Гласные звуки в русском языке – признаки, характеристика и виды

Классификация звуков русского языка

Звук (речевой звук) — это колебания воздуха, возникающие при прохождении воздушной струи через речевой аппарат человека. Помимо речевых, выделяют также неречевые или шумовые (кашель, шум дождя, писк комара) и музыкальные звуки.

Каждый звук русского языка характеризуется комбинацией артикуляционных и акустических признаков. Знание этих признаков — обязательное условие успешной работы по формированию у детей правильного звукопроизношения. Артикуляционные признаки помогают выявлять речевые нарушения и находить способы их устранения, а акустические — противопоставлять (дифференцировать) схожие звуки на слух. Оглавление

  1. Артикуляционная классификация
    1. По наличию преграды
    2. По участию мягкого нёба
    1. Классификация гласных
    2. По участию губ
    3. По степени подъема языка
    4. По месту подъема языка
    5. Таблица гласных звуков
    6. Гласные буквы
    7. Йотированные гласные
    8. Классификация согласных
    9. По работе голосовых связок
    10. По способу образования
    11. По месту образования
    12. По подъёму спинки языка
    13. Таблица согласных звуков
  2. Акустическая классификация
    1. Тональные звуки
    2. Сонорные звуки
    3. Шумные звуки
    4. По акустическому впечатлению

Классификация по артикуляционным признакам

В русском языке различают 42 звука или фонемы (от греческого phonema — звук речи): из них 6 гласных и 36 согласных. Основным критерием этого деления является наличие или отсутствие преграды в ротовой полости при произнесении звуков.

По участию в артикуляции мягкого нёба гласные и согласные звуки делятся на:

  • носовые: «М», «Мь», «Н», «Нь»;
  • ротовые: «А», «Э», «И», «Ы», «О», «У», «Б», «Бь», «В», «Вь», «Г», «Гь», «Д», «Дь», «Ж», «З», «Зь», «Й», «К», «Кь», «Л», «Ль», «П», «Пь», «Р», «Рь», «С», «Сь», «Т», «Ть», «Ф», «Фь», «Х», «Хь», «Ц», «Ч», «Ш», «Щ».

Мягкое нёбо может находиться в двух положениях. В одном случае оно поднимается и задней частью вместе с маленьким язычком прижимается к задней и боковым стенкам глотки, закрывая проход в носовую полость, вследствие чего выходящая воздушная струя направляется в ротовую полость и образуются ротовые звуки. В другом случае мягкое нёбо опущено и открывает проход выходящей воздушной струе в носовую полость, вследствие чего образуются носовые звуки.

Классификация гласных звуков

Гласные звуки «А», «Э», «И», «Ы», «О», «У» — звуки речи, состоящие только из голоса, при произношении которых выдыхаемая из лёгких струя воздуха не встречает на своём пути преград.

Гласные звуки различают по участию или не участию в артикуляции губ, а также по степени и месту подъема языка.

1. По участию в артикуляции губ:
  • лабиализованные (огубленные) звуки: «О», «У»;
  • нелабиализованные (неогубленные) звуки: «А», «Э», «И», «Ы».

В артикуляции лабиализованных гласных, кроме языка, активное участие принимают губы, которые при произнесении звуков «О» и «У» выдвигаются вперед и округляются. При произнесении нелабиализованных гласных, губы находятся либо в нейтральном положении («А», «Ы»), либо в положении улыбки («Э», «И»).

2. По степени подъема языка к нёбу:
  • гласные звуки верхнего подъёма: «И», «Ы», «У»;
  • гласные звуки среднего подъёма: «Э», «О»;
  • гласные звуки нижнего подъёма: «А».

Хотя при произношении гласных звуков в ротовой полости отсутствуют преграды для выходящей воздушной струи, нижняя челюсть опускается по-разному и язык меняет свое положение, поэтому меняется и форма ротовой полости. Язык может находиться внизу (нижний подъем), на средней линии (средний подъем), или подниматься высоко к нёбу (верхний подъем). От степени раскрытия рта и подъема языка зависит звучность гласных.

3. По месту подъема языка:
  • гласные звуки переднего ряда: «И», «Э»;
  • гласные звуки среднего ряда: «Ы», «А»;
  • гласные звуки заднего ряда: «У», «О».

При образовании гласных звуков к твердому нёбу поднимается не весь язык, а отдельные его части (передняя, средняя и задняя), меняя тем самым объём и форму полости рта.

Таблица классификации гласных звуков

Гласные буквы

Если в русском языке 6 гласных, то гласных букв — 10, это: «А», «Е», «Ё», «И», «О», «У», «Ы», «Э», «Ю», «Я». Если звук — это единица устной речи, его слышим и произносим. То буква — это графический знак для обозначения звука речи на письме, её мы видим и пишем.

Гласные звуки, схожие в звучании, объединяют в пары: «А» — «Я» , «Э» — «Е» , «Ы» — «И» , «О» — «Ё» , «У» — «Ю» .

Йотированные гласные

Йотированные гласные — гласные, которые произносятся с помощью двух звуков. К таким гласным относят буквы «Е», «Ё», «Ю» и «Я».

В зависимости от места которое занимает йотированная гласная буква в слове, она может обозначать как один, так и два звука:

    Два звука, если стоит:

    • в начале слова: яма [й’ама] , ёжик [й’ожик] ;
    • после гласных: моё [мой’о] , маяк [ма’ак] ;
    • после разделительного твёрдого и мягкого знаков: въезд [вй’эзд] , льёт [л’й’от] .
  • Один звук, если стоит после согласных, например, в словах день [д’эн’] , лён [л’он] , утюг [ут’уг] , мяч [м’ач’] . Здесь гласные буквы буквы «Е», «Ё», «Ю» и «Я» обозначают мягкость предшествующего согласного звука.
  • Классификация согласных звуков

    Согласные звуки «Б», «Бь», «В», «Вь», «Г», «Гь», «Д», «Дь», «Ж», «З», «Зь», «Й», «К», «Кь», «Л», «Ль», «М», «Мь», «Н», «Нь», «П», «Пь», «Р», «Рь», «С», «Сь», «Т», «Ть», «Ф», «Фь», «Х», «Хь», «Ц», «Ч», «Ш», «Щ» — это звуки речи, состоящие или из одного шума, или шума и голоса, при произношении которых выдыхаемая из лёгких струя воздуха встречает на своём пути преграды.

    Согласные звуки различают по работе голосовых связок, по способу и месту образования, а также по степени напряжения средней части языка.

    1. По наличию или отсутствию вибрации голосовых складок:
    • звонкие звуки: «Б», «Бь», «Д», «Дь», «Г», «Гь», «В», «Вь», «З», «Зь», «Ж»;
    • сонорные звуки: «Л», «Ль», «Р», «Рь», «М», «Мь», «Н», «Нь», «Й»;
    • глухие звуки: «П», «Пь», «Т», «Ть», «К», «Кь», «Ф», «Фь», «С», «Сь», «Х», «Хь», «Ц», «Ч», «Ш», «Щ».

    Голосовые складки могут занимать два положения: раскрыты (воздушная струя свободно проходит через них и голос не образуется — глухие согласные) или сомкнуты (воздушная струя, проходя через них, заставляет вибрировать их, и образуется голос — сонорные и звонкие согласные). Большинство звуков русского языка произносится с участием голоса.

    2. По способу образования:
    • Смычно-взрывные звуки «Б», «Бь», «П», «Пь», «Д», «Дь», «Т», «Ть», «Г», «Гь», «К», «Кь» — органы артикуляционного аппарата образуют смычку, а потом эта смычка с шумом взрывается выходящей изо рта воздушной струей:
      • «Б», «Бь», «П», «Пь» — смычку образуют губы;
      • «Д», «Дь», «Т», «Ть» — передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами;
      • «Г», «Гь», «К», «Кь» — задняя часть спинки языка образует смычку с мягким нёбом или задним краем твёрдого нёба.
    • Смычно-проходные звуки: «М», «Мь», «Н», «Нь», «Л», «Ль» — органы артикуляционного аппарата образуют смычку, но для выходящей струи воздуха остаётся проход в другом месте:
      • «М», «Мь» — смычку образуют губы, воздушная струя идёт через нос;
      • «Н», «Нь» — передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, воздушная струя идёт через нос;
      • «Л», «Ль» — кончик языка образует смычку с альвеолами или верхними зубами, воздушная струя идёт по бокам языка, между языком и щекой.
    • Щелевые звуки (фрикативные, от латинского fricare «тереть»): «В», «Вь», «Ф», «Фь», «З», «Зь», «С», «Сь», «Ш», «Ж», «Щ», «Х», «Хь», «Й» — органы артикуляционного аппарата сближаются между собой, образуя щель, в которую идёт выдыхаемая струя воздуха:
      • «В», «Вь», «Ф», «Фь» — нижняя губа образует щель с верхними зубами;
      • «З», «Зь», «С», «Сь» — передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами и деснами — мягкими тканями, покрывающими альвеолярный (луночковый) край челюсти от шеек зубов и переходящими в слизистую оболочку нёба;
      • «Ш», «Ж», «Щ» — поднятый широкий кончик языка образует щель с альвеолами или твердым нёбом. Может быть правильное звучание шипящих звуков при нижней их артикуляции (кончик языка находится за нижними зубами, а щель образуется передней частью спинки языка с альвеолами или твердым нёбом);
      • «Х», «Хь» — задняя часть спинки языка образует щель с мягким нёбом;
      • «Й» — средняя часть спинки языка образует щель с твердым нёбом.
    • Смычно-щелевые звуки (аффрикаты, от латинского affrico «притираю»): «Ц», «Ч» — органы артикуляционного аппарата смыкаются, но смычка не взрывается, а переходит в щель, т. е. это согласные со сложной артикуляцией, имеющие смычное начало и щелевой конец, причем переход от одной артикуляции к другой совершается незаметно:
      • «Ц» — передняя часть спинки языка при опущенном кончике языка сначала образует смычку с верхними зубами или альвеолами, которая незаметно переходит в щель между ними;
      • «Ч» — кончик языка вместе с передней частью спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, переходящую незаметно в щель между ними (правильное звучание бывает и при нижнем положении кончика языка).
    • Дрожащие звуки (вибранты, от латинского vibrans, vibrantis «дрожащий», «колеблющийся»): «Р», «Рь» — кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется (вибрирует) в проходящей воздушной струе.

