Играем пальчиками – развиваем речь

Скачать:

ВложениеРазмер
konsultatsiya.doc51 КБ

Пальцы приобретают силу и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Играем пальчиками и развиваем речь

“Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.
В.А.Сухомлинский

Цель работы: развитие и совершенствование тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук детей дошкольного возраста в период подготовки к школьному обучению.

  1. Формирование и коррекция всей речевой системы.
  2. Развитие высших психических функций в комплексе, в том числе слухового внимания, зрительной памяти.
  3. Развитие кинестетических ощущений, подражательных способностей.

Движения пальцев рук у людей совершенствуются из поколения в поколение, так как люди выполняют руками все более тонкую и сложную работу. В древние времена требовалось все большее общение, обмен мыслями. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции руки в человеческом мозге.

Аналогично этому идет ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Наша речь имеет неврологические основы. Головной мозг – это высший отдел нервной системы. Он управляет деятельностью всех структур нервной системы, в том числе и речи. М.М.Кольцова в работе “Ребенок учится говорить” указывает на то, что речевые области формируются под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук.

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.

Сенсорная (импрессивная) речь – это восприятие и понимание речи. В 1874 году Э. Вернике было установлено, что в коре головного мозга имеется зона сенсорной речи. Ее назвали зоной Вернике.

Различают и моторную (экспрессивную) речь – произнесение звуков самим человеком. В 1861 году ее обнаружил нейрохирург П. Брока. Эта речевая моторная зона, или зона Брока, у правшей находиться в левом полушарии мозга, а у левшей в большинстве случаев в – правом. Речевая моторная зона Брока находится в непосредственной близости от двигательной зоны коры головного мозга. Поэтому наша речь и моторика (движение) тесно взаимосвязаны и развиваются параллельно.

Что такое тонкая моторика? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Учеными была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы и наоборот.

Пенфилд Д. – канадский нейрохирург, последние десятилетия вел большую работу по составлению “карты” речевых зон мозга. Если внимательно посмотреть на его “карту” головного мозга, то бросается в глаза, что двигательная речевая область (зона Брока) расположена совсем рядом с двигательной областью пальцев рук и является ее частью.

Обращает на себя внимание тот факт, что около трети всей площади двигательной проекции занимает кисть руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Здесь проекции частей тела в двигательной области показаны в образной форме.

Изучая взгляды Эльконина на развитие личности, мы узнаем, что основное понятие у него это ведущая деятельность, т.е. та деятельность, в которой происходят основные новообразования данного возраста. Что и является основой для организации развития и обучения детей. Ведущие деятельности последовательно сменяют друг друга.

Виды деятельности детей дошкольного возраста:

  • Эмоциональное общение младенца с взрослыми (0–1 г.)
  • Предметно-монипулятивная деятельность детей раннего возраста (1–3 л.)
  • Ролевая игра (3–7 л.)

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6–7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание, и поглаживание ежедневно в течение 2–3 минут.

Уже с десятимесячного возраста проводятся активные упражнения, вовлекая больше пальчиков с достаточной амплитудой.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки, комплексы упражнений с одновременным проговариванием текста, четверостиший

Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. “Ладушки”, “Сорока”, “Этот пальчик” – первые игры, с которыми знакомится ребенок. Они передаются из поколение в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, развивать понимание обращенной речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно – моторной интеграции. В том числе и РЕЧИ, а в дальнейшем формированию письма.

Пальчиковая гимнастика включает в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность.

По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

Учитывая тот факт, что активные движения тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объем пальчиковых игр и использовать их в работе с дошкольниками. Эти игры и упражнения дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять моральное напряжение.

Она должна проводиться регулярно, только тогда будет, достигнут наибольший эффект.

Пальчиковая гимнастика включает в себя ряд блоков упражнений, целью которых является развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук.

Рекомендации для проведения упражнений:

1) после каждого упражнения необходимо расслаблять пальцы (потрясти кистями рук);
2) пальцы лучше нагружать равномерно;
3) поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она может быть использована не только на занятиях по развитию речи, но и на других занятиях, входить в режимные моменты, индивидуальную работу и другие виды деятельности.

Комплекс упражнений пальчиковой гимнастики.

Сжимание – разжимание кулачков.
Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.

Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.

Напряжение – расслабление пальцев.

Дети сплетают пальцы, соединяют ладони и стискивают их как можно сильнее. Потом опускают руки и слегка трясут ими.

Наши пальчики сплетем
И соединим ладошки.
А потом как только можем
Крепко – накрепко сожмем.

Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперед, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше

Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.

Сгибание – разгибание всех пальцев вместе и по очереди

Дети сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом, сгибают и разгибают пальцы по очереди, начиная с большого пальца правой руки.

Мы рисуем бегемота.
Кто желает поработать?
Каждый палец рвется в бой
И кивает головой.

Упражнение для кончиков пальцев.

Дети постукивают по парте подушечками пальцев одновременно.

Пальцы в гости приходили,
Тук, тук, тук – стучались в дверь.
Только дверь им не открыли:
Думали, там страшный зверь.

Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают указательный палец вверх и вращают им сначала в одну, а потом в другую сторону.

Палец указательный
Умный и внимательный.
Занят делом постоянно.
Он – помощник капитана.

Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают мизинец вверх и качают им во всех направлениях.

Посмотрите, что за пальчик!
Ловко прыгает, как зайчик.
На бревно и на пенек
Скок да прыг и прыг да скок!

Выгибание прямых пальцев.

