Синдром эмоционального голода — признаки и причины

Расстройства пищевого поведения

В классификации МКБ-10 (принятой в РФ статистической классификации болезней) определяются следующие виды расстройств пищевого поведения:

Анорексия

Нервная анорексия – это намеренное нарушение питания с целью снижения веса, похудения или набора лишнего веса, которое пациент сам вызывает и впоследствии поддерживает. Для нервной анорексии характерно патологическое желание потери веса и сильный страх ожирения; больной искаженно воспринимает свою физическую форму и постоянно беспокоится об увеличении веса, даже если это не соответствует действительности. Чаще всего анорексия наблюдается у девочек и молодых женщин.

Основные критерии диагностирования анорексии в МКБ-10 и DSM-5 совпадают, но имеются некоторые отличия: отсутствие менструации (аменорея), согласно критериям DSM-5, не является ведущим признаком для диагноза, а по классификации МКБ-10, отсутствие одного или более ведущих признаков, таких как аменорея или снижение веса, выделяется для атипичной нервной анорексии.

Для диагностирования нервной анорексии требуются все нижеперечисленные признаки:

    Вес тела поддерживается не менее чем на 15% ниже прогнозируемого (более высокий уровень не достигается или снижается) или индекс массы тела Кетле (соотношение веса тела в кг к квадрату роста в метрах) достигает показания 17,5 или ниже. В возрасте до достижения половой зрелости может присутствовать неспособность к набору веса на стадии роста. Снижение веса вызывает сам пациент: перестает принимать пищу, от которой можно набрать вес, а также выполняя одно или более из следующих действий: вызывает сам у себя рвоту, принимает слабительные, сверх меры повышает физические нагрузки, принимает средства, снижающие аппетит либо мочегонные. Психопатологическое искаженное восприятие внешнего вида своего тела и фигуры, патологическая боязнь ожирения, и этот страх принимает обсессивную форму; пациент считает для себя приемлемым исключительно низкий вес. Эндокринное расстройство общего типа по оси гипоталамус-гипофиз-половые железы. У женщин аменорея, у мужчин потеря потенции и полового влечения. Также могут быть повышены уровни гормонов роста и кортизола, изменения в сфере метаболизма, нарушения инсулиновой секреции, недостаток щитовидных гормонов. При начальном этапе в препубертатном возрасте проявления полового созревания замедляются либо вообще не проявляются (останавливается рост, у девочек не развиваются грудные железы, не наступает первая менструация, у мальчиков половые органы остаются ювенильными).

Признаки анорексии также включают в себя: отрицание больным проблемы; нарушения сна; панический страх набрать вес, боязнь своего отражения в зеркале, приема пищи; подавленность; беспричинный гнев, обидчивость. Иногда наблюдается повышение заинтересованности ко всему, связанному с едой – рецепты, статьи на тему кулинарии и гастрономии, различные диеты, приготовление разнообразных яств только для других, без своего участия в процессе поглощения еды. Изменения касаются и социальной жизни: отказ участвовать в общих мероприятиях, где предполагается трапеза, вплоть до прекращения всякого общения; частые посещения уборных и долгие пребывания там.

Среди физиологических нарушений отмечают проблемы с регулами и их циклом; сердечная аритмия (нередко ведет к внезапной сердечной смерти из-за нехватки калия, магния и других минеральных веществ); хроническая слабость, обмороки, головокружения, спазмы в мышцах; постоянное ощущение холода из-за замедленного пульса. Также имеют место выпадение волос, сухая и бледная кожа, появление мелких волосков на лице и на спине, структурное нарушение ногтей. В работе пищеварительной системы наблюдаются расстройства и болевые судороги в желудке, хронический запор, тошнота, отеки брюшной полости, затрудненное и болезненное пищеварение. Нередки такие последствия, как остеопороз, частые и болезненные переломы костей позвонков; уменьшение массы мозга. Больные психически нестабильны: гиперактивность сменяется апатией, часты проявления социофобии, панические расстройства, тревожность, обсессивно-компульсивное расстройство, мысли о суициде.

Течение болезни, ее развитие и итог могут принимать разнообразные формы: выздоровление; рецидивы; смерть как результат необратимых изменений внутренних органов (без лечения вероятность летального исхода достигает 5–10%); возможно развитие неконтролируемого переедания и прогрессирующего повышения веса.

Лечение анорексии

Для лечения этого типа расстройства пищевого поведения необходимо общее улучшение физического состояния, реабилитация и восстановление массы тела. Первостепенную важность приобретает психотерапия: поведенческая, когнитивная и семейная. Поведенческая терапия способствует увеличению массы тела. Когнитивная – корректирует восприятие самого себя тучным и грузным, помогает преодолеть чувство неполноценности, снижает зависимость от внешнего вида собственного тела. Семейная терапия особенно показана для больных детского и подросткового возраста.

Реабилитация предусматривает поддержку во время всего курса лечения, используя физические упражнения, коррекцию режима сна, лечебные диеты, информирование пациента о достижении поставленных целей и решаемых задач.

Булимия

Нервная булимия – расстройство приема пищи, для которого характерны регулярные приступы переедания на фоне обсессивного контроля над весом тела и принятие экстраординарных мер для снижения влияния съеденной пищи на увеличение веса. К таким мерам относятся: очищение организма с помощью вызываемой рвоты или клизм, прием диуретиков и слабительных. Булимия нередка при некоторых заболеваниях центральной нервной и эндокринной систем.

Нервная булимия, как по классификации DSM-III-R, так и по критериям МКБ-10, входит в группу психических расстройств. Клинические проявления включают в себя такие симптомы, как: обезвоживание, понижение уровня калия, нарушение процессов метаболизма, аритмия. При часто вызываемой рвоте наблюдается эрозия зубной эмали.

При диагностировании выделяется три основных признака:

    Переедание, неконтролируемое потребление больших количеств пищи. Проявление: приступы внезапного аппетита и поглощение огромного количества пищи; приступы мучительного голода и ночной голод и/или ночное питание. Регулярное применение рвоты, прием мочегонных и слабительных средств, строгие диеты, изнурительные физические нагрузки как способ повлиять на массу тела. Зависимость оценивания своей личности от фигуры и массы тела.

Лечение булимии

Нервная булимия поддается лечению и многие нарушения являются обратимыми. Комплексное лечение ведется психотерапевтом, психиатром и диетологом. Для начала необходимо соматическое лечение, направленное на восстановление физического состояния.

Применение лекарственных препаратов, в частности, антидепрессантов, может быть назначено, если присутствуют явные признаки депрессивности и/или тревожности или при наличии сопутствующих психических расстройств (неврозы или обсессивно-компульсивное расстройство).

Среди различных методов психотерапии при булимии особенно показана когнитивно-поведенческая терапия, задача которой – привести пациента к осознанию своей ответственности и контролю над питанием. Также используются другие виды терапии: поведенческая, интерперсональная, семейная терапии. Окончательная цель любого метода психотерапии – принятие пациентом себя, своего внешнего вида, своих индивидуальных физических параметров и переход к эмоционально здоровому отношению к жизни.

Психогенное переедание – это компульсивное переедание, которое ведет к появлению лишнего веса и возникающее как следствие дистресса. Перееданию особенно подвержены люди, склонные к полноте, а наличие негативных стрессовых ситуаций (потеря близких, несчастный случай и проч.) является триггером. Иногда расстройство начинается после родов или хирургического вмешательства.

При компульсивном переедании зачастую нет реального физического чувства голода. Именно поэтому выбирается еда, насыщенная углеводами или жирами (фастфуд, снеки, сладости). Такой приступообразный перекус отвлекает от стресса, но ненадолго, и человеку вскоре требуется новый прием пищи.

Психогенное переедание разнится по степени тяжести от легкого до крайнего, граничащего с булимией. Выделяются следующие возможные симптомы:

    эпизодическая потеря контроля над процессом поглощения пищи; эпизодическое обжорство в стрессовых ситуациях; съедание ненормально огромного количества еды за короткий промежуток времени; поглощение пищи в больших количествах без чувства голода; поглощение пищи до невозможности дышать и двигаться; прием пищи в депрессивном состоянии (уныние, печаль, скука); прием пищи в одиночестве из чувства стыда, связанного с самим актом поглощения еды; прием пищи в одиночестве для того, чтобы скрыть факт обжорства; чувство неприязни, вины или подавленности после приема пищи.

