Незаурядный интеллект: что значит креативность и интеллект

Связь между интеллектом и креативностью

Связаны ли между собой интеллект и креативность?

Существует три подхода при ответе на этот вопрос:

  • 1. Как таковой креативности нет, и главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты.
  • 2. Творческая способность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта; либо между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция.
  • 3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей, и наоборот. В этом случае креативность есть лишь компонент общей умственной одаренности.

Последующие исследования показали, что между интеллектом и креативностью существует более сложная зависимость. Например, исследования Е.Л.Григоренко свидетельствуют, что креативность и общий интеллект являются способностями, определяющими процесс решения мыслительной задачи, но играющими разную роль на различных его этапах; при этом количество гипотез, порождаемых индивидом при решении комплексной мыслительной задачи, коррелирует с креативностью по методике Е.Торренса, а правильность решения положительно коррелирует с уровнем общего интеллекта по Дж.Векслеру.

Еще Гилфорд определил, что уровень IQ определяет верхний предел решения задач на креативность. Ямамото выявил «нижний порог» – IQ ограничивает проявления креативности при низком IQ, но при IQ выше некоторого порога творческие достижения от интеллекта не зависят. Однако, сняв временной лимит на выполнение тестовых заданий на креативность и «изъяв» из эксперимента атмосферу соревновательности, Воллах и Коган опровергли теорию «нижнего» порога – уровень креативности оказался не связанным с уровнем интеллекта.

Следует отметить теорию «интеллектуального порога» Е.Торренса: если IQ ниже 115-120, то интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 креативность становится независимой величиной, т.е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

В экспериментах по искусственному развитию креативности у детей 3-5 лет было показано, что существует связь между исходным уровнем креативности и возможными вариантами ее развития. Так, для низкокреативных детей искусственно вызываемый рост креативности влечет за собой их невротизацию; через некоторое время креативность снижается до некоторого уровня, индивидуального для каждого ребенка. Таким образом, креативность оказалась ограничена «сверху» уровнем интеллекта.

Это позволило В.Н.Дружинину сформулировать понятие «интеллектуальный диапазон». Его смысл состоит в том, что индивидуальные достижения, включая творческие, определяются, прежде всего уровнем общего интеллекта. Высокий интеллект является необходимым условием для творческих достижений, но достигнет ли человек своего творческого предела – зависит от его мотивации и компетентности.

В отношении детей теория «интеллектуального диапазона» подтверждается экспериментами, которые провели М.И.Фидельман и В.С.Юркевич. Выделялись группы детей с высоким (больше 130) и обычным интеллектом. Их тестирование выявило повышенную креативность детей из группы с обычным интеллектом. Однако повторное тестирование, проведенное через три года, показало, что дети с высоким интеллектом, нисколько его не утратив, резко улучшили свои творческие показатели, в то время как дети из обычной группы утратили свои показатели креативности.

Для объяснения этого феномена авторами была предложена концепция «наивной» креативности, которой обладают дети, характеризующиеся неполным познанием окружающего мира и выдвигающие для его познания множество гипотез. Дети, имеющие высокий интеллект, уже расстались с этой «наивной» креативностью и готовы вполне сознательно развивать свои творческие способности. Предложенную гипотезу подтверждает обнаруженное Д.Б.Богоявленской резкое снижение креативности в младшем школьном возрасте, что, на взгляд исследователя, связано с развитием рефлексии, анализа и планирования. При этом падает роль фонтанирующих ассоциаций, которые считаются при данном подходе одним из показателей креативности.

К началу 60-х годов XX в. был накоплен большой опыт тестирования интеллекта, что привело к возникновению ряда проблем и новых вопросов. В частности, выяснилось, что профессиональные и жизненные успехи напрямую не связаны с уровнем интеллекта, вычисляемым с помощью тестов IQ. Опыт свидетельствовал, что люди с не очень высоким IQ оказываются способны на незаурядные достижения, а многие другие, чей IQ значительно выше, нередко от них отстают.

В Книге рекордов Гиннеса самый высокий IQ – 228 (!) зафиксирован в 1989 г. у десятилетней американки Мэрилин Во Саван. Сейчас она журналистка. И все! Больше никаких супердостижений. Второе место в мире по коэффициенту интеллекта занимает и вовсе безвестная домохозяйка из Бразилии. Недавно в прессе промелькнуло сообщение о болгарке Даниэле Симидчиевой, чей IQ равен эйнштейновскому и составляет 200 баллов. За свою жизнь Семидчиева получила пять магистерских степеней в различных областях знания. Сегодня одна из самых умных женщин планеты, мать троих детей, пребывает в статусе домохозяйки, – потенциальные работодатели не спешат пригласить ее на работу. По словам Семидчиевой, даже в те времена, когда у нее была работа, самая большая зарплата, которую она получала, не превышала 150 долларов в месяц.

Было высказано предположение, что здесь решающую роль играют иные качества ума, которые не охвачены традиционным тестированием. Предположили, что определять успешность человека и его потенциальные возможности как творца, создателя новых идей будет уровень креативности.

Возник вопрос о соотношении креативности и интеллекта. Многие стали приписывать высокие творческие способности людям с высоким коэффициентом интеллекта, тем самым креативность стали рассматривать как следствие высокого IQ. Английский ученый Г. Айзенк, опираясь на значимые (но все же невысокие) корреляции между IQ и тестами Гилфорда на дивергентное мышление, высказал мнение, что креативность есть компонент общей умственной одаренности. Итак, можно ли утверждать, что у человека с высоким IQ однозначно будет высокий уровень креативности? Ответ на этот вопрос позволяет дать лонгитюдное исследование, осуществлявшееся с начала 20-х годов в США. В этом исследовании Л. Термен и его сотрудники отобрали из более чем 150 тысяч школьников около полутора тысяч детей, показавших наиболее высокие результаты по тестам интеллекта (IQ свыше 136). Затем на протяжении 60 лет были четырежды произведены контрольные замеры жизненных успехов, которых добились высокоинтеллектуальные дети.

Выяснилось, что практически все члены выборки Термена добились высокого социального статуса. Все без исключения успешно окончили школу, а две трети – и университет. По числу ученых степеней, опубликованных книг и зарегистрированных патентов группа Термена в 30 раз превысила уровень контрольной выборки. Кстати, и доход среди членов группы был в четыре раза выше среднего по США.

