Фонетический разбор

Фонетический разбор слова

Фонетикой называют раздел языкознания, который изучает звуковую систему языка и звуки речи в целом. Фонетика — это наука о сочетании звуков в речи.

Фонетический разбор, или звуко-буквенный, — это анализ строения слогов и звуковой системы слова. Такой анализ предлагается выполнять как упражнение в учебных целях.

Под анализом понимается:

  • подсчитывание количества букв;
  • определение числа звуков в слове;
  • постановка ударения;
  • распределение звуков на согласные и гласные;
  • классификация каждого звука;
  • составление транскрипции (графической формы слова).

При разборе важно различать понятия «буква» и «звук». Ведь первые соответствуют орфографическим правилам, а вторые — речевым (то есть звуки анализируются с точки зрения произношения).

Прежде чем приступить к звуко-буквенному разбору, следует запомнить

В русском языке десять гласных звуков:

[А][О][У][Ы][Э][ЙА]
буква «Я»
[ЙО]
буква «Ё»
[ЙУ]
буква «Ю»
[И][ЙЭ]
буква «Е»

Первые пять обозначают, что предшествующий согласный является твердым, а вторые — мягким.

И двадцать один согласный звук:

звонкие непарные звуки[Й’][Л][М][Н][Р]
глухие непарные[Х][Ц][Ч’][Щ’]
звонкие парные[Б][В][Г][Д][Ж][З]
глухие парные[П][Ф][К][Т][Ш][С]

Звонкими называют согласные, которые образуются с участием звука, а глухие — с помощью шума. Парными называют те согласные, которые образуют пару глухой/звонкий. Например, [Б]/[П], [В]/[Ф], [Г]/[К]. Непарными — те, которые не образуют пары: [Л], [М], [Р].

При фонетическом анализе слова стоит помнить, что согласные [Ч’], [Щ’], [Й’] — всегда мягкие, вне зависимости от того, какой гласный образует с ними слог. Согласные [Ж], [Ш] и [Ц] — всегда твердые.

[Й’], [Л], [Л’], [М], [М’], [Н], [Н’], [Р], [Р’] — сонорные звуки. А значит, при произношении этих согласных звук образуется преимущественно голосом, но не шумом. Все сонорные — звонкие звуки.

В русском алфавите есть также буквы Ь, Ъ. Они не образуют звука. Ь (мягкий знак) служит для того, чтобы смягчать согласные, после которых он ставится. Ъ (твердый знак) имеет разделительную функцию.

Правила разбора на звуки

  1. Транскрипция записывается в квадратных скобках: [ ].
  2. Мягкость звука обозначается символом «’».
  3. Перед глухими звонкие согласные оглушаются: ногти — [нокт’и].
  4. Звуки [с], [з] в приставках слов смягчаются: разъединить — [раз’й’эд’ин’ит’].
  5. Некоторые согласные в словах не читаются: костный — [косный’].
  6. Сочетание букв «сч», «зч» читаются как «щ»: счастье — [щ’аст’й’э].
  7. Удвоенный согласный обозначается «:»: постепенный — [паст’ип’эн:ый’].

Образец звуко-буквенного разбора слова

  1. Записать слово по правилам орфографии.
  2. Разделить слово по слогам.
  3. Обозначить ударный слог.
  4. Произнести слово вслух и на основании этого выполнить транскрипцию.
  5. Описать гласные звуки по порядку, обозначить, какие из них являются ударными, а какие — безударными. Описать согласные. Охарактеризовать их: парные/непарные, звонкие/глухие, твердые/мягкие.
  6. Подсчитать количество звуков и букв в слове.

Примеры фонетического разбора

Для примера ниже подобраны слова с наиболее интересными вариантами фонетического разбора: шестнадцатью, яростного, съестного, шестнадцатого, ерошиться, ёжиться, ёжится, ёршится, разъезжаться, съезжаться, для выполнения фонетического разбора других слов воспользуйтесь формой поиска:

Звуко-буквенный (фонетический) разбор слова

Звуко-буквенный раз­бор сло­ва — это харак­те­ри­сти­ка зву­ко­во­го и бук­вен­но­го соста­ва сло­ва. Чтобы его выпол­нить, пишет­ся тран­скрип­ция — точ­ная запись зву­ко­во­го соста­ва слова.

Звуко-буквенный раз­бор сло­ва необ­хо­дим для осо­знан­но­го овла­де­ния рус­ским язы­ком, гра­мот­но­го напи­са­ния слов, осо­бен­но в тех слу­ча­ях, когда в сло­вах есть без­удар­ные глас­ные, непро­из­но­си­мые соглас­ные, бук­вы, обо­зна­ча­ю­щие два зву­ка, бук­вы, не обо­зна­ча­ю­щие зву­ков и пр.

Фонетический раз­бор выпол­ня­ет­ся в несколь­ко эта­пов. Звуко-буквенный раз­бор пред­по­ла­га­ет деле­ние сло­ва на сло­ги в соот­вет­ствии с коли­че­ством глас­ных зву­ков, поста­нов­ку уда­ре­ния, запись зву­ча­ния сло­ва. Затем про­во­дит­ся фоне­ти­че­ский ана­лиз каж­до­го зву­ка. Фонетический раз­бор завер­ша­ет­ся под­сче­том коли­че­ства букв и звуков.

Буквы и звуки

Чтобы пра­виль­но выпол­нить звуко-буквенный раз­бор сло­ва, научим­ся раз­ли­чать, что на бума­ге мы видим бук­вы, а когда про­из­но­сим сло­во, то слы­шим зву­ки. Буквы — это гра­фи­че­ские зна­ки, с помо­щью кото­рых мож­но обо­зна­чить зву­ки речи.

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют глас­ные и соглас­ные звуки.