Компульсивное переедание выделяется в специальный диагноз «Расстройства питания и приема пищи» как в МКБ-11, так и в DSM-5, и характеризуется как поглощение пациентом такого количества пищи за определенный период времени, которое многократно больше, чем большинство людей съело бы за аналогичный отрезок времени в сходной ситуации. Также необходима констатация потери контроля как над объемом еды, так и над прекращением процесса еды. Для диагностирования компульсивного переедания необходимо три или более из следующих симптомов:

    Поглощение еды до дискомфортного ощущения наполненности. Прием пищи происходит гораздо быстрее ординарного. Чувство отвращения к самому себе, виноватость или унылое настроение после еды. Поглощение большого объема еды без чувства голода. Привычка есть в одиночестве из-за стыда от осознания того, как много было съедено.

МКБ-10 не выделяет компульсивное переедание в отдельное психическое расстройство, но, тем не менее, определяет, что излишняя полнота может приводить к неуверенности индивида в своем внешнем виде и способствовать депрессивным состояниям. Тучность, как побочный эффект применения нейролептиков или антидепрессантов, тоже не рассматривается в контексте компульсивного переедания, но классифицируется как ожирение вследствие приема лекарственных средств. При диагностировании психогенного переедания необходимо исключение полифагии (прожорливость, постоянная потребность в еде).

Компульсивное переедание – это расстройство пищевого поведения, при котором сочетаются физиологические (лишний вес и связанные с ним проблемы нарушения обмена веществ и проч.) и психологические (тяжелые эмоциональные переживания больного, трудности ограничений и диеты) факторы. Соответственно, лечение может быть эффективным только при комплексном подходе в терапии, проводимой психотерапевтом/психиатром и диетологом. В качестве лекарственных препаратов назначаются антидепрессанты, противоэпилептические средства и препараты для лечения ожирения.

Психогенная рвота

Регулярная рвота может быть признаком психического расстройства, для которого характерны изменения или нарушения психических функций (сознания, памяти, самоидентификации личности), а также контролирование движений тела.

Другие расстройства пищевого поведения

Аллотриофагия – специфическое расстройство, связанное с поеданием несъедобных субстанций небиотической природы (острые металлические или стеклянные предметы, болты, булавки), в мягкой форме встречается у беременных (мел, картон) как последствие эндоинтоксикации. Это расстройство характерно для взрослого возраста и может происходить вследствие нездоровых проявлений аппетита.

Диабулимия – пациенты с инсулинозависимым диабетом намеренно принимают недостаточную дозу инсулина или полностью прекращают его прием в целях понижения веса.

Дранкорексия («алкогольная диета») – приемы пищи заменяются употреблением алкоголя с намерением контроля над массой тела или понижения веса.

Нервная орторексия – обсессивное употребление в пищу только здоровой еды.

Расстройство избирательного питания – отказ принимать в пищу продукты определенного типа, ограничение наименований продуктов, годных для еды, отказ пробовать новую еду, предпочтения в цвете, форме или виде продукта.

Прегорексия – специфическое расстройство пищевого поведения у беременных, проявляющееся в осознанном отказе от принятия пищи с целью сохранить стройную фигуру, принятие разных ухищрений, чтобы скрыть растущий живот и не толстеть, изнурительные занятия спортом.

Среди возможных причин возникновения расстройств пищевого поведения выделяют соматические (нарушение обмена веществ, гормональный дисбаланс, ведущий к нарушению захвата серотонина, дисфункциональное расстройство механизмов насыщения), аффективные (дистресс, депрессия), социальные (стереотипы и ценности в обществе), личностного характера (родительское влияние, ситуация в семье, особенности личности). В любом случае, каждое расстройство пищевого поведения требует комплексного подхода в лечении и совместной терпеливой работы пациента и специалистов – физиологов, диетологов и психотерапевтов.

Чем мы можем помочь?

В нашей клинике, рядом с ВАО Москвы, в Реутове, работают специалисты, которые имеют большой опыт лечения психических расстройств. Мы используем самые современные и передовые методики, руководствуемся принципами доказательной медицины. Эффективная помощь и конфиденциальность сведений, составляющих врачебную тайну, гарантированы.

Булимия – волчий голод

БАДы недорого

Сегодня о булимии известно всем. Вряд ли найдется человек, который бы не слышал об этом состоянии — патологическом чувстве голода, которое заставляет больного поглощать пищу в чудовищных объемах и лишает способности к самоконтролю.

Бесплатная консультация прямо сейчас!

Онлайн консультация специалиста по Вашему вопросу!

Номер лицензии: ЛО-77-01-019036

Но нередко это нарушение связывают с отсутствием силы воли, с распущенным поведением или «модой на похудение».

Каждое из этих утверждение ошибочно: булимия — это нарушение пищевого поведения, вызванное психическими или соматическими расстройствами. И человек, страдающий от этого состояния, практически никогда не может повлиять на свой «волчий голод».

Причины булимии

Источником булимии чаще всего становится подсознательное желание компенсировать какие-либо психологические проблемы. Еда выполняет функцию «утешителя», который придает жизни оптимистичную окраску и на некоторое время позволяет уйти от пессимистичных мыслей и негатива реальной жизни.

Но получение удовольствия от еды — это начальная стадия заболевания, которая достаточно быстро проходит. С течением времени ситуация фиксируется в сознании как простая и доступная модель типа «еда = удовольствие». При этом в объективном наслаждении пищей нет необходимости. Качество еды заменяется ее количеством, ведь чем дольше продолжается процесс приема пищи, тем больше можно получить положительных ощущений.

На этом этапе происходят изменения иного уровня. Вкусовые ощущения притупляются или полностью исчезают, наблюдается увеличение объема желудка и усиление его кровоснабжения, интересы больного полностью смещаются в сторону потребления пищи, а психические реакции становятся все слабее — больного не пугает собственное отражение в зеркале, а просьбы и уговоры родных перестают иметь какое-либо значение.

Итак, эволюционный механизм, заключающийся в инстинкте утоления голода, приобретает негативную окраску. Теперь психическая модель «еда – источник удовольствия» трансформируется в биологическую зависимость от пищи, чувство голода уже не играет роли, и желание съесть очередную порцию нередко возникает сразу же после окончания обеда или ужина. И человек, игнорируя напряжение в желудке или даже боль, продолжает питать своего внутреннего «зверя».

Но от чувства вины не всегда спасает даже еда. И больной нередко прибегает к самым опасным способам компенсировать свое переедание. В ход идут слабительные и мочегонные препараты, сомнительные народные средства для укрощения аппетита и похудения, попытки вызвать рвоту сразу же после еды, экстремальные диеты (которые не могут соблюдаться долго и приводят лишь к срыву и очередному марафону обжорства).

Булимия: как распознать в человеке волка?

Все признаки булимии можно распределить на следующие категории:

Поведенческие. У человека наблюдаются неконтролируемые приступы голода, которые ему необходимо немедленно удовлетворить. Промедление с приемом пищи вызывает у него раздражительность, плаксивость. В меню больного преобладают мучные и сладкие блюда — высокое содержание углеводов оправдано с физиологической точки зрения, так как быстро повышает уровень сахара в крови и вызывает чувство удовольствия, соответственно, организм «привыкает» выбирать именно такие продукты.

Больной обычно ест быстро, не заботясь о тщательном пережевывании, а иногда и о пережевывании вообще — он может заглатывать куски пищи, рискуя подавиться.
После еды человек может под любым предлогом спешить в туалет, откуда затем слышны характерные звуки рвоты.

В большинстве случаев булимики ведут замкнутый образ жизни. Это естественно — общение им полностью заменила еда, а все менее привлекательная внешность приводит к еще более сильному чувству собственной неполноценности. И круг замыкается: это чувство компенсируется очередной порцией еды.

Физиологические. Первое, что становится заметным — резкое увеличение массы тела или внезапные перепады веса. Человек, страдающий от булимии, может в течение короткого времени набрать и сбросить до 10–15 кг, и такие «качели» повторяются постоянно. У больного выраженное снижение тонуса — он предпочитает самым увлекательным мероприятиям, прогулкам и поездкам проведение времени в постели или перед телевизором. Его двигательная активность сильно снижена, он жалуется на постоянную слабость и вялость.

Если булимик пытается компенсировать свое пищевое расстройство самоочищением, это может проявляться как:

  • Вялость и дряблость кожи, сухая растрескавшаяся красная кайма губ — при неконтролируемом приеме мочегонных и слабительных препаратов, вызывающих обезвоживание.
  • Охриплость голоса, частые тонзиллиты, ларингиты, эзофагиты, стоматологические заболевания, повышенная секреция слюнных желез — при частом вызывании рвоты.

