Не пора ли к логопеду?

Предварительный просмотр:

Не пора ли к логопеду за советом в детский сад!

«ЛЫБА» ГОВОРИТЬ РАЗРЕШАЕТСЯ!

До четырех с половиной – пяти лет неправильное произнесение звуков совершенно нормально для ребенка. Более того, он имеет право на «коверканье» слов. Потому что до этого возраста идет формирование звукового строя речи, и ребенок как бы пробует разные варианты звукопроизношения. Он может не так произносить шипящие звуки, у него может не быть звука «Р» или твердого «Л». К четырем – пяти годам произношение обычно самостоятельно выправляется, и помощь логопеда большинству детей бывает не нужна.

Но иногда (в последнее время все чаще) неумение правильно произносить звуки бывает вызвано у ребенка неврологическими проблемами. И вот тут уже плохая дикция обернется трудностями при письме и чтении. Если у вас именно этот случай, без помощи логопеда вам не обойтись.

Насторожиться и заподозрить, что с речью ребенка не все в порядке, родители должны при таких ошибках:

Малыш взаимозаменяет звуки. Одно дело, если вместо «шапка» он говорит «фапка» или как-то по-другому искажает слово,- это лишь неумение выговаривать звук «Ш». И совсем другое, если он не только говорит «сапка» вместо «шапка», но и «шобака» вместо «собака». Значит, он не слышит, не различает звуки «С» и «Ш», а потому взаимозаменяет их. Такие ошибки сами собой не исправляются. Поэтому не ждите, когда малыш подрастет, и даже если ему два года и он только заговорил, ведите его к логопеду.

Ребенок проглатывает слоги или, наоборот, добавляет лишние. И в два и даже в три года ему позволяется коверкать слова почти до неузнаваемости, но в «авторской версии» слово должно состоять из правильного количества слогов. Та же «шапка» может быть «шака», »сапа», «пака», но не «шап» или «шапака». Дети могут опускать или добавлять согласные звуки, но не гласные. Ведь гласные – это основа слова, та же ритмика. И нарушение слоговой структуры – сигнал, что ребенок не слышит ритма слова. Хотя при нормальном развитии эта функция формируется к двум – двум с половиной годам.

Ребенку больше трех с половиной лет, но он говорит вяло, как бы прожевывая слова. И в этом случае придется обращаться к логопеду за специальными упражнениями. Точно так же, как если он говорит в нос. Такой «прононс» не всегда связан с разросшимися аденоидами. Поставьте ложку или зеркальце к носу ребенка, и пусть он что-нибудь скажет. От дыхания зеркальце может слегка запотеть, но если оно запотеет чрезмерно, значит, струя воздуха идет через нос, а ведь наша речь предполагает ротовое дыхание, кроме произношения звуков «М», «Н».

Речь – одна из важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в с.

Зачем нужен специалист

Светлана вспоминает, что в детстве ходила к специалистам-логопедам и в специализированные детские сады — она не может чётко произносить мягкий звук «р» и звук «л». Но меры не помогли, и из-за речи пришлось вместо первого класса идти в «нулёвку» — на подготовительные занятия к школе. «Помогло только упорство моей мамы. Она медик и педагог по образованию, перелопатила много литературы и в итоге нашла методику, которая вернула многие звуки, — говорит Светлана. — Во взрослом возрасте я пробовала заниматься сама и с логопедом. Прогресса не было. Я забила».

По словам Светланы, какое-то время она пыталась избегать «неудачных» слогов в речи, делить слово на части или очень быстро проговаривать фразу, чтобы скрыть особенности речи. Но всё это отнимало слишком много времени. «Сейчас я особо не заморачиваюсь. Отношусь спокойно. Нужно повторить? Не проблема. Зато все узнают по интонации и не надо представляться», — говорит она.

В массовом представлении работа с логопедом нужна в первую очередь для того, чтобы привести звучание речи к условной «норме». В реальности она устроена сложнее, а цель её не только в «нормализации»: речевой аппарат — это система органов, и работа здесь тоже идёт системно. Специалист может работать с самыми разными ситуациями, и не всегда они касаются непосредственно звуков. Трудности, которые ребёнок испытывает в речи, могут привести уже к трудностям с чтением и письмом и, как следствие, в учёбе. Специалисты подчёркивают, что речь и мышление тесно связаны и отставание по сравнению с типичными для сверстников результатами в речи может повлиять и на мышление.

Директор центра «Территория речи» Татьяна Грузинова поясняет, что человеческая речь устроена сложно и нарушения могут встречаться на разном уровне. «Можно говорить о системных нарушениях речи — например, когда ребёнок её не понимает, не начинает говорить в соответствующем возрасте, либо у него есть серьёзные трудности с освоением грамматического строя речи, — говорит она. — А есть более простые и часто встречающиеся нарушения — произносительной стороны речи. То есть ребёнок в целом полноценно осваивает язык: строит фразы, выражая ими свои желания, мысли и чувства, — но вот техническая форма страдает. Это может распространяться от одного-двух звуков до полной каши во рту, когда окружающие с трудом понимают его».

Соответственно, задачи, которые решает логопед, не ограничиваются постановкой звуков: в разном возрасте специалист может работать с ребёнком над увеличением словарного запаса, лексикой и грамматикой, способностью анализировать информацию.

Задачи логопеда не ограничиваются постановкой звуков: специалист может работать с ребёнком над увеличением словарного запаса, лексикой и грамматикой

Татьяна Грузинова советует в каждом конкретном случае обращаться к специалисту, чтобы понять, насколько ребёнку действительно нужны занятия и помощь в вопросе. Тем не менее она отмечает, что общие ориентиры всё же существуют. Например, к двум годам ребёнок должен называть словами практически все предметы, с которыми часто сталкивается (даже если это будут так называемые лепетные слова вроде «мяу» и «би-би»). К трём годам, по словам Татьяны Грузиновой, ребёнок уже может просить и комментировать происходящее простыми фразами, при этом посторонние люди могут его не понимать. К специалисту имеет смысл обращаться, если у ребёнка это не получается или если даже близкие не могут разобрать отдельные его слова.

К четырём годам дети чаще всего учатся говорить разборчиво (но не обязательно чисто), к пяти произношение становится более чистым. По словам Татьяны Грузиновой, если в пять лет ребёнок всё-таки неверно произносит отдельные звуки, ему уже необходимы занятия со специалистом, на которых поставят произношение. В этом возрасте занятия должны дать устойчивый результат. «Кроме того, перед школой необходимо поставить все звуки и проверить, нет ли предпосылок для нарушения письма, проверить фонематический слух ребёнка — как он различает близкие звуки. И если трудности есть — подкорректировать».

