Как рассказать детям о Великой Войне: идеи для учебы и творчества

Методические рекомендации «Как рассказывать детям дошкольного возраста о Великой Отечественной войне»

Ульянова Ольга Викторовна
Методические рекомендации «Как рассказывать детям дошкольного возраста о Великой Отечественной войне»

(методические рекомендации):

«Как рассказывать

детям о Великой Отечественной войне?»

Работу выполнил:

Воспитатель старшей группы

МБДОУ «Детский сад№345»

Ульянова Ольга Викторовна

Г. Нижний Новгород

«Как рассказывать детям о Великой Отечественной войне?»

(методические рекомендации)

Детям нужно знать: война – это плохо и страшно, люди боятся ее и хотят жить в мире. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы не допустить новой войны. В рассказе о войне говорить не только об ее ужасах, но и о том, как хрупок наш мир, и как важно научиться его беречь. Но рассказывать стоит с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста.

Для этого необходимы рекомендации для педагогов, которые помогут им подготовиться к разговору с дошкольниками о Великой Отечественной войне. Как рассказать детям о войне? О чём можно рассказывать детям?

С чего начать беседу?

Перед тем как рассказать ребенку о войне, педагогу нужно самому прочувствовать то, что пережили люди в военное время. Сделать это можно, например, через чтение книг, прослушивания песен и просмотр художественных и документальных фильмов о военных годах. Побеседовать со своими родителями, бабушками, дедушками. Во время войны никто не остался безучастным, каждый своим трудом или подвигом защищал, оборонял свою Родину и ковал победу. И поэтому, в любой семье найдутся родственники, которым есть что рассказать о войне. Наверняка, у всех сохранились альбомы со старыми фотографиями своих родственников –фронтовиков. А в красной, потёртой от времени, коробочке лежат медали, ордена дедов и прадедов. И глядя на лица людей с фронтовых фотографий, из наших глаз невольно катится слеза. Какая им досталась доля. Но благодаря этим людям, отдавшим, свою молодость, свою жизнь, мы сейчас живём с вами в мире, без войны. К сожалению, фронтовиков – ветеранов остаётся с каждым годом всё меньше и меньше. И каждый из нас должен понимать, что придёт такое время, когда их в живых никого не останется. Так давайте, люди, сохраним свою любовь и уважение к ещё оставшим пока живым ветеранам войны. Помогайте им в быту, даритьте им цветы и свои лучезарные улыбки, беседуйте с ними, слушайте и записывайте их рассказы. Их осталось совсем немного…. Это наша история ….

Что можно рассказывать?.

Младшим дошкольникам :

Рассказывать о войне нужно с особой осторожностью. Педагог должен мягко объяснить суть войны, но не акцентировать внимание на гибели и горестях. О блокаде Ленинграда достаточно сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать. Нужно показать, что люди защищали страну, не жалели себя, и поэтому сейчас мы можем жить в мире.

С пяти лет дети хорошо воспринимают информацию на конкретных примерах и историях:

1) Можно показать дошкольникам портрет своего деда в военной форме из семейного альбома, показать его боевые медали и ордена. Рассказать, как он жил до войны, как ушел на фронт, как воевал. Написать письмо дедушке и сложить его треугольничком, как это делали на фронте.

2) Предложить детям вспомнить, кто из членов их семьи принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотреть с детьми семейные фотографии военных лет.

3) Рассмотреть на картинках медали и ордена, которыми награждали доблестных солдат и офицеров в Великую Отечественную войну 1941 -1945 годов, или посмотреть документальный фильм.

4)Рассказать детям как началась война:

Что 22 июня 1941 года на нашу страну напали полчища врагов – фашистов. Фашисты думали, что они самые главные в мире, а все остальные люди должны им подчиняться. Началась страшная война, которая продолжалась четыре года. Не только российским солдатам и офицерам, но и всем жителям нашей Родины, взрослым и детям, было очень трудно во время войны. Армия с помощью народа победила врагов и прогнала их из России, а потом и из других стран. Война, которую назвали Великой Отечественной, закончилась в мае 1945 года. А в июне того же года на Красной площади в Москве состоялся Парад Победы. Воины- победители торжественно прошли по площади и бросили на землю знамёна побеждённых фашистов. Это был Великий день!

5) Рассказать детям как мы отмечаем День Победы? :

Утром 9 мая в главных городах России, в Москве и Санкт- Петербурге, проходят военные парады. (Объяснить детям, кто такие ветераны? Это люди, которые сражались с врагами на фронте и в тылу). Ветераны Великой Отечественной войны одевают ордена и медали, устраивают торжественное шествие по улицам. Потом ветераны собираются вместе и вспоминают своих товарищей, то как они воевали, поют песни военных лет. В День Победы люди возлагают к военным памятникам, к вечному огню венки и цветы.

А вечером, когда стемнеет, начинается Салют Победы! Взлетают в небо разноцветные огни, рассыпаются на множество сверкающих искр. Люди смотрят на эту красоту и радуются. Пусть никогда больше не будет войны! Пусть всегда будет мир!

6)Предложить детям послушать и выучить стихотворение «Пусть будет мир» (Н. Найдёнова)

7) Для детей среднего дошкольного возраста можно предложить мультфильмы. Например, «Солдатская сказка» или «Теплый хлеб».

8)Показать детям иллюстрации Военного Парада на Красной площади после окончания войны и в современном мире. Празднование Победы и Салют Победы в Москве.

Детям старшего дошкольного возраста :

1)В беседе с детьми, ещё раз объяснять ребёнку:

– кто такие ветераны;

– почему День Победы называют праздником со слезами на глазах;

– за какие заслуги награждали военных орденами и медалями;

– для чего нужен вечный огонь;

– как мы должны относиться к тем людям, которые сражались за нашу Родину и отдали за неё жизнь.

2) Нужно рассказать о подвигах детей на фронте и в тылу врага, о жизни в блокадном Ленинграде через дневники Тани Савичевой. Рассказать о войне помогут и произведения художественной литературы, которые написаны для старших дошкольников отечественными и зарубежными авторами.

3) Можно показать детям репродукции картин на военную тематику. Это могут быть сцены прощания и проводов на фронт, картины о подвигах и человеческом горе, моменты отдыха и празднование Победы.

(Познакомить детей с картинами художников : Александр Локтионов «Письмо с фронта»- 1947 год, Михаил Хмелько «Триумф победившей Родины» – 1949 год, Пётр Александрович Кривоногов «Защитники Бретской крепости» – 1951 год).

4) Предложить родителям детей посмотреть телепередачу «Парад на Красной площади», или в своём родном городе быть очевидцем прохождения военного парада.

5)Предложить родителям прогуляться по городу с ребёнком, рассмотреть праздничное украшение города, возложить цветы к памятникам воинской славы, понаблюдать с детьми за праздничным салютом.

6) Помочь рассказать о войне могут и фильмы. Предложить родителям посмотреть вместе со старшими дошкольниками фильмы о войне. Например, советские фильмы: «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие», «Офицеры».

Также ребенку можно показать итальянскую трагикомедию «Жизнь прекрасна» (1997) – фильм о еврейском мальчике, который вместе с отцом попадает в концлагерь. Отец решает спасти сына не только от смерти, но и от страха. Он говорит ему, что все происходящее – большая игра, и если будешь соблюдать правила, то обязательно выиграешь приз – настоящий танк. Фильм «прикрывает» ребенка-зрителя выдуманной игрой.

При обсуждении фильмов и мультфильмов нужно не торопиться отвечать на вопросы детей: «Вот почему его награждают, а он плачет?», «Почему они победили, а музыка все равно грустная?». Стоит спросить: «А как ты сам думаешь? Как бы ты сам объяснил?». Необходимо делать паузы, давать ребенку возможность достроить логическую цепочку. Пусть он выскажется сам.

7) Предложить послушать военные песни: «Прадедушка», «День Победы», «Главный праздник», «Катюша», «Три танкиста»

8) Предложить детям выучить отрывок стихотворения М. Исаковского «На век запомни….» и поздравить близких с праздником.

9) Предложить детям по сюжетным картинкам о войне, о праздновании Дня Победы составить свой небольшой рассказ.

10) Предложить родителям вместе с детьми составить небольшой рассказ о подвигах героев Великой Отечественной войны: лётчиках (Покрышкине А. И., Маресьеве А. П. и др., танкистах (Колобанове З. Г. и др., снайперах, медсёстрах, пехотинцах. Предложить изготовить книжечку (как открытку) из листа А4, сложить пополам, на внешней стороне ребёнок нарисует героя, о котором будет рассказывать, внутри взрослый или ребёнок печатными буквами запишет рассказ. Ребёнок должен рассказать самостоятельно.

Предложить детям организовать в группе выставку таких книжек – самоделок.

11) Предложить родителям вместе с детьми изготовить из бросового материала боевую военную технику для выставки к празднования Дня Победы! К Дню 9 мая! Которая будет организована в группе детского сада.

В заключении рекомендации «Как рассказать детям о войне» можно сказать, что невозможно о войне рассказать за один раз. К повествованиям нужно возвращаться периодически. Не стоит опережать информацией интерес ребенка, необходимо отвечать на детские вопросы, рассказывать по мере взросления все больше и больше. Обязательно нужно следить за реакцией дошкольников, чтобы не травмировать их.

