Общение – понятие, виды, функции, средства, цели

10. Понятие, содержание, цели и функции ,виды, уровни общения

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде и др.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Деловое общение почти всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. По целям общение делится на биологическое и социальное.

Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

1) Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности.

2) Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешения какого-либо внутреннего конфликта.

3) Инструментальное – общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

4) Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае-потребности в общении.

1. По содержанию оно может быть:

1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

1.2 Когнитивное (обмен знаниями)

1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

2. По целям общение делиться на:

2.1 Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

2.2 Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

3. По средствам общение может быть:

3.1 Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

3.2 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

3.3 Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

3.4 Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Уровни общения:

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.

2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.

3. Обсуждение интересующей проблемы.

4. Решение проблемы.

5. Завершение контакта (выход из него).

Функции общения :

1) инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия;

2) интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей;

3) самовыражение – функция определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста;

4) трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.

Средства общения – способы передачи информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. вербальные (общение осуществляется посредством речи) невербальные (жесты, мимика, позы, контакт глазами, тембр голоса, тональность, прикосновения, объятия, поцелуи, и др.)

Общение: цели, функции, виды и уровни общения

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде и др.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Деловое общение почти всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. По целям общение делится на биологическое и социальное.

Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Виды общения:

1) Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности.

2) Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешения какого-либо внутреннего конфликта.

3) Инструментальное – общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

4) Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае-потребности в общении.

1. По содержанию оно может быть:

1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

1.2 Когнитивное (обмен знаниями)

1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

2. По целям общение делиться на:

2.1 Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

2.2 Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

3. По средствам общение может быть:

3.1 Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

3.2 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

3.3 Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

3.4 Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Уровни общения:

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.

2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.

3. Обсуждение интересующей проблемы.

4. Решение проблемы.

5. Завершение контакта (выход из него).

Функции общения :

1) инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия;

2) интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей;

3) самовыражение – функция определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста;

4) трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.

Средства общения – способы передачи информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. вербальные (общение осуществляется посредством речи) невербальные (жесты, мимика, позы, контакт глазами, тембр голоса, тональность, прикосновения, объятия, поцелуи, и др.)

Структура общения

Общение, как обмен информацией (коммуникативная сторона общения).

Сам процесс коммуникации понимается как процесс обмена информации, т.е. во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, и интересами, настроениями, чувствами.

С точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передаётся, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается.

Специфика обмена информации, где он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми:

1.В коммуникативном процессе происходит активный обмен информацией. Здесь особую роль играет значимость информации, т.к. люди не просто общаются, но и стремятся при этом выработать общий смысл. Суть коммуникативного процесса не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета.

2. Обмен информации сводится к тому, что посредством системы знаков партнёры могут повлиять друг на друга, следовательно, обмен информации предполагает воздействие на поведение партнёра, т.е. знак изменяет состояния участников коммуникативного процесса..При обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации.

3. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда «все говорят на одном языке», так как всякий обмен информацией возможен лишь при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Мысль никогда не равна прямому значению слов

4. В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они могут возникать из-за отсутствия понимания ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые порождают различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такие барьеры возникают из-за принадлежности партнеров к разным социальным группам. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения.

Перцептивная сторона общения

Перцептивная сторона общения означает процесс взаимовосприятия и познания партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания. Человек вступает в общение как личность и воспринимается партнером по общению также как личность. В ходе познания одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка другого, попытка понять его поступки, построение стратегии изменения его поведения, построение стратегии своего собственного поведения. Таким образом, от меры точности “расшифровки” и понимания внешнего рисунка поведения другого человека зависит и успех организации с ним согласованных действий. Идентификация — уподобление себя партнеру по общению, является одним из самых простых способов понимания другого человека. Здесь предположение о внутреннем состоянии собеседника строится на основе попытки поставить себя на его место. Эмпатия —стремление эмоционально понять и эмоционально откликнуться на переживания переживания собеседника. Это вовсе не означает, что человек тем самым полностью одобряет линию поведения партнера и ее поддерживает. Он ее понимает и принимает, но свое поведение может строить иначе. Рефлексия — определяется в процессах общения как знание и понимание того, как другой человек знает и понимает меня самого. В общении это выглядит как своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, последовательное взаимоотражение. Именно от этого зависит подлинное взаимопонимание, личностное развитие. Личность становится для себя тем, что она есть, через то, что она представляет собой для других. Эффекты межличностного восприятия—зависят от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия. Каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации поведения, причин его. В обыденной жизни люди обычно мало знают о действительных причинах поведения другого. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу причины и образцы поведения, которых в действительности нет. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения с каким-то имевшим место в прошлом опыте образцом, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Эффект ореола—происходит приписывание воспринимаемому человеку качеств на основе образа, который сложился ранее о нем из различных источников информации. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль “ореола”, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется и при формировании первого впечатления о человеке, когда первое благоприятное впечатление приводит к позитивной оценке и еще неизвестных качеств человека, и наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