Однако ни один из обследуемых не проявил исключительного таланта в области науки или искусства, не создал ничего, что можно было бы рассматривать как значительный вклад в мировую культуру. В то же время был обнаружен один ребенок, который несколько не дотянул до требовавшихся в исследовании Термена 136 баллов, однако в последующей жизни достиг того, чего не удалось никому из избранных, – стал лауреатом Нобелевской премии.

Так, IQ великого Эйнштейна был равен 200 баллам. Людей с таким интеллектом во всем мире – единицы, однако единицы в масштабах планеты – тысячи человек, но кто из них сравнился с Эйнштейном и смог придумать что-либо столь же оригинальное?

Итак, прямой зависимости креативности от интеллекта Л. Термен не обнаружил. Можно быть интеллектуалом и не быть творческой личностью.

Многие исследователи считают, что при диагностике креативности следует отказаться от жестких лимитов времени, отведенных на выполнение задания. М. Воллах и К. Коган предоставляли испытуемым столько времени, сколько им было необходимо для решения задачи, тестирование проводилось в виде игры, принимался любой ответ. При данных условиях тестирования корреляция между креативностью и уровнем интеллекта была близка к нулю, т.е. свойство креативности обнаруживает свою полную независимость от интеллекта. Воллах и Коган выявили 4 группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям и решению задач.

Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и креативности, уверены в своих способностях, имеют адекватную самооценку, проявляют большую инициативу, личную независимость суждений и действий, высокоуспешны, проявляют одаренность, социально адаптируемы.

Дети с низким уровнем креативности, но высоким интеллектом стремятся к школьным успехам, но крайне тяжело переживают неудачи, боятся высказать свое мнение, пойти на риск, боятся удара по самолюбию, дистанцируются от своих одноклассников.

Дети с низким уровнем интеллекта и высоким уровнем креативности часто попадают в категорию “изгоев”, плохо приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют хобби и увлечения на стороне, “странные фантазеры”, не поняты ни учителями, ни сверстниками.

Дети с низким уровнем интеллекта и низким уровнем творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в “середнячках”, имеют адекватную самооценку, низкий уровень способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью.

Далее в ходе многочисленных экспериментов выяснилось, что высокоинтеллектуальные испытуемые могут не проявлять творческого поведения при решении проблем, но не бывает низкоинтеллектуальных креативов. Позже Э. Торренс, опираясь на обширные эмпирические исследования, сформулировал модель соотношения креативности и интеллекта: при 10 до 120 баллов общий интеллект и креативность образуют единый фактор, при 10 свыше 120 баллов креативность утрачивает зависимость от интеллекта.

Дальнейшие исследования мало способствовали уточнению этого положения, поскольку привели к противоречивым результатам. Н. Коган и М. Воллах установили независимость факторов креативности и интеллекта.

В нашей стране в исследованиях, проведенных сотрудниками лаборатории способностей Института психологии РАН, была выявлена парадоксальная зависимость: высококреативные личности хуже решают задачи на репродуктивное мышление, чем все прочие испытуемые. Это позволяет объяснить многие затруднения, которые испытывают творчески одаренные дети в средней школе, где очень много времени приходится решать простые, шаблонные интеллектуальные задачи.

Некоторые ученые доказывают, что креативность определяется совокупностью прижизненно усвоенных умственных действий, навыков и стратегий. Свидетельства в пользу этого получены в исследованиях, посвященных формированию креативности. Так, Гуднау, Уорд, Хэддон и Литтон продемонстрировали прямую зависимость креативности от условий социализации, вплоть до уровня учебных заведений, в которых разные люди получают образование. Иными словами, есть школы консервативные, формирующие исполнителей, – творческие личности в них не уживаются, отторгаются ими; и есть школы творческие, которые в буквальном смысле слова учат мыслить креативно. Правда, и из первых порой выходят творцы (вспомним того же Томаса Эдисона, не справлявшегося с рутинной программой), а вторые отнюдь не гарантируют стопроцентную творческую отдачу своих выпускников. Вероятно, кое-что заложено в самом человеке, причем не только в познавательной сфере, но и в личностной.

Связь креативности и интеллекта

К началу 60-х годов XX в. был накоплен большой опыт тестирования интеллекта, что привело к возникновению ряда проблем и новых вопросов. В частности, выяснилось, что профессиональные и жизненные успехи напрямую не связаны с уровнем интеллекта, вычисляемым с помощью тестов IQ. Опыт свидетельствовал, что люди с не очень высоким IQ оказываются способны на незаурядные достижения, а многие другие, чей IQ значительно выше, нередко от них отстают.

В Книге рекордов Гиннесса самый высокий IQ – 228 (!) зафиксирован в 1989 г. у десятилетней американки Мэрилин Во Саван. Сейчас она журналистка. И все! Больше никаких супердостижений. Второе место в мире по коэффициенту интеллекта занимает и вовсе безвестная домохозяйка из Бразилии. Недавно в прессе промелькнуло сообщение о болгарке Даниэле Симидчиевой, чей IQ равен эйнштейновскому и составляет 200 баллов. За свою жизнь Семидчиева получила пять магистерских степеней в различных областях знания. Сегодня одна из самых умных женщин планеты, мать троих детей, пребывает в статусе домохозяйки, – потенциальные работодатели не спешат пригласить ее на работу. По словам Семидчиевой, даже в те времена, когда у нее была работа, самая большая зарплата, которую она получала, не превышала 150 долларов в месяц. ^

Было высказано предположение, что здесь решающую роль играют иные качества ума, которые не охвачены традиционным тестированием. Предположили, что определять успешность человека и его потенциальные возможности как творца, создателя новых идей будет уровень креативности.

Возник вопрос о соотношении креативности и интеллекта. Многие стали приписывать высокие творческие способности людям с высоким коэффициентом интеллекта, тем самым креативность стали рассматривать как следствие высокого IQ. Английский ученый Г. Айзенк, опираясь на значимые (но все же невысокие) корреляции между IQ и тестами Гилфорда на дивергентное мышление, высказал мнение, что креативность есть компонент общей умственной одаренности. Итак, можно ли утверждать, что у человека с высоким IQ однозначно будет высокий уровень креативности? Ответ на этот вопрос позволяет дать лонгитюдное исследование, осуществлявшееся с начала 20-х годов в США.

