Познавательная деятельность младших школьников – особенности, способы и средства развития

Развитие познавательной активности младших школьников

Гайдарова Джамиля Магомедхановна
Развитие познавательной активности младших школьников

филиал СГПИ г. Буденновске

г. Буденновск, Российская Федерация

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается вопрос об активизации познавательной деятельности младших школьников. Школа выступает в главной роли в жизни человека. В статье описано, что познавательную активность необходимо развивать и какие методы, и приемы для этого используются. Актуальность данной статьи содержит в себе необходимость пополнять учебный процесс занимательным содержанием, новыми методами, приемами и формами работы. Все это пойдет на пользу ребенку, так как дети будут лучше воспринимать информацию, у них появится желание учиться и развиваться дальше.

Познавательная активность, мотивация, младший школьник, методы и приемы познавательной активности. Учебным заведением, в котором ребенок получает общее образование, является школа [1, с. 89].

Данное учебное заведение является важным элементом в существовании общества и выступает в главной роли в судьбе каждого человека. Нынешняя жизнь требует от человека самостоятельного решения своих проблем, способности быть создателем собственной жизни. Таким образом, необходимо помочь обучающемуся стать таким субъектом [1].

Начальная школа считается фундаментом в образовательной системе. Именно здесь зарождаются знания и умения, которые дети будут увеличивать и формировать в будущем. Важная цель начальной школы – предоставить учащимся обусловленный круг крепких знаний и умений. Способность учиться содержит в себе цепь умений,которые соединены с освоением знаний: умение читать, писать, наблюдать явления вокруг нас, думать, выражать свою мысль словами. Данные умения можно назвать инструментом, без которого сложно представить себе жизнь [2, с. 56].

Большинство педагогов и психологов аргументировало, что процесс обучения усваивается намного эффективнее, если у школьников достаточно высокая планка познавательной активности [2, с. 60].

Познавательная активность у младших школьников произвольно не появляется, она является результатом целенаправленных педагогических действий [4, с. 5].

В период обучения с первого по четвертый классы совершается становление человека. Данный процесс не завершается до конца начальных классов, и как раз в эти годы происходит самый напряженный отрезок человеческой жизни. Начальная школа является целым этапом нравственного, интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического развития ребенка [4, с. 12].

В России, особенно в последние годы, существует много споров о том, какой должна быть отечественная система образования. Все же зачастую все приходит к тому, какие задания дать обучающимся. В этом случае на задний план уходит весьма главная функция образования – это воспитание подросткового поколения [3, с. 44].

Пробел в системе школьного образования связан с отсутствием трудового воспитания. У современного подрастающего поколения из-за того, что трудовому воспитанию уделяется мало внимания, формируются такие качества, как лень, цинизм, неумение ценить чужой труд. Лень у младших школьников не возникает на пустом месте. Имеются такие причины,как: недостаток мотивации, неуверенность в собственных силах, темперамент, переутомление, чрезмерная опека [5, с. 55].

Взрослым не нужно выполнять все обязанности за своих детей. Необходимо попытаться закрепить за подростками некоторые поручения, причем, они должны быть конкретными и действительно нужными [3].

Вопрос об активизации познавательной деятельности школьников на всех этапах развития образования был одним из острых, т. к. активность считается нужным условием формирования умственных качеств личности [4].

Многие психологи полагают, что дети младшего школьного возраста несут в себе большие нереализованные возможности в постижении окружающего мира[4].

Успех в развитии познавательной активности школьников заключается в присутствии постоянной учебной мотивации. Отрицательное отношение к обучению появляется при недостатке успехов. В школе часто случается ситуация, когда школьники младшего возраста достигают особенного успеха. Например, правильно ответил на трудный вопрос, сказал интересную мысль, нашел необычное решение. Это может иметь огромное значение [3].

Активность, которая вызвана стремлением к похвале и всеобщему одобрению, преобразовывается в искренний интерес к самостоятельной работе [3].

Проблема формирования познавательной активности на личностном уровне приближается к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов [5].

Дети младшего школьного возраста в отличие от детей дошкольного чаще прибегают к наглядно-образным и логическим способам мышления. Это объединено с увеличением запаса знаний и способов их обработки [5].

Таким образом, в процессе обучения важным является не столько объем этих знаний, сколько их качество, умение детей употреблять данные знания во внутреннем плане, в уме [5].

Младший школьный возраст считается таким периодом в жизни человека, в котором создаются наиболее благоприятные условия для формирования у ребенка определенных психологических свойств и видов поведения. Именно этот период связан с развитием наглядно-образных форм мышления [4].

Созревание мышления близко находится по отношению к особенностям внимания. Доминирующим видом внимания младших школьников в начале обучения считается невольное внимание, в основе которого находится рефлекс. Дети не умеют в полной мере управлять вниманием, поэтому школьники подвластны внешним впечатлениям. Даже при сосредоточении внимания школьники не замечают существенного [3].

Познавательный интерес нужно формировать. Активность ребенка в различных видах его деятельности тоже необходимо вырабатывать, т. к. процесс познания у детей младшего школьного возраста не всегда целенаправлен, в основном шаток [3].

Основной целью учебного и воспитательного процессов должно быть создание таких условий, чтобы школьник хотел, любил и умел учиться [5].

Одним из элементов познавательной активности младших школьников является ИКТ, что обеспечивает развитие познавательного интереса, активизируют мыслительную деятельность обучающегося. Например, познав программы для составления слайдов, создается анимационную поддержку урока, создаются презентации к урокам [5].

Для эффективного увеличения степени познавательной активности школьников и ускорения системы овладения знаниями, умениями и навыками необходимо организовать индивидуальную работу. Умения и навыки различного вида вырабатываются в процессе самостоятельной работы. Главное раскрыть учащимся, с какой целью им предоставляется это или другое задание [3].

Следующим элементом познавательной активности детей младшего школьного возраста являются интегративные уроки. Они считаются частным проявлением интегрального подхода к педагогическому процессу, сущность которого раскрывается через такие признаки, как целостность, многосторонность и единая образовательно-мировоззренческая направленность всех приемов и методов воспитания, преемственность и последовательность в содержании, планомерность и согласованность в организации [5].

Еще одним элементом формирования познавательной активности младших школьниковявляется проведение внеурочных занятий по направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное [5].

Данные занятия внеурочной деятельности устремлены на воспитательные результаты, усиление получаемых школьниками знаний, вырабатывание творческих и познавательных способностей [5].

В играх вырабатывается активность и нравственные качества личности. Ребенок учится изъявлять помощь товарищам, ему необходимо интересоваться мнением других, сдерживать свои собственные желания. У дошкольников развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля, характер [5].

Исходя из всего сказанного, можно сказать, что благодаря проведению дидактических игр, интегрированных уроков, мотивации, поощрения дети, которые учатся хорошо, могут в еще большей степени расширить свое познание, а дети, которые слабо успевают – находить нестандартные решения, для них самих, могут обрести уверенность в своих силах [1].

