Кроме того – выделяется запятыми или нет?

Кроме того выделяется запятыми в начале предложения?

Часть речи и роль в предложении

Постановка знаков препинания около искомого сочетания зависит от того, какой частью речи оно является в предложении.

Вводное словосочетание

В большинстве случаев исследуемое сочетание выступает в роли вводного. Это говорит о том, что оно не является членом предложения, не может изменяться, к нему невозможно задать вопрос. Употребляется для соединения обстоятельства, упомянутого в первой части предложения с последующей фразой. Нередко его можно заменить синонимами: «вдобавок», «помимо этого».

Вводное слово можно убрать или переставить в другое место, смысл предложения в результате таких преобразований не меняется.

Обычно оно обособляется с двух сторон запятыми, хотя встречаются некоторые исключения из правил.

  • Сегодня начальник никого к себе не вызывает, кроме того, он целый день громко разговаривает по телефону.

Одиночное вводное сочетание

Помимо упомянутого случая, когда исследуемая вводная конструкция является своеобразным связующим звеном, она может быть использована в простых предложениях в качестве одиночного сочетания.

В зависимости от расположения в тексте, выделяется одной или двумя знаками препинания.

  • Кроме того, кто тебе разрешил звонить мне после десяти вечера?

Дополнение

В тексте исследуемая конструкция может быть не только служебной частью речи, которая не отвечает на вопрос, но и предлогом с дополнением. Предлог «кроме» сочетается с указательным местоимением «тот» в Родительном падеже, то есть с «того». В этом случае к словосочетанию можно задать вопрос: «кроме чего?» или «кроме кого?».

Для наилучшего понимания приведем пример:

  • На профсоюзное собрание пришли все, кроме того парнишки, который работает у нас с начала месяца.

Запятая перед сочетанием «кроме того»

Перечислим основные моменты:

  1. Знак препинания ставится только перед словосочетанием, если оно употребляется в сложном бессоюзном предложении, стоит на границе между его частями и связывает по смыслу обе фразы.
  • Сергей не хотел идти на встречу с выпускниками, кроме того была плохая погода.
  1. Запятая перед вводным сочетанием не нужна, если оно находится в начале предложения и ему предшествует присоединительные союз «и», «но», «а».
  • И кроме того, суть дипломной работы студента не соответствует теме.
  1. Также знак препинания не ставится между вводным словом и сочинительным союзом, если данная слова образуют единую конструкции и при удалении вводного слова теряется смысл фразы.
  • Мы решили не заходить в магазин за покупками, так как устали на работе, а кроме того, и было уже поздно.
  1. Однако запятая нужна, если смысл и конструкция фразы никак не меняется после удаления вводного сочетания.

Сравним с предыдущей фразой:

  • Несмотря на усталость, накопившуюся за целый день, вечером мы зашли в магазин и, кроме того, накупили продуктов на целую неделю.

Кроме того в роли вводного выражения

Если: союз + вводное сочетание находятся в середине предложения — «кроме того» обязательно выделяется запятыми с двух сторон.

Пример:

Таким образом, он пригласил всех к себе на праздник: меня, Петю, Катю, Женьку и, кроме того, еще этого забияку Серегу.

Если: союз + вводное сочетание находятся в начале предложения — вводное выражение не отделается запятой от союза.

Пример:

И кроме того, ему совсем не трудно помочь другу.

И кроме того, городская жизнь прекрасна!

Смысл исключая, не считая

Здесь мы с читателем попадаем уже на знакомую почву, где запятые все же пригодятся, более того, будут привычны. Например:

  • Кроме салата, на столе ничего не было. Но салат не хотелось.

Как видим, обособляется не одиночный предлог, а весь оборот целиком. Здесь нет смысла распространяться слишком долго, ибо это более или менее известное правило.

Когда «кроме того» — не вводная конструкция

Читатель может встретить словосочетание «кроме того», являющееся частью дополнения, обозначающего исключение чего-либо.

Такая конструкция будет отвечать на вопрос: «Кроме чего?» или «Кроме какого?».

«Все слитки покрылись патиной, кроме того бруска внизу пирамиды, который, по всей видимости, действительно был золотым».

«Группа забрала с собой всё необходимое, кроме того электрогенератора, потому что нести его было бы слишком тяжело».

Чтобы разобраться с пунктуацией в любом предложении, предлагаем мысленно убирать «кроме того» из текста.

Если словосочетание служило вводной конструкцией, то смысл никак не изменится, а без схожего предлога с местоимением грамматическая структура разрушится.

Пунктуация. Выделение запятыми вводных слов

1. Запятыми выделяются следующие вводные слова и словосочетания:

1) вводные слова, выражающие оценку степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность и т.п.):

конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, действительно, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, подлинно, правда, не правда ли, в сущности, по существу, по сути, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю и др.

Например: “После этого, по сути, и спрашивать об ее отношениях к Григорию было незачем” (Шолохов); “А мечтал он, может статься, подойти путем другим, у окошка постучаться жданным гостем, дорогим” (Твардовский);

2) вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения:

итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, наоборот, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, сверх того, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, тем более, как водится, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчеркиваю и др.

Например: “Вы, значит, предлагаете мне отказаться от матча и, следовательно, лишиться десяти тысяч долларов?” (Билль-Белоцерковский);

3) вводные слова, указывающие на источник сообщения:

говорят, сообщают, передают, по словам. по сообщению. по сведениям. по мнению. по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, на мой взгляд, с точки зрения, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать, как говорят, как пишут, как известно и др.

Например: “Фабричные здания, на мой взгляд, ничем не отличались от тех, что я видел по другим заводам округа” (Бажов); “Но, по слухам, какая-то часть упорно сражалась под Каменском, не пропуская немцев на Лихую” (Фадеев);

4) вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т.п.) в связи с сообщением:

к счастью, к несчастью, по счастью, по несчастью, к радости, к огорчению, к прискорбию, к досаде, к сожалению, к удивлению, к изумлению, к ужасу, к стыду, на счастье, на радость, на беду, чего доброго, нечего греха таить, странное дело, удивительное дело, как нарочно, что обидно, не ровён час и др.