    Наибольшее количество согласных звуков в русском языке по способу образования — щелевые, при которых подвижные органы артикуляционного аппарата, приближаясь к неподвижным, образуют щель.

    3. По месту образования:
    • губно-губные: «П», «Пь», «Б», «Бь», «М», «Мь»;
    • губно-зубные: «Ф», «Фь», «В», «Вь»;
    • переднеязычные: «Т», «Ть», «Д», «Дь», «Н», «Нь», «Л», «Ль», «С», «Сь», «Р», «Рь», «Ш», «Ж», «Щ», «Ч», «З», «Зь», «Ц»;
    • среднеязычные: «Й»;
    • заднеязычные: «К», «Кь», «Г», «Гь», «Х», «Хь».

    Место образования определяется подвижными органами (языком или губами), которые образуют преграду для выходящей воздушной струи.

    4. По подъёму к нёбу (степени напряжения) средней части языка:
    • твердые звуки: «Ц», «Ш», «Ж», «Н», «Б», «В», «Г», «Д», «З», «К», «Л», «М», «П», «Р», «С», «Т», «Ф», «Х»;
    • мягкие звуки: «Й», «Ч», «Щ», «Бь», «Вь», «Гь», «Дь», «Зь», «Кь», «Ль», «Мь», «Нь», «Пь», «Рь», «Сь», «Ть», «Фь», «Хь».

    В русском языке согласные в основном парные по твердости и мягкости, например, «Л» и «Ль», но есть и непарные звуки: только твердые — «Ш», «Ж», «Ц», только мягкие — «Ч», «Щ», «Й».

    Таблица классификации согласных звуков

    Классификация по акустическим признакам

    Тональные звуки — образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные «А», «Э», «И», «Ы», «О», «У».

    Сонорные (звучные) звуки — их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласные «М», «Мь», «Н», «Нь», «Л», «Ль» «Р», «Рь» «Й».

    Шумные звуки — их качество определяется характером шума — акустического эффекта от трения воздуха при сближенных или взрыве при сомкнутых органах речи:

    • «В», «Вь», «З», «Зь», «Ж» — звонкие шумные длительные;
    • «Б», «Бь», «Д, » «Дь», «Г», «Гь» — звонкие шумные мгновенные;
    • «Ф», «Фь», «С», «Сь», «Ш», «Х», «Хь» — глухие шумные длительные;
    • «П», «Пь», «Г», «Ть», «К», «Кь» — глухие шумные мгновенные.

    По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют следующие подгруппы звуков:

    • свистящие: «З», «Зь», «С», «Сь»;
    • шипящие: «Ж», «Ш», «Щ», «Ч»;
    • твердые: «Ц», «Ш», «Ж», «Н», «Б», «В», «Г», «Д», «З», «К», «Л», «М», «П», «Р», «С», «Т», «Ф», «Х»;
    • мягкие: «Й», «Ч», «Щ», «Бь», «Вь», «Гь», «Дь», «Зь», «Кь», «Ль», «Мь», «Нь», «Пь», «Рь», «Сь», «Ть», «Фь», «Хь».

    Источники:

    • «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению», М. Ф. Фомичева, Е. Н. Кутепова;
    • «Основы логопедии», Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина;
    • «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева.

    КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
    материал по логопедии на тему

    На основе классификации составляются профили звуков русского языка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА21.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

    Звук с акустической точки зрения – колебания частиц воздуха. Источник – колебание звуковых связок. С точки зрения артикуляции выделяют гласные и согласные звуки речи.

    Артикуляция – совокупность действий органов произношения в момент звука.

    По артикуляторным признакам все звуки речи делятся две групппы:

    • гласные;
    • согласные.

    Основным критерием этого деления является наличие или отсутствие преграды в ротовой полости при их произнесении.

    В русском языке 42 звука речи: 6 гласных, 36 согласных звуков

    КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

    Все гласные русского языка характеризуются наличием голоса (фонацией), их артикуляция обусловлена вибрацией голосовых связок и свободным проходом выдыхаемого воздуха через ротовую полость.

    Тональные звуки – образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные а, э, и, о, у, ы.
    Различаются гласные по следующим признакам:

    1. При образовании гласных к небу поднимается не весь язык, а его передняя, средняя или задняя часть. За счет этого меняется объем и форма ротовой полости.

    По ряду (положению языка в горизонтальной плоскости):

    • гласные переднего ряда: [и] [э];
    • гласные среднего ряда: [ы] [а];
    • гласные заднего ряда: [у] [о];

    2. По степени подъёма языка к нёбу (его положению в вертикальной плоскости): верхний, средний и нижний подъём:

    • гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у];
    • гласные среднего подъема: [э], [о];
    • гласные нижнего подъема: [а];

    3. По наличию или отсутствию лабиализации , т.е. степени участия губ: огубленные (лабиализованные) и неогубленные (нелабилизованные) гласные:

    • гласные лабиализованные: [у], [о];
    • гласные нелабиализованные: [и], [ы], [э], [а].

    КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

    Артикуляция согласных звуков связана с наличием какой-либо шумообразующей преграды для выходящей из легких струи воздуха. Согласные русского языка различаются по следующим признакам:

    1. Классификация согласных звуков по способу образования:

    • щелевые (фрикативные) [ф], [ф’], [в], [в’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж],[щ], [ j ], [ х ], [х’];
    • смычно-взрывные [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [к], [к’], [г], [г’];
    • смычно-щелевые (аффрикаты) [ц], [ч];
    • смычно-проходные [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’];
    • дрожащие (вибранты) [р], [p’]

    Щелевые звуки – препятствие для воздушной струи в виде щели между органами артикуляции.

    Смычно-взрывные – органы артикуляции образуют смычку, которая потом с шумом взрывается.

    Смычно-щелевые – смычка не взрывается, а медленно переходит в щель.

    Смычно-проходные – органы артикуляции образуют смычку, но для воздушной струи остается проход в другом месте.

    Дрожащие – вибрирует поднятый кончик языка.

    2.Классификация согласных звуков по месту образования :

    • губно-губные [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’];
    • губно-зубные [ф], [ф’], [в], [в’];
    • переднеязычные (образуемые передней частью спинки языка, при разном положении кончика языка), кончик языка вверху – [т], [д], [н], [л], [л’], [р], [p’J, [ш], [ж], [щ], [ч]; кончик языка внизу – [т’], [д’], [н’], [с], [с’], [з], [з’], [ц];
    • среднеязычные [j];
    • заднеязычные [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’]

    3. Классификация согласных звуков по степени напряжения средней части спинки языка:

    мягкие: [j], [щ], [ч]- всегда мягкие; [т’], [д’], [н’], [б’], [в’], [г’], [с’], [р’] и др.;

    твердые: [ш], [ж], [ц] – всегда твердые; [т], [д], [н], [б], [в], [г], [с], [р] и др

    4. По положению мягкого неба (месту резонирования) согласные звуки делятся на:

    • носовые согласные <мягкое нёбо опущено, воздух проходит через нос>: [м] [мь] [н] [нь];
    • ротовые согласные <мягкое нёбо поднято>: все остальные согласные звуки.

    По акустическим признакам выделяют:

    Для определения и различения звуков речи опираются не только на их артикуляционные, но и на акустические признаки. Без опоры на эти признаки невозможно проводить работу по противопоставлению звуков на слух, необходимую для успешного усвоения детьми правильного звукопроизношения.

    5. Наличие или отсутствие вибрации голосовых связок

    Сонорные (звучные) – их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласные м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, j.