Интерактивная сторона общения Интерактивная сторона общения заключается во взаимодействии общающихся, т.е. обменом в процессе общения не только словами, но и действиями, поступками. Это уже не просто общение, а совместная деятельность, направленная на реализацию общих для группы целей, это и взаимное влияние друг на друга контактирующих людей. Два вида взаимодействия: кооперация и конкуренция. Кооперация — основной вид взаимодействия, при котором происходит объединение, суммирование усилий участников. В целом для нее характерно взаимопонимание людей. Взаимопонимание зависит от знания самого себя и партнеров по общению, адекватной самооценки и оценки окружающих, умения регулировать свое внутреннее психическое состояние, способствующее налаживанию отношений с другими людьми. Важно подчеркнуть и то, что для подлинно дружеских отношений необходимо, чтобы партнеры находились примерно на одном уровне развития с относительно равным набором достоинств и недостатков, это подсознательная потребность человека. Существуют три вида вхождения в контактное взаимодействие (Ершов П.М., 1972): “пристройка сверху”, “пристройка на равных” и “пристройка снизу”. Пристройка сверху—это “техника” доминирования над партнером. В ее классическом варианте происходит навязывание определенной дистанции в общении с ним, характерна выпрямленная поза, жесткий немигающий взгляд или полное отсутствие визуального общения, медленная речь с паузами. Пристройка на равных — характеризуется мышечной и психической раскованностью. При этом громкость и темп их речи уравновешены, на лице улыбка, внимание переходит в мягкий обмен взглядами, партнеры располагаются на комфортной дистанции. Пристройка снизу — отличается приниженной позой, согнутым туловищем, движениями глаз вверх-вниз или слева направо (бегающий взгляд), быстрым темпом речи, предоставлением инициативы партнеру. Для укрепления сплоченности группы, усиления взаимной симпатии необходимо ставить ее членов в такие условия, чтобы они чаще оказывали друг другу различные услуги, проявляя при этом внимание и доброту. Конкуренция — соперничество, соревнование между участниками интерактивной группы, которое может при определенных условиях привести к атмосфере недоверия, подозрительности, отчуждения и даже социальному конфликту. Конкурентные отношения возникают и внутри любой кооперации. В любом коллективе, организации что-то новое, передовое отстаивает право на существование в борьбе со старым, консервативным. Поэтому различные конфликты и противоречия в группах не всегда следует считать дефектами общения. Они во многих случаях являются своего рода страховкой, гарантией против застоя.

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 10714 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Функции, виды, уровни, структура общения

Общение – многоплановый процесс, необходимый для организаций контактов между людьми в ходе совместной деятельности. И в этом смысле относиться к явлениям материальным. Но в ходе общения его участники обмениваются мыслями, намерениями, идеями, переживаниями, а не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда. Следовательно, общение способствует передаче, обмену, координации идеальных образований, существующих у индивида в виде представлений, восприятия, мышления и т. п.

1. Функции общения многообразны.

Их можно выявить при сравнительном анализе общения человека с разными партнерами, в различных условиях, в зависимости от используемых средств и влияния на поведение и психику участников общения.

В системе взаимосвязи человека с другими людьми выделяются такие функции общения, как информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно- коммуникативная.

Информационно-коммуникативная функция общения – это, по сути, передача и прием информации как некоего сообщения. В нем имеют место два составных элемента: текст (содержание сообщения) и отношение к нему человека (коммуникатора). Эффективность передачи информации может выражаться степенью понимания человеком переданного сообщения, его принятия (отвержения), включая новизну и актуальность информации для реципиента (кому передается).

Регулятивно-коммуникативная функция общения направлена на организацию взаимодействия между людьми, а также на коррекцию человеком своей деятельности или состояния. Показателем эффективности реализации этой функции общения служит степень удовлетворенности совместной деятельностью и общением, с одной стороны, и их результатами – с другой.

