Логопедическая группа: нужна ли она вашему ребенку?
Наталья Антонова
Логопедическая группа: нужна ли она вашему ребенку?
Логопедическая группа: нужна ли она вашему ребенку?
Часто мы, специалисты ПМПК сталкиваемся с тем, что родители очень хотят или, наоборот, очень не хотят, чтобы их ребенок посещал логопедическую группу. С сочетанием «логопедическая группа» у мам и пап связан набор представлений, которые не всегда соответствуют действительности.
При фонетико-фонематическом недоразвитии рекомендации посещения группы на один год, при общем недоразвитии речи с дизартрией – два года и т. д.
Если мама замечает, что речь малыша с нарушениями, то развеять свои сомнения она может у логопеда. Во время обследования специалист общается с ребенком, наблюдает за ним, беседует с мамой и делает вывод о наличии или отсутствии речевого нарушения.
По результатам обследования специалисты приходят к окончательному выводу о необходимости посещения ребенком логопедической группы. Не трудно догадаться, ребенок, который начинает посещать такую группу, попадает в коллектив детей с задержкой речи и, зачастую, с неврологическими проблемами. Поэтому, если ваш ребенок не выговаривает всего несколько звуков, нужно хорошо подумать о целесообразности посещения ребенком логопедической группы, ведь он может начать повторять произношение слов за своими сверстниками, которые говорят хуже него, и из-за этого его речь может ухудшиться. Родители думают, что любому ребенку было бы неплохо пройти обучение и воспитание в логопедической группе, потому что там хорошо готовят детей к школе и учат читать.
Вся система работы в логопедической группе по подготовке детей к школьному обучению рассчитана на обучение, развитие и воспитание именно детей с нарушениями речи. Это значит, что нормально развивающемуся дошкольнику может быть скучно, его развитие будет идти медленными темпами, ведь он может обучаться более продуктивно, более быстрыми темпами. Поэтому стремиться посещать логопедическую группу без веских на то оснований (а именно – вердикта ПМПК) совсем не нужно. Режим дня и вся организация работы в логопедической группе нацелены на преодоление ребенком речевого нарушения. Пространство группы организовано так, чтобы дети могли в игровой форме закрепить полученные знания, учились взаимодействовать друг с другом и применять полученные умения в общении со сверстниками и взрослыми. Для этого специалистами тщательно подбираются игрушки и пособия, соответствующие возрасту и особенностям детей.
Если ребенок несколько лет посещал один детский сад, то переход в другую группу, смена детского коллектива и воспитательского состава, будет для него стрессом. Поэтому, если у вас чувствительный ребенок и тяжело переносит всякого рода изменения в жизни, лучше заниматься с логопедом в частном порядке, не меняя при этом группу детского сада. Польза от посещения логопедической группы будет лишь в том случае, если заниматься регулярно. Часто болеющим детям, которые пропускают много занятий в детском саду, наверняка занятия с логопедом не принесут много пользы. В любом случае, решение нужно принимать после консультации специалиста-логопеда, который подскажет наилучший вариант решения проблемы с речью у ребенка в зависимости от каждого конкретного случая. Итак, логопедическая группа – несомненное благо для детей, нуждающихся в исправлении речевых недостатков, но легкие речевые нарушения можно корректировать и во время индивидуальных занятий с логопедом. В домашних условиях родители должны продолжать выполнять рекомендации логопеда.
Логопедическая группа-непозволительная роскошь или необходимость? Логопедическая группа-непозволительная роскошь или необходимость? Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был здоров, счастлив, был по.
Сценарий праздника «День Матери» (подготовительная логопедическая группа) День Матери. Подготовительная логопедическая группа «Б» группа Составила: воспитатель Еремина А. А. Цель: создать праздничное настроение,.
Фотоотчет об экскурсии «В гости к книгам» (старшая логопедическая группа) .
Календарное планирование в логопедической группе по теме «Семья» Цель: уточнить и систематизировать знания детей о семье, познакомить с ролевыми отношениями в семье, обязанностями членов семьи. Углубить.
Консультация для родителей детей 5–6 лет «Почему ребенку нужна игра?» Ребенок пятилетнего возраста также нуждается в совместной игре со взрослыми. Дети старшего дошкольного возраста могут играть в путешествия;.
Непосредственная образовательная деятельность «Для чего нужна красная книга» (подготовительная группа) Непосредственная образовательная деятельность «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА КРАСНАЯ КНИГА» (подготовительная группа) Программное содержание: Формировать.
Проект «Мы за здоровый образ жизни» (старшая логопедическая группа) Название проекта «Мы за здоровый образ жизни» Тип: познавательно-развивающий. Срок: краткосрочный (1 неделя). Участники проекта: педагог,.
Проект «Это моя мама!», старшая логопедическая группа Проект «Это моя мама!» Чтобы познакомить детей с профессиями, сформировать позитивные установки к труду и творчеству, воспитатели организуют.
Старшая логопедическая группа «День матери» «ДЕНЬ МАТЕРИ» Уважаемые гости! Уже стало традицией у нас в России каждое последнее воскресенье ноября отмечать День матери. И наши дети.
Занятие «Дружба крепкая очень нам нужна» (подготовительная группа) Интегрированное занятие на тему : «Дружба крепкая очень нам нужна» Вос-ль: придумано кем-то просто и мудро При встречи здороваться.
Логопедическая группа: нужна ли она вашему ребенку?
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Зачем нужна логопедическая группа?»
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоров, счастлив, имел хороших и верных друзей, был по-детски любознателен, успешно учился в школе. Но часто в силу своей занятости или по ряду других причин, мы не уделяем должного внимания тому, как развивается наш ребёнок в раннем и дошкольном детстве. А ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент физического, психического и интеллектуального благополучия ребёнка. То, что основы человеческой личности закладываются именно в первые 5-6 лет жизни, признают большинство педагогов и психологов. Богатейшие возможности воспитания ребёнка-дошкольника воплощаются в комплексной программе работы детского сада – по развитию и по обучению ребёнка.
Какие логопедические проблемы чаще всего встречаются у детей?
Наиболее распространёнными и заметными для родителей, несомненно, являются нарушения звукопроизношения , являющиеся самостоятельными речевыми нарушениями или входящими в структуру более сложных речевых расстройств. Нарушения звукопроизношения могут проявляться в пропусках, заменах звуков, их смешении или искажённом произношении. Также довольно распространены нарушения грамматического строя речи (неправильное употребление окончаний слов, пропуск и замена предлогов, нарушение согласования слов в роде и числе и т.д.), малый словарный запас с неточным значением многих слов, искажения слоговой структуры слов ( мотолок, бебезяна) и слабо развитая связная речь .
Могут ли речевые нарушения исправиться самостоятельно без помощи логопеда?
