Когда начинать учить ребёнка читать

От младенчества до 3 лет

Эффективность обучения наиболее высока именно тогда, когда мозг растёт, и она существенно снижается при прекращении роста мозга. Только подумайте — за первые 6 месяцев после рождения мозг человека достигает уже половины своего взрослого потенциала, к 3 годам его рост завершён на 70-80%, а к 8 годам уже практически закончен!

Развитие мозга, а значит, и интеллекта ребёнка начинается с самого рождения. В первые годы жизни малыш усваивает огромное количество информации об окружающем его мире, буквально впитывая новые знания. В это время родители должны поддержать естественную тягу ребёнка к открытиям и новым знаниям.

Возможно ли в этом возрасте обучение чтению? Да, возможно. Существует множество различных методик обучения чтению практически с самого рождения. Они учитывают психические и физиологические особенности развития детей до 3 лет.

  • Обучение чтению детей до года
    Обучение ребёнка чтению “с пелёнок” возможно только в том случае, если занятия длятся буквально несколько секунд, не требуют от малыша сосредоточенности и проводятся в лёгкой, игровой форме. По такому принципу работает, например, методика Домана-Маниченко, основанная на чтении сразу целых слов. Быстро показывая крохе карточки с написанными словами, мама или папа развивают зрение и память, а проговаривая каждое слово — ещё и слух ребёнка, обеспечивая “запоминаемость” и свободный выход в самостоятельное чтение. Результаты, как правило, проявляются через несколько месяцев постоянных занятий, но устраивать ребёнку проверки не рекомендуется.
  • Обучение детей от года до 2 лет
    Дети этого возраста непоседливы и более явно проявляют характер. Как и в более раннем возрасте, малышу совершенно не подходят обычные азбуки и буквари, книжки, обучающие читать. Занятия должны быть игрой, а не уроком — это требует определённой изобретательности от родителей. Так, например, чтение по методике Зайцева основано на играх с 52 кубиками. Кубики делятся на большие и маленькие, одинарные и двойные, “золотые”, “железно-золотые”, “деревянно-золотые”. Также кубики различаются по цвету, и помимо собственно обучения чтению эта методика направлена на обучение детей фонетической системе языка.
    Чтобы занятия были интересны ребёнку необходимо заранее продумать игры, в которые можно поиграть, и постараться максимально адаптировать их для вашего маленького первооткрывателя. Занятия требуют от родителей подготовки и, конечно, терпения и настойчивости.

Общее правило для обучения чтению детей от младенчества до 3 лет: заранее ответьте себе на вопрос “Зачем нам всё это нужно?”. Совсем не для того, чтобы малыш прослыл гением или чтобы ваши педагогические таланты вызывали восхищение у окружающих. Ведь действительно важен не просто навык чтения. Главное — чтобы ваш ребёнок полюбил читать. Результаты занятий с маленькими детьми появляются не скоро, а спонтанные или запланированные проверки усвоенного материала вызовут только негативную реакцию. Именно энтузиазм родителей и их вера в методику — основа их совместного успеха с малышом. Поэтому если вы не уверены в том, что вам и вашему ребёнку действительно нравятся совместные занятия чтением — отложите их до тех пор, пока малыш сам не проявит интерес к буквам и ярким журналам.

В таких случаях рекомендуется попробовать чтение по складам. Будучи более крупной единицей речи, нежели буква, склад наглядно показывает ребёнку логику построения слова. Ещё одним плюсом является то, что скорость чтения по складам гораздо выше, чем у чтения по буквам. По такому принципу работают, например, кубики Чаплыгина. За счёт особой конструкции этих кубиков по ним очень легко и увлекательно научить ребёнка читать буквально за три дня! Только появившись, эти оригинальные кубики приобретают всё большую популярность за счёт простоты и эффективности авторского подхода. Просто поворачивая кубик, малыш сам получает новый склад и сам читает новое слово — в этом основное отличие кубиков Чаплыгина от кубиков Зайцева или любых других кубиков с буквами.

Когда начинать учить ребенка читать, чтобы не навредить — советы специалистов

Содержание статьи:

Большинство родителей жалуются на то, что их дети не любят читать. Современное поколение предпочитает гаджеты. Что же делать? Как научить ребенка любить книгу?

— «Пока не прочитаешь двадцать страниц книги за компьютер не сядешь, и гулять не пойдешь!» К сожалению, подобный диалог можно услышать во многих семьях. Если и вы, таким образом, пытаетесь привить своему ребенку любовь к чтению, то смеем вас заверить — у вас ничего не получится.

Бесспорно, мы живем в высокотехнологичном мире. И этот мир безжалостен, он требует адаптации интеллекта даже от детей. Неудивительно, что многие молодые мамы, узнав о новомодных методиках раннего развития, пытаются применять их на практике. Например, они начинают прививать своему чаду любовь к чтению прямо с пеленок. Вредны ли современные методики раннего развития для детей или полезны? Попробуем разобраться.

Именно вышеописанные научные открытия побудили японского бизнесмена Ибука Масару разработать собственную методику и издать книгу «После трех уже поздно». В этой книге японский инженер доказывает, что одаренность любого ребенка зависит от правильно организованной окружающей среды и родительских усилий. Ибука Масару разработал свою методику, опираясь на научно доказанный факт – детский мозг способен в разы больше впитывать информации, чем мозг взрослого человека. Книга получила большую популярность во всем мире. Есть много сторонников данной методики, но имеются и ярые противники.

Чем опасно раннее развитие и когда можно учить ребёнка читать?

Такую точку зрения поддерживает наш эксперт – семейный психолог Ирина Карпенко.

Первый – с начала беременности до 3 лет. В это время формируется первый функциональный блок мозга: структуры и системы, отвечающие за телесное, эмоциональное и познавательное состояние ребенка.

Когда начинать учить ребенка читать?

Какой возраст самый предпочтительный, чтобы начинать учить ребенка читать? Этот вопрос задают себе и родители, и ученые. Мнения расходятся.

Учеными доказано, что дети, начавшие читать в 4 года, учатся в школе ничуть не лучше своих сверстников, научившихся читать в 6−7 лет. А это значит, в каком бы возрасте ни начал ребенок читать, успехи его в чтении будут относительно одинаковыми.

Почему относительно? Потому что техника чтения у таких детей будет на одном уровне, а вот понимание прочитанного — на разных. Сразу возникает вопрос, у каких детей понимание прочитанного будет выше. Об этом чуть позже.