Список использованной литературы

1. Иванникова Л. В., Кашурина Л. Ф. Общая характеристика педагогической деятельности учителя начальных классов // Проблемы, перспективы и направления инновационного развития науки: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (г. Омск, 24 ноября 2017). / В 4ч. Ч. 2 –Стерлитамак: АМИ,2017. – 269 с. – С. 89-93.

2. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М. : МГУ, 2012. 157 с.

3. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л. : ЛГУ, 2013. 183 с.

4. Кондратьева С. В. К вопросу о регулятивной функции понимания учителем личности учащихся // Взаимопонимание в общении учителя и учащихся. Ростов н/Д, 2013. 265 с.

5. Лупьян Я. А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Ростов н/Д, 2012. 230 с.

© Гайдарова Д. М., 2018

Развитие временных и пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Сформированность пространственных и временных представлений у дошкольников и учащихся начальных классов имеет важное значение для их успешного.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников Цель работы: Познакомить с опытом работы по использованию детского экспериментирования как средства развития познавательной активности младших.

Развитие познавательной активности через проектную деятельность Ведущая идея метода проекта состоит в развитии интереса, формировании навыков и умений детей познавательной деятельности на основе проектного.

Развитие познавательной активности через систему коллективных игр Развитие познавательной активности через систему коллективных игр. На сегодняшний день одна из актуальных проблем современности – развитие.

Развитие познавательной активности детей Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста при формировании представлений посредством дидактических игр математического.

Развитие познавательной активности у дошкольников посредством экспериментальной деятельности В соответствии с требованиями ФГОС ДО одним из направлений содержания образовательной области “Познавательное развитие”, является – развитие.

Развитие продуктивного мышления младших школьников в условиях группы продленного дня. МБОУ «Магистральнинская средняя общеобразовательная школа №22» Развитие продуктивного мышления младших школьников в условиях группы продленного.

Развитие пространственно-временных представлений у младших школьников с ДЦП I. Значение пространственных и временных представлений для успешного обучения Сформированность пространственных и временных представлений.

Развитие слухового внимания младших школьников. Упражнения и игры Развитие слухового внимания – одна из главных задач, которая помогает сформировать базу для устранения дисграфии (нарушения письма) и дислексии.

Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Развитие фонематических процессов у младших школьников» Тема: «Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях. Развитие фонематических процессов у младших школьников». Цель: развитие.

Особенности развития познавательной активности в младшем школьном возрасте

Особенности развития познавательной активности в младшем школьном возрасте

Основным условием активной познавательной деятельности младших школьников является насыщение процесса обучения и учения разносторонней деятельностью, способной обеспечивать и социальную детерминация разви­тия учащихся, и реализацию индивидуальных возможностей каждого из них. При этом следует иметь в виду, что включение школьника в разностороннюю деятельность на уроке непременно должно предусматривать обязательное взаимодействие с основными видами деятельности: трудом – познанием – общением, способными обеспечить благополучное течение жизнедеятельности младшего школьника, подготовку его к жизни, формирование и развитие его личности.

Включение школьника в разностороннюю деятельность, которая способна удовлетворять его духовные запросы и потребности; реализовывать ин­дивидуальные склонности – важнейший фактор развития личности, формиро­вания ее интересов, познавательной активности.

Познание в его социальном значении рассматривается в психологии и педагогике как необходимый исторический процесс накопления духовных ценностей, отражающий законы природы, общества, межчеловеческих отношений, жизни самого человека.

«Каждый индивид вместе со своим поколением включается в этот процесс и, прежде всего «усваивает» продукты общественного развития: опреде­ленные духовные ценности класса и эпохи, образующие путем интериоризации его внутренний мир»

Этот сложный процесс, обеспечиваемый деятельностью познания, осуществляется в процессе обучения.

Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития младшего школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процес­сов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности. Овладе­ние знаниями требует не только запоминания, но и их переосмысления, мно­жества операций, чтобы приобретенные знания обрели необходимый для лич­ности смысл. Сравнение, систематизация, конкретизация, анализ, обобщение и множество других операций познавательной деятельности способствуют апробированию знаний, совершенствуя их усвоение.

Познавательной деятельностью младшего школьника всегда руководит учитель. В совместной с учеником учебной деятельности учитель выступает как субъект деятельности, объектом которой является школьник. Это укоренившееся суждение о постоянстве расстановки сил в познавательной деятель­ности чрезвычайно снижает роль этой деятельности для ученика.

В процессе учения, в своей познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельной, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на ос­нове межсубъектных отношений учителя и учащихся, то всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании — главная задача всего учебного процесса. Решение ее в значительной мере обусловлено познавательным интересом.

Эмоция интереса тесным образом связана с познавательной деятельностью ребенка. Интеллектуальный успех невозможен, если ребенок активно не переживает эту эмоцию.

Интерес рассматривается К. Изардом как фундаментальная, врожденная эмоция и считается доминирующей среди всех других. Именно интерес побуждает ребенка к исследованию окружающего его мира. Говоря о значении ин­тереса для развития познавательной сферы, С. Томкинс подчеркивает, что без него развитие мышления было бы серьезно нарушено.

Ксензова Г.Ю. выделяет 6 уровней сформированности учебно-познавательного интереса:

1. Отсутствие интереса. Интерес практически не обнаруживается (ис­ключение – положительные реакции на яркий и забавный материал). Безличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач; более охотно выполняют привычные действия, чем осваива­ются новые.

2. Реакция на новизну. Положительные реакции возникают только на новый материал, касающийся конкретных фактов (но не теории). Ученик оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале, включается вы выполнение задания, связанного с ним, однако дли­тельной устойчивой активности не проявляет.

3. Любопытство. Положительные реакции возникают на новый теоретический материал (но не на способы решения). Ученик оживляется и задает вопросы достаточно часто; включается в выполнение зада­ний, но интерес быстро пропадает.

4. Ситуативный учебный интерес. Интерес возникает к способам решений новой частной единичной задачи (но не к системам задач). Включается в процесс решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца; после решения задачи интерес исчерпывается.

5. Устойчивый учебно-познавательный интерес. Интерес возникает к общему способу решения задач (но не выходит за пределы изучаемо­го материала). Ученик охотно включается в выполнение заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти но­вые применения найденному способу.

6. Обобщенный учебно-познавательный интерес. Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки уже изучае­мого материала. Непременно ориентирован на общие способы реше­ния системы задач. Интерес – постоянная характеристика ученика, ученик проявляет выраженное творческое отношение к общему спо­собу решения задач, стремится получить дополнительные сведения, имеется мотивированная избирательность интересов. Фундаментальной деятельностью человека является общение, обра­зующее взаимосвязь людей. Признается одним из необходимых ус­ловий формирования и развития активной личности. Общение в на­чальной школе имеет познавательную ценность: позволяет всматри­ваться в другого школьника и при помощи этого оценивать собственные мотивы стремления, качества.