Например: “. Найденов, к изумлению Нагульного, в одну секунду смахнул с плеч кожанку, присел к столу” (Шолохов); “Тут, к неописуемому восхищению Пети, на старом кухонном столе устроена целая слесарная механическая мастерская” (Катаев);

5) вводные слова, выражающие отношение к стилю речи, к характеру и способу изложения:

словом, одним словом, иными словами, другими словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту сказать, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, что называется и др.: слова собственно, вообще, вернее, точнее, скорее и т.п. являются вводными, если после них можно добавить слово говоря.

Например: “. Правление уполномочило его ускорить работы, то есть, иными словами, он сам себя уполномочил к этому” (Куприн); “А Клавдия ушла, вернее, убежала, смущенно укрыв шалью лицо” (Ю. Лаптев);

6) вводные слова, служащие для подчеркивания, выделения того, что высказывается:

видишь (ли),видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми,поймите, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе,извините, простите, веришь (ли), верите (ли), пожалуйста, напоминаю, повторяю,подчеркиваю, что важно, что еще важнее и т.д.

Например: “Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею?” (Пушкин); “Мы, если хочешь знать, мы требовать пришли” (Горбатов);

7) вводные слова:
а) содержащие оценку меры того, о чем говорится:

самое большее, самое меньшее, по крайней мере и др.,

например: “Рина была или, по крайней мере, считала себя передовой женщиной” (Л. Толстой);

б) показывающие степень обычности сообщаемого:

бывает, бывало, случается, по обычаю, по обыкновению, как правило и др.,

например: “Из ста с лишком учеников знало урок, случалось, только четверо” (Помяловский);

в) выражающие экспрессивность высказывания:
по правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будь сказано, признаться сказать, надо признаться, сказать по чести, честно говоря, между нами говоря, между нами будь сказано и др.,

например: А Булычев, надо прямо сказать, в плохом виде! (Горький).

Примечание 1.
Если вводное словосочетание образует неполную конструкцию(пропущено какое-либо слово, восстанавливаемое из контекста), то вместо одной из запятых обычно ставится тире,

например: “Чичиков велел остановиться по двум причинам, с одной стороны, чтобы дать отдохнуть лошадям, с другой – чтобы и самому отдохнуть и подкрепиться” (Гоголь) (запятая перед придаточным предложением поглощается тире).

Примечание 2.
Если вводное слово стоит после перечисления однородных членов и предшествует обобщающему слову, то перед вводным словом ставится только тире (без запятой), а после него – запятая,

например: “Книги, брошюры, журналы, газеты – словом, все виды печатной продукции валялись на его письменном столе в полном беспорядке”

Но: “Мужчины пили, спорили и хохотали, – словом, ужин был чрезвычайно весел” (Пушкин); “На одном из перегонов разговорились про частные дела, кто откуда, чем занимался, в какой среде вырос, – словом, на темы бескрайные” (Фурманов) (оба предложения сложные, и запятая перед тире ставится на основании общего правила разделения частей сложного предложения).

Кроме того выделяется запятыми в начале предложения?

Часть речи и роль в предложении

Постановка знаков препинания около искомого сочетания зависит от того, какой частью речи оно является в предложении.

Вводное словосочетание

В большинстве случаев исследуемое сочетание выступает в роли вводного. Это говорит о том, что оно не является членом предложения, не может изменяться, к нему невозможно задать вопрос. Употребляется для соединения обстоятельства, упомянутого в первой части предложения с последующей фразой. Нередко его можно заменить синонимами: «вдобавок», «помимо этого».

Вводное слово можно убрать или переставить в другое место, смысл предложения в результате таких преобразований не меняется.

Обычно оно обособляется с двух сторон запятыми, хотя встречаются некоторые исключения из правил.

  • Сегодня начальник никого к себе не вызывает, кроме того, он целый день громко разговаривает по телефону.

Одиночное вводное сочетание

Помимо упомянутого случая, когда исследуемая вводная конструкция является своеобразным связующим звеном, она может быть использована в простых предложениях в качестве одиночного сочетания.

В зависимости от расположения в тексте, выделяется одной или двумя знаками препинания.

  • Кроме того, кто тебе разрешил звонить мне после десяти вечера?

Дополнение

В тексте исследуемая конструкция может быть не только служебной частью речи, которая не отвечает на вопрос, но и предлогом с дополнением. Предлог «кроме» сочетается с указательным местоимением «тот» в Родительном падеже, то есть с «того». В этом случае к словосочетанию можно задать вопрос: «кроме чего?» или «кроме кого?».

Для наилучшего понимания приведем пример:

  • На профсоюзное собрание пришли все, кроме того парнишки, который работает у нас с начала месяца.

Запятая перед сочетанием «кроме того»

Перечислим основные моменты:

  1. Знак препинания ставится только перед словосочетанием, если оно употребляется в сложном бессоюзном предложении, стоит на границе между его частями и связывает по смыслу обе фразы.
  • Сергей не хотел идти на встречу с выпускниками, кроме того была плохая погода.
  1. Запятая перед вводным сочетанием не нужна, если оно находится в начале предложения и ему предшествует присоединительные союз «и», «но», «а».
  • И кроме того, суть дипломной работы студента не соответствует теме.
  1. Также знак препинания не ставится между вводным словом и сочинительным союзом, если данная слова образуют единую конструкции и при удалении вводного слова теряется смысл фразы.
  • Мы решили не заходить в магазин за покупками, так как устали на работе, а кроме того, и было уже поздно.
  1. Однако запятая нужна, если смысл и конструкция фразы никак не меняется после удаления вводного сочетания.