Дети сгибают правую руку, опускают локоть вниз, кисть смотрит вверх. Потом сгибают руку в запястье и левой рукой отгибают вниз большой палец, стараясь прижать его к запястью.

Репа здесь у нас растет.
Открывай пошире рот.
Нужно рот сильней открыть,
Чтобы репу проглотить.

Разные движения пальцами.

Дети сжимают оба кулачка, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают “резать” ими воображаемую бумагу.

Пара ножниц есть у нас,
Пригодятся нам не раз.
Кто из нас такой отважный,
Что разрежет лист бумажный.

Дети сцепляют большие пальцы и тянут в разные стороны.

Тренируются весь день
И бороться им не лень.
Вот какие молодцы,
Настоящие борцы!

Вращение пальцев с упором.

Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают безымянный палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в одну и в другую сторону.

Если пальчик пожалеть,
Пальчик может ослабеть.
Мы болезней ждать не будем,
Безымянным пальцем крутим.

Упражнения для запястья.

Дети складывают ладони вместе, пальцы смотрят вверх, локти – в разные стороны. Затем, не разжимая ладони и не опуская локти, опускают кисти рук вниз, прогибая запястья.

Мы ладони сложим вместе,
Словно их слепили тестом.
Начинаем опускать.
Только, чур, не разжимать!

Касание подушечками пальцев соответствующей ладони.

Дети растопыривают пальцы, а затем начинают одновременно сгибать средние, касаясь подушечками соответствующей ладони.

Средний палец – старший брат,
Он помочь братишкам рад.
Засучивши рукава,
Начал он колоть дрова.

Дети растирают безымянный палец левой руки указательным и средним пальцами правой.

Долго – долго суп варился,
Котелок наш закоптился.
Будем мы его тереть,
Чтобы начал он блестеть.

Упражнение для ладоней.

Дети хлопают тыльными сторонами ладоней.

Руки вытянем вперед,
А потом свои ладошки
Развернем наоборот
И похлопаем немножко

Потягивание пальцев одной руки другой рукой.

Дети тянут мизинец левой руки большим и указательным пальцами правой.

Самый маленький из пальцев
Хочет вырасти чуть – чуть.
Надо, братцы, постараться
И мизинчик потянуть.

Вращение пальцев одной руки с помощью другой руки.

Дети берут средний палец левой руки правой рукой и вращают его в одну и в другую стороны.

За столом сидит Антошка
И в стакане крутит ложкой.
А зачем же, отвечай?
Просто он мешает чай.

Упражнение для подушечек пальцев.

Дети ставят на парту подушечки обоих средних пальцев и нажимают ими на парту, перенося на них часть своего веса.

Пальцы в парту упираем,
Потихоньку нажимаем.
Если же сильней нажмем,
Дырку в парте мы проткнем.

Упражнение удобнее выполнять стоя. Дети ставят подушечку среднего пальца правой руки на край парты и опускают руку как можно ниже, растягивая палец.

Средний палец – самый длинный
Разогнул свою он спину,
В полный вытянулся рост –
Будет через речку мост.

Сжимание края парты пальцами.

Дети ставят подушечки больших пальцев сверху на парту, а подушечки других пальцев – снизу и зажимают край парты кончиками пальцев как можно сильнее.

Мы на парту пальчик ставим.
Снизу – четверо друзей.
А теперь сильнее давим –
Будут пальчики сильней

Составление из пальцев различных фигур.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются: средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию.

Дом стоит с трубой и крышей
На балкон гулять я вышел.

Гимнастика с учебными предметами.

Дети кладут ручку на средний палец правой руки, большим пальцем прижимают ручку, указательным начинают покачивать ее.

Мы ручку правильно берем,
Кладем на средний палец,
Теперь большим его прижмем,
А указательным ведем,
Чтобы она качалась.

Пальчиковое чтение и пальчиковая азбука.

Пальчиковая гимнастика может быть частью занятий по обучению грамоте в старших группах. После знакомства с первыми согласными звуками детей можно обучать чтению по подставляемым ориентирам. В слоге слиянии “согласный – гласный” таким ориентиром является гласный звук. Для этого пригоден метод “пальчикового” чтения с использованием символов гласных звуков:
а – большой круг, указательный пальчик;
у – маленький кружок, средний пальчик;
о – овал, безымянный пальчик;
и – полоска, мизинец.

Большой палец – согласный звук.

Согласный звук подставляется по мере изучения, место гласного не меняется.

Сначала на пальчики детям надеваются колпачки с символами звуков, затем они работают по памяти, меняя согласный звук.

Метод “пальчикового” чтения помогает активизировать детей, вызывать у них интерес к чтению, поскольку предлагается в игровой, занимательной форме.

Обучение на основе усвоения детьми позиционного принципа чтения слогов типа согласный – гласный, доведенное до автоматизма “пальчиковым” чтением, позволяет быстро и без проблем считывать слоги.

Еще одним интересным методом обучения чтению детей дошкольного возраста, является пальчиковая азбука. Каждая пальчиковая комбинация представляет зрительно – пространственный образ буквы русского алфавита. Ее неоднократное повторение значительно развивает мелкую моторику, речь, внимание, память, мышление, зрительно – пространственное восприятие и конструктивный праксис.

Пальчиковая азбука – одно из средств профилактики оптической дисграфии и дислексии. Ее использование способствует эффективной подготовке ребенка к школе. Интерес к выполнению заданий и процессу чтения в целом значительно повышается при ознакомлении детей со стихами, посвященными каждой букве пальчиковой азбуки.