Гласные буквы и звуки

Гласные зву­ки обра­зу­ют­ся при сво­бод­ном про­хож­де­нии воз­ду­ха изо рта. Они состо­ят толь­ко из голо­са. В рус­ском язы­ке имеются

Гласные зву­ки [а], [о], [у], [э], [ы] зву­чат после твер­дых соглас­ных зву­ков, а бук­вы «и», «е», «ё», «ю», «я» и «ь» обо­зна­ча­ют, что преды­ду­щий соглас­ный звук явля­ет­ся мяг­ким. Эта фоне­ти­че­ская мяг­кость обо­зна­ча­ет­ся спе­ци­аль­ным знач­ком — апо­стро­фом:

  • лён [л’ о н]
  • редис [р’ и д’ и с]
  • соль [с о л’]

Для выпол­не­ния звуко-буквенного раз­бо­ра сле­ду­ет поста­вить в сло­ве ударение.

Под уда­ре­ни­ем глас­ные зву­ки зву­чат отчет­ли­во, а без уда­ре­ния они искажаются:

до́мик [д о м’ и к], окно́ [а к н о]

  • после соглас­ных бук­вы «е», «я» без уда­ре­ния соот­вет­ству­ет зву­ку [и]

cте­на́ [с т’ и н а] , ряби́на [р’ и б’ и н а]

Каждый глас­ный звук в оди­ноч­ку или в соче­та­нии с одним или с несколь­ки­ми соглас­ны­ми соглас­ны­ми обра­зу­ет фоне­ти­че­ский слог:

  • бо-ло-то
  • кра-со-та
  • у-ди-ви-тель-ный
  • ли-ни-я

Согласные буквы и звуки

В рус­ской речи зву­чат 36 соглас­ных зву­ков. При их про­из­но­ше­нии выды­ха­е­мый воз­дух трет­ся об губы, язык и щеки, в резуль­та­те чего воз­ни­ка­ет шум.

Всегда звон­кие соглас­ные [л], [м], [н], [р] про­из­но­сят­ся с уча­сти­ем голо­са и мини­маль­ным шумом.

Если соглас­ные зву­ки про­из­но­сят­ся с бо́льшей долей голо­са и шума, то обра­зу­ют­ся звон­кие согласные:

Каждому звон­ко­му соглас­но­му соот­вет­ству­ет пар­ный глу­хой соглас­ный, кото­рый про­из­но­сит­ся с боль­шей долей шума, чем голоса:

  • [б] — [п];
  • [в] — [ф];
  • [г] — [ к];
  • [д] — [т];
  • [ж] — [ш];
  • [з] — [с].

Буквы «х», «ц», «ч», «щ» обо­зна­ча­ют глу­хие соглас­ные [х], [ц], [ч’], [щ’], у кото­рых нет пар­ных звон­ких согласных.

Согласные зву­ки быва­ют твер­дые и мягкие:

Выполняя звуко-буквенный ана­лиз, учи­ты­ва­ем, что бук­вы «й», «ч» и «щ» обо­зна­ча­ют все­гда мяг­кие зву­ки [й’], [ч’], [щ’],

Как научиться делать звуко-буквенный разбор

Для того, что­бы научить­ся делать звуко-буквенный раз­бор сло­ва, важ­но пони­мать, что часто орфо­гра­фи­че­ская запись сло­ва и его зву­ча­ние не сов­па­да­ют. В сло­ве может быть:

  • оди­на­ко­вое коли­че­ство звуков;
  • зву­ков боль­ше, чем букв;
  • букв боль­ше, чем звуков.

Примеры

  • не́бо [н’ э б а] — 4 бук­вы, 4 звука
  • ярлы́к [й ‘а р л ы к] — 5 букв, 6 звуков
  • купа́ть [к у п а т’] — 6 букв, 5 звуков

При запи­си зву­ко­во­го соста­ва сло­ва сле­ду­ет учи­ты­вать, что бук­вы «е», «ё», «ю», «я» могут обо­зна­чать два зву­ка в сле­ду­ю­щих пози­ци­ях в слове:

1. в нача­ле слова:

  • е́ дкий [ й’ э т к’и й’]
  • ё мкий [ й’ о м к’ и й’]
  • ю́ ный [ й’ у н ы й’]
  • я́ сли [ й’ а с’ л’ и]

2. после дру­гих глас­ных звуков:

  • по е зди́ть [п а й’ э з’ д’ и т’]
  • по ё м [п а й’ о м]
  • ка ю́ та [к а й’ у т а]
  • ма я́ к [м а й’ а к]

3. после раз­де­ли­тель­ных «ь» и «ъ»:

  • жюль е́ н [ж у л’ й’ э’ н]
  • въ е́ хать [в й ‘э х а т’]
  • курь ё з [к у р’ й’ о с]
  • отъ ё м [а т й’ о м]
  • рь я́ ный [р’ й’ а н ы й’]
  • изъ я́ н [и з’ й’ а н]
  • вь ю́ нок [в’ й’ у н о к]
  • предъ ю биле́йный [п р’ и д й’ у б’ и л’ э й’ н ы й’]

Как видим, в таких сло­вах все­гда боль­ше зву­ков, чем букв.

После соглас­ных зву­ков бук­вы «е», «ё», «ю», «я» обо­зна­ча­ют их мягкость:

  • с е л [с’ э л]
  • н ё с [н’ о с]
  • л ю к [л’ у к]
  • п я ть [п’ а т’]

Записывая зву­ча­ние сло­ва, сле­ду­ет учи­ты­вать, что в рус­ском язы­ке про­ис­хо­дит фоне­ти­че­ский про­цесс оглу­ше­ния звон­ких соглас­ных, нахо­дя­щих­ся перед глу­хим соглас­ным и в кон­це сло­ва, и, наобо­рот, озвон­че­ния глу­хих соглас­ных перед звон­ким соглас­ным, кро­ме «л», «м», «н», «р», «в», «й»

  • ло́жка [ло ш к а], ви́тязь [в’ и т’a с’ ], о́тблеск [о д б л’ и с к];
  • сма́зка [с м а с к а], дробь [д р о п’ ], сдви́нуть [ з д в’ и н у т’];
  • все [ ф с’ э], пруд [п р у т ], вокза́л [в а г з а л].