Сравним с предыдущей фразой:

  • Несмотря на усталость, накопившуюся за целый день, вечером мы зашли в магазин и, кроме того, накупили продуктов на целую неделю.

Кроме того в роли вводного выражения

Если: союз + вводное сочетание находятся в середине предложения — «кроме того» обязательно выделяется запятыми с двух сторон.

Пример:

Таким образом, он пригласил всех к себе на праздник: меня, Петю, Катю, Женьку и, кроме того, еще этого забияку Серегу.

Если: союз + вводное сочетание находятся в начале предложения — вводное выражение не отделается запятой от союза.

Пример:

И кроме того, ему совсем не трудно помочь другу.

И кроме того, городская жизнь прекрасна!

Смысл исключая, не считая

Здесь мы с читателем попадаем уже на знакомую почву, где запятые все же пригодятся, более того, будут привычны. Например:

  • Кроме салата, на столе ничего не было. Но салат не хотелось.

Как видим, обособляется не одиночный предлог, а весь оборот целиком. Здесь нет смысла распространяться слишком долго, ибо это более или менее известное правило.

Когда «кроме того» — не вводная конструкция

Читатель может встретить словосочетание «кроме того», являющееся частью дополнения, обозначающего исключение чего-либо.

Такая конструкция будет отвечать на вопрос: «Кроме чего?» или «Кроме какого?».

«Все слитки покрылись патиной, кроме того бруска внизу пирамиды, который, по всей видимости, действительно был золотым».

«Группа забрала с собой всё необходимое, кроме того электрогенератора, потому что нести его было бы слишком тяжело».

Чтобы разобраться с пунктуацией в любом предложении, предлагаем мысленно убирать «кроме того» из текста.

Если словосочетание служило вводной конструкцией, то смысл никак не изменится, а без схожего предлога с местоимением грамматическая структура разрушится.

Запятые при вводных словах с распространением

Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях.

1. Если вводное слово стоит в начале обособленного оборота – запятые ставятся перед вводным словом и после всего обособленного оборота. После вводного слова запятая не ставится (иначе говоря, запятая, которая должна была «закрывать» вводное слово, переносится в конец обособленного оборота).

Мало-помалу присоединяются к их обществу все, окончившие довольно важные домашние занятия, как то: поговорившие с своим доктором о погоде и о небольшом прыщике, вскочившем на носу, узнавшие о здоровье лошадей и детей своих, впрочем показывающих большие дарования. Н. Гоголь, Невский проспект. . Вера Николаевна испытывала перед своим повелителем – в общем-то, совсем не похожим на Ивана Грозного – влюбленный трепет, может быть даже преклонение верноподданной. В. Катаев, Трава забвенья. Я тоже привык записывать свои мысли на чем попало, в частности на папиросных коробках. К. Паустовский, Золотая роза. . Относительно золота, которое добывал Калиостро без всяких трудов из всех других металлов, например из меди, прикосновением рук превращая их в золото, Строганов тоже был невысокого мнения. Ю. Тынянов, Гражданин Очер.

2. Если вводное слово находится внутри обособленного оборота – оно выделяется запятыми с двух сторон, при этом знаки в начале и в конце обособленного оборота сохраняются.

Одолеваемый этими горькими мыслями, не совсем, впрочем, справедливыми и навеянными взволновавшим его письмом Аниканова, Травкин вышел из овина в холодный рассвет. Э. Казакевич, Звезда. Это мое сочинение – или, вернее, лекция – не имеет ни определенной формы, ни хронологической структуры, которую я не признаю. В. Катаев, Алмазный мой венец.

3. Если вводное слово стоит в конце обособленного оборота – запятые ставятся перед обособленным оборотом и после него. Перед вводным словом запятая не ставится.

А вместо пятнышка впереди обозначилась еще одна дорога, то есть не то чтобы дорога, царапина земная, бороздка скорее. В. Астафьев, Так хочется жить. На праздники мы решили куда-нибудь съездить, в Киев например.

Вводные предложения имеют значения, близкие к значениям вводных слов и сочетаний. Они выделяются запятыми, либо, значительно реже, – знаком тире: Меня вела, как говорилось в старину, таинственная сила предопределения. В. Катаев, Святой колодец. Теперь, как подобает настоящему государству, Швамбрании надо было обзавестись историей . Л. Кассиль, Кондуит и Швамбрания. Как принято говорить в газетных отчетах, «его стены видели» многих знаменитых людей . К. Паустовский, Золотая роза. . Сидят здесь под страхом смерти и – что еще хуже – под проливным дождем. Э. Казакевич, Звезда.

Примечание. Вводные слова и сочетания слов:

а) указывают на степень достоверности сообщения, факта: без сомнения, безусловно, бесспорно, вернее сказать, верно, вероятно (весьма вероятно), видимо, видно, вне всякого сомнения, возможно, в самом деле, в сущности, действительно, должно быть, думаю, естественно, известно, кажется, казалось, казалось бы, как видишь, как видно, конечно, может, может быть, наверное, надеюсь, надо думать, несомненно, оказывается, не правда ли, оказалось, очевидно, по-видимому, по всей вероятности, пожалуй, поистине, полагаю, по сути (по сути дела ), по существу, почитай, правда, право, право слово, разумеется, само собой, стало быть, часом, что ни говори (говорите);

б) указывают на степень обычности того, о чем говорится: бывает, бывало, как водится, как всегда, по обыкновению, по обычаю, случается, случалось ;

в) выражают эмоциональную оценку того, о чем сообщается: грешным делом, известное дело, как на беду, как назло, как ни странно, к досаде, к изумлению, к счастью, к несчастью, к огорчению, к прискорбию, к радости, к сожалению, к стыду, к удивлению, на беду, на радость, на счастье, некоторым образом, не ровен час, нечего (что) греха таить, по несчастью, по счастью, странное дело, удивительное дело, чего доброго ;