Онлайн консультация специалиста

по Вашему вопросу!

Номер лицензии: ЛО-77-01-019036

С течением времени булимия может привести к необратимым изменениям со стороны пищеварительной, сердечно-сосудистой, нервной системы. Нельзя назвать органы, на которые бы это заболевание не оказало негативного влияния. А психическое состояние человека, страдающего от булимии, все сильнее ухудшается. Он живет в замкнутом круге, и у него нет ни сил, ни возможности вырваться из него.

Квалифицированное лечение булимии — единственный способ прервать этот бесконечный патологический цикл и восстановить здоровье и качество жизни человека. Если рядом с вами булимик — нет смысла взывать к его рассудку или угрожать последствиями «волчьего голода». Это болезнь, которая нуждается в помощи врача, а не в усилиях воли и ограничениях.

Мы готовы помочь вам и вашим близким справиться с этой проблемой и сделать жизнь полной удовольствий, которые не зависят от еды.

Эмоциональный голод и переедание в период карантина: что делать?

Огромное количество обращений сейчас к клиническим психологам связано тревогой , которая сопровождается желудочно-кишечными проявлениями (диарея, абдоминальные боли в животе, вздутие, ощущение тошноты).

Появление желудочно-кишечной специфической тревоги связано, с восприятием текущей ситуации в России как «катастрофы», а с другой стороны, с запуском на этом фоне такого механизма, как эмоциональный голод и переедание. Наличие приема пищи на стрессе, «руки тянутся что-нибудь съесть», «сижу, что-то делаю и ем», «ем, когда работаю…смотрю сериалы…листаю ленту в новостей в телефоне» приводит к тому, что еда используется не по прямому назначению, а как способ разрядки, заполнения какого-то другого голода. Давайте разбираться, какой «голод» все-таки мы хотим заполнить.

Культура питания — важный аспект в жизни любого челов ека.

Наличие эмоционального голода, переедания, постоянного режима поглощения «чего-то» является индикатором психологического дистресса. Следует вспомнить модель регулирования эмоций через переедание (affect regulation model of binge eating), которая утверждает, что неадаптивное поведение в форме переедания снижает выраженность негативных эмоций у человека. Увеличение отрицательных эмоций у человека вызывает эпизоды переедания, при этом данное дезадаптивное пищевое поведение функционирует для обеспечения эмоционального дистресса через отвлечение или ощущение комфорта .

Симптомы тревоги и депрессии, которые возникают из-за того, что человек воспринимает события как стрессовые или в его жизни наблюдается шлейф стрессовых событий, усиливают у него ощущение безнадежности могут вызвать приступы переедания. Эмоциональный прием пищи, когда мы едим на стрессе, или на эмоционально-измененном фоне настроения влияет на наш иммунный и эндокринологический статус, поэтому не удивляйтесь, если начали уже поправляться.

Эмоциональный прием пищи влияет на наш иммунный и эндокринологический статус.

Скоординированный нейроэндокринологический каскад кортизола, инсулина, грелина (гормон голода) и лептина (гормон сытости) влияет на прием пищи во время стресса (Masih, Dimmock, Epel, 2017). В то же время стресс, изменяет систему активации вознаграждения в головном мозге , так что стремление перейти к очень вкусным, с высоким содержание жира и сахара, «успокаивающим» продуктам (comfort foods) приводят к эффекту вознаграждения от приема пищи (Morris et al.,2015). Грелин и лептин как полагают влияет на этот гедонистический процесс («ну хоть как-нибудь получу удовольствие, это я заслужил»). Грелин связан с повышенным выделением дофамина в головном мозге и последующее увеличение потребления пищи, а лептин имеет противоположный эффект. Таким образом, показано комплексное неврологическое взаимодействие между энергетическим гомеостазом и механизмами вознаграждения в головном мозге, которые играют существенный вклад при эмоциональном приеме пищи (Dallman, 2010).

Проблемы с эмоциональным приемом пищи связаны с самой природой человеческого мозга.

Различия между ощущениями, связанными с физическим, по сравнению с эмоциональным голодом, это наличием психологического дискомфорта или боли, депрессивных или тревожных мыслей (Shillito, Lea, 2018).

«Когда я голодна по-настоящему я понимаю, что у меня урчит живот… появляется в нем какой-то дискомфорт или сосет под ложечкой. Но этот голод другой, он идет из головы …это как сильный зуд особенно когда возьмешь телефон и посмотришь новости, посмотришь, что за окном… появляется…ощущение, как будто что-то не хватает, чтобы чувствовать себя счастливой…что все хорошо, я в безопасности» (Саша, 29 лет).

У большинства людей с эмоциональным голодом наблюдается чувство подавленности, наличие неконтролируемых эмоций или эмоциональной пустоты.

Еда выступает как единственный способ регулировать эмоции

У большинства людей склонных к эмоциональному голоду и перееданию наблюдается наличие эмоциональной пустоты, ощущение полной дезориентированности (а что делать, куда двигаться). Прибегая неосознанно к приему пищи, они рассматривают это поведение как проверенный способ избавиться от эмоциональной пустоты или беспредметного беспокойства.

Они воспринимают прием пищи как привычный, автоматический, почти непроизвольный процесс «выключения мозга», «ешь и не думай, какая жопа происходит вокруг».

Физиологическая реакция от приема пищи от жевания и сытости обеспечивает ощущение успокоения, обезволивающий эффект от внутренней психической боли и снимает чувство тревоги. Я замечаю, что сейчас люди отмечают, что другие способы не могут убрать их «эмоциональный голод», в тоже время они переживают из-за набора веса, фиксируются на его показателях.

Неосознанно прибегая к приему пищи, она рассматривается как проверенный способ избавиться от эмоциональной пустоты или беспредметного беспокойства.

Помним, что в основе эмоционального голода лежит жажда психологической подпидки, вы чрезмерно истощаете себя, убеждая себя, что только ВЫ «уязвимы», «зависимы от обстановки», тем самым повышая состояние разочарованности и усиливая гнев. Нужна ли вам такая чрезмерная разработка страдания? Стоит ли того такой защитный маневр? Я понимаю, что вы привыкли видеть вокруг сейчас, что НЕ ТАК, и в себе тоже, но первое с чего следует начать это ответить себе на вопрос, ЧТО ВО МНЕ ТАК?

Далее, научимся есть, а не лечиться с помощью еды, для этого нужно выполнять технику «осознанный прием пищи» . Этапы осознанного приема пищи:

  1. Найдите место, где можно уединиться с перекусом. Например, изюм, долька шоколада, фруктом или что-то иное.
  2. Отложите телефон. Хватит есть с телефоном.
  3. Говорим себе. СТОП-ХВАТИТ.
  4. Посмотрите на то, что Вы собираетесь есть.
  5. Потом закройте глаза.
  6. Сосредоточитесь на своем дыхании.
  7. Абстрагируйтесь от окружающего шума и движений.
  8. От Вас не требуется никуда бежать!
  9. Вдыхайте и спокойно, медленно выдыхайте.
  10. С каждым вдохом, ощущайте, как становитесь более расслабленной.
  11. Не открывая глаза, положите кусочек еды в рот.
  12. Подержите на языке.
  13. Ощутите плотность, вкус, аромат. Назовите себе их.
  14. Покатайте пищу по рту или дайте растаять. Не жуйте сразу и не заглатывайте.
  15. Какое-то время понаслаждайтесь вкусом и ароматом того что у Вас во рту.
  16. Прожуйте медленно и проглотите.
  17. Откройте глаза.

Нужно научиться есть, а не лечиться с помощью еды.

Что такое осознанное приготовление еды?

  • Вместе выбираем ингредиенты для блюда, которое вы будете ВМЕСТЕ готовить. Например: брускетты, или паста, или салат.
  • Обращаем внимание на цвета и запах свежих продуктов.
  • Организуем атмосферу для приготовления: это музыка, вино и т.д.
  • Обращаем внимание на цвет, ощущения от них в руках, влажность. Когда режем, обращаем внимание на запахи, звуки, какие получаются формы.
  • Убираем принцип «автопилота» и информационной перегрузки (уберите вы этот телефон уже)
  • Когда нагреваем в сковородке оливковое масло, добавляем специи обращаем внимание на аромат
  • Когда добавляем ингредиенты, то наблюдаем, как они меняются во время приготовления.
  • Вместе их пробуем, делимся чего не хватает.
  • Обращаем внимание на цвета продуктов. Где зеленые, желтые.
  • Фокусируется на звуках горячего масла, испарении влаги.
  • Когда еда готова, любуемся результатами своего труда и, конечно, устраиваем обнимашки.