    Шумные – их качество определяется характером шума – акустического эффекта от трения воздуха при сближенных или взрыве при сомкнутых органах речи:

    • звонкие шумные длительные в, в’, з, з’, ж;
    • звонкие шумные мгновенные б, б’, д, д’, г, г’;
    • глухие шумные длительные ф, ф’, с, с’, ш, х, х’;
    • глухие шумные мгновенные п, п’, т, т’, к, к’.

    По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют следующие подгруппы звуков :
    свистящие с, с’, з, з’, ц;
    шипящие ш, ж, ч, щ;
    твердые п, в, ш, ж, ц и др.;
    мягкие п’, в’, ч, щ и др.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация “Звуки русского языка”

    Консультация для родителей «Звуки русского языка. Дифференциация понятий «звук» – «буква». Звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные».

    Какими бывают звуки русского языка?

    Консультация для родителей, которая подразумевает обучение различения звуков русского языка. В помощь родителям, которые давно забыли на какие группы делятся звуки и чтобы помочь своему ребёнку .

    Профили звуков русского языка в таблице 1 часть. Логопедия.

    Знание профилей звуков является необходимым условием в работе учителя-логопеда. Для того,чтобы научить правильно и красиво говорить, для начала, нужно знать положение органов артикуляции. Профили.

    Классификация звуков русского языка.

    Классификация звуков русского языка.

    Классификация звуков русского языка с учетом анатомо-физиологических особенностей их образования

    Классификация звуков русского языка с учётом анатомо-физиологических особенностей их образования В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными орган.

    Классификация звуков русского языка с учётом анатомо-физиологических особенностей их образования

    В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными органами которого являются язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо; пассивными органами – зубы, верхняя челюсть.

    Гласные звуки в русском языке

    Выясним, что такое гласные звуки в слове, сколько гласных звуков в русском языке, какими признаками они отличаются от согласных звуков.

    Что такое гласные звуки?

    Наша речь состо­ит из слов. Каждое сло­во в свою оче­редь скла­ды­ва­ет­ся из зву­ков. Для того что­бы появил­ся звук, мы исполь­зу­ем раз­лич­ные орга­ны: лёг­кие, дыха­тель­ное гор­ло, гор­тань, рот, язык, нос и губы. С помо­щью орга­нов речи чело­век может про­из­но­сить зву­ки, кото­рые сли­ва­ют­ся в сло­во.

    Звуки в сло­ве неоди­на­ко­вые. Одни зву­ки про­из­но­сят­ся голо­сом, а дру­гие состо­ят из шума и голо­са. Когда мы начи­на­ем гово­рить, то выды­ха­ем воз­дух из лёг­ких, кото­рый устрем­ля­ет­ся по дыха­тель­но­му гор­лу в гор­тань. В гор­та­ни нахо­дят­ся голо­со­вые связ­ки. Если струя воз­ду­ха сво­бод­но про­хо­дит через них и далее не встре­ча­ет ника­ких пре­пят­ствий на сво­ём пути, то в ито­ге обра­зу­ет­ся голо­со­вой звук, состо­я­щий из тона. Если же при выдо­хе воз­дух про­би­ра­ет­ся через раз­ные пре­гра­ды, то полу­ча­ет­ся харак­тер­ный шум, типич­ный для соглас­ных зву­ков.

    Достаточно поме­нять поло­же­ние губ, как полу­чим с помо­щью голо­са раз­ные глас­ные зву­ки.

    Чтобы обра­зо­вать глас­ный звук [о], доста­точ­но округ­лить губы, а вытя­нув их тру­боч­кой, полу­чим звук [у]. Гласный звук [а] про­из­но­сит­ся с широ­ко откры­тым ртом. Звук [и] тре­бу­ет рас­тя­нуть губы в улыб­ке.

    Итак, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют шесть глас­ных зву­ков. Эти зву­ки на пись­ме обо­зна­ча­ют­ся соот­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми:Гласные бук­вы: о, а, у, и, ы, э

    От соглас­ных зву­ков глас­ные отли­ча­ют­ся тем, что их мож­но про­из­но­сить доста­точ­но дол­го или про­петь:

    СПРАВКА! Иногда гласные называют “ртораскрывателями”, так как для их более громкого произнесения требуется широко раскрыть рот. Это отличает их от согласных – “ртосмыкателей”, ведь чтобы сделать их громче, нужно как можно теснее сблизить органы рта.

    Гласные звуки и слог

    Важным при­зна­ком глас­но­го зву­ка явля­ет­ся его спо­соб­ность обра­зо­вать слог. В оди­ноч­ку или вме­сте с одним или несколь­ки­ми соглас­ны­ми глас­ный звук состав­ля­ет слог.

    Мы про­из­но­сим его, не сра­зу выды­хая всю струю воз­ду­ха, а выпус­кая её по неболь­шим пор­ци­ям, тре­мя точ­ка­ми. Гласный звук явля­ет­ся глав­ным в каж­дом зву­ко­вом отрез­ке сло­ва, кото­рый назы­ва­ет­ся сло­гом.

    Вывод: Гласные зву­ки обра­зу­ют сло­ги в сло­ве.

    Посчитаем коли­че­ство глас­ных и сло­гов в сло­ве «ого­род». Три глас­ных зву­ка обра­зу­ют такое же коли­че­ство сло­гов.

    Правило: В сло­ве столь­ко сло­гов, сколь­ко в нём глас­ных зву­ков.

    Убедимся в этом, если про­из­не­сём и раз­де­лим на сло­ги сло­ва в соот­вет­ствии с коли­че­ством глас­ных:

    • ко-ра
    • са-ра-фан
    • со-ба-ка
    • у-чи-тель-ни-ца

    Итак, глас­ные зву­ки мож­но отли­чить от соглас­ных по трём глав­ным при­зна­кам:

    1. состо­ят из голо­са;
    2. при их обра­зо­ва­нии воз­дух сво­бод­но про­хо­дит через орга­ны речи;
    3. обра­зу­ют слог.

    Ударные и безударные гласные звуки

    Различают сильную и слабую позиции гласных. Они соответствуют их ударному и безударному положению.

    Чёткое произнесение ударной гласной противопоставляется редукции безударных. В слабой позиции артикуляция менее отчетлива, длительность и качество звучания сокращается.

    СПРАВКА! С этим связаны ошибки в правописании безударных гласных букв в словах. Например, в слове “улица”, [и] безударная и слышится как что-то среднее между [и] и [э].

    Таким образом, в русском языке сильная позиция гласных звуков делает различия между ними более явными.

    Во вто­ром сло­ге глас­ный звук, обо­зна­чен­ный бук­вой «а», зву­чит с осо­бой силой и дли­тель­но­стью.

    Он нахо­дит­ся в силь­ной пози­ции и зву­чит ясно и чёт­ко. Этот глас­ный звук явля­ет­ся удар­ным.

    • ми́р-ный
    • го́-род
    • у-лы́-бка
    • ри-су́-нок

    Йотированные гласные звуки

    Шести гласным звукам соответствуют 10 гласных букв русского алфавита, 4 из которых образованы парой с согласным [й’] – я [й’а], е [й’э], ё [й’о], ю [й’у]. В слогах и словах эти йотированные буквы обозначают соответствующий гласный звук, идущий после мягкого согласного: лес [л’эс], мяч [м’ач’] и так далее.

    Фонетический разбор гласного звука

    Фонетический разбор предполагает составление транскрипции слов и фонетическую характеристику звука. Для записи транскрипции и фонемы используют квадратные скобки, долгие гласные обозначают при помощи двоеточия, на мягкость согласного указывает апостроф после него.

    Видеоурок «Гласные звуки и буквы. 1 класс»

    Признаки гласных

    Гласные звуки обладают рядом признаков, помимо ударения.

    Подъём гласных

    Подъём определяется вертикальным положением тела языка. Он может быть:

    • верхним – спинка языка ближе всего подходит к нёбу. Такой подъём образует закрытые гласные: [и], [ы], [у].
    • Средне-верхним – язык поднимается на 2/3 ротовой полости, образуя полуоткрытые гласные: [э], [о].
    • Средне-нижним – звуки произносятся с нижним поднятием языка (на 1/3). Ему соответствуют полузакрытые гласные.
    • Нижним – язык остается неподвижным. В результате произносятся открытые гласные: [а]

    ВАЖНО! Не все языки различают все четыре подъёма. К примеру, в русской речи не встречаются полузакрытые гласные.

    Ряд гласных

    Ряд гласных определяется движением тела языка по горизонтали. В зависимости от положения он может быть:

    • передним – язык находится как можно ближе к зубам ([и], [э]),
    • средним – язык занимает среднее положение, т.е остаётся без движения ([а], [ы])
    • задним – тело языка образует звук в задней части гортани ([у], [о]). Иногда гласные заднего ряда называют “темными”.

    ВАЖНО! При дефектах речи возможна передняя артикуляция [у] и [о]. Это происходит, если кончик языка приближен к фронтальным нижним зубам, а спинка языка выгнута. В результате в словах, где в соответствии с нормой произносятся твердые гласные, они смягчаются.