В этом исследовании Л. Термен и его сотрудники отобрали из более чем 150 тысяч школьников около полутора тысяч детей, показавших наиболее высокие результаты по тестам интеллекта (IQ свыше 136). Затем на протяжении 60 лет были четырежды произведены контрольные замеры жизненных успехов, которых добились высокоинтеллектуальные дети.

Выяснилось, что практически все члены выборки Термена добились высокого социального статуса. Все без исключения успешно закончили школу, а две трети – и университет. По числу ученых степеней, опубликованных книг и зарегистрированных патентов группа Термена в 30 раз превысила уровень контрольной выборки. Кстати, и доход среди членов группы был в четыре раза выше среднего по США.

Однако ни один из обследуемых не проявил исключительного таланта в области науки или искусства, не создал ничего, что можно было бы рассматривать как значительный вклад в мировую культуру. В то же время был обнаружен один ребенок, который несколько не дотянул до требовавшихся в исследовании Термена 136 баллов, однако в последующей жизни достиг того, чего не удалось никому из избранных, – стал лауреатом Нобелевской премии.

Интересно, что 10 нобелевских лауреатов не запредельно высок и составляет в среднем 136 баллов. Кто-то из лауреатов этот уровень превосходит, но кто-то до него и не дотягивает. Так, IQ великого Эйнштейна был равен 200 баллам. Людей с таким интеллектом во всем мире – единицы, однако единицы в масштабах планеты – тысячи человек, но кто из них сравнился с Эйнштейном и смог придумать что-либо столь же оригинальное?

Итак, прямой зависимости креативности от интеллекта Л. Термен не обнаружил. Можно быть интеллектуалом и не быть творческой личностью.

Многие исследователи считают, что при диагностике креативности следует отказаться от жестких лимитов времени, отведенных на выполнение задания. М. Воллах и К. Коган предоставляли испытуемым столько времени, сколько им было необходимо для решения задачи, тестирование проводилось в виде игры, принимался любой ответ. При данных условиях тестирования корреляция между креативностью и уровнем интеллекта была близка к нулю, т.е. свойство креативности обнаруживает свою полную независимость от интеллекта. Воллах и Коган выявили 4 группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям и решению задач.

Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и креативности, уверены в своих способностях, имеют адекватную самооценку, проявляют большую инициативу, личную независимость суждений и действий, высокоуспешны, проявляют одаренность, социально адаптируемы.

Дети с низким уровнем креативности, но высоким интеллектом стремятся к школьным успехам, но крайне тяжело переживают неудачи, боятся высказать свое мнение, пойти на риск, боятся удара по самолюбию, дистанцируются от своих одноклассников.

Дети с низким уровнем интеллекта и высоким уровнем креативности часто попадают в категорию “изгоев”, плохо приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют хобби и увлечения на стороне, “странные фантазеры”, не поняты ни учителями, ни сверстниками.

Дети с низким уровнем интеллекта и низким уровнем творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в “середнячках”, имеют адекватную самооценку, низкий уровень способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью.

Далее в ходе многочисленных экспериментов выяснилось, что высокоинтеллектуальные испытуемые могут не проявлять творческого поведения при решении проблем, но не бывает низкоинтеллектуальных креативов. Позже Э. Торренс, опираясь на обширные эмпирические исследования, сформулировал модель соотношения креативности и интеллекта: при 10 до 120 баллов общий интеллект и креативность образуют единый фактор, при 10 свыше 120 баллов креативность утрачивает зависимость от интеллекта.

Дальнейшие исследования мало способствовали уточнению этого положения, поскольку привели к противоречивым результатам. Н. Коган и М. Воллах установили независимость факторов креативности и интеллекта.

В нашей стране в исследованиях, проведенных сотрудниками лаборатории способностей Института психологии РАН, была выявлена парадоксальная зависимость: высококреативные личности хуже решают задачи на репродуктивное мышление, чем все прочие испытуемые. Это позволяет объяснить многие затруднения, которые испытывают творчески одаренные дети в средней школе, где очень много времени приходится решать простые, шаблонные интеллектуальные задачи.

Некоторые ученые доказывают, что креативность определяется совокупностью прижизненно усвоенных умственных действий, навыков и стратегий. Свидетельства в пользу этого получены в исследованиях, посвященных формированию креативности. Так, Гуднау, Уорд, Хэддон и Литтон продемонстрировали прямую зависимость креативности от условий социализации, вплоть до уровня учебных заведений, в которых разные люди получают образование.

Иными словами, есть школы консервативные, формирующие исполнителей, – творческие личности в них не уживаются, отторгаются ими; и есть школы творческие, которые в буквальном смысле слова учат мыслить креативно. Правда, и из первых порой выходят творцы (вспомним того же Томаса Эдисона, не справлявшегося с рутинной программой), а вторые отнюдь не гарантируют стопроцентную творческую отдачу своих выпускников. Вероятно, кое-что заложено в самом человеке, причем не только в познавательной сфере, но и в личностной.

22.Интеллект и креативность.

Понятие интеллекта. Интеллект – высокое развитие познавательных способностей, эрудированность, прозорливость. Интеллект в широком смысле – это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле – это мышление. Интеллект является основной формой познания действительности. Интеллект многими исследователями рассматривается как эквивалент понятия общей одаренности, как способность к обучению и труду вообще, независимо от их содержания. Такой точки зрения придерживаются Бине, Спирмен, Рубинштейн. Интеллект рассматривается как механизм адаптации к среде, например, Пиаже пишет о том, что развитый интеллект проявляется в универсальной адаптивности, структурировании равновесных отношений между индивидом и средой. Наиболее полным, с содержательной точки зрения, является определение интеллекта Векслера, он понимает интеллект как способность к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром. Векслер вслед за Верноном придерживается иерархической модели интеллекта, в которой выделяется фактор общего интеллекта, или генеральный (G), основные групповые факторы: вербальный и невербальный (или пространственный, практико-технический), а также парциальные факторы (включающие отдельные перцептивные и сенсорные способности). Вербальный интеллект в большой мере зависит от социализации, приобщения к культуре, уровня знаний и интеллектуальных навыков. Эту подструктуру интеллекта Кеттел называет связанным или кристаллизованным интеллектом. Невербальный, практико-технический интеллект (или свободный, текучий) не зависит от приобщения к культуре, его уровень определяется общим развитием третичных или ассоциативных зон коры больших полушарий. Этот интеллект проявляется при решении перцептивных задач, когда требуется воспринять и найти соотношение элементов. Парциальные факторы определяются уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон коры больших полушарий. Природа и функции интеллекта. Основные подходы к трактовке природы интеллекта:

1. Социокультурный подход (интеллект как результат процесса социализации, а также влияния культуры в целом).