Наслаждайтесь не только готовой пищей, но и процессом ее приготовления.

Хватит жить в голове, и на автопилоте, не делайте себя заложником головы. Покажите, что еще есть у вас помимо мыслей, страхов. Начнем с осознанности в повседневных делах .

  • 1 шаг. Выберите повседневные действия, дела, которые выполняете каждый день не задумываясь. Например, умывание, посуда, принятие душа.
  • 2 шаг. Следующую неделю всякий раз, занимаясь этими делами, будьте особенно внимательны, чтобы делать это осознанно. Наблюдайте за собой, обратите внимание на все возникающие в процессе физические ощущения, запахи, звуки, вкусы, тактильные и визуальные ощущения. Цель – сосредоточиться на том, что вы делаете, именно в тот момент, когда вы это делаете (а не бежать от мыслей).
  • 3 шаг. Старайтесь по-настоящему почувствовать каждый нюанс действия. Если это мытье посуды, обратите внимание на температуру воды и ее ощущение на руках, запах чистящего средства и пузырьки. Это иной способ восприятия ваших повседневных занятий, суть которого заключается в том, что вы предпочитаете внимательно вглядываться, вслушиваться, вчувствоваться в подробности каждого настоящего момента своего занятия, неважно какого именно.
  • 4 шаг. Если заметите, что ваш ум блуждает, появляются мысли, возвращайтесь в настоящий момент. Умение осознавать, что ум куда-то забрел, и возвращать его в настоящее так же ценно, как и способность сохранить сосредоточенность на конкретном действии.

Диагностика невротических и соматоформных расстройств

У нас доступна консультация по Skype или WhatsApp.

Признаки невротического расстройства отличаются изменчивостью, неточностью, у каждого человека невроз может проявляться по-своему. Поэтому, чтобы точно установить диагноз и получить адекватное лечение, нужно обратиться к врачу-психотерапевту.

Диагностикой невроза занимается врач-психотерапевт. От вида невроза и его тяжести зависит схема терапии, которая поможет справиться с расстройством.

Невроз — это функциональное заболевание нервной системы. Это значит, что нарушение возникает временно, в организме нет ни инфекции, ни опухоли, ни стойкой патологии сосудов или внутренних органов. Негативные факторы истощают нервную систему:

  • стресс;
  • перенапряжение;
  • внутренний конфликт;
  • травмирующая ситуация.

Это вызывает нарушения в работе сердца и сосудов, нарушение пищеварения, непонятные боли и дискомфорт в разных частях тела. Специалисты-соматологи (которые занимаются болезнями тела — терапевты, неврологи) при этом не находят никаких отклонений: ни язвенной болезни, ни отклонений эндокринной системы (например, щитовидной железы), ни воспаления.

Проявления невроза у взрослых часто путают с другими заболеваниями, поэтому большая часть пациентов годами проходят обследования, а лечение не дает результата. В таких случаях рекомендуется обратиться к психотерапевту.

Тело при неврозе здорово, большинство анализов в норме. «Все болезни от нервов» — как раз про это.

Как распознать невроз? Для него характерны следующие симптомы:

  • соматические проявления (со стороны тела) — неопределенные боли, повышенная утомляемость, перепады артериального давления, повышение температуры, потливость;
  • эмоциональная неустойчивость — частая необоснованная или беспричинная тревога, страх, раздражительность, плаксивость;
  • плохая переносимость нагрузки — человек не может сконцентрироваться, иногда не может усидеть на месте. Страдает и работа, и личная жизнь, элементарные дела очень быстро утомляют.

В следующей части мы подробнее рассмотрим, как проявляется невроз и какие конкретные симптомы и жалобы возможны.

Как определить невроз

Симптомы зависят от формы невроза. Наиболее распространенные проявления со стороны тела и психики это:

  • расстройства сна;
  • нарушение пищеварения;
  • проблемы с дыханием, чувство удушья;
  • нарушение работы сердца и сосудов;
  • вегетативные симптомы — дрожь, судороги, потливость, перепады температуры, даже боли.

Один из первых возможных сигналов — нарушения сна . Трудность засыпания, поверхностный или беспокойный сон, частые пробуждения. Чувство напряжения в голове при неврозе — следствие того, что в ночное время нервная система восстанавливается не полностью. Расстройства сна приводят к постоянному напряжению, эмоциональным «срывам».

Пищеварительная система чувствительна к психологическим травмирующим факторам. Она реагирует потерей аппетита, метеоризмом, частой болью и дискомфортом в животе, проблемами со стулом. При этом у человека нет ни язвы, ни кишечной инфекции. Частое проявление — это тошнота при неврозе, которая сопровождается ощущением сухости во рту.

Нервная система связана со всеми внутренними органами, поэтому при неврозе страдает весь организм. Верно и обратное: если дать специалисту возможность вылечить психику — телесные симптомы тоже исчезнут.

При неврозах бывают проблемы с дыханием : типичны жалобы на нехватку воздуха, затруднения вдоха или выдоха, удушье. Иногда человеку кажется, что он забыл, как дышать. Часто наблюдается при попадании в конфликтную или эмоционально значимую ситуацию.

Со стороны сердечно-сосудистой системы могут наблюдаться гипертонические кризы, нарушения сердечного ритма, дискомфорт в области груди. Тахикардия при неврозе — частая жалоба.

Нервная система принимает на себя основной «удар» при постоянных стрессах. Человек испытывает дрожь в теле при неврозе, частые головные боли, приливы жара, судороги в мышцах, изменение чувствительности (онемение конечностей). Иногда может жаловаться что без причины кружится голова.

Все изменения при неврозе функциональные, то есть обратимые. При адекватном лечении пациенты полностью выздоравливают.

Психически человек становится подавленным, не может долго сосредоточиться, снижается память. Уровень тревоги повышается, возможны слишком бурные эмоциональные реакции. При психоневрозах отсутствуют галлюцинации, но иногда наблюдается шум в ушах.

При необходимости сидеть спокойно какое-то время, человек с неврозом испытывает дискомфорт. Для собственного успокоения он начинает стучать ручкой, играть с предметом одежды, теребить пальцы.

Психоневроз: симптомы и причины для обращения к специалисту

Частое подавление негативных эмоций, жизнь в постоянном стрессе приводит к затяжным психоневрозам. Выйти из них без квалифицированной помощи бывает крайне трудно.

Человека годами может мучить хронический невроз, симптомы которого — это эмоциональные «срывы» (истерики, слезы, раздражительность) или физиологические реакции (ступор, потеря голоса, скачок давления, тошнота) на небольшой конфликт или трудность. Человек просто не в состоянии контролировать поведение и эмоции в сложный момент.

Если терапевт, кардиолог, гастроэнтеролог ничего не нашли — не забудьте обратиться за диагностикой к психотерапевту.

Часто в попытках облегчить состояние или выяснить причину постоянного дискомфорта люди находят мнимые болезни при неврозах . Это свойственно соматоформной форме расстройства . Человек сдает все возможные анализы, проходит абсолютно все обследования. Свойственное в некоторых случаях психоневрозу жжение кожи или слабость в ногах (иногда вообще любое, малейшее ощущение в теле) воспринимается, как симптом страшного, смертельного заболевания.

Это заболевание обратимо, но обращение к психотерапевту — важный шаг на пути к выздоровлению . Невротическое расстройство ухудшает отношения с родными, создает проблемы на работе, приводит к саморазрушающему поведению (алкоголь, наркотические вещества, попытки уйти из жизни).

Причиной обращения к специалисту может быть нарушение терморегуляторной функции организма — говоря просто, повышение температуры при неврозе. По-другому оно называется термоневроз. Здесь важно исключить другие заболевания, поэтому можно заодно проконсультироваться у невролога.

Головокружение при неврозе, перебои в работе сердца, повышенная утомляемость и другие симптомы — повод пройти обследование у врача.

Диагностика включает в себя:

  1. Личная беседа врача с пациентом — первый и самый важный этап, от которого зависит план дальнейших действий.
  2. Консультация невролога — при подозрении на неврологические расстройства (онемение, боль, повышение температуры, нарушение подвижности).
  3. Для дифференциальной диагностики врач может назначить Нейротест и Нейрофизиологическую тест-систему (с эндогенными заболеваниями), ЭЭГ, КТ/МРТ, анализы крови на гормоны и маркеры (показатели) воспаления.
  4. При необходимости врач привлекает к диагностике клинического психолога или научных экспертов, может созвать консилиум.