    Например: вместо “пол” [пол] – [п’ол], вместо “пульт” [пул’т] – [п’ул’т]. Кроме того, как случай утрированной артикуляции выступает чрезмерное высовывание языка при произнесении звука [э], пока он не коснётся нижней губы.

    Огубленность (лабиализация)

    Форму резонатора – ротовой полости – можно также менять с помощью губ: их «выпячиванием» вперёд (в виде трубочки) или округлением. Примером первого способа лабиализации является русский звук [у], второго – [о].

    СПРАВКА! Вместе с этими гласными лабиализуются согласные звуки, стоящие перед ними.

    Замечено, что огубляются только гласные заднего ряда, в то время как звуки переднего и среднего ряда остаются нелабиализованными.

    Назализация

    В русском языке используется артикуляция через ротовую полость. Однако в других языках применяется назализация – артикуляционный прием, при котором опускается мягкое нёбо (нёбная занавеска), а воздух выходит через носовую полость.

    Таким образом, нос действует как дополнительный резонатор. Примеры назализации распространены в английском и французском языках.

    Назальные гласные противопоставлены ротовым (оральным, чистым, простым), образующимся при поднятом мягком нёбе без участия полости носа.

    СПРАВКА! В русском языке назализация встречается как артикуляционный дефект – гнусавость.

    Фонация

    Фонация — это звукообразование с использованием гортани. Качество звука определяется напряжением и положением голосовых связок.

    Механизм действия можно описать следующим образом: на выходе из трахеи струя воздуха проходит через гортань и расположенные в ней голосовые связки. Дальше возможны следующие варианты развития:

    1. В случае их напряжения и сближения выдыхаемый воздух вызывает колебание. Так возникает тон, обязательный для гласных и звонких согласных звуков.
    2. Расслабленные голосовые связки и раздвинутые черпаловидные хрящи пропускают воздушную струю без колебаний. В результате тон отсутствует, что свойственно произношению глухих согласных.

    Крайние положения голосовых связок называются модальным голосом (вибрация с максимальной амплитудой) и гортанной смычкой (полное сведение).

    Обычно для артикуляции гласных голосовые необходима свободная вибрация, однако в практике мировых языков встречаются случаи:

    • скрипучего голоса (вьетнамский),
    • глухих гласных (японский).

    Положение корня языка

    На различие в звучание гласных в некоторых случаях влияет положение корня языка:

    • выдвинутое вперёд,
    • отодвинутое назад.

    СПРАВКА! Контраст между такими артикуляциями не всегда очевиден, кроме ряда языков Западной Африки (бамбара, хауса, йоруба, джерма и др.)

    Дополнительные артикуляции

    Рассмотренные типы фонаций не исчерпывают всего многообразия возможных сужений в речевом тракте.

    К примеру, в в эвенском, кетском, тофаларском и диалектах тувинского языка встречаются гласные, образующиеся в результате сужения глотки. Такие звуки называют фарингализованными. В некоторых случаях фарингализации происходит вибрация не голосовых связок, а надгортанника.

    Эризация

    Термин образован от названия буквы к («эр-») и суффикса «-изация». На практике означает добавление к слову или слогу суффикса er. Это характерно для английского и пекинского диалекта китайского языка. Эризация выполняет смыслообразующую функцию

    При артикуляции приём выражается в лёгком изгибе кончика языка назад при произношении гласных.

    «Напряжённость»

    В зависимости от того, насколько сильна артикуляция различают:

    • «напряжённые» или кардинальные гласные,
    • «ненапряжённые» гласные. Во имя их произнесения артикуляторы не достигают крайних точек положения и звуки остаются в промежутках между разными рядами и подъёмами.

    СПРАВКА! Это качество не всегда выделяется как фонетический признак, чаще всего ему приписывают фонологическую природу.

    Долгота

    Долгота – характеристика звуков, отличающихся большей или меньшей длительностью относительно друг друга. В соответствии с этим признаком различают краткие и долгие гласные. Долгие гласные обозначаются при помощи знака двоеточие — [aː], [oː], [иː]

    В современном русском языке долгота-краткость не имеет смыслообразующего значения, поэтому зачастую долгая гласная воспринимается как ударение или необычная интонация (например, возглас: “Маааам! Мне дуууует”).

    ВАЖНО! Ударный звук всегда длиннее безударного. Звук, расположенный как второй предударный, наоборот – самый короткий.

    Например, “Валентин” – содержит краткий [а] и длинный [и:]

    Кроме того, долгота характерна для двойных звуков, то есть образованных двумя одинаковыми гласными на стыках морфем (фамилии, реалии, гербарии – [и:] на конце).

    Шва (в переводе с иврита “ничего”) – это гласный звук, полученный без специальной артикуляции. При его произнесении артикуляторы не производят никаких сколько-нибудь значительных движений и звук остается нейтральным. При фонетическом разборе обозначается символом [ə].

    Шва располагается в среднем ряду среднего подъёма. По звучанию похож на нечто среднее между [а], [э] и [о].

    СПРАВКА! Как правило располагается в безударной позиции, характерен для окончаний существительных 1-го склонения: “корова” — [ка′рoвə], “собака” — [са′бaкə].

    Вывод: таким образом, гласные звуки-это звуки, которые произносятся только голосом. Каждый гласный звук образует в слове слог. Гласные могут быть ударными и безударными. Также существует большое количество различных признаков гласных звуков.

    Какие звуки относятся к гласным – как их правильно классифицировать и характеризовать

    Что такое гласный звук?

    Гласные звуки – это минимальная единица речи, которая произносится только с помощью голоса. Способы образования гласных звуков:

    • [а] создадим с помощью широко раскрытого рта: рАб
      ;
    • [о] получим, если округлить губы: кОт
      ;
    • [у] возникнет при вытягивании губ в трубочку: рУль
      ;
    • [и] услышим, если растянем губы в улыбку: кИт
      ;
    • [ы] формируется слегка растянутыми губами и немного отодвинутым назад языком: сЫр
      ;
    • [э] – губы растягиваем горизонтально, не открывая широко рот: Эхо
      .

    Акустика

    Рассматривая акустические свойства звуков, анализируют такие характеристики колебаний, как:

    • частоту, которая определяет высоту звука;
    • амплитуду, отвечающую за его силу;
    • сочетание разных колебаний, влияющее на тембр.

    Акустическая классификация дихотомна, то есть выделяет противоположные друг другу пары. С этой точки зрения, гласные:

    1. все – вокальные, так как образованы тоном;
    2. все – неконсонантные, то есть характеризуются большей силой, чем согласные;
    3. все – непрерывные;
    4. гласные переднего ряда ([э], [и]) – высокие, а среднего и заднего ряда ([а], [о], [у] [ы]) – низкие;
    5. гласные нижнего и среднего подъёма ([а], [э], [о]) – компактные, то есть их колебания сравнительно недалеки друг от друга, верхнего ([и], [ы], [у]) – диффузные;
    6. огубленные гласные [о], [у] – бемольные, неогубленные гласные [а], [э], [и], [ы] – небемольные.

    Сколько звуков может обозначать гласная буква?

    Проговорите данные слова, «пропевая» первые гласные звуки: ёж, яма, юла, ель.

    Прислушайтесь к ним. При произнесении услышим два звука:

    • [йо]ж;
    • [йа]ма;
    • [йу]ла;
    • [йэ]ль.

    Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, т.к. ним присоединяется мягкий сонорный согласный Й (йот).

    Сравним со словами: арбуз, игла, обруч, крыса, экватор

    . Здесь четко произносятся звуки [а], [у], [и], [о], [ы], [э]. Буквы А, У, Ы, И, О, Э имеют один звук.

    Гласные буквы

    На пись­ме глас­ные зву­ки обо­зна­ча­ют­ся соот­вет­ству­ю­щи­ми буквами:

    • звук [а] — это бук­ва «а»;
    • зву­ку [о] соот­вет­ству­ет бук­ва «о»;
    • звук [у] — это бук­ва «у»;
    • звук [и] пере­да­ет­ся бук­вой «и»;
    • звук [ы] — это бук­ва «ы»;
    • звук [э] обо­зна­ча­ет­ся бук­вой «э».

    Узнаем, что глас­ных букв, исполь­зу­е­мых на пись­ме, в рус­ском язы­ке боль­ше, чем зву­ков. К неко­то­рым глас­ным зву­кам при­со­еди­ня­ет­ся звон­кий соглас­ный [й’] и обра­зу­ет с ними двой­ные зву­ки. В пись­мен­ном виде такие зву­ки допол­ни­тель­но обо­зна­ча­ют­ся четырь­мя глас­ны­ми буквами:

    Эти глас­ные бук­вы пишут­ся в ряде случаев:

    1. в нача­ле слов

    • еже­ви­ка
    • ёрш
    • юрта
    • ябло­ко

    2. после раз­де­ли­тель­ных мяг­ко­го и твёр­до­го знака

    • сча­стье, подъезд;
    • серьёз­ный, объёмный;
    • вью­нок, предъюбилейный;
    • семья, объ­яв­ле­ние

    3. после дру­гих глас­ных букв

    • тихое
    • твоё
    • июнь
    • баян

    Итак, в рус­ском язы­ке в пись­мен­ной речи исполь­зу­ют­ся десять глас­ных букв:

    а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я

    Гласные бук­вы «а», «о», «у», «ы», «э» выра­жа­ют твёр­дость преды­ду­щих согласных:

    • мак
    • бор
    • куб
    • кры­ло

    Гласные бук­вы «и», «е», «ё», «ю», «я» обо­зна­ча­ют мяг­кость согласных:

    • кит
    • вёл
    • пена
    • крюк
    • дятел

    Гласные зву­ки слы­шим, а бук­вы пишем.