И самое главное, нам нигода не следует забывать, какой ценой досталась это победа над фашизмом! Поэтому нужно ценить сегодняшнее мирное и спокойное время. И быть благодарным нашим ветеранам войны и тыла! И так же доблестно как наши предки продолжать охранять и защищать от внешних врагов рубежи нашего государства.

«Защитники Брестской крепости»,

художник Пётр Александрович Кривоногов

Список литературы:

Произведения художественной литературы, которые написаны для старших дошкольников отечественными и зарубежными авторами:

1) «Похождения жука-носорога» К. Г. Паустовский

2) «Стальное колечко» К. Г. Паустовский

3) «Дорога жизни» Н. Ходза

4) «Письмо с фронта» А. В. Митяев

5) «Твои защитники» Л. А. Кассиль

6) «Как Серёжа на войну ходил» Ю. Я. Яковлев

7) «Кукла» Г. А. Черкашин

8) «Галина мама» С. М. Георгиевская

9) «Вот как это было» Ю. П. Герман

10) «Генерал» Джон Чартерс

Список фультфильмов:

Мультфильмы о войне, которые можно показать дошкольникам:

1) «Тёплый хлеб» (1973) – философская история по мотивам сказки К. Г. Паустовского.

2) «Василёк» (1973) – история о мальчике Васильке, который ищет своего пропавшего на войне дедушку.

3) «Легенда о старом маяке» (1976) – приключения ребят, которые помогают зажечь маяк, чтобы советские корабли вошли в бухту и разгромили немцев.

4) «Партизанская снегурочка» (1981) – мультфильм посвящён всем детям, которым пришлось жить в самые голодные и страшные годы войны.

5) «Солдатская сказка» !983) – история фронтовика Петра и жука – носорога, который стал ему настоящим боевым товарищем.

6) «Солдатская лампа» (1984) – рассказ о мальчике Глебе, его дедушке и о солдатской лампе – коптёлке, сделанной из патрона.

План дистанционного мероприятия «75 лет Великой Победы в Великой Отечественной Войне» Участники – дети среднего и старшего дошкольного возраста и их родители. Цели: развитие нравственно патриотических чувств у детей дошкольного.

Фотоотчет о занятии «Детям о Великой Отечественной войне» Интересное, познавательное занятие с презентацией провела на кануне праздника Великой Победы логопед Муравьева Галина Владимировна..

Как рассказать детям дошкольного возраста о Великой Отечественной войне. Для разновозрастной группы для детей с ЗПР и детей среднего возраста с ТНР общеобразовательной группы. Автор Фадеева Елена Николаевна В.

Конспект беседы о войне с детьми старшей группы в рамках проекта «Детям о Великой Отечественной войне» Конспект беседы о войне с детьми старшей группы в рамках проекта «Детям о Великой Отечественной войне»[/h4] Задачи: познакомить детей со.

Консультация для родителей «Как рассказывать детям о войне?» Консультация для родителей «Как рассказывать детям о войне?» Война — та тяжелая тема, которая может травмировать, а может оказаться мощным.

Консультация для родителей «Расскажите детям о Великой Отечественной войне» Огромны просторы нашей страны. Богаты нефтью, углём, металлами, плодородными почвами, пастбищами, лесами, могучими реками… Издавна завидовали.

Макет о Великой отечественной войне «Битва под Москвой» Ни кому не нужно говорить, как важно воспитывать в детях патриотизм. Но воспитать в человеке патриота невозможно если он не знает своей.

Проект по патриотическому воспитанию в группе раннего возраста, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне Проект по патриотическому воспитанию в группе раннего возраста «Гномики» посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Тема:«Спасибо.

Рассказываем дошкольникам о Великой Отечественной войне На кануне 71 годовщины Победы в Великой Отечественной войне в образовательных организациях проводится много мероприятий. О войне, нельзя.

День Победы в Великой отечественной войне 9 мая в России отмечается всенародный праздник — День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, в которой советский народ боролся.

Как и что рассказать детям о войне и Дне Победы?

Даже самое трагическое событие можно забыть. Так происходит и с Великой Отечественной войной — людей, которые прошли через военное время, в живых остается всё меньше. Ветераны уходят. Из памяти молодых стираются факты и даты, а подростки зачастую даже не знают элементарного: кто, с кем и почему воевал. Но один мудрый учитель-фронтовик однажды сказал: «Дети! Запомните! Как только вы забудете эту войну, так сразу ждите новую!». Поэтому рассказы о войне для детей так важны, и посвящать ребёнка в историю катастрофы мирового масштаба можно с самого раннего возраста.

Убедитесь, что с ребенком всё в порядке, когда вы далеко. Установите приложение «Где мои дети», чтобы всегда знать, где ваш ребёнок, что происходит вокруг него, и как он себя чувствует.

Содержание:

  • Как рассказать детям о Великой Отечественной войне
    • Зачем рассказывать детям о войне
    • С чего начать беседу
      • Почему началась война
    • Как правильно рассказывать о войне и о чём рассказать
      • Военные профессии
      • Города-герои
      • Награды
    • Как рассказать ребёнку о Дне Победы
  • Жизнь и подвиги детей во время ВОВ
  • Лучшие книги и рассказы о войне для детей
    • Для дошкольников
    • Для младших школьников
    • Для среднего звена
    • Для подростков
  • Празднуем День Победы: поделки к 9 мая с детьми

Как рассказать детям о Великой Отечественной войне

Главный совет: обсуждая войну, не говорите словами из учебника. Дети лучше запоминают мелкие детали, необычные факты и особенности. Ведите повествование о ВОВ, как о событии, в котором участвовали настоящие люди с разными, хоть и похожими, судьбами.

Зачем рассказывать детям о войне

Иногда родители и другие взрослые не спешат рассказывать детям о войне, опасаясь, что ребёнка травмирует трагичность истории. Но дети воспринимают рассказы о ВОВ довольно спокойно, главное — выбрать правильную подачу. Знать о Великой Отечественной войне нужно каждому ребёнку: пока мы передаём память о советских воинах из поколения в поколение, дети продолжают чтить подвиг своих дедов и прадедов. А значит, герои проливали кровь не напрасно.

С чего начать беседу

Начиная беседу о войне, конечно, необходимо учитывать возраст ребёнка. Малыш младше пяти лет вряд ли будет готов к очень серьёзной теме. Зато у детей старше пяти лет уже хорошо развито понятие справедливости: в этом возрасте ребёнок чётко осознает «что такое хорошо, а что такое плохо», и поэтому сможет правильно оценить пересказанные взрослым события. Единственное, чего стоит избегать в беседах о ВОВ с дошкольниками и младшими школьниками — излишне драматических описаний о погибших и раненых.

Начать разговор о войне можно на примере воевавшего родственника. Если такого родственника нет — кратко опишите простыми словами, из-за чего началась война.

Почему началась война

Сказать ребёнку о том, почему началась война — нужно. Но для разных возрастов история может отличаться. Детям помладше достаточно объяснить причины войны в общих чертах: как одна страна захотела захватить территории других стран и как руководители разных государств поссорились между собой.

Школьникам можно изложить более развернутый и честный вариант событий: о том, что немецкие фашисты под руководством Гитлера — одного из самых жестоких людей за всё время существования человечества — решили убивать других людей из-за того, что эти люди были другой национальности. В разговоре будет полезно упомянуть о том, что и в самой Германии жили люди разных национальностей, которых фашистские преследования коснулись в первую очередь.

Как правильно рассказывать о войне и о чём рассказать

Беседуя о войне с детьми любого возраста — отвечайте на все появившиеся у юных слушателей вопросы. Даже если не знаете ответа — это не страшно, можно найти всю нужную информацию в дополнительных источниках. Для лучшего понимания темы упомяните в беседе о детях, живших во время Великой Отечественной войны и участвовавших в защите своей Родины.

О чем именно рассказывать детям в беседе о ВОВ — примерный краткий план:

  • вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз (здесь можно пояснить, что раньше Россия не была отдельной страной, а входила вместе с другими республиками в Союз) 22 июня 1941 года в 4 часа утра;
  • героическая оборона Брестской Крепости — 22 июня-20-е числа июля 1941 года: защищали крепость 4 000 человек;
  • битва под Москвой — октябрь 1941-апрель 1942: одно из поворотных событий ВОВ;
  • Блокада Ленинграда (современного Санкт-Петербурга) — 8 сентября 1941-27 января 1944: прорвать блокадное кольцо удалось лишь спустя 872 дня;
  • Курская битва — 5 июля-23 августа: самое ожесточённое сражение за всё время войны, итогом битвы стало уничтожение двух главных фашистских группировок;
  • Сталинградская битва — 17 июля 1942-2 февраля 1943: после битвы, продлившейся 200 дней, стало ясно, что разгром Германии советскими солдатами — вопрос времени;
  • взятие Берлина — апрель 1945: советские воины дошли до германской столицы, попутно освобождая другие европейские страны, захваченные фашистами;
  • День Победы — 9 мая 1945 года: накануне, поздно вечером, был подписан окончательный Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и её вооруженных сил.

Рассказать об основных вехах войны можно кратко или более подробно — зависит от возраста детей. Если дети увлеклись беседой — завершите разговор вопросами по теме. Например, такими:

  1. Когда началась Великая Отечественная война?
  2. Какая страна напала на Советский Союз?
  3. Кто такие фашисты?
  4. Кто победил в войне?
  5. Сколько времени продлилась ВОВ?
  6. Какой праздник мы отмечаем девятого мая?