Ни для кого не секрет, что современная молодежь в редком своем исключении предпочитает книги. Интерес к чтению у детей катастрофически снизился. На это повлияло внедрение цифровых технологий и компьютеризация. Телевидение детям вместе с содержанием выдает уже готовую картинку, чем снижает развитие воображения ребенка.

  • Отсюда вывод: чем больше ребенок смотрит телевизор и меньше воспринимает информацию на слух, тем больше с ним необходимо дополнительно заниматься.

А значит телевидение в данном вопросе развития ребенка играет тормозящую роль. Я даже не затрагиваю сюжеты современной мультипликации…
Фото: Depositphotos

Однако телевидение и компьютеризация — не единственные факторы, влияющие на снижение интереса ребенка к чтению. Серьезным препятствием в этом являются эксперименты с методиками раннего обучения чтению.

  • Чем раньше вы будете привлекать ребенка к чтению, тем быстрее оно ему надоест.

Физиологически ребенок в раннем детстве не готов к переработке «невозрастной» для него информации. При чтении у детей 4 лет происходит сильное умственное перенапряжение. Дети стараются, включаются в процесс, напрягают зрение и… ничего не понимают из прочитанного. Так есть ли смысл заставлять ребенка испытывать такое колоссальное напряжение?

В период до 7 лет ребенку и без обучения чтению необходимо очень многое узнать и со многим познакомиться.

  • Самое необходимое, что должны сделать родители ребенка такого возраста — это развить его психоэмоциональную сферу, заложить в нем основу нравственных устоев. Этот период для ребенка должен быть наполнен игрой и позитивными эмоциями.

Кроме того, для успешного обучения чтению, у ребенка должна быть выработана мотивация. Ребенок сам должен хотеть учиться читать. Но чтение приносит удовлетворение только в том случае, если понятен смысл прочитанного. А в возрасте до 5 лет это не представляется возможным. Нет понимания текста — нет мотивации. Снижена мотивация — ребенок будет воспринимать такие занятие как неприятную необходимость.
Фото: Depositphotos

Зато ребенок прекрасно понимает смысл сказки, если ему читают взрослые. Развивается слуховое внимание, воображение, налаживаются теплые эмоциональные отношения, так необходимые ребенку в этом возрасте.

Так все-таки когда же начинать учить ребенка читать? Прежде, чем приступить к чтению, дети должны пройти серьезный и насыщенный этап подготовки, должны быть сформированы психические процессы ребенка: зрение, внимание, слух, память, мышление, речь.

Для овладения беглым чтением необходимо удерживать во внимании всю строчку или хотя бы 4−5 слов. Этого невозможно добиться от ребенка, не достигшего 6 лет. Но эту способность необходимо развивать, так как, не уделяя этому внимания в детстве, во взрослой жизни человеку уже сложнее будет заниматься развитием зрительной памяти самостоятельно, отрывая время от семьи, работы и прочих взрослых забот. И тогда те самые взрослые люди идут на курсы по скорочтению, платят деньги, тратят время, учатся тому, что было упущено в дошкольном детстве.

Поэтому на взрослых в подготовке ребенка к обучению чтению лежит первоочередная задача в том, чтобы развить психические процессы и пополнить словарный запас ребенка. Для успешного развития и формирования этих процессов существует множество игр и занятных упражнений. Вот этим и необходимо заниматься с малышами в игровой форме. И делают это дети с удовольствием.
Фото: Depositphotos

Когда закончится этот подготовительный этап, они с такой же охотой успешно будут овладевать сложной наукой чтения. Как только эти процессы будут сформированы, можно смело приступать к обучению чтению. И поверьте, ребенок с огромным удовольствием отнесется к этой деятельности, он ведь так много успел сделать и многому научиться! Научился различать звуки в слове, делить слова на слоги, различать мягкие и твердые согласные.

Тогда чего ждать? Пора начинать учиться читать! И вы не пожалеете, что не стали учить детей читать прямо с пеленок, что ваши дети учились сначала ходить, говорить, понимать и только потом — читать.

Учеными доказано, что дети, начавшие читать в 4 года, учатся в школе ничуть не лучше своих сверстников, научившихся читать в 6−7 лет. А это значит, в каком бы возрасте ни начал ребенок читать, успехи его в чтении будут относительно одинаковыми.

Польза и вред раннего обучения чтению

«Родители должны заниматься ранним обучением собственного чада, чтобы поскорее научить его всему и сразу» – именно такие изречения можно встретить на многих «мамских» форумах. Ведь далеко не каждый родитель знает, когда ребенка надо учить читать, чтобы не упустить этот самый «нужный» момент.

Раннее развитие действительно имеет большое количество преимуществ:

  1. Постоянное общение с малышом. Несмотря на всю сложность заданий, которые стоят перед малышом – он проводит время со своими родителями. Регулярное общение в кругу семьи положительно сказывается на психическом здоровье мальчиков и девочек.
  2. Возможность выучить новую информацию. В процессе чтения ребенок открывает для себя много нового и интересного. Безусловно, узнать определенные факты он сможет и без раннего развития, но использование развивающей литературы сделает процесс обучения максимально увлекательным.
  3. Развитие мозга. Когда малыш начинает изучать новую для него информацию, происходит тренировка мозга без особого напряжения – это поможет ребенку быстрее запоминать и усваивать прочитанное. В результате можно будет уменьшить нагрузку в процессе обучения в школе и с успехом подниматься по «лестнице знаний».

  • Получение полезных навыков. Если начинать учить ребенка читать в раннем возрасте, можно тренировать его мышление, развивать логику, что способствует приобретению новых важных навыков. Это, так называемый, «фундамент» для дальнейшего обучения малыша. Имея, хотя бы минимальную подготовку, дошкольнику будет легче запоминать новую информацию.
  • Повышение самооценки. Похвала работает для взрослых и детей. Замечая результаты своей работы с чадом, родители смогут похвалить сами себя. Кроме того, ребенок непременно почувствует гордость мамы и папы, что подтолкнет его к новым победам.
  • Однако раннее развитие детей имеет и некоторые минусы:

    1. Родители слишком увлекаются ранним развитием своего чада. Такой процесс может стать способом самореализации, когда каждый родитель старается доказать, что именно его ребенок является умным и смышленым.
    2. Много сил и времени. Во время занятий мамы и папы забывают о том, чтобы уделить время себе. Кроме того, ребенку также требуется свободное время для отдыха.
    3. Интересы малыша отходят на второй план. Раннее дошкольное развитие подразумевает применение игрового метода для обучения малышей. В таком возрасте дети предпочитают смотреть мультфильмы, играть со своими сверстниками, с домашними животными, а не постоянно сидеть за книгами. Именно поэтому так важно сделать процесс обучения в виде увлекательной игры.
    4. Неподготовленность к получению новых знаний. Детский мозг способен воспринимать только ту информацию, которая соответствует возрастной категории малыша и его основным потребностям. Когда неподготовленному ребенку предлагают изучить большой объем информации – это не принесет никаких результатов. Кроме того, это может вызывать негативное отношение к процессу обучения в целом.
    Читайте также:  Рекомендации для родителей будущих первоклассников

    Учитывая все «за» и «против» раннего развития, современные родители могут с легкостью построить оптимальную схему работы со своим ребенком.