Вывод. Двигательная и речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длинный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь индивидуален и не равномерен. В определенный период все процессы синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности, способный адекватно реагировать на те требования, которые предъявляет ребенку социальное окружение.

Очень важно, чтобы родители знали нормы двигательного и речевого развития ребенка, отслеживали этапы становления различных навыков. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие (Приложение).

Повторимся, что движения тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук, имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.

И это только основа для творческой деятельности педагога. Если проводить пальчиковую гимнастику под музыку, то она превращается в пальчиковые танцы. А если объединить все упражнения одним сказочным сюжетом, то это уже пальчиковый театр. Согласитесь есть место для фантазии.

Список использованной литературы.

  1. Анищенко. Е.С Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенко – М.: Астрель, 2006 г.
  2. Узорова.О.В, Нефедова. Е.А Пальчиковая гимнастика /О.В.Узорова, Е.А.Нефедова – М.:Астрель, 2004 г.
  3. Поваляева. М.А “Справочник логопеда” Р.на Д. – 2003 г.
  4. Цвынтарный. В “Играем пальчиками и развиваем речь” / Цвынтарный. В СПб.: Лань, 1996 г.
  5. Петербургский научно-практический журнал “Дошкольная педагогика” № 7 – 2008 г., № 3 – 2005 г.
  6. Рыжанкова Е.Н. “Пальцы развиваем, буквы составляем” М.: Сфера, 2009.

Дети берут средний палец левой руки правой рукой и вращают его в одну и в другую стороны.

Конспект НОД «Пальчиками играем — развиваем речь»

Добриева Хава Бекхановна
Конспект НОД «Пальчиками играем — развиваем речь»

«Пальчиками играем– развиваем речь».

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли».

В. А. Сухомлинский

Совсем недавно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс. Дети, сызмальства усаживаемые за компьютер и овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали разговаривать.

Разбираясь в причинах происходящего, напуганные всерьез ученые выяснили – все дело в том, что, пользуясь клавиатурой, а не обычными ручкой – карандашом при письме, ее воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом, не стимулирующие развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от этих зон и зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций. Таким образом, «дедовские» методы обучения грамотности были срочно возвращены назад. Вот почему в последнее время развитию мелкой (тонкой) моторики педагоги и психологи уделяют все большее значение.

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научно факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто необходимо!

Хорошо развития мелкая моторика активно взаимодействует также со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Да и разве сама по себе хорошо развитая рука приносит мало пользы?Ведь именно благодаря ей человек всю жизнь делает так много нужных вещей: пишет, рисует, застегивает пуговицы и завязывает шнурки, работает на том же компьютере.

А как же в «старые» времена люди росли без различных развивающих методик и вырастали в настоящих рукастых мастеров? – спросите Вы.Все просто: «бытовых» занятий, отлично развивающих руку и пальцы, огромное количество! Сейчас они также незаслуженно забыты – время диктует свои правила, избавляя нас от множества дел. Ну кто сейчас, к примеру, возьмется перебирать крупу?А это занятие всегда было закреплено за младшими в семье: расторопные пальчики и зоркие глазки – лучшие помощники в таком деле. Кстати, и терпение тренировалось, и усидчивость, и сосредоточенность. Прополка грядок и сбор ягод, лепка пельменей, заплетание кос, штопка, шитье, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок из дерева и лепка из глины… Почти все домашние дела так или иначе делались руками. Да и с пуговицами –шнурками сегодня дети все меньше общаются: липучки и «молнии» экономят время, силы и тормозят развитие мелкой моторики.

В настоящее время пальчиковые игры непременно сопровождают процесс обучения и развития детей дошкольного возраста, помогают развить мелкую моторику, мышление, речь детей. В ходе игры ребенок осваивает различные пальчиковые позиции: попеременное, одновременное сгибание, разгибание, сжатие и расслабление пальцев, встряхивание, соединение, обхваты пальцами. Регулярное повторение упражнений способствует развитию внимания, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.

На пятом году жизни постепенно определяется «лидерство»одной из рук: правой или левой, именно эта рука берет на себя выполнение большей части работы. Одновременно с этим еще большее значение приобретает синхронная работа рук. Синхронизация движений имеет важное значение для стабилизации психофизических процессов организма. Неменьшую ценность имеет работа, основанная на поочередном выполнении движений (левой, правой рукой). Упражнения этого вида благотворно влияют на организацию мозговой деятельности ребенка, а значит, заслуживают особого внимания. Самомассаж пальцев улучшает тонус и кровообращение мышц кисти, стимулирует активные точки, имеющие связи с мозговыми центрами (речи, мышления и т. д.). Важную роль играют упражнения на развитие более точного движения рук под контролем зрения в схеме «глаз – рука». На совершенствование такой координации работает равномерное приложение мышечных усилий к пишущему инструменту в течение определенного отрезка времени. Данные упражнения активизируют зрительно-моторную координацию, подготавливают руку ребенка к овладению графическими навыками.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитие движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении. Тренировку пальцеврук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.В полуторагодовалом возрасте детям даются боле сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Очень хорошую тренировку движений для пальцевдают народные игры-потешки:

Сорока-Белобока кашку варила,

Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, этому дала.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы. Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений. В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе все демонстрируют.

«Пальчики здороваются» – кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

«Человечек» – указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. При хорошей фантазии родителей можно придумывать сказки, которые тоже можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость. Эти упражнения можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какие-либо нарушения (заикания и т. п.).