Закрепите итоги обсуждения войны визуально: покажите детям фотографии времён Великой Отечественной войны.

О чём ещё стоит рассказать детям в беседе о ВОВ — рекомендации педагогов:

Военные профессии

Объясните детям, что, помимо известных и хорошо знакомых им профессий (учитель, врач, строитель), существуют и особые профессии — военные. Человек, который выбрал военную профессию, может уметь разрабатывать тактику ведения боя, конструировать боевую технику, мастерски владеть оружием, уметь оказывать первую помощь. Примеры военных профессий: моряки, летчики, связисты, медицинские работники.

В беседе о военных профессиях поговорите о том, как сложно было и тем, кто остался в тылу. Женщины, дети, пожилые люди работали практически без отдыха, чтобы облегчить жизнь тех, кто воевал: создавали военную технику на заводах, выращивали продукты для советских воинов, шили форму.

Города-герои

Расскажите ребёнку о том, что город-герой — очень почётное звание, и удостаивались этого звания те города, жители которых проявили особый героизм и мужество. В наши дни, когда СССР больше не существует, города-герои расположены на территории России, Украины, Беларуси:

  • Брест — участие в защите города приняли почти все его жители;
  • Одесса — защитники Одессы первыми начали подрывную войну против фашистов: ночами пробирались в город, чтобы вывести из строя технику и взорвать дома, занятые захватчиками;
  • Ленинград — жителям современного Санкт-Петербурга пришлось особенно тяжело: фашисты не пускали в город обозы с продуктами питания и лекарствами, намеренно сломали систему теплоснабжения, и более двух лет жители блокадного Ленинграда недоедали и мерзли, но не уступили город врагу;
  • Киев — 778 дней город находился в оккупации, за это время немцы разрушили город почти полностью;
  • Севастополь — город у Черного моря Гитлер планировал захватить в первые же дни войны, но жителям города удалось держать оборону целых 8 месяцев;
  • Мурманск — пережил огромное количество нападений, более 180 тысяч бомб сбросили на город, частично его разрушив. Но Мурманск не сдавался, его жители продолжали работать и защищаться;
  • Тула — с октября по декабрь население героически защищало родной город;
  • Минск — за три года оккупации от города почти ничего не осталось, и после войны Минск отстраивали заново;
  • Новороссийск — город оборонялся 225 дней, бои закончились полным освобождением Новороссийска;
  • Керчь — в оккупации город провел 700 дней, его жители пострадали больше остальных от фашистских захватчиков;
  • Волгоград (Сталинград) — был одной из главных целей Гитлера, но фашистам не удалось прорвать оборону, и спустя 200 дней уже сами немцы оказались в плену у советских воинов;
  • Москва — на подступах к столице СССР немецкие войска потерпели первое крупное поражение.
Награды

Для участников ВОВ были созданы особые награды, и вручали их героям в любых званиях: командирам отрядов и дивизий, рядовым солдатам, медикам, детям-героям. Примеры наград времен ВОВ:

  • ордена Суворова, Кутузова, «Красного знамени»;
  • медали «За боевые заслуги», «За отвагу»;
  • награды за оборону городов-героев.

Как рассказать ребёнку о Дне Победы

Разбудить интерес к празднику у ребёнка можно простым вопросом: «А ты знаешь, какой завтра праздник?». Дети любят праздники, и ребёнок наверняка сам начнёт задавать наводящие вопросы.

Обычно о Дне Победы дети впервые слышат рано — в 3-4 года. Учитывая возраст малыша, не затягивайте повествование и не перегружайте беседу подробностями. Например, беседу можно составить так: «Когда твой прадедушка был таким же маленьким, как ты сейчас, на нашу страну напали очень злые люди — фашисты. Но нашим солдатам удалось защитить родную землю и победить захватчиков, а День Победы пришёлся на 9 мая 1945 года. С тех пор мы каждый год отмечаем этот праздник, вспоминая всех, кто сражался за победу».

Рассказ можно дополнить просмотром детских тематических книг с крупными фото и изображениями, посвящёнными ВОВ и Дню Победы.

Жизнь и подвиги детей во время ВОВ

«У войны не женское лицо», — так назвала свою книгу писательница Светлана Алексиевич. Можно смело добавить, что и детским быть лицо войны не должно: а в 1941 году ребята, которым едва исполнилось 10 лет, наравне со взрослыми защищали Родину.

Расскажите ребёнку о его ровесниках, лишившихся детства: в жизни этих мальчишек и девчонок не было сказок, мультфильмов и даже заботы родителей. Часто ребёнок искренне проникается историей, когда её участниками оказываются такие же дети, как и он сам.

На фронт мальчишки и девчонки попадали разными путями. Иногда их брали с собой родители, предполагая, что оставаться дома ещё опаснее, иногда солдаты подбирали потерявшихся во время боёв детей. Но чаще всего ребята сами стремились попасть на фронт, и попросту сбегали из дома на передовую, а командирам ничего не оставалось, кроме как принять юного бойца в свои ряды.

Три истории о детях Великой Отечественной войны, чьи мужественные поступки навсегда остались в истории России:

Марат Казей, 14 лет

Памятник Марату Казею, Минск, 1984. Фото: Antonio3.14. Источник

К началу войны Марат успел окончить только начальную школу. Ещё до войны родителей мальчика объявили «врагами народа» (тогда, до войны, от ложных обвинений страдали многие ни в чём не повинные люди), в живых оставили только мать. Мама Марата простила советской власти несправедливые обвинения, и во время войны прятала у себя дома партизан, за что и была повешена фашистами.

Тогда сам Марат пошёл в партизаны и вёл деятельность наравне со взрослыми товарищами: взрывал вражеские эшелоны, ходил в разведку и участвовал в опасных рейдах. За год до Победы Марат Казей погиб, подорвав гранатой и себя, и нападающих на него фашистов.

Сережа Алешков, 6 лет

Один из самых юных участников боёв. Маленький мальчик потерялся в лесу, убегая с партизанами из захваченной немцами деревни, и его подобрали разведчики 142-го гвардейского полка.

В силу возраста в сражениях Сережа не участвовал, зато помогал всем, чем мог: разносил почту и продукты, приносил снаряды. А однажды мальчик спас командира полка, разбирая завалы блиндажа, где оказался командир. После войны Сережу усыновил майор Михаил Воробьёв, тоже воевавший в 142-м гвардейском полку.

Зина Портнова, 17 лет

Молодая партизанка вступила в подпольную организацию «Юные мстители». Зине удалось устроиться посудомойкой в немецкую столовую, где она отравила пищу, убив более сотни фашистов.

В 1943 году девочку взяли в плен и зверски пытали, но она не сдавала своих. Во время одного их допросов Зина застрелила из украденного пистолета троих немцев. В 1944 году Зину Портнову расстреляли, так и не добившись от неё нужной информации.

Дети, оставшиеся в тылу тоже совершали подвиги — только трудовые: работали днём и ночью на заводах, чтобы обеспечить армию всем необходимым, шили и вязали одежду, изготавливали посуду.

Лучшие книги и рассказы о войне для детей

Ниже приведены произведения о войне для детей, подходящие для разных возрастов:

Для дошкольников

  1. Е. Благинина «Почему ты шинель бережёшь?».
  2. А. Гребенина «Вера Иванова».
  3. А. Митяев «Письмо с фронта».

Для младших школьников

  1. Л. Воронкова «Девочка из города».
  2. В. Осеева «Васёк Трубачев и его товарищи».
  3. В. Драгунский «Арбузный переулок».

Для среднего звена

  1. В. Богомолов «Иван».
  2. В. Рудный «Дети капитана Гранина».
  3. С. Алексеев «Рассказы о войне».

Для подростков

  1. А. Лиханов «Последние холода».
  2. Н. Надеждина «Партизанка Лара».
  3. Б. Васильев «В списках не значился».

Немного о книгах о войне, которые читают и перечитывают дети всех поколений:

  1. А. Митяев «Письмо с фронта». Книга легко прочитывается самостоятельно — автор писал для детской аудитории простым и понятным языком. Сюжет книги основан на реальных событиях.
  2. В. Осеева «Васёк Трубачев и его товарищи». Книга про обычного мальчишку Васю Трубачева и его друзей, детство которых закончилось вместе с пришедшей войной.
  3. В. Рудный «Дети капитана Гранина». История о том, как юные воины не только защитили Финский залив, но и в решающий момент приняли огонь на себя.
  4. Б. Васильев «В списках не значился». Десять месяцев русский солдат воевал против фашистов, а потом попал в плен. И тогда выяснилось, что никто не знал даже его имени, и он навсегда остался неизвестным героем.

Празднуем День Победы: поделки к 9 мая с детьми

Варианты красивых и простых поделок к 9 мая:

Композиции из пластилина

С помощью пластилина на листе цветного картона можно изобразить любую тематическую символику: звезду, флаг, гвоздики, Георгиевскую ленточку, и многое другое.

Голубь мира

Простая поделка, сможет сделать самостоятельно даже дошкольник. Для поделки понадобятся: белые салфетки, лист белого или цветного картона.

Как делать: на листе картона нарисовать композицию, например, голубя и земной шар. Далее: вырезать из белой салфетки квадратики, накрутить квадратики на карандаш и приклеить внутри изображения голубя.