В сло­вах с бук­во­со­че­та­ни­ем «зж» слы­шит­ся длин­ный мяг­кий звук [ж’]:

  • брю зж а́ть [б р’ у ж’ а т’]
  • мо зж ечо́к [м а ж’ и ч’ о к]

В кон­це гла­го­лов бук­во­со­че­та­ния -тся и -ться зву­чат как [ца]:

  • бои́тся [б а и ц а];
  • стели́ться [с’ т’ и л и ц а].

В сло­вах, в кото­рых есть «ь», кото­рый обо­зна­ча­ет мяг­кость преды­ду­ще­го соглас­но­го зву­ка или явля­ет­ся мор­фо­ло­ги­че­ским зна­ком, ука­зы­ва­ю­щим на при­над­леж­ность сло­ва к жен­ско­му роду, букв насчи­ты­ва­ем боль­ше, а зву­ков меньше:

  • знать [з н а т’] — 5 букв, 4 звука;
  • речь [р ‘э ч’] — 4 бук­вы, 3 звука.

Мягкие соглас­ные зву­ки могут смяг­чать преды­ду­щий соглас­ный звук.

Послушаем, как зву­чат слова:

  • све́чка [ с’ в’ э ч’ к а]
  • гво́зди [г во з’ д’ и]
  • жизнь [ж ы з’ н’]
  • зо́нтик [з о н’ т’ и к]

Образец фонетического разбора

Источник изоб­ра­же­ния: fedsp.com

Пример звуко-буквенного разбора

Чтобы выпол­нить звуко-буквенный раз­бор, запи­шем сло­во и поста­вим в нем уда­ре­ние. Разделим его на фоне­ти­че­ские сло­ги. Учитывая все фоне­ти­че­ские изме­не­ния в сло­ве, запи­шем по вер­ти­ка­ли бук­вы и соот­вет­ству­ю­щие им зву­ки сло­ва в квад­рат­ных скоб­ках. Дадим фоне­ти­че­скую харак­те­ри­сти­ку каж­до­му звуку.

Например, выпол­ним фоне­ти­че­ский раз­бор сло­ва «ёлоч­ный»:

ёлоч­ный [й’ о л а ч’ н ы й’]

ё-ло-чный — 3 сло­га. Первый слог ударный.

  • бук­ва «ё» — [й’] — соглас­ный, звон­кий непар­ный, мяг­кий непарный;
  • [о] — глас­ный ударный;
  • бук­ва «л» — [л] — соглас­ный звон­кий непар­ный, твер­дый парный;
  • бук­ва «о» — [а] — глас­ный безударный;
  • бук­ва «ч» — [ч’] — соглас­ный, глу­хой непар­ный, мяг­кий непарный;
  • бук­ва «н»- [н] — соглас­ный звон­кий непар­ный, твер­дый парный;
  • бук­ва «ы» — [ы] — глас­ный безударный;
  • бук­ва «й» — [й’] — соглас­ный, звон­кий непар­ный, мяг­кий непарный.

В сло­ве «ёлоч­ный» 7 букв, 8 звуков.

Видеоурок «Фонетический разбор слов»

Для закреп­ле­ния мате­ри­а­ла посмот­ри­те видео по теме урока.

Фонетический разбор слов

Фонетика – это раздел науки, который изучает звуки речи. Сама по себе эта единица языка не имеет смыслового значения, но обусловливает существование других. Знания необходимы для грамотной речи, правильного произношения. Разбор слов на составляющие элементы заключается в определении количества букв, гласных и согласных звуков, ударения. В проведении анализа используется транскрипция – это особый вид записи речи, который используется для фиксации на письме особенностей её звучания.

Изучение правил фонетического разбора является неотъемлемой частью образовательного процесса. С помощью наглядного графического изображения младшие школьники легче усваивают правила произношения, звучание согласных и гласных звуков в зависимости от их месторасположения.

Звуко-буквенный разбор слов помогает быстрее научиться писать и читать, выучить алфавит, а также способствует развитию аналитического и логического мышления, повышению уровня концентрации внимания. Фонетика тесно связана и с другими разделами русского языка – орфоэпией, орфографией, лексикой. Таким образом, изучая звуки в русском языке, ребёнок одновременно знакомится и с правилами правописания, значениями слов, грамотной постановкой ударения.

План фонетического разбора

Правила, которые необходимо знать для проведения фонетического разбора, не очень много, к тому же, они все просты для понимания и практически не имеют исключений. Таким образом:

  • ударные гласные всегда звучат чётко и без изменений;
  • безударные гласные могут звучать несколько иначе ([о]-[а], [е]-[и], [э]-[и]);
  • глаголы в третьем лице и множественном числе, в настоящем времени, меняют при произношении окончание с –ться на звук [ц];
  • «с» перед «ч» превращается в [щ];
  • буквосочетания «дс» и «тц» произносятся как [ц], «дч» и «тч» – как [ч’];
  • если звонкий согласный стоит перед глухим или в конце слова, он меняет свойство на противоположное, тот же эффект наблюдается при противоположных условиях.

Фонетический разбор может осуществляться как письменно, так и устно. В тетради детей приучают прибегать к использованию разноцветных карандашей, чтобы выделять согласные и гласные буквы, мягкость и ударение. План фонетического разбора включает обязательную характеристику каждого отдельного звука.

Помощь с домашней работой

На образовательном портале любой учащийся может воспользоваться примером подробного анализа любого слова, независимо от принадлежности к определённой части речи. Достаточно заполнить поле поиска и дождаться результатов. Фонетический разбор осуществляется с помощью автоматизированной программы, которая помогает школьнику определить свойства звуков. Рекомендуется обращать пристальное внимание на словоформу: используемое число и ударный слог. Одно и то же слово может иметь разное значение.

Сайт помогает детям и родителям без труда справиться с домашнем заданием и запомнить основные правила разбора. Практика показывает, что учащиеся неохотно занимаются фонетическим анализом слов, однако с помощью специальной программы процесс приобретает качественно иное значение. Внимательно разобрав несколько примеров, ученик может потренироваться самостоятельно, а потом проверить себя, исправить ошибки и дополнить ответ. Вызов к доске на уроке перестанет вызывать дискомфорт и негативные эмоции, а домашняя работа станет интересной, простой и быстрой. Интернет-ресурс пользуется популярностью даже среди лингвистов. Богатство русского языка можно изучать всю жизнь, с каждым разом открывая для себя новые знания.