г) заключают в себе указание на источник сообщения: вижу, говорят, думаю, известно, как говорили, как известно, как полагаю, как помнится, как помню, как слышно, на взгляд, по-вашему, по мнению (кого, чьему), помнится, помню, по-моему, по понятию (чьему), по пословице, по преданию, по рассуждению (чьему), по сведениям (чьим), по словам (чьим), по слухам, по соображениям (чьим), по сообщениям (чьим), по-твоему, по убеждению (чьему), сказывают, слышно, слышу, с точки зрения, судя по всему ;

д) характеризуют способ выражения мысли: вернее, виноват, вообще говоря, грубо выражаясь, другими словами, иными словами, иначе говоря, как говорится, как говорят, как ни говори, как угодно, короче говоря, короче сказать, легко сказать, лучше сказать, между прочим, можно сказать, мягко выражаясь, мягко говоря, наоборот, одним словом, откровенно говоря, по выражению, попросту сказать, прямо скажем, словом, словом сказать, собственно, собственно говоря, с позволения доложить, с позволения сказать, так сказать, что называется ;

е) указывают на экспрессивный характер высказывания: без лести сказать, если сказать правду, кроме шуток, между нами, между нами будь сказано, между нами говоря, надо правду сказать, надо признаться, надо сказать, не к ночи будь сказано, нечего сказать, по душе, по-настоящему, по правде, по правде говоря, по правде сказать, по совести, по справедливости, правду говоря, правду сказать, признаться, признаюсь, прямо скажем, скажу вам, скажу вам прямо, сказать меж нами, сказать по совести, сказать по чести, смешно сказать, уверяю вас, честно говоря ;

ж) указывают на отношения между частями высказывания: в довершение всего, в конце концов, вместе с тем, в общем, в общем и целом, вообще, во-первых, во-вторых, в-третьих (и т. д.), во всяком случае, впрочем, в частности, выходит, главное, главное дело, главным образом, значит, итак, как отмечалось, как указывалось, к примеру, кроме того, кстати, кстати сказать, к примеру сказать, к слову сказать, между прочим, наконец, (как) например, напротив, напротив того, одним словом, повторяю, подчеркиваю, помимо этого, прежде всего, примерно сказать, притом, при этом, сверх того, следовательно, со всем тем, с одной стороны, с другой стороны, со своей стороны, стало быть, таким образом, тем не менее ;

з) призывают к вниманию: верите (ли), видите (ли), видишь (ли), вообрази (те), вы знаете, вы понимаете, если хотите, если хочешь, заметь (те) себе, знаете (ли), знаешь (ли), как хотите, можешь (себе) представить, не поверите, не поверишь, поверь (те ), пожалуйста, помилуй (те), помните (ли), понимаете (ли), послушай (те), представь (те), представь (те) себе, прости (те) меня, сделай (те) милость, скажи (те) на милость, согласитесь ;

и) выражают ограничение или уточнение высказывания: без преувеличения, в той или иной степени, по крайней мере, по меньшей мере .

Запятая после союза ставится , если вводное слово можно опустить или переставить в другое место предложения без нарушения его структуры.

Я узнал только, что он некогда был кучером у старой бездетной барыни, бежал со вверенной ему тройкой лошадей, пропадал целый год и, должно быть, убедившись на деле в невыгодах и бедствиях бродячей жизни, вернулся сам, но уже хромой. И. Тургенев, Певцы. Однако Володя, видя, как трудно мальчишке, совсем не ругался, а, наоборот, говорил нечто подбодряющее. Ю. Визбор, Альтернатива вершины Ключ. Перед уходом я достал из-под стекла список и предельным нажимом вымарал слово «Волобуй» своей радужной ручкой. Я решился на это потому, что оно лохматилось бумажными ворсинками и, значит, его уже царапали до меня когтем… К. Воробьев, Вот пришел великан. Она очень долго страдала после разлуки, но, как известно, время лечит любые раны.

Если же изъятие вводного слова невозможно (т. е. союз включается во вводную конструкцию, образуя с ней единое сочетание), то запятая после союза не ставится (обычно это бывает при союзе а).

«Вы ничуть не мешаете мне, – возразил он, – извольте себе стрелять, а впрочем, как вам угодно; выстрел ваш остается за вами; я всегда готов к вашим услугам». А. Пушкин, Выстрел. Вы, кажется, потом любили португальца, // А может быть, с малайцем вы ушли. А. Вертинский, Где вы теперь. Трава на нашей поляне, пожелтевшая и сморенная, все же осталась живой и мягкой, на ней возились свободные от игры, а лучше сказать, проигравшиеся ребята. В. Распутин, Уроки французского. Случайно появляется газ или нет, связан ли он с циклонами, а значит, можно ли по этому признаку прогнозировать – вопрос требует выяснения. А. Гладилин, Прогноз на завтра.

Вводное слово обычно не отделяется знаком препинания от присоединительного союза, стоящего в начале предложения.

И в самом деле, за эти четыре года, пока служу в гимназии, я чувствую, как из меня выходят каждый день по каплям и силы и молодость. А. Чехов, Три сестры. «Нет, жизнь все-таки мудра, и надо подчиняться ее законам, – сказал он задумчиво. – И кроме того, жизнь прекрасна». А. Куприн, Леночка. И вообще, сейчас, когда он немного отвлекся от мысли о пропаже скрипки и стал считать, что именно у него было украдено из личных вещей, домашнего имущества, появилась в нем какая-то застенчивая неловкость. А. и Г. Вайнеры, Визит к Минотавру. На втором этаже в коридоре была мягкая ковровая дорожка, и Дмитрий Алексеевич почувствовал близость начальства. И действительно, он сразу же увидел табличку из толстого стекла: «Директор». В. Дудинцев, Не хлебом единым. В 1925 году у него вроде бы еще оставалось какое-то время в запасе. Да кроме того, он уже и сделал кое-что путное. Д. Гранин, Зубр.