Другие варианты

  1. Хорошо смотрятся поделки к 9 мая из CD-дисков. На блестящую поверхность можно поместить любую тематическую композицию. Видео инструкция по изготовлению поделки из дисков: https://www.youtube.com/watch?v=9TYHxGrGV68
  2. Объёмный танк из коробок и бумаги: https://www.youtube.com/watch?v=HMhamUAlylM
  3. Очень красивая 3D-открытка «Коробка с орденами»: https://www.youtube.com/watch?v=uMxGudBkpMQ

Больше идей поделок на 9 мая с подробными инструкциям и видео мастер-классами ищите здесь.

Рассказывать о войне детям нужно обязательно. На волне патриотизма тема ВОВ поднимается часто, и со школьниками войну обсуждают довольно активно. Но, как правило, факты излагаются сухим языком и не несут никакой эмоциональной окраски. Поэтому только родители могут рассказать ребёнку о настоящей войне, на которой погибли тысячи людей, защищая будущие поколения. Пусть ваш ребёнок знает, что они защищали и его будущую жизнь тоже.

Как рассказать ребенку о войне и не напугать. 10 советов от психолога

Что сказать ребенку о войне?

Екатерина Сигитова. Фото: facebook.com

Точного ответа на вопрос «Как именно говорить с ребенком о Великой Отечественной войне?» нет. Все зависит от вас и вашего ребенка, от ваших ценностей и вашей точки зрения. Вот мой примерный рассказ, вы можете адаптировать его под себя.

«Иногда люди бывают не согласны друг с другом, и тогда они ссорятся или даже дерутся. Война — это то же самое, только происходит между большими группами людей, вплоть до целых стран. И они не просто дерутся, но применяют оружие и разную военную технику, чтобы таким образом напугать или убить как можно больше людей.

Сначала у людей были только когти, зубы и кулаки. Потом появились палки, которыми можно было друг друга бить. Можно сказать, что это было самое первое оружие, хоть и довольно ненадежное — ведь палку очень легко сломать и ею трудно кого-то убить.

Время шло, люди развивались и стали использовать железо и сплавы металлов. Появилось другое оружие, более твердое и тяжелое, например, меч или копье. Его не так-то просто было сломать, и оно убивало гораздо быстрее палки.

Потом люди изобрели порох и смогли создавать оружие, которое стреляет: пушки, пистолеты и ружья. Люди прикрепили оружие на машины и самолеты, чтобы оно доехало к месту сражения. Тогда же появились и первые бомбы — они взрываются, если их куда-нибудь положить или забросить.

Стреляющее оружие, военные машины и бомбы могут убить сразу много людей. Но позже люди открыли ядерную реакцию и разработали новые виды оружия, которыми, наверное, можно убить сразу население целой страны.

Оружие обычно используют солдаты во время войн. Когда войны нет, в большинстве стран оружие есть только у небольшого количества людей — охотников и полицейских.

Группы людей и страны воюют, потому что спорят о чем-то и не могут или не хотят разобраться мирно. Например, они могут спорить о том, кому принадлежит какая-то территория.

Обычно в войне участвует армия — это группа людей, которые специально учатся воевать: стрелять, водить танки. Те, кто состоит в армии, называются солдатами. Армия есть почти у каждой страны.

Раньше войн было очень много, потому что люди плохо умели договариваться и почти все вопросы пытались решить силой. Поэтому в истории человечества были целые десятилетия, когда разные страны и территории постоянно воевали. Сейчас войн мало. Но каждая война — это страшно, потому что в ней погибают люди.

Если в войне участвует две-три страны, она называется локальной, то есть происходящей в конкретном месте. Иногда в войну втягиваются очень много стран, почти весь мир — такие войны называют мировыми. В истории человечества уже было две мировых войны. В них участвовала Россия. Вторую войну русскоязычные люди называют Великая Отечественная — потому что почти в каждой семье есть прадедушка или прабабушка, которые воевали за отечество, то есть за свою страну, которая в то время называлась Советским Союзом. 9 мая, когда закончилась Великая Отечественная война, в России и некоторых других странах отмечается День Победы.

Это не очень веселый день, потому что в той войне погибло очень много людей и многие семьи остались без пап, мам, сыновей, дочерей».

Как может отреагировать ребенок?

На такой рассказ каждый ребенок может отреагировать по-своему. Он может испугаться, почувствовать ощущение бессилия и горя, а иногда злость и гнев на «врагов», «плохих людей», «фашистов». Все эти реакции совершенно нормальны, но нужно внимательно к ним отнестись.

Если ребенок почувствовал страх, бессилие или горе , скажите, что такие чувства совершенно нормальны, и именно с таких чувств отдельных людей и начинаются все положительные изменения, которые делают мир безопаснее и лучше. Расскажите ему, что много тысяч людей по всему миру работают над тем, чтобы больше не было войн. Предложите тоже что-то сделать, чтобы не чувствовать себя совершенно беззащитными и пассивными перед тем количеством плохого, которое есть в мире.

Объясните, что ребенок может сделать окружающую среду более мирной и спокойной, такой, в которой люди будут чувствовать себя лучше.

Например, можно нарисовать картинки про войну, послать какие-то вещи беженцам с воюющих территорий, придумать способы решения конфликтов без драк, не покупать видеоигры с большим количеством крови и насилия и так далее.

Если вы заметили у ребенка нервное возбуждение от темы насилия, похожее на восторг и радость , вы можете его аккуратно разубедить, рассказывая об обратной, не парадной, стороне войн и вооруженных конфликтов. Но если такая реакция соответствует вашим ценностям и планам на воспитание, можете не разубеждать. Многие считают, что испытывать восторг нормально, например, для мальчика, «будущего солдата».

Приемы для описания насилий и войн, которые используют в фильмах, видеоиграх и СМИ, зачастую рисуют романтическую привлекательную картинку. Тот же самый парад Победы на 9 мая — то, какой ценой нашей стране досталась эта победа, упоминается не всегда. Поэтому у детей может создаться ложное впечатление, что война — это что-то красивое и радостное. Дети оказываются втянутыми в контекст, который не фокусируется на страданиях и боли, а только представляет красивую идею победы, боевого духа, стрельбы, взрывов. Конечно, дети верят этому и не думают, что такое представление о войне — не совсем правда. Переубеждать их в этом или нет — решать вам.

Если ребенок разозлился на «врагов», «плохих людей», «фашистов» , это нормально, потому что он пока не понимает всей сложности темы. Дети, особенно дошкольники, легко заражаются идеей существования «плохих людей». Они пока не могут понять, почему в мире продолжается насилие — легче наклеить на некоторых участников этого мира некий ярлык, который бы все объяснял.

Некоторые дети даже делают тему «ответного удара» центральной в своих разговорах, рисунках и играх. И здесь важно быть внимательным к тем чувствам, которые лежат под поверхностной агрессией: это может быть тревога, ощущение беззащитности и несправедливости, горе и переживание ущерба. Поясните ребенку, что у способа «око за око, зуб за зуб» и «можем повторить» есть определенные последствия — все лишь больше злятся и ситуация может зайти очень далеко. Если знаете примеры из жизни, приведите их.

О чем стоит помнить, рассказывая ребенку о войне?

Следуйте за ребенком. Отвечайте, если задан вопрос, но не говорите больше, чем было спрошено. Не давите, если ребенок не хочет разговаривать на какую-то тему или явно не готов. Узнавайте контекст, интересуйтесь, почему ребенок спрашивает что-то конкретное, реагируйте на его чувства. У всех нас есть совершенно нормальная потребность многое дать своим детям, в том числе информацию — но в ходе разговора неоднократно придется немного приглушать ее, чтобы не перегрузить.

Не пытайтесь казаться экспертом во всем. К счастью, детям очень редко нужна техническая точность и абсолютное соответствие истине в наших ответах. Скорее, им нужно почувствовать нашу готовность разговаривать, нашу заботу и внимание. Поэтому совершенно не страшно, если вы чего-то не знаете. Можно спокойно сказать: «Хм, это сложный вопрос, я сейчас не знаю ответа, поищу и тебе скажу. Или, хочешь, поищем вместе?» Такие моменты научат детей, как обходиться с собственными пробелами в знаниях и как решать задачу, если чего-то не понимаешь.

Не считайте вопросы ребенка глупыми и странными. Не сердитесь, если вопросы повторяются после того, как вы уже на них ответили. Слушайте, что именно детям нужно узнать и что их беспокоит, пытайтесь посмотреть с их точки зрения.

Известно, что дети не всегда в состоянии выразить то, что они имеют в виду. А то, что они выражают словами, не всегда означает для них то же, что и для взрослых.

Так что иногда попытки понять, что же на самом деле их волнует, могут занять некоторое время. И очень важно в ходе этих попыток не оставлять у детей ощущения, что они что-то делают или говорят неправильно.

Ищите точку баланса в выражении собственных чувств. Некоторые темы не оставляют нас равнодушными, и День Победы — из их числа. С одной стороны, нужно показывать детям, что мы живые и тоже можем переживать, как и они. С другой стороны, некоторые наши реакции и эмоции могут их напугать, потому что будут для них чрезмерными. Поэтому старайтесь найти точку баланса — вы не робот-энциклопедия, но и не человек в истерике.

Развеивайте мифы и заблуждения. Как вы уже знаете, дети мыслят очень конкретно, с тенденцией к магическому мышлению, часто в их картине мира все вертится вокруг них. Чем младше ребенок, тем сильнее это будет влиять на его представления о какой-то теме или предмете. Например: «В самолетах, которые воюют, есть бомбы — значит, во всех самолетах есть бомбы». Следите за такими детскими рассуждениями и старайтесь объяснять, как все обстоит на самом деле — так вы поможете ребенку тверже стоять на почве реальности.