На основании полученных результатов диагностики и анамнеза пациента психотерапевт назначает соответствующее индивидуальное лечение. Подробнее о лечении неврозов .

Синдром менеджера — когда нужна помощь

Синдром менеджера – состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе. В литературе встречаются и другие определения подобных состояний: «синдром эмоционального выгорания», «синдром психического выгорания», «информационный невроз», «профессиональная деформация» и т.д.

На Европейской конференции ВОЗ (2005 г.) отмечено, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой примерно для одной трети трудящихся стран Европейского союза. В Международной классификации болезней синдром эмоционального выгорания отнесен к рубрике: «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни».

Американский психолог и психиатр Freudenberger H. J. в 1974 г. описал феномен истощения, потери мотиваций и ответственности и назвал его burnout (выгорание). По Т. В. Форманюк, синдром эмоционального выгорания – «специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми». Последние годы показывают, что «синдром менеджера» развивается не только у менеджеров, то есть руководителей высшего и среднего звена, общающихся по роду деятельности с клиентами, но и людей, работающих в других профессиях. По В. В. Бойко эмоциональное выгорание это «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».

Профессиональное развитие личности обычно понимаются как рост, становление, интеграция в профессиональной деятельности личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений.

В.А Бодров выделяет основные характеристики, обеспечивающие профессиональную пригодность человека:

  • Профессиональную мотивацию как побудительную активность для удовлетворения всего спектра потребностей человека (от биологических до личностной зрелости (самоактуализация, самосовершенствование).
  • Общую и профессиональную подготовленность, необходимую для деятельности в типовых и нештатных ситуациях.
  • Уровень функциональной готовности и резервов организма к трудовой деятельности (развитие анализаторов и физических качеств).
  • Состояние индивидуально-психологических функций организма (темперамент, психомоторика, познавательные процессы, эмоционально-волевые особенности личности).

Регрессивная, нисходящая линия профессионального развития, так же предполагает закономерности, которые можно обозначить как профессиональную управленческую деформацию. В этих случаях возможно нарушение механизма накопления психологического опыта менеджера: замедляется накопление знаний о подчиненных, недостаточно учитывается их опыт, нарушается сохранение информации, поведение планируется без достаточного учета перспектив развития. С этим связаны эгоцентризм, стремление сохранить власть любой ценой, окружить себя «удобными» людьми, подавление активности и творчества других. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей разрядки или освобождения от них, психологическое, душевное переутомление.

Э.Ф Зеер выделяет типы кризисов, способствующих профессиональной деструкции:

  1. нормативные: возрастные кризисы и кризисы профессионального становления
  2. ненормативные, критические: снижение работоспособности, потеря трудоспособности, безработица, миграция, развод и др.
  3. невротические: внутренние конфликты личности, ее иррациональные тенденции и др.

Е.Г. Молл выделяет предпосылки профессионального регресса:

  1. хронический дефицит времени
  2. психотравмирующие переживания, активация незрелых механизмов психологической защиты
  3. неуверенность в себе
  4. неадекватная индивидуальная управленческая концепция
  5. утрата обратной связи, потеря контроля над информационными потоками в организации
  6. дезадаптация в трех формах: пассивное ожидание будущего, преобладающая ориентация на себя (снижение профессиональной компетентности и эмоциональной устойчивости) и преобладающая ориентация на социальное окружение (снижается эффективность контроля, адекватность оценки окружения).
Выделены четыре типа личностного регресса:
  1. возвратное развитие, т.е. повторение прогрессивного развития в обратном порядке
  2. снижение интегральной способности к принятию решений
  3. потеря чувства перспективы в развитии производства
  4. снижение эмоциональной устойчивости и изменением отношения к людям.

Синдром эмоционального выгорания проявляется в:

  • чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);
  • дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);
  • негативном самовосприятии в профессиональном плане — недостаток чувства профессионального мастерства.

Профессиональное выгорание — это длительный динамичный процесс, который происходит в несколько стадий, поэтому особенно важно распознать подобные профессиональные проблемы как можно раньше. На протяжении первых трех лет воздействия стресс-факторов возрастает число острых состояний и реакций, а затем начинают преобладать хронические болезни. Количество стресс-реакций возрастает по принципу ускорения, когда уже развившаяся стресс-реакция приводит к изменениям в жизни и новым стрессам.

Негативные последствия профессионального выгорания, имеют прямое отношение к сохранению физического здоровья, психической устойчивости, надежности и профессиональному долголетию указанных специалистов.

Известно, что развитию синдрома эмоционального выгорания предшествует период повышенной активности. В этот период человек полностью поглощен работой, забывает о собственных потребностях, нуждах, с ней не связанных, затем наступает первый признак синдрома эмоционального выгорания – истощение, определяющееся как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна.

Второй признак синдрома эмоционального выгорания – личностная отстраненность, которую профессионалы, испытывающие выгорание, используют как попытку справиться с эмоциональными стрессовыми агентами на работе. В крайних проявлениях работающего человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к профессиональным контактам, к больным, студентам, ученикам, они воспринимаются как неодушевленные предметы, само присутствие которых порой неприятно.

Третий признак синдрома эмоционального выгорания – ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят дальнейших перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

Выделяют пять ключевых групп симптомов.

Физические симптомы: постоянное ощущение усталости, затрудненного дыхания, одышки; тошнота, утомляемость, истощаемость, бессонница, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь при утомлении.

Эмоциональные симптомы: пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие. У пациентов этой группы появляются ощущения напряжения, беспомощности, безнадежности, они становятся раздражительными, агрессивными, тревожными, у них преобладает плохое настроение. Возможно появление переживаний неспособности сосредоточиться, чувства вины, потери идеалов, надежд или профессиональных перспектив, преобладание чувства одиночества.

Поведенческие симптомы: рабочее время больше 45 часов в неделю, во время рабочего дня появляются усталость и желание прерваться, отдохнуть, безразличие к еде, малая физическая нагрузка, чрезмерное употребление табака, алкоголя, самостоятельный необоснованный прием лекарств, импульсивное эмоциональное поведение, отказ от общения с друзьями и знакомым и от других привычных форм проведения досуга.

Интеллектуальное состояние: уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе, увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, безразличие к новшествам, нововведениям, отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании), формальное выполнение работы, ограничение круга чтения.

Социальные симптомы: отсутствие времени или энергии для социальной активности, уменьшение активности и интереса к досугу, ограничение социальных контактов работой, скудные взаимоотношения с сотрудниками, друзьями, членами семьи, ощущение изоляции, непонимания других и другими, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

Особо выделяется группа самых разнообразных психосоматических расстройств – от возникновения развития артериальной гипертензии до инфарктов и инсультов. E. Maher в своем перечне указывает на различные симптомы, способные быть объединенными в группу аддиктивного поведения: злоупотребление чаем, кофе, табаком, алкоголем, наркотиками, а также переедание или голодание. А. Р. Назмутдинов расширяет список вариантов аддикции: азартное поведение, работоголизм, реже – другие формы аддикций типа ухода в религию или секты.

Развитие синдрома эмоционального выгорания в первую очередь характерно для профессий, связанных с оказанием помощи людям Основной причиной синдрома эмоционального выгорания считается психологическое, душевное переутомление.

Выделяют три основных фактора, играющих существенную роль в развитии синдрома эмоционального выгорания: личностный, ролевой и организационный.

Личностный фактор объединяет характеристики личности: эмоциональная неустойчивость, мягкость, способность увлекаться навязчивыми идеями, сочувствовать другим, бороться за их интересы окружающих, но самостоятельно переживать свои проблемы; добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка, даже в ущерб себе, первенствовать во всем, всегда быть на виду.

Ролевой фактор резко возрастает при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия, несогласованности действий по достижению общей цели, при конкуренции.

Организационный фактор. Высокая рабочая нагрузка, недостаток социальной поддержки, неоднозначные требования к работе, постоянный риск штрафных санкций, однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность, необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям.

Лечение и профилактика синдрома менеджера или синдрома эмоционального выгорания

В.А.Бодров в ряду этапов формирования профессиональной пригодности выделяет профессиональную реабилитацию – восстановление функционального состояния здоровья и психики.