Знание базовых фонетических правил и принципов делает речь выразительной, гармоничной. Допускаемые при произношении ошибки, напротив, затрудняют понимание и восприятие смысла слов. Звуко-буквенный разбор способствует развитию фонетического слуха у детей. По мнению специалистов, школьники, которые испытывают трудности в организации грамотной речи, сталкиваются с проблемами и на письме. Систематический анализ состава слов, в свою очередь, нейтрализует имеющиеся дефекты. Транскрипция или графическое передача звуков помогает анализировать состав речевой единицы.

Звуко-буквенный разбор: план, примеры

Содержание:

Фонетический разбор – это характеристика звукового состава и строения слова. Такой анализ позволяет видеть орфограмму, правила сочетаний звуков, орфоэпические нормы языка.

Как сделать звуко-буквенный разбор?

Перед фонетическим разбором необходимо вспомнить, что:

  • все звуки и буквы делятся на гласные и согласные;
  • существуют сильная и слабая позиции;
  • есть йотированные гласные, обозначающие два звука;
  • согласные разделяются по мягкости и твердости, глухости и звонкости;
  • буквы Ь и Ъ не имеют звуков.

Порядок фонетического разбора:

  1. записать данное для разбора слово;
  2. разделить его на слоги, т.е. произнести части слова на одном выдохе;
  3. поставить ударение;
  4. составить транскрипцию в квадратных скобках, для чего несколько раз нужно произнести слово вслух и записать его так, как оно слышится;
  5. сравнить слово, написанное по правилам орфографии и в транскрипции, посчитать количество букв и звуков;
  6. выписать каждую букву отдельно столбиком;
  7. рядом с ней указать звук, который она обозначает;
  8. дать характеристику звука: гласныйсогласный, глухойзвонкий, парныйнепарный, твердыймягкий, для Л, М, Н, Р, Й добавить, что они сонорные.

Пример устного фонетического разбора

Выполним фонетический разбор слова эксплуатация.

Слово состоит из шести слогов: экс-плу-а-та-ци-я, потому что в нем шесть гласных – Э, У, А, А, И, Я. Ударение падает на четвертый слог. Медленно проговорим слово по слогам. В слове 12 букв, 13 звуков. Количество букв и звуков не совпадает, т.к. Я обозначает два звука, потому что стоит после гласного. Охарактеризуем звуки по порядку их следования.

  • Буква Э обозначает звук [э], гласный, безударный.
  • Буква К (ка) обозначает звук [к], согласный, глухой, парный, твердый, парный.
  • Буква С (эс) обозначает звук [с], согласный, глухой, парный, твердый, парный.
  • Буква П (пэ) обозначает звук [п], согласный, глухой, парный, твердый, парный.
  • Буква Л (эл) обозначает звук [л], согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный.
  • Буква У обозначает звук [у], гласный безударный.
  • Буква А обозначает звук [а], гласный, безударный.
  • Буква Т (тэ) обозначает звук [т], согласный, глухой, парный, твердый, парный.
  • Буква А обозначает звук [а], гласный, ударный.
  • Буква Ц (цэ) обозначает звук [ц], согласный, глухой, непарный, твердый, непарный.
  • Буква И обозначает звук [ы], гласный, безударный.
  • Буква Я обозначает два звука: [й`], согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный; звук [а], гласный, безударный.

Примеры письменного фонетического разбора

Эксплуатация – экс-плу-а-та’-ци-я [эксплуатацый`а], 6 слогов

э – [э] – гласный, безударный;

к – [к] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

с – [с] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

п – [п] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

л – [л] – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный;

у – [у] – гласный, безударный;

а – [а] – гласный, безударный;

т – [т] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

а – [а] – гласный, ударный;

ц – [ц] – согласный, глухой, непарный, твердый, непарный;

и – [ы] – гласный, безударный;

я – [й`] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный, сонорный;

[а] – гласный, безударный.

12 букв, 13 звуков

Яблочный – яб’-лоч-ный [й`аблач`ный`], 3 слога

я – [й`] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный, сонорный;

[а] – гласный, ударный;

б – [б] – согласный, звонкий, парный, твердый, парный;

л – [л] – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный;

о – [а] – гласный, безударный;

ч – [ч`] – согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный;

н – [н] – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный;

ы – [ы] – гласный, безударный;

й – [й`] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный, сонорный.

8 букв, 9 звуков

Абстракционизм – аб-страк-ци-о-низм’ [апстракциыан`изм], 5 слогов

а – [а] – гласный, безударный;

б – [п] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

с – [с] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

т – [т] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

р – [р] – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный;

а – [а] – гласный, безударный;

к – [к] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

ц – [ц] – согласный, глухой, непарный, твердый, непарный;

и – [ы] – гласный, безударный;

о – [а] – гласный, безударный;

н – [н`] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, парный, сонорный;

и – [и] – гласный, ударный;

з – [з] – согласный, звонкий, парный, твердый, парный;

м – [м] – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный

Фонетический разбор слов от А до Я!

В данной статье мы научимся делать фонетический разбор слов. Узнаем все существующие буквы и звуки, изучим основные правила фонетического или звуко-буквенного разбора слов.
Для начала рекомендуется посмотреть видео по теме ФОНЕТИКА, в нем освещаются базовые правила и формируется представление о фонетическом разборе слов.

Вводное видео о фонетическом разборе


После просмотра видео обязательно закрепите всё внимательным прочтением статьи!
Итак, всё с самого начала и по порядку!
В русском алфавите, как вы знаете, 33 буквы, а вот звуков, которые могут давать эти буквы в словах при произношении больше, а именно 42 звука.
При фонетическом разборе звуки для обозначения принято заключать в квадратные скобки []. Звучание записанное на письме в фонетике еще называют транскрипцией.
То есть, буква а, звук [а].
Еще можно обозначить, что транскрипция буквы а — [а].

