Правильно ли говорит ваш ребенок

Правильно ли говорит ваш ребенок?

Многих родителей интересует: когда и как ребенок должен начать произносить звуки и говорить, когда нужно обратиться за помощью к специалистам?

Ребенок начинает произносить не все звуки сразу, какие-то удаются лучше, какие-то просто пропускает. И это нормальный процесс становления речи. Но все же есть временные рамки становления согласных звуков. И прислушавшись к речи своего ребенка, родители могут определить

Звук [С]- появляется в 2-2,5 года, в пять лет ребенок должен четко произносить его. Если этого не произошло, то надо начинать работу по корректировке.

Звук Ь] – правильное произношение этого звука, как правило, вырабатывается самостоятельно, когда ребенок уже научится говорить твердый звук.

Звук [З] – твердый звук появляется в 3 года, к четырем годам звук произносится уже без ошибок. Если возникают проблемы, стоит заняться отработкой качетсва произношения.

Звук [Ц] – довольно сложный, кго отработку рекомендуется проводить после того, как ребенок научится произносить звук [С]. Звук[Ц] появляется у детей к трем годам, но правильное произношение наблюдается только к четырем. Если этого не произошло, стоит начать заниматься тренировкой.

Дифференциация звуков [С]-[З] – иногда бывает, что дети путают эти звуки, обычно это наблюдается до трех лет. Если после пяти лет проблема остается, то необходима корректировка.

Дифференциация звуков [С]-[Ц]

Путаница этих звуков обычно наблюдается в возрасте до 4 лет, потом у большинства детей это само собой нормализуется. Но если в 5 лет малыш еще делает ошибки в дифференциации этих звуков, то стоит заняться тренировкой.

Звук [Ш] ребенок начинает говорить до 3-х лет, и, вплоть до 5 лет, может наблюдаться неправильное его произношение либо дифференциация. Начинать корректировку следует с 5 лет.

Звук [Ж] обычно появляется в 2,5 года или даже чуть раньше. Правильное произношение может наблюдаться уже к 4-м годм; корректировку следует начинать с 5-6 лет.

Звук [Ч] появляется примерно в то же время, что и звук [Ж] – в 2,5 года или раньше. В 5 лет проблем с произношением и дифференциацией этого звука уже не возникает. В противном случает нужна тренировка.

Звук [Щ] появляется примерно в 3 года, хотя иногда можно его наблюдать и раньше. Однако путаница с [Ч], [С]в отдельных случаях возможна вплоть до 7 лет. Корректировку по дифференциации, правильности произношения можно начать с 5-6 лет.

Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]

Иногда дети путают эти звуки, так как постановка их одинакова, различие заключается только в наличии или отсутствии голоса. Это бывает с момента, когда ребенок только начинает использовать звук. С 5 лет стоит начинать корректировку.

Дифференциация звуков [Ш]-[С]

Нарушение дифференциации этих звуков можно наблюдать вплоть до 5-летнего возраста. С этого возраста рекомендуется начать корректировку.

Дифференциация звуков [Ж]-[З]

К 5-ти годам обычно оба эти звука усваиваются и не путаются. Если ребенок в этом возрасте еще затрудняется в правильном выборе, стоит поупражняться.

Дифференциация звуков [Ц]-[Ч]

В основном оба звука произносятся и дифференцируются правильное к 5 годам. Однако, в некоторых случаях нужна помощью. Тренировки рекомендуется проводить с 5 лет.

Дифференциация звуков [Щ]-[С]

Оба звука усваиваются и правильное дифференцируются примерно в 5 лет, иногда можно наблюдать смешение до 7 лет. Корректировку рекомендуется провести до школы.

Дифференциация звуков [Ч]-[С]

Обычно в 4 года оба эти звука правильно произносятся и дифференцируются, но иногда наблюдается замена. В этом случае следует начать корректировку.

Дифференциация звуков [Ч]-[Т]

Иногда ребенок вместо [Ч] и [Т] произносит неотчетливый, смягченный звук [Ч]. Для того, чтобы выработать четкость в дифференциации этих зуков, нужно потренироваться. Начинать можно с 5 лет.

Дифференциация звуков [Ч]-[Щ]

Смешение возможно даже в 5-7 лет. Чтобы в школе говорить правильно, рекомендуется начать тренировку по дифференциации в 5 лет.

Дифференциация звуков [Ц]-[Ч]-[Щ]

Обычно звук [Ч] в 5-6 лет произносится правильно, Однако может наблюдаться смешение [Ц]-[Ч]-[Щ]. Это надо исправлять, проводить тренировки.

Звуки [Б ] [П] не относятся к особенно сложным для произношения, Однако изредка можно наблюдать нечеткость. Уже с 4 лет для закрепления четкости произношения рекомендуется заняться тренировкой.

Дифференциация звуков [Б]- [П]

Хотя эти звуки и не сложный по произношению, иногда дети могут их менять местами. Для более качественной дифференциации рекомендуется заняться этим с 4-х лет.

Звук [Д]

Этот звук явялется одним из легких, поэтому рекомендуется заниматься этим звуком только с целью развития дикции, четкости произношения.

Этот звук также является одним из легких, поэтому рекомендуется заниматься этим звуком только с целью развития дикции, четкости произношения.

Дифференциация звуков [Д]- [Т]

Изредка ребенок, уже усвоивший звуки [Д]- [Т], может менять их местами в словах, насыщенных этими звуками.

Звук [В]

Этот звук тоже стоит в ряду легких, работать над этим звуком рекомендуется для автоматизации.

Парный звук [В], этот звук отличается лишь тем, что произносится без звука, то есть степень сложности у него такая же.

Дифференциация звуков [В]- [Ф]

Наличие обоих этих звуков в одной фразе может немного затруднить скорость и/или качество произношения.

Звук [Г] считается не очень сложным звуком, работать над этим звуком рекомендуется для автоматизации.

Звук [К], отличный от предыдущего лишь использованием голоса при произношении, тоже считается легким, рекомендуется заниматься этим звуком только с целью развития дикции, четкости произношения.