Аффективно-коммуникативная функция общения представляет собой процесс внесения изменений в состояние людей, что возможно и при специальном, и при непроизвольном воздействии. Потребность человека в изменении своего состояния проявляется у него как желание выговориться, излить душу и т. п. Благодаря общению у человека меняется общий настрой, что соответствует информационной теории систем. Само общение может как усиливать, так и снижать степень психологического напряжения.

Также выделяют следующие функции общения:

– побудительная – стимуляция активности партнера для выполнения определенных функций;

– координационная – согласование действий при организации совместной деятельности;

– понимание – адекватное взаимное восприятие и понимание смысла сообщений, а также намерений установок переживаний психических состояний и прочее;

– эмотивная – возбуждение в партнере необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;

– функция установления отношений – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых и других связей с социумом;

– функция управления – изменение состояния, моделей поведения партнера, в том числе его намерений, установок, мнений решений, представлений, потребностей.

2. Виды общения.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.

1. По содержанию оно может быть:

При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, кото­рые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуаль­ных потребностей. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении. Иллюстра­цией когнитивного и деятельностного общения может служить обще­ние, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности.

2. По целям общение делится на:

Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

3. По средствам общение может быть:

Непосредственное общение осу­ществляется с помощью естественных органов, данных живому су­ществу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредст­венное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения. Косвенное общение осуществляется через посредников, которы­ми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конф­ликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Среди видов общения можно выделить также деловое и личност­ное, инструментальное и целевое. Деловое общение – его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. В отличие от делового личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т. п. Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потреб­ности, в данном случае потребности в общении.

Важнейшими видами у людей являются вербальное и невербальное общение. Невербальное общение – это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить.

3. Уровни общении.

Под уровнями общения понимают определенные по­веденческие проявления, позволяющие судить об особенностях воздействия одного партнера на другого, о характере их взаимо­действия.

Интересную иерархию уровней общения пред­ложил А.Б.Добрович выделивший семь уровней общения:

  1. Примитивный уровень. Слово «примитивный» понятно всем и означает слишком упро­щенный, простой, несложно устроенный.
  2. Манипулятивный уровень. На манипулятивном уровне по крайней мере один из партне­ров пытается прибегнуть к различного рода ухищрениям и уловкам с целью получения определенной выгоды для себя.
  3. Стандартизированный уровень. Стандартизированный уровень общения иначе называют кон­тактом масок. При общении на этом уровне хотя бы один из парт­неров стремится скрыть свое истинное состояние, как бы спря­тать свое лицо за воображаемую маску.
  4. Конвенциональный уровень. Оказывается, что партнеры по общению также могут достигать определенного соглашения, как бы заключать конвенцию о пра­вилах общения и придерживаться этих условных правил при вза­имодействии.
  5. Игровой уровень На игровом уровне человеку хочется быть интересным для сво­его партнера, хочется произвести на него впечатление, понра­виться ему. Общение на игровом уровне строится на неравнодушии к партнеру, на опре­деленной симпатии к нему, на желании продолжать с ним обще­ние.
  6. Деловой уровень. На первый план здесь выступают его деловая или ум­ственная активность, компетентность в совместно решаемых воп­росах, способность делать дело.
  7. Духовный уровень.При общении на этом уровне партнеры не просто проявляют интерес друг к другу или при­нимают участие в совместной деятельности, доставляющей им удовлетворение.

Б.Ф. Ломов предлагает выделять три уровня:

– макроуровень – общение индивида с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, традициями, обычаями. Определяет своеобразную стратегию общения личности на протяжении всей жизни;

– мезауровень – общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое во времени;

– микроуровень – акт контакта, несущий элемент содержания и выражающийся в определенных внешних показателях (вопрос – ответ, рукопожатие, мимический и пантомический акт и др.). Микроуровень – простейшие элементы, клеточки, лежащие в основе других уровней общения

Структура общения. К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Таким образом схематически структуру общения мы представим так:

Коммуникация
Интеракция
Социальная перцепция

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Общение: функции, структура, средства

Функции и структура общения в психологии

Необходимо рассмотреть структуру и функцию общения для того, чтобы понимать его механизм и дать полноценное определение.

Общение – взаимодействие людей, при которых реализуются их социальные отношения.