    • Перед началом обучения потребуется учитывать речь ребенка. Дошкольник должен не просто выговаривать по одинокие слова, но и уверенно говорить простыми предложениями. Ребенок должен осознавать и четко понимать то, что он выговаривает.
    • Ребенок должен с легкостью назвать слово, которое начинается на букву «П» и заканчивается на букву «А»; он может выделять общий звук сразу в нескольких словах; родители отмечают хорошее развитие фонематического слуха – все это свидетельствует о том, что самое время приступать к процессу чтения.

    Выбор правильной методики обучения

    Перед тем как перейти к выбору методики, необходимо разобраться в том, как правильно должен происходить процесс изучения грамоты. Весь период обучения детей чтению можно разделить на этапы. Первым этапом считается звуковой, на котором ребенок устно учится разбирать слова на звуки. Несмотря на то, что этот период выглядит простым, его не стоит недооценивать, ведь он закладывает основу навыка фонетического разбора слов (позже это пригодится в школе). Далее начинается буквенный этап занятий, на котором малыш знакомится с алфавитом, пробует читать слоги. Позже, когда слоговое чтение уже достаточно развито, ребенок учится читать слова целиком, а затем и целые предложения.

    Существует множество методик, позволяющих обучить детей чтению. Широкой популярностью у многих поколений родителей пользуются занятия по Азбуке. Малыши быстро запоминают буквы, ведь каждой из них соответствует картинка. Проблема лишь в том, что изучить слоговое чтение по Азбуке не получится, придется подключить знакомый нам с детства букварь. Но, даже следуя рекомендациям педагогов, при домашнем обучении можно сформировать у ребенка неправильную механику чтения. При неверной постановке занятий переучиваться гораздо труднее, чем учиться читать с нуля.

    Также существует множество методик, основанных на изучении букв, слогов, слов по кубикам или табличкам. Подобные методики нежелательны для базового знакомства с алфавитом. Освоив чтение по слогам, запомнив сочетания букв и пропустив фазу побуквенного изучения алфавита, ребенку может быть трудно в дальнейшем производить звуковой анализ слова.

    Также существует множество методик, основанных на изучении букв, слогов, слов по кубикам или табличкам. Подобные методики нежелательны для базового знакомства с алфавитом. Освоив чтение по слогам, запомнив сочетания букв и пропустив фазу побуквенного изучения алфавита, ребенку может быть трудно в дальнейшем производить звуковой анализ слова.

    Когда начинать учить ребенка читать: советы психолога

    Здравствуйте, дорогие читатели моего блога! С вами — психолог Ирина Иванова. Уверена, что вы все знаете про современную тенденцию раннего развития малышей.

    Может быть, и среди ваших знакомых или коллег по работе есть мамочки, наперебой обсуждающие, в какой развивающий центр или школу раннего развития они водят своего кроху, когда учить ребенка читать (писать, считать, отличать круг от квадрата и т.д.), и не поздно ли начинать это обучение в 3-4 года.


    И сейчас, и 50-100 лет назад, возможности психики маленьких детей нисколько не изменились. Естественный процесс развития здорового ребенка невозможно ни ускорить, ни остановить. Его нервная система запрограммирована генетически на определенные стадии созревания структур головного мозга. Например, до 5-6 лет малыш не способен усваивать абстрактные образы.

    Можно ли начинать учить ребенка читать до поступления в школу

    Многие родители заинтересованы в том, чтобы научить ребенка читать и писать ещё до начала обучения в школе. Ведь тогда ребенок будет быстрее усваивать новый материал, станет приносить домой хорошие отметки и будет активно участвовать в общественной жизни школы.

    Нынешние стандарты образования позволяют отложить обучение грамоте до момента поступления ребенка в первый класс средней общеобразовательной школы. Сейчас, согласно законодательству, ребенок не обяза н уметь читать на момент поступления в школу. Обучение детей грамоте — это и есть содержание учебного плана первого класса.

    Дети в школе на уроке

    Есть дети, которые умеют читать уже за 6-12 месяцев до начала обучения в школе. Как же родителям удается пробудить такой интерес к чтению? Как правило, дети начинают читать осознанно в возрасте после 5-6 лет. У наших мам и бабушек не возникало таких вопросов — «Когда учить ребенка читать?», потому что за всё отвечала школа. Но сегодня у современных родителей совсем другие возможности.

    В крупных городах нашей страны работают многочисленные студии раннего развития. Некоторые из них предлагают научить ребенка читать с годовалого возраста. Учебный год здесь начинается так же, как и в обычной школе — в сентябре. Поступив в такой учебный центр ребенок научается уже к концу календарного года ориентироваться в словах.

    Дети учатся читать слова целиком

    Обучение начинается с самых простых и любимых слов — мама, папа, баба, деда . Это методика Глена Домана, который разработал эту программу. Детям показываются все слова целиком. И к концу года, как бы это не казалось невероятным, дети во всех изученных словах ориентируются, воспринимают слово целиком. Педагог показывает ребенку табличку с написанным на ней словом и ребенок уже знает это слово и, соответственно, может его прочитать. До возраста трех лет мозг развивается очень интенсивно. Крайне важно не упустить этот момент. Чаще всего детей обучают по методике Глена Домана, Марии Монтессори, Сесиль Лупан.

    Однако, не все специалисты готовы согласиться с подобными методиками. Например врачи — они смотрят на обучение к чтению с традиционной позиции знаменитого древнегреческого целителя и врача Гиппократа: «Не навреди!».

    Логопеды считают, что только к возрасту 5 лет дети овладеваю необходимыми навыками:

    Когда учить ребенка читать?

    Янина Жураковская
    Когда учить ребенка читать?

    Как хорошо уметь читать!

    Не надо к маме приставать.