Звук [Х] тоже из ряда легких, рекомендуется заниматься этим звуком только с целью развития дикции, четкости произношения.

Дифференциация звуков [Г]- [Х]

Звуки [Г]- [Х] отличаются наличием/отсутствием голоса при произношении. Иногда ребенок заменяет их друг другом, поэтому для более четкой дифференциации рекомендуется обратить внимание на эти звуки.

Дифференциация звуков [К]- [Х]

Эти звуки просты для произношения, Однако большое их количество в одной фразе может ухудшить их четкость, рекомендуется заниматься этими звуками с целью развития дикции, четкости произношения.

Дифференциация звуков [К]- [Г]-[Х]

Еще сложнее, когда звуки [К]- [Г]-[Х] встречаются вместе в одной фразе. Для четкости произношения необходимы специальные упражнения.

Звук [Р] считается наиболее сложным для произношения и соответственно самым поздним. Критический возраст, когда картавость или отсутствие звука еще могут не волновать родителей – 5 лет. Если ваш ребенок уже старше, но все еще не умеет произносить этот звук, лучше обратиться к специалисту. Специалист выяснит, в чем причина, потому что для формирования стойкого дефекта, существует несколько предрасполагающих факторов, причем среди них такие, как слабость мышц языка и/или короткая подъязычная связка, которая физически препятствует образованию звука [Р].

Дефект часто встречается и у взрослых людей, которых в детстве не научили правильно разговаривать, поэтому если, например, мать ребенка картавит, то высока вероятность, что и ребенок, подражая ей, будет картавить и после 5 лет, и вообще, всю оставшуюся жизнь. А вот выработать правильное произношение путем подражания в данном случает удается редко.

Прежде чем непосредственно упражняться, ребенок должен научиться правильно ставить звук, должен знать как он правильно произносится.

Для этого существует ряд специальных упражнений: до 4-х лет это общие упражнения для развития мышц, а потом упражнения, нацеленные непосредственно на разработку звука [Р].

Звук [РЬ] эффективно вырабатывать с помощью подражания и произношения слогов с гласными И, Я, Ё, Е, Ю.

Твердый звук [Л] появляется к 4-м годам6 а мягкий – до 2-х лет. До 4-х лет звук [Л] заменяется, смягчается, а потом обычно, ставится верно. Если после 4 лет ребенок испытывает трудности в правильном произношении звука либо вообще его не произносит, рекомендуется обратиться к специалисту.

Разработка произношения мягкого звука начинается после того, как ребенок научится говорить тверодый. Ставится [Л`] обычно по подражанию.

Дифференциация звуков [Р] – [Л]

Введение в речь обоих этих звуков требует проведения большого количества упражнений.

Этот звук считается логопедами одним из самых легких, и с его произношением сложностей не возникает. Но для совершенствования четкости, ритмичности, общего качества речи рекомендуется тренироваться так же, как и по другим легким звукам.

Звук [Н] логопеды также относят к разряду легких, рекомендуется заниматься этим звуком с целью развития дикции, четкости произношения.

Звук [Ц] – довольно сложный, кго отработку рекомендуется проводить после того, как ребенок научится произносить звук [С]. Звук[Ц] появляется у детей к трем годам, но правильное произношение наблюдается только к четырем. Если этого не произошло, стоит начать заниматься тренировкой.

Правильно ли говорит ваш ребенок

Недавно наблюдала на улице такую сцену… Два мальчугана лет пяти о чем-то мирно беседовали. Неподалеку стояли мамы, наблюдая за своими чадами. Один из мальчишек подбежал к одной из женщин и спросил: «Мама, можно я покатаюсь на Мишином йисипете?». Женщины переглянулись и дружно захохотали. «Как ты сказал? Ну-ка повтори, повтори», – сквозь смех попросила мама. Мальчишка, ничего не понимая, смотрел на маму удивленными глазами и молчал… Не могу не привести слова одного из первых логопедов нашей страны М.Е. Хватцева: «Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык он входит в жизнь окружающих его людей. Хорошее знание родного языка ребенку необходимо для изучения других предметов, для овладения школьной программой. Родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей и, таким образом, служит активным могучим средством всестороннего развития личности». Воспитанию правильной речи способствует развитие слухового внимания и восприятия. Для этого можно использовать разнообразные игровые упражнения: «Узнай по голосу» (можно играть со сверстниками), «Эхо» (точное повторение того, что услышал), «Найди игрушку» (используя тихую и громкую музыку или звон бубна, колокольчика). Очень полезно прослушивание музыкальных произведений. Можно попросить рассказать, о чем это произведение по мнению ребенка, какая это музыка (грустная, веселая), или передать характер музыкального произведения различными движениями, танцем. Полезно прислушиваться к звукам, доносящимся со стороны: «Какие звуки доносятся с улицы? Какие звуки живут в квартире?». Дети услышат тиканье часов, гудение холодильника, звук кипящего чайника, голоса людей, гудки автомобилей, звуки птичьих разговоров (чириканье воробьев и карканье ворон), ссоры котов и т.д. В процессе игры можно предложить ребенку повторить звуки, которые они слышали: жужжание мухи, шуршание шин автомобилей, звук самолета и комарика, бульканье воды в тазу… Данные игры дают возможность развивать у детей слуховое внимание, т.е. учат слушать и слышать окружающий мир. И, таким образом, ребенок становится более восприимчивым к звучанию речи. Необходимо уделять большое внимание выработке общей внятности речи, четкой дикции, изживанию остатков лепетной речи. Ни в коем случае взрослые не должны говорить с ребенком на детском языке, копируя неправильную речь детей. Для работы над формированием правильного звукопроизношения необходимо активно использовать речевые игры. Для таких игр лучше использовать знакомый детям материал. Тогда игра будет более осмысленной и результативной. Можно использовать различные инсценировки с диалогами, песенки, стихотворения, в которых часто произносится нужный звук (А.Л. Барто, К.И.Чуковский, С.Я.Маршак и др. детские авторы). Необходимо стараться говорить выразительно. Для понимания содержания игры, установления связи с окружающей действительностью перед началом игры можно показать картинки. Например, «Едет поезд» (Ч-Ч-Ч), «Лопнул воздушный шарик» (С-С-С), «Шум машин на дороге» (Ш-Ш-Ш), «Летит комарик» (З-З-З), «Собака сердится» (Р-Р-Р) и т.д. Очень полезно играть с детьми в такие игры, как логопедическое лото, речевое домино, игры на придумывание слов с трудными звуками, заучивание длинных слов (проговаривание слов по слогам, добавление недостающего слога). Ребенок шести-семи лет, несомненно, может и должен пойти в школу с совершенно чистым звукопроизношением и сформированным грамматическим строем речи. Но эта работа требует систематичности, выдержки и терпения. Это длительный труд, который требует от взрослого большого терпения и понимания. Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения и развития ребенка. Чем лучше развита речь, тем легче ему будет овладеть процессами чтения и письма. Нарушение речи – это серьезная причина для беспокойства. Некоторые дети даже в дошкольном возрасте стыдятся своего речевого дефекта. У них формируется комплекс неуверенности. Дети боятся разговаривать, становятся нервными, раздражительными, что, в свою очередь, приводит к замкнутости или, наоборот, к повышенной возбудимости (такой ребенок часто не умеет сдерживать себя, дерется). Ни в коем случае нельзя смеяться над неправильной речью, дразнить ребенка. Это может вызвать страх перед процессом говорения. Недоразвитие речи, в дальнейшем, как правило, сказывается на школьной успеваемости. В письменных работах появляется много специфических, логопедических, ошибок.