Избегайте страшилок. В теме о войне это сделать довольно сложно, потому что там, по факту, есть много страшного. Но строить на насилии весь рассказ не стоит. Во-первых, ребенок вырастет, получит доступ к другим точкам зрения и может понять, что вы намеренно сгустили краски. Во-вторых, пока он этого не поймет, может сильно напугаться, и неизвестно, до какой степени разрастется его страх и тревога. Помните, как многие из нас, будучи детьми в 70-е и 80-е, боялись, что вот-вот снова начнется война? Так что страшилки — только в меру, в компании с обычными разговорами и фактами.

Старайтесь не слишком занудствовать . Проявляйте ум и эрудицию аккуратно. Если чувствуете, что разговор из диалога начал превращаться в лекцию и внимание ребенка стремительно падает, остановитесь. Лекционная форма подачи требует ресурсов внимания и памяти, которых у большинства детей еще нет. Ребенок просто забудет и пропустит 80% из того, что будет в вашем (не)скучном монологе, а может, еще и приобретет негативный эмоциональный якорь. Лекций дети еще успеют наслушаться в университетах и колледжах, а вам лучше просто с ними болтать.

Не обязательно быть согласным со всем, о чем вы рассказываете. Можно говорить о разных точках зрения, упоминая, какой вы придерживаетесь. Кто-то считает 9 мая Днем Победы, а кто-то — днем траура. Кто-то считает, что наш народ геройски победил фашистов и избавил от них весь мир, а кто-то — что наша страна участвовала в развязывании этой войны. Кто-то говорит «Великая Отечественная», а кто-то — «Вторая мировая». Важно дать детям как можно больше альтернатив.

Ребенок растет и со временем все равно узнает много нового за пределами ваших рассказов. Лучше, чтобы он узнал это новое от вас же.

Не беспокойтесь, скорее всего, ребенок в итоге выберет вашу точку зрения.

Будьте увереннее. Разговаривая с ребенком обо всем, о чем считаете нужным, вы поступаете правильно. Это подтверждают исследования по всему миру. К сожалению, наши реалии таковы, что каждый первый не просто считает себя экспертом в вопросах воспитания детей, но и не стесняется высказывать свое мнение другим родителям. Очень многие люди убеждены, что с детьми разговаривать в принципе не нужно. Не слушайте критиков, особенно если у вас нет оснований доверять их опыту. Не слушайте и меня, если я пишу что-то, что совершенно не подходит вам. Вы — самый главный эксперт для своей семьи и своих детей. Точка.

Расслабьтесь. Разговор может пойти не так. Вы можете сделать ошибку, или уже сделали, или еще сделаете. Где-то что-то забудете, случайно переврете. Идеально все равно не получится, не только у вас, но и ни у кого. И у меня тоже. Все, что мы можем, — это продолжать пытаться разговаривать. Так что, родители, отложите перфекционизм и напряжение и будьте собой. Это у вас должно очень хорошо получиться.

Мастер-класс “Как рассказать детям о ВОВ”

Содержимое публикации

Мастер-класс «Как рассказать детям о ВОВ»

Через стихи и песни дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости.

Привить интерес к изучению истории своей страны;

Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Выставка рисунков «Рисуют мальчики войну».

Плакат «Нам этот мир завещано беречь».

Репродукции картин, посвященных Великой Отечественной Войне.

Музыкальные фрагменты, запись голоса Левитана.

Портрет Тани Савичевой.

Запись голоса Левитана.

Костюм медсестры, каска, автомат.

Чтец:Нет на свете Родины милее,

Где других лазурней небеса,

Солнце ярче, звезды всех светлее,

Где отрадны рощи и леса.

Где в реках стремительные воды

Голубеют, словно бирюза,

Где, когда настанет непогода,

Весь народ выходит, как гроза.

Славный сорок пятый!

Но мы оглянемся назад:

Из тех военных лет солдаты

Сегодня с нами говорят.

Каждый год в мае наша страна празднует День Победы. И сегодня, так же как и много лет назад, в далеком уже 45-м, этот праздник останется радостным и трагическим: никогда не исчезает из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую мы за нее заплатили.

(Исполняется песня «Священная Война» сл. В.Лебедева-Кумача, муз. А.Александрова)

Грозный сорок первый… Как он изменил людские судьбы, обагрил кровью и слезами детство, сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил мечты семнадцатилетних, которые прямо «из детства» ушли в грязную теплушку, в эшелоны пехоты, в санитарный взвод.

(Выходят девочка, одетая как медсестра и мальчик в каске, держа в руках автомат)

Ах, война, что ж ты сделала, подлая?

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом – солдат,

До свидания, мальчики.

Мальчики, постарайтесь вернуться назад.

Мальчик-солдат:Как ненавижу я войну,

Уж сколько лет она мне снится,

Нарушив сон и тишину,

Все по ночам ко мне стучится.

Стучатся те, с кем воевал,

Кто не вернулся с поля боя,

Я каждый день друзей терял

И засыпал в траншее стоя.

(Исполняется песня «Старый солдат»)

Они хотели вернуться в теплые хаты, чтоб посмотреть в добрые, полные тоски и печали глаза своих матерей. Очень хотели! Но… бросались на амбразуры вражеских пулеметов, гибли под пулями, принимали мученическую смерть с петлей на шее во вражеском тылу.

Казалось, более шести десятилетий прошло с того летнего воскресного дня 1941 года, но каждый из нас прочувствовал строки, бьющие прямо в сердце.

(Звучит запись голоса Левитана)

«Внимание! Говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра, без всякого объявления войны, германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза. Враг будет разбит! Победа будет за нами!»

Чтец:Страна цвела. Но враг из-за угла

свершил налет, пошел на нас войною.

В тот грозный час,

Стальною став стеною,

Вся молодость оружие взяла,

Чтоб отстоять отечество родное

Чтец:Вот сорок первый год, конец июня,

И люди спать легли спокойно накануне.

Но утром уже знала вся страна,

Что началась ужасная война.

Четыре долгих года шла Великая Отечественная война, 1417 дней и ночей продолжалась гигантская битва с германским фашизмом. Шел смертельный бой «не ради славы, ради жизни на земле». Но даже в дни тяжелых испытаний – в битвах под Москвой, на Волге, под Курском и Днепре – наши воины верили, что придет час расплаты с ненавистным врагом. Ведь шла освободительная война, а это не только смерть, кровь и страдания. Это еще и гигантские взлеты человеческого духа, бескорыстия, самоотверженности и героизма.

Чтец:И шла война четыре долгих года.

Мы воевали за свою свободу.

Враги хотели нашу землю захватить,

А нас в рабов послушных превратить.

Чтец:И было много страшных битв,

В которых враг проклятый был разбит.

Великое сраженье под Москвой,

В котором мы врагу сказали гордо: «Стой!»

Чтец:Конечно вспомнить надо

И окружение врага под Сталинградом,

И Курскую дугу, и Крым, и Ленинград.

Был Гитлер, что напал на нас, уже не рад.

Чтец:Фашистских аккупантов побеждали.

До самого Берлина немцев гнали.

Был взят Берлин, и на Рейхстаг

Был гордо водружен наш флаг.

И он пришел этот день – 9 мая 1945 года. День Победы! С каким нетерпением ждали его угнетенные народы Европы. Во имя его были пролиты реки крови и перенесены тягчайшие испытания. В годы войны погибло свыше 20 миллионов наших граждан

Май 1945 года… Разве можно забыть события тех дней?

Исполняется песня «День Победы» (сл. В.Харитонова, муз. Д.Тухманова)

Не дождались с фронта своих сыновей и дочерей тысячи матерей. Как долго хранили они солдатские треугольники – весточки от дорогих их сердцу детей. И до самой смерти своей не верили в их гибель. Надеялись и ждали, наперекор злым похоронкам с траурной каймой.

Но песней опаленной

Над каждым домом

До сих пор она кружит,

Что 20 миллионов

Ушли в бессмертие

Чтоб нам с тобою жить.

Как не вспомнить сегодня о мирных жителях Сталинграда, Ленинграда. Сталинградцы погибали под бомбами и снарядами, гибли от голода. Ленинградцы сражались в блокадном городе с холодом, с голодом, со смертью, как Таня Савичева. Дневник этой девочки нельзя читать без боли и содрагания: «Женя умерла 28 декабря, в 12 час утра 1941г. … Если просто хочешь есть, это не голод. Голод – это когда изо дня в день голодают голова, руки, сердце – все, что у тебя есть, голодает. Сперва голодает, потом умирает…». Савичевы умирали один за другим. Таня не сдавалась, она высохла, вымерзла, стала тоненькой и совсем легкой, но жила. С ней была мама, и она держалась. Потом… страничка на букву «С»: «Савичевы умерли все». Семья Савичевых не стреляла в фашистов, они были разведчиками у партизан. Они просто жили в родном городе в трудное время. Но может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила семья Савичевых и семьи многих девчонок и мальчишек, которые так и остались навсегда в своем времени. А память человеческая вечно хранит их в сердцах.

Чтец: «Здравствуй…» сердцем, совестью, дыханьем,

Всею жизнью говорю тебе:

«Здравствуй, здравствуй. Пробил час свиданья,

Светозарный час в людской судьбе»

Ты цветеньем яблоневым белым

Осыпаешь землю с высоты.