Доказано, что менеджеры с активно позитивным отношением к консультированию более эффективны. Наиболее существенна консультационная помощь, направленная на осознание сильных и слабых сторон, возможностей, перспектив личностного развития. Существенная роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания отводится, прежде всего, самому пациенту: необходимо обратиться за профессиональной помощью при появлении первых признаков переутомления, снижении эффективности, нарушении в сфере общения. В случаях раннего своевременного начала реабилитации удается избежать более тяжелых последствий нарушения адаптации и сократить сроки реабилитации.

Симптомы, входящие в «синдром менеджера», могут появляться при ряде других заболеваний (проблемы работы сердца, мозга, легких; особенности кровообращения, инфекционные заболевания, заболевания органов желудочно-кишечного тракта и др.) Нередко у пациентов с подобными жалобами выявляются болезненные нарушения психо-эмоционального статуса: астения, депрессия, невроз и некоторые другие.

Первым этапом оказания помощи является обследование пациентов. В соответствии с жалобами каждого обратившегося к обследованию привлекаются врачи разных специальностей. В результате обследования выделятся основные причины и механизмы ухудшения состояния. Затем составляется план реабилитации.

Психологическая помощь является основной в ходе оказания помощи менеджерам с синдромом выгорания. Виды консультирования:

  1. пассивное (высказывание менеджера по наиболее важным для него проблемам)
  2. информирование о результатах оценки (в том числе – психологической)
  3. аналитическое – поиск причин сложившейся ситуации
  4. корректирующее – коррекция сложившихся стилей управления, отношений, установок, стабилизация состояния личности и должностного продвижения, их дальнейшее успешное развитие.

В ходе диагностической психологической беседы определяются тип кризиса, способствующего профессиональной деструкции; предпосылки профессионального регресса, типа личностного регресса, основные факторы, играющие существенную роль в развитии синдрома эмоционального выгорания в данном случае.

Психотерапевтический подход к карьерному консультированию делает акценты на снятии напряжения, развитии паттернов гармоничного межличностного общения, развитии навыков целеполагания, гармонизацию семейного функционирования, развитие навыков здорового образа жизни, освобождение от вредных привычек. При высокой мотивации на успешную реабилитацию проводится более длительный курс психотерапии, вид и формы которой избираются пациентом с помощью психотерапевта

Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны так же развивать возможности на снятие действия стрессового агента: снятие производственного напряжения, повышение профессиональной мотивации, установление баланса между затраченными усилиями и получаемым результатом. При развитии признаков синдрома эмоционального выгорания у пациента необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда (организационные мероприятия), характера межличностных взаимоотношений в коллективе, возможности повышения квалификации.

Результатом курса реабилитации менеджера станет повышение эффективности его деятельности во всех сферах.

Как перестать тревожиться из-за бесконечной учёбы и окружающей обстановки

Учимся справляться со стрессом

В жизни современных школьников хватает стрессовых факторов: подготовка к экзаменам, домашние задания, внутренние перемены, а ещё — внешние факторы вроде новостей и окружающей обстановки. На фоне длительного и сильного стресса может возникнуть эмоциональное выгорание, которое нельзя игнорировать. От него страдает не только психика, но и физическое здоровье. Разбираемся, как справиться с выгоранием на учёбе.

Что такое синдром эмоционального выгорания

Эмоциональное выгорание — состояние умственного, физического или эмоционального истощения и тревожности, возникающее на фоне сильного стресса. Выгорание обычно связано с неизменной рутиной и постоянным перенапряжением, которые в конце концов выливаются в полное игнорирование своих обычных дел, неприятие и нежелание действовать. Выгорание — это своеобразный ответ на внешние жизненные факторы, защитная реакция организма, которая выражается в форме полного или частичного исключения эмоций.

Признаки эмоционального выгорания

  • Постоянная усталость. Даже если вы достаточно спите и отдыхаете, сил всё равно недостаточно, ощущение, что вы просыпаетесь уже усталым.
  • Плохой сон. Проблемы со сном проявляются по-разному: трудности с засыпанием, бессонница, постоянные пробуждения среди ночи. Нарушение сна — один из самых серьёзных признаков выгорания.
  • Частая простуда. При умственном и физическом перенапряжении страдает иммунитет. Организму становится труднее бороться с вредоносными вирусами и бактериями.
  • Трудности с концентрацией на занятиях. При умственном истощении в первую очередь страдают память и внимание: вы продолжаете сидеть над учебниками, но не можете сосредоточиться и понять смысл прочитанного абзаца; начинаете решать задачу, но путаетесь в последовательности действий; пытаетесь запомнить информацию, но она не задерживается в голове.
  • Снижение продуктивности. Выгорание часто проявляется ленью и нежеланием что-либо делать, при этом все попытки себя заставить оказываются бесполезными. Из-за этого страдает продуктивность — подготовка не продвигается, задания не выполняются.
  • Тревожность. Попытки избежать нового опыта или своей обычной деятельности, излишняя застенчивость, постоянное ощущение переутомления и неконтролируемые и беспричинные приступы страха или даже паники тоже говорят об эмоциональном истощении.

Причины выгорания

Большая учебная нагрузка

Эта проблема чаще возникает в средних и старших классах школы, когда к обычной учёбе прибавляются дополнительные занятия, олимпиады, подготовка к ОГЭ, ЕГЭ и экзаменам в вуз. Чрезмерная ежедневная нагрузка без расслабления и отдыха приводит к истощению организма.

Нереалистичные сроки и жёсткие дедлайны

Необходимость заниматься и усваивать большие объёмы информации в сжатые сроки порождает состояние постоянного напряжения, которое выматывает не меньше самих занятий и увеличивает риск выгорания. Такое же негативное влияние оказывает постоянный страх не успеть, не подготовиться, не сдать вовремя.

Присоединяйтесь к домашней онлайн‑школе «Фоксфорда»

Неумение организовать своё время

Ощущение, что вы ничего не успеваете и не справляетесь, может возникать не из-за реальной нехватки времени, а из-за неумения эффективно выстроить учебный процесс. Сложности возникают при большом количестве задач или из-за наличия отвлекающих факторов. Например, интернета, компьютерных игр, соцсетей, звонков и визитов друзей.

Постоянная необходимость осваивать новое

Необходимость ежедневно получать новые знания в большом объёме ускоряет истощение психики. Мозгу нужно много энергии на создание новых нейронных связей, поэтому обучение новому требует в разы больше сил, чем использование уже освоенных навыков.

Отсутствие мотивации

Одна из самых частых причин эмоционального выгорания — снижение или потеря мотивации, отсутствие конкретных целей или разочарование в выбранных. Мотивация страдает, если приходится постоянно делать то, что не хочется, потому что так сказали учителя и родители или потому что «так положено». Если мы что-то делаем с интересом и увлечением, то расходуем меньше энергии, чем когда интереса нет. Отсюда и выгорание.

Избыток вынужденных социальных контактов

Детям постоянно приходится общаться не только с близкими по духу людьми, но и со всеми, кто окружает их в школе, на дополнительных занятиях, секциях и курсах, — это требует дополнительных затрат ресурса. Кстати, перегружать может не только офлайн-, но и онлайн-общение в соцсетях, чтение новостей или других «быстрых текстов».

Отсутствие поддержки

Риск выгорания повышается, если к учебной нагрузке прибавляются ссоры и отсутствие взаимопонимания с друзьями или родителями, конфликты с одноклассниками или учителями.

Как преодолеть

Если вы заметили у себя некоторые признаки и подозреваете, что они могут быть связаны с выгоранием, действуйте на опережение. Если выгорание уже произошло, для восстановления понадобится время и комплекс мер, включающий посещение врача или психолога. Приведённые ниже советы подойдут как для профилактики эмоционального выгорания и его преодоления.

Изменения

Смена привычных ритуалов и уход от рутины помогают встряхнуться, отвлечься и даёт новые силы. Можно сделать перестановку в комнате, изменить порядок утренних дел или расписание занятий, например, начать ходить в другую группу на курсах или в секции.

Снижение нагрузки

Старайтесь максимально разгрузить себя. Составьте список необходимых дел и занятий и ещё раз пересмотрите его, подумайте, какие дела можно исключить или делегировать кому-то другому, о какой помощи и кого вы можете попросить. Расставьте приоритеты, пользуясь матрицей Эйзенхауэра:

КАТЕГОРИИ ДЕЛСРОЧНЫЕНЕСРОЧНЫЕ
ВАЖНЫЕсрочные и важныеважные и несрочные
НЕВАЖНЫЕневажные и срочныеневажные и несрочные

В первую очередь делайте важные дела, в том числе те, которые обычно откладываете на потом, тогда они не будут накапливаться и вызывать истощение. Неважные дела старайтесь отменить, перенести на более удобное время или делегировать. Есть и другие методики расстановки приоритетов, помогающие равномерно распределить учебную нагрузку, например пирамида Франклина.