При этом в алфавите 10 гласных букв. Это буквы: А, О, У, Ы, Э, И, Я, Ё, Ю, Е.
Но гласных звуков, как ни странно меньше.
Всего 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [Э] и [И].

Почему так? Все потому, что гласные буквы Я, Ё, Ю, и Е не дают отдельных гласных звуков.
Когда Я, Ё, Ю, и Е идут после согласных, то чаще всего дают звуки [А], [О], [У] и [Э].
Когда Я, Ё, Ю, и Е идут в начале слов, после гласных, мягкого или твердого знака, то они, как правило, дают сочетания звуков, которые записываются, как [Й’][А], [Й’][О], [Й’][У] и [Й’][Э], соответственно.

В алфавите еще 2 интересных буквы: Ь и Ъ. Мягкий и твердый знак не дают самостоятельных звуков, но для чего они тогда нужны, и где еще 36 звуков.
В алфавите осталась еще 21-на согласная буква:
Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.
Вот они-то, в сочетании с гласными буквами и мягким знаком и дают оставшиеся 36 звуков — это [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

То есть, к примеру, буква Б в словах может давать твердый звук, записывается, как [б]. К примеру, в слове “бочка”.
Также Б может давать мягкий звук, который записывается почти также, но с маленькой кавычкой(апострофом) – [б’]. К примеру, мягкий звук [б’] в словах: берег, обязан, особь.
Мягкий знак, кстати, в последнем слове вместе с буквой Б и дал необходимый мягкий звук. Собственно для этого он и используется. Твердый знак в свою очередь используется для разделения звуков в слове, к примеру, в словах подъезд, съел, разъединить.

Правила фонетического разбора.

Со всеми буквами и звуками разобрались. Давайте перейдем к непосредственно правилам фонетического разбора.
Как мы поняли, по определению звуки могут быть гласными и согласными.

Фонетический разбор гласных

В зависимости от ударения в слове гласные звуки могут быть ударными и безударными.
Как Вы уже поняли, звуков [я], [ё], [ю], [е] НЕ существует.
Буквы Я, Ё, Ю, и Е после согласных дают звуки [А], [О], [У] и [Э], соответственно.
Когда Я, Ё, Ю, и Е после гласных, мягкого, твердого знака или в начале слова, то дают звуки [Й’][А], [Й’][О], [Й’][У] и [Й’][Э].
Для Я и Е есть исключение, когда они безударные, тогда дают звук [И] после всех согласных, кроме Ж, Ш и Ц. К примеру, ряби́на [р’иб’ина], степно́й [ст❜ипной❜].
После Ж, Ш и Ц безударные Е и Я дают вместо [И] звук [Ы]. К примеру, в слове за́йцев [зай’цыф].
В других случаях безударные Я и Е дают [Й’][И]. К примеру, в слове язы́к [й’изык].

Все остальные гласные буквы А, О, У, Ы, Э и И дают соответствующие звуки [А], [О], [У], [Ы], [Э] и [И], за исключением случая, когда буква О без ударения, тогда она дает звук [А], к примеру в слове окно [акно].

Как запомнить фонетику гласных звуков?
С гласными всё довольно просто. Необходимо запомнить 4 буквы не дающие самостоятельных звуков Я, Ё, Ю, и Е. Они дают соответствующие звуки [А], [О], [У] и [Э] после согласных, смягчая их. В других ситуациях при фонетическом разборе Я, Ё, Ю, и Е перед [А], [О], [У] и [Э] добавляется [Й’].
Исключение, когда Я и Е без ударения, то дают [И] после согласных, иногда [Ы](после Ж, Ш и Ц), и [Й’][И] в остальных случаях.
Оставшиеся 6 гласных букв А, О, У, Ы, Э и И дают такие же звуки [А], [О], [У], [Ы], [Э] и [И], за исключением безударной О, которое дает звук [А].

Фонетический разбор согласных

Согласные в свою очередь делятся на звонкие и глухие/парные и непарные.
Звонкие и глухие парные звуки это соответственно:
[б]-[п]
[в]-[ф]
[г]-[к]
[д]-[т]
[ж]-[ш]
[з]-[с]
и их мягкие «аналоги» [б’]-[п’],[в’]-[ф’] и т.д.

Звонкие непарные звуки(они же сонорные): [Й’], твердые [Л],[М],[Н] [Р] и мягкие [Л’],[М’],[Н’] [Р’].
Глухие непарные: [Х],[Х’],[Ц],[Ч’] и [Щ’].

Согласные также в словах могут быть твердыми или мягкими.
По общему правилу фонетики перед буквами А, О, У, Ы, Э и Ъ согласные буквы дают твердые звуки, кроме букв Ч, Щ и Й они дают всегда мягкие звуки, вне зависимости от того, какая буква за ними следует.
Перед И, Я, Ё, Ю, Е и Ь согласные буквы дают мягкие звуки, кроме Ж, Ш и Ц, они дают всегда твердые звуки.
Помним также, что Я, Ё, Ю, Е после согласных дают звуки [а],[о],[у],[э] без [Й’].
В отдельных словах Е может слышится, как [Э], без смягчения предшествующей согласной и без добавления [Й’], когда предыдущая буква не согласная. К примеру слово тест слышится, как [тэст], кафе [кафэ], проект [проэкт].