Ты отрадней песни колыбельной,

Полная надежды и мечты.

Ты – такая. Ты пришла такая,

Ты дохнула в мир таким теплом…

Нет, я слова для тебя не знаю.

Ты – Победа. Ты превыше слов.

Я клянусь так жить и так трудиться,

Чтобы родине цвести, цвести..

Чтоб вовек теперь ее границы

Никаким врагам не перейти.

Чтец:Хотел бы я, чтоб на планете

Хранили мир и тишину,

Чтобы потомки, наши дети,

Не знали никогда войну.

Чтец:Через века, через года, –

О тех, кто уже не придет никогда, –

Покуда сердца стучатся –

Какою ценой завоевано счастье –

Исполняется песня М.Агашиной «Поклонимся великим тем годам». (Все слушают стоя)

Как рассказать ребенку о войне


Нужно ли вообще рассказывать про войну? Есть мнение, что малышам лучше побольше показывать что-нибудь хорошее, доброе и светлое, и вырастут они во взрослых, которым чуждо насилие.

В этой идее что-то есть, однако люди по-прежнему воюют, и иногда рядом, и живы еще последние свидетели той самой войны, замалчивать их рассказы – невозможно.

У моей бабушки, которую война застала десятилетней, просто не было сил молчать. Она всю жизнь не могла молчать о том, как в поле их, детей, атаковал немецкий летчик, и они бегали туда-сюда и прятались за коровой от пуль. Как расстреливали у них на глазах молодых советских солдат («солдатиков», говорила бабушка и плакала). Как горели поля с урожаем, как приходилось выкапывать из земли прошлогодние картофельные очистки, чтобы поесть. Как было страшно, когда под печкой мама несколько месяцев прятала убежавшего из немецкого плена парня, и постоянно шли обыски, и только чудом всем удалось спастись. Война до сих пор пытает ее, и поэтому у бабушки есть причина говорить о ней с детьми, даже если они не спрашивают.

Это с родительских форумов:

«Хочу, чтобы дочка уважала подвиги наших солдат», «Новое поколение должно расти с уважением к ветеранам», «Сына вожу на парад, чтобы видел, как сильна наша страна», «Детям важно знать, что такое война, чтобы они больше не захотели воевать».

Из этих позиций мне ближе всего последняя. Не то, чтобы я была против подвигов, я против ситуации, которая вынуждает людей их совершать, против самой маленькой, самой победоносной и самой некровопролитной войны. Потому что (спасибо бабушке) для меня, а теперь уже и для моих детей тоже ничего нет на свете страшнее войны.

” Любой разговор на эту тему у нас всегда не только о том, как ужасна война, но и о том, как прекрасен и хрупок наш мир, и как важно научиться его беречь.

«В мире достаточно всего для всех. Жизнь может быть свободной и прекрасной, но мы сбились с истинного пути», – говорит персонаж Чарли Чаплина в финале великого фильма «Великий диктатор». Как же об этом рассказать?

Хорошие фильмы – прекрасный помощник в разговорах о войне. Лучшие из них всегда оказываются антивоенными. В них война живая, не парадная, какой бы ее хотели видеть правители, а та самая, человеческая, которая временами возносит на героический пьедестал, разрушая при этом саму жизнь. Дети такие фильмы отлично понимают. «В бой идут одни старики», «Судьба человека», «А зори здесь тихие», тот же «Великий диктатор». Их даже не надо специально показывать, их просто надо смотреть самим – если хочется, конечно. А дети подтянутся, как к любому делу, которым взрослые занимаются искренне.

Очень важное правило в обсуждении фильмов о войне – не торопиться отвечать на вопросы детей. «Вот почему его награждают, а он плачет?», «Почему они победили, а музыка все равно грустная?» Спрашивайте: а как ты сам думаешь? как бы ты сам объяснил? Делайте паузу, давайте ребенку самому достроить цепочку смыслов. Пусть выскажутся сами, иногда они поразительно точные дают объяснения. Поразительно гуманистические.

” Даже если сложный сюжет останется непонятым, наши личные эмоции — ключ для детей, и они им очень умело пользуются.

Однажды я читала дома книгу Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», кропотливо собранные воспоминания женщин о войне. Младший, восьмилетний сын увидел мое лицо, подошел, сел рядом, обнял, посмотрел на обложку. «Ты про войну читаешь? Ты про кого плачешь?».

В восемь лет он очень внимательно слушал о том, про кого я плачу. Рассказала ему, как возникла идея этой книги, как женщина-историк захотела услышать, что говорят о войне женщины. Потому что иногда, говорила я сыну, мужчины могут не написать чего-то очень важного, опасаясь показаться слабыми, слишком чувствительными, и вообще, про сражения им интересней. А в этой книге я читаю про то, как женщины видели войну, как они ненавидели ее за то, что убивали их детей, мужей, родителей, разрушали их дома, и еще за то, что им пришлось делать то, чего женщина делать не должна никогда, – убивать. И вот они рассказывают свои истории, иногда очень страшные. И я плачу, потому что очень много погибло людей, и даже те, кто остался жив, много страдали…

” Вот что сделал сын. Он отодвинул от себя книгу, вздохнул и сказал: какой кошмар, не хотел бы я ее читать.

И это было не только про то, что (конечно же) для него эта книга – еще слишком рано. Это был очень точный символический жест: какой кошмар эта война, не хотел бы я иметь к ней отношения.

Вообще замечательно, что большинству детей сама идея войны в какой-то момент становится абсолютно чуждой. Я знаю очень брутального папу, чей сын никак не соглашался рисовать к 23 февраля открытку с танком.

” Сын любил играть с солдатиками, но на праздничной открытке, которую требовали в саду, он застрял. Не хочу и все, танки убивают, не буду. В конце концов, воспитательница мальчика уговорила, танк был нарисован. Но из дула у него распускался листочек. Сильнейшая метафора того, как мир в ребенке победил войну.

Этот реальный случай отлично рифмуется с чудесной книжкой «Генерал» Майкла Формана и Джанет Чартерс. О том, как бравый вояка, который хотел быть самым знаменитым генералом на свете, свалился с лошади на поляну и, увидев красоту цветов, разлюбил войну. Обязательно прочитайте, что с ним произошло дальше. Майкл Форман и Джанет Чартерс видели большую войну своими глазами. Они тоже не могли молчать, они думали, как выпустить войну из себя и сделать ее безопасной. С детьми 5-6 лет проблемы, затронутые в этой книге уже вполне можно обсуждать.

Еще про «как». Один из важных вопросов. В большинстве фильмов и книг о войне, по крайней мере, тех, что возможны для семейного просмотра, война все-таки довольно… «причесанная». Люди красиво падают на бок или вовсе погибают за кадром, и мы можем оплакивать их жизни, но про то, до каких крайних случаев доходила человеческая жестокость во время войны, надо ли знать про это детям? Про блокаду Ленинграда? Про печи Освенцима? Мое мнение – да, конечно, надо.

” Дети заслуживают правды о том, какова жизнь и на что способны люди, ослепленные… кто чем. Но здесь, как с любой серьезной темой, давать информацию нужно по запросу и столько, сколько конкретный ребенок в данный момент «может унести».

Есть один исключительный фильм про войну, который стоит посмотреть с детьми. Решайте сами, в каком возрасте это лучше сделать именно в вашей семье. «Жизнь прекрасна» режиссер Роберто Бениньи. В годы войны в концлагерь для евреев попадает мужчина с ребенком. Отец решает спасти сына не только от смерти, но и от смертельного страха. Он говорит ему, что все происходящее здесь – одна большая игра, и если будешь соблюдать правила – то обязательно выиграешь приз, настоящий танк. Этому отцу удается выстроить вокруг ребенка настолько невероятный мир, что до самого конца мальчик не догадывается, как все обстоит на самом деле. Это один из моих любимых фильмов, он о силе духа и высочайшем родительском мастерстве, которое здесь спасает в буквальном смысле слова. Но советую я его не только поэтому. Он очень удобен, да простит меня Бениньи, методически. Рассказывая об одной из самых страшных страниц в истории войны, фильм «прикрывает» ребенка-зрителя этой выдуманной игрой. Потому что когда очень страшно, тогда можно отступить шаг назад и поверить в веселое приключение вместе с этим голодным, худющим, но все-таки не боящимся мальчиком. И досмотреть до конца, а потом уже спросить маму: а про кого ты плачешь?

” Слушайте бабушек и дедушек, своих и чужих. Только не надо подпихивать ребенка «послушай, настоящий ветеран», вступайте в беседу сами, но только если вам интересно. Дети всегда услышат настоящее.

Смотрите хорошие фильмы о войне, читайте книги – сами, прежде всего сами. Никакая пропаганда внутри семьи не будет иметь у детей успеха, если вы не читаете, не смотрите, не слушаете, не уважаете. Главное, говоря с ребенком о войне, забудьте про напыщенный, искусственный тон – будьте искренними, говорите то, что думаете. Специально пугать и «раскачивать на эмоции» не нужно, но и замалчивать, когда ребенок спрашивает, нельзя. Дети справятся с самыми сильными чувствами, если вы будете рядом и разделите их.

И, конечно, всегда надо показывать выход из ситуации. Давайте уверять наших детей, что прожить без войны все-таки можно. Пусть у людей не получается сейчас, но стоит, обязательно стоит научиться. Это совершенно точная, проверенная информация: жизнь без войны возможна. И это главное сообщение во всех разговоров о войне.

