Логопедические игры для малышей

Основы для развития речи дома

Домашние базовые упражнения помогут вам развить у ребенка речь (подробнее в статье: как развить речь у ребенка 3-х лет?). Самое простое из них – «скажи мама». Упражнение применяют в общении с маленькими детками, в возрасте до года, которые только учатся воспроизводить звуки. Для детей постарше следует использовать более сложные методики, стимулирующие у ребенка осмысленное понимание речи, ее значения, осознанного произношения слов.


Домашние базовые упражнения помогут вам развить у ребенка речь (подробнее в статье: как развить речь у ребенка 3-х лет?). Самое простое из них – «скажи мама». Упражнение применяют в общении с маленькими детками, в возрасте до года, которые только учатся воспроизводить звуки. Для детей постарше следует использовать более сложные методики, стимулирующие у ребенка осмысленное понимание речи, ее значения, осознанного произношения слов.

Подвижные логопедические игры для детей

  • «Передай мяч – назови слово».

Малыши становятся в круг. По сигналу ведущего передают мяч друг другу, произнося при этом название того или иного животного, или используя слова по предложенной ведущим тематике. Например, при более усложненной версии необходимо назвать слова антонимы или синонимы, города, предметы быта и т.д. Учитель также может произнести слово, а игрок должен подобрать к нему подходящий по смыслу глагол. Например, «дождь» – «капает», «снег» – идет», «солнце» – «светит» и т. д. Такие подвижные игры со словами для детей очень полезны как для общего развития, так и для коррекции речевых проблем.

  • «Множественное число».

Дети становятся в круг. Водящий прыгает по кругу на одной ноге. Когда малыш останавливается, он тут же называет слово. Тот участник, возле которого вода остановился, должен назвать это же слово, но уже во множественном числе.

  • «В поисках пары».

Дети образуют две шеренги, которые располагаются напротив друг друга. Каждому малышу выдают картинку с изображением. По команде учителя, дети должны найти себе пару: того участника, у которого название изображения будет созвучным со словом, обозначающим другую картинку. Например, «коза» – «коса», «росы»– «розы», «зуб» – «суп» и т.д.

  • «Я знаю пять слов».

Карапузы берут по очереди мяч и кидают его на пол, отбивая при этом рукой. Малышу нужно назвать пять слов по теме, которую даст учитель, при этом приговаривать: «я знаю пять женских имен» или «я знаю пять фруктов» и т.д. Важно произносить эти слова, одновременно постукивая по мячу.

  • «Попади в кольцо».

Учитель держит обруч, участники становятся на определенное расстояние от него. Их задача по команде ведущего попасть мячом в обруч, при этом назвать прилагательное, которое может характеризовать тот или иной заданный предмет. Например, «снег» – «холодный», «солнце» – «яркое», «подушка» – «мягкая» и т.д.

Интересные подвижные игры для детей 1 класса

Правила для логопедических занятий дома

Успешность домашних уроков зависит не только от наличия нужных пособий и плана работы, согласованного с логопедом. Очень большое значение имеет сама организация занятий. Вот несколько простых правил, которые помогут добиться отличного результата:

  • Все логопедические упражнения для детей нужно проводить регулярно, но по чуть-чуть. Не стоит стараться сделать сразу артикуляционную гимнастику, поиграть в речевые игры, заполнить рабочую тетрадь. Лучше каждому виду упражнений уделять несколько минут, а не устраивать целый «день логопедии».
  • Не заставляйте выполнять задания «из-под палки», развивающие занятия для детей должны напоминать игру. Придумайте несложный сюжет (например, путешествие во вселенную звуков), подготовьте небольшие призы-оценки (наклейки, бумажные звездочки), устраивайте физ-минутки.
  • Хвалите, поддерживайте маленького ученика, если он делает хотя бы крошечные успехи. Акцентируйте внимание на достижениях, пусть даже небольших, постепенно прогресс будет все более очевидным.
  • Подберите для домашней тренировки хорошие рабочие тетради. Они должны быть не только профессиональными по содержанию, но и яркими, красочными, увлекательными. Идеально, если в заданиях есть элементы интерактива (возможность что-то дописать, дорисовать). Такой материал позволяет заинтересовать дошкольника, наглядно показывает ему «пройденный путь», успех.
  • Не ждите мгновенных результатов, проявите терпение, мягкую настойчивость. Процесс постановки, закрепления, дифференциации звуков — сложный, на него уходят месяцы даже у опытных логопедов. Соблюдайте намеченный план и результаты постепенно появятся.


Все логопедические упражнения можно разделить на три большие блока, каждому из которых нужно уделить внимание и проводить регулярно:

Логопедические игры для малышей

Компьютерные игры для дошколят с нарушениями речи

Сейчас трудно представить ребенка, который бы не знал, что такое компьютер. Но, к сожалению, единственное, что влечет детвору к этому удивительному устройству – это всевозможные игры, которые, порой, совершенно не несут никакой пользы для подрастающего малыша. Врачи и психологи не устают спорить о вреде компьютерных игр, а Интернет – магазины потихоньку пополняются все новыми играми: «бродилками», «стрелялками» и «стратегиями”.

Но в силу того, что сейчас без современных технологий уже просто невозможно представить жизнь, отстранить детей от компьютера и запретить постигать азы работы на нем, будет, по крайне мере, уже не разумно. Что ж, не лучше ли попробовать идти в ногу со временем и вынести максимум пользы из продуктов технического прогресса, чем, не глядя, отрицать их? Ведь при соблюдении элементарных правил обращения с компьютером пользы от него гораздо больше, чем вреда. Прежде чем вы будете организовывать работу ребенка за компьютером, необходимо соблюдать правила работы.

Правила работы

  • Начинайте приобщать к компьютеру малыша никак не раньше
    4,5 лет, а лучше – с 5 лет. Именно начиная с этого возраста специалисты рекомендуют те игры и программы, которые действительно могут подтолкнуть развитие, помогут подтянуть ребенка в обучении, развить его речь, мышление, внимание. Для 3-леток это вредное баловство – и только.
  • Работать с компьютером ребенок 5-7 лет можно не более 15-20 минут в день и при обязательном присутствии взрослого. Договоритесь с ним об этом сразу, до начала игры, ведь оторваться от интересного занятия иногда просто невозможно! А придя к соглашению о времени работы, будьте последовательны.
  • После того как Bbl вместе со своим ребенком плодотворно поработаете, обязательно сделайте гимнастику для глаз. Пусть это войдет у вас в привычку. Глазкам нужен отдых от контрастных цветов компьютера и мелькания картинок, да и в школе этот навык пригодится. Как правило, покрасневшие щеки и глаза у ребенка являются признаками перевозбуждения и усталости, а значит сигналом для прекращения работы за компьютером.

