“Речевая готовность ребенка к школе”
«Речевая готовность ребёнка к школе».
Наиболее значимым для ребёнка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребёнка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дощкольном периоде:
-хорошее физическое развитие ребёнка;
-развитый физический слух;
-развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
-нормальное функционирование ЦНС;
-владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счётные операции);
-произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
-познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
-коммуникативная деятельность, готовность к совместной работе с другими детьми, сотрудничеству, взаимопомощи.
На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.
Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения. Перечислим их.
- Сформированность звуковой стороны речи. Ребёнок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонетических групп.
2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный в составе слова; анализ гласных из трёх звуков; анализ обратного слога; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки: гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно – ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой, меховое; образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи:
-умение пользоваться развёрнутой фразовой речью,
-умение работать с предложением: правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложении, распространять предложения второстепенными и однородными членами,
-работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и исправлять их, составлять предложения по опорным словам и картинкам,
-владеть пересказом текста, сохраняя смысл и содержание, самостоятельно составлять рассказы – описания.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико – грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка в дошкольных учреждениях и семье. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
Для воспитания полноценной речи нужно устранять всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова, и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребёнка с окружающим миром расширяется и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали сверстники и взрослые. Ещё острее встаёт вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребёнку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают ошибок в письменных работах, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.
Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящие – свистящие, звонкие – глухие, мягкие – твёрдые, «р – л»). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка – почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии).
У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико – грамматических средств языка (ОНР). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьёзные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.
Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше будет результат.
-умение работать с предложением: правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложении, распространять предложения второстепенными и однородными членами,
Речевая готовность к школе
Одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. 6 лет — период чрезвычайно интенсивного ее развития.
Родители не всегда придают большого значения речевому развитию детей, считая, что их малыши все усвоят в школе. А в школе начинаются проблемы, так как письменная речь формируется на основе устной.
Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят. Если ребенок вместо «шапка» говорит «сапка», то, скорее всего, он так и напишет.
Естественно, что обучение письму базируется на устойчивых представлениях детей о порядке звуков в слове.
Паша с Мишей не шалят.
Целый день они молчат.
Так как Паша с Мишей
Стать шпионами хотят.
Значимость речевого развития в подготовке ребенка к школе
И в непосредственном развитии каждого ребенка, и в подготовке к школе развитие речи играет главнейшую роль. Как только малыш достигает дошкольного возраста, речь для него становится универсальным средством познания и общения и выполняет две главные функции: интеллектуальную и коммуникативную.
Всего лишь за несколько лет, предшествующих началу школьного обучения, детям предстоит сделать поистине марафонский рывок в овладении родным языком.
Необходимо накопить лексический запас, усвоить понятийное значение слов, обучиться произношению, разобраться с грамматическими основами, научиться связно излагать свои мысли. Все это является важной составляющей интеллектуального потенциала будущего школьника.
К тому же, речь является не только частью интеллектуальной готовности к школе. Речь помогает дошкольнику управлять своей деятельностью и поведением.
Это происходит благодаря развитию такого свойства саморегуляции как планирование. План действий выстраивается в сознании ребенка как речевая модель, в которой намечается цель, последовательность действий, средства и способы достижения цели. В первые годы жизни ребенок осваивает такое планирование, слушая взрослого, а к старшему дошкольному возрасту привычно использует внутреннюю речь для организации своей деятельности.
Речевое опосредование – одно из самых главных звеньев развития сознания ребенка. Формулируя словами цели и способы действий, дети осознают их. К тому времени, когда подоспеет время идти в школу и принять новую социальную роль ученика со своими обязанностями, ребенок должен в определенной мере стать сознательной и ответственной личностью. Иначе он не справится с учебными задачами.
Немецкие психологи практическим путем установили, что неуспеваемость первоклассников очень часто обусловлена их слабым речевым развитием.
Речь изменяет соотношение мышления и действия, и приводит к развитию высших форм интеллектуальной деятельности. Развитие речи отображает и общее развитие дошкольника, и уровень логического мышления, и сформированность навыков коммуникации. Поэтому речевая готовность детей к школе – необходимое условие успешного обучения.
Сенсорная и моторная функции – это физиологические параметры речевой готовности к школе, а запас слов и осведомленность свидетельствуют о лексической подготовке.
Речевая готовность к школе: цель
Современные дошкольные образовательные учреждения работают по различным программам. Все комплексные программы имеют раздел, посвященный развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте. Кроме того, используются парциальные программы и технологии: Ушакова О.С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», Рылеева Е.В.Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя», Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте» и другие.
Все современные программы развития речи дошкольниоков ставят перед педагогами следующую цель – развить «правильную», «хорошую» устную речь дошкольников. Что при этом понимается под «правильной» и «хорошей» речью:
— «Правильная речь» — речь, в которой все языковые единицы (звуки, слова, словосочетания, предложения) употребляются в соответствии с нормами языка, то есть без ошибок.
— « Хорошая речь» — речь лексически богатая, точная, выразительная, в которой все слова употребляются с учетом ситуации общения ( т.е. с учетом ряда факторов: с кем, где, с какой целью ведется общение).
Овладение дошкольниками устной речью является основой формирования коммуникативной компетенции как базисной характеристики личности ребенка, обеспечивающей благополучие дошкольника в социальном и интеллектуальном развитии.
В освоении дошкольником родного языка значительную роль играет формирование «чувства языка», воспитание интереса детей к слову, к обсуждению языковых явлений, к наблюдению за собственной речью и речью других людей.
Консультация для педагогов: «Речевая готовность ребенка к школе».
- Подготовка к школе детей логопедической группы. (1)
- Логопедические технологии в работе учителя – логопеда (1)
- Советы логопеда (5)
- Методическая копилка. (11)
- Дыхательная гимнастика. (1)
- Развитие фенематического слуха. (3)
- Работа по исправлению звукопроизношения. (7)
- Подготовка детей к школе. (3)
- Особенности развития детей имеющих речевые нарушения. (5)
- Логоневроз. (2)
- Развитие мелкой моторики. (5)
- Развитие речи. (12)
- Артикуляционная гимнастика. (2)
- Подготовка детей к обучению грамоте. (4)
– определенный уровень речевого развития (коммуникация): ребенок должен быть вежливым в общении со взрослыми и сверстниками; уметь вступать в контакт; быть дисциплинированным.
Речевая готовность ребёнка к обучению в школе.
Речевая готовность ребёнка к обучению в школе.
Ребёнку очень важно иметь такой уровень развития речи, при котором он сможет успешно усвоить школьную программу. Ведь от того, насколько хорошо развита речь ребёнка, будут зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов.
Речевая готовность ребенка к школе
Данная статья будет полезна тем родителям, у которых дети вот-вот станут первоклашками.
Вы хотите узнать, что такое речевая готовность, как подготовить ребенка к школе? – Ответы на эти и другие вопросы вы получите в данной статье.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был самым умным и всесторонне развитым. Поэтому перед школой у родителей возникает вопрос – куда отдать ребенка. На помощь приходят дошкольные кружки, репетиторства, иностранные «школы» и другое.