Как правило нет. Но стоит понимать, что речь ребёнка постоянно развивается, не стоит на месте, и развивается не только в количественном, но и в качественном отношении. И в ситуации, когда мы сталкиваемся с явным «речевым прогрессом» (появлением новых звуков, ранее не произносимых, употреблением развёрнутых предложений вместо употребляемых ранее 2-3 –словных, называнием групп предметов одним словом вместо предшествующего ранее простого перечисления их названий и т.д.), речь отнюдь не будет идти об исправлении речевых нарушений. Здесь описаны ситуации возрастных особенностей речи, допустимых для данного возраста. Так, если недавно четырёхлетний ребёнок пропускал в речи звук «р», а сегодня произнёс свои первые слова с этим звуком верно без участия логопеда, ребёнок изначально имел не нарушение речи, а лишь возрастное непроизношение звука, допустимое до 5 лет. Собственно же речевые нарушения не являются возможными вариантами нормального развития речи на данном возрастном этапе и самостоятельно не исправляются.
Оказывают ли влияние речевые проблемы на обучение детей в школе?
Безусловно, чем лучше развита речь ребенка к моменту поступления в школу, тем легче дается ему процесс овладения чтением и письмом. Зачастую проблемы с произношением, различением звуков на слух находят отражение на письме, когда ребенок начинает заменять соответствующие звукам буквы при письме под диктовку. Проблемы со слоговой структурой и неправильные окончания слов затрудняют овладение слитным синтетическим чтением, слабо развитые операции звукового анализа и синтеза приводят к пропуску и перестановке букв на письме и при чтении, из-за чего нарушается понимание написанного и прочитанного.
Где дети могут получать логопедическую помощь?
поликлиника, центры развития, логопедические пункты в образовательных организациях, у частных логопедов, новое – видеоролики по интернету. Какие плюсы и минусы этих способов помощи ребёнку? Можно тоже подробно рассмотреть и подумать что для вас удобно, полезно, результативно.
Зачем нужна логопедическая группа?
Речевые дефекты сами собой не исчезают. Если их своевременно не устранить, то нарушения закрепляются, становятся стойкими. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются.
Логопедические группы ДОУ – такая форма коррекционного обучения, которая способствует постепенному развитию всех компонентов речи.
В логопедическую группу детского сада, зачисляются дети с речевыми нарушениями, с сохранным интеллектом и слухом, в возрасте 5-ти лет на два года обучения, после прохождения ПМПК (Психолого-медико-педагогическая комиссия).
Презентация «Что такое логопедическая группа?»
Логопедическая группа дает хорошую подготовку детям к школьному обучению.
Целью логопедического воздействия является РАЗВИТИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ в целом, а именно:
– развитие общей речевой активности;
– развитие фонематического слуха;
– развитие грамматической стороны речи;
– обучение навыкам словообразования и словоизменения;
– развитие связной речи;
В чём преимущество логопедических групп?
Наполняемость группы до 15 человек (поэтому каждому ребенку и воспитатель, и логопед может уделить гораздо больше времени).
На группе работают 2 воспитателя, учитель – логопед, помощник воспитателя.
Обучение правильной речи осуществляется в процессе регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у вашего ребенка динамический стереотип грамотной и правильной речи.
Направления в логопедическую группу выдаются после прохождения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Преимущества логопедической группы в том, что занятия в детском саду организуются логопедом как групповые, так и индивидуальные. То есть специалист «ведет» каждого ребенка, знает всю специфику имеющихся проблем и подбирает индивидуальную коррекционную программу для их устранения.
Число детей в логопедической группе обычно меньшее, чем в остальных, что обусловлено необходимостью более углубленных занятий с малышами. Это очень важно, так как своевременное устранение у детей дошкольного возраста нарушений звукопроизношения ведет к правильному становлению устной речи. На основе устной впоследствии формируется письменная речь, а без этих процессов невозможно полноценное обучение в школе.
Пожалуй, ни для кого уже не секрет, что в логопедической группе подготовка детей иногда гораздо сильнее, чем в массовых группах детского сада. Занятия с логопедом необходимо начинать как можно раньше, поскольку исправлять речевые нарушения с возрастом становится все сложнее. Логопедическая группа дает детям возможность полностью реализовать свой потенциал, дает ощущение психологического комфорта — я не отстающий!
Какие коррекционные мероприятия проводятся с детьми в логопедической группе за два года?
— Исправляется звукопроизношение, ставятся отсутствующие звуки.
— Проводится коррекция и развитие физиологического и речевого дыхания.
— Развиваутся общая, мелкая и артикуляционная моторики.
— Развивается фонематический слух и фонематическое восприятие.
— Ведётся работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов.
—Пополняется и активизируется словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.
— Расширяется представление о предметах, явлениях и событиях, не имевших места в собственном опыте детей.
—Детям предоставляется возможность активного экспериментирования со словом, при этом тактично подсказывается общепринятый образец слова.
— Развиваются навыки словоизменения (согласно принятым нормам).
— Дети знакомятся с разными способами словообразования.
— Вырабатываются навыки осознанного и уместного употребления слов.
— Формируется элементарное представление о предложении.
— Ведутся занятия по обучению грамоте, на которых, помимо обучения чтению и письму, проводится профилактика дислексий, оптических и акустических дисграфий.
—Идёт работа над развитием речевого анализа и синтеза на уровне текста, предложения, слова, слога и звука.
— Формируются графо-моторные навыки.
— Существенное место отводится развитию логического мышления, зрительного и слухового внимания, памяти, воображения.
— Ведётся работа по формированию пространственного восприятия.
— Большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей и формированию у детей положительных личностных качеств.
Данные материал может быть использован для проведения консультации по теме: “Зачем нужна логопедическая тетрадь.
Аргументы за:
1. В логопедических группах меньше детей, соответственно меньше инфекций.
«Детей действительно меньше, чем в общих группах, чтобы педагоги могли каждому уделить должное количество внимания. Но малыши все равно ходят в детский сад, где контактируют со всеми, и заболеет ваш ребенок или нет, зависит, скорее, от его иммунитета и закалки».
2. Детям уделяют больше внимания, чем в общих группах.
«В логопедических группах больше внимания уделяется развитию речи — дыхательной гимнастике, артикуляционным упражнениям, логоритмике. Остальные режимные моменты в расписании мало чем отличаются от общих групп».
3. После таких групп дети выходят более подготовленными к школе.
«Это действительно так. Потому что работа логопеда заключается не только в том, чтобы научить ребенка говорить звук правильно, как полагает большинство родителей. Много внимания уделяется развитию грамматической стороны речи, фонематического слуха (что способствует овладению навыками письма), обогащению словарного запаса. Также развиваются логическое мышление, воображение и другие психические процессы, задействованные в обучении».
3. Индивидуальные занятия 2-3 раза в неделю более эффективны, чем постоянное пребываение логогруппе.
Программа по логопедии для дошкольников по ФГОС
- Логопедическая группа в детском саду
- Получение логопедической помощи бесплатно
- Каких детей берут в логопедическую группу
- Проблема выбора: обычная группа или логопедическая
- Варианты логопедических программ для дошкольников по ФГОС
- Мастер-класс по логопедии для педагогов
- Цели и задачи логопедического занятия по ФГОС
- Что говорят на родительском собрании в логопедической группе
Почти во всех детсадах существуют логогруппы. Отношение к ним у родителей спорное. Кто-то желает, чтобы ребенок попал в эту группу, потому что там меньше детей, чем в обычной группе, и больше развивающих занятий, чем у обычных детей. Другие же против – переживают отправлять ребенка в эти группы из-за того, что ребеночек находится среди неполноценных детишек и будет такого же уровня, взяв пример с них.