Что такое имя существительное в русском языке?

Имя суще­стви­тель­ное — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопро­сы кто? что?

Узнаем, что такое имя суще­стви­тель­ное в рус­ском язы­ке, опре­де­лив его общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские признаки.

Части речи

Все сло­ва рус­ско­го язы­ка в соот­вет­ствии с их общим грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем и мор­фо­ло­ги­че­ски­ми при­зна­ка­ми рас­пре­де­ля­ют­ся по боль­шим лексико-грамматическим клас­сам, кото­рые назы­ва­ют­ся частя­ми речи.

Части речи делят­ся на само­сто­я­тель­ные и служебные.

Самостоятельные части речи назы­ва­ют пред­ме­ты, при­зна­ки, дей­ствия, коли­че­ство и явля­ют­ся чле­на­ми предложения.

Служебные части речи не име­ют лек­си­че­ско­го зна­че­ния и не назы­ва­ют ни пред­ме­тов, ни при­зна­ков, ни действий.

В систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка рас­смот­рим сло­ва, кото­рые назы­ва­ют предмет.

Существительное как часть речи

Ряд слов рус­ско­го язы­ка обла­да­ют общим грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем пред­мет­но­сти, кото­рое выра­жа­ет­ся грам­ма­ти­че­ски в фор­мах рода, чис­ла и паде­жа. Если к тако­му сло­ву мож­но задать вопро­сы кто это? или что это?, зна­чит это имя существительное:

  • кто?чело­век, пат­ри­от, сын, хозя­ин;
  • что?дело, резуль­тат, радость, белиз­на.

Имена суще­стви­тель­ные называют

  • кон­крет­ные пред­ме­ты (теле­ви­зор, калит­ка);
  • части пред­ме­тов (экран, дно, руко­ят­ка);
  • назва­ния лиц (чело­век, рабо­чий, врач);
  • живот­ных (заяц, бел­ка, тигр);
  • рас­те­ния (клен, гвоз­ди­ка, хвощ);
  • явле­ния при­ро­ды (снег, дождь, раду­га);
  • при­зна­ки (белиз­на, шири­на);
  • дей­ствия (бой, ходь­ба, пла­ва­ние);
  • состо­я­ния (сон, дрё­ма, болезнь)

Существительные одушевленные и неодушевленные

Одушевленность/неодушевленность — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак имен существительных.

Одушевленные суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют нечто живое и отве­ча­ют на вопрос кто?

Неодушевленные суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют пред­ме­ты и явле­ния нежи­вой при­ро­ды, рас­те­ния, сово­куп­ность живых существ и отве­ча­ют на вопрос что?

Следует пони­мать, что эта грам­ма­ти­че­ская кате­го­рия может не сов­па­дать с раз­ли­че­ни­ем живо­го и нежи­во­го в природе.

В язы­ке к оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным относятся

  • назва­ния игру­шек, меха­низ­мов, похо­жих на чело­ве­ка (Мальвина, Золушка, робот);
  • назва­ния шах­мат­ных фигур и карт (ладья, туз);
  • назва­ния мифи­че­ских существ (фея, русал­ка, Кощей).

Собственные и нарицательные имена существительные

По зна­че­нию име­на суще­стви­тель­ные делят­ся на соб­ствен­ные и нарицательные.

К соб­ствен­ным име­нам суще­стви­тель­ным отно­сят­ся наиме­но­ва­ния отдель­ных пред­ме­тов, кото­рые выде­ля­ют­ся из ряда одно­род­ных (име­на, отче­ства, фами­лии, гео­гра­фи­че­ские и аст­ро­но­ми­че­ские назы­ва­ния, назва­ния лите­ра­тур­ных и музы­каль­ных про­из­ве­де­ний, кар­тин, жур­на­лов, орга­ни­за­ций, исто­ри­че­ских собы­тий и т.д.):

  • Тарас Михайлович Бурый;
  • Венера
  • Куликовская бит­ва
  • «Война и мир» и пр.

Нарицательные суще­стви­тель­ные явля­ют­ся обоб­щен­ны­ми назва­ни­я­ми ряда одно­род­ных пред­ме­тов без ука­за­ния их инди­ви­ду­аль­ных особенностей.

Лексико-грамматические группы имен существительных

В зави­си­мо­сти от того, какой пред­мет по зна­че­нию назы­ва­ют сло­ва этой части речи, выде­ля­ют груп­пы существительных:

  • кон­крет­ные
  • абстракт­ные
  • веще­ствен­ные
  • соби­ра­тель­ные
СуществительныеОбозначаютПримерыПризнаки
КонкретныеОбозначают еди­нич­ные пред­ме­ты, под­да­ю­щи­е­ся счё­ту: людей, живот­ных, рас­те­ния, вещи.Малыш
котенок
василёк
шуба
Обычно упо­треб­ля­ют­ся в фор­ме ед. и мн. чис­ла, соче­та­ют­ся с коли­че­ствен­ны­ми име­на­ми числительными.
ВещественныеОбозначают одно­род­ные по соста­ву веще­ства, не пред­став­лен­ные еди­нич­ны­ми пред­ме­та­ми: пище­вые про­дук­ты, с/х куль­ту­ры, мате­ри­а­лы, виды тка­ней, иско­па­е­мые, строй­ма­те­ри­а­лы, хим. эле­мен­ты, лекар­ства и др.Хлеб
овёс
песок
парча
уголь
водород
аспирин
Употребляются в фор­ме толь­ко одно­го чис­ла, чаще един­ствен­но­го; под­да­ют­ся деле­нию, изме­ре­нию, но не под­да­ют­ся счету.
СобирательныеОбозначают сово­куп­но­сти одно­род­ных лиц или пред­ме­тов как цель­ное един­ство, как нечле­ни­мое понятие.Мебель
листва
студенчество
молодёжь
Употребляются в фор­ме толь­ко одно­го чис­ла, чаще един­ствен­но­го; не под­да­ют­ся счёту.
Абстрактные
(отвле­чён­ные)
Обозначают отвле­чён­ные поня­тия, неис­че­с­ли­мые пред­ме­ты, мыс­ли, при­зна­ки, свой­ства, каче­ства состо­я­ния, дей­ствия, отно­ше­ния, явле­ния, собы­тия, науч­ные понятия.Усталость
дружба
война
кашель
Не изме­ня­ют­ся по чис­лам; чаще упо­треб­ля­ют­ся в фор­ме ед. чис­ла, но могут быть и во мно­же­ствен­ном. Если такое суще­стви­тель­ное полу­чи­ло фор­му мн. чис­ла – оно теря­ет свой абстракт­ный смысл (ужас – ужасы).