Сейчас вошло в моду – воспитывать интеллект ребенка уже с 3-4 летнего возраста. Но никто не обращает внимание на то, какие навыки и знания получают дети. Данная проблема очень актуальна в больших городах, где в рекламных роликах обещают невозможное – «мы сделаем из обычного ребенка супер-ребенка». Многим кажется, что если они отдали свое чадо в «детский центр», то их ребенок будет лучше, чем другие дети. Как минимум в развитии.
Если родители не будут учитывать индивидуальные и психологически особенности своего чада, то на выходе они получат нервного и необразованного человека, проблемы которого нужно было решать еще в детстве.
По мнению детских психиатров, особого внимания к себе требуют как дети с отставанием в развитии, так и с опережением. У обоих рано или поздно случаются психологические срывы, логоневрозы.
По мнению ученых Казанской Государственной медицинской Академии (КГМА), процент рожденных здоровых детей на территории РФ составляет 2,7%. Следовательно, остальные дети имеют какие-либо степень отклонений и заболеваний. В число которых входит и патология речи, которая в последнее время стремительно растет.
На данную проблему специалисты логопедии обращают внимание общественности давно. Но зачастую, родители не хотят этого слышать, по их мнению, ребенка всему научат в школе. Но это большое заблуждение.
Недоразвитая устная речь провоцирует ошибки на письме в чтении. Согласно данным Института физиологии, около 60% детей, которые закончили начальную школу, читают и пишут с незначительными нарушениями – ошибками. То есть если их во время не обнаружить и не ликвидировать, то они будут преследовать человека всю жизнь.
Ошибочно также мнение родителей о том, что если ребенок умеет считать до сотни, говорит много слов и владеет навыками чтения – он полностью готов к первому классу. Но многие не знают о том, что данные навыки детей – не показатель зрелости школьника. В вопросе, что же такое «готовность ребенка к школе», необходимо разбираться тщательным образом.
«Готовность к школе» – это психологическое (социальная, эмоциональная, интеллектуальная и волевая зрелость), физическое (физиологическое развитие, состояние здоровья) и педагогическое (умением рисовать простые геометрические фигуры, знание русского алфавита, вычисления в пределах десятков, поставленная речь) созревание ребенка.
Рассмотрим подробно последнее значение.
Речь – это умение выражать свои мысли. Благодаря речи люди подтверждают свое интеллектуальное развитие в обществе, что является одним из важных психических составляющих. Следовательно, в устной речи присутствует шесть компонентов:
– создание слова из слогов,
– четкость и внятность речи,
– передача звукового сигнала и синтеза.
Звукопроизношение
К 6 годам у ребенка должно быть уже сформировано звукопроизношение, кроме звуков «Р» и «Л». Но если у дошкольника наблюдается нечеткая речь, и он старается заменить звуки, например, «Л» на «В или У», то такому ребенка необходима помощь специалиста. Если вовремя не обратиться к логопеду, то вероятность того, что дошкольник на протяжении всей жизни будет выражать невнятно свою речь, станет реальностью.
Фонематический слух
У дошкольников часто возникает проблема четкого произношения всех звуков, но неправильного их восприятия. К примеру, глухие и звонкие «Б-П», «Д-Т», мягкие и твердые «Л-ЛЬ», «Т-ТЬ» и так далее. Более того такие дети с большим трудом могут воспроизвести обычные скороговорки, такие как «Батон, буханку, баранку, пекарь спек спозаранку».
Такой дефект речи является проблемой на фонетическом уровне звуковоспроизведения, которая в будущем может вылиться в орфографические ошибки при письме. А это в свою очередь скажется на успеваемости ребенка в школе. Поэтому чем раньше родители обратятся к специалистам, тем раньше ребенок научится не только правильно говорить, но и правильно писать.
Создание слова из слогов
К первому классу дети легко уже произносят многосложные слова, такие как «сковорода», «трактор», «параллелограмм». Более того, если ребенок не совершает в произношении ошибок, не меняет слоги местами, то речевая функция у первоклашки развита в достаточной мере и ребенок готов к школе.
Словарный запас
К 7 годам у ребенка уже сформирована база слов, которыми он способен выражать свои мысли. В число данных слов не должны входить только существительные. Необходимо употребление таких слов как: местоимения, прилагательные, глаголы, деепричастия и причастия, числительные. Также первоклашка должен:
– знать что такое обобщение, к примеру, «корова – животное», «муха – насекомое»;
– давать лексические значения простым словам, к примеру, «кастрюля – посуда для супа»;
– знать антонимы общеупотребительных слов «день – ночь», «высоко – низко»;
– знать устойчивые выражения слов или их переносное значение, к примеру, «не теряй голову».
Словарный запас способен помочь ребенку в школьном возрасте, например, при написании проверяемых гласных.
Строй грамматики
Грамматический строй предложений позволяет изменять используемые в речи слова по числовому и родовому признаку, падежам. Благодаря этому дети легко сочетают между собой слова. И к 1 классу не допускают оговорок, таких как «пять яблоков». Если еще в дошкольном возрасте не ликвидировать у ребенка данную проблему, то в более старшем возрасте, школьник не сможет усваивать программу, ему трудно будет излагать свою мысль на письме, например, в изложении или сочинении.
Четкость и внятность речи
Смысловая четкость и внятность речи – это главный компонент звуковоспроизведения мысли, при котором определяется степень развития человека. Если ребенок плохо выражает свою мысль, перескакивает с темы на тему, забывает, о чем говорил несколько секунд назад, то его мировосприятие теряется. Дети, которые не могут сочинить свою историю, рассказать, как и где проводили лето, какую книгу читали перед сном – теряют или вовсе не владеют навыками анализа мысли. Таким детям бывает тяжело потом в жизни.
Передача звукового сигнала и синтеза
Умение передавать сигнал и синтез речи – это звуковой навык человека, при котором воспроизводится не только первый и последний звук, но и промежуточные 3-5 звуков. Все это приводит к тому, что человек объединяет звуки воедино, в слово. А это в свою очередь влияет на выражение мысли в целом.
Все 6 компонентов устной речи важны. Не будет одного – не будет всех остальных.
Все это представляет собой базу ребенка, с которой он должен войти во взрослый мир, не ища себе проблем, не совершая глупых ошибок.
Иными словами, если ваш ребенок владеет всеми данными компонентами – то он готов к школе.
Ему не составит особого труда научиться читать, считать или писать. Речевая готовность ребенка важна на всех этапах образовательной деятельности, так как является сопутствующим фактором в достижении поставленной цели. Помните об этом!
Словарный запас способен помочь ребенку в школьном возрасте, например, при написании проверяемых гласных.
Речевая готовность ребёнка к школе.
Консультация для родителей.
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.
Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
Это особые критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.
Критерии готовности к школьному обучению :
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения). Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок. Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы.
Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
– создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
– проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
– не ругать ребенка за неправильную речь;
– ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
– не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
– осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?
В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:
уметь четко произносить все звуки речи;
уметь интонационно выделять звук в словах;
уметь выделять заданный звук в потоке речи;
уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
уметь произносить слова по слогам;
уметь составлять предложения из 3-5 слов;
уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.;
уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные);
уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.);
уметь составлять несколько предложений о предмете;
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
уметь наизусть читать любимые стихотворения;
знать автора прочитанного стихотворения;
уметь последовательно передавать содержание сказки.
В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:
уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;
уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза, корова. );
уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей. );
иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень – желтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая. );
знать названия 1-3 комнатных растений;
знать названия 12 месяцев года;
знать названия всех дней недели.