Почти во всех детсадах существуют логогруппы. Отношение к ним у родителей спорное. Кто-то желает, чтобы ребенок попал в эту группу, потому что там меньше детей, чем в обычной группе, и больше развивающих занятий, чем у обычных детей. Другие же против – переживают отправлять ребенка в эти группы из-за того, что ребеночек находится среди неполноценных детишек и будет такого же уровня, взяв пример с них.
Что такое логопедическая спецгруппа?
Логопедическая группа представляет собой специализированное подразделение в дошкольном учреждении, предназначенное для обучения детей с нарушениями речи. В нее распределяют детей с учетом специфики не только речевых особенностей, но и возрастных.
Причины, по которым может быть рекомендовано посещение логогруппы:
- Задержка речевого развития у детей дошкольного возраста.
- Различного рода нарушения в звукопроизношении (когда малыш либо совсем не выговаривает, либо заменяет один звук другим, произносит его неправильно, пример – горловой звук «р»).
- ОНР (общее недоразвитие речи).
В логопедическую группу определяют с четырехлетнего возраста, так как дети лишь с 4-х лет начинают осознавать и учатся слышать то, как они говорят.
Чаще всего в садах комбинированного вида функционируют две логопедические группы – старшая и подготовительная. В возрасте менее четырех лет занятия со специалистом рекомендованы в случае задержки речевого развития. Как правило, малыши с ЗРР и в целом отстают в развитии и могут быть направлены в специализированный коррекционный детский сад для дошкольников с ЗПР.
Чаще всего в садах комбинированного вида функционируют две логопедические группы – старшая и подготовительная. В возрасте менее четырех лет занятия со специалистом рекомендованы в случае задержки речевого развития. Как правило, малыши с ЗРР и в целом отстают в развитии и могут быть направлены в специализированный коррекционный детский сад для дошкольников с ЗПР.
Что конкретно нужно сделать, чтобы попасть в логопедический сад?
Итак, как устроить ребенка в логопедическую группу детского сада.
Шаг 1. Встать в очередь на место в детский сад – это можно сделать через портал Госуслуг (электронная услуга “Запись в детский сад”) или на официальном сайте мэра Москвы.
Шаг 2. Получить в районной поликлинике направление на прохождение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). Для этого потребуется посетить педиатра, невролога и логопеда.
Шаг 3. Собрать необходимые документы для ПМПК (точный список уточняйте в ПМПК по месту жительства).
Шаг 4. Записаться на прием в окружную ПМПК – это также можно сделать через портал Госуслуг.
Шаг 5. В назначенный день приехать на обследование вместе с ребенком.
Если ребенок ранее посещал детский сад, необходимо дополнительно предоставить психолого-педагогическую характеристику из этого детского сада.
Нужна ли Вашему ребенку логопедическая группа?
Ежегодно вначале учебного года логопед обследует речь детей. Результаты обследования заносятся в специальную таблицу и доводятся до сведения родителей. После ознакомления с логопедическим заключением родители оставляют свою подпись.
Что же означают логопедические заключения?
Если напротив фамилии вашего ребенка в графе “диагноз” стоит запись “по возрасту” – это означает, что нарушение звукопроизношения возрастные и, скорее всего, через год-два они исчезнут без следа.
Если же вы увидели запись ОНР III (II) – это значит, что логопед подозревает у вашего ребенка общее недоразвитие речи, которое требует коррекции в специальной группе. Для подтверждения этого заключения, ребенка направляют на ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию). После осмотра ребенка специалистами, комиссия либо подтверждает заключение и определяет ребенка в логопедическую группу, либо опровергает его и “оставляет” вашего малыша в массовой группе детского сада.
Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы. В термине общее недоразвитие речи констатируется то, что речевая функция неполноценна целиком. Отмечается несформированность всех систем языка – фонетической (т.е. звуковой стороны), и смысловой стороны: лексической (словарный запас), грамматической (правила словообразования и словоизменения, правила связи слов в предложениях).
Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
- Более позднее начало речи
- Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
- Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
- Речь детей с ОНР малопонятна.
Р.Е. Левина выделила три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР:
Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. “безречевые дети”). Такие дети пользуются “лепетными” словами, звукоподражаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “би-би” может означать самолет, самосвал, пароход.
Второй уровень речевого развития. Кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, “лябока” вместо “яблоко”. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Например, наболее типично сокращение количества слогов: “тевики” вместо “снеговики”.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено.
Как правило, у детей снижена речевая активность. Они отвечают на вопросы простыми распространенными предложениями, в которых много аграмматизмов. “Это моя скафик”. У детей нарушены четыре и более групп звуков, дети затрудняются в выделении звука на фоне слова, определении первого звука в слове.
Переход с одного уровня на другой определяется повышением речевой активности, появлением новых языковых возможностей. Индивидуальный темп продвижения ребенка зависит от тяжести первичного дефекта и его формы.
Коррекция общего недоразвития речи – сложный и длительный процесс. Часто для этого требуется не более двух лет.
Запись ФФРР – расшифровывается как фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Основные проявления, характеризующие ФФНР:
Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков “с”, “ч”, “ш” ребенок произносит звук “ть” ( “тюмка” вместо “сумка”, “тяска” вместо “чашка”, “тяпка” вместо “шапка”).
Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки, заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками “т” и “д”, “р” заменяется на “л”, “ш” заменяется на “ф”. (“Табака” вместо “собака”, “лыба” вместо “рыба”, “фуба” вместо “шуба”)
Смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки “р”, “л” и “с” изолированно, но в речевых высказываниях вместо “столяр строгает доску” говорит “старял стлагает дошку”;
Коррекция этого нарушения проходит в логопедической группе и длится один год. Поэтому дети с таким заключением направляются на ПМПК за год до школы.
Есть еще одно логопедическое заключение – НПОЗ ( нарушение произношения отдельных звуков ).
У ребенка нарушено произношение одной группы звуков (например, “р” и “рь” или “ш” и “ж”). Как правило, это нарушение связано с недостаточной тренированностью мышц языка, либо с неправильным образцом речи (кто-то из взрослых, окружающих ребенка, неправильно произносит звук, а ребенок повторяет за ним). Устраняется это нарушение за полгода на логопункте.
Каждое из перечисленных выше нарушений требует вмешательства логопеда. При совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей ребенка можно преодолеть эти нарушения. Главное, чтобы помощь была оказана во время. Не следует “затягивать” время обращения к логопеду, так как последствием этих нарушений является дисграфия и дислексия.
Дисграфия и дислексия – неспособность (или затрудненность) овладения письмом и чтением при сохранном интеллекте и физическом слухе. Чаще всего дислексия и дисграфия наблюдаются у ребенка одновременно, но иногда они могут встречаться изолированно.