    Учтем, что глас­ные бук­вы «е», «ё», «ю», «я» обо­зна­ча­ют один звук после мяг­ко­го согласного:

    • место [м’ э с т а]
    • мёд [м’ о т];
    • мясо [м’ а с а];
    • люк [л’ у к].

    Какие бывают гласные звуки?

    Типы гласных звуков определяются позицией в слове:

    • ударные, т.е. находятся под ударением: уд[А]р, стан[О]к, к[У]кла;
    • безударные: л[е]са, л[и]сток, ст[о]лы.

    Звуки, находящиеся в слабой, т.е. безударной позиции, называются орфограммами. Их правописание зависит от правил письменной речи. Для проверки необходимо поместить такие звуки в сильную позицию:

    • леса — л[Е]с;
    • листок — л[И]ст;
    • столы — ст[О]л.

    Звуков Е, Ё, Ю, Я в русском языке не существует. Эти буквы обозначают звуки [Э], [О], [У], [А] после согласных:

    • лямка [л`амка];
    • пчёлка [пч`олка];
    • конфитюр [канф`ит`ур];
    • рябчик [р`апч`ик].

    Йотированные звуки произносятся с [j]:

    • в начале слова: юбка [йупка];
    • после гласного: поют [пайут];
    • после Ь иЪ: бульон [бул`йон].

    Различительные признаки гласных

    Гласные различаются между собой благодаря нюансам звукообразования. Как правило, это связано с положением и механизмом работы резонатора – ограниченного формой и размером физического тела, воздух в котором производит резонанс.

    Самым большим резонатором выступает ротовая полость, поэтому именно эта часть речевого аппарата сильнейшим образом влияет на качество звука. Форма ротовой полости меняется в ответ на изменение положения языка по вертикали и горизонтали.

    Губы отвечают за форму отверстия, через которое проходит струя воздуха. Это также влияет на звук и называется губной артикуляцией или лабиализованностью (в переводе с латинского labri – “губы”).

    СПРАВКА! Различия гласных нужны для выполнения ими смыслоразличительной функции.

    Подъём

    Подъём определяется вертикальным положением тела языка. Он может быть:

    • верхним – спинка языка ближе всего подходит к нёбу. Такой подъём образует закрытые гласные: [и], [ы], [у].
    • Средне-верхним – язык поднимается на 2/3 ротовой полости, образуя полуоткрытые гласные: [э], [о].
    • Средне-нижним – звуки произносятся с нижним поднятием языка (на 1/3). Ему соответствуют полузакрытые гласные.
    • Нижним – язык остается неподвижным. В результате произносятся открытые гласные: [а]

    ВАЖНО! Не все языки различают все четыре подъёма. К примеру, в русской речи не встречаются полузакрытые гласные.

    Ряд гласных определяется движением тела языка по горизонтали. В зависимости от положения он может быть:

    • передним – язык находится как можно ближе к зубам ([и], [э]),
    • средним – язык занимает среднее положение, т.е остаётся без движения ([а], [ы])
    • задним – тело языка образует звук в задней части гортани ([у], [о]). Иногда гласные заднего ряда называют “темными”.

    ВАЖНО! При дефектах речи возможна передняя артикуляция [у] и [о]. Это происходит, если кончик языка приближен к фронтальным нижним зубам, а спинка языка выгнута. В результате в словах, где в соответствии с нормой произносятся твердые гласные, они смягчаются.

    Например: вместо “пол” [пол] – [п’ол], вместо “пульт” [пул’т] – [п’ул’т]. Кроме того, как случай утрированной артикуляции выступает чрезмерное высовывание языка при произнесении звука [э], пока он не коснётся нижней губы.

    Огубленность (лабиализация)

    Форму резонатора – ротовой полости – можно также менять с помощью губ: их «выпячиванием» вперёд (в виде трубочки) или округлением. Примером первого способа лабиализации является русский звук [у], второго – [о].

    СПРАВКА! Вместе с этими гласными лабиализуются согласные звуки, стоящие перед ними.

    Замечено, что огубляются только гласные заднего ряда, в то время как звуки переднего и среднего ряда остаются нелабиализованными.

    Назализация

    В русском языке используется артикуляция через ротовую полость. Однако в других языках применяется назализация – артикуляционный прием, при котором опускается мягкое нёбо (нёбная занавеска), а воздух выходит через носовую полость.

    Таким образом, нос действует как дополнительный резонатор. Примеры назализации распространены в английском и французском языках.

    Назальные гласные противопоставлены ротовым (оральным, чистым, простым), образующимся при поднятом мягком нёбе без участия полости носа.

    СПРАВКА! В русском языке назализация встречается как артикуляционный дефект – гнусавость.

    Фонация

    Фонация — это звукообразование с использованием гортани. Качество звука определяется напряжением и положением голосовых связок.

    Механизм действия можно описать следующим образом: на выходе из трахеи струя воздуха проходит через гортань и расположенные в ней голосовые связки. Дальше возможны следующие варианты развития:

    1. В случае их напряжения и сближения выдыхаемый воздух вызывает колебание. Так возникает тон, обязательный для гласных и звонких согласных звуков.
    2. Расслабленные голосовые связки и раздвинутые черпаловидные хрящи пропускают воздушную струю без колебаний. В результате тон отсутствует, что свойственно произношению глухих согласных.

    Крайние положения голосовых связок называются модальным голосом (вибрация с максимальной амплитудой) и гортанной смычкой (полное сведение).

    Обычно для артикуляции гласных голосовые необходима свободная вибрация, однако в практике мировых языков встречаются случаи:

    • скрипучего голоса (вьетнамский),
    • глухих гласных (японский).

    Положение корня языка

    На различие в звучание гласных в некоторых случаях влияет положение корня языка:

    • выдвинутое вперёд,
    • отодвинутое назад.

    СПРАВКА! Контраст между такими артикуляциями не всегда очевиден, кроме ряда языков Западной Африки (бамбара, хауса, йоруба, джерма и др.)

    Дополнительные артикуляции

    Рассмотренные типы фонаций не исчерпывают всего многообразия возможных сужений в речевом тракте.

    К примеру, в в эвенском, кетском, тофаларском и диалектах тувинского языка встречаются гласные, образующиеся в результате сужения глотки. Такие звуки называют фарингализованными. В некоторых случаях фарингализации происходит вибрация не голосовых связок, а надгортанника.

    Эризация

    Термин образован от названия буквы к («эр-») и суффикса «-изация». На практике означает добавление к слову или слогу суффикса er. Это характерно для английского и пекинского диалекта китайского языка. Эризация выполняет смыслообразующую функцию

    При артикуляции приём выражается в лёгком изгибе кончика языка назад при произношении гласных.

    «Напряжённость»

    В зависимости от того, насколько сильна артикуляция различают:

    • «напряжённые» или кардинальные гласные,
    • «ненапряжённые» гласные. Во имя их произнесения артикуляторы не достигают крайних точек положения и звуки остаются в промежутках между разными рядами и подъёмами.

    СПРАВКА! Это качество не всегда выделяется как фонетический признак, чаще всего ему приписывают фонологическую природу.

    Долгота

    Долгота – характеристика звуков, отличающихся большей или меньшей длительностью относительно друг друга. В соответствии с этим признаком различают краткие и долгие гласные. Долгие гласные обозначаются при помощи знака двоеточие — [aː], [oː], [иː]

    В современном русском языке долгота-краткость не имеет смыслообразующего значения, поэтому зачастую долгая гласная воспринимается как ударение или необычная интонация (например, возглас: “Маааам! Мне дуууует”).

    ВАЖНО! Ударный звук всегда длиннее безударного. Звук, расположенный как второй предударный, наоборот – самый короткий.

    Например, “Валентин” – содержит краткий [а] и длинный [и:]

    Кроме того, долгота характерна для двойных звуков, то есть образованных двумя одинаковыми гласными на стыках морфем (фамилии, реалии, гербарии – [и:] на конце).

    Смыслоразличительная роль долгих или коротких гласных очевидна в английском языке. Для сравнения приведены пары слов, отличных по написанию, но почти идентичных по звучанию:

    • live — leave,
    • dock — dork,
    • bins — beans,
    • ship — sheep.

    Шва (в переводе с иврита “ничего”) – это гласный звук, полученный без специальной артикуляции. При его произнесении артикуляторы не производят никаких сколько-нибудь значительных движений и звук остается нейтральным. При фонетическом разборе обозначается символом [ə].

