери;
  • посту­пить соглас­но правилам;
  • идти навстре­чу ветру;
  • дей­ство­вать напе­ре­кор судьбе.

Винительный падеж

Винительный падеж суще­стви­тель­но­го обо­зна­ча­ет объ­ект дей­ствия и отве­ча­ет на вопро­сы: кого? что?

  • Вижу (кого?) бабушк у , мастер а , отц а ;
  • вижу (что?) тишин у , дом , счасть е , радость .

С суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа в зна­че­нии объ­ек­та, вре­ме­ни, места, уступ­ки упо­треб­ля­ют­ся предлоги:

  • Вернуться спу­стя год;
  • рас­ска­зать про орла;
  • прой­ти сквозь пламя;
  • пере­сту­пить через ступеньку;
  • вый­ти, несмот­ряна ливень.

Предлоги «в», «на», «за», «под» в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го рас­кры­ва­ют направ­лен­ность на объ­ект действия:

  • поло­жить (во что?) в стол;
  • (на что?) на стол;
  • (за что?) за стол;
  • (под что?) под стол.

Творительный падеж

  • Горжусь (кем?) бабушк ой , мастер ом , отц ом ;
  • любу­юсь (чем?) тишин ой , дом ом , счасть ем , радость ю .

С этим паде­жом в зна­че­нии сов­мест­но­сти, места, при­чи­ны упо­треб­ля­ют­ся предлоги:

  • при­е­хать с другом;
  • парить над полем;
  • оста­но­вить­ся перед вокзалом;
  • поса­дить за домом;
  • дей­ство­вать соглас­но с распоряжением;
  • я вме­сте с братом;
  • в свя­зи с непогодой;
  • прой­ти меж­ду рядами.

Предложный падеж

Предложный падеж суще­стви­тель­но­го обо­зна­ча­ет объ­ект раз­мыш­ле­ний и отве­ча­ет на вопро­сы: о ком? о чём?

  • забо­чусь о ком? о бабушк е , о мастер е , об отц е ;
  • рас­ска­жу о чём? о тишин е , о дом е , о счасть е , о радост и .

Существительное в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа, как гово­рит его назва­ние, упо­треб­ля­ет­ся толь­ко с предлогами:

Предложные фор­мы суще­стви­тель­ных обо­зна­ча­ют объ­ект дей­ствия или место:

  • остать­ся при школе;
  • бегать в парке;
  • висеть на стене;
  • пове­дать о путешествии;
  • ска­кать на лошади.

Обратим вни­ма­ние, что оду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные отве­ча­ют на вопро­сы: кто? кого? кому? кем? о ком?

Неодушевленные суще­стви­тель­ные отве­ча­ют на падеж­ные вопро­сы: что? чего? чему? чем? о чём?

Определение падежа существительного

Чтобы опре­де­лить падеж суще­стви­тель­но­го, нуж­но пред­при­нять сле­ду­ю­щие действия:

  1. пер­вый шаг — най­ти сло­во, к кото­ро­му отно­сит­ся иссле­ду­е­мое существительное;
  2. вто­рой шаг — поста­вить от это­го сло­ва к суще­стви­тель­но­му вопрос.

Например, по вопро­су и по окон­ча­нию опре­де­ля­ем падеж суще­стви­тель­но­го «бабуш­ка».

В отдель­ных слу­ча­ях пред­ло­ги явля­ют­ся сред­ством раз­ли­че­ния паде­жей, например:

  • при­сло­нить­ся к (чему?) стен е — д. п.;
  • висит на (чём?) стен е — п. п.;
  • хвост у (кого?) лошад и — р. п.;
  • ска­кать на (ком?) лошад и — п. п.

Система паде­жей состав­ля­ет скло­не­ние изме­ня­е­мых частей речи — имен суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, место­име­ний и чис­ли­тель­ных. Узнаем о типах скло­не­ния имен суще­стви­тель­ных, о том, как опре­де­лить склонение.

Урок русского языка в 3 классе. Падежи имен существительных

Ссылка на основную публикацию