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками развивает умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

Малыш учится концентрировать и правильно распределять свое внимание.

Речь ребенка становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.

Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

У малыша развивается воображение и фантазия.

Пальцы приобретают силу и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Какие же игры и упражнения можно провести с детьми на развитиемелкой моторики рук в свободной деятельности:

1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.

2. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.

3. Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.

4.Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

5. Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.

6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.

8. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

9. Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.

10. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

11. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

12. Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.

13.Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научить наших детей всему, что умеем сами!

14. “Показ” стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.

15. Теневой театр. Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером.Чудо: на освещённой настольной лампой стене появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стене появится собака.

16. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Предлагайте ежедневно такие игры.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

• во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,

• во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,

• в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.

Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе!

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитие движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении. Тренировку пальцеврук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.В полуторагодовалом возрасте детям даются боле сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

ул. Ленина 118, тел. 22-32-82

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

Памятки, советы, рекомендации

Указательный и средний пальцы «ходят» по столу.

Мастер-класс «Играем пальчиками – развиваем речь»

Мастер-класс «Играем пальчиками – развиваем речь»

Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

Цель мастер – класса:

Повышение компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи

2.Познакомить родителей с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка.

2. Активизировать самостоятельную работу родителей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Познакомить родителей с рекомендациями по проведению пальчиковой гимнастики, а так же с этапами разучивания пальчиковых игр.

Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о развитии речи посредством использования различных пальчиковых игр.

Сначала я хочу спросить у вас: для чего нужны пальчиковые игры, что они развивают? (ответы) .

Да, правильно, молодцы. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.

Но каким же образом развитие мелкой моторики рук связано с развитием речи?

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Движение организма и речевая моторика имеют единые механизмы, следовательно, развитие мелкой моторики рук напрямую влияют на развитие речи. Поэтому, чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук.

Наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза-рогатая» не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж.

Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект — это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи — это два. Заряд положительных эмоций — это три. Думаю, этого вполне достаточно, чтобы упражнения с пальчиками обосновались в арсенале ваших с ребёнком игр.

Вам известно, что мелкая моторика развивается во время рисования, лепки, аппликации, конструирования, ручного труда. Также важно использовать такие виды работ, как штриховка, шнуровки, мозаика, графические диктанты, палочки Кюизенера и т.д.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп.

Я вас познакомлю сейчас с некоторыми из них, а вы в них поиграете.

Виды пальчиковых игр:

  1. Пальчиковые игры с предметами
  2. Активные игры со стихотворным сопровождением
  3. Игры манипуляции
  4. Пальчиковые игры на основе сказок
  5. Пальчиковые кинезиологические игры
  6. Пальчиковые игры с элементами самомассажа
  7. Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением

Так как в последнее время значительно возрос всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми мы их рассмотрим более подробно.

  1. Самомассаж кистей рук (шестигранный карандаш, грецкие орехи, массажные мячики, шишки, массажный шарик Су-Джок)
  2. Пальчиковые игры с бельевыми прищепками.
  3. Игры с платочками.
  4. Игры с бигуди.
  5. Игры с разнообразными резиночками.
  6. Игры со щётками.
  7. Игры аппликаторами Кузнецова или Ляпко.
  8. Игры с бусами и шерстяной ниткой.
  9. Игры со спичками и счетными палочками.
  10. Игры с эспандерами.
  11. Игры с решетками.
  12. Игры с песком.
  13. Игры с шариками Марблс и аквагрунтом.
  14. Игры с бросовым материалом.
  15. Пальчиковые кинезиологические игры
  1. Самомассаж можно сопровождать стишками или использовать музыкальное сопровождение.

Упражнение с шестигранным карандашом.

«Добываем огонь» – энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.

Добываем мы огонь,

Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим –

И огонь себе добудем.

«Точилка» – сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево – вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

Упражнение с массажным мячиком.

Мой весёлый круглый мяч,

Щеки круглые не прячь.

В ручках покатаю. (Мячик катают в руках).

  1. Пальчиковые игры с бельевыми прищепками.

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» пальчики:

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

  1. Игры с платочками.

У меня живёт Проглот

Весь платок он скушал, вот

Сразу стало у Проглота

Брюхо как у бегемота. ( Берём платочек за два уголка, пальцами обеих рук собираем платочек в обе ладони).

  1. Игры с бигуди.

Трудно ролик мне вести

Прямо по дорожке,

Так и хочется ему

Спрятаться в ладошке.

  1. Игры с разнообразными резиночками.

Надевают поочерёдно на каждый пальчик .

Зебра, пума и бизон,

Два шакала, бегемот –

Он стоит разинув рот,

А над ними – царь зверей.

Назови его скорей. ( Назвав льва, дети сжимают пальцы в кулак).

  1. Игры со щётками.

Зубной щеткой растирают подушечки пальцев.

  1. Игры аппликаторами Кузнецова или Ляпко.

«Прижимающий» самомассаж подушечек пальцев с использованием «колючего» коврика Ляпко.

Шел медведь к своей берлоге.

Да споткнулся на пороге.

«Видно, очень мало сил

Я на зиму накопил» –

Так подумал и пошел

Он на поиск диких пчел.

Все медведи – сладкоежки,

Любят есть медок без спешки,

А наевшись, без тревоги

До весны сопят в берлоге.