Также по фонетического разбору согласных важно знать:
1. Звонкая согласная буква может давать глухой звук, и наоборот глухая может давать звонкий. Если в слове буква, дающая парный звонкий звук, последняя или за ней следует буква, дающая глухой звук, то звонкий звук “приглушается”, то есть вместо звонкого в транскрипции записывается его глухая пара.
К примеру, слово когти, дает в транскрипции [кокт’и], ров в транскрипции [роф].
И наоборот. Глухие согласные буквы перед звонкими звуками (кроме [в]) “озвончаются”, то есть дают звонкие звуки. То есть вместо [С] слышится [З], вместо Т — Д, на месте К — Г и так далее.
К примеру, в фонетическом разборе слова сделать транскрипция (звучание слова) [з’д’э́лат’]
2. Сочетания согласных букв могут давать другие звуки. СЧ, ЗЧ произносятся как [Щ]. Сочетание ТЬС, ТС, ДС дают [Ц]. ЧН и ЧТ в некоторых словах могут давать звуки [ШН] и [ШТ].
К примеру, в слове счётный транскрипция [щ’отный’], учи́ться [уч’и́ца], подска́зка [пацка́ска], конечно [кан’э́шна], что [што].
3. Отдельные согласные в словах могут НЕ давать звуков в ряде случаев.
3.1 Когда в слове друг за другом идут буквы СТН и СТЛ, согласный [Т], как правило, не произносится. К примеру, постный транскрипция [посный], страстный [страсный’] , счастливый [щ’асл’ивый’].
3.2. Когда одинаковые согласные идут друг за другом. К примеру, в слове класс, транскрипция [клас]. Или к примеру, в слове коленный транскрипция [кол’эн:ый’]. НН в данном случаев в транскрипции помечается двоеточием, что означает, что звук продленный, то есть немного тянется при произношении.
3.3. Также в ряде случаев, когда две и более согласные буквы идут друг за другом, одна из них не произноситься. К примеру, в слове отдохну́ть транскрипция [ад:ахну́т’], ле́тчик [л’о́ч’ик], солнце [сонцэ], поздно [по́зна], се́рдце [с’э́рц:э], сши́ть [шыт’], сже́чь [жэч’].
На практике проблем с фонетическим разбором таких случаев, как правило не возникает, так как пропадание звуков естественным образом слышится при произношении слова.

Как легко запомнить фонетические характеристики согласных звуков?
Запомнить основные характеристики согласных звуков на самом деле несложно.
Звонкий звук или глухой легко определить по звучанию. Глухие звуки произносятся как бы «выдыханием» или «шумом», произносить глухие звуки немного легче, чем звонкие. Перебирая произношение глухих и звонких звуков, вы быстро уловите разницу и научитесь без труда их отличать.
Также не сложно запомнить парные звуки. Всего 6 основных пар звуков, перепутать их между собой довольно сложно. Причем все 6 звонких звуков из пар – это звуки первых 6 согласных букв алфавита друг за другом.
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З.
Твердость и мягкость в большинстве случаев легко понять, просто произнеся слово. К примеру, просто сравните звучание буквы д в словах дом и дети.

Это основные знания, которые важно усвоить для фонетического разбора. Осталось только освоить сам разбор на практике. Из-за большого количества особенностей и исключений, у вас вряд ли получиться сразу разбирать слова без ошибок, но чем больше вы будете практиковаться, тем лучше у вас будет получаться.

Фонетический разбор слов по шагам.

1. Запишите слово, поставьте ударение.
Если вы потерялись и не можете точно поставить ударение, попробуйте, перенося ударение между слогами, выбрать самый благозвучный для вас вариант. К примеру, большинство людей из вариантов ударения: мОлоко, молОко, молокО, естественно, выберут последний, как наиболее понятный и правильный.

2. Внизу распишите буквы и звуки, которые они дают, каждый звук с новой строки.
Если на этапе разложения по звукам вы не знаете, как правильно произносится слово, записывайте звуки так, как слышите, полагаясь на свое собственное произношение конкретного слова.

3. Отметьте гласные звуки, обозначьте ударный и безударные.
С гласными буквами по-проще, поэтому их мы описываем в первую очередь, чтобы не отвлекаться потом, анализируя согласные. Частые ошибки связаны с безударными гласными буквами Я, Е после согласных, которые дают звук [И], а также с безударной О, дающей звук [А].

4. Отметьте оставшиеся согласные звуки, укажите звонкие они или глухие, парные или непарные, твердые или мягкие.
Если вы забыли, какие есть звонкие и глухие звуки, то попробуйте понять интуитивно, звонкий звук или глухой по произношению. Самостоятельно попробуйте подобрать пару, вспомните первых 6 согласных букв алфавита, если парного звука на ум не приходит, значит скорее всего звук непарный. Твердость или мягкость также можно отчетливо различить по произношению, даже не помня правил.

5. Посчитайте итоговое количество звуков и букв.
Звуков может быть может быть меньше, больше или столько же, сколько букв в слове. Будьте внимательны на финишном этапе фонетического разбора!

Фонетический разбор, на примере слова ЗВОНИТ

1. Записываем слово, ставим ударение
звонИт (ударение на второй слог верное)

2. Расписываем буквы и звуки
звонИт (обращаем внимание, что в слове безударное О, дающее звук [А])
з [з]
в [в]
о [а]
н [н’]
и [и]
т [т]

3. Отмечаем гласные, ударные и безударные.
звонИт
з [з]
в [в]
о [а] гласный, безударный
н [н’]
и [и] гласный, ударный
т [т]

4. Отмечаем согласные, звонки и глухие, парные и непарные, твердые и мягкие.
звонИт
з [з] согласный, звонкий парный, твердый
в [в] согласный, звонкий парный, твердый
о [а] гласный, безударный
н [н’] согласный, звонкий непарный, мягкий
и [и] гласный, ударный
т [т] согласный, глухой парный, твердый

5. Считаем количество букв и звуков
звонИт
з [з] согласный, звонкий парный, твердый
в [в] согласный, звонкий парный, твердый
о [а] гласный, безударный
н [н’] согласный, звонкий непарный, мягкий
и [и] гласный, ударный
т [т] согласный, глухой парный, твердый
6 букв, 6 звуков.

Обязательно отработайте предложенный алгоритм на практике. Для хорошего усвоения навыка фонетического разбора слов, рекомендуется произвести самостоятельный разбор хотя бы 10 слов разной длины и структуры. При этом мы рекомендуем на начальных этапах делать это, имея под рукой описанные выше правила разбора.
Зная правила, которые мы изложили, и изучив примеры в нашем онлайн сервисе фонетического разбора, вы быстро научитесь без ошибок делать это самостоятельно с минимальным числом ошибок.

Удачных вам фонетических разборов!

Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА «ОНЛАЙН»

В слове онл а́ йн:
1. 2 слога (о-нл а́ йн,он-л а́ йн);
2. ударение падает на 2-й слог: онл а́ йн

  • 1-ый вариант

1) Транскрипция слова «онл а́ йн»: [ʌнл а́ j❜н].