В общении существует три взаимосвязанные составляющие:

  • коммуникативная сторона отвечает за обмен информацией между людьми;
  • интерактивная сторона отвечает за организацию взаимодействия между людьми, например, необходимо повлиять на настроение человека;
  • перцептивная сторона отвечает за включение процесса восприятия и взаимопонимания друг друга.

Общение выполняет ряд функций:

  1. Личностную.
  2. Коммуникативную.
  3. Инструментальную.
  4. Экспрессивную.
  5. Психотерапевтическую.
  6. Интегративную.
  7. Социализирующую.
  8. Самовыражения.

Рассмотрим каждую из них.

  1. Коммуникация незаменимое условие для формирования личности человека. В качестве примера можно привести знаменитую пословицу «с кем поведешься – от того и наберешься».
  2. Способ передачи информации.
  3. Коммуникация представляется в виде социального механизма управления для реализации различных действий, принятий решений.
  4. Эта функция отвечает за выражение и понимание переживаний, эмоций партнеров.
  5. Функция, отвечающая за подтверждение внимания людей. Это нужно, чтобы сохранить психологический комфорт, положительное эмоциональное самочувствие, физическое здоровье. Американский психолог Джеймс У. говорил: «Для человека нет более страшного наказания, чем находиться в обществе и быть незамечаемым другими людьми».
  6. Коммуникация как средство объединения людей.
  7. С помощью коммуникации люди усваивают нормы культуры и ценности общества.
  8. Коммуникация, отвечающая за демонстрацию личностного, интеллектуального потенциала, т.е. индивидуальные способности человека.

Средства общения

Средство общения – это поведенческие аспекты, которые во время коммуникации проявляются и адресуются партнеру в ходе общения.

Средства общения бывают двух видов:

  1. Вербальные.
  2. Невербальные.

К вербальным средствам относят:

  • язык;
  • интонацию.

Определение 3

Язык – это система единых слов, выражений, правил, которые используются в момент коммуникации.

Интонация – это эмоциональная выразительность, придающая разный смысловой окрас одной и той же фразе.

К невербальным средствам относят:

  • мимику, позу, взгляд, которые либо усиливают, либо дополняют, либо опровергают смысл высказывания;
  • жесты (бывают 2типов:
  • общепринятые;
  • экспрессивные то, что придает речи большую выразительность);
  • дистанцию между людьми, которая зависит от культурных, национальных традиций, степени доверия.

Классификация дистанции

Рассмотрим отдельно виды дистанции. Она бывает 4 видов:

  1. Интимная. Расстояние между партнерами от 15 до 45 см. Эта дистанция допустима с близкими людьми. Характерные черты интимной зоны:
    • доверие;
    • негромкий голос;
    • такесика.

При нарушении данной дистанции у человека наблюдаются физиологически изменения: учащение сердцебиения, повышение адреналина и т.д. Раннее вторжение в интимную зону в момент коммуникации говорит о покушении на неприкосновенность собеседника.

  1. Личная, или персональная. Расстояние между партнерами от 45 до 120 см. Данный тип дистанции присущ повседневным беседам с друзьями и т.п. Она включает в себя только визуально-зрительный контакт.
  2. Социальная. Расстояние между партнерами от 120 до 400 см. Такую дистанцию можно наблюдать на различны деловых встречах.
  3. Публичная. Расстояние между партнерами больше 400 см. Такая дистанция используется при взаимодействии с большой группой людей, например, лекция в университете, митинг и т.д.

Ученые вывели процентную составляющую использованных средств человека во время коммуникации:

  • 7% — слова;
  • 38% — звуки интонации;
  • 53% — неречевое взаимодействие.

Структура общения в психологии

Таким образом, исследователи выделяют 7 этапов общения:

  1. Общение как потребность в коммуникации с людьми. Человек хочет рассказать или узнать информацию, повлиять на собеседника.
  2. Ориентировка в целях общения, в ситуации взаимодействия людей.
  3. Ориентировка в личности партнера.
  4. Составление плана общения. Т.е. человек на бессознательном уровне моделирует свои дальнейшие ответы.
  5. Выбор средств общения. Они выбираются и на бессознательном и сознательном уровнях. На этом этапе человек выбирает определенные средства, фразы, задает форму поведения.
  6. Восприятие и оценка ответной реакции партнера. Здесь оценивается наличие обратной связи.
  7. Корректировка направления, стиля, способов общения. Коммуникация будет неэффективной в том случае, если при взаимодействии людей было нарушено хотя бы одно звено. Умение устанавливать и поддерживать общение называется коммуникативной компетентностью, или социальным интеллектом, или практически-психологическим умом, или коммуникабельностью.