Как рассказать детям о войне? Список книг о войне для детей разного возраста

Сохра­нить память о войне, о ее героях нам помо­гают книги. Зна­ко­мить детей с такими про­из­ве­де­ни­ями необ­хо­димо уже с млад­шего школь­ного воз­раста. Прежде чем начать чте­ние книг о войне, стоит пого­во­рить с ребен­ком об исто­рии, в доступ­ной форме изло­жить основ­ные факты, рас­ска­зать о том, что сол­даты защи­щали свои дома и своих род­ных от жесто­ких захват­чи­ков, про­яв­ляя при этом муже­ство и геро­изм. Можно рас­ска­зать и о том, как трудно жилось жен­щи­нам и детям, чьи мужья, бра­тья и отцы отпра­ви­лись на фронт, но они стойко пере­жи­вали все испытания.

В извест­ной книге Свет­ланы Алек­си­е­вич «У войны не жен­ское лицо» есть очень важ­ная и глу­бо­кая мысль: «Если не забы­вать войну, появ­ля­ется много нена­ви­сти. А если войну забы­вают, начи­на­ется новая». В этом году наша страна будет отме­чать 70‑ю годов­щину Победы в Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне. Эта тра­ге­дия унесла мил­ли­оны чело­ве­че­ских жиз­ней, раз­ру­шила города и целые страны, сло­мала бес­чис­лен­ное коли­че­ство судеб. Это та цена, кото­рую чело­ве­че­ству при­шлось запла­тить за избав­ле­ние от ужа­сов фашизма. Совет­ские воины отсто­яли мир и заво­е­вали сво­боду для своей страны, для нас с вами. Об этом нико­гда нельзя забы­вать, сколько бы вре­мени ни прошло.

Для дошко­лят и млад­ших школь­ни­ков, без­условно, инте­рес­ными и запо­ми­на­ю­щи­мися ста­нут стихи о войне:

  • Барто А. В дни войны
  • Бере­стов В. Мужчина
  • Кар­пров И.Мальчики
  • Михал­ков С.Детский боти­нок, Деся­ти­лет­ний человек
  • Мар­шак С. «Не» и «ни» и мно­гие другие

Для дошко­лят и млад­ших школь­ни­ков, без­условно, инте­рес­ными и запо­ми­на­ю­щи­мися ста­нут стихи о войне:

  • Барто А. В дни войны
  • Бере­стов В. Мужчина
  • Кар­пров И.Мальчики
  • Михал­ков С.Детский боти­нок, Деся­ти­лет­ний человек
  • Мар­шак С. «Не» и «ни» и мно­гие другие

Спи­сок книг о войне для дошколь­ного и млад­шего школь­ного возраста

  • Ворон­кова Л. Девочка из города (Исто­рия о девочке-сироте, ока­зав­шейся в годы войны в чужом селе и нашед­шей новую семью и дом.)
  • Кас­силь Л. Улица млад­шего сына (Повесть, посвя­щен­ная тра­ги­че­ской судьбе Володи Дуби­нина, юного пар­ти­зана — героя Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны.)
  • Катаев В. Сын полка (Повесть о маль­чике-сироте Ване Солн­цеве, попав­шем в воен­ную часть к раз­вед­чи­ками и став­шем сыном полка.)
  • Осе­ева В. А. Васёк Тру­ба­чёв и его това­рищи (Про­из­ве­де­ние о судьбе маль­чишки Васе Тру­ба­чёве и его дру­зьях, чье мир­ное дет­ство обо­рвала война.)
  • Симо­нов К. Сын артил­ле­ри­ста (Бал­лада о май­оре Дееве и Лёньке, сыне его друга, осно­ван­ная на реаль­ных событиях.)
  • Яко­влев Ю. Девочки с Васи­льев­ского ост­рова (Прон­зи­тель­ный рас­сказ о девочке Тане Сави­че­вой, умер­шей вме­сте со всей своей семьей от голода в бло­кад­ном Ленин­граде, напи­сан­ный на основе её дневника.)
  • Алек­сеев С. Рас­сказы о Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне
  • Артю­хова Н. Светлана
  • Баруз­дин С. Шел по улице солдат
  • Ворон­кова Л. Девочка из города
  • Гай­дар А. Клятва Тимура, Сказка о Воен­ной Тайне, о Маль­чише-Кибаль­чише и его твер­дом слове
  • Голяв­кин В. Рису­нок на асфальте
  • Дра­гун­ский В. Арбуз­ный переулок
  • Кас­силь Л. Доро­гие мои маль­чишки, Огне­опас­ный груз, Твои защитники
  • Мар­куша А. Я — сол­дат, и ты — солдат
  • Пау­стов­ский К. Похож­де­ния жука-носорога
  • Соко­лов­ский А. Вале­рий Волков
  • Суво­рина Е. Витя Коробков
  • Тури­чин И. Край­ний случай
  • Яко­влев Ю. Как Серёжа на войну ходил

Школь­ники сред­него звена с удо­воль­ствием узнают о детях, своих сверст­ни­ках, в годы Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны, их жизни, делах и подвигах.

Спи­сок книг о войне для уче­ни­ков 5–7 классов

  • Бого­мо­лов В. Иван (Тра­ги­че­ская и прав­ди­вая повесть об отваж­ном мальчике-разведчике.)
  • Коз­лов В. Витька с Чапа­ев­ской улицы (Книга рас­ска­зы­вает о судь­бах под­рост­ков в годы войны.)
  • Король­ков Ю. Пио­неры-герои. Лёня Голи­ков (Рас­сказ о юном пио­нере из Нов­го­род­ской обла­сти Лене Голи­кове, его судьбе и подвиге, осно­ван­ный на реаль­ных событиях.)
  • Руд­ный В. Дети капи­тана Гра­нина (Повесть о юных защит­ни­ках Фин­ского залива, кото­рые смогли не только не про­пу­стить врага, но и в самый реши­тель­ный момент при­няли огонь на себя.)
  • Собо­лев А. Тихий пост (Повесть о муже­стве и геро­изме вче­раш­них школь­ни­ков во время Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны.)
  • Алек­сеев С. Рас­сказы о войне
  • Бал­тер Б. До сви­да­ния, мальчики!
  • Бого­мо­лов В. Зося
  • Ильина Е. Чет­вер­тая высота
  • Лиха­нов А. Послед­ние холода
  • Митяев А.Письмо с фронта

Спи­сок книг о войне для уче­ни­ков 8–9 классов

  • Ада­мо­вич А. Бло­кад­ная книга (Доку­мен­таль­ная хро­ника, кото­рая осно­вана на сви­де­тель­ствах ленин­град­цев, пере­жив­ших блокаду.)
  • Айт­ма­тов Ч. Ран­ние журавли (Повесть о судь­бах под­рост­ков в годы Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны, их жизни в дале­ком кир­гиз­ском ауле, испы­та­ниях и радо­стях, выпав­ших на их долю.)
  • Бакла­нов Г. Навеки — девят­на­дца­ти­лет­ние (Повесть о юных лей­те­нан­тах Вели­кой Оте­че­ствен­ной, их тра­ги­че­ски корот­ком фрон­то­вом пути .)
  • Васи­льев Б. А зори здесь тихие… (Повесть о тра­ги­че­ских судь­бах пяти деву­шек и их коман­дира, совер­ша­ю­щих подвиг во время войны.)
  • Поле­вой Б.Повесть о насто­я­щем чело­веке (Повесть о совет­ском лет­чике Мере­сьеве, сби­том в бою и полу­чив­шем тяже­лые ране­ния, но вновь, несмотря ни на что, вер­нув­шемся в бое­вой строй.)
  • Твар­дов­ский А. Васи­лий Тёр­кин (Глу­боко прав­ди­вая и напол­нен­ная юмо­ром поэма, в кото­рой создан бес­смерт­ный образ совет­ского бойца.)
  • Шоло­хов М. Судьба чело­века (Рас­сказ о тра­ги­че­ской судьбе про­стого чело­века, иско­вер­кан­ной вой­ной, и силе харак­тера, муже­стве и сострадании.)

Уча­щи­еся стар­шей школы уже вполне готовы узнать о самых тра­ги­че­ских стра­ни­цах Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны. Чте­ние таких книг можно соче­тать с про­смот­ром воен­ных филь­мов, как совет­ских, так и современных.