«Трудности пройдут через все годы обучения ребёнка в школе, — предупреждает логопед-нейродефектолог Лидия Тарасова о возможных последствиях отказа от работы с логопедом. — Например, могут возникнуть нарушения письма, счета, нейродинамических и иногда мнестических процессов. Они затрудняют, задерживают, а иногда и искажают формирование речи, негативно влияют на общее развитие ребёнка. Серьёзный речевой дефицит без должной коррекции может ограничивать или делать невозможной будущую профессиональную реализацию ребёнка».

Взрослые люди также могут заниматься со специалистом-логопедом — например, если хотят скорректировать особенности речи, которые не получилось изменить в детстве. Другая возможная ситуация — если в речи возникают нарушения в связи с болезнью или травмой. «Что касается ситуации взрослых, у которых нарушения возникают вследствие травм, нарушений мозгового кровообращения (инсультов), инфекционных, нейродегенеративных заболеваний, логоневроза (заикание), то здесь работа над речью становится задачей целой команды специалистов: врачей, логопедов, психологов, эрготерапевтов. Должен работать и сам пациент, и его родственники — только в этом случае можно эффективно бороться с проблемой», — поясняет Лидия Тарасова.

Татьяна Грузинова отмечает, что, как правило, в работе логопедов есть специализация: «Ставить звуки умеют все логопеды, а вот работать с более серьёзными ситуациями, такими как потеря речи у взрослых (афазия), заикание, алалия (отсутствие или недостаточное развитие речи. — Прим. ред.) у детей, возьмётся логопед, имеющий соответствующую специализацию и опыт».

Татьяна Грузинова отмечает, что, как правило, в работе логопедов есть специализация: «Ставить звуки умеют все логопеды, а вот работать с более серьёзными ситуациями, такими как потеря речи у взрослых (афазия), заикание, алалия (отсутствие или недостаточное развитие речи. — Прим. ред.) у детей, возьмётся логопед, имеющий соответствующую специализацию и опыт».

Когда обращаться к логопеду: 14 причин для консультации со специалистом — логопедом по вопросам развития ребенка.

Многие родители осознают, что в дошкольном возрасте следует показать ребенка логопеду и узнать, соответствует ли его речь возрасту. Но часто откладывают этот визит, полагая, что со временем речь ребенка станет четче и лучше.

Что является причиной сходить с ребенком к логопеду? С какого возраста нужно обращаться к логопеду?

Причина 1. Если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета (звуков типа «кххх», «гыгы», «агу», «агы», затем повторяющихся слогов «диди», «гиги», «бубу», «тата»).

В таком случае, уже в год стоит обратиться к логопеду и получить индивидуальные рекомендации. Обязательно необходимо проконсультироваться с неврологом, неонатологом.

Причина 2. Если у ребенка в возрасте 2 -х лет слишком мало слов, еще нет фраз или ребенок совсем не говорит.

Причина 3. Если ребенок не говорит простые звуки или заменяет их другими (Например, «К» заменяет на «Т»).

Причина 4. Если ребенок до 3-х лет говорит на «своём» языке, причем много и активно, а понятных и простых слов почти нет.

Причина 5. Если ребенок все понимает, а говорить не хочет, «очень упрямый».

Причина 6. Если в возрасте 3-х лет вас хоть что-то настораживает в речи вашего ребенка. Вы сравниваете с речью сверстников и слышите разницу.

Не хочу пугать, но видимое родителям упрямство или лень могут оказаться моторными или сенсорными нарушениями. В случае выявления которых необходимо начать коррекционные занятия как можно раньше, чтобы помочь ребенку заговорить или разговориться.

Причина 7. Если в возрасте 4-х и 5-ти лет речь вашего ребенка нечеткая, смазанная, он невнятно говорит, не выговаривает, на ваш взгляд, многие звуки.

Причина 8. Если Ваш ребенок после 4-5 лет многие звуки говорит мягко: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»

Здесь могут быть 2 причины. В одном случае ребенку логопед выявит дизартрию, в другом случае, это могут быть психологические проблемы — так ребенок привлекает к себе Ваше внимание.

Причина 9. Ребенок старше 6-ти лет не произносит правильно какие-то звуки.

К этому возрасту у ребенка полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем быть не должно.

Причина 10. Ребенок начал говорить с запинками, повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается.

Причина 11. Ребенок старше 6 лет не может ответить на вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги.

Причина 12. Если у ребенка в школе проблемы с письмом. Чаще всего учителя это замечают во 2-3 классе.

Если вы заметили раньше срочно к логопеду! Возможно, у ребенка дисграфия или дефицит внимания, в последнем случае поможет психолог.

Причина 13. Если у ребенка даже после легкой травмы начались проблемы с письмом — срочно примите меры и обратитесь к невропатологу и логопеду.

Не хочу пугать, но это могут быть черепно-мозговая травма и другие сопутствующие диагнозы и симптомы.

Причина 14. Если в преддверии школы вы замечаете какие-либо трудности и не уверены, готов Ваш ребенок к школе или нет.

Не допустите наслоения школьных проблем на уже существующие. Еще есть время проконсультироваться с логопедом и исправить ситуацию.

Сегодня уже не обязательно ехать к логопеду домой или в детский кабинет, можно получить консультацию грамотного специалиста, не выходя из дома онлайн.

  • Специалист — логопед, детский психолог.
  • Закончила Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (специальность — логопедия, дополнительная специализация — практическая психология)
  • Опыт практической работы с детьми — более 10 лет
  • Имеет практический опыт помощи детям в роли логопеда и психолога в медицинском центре, детском центре под руководством известного нейропсихолога, доктора психологических наук, кандидата медицинских наук А. Н. Корнева, в развивающих центрах для детей в Санкт-Петербурге.

Когда пора вести ребенка к логопеду?

Речь малышей порой забавляет и умиляет. А ее дефекты многим родителям кажутся смешными и безобидными. «Голос Череповца» отправился к специалистам Череповецкого центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, чтобы узнать, нужно ли идти к логопеду с ребенком до трех лет и как методики раннего развития речи и «говорящие» игрушки воздействуют на эту самую речь?

Когда ни гугу. Учитель-логопед Елена Макарцева рассказала нам, когда и почему нужно обратиться к логопеду. Специалист обозначила семь основных причин.

1. Если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета.

«Лепетать он может по-разному. Это и «кххх», и «гыгы», «агу», «агы». Затем появляются слоги: «диди», «гиги», «бубу», «тата». Насторожиться надо, если малышу уже исполнился год, а у него так и не появились лепетные слова. Он не понимает обращенную речь и не выполняет хорошо знакомых действий с предметами по просьбе родителей, — говорит логопед. — Например, не поворачивает голову в ответ на вопросы: «Где папа? Баба?» А также не реагирует на свое имя».