Недавно наблюдала на улице такую сцену… Два мальчугана лет пяти о чем-то мирно беседовали. Неподалеку стояли мамы, наблюдая за своими чадами. Один из мальчишек подбежал к одной из женщин и спросил: «Мама, можно я покатаюсь на Мишином йисипете?». Женщины переглянулись и дружно захохотали. «Как ты сказал? Ну-ка повтори, повтори», – сквозь смех попросила мама. Мальчишка, ничего не понимая, смотрел на маму удивленными глазами и молчал… Не могу не привести слова одного из первых логопедов нашей страны М.Е. Хватцева: «Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык он входит в жизнь окружающих его людей. Хорошее знание родного языка ребенку необходимо для изучения других предметов, для овладения школьной программой. Родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей и, таким образом, служит активным могучим средством всестороннего развития личности». Воспитанию правильной речи способствует развитие слухового внимания и восприятия. Для этого можно использовать разнообразные игровые упражнения: «Узнай по голосу» (можно играть со сверстниками), «Эхо» (точное повторение того, что услышал), «Найди игрушку» (используя тихую и громкую музыку или звон бубна, колокольчика). Очень полезно прослушивание музыкальных произведений. Можно попросить рассказать, о чем это произведение по мнению ребенка, какая это музыка (грустная, веселая), или передать характер музыкального произведения различными движениями, танцем. Полезно прислушиваться к звукам, доносящимся со стороны: «Какие звуки доносятся с улицы? Какие звуки живут в квартире?». Дети услышат тиканье часов, гудение холодильника, звук кипящего чайника, голоса людей, гудки автомобилей, звуки птичьих разговоров (чириканье воробьев и карканье ворон), ссоры котов и т.д. В процессе игры можно предложить ребенку повторить звуки, которые они слышали: жужжание мухи, шуршание шин автомобилей, звук самолета и комарика, бульканье воды в тазу… Данные игры дают возможность развивать у детей слуховое внимание, т.е. учат слушать и слышать окружающий мир. И, таким образом, ребенок становится более восприимчивым к звучанию речи. Необходимо уделять большое внимание выработке общей внятности речи, четкой дикции, изживанию остатков лепетной речи. Ни в коем случае взрослые не должны говорить с ребенком на детском языке, копируя неправильную речь детей. Для работы над формированием правильного звукопроизношения необходимо активно использовать речевые игры. Для таких игр лучше использовать знакомый детям материал. Тогда игра будет более осмысленной и результативной. Можно использовать различные инсценировки с диалогами, песенки, стихотворения, в которых часто произносится нужный звук (А.Л. Барто, К.И.Чуковский, С.Я.Маршак и др. детские авторы). Необходимо стараться говорить выразительно. Для понимания содержания игры, установления связи с окружающей действительностью перед началом игры можно показать картинки. Например, «Едет поезд» (Ч-Ч-Ч), «Лопнул воздушный шарик» (С-С-С), «Шум машин на дороге» (Ш-Ш-Ш), «Летит комарик» (З-З-З), «Собака сердится» (Р-Р-Р) и т.д. Очень полезно играть с детьми в такие игры, как логопедическое лото, речевое домино, игры на придумывание слов с трудными звуками, заучивание длинных слов (проговаривание слов по слогам, добавление недостающего слога). Ребенок шести-семи лет, несомненно, может и должен пойти в школу с совершенно чистым звукопроизношением и сформированным грамматическим строем речи. Но эта работа требует систематичности, выдержки и терпения. Это длительный труд, который требует от взрослого большого терпения и понимания. Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения и развития ребенка. Чем лучше развита речь, тем легче ему будет овладеть процессами чтения и письма. Нарушение речи – это серьезная причина для беспокойства. Некоторые дети даже в дошкольном возрасте стыдятся своего речевого дефекта. У них формируется комплекс неуверенности. Дети боятся разговаривать, становятся нервными, раздражительными, что, в свою очередь, приводит к замкнутости или, наоборот, к повышенной возбудимости (такой ребенок часто не умеет сдерживать себя, дерется). Ни в коем случае нельзя смеяться над неправильной речью, дразнить ребенка. Это может вызвать страх перед процессом говорения. Недоразвитие речи, в дальнейшем, как правило, сказывается на школьной успеваемости. В письменных работах появляется много специфических, логопедических, ошибок.