Полностью признавая значение в учебном процессе единства труда, познания, общения их влияния на формирование активной личности школьника. Мы в то же время считаем, что совместная учебная деятельность учителя и учащихся может обогащаться и за счет включе­ния в учебный процесс иных видов деятельности, имеющих свои возможности. Художественная деятельность, например, создает воз­можности широкого общения с искусством, отражающим действи­тельность, проникающим в глубокие сферы познания природы, чело­века; дидактические, ролевые, театрализованные, свободные, спор­тивные игры создают особую атмосферу радости и активности школьника в познании. Общественно полезная деятельность школь­ников содействует обогащению учения социальной мотивацией, ос­мыслению ценности практической деятельности на пользу людям, ее нравственного смысла. Элементы гимнастики в учебной деятельно­сти способствуют разрядке умственного напряжения, физической разминке. Физкультминутки на уроке в начальной школе снимают утомление, повышают работоспособность.

Познавательная деятельность младших школьников, по нашему мнению, является одним из видов воспитывающей деятельности. Ее цель – формирование отношения к познанию, науке, учению.

Таким образом, основными факторами формирования познавательной активности младших школьников являются участие школьников в трудовой деятельности, активном познании, общении, игре. Искусство педагога проявляется, прежде всего, в умелом возбуждении и удовлетворении интересов младших школьников, основанном на знании мотивов учебной деятельности каждого ученика, его интересов и склонностей.

При этом следует иметь в виду, что потребности, лежащие в основе мотивов и интересов, не даны ученику от рождения, Социальные и духовные по­требности, которые определяют формирование личности, возникают и разви­ваются в процессе жизни человека.

Список литературы

Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1987.

Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности в самообразовании [Текст] / В.Б. Бондаревский. – М.: Просвещение, 2011.

Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М., 1991.

Волина, В.В. Воспитание игрой [Текст] / В.В. Волина. – М.: Новая школа, 2012.

Гогун, Е.А. Графическая наглядность на уроках русского языка [Текст] /Е.А. Гогун // Начальная школа. – 2013. – №7. – С.48 – 53.

Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: Наука, 2002.

Особенности формирования и развития познавательной деятельности младших школьников

Поступление ребенка в школу дает начало перевода познавательных процессов на более высокий уровень.

Просмотр содержимого документа
«Особенности формирования и развития познавательной деятельности младших школьников»

Особенности формирования и развития познавательной деятельности младших школьников

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка – его поступлением в школу. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма. Поступление ребёнка в школу даёт начало не только перевода познавательных процессов на более высокий уровень развития, но и возникновению новых условий для личностного развития ребенка (Николаева, 2010, 263).

С каждым годом происходят изменения в развитии детей. Каждый возраст определяет развитие познавательных процессов. Многие ученые полагают, что очень важно обращать внимание на особенности развития познавательной деятельности особенно на начальном этапе обучения. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Младший школьный возраст соотносят с моментом поступления в школу. И к этому времени, как правило, ребенок готов к систематическому обучению в школе. Его психическое и физическое развитие достигло определённого уровня, который позволяет обучаться ребенку в школе.

Младший школьник имеет большой потенциал к развитию познавательных процессов, познавательной деятельности (Литвиняк, 2000, 4).

Восприятие является основой познавательной деятельности, поэтому нормальное умственное развитие ребёнка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие учащихся в начале младшего школьного возраста тесно связано с действиями, с практической деятельностью ребенка. Воспринять предмет – значит, это что-то делать с ним, взять, потрогать его. Да и воспринимается в основном то, что соответствует потребностям младшего школьника, что включается непосредственно в его жизнь, деятельность, на что специально указывает учитель. Восприятие на данном уровне психического развития еще не является в полной мере особой, специфической деятельностью, имеющей свои специальные познавательные цели (Никитина, 2001, 34).

Характерной чертой восприятия является сложность в дифференцировании воспринимаемой информации. Младшие школьники допускают ошибки при восприятии сходных по тем или иным качествам объектов. Часто они делают ошибки при восприятии букв родного языка, путая их в написании. Младший школьник воспринимает предмет хорошо, когда он производит какие-либо действия с ним (Крутецкий, 2003, 322).

Не менее важную роль в формировании познавательной деятельности играет память. Она претерпевает изменения, как и все другие познавательные процессы. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию, особенно на первых порах обучения, без смысловых связей внутри запоминаемого материала. С течением времени особенности памяти ребёнка начинают меняться. Суть этих изменений состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Опора на мышление, использование различных способов и средств запоминания превращают память младшего школьника в истинную психическую функцию, осознанную, опосредованную, произвольную. На протяжении всего младшего школьного возраста возрастает роль произвольной памяти.

Характерными особенностями памяти младшего школьника в начале обучения является то, что младшие школьники лучше запоминают наглядный материал, и запоминание слов, обозначающих предметы, происходит лучше, чем слов, обозначающих абстрактные понятия (Миронов, 2004, 33).

Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения в двух направлениях – усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания, и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления.

В целом память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три – четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. В меньшей степени используется опосредствованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенок будет занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью (Кайнова, 2008, 84).

Процесс обучения младшего школьника предъявляет определенные требования и к воображению ребенка. Основное направление в развитии детского воображение, как считает М.В. Гамезо, это переход к более правильному и полному отражению действительности на основании соответствующих знаний. На первых порах воображение младшего школьника является творческим и произвольным. Как правило, с возрастом усиливается реализм воображения. Характерной особенностью воображения младшего школьника является опора на конкретные предметы. Образ, создаваемый первоклассником ещё расплывчатый и полон деталей, которые он придумал сам и которые не указывались в описании. Но уже во втором классе ученик строго ограничивает свой воссоздающий образ реальными деталями и четко располагает их. Создаваемые образы возникают в соответствии с поставленной задачей. Воображение младшего школьника формируется в процессе его учебной деятельности под влиянием ее требований. Воображение младших школьников, с одной стороны, постепенно освобождается от влияния непосредственных впечатлений, что и придает ему творческий характер. С другой стороны, усиливается реализм их воображения, связанный с развитием способности контролировать и оценивать образы воображения с позиции логики, законов объективного мира (Гамезо, 2003, 49).

Мышление развивается в процессе обучения. С началом систематического школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка. В период младшего школьного возраста мышление ребенка начинает переходить на качественно новый этап развития. В этот период осуществляется переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Безусловно, в начале данного периода наглядно-образное мышление является преобладающем. Основной формой мышления в начале младшего школьного возраста является мышление, опирающееся на наглядность. В учении развивается способность к рассуждению, выводам и умозаключениям. Пока ребенок не получит каких-либо научных знаний, он будет подвластен образу зрительному впечатлению, наглядности. С течением времени ребенок получит знания необходимые для логического объяснения, анализа, что и будет являться характерным проявлением словесно-логического мышления (Азарова, 1999, 81).