    Не надо к бабушке идти:

    «Прочти, пожалуйста! Прочти!»

    Не надо умолять сестрицу:

    «Ну почитай еще страницу

    А можно взять и почитать!

    Все мамы и папы хотят, чтобы их дети легко обучались в школе и были успешны во взрослой жизни. Первый шаг к этому – умение красиво, свободно говорить. Второй – умение грамотно читать и писать.

    Говорить ребенок учится в живом общении с взрослыми, слушая их речь и подражая ей. Если у него нет серьезных проблем в развитии,то этот процесс проходит незаметно: ребенок «берет» образец из речи окружающих и начинает активно его использовать. И часто, когда логопед спрашивает родителей, как они развивали речь ребёнка,те отвечают: «Ничего особенного не делали. Говорили много, не сюсюкали, песенки пели, книжки читали, чуть ли не с пеленок… играли много… потом начали стихи учить… он сам и научился…»

    Навыки чтения и письма, с другой стороны, не возникают «сами собой». И сколько же порой времени и терпения нужно, чтобы научить малыша читать!

    «Лиза в четыре года читала, а с Сашей бьемся уже два года, только воз и ныне там. Буквы все давно знаем, слоги читаем, а как берем слова – так сразу стоп, остановка…»

    «Мы в буквы с трех лет играть начали – пели, рисовали. Потом стали в слоги складывать, а ничего не получается. Буквы по одной называет, но вместе прочесть не может. Как нам быть?»

    «В логопедическую группу нас не взяли: сказали, что у Катюши с речью все в порядке. Но сейчас там ребята уже вовсю читают, а наша по-прежнему ни «бэ», ни «мэ». Пошли в «обучалку» на занятия по кубикам Зайцева – бесполезно, Катя не понимает ничего. Что делать?»

    Перед любым родителем, решившим самостоятельно обучить своего ребёнка,неизбежно встают два вопроса: КОГДА учить? И КАК учить?

    КОГДА УЧИТЬ?

    Существуют различные мнения о раннем обучении чтению. Многие родители считают: чем раньше, тем лучше. Вдохновленные (или испуганные) слоганом «После трех лет уже поздно!» они старательно изучают популярные методики, пишут слова на карточках и показывают их годовалому малышу, играют с двухлеткой в кубики Зайцева или шершавые буквы Монтессори.А в неудачах винят только себя: дескать, отступили от методических канонов.

    В свою очередь, логопеды, дефектологи, психологи нередко высказываются против раннего обучения чтению. В частности, психологи обращают внимание, что детишкам, которых слишком рано начали учить читать, бывает трудно вписаться в детский коллектив. Не потому, что они интеллектуально «выше» сверстников – просто у них не сформированы навыки общения. В то время, когда эти навыки должны были развиваться,мозг был занят другим делом: учился грамоте. Логопеды отмечают, что малыши, которых научили читать рано, читают,не понимая смысла: складывают буквы-картинки правильно, но не могут передать смысла прочитанного. Более того, эти дети нередко говорят хуже своих сверстников! Им тяжело даются самостоятельные рассказы, они неправильно изменяют слова (много помидоры, два уши, заменяют сложные предлоги простыми (ложка упала от стола, собака вылезла из крыльца) и т. д. Причина всёта же: в то время, когда малыш должен был учиться говорить, его учили читать.

    Безусловно, во все времена были дети, которые сами хотели научиться читать, и постоянно приставали к родителям с вопросами «А здесь что написано?», «А это какая буква?». В этом случае, чтение было собственной задачей ребенка, и не мешало развитию речи и психики.

    Идти вслед за реальным развитием малыша. Однозначного ответа, в каком возрасте учить ребенка читать, нет. Одни дети, действительно, в три года уже готовы к штурму азбуки, у других грамота «не пойдет» и в пять-шесть лет.

    Психологи и логопеды выделяют несколько признаков готовности к обучению грамоте:

    1. Сначала учимся говорить, потом – читать.

    Надежность, долговечность, стабильность любого здания зависит от его основы – фундамента. Для чтения и письма таким фундаментом является устная речь. Обучая грамоте малыша, который ещё не умеет говорить, взрослые «забирают» часть камней, приготовленных для фундамента. В таких условиях, во-первых, прочный навык чтения не возникнет, и, во-вторых, устная речь может развиваться с задержкой.

    Пока ребёнок не говорит предложениями, обучение чтению начинать не стоит.

    2. Уметь слышать и различать звуки.

    Вторым признаком готовности к обучению грамоте являются развитый фонематический слух и навыки звукового анализа. Это означает, что ребенок хорошо узнает и различает звуки родного языка, определяет звуковой состав слова. Например, он без труда определяет, что слово «лук» похоже на слово «жук», выделяет общий звук в словах «мышка, сумка, дом», может подобрать слова, которые начинаются со звука С.

    3. Правильно говорить.

    У ребёнка не должно быть серьезных логопедических проблем. Если есть недостатки устной речи, они проявятся и в письменной. Ребенок, который заменяет звук Р на Л, прочитает «рама», «рак», как «лама», «лак». Смешивая С и Ш, Ч и Щ в устной речи, он станет путать их и в письменной. При нарушении слоговой структуры – будет искажать читаемые слова, сокращать их, переставлять слоги и т. д.

    4. Ориентироваться в пространстве.

    В русском, как и в других европейских языках, принят порядок чтения слева направо. Малыш должен читать именно так, и никак иначе. Если пространственная ориентировка нарушена, ребята могут читать слова с конца, а строку – справа налево, путать похожие буквы (Е – Э, Э – С, Р – Ь, Н – П и т. д., писать буквы не в ту сторону – «зеркалить».

    КАК УЧИТЬ?

    Итак, ребёнок готов к обучению чтению…И возникает новый вопрос: КАК его учить?

    Методик обучения чтению в наше время существует великое множество. Кубики Зайцева, карточки Домана, методика Монтессори, методика Тюленева, развивающие игрушки Воскобовича – это далеко не весь список. Они эффектны. Они обещают быстрый результат («Человек Читающий должен появляться раньше, чем Человек Прямоходящий!» «Там, где работают по „Кубикам“, уже не удивляются читающим трехлеткам и даже двухлеткам»). Другой вопрос – насколько эффективны? «Далеких» результатов пока нет – инновационные методики (как и раннее обучение чтению) пришли в Россию в течение последнего десятилетия, и поколение, занимавшееся по карточкам, кубикам и т. д. пока не выросло.