Правильно ли говорит Ваш ребенок?
материал по теме

В данной статье предлагается система заданий, направленных на определение речевого развития детей дошкольного возраста.

У ребенка не должно сложиться впечатление, что его проверяют. Хорошо, если занятия будут проводиться в виде игры.

Консультация «Правильно ли говорит ваш ребенок?»

Зуева Наталья
Консультация «Правильно ли говорит ваш ребенок?»

Все папы и мамы с нетерпением ждут, когда же наконец их малыш начнет говорить. Однако, всем известно, что речь не возникает сама по себе. Ведь сначала ребенок должен накопить определенный жизненный опыт, который он приобретает во вззаимодействии с окружающим миром и в игре. Поэтому позволяйте малышу экспериментировать в рамках дозволенного, создавайте условия для игр и исследований, обагащайте новым опытом, пощряйте познавательный интерес. Чаще называйте предметы и действия, соппровождайте свои действия коротким рассказом, будь то показ новой игрушки или прогулка на улице.

Исследуя мир, играя в незатейливые игры малыш незаметно накапливает пассивный словарь, тоесть те слова, значение которых он понимает, но еще не может произнести. Словарный запас ребенка постоянно расширяется и наконец наступает момент, когда количество понимаемых и узнаваемых слов увеличивается настолько, что у малыша назревает потребность говорить. Причем, если у годовалый ребенок может произнести всего около десятка простых слов, таких как «мама», «папа», «баба», «ту-ту», «вава», то к двум годам активный словарь ребенка достигает примерно двухсот слов, а к трем годам примерно тысячи. И тогда речь становится полноценным средством общения.

Следует отметить, что сроки овладения активной речью у каждого ребенка зависят от его индивидуальных особенностей. Иногда бывает так, что малыш долго молчит и даже не пытается начать разговаривать, хотя при этом прекрасно понимает окружающих и их речь. В таком случае необходимо стимулировать его речевую активность, побуждать его к самостоятельным, пусть даже небольшим словам и фразам, предлагая назвать действия, предметы и объекты, которые его окружают. Лучше всего предлагать занимательные игры с предметами или картинками.

Предлагаю вам рассмотреть этапы развития речи детей:

2-3 месяца:гуление (произнесение звуков «А», «Ы» ,«У», иногда в сочетании с «Г»);

7-9 месяцев:лепет (произнесение одинаковых слогов: «МА-МА-МА»,«ДЯ-ДЯ-ДЯ»,«БА-БА-БА»);

9-11 месяцев:малыш начинает подражать звукам речи взрослых;

11-13 месяцев:появляются первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов («ПАПА», «МАМА», «БАБА», «ДЯДЯ»);

2-3 года:появляются первые предложения.

К 3 годам потребность в общении со взрослыми и сверстниками у малыша возрастает. Увеличивается его словарный запас, появляется стремление к словотворчеству. Ребёнок воспринимает простые небольшие по объёму сказки, рассказы. Способен понимать вопросы взрослого и отвечать на них.

На что следует обратить внимание:

• стойкое и длительное отсутствие речевого подражания новым для ребёнка словам;

• при появлении речевого подражания вместо целого слова воспроизводит только его часть или искажает всё слово;

• не использует в речи глаголы;

• не строит предложений;

• строит грамматически неверно оформленные предложения;

• во время речи ребенок высовывает кончик языка между зубами;

• произносит звуки «с хлюпаньем»;

• не говорит о себе в первом лице.

4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.

В 4,5-5 лет заканчивается формирование фонетической системы родного языка, что в значительной мере готовит ребёнка к овладению письменной речью.

5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова (“одежда”, “овощи”, “животные” и т. п., называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

К 6 годам формируются операции самоконтроля и критического отношения к своей речи.

В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенокактивно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

Чему следует уделить внимание:

• ограничен бытовой словарь;

• не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы, действия по обобщающему признаку;

• затрудняется заменить слово синонимом;

• не активен в речевом общении;

неправильно произносит звуки;

• искажает слоговую структуру слова;

• не может связно рассказать о происходящем событии.

Таковы этапы развития речи ребенка в норме. Любое отклонение от нормы на любом из этапов требует консультации специалистов. Если вы заметили какое-либо отклонение, не пускайте всё на самотек.

Ни в коем случае не слушайте советов типа: «У нашего тоже было так, а теперь сам разговорился». Если у вас появились вопросы, обязательно проконсультируйтесь со специалистом!

Консультация «Давайте дышать правильно» Консультация для родителей и педагогов Проблема оздоровления детей будет всегда стоять остро, это связано с трендом ухудшения здоровья.

Консультация для педагогов и родителей «Как правильно говорить чистоговорки» Дети 5-6 лет, как правило, имеют обширный запас, умеют пересказывать короткие произведения, хорошо запоминают стихи, чисто произносят.

Консультация для родителей «Чтобы правильно дышать» В далеком прошлом, люди говорили: «Пока дышу – надеюсь». Дыхание – это одно из самых основных проявлений жизни организма. Особое место занимает.

Консультация для родителей «Как правильно хвалить ребёнка» Хвалить детей надо обязательно для того, чтобы вселять в них уверенность, поощрять за хорошие поступки, заслуги, например, в освоении знаний,.

Консультация для родителей «Как правильно одеть ребёнка летом?» Лето – благоприятная пора для закаливания, прогулок, подвижных игр на свежем воздухе, наблюдений за окружающей природой. Очень важно продумать.

Консультация для родителей «Как правильно подобрать одежду ребёнку?» Очень важно подобрать ребёнку одежду хорошего качества, чтобы ребёнку было комфортно и удобно. Этот вопрос актуален особенно, когда ребёнок.

Консультация для родителей «Как правильно вести себя с ребёнком» Хотелось бы напомнить родителям основные правила, которые нельзя нарушать при общении с ребёнком, если для них важнее не собственные.

Консультация для родителей «Как правильно воспитывать ребёнка в зависимости от его темперамента?» Консультация для родителей “Как правильно воспитывать ребёнка в зависимости от его темперамента?” Дорогие родители! Знаете ли Вы, какой.