С развитием мышления связано развитие речи. С поступлением ребенка в школу происходит увеличение словарного запаса, а также становиться более точным значение слов. В процессе обучения у младшего школьника развивается умение слушать другого человека на протяжении длительного времени, а именно учителя. У младшего школьника развивается навык говорения вслух, в то время как у дошкольника происходило развитие речи «про себя». В младшем школьном возрасте ребёнок оперирует речью как способность выражать свои мысли, идеи и желания. Простой детский рисунок в дошкольном возрасте является своеобразной предпосылкой развития письменной речи в младшем школьном возрасте. Речь в процессе обучения развивается путём чтения вслух и рассказов о своих впечатлениях. Таким образом, речь играет очень важную роль в развитии младшего школьника. Использование грамотной речи требует определённого развития других познавательных процессов, что является основной и главной задачей этого периода (Баранова, 2005, 34).

Основной особенностью внимания является слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления или в младшем школьном возрасте ограничены. Помимо этого, произвольное внимание младшего школьника требует короткой «близкой» мотивации (перспективы получить пятерку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием).

Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Начало обучение в школе стимулирует его дальнейшее развитие. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников. Непроизвольное внимание становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение. Поэтому важнейшим условием организации внимания является наглядность обучения, широкое применение различных наглядных пособий, таких как иллюстраций, рисунков, макетов, муляжей. Однако младшие школьники весьма впечатлительны, поэтому очень яркие наглядные впечатления иногда могут создать такой сильный очаг возмущения в коре головного мозга, что в результате этого затормозится всякая возможность понимать объяснения, анализировать и обобщать материал (Кулагина, 2009, 131).

Успешность учащегося в обучении во многих случаях определяется его учебными мотивами. Основной задачей обучения на начальном этапе является развитие положительной мотивации к обучению в целом. Исследования многих ученых подтверждают тот факт, что установленные мотивы в младшем школьном возрасте являются залогом качественного обучения на последующих этапах развития. У младших школьников на данном этапе развития формируется устойчивая структура мотивов, в которой мотивы учебной деятельности становятся ведущими. В начале обучения важную роль в развитии мотивации играет похвала учителя, затем повышается интерес к оценке и к концу начального этапа обучения мнение коллектива оказывает существенное влияние на развитие мотивации. Широкими социальными мотивами являются мотивы, повышающие самооценку учеников (младшие школьники хотят получить одобрение или похвалу от учителя, желание получить хорошие отметки); мотивы лидерства, а именно желание быть среди первых, быть лучшим в классе. Основным побуждающим фактором обучения для младших школьников является отметка (Дубровина, 2007, 53).

Формирование познавательных способностей связано с тем, что каждый ребенок проходит свой путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и способностей каждого ученика (Волостникова, 2004, 38).

Таким образом, младший школьный возраст – один из важнейших периодов жизни человека. На этом этапе развития ученики накапливают знания об окружающем мире, формируют построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. В формировании познавательной деятельности младших школьников важную роль играют такие познавательные процессы, как память, воображение, восприятие, мышление, внимание.

Формирование познавательной деятельности у младших школьников

Задачи современного обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение школьниками программ, но и в том, чтобы продвинуть их в развитии. Особенное значение работа над развитием детей имеет в начальных классах являющейся фундаментом дальнейшего становления личности школьника.

Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности.

Научить человека плавать можно только в воде, а научить ребенка действовать можно только в процессе деятельности. Вопрос о движущих силах развития ребенка решается в контексте понятия ведущей деятельности. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность.

Что же представляет собой учение как деятельность? В психологии есть разные подходы к этому пониманию, мы излагали понимание целостной учебно-познавательной деятельности как оно представлено в работах В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.

Для того, чтобы осмыслить категорию познавательной деятельности, нужно знать её конкретную структуру. В структуру учения входят те же компоненты, что и в любой деятельности: цель, мотив, действие, средство, результат, оценка.

Для ученика цели обучения трансформируются в мотивы учебной деятельности. Вот почему смыслообразующим началом деятельности учения являются его внутренние побуждения. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны заботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые бы лежали не “вне”, а в самом процессе обучения.

Цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

Учебная деятельность не дана ребенку с самого начала, её нужно построить. Как и всякая деятельность, учение выполняется на основе определенной процедуры. Анализ вариантов описания процедуры учения в разных концепциях дан в работах И.И. Ильясова, А.Б. Ительсона, Н. Ф. Талызиной и других авторов.

Деятельностная теория учения всегда ставила положение о включении усваиваемых действий в процессе учения во главу угла. Она представлена в деятельностной теории учения, известной под названием теории поэтапного формирования умственных действий, которая заложена трудами П.Я. Гальперина. В свете данной теории процесс усвоения рассматривает и Н.Ф. Талызина.

Ядром формирования познавательной деятельности выступает познавательный интерес. Проблема познавательного интереса в педагогике актуальна и популярна. Центральный вопрос, изучаемый нашей дидактикой – это вопрос о месте познавательного интереса в учебном процессе, его источниках и приемах стимуляции, о взаимообусловленности его как мотива учения со способами познавательной деятельности. Этой проблемой занималась Г. И. Щукина и др.

Учебный процесс должен протекать в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, приносящей удовлетворение от участия в ней. Ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика, формируется способность и самообучению, самоорганизации. К. Д. Ушинский определил это так: “Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей”. Формированию познавательной деятельности и способствуют познавательные интересы учащихся, создающие и внешние и внутренние условия обучения.

Структура учебной мотивации связана с эмоциональной сферой. Поэтому очевидно, что познавательный интерес у ученика формируется только в том случае, когда учебная деятельность успешна. Итак, через повышение интереса к учебному материалу и через возбуждение желания учиться, через развитие потребности ученика заниматься познавательной деятельностью мы и формировали познавательный интерес.

Мы выдвинули следующую гипотезу: специально построенная система формирования познавательной деятельности младших школьников способствует развитию у детей всех структурных компонентов учебной деятельности.

Для реализации поставленных задач нами разработана специальная программа по формированию познавательного интереса по двум направлениям:

  • учебное
  • внеурочное.

Цель учебного направления на уроках через:

  • подбор занимательного материала;
  • правильную организацию формирования учебной деятельности, учитывая психологические особенности шестилеток;
  • формирование высокого уровня произвольности, умения планировать и контролировать собственные действия;
  • формирование активности и инициативности, самостоятельности в учебной работе;
  • умение оценивать правильность выполнения собственной работы, создавать предпосылку для формирования учебной деятельности и развития познавательного интереса.

Цель внеурочного направления:

  • путем проведения познавательных праздников;
  • занимательных часов по предметам;
  • факультативных занятий;
  • продолжать формировать познавательный интерес к учебной деятельности.

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность.

Наиболее эффективным средством включения в процесс учения на уроке является игровая деятельность. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения.

Дети очень любят рифмованные строчки, лучше запоминают “правила в стихах”.