Кисть одной руки лежит на коврике ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь. На каждую строчку нажимаем на один палец

  1. Игры с бусами и шерстяной ниткой.
  2. Игры с спичками и счетными палочками

– Ребенок собирает спички одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними…

– Строим «сруб» из спичек. Чем он выше и ровнее, тем лучше.

– Выкладывание фигуры из счетных палочек по образцу, по представлению.

  1. Игры с решетками

Игра с решеткой для раковины «Гном».

Шел по лесу добрый гном

С разноцветным колпачком.

Шел и песню напевал,

И вразвалочку шагал.

Дети кладут решетку на колени или на стол, «Ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам решетки, делая «шаг» на каждый ударный слог, – двумя руками одновременно или поочередно.

  1. Игры с песком. (пескотерапия)
  2. Игры с шариками Марблс и аквагрунтом (выкладывание узора)
  1. Игры с бросовым материалом.

– Игры с пробками

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно пробовать двумя руками одновременно.

  1. Пальчиковые кинезиологические игры или по другому их называют «гимнастика мозга». Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания. Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

А сейчас я предлагаю проиграть вместе несколько кинезеологических. игр. «Ладонь, кулак, ребро» (разнонаправленные движения), «По голове похлопаем, по животу погладим». Следующая игра называется «Лезгинка», коллеги предлагаю вам ладонь левой руки сжать в кулак, большой палец отогнуть в стороны, а ладонь правой руки поставить горизонтально вот таким образом, затем под музыку чередовать руки.

Вывод. Двигательная и речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длинный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь индивидуален и не равномерен. В определенный период все процессы синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности, способный адекватно реагировать на те требования, которые предъявляет ребенку социальное окружение.

Учитывая тот факт, что активные движения тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и использовать их в работе с детьми дошкольного возраста.

Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.

Заключительная часть.

Уважаемые родители! Большое спасибо, что вы приняли активное участие. Надеюсь, что вы узнали много нового, интересного и обязательно примените полученные знания со своими детьми.

Список использованной литературы.

  1. Анищенко. Е.С Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенко – М.: Астрель, 2006 г.
  2. Узорова.О.В, Нефедова. Е.А Пальчиковая гимнастика /О.В.Узорова, Е.А.Нефедова – М.:Астрель, 2004 г.
  3. Поваляева. М.А “Справочник логопеда” Р.на Д. – 2003 г.
  4. Цвынтарный. В “Играем пальчиками и развиваем речь” / Цвынтарный. В СПб.: Лань, 1996 г.
  5. Петербургский научно-практический журнал “Дошкольная педагогика” № 7 – 2008 г., № 3 – 2005 г.
  6. Рыжанкова Е.Н. “Пальцы развиваем, буквы составляем” М.: Сфера, 2009.
  1. Самомассаж кистей рук (шестигранный карандаш, грецкие орехи, массажные мячики, шишки, массажный шарик Су-Джок)
  2. Пальчиковые игры с бельевыми прищепками.
  3. Игры с платочками.
  4. Игры с бигуди.
  5. Игры с разнообразными резиночками.
  6. Игры со щётками.
  7. Игры аппликаторами Кузнецова или Ляпко.
  8. Игры с бусами и шерстяной ниткой.
  9. Игры со спичками и счетными палочками.
  10. Игры с эспандерами.
  11. Игры с решетками.
  12. Игры с песком.
  13. Игры с шариками Марблс и аквагрунтом.
  14. Игры с бросовым материалом.
  15. Пальчиковые кинезиологические игры

Пальчиками играем -речь развиваем”

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста

Практическая часть.

Играем пальчиками и развиваем речь.

В чем заключается влияние пальцев на развитие речи

  • Знакомство со счетом и геометрическими фигурами
  • Выполнений фигурок из пальцев
  • Выполнение фигурок из палочек

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

Такие авторы, как Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Н. И. Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии. Е. М. Мастюкова, М. И. Ипполитова и Л. А. Данилова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей с церебральным параличом.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова).

Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает. То задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина).

М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6–7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2–3 минут.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.

В полугодовалом возрасте детям даются более сложные задания:

застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.

Сорока-белобока
Кашку варила,
Детишек кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

Другой вариант этой потешки:

Этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил-
Тебе ничего нет!

При этом большой палец не загибается.

Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки.

Можно использовать следующие стишки:

Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я.

Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик — прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.

В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе все демонстрируют. «Пальчики здороваются» -кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

«Человечек» — указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.

«Слоненок» — средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный — ноги. Слоненок «идет» по столу.

«Корни деревьев» — кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Приводим два блока заданий: первый — это работа с пальчиками; второй -это работа со счетными палочками, спичками.

В первом блоке подобраны фигурки, которые изображают предметы, животных, птиц. Все фигурки с небольшим стихотворным сопровождением и рисунками. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.

Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.

Например, такой рассказ.

Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, дерево, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота). При хорошей фантазии родителей можно придумывать и рассказывать сказки, которые тоже можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость. Во втором блоке со стихотворным сопровождением представлены фигурки, которые выполняются из счетных палочек или спичек. Вначале знакомятся с геометрическими фигурками, на основе которых построены все остальные. Фигурки сопровождают стишки для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.

Эти упражнения можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какие-либо ее нарушения (заикание и т. п.).

Знакомство со счетом и геометрическими фигурами

При составлении фигурок из палочек можно проводить следующие занятия:

Сосчитать палочки, из которых выполнена фигура.
Если фигура выполнена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета.
Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (сколько треугольников, квадратиков).
Сосчитать уголки (острые и тупые), входящие в фигурку.
Самому придумать и сложить фигурку.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Памятки, советы, рекомендации

4.Сначала покажите ребёнку и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадает: Вы называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.