Консультация для родителей «Почему ребенок говорит неправду?» Как известно,предвестником большой лжи является маленькая ложь. Поэтому,когда ребенок начинает неуклюже обманывать,родителей это очень.

2-3 года:появляются первые предложения.

Правильно ли говорит ваш ребенок

Правильно ли говорит Ваш ребенок?

Фонетический слух – основа правильной речи

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом .

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно важно развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений — научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

Игры для развития слухового внимани я

Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?

Игры для развития фонематического слуха

ЗООПАРК

Посмотри на игрушки. По первым звукам названий игрушек отгадай слово: мышь, ослик, лев (моль); собака, обруч, козлик (сок); кот, обруч, собака, тигр (кость).

Что общего в словах «мак» и «кот»? Звук . Слово мак заканчивается этим звуком, а слово кот начинается. А каким звуком заканчивается слово кот? Придумай слово которое бы начиналось с этого звука. Продолжите игру.

А ваши дети произносят «Р»?

За последние годы резко возросло число детей с зубочелюстными аномалиями. Данная патология является причиной нарушения фонетической стороны речи и влечет за собой формирование дефектного произношения. Все это приносит немало огорчений и ребенку, как в дошкольном, так и в школьном возрасте, и родителям. Часто встречаются неправильное положение зубов, нарушения прикуса (прогения, прогнатия, глубокий прикус, открытый прикус, перекрестный прикус и др.). В этих случаях просто необходимо сотрудничество логопеда с врачом-ортодонтом.

Хотелось бы заострить внимание и поговорить о такой патологии, как укорочение уздечки языка. Как известно, укороченная уздечка языка ограничивает его движения, ребенку трудно поднять язык вверх (достать нос), опустить вниз (достать бородку), повернуть влево, вправо (достать щеку).

У некоторых детей можно заметить раздвоение кончика языка. При этом ребята дефектно произносят не только , , но и шипящие звуки. Они произносят их в «нижнем положении» или как губно-губные, смягченно.

Нередко укороченные уздечки языка выявляются и у родителей. Такова семейная особенность. При нормальной уздечке языка в состоянии физиологического покоя его кон­чик прилегает к небной поверхности верхних фронтальных зубов.

При укороченной уздечке язык поднимается недостаточно, и он не оказывает нужного давления на верхний зубной ряд, не противостоит давлению мышц губ и щек.

Различают пять видов укорочения уздечки языка по классификации Ф.Я.Хорошилкиной. Если у ребенка укорочение I—III видов, логопед может с помощью упражнений растянуть подъязычную связку. Полезен при этом и логопедический массаж уздечки языка.

Одновременно можно отрабатывать верхний подъем языка, используя комплекс артикуляционных упражнений («оскал», «любопытный язычок», «хоботок»-«оскал», «маляр», «чашечка», «почистим верхние зубки» (снаружи, изнутри), «грибок», «грибок»-«гармошка», «лошадка», «пулемет», длительное удерживание широкого кончика языка у верхних зубов и др. ). Добиться нужной вибрации кончика языка можно с помощью зонда или упражнения «Заведи молодчик» от «д-д-д», от «джж». Упражнение проводится в сочетании с быстрыми движениями пальца ребенка под языком.

Гораздо труднее поставить при укорочении уздечки языка IV—V видов. Ребенка необходимо направить на консультацию к врачу-ортодонту, так как в данном случае не обойтись без хирургического вмешательства. Уже на следующий день логопед может предложить комплекс артикуляционных упражнений для выработки верхнего положения языка и вибрации кончика языка, столь необходимой для постановки звука .

Посмотри на игрушки. По первым звукам названий игрушек отгадай слово: мышь, ослик, лев (моль); собака, обруч, козлик (сок); кот, обруч, собака, тигр (кость).

Правильно ли говорит ваш ребенок

автор: Абужарова Валентина Вячеславовна

учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №146» города Чебоксары, Чувашской Республики

Правильно ли говорит ваш ребенок

Нужно постоянно помнить, что ребенок прислушивается к каждому слову взрослых, подражает их речи. Поэтому не следует произносить слова неправильно, это только наносит вред детям, так как на долгое время закрепляет несовершенства их речи. Понятно, что ваш ребенок будет говорить на непонятном языке «бадем»-пойдем, «ням»-кушать, как только вы убедитесь, что малыш уже может говорить правильно, не разрешайте ему произносить так называемые облегченные слова.

Правильно ли говорит ваш ребенок?

Памятка учителя – дефектолога для родителей

Правильно ли говорит ваш ребенок

В раннем дошкольном возрасте, когда недостатки звуковой стороны речи являются как бы особенностью детей, подлаживание родителей и окружающих под детскую неправильную речь нередко приводит к задержкам у них развития речи. Не слыша правильной речи, дети в таких случаях не обращают внимания на свои речевые недостатки, уверенные, что они говорят хорошо, и не стремятся к правильному произношению.

Задерживающиеся в речи у ребенка недостатки в дальнейшем ограничивают его общее развитие. Так как именно через речь ребенок знакомится с окружающим его миром, входит в окружающую его жизнь. Пяти шестилетние дети с дефектами речи начинают понимать, что они говорят не так, как все, начинают стесняться своих речевых недостатков, обижаются, если их переспрашивают, неохотно отвечают на занятиях в детском саду или вообще взрослым, а иногда вовсе не отвечают, молчат. Дети, у которых недостатки речи не осложняются тяжелыми психическими переживаниями, в дальнейшем тоже страдают от них. Школьники испытывают затруднения в усвоении грамоты, особенно в правописании. Давно известно положение – как ребенок говорит, так и пишет. Недостатки произношения мешают людям даже в выборе профессии. Ребенок овладевает правильным звукопроизношением постепенно: в период с 9-18 месяцев появляются первые слова, а при правильной постановке воспитания речи в семье к 4-5 годам постепенно исчезают и недостатки произношения, свойственные младшему дошкольному возрасту. Чтобы предупредить появление недостатков речи у ребенка, родители должны знать, прежде всего, причины, их вызывающие.