Например, каждый урок обучения грамоте мы начинаем с алфавитной песенки:

АБВГДЕЁ – постираем мы бельё,

ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем,

НОПРСТУ – погуляем по мосту,

ФХЦЧШЩ – вот такая чаша,

ЪЫЬ – не запомнятся никак,

ЭЮЯ – вот такая моя семья.

Используем стихи на каждую букву алфавита

А – Вот два столба наискосок, а между ними поясок.

Для упражнения в скором и быстром, чистом произношении используем чистоговорки и скороговорки.

У нас есть коллекция скороговорок на каждую букву алфавита

Чистоговорки присутствуют на каждом уроке. Они повышают интерес к чтению, развивают творчество, познавательную активность, чувство рифмы и ритма.

Загадки дают благодатную почву для развития познавательных способностей детей. В работе используем книгу Елкиной “1000 загадок”. Кроме загадок в стихах используем загадки – шутки.

1. Как зовут девочку, у которой в руках красивая роза?

2. Каких зверей испугался в зоопарке Лева Зайцев? и т. д.

Игры “Доскажи словечко”

“Чей ребенок”
У белки – бельчонокУ галки – …..
У мыши – ………У свиньи – ……….
“Чья жена?”
Лев – львицаГусь – …….
Слон – слонихаИндюк – ………
“Кто где спит?”,“Кто где работает?”.

С целью формирования активности детей можно предложить самим придумать предложения с продолжением.

Следующий занимательный материал – это ребусы, кроссворды, головоломки, лабиринты – позволяет ребенку потренировать внимание, память, формировать саморегуляцию, контроль за своей деятельностью.

Кроме обычных кроссвордов используем кроссворды-тесты, где на вопрос дается три ответа: ребенок выбирает правильный и заполняет кроссворд.

Например: “Игрушки” (по стихотворениям А.Л. Барто).

Дети очень любят слушать сказки. На уроках, при ознакомлении с новым правилом для создания проблемной ситуации, развития внимания, наблюдательности, включаем в урок учебные сказки. Например, при изучении знаков , используем сказку о жадном Петушке, который бегал от цифры к цифре и хотел съесть самую большую. Теперь дети никогда не перепутают, что открытый клювик – знак больше, всегда направлен к большему числу. (показать Петушка).

Приемы, которыми мы пользуемся для повышения интереса к учебному материалу:

1. Прием “Привлекательная цель”

Например, помоги Петушку выбраться из лабиринта чисел (а цель учителя – закрепление последовательности чисел первого десятка).

2. Прием “Удивляй”

Например, дети какой длины будет луч, чтобы на нем уместилось самое большое число? Назовите самое большое число.

3. Прием “Отсроченная отгадка”

В начале урока учитель задает загадку, а отгадка будет открыта на уроке, а может быть и на следующем. Например, перед чтением сказки Ш. Перро задать вопрос “Какой город славится “поющим” животным?”

4. Прием “Фантастическая добавка”

Дети любят фантазировать жить в мире фантазии, нужно дать им эту возможность и на уроке. Например: Мы попали на другую планету, где у инопланетян такие же буквы, но говорят они на непонятном для нас языке. Давайте расшифруем названия животных, которые там обитают.

РАСУСТ /страус/ДУЗЕМА /медуза/КУТИЛА /улитка/КРИКОЛ /кролик/

5. Прием “Лови ошибку”

Главное научить не только мгновенно реагировать на ошибку (светофорчик, хлопок и т.д.), но и доказать почему ошибка и как её исправить. На уроках письмо обычно ошибается Незнайка или Буратино, которые неверно пишут буквы.

6. Прием “Свобода выбора”

На уроках обучения грамоте – читать на любой странице, но обязательно отчитаться – рассказать, нарисовать, а на математике – любое задание из тетради на печатной основе. Прием безотказный – ни одного скучающего лица.

7. Прием “Драматизации и театрализации”

В азбуке Н.М. Батеньковой много таких текстов, которые можно разыграть по ролям – потешки, сказки, диалоги. Или разыгрываем сценки на учебную тему, как в математике Н.Б. Истоминой диалоги Миши и Маши.

8. Прием “Да-нетка” – универсальная игра, которая учит слушать и слышать друг друга.

Таких приемов много, но не будем их перечислять.

Но далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает ещё один источник познавательного интереса – сам процесс деятельности.

Нам нужно правильно организовать формирование учебной деятельности. В первом классе мы берем за основу игровой метод обучения и весь процесс формирования строим на игре.

Для того, чтобы игра стала методом, необходимо соблюдение ряда условий:

1. Учебная задача должна совпадать с игровой;

2. Наличие учебной задачи не должно “задавить” игровую задачу. Важно сохранить игровую ситуацию;

3. Одиночная игра не дает никакого эффекта обучения, поэтому должна быть построена система игр с постепенно усложняющейся учебной задачей.

Для успешного адаптирования к школе и полноценного включения в учебный процесс, преодоления страха перед школой, тревожности, необходимо развивать “комплекс произвольности” – умение контролировать себя, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные усилия. Для этого, мы в течение первой четверти применяли программу игр для детей автора Н.В. Самоукиной. На уроке использовались 1 – 2 игры, они проводились на воздухе или в спортзале.

При проведении этих “уроков-игр” дети стали чувствовать себя намного увереннее и на основных уроках, у них ушла боязнь школы, стали преобладающими положительные эмоции, дети стали организованнее, лучше принимали учебную задачу. Данные игры с правилами – прекрасный способ развития произвольности поведения, формирования волевой и эмоциональной саморегуляции. Требования “к школьному” поведению должны вводится постепенно. Это мы делаем в форме стихотворных пожеланий. Например, для организации урока:

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.

Самостоятельная работа – одно из важнейших средств для развития интереса. Но ребенку будет интересно, если он выполнит задания, поэтому вводим поуровневое обучение.

Следующая предпосылка учебной деятельности – умение планировать свои действия. Это умение более всего развивается на уроках труда, при различных видах конструирования. Важно учить детей самоконтролю. Этому помогают различные схемы, модели.

Нужно научить детей не бояться ошибок, а умело исправлять их. Хорошим средством для развития самоконтроля является комментирование.

Прием “Найди красивые…”

Например: Найди у себя самую красивую букву, а теперь самую некрасивую.

Познавательный интерес напрямую зависит от успешности школьного обучения. Он является реальной силой для преодоления отставания в учении. В первую очередь надо определить причины отставания. Они могут быть разнообразны, но в основном это недостаточная сформированность познавательных процессов. Поэтому учебные задания должны включать в себя всю систему познавательных операций, начиная с самых простейших действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением и заканчивая операциями логического и творческого мышления.

Мы использовали на уроках тщательно разработанную систему познавательных задач и ориентировали их на планомерное развитие и формирование устойчивого интереса и положительной мотивации учения. Для этого мы использовали пособие под редакцией Виноградовой Н.К. “Развиваем способности детей” 1 класс. Приведем пример, как на уроке математики, а затем обучения грамоте развиваем различные характеристики произвольного внимания и отрабатываем счет предметов, навык чтения.