Если после года малыш не произносит порядка 8 — 10 слов типа «кис-кис», «ням», это тоже повод проконсультироваться.

2. Если к двум — двум с половиной годам ребенок пользуется слишком маленьким запасом слов, не говорит фразами или совсем не говорит. Не понимает или плохо понимает обращенную к нему речь, не умеет выражать свои желания и цели простыми словами и выражениями.

«К двум с половиной годам, как правило, малыш уже произносит элементарные фразы, объединяя два-три слова. Например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал), — поясняет Елена Викторовна. — Если в этом возрасте ребенок хорошо понимает речь взрослых, обращенную к нему, но выразить свои желания может исключительно жестами, не может сформулировать простых фраз по типу «хочу кушать» или «хочу пить», необходимо посещение с ним невролога и логопеда».

3. До трех лет малыш молчал, а затем стал активно говорить. При этом изъясняется он на «своем» языке, где понятных и простых слов почти нет.

Кроме того, если к трем годам у ребенка сохраняется повышенное слюноотделение: «Во время говорения текут слюни, а малыш их не сглатывает, не может выполнить простые движения органами артикуляции. Например, высунуть язык или удержать губы в улыбке пять секунд».

4. Если ребенок все понимает, а говорить не хочет. «Просто очень упрямый», — успокаивают себя родители.

5. Если малыш «захлебывается» речью, торопится высказать свои мысли.

«Это происходит, когда выдоха не хватает на фразу и ребенок добирает воздух посреди слова. В результате мы слышим обрывки слов, переходящие в набор гласных, темп речи очень быстрый, ребенок судорожно вдыхает, пытаясь высказать свою мысль».

6. Если ребенок не стремится к общению со сверстниками и взрослыми, к совместной предметно-практической деятельности, не интересуется окружающим. Играет один или участвует только в «неречевых» играх, неохотно отвечает на вопросы взрослого, старается ответить жестами.

7. Если ребенок сильно говорит «в нос». Гнусавость, или, как это называется, сильная назализация голоса, также является поводом идти к логопеду.


«Говорящие» игрушки. Нам стало интересно, будет ли эффект опережающего развития, если к ребенку с нормально развивающейся речью применить методику, нацеленную на преодоление отстающего речевого развития. На этот вопрос нам ответила Анна Шалкина, учитель-дефектолог Череповецкого центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи:

— Необходимо помнить о том, что каждый ребенок развивается в собственном темпе, по своей образовательной траектории. Опережающее развитие свойственно, как правило, более одаренным детям. Таким образом, использование методик, направленных на преодоление отстающего речевого развития, для обучения нормально развивающихся детей вряд ли будет способствовать опережающему развитию, это может лишь помочь ребенку более полно усвоить нормы родного языка. Любые занятия по определенной методике лучше начинать после предварительной консультации со специалистом.

— Есть тенденция обучать ребенка первым словам с помощью «говорящих» игрушек. Насколько это полезно?

— «Говорящие» игрушки, несомненно, дают нужную эмоциональную нагрузку. Они способны заинтересовать ребенка, оказать помощь в обучении, воспитании, развитии — в частности, развиваются слуховое восприятие, мелкая моторика, мышление, память, — говорит Анна Николаевна. — Однако они чаще интересны ребенку лишь недолгое время. Дети не играют с ними, а изучают функции. Отчасти подобные игрушки несколько тормозят творческий потенциал детей, мешают развитию коммуникативных навыков. Изучив возможности одной игрушки, ребенок требует у родителей еще одну, а когда мама с папой покупают обычную куклу, машинку, мягкую игрушку, ему они не нравятся. Малыш уже привык к «самостоятельным» игрушкам, которые его развлекают разными способами. А тут машинку нужно катать, представлять, как она мигает фарами и т. д.

6. Если ребенок не стремится к общению со сверстниками и взрослыми, к совместной предметно-практической деятельности, не интересуется окружающим. Играет один или участвует только в «неречевых» играх, неохотно отвечает на вопросы взрослого, старается ответить жестами.

Как развивается речь ребёнка от года до семи лет?

Когда мы говорим о том, что ребёнок должен или не должен уметь в том или ином возрасте, то ориентируемся на понятие «нормы», которое так часто повергает современных родителей в беспокойство. С одной стороны, их страх, что ребёнок не впишется в установленные рамки нормального развития, оправдан. Именно норма определяет, готов ли ребёнок к школе и его дальнейшие успехи. Но само понятие нормы довольно размыто, а исключения из неё встречаются довольно часто.

У каждого есть история про знакомого ребёнка, который не говорил до трёх лет, а затем выпалил целое предложение за ужином, испугав всю семью и невероятно осчастливив маму.

Речевое развитие очень индивидуально, и до трёх лет мы всегда даём ребёнку время разговориться. Если, конечно, у него в порядке артикуляционный аппарат и задержка речевого развития — не следствие других заболеваний и травм.

Речь здорового ребёнка должна развиваться с учётом таких этапов (плюс-минус полгода для каждого указанного возраста)

  • 1 год — в пассивном словаре 10-20 слов (он их понимает и может показать или хотя бы посмотреть на названный предмет). В активном словаре — около пяти или десяти коротких слов.
  • 2 года — активный словарь увеличивается до 100-300 слов, в речи появляются простые короткие предложения-словосочетания «дай китю», «хочу игрушку», «киса сидит».
  • 3 года — в активном словаре около 1000 слов, при этом ребёнок может дать адекватный ответ на вопрос.
  • 4 года — может правильно повторить слово из четырёх слогов за взрослым, освоил понятия «большой-маленький», «много-мало».
  • 5 лет — может повторить предложение из девяти слов. Оперирует понятиями «сегодня», «завтра», «вчера» — для согласования времён и структурирования речи.
  • 6 лет — в активном словаре более 2 000 слов. В этом возрасте можно учить его составлять рассказ по картинке — к первому классу как раз пригодится.
  • 7 лет — активный словарь более 3 000 слов, у ребёнка сформирована связная речь, он может пересказать прочитанный рассказ или услышанную историю.

Из этих норм формируются требования к речевому развитию при поступлении в школу.

К сожалению, часто родители до такой степени боятся проблем собственного ребёнка, что просто отказываются признаться в них самим себе и не слышат рекомендаций специалистов. Бывает, что у ребёнка все признаки задержки психического развития, но мама не хочет в это верить. Соответственно, она не предпринимает нужных шагов, чтобы вовремя взять ситуацию под контроль. Чем раньше проблема обнаружится, тем больше шансов эффективно с ней работать.

Как понять нужен ли вашему ребенку логопед

Маленькие дети искажают произношение слов, по-разному коверкают их, и до какого-то возраста это нормально. Отличить вариант нормы от дефекта речи неподготовленным родителям бывает непросто.