Если вы готовы, то можно приступить к выбору развивающих программ, которых сейчас так много. Для начала задайте себе вопрос: с какой целью мой ребенок будет сидеть за компьютером? Вы хотите, чтобы он стал более внимательнее, больше запомнил или просто подготовить к школе? Но есть дети, для которых созданы специальные программы – логопедические. Для таких ребят компьютерные занятия могут стать прекрасным дополнением к ежедневным логопедическим занятиям. И цель у таких логопедических игр-занятий одна: помочь дошколенку развить мышление, расширить словарный запас, а вместе с ним и речь. Большинство программ изготовлены для работы в семье. Остановимся на наиболее популярных.

Игра “Игры для Тигры”

Это логопедическая коррекционная программа, созданная учеными-логопедами в Омске. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при заикании и других логопедических диагнозах, а также при вторичных речевых нарушениях у малыша. Программа предназначена для исправления общего недоразвития речи, когда у крохи очень маленький словарный запас, неграмотная речь, нарушены звуки, снижены память, внимание, работоспособность. Вместе с веселым Тигренком кроха совершит увлекательное путешествие по Стране Звуков и Слов. Очень красочная анимация и простота интерфейса привлекают малышей с 4 лет, а возможность использования микрофона заинтересовывает даже взрослых, видавших виды логопедов. Программа содержит пятьдесят упражнений, объединенных в четыре тематических блока, каждый из которых представляет одно из основных направлений коррекционной работы: «Фонематика», «Звукопроизношение», «Просодика», «Лексика». Информацию о ней можно найти на сайге www.logopunkt.ru.

Игра “Баба Яга учится читать”

Всех ребят, посещающих логопедическую группу, обязательно учат чтению и письму. Какую бы методику ни использовал логопед, дома малышу никогда не помешает игра для закрепления навыков чтения. В этой программе предложен подход к изучению азбуки с помощью стихов и игр. Игра направлена на закрепления навыков чтения. Забавные рифмовки на каждую букву алфавита помогут крохе не только закрепить полученные знания, но и ребята потренируются читать по слогам, составлять слова и поэтические строчки. А веселые песни и частушки в исполнении известных актеров, яркие персонажи и живописная анимация не дадут малышу заскучать.

Игра « Учимся читать» (АДАЛИН)

Диск “Учимся читать. Игры для обучения чтению” разработан в помощь родителям и специалистам, которые занимаются обучением чтению детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Также этот диск подходит для работы с учениками первых классов. Диск содержит 120 заданий, разбитых на 20 уроков. Задания на диске представлены в порядке возрастания их сложности: сначала игры с буквами, потом со слогами, после этого со словами и целыми предложениями. Также в уроки включены упражнения, направленные на развитие необходимых для обучения чтению умений: фонематического слуха, пространственного мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия. Все обучение проводится в увлекательной игровой форме. Задания диска озвучены, желательно использовать звуковую систему вашего компьютера.

Игра “Специальные образовательные средства”

Вот так скучно назвали свой интереснейший продукт старейшие отечественные разработчики про грамм для детей с различными нарушениями развития из Минска. Эта программа – простой и понятный инструмент моделирования занятия из готовых картинок и звуков. Например, малыш ходит в логопедическую группу детского сада, где еженедельно логопед задает домашние задания. Для каждого задания нужны картинки, наклейки, книжки. Мамочке надо найти соответствующий заданию иллюстративный материал в программе, расположить его так, как она хочет, добавить необходимые'” шумы – и готово! К теме “Домашние животные” – картинки и звуки животных, которых
можно перемещать по экрану, увеличивать или уменьшать, выделять части и делать многое другое. Вам нужно закрепить тему “Множественное число существительных”? Пожалуйста: множьте предметы на экране до нужного количества. А может, надо поработать с цветами и оттенками? Любой объект сопровождается звуковыми фрагментами инструкций, пояснений и указаний, поэтому смоделировать игру несложно.

Игра “Искатель”

Практически у всех малышей с задержкой речевого развития отмечаются нарушения зрительного восприятия, пространственного мышления и понимания смысла многих слов. Как будто специально для наших крох с нарушениями речи придумали прекрасную игру. Созданная американской писательницей Жанной Марцолло и известным фотографом Уолтером Виком книжная серия “Искатель” содержит множество разнообразных игр для детей. Она основана на уникальной комбинации различных фотографий знакомых предметов, сопровождаемых рифмованными загадками, направленными на развитие визуальных навыков ребенка. Каждый раз, когда дети играют в “Искателя”, они открывают для себя удивительные ассоциации и темы, которые помогают им совершенствовать навыки чтения, решения сложных задач и творчества. Игра учит видеть мелочи реальной жизни, всматриваться в предметы, открывать удивительное рядом. Возможно, именно поэтому картинки-загадки “Искателя” получили такую популярность во многих странах мира. Разработчиками выпущены несколько “Искателей” для детей разного возраста: “Маленький Искатель в кукольном театре” для ребятишек 4-6 лет, “Искатель. Загадки” – для 6-7 лет и “Искатель в Доме с Привидениями” для 7-10-летних учеников. Но что особенно примечательно: на практике, самый сложный диск (последний) оказался по зубам многим 4-5-летним детям с логопедическими диагнозами. Играя в “Искателя”, малыши разовьют зрительное восприятие и память, подтянут навыки чтения и словарный запас, заработает логическое и ассоциативное мышление, а также творческое воображение и умение внимательно прислушиваться к заданиям.

Игра “Пойди туда, не знаю куда”

Эта игра – прекрасное дополнение к логопедическим занятиям, где обязательно предусмотрены задания на развитие памяти, внимания и пространственных ориентировок (направо-налево, вверх-вниз). Очень красочный, музыкальный, с любопытным сюжетом, этот программный продукт вполне подойдет для ребят 4-6 лет и наверняка поможет им развить память и речь.