    Шва располагается в среднем ряду среднего подъёма. По звучанию похож на нечто среднее между [а], [э] и [о].

    СПРАВКА! Как правило располагается в безударной позиции, характерен для окончаний существительных 1-го склонения: “корова” — [ка′рoвə], “собака” — [са′бaкə].

    Признаки гласности в русском языке

    Связная, членораздельная и понятная речь невообразима без использования гласных звуков. Несмотря на то, что в русском языке их всего 6, они отличаются большим разнообразием характеристик и дают представление об универсальных законах звукообразования, изучаемых фонетикой.

    1. Гласность звуков
    2. Системы гласных
    3. Образование гласных звуков
    4. Ударные и безударные гласные звуки
    5. Йотированные гласные звуки
    6. Фонетический разбор гласного звука
    7. Различительные признаки гласных
    8. Подъём
    9. Ряд
    10. Огубленность (лабиализация)
    11. Назализация
    12. Фонация
    13. Положение корня языка
    14. Дополнительные артикуляции
    15. Эризация
    16. «Напряжённость»
    17. Долгота
    18. Шва
    19. Акустика
    20. Фонология
    21. Дифтонги и трифтонги

    Гласность звуков

    Гласные представляют собой тип звуков, во время произнесения которых поток воздуха, проходя через гортань или носовую полость, не встречает препятствий. Голосовые связки колеблются воздушной струей. В этот момент они напряжены и сдвинуты.

    СПРАВКА! Иногда гласные называют «ртораскрывателями», так как для их более громкого произнесения требуется широко раскрыть рот. Это отличает их от согласных — «ртосмыкателей», ведь чтобы сделать их громче, нужно как можно теснее сблизить органы рта.

    Дифференциация гласных достигается благодаря изменению формы резонатора. Это может быть смена положения тела или корня языка, губ. В языках народов мира также возможна носовая артикуляция и фонация.

    Системы гласных

    Система гласных называется вокализмом (vokalis в переводе с латинского означает «голосовой»).

    В русском языке используются 6 гласных звуков ([а], [о], [э], [и], [ы], [у]).

    Гласные являются слогообразующими, то есть количество слогов в слове равно количеству гласных звуков в нем.

    Образование гласных звуков

    Любой звук начинается с выхода воздуха из легких, затем он направляется в гортань и выдыхается через рот или нос.

    Когда мы произносим гласные звуки, колеблются наши голосовые связки в гортани — две мягкие складки мышц. В режиме обычного дыхания этот орган находится в расслабленном состоянии. Если же связки натягиваются и сближаются, образуя между собой узкую щель, поток воздуха вызывает колебания.

    Затем образованная голосом воздушная струя свободно и беспрепятственно проходит через ротовую полость. Таким образом, гласный звук имеет тон, но в нем нет шума.

    Специфика звучания отдельно взятого гласного меняется в зависимости от положения языка и губ, то есть от артикуляции.

    СПРАВКА! Артикуляция — это движения произносительных органов при образовании звуков.

    Ударные и безударные гласные звуки

    Различают сильную и слабую позиции гласных. Они соответствуют их ударному и безударному положению.

    Чёткое произнесение ударной гласной противопоставляется редукции безударных. В слабой позиции артикуляция менее отчетлива, длительность и качество звучания сокращается.

    СПРАВКА! С этим связаны ошибки в правописании безударных гласных букв в словах. Например, в слове «улица», [и] безударная и слышится как что-то среднее между [и] и [э].

    Редукция не одинакова для разных звуков. Она также прямо пропорциональна темпу речи: чем быстрее речь, тем значительней редукция.

    Таким образом, в русском языке сильная позиция гласных звуков делает различия между ними более явными.

    Йотированные гласные звуки

    Шести гласным звукам соответствуют 10 гласных букв русского алфавита, 4 из которых образованы парой с согласным [й’] — я [й’а], е [й’э], ё [й’о], ю [й’у]. В слогах и словах эти йотированные буквы обозначают соответствующий гласный звук, идущий после мягкого согласного: лес [л’эс], мяч [м’ач’] и так далее.

    Фонетический разбор гласного звука

    Фонетический разбор предполагает составление транскрипции слов и фонетическую характеристику звука. Для записи транскрипции и фонемы используют квадратные скобки, долгие гласные обозначают при помощи двоеточия, на мягкость согласного указывает апостроф после него.

    Различительные признаки гласных

    Гласные различаются между собой благодаря нюансам звукообразования. Как правило, это связано с положением и механизмом работы резонатора — ограниченного формой и размером физического тела, воздух в котором производит резонанс.

    Самым большим резонатором выступает ротовая полость, поэтому именно эта часть речевого аппарата сильнейшим образом влияет на качество звука. Форма ротовой полости меняется в ответ на изменение положения языка по вертикали и горизонтали.

    Губы отвечают за форму отверстия, через которое проходит струя воздуха. Это также влияет на звук и называется губной артикуляцией или лабиализованностью (в переводе с латинского labri — «губы»).

    СПРАВКА! Различия гласных нужны для выполнения ими смыслоразличительной функции.

    Подъём

    Подъём определяется вертикальным положением тела языка. Он может быть:

    • верхним — спинка языка ближе всего подходит к нёбу. Такой подъём образует закрытые гласные: [и], [ы], [у].
    • Средне-верхним — язык поднимается на 2/3 ротовой полости, образуя полуоткрытые гласные: [э], [о].
    • Средне-нижним — звуки произносятся с нижним поднятием языка (на 1/3). Ему соответствуют полузакрытые гласные.
    • Нижним — язык остается неподвижным. В результате произносятся открытые гласные: [а]

    ВАЖНО! Не все языки различают все четыре подъёма. К примеру, в русской речи не встречаются полузакрытые гласные.

    Ряд гласных определяется движением тела языка по горизонтали. В зависимости от положения он может быть:

    • передним — язык находится как можно ближе к зубам ([и], [э]),
    • средним — язык занимает среднее положение, т.е остаётся без движения ([а], [ы])
    • задним — тело языка образует звук в задней части гортани ([у], [о]). Иногда гласные заднего ряда называют «темными».

    ВАЖНО! При дефектах речи возможна передняя артикуляция [у] и [о]. Это происходит, если кончик языка приближен к фронтальным нижним зубам, а спинка языка выгнута. В результате в словах, где в соответствии с нормой произносятся твердые гласные, они смягчаются.

    Например: вместо «пол» [пол] — [п’ол], вместо «пульт» [пул’т] — [п’ул’т]. Кроме того, как случай утрированной артикуляции выступает чрезмерное высовывание языка при произнесении звука [э], пока он не коснётся нижней губы.

    Огубленность (лабиализация)

    Форму резонатора — ротовой полости — можно также менять с помощью губ: их «выпячиванием» вперёд (в виде трубочки) или округлением. Примером первого способа лабиализации является русский звук [у], второго — [о].

    СПРАВКА! Вместе с этими гласными лабиализуются согласные звуки, стоящие перед ними.

    Замечено, что огубляются только гласные заднего ряда, в то время как звуки переднего и среднего ряда остаются нелабиализованными.

    Назализация

    В русском языке используется артикуляция через ротовую полость. Однако в других языках применяется назализация — артикуляционный прием, при котором опускается мягкое нёбо (нёбная занавеска), а воздух выходит через носовую полость.

    Таким образом, нос действует как дополнительный резонатор. Примеры назализации распространены в английском и французском языках.

    Назальные гласные противопоставлены ротовым (оральным, чистым, простым), образующимся при поднятом мягком нёбе без участия полости носа.

    СПРАВКА! В русском языке назализация встречается как артикуляционный дефект — гнусавость.

    Фонация

    Фонация — это звукообразование с использованием гортани. Качество звука определяется напряжением и положением голосовых связок.

    Механизм действия можно описать следующим образом: на выходе из трахеи струя воздуха проходит через гортань и расположенные в ней голосовые связки. Дальше возможны следующие варианты развития:

    1. В случае их напряжения и сближения выдыхаемый воздух вызывает колебание. Так возникает тон, обязательный для гласных и звонких согласных звуков.
    2. Расслабленные голосовые связки и раздвинутые черпаловидные хрящи пропускают воздушную струю без колебаний. В результате тон отсутствует, что свойственно произношению глухих согласных.

    Крайние положения голосовых связок называются модальным голосом (вибрация с максимальной амплитудой) и гортанной смычкой (полное сведение).

    Обычно для артикуляции гласных голосовые необходима свободная вибрация, однако в практике мировых языков встречаются случаи:

    • скрипучего голоса (вьетнамский),
    • глухих гласных (японский).

    Положение корня языка

    На различие в звучание гласных в некоторых случаях влияет положение корня языка:

    • выдвинутое вперёд,
    • отодвинутое назад.

    СПРАВКА! Контраст между такими артикуляциями не всегда очевиден, кроме ряда языков Западной Африки (бамбара, хауса, йоруба, джерма и др.)

    Дополнительные артикуляции

    Рассмотренные типы фонаций не исчерпывают всего многообразия возможных сужений в речевом тракте.