Спи­сок книг о войне для уче­ни­ков 10–11‑х классов

  • Ада­мо­вич А. Кара­тели (Повесть о собы­тиях, свя­зан­ных с уни­что­же­нием бата­льо­ном гит­ле­ров­ского кара­теля Дир­ле­ван­гера семи мир­ных дере­вень в окку­пи­ро­ван­ной Белоруссии.)
  • Бого­мо­лов В. Момент истины: В авгу­сте сорок чет­вёр­того (Захва­ты­ва­ю­щий роман о работе контр­раз­вед­чи­ков во время Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны, осно­ван­ный на реаль­ных событиях. )
  • Воро­бьёв К. Убиты под Моск­вой (В пове­сти, став­шей пер­вой из жанра «лей­те­нант­ской прозы», рас­ска­зы­ва­ется о жесто­ких боях под Моск­вой зимой 1941-гои судь­бах их участников.)
  • Некра­сов В. В око­пах Ста­лин­града (Повесть рас­ска­зы­вает о геро­и­че­ской обо­роне Ста­лин­града в 1942–1943 годах.)
  • Фадеев А. Моло­дая гвар­дия (Роман о Крас­но­дон­ской под­поль­ной орга­ни­за­ции «Моло­дая гвар­дия», дей­ство­вав­шей на окку­пи­ро­ван­ной фаши­стами тер­ри­то­рии, мно­гие члены кото­рой герой­ски погибли в фашист­ских застенках.)
  • Шоло­хов М. Они сра­жа­лись за Родину (Роман об одном из самых тра­ги­че­ских момен­тов войны — отступ­ле­ние наших войск на Дону летом 1942 года.)
  • Бон­да­рев Ю. Бата­льоны про­сят огня
  • Мед­ве­дев Д. Силь­ные духом
  • Смир­нов С. Брест­ская крепость

В заклю­че­ние хочется отме­тить, что чте­ние книг о войне — это не раз­вле­че­ние, это серьез­ная работа, интел­лек­ту­аль­ная и духов­ная, во мно­гом слож­ная и тяже­лая, осо­бенно для детей. Однако без этой работы обой­тись нельзя, ведь, по сло­вам уже упо­мя­ну­той нами Свет­ланы Алек­си­е­вич, «чело­ве­че­ская жизнь не бес­ко­нечна, про­длить ее может лишь память, кото­рая одна только побеж­дает время».

Как говорить с детьми о Великой Отечественной войне: пять советов психолога

«А ты знаешь, какой завтра праздник?» 9 мая многие родители используют как повод для серьезного разговора о важнейшем событии. И нередко попадают в тупик. Нужно ли рассказывать ребенку о том, какой страшной ценой досталась Победа, или правильнее умолчать о миллионах убитых, замученных, пропавших без вести? На чем заострить внимание? Какие образы и примеры использовать, чтобы было понятно и чтобы зацепило? И в то же время чтоб детсадовцы не просыпались в ужасе? Ведь малыши и даже школьники героев-ветеранов, увы, видели только на фотографиях, дедушка их не сажал на коленку и не рассказывал про войну.

Зато они хорошо знают мультяшных супергероев с суперспособностями, да и в войнушку играют не на улице с деревянными автоматами, а сражаются с монстрами на компьютере. За советом мы обратились к детскому и семейному психологу Анне Быковой), автору популярной серии книг о воспитании детей «Ленивая мама».

1. Как взрослому повести разговор, чтобы и интерес пробудить, и не напугать?

– Интерес не должен быть единственной эмоцией, когда мы говорим о войне. Печаль, скорбь, тревога, мужество, сострадание, любовь к ближнему, желание сохранить мир, признание ценности мирной жизни – в этом смысл разговоров о войне. Важно не просто рассказать об историческом факте, а затронуть струны души. Специально для детей за послевоенные годы создано много художественных произведений о войне. Книги, фильмы, мультфильмы. Из современных фильмов могу выделить «Крик тишины» и «Сестрёнка» – их можно смотреть вместе с дошкольниками. Детям будут ближе и понятнее переживания главных героев, если они близки по возрасту.

Можно вместе с ребёнком рассматривать старые фотографии в семейных альбомах, рассказывать о родственниках, которые жили в годы Великой Отечественной. Как война повлияла на их жизнь? Рассказывать не только о подвигах и медалях. О голоде, лишениях, потерях. Естественно, дозировать информацию, учитывая возраст и степень впечатлительности ребёнка.

2. Психологи нередко советуют рассказывать детям истории пионеров-героев — мол, так понятнее. Но многие дети-герои были жестоко убиты. По вашему мнению, это удачный ход?

– Я тот ребёнок, которому в детском саду (а это происходило в начале 80-х) много рассказывали исключительно о пионерах-героях и вообще о героях и их подвигах. Портреты пионеров-героев висели на стенах группы и музыкального зала. Воспитатели постарались, я знала всех героев по именам и могла цитировать тексты об их подвигах. На них призывали равняться. Могу сказать, что в свои пять лет я имела убеждение, что война – это возможность для подвига. «Жаль, что сейчас нет войны, а то я бы пошла воевать и тоже стала героем.» Странно, но ужасы пыток, хотя о них тоже говорили, прошли мимо детского сознания. У пятилетнего ребёнка критическое мышление ещё не сильно развито.

По-моему, это совершенно не удачный ход. Понятнее, когда детям рассказывают о детях, их ровесниках, но неправильно рассказывать только о героях. Чтобы война не стала синонимом геройства.

Сейчас, когда детей берегут от негативной информации настолько, что даже переписывают старые сказки, создавая новые, в которых волк уже не ест козлят, ужасы войны тем более предпочитают скрывать, чтобы не травмировать детскую психику. В результате про голод, лишения, потери, смерть умалчивают, исключая их из цепочки ассоциаций, оставляя только праздник Победы. Что получаем в детском восприятии? Война – Праздник – радость. Раскрывая тему войны, нельзя обходить тему смерти. Это не спортивное состязание, где одна из команд оказалась сильнее и празднует победу. Если не готовы обсуждать с ребёнком тему смерти, не поднимайте тему войны и Победы. Поэтому утренники ко Дню Победы в детском саду для трёх-четырехлетних детей я бы убрала, чтобы не сформировать у детей упрощённое плоское понимание праздника. Пусть каждый родитель сам решит, насколько он готов раскрыть ребёнку правду о войне.

3. Как отвечать на детские вопросы вроде: почему началась война, что значит убивать, почему одни убивают других, что такое подвиг, что такое патриотизм, почему 9 мая праздник, если погибло столько людей…

– Нет единого правильного «как». Спорят историки, спорят философы, спорят социальные психологи. Сначала нужно самому найти ответы на эти вопросы, исходя из своей идеологии, системы ценностей и верований. А потом адаптировать свою версию для понимания ребёнком.

4. В чатах педагоги, да и родители сокрушаются: современным детям что Великая Отечественная, что война 1812 года, что ледовое побоище – события далекого прошлого. Потому и не впечатляет. Важно ли достучаться до сердца – чтобы ребенок прослезился или как-то иначе проявил эмоции? А если не проняло?

– Можно иначе сформулировать вопрос. А почему нас, взрослых, не впечатляет война 1812 года? Тогда тоже ломались людские судьбы, тоже проливалась кровь. Умирать одинаково страшно в любом веке.

Важно ли достучаться? Зависит от цели, которую мы преследуем. Если наша цель – сформировать определенные нравственные ценности, а не просто рассказать об историческом факте, тогда важно, чтобы появились эмоции. Тогда события нужно раскрывать не через сухие цифры, а через судьбу простых людей и сопоставление себя с ними.

5. Что делать, если родители против парадов, милитаризации и прочего, что обычно входит в понятие воспитания патриотизма. Можно ли и нужно ли запрещать детям петь военные песни в школе, участвовать в реконструкциях?

– Запрещать не нужно, но можно рассказывать ребёнку о своём отношении, транслировать свою систему ценностей, при этом не осуждая других. Ребёнок сам решит, хочет он в этом участвовать или нет. Он может разделять взгляды родителей, но при этом участвовать в школьном мероприятии, просто чтобы не отрываться от коллектива.

Думаю, все согласны с тем, что не существует единственно правильного способа отдыхать. Кто-то любит дома в одиночестве читать книгу, кто-то предпочитает уехать в новое место с большой компанией друзей. Аналогично не существует единственно правильного способа радоваться или горевать. Мы все разные. И обходиться с травмами поколений тоже каждый предпочитает по-своему. Люди, прошедшие войну, интуитивно находили свой способ справляться. Кто-то старался забыть и избегал любых напоминаний о войне. Кто-то, наоборот, чувствовал потребность говорить о ней. Кто-то 9 мая плакал на могилах однополчан. Кто-то, глядя на салют, ликовал, что смог выжить. Как тогда, так и сейчас, в семьях есть разное отношение к этому дню, разные ведущие эмоции, разные традиции. Можно уважать эту разность.

КОНКРЕТНО

Что сказать дошколенку

Примерный план: почему началась война, кто напал на Советский Союз, кто такие фашисты, сколько длилась война, кто победил, какой праздник отмечаем 9 мая.

Говорим упрощенно, чтобы ребенок понял: «Когда твой прадедушка был таким же маленьким, как ты сейчас, на нашу страну напали очень злые люди – фашисты. Хотели отобрать поля, леса, реки, города, дома, а всех жителей выгнать. Наши солдаты встали на защиту родины и победили захватчиков. 9 мая мы теперь отмечаем день Победы и говорим спасибо нашим защитникам за мир».

Чем еще дополнить рассказ о войне?

– Моряки, летчики, связисты, саперы – это те, кто участвовал в боях. Но работа на победу шла и в тылу: женщины, дети, пожилые люди без отдыха и выходных помогали, чем могли – шили форму, пекли хлеб, делали на заводах оружие, танки, снаряды.

– 13 городов России, Украины и Беларуси получили почетное звание «город-герой» за то, что их жители проявили особый героизм и мужество, защищая свою родину. Это Москва, Брест, Одесса, Ленинград, Киев, Севастополь, Мурманск, Тула, Минск, Новороссийск, Керчь, Сталинград (сейчас Волгоград), Смоленск.

– Военные награды – ордена и медали – вручали самым храбрым воинам: и командирам, и простым солдатам.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО “ИД “Комсомольская правда”. ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Ссылка на основную публикацию