Игра “Алик. Скоро в школу”

Ну а этот диск разработан специально для дошкольников-шестилеток и направлен на обучение детишек основным понятиям, необходимым для школы: цвет, направление, форма, размер, обучение числам, развитие логического мышления. Алик – симпатичный щенок, который в веселой игровой форме помогает ребятишкам в изучении этих понятий. Он и учитель, и помощник, а также с ним можно поиграть, если надоело заниматься.

Игра «Учимся говорить правильно»

Компьютерная игра-программа , направленная на развитие речи. Рассчитана игра на детей от 5 лет. Она прекрасно выполняет функцию дополнительного пособия по развитию речи и обучению чтению, также ее можно использовать на коррекционно-развивающих занятиях с ребятами, которые имеют речевые нарушения. Все задания подаются в легкой, ненавязчивой и веселой форме, что абсолютно не напоминает ребенку о том, что он учится, для него это просто игра. Программа «Учимся говорить правильно» состоит из 4-х разделов, которые отличаются по своему функциональному значению и уровнями сложности:

  1. Неречевые звуки. В данном разделе ребенок знакомится со звуками живой и неживой природы (звуки музыкальных инструментов, бытовых приборов, звуки в природе и др.)
  2. Звукоподражание. Здесь ребенку предоставляется возможность услышать звуки из животного мира и узнать, насколько разнообразны по звучанию человеческие голоса.
  3. Речевые звуки. Работа над заданиями в этом разделе, позволит ребенку сформировать навыки распознавания звуков русского языка, а также поработать над правильным их произношением.
  4. Развитие связной речи. Раздел полностью посвящен усовершенствованию связной речи. Малыш будет учиться строить сначала простые словосочетания, затем предложения и в итоге связный текст.

Игра «Веселые игры»

Коррекционная программа для развития речи и слуха. Будет очень полезна детям старшего дошкольного возраста (от 5 лет), которые имеют сложности в произношении некоторых «трудных» звуков (например, р, ш, ж,). Данная игра представлена в виде электронного логопеда, что дает возможность родителям попытаться самостоятельно «поставить» звуки. Игровая форма заданий, большое количество поучительных пословиц и поговорок, а также смешных скороговорок позволит без принуждения отработать у ребенка не только нужный звук и развить речь, а также поработать над правильной дикцией и развитием памяти.

Игра «Домашний логопед»

Существует также еще одна эффективная программа по работе над произношением «Домашний логопед». Задания в форме игры, но с разной степенью сложности, направлены на формирование правильного произношения проблемных звуков (как гласных, так и согласных). В данной игре малышам, безусловно, понравятся мини-игры «Угадайка» и «Звуковичек». Удивительные жжужалки, рычалки, шуршалки и пыхтелки, а также все задания этой игры, помогут научить ребенка не только правильно выговаривать звуки, но и поспособствуют развитию неречевого и фонематического слуха, перенося в мир звуков живой и неживой природы. Более 350 упражнений помогут отработать проблемные звуки, а красочные картинки к каждому упражнению сделают занятия интересными и захватывающими.

Развивающий онлайн-портал для детей «Мерсибо» в помощь родителям разработал целый набор увлекательных и полезных игр на развитие фонематического слуха, на «чистку» звуков речи. Играя в них, дети будут тренировать слух, стараться правильно произносить звуки, подражая животным, пополнять свой словарный запас новыми словами. Есть и специальные игры, помогающие освоить чтение. В них закрепляется устный синтез согласных и гласных звуков. Благодаря им ребенок сможет безболезненно пройти «муки слияния» и быстро овладеть послоговым чтением. Если в речи ребенка встречаются дефекты произношения, то исправить их поможет Артикуляционная гимнастика. Дети с удовольствием выполняют ее, так как она дается в игровой развлекательной форме. Такая ежедневная тренировка поможет укрепить речевые мышцы малыша и улучшит его речь.

Вашему крохе вполне хватит 2-3 дисков, ведь ни один компьютер не заменит хорошего педагога и специальных развивающих занятий!

Развивающий онлайн-портал для детей «Мерсибо» в помощь родителям разработал целый набор увлекательных и полезных игр на развитие фонематического слуха, на «чистку» звуков речи. Играя в них, дети будут тренировать слух, стараться правильно произносить звуки, подражая животным, пополнять свой словарный запас новыми словами. Есть и специальные игры, помогающие освоить чтение. В них закрепляется устный синтез согласных и гласных звуков. Благодаря им ребенок сможет безболезненно пройти «муки слияния» и быстро овладеть послоговым чтением. Если в речи ребенка встречаются дефекты произношения, то исправить их поможет Артикуляционная гимнастика. Дети с удовольствием выполняют ее, так как она дается в игровой развлекательной форме. Такая ежедневная тренировка поможет укрепить речевые мышцы малыша и улучшит его речь.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ “ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДОМА”

Логопедические игры дома

Уважаемые мамы, часто у Вас возникает вопрос – когда позаниматься с ребенком? Работа и домашние хлопоты отнимают очень много времени и сил, однако не секрет, что значительную часть времени, вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком и развития его речи. Например, вы заняты на кухне приготовлением ужина, а ваш малыш крутиться возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено — тем самым он окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Ведь развитие мелкой моторики рук тесно связано с развитием речи.

1. Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.

Играем с крупами. Все детки любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Мы для игры использовали с ребенком тарелки разных цветов. Насыпали фасоль в них, считали – в какой больше всего, в какой меньше всего. Посадили разных животных возле каждой тарелки, причем подбирали их по цветам: из зеленой тарелки кушает лягушка, т.к. она тоже зеленая и любит этот цвет и т.д. Можно насыпать крупу на поднос и рисовать по ней пальчиками. Для ребят постарше смешайте несколько круп – поиграйте в «золушку» – отберите одну крупу от другой. Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая её из песка, определить, что ему попалось в руки.

Макароны – хороший материал для изучения формы, длины. Возьмите шнурок и нанизывайте их. Так получатся отличные бусы для куклы. Их также можно раскрасить.

Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

Волшебные палочки

Выкладывание из счетных палочек или спичек с отрезанными головками простейших геометрических фигур, предметов, узоров. Вырезанные из бумаги трапеции, круги, овалы дополнят изображения.

Сортируем ложки и вилки отдельно.