2. Генетический подход (интеллект как следствие усложняющейся адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодей­ствия человека с внешним миром).

3. Процессуально – деятелъностный подход (интеллект как особая форма человеческой деятельности).

4. Образовательный подход (интеллект как продукт целенаправленного обучения).

5. Информационный подход (интеллект как совокуп­ность элементарных процессов переработки инфор­мации) .

6. Феноменологический подход (интеллект как особая форма содержания сознания).

7. Структурно-уровневый подход (интеллект как си­стема разно уровневых познавательных процессов).

8. Регуляционный подход (интеллект как фактор само регуляции психической активности).

Существует три разновидности в понимании функции интеллекта: 1) способность к обучению, 2) оперирование символами, 3) способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности.

Структура интеллекта. Операциональная теория интеллекта Ж.Пиаже.Согласно Ж. Пиаже, интеллект – это наиболее совер­шенная форма адаптации организма к среде, представляю­щая собой единство процесса ассимиляции (воспроизведение элементов среды в психике субъекта в виде когнитивных психических схем) и процесса аккомодации (изменение этих когнитивных схем в зависимости от требований объективно­го мира). Таким образом, суть интеллекта заключается в возможности осуществлять гибкое и одновременно устойчи­вое приспособление к физической и социальной действи­тельности, а его основное назначение – в структурировании (организации) взаимодействия человека со средой.

Интеллект в онтогенезе: “посредником” между ребенком и окружающим миром является предметное действие. Ни слова, ни наглядные образы сами по себе ни­чего не значат для развития интеллекта. Нужны именно действия. Действия самого ребенка, который мог бы активно манипулировать и экспериментировать с реальными предметами (вещами, их свойствами, формой и т.д.). По мере нарастания и усложнения опыта ребенка по практическому действованию с предметами происходит интериоризация предметных действий, то есть их постепенное превращение в умственные операции (действия, выполняе­мые во внутреннем мысленном плане). По мере формирования операций взаимодействие ребен­ка с миром все в большей мере приобретает интеллектуаль­ный характер. Ибо, как пишет Пиаже, интеллектуальный акт (состоит ли он в том, чтобы отыскать спрятанный пред­мет или найти скрытый смысл художественного образа) предполагает определенное множество путей действования (в реальном либо ментальном пространстве и времени). В развитии интеллекта, согласно теоретическим воззре­ниям Пиаже, выделяются две основные линии. Первая свя­зана с интеграцией операциональных когнитивных структур, а вторая – с ростом инвариантности (объективности) инди­видуальных представлений о действительности.

Теории интеллекта: двухфакторная модель интеллекта Ч.Спирмена, Спирмен занимался проблемами профессиональных способностей (матем., литер. и т.д.). При обработке данных тестирования обнаружил связь между уровнем мышления, памяти, внимания и восприятия. Предположил, что успех любой интеллектуальной работы определяют: 1) некая общая способность, 2) способность, специфическая для данной деятельности. Существует общий фактор J (общий интеллект) – сложноинтегрированное качество психики, обеспечивающее индивидуальную успешность поведения в различных ситуациях и эффективность различных видов деятельности. Двухфакторная система: general factor (g) есть собственно интеллект, сущность которого сводится к индивидуальным различиям в “умственной энергии” (его составляет сумма результатов всех тестовых заданий); фактор s – характеризует специфику каждого конкретного задания. Спирмен разграничил уровневые свойства интеллекта: 1 – показатели сформированности основных сенсорно-перцептивных и вербальных функций и 2 – комбинаторные свойства (способность выяснять связи между стимулами).

многофакторная модель интеллекта Л.Терстоуна Определенный интеллектуальный акт является результатом взаимодействия множества отдельных факторов. В интеллект входит 7 первичных умственных способностей: счетная(способность оперировать числами и выполнять арифметические действия), вербальная гибкость, вербальное восприятие, пространственная ориентация, память, способность рассуждениям, быстрота восприятия сходств и различий.

Л. Терстоун предложил метод многофакторного анализа матриц корреляций. Этот метод позволяет выделить не­сколько независимых «латентных» факторов, определяющих взаимосвязи резуль­татов выполнения различных тестов той или иной группой испытуемых Дж.Гилфорда, Дж. Гилфорд предложил модель «структуры интеллекта (SI)», систематизи­руя результаты своих исследований в области общих способностей. По своей структуре модель является необихевиористской, основанной на схеме: стимул — латентная операция — реакция. Место стимула в модели Гилфорда занимает «содержание», под «операцией» подразумевается умственный процесс, под «реакцией» — результат применения операции к материалу. Факторы в модели независимы. Таким образом, модель является трехмерной, шкалы интел­лекта в модели — шкалы наименований. Операцию Гилфорд трактует как пси­хический процесс: познание, память, дивергентное мышление, конвергентное мышление, оценивание. Содержание задачи определяется особенностями материала или информации, с которой производится операция: изображение, символы (буквы, числа), семан­тика (слова), поведение (сведения о личностных особенностях людей и причинах поведения). Результаты — форма, в которой испытуемый дает ответ: элемент, классы, отношения, системы, типы преобразований и выводы. Всего в классификационной схеме Гилфорда 120 факторов. Главным достижением Дж. Гилфорда многие исследователи считают разде­ление дивергентного и конвергентного мышления. Дивергентное мышление свя­зано с порождением множества решений на основе однозначных данных и, по предположению Гилфорда, является основанием творчества. Конвергентное мышление направлено на поиск единственно верного результата и диагностиру­ется традиционными тестами интеллекта. Недостатком модели Гилфорда явля­ется несоответствие результатам большинства факторно-аналитических иссле­дований. модель множественного интеллекта Х.Гарднера,Гарднер считает, что можно говорить о множестве видов человеческого интеллекта. Главным методом изучения человеческого интеллекта, на его взгляд, является не эксперимент, не измерение и даже не опрос на предмет выявления «обыденных моделей», а наблюдение за естественным поведением индивидов в ходе лонгитюдного исследования. А тесты, интервью и прочие инструментальные методы пригодны лишь для измерения когнитивных навыков, мотивации и общей активности личности. Гарднер выделяет в качестве основных компонентов интеллекта, помимо традиционных (по Терстоуну): музыкальные способности, мотивацию, инициати­ву, сенсомоторные способности и т.д. В одной из последних своих работ он рассматривает 7 видов интеллекта:

Лингвистический интеллект. Характеризуется способностью использо­вать естественный язык для передачи информации, а также стимулирова­ния и возбуждения (поэт, писатель, редактор, журналист).

Музыкальный интеллект. Определяет способность исполнять, сочинять музыку и/или получать от нее удовольствие (исполнитель, композитор, музыкальный критик).

Логико-математический интеллект. Определяет способность исследовать, классифицировать категории и предметы, выявлять отношения между символами и понятиями путем манипулирования ими (математик, ученый).

Пространственный интеллект — способность видеть, воспринимать и манипулировать объектами в уме, воспринимать и создавать зрительно-про­странственные композиции (архитектор, инженер, хирург).

5. Телесно-кинестетический интеллект — это способность использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, ручном труде (танцовщик, спортсмен, механик).

6. Межличностный интеллект. Обеспечивает способность понимать других людей и налаживать с ними отношения (учитель, психолог, продавец).

7. Внутриличностный интеллект. Представляет способность понимать себя, свои чувства, стремления (психолог, поэт).

концепция интеллекта как ментального опыта М.А.Холодной. В общем виде интеллект – это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения “внутри” индивидуума объективной картины происходящего.

М. А. Холодная выделяет минимум базовых свойств интеллекта: «1) уровневые свойства, характеризующие достигнутый уровень раз­вития отдельных познавательных функций (как вербальных, так и невербальных), и презентации действительности, лежащие в основе процессов (сенсорное различие, оперативная память и долговременная память, объем и распределение внимания, осведомленность в определенной содержательной сфере и т. д.); 2) комбинаторные свойства, характеризующиеся способностью к выявлению и формированию разного рода связей и отношений в широком смысле слова — способность комбинировать в различных сочетаниях (пространственно-времен­ных, причинно-следственных, категориально-содержательных) компоненты опы­та; 3) процессуальные свойства, характеризующие операциональный состав, при­емы и отражение интеллектуальной деятельности вплоть до уровня элементар­ных информационных процессов; 4) регуляторные свойства, характеризующие обеспечиваемые интеллектом эффекты координации, управления “и контроля психической активности». Классификация типов интеллекта Холодной: общий – частные интеллетульные способности, конвергентный – дивергентный, репродуктивный – продутивный, кристаллизированный (вербальный) – текучий (неверб.) Измерение интеллекта. Методики исследования интеллекта грубо делятся на: экспериментальные, опросные и креативные (интуитивные). Первые дают наиболее быстрый и четкий результат. Вторые позволяют серию корелирующихся между собой данных, но чуть более сложны в обработке. Третий тип вынесен в особый класс, является наиболее информативным, но представляет значительные трудности в обработке результата и его трактовки, более того результаты полученные с помощью этой группы методик не всегда явно связаны с аналогичными результатами другой группы. Бинэ и Симоном были созданы первые тесты, традиционно называемые тестами интеллекта. Они придумали шкалы для отбора умственно отсталых детей. Первая шкала состояла из 30 тестов, расположенных в порядке восходящей трудности и охватывающих широкий диапазон функций. Особо выделялись суждения, понимание и рассуждение, которые Бинэ рассматривал как основные компоненты интеллекта. Во второй шкале количество тестов было увеличено, и все они были сгруппированы по возрастным уровням на основе их выполнения примерно 300 нормальными детьми в возрасте между 3 и 13 годами. В качестве показателя использовался умственный возраст, или умственный уровень, соответствующий возрасту нормальных детей, чьим показателям он равнялся. Тесты Бине оказались очень успешными и были очень быстро взяты на вооружение английскими и американскими психологами. Результаты тестов были закреплены в одном понятии, т. н. “коэффициент интеллекта” или IQ. Исторически IQ был обозначен как пропорция умственного развития и хронологического возраста умноженная на 100. В наше время IQ измеряется иными способами, но все еще по шкале в 100 единиц со стандартным отклонением 16. Понятие и концепции креативности.Креативность – творческая, созидательная, новаторская деятельность. Люди могут быть креативными по-разному. Некоторые креативны в профессиональной сфере, не будучи таковыми в личной жизни. Многие писатели считают креативность частью общего интеллекта, но различия в креативности у людей с равным IQ опровергают это. Креативность действительно связана с интеллектом и уровнем IQ, но IQ-тесты не способны измерить креативность напрямую. Креативность – изобретательность мышления (“творческость”). Креативность – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По мнению П.Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов. Креативность по Торренсу (от лат. creatio созидание): индивид становится чувствителен к проблемам, дефициту и пробелам знаний, к объединению разноплановой информации, к дисгармонии элементов; определяет связанные с этим проблемы; ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений; проверяет и опровергает эти гипотезы; модифицирует их; перепроверяет их; окончательно обосновывает результат. Дивергентное и конвергентное мышление. Дивергентное мышление (от лат. divergere расходиться) форма мышления. Основано на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи. Конвергентное мышление (от лат. cоnvergere сходиться) форма мышления. Основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи. Гилфорд заявил, что в процессе извлечения информации из памяти могут вовлекаться два вида операций – конвергентное воспроизведение и дивергентное воспроизведение. Конвергентное воспроизведение – поиск специфичной информации, для решения проблемы, требующей один, логически необходимый, правильный ответ. Дивергентное воспроизведение – требуется для решения проблем, которые могут иметь много разных и равно приемлемых решений. Гилфорд заявил, что креативность вовлекает дивергентное мышление, представленное беглостью, гибкостью и оригинальностью мыслительных процессов. Люди с хорошо развитыми способностями к формированию и восприятию идей вырабатывают гораздо больше способов решения проблемы за короткое время. Они обладают высокой гибкостью и могут легко переключаться с одного подхода к решению проблемы на другой, новый, если проблема и ее условия новы и требуют соответствующего к себе подхода. Оригинальные люди могут создавать новые и универсальные предположения и идеи (беглость), “ломать границы” для атаки проблемы с новой позиции (гибкость) и вырабатывать новые и подлинно уникальные идеи (оригинальность). Характеристики творческой личности. Творческим людям присуще следующие личностные черты: независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений; открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному; высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях; развитое эстетическое чувство, стремление к красоте. Диагностика креативности. Торренс разработал множество тестов для измерения дивергентного мышления. В них входят задания для создания новых способов использования коробок или кирпичей, или для предложений, как можно улучшить чучело животного, чтобы с ним было легче играть. Реакции и ответы на эти задания были основным критерием измерения беглости, гибкости и оригинальности. Эти тесты имеют низкую корреляцию, но большое значение по отношению к IQ – тестам. Исследования Торренса показывают, что дети с низким IQ не показывали хороших результатов в тестах на дивергентное воспроизведение. Люди, набиравшие наибольшее количество баллов в тестах на дивергентное мышление, имели обычно средний уровень интеллекта, однако высший IQ не дает гарантии того, что способности к дивергентному воспроизведению будут очень хорошими. Гетзелс и Джэксон были у самых истоков изучения отношений между дивергентным мышлением, интеллектом и креативным действием. В группе, организованной в основном из самых выдающихся студентов, они обнаружили поразительные различия между учащимися с высочайшими уровнями интеллекта и с низкими уровнями дивергентного мышления и студентами с выдающимися показателями дивергентного мышления, но с низким показателями IQ.