1. Раскрась предметов столько, сколько написано под рисунком и т.д.

1. Развитие слуховой памяти игра “Учитель-ученик”. Работа в парах.

У детей карточки с набором слов. Первый читает медленно, задача второго найти закодированное слово, которое получается из первых букв каждого слова:

Сын облако кошка – СОК

Мама искра родина – МИР

2. Развитие ассоциативной памяти:

Учитель читает слово, дети рисуют значки. Или учитель говорит слово, дети – определение.

а затем подписывают к определениям исходные слова.

3. Задания на развитие пространственного мышления:

Посмотрите внимательно на рисунок и ответьте на вопросы:

  • Если поросенок пошел на одну клетку влево, сколько морковок он нашел?
  • Видите ли вы на картинке овощ, о котором говорят “Сто одежек и все без застежек”?
  • В какую сторону надо идти поросенку, чтобы найти огурец?

4. Задания на развитие логического мышления:

  • Рассказы с перепутанными предложениями
  • Составь картинку из частей
  • Распредели картинки по порядку.
  • Продолжи закономерность.

В основе всех приемов лежат действия детей: действия с фигурами, с предметами, со словами, с числами. Ведь не зря гласит китайская мудрость: “Я слышу – я забываю, Я вижу – я запоминаю, Я делаю – я понимаю”.

Мы применяем много игр с использованием детской продуктивной деятельности:

“Сложи букву, цифру” из палочек, вылепи из пластилина, сложи из ниток и т. д.

Познавательная деятельность ребенка не ограничивается лишь уроками, а продолжается в их внеурочной деятельности. В процессе организации внеклассной работы необходимо воспитывать общий интерес к знаниям. Научить ребенка удивляться и быть наблюдательными. Этому способствуют экскурсии. Тематика экскурсий:

  1. На природу.
  2. По родному селу.
  3. По главным объектам села.

Но обязательно перед проведением экскурсий замотивировать детей. Например, хотите узнать, где прячется осень? Или А вы знаете, как к нам в дом попадают газеты и журналы?

Следующий блок внеклассной работы – это часы общения. Они проводятся в форме праздника, игры, викторины, КВНа. Тематика:

  1. “Здравствуй, это – Я”
  2. “Моя любимая игрушка”
  3. Праздники “Мои первые в жизни каникулы”
  4. КВН – букварь
  5. “До свиданья, первый класс”
  6. Викторины “Кто хочет стать Знайкой”

В рамках декад по предметам в младших классах проводим “Интеллектуальную ярмарку”, занимательные часы по предметам.

С целью преодоления неуспешности в учении и дальнейшего развития познавательного интереса мы проводим факультативный курс “Уроки психологического развития”. Это авторская разработка кандидата педагогических наук Натальи Петровны Локаловой.

1. Задания выполняются в игровой форме;

2. Осуществляется безотметочное оценивание;

3. Является средством личностного развития ребенка.

Эти уроки могут быть эффективны только при условии их систематического проведения: минимум 1 раз в неделю.

Задачи вводной части: создание положительного эмоционального фона.

Задания для основной части подбирались с учетом направленности на осуществление дифференциации познавательных структур.

Задача заключительной части – подведение итогов, обсуждение результатов работы и трудностей, которые возникали у детей.

В заключение хочется сказать, что мы постарались в нашей работе пронести мысль о том, что познавательная деятельность доступна для анализа: в ней всегда можно выделить конкретную систему действий. Учитель может управлять процессом учения. И это позволит ему повысить эффективность своей работы. Надеемся, что многие разделят нашу заботу по формированию положительных эмоций и познавательного интереса у первоклассников.

Постановка проблем, совместный поиск, игра и сказки – вот те средства, которые помогают открыть детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным.

Экскурсии, часы общения, праздники, КВНы, викторины, факультативные занятия – все это помогает поддерживать и формировать интерес к учению.

Хотелось бы подчеркнуть, что формирование познавательной деятельности – не самоцель. Цель учителя – воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.

Учитель в процессе обучения опирается на веру во всеобщую талантливость детей, на известный с времен античности девиз “Учись обучая” и на психологическую парадигму “Успех рождает успех”.

Организация познавательной деятельности младших школьников

Особенности организации познавательной деятельности детей младшего школьного возраста

Познавательная деятельность является одним из видов воспитывающей деятельности. Ее цель — формирование отношения к познанию, науке, книге, учению. Можно без преувеличения сказать, что познавательная деятельность открывает ребенку окно в мир знаний, мир книг, мир удивительных открытий.

Познавательная деятельность требует интеллектуальных усилий, анализа, размышления. В ней развиваются мыслительные способности детей, расширяется круг знаний. Поэтому задача учителя — увлечь всех детей познавательной деятельностью, наполнив ее интересным содержанием.

Познавательная деятельность выполняет в воспитании важную роль. Она способствует развитию потребности в книге, в чтении, так как увлеченность детей данной деятельностью заставляет их искать дополнительную информацию в справочниках, энциклопедиях, научно-популярных изданиях. Немаловажно также и то, что в познавательной деятельности формируется понимание ценности знания, отношение к знанию как к ценности, значимой для общества и для отдельной личности.

Поскольку предметом (содержанием) познавательной деятельности являются научные знания, в ней закладываются основы мировоззрения ребенка, его отношение к реальному миру. И, наконец, в процессе познавательной деятельности происходит формирование духовной культуры, так как в знаниях о мире сконцентрирован опыт человечества, который и становится объектом освоения для ребенка.

Нельзя забывать и о том, что в познавательной деятельности имеет значение не только содержание, но и способы осуществления, благодаря которым происходит приобщение детей к культуре умственного труда. Участвуя в познавательной деятельности, дети учатся работать со словарями, справочниками, энциклопедиями, у них формируются навыки активного чтения, благодаря которому они учатся открывать и добывать знания, а не просто усваивать их в готовом виде.

Содержание познавательной деятельности младших школьников многообразно. Оно включает сообщения о фактах окружающей жизни; сведения о событиях в мире: политических, общественных, спортивных, культурных и многих других; организацию чтения книг, журналов, газет и их обсуждение; изучение природных объектов и явлений, знакомит с жизнью и деятельностью замечательных людей и др.

Подбирая то или иное содержание познавательной деятельности, необходимо помнить о психологических особенностях младших школьников. Поэтому оно должно быть эмоционально окрашенным, доступным по изложению, красочно оформленным, имеющим элементы занимательности, содержащим сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.

Так же многообразны и формы познавательной деятельности. Чтобы быть привлекательными и интересными для детей данного возраста, они должны отвечать следующим требованиям.