Играем с крышечками. Полезно для развития мелкой моторики. Надеваем их на бутылочки (вращательные движения). Возьмите баночки, кастрюльки разного размера. Снимите с них крышечки и перепутайте, пусть ребенок подберет к каждой баночке свою крышечку.

Ежик. Возьмите яблоко, дайте ребенку зубочистки, пусть их втыкает в яблоко. Получится ежик. Полезно и для мелкой моторики и для развития фантазии малыша. Однако будьте внимательны: маленьким деткам лучше не давать острые зубочистки или делать под присмотром взрослых.

Играем с кастрюлями.

Дайте ребенку кастрюли, разные по цвету, размеру. Можно построить из них башню. Изучаем понятия – большой, средний, маленький. Спрячьте в одну из них какой-либо предмет (например, ложку или игрушку). Дайте малышу крышки от них, пусть попробует подобрать подходящую к каждой кастрюле. Насыпьте любую крупу в кастрюлю, например, горох. Пусть малыш перебирает крупу пальчиками, прячет ручки или игрушки в крупе.

Волшебная скорлупа.

Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.

Увлекательными могут быть игры с соленым тестом.

Поделки из него хранятся долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить), две столовые ложки растительного масла – все перемешать, чуть подогреть и получите мягких комок. Лепите на здоровье!

Игры с водой. Поставьте перед ребенком две тарелочки, одна из которых наполнена водой, а другая пуста. Покажите ребенку, как при помощи кухонной губки переливать воду из одной емкости в другую. Обращайте внимание на льющуюся струйку и капли. Также можно пускать кораблики – губки по воде или крышечки. Можно на кораблики сажать моряков – например, фасоль. Бросаем предметы в воду, смотрим, что тонет, а что нет. Моем посуду. Еще можно взять коктейльные трубочки и дуть ими в воду, будут идти пузырьки, которые развеселят вашего ребенка.

Играем с пинцетом. Берем пинцетом крышки от бутылок, поролоновые шарики и складываем в тарелку. Заодно и считаем.

Игры с магнитами. Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только желтые и т.д.

2. Игры на обогащение словаря ребенка

«Давай искать на кухне слова».

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И т. д.

«Угощаю».

Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга.

Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не съедите.

Можно поиграть в сладкие, кислые, соленые, горькие слова.

«Доскажи словечко».

Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее:

Ворона каркает, а воробей . . .

Сова летает, а заяц . . .

У коровы теленок, а у лошади . . .

Сахар сладкий, а лимон …

Луна видна ночью, а солнце …

Огонь горячий, а лед …

Река широкая, а ручей …

Камень тяжелый, а пух …

Угадываем на вкус овощи и фрукты.

«Скажи, как я».

Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).

Взрослый предлагает ребенку внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Следите за тем, чтобы малыш произносил слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.

Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых ребенок испытывают затруднения.

«Чудесный мешочек».

По опыту, эта игра остается самой любимой для детей долгое время, вплоть до школьного возраста. Ведь каждый предмет из волшебного мешочка всегда сюрприз. Конечно, задание для старших уже усложняется (например, нужно определить предмет на ощупь, не заглядывая в мешочек…)

Что понадобится: любой мешочек, мелкие игрушки.

Взрослый говорит, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, и громко назвать. Нужно добивается, чтобы малыш правильно и внятно назвал игрушку.

«Какой предмет?».

Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.

Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.

Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, …

Красное — платье, яблоко, знамя, …

3. Игры на развитие грамматического строя.

«Приготовим сок».

Из яблок сок (яблочный). Из груш, из слив, моркови, лимона, апельсина? И наоборот: апельсиновый сок из чего?

«Упрямые слова».

Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. п.». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменил слова в предложениях – ответах.

«Один и много».

Взрослый называет один предмет – а ребенок много.

Перечислять можно разные предметы, в зависимости от того, где Вы сейчас находитесь: на кухне или в детской комнате.

Чашка – чашки, кастрюля – кастрюли, стол – столы;

Мяч – мячи, карандаш – карандаши, кубик – кубики;

«Чего не стало?».

Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов (можно игрушки) – 4 – 7 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться, а сам в это время убирает один любой предмет. Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало. Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах.

«Волшебные очки».

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос. Красное окно, красная рука и прочие.

«Я внимательный».

Будем называть предметы (дома или на улице), которые видим, а еще обязательно укажем – какие они. Например: Вот стол. Он деревянный. Вот кошка – она пушистая. Вот окно – оно большое. Вот забор – он красный. Вот солнце – оно желтое.

Слушаем звуки.

Прислушайтесь к звукам на кухне: вода капает в кране, крупа пересыпается, ложка звенит в пустом стакане. Постучите по разным предметам на кухне, прислушайтесь – одни звучат громко, другие – тихо, третьи – глухо и т.д. Поиграйте в игру «Угадай что стучит» с малышом.

4. Игровое упражнение на слоговую структуру слов.

«Перепутаница».

Жили были: слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались.

Помоги словам распутаться.

босака (собака),
ловосы (волосы),
лекосо (колесо),
посаги (сапоги) и пр.

По дороге из детского сада (в детский сад).

«Будем искать слова».

«Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«Волшебные очки».

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. д.), посмотри вокруг в волшебные очки, какого все стало цвета, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

«В свободную минутку».

Подвижные игры.

«Игры с мячом».

«Я буду называть предметы, и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «Ж», если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга . . .».

«Лягушка».

Выделение звука из ряда гласных (а, о, у, и, е, э, ю, я, ы). «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «А», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.

Выкладывание из счетных палочек или спичек с отрезанными головками простейших геометрических фигур, предметов, узоров. Вырезанные из бумаги трапеции, круги, овалы дополнят изображения.

«Кап-кап-кап»

Для этого задания вам потребуется набор небольших цветных губок для мытья посуды. Поставьте на стол две миски: одну пустую, а другую с водой, рядом разложите губки, чтобы ребенок мог выбрать любую. Возьмите одну, намочите и выжмите в пустую миску, приговаривая: «кап-кап-кап». Предложите ребенку сделать то же самое с другими губками.

Встаньте с ребенком друг за другом, объясните малышу, что теперь вы – вагоны поезда и совершите много интересных путешествий. Вагоном в вашем составе может стать каждый член семьи. Во время движения издавайте звуки типа «ту-туу-ту, чух-чух-чух, туууу!», побуждая ребенка произносить их вместе с вами. Во время поездок по квартире, комментируйте все, что видите: «вот стиральная машина, а вот кухня, сейчас поедем за игрушками в детскую» и т. д.