БУКВА/
[ЗВУК]
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА
о[ʌ]гласн., безударный ; ниже см. § 32.
н[н]согл., твёрд. (парн.) , звон. (непарн.), сонорный. Перед сонорными глухие не озвончаются (см. Мусатов В.Н., стр. 73). Звук [н] произносится мягко только перед мягкими [т❜], [д❜], [н❜], [ч❜], [ ш ❜].
л[л]согл., твёрд. (парн.) , звон. (непарн.), сонорный. Звук [л] — непарный звонкий, поэтому он произносится так же, как и пишется. Перед буквами а, о, у, э, ы парные по твёрдости-мягкости слогласные всегда произносятся твёрдо.
а[ а́ ]гласн., ударный ; ниже см. § 15.
й[j❜]согл., мягк. (непарн.), звон. (непарн.), сонорный. Перед сонорными глухие не озвончаются (см. Мусатов В.Н., стр. 73). Ниже см. § 69.
н[н]согл., твёрд. (парн.) , звон. (непарн.), сонорный. На конце слова замена звука приосходит только у звонких парных. На конце слова все согласные, кроме непарных мягких ( [ч❜], [щ❜], [й❜]), произносятся твёрдо.

6 букв, 6 звуков

ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1

§ 15. Буква а обозначает ударяемый гласный [а] в следующих положениях: а) в начале слова: акт, а́ рка, а́ лый; б) после гласных: за а́ хать, по а́ хать; в) после твердых согласных: там, дам, сам, гам, вам, мак, бак, брак, шаг, ж а́ ба, ш а́ лость, жаль; г) после мягких шипящих [ч] и [щ]: час, коч а́ н, кач а́ ть, пощ а́ да.

§ 32. В 1-м предударном слоге после твердых согласных, кроме гласных [ы] и [у], и в начале слова, кроме гласных [и] и [у] (о них см. §§ 5—13), произносится гласный [а]. Гласный [а] в этом положении на письме обозначается буквой я или о.

Таким образом, на месте букв а и о гласный [а] произносится: 1) после твердых согласных: а) сад ы́ , дар ы́ , мал а́ , паш у́ , стар и́ к, трав а́ ; шал у́ н, шал а́ ш, жар и́ , жарк о́ е, цар и́ зм, цар а́ пать; б) вод а́ (произносится [вад а́ ]), ног а́ (произносится [наг а́ ]), гроз а́ (произносится [граз а́ ]), пол я́ (произносится [пал ❜ а́ ]), мор я́ (произносится [мар ❜ а́ ]), стол ы́ (произносится [стал ы́ ]), плод ы́ (произносится [плад ы́ ]), прош у́ (произносится [праш у́ ]), пошёл (произносится [паш о́ л]), шофёр (произносится [шаф ❜ о́ р), жонглёр (произносится [жангл ❜ о́ р]); 2) в начале слова: а) апт е́ ка, арм я́ к, арш и́ н, акк о́ рд, амб а́ р; б) окн о́ (произносится [акн о́ ]), од и́ н (произносится [ад и́ н]), ог у́ рчик (произносится [аг у́ рчик]), ос и́ ны (произносится [ас и́ ны]), од е́ ть (произносится [ад е́ т ❜ ]).

Гласный [а] 1-го предударного слога несколько отличается от ударного [а]: при его произношении нижняя челюсть опушена меньше, раствор рта уже, задняя часть спинки языка немного приподнята. Поэтому при более точной транскрипции эти звуки следует различать, например, для обозначения безударного [о] употреблять знак Λ, сохранив букву а для ударного [а]: [вΛд а́ ] (вод а́ ). В настоящем словаре-справочнике буква а употребляется для обозначения как безударного [а] (точнее [Λ], так и, [а] ударного.

Гласный [а] 1-го предударного слога несколько отличается от ударного [а]: при его произношении нижняя челюсть опушена меньше, раствор рта уже, задняя часть спинки языка немного приподнята. Поэтому при более точной транскрипции эти звуки следует различать, например, для обозначения безударного [о] употреблять знак Λ, сохранив букву а для ударного [а]: [вΛд а́ ] (вод а́ ). В настоящем словаре-справочнике буква а употребляется для обозначения как безударного [а] (точнее [Λ], так и, [а] ударного.

§ 69. Согласные [ч], [щ], [ж ❜ ж ❜ ], [й] являются только мягкими. Для звуков [ч] и [щ] в русской графике имеются особые буквы ч и щ: ср. чин, чан, чуб, чёлн (произносится [чолн]), чернь, шит, щ у́ ка, шёлка (произносится [щ о́ лкъ]), щ е́ пка, пищ а́ ть. Однако согласный [щ] обозначается на письме также сочетаниями сч, зч и некоторыми другими (об этом см. § 124): счёт (произносится [щот], изв о́ зчик (произносится [изв о́ щик]).

1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1988. — 704 с..

Фонетика. Фонетический разбор. Памятка
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Фонетика. Фонетический разбор. Памятка для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
fonetika.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гласные буквы: а, о, у, ы, э, я, ю, е, ё, и

Гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [ы], [и] – других нет!

гласный, ударный или безударный

Эти буквы всегда обозначают один звук . Показывают твёрдость впереди стоящего согласного.

гласный, ударный или безударный

гласный, ударный или безударный

гласный, ударный или безударный

гласный, ударный или безударный

гласный, ударный или безударный

Эти буквы обозначают один звук , если стоят после согласного , при этом показывая его мягкость . Во всех других случаях они обозначают 2 звука (кроме буквы И – она обозначает звук [j′] не всегда)

гласный, ударный или безударный

гласный, ударный или безударный

гласный, ударный или безударный

гласный, ударный или безударный

Согласные буквы обозначают твёрдый звук , если после них стоят гласные А,О, Э, У, ы или согласные (чаще всего тоже твёрдые; бывает, что мягкий согласный может смягчать впереди стоящий другой согласный, например , ПЕ СН Я [п′эс′н′а]), или Ъ .