Кроме того, ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать:
в какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме,
полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
знать правила поведения в общественных местах и на улице.
уметь интонационно выделять звук в словах;
Речевая готовность детей к школе
Рубрика: Педагогика
Дата публикации: 23.01.2017 2017-01-23
Статья просмотрена: 852 раза
Дата публикации: 23.01.2017 2017-01-23
Электронное образование Республики Татарстан
- Главная
- Организации по районам
- Нижнекамский
- Детские сады
- МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №24» НМР РТ
- Сведения об образовательной организации
- Образование / Белем бирү эшчәнлеге
- Академия для родителей
- Родителям будущего первоклассника
- Речевая готовность ребенка к школе
2. Умение различать звуки речи на слух.
Чёткое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить («опознать») каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма.
Диагностика речевой готовности ребёнка к школе
Школа – один из самых важных этапов в жизни каждого человека. Школьное обучение предъявляет к ребёнку целый ряд новых для него требований. В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершина познавательных процессов — мышление и речь. Таким образом, мышление и речь тесно связаны. Благодаря речи, мы можем сделать вывод о развитии мышления у человека а, развивая наши умственные способности, мы развиваем речь. Поэтому наряду с физиологической и психологической очень важна речевая готовность, так как она является важнейшим показателем интеллектуальной готовности к школе. При помощи речи ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у ребёнка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом, т.к., письменная речь всегда формируется на основе устной. Кроме того, речь – основа процесса общения, поэтому правильная, хорошо развитая речь предопределяет успешность коммуникативной деятельности ребёнка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы. И наоборот, неразвитая речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.
Речевая готовность к школе — ряд необходимых для успешного обучения в школе предпосылок, сформированных у ребёнка ещё в дошкольном возрасте. Поэтому педагогам, работающим в системе дошкольного образования, необходимо владеть определённым инструментарием для диагностики речевой готовности детей к школе. При этом важно отметить, что речевое развитие необходимо оценить с точки зрения влияния уровня развития той или иной стороны речи ребёнка на успешность его школьного обучения. Так, например, нарушение произношения отдельных звуков у детей, как правило, не мешает усвоению русского языка, в то время как нарушение фонематического восприятия ведёт за собой огромные трудности в овладении чтением и письмом. Таким образом, при подборе диагностического материала для определения речевой готовности дошкольников к обучению в школе необходимо сделать акцент на исследовании фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза, звуко-слоговой структуры, лексико-грамматического строя речи. Важным является и умение ребёнка слушать, запоминать и пересказывать тексты, самостоятельно составлять рассказы. Поэтому уровень развития связной речи ребёнка также необходимо оценить. Мы изучили диагностические материалы многих авторов и остановили свой выбор на «Тестовой методике диагностики устной речи младших школьников» Фотековой Т. А. Взяв за основу данную методику, мы выделили ряд, значимых для нас направлений диагностики, полностью адаптировали для дошкольников весь речевой материал, его объём и уровень сложности. Были также пересмотрены критерии оценки правильности выполнения заданий. Для определения речевой готовности к школе мы предлагаем использовать следующие направления диагностики:
- Исследование состояния фонематического восприятия.
- Исследование языкового анализа и синтеза.
- Исследование фонематического анализа.
- Исследование фонематического синтеза.
- Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.
- Исследование словаря и навыков словообразования.
- Исследование грамматического строя речи.
- Исследование связной речи.
По каждому из этих направлений предполагается выполнение детьми одного или нескольких тестовых заданий. Каждое задание имеет инструкцию, комментарии и критерии оценки по трём уровням. Предлагаемый материал предназначен для учителей-логопедов и воспитателей детских садов. Кроме того, данная методика доступна и для родителей будущих школьников, так как не требует дополнительного наглядного материала и имеет простые критерии оценивания.
I. Исследование состояния фонематического восприятия
а) повторение слоговых цепочек из двух — трёх слогов с оппозиционными звуками.
Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.
(предъявление — воспроизведение предъявление — воспроизведение)
ша — жа — ша — жа — ша — жа
ца — са — ца — са — ца — са
ра — ла — ра — ла — ра — ла
Вначале предъявляется первый член пары (ба — па), а затем второй (па — ба). Оценивается воспроизведение пары в целом (ба — па — па — ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения: точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является определение актуального уровня развития речи.
Оценка: высокий уровень — правильное воспроизведение в темпе предъявления;
средний уровень — первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба — па — ба — па);
низкий уровень — неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками.
б) воспроизведение и различение слов-паронимов.
( ложки — рожки, удочка — уточка)
Инструкция (даётся поэтапно):
— внимательно послушай и повтори за мной слова: ложки — рожки;
— что означают эти слова?
— какими звуками отличаются?
Оценка: высокий уровень — правильное воспроизведение пары слов, понимание различия лексического значения, понимание различия звукового состава;
средний уровень — правильное воспроизведение пары слов, трудности определения лексического значения или звукового состава слов;
низкий уровень — неточное воспроизведение пары слов, трудности определения лексического значения или звукового состава.
II. Исследование языкового анализа и синтеза
а) определение количества и последовательности слов в предложении.
Инструкция: внимательно послушай предложение.
Девочка читает книгу.
Сколько слов в предложении?
Назови 1, 2, 3… слово.
Аналогично разбираются предложения: На клумбе расцвели цветы.
Под деревом вырос большой гриб.
Оценка: высокий уровень — правильный ответ с первой попытки;
средний уровень — правильный ответ со второй попытки или после стимулирующей помощи взрослого («Неверно, подумай ещё»).
низкий уровень — неверный ответ с третьей попытки, неэффективное использование помощи взрослого.
III. Исследование фонематического анализа
а) выделение звука на фоне слова.
Инструкция: внимательно послушай слова, когда услышишь слово со звуком С, подними руку (хлопни в ладоши).
Шум, зонтик, цветник, капуста самолёт, зубы, цапля, посуда, магазин, квас, закат, сом, щётка, зайка, собака листок, птица, капуста.
б) выделение первого звука в слове.
Инструкция: внимательно послушай слова и назови первый звук в каждом слове.
Улыбка, ковёр, магазин, щенок, трубы, стакан, куст.
в) выделение последнего звука в слове.
Инструкция: внимательно послушай слова и назови последний звук в каждом слове. Улыбка, ковёр, магазин, щенок, трубы, стакан, куст.
г) определение места звука в слове (начало — середина — конец).
Инструкция: внимательно послушай слово и определи, на каком месте в нём стоит звук…
Р — ракета, барабан, забор. К — капуста, макароны, мальчик. О — обруч, дорога, кино.
д) определение количества звуков в слове (до 5 звуков).
Инструкция: послушай слово и сосчитай, сколько в нём звуков.
Шар, рука, бант, крот, банан, кошка.
е) определение общего звука в словах.
Инструкция :сейчас я назову тебе несколько слов, внимательно послушай слова и определи, какой звук встречается в каждом из них.
Миска, коса, лиса.
Мыши, камыш, кушетка.
ж) придумывание слов с заданным звуком.
Инструкция: назови мне слова, в которых есть звук… Л, М, Д, Ш.