Дисграфия — это стойкое нарушение письма, проявляющееся в пропуске букв, слогов, перестановке или замене букв и слогов. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а впоследствии — в усвоении грамматики родного языка. Ошибки, на первый взгляд нелепые, не всегда являются результатом невнимательности учеников. Как правило, в их основе лежат более глубокие причины.
Первая причина — несформированность фонематического слуха. Дети не различают фонем (звуков) родного языка. На письме это выражается в замене букв: “трупочка”, “корький”, “шушки”, “черемука”.
Могут возникать ошибки, связанные с искажением или упрощением структуры слова: здоровье — “дрове”, девочка — “девча”. Возникают ошибки и по перестановке букв в слове: чулан — “чунал”, ковром — “корвом”.
Вторая причина — нарушение зрительного восприятия детей. Это так называемые оптические ошибки. Дети путают на письме д — б, о — а, и — у, т — п и некоторые другие буквы, причем как прописные, так и заглавные.
Третья причина — отставание в общеречевом развитии, когда из-за ошибочно сложившегося произношения и словосочетания возникают ошибки. На письме это выражается в виде неправильного согласования различных частей речи. Учащиеся не могут согласовать прилагательные с существительными, существительные с числительными и так далее. Например, “у меня нет красных платья”, “шесть белый грибов”.
Бывает, что дети не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения и поэтому не могут на письме правильно обозначить его границу. Как следствие — не применяют правило постановки точки в конце предложения и написания заглавной буквы в его начале. Бедность словарного запаса, неумение выразить мысль в виде развернутого предложения приводят к тому, что у детей на более поздних этапах возникают проблемы с письменной связной речью (изложения и сочинения).
Все выше указанные причины – это признаки общего недоразвития или фонетико-фонематического недоразвития речи, которые выявляет дошкольный логопед во время обследования.
Дислексия встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Около 5-8 процентов школьников страдают дислексией. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях.
Если у ребенка нарушен речевой слух, то ему очень трудно научиться читать и писать. Овладение письмом также затруднено. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом — сложная педагогическая проблема. Так как искажение одного — двух звуков меняет смысл слова. Замена глухого звука звонким, твердого — мягким, шипящего — свистящим придает слову новое содержание.
Уважаемые Родители!
Дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.
Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.
Именно в логопедической группе, (где наполняемость не больше 15 детей, а занятия проводятся по подгруппам) ведется огромная работа по предупреждению дисграфии.
Как правило, у детей снижена речевая активность. Они отвечают на вопросы простыми распространенными предложениями, в которых много аграмматизмов. “Это моя скафик”. У детей нарушены четыре и более групп звуков, дети затрудняются в выделении звука на фоне слова, определении первого звука в слове.
Может ли логопед логопедической группы брать детей на индивидуальные занятия с занятий воспитателя.
Тульская область, детский сад комбинированного вида, имеется логопедическая группа (дети с ОВЗ – “речевки”). Имеет ли право сад участвовать в федеральной программе Доступная среда? Можем ли просить создать кабинет для психолога, логопеда (отгородить часть музыкального зала), закупить пособия, диагностический материал для специалистов, с целью работы с логопедической группой?
В какой орган управления для этого обращаться?
Обращаться к исполнительной власти составить программу, сделать заявку, в каждом регионе свои особенности, но человек отвечающий за это в администрации района и области имеется.
«Конвенциия о правах инвалидов»
освоение инвалидами жизненных и социальных навыков;
обучение в системе общего образования;
установление благоприятных условий на рынке труда;
создание доступной для инвалидов среды и адаптация в этих целях градостроительной,
транспортной, коммуникационной и иной инфраструктуры;
доступ инвалидов к информации (включая содействие использованию жестового языка,
азбуки Брайля и иных способов и форматов общения);
реабилитация и другие меры
Принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года
Вступила в силу 3 мая 2008 года
132 государства и Евросоюз участвуют в Конвенциии
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 1 декабря 2015 г. № 1297
Об утверждении государственной программы Российской Федерации
“Доступная среда” на 2011 – 2020 годы
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской
Федерации “Доступная среда” на 2011 – 2020 годы.
2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:
разместить государственную программу Российской Федерации,
утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте,
а также на портале государственных программ Российской Федерации
в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в 2-недельный
срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
Государственная программа Российской Федерации”Доступная среда” на 2011 – 2020 годы утверждена нижеуказанным Постановлением Правительства РФ
Данная программа предполагает участие в ней субъектов Российской Федерации
В государственной программе “Доступная среда” на 2011 – 2020 годы конкретно о возможности участия в данной программе дошкольных образовательных учреждений ДОУ ничего не сказано.
Вам следует полную и достоверную информацию о возможности участия в этого программе вашего детского сада получить в Министерстве образования Тульской области
Адрес Россия, Тула, Оружейная улица, 5
Телефон+7 4872 56‑38-20, +7 4872 21‑27-53, […]
Открытопн-чт 9:00–18:00, перерыв 12:48–13:48; пт 9:00–17:00, перерыв 12:48–13:48
Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 (ред. от 30.03.2018) “Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Доступная среда” на 2011 – 2020 годы”
2. Общая характеристика участия субъектов Российской
Федерации в реализации Программы
“”Для обеспечения единообразного подхода при реализации комплекса мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утверждена примерная программа субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее – примерная программа).
Цели и задачи программ субъектов Российской Федерации (далее – региональные программы) аналогичны целям и задачам Программы, что дает возможность осуществлять общую оценку процесса формирования безбарьерной среды как по Российской Федерации в целом, так и в отношении субъектов Российской Федерации, а также выявлять неравномерное формирование условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на территориях субъектов Российской Федерации.
в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в 2-недельный
Как занимаются с детьми в логопедических группах?
В логопедических группах дети получают всё, что обычно плюс дополнительные занятия. В результате значительно расширяется словарный запас, формируются навыки правильного письма и грамотной речи, происходит подробное знакомство со звуко-буквенным анализом. Дети обучаются связанно излагать свои мысли, рассказывать по картинкам, пересказывать тексты
- педиатра,
- окулиста,
- оториноларинголога,
- невропатолога,
- психиатра (по показаниям).
Признаки нормального развития речи
Первая реакция новорождённого малыша — это крик. После он трансформируется в гуление — издавание отдельных звуков. К полугоду младенец уже вовсю лепечет, т. е. произносит подобия слогов. Он уже может с их помощью выражать свои требования и желания.
- Первый этап активной речи начинается с года. К этому времени малыш начинает произносить отдельные слова, связывать их в простые предложения. Нарастает словарный запас, к полутора годам дети начинают составлять фразы из четырёх слов.
- В 2−3 года малыш уже активно общается со сверстниками. Его речь далека от идеала, он проглатывает части слов и не выговаривает половины звуков, но способен запоминать простые стихи.
- В три года появляются свистящие звуки [С], [С’], [З], [З’], [Ц], но они не всегда чисто произносятся — это нормально.
- В четыре года появляются шипящие звуки [Ж], [Ш], [Ч’], [Щ’], дети легко формулируют свои мысли и ведут со взрослыми полноценные диалоги, которые ограничены лишь их уровнем знаний об окружающем мире.