    Я не буду рассуждать о плюсах и минусах, которые есть у каждой методики. Все дети разные. Чтобы научить, нужно понять, что требуется этому конкретному ребенку. Методика, которая будет понятна одному малышу, другому может оказаться недоступна, просто потому,что он другой: физик, а не лирик.

    Мои предпочтения отданы классическому звуковому (или букварному) методу. Сегодня его нередко называют морально устаревшим (а, правильнее, сказать не модным,но вот парадокс: большинство родителей и педагогов, перепробовав передовые методики, так или иначе возвращаются к букварю. Звуковой метод не обещает быстрых результатов и его нельзя назвать легким. Беглое чтение дети освоят только после длительных тренировок. Но, на мой взгляд, именно этот метод позволяет сформировать у ребятишек то, что нам нужно – прочный навык чтения.

    Читайте также:  Правильно ли говорит ваш ребенок

    Каковы преимущества звукового метода?

    Во-первых, он прост для родителей, и не требует особой подготовки и теоретических знаний.

    Во-вторых, звуковой метод позволяет учить детей в любом месте – и дома, и в детском саду, на прогулке, во время поездки в транспорте.

    В-третьих, с этим методом результат гарантирован. Медленно, но верно – сказано именно о нём. Ребенок, начавший знакомство с грамотой с изучения звуков, не будет испытывать трудностей в школе. Он легко справится и с фонематическим разбором, и с выделением гласных и согласных звуков, с делением слов на слоги при переносе.

    В-четвертых, согласно данным исследований, именно звуковой метод наиболее органично сочетается с особенностями организации нашей психики и структурой русского языка.

    Почему? Попытаюсь ответить.

    В основе чтения лежит звуковой анализ и синтез. Даже про себя люди читают слова по буквам – то есть, чтобы понять, какое перед нами слово, мы вычленяем буквы, а затем складываем их в слова. Этот процесс происходит очень быстро, почти мгновенно, и кажется, что слово воспринимается целиком.

    Таким образом, звуковой метод обучения чтению дает ребенкусамому совершить очень важное открытие: понять, как буквы соединяются в слоги, а слоги – в слова.

    Во многих языках связь между буквами и звуками весьма сложна. Во французском, английском языках многие слова читаются не так, как пишутся.У англичан даже поговорка есть: «Пишешь Ливерпуль – читай Манчестер». Кроме того, английская грамматика существенно отличается от русской.Русский скажет: молодой, молодая, молодое, молодому, молодые.Англичанин скажет: young во всех случаях. Правила чтения могут зависеть от порядка букв и их сочетаний, а могут не зависеть – и ребенку просто нужно запомнить, как читается слово. Именно поэтому в англоязычных странах популярны методы обучения чтению, которые предлагают заучивать целостный образ слова (в частности, метод Глена Домана).

    Для русского языка данный метод не подходит. В русском большинство слов читается так, как пишется. Конечно, если слова, которые в школе называют «словарными»«дорога» вместо «дарога», «солнце» вместо «сонце», облик которых нужно просто запомнить. Но если даже мы прочтём слова так, как они написаны, это не будет ошибкой и смысл слова не изменится.

    Кому подходит звуковой метод?

    Легче, наверное, сказать, кому он не подойдет. Звуковому методу уже более 150 лет. По букварю учили читать нас, наших родителей, дедушек с бабушками, и прадедушек с прабабушками. Это ли не показатель успешности?

    Для раннего обучения чтению звуковой метод не подходит: его материал достаточно сложен. Готовность к чтению, о которой уже говорилось, формируется только к 3,5 – 4 годам. Предложи вы двухлетке «поймать звук» или «подружить буквы» – он просто не поймет, что от него хотят. Да и четырехлеткам придется приложить определенные усилия, чтобы, к примеру, закончить слово по известному началу, найти потерянную букву или переставить слоги так, чтобы получилось новое слово.

    Ребенку придется пройти длинный путь, чтобы понять, как буквы сливаются в слоги, а слоги в слова. Довольно долго он будет читать слова по слогам, медленно и с ошибками. Кроме того, техника чтения и понимание смысла прочитанного – две разные вещи. Чтобы малыш научился выполнять эти задачи – читать и понимать – одновременно, нужно время. И не стоит ждать от него беглого чтения раньше пяти лет.

    Существует также мнение, что звуковой метод больше подходит левополушарным детям. В его основе лежит звуковой анализ, за который и отвечает левое полушарие. Правое, отвечающее за образы, задействовано мало. Если обучение грамоте по звуковому методу идет с трудом, возможно, у ребёнка является ведущим правое полушарие. В этом случае ему легче воспринять и запомнить слово или слог целиком – как образ, а не как единство составляющих его частей. И учить читать его нужно по-другому.

    Приятного Вам обучения чтению!

    «В гостях у сказки» МБДОУ «Детский сад № 305» Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Библиотека» составила:.

    Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе НОД в подготовительной группе по обучению грамоте и развитию речи “Фея Грамота и Звукомор” Программное содержание: -Развивать умение проводить.

    Методик обучения чтению в наше время существует великое множество. Кубики Зайцева, карточки Домана, методика Монтессори, методика Тюленева, развивающие игрушки Воскобовича – это далеко не весь список. Они эффектны. Они обещают быстрый результат («Человек Читающий должен появляться раньше, чем Человек Прямоходящий!» «Там, где работают по „Кубикам“, уже не удивляются читающим трехлеткам и даже двухлеткам»). Другой вопрос – насколько эффективны? «Далеких» результатов пока нет – инновационные методики (как и раннее обучение чтению) пришли в Россию в течение последнего десятилетия, и поколение, занимавшееся по карточкам, кубикам и т. д. пока не выросло.

    Рекомендации родителям

    1. Важно не заставлять ребёнка читать, если он этого не хочет. Такие занятия должны вызывать положительные эмоции. Это будет полезным для дальнейшего обучения в школе и адаптации к получению знаний.
    2. Тщательно продумывайте задания, так как от этого зависит успешность обучения. Не нужно просить читать длинные предложения, пока не убедитесь, что ребёнок понимает смысл прочитанного.
    3. Продолжительность занятия должна составлять 10-15 минут. Помните – ребёнок быстро устаёт, тем более от нового вида деятельности. Если он потерял интерес, лучше закончить занятие и дать ему отдохнуть.
    4. Нужно следить за тем, чтобы «ученик» правильно сидел: спина прямая, ноги стоят на полу.
    5. Освещение играет огромную роль, так как уменьшает нагрузку на глаза. Свет должен падать с левой стороны.