    К примеру, в в эвенском, кетском, тофаларском и диалектах тувинского языка встречаются гласные, образующиеся в результате сужения глотки. Такие звуки называют фарингализованными. В некоторых случаях фарингализации происходит вибрация не голосовых связок, а надгортанника.

    Эризация

    Термин образован от названия буквы к («эр-») и суффикса «-изация». На практике означает добавление к слову или слогу суффикса er. Это характерно для английского и пекинского диалекта китайского языка. Эризация выполняет смыслообразующую функцию

    При артикуляции приём выражается в лёгком изгибе кончика языка назад при произношении гласных.

    «Напряжённость»

    В зависимости от того, насколько сильна артикуляция различают:

    • «напряжённые» или кардинальные гласные,
    • «ненапряжённые» гласные. Во имя их произнесения артикуляторы не достигают крайних точек положения и звуки остаются в промежутках между разными рядами и подъёмами.

    СПРАВКА! Это качество не всегда выделяется как фонетический признак, чаще всего ему приписывают фонологическую природу.

    Долгота

    Долгота — характеристика звуков, отличающихся большей или меньшей длительностью относительно друг друга. В соответствии с этим признаком различают краткие и долгие гласные. Долгие гласные обозначаются при помощи знака двоеточие — [aː], [oː], [иː]

    В современном русском языке долгота-краткость не имеет смыслообразующего значения, поэтому зачастую долгая гласная воспринимается как ударение или необычная интонация (например, возглас: «Маааам! Мне дуууует»).

    ВАЖНО! Ударный звук всегда длиннее безударного. Звук, расположенный как второй предударный, наоборот — самый короткий.

    Например, «Валентин» — содержит краткий [а] и длинный [и:]

    Кроме того, долгота характерна для двойных звуков, то есть образованных двумя одинаковыми гласными на стыках морфем (фамилии, реалии, гербарии — [и:] на конце).

    Смыслоразличительная роль долгих или коротких гласных очевидна в английском языке. Для сравнения приведены пары слов, отличных по написанию, но почти идентичных по звучанию:

    • live — leave,
    • dock — dork,
    • bins — beans,
    • ship — sheep.

    Шва (в переводе с иврита «ничего») — это гласный звук, полученный без специальной артикуляции. При его произнесении артикуляторы не производят никаких сколько-нибудь значительных движений и звук остается нейтральным. При фонетическом разборе обозначается символом [ə].

    Шва располагается в среднем ряду среднего подъёма. По звучанию похож на нечто среднее между [а], [э] и [о].

    СПРАВКА! Как правило располагается в безударной позиции, характерен для окончаний существительных 1-го склонения: «корова» — [ка′рoвə], «собака» — [са′бaкə].

    Акустика

    Рассматривая акустические свойства звуков, анализируют такие характеристики колебаний, как:

    • частоту, которая определяет высоту звука;
    • амплитуду, отвечающую за его силу;
    • сочетание разных колебаний, влияющее на тембр.

    Акустическая классификация дихотомна, то есть выделяет противоположные друг другу пары. С этой точки зрения, гласные:

    1. все — вокальные, так как образованы тоном;
    2. все — неконсонантные, то есть характеризуются большей силой, чем согласные;
    3. все — непрерывные;
    4. гласные переднего ряда ([э], [и]) — высокие, а среднего и заднего ряда ([а], [о], [у] [ы]) — низкие;
    5. гласные нижнего и среднего подъёма ([а], [э], [о]) — компактные, то есть их колебания сравнительно недалеки друг от друга, верхнего ([и], [ы], [у]) — диффузные;
    6. огубленные гласные [о], [у] — бемольные, неогубленные гласные [а], [э], [и], [ы] — небемольные.

    Фонология

    Фонология (от греч. «звук» и «учение») — раздел лингвистики, посвященный изучению структуры звукового строя языка и функционирования звуков в языковой системе.

    Если принять гласный звук за фонему — единицу языка, не имеющую самостоятельного лексического и грамматического значения, — то очевидны его функции:

    • выступать ядром слога, то есть обязательным его элементом. В некоторых языках эту роль принимают на себя сонанты или шумные согласные.
    • нести ударение, то есть выделять слов в составе слова;
    • определять тон, то есть использовать высоту звука для смыслоразличения в рамках слов или морфем.

    Дифтонги и трифтонги

    В зависимости от того, меняется ли акустика звука на протяжении его артикуляции, различают:

    • монофтонги,
    • дифтонги,
    • трифтонги.

    Монофтонги цельны и не распадаются на элементы. Дифтонги и трифтонги, напротив, содержат переходы от одного звукотипа к другому (и третьему).

    СПРАВКА! В свою очередь, они бывают нисходящими (вершиной слога является первый гласный), восходящими (вершина слога — последний гласный), промежуточное положение занимает восходяще-нисходящие трифтонги.

    Гласные русского языка преимущественно монофтонги. Исключения составляют йотированные звуки, соответствующие буквам я, ё, ю, е. Однако, если они стоят в паре с согласными, то обозначают монофтонг и лишь смягчают предшествующий звук.

    Например: «пою» [пой’у] или «юла» [й’ула], где [й’y] — восходящий дифтонг; но в слове «любовь» [л’убоф’] дифтонга нет.

    Таким образом, гласные звуки представлены в мировых языках во всем своем разнообразии. Некоторые их характеристики присущи русскоязычной речи, другие — выражены только как артикуляционные дефекты.

    Как правильно пишутся слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих»

    Любое слово из «во-первых», «во-вторых», «в-третьих», а также последующих по значению («в-четвёртых», «в-пятых», и т.д.) правильно пишется через дефис. Существуют сходные по написанию (но не по смыслу!) выражения «во первых»…, пишущиеся раздельно, но к настоящему времени они практически вышли из употребления в живой речи, см. в конце. Писать слитно («вопервых»…) – совершенно неверно!

    Значение, место в речи

    Слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» являются вводными, см. далее. Обозначают точный однозначно упорядоченный (абсолютный) перечень и/или порядок следования единичных субъектов высказывания (предметов, явлений, мыслей, и др.):

    • «Так, что у нас с дачей? Во-первых, рассада – вон, растёт. Во-вторых – огород перекопать – в субботу едем на дачу, решено. В-третьих – заправка почвы. Компост наш вряд ли дозрел. Значит, завтра надо удобрений докупить. И в-последних, как у нас с бензином?»

    Примечание: в этом высказывании слова «так», «вон», «решено», «вряд ли», «значит» тоже вводные.

    Грамматика

    Грамматический состав рассматриваемых нами слов таков:

    • «Во-первых»: приставка «во-», корень «-перв-», суффикс «-ых». Постановка ударения и разделение для переноса во-пе́рвых. Приставка от корня не отрывается, см., где дефис жирный, а где обычный! Синонимы «в первую голову», «в первую очередь», «прежде всего», «первое», «перво-наперво», «первым делом», «сначала». Прямые антонимы (завершающие перечень) «в-последних» (см. выше), «и, наконец»; косвенный – «наконец». Распространённая грубая ошибка – слитное написание с переносом ударения на суффикс: «вопервы́х» – так неправильно!
    • «Во-вторых»: приставка «во-», корень «-втор-», суффикс «-ых». Постановка ударения во-вторы́х. Из строки в строку не переносится. Синонимы «второе», «затем» (если спереди уже упомянуто «во-первых»). Точных антонимов нет.
    • «В-третьих»: приставка «в-», корень «-треть-», суффикс «-их». Постановка ударения и разделение для переноса в-тре́тьих. Из строки в строку не переносится. Синонимы «третье», «потом» (если вначале уже упомянуто «во-первых»). Точных антонимов нет.

    Примечание: «далее» после «во-первых» синонимом к «во-вторых» и «в-третьих» не является, поскольку делает перечень не абсолютным.

    Что это такое?