- В пять-шесть лет появляются самые сложные звуки — сонорные. К ним относят [Р], [Р’], [Л], [Л’]. Дети всё лучше овладевают речью, уже почти не допускают в ней ошибок. В их словарном запасе около 2 тысяч слов.
- К семи годам малыш выговаривает все звуки русского языка и произносит их правильно. Активно пересказывает по картинкам, легко меняет интонацию и использует в общении около 3500 слов.
Если ваш малыш развивается по описанному выше сценарию, то логопед нужен ребёнку в 2,5 года. Специалист проведёт диагностику речевого развития, убедится в нормальном развитии малыша, подскажет нюансы текущего состояния речи, на что стоит обратить внимание.
У родителя множество поводов для беспокойства, среди которых отсутствие гуления или лепета, отсутствие у малыша понимания обращённой речи, задержка физического развития. Это может быть симптомом серьёзных нарушений. Поэтому потребуется консультация разных специалистов, а не только логопеда. Перед тем как вести малыша к логопеду, родители могут показать его психиатру, сурдологу (для исключения нарушений слуха), неврологу.
Первая встреча с логопедом и диагностика проблем произношения
Логопедическое обследование должно выявить структуру дефекта, поэтому оно проводится комплексно:
- Сначала логопед предлагает заполнить анкету: есть ли у малыша болезни, мешающие развитию речи.
- Далее определяется состояние зубов, прикуса, губ, языка, твердого и мягкого неба.
- Состояние общей моторики определяется по движениям ребенка — как он ходит, прыгает, бегает, выполняет различные задания.
- Затем врач выясняет пассивный словарь ребенка. На этом этапе определяется способность ребенка различать число, падежи, вопросительные предложения.
- Дальше определяется активный словарь. Малыша просят рассказать стихотворение для обнаружения проблем дикции, скорости произношения, темпа и выразительности речи.
- Проверка лексического и грамматического строя речи: изменение слов по числам, образование уменьшительных форм, способность назвать цвет предмета и т.д.
В зависимости от серьезности задачи, логопед назначает план индивидуальных занятий
по развитию речи. Для каждого ребенка он свой, поэтому нельзя с точностью сказать, как быстро решится та или иная проблема. На постановку одного звука может уйти от 2—3 занятий до нескольких месяцев.
Некоторые родители предпочитают заниматься с детьми дома самостоятельно. Для этого требуется терпение и понимание. Начинать занятия нужно с 2—3 лет, когда ребенок сможет осознанно повторять задания за родителями. Длительность занятия не должна превышать 15—20 минут. Важно, чтобы оно проходило в игровой форме, так материал проще усваивается.
Чем логопед поможет ребёнку?
Вопреки расхожему мнению, что задача логопеда состоит только в правильной постановке звуков, работа данного специалиста имеет более широкий охват психических и физиологических функций организма ребёнка, связанных с формированием речевых навыков.
Индивидуальные логопедические занятия направлены на развитие речи в целом.
Красивая связная речь формируется на основе таких понятий и навыков, как:
- речевая память;
- способность воспринимать звуки на слух и воспроизводить их;
- умение образовывать новые слова и правильно употреблять окончания;
- связывать слова в предложение;
- строить из предложений связные тексты, объединённые смыслом и логикой.
Конечно, несомненная польза уроков логопеда состоит в том, что к ребёнку применяется индивидуальный подход. Но родителям важно помнить, что именно от родительского вовлечения в процесс зависит то, насколько успешно будет проходить коррекция речевых нарушений. Тем более речь идёт не о взрослых детях. Пациенты логопеда в основном дети старшего дошкольного возраста, и родительская помощь им просто необходима. Коррекция дефектов произношения звуков происходит не только во время индивидуальных занятий с логопедом, но и в повседневной жизни ребёнка посредством участия в общении с взрослыми членами семьи и выполнения специальных логопедических упражнений.
- регулярное выполнение домашних заданий;
- регулярное посещение логопедических уроков;
- ответственное выполнение предписаний логопеда;
- соблюдение рекомендаций врача, в том числе медикаментозного лечения;
- контролирование речи ребёнка.
В каком возрасте лучше обращаться за логопедической помощью
14 ноября отмечается Международный день логопеда. Праздник относительно молодой: год его рождения – 2004-й. Накануне мы встретились с учителем-логопедом детского сада «Тюльпан» корпорации «Тольяттиазот» Натальей Русовой и попросили рассказать о своей работе.
– Наталья Геннадьевна, логопед у некоторых людей ассоциируется с врачом. Это правильно?
– Нет, правильное сочетание – учитель-логопед. В переводе с греческого «логос» – это «слово», «пайдиа» – «обучение, воспитание», если литературно перевести, то логопедия – это наука обучения правильной речи. Логопеды – в первую очередь педагоги, хотя в институте, помимо специальных педагогических дисциплин, мы изучали невропатологию и различные виды психологии. То есть логопедия интегрирует знания медицины, психологии, педагогики.
В 30-е годы прошлого века в неврологических санаториях Москвы и Ленинграда впервые начали лечить заикание совместно неврологи и логопеды. Впоследствии открыли логопедические кабинеты при детских поликлиниках, чтобы заикающиеся дети, долечиваясь амбулаторно, занимались коррекцией речи со специалистом-педагогом. У меня есть знакомый юрист, который тоже считает логопедов врачами. Не скрою, приятно, хотя доктор лечит с помощью лекарств, а логопед исправляет дефекты с помощью связной речи.
– Когда стали появляться именно логопедические группы?
– Законодательно с 1975 года. Конечно, в столицах и областных центрах это происходило быстрее, в остальных городах – чуть позже.
Сейчас логопедические группы есть практически в каждом детском саду. И потребность в них не уменьшается, а растет год от года.
– Почему так происходит? Казалось бы, человечество постоянно развивается во всех направлениях, и дети должны с молоком матери впитывать этот прогресс.
– Сразу рождаться умненькими и с хорошей фразовой речью? К сожалению, это невозможно. Человек превратился в «гомо сапиенс», когда стал трудиться, прямо ходить и говорить. Поэтому у новорожденного есть только предпосылки к речевому развитию.
Причинами тяжелых нарушений речи является органическое поражение коры головного мозга плода во время беременности или в первые три года жизни ребенка. Согласитесь, будущие мамы переживают многочисленные стрессы, добавьте сюда изначальную слабость здоровья, курение, прием алкоголя, особенно в первый триместр беременности, когда закладываются все органы и системы будущего человечка. Усугубляется все это, если присоединяются инфекционные болезни матери, даже плохая экология может сыграть свою злую роль.
– Да, веселенький букетик вы нарисовали!
– Человечество развивается, но здоровее не становится. Тем более кора головного мозга, как исторически более позднее приобретение, очень уязвима для воздействия всех этих неблагоприятных факторов, которых становится все больше. Вот такой парадокс.