4.8. Интеллект и креативность

Рассмотрение данного параграфа мы начнем с интеллекта — одного из сложнейших понятий психологии. Дело в том, что до сих пор психологи не придут к согласию относительно того, является ли он культурно обусловленным феноменом или наследуется генетически.

Определение и структура интеллекта

Одни психологи доказывают интеллектуально обусловленное поведение, проявляющееся в способности человека адаптироваться к требованиям своего окружения, носит культурно-релятивный характер. Другие приводят аргументы в пользу того, что интеллект является культурно безотносительной способностью решать всевозможные задачи. Кто из них прав — пока понять сложно.

Понятно одно: интеллект человека (от лат. ШеИеМив — понимание, познание) определяется совокупностью его познавательных процессов. Интеллект — это интегральная способность, которая включает в себя очень многое: и широту кругозора, и способность логично мыслить, и знание того, как добиться поставленной цели. То есть интеллект — это общая умственная способность человека. В этом плане данное понятие в какой-то степени синонимично понятию «ум». Тем не менее единства в данном вопросе у психологов нет. Хотя большинство исследователей приходят к выводу о том, что уровень общей интеллектуальной активности константен для индивида.

На сегодняшний день в психологической литературе имеется несколько сотен определений интеллекта. Одним из классических определений является следующее: «Интеллект — это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» [Дэвид Векслер (1896—1981)], т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде на основе разума.

Но данная позиция не бесспорна. Некоторые исследователи считают способность адаптироваться не показателем высокого интеллекта, ибо она порождает приспособленцев, а не лидеров. В этом смысле достаточно вспомнить позицию А.чександра Федоровича Лазурского (1874—1917), который установил зависимость интеллекта от уровня активности психики. Он выделил три таких уровня (рис. 4.24).

Рис. 4.24. Зависимость интеллекта от уровня активности психики

Таким образом, не адаптирующиеся приспособленцы со средним уровнем психической активности, а лидеры с высоким уровнем активности психической деятельности демонстрируют наиболее яркие интеллектуальные данные.

Какова же структура интеллекта? По мнению Реймонда Кэттела (1967), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета. С другой стороны, формируется «кристаллический» интеллект, состоящий из различных навыков и знаний, которые мы приобретаем по мере накопления жизненного опыта.

Существуют и другие подходы к пониманию структуры интеллекта. Чтобы разобраться в них, достаточно ответить на один простой вопрос: кого люди чаще всего считают интеллектуально развитыми, или, попросту говоря, умными?

1. Академический интеллект. Под ним подразумевают решение задач без проб и ошибок «в уме». Предполагает наличие определенных навыков, позволяющих в сложных алгоритмизированных системах, находить единственно правильный ответ. Подобный интеллект особенно необходимо иметь математикам, физикам, шахматистам и т.п.

Знаете ли Вы, что.

. ум — это универсальное положительное качество, которое ценно во всех людях: и в мужчинах, и в женщинах. Мужчины любят умных женщин. Умная женщина — это такая женщина, которая в нужный момент не покажет мужчине, что она умнее его. Именно поэтому умный мужчина постарается найти себе и умную женщину. Но женщины также любят умных мужчину, потому что:

  • ? умный мужчина может многому научить женщину;
  • ? рядом с ним женщина будет стремиться к самосовершенствованию;
  • ? рядом с умным мужчиной женщине никогда не придется скучать;
  • ? умный мужчина никогда не стоит на месте, а находится в поиске;
  • ? он не такой, как все остальные, он незаурядный человек;
  • ? он всегда сможет понять все оттенки настроения женщины;
  • ? он умеет своим поведением доставлять удовольствие обеим сторонам;
  • ? умный мужчина рано или поздно добьется признания в обществе;
  • ? женщина ощущает причастность к триумфу умного мужчины.

Источник: Руденко А.М. Психология любви, или Как добиться взаимности. — СПб., 2005. — С. 106-111.

Умный человек всегда найдет выход из трудной ситуации, мудрый же в ней не окажется.