Проблемы с речью тянут за собою отставание в общем развитии, ведь речь является его основой. Нередка ситуация, когда родители спохватываются, что пора бежать к логопеду, только после разговора с воспитателем в детском саду или с учителем младших классов. В статье предложено несколько способов, как понять нужен ли логопед ребенку, или несовершенства его речи пройдут по мере взросления.


Маленькие дети искажают произношение слов, по-разному коверкают их, и до какого-то возраста это нормально. Отличить вариант нормы от дефекта речи неподготовленным родителям бывает непросто.

Когда пора к логопеду

Рекомендуется первое посещение логопеда осуществить, когда ребенку исполнится четыре года. В этом возрасте малыш уже должен хорошо освоить произношение и чисто поизносить почти все звуки. Поход к логопеду обязателен, так как правильное произношение поможет ребенку легче освоить чтение и письмо.

В случае, когда специалист считает, что у малыша присутствуют отклонения от принятой нормы, он должен назначить упражнения, которые помогут устранить данные дефекты речи у ребенка. Бывает, что ребенок неверно произносит некоторые звуки из-за неправильного прикуса. В этом случае ребенка направят к ортодонтологу.

Не паникуйте из-за наличия у ребенка дефектов речи, главное во время обратиться к специалисту. Например, за консультацией к логопеду можно обратиться, когда малышу будет еще два годика. Такая подстраховка поможет определить возможные отклонения от нормы у малыша. Логопед подскажет, какие методы обучения речи подходят вашему ребенку.

Обычно дети не открывают родителям свои внутренние секреты или забывают о пережитых стрессовых случаях. Так мозг ребенка защищает психику от волнений, опасных для нервной системы ребенка. Не переживайте, опытный врач определит точную причину таких нарушений речи ребенка. А главное поможет своевременно вылечить заикание.

А не пора ли к логопеду?

А НЕ ПОРА ЛИ К ЛОГОПЕДУ?

По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и нарушения, требующие специального обучения в речевых группах специализированных детских садов.

Сразу скажем, что своевременно не исправленные недостатки произношения звуков и дефекты речи, которые появились в детском возрасте, могут остаться с человеком на всю жизнь. В дальнейшем это может помешать обучению человека, препятствовать его карьерному росту и даже наложить негативный отпечаток на его личную жизнь. Пускать на самотек развитие детский речи нельзя, говорят в один голос специалисты. Родители должны приложить достаточно усилий, чтобы она развивалась без задержек. Взрослые просто обязаны вовремя заметить детские проблемы в этой области. Ведь от этого будут зависеть дальнейшие успехи малыша в усвоении предметов школьной программы и вся его дальнейшая жизнь. Надеяться на чудо и ждать, что детские нарушения речи пройдут сами по себе с возрастом, не стоит. Как только Вы заметили у своего ребенка какие-либо дефекты произношения, поспешите на прием к логопеду.

Обратиться к врачам не поздно в любом возрасте. Однако дефекты речи лучше всего исправлять в дошкольном возрасте. Это поможет избежать проблем в будущем. Затягивание здесь неуместно.

Главная задача родителей сделать все возможное, чтобы выявить при помощи специалистов в этой области речевую патологию и провести своевременную коррекцию дефектов, а также профилактику речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста на ранних стадиях.

Рекомендуется первое посещение логопеда в возрасте пяти лет. К этому времени ребенок должен освоить произношение в целом и чисто произносить все звуки.

Нарушения речи многообразны, они проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Основными формами коррекционной работы

учителя-логопеда с детьми являются:

– индивидуальные занятия (после обследования речи детей составляется индивидуальный план коррекционной работы с каждым ребенком, который реализуется на данных занятиях);

На занятиях учителя-логопеда решаются задачи по развитию связной речи, грамматического строя, фонематического слуха у детей, коррекции нарушений звукопроизношения, а также развитию обще речевых навыков: артикуляции, речевого дыхания, силы голоса; уделяется внимание развитию логики, внимания и памяти.

Все занятия проходят в игровой форме с использованием современных приемов и методов логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Как нельзя разговаривать с малышом и как нужно говорить с ребенком

В любом возрасте дети активно подражают речи взрослого, поэтому, если вы будете говорить неправильно, ваш малыш будет усваивать неправильную речь. Чтобы этого не произошло, важно помнить про три «золотых нельзя»:
Нельзя искажать слова, подражать детскому произношению и «сюсюкать».
Нужно:
Разговаривая с малышом, следите, чтобы ваша речь была четкой и выразительной, грамотной, простой, ясной.
Нельзя допускать, чтобы ребенок обозначал окружающие предметы звукопроизношениями.
Например: ребенка спрашивают: «Кто это?» – показывая на собаку, а он отвечает «гав-гав».
Нужно:
Если ребенок плохо говорит, или не говорит пока, то можно воспользоваться следующей схемой:
не спрашивайте и не настаивайте, чтобы ребенок произнес слово → попросите ребенка показать на тот предмет, который вы называете → и только потом объясните «как звучит» или «как говорит».

Как сформировать грамотную речь

    Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь над ребенком, то обидите его, и ребенок может потерять к вам доверие. Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и так далее). Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте ребенку полезные поручения. Благодарите ребенка за помощь. Для развития речи очень важно не только развивать произносительные навыки, но и совершенствовать умение ребенка понимать смысл речи не только в определенной ситуации, но и вне ее. По дороге или придя домой, обсуждайте с малышом то, как прошел его день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты. Помните о том, что слушая вашу речь, ребенок впитывает информацию об окружающем мире. Поэтому стилем вашего общения с ребенком должно стать не просто обозначение какого-то явления или предмета, а детальное его описание. Например, ребенку недостаточно просто сказать «Вон летит ворона». Ему нужны «комментарии» к этой вороне. Примерно вот так: «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать». Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу.

Сразу скажем, что своевременно не исправленные недостатки произношения звуков и дефекты речи, которые появились в детском возрасте, могут остаться с человеком на всю жизнь. В дальнейшем это может помешать обучению человека, препятствовать его карьерному росту и даже наложить негативный отпечаток на его личную жизнь. Пускать на самотек развитие детский речи нельзя, говорят в один голос специалисты. Родители должны приложить достаточно усилий, чтобы она развивалась без задержек. Взрослые просто обязаны вовремя заметить детские проблемы в этой области. Ведь от этого будут зависеть дальнейшие успехи малыша в усвоении предметов школьной программы и вся его дальнейшая жизнь. Надеяться на чудо и ждать, что детские нарушения речи пройдут сами по себе с возрастом, не стоит. Как только Вы заметили у своего ребенка какие-либо дефекты произношения, поспешите на прием к логопеду.