Оценка: высокий уровень — правильный ответ с первой попытки;
средний уровень — правильный ответ со второй попытки;
низкий уровень — правильный ответ с третьей попытки, неэффективное использование помощи.
IV. Исследование фонематического синтеза
Инструкция: сейчас я буду произносить слово по звукам, внимательно послушай звуки, соедини их, назови слово, которое получилось.
Оценка: высокий уровень — правильный ответ с первой попытки;
средний уровень — правильный ответ со второй попытки;
низкий уровень — правильный ответ с третьей попытки, неэффективное использование помощи.
V. Исследование сформированности звуко — слоговой структуры слова
а) Произнесение слов сложной слоговой структуры.
Инструкция: внимательно послушай и повтори за мной слова.
Земляника, пластилин, велосипедист, водопровод, сковорода, универмаг, регулировщик, милиционер, температура.
б) Произнесение предложений со словами сложной слоговой структуры.
Инструкция: внимательно послушай и повтори за мной предложения.
Костя слепил из пластилина снеговика.
Регулировщик стоит на перекрёстке.
Водопроводчик отремонтировал водопроводный кран.
(слова и предложения предъявляются до первого воспроизведения).
Оценка: высокий уровень — правильное воспроизведение в темпе предъявления,
средний уровень — замедленное послоговое воспроизведение,
низкий уровень — искажение звуко-слоговой структуры слова (замены, пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова).
VI. Исследование словаря и навыков словообразования
а) названия детёнышей животных.
Инструкция: детёныши у лисы — лисята, а у …
Кошки — …, волка — …, овцы — …, коровы — …, льва — …, собаки — …, курицы — …,
б) подбор антонимов.
Инструкция: бывают предметы большие, а бывают наоборот — маленькие. Я назову слово, а ты скажешь наоборот.
Светлый — …, высокий — …, старый — …, смелый — …, трудный — …, грустный — …,
близкий — …, лёгкий — …, тихий — ….
в) образование существительных в уменьшительной форме.
Инструкция: большой мяч, а маленький — это мячик. Назови ласково предметы, которые я буду перечислять.
Стул — …, стол — …, дом — …, снег — …, дерево — …, окно — …, ухо — …, платье — …, трава — ….
г) образование прилагательных от существительных.
Относительных.
Инструкция: кораблик из бумаги — он бумажный.
Матрёшка из дерева -…, ручка из пластмассы — …, шуба из меха — …, горка изо льда — …, салат из капусты — …, суп из овощей — …, лист берёзы — …, шишка сосны — …, варенье из малины — …, варенье из земляники — ….
Качественных.
Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а …
Волка за жадность — …, зайца за трусость — …, медведя за силу — …, льва за смелость — ….
Инструкция: если днём жара, то день жаркий, а если …
Мороз — …, солнце — …, снег — …, дождь — …, ветер — …, холод -….
Притяжательных.
Инструкция: у кошки лапа кошачья, а у …
тигра — …, лисы — …, зайца — …, белки — …, собаки — …, медведя — …, волка — …,
клюв птицы — …, перо орла — …, ружьё охотника — ….
Оценка: для всех заданий осуществляется по общим критериям:
высокий уровень — правильный ответ;
средний уровень — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
низкий уровень – форма образована неправильно.
VII. Исследование грамматического строя речи.
а) повторение предложений.
Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.
(предложение читается до первого воспроизведения 1-2 раза)
Курица снесла яйцо.
Белые чайки кружились над морем.
Во дворе гуляет много детей.
Соня купила в магазине разноцветные карандаши.
Оценка: высокий уровень — правильное и точное воспроизведение;
средний уровень — пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;
низкий уровень — пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения.
б) составление предложений из слов в начальной форме.
Инструкция: я назову тебе несколько слов, а ты постарайся составить из них предложение.
Мальчик, открывать, дверь.
Девочка, читать, книжка.
Лечить, доктор, больной.
Внучка, груша, бабушка, давать.
Витя, косить, трава, кролики, для.
Оценка: высокий уровень — предложение составлено правильно;
средний уровень — нарушен порядок слов;
низкий уровень — наблюдаются пропуски, перестановки или замены слов, смысловые неточности, аграмматизмы.
в) добавление предлогов в предложение.
Инструкция: я сейчас назову предложение, в котором не хватает одного слова, догадайся: что это за слово, вставь его в предложение.
Таня ходила … магазин.
Почки распустились … деревьях.
Лодка плывёт … озеру.
Вещи вынули … шкафа.
Мяч закатился … диван.
В связи с трудностью этого задания, используются два вида помощи: 1-й — стимулирующая («неверно, подумай ещё!»); 2- ой — в виде вопроса к пропущенному предлогу («Таня ходила куда?»).
Оценка: высокий уровень — правильный ответ;
средний уровень — правильный ответ после стимулирующей помощи;
низкий уровень — правильный ответ после помощи второго вида.
г) образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Инструкция: один — дом, а если их много, то это — дома. Один — стол, а много — это ….
Кресло — …, платье — …, цветок — …, ухо — ….
Инструкция: один дом, а много чего? — Домов. Один стол, а много чего? — ….
Кресло — …, платье — …, цветок — …, ухо — ….
Оценка: высокий уровень — правильный ответ;
средний уровень — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
низкий уровень – форма образована неправильно.
VIII. Исследование связной речи
а) составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (Каше) или по другой серии из 4-5 картинок.
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся определить: что было сначала, а что – потом. Разложи картинки по порядку и составь рассказ.
Оценка: высокий уровень — самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ, рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности, рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;
средний уровень — картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно, допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно — следственных связей, рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, неточности словоупотребления;
низкий уровень — раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, наблюдается выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств.
б) пересказ прослушанного текста.
Инструкция: я прочитаю тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.
(рассказ предъявляется не более двух раз)
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву и дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
(по И. Н. Садовниковой)
Кроме данного текста, могут быть предложены небольшие по объёму рассказы, имеющие скрытый смысл:
Заболела мать Тани. Доктор прописал больной горькое лекарство. Видит девочка, что мать пьёт лекарство с трудом, и говорит: «Милая мамочка! Дай я выпью лекарство за тебя!»
Один человек был очень голоден. Он пошёл в булочную, купил булку, съел, но не наелся. Тогда он купил ещё одну булку, съел, но ему всё ещё хотелось есть.
Он хотел купить третью булку, но денег у него хватило только на маленькую баранку. Человек съел баранку и наелся. Тогда он ударил себя по голове и сказал: «Какой же я глупый! Что ж я напрасно съел столько булок? Мне бы надо сначала съесть одну баранку!»
Оценка: высокий уровень — самостоятельный пересказ после первого предъявления,воспроизведены все основные смысловые звенья, пересказ составлен без нарушения лексических и грамматических норм;
средний уровень — пересказ после минимальной помощи (1 — 2 вопроса) или после повторного прочтения, смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, аграмматизмов нет, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, отдельные близкие словесные замены;
низкий уровень — пересказ по вопросам, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации, отмечаются повторы, аграмматизмы, неадекватные словесные замены.
Для удобства анализа полученных результатов обследования педагогам ДОУ предлагается заносить полученные данные в общую таблицу, которая, по сути, является профилем речевой готовности детей к школе.