Мастер-класс для педагогов на тему: «играем пальчиками – развиваем речь»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ:

«ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ»

Подготовила и провела:

воспитатель младшей группы

Мастер – класс: «Играем пальчиками — развиваем речь»

Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка.

2. Обучить участников мастер-класса этапам разучивания пальчиковых игр, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

Ход мастер – класса:

– Здравствуйте, уважаемые коллеги, я рада видеть вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим о формирование речевых навыков посредствам использования пальчиковых игр.

Активизация участников мастер-класса:

– Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли к нам, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Последнее спрошу вас я:

Активными все будем? (Да.) Спасибо!

1 часть. Теоретическое обоснование темы.

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Учёным и педагогам хорошо известно, что если ребёнок плохо говорит, то у него плохо сформирована мелкая моторика. И, наоборот, от уровня развития мелкой моторики зависит уровень развития речи.

Существует много различных способов развития мелкой моторики пальцев рук у дошкольников.

На мой взгляд, один из самых доступных и интересных способов развития мелкой моторики пальцев рук в младшем дошкольном возрасте это – пальчиковые игры.

Пальчиковые игры – это весёлые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок.

Игры эти очень эмоциональны и увлекательны для детей, они формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

(Раздать педагогам рекомендации по выполнению пальчиковой гимнастики.)

Рекомендации по выполнению пальчиковой гимнастики.

• Во время пальчиковых игр следует садиться друг против друга, так, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте и оба хорошо видели друг друга.
• Перед началом упражнений детям следует разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

• Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:

1) взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит;

2) взрослый выполняет движения руками ребенка;

3) ребенок выполняет движения своими руками.

• Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой

рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

• Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой.

• При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

• Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

• Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.

• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяют их новыми.

• Следует чётко придерживаться следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

• Никогда не следует принуждать ребенка играть. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3-4 лет) рекомендуемое время от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 -7 лет) 10 -15 мин. В день. Постоянно слежу, чтобы не было передозировки. Упражнения даю малыми порциями, но с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму! »

Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю». Дети слышат объяснение воспитателя, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами.

На кистях рук расположено большое количество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы. (Раздать педагогам схему «Биологически активные точки ладоней рук».)

Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца.

2 часть практическая

Уважаемые коллеги, я попрошу вас побыть в роли детей младшего дошкольного возраста и поиграть в пальчиковую игру «Наша Маша кашу варила».

Сначала я предлагаю вам посмотреть, а затем поиграем вместе со мной.

В игре водить пальцем нужно по часовой стрелке, от центра ладони, постепенно увеличивая круги к внешним контурам ладони.

Каждого «детку», то есть каждый пальчик ребёнка, надо взять за кончик слегка сжать и загнуть.

Сначала – мизинчик, он отвечает за работу сердца.

Потом – безымянный, для хорошей работы нервной системы и половой сферы.

Затем – средний, он стимулирует работу печени.

Затем – указательный отвечает за работу желудка.

Большой палец не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, повышает функциональную активность головного мозга. Поэтому большой палец недостаточно слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга. Не забывайте играть поочередно то с правой, то с левой ручкой.

Наша Маша кашу варила,

Кашу сварила, малышей кормила.

А этому не дала.

Свою тарелку разбил.

А сейчас повторим все вместе, приготовились.

Молодцы, хорошо постарались.

Кстати эта игра совершенно не противопоказана взрослым. Только Вы сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

Существуют следующие виды пальчиковых игр:

-Пальчиковые игры с предметами;

-Активные игры со стихотворным сопровождением;

-Пальчиковые игры на основе сказок;

-Пальчиковые игры с элементами самомассажа;

-Пальчиковые игры с муз. сопровождением.

Давайте рассмотрим некоторые виды пальчиковых игр.

Первый вид – пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. В качестве предметов можно использовать массажные мячи, карандаши, прищепки, грецкие орехи, пуговицы, бусы, крупы, комьютерная клавиатура и т. д. Для игры можно найти пару потешек или даже придумать самостоятельно небольшой стишок.

По клавиатуре пальчики

Прыгают, как зайчики.

Пальцы буквы нажимая,

Хаотичное нажатие на кнопки клавиатуры пальцами обеих рук.

Дети очень любят активные игры со стихотворным сопровождением. Именно этот вид игр побуждает детей к творчеству, в стихотворной форме игра запоминается быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так и на прогулке. В одну такую игру, коллеги, мы сейчас с вами поиграем.

Кстати эта игра совершенно не противопоказана взрослым. Только Вы сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

Часы

(Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками («бежим») от коленочек до макушки).

Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!»,
(Один хлопок над головой).

Мышь скатилась кувырком.
(Руки «скатываются» на пол).

Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»
(Два хлопка).

Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!»
(Три хлопка).

Мышь скатилась кувырком.


Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»
(Два хлопка).

Играя пальчиками, развиваем речь

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества»

Играя пальчиками, развиваем речь

(из опыта работы)

Составитель: Журкина Ольга Евгеньевна, педагог дополнительного образования

город Вышний Волочёк

Играя пальчиками, развиваем речь

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга», физиолог И. П. Павлов

Ребёнок не говорит. Ребёнок говорит плохо. Взрослые по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трёхлетний ребёнок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие взрослые считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка.

Однако если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, эти серьёзные проблемы можно успешно решить.