Общение — понятие, виды, функции, средства, цели

Коммуникация — важнейший компонент жизни каждого человека. Именно процесс коммуницирования помогает выстроить отношения между людьми из разных социальных групп и сообществ. Благодаря разговорам, возникает психологический контакт между людьми, происходит обмен сведениями, опытом и результатами работы.

Понятие общения, его виды и типы

С позиции обществознания, общение — это не что иное, как способ передачи данных от одного человека другому. Но с точки зрения психологии, коммуникация является главным условием для эффективного развития общества в целом и личности в частности.

Коммуникация может быть:

  • Формальной. Этот вид взаимодействия используется незнакомыми и знакомыми людьми, беседа которых носит исключительно информационный характер и не требует включения в разговор эмоциональной составляющей.
  • Неформальной. При таком взаимодействии беседа может быть наполнена личным смыслом и эмоциями. Неформальный разговор может быть светским, повседневным и бытовым.

Формально можно общаться на работе, в университете, школе. Неформальное взаимодействие допустимо во всех остальных местах, но важно правильно подобрать стиль, тему и выбрать коммуникативный уровень в зависимости от ситуации.

По содержанию коммуникация бывает:

  • Материальной. Подразумевает реальный обмен предметами, которые в данный момент являются средством удовлетворения потребностей субъектов коммуникации, или их передачу.
  • Когнитивной. В этом случае происходит обмен знаниями, оказывающий влияние на личностный рост людей. Например, один человек узнаёт у другого актуальную информацию о текущих ценах на бензин или студент узнаёт от преподавателя возможные методы решения математической задачи.
  • Кондиционной. При этом субъекты оказывают психологическое или физическое воздействие друг на друга. Например, один человек успокаивает другого во время беседы, пытается поднять ему настроение или, наоборот, испортить его.
  • Мотивационной. Направленной на передачу друг другу каких-либо установок, импульсов к действию.

Любой вид общения в психологии, с любым содержанием может иметь различные формы. Бывает три основных структуры общения:

  • Фронтальная. При этой структуре человек (оратор) выбирает монологическую форму общения, обращаясь к аудитории или группе людей. Слушатели в основной своей массе в это время молчат. Даже если кто-то из присутствующих задаёт вопрос, и между ним и оратором завязывается диалог, коммуникация не перестаёт быть фронтальной, так как все остальные присутствующие слушают молча.
  • Диалог. Структура коммуникации строится по принципу участия в разговоре двух собеседников. Это прямая структура разговора — «ты мне, я — тебе».
  • Опосредованная. Подразумевает обмена информацией при помощи дополнительных средств, например, телевидение, интернет, радио, телефон.
  • Косвенная. Передача информации осуществляется через посредников. Такая структура часто используется, если общение строится между конфликтующими сторонами.

В совершенстве зная методы эффективного общения, понимая структуру, механизм и возможные виды коммуникации, каждый человек может быстро адаптироваться в обществе, коллективе и в семье.

Цели и функции коммуникации

Общение — это активность. А любая активность возникает ради достижения какой-либо цели. Так, люди могут общаться между собой чтобы:

  • помогать тому, кто в этом нуждается;
  • получить помощь;
  • самовыразиться;
  • приучить других к своим или общесоциальным ценностям (воспитание, обучение);
  • изменить мнение, намерение другого человека;
  • получить эмоциональный отклик;
  • получить выгоду или блага;
  • научиться чему-то.

Только посредством правильно выстроенного разговора можно достигнуть поставленной цели. Таким образом, выделяют следующие функции общения:

  • Информационная — заключается в обмене данными.
  • Синдикативная — служит стимулятором для организации объединённых действий.
  • Социальная — оказывает влияние на появление определённых навыков общения, принятых в конкретном социуме.
  • Координационная — необходима для согласования действий при ведении коллективной деятельности.
  • Интерактивная — направлена на корректировку поведения людей в процессе выполнения ими общих задач.
  • Духовная. Отвечает за взаимопонимание партнёров на эмоциональном уровне.