Контроль над эмоциями

Есть много приёмов и техник, помогающих справляться с напряжением и тревожностью: дыхательные упражнения, медитация. Для регулировки своего состояния подойдут и простейшие психологические техники, например, фрирайтинг — спонтанное изложение в письменном виде на бумаге своих сиюминутных чувств. Хорошо подходят для расслабления занятия рукоделием или творчеством: вязание, вышивание, рисование, оригами.

Новые впечатления

Очень важно даже в самые напряжённые дни находить время не только для учёбы, но и для любимых занятий. Наполняя себя позитивными эмоциями, вы приобретаете новые силы для выполнения необходимых действий.

Хорошо помогают расслабиться и отвлечься от учебных забот совместные походы с одноклассниками в кино или театр, на экскурсию или в музей, участие в школьной самодеятельности или подготовке школьных праздников. Но не превращайте и эти занятия в обязанность, посещайте их только при условии, что вам это нравится.

Забота о себе

Для профилактики и преодоления выгорания очень важно позаботиться о физическом здоровье и самочувствии. Здесь помогут правильное питание, регулярные прогулки на свежем воздухе, спорт, режим дня. Старайтесь, чтобы перекусы, снеки и фастфуд не превратились в вашу основную еду, вовремя ложитесь спать каждый день, принимайте витамины по назначению врача.

Налаживание отношений

Поддержка близких людей очень важна при профилактике выгорания, поэтому не пренебрегайте возможностью наладить контакт с родителями, не отгораживайтесь от них и не форсируйте конфликтные ситуации, особенно в те периоды, когда учебная нагрузка особенно высока. Проводите свободное время с семьёй, общайтесь и делитесь своими переживаниями или впечатлениями. Не фокусируйтесь на противоречиях, наоборот, ищите точки соприкосновения.

Что запомнить:

  1. Выгорание — состояние умственного, физического и эмоционального истощения, вызванное чрезмерной нагрузкой и стрессами.
  2. Признаки выгорания: усталость, плохой сон, частые простуды, проблемы с памятью, тревожность, вниманием и концентрацией, лень и хроническое нежелание что-либо делать по учёбе.
  3. Причины выгорания у школьников связаны в основном с большой учебной нагрузкой, нехваткой времени или снижением мотивации.
  4. Профилактика эмоционального выгорания состоит в разнообразии ежедневных дел и заботе о своём здоровье и самочувствии. Простыми шагами к этому могут стать смена расписания занятий, ежедневные прогулки и время для хобби, здоровое питание. Если вы уже чувствуете первые признаки выгорания, то для его преодоления стоит по возможности снизить нагрузки, попытаться найти пространство и время для новых эмоций и позитивных впечатлений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Что такое паническая атака и как ее преодолеть

Современное общество, живя в условиях повышенной активности и высоких требований, ежедневно подвергается многочисленным стрессам. Каждый день приходится принимать решения, быть в центре событий и быстро реагировать на изменяющиеся условия. Иногда человек становится участником или свидетелем чрезвычайной ситуации, сталкивается с тяжелыми эмоциональными переживаниями, горем, утратой, разводом и пр. Все это, несомненно, провоцирует внутреннее напряжение, страх и тревогу в ответ на стрессовую ситуацию. Немалую роль в росте эмоционального напряжения играет информация, которую человек ежедневно воспринимает с экранов телевизоров, из газет и журналов, радиопередач. Большое количество эмоционально заряженных новостей о тех или иных событиях, связанных с трагедиями и лишениями, порой могут усугубить и без того непростое эмоциональное состояние человека. Зачастую, следствием таких стрессовых нагрузок является возникновение панических атак, которые блокируют человека, мешают ему полноценно жить и функционировать.

Обращения, связанные с жалобами на панические атаки и с просьбой помочь справиться с ними регулярно поступают на наш телефон и на сайт экстренной психологической помощи МЧС России.

Что же такое паническая атака? Каковы ее проявления? Как меняется жизнь человека находящегося во власти ПА? Какую роль играет семья и близкие в поддержании проблемы? Как себе помочь, если ПА началась? Какие методы психологической работы эффективны в решении данной проблемы? На все эти вопросы вы сможете получить ответы в данной статье.

Что же такое паническая атака? Каковы ее проявления?

Паническая атака (далее – ПА) представляет собой необъяснимый, мучительный для человека, приступ тяжёлой тревоги, сопровождаемый страхом, в сочетании с различными вегетативными (соматическими) симптомами.

  • Сердцебиение, учащённый пульс
  • Потливость
  • Озноб, тремор, ощущение внутренней дрожи
  • Ощущение нехватки воздуха, одышка
  • Удушье или затруднённое дыхание
  • Боль или дискомфорт в левой половине грудной клетки
  • Тошнота или абдоминальный дискомфорт
  • Ощущение головокружения, неустойчивость, лёгкость в голове или предобморочное состояние
  • Страх сойти с ума или совершить неконтролируемый поступок
  • Страх смерти
  • Ощущение онемения или покалывания в конечностях
  • Спутанность мыслей (снижение произвольности мышления)

Существуют и другие симптомы, не вошедшие в список: боли в животе, расстройство стула, учащённое мочеиспускание, ощущение кома в горле, нарушение походки, нарушение зрения или слуха, судороги в руках или ногах, расстройство двигательных функций.

Практически любой человек хотя бы раз в жизни испытывал ощущение необъяснимого страха и тревоги, сопровождаемых усиленным сердцебиением и дрожью в коленях. Именно таким образом наш организм привык реагировать на существующую опасность или угрозу. Причем у разных людей степень реагирования может существенно различаться. У кого-то возникает легкая тревога, а кто-то ощущает сильный страх, панику, ужас. Эти состояния при регулярном повторении представляют собой серьезную проблему, которую специалисты называют паническими атаками. Причиной возникновения такого состояния могут стать не только стрессы, но и различные психологические конфликты, которые человек не может разрешить по разным причинам. Не лишним здесь будет разговор и о «вторичной выгоде» от ПА.

Девушка 27 лет, жалобы на частое и внезапное возникновение приступов ПА. Возникновение приступов в последнее время участилось. Клиентка связывает это со смертью мужа. Впервые ПА начались, когда клиентка вышла замуж. Ее муж частенько любил проводить время с друзьями, девушка чувствовала себя одиноко. Чтобы удержать мужа дома, клиентка стала провоцировать у себя признаки ПА. Муж чаще оставался с ней дома, клиентка чувствовала себя нужной. На этом примере можно увидеть, как при помощи симптомов ПА клиента избегала конфликтов с мужем и при этом получила «вторичную выгоду» – муж был с ней нежен и внимателен. Если говорить дальше о данном случае, то события развивались так – сначала клиентке удавалось вызывать приступы при необходимости, позже они стали возникать спонтанно, вне ее контроля. Круг замкнулся, и клиентка оказалась в ловушке ПА.

Какую роль играет семья и близкие в поддержании проблемы?

С одной стороны, ПА превращает человека в важную персону. Вся семья сплачивается вокруг него. Под него подстраиваются, о нём заботятся, стараются угодить и облегчить и его положение, он в центре внимания. А с другой стороны, человек попадает в «ловушку», которая заставляет его, как можно дольше получать любовь и заботу близких, оставаясь для них больным человеком, которого надо беречь, любить и заботиться. И здесь мы говорим о вторичной выгоде от проблемы. Им все прощают и многого не ждут, их освобождают от каких-либо обязанностей, снижают уровень требований, берегут от стресса и физического напряжения.

В этом случае гиперопека близких создает условия для того, чтобы человек не прикладывал максимум усилий в борьбе за своё выздоровление, а перекладывал ответственность на плечи родственников и врачей. Такая позиция семьи затрудняет выздоровление и активное возвращение человека к здоровой жизни. Лишь осознав выгоды от ПА, отказавшись от них, можно избавиться от ее проявлений и влияния.

Возникновение ПА или ее обострение можно проследить у людей, оказавшихся в ситуациях, связанных с реальной или мнимой угрозой жизни. На телефон доверия чаще поступают звонки от граждан, находящихся во власти приступа ПА, особенно после получения информации о терактах, авиакатастрофах, после смерти близких людей и пр.