    Многие родители хотят, чтобы их малыш не отставал от своих сверстников по развитию. Как научить ребенка читать в домашних условиях – читайте обзор современных методик.

    Как научить ребенка садиться на горшок – эти советы и рекомендации помогут вам быстро и безболезненно подружить малыша с туалетом.

    Научить ребёнка читать – нелёгкий труд! И однозначного ответа, в каком возрасте стоит начинать такие занятия, просто нет. Не стоит забывать, что малыш не инструмент вашей самореализации, а личность со своими потребностями и особенностями.

    Важно понимать, какую цель преследует обучение, и тогда выбор подходящего времени начала таких занятий будет простым и очевидным. Успехов и терпения!


    Научить ребёнка читать – нелёгкий труд! И однозначного ответа, в каком возрасте стоит начинать такие занятия, просто нет. Не стоит забывать, что малыш не инструмент вашей самореализации, а личность со своими потребностями и особенностями.

    Как и когда учить ребенка читать

    Стоит ли тратить свои силы на то, чтобы ребенок начал читать еще до школы? Давайте узнаем, что по этому поводу думают опытные родители и ученые.

    Как-то раз мой четырехлетний сын попросил меня почитать ему книгу. Я просто сел рядом, когда у него вдруг изменились планы, и он решил сам почитать мне. Он уверенно переворачивал страницы, и произносил текст почти слово в слово по тому, что было написано в детской книге. Что сказать, я был поражен!

    Однако на поверку оказалось, что это просто его любимая книга, которую ему читали так много раз, что заучил все слова и запомнил, на какой странице что написано – это было несложно, ведь книга с картинками. Но в этот момент я понял, что у ребенка есть желание читать и его необходимо развивать.

    Действительно, многие родители задаются вопросом, почему чужие дети запросто читают с трех лет, в то время как они сами сколько ни долбят с ребенком букварь, у них ничего не получается?

    Я знаю ребенка, который начал читать с трех лет. Сначала родители долго и тщательно выбирали ему няню. Возможно, они пользовались какими-то рекомендациями, а может, им просто повезло, но они нашли гувернантку с педагогическим образованием, которая поставила перед собой задачу научить ребенка читать к трем годам. И вот когда мама уезжала на работу, девочку с шести месяцев няня учила буквам. Для этого она приклеила на стену бумагу с буквой «А». Два месяца няня подходила с грудничком к написанной букве и говорила «А». Следующие буквы пошли быстрей, и так далее. В результате ребенок читал в два с половиной года! Другой вопрос конечно, сколько часов было затрачено на то, чтобы научить девочку читать?

    У ученых есть свое мнение по этому поводу. Оказывается, способность к обучению чтению у разных детей разная. И в первую очередь это зависит от того, насколько просто ребенку удается запомнить буквы. Тот, кто легко запомнит, как звучат буквы, сможет легко запомнить слоги, и так же легко будет запоминать слова.

    Все знают, что процесс обучения начинается с запоминания букв. В этот момент самое главное, что ребенок должен запоминать именно звучание букв – то есть никаких «Эм» и «Эн», а просто буквы «М», и «Н». В некоторых методиках обучения основной акцент делается на запоминание сразу слогов. Возможно, это и правильно, ведь именно из слогов состоят слова. Есть методика, где из слогов делают кубики и потом дают ребенку играть ими, показывая, как из кубиков-слогов просто складывать слова.

    Но методика кубиков также не дает стопроцентной гарантии, что ребенок быстро научится читать. Для того чтобы бегло читать, необходимо запоминать слова целиком. Именно беглое чтение является целью всего процесса, потому что только так чтение может вызвать у ребенка интерес. Для того чтобы запомнить, как написано простое слово, некоторым детям достаточно самостоятельно прочесть его четыре-пять раз. В среднем для запоминания слова его нужно прочесть двадцать, а иногда и большее количество раз.

    И теперь о самом главном: чтение доставляет удовольствие только тогда, когда оно осмысленное. Самая простая методика для развития понимания смысла – это краткий экзамен по результатам чтения.

    Надо помогать ребенку отвечать на простые вопросы:
    • О чем это текст?
    • Кто герои?
    • Кто хороший, а кто плохой?
    • Какие события происходили?
    • Какова позиция автора?
    • Что ты об этом думаешь?

    Когда ребенок понимает, как самостоятельно находить ответы на эти вопросы в книге, чтение превращается в увлекательный процесс, который может заменить многие игры.

    Сейчас в некоторые школы не берут детей, если они не умеют читать. Так что ваша обязанность – позаботиться о том, чтобы ребенок умел читать в возрасте шести лет. Другой бонус, который дает чтение, это возможность вытеснить планшетные игры из жизни ребенка. Оказывается, если ребенка «заразить» любовью к чтению, то планшет мгновенно теряет для него всю свою привлекательность.

    Учите детей читать с удовольствием, в игровой манере, и развитие вашего ребенка будет проходить гармонично. Удачи!

    Я знаю ребенка, который начал читать с трех лет. Сначала родители долго и тщательно выбирали ему няню. Возможно, они пользовались какими-то рекомендациями, а может, им просто повезло, но они нашли гувернантку с педагогическим образованием, которая поставила перед собой задачу научить ребенка читать к трем годам. И вот когда мама уезжала на работу, девочку с шести месяцев няня учила буквам. Для этого она приклеила на стену бумагу с буквой «А». Два месяца няня подходила с грудничком к написанной букве и говорила «А». Следующие буквы пошли быстрей, и так далее. В результате ребенок читал в два с половиной года! Другой вопрос конечно, сколько часов было затрачено на то, чтобы научить девочку читать?

    Основные популярные методики

    Есть множество различных школ, индивидуальных и авторских методик. Давайте остановимся на некоторых, которые действительно способны дать результат.


    Есть множество различных школ, индивидуальных и авторских методик. Давайте остановимся на некоторых, которые действительно способны дать результат.

    Как научить ребенка читать и когда начинать: простые способы

    Специалисты рассказали, стоит ли заниматься с малышом чтением «с пеленок»

    Современные родители упорно стремятся сделать из своих детей вундеркиндов. Различные методики раннего развития популярны в наше время как никогда. В первую очередь продвинутые мамы и папы пытаются как можно раньше научить свое чадо читать, вот только далеко не у всех это успешно получается. Как выбрать лучшую методику для обучения в домашних условиях и стоит ли заставлять ребенка учить буквы уже в 3-4 года, нам рассказали педагоги и психологи.