Предварительный просмотр:

Профилактика задержки речевого развития у детей раннего возраста.

Родители и педагоги должны знать нормативные сроки развития детской речи. Это нужно для того, чтобы внимательно присмотреться к малышу, создать ему наиболее благоприятные условия. Родителям необходимо объяснить, что сон, крик, движения отражают уровень развития ЦНС.

У нормальных детей должны наблюдаться следующие явления:

10-14 недель – непроизвольная улыбка;

2-3 месяца – улыбка на родное лицо;

4-6 месяцев – избирательная улыбка на голос.

Если к 6 месяцам ребенок не улыбается, значит, у него могут быть проблемы со зрением. Крик, плач, гуление – это формы врожденные, а не подражательные. Они возникают, как филогенетическая речевая память. Глухие дети могут развиваться аналогичным образом. Наиболее благоприятны для психического развития ребенка физический контакт с матерью, привязанность к ней. Их общение можно приравнять к беседе, если давать малышу время на ответ. Для стимуляции голосовых реакций мать наклоняется над малышом, ласково улыбается и через определенные интервалы произносит одни и те же протяжные звуки. Младенец на бессознательном уровне повторяет звуки и движения губ (эхолалия, эхопраксия). Такие действия хорошо получаются у новорожденных. Нарушения развития детей могут наблюдаться в случаях, когда мать малоэмоциональна и больше руководствуется разумом. Она заботится о младенце, но мало играет с ним, или не заражается одновременно радостью, не тискает его, не ласкает. Подобный тип общения может предрасполагать к появлению у ребенка невротических состояний, страха и аутических форм поведения.

Если новорожденный попал в группу риска из-за сложно протекавшей беременности и осложненных родов, нужно с первых месяцев заниматься с ним, т.е. проводить тактильную стимуляцию губ, развитие слухового внимания, стимуляцию гуления, развивать моторику пальчиков, вкладывая в них игрушку и называя ее. С 4 месяцев необходимо начинать гимнастику губ ребенка. Для этого сближают его губки и растягивают их в стороны, пока не почувствуют сопротивление. Кроме того, собирают их в морщинки, также до сопротивления. Надо побуждать малыша тянуться к соске, к пище, стимулируя движения языка путем надавливания на его кончик ложкой при кормлении (но крайне осторожно). Мама должна побуждать и его жевательные движения, положив пальцы под подбородок ребенка и подталкивая нижнюю челюсть вверх-вниз. После 4 месяцев малыш начинает слышать речь, издает звуки, близкие родному языку. До этого звуки его лепета были гораздо шире их.

В 6 месяцев он уже произносит четыре и больше слогов подряд, постоянно «разговаривает» сам с собой и с другими. Если в этом возрасте ребенок невосприимчив к речи в целом или реагирует лишь на определенные звуки, необходимо проверить его слух. Первые слова нормально развивающийся малыш произносит в 9-10 месяцев. В 1 год и 3 месяца он уже использует отдельные аморфные слова, играющие роль предложений («ням-ням»). В 1,5 года в одном его предложении может быть уже два аморфных слова («няня-бух», «мизинь-ням-ням»). В сроки от 1 года 10 месяцев до 2 лет ребенок начинает говорить «Я!», а трехлетний малыш беседует с окружающими развернутой фразой, постоянно комментирует свои действия, задает вопросы.

Что касается ребенка с задержкой развития, то он слабо реагирует на общение со взрослыми и расположенные поблизости предметы, долго не дифференциирует «своих» и «чужих». Однако к оценке степени отставания речи следует подходить очень осторожно. Дело в том, что развитие ребенка раннего возраста зависит от многих факторов. Прежде всего от наследственных особенностей, общего состояния здоровья, пола, окружающей среды, массы тела при рождении, степени доношенности и т.д. И если в период от 1,5 до 2 лет ребенок хорошо развивается в других отношениях, тогда возможно, что вся энергия уходит именно на это.

Большинство детей начинают пользоваться словами на втором году жизни, но здесь есть и индивидуальные особенности. По статистике, нормальный ребенок от 1 года до 2 лет может и не говорить, но иметь в активе до 58 слов. Если же в 2 года 6 месяцев у малыша по-прежнему отсутствует речь, это должно настораживать, независимо от того, как он продвинулся в остальном.

С 3 лет речь становится ведущим средством контактов и развития мышления. К 4 годам под влиянием речи усиливается логическое мышление. После 5 лет оно должно в норме развиваться на основе словесных обобщений. До этого времени, если речь в не очень хорошем состоянии, оно не страдает, а позже даже негрубые ее нарушения оказывают отрицательное влияние на развитие мышления. Таким образом, речь ребенка должна быть исправлена раньше этого срока.

Период до 3 лет является сенситивным для развития речи. В это время любое неблагоприятное воздействие на организм ребенка способно привести к его отставанию. Сюда можно отнести различные соматические заболевания, психические травмы. Отрицательное влияние на ребенка часто оказывает стрессовое состояние матери и других членов семьи. В неблагополучных условиях малыш растет тревожным, пугливым, пассивным. У него задерживаются сроки нормального доречевого и речевого развития. Иногда родители, напротив, предвосхищают все желания ребенка, не дожидаясь просьбы, тогда у него нет и стимулов к речи. К факторам риска также относится леворукость. Здесь необходимо заметить, что насильственная переориентация ребенка совершенно исключена. В данном случае просто нужно параллельно развивать правую руку.

На первом году жизни важны нарушения, связанные с режимом. Сюда относятся преждевременное отнятие от груди, отлучение от соски и пустышки (до 1 года), прекращение укачивания. Это так называемая сенсорная депривация, т.е. недостаточная удовлетворенность потребностей. Чтобы ребенок своевременно заговорил, он должен ориентироваться на одну речь.