Примерно к 2-2,5 годам, как правило, происходит словарный взрыв – малыш начинает повторять или пытаться повторить все слова, которые ему называют. Словарный запас значительно расширяется, он уже в состоянии назвать свое имя, может отвечать на простые вопросы и по просьбе называть знакомые ему предметы.

Родители часто сами способствуют задержке речи ребенка: когда нужно обращаться к логопеду?

468 23.05.2019 05:21 Фото носит иллюстративный характер. Источник: http://umnichkitula.ru

– Что такое логопедический массаж и для чего он нужен?

2. Могут ли родители сами определить, правильно ли развивается речь у малыша?

Существует много признаков и норм для определения развития речи. Детки в течение нескольких лет овладевают правильной речью. Для каждого возраста есть своя норма. К первому году жизни нормально развивающийся малыш употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции и жесты («где мама?», «дай ручку», «нельзя»).

К двум годам ребенок использует простые предложения из двух-трех слов, понимает и выполняет двухступенчатую инструкцию («садись на стул и принеси игрушку»), словарный запас минимум 50 слов. Правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г. Если к 2,5 года у ребенка не формируется элементарной фразовой речи – значит, темп его речевого развития отстает от нормы.

В речи трехлетнего малыша начинает формироваться умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда). К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных.

В речи четырехлетнего ребенка начинают встречаться сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько). Осваиваются свистящие звуки (с, з, ц), а также ы, э, несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5–5,5 года.

К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экспедитор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи.

Если речь ребенка значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Часто родители привыкают к неправильной речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если он единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем регулярно – с профилактической целью. Если же лепет у Вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью необходимо раньше.

– нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.

Когда пора идти к логопеду?

Последнее изменение 12.03.2017

Речь – один из основных инструментов, позволяющих вашему ребенку адаптироваться в социуме, усваивать знания и умения. Речевое недоразвитие может нанести психологический вред ребенку из-за недостатка общения и понимания с окружающими. Многие проблемы с речью у детей помогает разрешить логопед.

Логопедия – это область педагогической науки, изучающая причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности и методы коррекционного воздействия. Квалифицированный логопед работает в постоянном сотрудничестве с другими специалистами – детским невропатологом, психологом, педиатром, потому что важно понимать всю картину развития ребенка.

Многие привыкли считать, что к логопеду бесполезно идти до трех лет или что речь исправится сама собой к пяти годам. Это не так. При появлении любых сомнений родителям обязательно нужно идти к специалисту, а не ждать 3-х лет.

Если ваша кроха в младенчестве не лепечет сам себе, не гулит, то есть не радует вас звуками, такими как, например: агу, абу, гы, бу или слогами (бубубу, папапа, татата и т.д.), стоит пойти к логопеду уже в год.

Бывает так, что в 1,5-2 года ребенок отказывается произносить какие-либо понятные слова (мама, папа, киса, пить), но активно общается на «своем» языке, который с трудом понимаете даже вы – идите к специалисту.

Отправляйтесь к логопеду, если ваш малыш в возрасте от 1,5 лет до 3-х все понимает, но предпочитает общаться жестами и «мычанием». Чаще всего эти признаки ничего не означают, но могут быть и симптомами алалии (отсутствие или недоразвитие речи при слухе и интеллекте в пределах нормы).

Не ждите подходящего времени, если ваше чадо не может произнести отдельные буквы или заменяет их другими ( «к» на «т» ), смягчает, пришепетывает, грассирует или как-то иначе искажает слова — идите к логопеду. Чем раньше вы отреагируете, тем проще и эффективнее будут способы устранения негативных моментов.

Конечно, в большинстве случаев речевые нарушения тесно связаны с психическими и нервно-психологическими расстройствами, поэтому необходима тщательная диагностика. Квалифицированный логопед будет работать над проблемой лишь после обследования у детского невролога.

Даже если невролог не нашел никаких нарушений, а речь вашего ребенка отличается от речи его сверстников не в лучшую сторону, не стоит ждать, когда все «само придет», потому что исправлять недостатки речи будет куда сложнее.

Логопед на занятиях будет делать маленькому пациенту массаж языка, работать с зондами и делать упражнения на артикуляцию в зависимости от проблем. Специалист может использовать техники, развивающие понимание речи у малыша, пространственное представление и сенсомоторные навыки, фонематику. Занятия с логопедом позволят вашему ребенку расширить словарный запас, улучшить память, внимание, мышление.

Логопед объяснит и вам, как заниматься со своим чадом (отрабатывать звуки, делать артикуляционную гимнастику), чтобы ускорить и повысить результат.

Помогать своему крохе формировать речь вы можете с самого рождения, как только он начнет произносить первые звуки, повторяя за ним и стараясь как можно больше разговаривать с ним. Как только малыш начнет говорить первые слова, не сюсюкайте, не коверкайте слов от переполняющей вас нежности, проговаривайте все четко и правильно, дети впитывают все, как губка. Необходимо расшифровывать ребенку сказанные им слова, например, когда он говорит «би-би», похвалите и добавьте, что «да, это машина».

Проговаривайте все, что вас окружает и совершаемые действия, цвет и форму предметов.

Если вы пользуетесь соской, постарайтесь избавиться от нее до 2-х лет, иначе крохе точно понадобится помощь логопеда.

Речь ребенка неустанно развивается, поэтому, начиная с 3-х лет, необходимы плановые посещения логопеда — раз в год, даже если ваш ребенок находится в рамках возрастных норм. Дефекты речи не всегда уловимы для уха и очевидны, специалист поможет их выявить и устранить.

Красивая и правильно построенная речь станет одним из гарантов успеха во всех сферах жизни вашего ребенка, поэтому отнеситесь с вниманием и заботой ко всем этапам и сложностям ее развития.

Даже если невролог не нашел никаких нарушений, а речь вашего ребенка отличается от речи его сверстников не в лучшую сторону, не стоит ждать, когда все «само придет», потому что исправлять недостатки речи будет куда сложнее.

“Детей с нарушениями речи становится все больше”. Интервью с логопедом, Ч1

Доброго дня! Спасибо, что заглянули на канал “Растем вместе” . Меня зовут Света, и сегодня я беру интервью у практикующего логопеда, психолога и нейродефектолога – Елены Малышевой. Говорить будем о детях, развитии речи и о том, когда пора идти к логопеду.

В одну статью все поместить не удалось, поэтому, подписывайтесь на канал , если хотите узнать продолжение.

1. Расскажи, пожалуйста, простыми словами, кто такой логопед?

Ну, если говорить языком обывателя, то логопед – это специалист, который занимается различными нарушениями речи.

2. Всем ли детям нужен логопед?

Конечно же, не всем детям нужен логопед. Но, практически всем родителям нужна консультация такого специалиста. Хотя бы какая-то разовая оценка.