В настоящее время всё больше детей, которые говорят мало и плохо. Таким детям трудно общаться со сверстниками и взрослыми, им труднее, чем остальным познать мир, над такими детьми чаще смеются, что также негативно влияет на психо-эмоциональное состояние ребёнка. Ребёнку, у которого плохо развита речь, и движения рук нескладны, «косолапы». Им сложно «построить» домик, выложить мозаику, нарисовать красиво и т.д. А отсюда нежелание участвовать в общих играх, развлечениях, занятиях.

Являясь педагогом дополнительного образования по дисциплине «Развитие речи» в детских творческих коллективах «Театр песни «Волшебники» (подготовительные группы) и Центр развития дошкольников «Филип-пок» я на собственном опыте столкнулась с данной проблемой, когда ребёнок 3-6 лет не может внятно и грамотно изложить свою мысль и чётко произнести звуки. Именно эта проблема и заставила меня обратиться к теме развития пальцевой моторики, так как известно, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развита его речь.

Прежде, чем приступить к решению данной проблемы, я ознакомилась с тем, как освещена она в специальной литературе. В результате изучения методических материалов, публикаций, пособий, INTERNET – ресурсов, я установила, что рядом исследователей: М.И.Кольцовой, Е.И. Исениной, А.В. Антаковой-Фоминой и др. доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и даже экспериментально подтверждена зависимость развития речи детей от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтвердил и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания.

Учёные, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. (А.В.Фомина)

М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка моторной стороны речи.

На этапе формирования группы я провела диагностическое обследование, наблюдала за воспитанниками. Оценив результаты обследования, запланировала следующую работу:

Подобрать соответствующие возрасту и индивидуальным особенностям детей упражнения и задания.

Выполнять с детьми пальчиковые упражнения, развивая мелкую моторику рук, соблюдая принципы последовательности и систематичности.

Повышать у детей интерес к выполнению упражнений, используя игровую технологию.

Использовать упражнения развивающего характера.

Выполняя пальчиковые упражнения, развивать речь.

Использование пальчиковой гимнастики в детских творческих коллективах, педагогом которых я являюсь, имеет одни цели и задачи: развитие мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста, а также помощь в освоении воспитанниками основной программы объединения: вокального коллектива (подготовительные группы) и Центра развития дошкольников.

Для получения более качественного результата в работе по развитию речи, я провожу пальчиковую гимнастику систематически на каждом занятии, выделяя её как отдельный этап и включая в разные моменты занятия.

Все упражнения подобраны в соответствии с возрастом детей и так, чтобы они постепенно усложнялись. В работе использую упражнения с речевым сопровождением, упражнения для пальчиков, изображающие разные предметы без стихов и речевого сопровождения. Приложение.

На первом этапе обучения предлагаю упражнения с лёгкими пальцевыми движениями: дети соединяют одноимённые пальцы обеих рук или поочерёдно соединяют пальцы с большими пальцами; изображают очки, флажки, лодочки и т.д. Затем провожу упражнения, с помощью которых дети учатся поочерёдно разжимать пальцы рук из кулака. Это уже более сложные движения. Стараюсь использовать такие упражнения, чтобы в них содержалось, возможно большее количество разнообразных пальцевых движений, чтобы в работу вовлекались все пальчики, и упражнения выполнялись как правой, так и левой рукой. Добиваюсь, чтобы все задания выполнялись детьми легко, без труда, приносили им радость. Использую пальчиковые упражнения, подходящие по тематике занятия: «Животные», «Инструменты», «Природа», «Растения», «Семья» и т.д., учитывая при этом сложность выполнения упражнения и готовность детей.

Занятия по развитию речи провожу в форме групповой работы: с воспитанниками подготовительной группы вокального коллектива и индивидуальной: с воспитанниками Центра развития дошкольников.

Вся работа по развитию мелкой моторики ведётся в тесной связи с родителями. У каждого ребёнка Центра развития дошкольников есть своя тетрадь, в которую я записываю задания для домашнего выполнения. Дети под руководством родителей выполняют задания, в том числе, и пальчиковые упражнения. В случае возникновения каких-либо трудностей или вопросов, я поясняю или объясняю, показываю, как правильно выполнять данные мною упражнения.

В начале обучения у большинства детей наблюдался ряд трудностей: пальцы рук были малоподвижны, движения неточны, темп, даже лёгких движений, замедлен. Но постепенно дети, с которыми проводилась гимнастика для пальцев, стали справляться и со сложными упражнениями. Одновременно эти дети быстрее овладели правильным произношением звуков, а дети 6 лет смогли ровнее писать, у них был лучший нажим при письме и рисовании, они ровнее держали строчку. В ходе выполнения разнообразных упражнений, дети «конструировали» из пальцев различные предметы, изображали животных, деревья, цветы и т.д. Такая игровая деятельность вызывает у детей ярко выраженный интерес и положительный эмоциональный настрой. Желание быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру, стимулирует запоминание, развивает внимание. Многие изученные упражнения, особенно сопровождающиеся стихами, дети воспроизводят и в самостоятельных играх.

Опыт работы показал, что использование пальчиковой гимнастики в работе с воспитанниками вокального коллектива (подготовительных групп) и центра развития дошкольников играет положительную роль в развитии речи детей, в совершенствовании внимания и памяти – психических процессов, тесно связанных с речью, а также облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма. Пальчиковые игры способствуют развитию мышления, воображения, творческого начала: стимулируют способность ребёнка фантазировать, изобретать своих героев, предметы. Поэтому и в дальнейшей работе я планирую использовать пальчиковые игры, решая при этом следующие задачи:

Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

Выполнять работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярно.