Но не все так плохо, как кажется на первый взгляд. Почему? Потому что нервная система у детей очень пластична и способна создавать новые нервные связи взамен разрушенных. Поэтому коррекция речевых недостатков в дошкольном возрасте и дает хороший результат.
– Давайте все же уточним, когда, в каком возрасте лучше обращаться за логопедической помощью?
– В онтогенезе (индивидуальном развитии) к трем годам у ребенка появляются развернутая фразовая речь и большинство звуков русского языка. Исключение составляют свистящие (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (л, р). В период с трех до пяти лет идет бурное речевое развитие: малыш по подражанию речи взрослых овладевает и этими сложными звуками. Так происходит у 60% детей. То есть неправильная речь до пятилетнего возраста считается физиологической нормой. Если на шестом году жизни сложные звуки в речи отсутствуют, искажаются или заменяются другими, то нужно обратиться к специалисту.
– То есть до пяти лет родители могут спать спокойно?
– Ну нельзя так утрировать! К году малыш должен говорить 10-12 лепетных слов типа «мама», «папа», «баба», «дай». Казалось бы, чего проще, но далеко не все детки овладевают этой первой речевой нормой. Внимательные родители всегда должны быть начеку. Если ребенок упорно молчит в год, в два, то, конечно, нужно бить тревогу, поговорить с участковым педиатром. Вспомните логопедические кабинеты в детских поликлиниках, туда и нужно обратиться.
В детский сад ребенок поступает в возрасте с двух до трех лет. Там уже за ним наблюдают логопед и психолог. И если дома малыш молчит, то в саду со сверстниками разговорится обязательно.
– Почему не все дети начинают лепетать в годик?
– Такая тенденция прослеживается на протяжении последнего десятилетия. Причина банальна: чтобы ребенок не мешал делать домашние дела, мама включает телевизор или дает ему сотовый телефон. Во многих семьях телевизор работает постоянно, создавая этакий шумно-веселый фон. И все… Речевое развитие вашего малыша замедляется.
– Можно с вами не согласиться? Ведь звучат речь, музыка, детские развивающие мультики тоже полезны.
– Ребенку нужно эмоционально общаться с родителями, глаза в глаза, он должен видеть четкую, даже специально утрированную, артикуляцию речевых звуков, чтобы подражать. Соответственно, и взрослые, разговаривая с малышом на этом этапе его жизни, просто обязаны говорить правильно, плавно, повторять короткие лепетные слова, понятные чаду.
Вспомните русские народные сказки, самые первые: «Репка», «Курочка Ряба». Там повторы обязательны и… эмоции. Как любят слушать их малыши, да еще по многу раз! Современные родители мало читают детям книжек, я это знаю не понаслышке. Проще включить телевизор.
– Наталья Геннадьевна, а как поставлена речевая работа в вашем детском саду?
– «Тюльпан» признан лучшим ведомственным детским садом в регионе. Один только штрих. У дошкольников наглядно-действенное мышление: чтобы понять и запомнить, они должны увидеть то, о чем рассказывает педагог. В нашем методическом кабинете очень много наглядных дидактических материалов на все лексические темы, большой выбор развивающих настольных игр и пособий по обучению грамоте. Причем игротека и библиотека постоянно пополняются. Поверьте, это дорогого стоит и очень помогает в работе. За что отдельное спасибо заведующей Ирине Красильниковой и методисту Ольге Верижниковой.
– А сколько лет вашему дошкольному учреждению?
– Детский сад существует 23 года, и с самого открытия там работают две логопедические группы для детей с ОНР.
– Что такое ОНР? Я слышала, есть ФФН, по-моему, так звучит?
– Правильно звучит и правильно слышали. Это два логопедических диагноза.
ОНР расшифровывается как общее недоразвитие речи, это – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей страдают все компоненты речевой системы (фонетико-фонематический, грамматический и лексический) при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Последнее уточнение крайне важно, потому что исправлением речи при сниженном слухе занимаются сурдопедагоги. А при поражении речевых центров в коре головного мозга страдает не только речь, но и все когнитивные (познавательные) процессы: восприятие, внимание, память и мышление, особенно словесно-логическое.
Известно, одна из функций речи – мыслительная, отсюда вывод: нарушается речь – замедляется интеллектуальное развитие. Более того, у таких детей часто сопутствующие неврологические диагнозы. Они эмоционально неустойчивы, быстро устают, отвлекаются, у них нарушены концентрация внимания и восприятие. Согласитесь, это тоже затрудняет коррекционную работу.
В речевую группу зачисляются дети-логопаты с диагнозом «ОНР третьего уровня» на два учебных года. Но все чаще направляют детей и со вторым, более тяжелым, уровнем недоразвития.
ФФН – легкое речевое нарушение, расшифровывается как фонетико-фонематическое недоразвитие. Здесь нарушается один компонент речевой системы, но очень заметный: звукопроизношение и восприятие фонем родного языка. Ребенок заменяет, искажает или пропускает свистящие, шипящие или сонорные звуки. Кроме того, при нормальном физическом слухе малыш не различает звуки речи, но достаточно года кропотливой работы, чтобы это исправить.
Важно все речевые нарушения скорректировать до начала школьного обучения. Иначе у детей будут большие проблемы по русскому языку, особенно при написании диктантов, сочинений, изложений. Если школьники искаженно говорят или не слышат фонемы, так же будут неправильно писать. Типичные речевые ошибки: пропуск букв при стечении согласных, перестановка, удвоение или пропуск слогов, слияние нескольких слов в одно. Помню, когда я училась в четвертом классе, учительница зачитала, как одноклассник подписал тетрадь: Карараева Игогоря. Класс хохотал пол-урока.
– Кстати, мне однажды пришлось помочь подруге и забрать ее дочку из садика, из речевой группы. Мальчишек там оказалось в два раза больше. Почему?
– Бытует мнение, что девочки – болтушки от природы, дескать, поэтому у них речь развита лучше. На самом деле полушария головного мозга развиваются по-разному в зависимости от пола. Левое полушарие осуществляет в основном речевую функцию и у девочек развивается быстрее, поэтому у них отмечается раннее речевое развитие. Кроме того, у них опять же раньше формируется межполушарное взаимодействие, что способствует лучшей компенсации мозговых повреждений. У мальчиков быстрее развивается правое полушарие, ответственное за зрительно-пространственный гнозис и праксис. Другими словами, они лучше ориентируются в пространстве, различают правую сторону и левую, следовательно – хорошо работают с разными видами конструктора. Видели бы вы, какие сложные постройки они сооружают!
– Какова роль родителей в исправлении речи?
– Вспомнила анекдот. Школьное собрание. Учительница обращается к одной родительнице со словами: «Ваш сын проглатывает окончания во всех словах. Надо что-то делать». Ответ мамы: «Знам, ругам!»
На мой взгляд, 50% успеха в коррекционной работе принадлежит… родителям. Мы работаем вместе: логопед, воспитатели и родители.
Психологи давно уже все типы родителей рассмотрели и классифицировали. Я из своей практики выделяю две группы: безразличные или, выражаясь современным сленгом, пофигисты, и соратники. Есть еще подгруппа – ведомые. Кем? Своими детьми.