Конкретные име­на суще­стви­тель­ные назы­ва­ют кон­крет­ные пред­ме­ты и явле­ния действительности.

Они соче­та­ют­ся с коли­че­ствен­ны­ми числительными:

Абстрактные (отвле­чен­ные) суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют дей­ствие или при­знак в отвле­че­нии от его про­из­во­ди­те­ля или носи­те­ля признака.

Обозначаемые ими поня­тия нема­те­ри­аль­ны, их нель­зя уви­деть, изме­рить или потро­гать. О них мож­но толь­ко раз­мыш­лять, их мож­но опи­сать или проанализировать.

Вещественные суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют веще­ства, мате­ри­а­лы, лекар­ства, пище­вые про­дук­ты, хими­че­ские эле­мен­ты и соеди­не­ния и др.

Собирательные суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют сово­куп­ность одно­род­ных пред­ме­тов как еди­ное целое.

Для них харак­тер­ны суф­фик­сы -ств-, -в-, -j (о), -ур- и др.

Род существительных

Грамматическая кате­го­рия рода явля­ет­ся посто­ян­ным при­зна­ком существительных.

  • сест­ра — мо я сестр а , старш ая сестр а ;
  • ста­рик — люб ой ста­рик , седой ста­рик ;
  • озер о — наш е озер о , глу­бок ое озер о .

Слова этой части речи рас­пре­де­ле­ны по родам с учё­том окон­ча­ний в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го числа.

Мужской род

1. суще­стви­тель­ные с осно­вой на твер­дый и мяг­кий соглас­ный и нуле­вым окончанием

2. неко­то­рые суще­стви­тель­ные с окон­ча­ни­ем -а/я, назы­ва­ю­щие лиц муж­ско­го пола

3. суще­стви­тель­ные, име­ю­щие оце­ноч­ные суф­фик­сы, с окон­ча­ни­ем -о/-е, -а

4. суще­стви­тель­ное «под­ма­сте­рье».

Женский род

1. суще­стви­тель­ные с окон­ча­ни­ем -а/я

2. суще­стви­тель­ные с осно­вой на мяг­кий соглас­ный и «ж», «ш» с нуле­вым окончанием

Средний род

1. суще­стви­тель­ные с окон­ча­ни­ем -о/-е

2. суще­стви­тель­ные на -мя

3. суще­стви­тель­ное «дитя».

Общий род

1. суще­стви­тель­ные, назы­ва­ю­щие людей обо­е­го пола по качествам

2. неко­то­рые име­на собственные

У слов, име­ю­щих толь­ко фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла, род не определяется.

Число имен существительных

У имен суще­стви­тель­ных кате­го­рия чис­ла явля­ет­ся непо­сто­ян­ным мор­фо­ло­ги­че­ским признаком.

Число явля­ет­ся сло­во­из­ме­ни­тель­ной кате­го­ри­ей суще­стви­тель­ных, кото­рая выра­жа­ет­ся в про­ти­во­по­став­ле­нии сопо­ста­ви­мых форм един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа:

  • доро­га — дорог и
  • погон — погон ы
  • сло­во — слов а
  • лошадь — лошад и

Большинство суще­стви­тель­ных изме­ня­ют­ся по чис­лам. Ряд слов этой части речи име­ет фор­мы един­ствен­но­го или толь­ко мно­же­ствен­но­го чис­ла:

  • злость (ед. ч.)
  • уми­ле­ние (ед. ч.)
  • день­ги (мн. ч.)
  • кани­ку­лы (мн. ч.)

Склонение существительных

Склонение — посто­ян­ный при­знак существительных.

Падеж — это непо­сто­ян­ный при­знак существительных.

В зави­си­мо­сти от родо­вой при­над­леж­но­сти и падеж­ных окон­ча­ний в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют три основ­ных типа скло­не­ния существительных.

К пер­во­му скло­не­нию отне­сем суще­стви­тель­ные жен­ско­го, муж­ско­го и обще­го рода с окон­ча­ни­ем -а/-я в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа (стра­на, юно­ша, кон­фе­рен­ция, дядя, его­за, заби­я­ка, гряз­ну­ля).

Ко вто­ро­му скло­не­нию при­над­ле­жат суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем и сред­не­го рода с окон­ча­ни­ем -о/-е в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа (гвоздь, соло­вей, шило, море)

Третье скло­не­ние состав­ля­ют суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем (тет­радь, рос­кошь, мозоль).

Существительные I, II и III скло­не­ния име­ют сле­ду­ю­щую систе­му падеж­ных окончаний.

Десять суще­стви­тель­ных на -мя (имя, вымя, бре­мя, вре­мя, зна­мя, семя, пле­мя, стре­мя, темя, пла­мя) и сло­ва «путь» и «дитя» явля­ют­ся раз­но­скло­ня­е­мы­ми.