Синдром панической атаки чаще всего встречаются у людей со слабой системой стрессовой защиты. Как правило, до определенного времени такие люди в силах сохранить психоэмоциональное равновесие, но когда проблемы достигают пика, панические атаки обрушиваются на них, словно снег на голову.

Как меняется жизнь человека находящегося во власти ПА?

Панические атаки могут приводить к психологическим и социальным последствиям. Испытав, приступ ПА, человек может начать опасаться возникновения повторных приступов, внутренне начинает их ждать. Это зачастую оказывает прямое влияние на его жизнь в целом. Такой человек, как правило, старается ограничить свои передвижения, старается как можно реже оставаться в одиночестве, избегает шумных общественных мест. Такие люди стараются избегать любых ситуаций, которые могут спровоцировать приступ паники. Часто он перестает ездить на общественном транспорте, старается не уходить далеко от своего дома. В том случае, если все же существует необходимость в поездке куда-либо, такой человек просит сопроводить его, один он ни за что не выйдет из дома. Такой человек все время прислушивается к своим ощущениям, старается контролировать все, что внутри происходит. А этот контроль еще больше провоцирует возникновение ПА. Затяжные панические атаки порой осложняются депрессиями, утратой интереса к жизни, ощущением безысходности и как следствие, могут стать причиной утраты человеком трудоспособности, осложнений в семейной и личной жизни.

Как себе помочь, если ПА началась?

Стоит отметить, что во время приступа человека охватывает страх смерти, либо страх сойти сума и совершить неконтролируемые действия и поступки. Организм в ответ на панику реагирует стрессовыми симптомами, включая учащенное сердцебиение и дыхание, приток крови, слабость, головокружение.

Человек начинает прислушиваться к своим внутренним ощущениям. А тот, кто ищет, тот находит. И чем больше человек находит у себя признаков нездоровья организма (тахикардия, одышка, дрожь в теле и мышечное напряжение и пр.), тем хуже физически начинает себя чувствовать. Тем больше растет страх. Возникает замкнутый круг. Что же делать?

Для начала стоит постараться успокоиться и направить свой контроль на купирование приступа паники. Возможно, мысль о том, что от панической атаки никто не умирает поможет собраться и начать активно себе помогать.

Обратите внимание на свое дыхание. В ситуации стресса, паники дыхание человека становится поверхностным, вдохи короткие неглубокие, частые, что приводит к гипервентиляции легких. Уже только это может спровоцировать возникновение паники. Поэтому возьмите дыхание под контроль. Дыхание регулируется нервной системой и, при определенной цикличности вдохов и выдохов, может ею управлять. По мнению физиологов, вдох связан с возбуждением нервной системы, а выдох – с ее торможением, поэтому если вдох укоротить, а выдох удлинить, можно добиться успокаивающего эффекта. Успокаивающее дыхание заключается в относительном укорочении вдоха, удлинении выдоха и паузы после него. Практически выдох удлиняется до тех пор, пока он не станет вдвое длиннее вдоха, а затем удлиняется продолжительность паузы. Она обычно составляет половину вдоха. Схему успокаивающего дыхания можно представить так: 2+2(2); 4+4(2); 4+6(2); 4+7(2); 4+8(2); 4+9(2); 5+9(2); 5+10(2); 6+10(3); 7+10(3); 8+10(4); 9+10(4); 10+10(5).

В этих формулах первая цифра означает продолжительность вдоха, вторая – продолжительность выдоха, третья – задержку дыхания после выдоха. Такое дыхание поможет быстро восстановить эмоциональное состояние при стрессе или во время паники. Для этого рекомендуется дыхание животом, обращайте внимание, как надувается вас живот во время вдоха и как он втягивается во время выдоха. Дыхание можно сочетать с ритмичной неторопливой ходьбой. Вначале придерживайтесь ритма – два шага вдох, два шага выдох. Затем увеличивайте продолжительность выдоха – два шага вдох, три шага выдох.

Концентрируя внимание на телесных ощущениях и неприятных мыслях, вы только обостряете приступ паники. Есть несколько методик, которые помогают отвлечь ум от панических ощущений. Возможно, некоторые вам уже известны:

Метод резиновой ленты. Носите вокруг запястья резиновую ленту. Почувствовав приближение панической атаки, оттяните ее, и пусть она с достаточной силой щелкнет вас по руке. Резкое болезненное ощущение отвлечет внимание от подступающих симптомов и даст время применить и другую технику для контроля страха, например, замедленное дыхание. А иногда и самого ощущения бывает достаточно, чтобы остановить приступ.

Счет. Некоторым помогает отвлечься от надвигающегося приступа, если они начинают подсчитывать какие-нибудь предметы. Например, сколько красных машин проехало мимо, или сколько пуговиц на одежде у человека рядом. В крайнем случае, всегда можно просто перемножать числа в уме. Этот метод предоставляет немало возможностей.

“Наоборот”. Попробуйте прочесть мысль, которая вас пугает наоборот, при необходимости повторите эту процедуру ровно 10 раз.

Заговорите с незнакомым человеком, попросите его подсказать, как вам пройти до ближайшей остановки или станции метро. Главное – сосредоточьтесь на другой задаче.

Можно завести специальный блокнот, в который во время приступа будете записывать информацию: время, место, где находитесь, кто и что окружает, ситуация в которой находитесь, мысли и чувства, которые возникают, ваша реакция в данном случае).

Чтобы легче справляться с паническими атаками, необходимо научиться расслабляться. Для этого можно освоить любой метод релаксации, например – прогрессивную мышечную релаксацию по Джекобсону. Когда вы научитесь быстро снимать мышечное напряжение, легко сможете снижать уровень тревоги. Дело в том, что тревога и релаксация – прямо противоположные состояния, они не могут быть одновременно, поэтому расслабление мышц в ситуациях, вызывающие напряжение, позволяет снизить уровень тревоги, избавиться от негативных ощущений, проще воспринимать стрессовые ситуации и предотвращать приступы паники.

Главное, не убегать от ситуации: в следующий раз панику будет пережить сложнее. Если приступ застиг вас в торговом центре или метро то, справившись с ним, продолжайте делать что делали, пусть даже вы просто не спеша прохаживались. Поддавшись желанию убежать, вы рискуете закрепить свой страх перед этим местом, и впоследствии возвращаться туда вам будет очень трудно. Вознаградите себя за эту победу чем-нибудь или хотя бы похвалите за то, что поступили правильно и мудро.

Какие методы психологической работы эффективны в решении данной проблемы?

Часто пациенты, их родственники, а иногда и врачи, считают, что паническое расстройство не стоит лечить, а надо «просто взять себя в руки». Это абсолютно неправильный подход. Лечить надо обязательно, и чем раньше начинается лечение, тем быстрее можно добиться нормализации состояния. Паническое расстройство хорошо поддается лечению. До обращения к врачу можно самостоятельно использовать некоторые психологические приемы, направленные на снижение уровня тревоги. Но чтобы избавиться от панических атак, восстановить нормальный образ жизни, научиться и в будущем спокойно преодолевать различные стрессовые ситуации, необходима консультация психолога или психотерапевта, в некоторых случаях психиатра.

В большинстве случаев наиболее эффективно сочетанное применение медикаментозного лечения и психотерапии. Среди методов психотерапии, применяемых при лечении панического расстройства, уже доказана эффективность методов психологической релаксации, поведенческой и когнитивно-поведенческой психотерапии, нейролингвистического программирования, метода краткосрочной стратегической терапии, Эриксоновский гипноз и другие методы суггестии. Эти формы терапии стремятся помочь людям с паническим расстройством выявить и уменьшить количество обреченных на провал мыслей и действий, которые усиливают панические симптомы. Поведенческие методы, часто используются для уменьшения беспокойства включают релаксацию и постепенное увеличение подверженности панике больного к ситуациям, которые, возможно, ранее вызывали беспокойство. Помощь больному в понимании эмоциональных проблем, которые, возможно, способствовали развитию симптомов, называется психодинамической психотерапией, которая также была признана эффективной. Зачастую, сочетание психотерапии и лекарств дает хорошие результаты. Выбор метода психотерапии зависит от многих переменных (особенностей пациента; причин, характера течения и длительности панического расстройства; наличия сопутствующих заболеваний). Исследования показывают, что психотерапия в одиночку или комбинация лекарств и психотерапии более эффективны, чем просто лекарства в преодолении приступов паники.

И всегда надо помнить – «дорогу осилит идущий» – паническое расстройство можно преодолеть.

Ссылка на основную публикацию