Факторы риска бывают не только социально-психологическими, но и биологическими: действующими в период внутриутробного развития, родов и первые месяцы после рождения; зависящими от семейной отягощенности речевыми расстройствами; вызванными хроническими заболеваниями родителей, тяжелой беременностью, когда мозг хронически испытывает недостаток кислорода. Перинатальные повреждения мозга составляют более 60% всей патологии центральной нервной системы. В зависимости от длительности гипоксии в коре развиваются различные изменения: от локального отека до некроза. Для определения степени тяжести и выраженности нарушений мозгового кровообращения применяется шкала АПГАР. В соответствии с ней легкой форме поражения клеток мозга соответствуют 6-7 баллов, средняя степень тяжести гипоксической энцефалопатии выражается 4-6 баллами. Эти симптомы невропатолог фиксирует при первичном осмотре малыша.

С возрастом мозг ребенка увеличивается в объеме, созревает. Зрелостью мозга называется образование связей между его клетками. Они должны с самого рождения получать как можно больше раздражителей, стимуляторов. Ребенок всё впервые познает через кожные ощущения. Глаза и уши у него есть, но пользоваться он ими еще не умеет. Вся поверхность тела малыша служит познанию действительности. Кожный анализатор сообщает другим анализаторам все необходимое. Если ребенок не будет ни к чему прикасаться, он не научится видеть и слышать. Поэтому игрушки у него должны быть самые разные, из всех видов материалов, отличающиеся по температуре. Ребенку нужно разрешать трогать абсолютно всё.

Однако самый древний анализатор – обонятельный. Чувствуя запах, ребенок запоминает его, видит предмет, который так пахнет, и слышит его название. Таким образом, с помощью обоняния ребенок познает действительность. Это знание связано у него со зрительным и слуховым анализаторами, которые активируют всю кору головного мозга. Поэтому ее зона, ответственная за обоняние, должна активно стимулироваться.

Следующим анализатором можно назвать вкус. Ребенок всё берет в рот и нельзя запрещать ему делать это (если предмет не повредит здоровью). Вкус ассоциативно связан с источником. Если ребенок получает однообразную, невкусную пищу, значит, этому анализатору не хватает раздражителей и клетки соответствующей зоны будут дремать и не использоваться. Еще один важнейший анализатор – это зрение. С его помощью человек познает мир на расстоянии (дистантно), т.е. определяет форму, цвет, размер предметов и их положение в пространстве. В норме ребенок должен соединить слово со зрительным образом. Чем больше он видит предметов и явлений и связывает их со словом, тем богаче его лексика. Зрительные раздражители должны быть яркими и красивыми. С 1,5-2 лет ребенка уже надо водить на выставки, в парки, привлекая его внимание к прекрасному.

Слуховой анализатор отвечает за звуко- и словоразличение. Иногда ребенок, по заключению взрослых, «плохо слушает», но если его постоянно окружают говорящие люди, в квартире все время работают радио или телевизор, он не будет обращать внимание на то, что обращено непосредственно к нему. Кроме шумных игр, у ребенка должны быть и тихие минуты, во время которых он может послушать и классическую (адаптированную) музыку, и поговорить сам с собой.

С первых же месяцев жизни надо развивать слуховое внимание ребенка, а затем и слуховую память, спрашивая его о том, что и где звучит. На следующем этапе надо переходить к развитию фонематического слуха.

В головном мозге большой участок управляет движениями кистей рук. Уровень речи ребенка находится в прямой зависимости от степени их развития. Следует заметить, что указательный палец, отведенный в сторону, – это первый жест разума, означающий, что ребенок начинает выделять объект из окружающего мира. Обязательно нужно развивать ловкость, точность, координацию, синхронность движений пальцев рук. С этой целью стоит использовать народные «пальчиковые» игры, игры с мозаикой, конструирование, шнуровку, застегивание пуговиц, обведение контуров, штрихование. Помогут здесь и самодельные мешочки, неплотно набитые фасолью, которую ребенок будет перебирать, перебрасывая мешочек из руки в руку и т.д. Речевая деятельность – это результат согласованной работы многих областей головного мозга, подающих команды на речевые мышцы. Постепенно у ребенка развивается способность свободно владеть мускулатурой своих органов речи. Но этот процесс нельзя пускать на самотек, оставлять его без должного внимания. Поэтому, начиная с раннего детства, с профилактической целью, а также для коррекции необходимо проводить специальную гимнастику (комплекс упражнений), направленную на укрепление мышц, выработку полноценных движений, определенных положений органов артикуляционного аппарата. Здесь делается акцент на качество выполнения, точность и плавность. С этой целью лучше всего использовать игру как основную деятельность детей.

Таким образом, если стимулировать развитие всех органов чувств, развивать мелкую и общую моторику ребенка, учить его прислушиваться к окружающим звукам, любить его и быть терпеливым и ласковым – он заговорит.

Из практических советов Можно предложить матери перед сном почитать ребенку 2,5-3 лет стихи, где он постепенно научится договаривать последние слова.

У меня зазвонил телефон.

– Кто живет под потолком?

– У него есть борода?

– И манишка и жилет?

Очень полезно распевание стихов, чтение по ролям. Из иллюстративного материала рекомендуются книги В. Сутеева. Они ярко оформлены, эмоциональны и просты по содержанию. Полезны и аудиокассеты со сказками, в которых часто используются одни и те же фразы, которые ребенок будет неоднократно повторять.

Здесь необходимо вызывать непроизвольные речевые реакции ребенка, которые должны поощряться. Не нужно приставать к нему с повторениями, задавать вопросы, если ребенок замыкается. Не давите на ребенка! Если ребенок произносит слоги, надо составлять из них простые слова и подкреплять предметной картинкой или демонстрацией этого предмета. Все его новые слова следует записывать и стимулировать ребенка к их произношению. Если это глагол – обязательно показывать соответствующее ему действие или иллюстрировать картинку с ним.

В последние годы акцент исследований сместился в сторону раннего выявления отклонений в речевом развитии и раннего начала комплексной коррекционной работы, что позволяет существенно снизить соци.

Лечение задержки речевого развития

Занятия с логопедом. Логопед проводит с ребёнком специальные уроки по запуску и развитию речи, помогает правильно строить предложения. Такие методики включают артикуляционную гимнастику, упражнения на постановку звуков, игровые техники, например пальчиковый кукольный театр. Если ребёнок понимают фразы, его интеллект сохранен, а речь запаздывает на полгода-год, то логопедических занятий бывает достаточно [1] [8] .