Отдельные типы скло­не­ния имеют:

  • суще­стви­тель­ные мно­же­ствен­но­го чис­ла (пери­ла, деба­ты, про­во­ды);
  • суще­стви­тель­ные, обра­зо­ван­ные спо­со­бом пере­хо­да при­ла­га­тель­ных и при­ча­стий (набе­реж­ная, запя­тая, ска­зу­е­мое, под­ле­жа­щее, сла­га­е­мое).

Заимствованные сло­ва явля­ют­ся нескло­ня­е­мы­ми существительными.

Подытожим рас­суж­де­ния об име­ни суще­стви­тель­ном как части речи и ука­жем посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные признаки.

Морфологические признаки имени существительного

I. Общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние пред­мет­но­сти. Начальная фор­ма — име­ни­тель­ный падеж един­ствен­но­го числа.

II . Постоянные признаки:

  • соб­ствен­ное или нарицательное;
  • оду­шев­лен­ное или неодушевленное;
  • кон­крет­ное, абстракт­ное, веще­ствен­ное или собирательное;
  • род
  • скло­не­ние

III . Непостоянные признаки:

  • чис­ло
  • падеж

Видеоурок

Подборка правил: имя существительное

Имя существительное — это самая существенная часть речи, в грамматике она считается часто встречающейся.

Знать о ней необходимо всем школьникам для того, чтобы правильно выполнять задания как в ЕГЭ, так и в ГИА. В частности, в экзамене 11 класса имеется задание, в котором нужно выбрать правильную форму имени существительного. Также эта подборка поможет сделать морфологический разбор любого существительного.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: имя существительное — это часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?

Собственное и нарицательное

  • СОБСТВЕННЫЕ существительные обозначают — имена, фамилии, отчества, клички животных, географические названия, название книг, газет, журналов (Москва, Волга, Мария, Каштанка, Алексей Максимович).
  • НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ существительные — название предметов и явлений (ученик, учебник, страна, лес, собака).

Одушевленные и неодушевленные

  • ОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные отвечают на вопрос КТО? и называют людей и животных (учитель, школьник,сестра, кот, птица).
  • НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные отвечают на вопрос ЧТО? и называют неживые предметы (облако, лес, вода,тетрадь, автобус).

Число имён существительных

  • ЕДИНСТВЕННОЕ число — обозначает один предмет (письмо, ребёнок). Некоторые существительные употребляются только в единственном числе (молоко, доброта, Калуга, пение, молодёжь, Франция).
  • МНОЖЕСТВЕННОЕ число — обозначает несколько предметов (письма, дети). Некоторые существительные употребляются только во множественном числе (очки, сани, именины, ножницы, ворота, Альпы).

Род имени существительного

РОД — постоянный признак имени существительного. По родам существительные не изменяются.

  • МУЖСКОЙ — он, мой (конь, автомобиль).
  • ЖЕНСКИЙ — она, моя (рожь, земля).
  • СРЕДНИЙ — оно мое (село, кольцо).

ПРАВИЛО: чтобы определить род имени существительного, нужно поставить это существительное в начальную форму: с мячами — мяч (м. р.), на земле — земля (ж. р.), у моря — море (ср. р.).

  • ОБЩИЙ РОД — он, мой, этот/она, моя, эта (плакса, сирота).

Орфограмма «Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце имён существительных»

  • Пишется — в женском роде (мышь, рожь, печь, ложь, мощь).
  • Не пишется — в мужском роде (гараж, камыш, товарищ, борщ).

Мягкий знак после шипящего на конце имени существительного показывает, что это существительное женского рода.

Склонение имени существительного

СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ — это изменение слов по падежам. Падеж определяется по вопросам.

Падежи и вопросы:

Чтобы легче запомнить вопросы падежей можно подставлять вспомогательные слова.

  • Именительный падеж (есть) кто? что?
  • Родительный падеж (нет) кого? чего?
  • Дательный падеж (даю, рад) кому? чему?
  • Винительный падеж (вижу) кого? что?
  • Творительный падеж (доволен, любуюсь) кем? чем?
  • Предложный падеж (думаю, говорю) о ком? о чем?

ПРАВИЛО: Чтобы определить падеж имени существительного, необходимо найти слово, с которым это существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос.
ПРИМЕР: Старик ловил неводом рыбу. (А.С. Пушкин)

Ловил (чем?) неводом (Т. п.); ловил (кого?) рыбу (В.п.).

НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО — форма именительного падежа единственного числа (всегда определяется в морфологическом разборе).

Три склонения имён существительных

В русском языке имена существительные, которые имеют одинаковые окончания в одних и тех же падежах, распределяются по трём группам — СКЛОНЕНИЯМ.

  • К 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского родас окончаниями, в именительном падеже единственного числа (линейкА , землЯ, мамА, папА, дядЯ).
  • Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего родас окончаниями -О, -Е в именительном падеже единственного числа (урок, день, зеркалО, полЕ).
  • К 3-му склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа и оканчивающиеся на мягкий знак (метелЬ, морковЬ, вещЬ, дочЬ).

ПРАВИЛО: чтобы определить склонение имени существительного во множественном числе, нужно поставить это существительное в начальную форму, определить его род и выделить окончание.

ОРФОГРАММА «Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных»

Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного, нужно:
1. Определить падеж.
2. Определить склонение.
3. Вспомнить окончание существительных этого склонения в нужном падеже: письмо (кому?) бабушке (1-е скл., Д. п., ед. ч., -е); ехать (на чём?) на велосипеде (2-е скл., П. п., ед. ч., -е).
4. Проверить безударное падежное окончание ударным окончанием имени существительного того же склонения: думая о Родине (о земле); деревья в инее (в серебре); увидел в проруби (в степи).

ОРФОГРАММА «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»

После шипящих и Ц в окончаниях имён существительных в творительном падеже под ударением пишется гласная О, а без ударения — гласная Е: врачОм — задачЕй , птенцОм — птицЕй.