Подробный анализ результатов диагностики позволяет выявить проблемы отдельных детей, а также общие педагогические пробелы в подготовке дошкольников. Таким образом, у педагогов появляется возможность организовать целенаправленную адресную помощь воспитанникам по формированию речевой готовности к школе. Поэтому мы предлагаем проводить данную диагностику в феврале, чтобы использовать оставшееся до конца учебного года время для решения выявленных проблем. Речевой материал, предложенный для тестирования, поможет педагогам и родителям будущих первоклассников подобрать аналогичные задания для игр и упражнений, индивидуальных и подгрупповых занятий. Таким образом, тестовые задания можно легко превратить в тренинговые.
Автор: Сенкова Елена Александровна,
учитель-логопед МБДОУ «ЦРР — детский сад № 41».
г. Саров, Нижегородская область, Россия
Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а …
Памятка для родителей Речевая готовность ребенка к школе
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
Речевая готовность первоклассников к обучению в школе
В настоящее время образование в России на всех ступенях претерпевает организационные и содержательные изменения. В свою очередь к будущим первоклассникам предъявляются определенные требования к их школьной готовности, в частности к речевой готовности, от уровня развития которой напрямую зависит успешность обучения в школе.
Речевая готовность – это набор базовых умений, формирующихся в период дошкольного детства, необходимый ребенку для усвоения школьной программы, а именно сформированность:
‒ звукопроизносительной стороны речи;
‒ фонематического слуха и восприятия;
‒ связной речи в целом [1].
Рассмотрим каждый из выделенных компонентов речевой готовности более подробно, а также возможные ошибки, возникающие при их недоразвитии в процессе школьного обучения.
1. Звукопроизносительная сторона речи.
Ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп (свистящих, шипящих, соноров и т.д.). Даже если у ребенка все звуки поставлены, рекомендуется перед школой проговаривать скороговорки, делать артикуляционные упражнения для улучшения четкости, внятности и выразительности речи. Если у дошкольника подготовительной группы имеются нарушения звукопроизношения необходимо родителям обратиться к логопеду для их устранения. Как правило, немногочисленные рассматриваемые нарушения (один, два звука) не влияют на школьную успеваемость. Однако могут привести к трудностям установления контакта со сверстниками, а также являться причиной формирования у ребенка чувства неполноценности (неуверенность в себе, отказ от публичных выступлений), стать препятствием при выборе будущей профессии.
2. Сформированность фонематических процессов: фонематический слух, фонематическое восприятие.
Фонематический слух необходимо развивать у ребенка с самого рождения – это способность слышать и различать звуки родного языка. К 7 годам ребенок должен на слух различать и воспроизводить слоговые цепочки и слова, содержащие звуки близкие по акустико-артикуляционным признакам, а именно по твердости – мягкости, звонкости-глухости и акустически близкие, например, «са-за, коса-коза», «по-бо, почка – бочка», «мы-ми, мишка – мышка», «с-ш, миска-мишка» и т.д. В случае затруднений при воспроизведении слов и слоговых цепочек необходимо провести коррекционную работу по данному направлению, иначе даже при неразличении одного-двух звуков родного языка на письме у первоклассника будут встречаться специфические ошибки: замена букв сходных по акустико-артикуляционному признаку, пропуск мягкого знака, указывающего на мягкость согласного звука (т.е. ребенок как слышит так и пишет «зайка – сайка», «люк – лук», «яблоко – аблоко», «уголь – угол»). Данные ошибки свидетельствуют о таком нарушении письменной речи как акустическая дисграфия [2].
Выявить нарушения в развитии фонематического слуха можно следующим образом: предложить ребенку повторить за взрослым трехсложные слоговые цепочки. В каждой слоговой цепочке включены звуки, отличающиеся по одному из следующих признаков: звонкость-глухость (например, «б-п»), твердость-мягкость («м-мь»), акустически сходные звуки. Цепочки даются по всем звукам родного языка и выявляются те звуки, которые ребенок не различает на слух. Вторым диагностическим заданием является повторение ребенком слов, содержащих звуки, отличающиеся по акустико-артикуляционным признакам. Скрининг диагностика данного процесса, которая может быть реализована родителями будущих первоклассников, представлена в таблице 1.
Скрининг диагностика фонематического слуха
Направления обследования
Лексический материал
Ответы детей
1. Повторение слогов с оппозиционными звуками.
2. Дифференциация слов-паронимов (повторение слов, вслед за диагностом)
В случае затруднений различения каких-либо пар звуков необходимо провести их отработку на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений. В целях профилактики и совершенствования фонематического слуха для родителей и специалистов ДОУ могут быть рекомендованы следующие методические пособия, содержащие разнообразный лексический материал, дидактические игры по данному направлению: И.С.Лопухина «Логопедия: упражнения для развития речи, стихи, скороговорки, игры, загадки, считалки», В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Парные звонкие – глухие согласные» (комплект тетрадей), Н.М.Миронова «Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной группы».
Фонематическое восприятие, включает в себя следующие процессы:
‒ фонематический анализ – это умение ребенком выделять в тексте предложения, определять количество и порядок слов в предложении, делить слова на слоги, определять место слога в слове (первый слог, второй и т.д.), ударный слог, определять позицию звуков в слове (начало, середина, конец), линейную последовательность звуков в слове (то есть называть порядковый номер звука в слове), позицию звуков по отношению к другим звукам (например, какой звук перед заданным звуком, какой, после и т.д.), уметь давать характеристику звукам (согласный, гласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой), осуществлять звуковой разбор слов с помощью символов.
‒ фонематический синтез – это умение составлять тексты из предложений, предложения из слов, слова из слогов (например, назови что получится ма-ши-на), слова из звуков.
Выявить несформированность данных процессов можно следующим образом: произнести ребенку предложение и попросить его назвать количество услышанных слов, дать слово и попросить посчитать количество содержащихся в нем слогов, определить ударный слог, назвать первый звук в слове, последний звук, определить количество звуков в слове.
Если фонематический анализ и синтез не будут в полном объеме сформированы у ребенка к первому классу, то возникнут проблемы с процессами овладения чтением и письмом. С первого класса могут наблюдаться следующие ошибки в письменной речи:
‒ пропуск слов в предложении, слогов в словах, звуков в словах как на письме, так и при чтении;
‒ перестановки слов в предложении, слогов в словах, букв в словах;
‒ слитное написание слов в предложении, раздельное написание слов (при ехал, само кат);
‒ отсутствие разграничения предложений.
Соответственно специалист, выявив такие ошибки у ребенка на письме, может свидетельствовать о наличии дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, если же такие ошибки будут проявляться при чтении, то такое нарушение будет называться фонематическая дислексия, а также может возникнуть семантическая дислексия, т.е. ребенок будет читать механически, не понимая смысла прочитанного.
Особое внимание к сформированности фонематического слуха и фонематического восприятия необходимо уделять родителям, чьи дети имеют минимальное снижение физиологического слуха, что по определению ведет к нарушению данных процессов.
3. Достаточный лексический запас.
В обиходе ребенок должен использовать различные слова: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные, уметь подбирать антонимы к словам, синонимы. Также ребенок должен объяснять значения некоторых фразеологизмов, многозначных слов, крылатых выражений, пословиц и поговорок (например, «золотые руки», «сесть в лужу», «не вешать нос», «семь раз отмерь один раз отрежь» и т.д.). Будущий первоклассник должен владеть обобщающими понятиям по различным лексическим темам, например одежда, овощи, транспорт, профессии, дикие животные, электроприборы, рыбы, насекомые и т.д. и соответственно называть слова входящие в данные лексические темы.