Занятия с логопедом-дефектологом отличаются от обычных логопедических занятий. Например, логопед-дефектолог умеет работать с детьми, которые плохо понимают речь, с грубыми задержками развития. На занятиях ребёнок изучает основные понятия (большое/маленькое, цвет, форма, размер), делает упражнения для улучшения мелкой моторики, заучивает названия предметов для формирования пассивного словарного запаса. После освоения базовых знаний логопед-дефектолог приступает к развитию экспрессивной речи [7] [12] [15] .

Комплексная медико-педагогическая реабилитация при задержке психоречевого развития. Если ребёнок плохо понимает речь, возбудим, у него не выработаны социально-бытовые навыки, то может потребоваться комплексная реабилитация. В таких случаях речь существенно отстаёт от возрастной нормы, грубо нарушена дикция, выражены другие неврологические симптомы [2] . Чтобы развить речь неврологи назначают ноотропные препараты: кортексин , когитум , цераксон . По заявлению производителей, препараты активизируют нейроны, улучшают передачу нервных импульсов и устраняют последствия гипоксии — нехватки кислорода. (Эффективность этих препаратов при задержке речевого развития не доказана в исследованиях, а в новых российских клинических рекомендациях по лечению аутизма группа экспертов уже описала ноотропы, как неэффективный метод лечения расстройства — прим. ред. “ПроБолезни”). Нормализовать работу нервной системы помогут и витамины группы В. Однако важно помнить, что назначает препараты только детский невролог с учётом особенностей ребёнка, так как лекарства способны вызывать перевозбуждение и аллергические реакции [2] [16] .

Микротоковая рефлексотерапия — метод лечения детей с задержками развития речи, разрешённый и рекомендованный Минздравом РФ. Заключается в выборочной активизации речевых зоны головного мозга:

  • область Вернике (отвечает за понимание речи);
  • область Брока (связана с активным словарным запасом и желанием разговаривать);

Кроме того, развития логическое мышление и сформировать бытовые навыки поможет воздействие на лобные доли. Лечение проводят под контролем электроэнцефалографии (ЭЭГ) [6] [13] [14] .

Логопедический массаж — это воздействие на артикуляционную мускулатуру: мышцы лица, языка, губ, мягкого нёба. Манипуляции проводят стерильными зондами. Цель массажа — нормализовать тонус мышц языка, круговой мышцы рта, улучшить кровоснабжение органов артикуляции. Метод необходим детям с чрезмерным слюнотечением, нарушенной дикцией. Процедуру назначают и неговорящим пациентам, поскольку речь может отсутствовать из-за неумения управлять органами артикуляции [10] [13] .

Логопедический массаж — это воздействие на артикуляционную мускулатуру: мышцы лица, языка, губ, мягкого нёба. Манипуляции проводят стерильными зондами. Цель массажа — нормализовать тонус мышц языка, круговой мышцы рта, улучшить кровоснабжение органов артикуляции. Метод необходим детям с чрезмерным слюнотечением, нарушенной дикцией. Процедуру назначают и неговорящим пациентам, поскольку речь может отсутствовать из-за неумения управлять органами артикуляции [10] [13] .

Что такое задержка речевого развития?

Задержка развития речи (ЗРР) – это более позднее овладение навыками устной речью детьми до трех лет по сравнению с возрастной нормой. Она характеризуется недостаточной сформированностью экспрессивной речи, недоразвитием словарного запаса (качественным и количественным).

То есть дети с задержкой речевого развития — это дети с нормальным умственным развитием, слухом, пониманием речи, развитием в эмоциональной сфере, с выработанными артикуляционными навыками, развитие речи которых не укладывается в общепринятые возрастные нормативы.

Задержка темпов речевого развития говорит о том, что у ребенка нарушен нормальный процесс усвоения элементарного словарного запаса. Он должен быть сформирован у детей в достаточно раннем возрасте – 3-4 года.

Какие есть нормы развития речи?

Чтобы понимать, какие признаки можно считать показателями ЗРР, нужно иметь представление о принятых нормах развития речи.

Фактически, первая «речь» малыша – это его плач, когда он только появляется на свет. В этом процессе участвуют главные органы речевого аппарата – голосовые, артикуляционные и дыхательные. Неонатолог уже на этом этапе может определить отклонение от нормы – первый крик должен быть в течение первой минуты жизни ребенка.

Первый год жизни новорожденного – это предречевой период. Он включает в себя несколько этапов:Гуление – появляется в 1,5-2 месяца с рождения.

  • Лепет – появляется в 4-5 месяцев.
  • Лепетные слова – примерно с 8 месяца.
  • Первые слова – появляются в интервале 9 – 12 месяцев. Исследователями доказано, что половая принадлежность ребенка играет роль во времени появления первых слов. Девочки развиваются быстрее, поэтому первые слова у них появляются раньше, чем у мальчиков.

Если ребенок развивался гармонично и правильно, то в норме уже в первый год жизни он сможет произносить порядка десяти слов. Здесь имеется в виду любое осмысленное звукоподражание, либо укороченное слово, которое обозначает действие, предмет или существо. К примеру, «ням» (кушать, еда) и «ма» (мама) уже будут считаться отдельными словами.

С 1 по 2 год жизни у малышей активно накапливается пассивный словарь, который насчитывает порядка 200 слов. Он их понимает, но не все может произнести. Ребенок может указывать на бытовые предметы или животных, понимая, на что именно он показывает. Активный же словарь должен содержать не менее 15-20 слов.

В 2 года у детей появляется фразовая речь, т.е. они могут нормально коммуницировать со взрослыми. У детей в их речи должны присутствовать глаголы («мама дай», «баба ди (иди)»).

После двух лет происходит «лексический взрыв», т.е. ребенок начинает активно формировать предложения, его словарный запас обогащается новыми словами. К трем годам в «арсенале» ребенка уже свыше 1200 слов, при этом происходит обогащение состава речи, т.е. дети начинают использовать практически все части речи (хоть и не всегда верно).

Именно возраст 2-3 года считается пограничным. Дело в том, что на практике с двухлетнего возраста уже можно говорить о ЗРР. Но в большинстве случаев специалисты ждут появления речи до двух с половиной лет. Объясняется это тем, что многие дети успевают «выровняться» за эти шесть месяцев, но только при условии, что у них нормальное развитие в других сферах и достаточный пассивный словарь. Но если к двум с половиной годам фразовая речь не появилась, то специалист с уверенностью говорит о наличии задержки развития речи.