Во-первых, формы познавательной деятельности должны быть достаточно разнообразными, чтобы постоянно вызывать интерес детей. Для этого мы советуем учителю вести картотеку различных форм воспитывающей деятельности, в том числе познавательных игр, мероприятий, коллективных творческих дел. Картотека поможет учителю не повторяться, она стимулирует поиск, разработку, накопление новых нестандартных форм воспитательной работы с детьми. На каждую карточку занесена одна из форм различных видов воспитывающей деятельности: познавательной, общественной, трудовой, художественной, спортивной, ценностно-ориентировочной, свободного общения. Карточки разделены по видам деятельности и хранятся в конвертах. Так их легче пополнять и находить нужные. Планируя в начале учебного года воспитательную работу, учитель раскладывает карточки и отбирает те формы, которые еще не были использованы в предыдущем году. Так, постепенно накапливая методический материал, учитель совершенствует свое профессиональное мастерство, а жизнь детского коллектива становится богаче и интереснее.

Во-вторых, формы воспитывающей деятельности должны учитывать желание ребят померяться силами, поэтому элементы состязательности можно включать в любые игры и дела, особенно такие, как смотры знаний, конкурсы эрудитов, знатоков, аукционы знаний, викторины и другие.

В-третьих, необходимы наглядность, яркость, красочность оформления всех форм познавательной деятельности. Можно использовать и сказочных героев, которые приходят к детям (Мудрец, Волшебник, Сказочник, доктор Айболит, королева Осень, мудрая книга Энциклопедия и др.), и необычные элементы: специальные шапочки с кисточками, гонг, наглядно оформленные для «продажи» вещи на аукционе знаний; Мойдодыр со своими помощниками — Мылом, Щеткой, Зубной пастой (каждый в соответствующем костюме) на празднике «В гостях у Мойдодыра»; сказочные рисунки, соответствующая музыка, таинственные знаки, вещи, принадлежащие героям разных сказок в «Сказочной шкатулке» и т. п. Дети младшего школьного возраста эмоциональны, динамичны, чувствительны, и красочные элементы познавательных дел больше привлекут их на первых порах, чем само содержание, но постепенно появится вкус к познанию, к поиску познавательного материала.

Эффективность познавательной деятельности зависит от соблюдения ряда методических условий. Как было сказано выше, содержанием познавательной деятельности является информация о событиях, фактах, явлениях, людях и т. п. Чтобы обеспечить постоянный интерес детей к процессу познания, необходимо постепенно увеличивать объем информации, которую получают дети. Сначала это только сведения о некоторых фактах, явлениях, событиях, которые дети в основном слышат от учителя или других взрослых. Но по мере накопления опыта познавательной деятельности, а также практических умений (умение работать с книгой, придумывать вопросы и искать ответы на них, отбирать нужную информацию, а главное — участие детей в ее добывании) растет их самостоятельность и активность, появляется увлеченность самим процессом познания.

Поэтому важным условием успешности познавательной деятельности можно назвать включение каждого ребенка в ее осуществление при разнообразии его ролей в этой работе. Ребенок должен ощутить свою причастность к познавательным делам. И если на первых порах он чаще выступает в роли слушателя, зрителя, исполнителя, то по мере использования различных форм и активизирующей коммунарской методики ребенок пробует себя в разнообразных ролях: участника планирования, обсуждения; организатора какого-либо этапа общего дела, игры; члена совета дела, жюри; именинника, строгого судьи и др. То есть речь идет не только об увеличении объема информации, но и о возрастании степени участия детей в познавательной деятельности: от пассивной к активной, от менее самостоятельной к более самостоятельной, от исполнительской к организаторской, от репродуктивной к творческой.

Очень важным условием является обращение к занимательным формам познавательной деятельности. В этом возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. Поэтому, чтобы увлечь детей, приохотить к сложной интеллектуальной деятельности, необходимо начинать с игровых, занимательных форм, чтобы потом, когда интерес будет сформирован и удовольствие будет доставлять сам процесс познания, можно переходить к более серьезным формам. Но это уже задача для тех, кто работает со старшеклассниками. Использование занимательных форм создает радостный психологический настрой, способствующий появлению желания заниматься свободной познавательной деятельностью за пределами класса, школы.

Какую методику выбрать для организации познавательных дел и игр? Самой эффективной на современном этапе является, на наш взгляд, коммунарская методика, лежащая в основе педагогики сотрудничества. Суть ее в том, что в каждой игре, в каждом коллективном творческом деле (КТД) ребята сами ставят цели, сообща вырабатывают план действий, собирают необходимую информацию в процессе подготовки, осуществляют задуманное, анализируют и оценивают результаты. Позиция педагога — не над детьми, а вместе с ними. Он товарищ по совместной деятельности. Организация и проведение познавательных дел и игр в этом случае строится не по шаблону, не по готовому сценарию, а рождается в результате коллективного размышления, поиска лучшего варианта.

Познавательная активность детей младшего школьного возраста

Рубрика: Психология

Дата публикации: 28.01.2018 2018-01-28

Статья просмотрена: 7360 раз

Библиографическое описание:

Доронина, Н. Н. Познавательная активность детей младшего школьного возраста / Н. Н. Доронина, О. А. Чернова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 4 (190). — С. 176-178. — URL: https://moluch.ru/archive/190/48075/ (дата обращения: 17.11.2021).

В данной статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследование познавательной активности младших школьников. При помощи выбранных психодиагностических методик выявлен уровень развития познавательной активности учащихся 4 класса.

Ключевые слова: познавательная активность, учащиеся младших классов, диагностика.

Проблема исследования познавательной активности младших школьников обусловлена тем, что в условиях модернизации общего образования России необходимо реализовать новую развивающую модель преподавания в начальной школе для развития личности школьника, а также для повышения уровня интереса к обучению, желания и умения учиться.

Развитие познавательной активности школьников — одна из важнейших проблем современной психологии. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.

На сегодняшний день образование младших школьников необходимо направлять на развитие познавательной активности личности как основы личностного развития, так как именно в процессе начального обучения закладываются основы навыков обучения, который в дальнейшем становится основным условием непрерывного образования. Несовершенство традиционной системы контроля и оценки знаний учащихся зачастую входит в противоречие с мотивационной сферой учебного процесса.

Важным является разработка новых образовательных подходов, выбор содержания, средств, организационных форм и методов обучения, которые бы способствовали развитию познавательной активности детей младшего школьного возраста, а также нестандартному решению профессиональных задач [1, с. 13].

Несмотря на распространенное оперирование в психологической теории и практике термином «активность», это понятие оказывается очень сложным и неоднозначным в интерпретации многих исследователей. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность — более широкое понятие, чем деятельность [4, с. 17].

Так, по мнению А. Н. Леонтьева, активность — понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов — раздражителей. Н. Н. Поддъяков выделяет два типа детской активности: собственную активность и активность ребенка, стимулируемую взрослым [6, с. 77].