3. Есть ли какие-то нормы и стандарты, по которым логопеды оценивают ребенка? То есть, хорошо он говорит или плохо, развит по возрасту или может недостаточно развит для своего возраста?

Да, конечно. Но тут как раз возникает большая проблема. Современные дети очень сильно отличаются от советской нормы. Например, от той, как оценивали нас в садике или в школе.

Нормы изменились. В нашем с тобой детстве, ребенок к полутора годам должен был говорить не менее 100 слов. Сейчас мы, конечно, оцениваем детей по-другому. Мы смотрим, что если к двум годам у ребенка есть простая фраза – это подлежащее и сказуемое. Например, «мама идем/ мама дём», «мама дай», «мама пить». То уже все не так плохо. По крайней мере, мы видим, что речь развивается.

4. Получается, что стандарты снижаются?

К сожалению, как показывает практика, детей с нарушениями речи становится все больше и больше. И эти нарушения становятся полиморфными.

5. Полиморфными – это что?

Это когда нарушение не в одной сфере, а в нескольких. Например, нарушение восприятия вкуса, тактильные нарушения. Бывает, что ребенок не может, например, пену взять в руки, его прям трясет всего. Или поставил маленькое пятнышко на одежду и может до истерики дойти: «Мама, срочно переодень!». Это все усложняет нашу логопедическую работу.

6. Лен, расскажи, а когда нужно идти к логопеду?

Я за то, чтобы все было по запросу. Родители должны созреть до посещения специалиста. Ну и как только маму что-то за беспокоило, то стоит обратиться к логопеду.

Наверное, основной критерий будет, это если мама/папа понимают речь ребенка, а окружающие не может дифференцировать, то есть, понять, что ребенок говорит. Это будет основной такой сигнальчик. Честно, я за то, чтобы логопед смотрел детей в возрасте 2-3 лет. Чтобы родители с ребенком пришли на разовую консультацию, и специалист мог отследить, правильно ли идут все этапы развития. И подсказать маме, где что-то надо простимулировать или наоборот убавить.

7. Правильно я понимаю, что если родителей ничего не беспокоит, то достаточно в 2-3 года прийти к логопеду и он скажет правильно ли развивается ребенок?

Тут может быть несколько специалистов, не только логопед. Это может быть невролог: пришли к нему, он оценил. Я за то, чтобы родители показывали ребенка другим специалистам. Почему? Потому что сама, как мама я знаю этот «замыленнный глаз», когда твой ребенок он самый прекрасный и красивый. И легко самому не заметить проблему на начальном этапе.

Спасибо за интервью Елене Малышевой (ссылка на Инстаграм логопеда ТУТ ), а также развивающему центру “Я+” за возможность пообщаться со специалистами.

В следующей части вы узнаете, через сколько времени можно ждать результата от занятий, как выбрать специалиста и помогают ли групповые логопедические занятия. А если не хотите ждать, смотрите полное видео интервью.

Если у вас есть дополнительные вопросы Елене, пишите их в комментариях, она обещала ответить на все.

А ваш ребенок в два года говорил фразу?

Если у вас есть дополнительные вопросы Елене, пишите их в комментариях, она обещала ответить на все.

В развитии речи важно не упустить золотое время

В каких случаях ребенку нужна помощь логопеда? Какой возраст оптимален для обращения к специалисту и постановки сложных звуков?

В каких случаях ребенку нужна помощь логопеда? Какой возраст оптимален для обращения к специалисту и постановки сложных звуков? Как родители могут помочь в развитии речи? На эти и другие вопросы читателей «Ю-мамы» отвечает Дениза Раисовна, логопед медико-оздоровительного центр «Мамин клуб».

—Как узнать, требуется ли конкретному ребенку помощь логопеда? Перечислите основные ситуации, которые являются поводом для обращения к специалисту.

— Как правило, внимательные мамы сами замечают, если с ребенком что-то не так. Возрастные нормы относительны, поэтому не стоит сравнивать своего малыша с другими детьми. Но наблюдательными быть нужно. Назову некоторые моменты, которые однозначно должны насторожить родителей и заставить их как можно раньше обратиться к логопеду.

* Обязательно нужно показаться специалисту уже в возрасте двух лет, если были отклонения в течении беременности и родов. Когда головной мозг плода или младенца испытывает гипоксию, могут пострадать и речевые центры.

* Не менее важное показание — отклонения в строении речевого аппарата. К примеру, короткая уздечка, слабость мышц языка, саливация (обильное течение слюнок), неподвижный или мало подвижный корень языка, неправильный прикус и т.д.

* Почти наверняка есть проблемы с речью, если ребенок не гулит в младенчестве, если к году не произносит даже примитивные слова: «мама», «папа», если в его попытках обратиться к вам вы не чувствуете разных интонаций.

* Если ребёнок в возрасте двух-трех лет так и не заговорил, пользуется только звукоподражанием — это однозначно речевая задержка, необходимо обратиться к специалисту. Так же, если к 3-3.5 годам не сформированы предложения и активный словарный запас, ребенок только односложно отвечает на вопросы взрослых.

— Что делать, если ребенок отстает от возрастных норм? Как родителям реагировать на диагнозы?

— В первую очередь, не паниковать. Каждый ребёнок индивидуален, кто-то начинает говорить чуть раньше, кто-то — чуть позже. К примеру, бывают детки, которые все понимают, но молчат до двух лет, накапливают словарный запас, а потом начинают говорить полно и связно, бывает, даже лучше сверстников.

Но думать, что всё придёт само со временем, и сидеть сложа руки в ожидании такого благополучного исхода тоже не стоит. Если впоследствии выяснится, что у ребенка все-таки есть какие-то проблемы, то лучшее время для их устранения и формирования будет уже упущено.

— Всё-таки, с какого возраста есть смысл заниматься с логопедом, в частности, ставить сложные звуки? Многие говорят, что до пяти лет в этом нет смысла.

— Действительно, если ребёнок в целом развивается нормально, то до пяти лет какие-то небольшие отклонения не пугают родителей. Они ждут, что ребенок со временем сам начнет выговаривать соноры, шипящие и свистящие. Бывает и так. Но порой к школе ребёнок приходит с задержкой речевого развития, не сформированным фонематическим слухом. Чувствуя, что говорит неправильно, он может начать стесняться и замыкаться, особенно, если сверстники его не понимают, дразнят.

Более того, до пяти лет ребенок все впитывает как губка, ему куда легче усваивать новое. Важно не упустить это золотое время.

Поэтому на вопрос, в каком возрасте обращаться к логопеду, я отвечу: в любом! Моим самым маленьким клиентам всего один год и три месяца. В особенности важно рано начать коррекцию, если есть грубые нарушения, о которых мы говорили выше.