С 1 по 2 год жизни у малышей активно накапливается пассивный словарь, который насчитывает порядка 200 слов. Он их понимает, но не все может произнести. Ребенок может указывать на бытовые предметы или животных, понимая, на что именно он показывает. Активный же словарь должен содержать не менее 15-20 слов.

Профилактика задержки развития речи у детей

Профилактика — это уже и есть помощь в решении проблем. Учите детей выражать свои эмоции, высказывать свое мнение, свои желания. Главенствующая роль здесь принадлежит, конечно же, родителям. Обязательно нужно установить полный контакт со своим ребятенком, поощрять развитие его речи.

А начать такую «работу» нужно ещё до рождения — с первых мгновений после зачатия, в первые же дни, недели.

Расскажите своему малышу о своих впечатлениях, обо всём том, что случается с Вами. Расскажите, что Вы купили для него, какое оно всё красивое, яркое.

Каждый день начинайте словами: «Доброе утро!». В течение дня общайтесь с пузиком: «Сейчас мы пойдем гулять в парк», «Я тебя очень люблю!». Заканчивайте день пожеланием спокойной ночи.

Эти разговоры укрепляют взаимосвязь мамы и малыша, служат развитию интеллекта и стимулируют развитие речи.

Почаще включайте приятную (лучше классическую) музыку. Она воздействует на оба полушария мозга одновременно. Почитайте стишки, прибаутки, рассказы — всё это разовьет литературный вкус у Вашего человечка и создаст прочную основу, которая поможет в будущем освоить родную речь.


Если же он этого не делает, поднесите его или игрушку к нему и скажите: «Вот неваляшка» или «Это пирамидка».

Задержка речевого развития – что и почему

Задержка речевого развития – это диагноз, который ставится детям при определении отличия от возрастной нормы, это широкое понятие, включающее в себя разнотипные отклонения.

Задержка речевого развития – не приговор, это термин, характеризующий определенные отклонения, что делать с которыми и как их исправить у конкретного ребенка, подскажет опытный дефектолог.

Возраст выявления заболевания у ребенка определяется причинами патологии и вниманием близких людей. В отдельных ситуациях диагноз ставится совсем малышам, иногда задержка становится заметна к младшему школьному возрасту.

Задержка речевого развития – не приговор, это термин, характеризующий определенные отклонения, что делать с которыми и как их исправить у конкретного ребенка, подскажет опытный дефектолог.

Подписка на блог

Не пропустите новые статьи!

Огромное спасибо за материал! Очень актуально.

“Речевая готовность ребенка к школе”

«Речевая готовность ребёнка к школе».

Наиболее значимым для ребёнка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребёнка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дощкольном периоде:

-хорошее физическое развитие ребёнка;

-развитый физический слух;

-развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;

-нормальное функционирование ЦНС;

-владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счётные операции);

-произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;

-познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;

-коммуникативная деятельность, готовность к совместной работе с другими детьми, сотрудничеству, взаимопомощи.

На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения. Перечислим их.

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребёнок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный в составе слова; анализ гласных из трёх звуков; анализ обратного слога; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки: гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно – ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой, меховое; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи:

-умение пользоваться развёрнутой фразовой речью,

-умение работать с предложением: правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложении, распространять предложения второстепенными и однородными членами,

-работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и исправлять их, составлять предложения по опорным словам и картинкам,

-владеть пересказом текста, сохраняя смысл и содержание, самостоятельно составлять рассказы – описания.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико – грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка в дошкольных учреждениях и семье. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Для воспитания полноценной речи нужно устранять всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова, и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребёнка с окружающим миром расширяется и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали сверстники и взрослые. Ещё острее встаёт вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребёнку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают ошибок в письменных работах, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящие – свистящие, звонкие – глухие, мягкие – твёрдые, «р – л»). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка – почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии).

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико – грамматических средств языка (ОНР). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьёзные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше будет результат.

На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

Грамматически правильная речь

Речевая готовность к школе – это и грамматически правильная речь, которой дети овладевают в чисто практическом плане.

С этой целью полезно поводить игры и упражнения:

«Один — много» (образование множественного числа существительных): стол — столы, …

«Из чего сделанно?» (образование относительных прилагательных). Стол из дерева- деревянный, варенье из слив- сливовое….

«Сосчитай посуду» (согласование существительных с числительными.) Один нож, три ножа, а пять ножей….

«Чей хвост?» : (образование притяжательных прилагательных). У лисы хвост лисий, у медведя — медвежий, у щуки — щучий…

«Что с чем» (усвоение категории творительного падежа с предлогом «с»). Стул с ножками и сиденьем; кровать с матрацем и с ножками.

«Найди предмет» (усвоение предлога «для»). Крышка нужна для…, спинка нужна для…

«Большой — маленький» — упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов: большой стол, а маленький… (столик), ведро — ведерко….

Речевые ошибки не следует оставлять без исправления, однако замечания следует делать тактично. Постоянные одергивания, бестактные замечания недопустимы, так так могут вызвать речевой негативизм, нервозность и упрямство.

«Что с чем» (усвоение категории творительного падежа с предлогом «с»). Стул с ножками и сиденьем; кровать с матрацем и с ножками.

Речевая готовность ребёнка к школе.

Консультация для родителей.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Это особые критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

Критерии готовности к школьному обучению :

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения). Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок. Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы.

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

– создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

– проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

– не ругать ребенка за неправильную речь;

– ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

– не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

– осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

уметь четко произносить все звуки речи;

уметь интонационно выделять звук в словах;

уметь выделять заданный звук в потоке речи;

уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);

уметь произносить слова по слогам;

уметь составлять предложения из 3-5 слов;

уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.;

уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные);

уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.);

уметь составлять несколько предложений о предмете;

различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

уметь наизусть читать любимые стихотворения;

знать автора прочитанного стихотворения;

уметь последовательно передавать содержание сказки.

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;

уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза, корова. );

уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей. );

иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень – желтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая. );

знать названия 1-3 комнатных растений;

знать названия 12 месяцев года;

знать названия всех дней недели.

Кроме того, ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать:

в какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме,

полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;

знать правила поведения в общественных местах и на улице.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Ссылка на основную публикацию