Изучением различных аспектов проблемы познавательной активности личности занимаются многие авторы (Б. Г. Ананьев, Д. Б. Богоявленская, М. Матюшкин, М. И. Лисина, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Г. И. Щукина и др.). В психологической науке не существует единства в понимании феномена познавательной активности человека. Для обозначения сути данного явления существует множество понятий: «ценное личностное образование» (Г. И. Щукина), «деятельное состояние» (Т. И. Шамова), «стремление человека к познанию» (Т. И. Зубкова).

По мнению Е. Н. Лекомцевой, А. С. Пикина, «познавательная активность младших школьников является важным фактором улучшения и одновременно показателем результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию» [2, с. 58].

На основе анализа научной литературы по проблеме исследования выявлено, что под познавательной активностью младших дошкольников следует понимать личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания. Выражается познавательная активность в стремлении к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, готовность ребёнка к учению и желание процесса обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.

Учитывая особенности развития познавательной активности младших школьников, Т. И. Шамова выделяет три уровня проявления познавательной активности младших школьников:

1) воспроизводящая активность;

2) интерпретирующая активность;

3) творческая активность [7, с. 46].

В данном исследовании будем придерживаться следующей классификации: высокий, средний и низкий уровень познавательной активности.

Целью данного исследования является выявление уровня развитости познавательной активности детей младшего школьного возраста. Выборка исследования составила 83 человека, а именно учащиеся 4-го класса МБОУ СОШ № 48 г. Белгорода.

В качестве основных психодиагностических методик в исследовании использовались:

  1. Методика «Познавательная активность младшего школьника» (А. А. Горчинская). Цель данной методики — оценить степень выраженности познавательной активности младших школьников.
  2. Методика экспертной оценки, выявляющая уровень познавательной активности младших школьников (Г. И. Щукина). Экспертами могут выступать лица, имеющие знания о предмете исследования. В нашем случае экспертами выступают: учитель, школьный психолог и родители учеников.

Познавательная активность направлена на удовлетворение познавательного интереса, а её уровень характеризует потребностно-мотивационную сторону детей младшего школьного возраста. Таким образом, методики, выбранные нами для диагностики уровня развитости познавательной активности детей младшего школьного возраста, позволяют нам судить об уровне познавательной активности (ПА) школьников.

Выраженность показателей познавательной активности (ПА) детей младшего школьного возраста по методике Горчинской А.А в целом по выборке отражена в таблице 1.

Распределение учащихся по уровню выраженности познавательной активности (по методике ГорчинскойА.А.)

Уровень сформированности познавательной активности

Количество учеников, чел.

Количество учеников,%

Познавательная деятельность младших школьников – особенности, способы и средства развития

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: У каждого школьника свои интеллектуальные особенности, при помощи которых он получает знания и представления об окружающих его предметах и событиях.

Статья:

Младший школьный возраст является важным этапом в жизни ребенка. В это время дети приобретают основную базу знаний о мире, который их окружает. Познавательные способности человека необходимо развивать именно в этом возрасте. Одновременно с их развитием повышается и уровень интеллекта.

У каждого школьника свои интеллектуальные особенности, при помощи которых он получает знания и представления об окружающих его предметах и событиях. К ним относятся мышление, внимание, память, восприятие и воображение. Эти познавательные способности младших школьников нуждаются в постоянной тренировке и усовершенствовании, тогда дети легче включаются в обучение, больше усваивают материала и меньше устают.

Особенности познавательных процессов в младшем школьном возрасте

Восприятие.

Когда дети приходят в школу, их восприятие уже достаточно развито, но носит непроизвольный характер. В первую очередь воспринимаются яркие стороны предметов (цвет, форма), а уже потом все остальное. Благодаря этому процессу, у ребенка складывается своя картина мира, путем целостного отображения каких-либо событий, предметов и ситуаций. По отражению информации восприятие может быть двух видов: описательное и объяснительное. Дети с описательным видом больше ориентированы на описание предметов, хорошо запоминают тексты и могут очень точно их пересказать, но в суть произведения особо не вникают. Школьники с объяснительным восприятием стараются уловить смысл, проанализировать, но хуже запоминают содержание.

Мышление.

У дошкольников мышление чаще наглядно-образное. В младшем школьном возрасте развитие познавательных способностей приводит к трансформации его в словесно-логическое. Мышление состоит из нескольких компонентов: анализ, сравнение, синтез, обобщение, конкретизация. Анализ — мысленное разделение объекта на части и выделение присущих ему свойств и качеств. Младшим школьникам легче анализировать предметы с использованием наглядных макетов. Сравнение — сопоставление объектов или явлений по определенным признакам, нахождение сходства и отличия. Младшим школьникам свойственно сравнивать объекты по ярко выделяющимся признакам (форма, цвет). Обобщение им порой дается трудно без помощи взрослых. Синтез взаимосвязан с анализом, позволяет мысленно выстраивать цепь логически связанных событий. Чем лучше у ребенка развит анализ, тем эффективнее синтез. Развитию способности ребенка конкретно мыслить способствует изучение правил, законов и схем.

Воображение.

Это способность к созданию новых образов. Младшие школьники на начальном этапе обучения могут создавать образы, приблизительно характеризующие объект, но по мере развития этой способности, растет количество деталей и признаков.

Внимание.

У детей в этом возрасте внимание довольно неустойчивое и лабильное. Они не могут долго концентрироваться на одном предмете, быстро устают. Внимание бывает произвольным и непроизвольным. Непроизвольное не требует усилий, возникает, когда привлекает что-то яркое, эмоциональное. Произвольное внимание требует определенных усилий, чтобы сосредоточиться, обычно при этом преследуется какая-либо цель. Важно развивать этот вид внимания, чтобы облегчить учебный процесс.

Развитие познавательных способностей у младших школьников педагогами и родителями положительно сказывается на интеллекте ребенка, снижает вероятность умственной перегрузки и усталости. Познавательная деятельность младших школьников может осуществляться разными способами, но главным образом, конечно же, через игры.

Активизация познавательной деятельности младших школьников через интеллектуальные игры

Развивающие игры – самый эффективный метод расширения кругозора. Они позволяют легко привить тягу к знаниям, открытию чего-то нового. Увеличивается словарный запас, раскрываются сильные стороны личности ребенка, его таланты и способности, улучшается работа мышления. Подвижные игры помогают развиться физически.

Различают несколько видов интеллектуально-развивающих игр:
  • сюжетно-ролевые (в основе самодеятельность);
  • игры с правилами (в основе четкая программа, без самодеятельности).

К сюжетно-ролевым относят еще строительные. А игры с правилами делятся на подвижные, дидактические и игры-забавы.

В играх часто совершаются новые открытия, а они необходимы для повышения интеллектуальных способностей. Сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку развить и закрепить положительные качества личности (находчивость, организованность, смелость, ответственность, сила воли). Улучшается настроение, появляются веселье, задор, радость. На эмоциональном подъеме учебный процесс протекает легко и непринужденно.

Развитие способностей у детей будет более эффективным, если они обеспечены оптимальным количеством различных интеллектуально-развивающих игр.

Ссылка на основную публикацию