В случае бедности словарного запаса у ребенка отмечаются трудности при составлении рассказов, пересказов, в общении со сверстниками, а также в последствии при написании изложений и сочинений. При чтении ребенок также может испытывать сложности при понимании смысла прочитанного. В связи с этим в процессе дошкольного детства должна вестись активная работа по накоплению, обогащению, расширению и активизации словарного запаса.
4. Грамматический строй речи.
О сформированности грамматического строя речи свидетельствует достаточный уровень развития следующих умений:
‒ умение изменять слова по родам, числам, падежам, временам;
‒ умение образовывать слова с помощью приставок, суффиксов, новые слова от других частей речи;
‒ умение составлять предложения различных синтаксических конструкций, а именно простые предложения с однородными членами, с предлогами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, видеть связь слов в предложениях;
‒ умение работать с деформированным предложением, самостоятельно находить и исправлять допущенные ошибки;
‒ составлять грамматические правильные предложения по опорным словам и картинкам;
‒ составлять схемы предложений.
В случае несформированности грамматического строя речи у ребенка будут отмечаться ошибки как в устной речи, так и в письменной, а именно трудности при согласовании слов в предложении, построении предложений (пример ошибок, «красный ведро», «пять карандошов», «нет ножков», «дает корм петухи», «она пришел» и т.д.). Наличие на письме перечисленных ошибок будет свидетельствовать об аграмматической форме дисграфии. Также при чтении в случае несформированности грамматического строя речи будут отмечаться смысловые ошибки, соответственно чтение у детей будет угадывающим.
С целью профилактики и совершенствования лексико-грамматического строя речи родителям и специалистам ДОУ могут быть рекомендованы следующие методические пособия: Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей с ОНР 5-7 лет», Т.А.Ткаченко «Формирование лексико-грамматических представлений», Е.В.Новикова «Секреты предлогов и падежей» и д.р.
5. Достаточно развитая связная речь, то есть к первому классу ребенок должен уметь составлять:
‒ пересказы сказок, рассказов;
‒ описательные рассказы о предметах, явлениях природы;
‒ рассказы по серии сюжетных картинок;
‒ рассказы из личного опыта;
Уровень развития связной речи зависит от сформированности лексико- грамматического строя речи и мыслительных операций. Ребенок к первому классу должен уметь излагать свои мысли, делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи явлений и событий, уметь связно и последовательно формулировать основную мысль высказывания. Развитая связная речь – залог успешного обучения в школе по таким предметам как: русский язык, литература, окружающий мир, история и все остальные гуманитарные предметы.
Выявить особенности развития связной речи возможно следующим образом: ребенку предлагается прослушать и пересказать сказку, рассказ, рассказать о том, как прошел его день, сочинить небольшую сказку, составить рассказ по сюжетной картинке, описать его любимую игрушку. В ходе анализа рассказов, составленных ребенком, родитель должен выявить те затруднения, с которыми он сталкивается. С целью профилактики и развития связной речи у дошкольников могут быть рекомендованы следующие методические пособие: Н.Е.Арбекова «Развиваем связную речь детей 6-7 лет с ОНР» (комплект из 3 тетрадей), Т.А.Ткаченко «Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша», Н.Е.Ильякова «Серия сюжетных картин» (комплект из 4 тетрадей).
В настоящее время более 70% детей идут в школу имея начальные навыки чтения. Однако не у всех детей имеется четкое представление об образах букв. Дети при чтении путают буквы между собой, например, ш-щ, п-т, ц-щ, п-н, л-м, в-б, о-с и др., могут пропускать строчки при чтении. Причинами таких нарушений являются несформированность пространственных представлений, а также нарушения зрительного восприятия. При неоказании своевременных мер по устранению данных нарушений аналогичные ошибки появятся на письме, а именно ребенок будет писать некоторые буквы в зеркальном отображении, добавлять лишние элементы буквам, путать письменные буквы между собой, например, «и-у», «в-д», «о-а», «б-д», «с-е» и др. Соответственно как родители, так и педагоги должны следить за процессом формирования образа букв у детей, особенно это касается первоклассников у которых отмечаются минимальные нарушение зрения.
Поэтому при знакомстве с буквами перед ребенком должна быть всегда в поле зрения азбука печатных и письменных букв. При знакомстве с каждой буквой использоваться приемы, направленные на активизацию зрительного восприятия и тактильных ощущений, например, использование тактильных дощечек, моделирование букв из различных материалов, использование ассоциативного алфавита и т.д.
Таким образом, при подготовке ребенка к школьному обучению основная задача родителей осуществлять тесное взаимодействие со специалистами ДОУ по вопросам речевого развития ребенка, в случае обнаружения у дошкольников нарушений устной речи осуществлять своевременную их коррекцию, в условиях специализированных коррекционных групп для детей, имеющих речевые нарушения (ФФН, ОНР), а также на логопедическом пункте ДОУ, что в свою очередь позволит предотвратить в дальнейшем школьную дезадаптацию.
Также в семье, где воспитывается будущий первоклассник, должны быть созданы благоприятные условия для их речевого развития. Родителям необходимо следить за правильностью речи детей, побуждать их речевую активность, следить за грамматическим и синтаксическим оформлением их высказываний, способствовать накоплению и расширению словарного запаса.
Знание учителем уровня речевой готовности первоклассника позволит:
‒ спланировать индивидуальную педагогическую работу с каждым учеником,
‒ подобрать методы и средства обучения для всего класса с учетом развития речи,
‒ своевременно отслеживать появление специфических ошибок у детей в письменной речи и осуществлять коррекционные и профилактические мероприятия,
‒ в случае необходимости получать консультации по вопросам обучения детей у профильных специалистов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, дефектологов) [3].
1. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: методическое пособие. СПб, 1999. – 112 с.
2. Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. М., 2015. – 320 с.
3. Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Школьный старт. Методические рекомендации к рабочей тетради «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе. Самара, 2011. – 64 с.
‒ перестановки слов в предложении, слогов в словах, букв в словах;
Журнал Педагог
Автор: Найдюк Ирина Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Средняя школа № 17 имени В. С. Завойко
Населённый пункт: Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: Советы учителя-логопеда родителям будущих первоклассников
Тема: “Речевая готовность ребёнка к школе”
Дата публикации: 28.10.2018
Раздел: начальное образование
Советы учителя-логопеда родителям будущих первоклассников
Речевая готовность ребёнка к школе
Когда говорят о “готовности к школе”, то имеют в виду не отдельные уме-
ния и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основ-
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к
обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь
именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить
всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в
школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Сегодня мы погово-
рим о том, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту
поступления ребёнка в первый класс.
Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:
• Правильное произношение всех звуков
• Умение различать звуки речи на слух
• Владение навыками звукового анализа и синтеза
• Сформированность грамматического строя речи
• Мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышле-
Звукопроизношение и фонематический слух:
В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью
к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на
слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить
звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, иска-
жать, заменять другими.
Владение навыками звукового анализа и синтеза:
• умение выделять звук на фоне слова;
• слышать и выделять первый и последний звук в слове;
• определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
• определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в
слове по отношению к другим;
• называть слова с заданным звуком;
• уметь составлять слова из звуков;
• дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «сло-
Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может.
Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях
и занятиях по обучению грамоте. Формирование фонематического анализа
проходит в 3 этапа: 1 с опорой на вспомогательные средства (картинки, схе-
мы, фишки), 2 – в речевом плане (дети называют слово, определяют количе-
ство и последовательность звуков без опоры), 3 – в умственном плане (дети
определяют место звуков, их количество, последовательность, не называя
Слоговая структура слова
Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум,
библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе,
не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.
Словарный запас
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас
(около 2000 слов) В своей речи он должен активно использовать все части
речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, сино-
нимы, числительные), понимать переносное значение слов, подбирать обоб-
щающие понятия для группы предметов, знать многозначные слова.
Сформированность грамматического строя речи:
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и
словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкатель-
ными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прила-
гательные от существительных, изменять существительные по числам, паде-
жам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать чис-
лительные и прилагательные с существительными).
Связная речь
К 7 годам ребёнок должен уметь
• пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки
• составлять рассказ по картинке
• составлять рассказ по серии картин
• отвечать на вопросы по тексту
При пересказе (рассказе) обращается внимание
– на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основ-
– на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно
– на лексику (полнота и точность использования слов),
– на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использо-
вать сложные предложения).
Речевая коммуникация
– Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,
– уметь слушать и понимать речь,
– строить общение с учетом ситуации,
– легко входить в контакт с детьми и взрослыми,
– ясно и последовательно выражать свои мысли,
– пользоваться формами речевого этикета.
Мелкая моторика рук
Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая
гимнастика, игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-
джок и иппликатора Кузнецова, обведение и штриховка предметов, шнуровка,
нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и
Психические процессы
Все психические процессы тесно взаимосвязаны. Недоразвитие хотя бы
одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития
ребёнка в целом.
Уважаемые родители!
Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специ-
альной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться
говорить». Необходимо обратиться к логопеду
• уметь составлять слова из звуков;
Речевая готовность первоклассников к обучению в школе
В настоящее время образование в России на всех ступенях претерпевает организационные и содержательные изменения. В свою очередь к будущим первоклассникам предъявляются определенные требования к их школьной готовности, в частности к речевой готовности, от уровня развития которой напрямую зависит успешность обучения в школе.
Речевая готовность – это набор базовых умений, формирующихся в период дошкольного детства, необходимый ребенку для усвоения школьной программы, а именно сформированность:
‒ звукопроизносительной стороны речи;
‒ фонематического слуха и восприятия;
‒ связной речи в целом [1].
Рассмотрим каждый из выделенных компонентов речевой готовности более подробно, а также возможные ошибки, возникающие при их недоразвитии в процессе школьного обучения.
1. Звукопроизносительная сторона речи.
Ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп (свистящих, шипящих, соноров и т.д.). Даже если у ребенка все звуки поставлены, рекомендуется перед школой проговаривать скороговорки, делать артикуляционные упражнения для улучшения четкости, внятности и выразительности речи. Если у дошкольника подготовительной группы имеются нарушения звукопроизношения необходимо родителям обратиться к логопеду для их устранения. Как правило, немногочисленные рассматриваемые нарушения (один, два звука) не влияют на школьную успеваемость. Однако могут привести к трудностям установления контакта со сверстниками, а также являться причиной формирования у ребенка чувства неполноценности (неуверенность в себе, отказ от публичных выступлений), стать препятствием при выборе будущей профессии.
2. Сформированность фонематических процессов: фонематический слух, фонематическое восприятие.
Фонематический слух необходимо развивать у ребенка с самого рождения – это способность слышать и различать звуки родного языка. К 7 годам ребенок должен на слух различать и воспроизводить слоговые цепочки и слова, содержащие звуки близкие по акустико-артикуляционным признакам, а именно по твердости – мягкости, звонкости-глухости и акустически близкие, например, «са-за, коса-коза», «по-бо, почка – бочка», «мы-ми, мишка – мышка», «с-ш, миска-мишка» и т.д. В случае затруднений при воспроизведении слов и слоговых цепочек необходимо провести коррекционную работу по данному направлению, иначе даже при неразличении одного-двух звуков родного языка на письме у первоклассника будут встречаться специфические ошибки: замена букв сходных по акустико-артикуляционному признаку, пропуск мягкого знака, указывающего на мягкость согласного звука (т.е. ребенок как слышит так и пишет «зайка – сайка», «люк – лук», «яблоко – аблоко», «уголь – угол»). Данные ошибки свидетельствуют о таком нарушении письменной речи как акустическая дисграфия [2].
Выявить нарушения в развитии фонематического слуха можно следующим образом: предложить ребенку повторить за взрослым трехсложные слоговые цепочки. В каждой слоговой цепочке включены звуки, отличающиеся по одному из следующих признаков: звонкость-глухость (например, «б-п»), твердость-мягкость («м-мь»), акустически сходные звуки. Цепочки даются по всем звукам родного языка и выявляются те звуки, которые ребенок не различает на слух. Вторым диагностическим заданием является повторение ребенком слов, содержащих звуки, отличающиеся по акустико-артикуляционным признакам. Скрининг диагностика данного процесса, которая может быть реализована родителями будущих первоклассников, представлена в таблице 1.
Скрининг диагностика фонематического слуха
Направления обследования
Лексический материал
Ответы детей
1. Повторение слогов с оппозиционными звуками.
2. Дифференциация слов-паронимов (повторение слов, вслед за диагностом)
В случае затруднений различения каких-либо пар звуков необходимо провести их отработку на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений. В целях профилактики и совершенствования фонематического слуха для родителей и специалистов ДОУ могут быть рекомендованы следующие методические пособия, содержащие разнообразный лексический материал, дидактические игры по данному направлению: И.С.Лопухина «Логопедия: упражнения для развития речи, стихи, скороговорки, игры, загадки, считалки», В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Парные звонкие – глухие согласные» (комплект тетрадей), Н.М.Миронова «Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной группы».
Фонематическое восприятие, включает в себя следующие процессы:
‒ фонематический анализ – это умение ребенком выделять в тексте предложения, определять количество и порядок слов в предложении, делить слова на слоги, определять место слога в слове (первый слог, второй и т.д.), ударный слог, определять позицию звуков в слове (начало, середина, конец), линейную последовательность звуков в слове (то есть называть порядковый номер звука в слове), позицию звуков по отношению к другим звукам (например, какой звук перед заданным звуком, какой, после и т.д.), уметь давать характеристику звукам (согласный, гласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой), осуществлять звуковой разбор слов с помощью символов.
‒ фонематический синтез – это умение составлять тексты из предложений, предложения из слов, слова из слогов (например, назови что получится ма-ши-на), слова из звуков.
Выявить несформированность данных процессов можно следующим образом: произнести ребенку предложение и попросить его назвать количество услышанных слов, дать слово и попросить посчитать количество содержащихся в нем слогов, определить ударный слог, назвать первый звук в слове, последний звук, определить количество звуков в слове.
Если фонематический анализ и синтез не будут в полном объеме сформированы у ребенка к первому классу, то возникнут проблемы с процессами овладения чтением и письмом. С первого класса могут наблюдаться следующие ошибки в письменной речи:
‒ пропуск слов в предложении, слогов в словах, звуков в словах как на письме, так и при чтении;
‒ перестановки слов в предложении, слогов в словах, букв в словах;
‒ слитное написание слов в предложении, раздельное написание слов (при ехал, само кат);
‒ отсутствие разграничения предложений.