Если между людьми завязывается беседа, значит, на то есть причины. Чёткое осознание целей и мотивов, побудивших к общению, помогает правильно выстроить диалог, вычленить важное и второстепенное и даже предугадать возможный результат.

Средства общения

Если говорить о средствах общения, то их классифицируют на вербальные и невербальные. Коммуникативная сторона общения с использованием вербальных средств имеет высокую ценность, поэтому важно, чтобы ребёнок своевременно овладел речью. В структуру вербального общения входят устно произнесённые или написанные слова и фразы.

Если что-то требуется донести до собеседника, то очень важно правильно использовать слова и чётко формулировать предложения, следить, чтобы собеседник понимал смысл сказанного, говорить кратко или развёрнуто в зависимости от ситуации. Только при помощи грамотного вербального общения можно выстроить эффективную коммуникацию.

Несмотря на всю важность вербальной составляющей, нельзя не принимать во внимание роль невербальной человеческой коммуникации, к которой относятся:

  • Мимика — движение мышц лица.
  • Жесты — движения руками, головой, ногами.
  • Визуальный контакт — взгляд собеседника.
  • Пантомимика — моторика тела (поза, осанка, походка).
  • Такесика — прикосновения.
  • Проксемика — зона (дистанция) во время разговора.
  • Просодика — высота, громкость, тембр голоса.

Контролировать невербальную составляющую разговора очень сложно, поэтому, если человек понимает, что означает поза собеседника, характерные жесты и мимика, он сможет понять скрытый смысл диалога, выявить ложь или лесть.

Основные стили

Стиль общения — это устойчивые характеристики, которые выбирает человек во время разговора в зависимости от конкретной ситуации. Учёные выделяют следующие стили:

  • Ритуальный — представляет собой набор стандартных, вежливых слов, выражений принятых и обязательно нужных в конкретном социуме, например, «Привет! Как дела?», «Что новенького?».
  • Императивный — заключается в желании одного человека подчинить себе другого, контролировать его действия, принудить к чему-либо. Этот стиль часто используют родители по отношению к детям или руководитель к подчинённым.
  • Манипулятивный — похож на императивный. Их общая цель заключается в подчинении собеседника, однако характерной чертой манипуляции является то, что воздействие оказывается очень осторожно и скрыто. Часто для достижения используют различные приёмы, например, лесть, могут присутствовать элементы запугивания, нередко демонстрируется сила (не физическая, а сила характера) или чрезмерная доброта.
  • Гуманистический — основан на непосредственном равноправии партнёров.

Какой стиль общения выбрать, зависит от того, с кем идёт разговор, в каком месте и ситуации. Обычно стиль выбирается по наитию. На подсознательном уровне человек всегда понимает, как можно говорить с тем или иным человеком, чтобы добиться желаемого.

Уровни общения

Люди могут общаться на разных уровнях. Их классификация и систематизация была сделана в 1996 году психиатром Добровичем А. Б. Специалист выделил 7 основных уровней:

  • Примитивный. Его особенность заключается в том, что к собеседнику относятся не как к отдельной единице, а оценивают как объект, с позиции «полезный — бесполезный». Если объект полезен, то во время разговора выбирается позиция доминаны, если же объект бесполезен, то пытаются как можно скорее прекратить беседу.
  • Манипулятивный. На данном ярусе собеседник идентифицируется как игрушка, которой необходимо управлять. Здесь присутствуют все признаки инструментального общения, при котором сам факт беседы не является потребностью, а преследует любую другую цель, кроме получения удовольствия от самого процесса беседы.
  • Стандартизированный. На этой ступени люди общаются формально, не вникая в суть, и чужие проблемы.
  • Конвенционный. В этом случае люди относятся друг к другу уважительно, открыто, искренне, даже если являются противниками. Тут нет понятия «доминировать», но есть понятие «быть на равных». По определению это нормальное, цивилизованное общение между людьми.
  • Игровой. На этой ступени могут общаться лишь друзья, мужчины и женщины, находящиеся на начальном этапе отношений и люди, имеющие значение друг для друга. Обычно партнёры демонстрируют свои лучшие качества, стараются относиться друг к другу галантно, тактично и доброжелательно.
  • Деловой. На эту ступень общения переходят люди, продолжительное время работающие бок о бок, или супружеские пары, пережившие период страсти и бурной влюблённости. На этом уровне нет ролевой составляющей, нет игры, но присутствует уважение, доверие и преданность.
  • Духовный. Высший уровень характеризуется свободой выражения и полным принятием себя и собеседника. На этот уровень способны попасть лишь по-настоящему влюблённые люди или родственные души.