Согласные буквы обозначают мягкий звук , если после них стоят гласные Я, Ю, Ё, Е, Э или мягкие согласные (не всегда, см. выше), или Ь .

Бывает, что согласные вообще не обозначают звука (непроизносимые): СОЛНЦЕ [сонцэ]

Звонкие согласные состоят из голоса и шума, а глухие – только из шума.

Сонорные («супер звонкие», непарные звонкие)согласные

согласный, твёрдый/парный, звонкий/непарный, сонорный

согласный, мягкий/парный, звонкий/непарный, сонорный

согласный, твёрдый/парный, звонкий/непарный, сонорный

согласный, мягкий/парный, звонкий/непарный, сонорный

согласный, твёрдый/парный, звонкий/непарный, сонорный

согласный, мягкий/парный, звонкий/непарный, сонорный

согласный, твёрдый/парный, звонкий/непарный, сонорный

согласный, мягкий/парный, звонкий/непарный, сонорный

согласный, мягкий/непарный, звонкий/непарный, сонорный

Звонкие и глухие парные согласные

согласный, твёрдый/парный, звонкий/парный

согласный, мягкий/парный, звонкий/парный

согласный, твёрдый/парный, глухой/парный

согласный, мягкий/парный, глухой/парный

согласный, твёрдый/парный, звонкий/парный

согласный, мягкий/парный, звонкий/парный

согласный, твёрдый/парный, глухой/парный

согласный, мягкий/парный, глухой/парный

согласный, твёрдый/парный, звонкий/парный

согласный, мягкий/парный, звонкий/парный

согласный, твёрдый/парный, глухой/парный

согласный, мягкий/парный, глухой/парный

согласный, твёрдый/парный, звонкий/парный

согласный, мягкий/парный, звонкий/парный

согласный, твёрдый/парный, глухой/парный

согласный, мягкий/парный, глухой/парный

согласный, твёрдый/парный, звонкий/парный

согласный, мягкий/парный, звонкий/парный

согласный, твёрдый/парный, глухой/парный

согласный, мягкий/парный, глухой/парный

согласный, твёрдый/непарный, звонкий/парный

согласный, твёрдый/непарный, глухой/парный

Глухие непарные согласные

согласный, твёрдый/непарный, глухой/непарный

согласный, мягкий/непарный, глухой/непарный

согласный, твёрдый/парный, глухой/непарный

согласный, мягкий/парный, глухой/непарный

согласный, мягкий/непарный, глухой/непарный

Всегда мягкие согласные: Й, Щ, Ч

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц

НЕ ОБОЗНАЧАЮТ НИКАКИХ ЗВУКОВ БУКВЫ Ъ И Ь .

Порядок фонетического разбора:

  1. Проговаривая каждый звук, записать слово фонетическими значками в столбик.
  2. Дать характеристику каждому звуку, показать, какой буквой он обозначен.
  3. Ниже записать слово целиком , определить количество слогов, букв и звуков.

Примеры фонетического разбора.

– согласный, мягкий/парный, звонкий/непарный, сонорный

– согласный, мягкий/непарный, звонкий/непарный, сонорный

– согласный, твёрдый/парный, глухой/парный

Льёт – 1 слог, 4 буквы, 4 звука

-согласный, твёрдый/парный, глухой/парный

-согласный, твёрдый/парный, звонкий/парный

-согласный, мягкий/парный, звонкий/непарный, сонорный

-согласный, мягкий/непарный, звонкий/непарный, сонорный

Поздняя- 3 слога, 7 букв, 7 звуков

-согласный, мягкий/непарный, звонкий/непарный, сонорный

– согласный, твёрдый/парный, звонкий/непарный, сонорный

Юла – 2 слога, 3 буквы, 4 звука

– согласный, мягкий/парный, звонкий/непарный, сонорный

– согласный, мягкий/парный, звонкий/непарный, сонорный

Мель – 1 слог, 4 буквы, 3 звука

Фонетический (звукобуквенный) разбор слова

  1. Напиши слово.
  2. Запиши слово в фонетической транскрипции, покажи место ударения.
  3. Раздели слово на слоги.
  4. Поставь ударение в слове.
  5. Определи количество слогов, гласных и согласных букв.
  6. Запиши буквы в столбик, около каждой буквы в [ ] запиши их звуки.
  7. Дай характеристику каждому звуку:
  • согласные звуки – звонкие или глухие, твердые или мягкие, парные или непарные
  • гласные звуки – ударный или безударный.

8. Подведи черту.

9. Подсчитай и запиши, сколько букв и звуков в слове.

Письменный разбор:
Голубь – [голуп’] – 2 слога, 2 гласн., 3 согл.

г – [г] – согл., зв (парн.)., тв. (парн.)

л – [л] – согл., зв. (непарн..), тв. (парн..)

б – [п’] – согл., глух. (парн.), мягк. (п.)

6 букв, 5 звуков

2. В слове голубь 2 слога

3. Ударение падает на первый слог: гÓлубь

4. В слове 2 гласн., 3 согл.

5. буквой г (гэ) обозначен звук [г] – согласный, звонкий, твердый, парный;

буквой о обозначен ударный звук [Ó];

буквой л (эль) обозначен согласный звук [л] – согласный, звонкий, твердый, непарный;

буквой у обозначен безударный гласный звук – [у];

буквой б (бэ) обозначен согласный звук

[п’] – глухой, мягкий, парный;

мягкость звука обозначена буквой ь (мягкий знак); буква «мягкий знак» звука не обозначает.

6.В слове голубь – 5 звуков, 6 букв.

  1. Обрати внимание на буквы е, ё, ю, я (обозначают 2 звука, если: стоят вначале слова, после гласной, после ь или ъ знаков).
  2. Не забудь об особенностях ь и ъ знаков – они не образуют звуков.
  3. Помни, что согласные звуки [ж], [ш] — твёрдые непарные, а звуки [ч’], [щ’] — мягкие непарные.

Твёрдость и мягкость этих звуков не обозначается на письме и не зависит от последующей гласной буквы.

Ссылка на основную публикацию