— Наша читательница задает вопрос. Ребенку четыре с половиной года. Когда говорит медленно и старается, речь — разборчивая. Но если торопится, то многие звуки глотает или заменяет на другие. На занятиях малышу трудно усидеть на месте, он постоянно бегает и прыгает. Есть ли смыл продолжать работу с логопедом в этом возрасте или лучше отложить?

— Если в четыре с половиной года ребёнку сложно, то дальше может стать ещё сложнее, поэтому нельзя терять время. Очевидно, что дети до пяти лет менее усидчивые. Зато это сензитивный период, когда можно достичь наилучших результатов. Разумеется, занятия должны быть адаптированы к возрасту ребенка, состоять из разнообразной игровой, в том числе двигательной активности. В игре можно заложить многое для правильного произношения и восприятия.

Я сталкивалась с тем, что родители жалуются: «Мой ребёнок не усидчивый, он ни за что не выдержит сорок минут на занятии». А потом удивляются, когда их любимое дитя не хочет уходить даже после часа, проведенного с логопедом.

— Как вам это удается?

— Интересно подобранный дидактический материал, смена деятельности, доброжелательная атмосфера.

— Расскажите подробнее, как проходят занятия логопеда в «Мамином клубе»?

— В первую очередь мы ориентируемся на комплексный подход к развитию ребенка. Логопед — отнюдь не узкопрофильный специалист, который занимается постановкой звуков. Основа моих занятий — это общий массаж и массаж речевого аппарата, пальчиковая, дыхательная, мимическая и артикуляционная гимнастика, а также развитие фонематического слуха.

Игровой материал я подбираю, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

Деткам, особенно маленьким или гиперактивным, нужна постоянная смена деятельности. К примеру, сначала массаж речевой зоны, потом полепить из пластилина, чтобы получить пусть небольшой, но результат. Потом попрыгать, сделать дыхательную гимнастику. Потом почитать и пересказать сказку. На протяжении всего занятия автоматизируется определенный звук. После каждого действия я стараюсь хвалить ребенка: «Молодец, ты справился!» Переживание ситуации успеха мотивирует его на то, чтобы работать дальше.

А вообще, самое главное, как мне кажется, — любить ребёнка, всецело его принимать, искренне желать помочь ему. Когда ребёнок пришёл ко мне, это уже не только ребёнок мамы и папы, но и немножко мой ребенок.

— Вы упомянули массаж. Какую связь он имеет с логопедическими проблемами?

— Самую прямую! Массаж — это отличный способ пробудить весь организм, привести его в хорошую физическую форму. Причем в массаже нуждаются не только малыши, но и школьники с речевыми проблемами. Также полезны любые водные процедуры — обливания, занятия в бассейне. Благодаря им детки становятся спокойнее, снимается повышенный мышечный тонус, а результаты логопедической работы заметно улучшаются.

В «Мамином клубе» работает прекрасный массажист, открыт бассейн для деток с рождения до пяти лет. Мы рекомендуем обязательно сочетать занятия по развитию речи с этими общеукрепляющими процедурами.

Непосредственно на своих занятиях я также провожу массаж речевых зон. Он позволяет отлично подготовить губки, щечки и язычок к тому, чтобы правильно произносить звуки.

— Как родители со своей стороны могут помочь ребенку с нарушениями речи? Зависит ли результат работы специалиста от участия в процессе мам и пап?

— Помощь родителей очень важна. Зачастую родители приводят ребенка на занятия в центр только два-три раза в неделю, а в идеале нужно заниматься каждый день, поэтому мы даем детям домашние задания. Если родители добросовестно и регулярно выполняют с ребенком все упражнения, то результат гарантирован.

Важно создать для ребенка комфортные условия и благоприятный настрой на успешное занятие. Он должен получать удовольствие от своих побед, от своего результата. Родителям необходимо подбадривать, поощрять любознательность и усердие, потому что дети с радостью стараются повторить ситуации успеха.

Для создания спокойной атмосферы важно, чтобы и сами родители были терпеливы и заинтересованы.

— Появились ли в последние годы какие-то новые методы решения логопедических проблем?

— Все новое — это хорошо забытое старое. Казалось бы, новые направления существуют. К примеру, сказкотерапия, пескотерапия. Но на самом деле подобные приемы использовались с незапамятных времён, просто не было таких красивых терминов. Во все времена детям рассказывали сказки, разными способами развивали мелкую моторику.

Некоторые родители склонны доверять методам нетрадиционной медицины. К примеру, иглоукалывание по су-джок. Конечно, можно пробовать что-то нестандартное, но нужно понимать, что чудодейственных средств не существует. Поэтому полагаться исключительно на одну методику нельзя. Всегда необходим комплекс разноплановых мер. В случае тяжелых нарушений его неизбежно придется дополнять медикаментозными средствами.

— Вернемся к вопросам наших читателей. Можно ли рассчитывать, что горловой «р» постепенно сменится на правильный звук?

— Такого не бывает. Если ребёнок заменяет «р» на «л», еще может произойти самопроизвольная коррекция. Но если «р» — горловой — работает спинка языка. Без помощи логопеда это не исправить.

— Какие ошибки на письме свидетельствуют о необходимости показать своего школьника логопеду?

— Письменная речь, так же как и устная, относится к сфере деятельности логопеда. Скорее всего, возникшим в школе проблемам предшествовали нарушения в произношении звуков, просто родители могли не придавать этому значения. Когда ребёнок произносил звуки с заменой, взрослые считали это милым и забавным. И только столкнувшись с проблемами в учебе, начали бить тревогу.

О логопедических сложностях свидетельствуют специфические повсеместно повторяющиеся ошибки: смешение букв, обозначающих звуки, сходных по начертанию («б» и «д», «л» и «м»), либо близких по звучанию (чаще смешиваются буквы, обозначающие свистящие, шипящие звонкие, глухие), пропуски букв, их перестановки, добавление лишних букв и слогов.

С каждым годом детей, у которых возникают подобные проблемы на письме, становится все больше и больше. К сожалению, в школах зачастую всех учеников оценивают по одной шкале и не учитывают, что дети с речевыми проблемами нуждаются в особом отношении. В идеале необходим школьный логопед.

— Может ли помочь логопед, если у ребенка есть серьезные неврологические заболевания, и он в возрасте трех лет практически не произносит никаких звуков?

— К логопеду нужно обращаться обязательно. Но ребенка со сложными диагнозами обязательно нужно наблюдать у нескольких специалистов: логопед-дефектолог, психолог и невропатолог, который назначит медикаментозное лечение.

— Есть ли смысл заниматься с логопедом, если ребенку предстоит делать хирургическую операцию, затрагивающую речевой аппарат?