К 5-6 годам речевой механизм у детей приобретает достаточную гибкость и подвижность для овладения правильным звукопроизношением. Неумение говорить в этом возрасте, еще те или иные звуки следует расценивать у него как дефект речи. Родителям необходимо, прежде всего, уделять внимание на состояние у детей органов речи и особенно слуха, без которого невозможно появление и развитие речи. Профессор М.Е. Хватцев рекомендует:

«Беречь уши детей от холода, содержать их в частоте, предупреждая тем самым воспаления и нарывы в ухе, из-за которых может понизиться или совсем пропасть слух. Оберегать голову ребенка от ударов, не дергать за уши, не бить по уху, не целовать в ухо, не допускать проникания в уши воды: охранять слух от резких и сильных ударов-звуков дома во время сна ребенка,- все это ослабляет слух и даже может вызвать глухоту. Своевременно лечить ушные болезни, обращаясь за помощью к врачу. Нельзя пользоваться домашними средствами: вливать в ухо масло, делать припарки, удалять из ушей инородные тела, серу, гной. Очень важно содержать у ребенка в порядке носоглотку, не допускать хронических насморков, своевременно сделать операцию зашивания расщелины губы или неба, применить протез, исправить неправильное строение челюстей, рост зубов, подрезать при необходимости уздечку языка».

Родителям необходимо следить за тем, чтобы их ребенок чистил зубы, не допускать запущенного состояния зубов, а в случае необходимости своевременно их лечить, пломбировать. Не допускать длительного сосания твердого рожка, особенно пальца, продолжительного лежания на одной щечке, что может вызвать неправильное строение челюстей и зубов. Для правильного формирования у детей речи и голоса родителям следует помнить, что: в младенческом возрасте необходимо умерять слишком бурные проявления, расстраивающие дыхание и вызывающие судороги голосовых связок.

Не приспосабливаться под детскую речь : чем больше ребенок будет слушать правильную и понятную речь, тем чище будет сам говорить, тем быстрее и правильнее разовьется его собственная речь: Всякого рода недочеты, свойственные речи маленьких детей, следует исправлять, произносить правильно данный звук или слово, показывая ребенку правильную артикуляцию в форме игры. Следует приучать детей правильно пользоваться в своей речи дыханием, говорить медленно, четко, достаточно раскрывая рот, громко, но не крикливо, меньше и тише говорить при насморке и хрипоте. Для правильного развития речи очень полезны игры, связанные с пением, маршировкой под музыку, с речью под ритмические движения рук и ног и т.д.

Помните, чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможность познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будет формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т.е. его поведение и личность в целом. В случае, если у ребенка к 5-6 годам все еще имеется неправильное произношение отдельных звуков. В этом случае необходимы специальные речевые занятия родителей со своим ребенком.

Занятия должны быть направленные на достаточное развитие слуха, активизацию мышц языка, губ, на воспитание навыков правильного звукопроизношения. Для успешной работы с плохо говорящим ребенком родителям, прежде всего, следует определить, какие звуки ребенок произносит неясно, неправильно и как нарушается правильный звук. Бывает так, что правильный звук у ребенка есть, но произносит он его неустойчиво: иногда говорит, иногда нет. Необходимо ребенку объяснить, когда он сказал звук правильно, когда нет, и, подбирая слова, фразы, стишки, потешки нужно добиваться от ребенка, чтобы он произносил правильно звук. Наиболее часто искажаются звуки ш, ж, ч, щ, р, л, с, з, ц, х . Чтобы определить, как ребенок эти звуки произносит родителям следует подобрать картинки или игрушки, предметы одежды, домашнего обихода и попросить ребенка назвать их. При этом внимательно слушать, как ребенок произносит в слове интересующий вас звук.

Речевую работу с ним лучше начинать со специальных подготовительных упражнений для развития слухового восприятия, для активизации мышц языка, губ. Упражнения эти проводятся в форме игр. С этой целью рекомендуем следующие игры: «Что мы делаем?»- ребенок определяет на слух, как взрослый шуршит бумагой, звонит в колокольчик, хлопает в ладоши. «Угадай кто это?» – родитель подражает крику различных животных или птиц, а ребенок угадывает этих животных и называет их. «Что это?»- ребенок угадывает на слух предмет по которому постучал родитель(в барабан, бубен, погремушку, в стакан, блюдце, чайник). «Определи звук?»- ребенок на слух определяет наличие в словах определенного звука, например, звук ш в словах шапка, лягушка, мышь имеется, а в словах собака, усы, рыба – нет. Ребенок определяет, имеется ли в называемых словах звук. Определить на слух место данного звука в слове.

Даже, если у ребенка в речи несколько неправильных звуков, что бывает нередко, работу по исправлению недостатков звукопроизношения следует проводить постепенно, воспитывая одновременно один или два звука. Начинать работу лучше с того звука, который легче получается. Если в результате упражнений или игр на звукопроизношение у ребенка получился правильный звук, то этот звук следует закреплять в слогах, а затем в стихотворениях, самостоятельной речи. Следует помнить: сознательное, требовательное отношение родителей к речи ребенка помогает формированию у него правильной во всех отношениях речи.

Уважаемые родители! Будьте сознательными воспитателями необходимой культуры речи своего ребенка. Это вы поможете его правильному общему развитию, поможете ему вырасти полноценным членом нашего общества. Если вы не в силах самостоятельно исправить у своего ребенка недостатки звукопроизношения, вам следует обращаться за помощью к специалистам-логопедам, которые окажут помощь.

До скорой встречи!

Автор учитель-логопед Марина Сергеевна.

Помните, чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможность познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будет формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т.е. его поведение и личность в целом. В случае, если у ребенка к 5-6 годам все еще имеется неправильное произношение отдельных звуков. В этом случае необходимы специальные речевые занятия родителей со своим ребенком.