Повышать интерес детей к подобным упражнениям, превратив их в игру.

Используя в работе с детьми пальчиковые упражнения, развивать речь детей.

Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, воображения, творческих способностей детей.

Упражнения без речевого сопровождения.

– «Пальчики здороваются»: кончики большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного, мизинца;

– «Человечек»: указательный и средний пальцы правой руки «ходят» по столу, аналогично для левой руки;

– «Корни деревьев»: кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз;

– «Дерево»: локти рук – на столе, пальцы подняты вверх, растопырены, выполнять по очереди для обеих рук;

– «Деревья»: локти рук – на столе, пальцы подняты вверх, растопырены, руки скрестить на уровне запястья;

– «Бочонок»: большой палец правой руки соединить с остальными пальчиками, аналогично для левой руки;

– «Ворота»: пальцы обеих рук тесно прижаты, кроме большого (поднят вверх), ладони поставить на ребро на стол;

– «Дом»: ладони рук соединить под углом – «крыша» дома, кончики альчиков обеих рук соприкасаются;

– «Замок»: ладошки прижаты друг к другу, пальцы переплетены;

– «Цветок»: ладони обеих рук соединить, а затем развести в стороны, кроме запястья рук, пальцы чуть согнуты.

Упражнения со стихотворным сопровождением

Бабушка очки надела и на внучку поглядела.

Я в руке флажок держу и ребятам им машу.

Лодочка плывёт по речке, оставляя на воде колечки.

Листья падают в саду, я граблями их сгребу.

Ножки, спинка и сиденье – вот вам стул на удивленье.

У стола четыре ножки, сверху крышка, как ладошка.

Колечко с колечком соединяем –

цепочку из пальчиков мы получаем.

Я надул упругий шарик, укусил его комарик.

Лопнул шарик – не беда, новый шар надую я.

Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет, веселит своих ребят.

Жук жужжит, жужжит, жужжит и усами шевелит.

Упражнения с речевым сопровождением

Взрослый читает стихи или потешки, сопровождая их движениями пальцев или кистей рук:

Сорока – белобока (русская народная потешка).
Ладушки- ладушки (русская народная потешка).

Руками имитируем соответствующие действия.

– Мы капусту рубим, рубим!
– Мы морковку трем, трем!
– Мы капусту солим, солим!
– Мы капусту жмем, жмем!

Замок.
Исходное положение: руки – в замке.

На двери висит замок,
Кто его открыть бы мог? (пожали плечами)
Постучали, покрутили, (постучать кулачками друг об друга)
Потянули и открыли. (потянули в разные стороны, не разжимая руки и разжали)
Семья.

Исходное положение: сжать пальчики в кулачок. Затем поочередно разгибать их, начиная с большого пальца.

– Этот пальчик – дедушка,
– Этот пальчик – бабушка,
– Этот пальчик – папочка,
– Этот пальчик – мамочка.
– Этот пальчик – это я.
– Вот и вся моя семья. (На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.)

Исходное положение: пальцы сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого.

– Раз, два, три, четыре, пять – (Разгибаем пальцы.)
– Вышли пальчики гулять. (Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.)
– Раз, два, три, четыре, пять – (Сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца.)
– В домик спрятались опять. (Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулак.)

Использованная литература

Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

Карельская Е. «Поможем Буратино заговорить! Дошкольное воспитание» №5 1999 г.

Кичигина Т. Л. Статья «Пальчиковая гимнастика как основной вид упражнений для развития устной и письменной речи» INTERNET , 2014 г.

Королёва Ю. Статья «Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка» INTERNET , 2014 г.

Крупенчук О.И. «Развиваем мелкую моторику» ООО «Издательский дом «Литера» СПб, 2002 г.

Лопухина И.С. «Логопедия – речь, ритм, движение» – Пособие для логопедов и родителей. СПб: Дельта, 1997 г.

Рузина М.С. «Страна пальчиковых игр» Издательский ДОМ «Кристалл» СПб, 2000 г.

Синицына Е.И. «Умные пальчики» М: Лист, 1998 г.

Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит» СПб: Акцедент, 1997 г.

Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Пальчиковая гимнастика» М., АСТ* Астрель, 2002 г.

Федорова Е.В. Статья « Феномен народной пальчиковой гимнастики », INTERNET, 2012 г.

Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками, слушаем, подражаем, звуки получаем», СПб: Лань, 1998 г.

Рекомендуемая для занятий литература:

Косинова Е.М. «Уроки логопеда: игры для развития речи» – М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011 г.

Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками, слушаем, подражаем, звуки получаем», СПб: Лань, 1998 г.

Играем пальчиками — развиваем речь. Нетрадиционные способы развития мелкой моторики.

Я возьму зубную щетку,

Популярные записи

  • Темы по самообразованию: ранний возраст
  • Темы по самообразованию: музыкальное развитие дошкольников
  • Темы по самообразованию: речевое развитие дошкольников
  • Темы по самообразованию: физическое развитие дошкольников
  • Актуальные темы в дошкольном образовании
  • Содержание образовательных областей по ФГОС ДО
  • Темы по самообразованию для старших воспитателей
  • (как-будто помешиваем чай)

    Играйте пальчиками – развивайте речь ребёнка!

    «Ушки» из указательных и средних пальчиков, потом — сложенные вместе ладони.

  • Ссылка на основную публикацию