    Одним из самых известных детей-рекордсменов по чтению считается мальчик Миша, родившийся в глухом поселке Винницкой области. Удивительно, что учить читать малыша никто из взрослых в раннем возрасте не пытался. Однако уже в год и три месяца Миша самостоятельно освоил алфавит, а в полтора года читал газеты. В 2 года чудо-ребенок научил читать свою неграмотную 85-летнюю прабабушку, которая приехала из другой деревни, чтобы помочь с воспитанием малыша.

    Читайте также:  Не пора ли к логопеду?

    – Сейчас очень многие мамы помешаны на воспитании гениальных детей, – объясняет педагог Татьяна Мелехина. – Им не дают покоя лавры других ребят, которые в 3 года уже знают таблицу умножения и читают Чехова.

    Однако все дети разные, и далеко не каждый ребенок способен учиться чтению до 6-7 лет, всему свое время. Все-таки основная деятельность для дошкольников — игровая, именно она помогает им гармонично развиваться.

    Родители, которые пытаются насильно заставлять ребенка учить буквы в 3-4 года, только наносят ему вред, отвлекая от естественного процесса познания мира.

    В реальности будущие способности человека совершенно не зависят от возраста, в котором он научился читать, скорее они связаны с развитием фантазии и воображения малыша. В связи с этим вместо того, что пихать своему чаду кубики с буквами уже в манеже, лучше рассказывать ему сказки, вовлекать в интересные игры и вообще как можно больше разговаривать, чтобы сформировать правильную речь.

    Практика показывает, что дети, которые научились читать в первом классе, впоследствии работают с текстом ничуть не хуже, чем сверстники, освоившие книги значительно раньше.

    Детские психологи вообще считают, что раннее обучение чтению, если оно происходит не по желанию ребенка, мешает правильному развитию мозга. Именно поэтому подсовывать малышу азбуку раньше времени не только бессмысленно, но и вредно. – Дело в том, что до 7 лет у большинства детей отделы мозга, которые отвечают за распознавания букв, еще полностью не успевают созреть, – говорит психолог Марина Тимошина. – В случае, если родители насильно обучают ребенка, работа этих отделов мозга тормозит развитие других отделов, которые отвечают за социальные связи и образное мышление.

    В результате попытки сделать из ребенка гения, бегло читающего или отлично считающего в 3-4 года, в некоторых случаях могут привести к проблемам с общением и общему снижению интеллекта. Но тут, конечно не нужно путать одаренность ребенка и родительское стремления натаскать свое чадо на знания. Если ваш малыш сам тянется к книжкам и пытается учить буквы, не надо его останавливать, скорее всего стремление к раннему чтению его индивидуальная особенность.

    Многодетная мама Алена Меркулова из Москвы на собственном опыте поняла, что возраст, в котором ребенок научится читать очень индивидуален, и никогда не стоит бежать впереди паровоза.

    «Так получилось, что старшая дочка с самого начала у нас росла развитой не по годам и читать стала очень рано. При этом специально для этого мы ничего не делали. Единственное, я много читала ей в слух, когда она еще лежала в коляске.

    У Маши уже в 1,5 года обнаружилась потрясающая зрительная память, она приносила мне кубики с буквами и просила их называть. К трем годам дочка уже читала по слогам, а к 4 могла осилить самостоятельно уже книжки для 7-8 летних школьников.

    Когда стал подрастать второй сын, ситуация развивалась совершенно по другому сценарию. Даже в 4 года он ни в какую не хотел даже играть в кубики с буквами, не то что пытаться запомнить их. Но нам казалось, что он просто ленится, поэтому мы усердно пытались заставить ребенка учить алфавит. И в результате окончательно отбили у ребенка охоту к чтению.

    В конце концов освоить книги ему смогла помочь только учительница в 1 классе, с нами он заниматься ни в какую не хотел. Поэтому когда родилась третья дочка, мы не стали мучить ее ранними методиками развития и дали спокойно поиграть до школы. В шесть лет она сама проявила интерес к чтению и месяца за три освоила букварь по стандартной школьной методике.

    Самые популярные методики обучения чтению: за и против

    Школьная (звуковая) методика. Это традиционный способ, с помощью которого учат детей читать в школе. Он основывается на принципе алфавита. Сначала ребенок изучает звуки и буквы, а затем складывает из них слова и предложения.

    За: Родителям проще учить детей дома по этому методу, так как всем он хорошо знаком. Логопеды считают, что именно этот способ предпочтителен, так как он позволяет избавиться от дефектов речи, учит ребенка слушать и выделять звуки в словах и правильно произносить их.

    Против: данный метод не подходит для раннего обучения чтению, он рекомендован для детей с 5-6 лет и требует длительных временных затрат. Первое время дети, обученные читать таким способом, не понимают прочитанное, так как все внимание тратят на то, чтобы произнести отдельные слова.

    Методика Марии Монтессори. Система предполагает, что сначала малышей учат писать буквы с помощью специальных контурных рамок и вкладышей и лишь затем изучают их. Ребенок должен сначала назвать звук, а затем обвести пальцем контур буквы, вырезанной из специальной шероховатой бумаги.

    За: Метод способствует развитию мелкой моторики у ребенка, в нем нет скучных упражнений и заданий. Кроме того, упражнения и игры развивают у ребенка логику и обучают его сразу же читать не вслух, а про себя.

    Против: Данный способ практически не подходит для домашнего обучения, так как для него нужно большое количество дорогих материалов, карточек, книжек и пособий. Как правило, данная методика применяется в специальных детских садах, обучающихся по данной программе.

    Методика Зайцева (кубики). Способ основывается на обучение чтению с помощью складов, то есть пары согласной и гласной, или из согласной и твердого и мягкого знака, или одной буквы. Обучение интересно даже малышам, так как напоминает веселую игру в кубики.

    За: Метод подходит для раннего обучения чтению, можно обучать даже малышей годовалого возраста. Занятия кубиками не будут отнимать у родителей много времени, их можно выполнять между делом. Доказано, что кубики Зайцева воздействуют на разные органы чувств, в том числе развивают мелкую моторику, музыкальный слух, чувство ритма и звуковое восприятие.

    Против: В школе дети, обученные читать по данной системе, делают ошибки в звуковом разборе слова и не могут разобраться в его составе, а также «проглатывают» окончания. Кубики Зайцева стоят достаточно дорого, а изготовить их самостоятельно не каждому под силу.