Соответственно специалист, выявив такие ошибки у ребенка на письме, может свидетельствовать о наличии дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, если же такие ошибки будут проявляться при чтении, то такое нарушение будет называться фонематическая дислексия, а также может возникнуть семантическая дислексия, т.е. ребенок будет читать механически, не понимая смысла прочитанного.
Особое внимание к сформированности фонематического слуха и фонематического восприятия необходимо уделять родителям, чьи дети имеют минимальное снижение физиологического слуха, что по определению ведет к нарушению данных процессов.
3. Достаточный лексический запас.
В обиходе ребенок должен использовать различные слова: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные, уметь подбирать антонимы к словам, синонимы. Также ребенок должен объяснять значения некоторых фразеологизмов, многозначных слов, крылатых выражений, пословиц и поговорок (например, «золотые руки», «сесть в лужу», «не вешать нос», «семь раз отмерь один раз отрежь» и т.д.). Будущий первоклассник должен владеть обобщающими понятиям по различным лексическим темам, например одежда, овощи, транспорт, профессии, дикие животные, электроприборы, рыбы, насекомые и т.д. и соответственно называть слова входящие в данные лексические темы.
В случае бедности словарного запаса у ребенка отмечаются трудности при составлении рассказов, пересказов, в общении со сверстниками, а также в последствии при написании изложений и сочинений. При чтении ребенок также может испытывать сложности при понимании смысла прочитанного. В связи с этим в процессе дошкольного детства должна вестись активная работа по накоплению, обогащению, расширению и активизации словарного запаса.
4. Грамматический строй речи.
О сформированности грамматического строя речи свидетельствует достаточный уровень развития следующих умений:
‒ умение изменять слова по родам, числам, падежам, временам;
‒ умение образовывать слова с помощью приставок, суффиксов, новые слова от других частей речи;
‒ умение составлять предложения различных синтаксических конструкций, а именно простые предложения с однородными членами, с предлогами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, видеть связь слов в предложениях;
‒ умение работать с деформированным предложением, самостоятельно находить и исправлять допущенные ошибки;
‒ составлять грамматические правильные предложения по опорным словам и картинкам;
‒ составлять схемы предложений.
В случае несформированности грамматического строя речи у ребенка будут отмечаться ошибки как в устной речи, так и в письменной, а именно трудности при согласовании слов в предложении, построении предложений (пример ошибок, «красный ведро», «пять карандошов», «нет ножков», «дает корм петухи», «она пришел» и т.д.). Наличие на письме перечисленных ошибок будет свидетельствовать об аграмматической форме дисграфии. Также при чтении в случае несформированности грамматического строя речи будут отмечаться смысловые ошибки, соответственно чтение у детей будет угадывающим.
С целью профилактики и совершенствования лексико-грамматического строя речи родителям и специалистам ДОУ могут быть рекомендованы следующие методические пособия: Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей с ОНР 5-7 лет», Т.А.Ткаченко «Формирование лексико-грамматических представлений», Е.В.Новикова «Секреты предлогов и падежей» и д.р.
5. Достаточно развитая связная речь, то есть к первому классу ребенок должен уметь составлять:
‒ пересказы сказок, рассказов;
‒ описательные рассказы о предметах, явлениях природы;
‒ рассказы по серии сюжетных картинок;
‒ рассказы из личного опыта;
Уровень развития связной речи зависит от сформированности лексико- грамматического строя речи и мыслительных операций. Ребенок к первому классу должен уметь излагать свои мысли, делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи явлений и событий, уметь связно и последовательно формулировать основную мысль высказывания. Развитая связная речь – залог успешного обучения в школе по таким предметам как: русский язык, литература, окружающий мир, история и все остальные гуманитарные предметы.
Выявить особенности развития связной речи возможно следующим образом: ребенку предлагается прослушать и пересказать сказку, рассказ, рассказать о том, как прошел его день, сочинить небольшую сказку, составить рассказ по сюжетной картинке, описать его любимую игрушку. В ходе анализа рассказов, составленных ребенком, родитель должен выявить те затруднения, с которыми он сталкивается. С целью профилактики и развития связной речи у дошкольников могут быть рекомендованы следующие методические пособие: Н.Е.Арбекова «Развиваем связную речь детей 6-7 лет с ОНР» (комплект из 3 тетрадей), Т.А.Ткаченко «Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша», Н.Е.Ильякова «Серия сюжетных картин» (комплект из 4 тетрадей).
В настоящее время более 70% детей идут в школу имея начальные навыки чтения. Однако не у всех детей имеется четкое представление об образах букв. Дети при чтении путают буквы между собой, например, ш-щ, п-т, ц-щ, п-н, л-м, в-б, о-с и др., могут пропускать строчки при чтении. Причинами таких нарушений являются несформированность пространственных представлений, а также нарушения зрительного восприятия. При неоказании своевременных мер по устранению данных нарушений аналогичные ошибки появятся на письме, а именно ребенок будет писать некоторые буквы в зеркальном отображении, добавлять лишние элементы буквам, путать письменные буквы между собой, например, «и-у», «в-д», «о-а», «б-д», «с-е» и др. Соответственно как родители, так и педагоги должны следить за процессом формирования образа букв у детей, особенно это касается первоклассников у которых отмечаются минимальные нарушение зрения.
Поэтому при знакомстве с буквами перед ребенком должна быть всегда в поле зрения азбука печатных и письменных букв. При знакомстве с каждой буквой использоваться приемы, направленные на активизацию зрительного восприятия и тактильных ощущений, например, использование тактильных дощечек, моделирование букв из различных материалов, использование ассоциативного алфавита и т.д.
Таким образом, при подготовке ребенка к школьному обучению основная задача родителей осуществлять тесное взаимодействие со специалистами ДОУ по вопросам речевого развития ребенка, в случае обнаружения у дошкольников нарушений устной речи осуществлять своевременную их коррекцию, в условиях специализированных коррекционных групп для детей, имеющих речевые нарушения (ФФН, ОНР), а также на логопедическом пункте ДОУ, что в свою очередь позволит предотвратить в дальнейшем школьную дезадаптацию.
Также в семье, где воспитывается будущий первоклассник, должны быть созданы благоприятные условия для их речевого развития. Родителям необходимо следить за правильностью речи детей, побуждать их речевую активность, следить за грамматическим и синтаксическим оформлением их высказываний, способствовать накоплению и расширению словарного запаса.
Знание учителем уровня речевой готовности первоклассника позволит:
‒ спланировать индивидуальную педагогическую работу с каждым учеником,
‒ подобрать методы и средства обучения для всего класса с учетом развития речи,
‒ своевременно отслеживать появление специфических ошибок у детей в письменной речи и осуществлять коррекционные и профилактические мероприятия,
‒ в случае необходимости получать консультации по вопросам обучения детей у профильных специалистов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, дефектологов) [3].
1. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: методическое пособие. СПб, 1999. – 112 с.
2. Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. М., 2015. – 320 с.
3. Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Школьный старт. Методические рекомендации к рабочей тетради «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе. Самара, 2011. – 64 с.
1. Звукопроизносительная сторона речи.