Морфологический разбор

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
3. Неизменяемые признаки: одушевлённое или неодушевлённое; собственное или нарицательное; род (мужской, женский, средний); склонение (1,2,3).
4. Изменяемые: падеж, число.
4. Роль в предложении.

ПРИМЕР УСТНОГО РАЗБОРА

Охотник увидел белку.
1. Белку — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос кого?
2. Начальная форма — белка.
3. Одушевлённое, нарицательное. Женского рода, 1-го склонения.
4. Употреблено в единственном числе, в винительном падеже.

5. В предложении является второстепенным членом предложения, поясняет сказуемое: увидел (кого?) белку.

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ РАЗБОРА В ТЕТРАДИ

Белку — сущ., кого?, н. ф. — белка, одуш., нариц., ж.р., 1-го скл., ед.ч., В.п., второст. член (дополнение).

Как видите, имя существительное — это самая всеобъемлющая часть речи. Она описывает сразу большое количество вещей в этом мире, наименований, событий и прочего. Также его признаки позволяют произвести еще большее уточнение.

Подборка правил: имя существительное

Имя существительное — это самая существенная часть речи, в грамматике она считается часто встречающейся. Знать о ней необходимо всем школьникам для того, чтобы правильно выполнять задания как в ЕГЭ, так и в ГИА. В частности, в экзамене 11 класса имеется задание, в котором нужно выбрать правильную форму имени существительного. Также Читать далее

Подборка правил: наречие

Подборка правил: наречие. Читать далее

Как научить ребенка читать по слогам?

У каждого родителя наступает момент следующей ступени развития его ребёнка. Поэтому, многие задаются вопросом: «Как же мне научить читать своего ребёнка?!» Читать далее

Подборка правил: имя прилагательное

В статье собрана подборка всех правил имени прилагательного + морфологический разбор. Читать далее

Подборка правил: местоимение

Подборка правил: местоимение (определение, разряды, склонение, правописание). Читать далее

Имя существительное

Имена существительные — это слова, которые имеют общее значение предмета (название вещей, лиц, действий, состояний и т. д.) и отвечают на вопросы что? или кто?,например: тетрадь, карандаш, смельчак, красавица, Олег; бег, плавание; сон, жизнь.

Собственные и нарицательные существительные

Существительные делятся на собственные и нарицательные.

Собственные существительные называются единственные в своем роде предметы — имена и фамилии людей, наименования населенных пунктов, рек, гор и т. д. (Менделеев, Москва, Волга, Казбек).

Нарицательные существительные являются обобщенными названиями однородных предметов (ученый, город, река, гора).

Род имен существительных

Большинство существительных относятся к одному из трех родов:

  1. к мужскому, например: дом, отец, трамвай, ключ (можно подставить слово этот);
  2. к женскому, например: стена, стрела земля, галерея (можно подставить слово эта);
  3. к среднему, например: село, поле, восстание, знамя (можно подставить слово это).
Примечания
  1. Слова, которые употребляются только в форме множественного числа, рода не имеют (например, каникулы, чернила).
  2. Некоторые существительные с окончанием -а (-я) могут обозначать лица как мужского, так и женского пола, например: сирота, умница, неженка, грязнуля. Такие слова называются существительными общего рода.

Число имён существительных

Большинство существительных имеют формы единственного и множественного числа, например: столб — столбы, озеро — озера, деревня — деревни и т. д. Однако некоторые существительные имеют или только форму единственного числа (например, студенчество, асфальт, синева, косьба, горение), или только форму множественного (например, щипцы, перила, макароны, будни, Альпы).

Падеж имен существительных

При связи с другими словами в словосочетании или предложении имена существительные изменяются по падежам, т. е. склоняются. Падежей в русском языке шесть.

  1. Именительный — кто? что?
  2. Родительный — кого? чего?
  3. Дательный — кому? чему?
  4. Винительный — кого? что?
  5. Творительный — кем? чем?
  6. Предложный — о ком? о чем?

Падежные вопросы кто? кого? кому? и т . д. относятся к существительным одушевленным, например: студент, студентка, журавль.

Падежные вопросы что? чего? чему? и т . д. относятся к существительным неодушевленным, например: сосна, дерево, поле.

У существительных одушевленных всех трех родов винительный падеж множественного числа сходен с родительным падежом, а у существительных неодушевленных — с именительным, например: вижу студентов, студенток, лосей, журавлей (но: вижу сосны, деревья, поля).

Склонение имён существительных

Изменение существительных по падежам называется склонением. Различают три основных типа склонения существительных.

Первое склонение

К первому склонению относятся существительные:

  • женского рода с окончанием -а — -я (например, страна, земля, машина);
  • мужского рожа с окончанием -а — -я (например, юноша, дядя, сынишка).

Второе склонение

Ко второму склонению относятся существительные:

  • мужского рода с нулевым окончанием (например, столб, журавль, сторож, музей, санаторий);
  • среднего рода с окончанием -о — -е (например, стекло, поле, знание).

Третье склонение

К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием (например, степь, лошадь, вещь).

Разносклоняемые существительные

Небольшая группа имен существительных относится к существительным разносклоняемым. Это существительные среднего рожа на -мя (время, бремя, имя, знамя, пламя, семя, стремя, темя, вымя) и существительное мужского рода путь.

Разносклоняемые существительные в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа имеют окончание , т. е. окончание III склонения (например, у знамени, о знамени, в пути); а в творительном падеже — окончание -ем, т. е. окончание II склонения (например, склониться перед знаменем, идти своим путем).

Несклоняемые существительные

Среди имен существительных есть и несклоняемые. К ним относятся некоторые имена нарицательные и собственные, например: жюри, такси, пальто, метро; Гейне, Гарибальди, Тбилиси.

Ссылка на основную публикацию