    Методика Домана (карточки). Дети, которых учат читать по этой методике, не запоминают названий букв и звуков, они сразу учатся узнавать целые слова. Малышу регулярно показывается определенный набор карточек, в результате он быстро учится прочитывать слово целиком даже в раннем возрасте.

    За: Метод помогает в игровой форме обучать ребенка чтению с раннего возраста. Дети, которые освоили эту методику, как правило обладают отличной памятью и могут запоминать очень большое количество информации.

    Против: Такой способ занимает много времени у родителей, так необходимо регулярно распечатывать внушительный объем карточек. Впоследствии у ребенка могут возникнуть сложности со школьной программой, в том числе с правописанием и разбором слова.

    Из личного опыта

    Екатерина, журналист: «Мой сын научился читать в три года. Никакой особой специальной методики мы не использовали — читали ему книжки вслух, рассматривали картинки. Купили напольный пластиковый коврик — он состоит из «плиточек», в которые вставлены буквы, их можно вынимать и строить разные фигуры. Так мы научились буквам. Когда я читала сыну книги, просила сказать, какая тут буква, какая — там.

    Еще играли в такую игру: я рассказывала маленькую историю, а ключевые слова заменяла написанными словами, которые просила прочитать. Например: «Девочка вошла в комнату, и увидела, что на столе сидит огромный глазастый. » – на бумажке писала «КОТ».

    Однажды я купила книжку с героями любимых мультиков сына — много картинок и простые предложения. Тут и случился прорыв: ребенку очень хотелось узнать, что написано, и он сам прочитал все от корки до корки.

    Из личного опыта

    Как научить ребёнка читать по слогам

    Обучайте ребёнка чтению по слогам постепенно. Расскажите ему о том, что бывают гласные и согласные звуки, глухие и звонкие. Учите с ребёнком буквы и звуки как бы между прочим — во время прогулки, в игре. Ему будет интересно угадывать их на вывесках, дорожной рекламе, объявлениях. Это поможет вам подготовить чадо, и вы будете меньше переживать, как ребёнка быстро научить читать по слогам.

    После того как ребёнок освоит буквы и звуки, начинайте учить его чтению по слогам с простых слов — мама, папа, после переходите к более сложным — бабушка, собака, квартира. Используйте букварь и картинки с буквами, которые можно развесить по дому. Польза таких иллюстрированных материалов в том, что благодаря картинкам ребёнок быстрее запоминает символы. Покажите ребёнку, что слоги можно пропевать.

    Далее переходите к составлению слов. Для этого можно разрезать карточки со слогами и дать ребёнку задание составить из этих слогов слова. После составления слов можно переходить к чтению небольших текстов, начинать лучше с 2-3 предложений, чуть позже перейти на тексты из 5-10 предложений.

    Для поступления в начальную онлайн-школу «Фоксфорда» ребёнок должен владеть хотя бы начальными навыками чтения, а также устного счёта и письма. Вам не потребуется сдавать входное тестирование или специально готовиться, мы предложим только небольшой тест, позволяющий определить готовность ребёнка к школе.

    Для поступления в начальную онлайн-школу «Фоксфорда» ребёнок должен владеть хотя бы начальными навыками чтения, а также устного счёта и письма. Вам не потребуется сдавать входное тестирование или специально готовиться, мы предложим только небольшой тест, позволяющий определить готовность ребёнка к школе.

    Раннее обучение чтению: за и против

    Каков же возраст ребёнка, готового читать? Правильный ответ на этот вопрос лежит не в плоскости паспортного возраста, а в функциональной готовности ребёнка. Надо понимать, что успешное чтение буквенной записи слов требует множества разноплановых компетенций.

    – Овладение разговорной речью на грамматическом уровне.

    Мы читаем, чтобы понимать прочитанное и узнавать новую информацию. Казалось бы, очевидно, что невозможно читать, если вы не владеете речью. Но разнообразие и популярность карточек с напечатанными словами, адресованных детям в доречевом периоде развития, показывают, что далеко не все родители и педагоги понимают эту простую истину. Письменность существует, чтобы фиксировать и воспроизводить устную речь! Нет устной речи – нечего фиксировать и нечем воспроизводить. Более того, буквенная запись дважды абстрактна: письменный текст передаёт мысль, оторванную от контекста конкретной ситуации, а буквы в словах означают отдельные фонемы, а не целое понятие.

    Таким образом, внешние признаки готовности к обучению чтению проявятся в том, что ребёнок может беседовать о том, чего не видит непосредственно перед собой, что было или будет, а также в том, что у него есть интуитивное понимание фонемного строя речи. Например, малыш может назвать слова, начинающиеся с одного и того же звука, или сказать, есть ли звук «б» в слове «корова».

    Практика показывает, что если ребёнок достаточно компетентно владеет родным языком, то на освоение чтения он затратит немногим больше времени, чем потребовалось бы вам, если бы вы учились читать на иностранном языке. Процесс занял бы месяцы, а не годы. Увы. Сложившаяся практика дошкольного образования годами пытаться начать читать противоречит интересам ребёнка.

    – Если ребёнок готов читать, он учится читать стремительно.

    Если вы делаете с детьми нечто с трёх до семи только затем, чтобы ещё и в начальной школе какое-то время учиться читать, – это совершенно точно не обучение чтению. Конечно, все дети разные, и темп обучения любому навыку у каждого свой. Но усреднено и грубо можно сказать: если вы делаете что-либо систематически в течение месяца, думая, что это обучение чтению, и через месяц занятий ребёнок не может читать и понимать прочитанное, то вы делаете что-то не так или не вовремя.

    Оценить ущерб, который получает ребёнок в результате такого истощения, сложно. На поверхности лежит расстройство мотивации: редко когда долгоиграющее обучение чтению не приводит к тому, что дошкольник начинает воспринимать учёбу и уроки как повинность. Более глубокие проблемы закладываются тем, что мозг и в целом нервная система не получают достаточно опыта интегрированной работы. С одной стороны, мы постоянно должны воспринимать громадное количество информации от мира вокруг, правильно интерпретировать каждую грань этой информации в связи со всей остальной, чтобы картина была цельной, и правильно управлять собой на основе понимания происходящего. С другой стороны, для полноценной работы мозга необходима чёткая локализация функций, чтобы каждый нейрон был занят своим делом и не отвлекал соседей напрасно, а «общался бы с ними только по делу». Нельзя приказать мозгу интегрироваться и дифференцироваться, нельзя заставить его стать достаточно зрелым, можно только жить насыщенной жизнью, получать новые переживания, добиваться всё новых целей.

    Ссылка на основную публикацию