— Занятия в этом случае нужны как до хирургического вмешательства, так и после него. До операции логопед поможет сформировать фонематический слух, который станет основой для дальнейшего развития речи.

— Стоит ли полагаться на то, что речевые проблемы ребенка решат в детском саду?

— В дошкольных учреждениях работают хорошие специалисты, но они очень ограничены во времени. Как правило, детей берут на занятия всего два раза в неделю, причем одно занятие — групповое, другое — индивидуальное продолжительностью 15-20 мин. Что можно успеть за этот время? К примеру, у меня 10-15 минут уходит только на массаж речевого аппарата.

Поэтому, если у ребенка есть сложности, не стоит рассчитывать, что с ними удастся полностью справиться в детском саду. Либо к работе придется очень активно подключаться самим родителям, либо обращаться в специализированные центры, где логопед сможет оказать индивидуальную помощь.

— Как выбрать хорошего логопеда?

— Мне сложно выделить конкретные критерии. Думаю, самое лучшее – ориентироваться на отзывы других мам. Наблюдать за результатами. И, конечно, учитывать, как ваш ребёнок относится к специалисту, насколько ему комфортно с ним. Дети не принимают фальшь и, наоборот, чувствуют, если им хотят помочь.

— Современные дети много времени проводят перед телевизором и активно пользуются гаджетами. Как это сказывается на развитии речи?

— Переизбыток мультфильмов и других телевизионных программ приводит к тому, что дети перестают понимать, что они смотрят. Я считаю, что нужно выбирать только хорошие добрые мультики, при этом ограничить время их просмотра. И самое главное — обсуждать с ребенком то, что он увидел: как он понял сюжет, кто из героев ему понравился и т.д.

То же самое касается и гаджетов. Да, полностью обойтись без них в нашем веке сложно. Да, сейчас немало интересных развивающих программ. Но использование электронных устройств можно разрешать только в очень-очень разумных пределах! В противном случае ребёнок теряет чувство реальности, страдают и зрение, и речь, и память.

— Поделитесь проверенными методами профилактики речевых нарушений. Каким правилам нужно следовать с пеленок, чтобы в будущем пришлось меньше обращаться к логопедам?

— Как я уже говорила, важно с грудничкового возраста заниматься общефизическим развитием: массаж, бассейн, гимнастика, закаливание и т.д. Создавайте для растущего ребенка возможность много двигаться. Обязательно делайте пальчиковую гимнастику и развивайте мелкую моторику — ведь ручки — это второй орган речи. Очень полезно играть в мяч, раскрашивать карандашами, делать дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз.

Сейчас и в интернете, и в литературе много информации о том, как делать артикуляционную гимнастику. Только помните, что очень важно выполнять упражнения правильно и четко, непременно делайте это перед зеркалом. Определенные виды массажа речевых зон можно провести в домашних условиях с помощью зубной щетки.

Для развития речи очень важно, как родители общаются с ребенком. Разговаривают ли они с ним с самого рождения или молча кормят и кладут в кроватку? Читают ли они ему книжки? Поют ли песенки? Насколько правильно сами произносят сложные звуки?

Не бойтесь пользоваться полноценной взрослой речью, когда общаетесь с малышом. Поверьте, невозможно сформировать “богатый” словарный запас, если всю жизнь слышишь одни «уси-пуси». Объясняйте, что значат сложные слова, помогайте украсить речь интересными оборотами. Одним словом, не упрощайте все, не бойтесь идти вперед. И вскоре ваш ребенок начнет самостоятельно строить красивые правильные предложения.

— Ваши пожелания родителям.

— Любите своих детей и принимайте их такими, какие они есть. И при этом помогайте развиваться, становиться более уверенными в себе, смелыми и сильными! Чистая и правильная речь всегда способствует этому и помогает быть успешным в жизни.

В свою очередь специалисты «Маминого клуба» будут рады видеть ваших деток на занятиях. Мы стремимся создать максимально комфортные условия и предлагаем полный комплекс услуг для гармоничного развития. Но главное, мы всех деток принимаем с любовью, радуемся их непохожести и ищем свой подход к каждому маленькому человечку.

«Мамин Клуб» ждет маленьких гостей и их любящих мам по адресу:

г. Екатеринбург, улица Мира, 44б. Тел. (343) 379 07 97.

— В первую очередь мы ориентируемся на комплексный подход к развитию ребенка. Логопед — отнюдь не узкопрофильный специалист, который занимается постановкой звуков. Основа моих занятий — это общий массаж и массаж речевого аппарата, пальчиковая, дыхательная, мимическая и артикуляционная гимнастика, а также развитие фонематического слуха.

Маркеры, на которые нужно обратить внимание

Безусловно, не нужно паниковать, если ребенок говорит меньше слов, чем соседский. Все дети разные и их развитие идет неравномерно. Но есть определенные маркеры, на которые следует обратить внимание:

— в 1 год полностью отсутствуют лепетные слова и звукоподражания типа «ляля», «мама», «ав-ав» и т.п.;

— в 1,5 года малыш стабильно не реагирует на собственное имя;

— в 2 года нет простых предложений типа «ляля бах», «папа, дай», «дай биби» и попыток назвать полные слова типа «упа» вместо «упало», ребенок не понимает фразы «принеси мне ложку» или «дай маме мяч»;

— в 2-2,5 года ребенок не отвечает на простые вопросы «Кто это?», «Что это?», а просто повторяет их за взрослым;

— с 2 до 3 лет нет резкого прироста словаря хотя бы до 300 слов.

Такие особенности речи должны стать поводом для обращения к неврологу, лору и логопеду в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет). Как минимум, родители получат рекомендации о том, как взаимодействовать с малышом для активизации его речевого потенциала, как максимум — более детальную диагностику и раннюю коррекционную помощь от профессионалов.

Источник фото: pixabay.com

В случае подозрения на речевое нарушение до 3 лет распространенное заключение специалистов — ЗРР (задержка речевого развития). Этот диагноз предполагает стойкое отставание в развитии всех компонентов устной речи. Страдает понимание обращенной речи, полнота, точность и количество произносимых слов, интонационная окраска речи.

Причины ЗРР разнообразны. Они могут быть связаны как с незначительными функциональными задержками, вызванными, например, частыми болезнями или бедной коммуникационной средой малыша, так и более серьезными поражениями речевых центров головного мозга, полученными в результате инфекций, интоксикаций, травм, асфиксий, применения ряда препаратов в период беременности, родов и новорожденности.

В любом случае, если оставить проблему без внимания есть высокая вероятность, что в старшем возрасте разрыв между речевым недоразвитием и нормой достигнет нескольких лет и ребенку придется заниматься в специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Источник фото: архив героини Игрушки для занятий

Ссылка на основную публикацию