    Вводные слова довольно-таки смутная и спорная составляющая русского языка. «Слово» здесь не слово, как таковое, а высказывание. Сравните: «Дайте же ему слово!» В качестве вводных могут употребляться слова, в ином контексте являющиеся самостоятельными частями речи («будет», «вряд ли», «да», «наконец», «нет», «пожалуй», «положим», «стоит» ниже). Вводными словами могут быть и достаточно пространные выражения, также см. ниже. Общие свойства вводных слов:

    1. Частями речи вводные слова не являются!
    2. Сами по себе специфически вводные слова ничего не значат: «ладно», «ну», «спасибо», «так вот», и др.
    3. Слово – часть речи, употреблённое как вводное, становится неизменяемым и также ничего самим собой не выражающим.
    4. Вводное слово обязательно должно сочетаться с фразой, выражающей общий смысл предложения.
    5. Отдельные вводные слова на письме всегда выделяются запятыми, поскольку не являются членами предложения (не имеют синтаксической связи с остальными составляющими его словами), все примеры ниже.
    6. Заведомо (до высказывания основной мысли) задают предложению эмоциональную окраску: «Спасибо, меня так тронуло ваше радушие!»; «Нет, это вы чересчур на радостях!»
    7. Выражают отношения (связь) между субъектами высказывания или отношение его автора к чему-либо (утвердительное (в случае «во-первых»…), предположительное (сомнительное), сравнительное (то же), согласительное (примирительное, уступительное), отрицательное (противительное), разделительное и др.): «Положим, это вы скромничаете».
    8. Вводные слова не обязательно располагаются в начале предложения, могут находиться в его середине или конце: «Не умаляйтесь, однако! Теперь, значит, очередь за нами» – если вводное слово стоит в середине фразы, оно отделяется запятыми с обеих сторон.
    9. Вводное слово, входящее в состав обособленного оборота, отделяется запятыми вместе с ним: «Да уж, погуляли знатно!»
    10. Два и более вводных слова или содержащих их оборота, стоящие друг за другом, разделяются запятыми: «Ладно, будетвам, не стоит! Долг гостеприимства, и ничего более!» Тут первая фраза – одно большое вводное слово. Поскольку вводные слова не имеют смысла без завершающего мысль высказывания, обе фразы составляют одно предложение.
    11. Чтобы акцентировать (усилить) эмоциональное значение вводных слов, последняя из отделяющих их запятых может быть заменена тире: «Ну, что ж – счастливо оставаться! И ждём вас у себя в следующие выходные!»

    Примечание: слова фразы, выражающие общий смысл предложения и поэтому имеющие между собой синтаксическую связь (изменяющиеся во взаимосвязи), называются сочинительными.

    Откуда дефис?

    Правильное написание вводных слов «во-первых», «во-вторых», «в третьих», и т.д. – через дефис. Обоснование: наличие в языке частей речи, также прямо указующих на порядок следования:

    • Порядковые числительные «первый», «второй», и т.д. Однако их употребление не делает перечень/порядок абсолютным: «в первых рядах»; «в первый после следующего год».
    • Прилагательные «предыдущий», «следующий», «последующий» вообще не предполагают точного следования и, кроме того, могут относиться к нескольким субъектам: «в последующие годы…», и т.п.

    Вводные слова, указывающие на абсолютную упорядоченность, потому и пишутся через дефис, чтобы никоим образом не спутать их с частями речи, допускающими некоторый беспорядок.

    А без дефиса?

    Пишущееся раздельно словосочетание «во первых» это поэтический архаизм. Поэтика ради звучности и ритма допускает замену предлога «в» на «во». К примеру:

    • «Во первых порах осени нагрянут холода,
    • К ленивому хозяину придет на двор беда».

    Не Пушкин и даже не Клюев, но правилам стихосложения соответствует. В старинных изданиях позабытых ныне литераторов можно наткнуться и на то же самое в прозе:

    • «Во первых годах юности слыл он отпетым баламутом, но к поступлению в университет малость остепенился».

    Однако в живом русском языке подобные словарные конструкции давно вышли из употребления, поскольку их очень легко перепутать с вводными словами, наделёнными совершенно иными свойствами.

    В заключение

    Напоследок дадим ещё одно правило употребления вводных слов, обозначающих полную упорядоченность – если сложносочинённое предложение с «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и т.д. представляет собой перечень высказываний касательно одного субъекта, то его (перечня) члены отделяются друг от друга точками с запятыми:

    • «Во-первых, мы уяснили себе, что значат предметы нашего внимания; во-вторых, определили их грамматически; и в-третьих – разобрались, отчего они пишутся именно так, а не иначе».

    Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

    Во-первых, во-вторых, в-третьих — как писать и где ставить запятые? Правила русского языка для перечислений

    В русском языке есть множество сложных правил с кучей исключений. Но есть, к счастью, и такие логичные и интуитивно понятные, в которых достаточно разобраться один раз, с тем, чтобы больше уже не ошибаться при применении. Исключений у таких правил или нет, или их очень мало и они тоже простые и понятные.

    Сегодня разберемся в правописании слов “во-первых, во-вторых, в-третьих” и т.д. И это именно тот случай, когда все просто.

    Как правильно писать слова “во-первых”, “во-вторых”, “в-третьих” и далее

    С перечислениями нам приходится встречаться довольно часто в любых видах устной и письменной речи. Они используются для того, чтобы сделать высказывание более четким, логичным, структурированным. Для оформления перечисления как раз и используются наречия, образованные от порядковых числительных: первый, второй, третий, четвертый.

    Образуются они так: перед корнем ставится предлог “в” или “во”, после него дефис, после корня суффикс -ых. Предлог “во” используется всего в двух случаях:

    • первый – во-первых (от корня “перв” порядкового числительного первый);
    • второй – во-вторых (аналогично).

    В остальных случаях используется предлог “в”: третий – в-третьих, четвертый – в-четвертых, пятый – в-пятых, шестой – в-шестых и так до бесконечности.

    Как вы заметили, после присоединенного предлога, ставшего частью наречия, ВСЕГДА пишется дефис. И это правило не знает исключений.

    Примеры: Когда мама пришла с работы, Вовка с гордостью перечислил ей все свои нехитрые занятия. Во-первых, сложил самолетик из бумаги. Во-вторых , играл с котом Барсиком. В-третьих , мыл с бабушкой посуду. В-четвертых , рисовал танк.

    Получается, написание слов “во-первых, во-вторых, в-третьих” действительно простое. Достаточно знать, что они всегда пишутся через дефис и никогда не пишутся слитно. Откуда же тогда берутся ошибки в их орфографии? Может, есть все-таки какая-то хитрость?

    Причины ошибочного написания перечислений

    Есть случаи, когда рассматриваемые нами наречия можно по внешним признакам перепутать со словосочетаниями с порядковыми числительными.

    Примеры: Во вторых классах заболеваемость превысила эпидемический порог. Свою фамилию он нашел только в третьих списках, вывешенных уже вечером.

    Сразу оговоримся, таких случаев немного, и определить, что перед нами не наречие, а порядковое числительное очень просто:

    -Перед нами словосочетание, а не отдельное слово (наречия перечисления используются сами по себе и ни в какие словосочетания не входят).

    • во вторыхклассах
    • во-вторых, я хочу гулять .

    -Такие словосочетания можно склонять, а наречие, как известно, неизменяемая часть речи.

    • во вторых классах – со вторыми классами – ко вторым классам и т.д.
    • Во-вторых же всегда будет во-вторых , и никак иначе.

    – Различить можно и по роли в предложении: во-первых, во-вторых, в-третьих – вводные слова и членами предложения не являются, а порядковые числительные в предложении являются определениями и отвечают на вопрос “какой?”.

    • Во-вторых, не забудь купить хлеба (во-вторых – вводное слово, не является членом предложения, обособляется запятой, к нему нельзя задать вопрос).
    • Во вторыхклассах шел новогодний утренник (во вторых (в каких?) классах, в предложении является определением).

    Знаки препинания со словами “во-первых”, “во-вторых”, “в-третьих”, “в-четвертых” и т.п.

    Мы уже упомянули, что рассматриваемые нами наречия являются вводными словами, а значит, выделяются запятыми в большинстве случаев. Исключения есть, но их немного и разобраться в них несложно.

    Вводные слова “во-первых, во-вторых, в-третьих” в зависимости от положения в предложении выделяются запятыми:

    1. После вводного слова в начале предложения. Например: Во-первых, скажи, где ты был.Во-вторых, с кем.
    2. С обеих сторон внутри предложения. Например: Это,во-первых, невежливо,во-вторых, грубо.
    3. Перед вводным словом в конце предложения. Например: Я помыл посуду,во-первых. Погулял с собакой,во-вторых.

    Вводные слова “во-первых, во-вторых, в-третьих” могут входить в состав других обособленных оборотов, к примеру, деепричастных. Тогда они могут как выделяться запятыми, так и не выделяться.

    1. Если эти вводные слова стоят в начале обособленного оборота, запятая не ставится. Например: Он ушел из дома,во-первыхникого не предупредив,во-вторыхзабыв надеть шапку.
    2. В середине или в конце обособленного оборота запятая ставится. Например: Он ушел из дома, никого,во-первых, не предупредив, забыв надеть шапку,во-вторых.

    Есть особенности и при написании вводных слов “во-первых, во-вторых, в-третьих” после союзов “и”, “но”, “а”, “да”.

    – Вводное слово отделяется от союза запятой, если его можно переставить или опустить без потери смысла.

    Он согласился погулять с ней, но, во-первых , с большой неохотой, и, во-вторых , все время прогулки угрюмо молчал.

    Сравните: Он согласился погулять с ней, но с большой неохотой, и все время прогулки угрюмо молчал.

    – Вводное слово не отделяется от союза запятой, если его нельзя переставить или опустить без потери смысла.

    Например: Во-первых , надо помыть посуду, а во-вторых , пропылесосить ковер.

    Итак, мы разобрались, как правильно писать вводные слова “во-первых, во-вторых, в-третьих”. Выяснили, что они всегда пишутся через дефис и никогда слитно, не являются членами предложения и выделяются запятыми в большинстве случаев.

    Ссылка на основную публикацию