Японская мудрость гласит: до 5 лет ребенок – царь, с 5 до 18 – раб, а затем – друг! Так вот, ведомые родители пропускают момент в воспитании, когда надо брать ребенка в ежовые рукавицы, чтобы из него получился друг по жизни, а не эгоист-потребитель, который потом их старость превратит в ад. Но ведомые иногда переходят в другие группы.
Безразличные всегда заняты: работой, учебой, поиском лучшей доли… Даже на собраниях такие родители ухитряются сидеть в своих гаджетах. Иногда они спрашивают меня: «Может, нам найти еще логопеда, чтобы по вечерам с ребенком дома занимался? Нам некогда это делать». Ну, уважаемые, если вы прямо или косвенно виноваты в проблемах развития своего чада и не хотите сами ему помочь… Можно вообще не занимать место в речевой группе, а уступить очередникам.
150-200 лет назад в дворянских семьях было много детей, которые подспудно раздражали и утомляли родителей, ведущих светский образ жизни. И тогда появилась мода: нанимать отпрыскам гувернеров, причем под благовидной целью – дать наследникам хорошее образование. Детей к таким родителям гувернеры приводили два раза в сутки – утром и вечером, чтобы те поцеловали и задали несколько вопросов. Иногда мне кажется, что та мода никуда не ушла, а видоизменилась. Судите сами: днем – детский сад, вечером – английский, подготовка к школе, а в выходные… к бабушкам. Хорошо еще, если в этом плотном графике находится место для физического развития ребенка.
Очень уважаю родителей-соратников. Вот они – наши настоящие помощники, такие же трудяги. Поясню на одном примере. Работа над правильным звукопроизношением проходит в три этапа: постановка, автоматизация и дифференциация, если нужна. Изолированно поставить звук опытному специалисту нетрудно. Но ребенок привык говорить без этого звука или нашел свой заменитель, и чтобы новый, правильный звук вошел в самостоятельную речь малыша, нужна долгая работа по автоматизации. Потому что этот процесс не всегда интересен детям: кому хочется много раз подряд повторять слова, предложения, рассказы и стихи, насыщенные автоматизируемым звуком? Тут нужно родителям проявлять чудеса воспитания: придумывать свои игры, рифмовки, создавать учебные ситуации, всячески заинтересовывать, в общем, делать все возможное и невозможное, чтобы малыш заговорил, правильно артикулируя все звуки.
Когда я студенткой была на практике, то в тетради домашних заданий прочитала: «Заниматься автоматизацией звука до посинения!» Логопед написал это красной ручкой и дважды подчеркнул. Тогда я удивилась такой, скажем, грубости педагога. Сейчас, в свете изложенного, и вам понятно, к каким родителям обращался учитель.
– Наталья Геннадьевна, поделитесь профессиональными секретами успешной работы.
– Да нет никаких секретов. Просто надо любить свою работу, любить детей, как своих собственных, и постоянно учиться. Потому что учитель до тех пор остается им, пока учится сам.
– Говорят, что педагоги – оптимисты по жизни, потому что заряжаются детской энергией.
– Насчет подзарядки. Вы заметили, как радуются маленькие дети? Буквально всему на свете: новой игрушке, маленькой конфетке, солнцу, цветам… Они готовы прыгать от радости, они смеются по любому поводу, они – оптимисты. Вот это и заряжает энергией, желанием помочь, научить, уберечь от ошибок, поддержать маленьких непосед и почемучек.
Недавно узнала, что детская радость научно объяснима. В головном мозге есть химическое вещество – дофамин. Это гормон безудержной радости, удовольствия и эйфории. Дофамин толкает нас на подвиги, безумства, открытия и свершения, высокий уровень этого гормона превращает в донкихотов и оптимистов. Напротив, если мы испытываем недостаток дофамина в организме, то становимся унылыми ипохондриками.
Так вот, именно в детстве организм вырабатывает огромное количество дофамина, ребенок просто купается в нем. Как здорово, правда?! К сожалению, с возрастом это проходит.
Хочется пожелать родителям и всем читателям: оставайтесь детьми в хорошем смысле этого слова. Радуйтесь вместе с ними, сопереживайте, помогайте во всем, любите их. Поверьте, они этого стоят!
Беседовала
Татьяна Иверская, «Вольный город», № 44 (1121) 11.11.16
– Да, веселенький букетик вы нарисовали!
Специализированная логопедическая коррекционная группа для детей с ОНР в детском саду
Автор:учитель – логопед, Клокова Светлана Вячеславовна, МБДОУ д/с.№ 39, г. Арзамас, Нижегородская область.
Описание:Статья рассказывает о том, что такое, специализированная логопедическая коррекционная группа для детей с общим недоразвитием речи. Как в не попасть. Какие необходим предоставить документы. Будет интересна родителям, педагогам дошкольных учреждений, логопедам.
Что делать, если ребёнка направляют в логопедическую коррекционную группу детского сада?
В наше время во многих городах есть в детских садах специализированные коррекционные логопедические группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи. К тяжёлым нарушениям речи относят общее недоразвитие речи заикание. Сегодня поговорим об общем недоразвитии речи (ОНР). Интеллект детей, имеющих это логопедическое заключение первично сохранен. Слух – не нарушен. Страдают все стороны речи: звуковая сторона, фонетика, лексика, грамматика, связная речь.
Родители к логопедической группе относятся по – разному. Если малыш очень плохо говорит (I, II уровень речевого развития), заметно отстаёт в речевом развитии от сверстников, и, если это благополучная семья, обычно родители рады, когда им предлагают место в коррекционной группе. Если же ребёнок говорит более – менее понятными фразами, пусть и аграмматичными, родители начинают сомневаться. Многим кажется, что ребёнок догонит сверстников в речевом развитии самостоятельно. А очень плохо говорящие дети в коррекционной группе, наоборот, спровоцируют торможение в речевом развитии. Кто же прав? Давайте разбираться вместе.
Логопедическая коррекционная группа – это отдельная группа для детей с тяжёлыми нарушениями речи. У меня группа с ОНР. Набираются в неё дети со всего города начиная с 4 лет на 3 года, с 5 лет – на 2 года. Количество детей – 15 человек. Речевое развитие – разное: от без речевых, до говорящих предложениями, но со стойкими аграмматизмами. Аграмматизм – это ошибки в грамматическом построении предложений, используемых ребёнком в активной речи, а также недопонимание грамматических конструкций при просьбе показать их на картинках. Так ребёнок затрудняется точно показать где стол, а где столы, чашка – чашки; где цветок, а где цветочек, стул – стульчик; где птичка летит под веткой, а где – над веткой; где собака бежит за мальчиком, а где мальчик бежит за собакой.
Направляет их в специализированную группу специальная психолого – медико – педагогическая комиссия (ПМПК). Мама приходит на обследование вместе с ребёнком и не покидает его в процессе общения его с членами комиссии. На ПМПК направляет детей логопед той организации, которую посещает ребёнок. Если малыш домашний, то он обследуется логопедом детской поликлиники, а затем направляется на ПМПК. В нашем городе комиссия ведёт набор в специализированные группы детей с общим недоразвитием речи обычно с марта по май. Дети начинают посещать её в зависимости от того, когда она откроется. Обычно с 1 сентября.