  • 2. Практический интеллект — умение логически мыслить, действовать адекватно и всегда ориентироваться в любой жизненной ситуации, находя верный выход. Всё это часто приводит человека к преуспеванию и удаче. Часто люди с практическим интеллектом знают, как заработать хорошие деньги, как преуспеть в начатом деле, как сделать свою жизнь счастливой и благополучной.
  • 3. Творческий интеллект, под которым понимают развитую способность к научной деятельности и творчеству, а также наличие определенных талантов. Развитость данного типа интеллекта демонстрируют реакции человека на незнакомые ситуации.
  • 4. Эмоциональный интеллект — социальный ум человека, его способность адекватно воспринимать, выражать, понимать и регулировать эмоции. Данный вид интеллекта предполагает особенно развитое самосознание человека. Замечено, что люди с развитым эмоциональным интеллектом добиваются больших успехов в карьере, браке и воспитании детей.

Но существуют ли какие-либо критерии, по которым можно было бы объективно судить о степени развитости интеллекта? Иными словами, можно ли оценивать интеллект? Оказывается, можно.

Общий интеллект и креативность

Общий интеллект и креативность

Проблема отношения креативности и интеллекта поставлена в тот момент, когда креативность была выделена в качестве самостоятельного фактора. Гилфорд полагал, что творческая одаренность включает в себя, по крайней мере, способности к дивергентному мышлению и к преобразованиям (IQ). Напомню, что, по Гилфорду, дивергентное мышление есть мышление, направленное на поиск разнообразных логических возможностей, способность к которому тестируется с помощью особых тестов («Необычное использование предметов», «Дополнение рисунка», «Нахождение синонимов» и т. д.).

В ряде статей Гилфорд рассматривает отношение интеллекта и креативности. Он полагал, что интеллект определяет успешность понимания и усвоения нового материала, а дивергентное мышление детерминирует творческие достижения. Кроме того, успешность творческой активности предопределена объемом знаний (зависящим, в свою очередь, от интеллекта). Гилфорд высказывает предположение, что IQ будет предопределять «верхний предел» успешности решения задач на дивергентное мышление. Причем тесты креативности Гилфорда были связаны с оперированием семантическим кодом (словесной информацией), и он считал, что ограничивающая роль интеллекта для них будет выше, чем для невербальных тестов. Исследования показали, что корреляции между тестами интеллекта и дивергентного мышления выше для семантических тестов, чем для пространственных и символических.

Однако результаты исследований К. Ямамото, а также Д. Хардгривса и И. Болтона позволяют ввести гипотезу «нижнего порога»: конвергентный интеллект (IQ) ограничивает проявления креативности при низких значениях IQ, при IQ выше некоторого «порога» творческие достижения от интеллекта не зависят.

В исследованиях Гилфорда и Кристиансена также было выявлено, что при низком IQ практически не бывает проявлений творческой одаренности, в то время как среди людей с высоким IQ встречаются лица и с высоким, и с низким уровнем развития дивергентного мышления.

Торренс [14], обобщив собственные исследования, пришел к выводу, что связь между уровнем интеллекта и креативностью односторонняя. Он предложил модель интеллектуального порога: до уровня IQ Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг

Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность)

Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность) Привычка начинать с дефиниций, внедренная в нашу психику немецкой научной традицией, ведущей свою родословную (через Гегеля) от средневековой схоластики, вынуждает в начале изложения давать определения

Обучаемость, креативность и интеллект

Обучаемость, креативность и интеллект Остановимся на понятии «обучаемость».Введение его в психологический обиход предполагает существование общей способности, аналогичной общему интеллекту и, возможно, креативности. Однако факты свидетельствуют скорее об отсутствии

Общий интеллект и школьная успеваемость

Общий интеллект и школьная успеваемость В мире проведено не менее нескольких десятков тысяч исследований, посвященных установлению отношений между психометрическим интеллектом и школьной успеваемостью, и с каждым годом их число возрастает. Вопрос о возможности

Общий интеллект и профессиональная деятельность

Общий интеллект и профессиональная деятельность Тесты интеллекта, особенно так называемые тесты структуры интеллекта (тест Амтхауэра, GATB, ДАТ и т. д.), широко используют в целях профессионального отбора и распределения кадров.Данные тестирования общего интеллекта

5. Креативность

5. Креативность Вы просите людей уделить вам немного внимания, и… ничего не происходит. Затем вы просите еще раз: «Пожалуйста, уделите мне минутку внимания».В ответ вы увидите несколько приподнятых бровей и взгляды слушателей, весьма напоминающих снулых рыб, обращенные к

Креативность и ее развитие

Креативность и ее развитие Первая ступень всякого творчества есть самозабвение. М. Пришвин Сущность креативностиПонимание сущности творчества и лежащих в его основе способностей – вопрос, по которому существует множество разноречивых психологических,

Заключение. Интеллект, креативность и культура

Заключение. Интеллект, креативность и культура В нашем поликультурном мире идет своего рода естественный эксперимент, заключающийся в многовариантной культурной ассимиляции различных организационных и технологических новинок.Лидерство в мировой креативности

Интеллект шимпанзе и интеллект Наполеона

Интеллект шимпанзе и интеллект Наполеона На вопрос, возможно ли мышление без языка, затруднительно ответить одной фразой, так, чтобы ответ был убедительным. Поэтому придется начать издалека и сравнить особенности поведения человека и животных. Тогда, вероятно, и

Креативность и новаторство

Креативность и новаторство Нашего коллегу Рэя, который всегда стремится к успеху, трудно превзойти в том, что касается креативности. Большинство исследователей идет вперед методично, логически обоснованными шажками, отталкивается от известного и добавляет новые данные

Креативность самоактуализации

Креативность самоактуализации Как следствие, я счел необходимым разграничить «креативность таланта» и «креативность самоактуализации», причем последняя распространена гораздо более широко и имеет более тесную связь с личностью, проявляясь в повседневной жизни не

Установка на креативность

Часть I. Что важнее: IQ, интеллект или интеллект успеха?

Часть I. Что важнее: IQ, интеллект или интеллект успеха?