Правильно ли ваш ребенок учится говорить

От 4 до 6 месяцев

При каких симптомах нужно обращаться к логопеду:

• Если ребенок в младенчестве не гулит и не лепечет (т. е. не издает забавных звуков типа «кхх», «акхх», «агы» и т. д. и не повторяет сам за собой слоги «бу-бу-бу», «та-та-та», «ма-ма-ма»), стоит обратиться к логопеду примерно в год.

• Если ребенок в 1,5-2,5 года практически не имеет нормальных, понятных слов типа «мама», «баба», «би-би», «кошка», «пить», «иди», а говорит на «своем» языке, причем много и активно – в это же время идите к логопеду, не ждите даже 3 лет.

• Если ребенок в 1,5-3 года «все понимает, а говорить не хочет», общается жестами и мычанием – не ждите, пока «сам заговорит», лучше перестраховаться и убедиться, что это не алалия.

• Если ребенок 4-5 лет смягчает все звуки: «кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька» – это может быть не баловство, а серьезное речевое нарушение.

• Если ребенок картавит, гнусавит, шепелявит, искажает звуки – обратитесь к логопеду в любом возрасте, не обращая внимания на возрастные нормативы появления звуков, потому что эти нормативы говорят об отсутствии или замене звуков «предшественниками» в норме, а искажения – это всегда речевое нарушение, и самостоятельно оно не исправится.

• Если у ребенка после какой-либо травмы (падение, ушиб, легкое сотрясение мозга) начались проблемы с письмом – пропуски букв, слогов, письмо мимо строчек… – проверьтесь не только у логопеда, но и у невропатолога, так как может быть, что это симптомы серьезной черепно-мозговой травмы и афазия…

• Если речевое развитие вашего ребенка отличается от речевого развития сверстников не в лучшую сторону, прежде всего нужно обратиться к хорошему невропатологу. Подробно расскажите, что вас настораживает, что беспокоит, что пугает в развитии ребенка. Хороший доктор внимательно выслушает вас, обследует ребенка и назначит адекватное лечение. После прохождения курса лечения следует повторно показаться врачу.

• Если ребенку исполнилось 4 года, а его речь явно развита не на этот возраст, половину звуков он не произносит, слова не выговаривает, то опять в первую очередь идите к невропатологу. Если вы сначала обратились к логопеду, то хороший логопед, обследовав ребенка и предложив вам заниматься, все равно отправит к невропатологу.

Помощь Беременным женщинам и мамам

правильно ли говорит ваш ребенок

Речь ребенка не возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными затруднениями и только благодаря усилиям взрослых.

К сожалению, случается, что родители обращают внимание на плохую речь ребенка слишком поздно.

Поэтому хочется рассказать родителям, как развивается речь ребенка, что необходимо делать, чтобы с их сыном или дочерью не произошло несчастья.

С момента рождения до поступления в школу ребенку предстоит научиться правильно произносить все звуки родного языка, накопить многотысячный запас слов, усвоить грамматический строй речи, т.е. правильно объединять слова в предложения, овладеть связанной речью Ребенок учится говорить на примере речи близких ему людей — родителей, бабушек и дедушек, старших сестер и братьев, товарищей.

Если ребенок неверно произнес слово или фразу, надо спокойно поправить его. При этом взрослый должен несколько раз произнести слово верно. При этом не следует забывать о речевых возможностях малыша. Если ему еще не по силам правильное произношение, не следует его добиваться. Но слышать от взрослых он должен абсолютно чистое произношение. Бывает, что требовательность родителей к ребенку проявляется в недопустимых формах: в нетерпеливом, раздраженном тоне, окрике, угрозе, даже в наказании. Вредно и назойливое, хотя бы и в ласковом тоне, чуть ли не на каждом слове исправление неправильного произношения. Это мешает малышу выразить свои мысли, чувства раздражает и обижает его. У детей в таких случаях развивается страх перед речью и может появиться заикание.

Нужно постоянно помнить, что ребенок прислушивается к каждому слову взрослых, подражает их речи. Поэтому не следует произносить слова неправильно, это только наносит вред детям, так как на долгое время закрепляет несовершенства их речи. Понятно, что ваш ребенок будет говорить на непонятном языке «бадем»-пойдем, «ням»-кушать, как только вы убедитесь, что малыш уже может говорить правильно, не разрешайте ему произносить так называемые облегченные слова.

Нередко родители допускают такую ошибку. Понимая своего ребенка, его искаженные слова, чутко разбираясь в интонациях, они легко догадываются о его потребностях и желания без особых объяснений с его стороны.

Дети убеждаясь всякий раз, что взрослые их понимают с полуслова, продолжают говорить неразборчиво и ничто не стимулирует их правильной речи. Не следует так «читать мысли» малыша. Иногда полезно сделать вид, что вы не понимаете искаженной речи ребенка. В таком случае у него появляется необходимость говорить правильно, хорошо, и он начинает следить за своей речью.

Побуждая ребенка к речи, нужно постоянно задавать ему вопросы. Здесь большие возможности для обогащения словаря детей. Вопросы следует формулировать четко, понятно. Они должны относиться к действиям, совершаемым ребенком, взрослыми, к предметам, окружающими малыша, игрушкам. Очень важно побуждать ребенка задавать вопросы. Отвечать малышу нужно всегда охотно, весело, хвалить его за удачные вопросы, терпеливо и подробно объяснять ему все непонятное.

Благотворно влияет на развитие речи малышей пример старших детей. Поэтому надо всячески поощрять совместные игры и разговоры младших детей со старшими.

Трехлетнему ребенку читают книжки. В основном это книжки, состоящие из картинок с короткими текстами. Взрослые поясняют ребенку иллюстрации, просят его показать, например, где машина, где колеса, где большой дом, а где маленький и т.п.

Необходимо разучивать с ребенком большие стихотворения, рассказывать и читать ему легкие для понимания сказки, рассказы. А потом малыш воспроизводит содержание услышанного, отвечая на вопросы. Таким образом, развивается и речь, и память ребенка. Родители должны терпеливо и внимательно слушать ребенка, помогать ему при этом вопросами, подсказкой.