Бывает такое, что логопед не обследует детей 3 – 4 летнего возраста. В этом случае, Вам нужно побеспокоится самим, и, попросить логопеда обследовать Вашего малыша, чтобы не упустить возможность попасть в речевую группу на 3 года.
Какие документы нужно предоставить на ПМПК?
• Паспорт родителя (опекуна)
• Свидетельство о рождении ребёнка
• Заключения от специалистов: педиатра, окулиста, оториноларинголога, невропатолога, психиатра (по показанием)
Кто и какие занятия проводят с детьми коррекционной группы?
С детьми проводят занятия все специалисты детского сада: логопед, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по развитию физической культуры и воспитатели. Проходят усиленные, по сравнению с обычными группами детского сада занятия. Применяется комплексный подход в коррекции речи детей. Причём с логопедом дети занимаются как на индивидуальных (2 – 3 раза в неделю), так и на подгрупповых, фронтальных (4 раза в неделю). Воспитатель проводит свои занятия ежедневно, а вечером и в режимные моменты отрабатывает задания логопеда с детьми (общие и индивидуальные). Дети в коррекционной группе занимаются по специальной коррекционной программе. Мы занимаемся по коррекционной программе Нищевой Н. В. Программа значительно отличается от обычной программы детского сада, она направлена на всестороннее развитие детей с применением коррекционного обучения.
Благодаря специальной программе и усилию всех педагогов, наши дети уходят в школу подготовленными, с определённой базой знаний. Они умеют хорошо читать, писать, анализировать и синтезировать. Кроме того, много времени уделяется развитию связной, правильно оформленной в звуковом и грамматическом отношении речи.
Вывод.
И так, если у Вашего ребёнка логопедическое заключение: общее недоразвитие речи (I, II, III уровня речевого развития), и Вашего ребёнка направляют в специализированную логопедическую коррекционную группу для детей с общим недоразвитием речи, без сомнений соглашайтесь. Ребёнок от этого только выиграет. Без комплексного подхода (педагогических занятий, медикаментозного лечения, отработки домашних заданий с детьми родителями) невозможно преодолеть речевое нарушение, как общее недоразвитие речи. После проведённой коррекции дети уходят в общеобразовательные, а не специализированные школы.
С детьми проводят занятия все специалисты детского сада: логопед, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по развитию физической культуры и воспитатели. Проходят усиленные, по сравнению с обычными группами детского сада занятия. Применяется комплексный подход в коррекции речи детей. Причём с логопедом дети занимаются как на индивидуальных (2 – 3 раза в неделю), так и на подгрупповых, фронтальных (4 раза в неделю). Воспитатель проводит свои занятия ежедневно, а вечером и в режимные моменты отрабатывает задания логопеда с детьми (общие и индивидуальные). Дети в коррекционной группе занимаются по специальной коррекционной программе. Мы занимаемся по коррекционной программе Нищевой Н. В. Программа значительно отличается от обычной программы детского сада, она направлена на всестороннее развитие детей с применением коррекционного обучения.
Благодаря специальной программе и усилию всех педагогов, наши дети уходят в школу подготовленными, с определённой базой знаний. Они умеют хорошо читать, писать, анализировать и синтезировать. Кроме того, много времени уделяется развитию связной, правильно оформленной в звуковом и грамматическом отношении речи.
Логопедический пункт в детском саду. Что это такое?
16 Ноября 2016 12:11
Количество просмотров: 8827
В последнее время наблюдается увеличение числа детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и общим недоразвитием речи (ОНР). И по разным причинам не всем этим детям удаётся попасть в логопедические детские сады (логопедические группы). Поэтому получить помощь учителя-логопеда (далее логопед) они могут только в детских садах общеразвивающего вида (обычных детских садах).
В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), не имеющем в своем составе логопедических групп, коррекцию речи воспитанников проводит логопед в рамках логопедического пункта.
Если ваш ребёнок не попал в специализированный логопедический детский сад (логопедическую группу), а проблема неправильного произношения отдельных звуков очень вас волнуют, есть основание попасть на логопедический пункт, функционирующий в нашем детском саду. На его базе ведётся работа по своевременному выявлению и исправлению недостатков речевого развития детей.
Логопедический пункт (сокращённо «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребёнка в другую (специализированную) группу.
Каких детей берут на логопункт ДОУ?
В течение учебного года логопед проводит обследование речи детей от 4-х лет. По итогам обследования проводится отбор заданного количества детей-логопатов от 4, 5 лет и старше на следующий учебный год. Весной, в конце текущего учебного года, в ДОУ проводится психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК), по результатам которого утверждается списочный состав логопункта.
На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических садов, логопедических групп) речевыми нарушениями. На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очерёдность в зависимости от степени тяжести нарушения речи.
В первую очередь на логопедический пункт зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу, то есть ребята из подготовительной к школе группы, а так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году.
На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы.
Все остальные воспитанники ДОУ, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь. Дети более младшего возраста могут получить логопедическую помощь только в виде консультаций родителей (законных представителей) в специально отведённое для этого время.
С каким диагнозом (логопедическим заключением) можно попасть на логопункт ДОУ?
Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:
- нарушение произношения отдельных звуков – НПОЗ — (у детей с дислалией, дизартрией или стёртой формой дизартрии) — ФНР (фонетическое недоразвитие речи);
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стёртой формой дизартрии) — ФФНР;
- общее недоразвитие речи — ОНР — третьего уровня речевого развития (у детей с дизартрией или стёртой формой дизартрии) или НВОНР — нерезко выраженное общее недоразвитие речи.
В каком режиме проходят занятия на логопункте ДОУ?
Коррекционная работа с детьми, зачисленными на занятия, начинается с сентября месяца с углубленного обследования, согласно стандартному перспективному планированию и планированию индивидуальной работы и в соответствии со структурой речевого дефекта.
Фронтальные занятия (с группой детей) – не реже 1 раз в неделю, индивидуально-подгрупповые — 2 или 3 раза в неделю. Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия.
Как часто проводятся с вашим ребёнком индивидуальные занятия и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 10 до 20 минут.
Цель индивидуальных логопедических занятий — коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
В первую половину дня логопед работает 3-4 раза в неделю. Во вторую половину дня — 1-2 раза в неделю. Чаще всего во второй половине дня проводятся индивидуальные занятия и консультации с родителями.
Сколько детей зачисляется на логопункт ДОУ?
Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 20-25 человек.
Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться (от 3-х до 9-12 месяцев)
Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. На освободившееся место сразу же зачисляется другой ребёнок, стоящий на очереди.
Таким образом, логопункт в детском саду — это открытая и крайне подвижная система.
В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и специалистов детского сада.
Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью малыша.
Подготовила: Тарасенкова Ю.В., учитель-логопед
На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических садов, логопедических групп) речевыми нарушениями. На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очерёдность в зависимости от степени тяжести нарушения речи.