Креативность

Креативность Я постоянно говорю о креативности, о способности создавать новое, о творчестве.Давайте посмотрим на это, потому что тема уж больно интересная.Меня очень умиляют женские журналы по рукоделию, где на вкладках с выкройками приложены не только выкройки блузок и

Креативность мозга

Креативность мозга А теперь – добро пожаловать в главу, посвященную творческому потенциалу человеческого мозга. Не стану перегружать вас неврологией, хотя кое-что придется сообщить.Итак, есть три различных типа мозговых волн: альфа-волны, бета-волны и

Тест на креативность

Тест на креативность Тест «Креативность», разработанный профессором психологии Н. Ф. Вишняковой, позволяет выявить уровень творческих склонностей человека и построить психологический креативный профиль. Для этого тест осмысляет креативный компонент реального образа

Незаурядный интеллект – это постоянный труд над собой

Разум человека управляет этим миром. Что ни говорите, но мы единственные разумные существа в этой вселенной. Именно разум делает нас такими, какие мы есть.

Когда мы произносим слово «интеллект», то, как правило, подразумеваем ум. Хотя интеллект бывает разный: эмоциональный, житейский, умственный, музыкальный, другой. Поскольку многие хотят стать высокоинтеллектуальными людьми, то огромной популярностью пользуется тест на уровень интеллекта.

К сожалению, такие тесты раскрывают потенциал лишь частично, поскольку обычно являются однобокими. Однако, если постоянно тренировать свой мозг, проходя тесты, то можно улучшить свой уровень IQ, но не слишком.

Многие предпочитают придерживаться мнения, что интеллект – штука неизменная. Конечно, с такой позицией проще жить, не нужно себя совершенствовать, такое восприятие интеллекта, как правило, принадлежит ленивым, не целеустремленным людям.

Интеллект подобен мышцам, его можно и нужно развивать. Только не стоит уподобляться бульварной литературе, где вам пообещают повысить интеллект за неделю. Такие книги, увы, лишь способ заработать легкие деньги, они рассчитаны на людей, которые хотят заполучить все и сразу. Так не сработает. Разумеется, лень – это двигатель прогресса, но в случае с человеческим мозгом, она лишь вредит. Нельзя развить интеллект за неделю, эта процедура длится долгое время, и на протяжении всего процесса нужно неустанно трудиться. Причем, если вам удастся развить новые способности, потребуются постоянные тренировки, поскольку мозг имеет отличное свойство – забывать.

Как повысить уровень интеллекта?

Первое, что приходит на ум, книги — развивающие интеллект. Безусловно, чтение очень полезно для нашего кругозора. Однако, каждый человек уникален, поэтому черпает из каждой книги что-то свое. Если человек ограничится только чтением, то о большом скачке в развитии интеллекта можно забыть. Книги для развития интеллекта играют большую роль, но не главную. Лучше всего совмещать несколько способов расширения кругозора.

Одним из самых действенных способов развития нашего мозга является обучение. Благодаря ему, человек постоянно познает что-то новое, неизведанное. Но дело не только в этом. Обучение способствует тому, что наш мозг учится работать с большим количеством разнообразной информации. Из постоянного потока информации мозг учится распознавать и запоминать самую важную. Именно поэтому практически нельзя встретить заурядных людей среди тех, у кого несколько высших образований.

Незаурядный интеллект – это постоянный труд над собой. Поимо обучения и чтения книг обязательно необходимы занятия математикой. Она помогает развить логическое мышление, благодаря точным наукам, вы научитесь структурировать информацию, проводить анализ, сможете делать правильные прогнозы. Также увеличится скорость мышления.

Вы замечали то, что многие люди умеют красочно язвить? Так вот, эта способность тоже развивается благодаря точным наукам, поскольку сарказм и язвительность в основном зависят от скорости мышления. Ведь всегда хорошо отвечать быстро и в тему.

Но и это еще не все. Также существуют игры на интеллект. К ним относят шахматы, шашки, карточные игры, даже некоторые компьютерные. Оказывается, если ваш ребенок играет на компьютере в логические игры, то ругать его за это не стоит. Такие «квесты» довольно неплохо развивают интеллект. Конечно, зависать сутками за подобным занятием не стоит, поскольку тогда мозг будет довольно однобоко развиваться, но от часа таких игр в сутки вреда не будет.
Также не стоит забывать об изучении языков. Такое занятие также помогает нашем мозгу познавать новое и запоминать. Уже не говоря о том, что знание языков очень существенно может помочь при поиске работы и поездках за границу.
Для общего развития не забывайте просматривать телеканал Discovery и National geographic, они очень сильно расширяют кругозор, что полезно для вашего мозга. Ведь мир так велик и огромен, в нем происходит столько вещей, что жизни не хватит обо всем узнать, а любознательность – лучшая черта интеллектуально развитого человека.

Творческий интеллект

Это понятие довольно ново. Идея состоит в том, что каждый человек обладает креативным интеллектом, он раскрывает творческие способности. От чего они зависят? От талантов, данных нам природой, от окружения, путешествий, новых впечатлений. Чем больше творческих, креативных людей вас будет окружать, тем больше вы познаете для себя, тем выше будет ваш собственный творческий интеллект. Каждое путешествие открывает нам новый мир, который мы познаем и запоминаем навсегда. Человеку постоянно необходимы новые впечатления, только тогда он будет развиваться, иначе он просто буксует на одном месте.

Эмоциональный интеллект

Этот термин введен за рубежом довольно давно. Существуют даже тесты на логику и интеллект, которые обязательны при приеме на работу. Показатель же эмоционального интеллекта важен для тех, кто собирается занять должность начальника.

Развивается этот показатель в три этапа. Первый – познание собственного внутреннего мира. Нужно научиться отделять свои собственные желания и мысли, от навязанных обществом. Порой это очень сложная задача. Второй этап – это умение контролировать свои чувства, желания, эмоции. Третий этап – развитие умения слышать собеседника, причем не только ушами, но и глазами, понимать мимику, воспринимать жесты. Люди, с развитым эмоциональным интеллектом, становятся безукоризненными руководителями, они умеют четко ставить задачи персоналу, не скупы на похвалу.
Как видно, из написанного выше, незаурядный интеллект – это тяжелейший ежедневный труд на д собой и своими способностями. Однако, как говорилось в известном фильме Эльдара Рязанова: «Можно и зайца научить курить, в принципе, нет ничего невозможного для человека с интеллектом». А интеллектом обладает каждый, поэтому нужно не лениться, а заниматься самоусовершенствованием.

Ссылка на основную публикацию