К четырем годам малыш начинает уже понимать недостатки своей речи. В это время важно поправлять его, если он произнес слово или звук неправильно. Полезно в таких случаях направить внимание ребенка на неверно произнесенный звук и сравнить его с правильным произношением. Например: «Не понимаю что тебе дать, масыну или машину?» затем несколько раз четко произнесите слово машина. В таком случае сын или дочь научится отличать свое неправильное произношение от правильного. Если ребенок не будет замечать свои ошибки, он никогда не сможет их преодолеть.

С самого раннего возраста ребенок активно подражает речи окружающих. Но подражание, являясь могучим средством развития детской речи, в то же время представляет и известную опасность. Ведь и нарушения темпа речи, и заикание могут возникнуть в результате подражания. Поэтому нужно исключать всякие контакты ребенка с людьми, которые говорят чрезвычайно быстро или слишком медленно, или заикаются.

Речь же самих взрослых, окружающих ребенка, должна быть всегда правильной, отчетливой, плавной, простой по структуре, ясной и выразительной, неторопливой, но и не излишне растянутой. Нельзя допускать, чтобы дети говорили на вдохе, захлебываясь и задыхаясь.

Если ребенок будет постоянно слышать правильную речь, то и сам он в конце концов будет говорить правильно.

В дошкольном возрасте речь ребенка развивается наиболее интенсивно. Поэтому надо всячески поощрять его стремление говорить, предоставляя ему в этом отношении известную свободу. Не следует, как это делают некоторые родители, раздражаться его «болтовней». Но в то же время постепенно приучайте сына или дочь к речевой дисциплине, объясните что, когда говорят другие, надо помолчать, не перебивать их.

Важная задача – научить ребенка правильно пользоваться своим голосом. Напомните ему, чтобы он не кричал, не говорил очень громко, иначе это приведет к перенапряжению голосовых связок, в результате чего может возникнуть хрипота.

Но может быть и так, что у ребенка слишком тихий голос. Это обычно наблюдается у детей физически ослабленных, робких, застенчивых. В таком случае хорошо начинать разговор с ребенком на большом расстоянии. Незаметно для себя малыш начнет усиливать свой голос. Так же нужно побуждать его читать стихи, рассказывать сказки, удалившись в другой конец комнаты. Но никогда не следует понуждать ребенка говорить громко. Только подбадривание, ласковые уговоры приведут к желательному результату.

Чтобы избежать серьезных нарушений голоса, которые впоследствии будет трудно устранить, необходимо соблюдать ряд мер. Так, например, при насморке у ребенка или при малейших признаках охриплости нужно следить за тем, чтобы он как можно меньше говорил. Постоянно следите за тем, чтобы дети не перенапрягали свой голосовой аппарат: не кричали, не пели на холоде. Пыльный, прокуренный воздух также может вызывать заболевание голосовых связок.

Все сказанное поможет не только развить правильную, полноценную речь вашего ребенка, но и избежать появления у него многих дефектов речи голоса, и он сможет в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Поэтому хочется рассказать родителям, как развивается речь ребенка, что необходимо делать, чтобы с их сыном или дочерью не произошло несчастья.

7 нехитрых способов, как научить ребенка говорить. Многие родители совершают эти ошибки

Многие мамы не совсем понимают, должны ли дети определенного возраста говорить, как понять, все ли идет по плану, и как мама может помочь, если речь запаздывает?

Эксперт новостного портала «БелНовости» Елизавета Гурина сооснователь сети логопедических центров «Территория речи» из Москвы поделилась хитростями обучения ребенка.

Эксперт новостного портала «БелНовости» Елизавета Гурина сооснователь сети логопедических центров «Территория речи» из Москвы поделилась хитростями обучения ребенка.

Android 11 оказался в тени iOS 14, но у него есть свои плюсы

23 сентября, 21:40

Насчёт стёртой грани между виртуальной и материальной реальностью переживать тоже не стоит. Важность виртуальной реальности давно возросла в нашей жизни, это нормально, что ей уделяется много времени. И дальше ей будет уделяться ещё больше внимания.

Правило 5. Пойте песенки и не заканчивайте их

Такой прием дает ребенку опыт «речи» еще до того, как он фактически начал говорить. Малыш вставляет слог в знакомую песню и чувствует, что он может говорить, что у него получается. А такой настрой побуждает его пробовать произносить слова снова и снова.

Как все устроить? Вам подойдет хорошо знакомая песенка, которую малыш слышал сто раз. Начните ее петь и неожиданно сделайте паузу перед окончанием слова в строке. например:

«Уточка пошла гулять, в теплом озере нырять,
Плавала по озеру, кря-кря – …
Утка позвала утят, возвращайтесь вы назад,
Четыре утенка пришли домой, ой-ой-…

Если вы будете делать паузы в песенках и сказках регулярно, это послужит отличным трамплином, который подтолкнет ребенка к активной речи.

Не спешите предугадывать все желания ребенка. Для того чтобы попросить у вас что-нибудь, малышу надо как минимум этого захотеть. Если любое желание карапуза заранее предугадано — у него просто нет почвы для «разговора» с вами.

Такой прием дает ребенку опыт «речи» еще до того, как он фактически начал говорить. Малыш вставляет слог в знакомую песню и чувствует, что он может говорить, что у него получается. А такой настрой побуждает его пробовать произносить слова снова и снова.

Говорить ли ребенку правду о его способностях?

Глядя на рисунок, на котором корова неотличима от собаки, вы отчетливо понимаете, что художником вашему сыну не быть. Ни при каких обстоятельствах. Но наследник смотрит на вас и ждет реакции. Стоит ли спускать его с неба на землю, пока это не сделали преподаватели художки, и объяснять, что ему лучше поискать себя в чем-то другом? Или любые усилия заслуживают восторгов и похвалы? Рассказываем, что делать, если вы думаете, что у ребенка нет таланта к выбранному делу.

Ссылка на основную публикацию