    С разными людьми можно взаимодействовать на разном уровне на постоянной основе или со временем двигаться вверх, постепенно переходя от примитивного уровня к духовному, или, наоборот, вниз.

    Общение человека, цели, функции, виды общения и их характеристика

    ОБЩЕНИЕ сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, взаимодействие субъектов. Это процесс обмена между людьми определенными результатами их психической и духовной деятельности.

    Структура общения. Структура общения включает в себя три взаимосвязанных процесса общения: перцептивный, интерактивный и коммуникативный.

    – Перцептивный – это процесс восприятия и познания партнерами, а, следовательно, и понимания друг друга и возможность установления на этой основе взаимопонимания.

    – Интерактивный – это организации и реализации при практических контактах стратегии и тактики взаимодействия и взаимоотношений между партнерами, исходя из их восприятия понимания взаимных статусно – ролевых позиций в данной ситуации общения. Кроме того, в зависимости от понимания ситуации и партнера каждый из них, выбирает ( с их точки зрения) наиболее оптимальную стратегию общения: кооперацию, сотрудничество, конкуренцию, уклонение или уступку.

    – Коммуникативный – это практическая сторона общения, процесс обмена информацией между общающимися индивидами.

    Все три стороны общения тесно взаимосвязаны, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

    Употребление этих понятий условно, иногда в аналогичном смысле употребляют и другие понятия – аффективно-коммуникативная, регуляционно – коммуникативная, информационно-коммуникативная функции.

    Процедура общения. В процедуре общения выделяют следующие элементы:

    – Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

    – Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

    – Ориентировка в личности собеседника.

    – Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

    – Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как гово­рить, как себя вести.

    – Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

    – Корректировка направления, стиля, методов общения.

    Если какой-либо из элементов акта общения нарушен, то партнерам не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Реализация каждого из указанных элементов общения требует наличия соответствующих навыков и умений и способность их реализовать в практике общения. Эти качество называют коммуникабельностью.

    Этапы общения. Чтобы общение как взаимодействие происходило продуктивно, оно должно состоять из следующих этапов:

    – Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.

    – Ориентировка в ситуации общения и личности партнера, осмысление происходящего, выдержка паузы.

    – Обсуждение интересующей проблемы (изложение своих точек зрения, нахождение причин расхождения и сходства точек зрения на проблему).

    – Совместное решение проблемы.

    – Завершение контакта (выход из него).

    Кроме того, в общении выделяют: его содержание и средства, цели и функции, формы, методы и виды, стратегии и тактики, стили, барьеры общения, а также морально – этические нормы и правила, модели общения (стереотипы – поведенческие и речевые) и манеры.

    Содержание общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного человека другому. Эта информация представлена образами представлениями, мыслями и суждениями, опытом и знаниями и умениями, оценками, чувства и переживаниями, установками и др.

    Средства общения – это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного партнера к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью ор­ганов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

    К средствам общения относятся:

    – Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмыслен­ные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возмож­ным общение при помощи языка. Если я говорю “стол”, я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я, – это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, “субъектив­ный” смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

    – Паралингвистические характеристики речи (интонация, громкость, тембр и др.) Так, например, интонация, эмоциональная выразительность речи, способны придавать разный смысл одной и той же фразе.

    – Взгляд (выражение глаз), мимика могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

    – Пантомимика (жесты, позы.) как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

    – Расстояние (дистанции общения) и взаимное расположение в пространстве, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

    – Вегетативные проявления(побледнение, покраснение и др.) как внешние жизненные проявления эмоционально – мотивационных реакцийсобеседника на условия общения.

    Цели общения.

    Цель общения– то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Различают одиннадцать целей общения:

    – согласование действий (намерений) в совместной деятельности;

    – установление личных взаимоотношений;

    – прояснение личных взаимоотношений;

    – установление деловых взаимоотношений (взаимодействий);

    – прояснение деловых взаимоотношений (взаимодействий.

    Функции общения.

    Выделяют следующие функции общения:

    1. Социальные функции общения:

    – организация совместной деятельности;

    – управление поведением и деятельностью;

    – побуждение.
    2. Психологические функции общения:

    – функция обеспечения психологического комфорта личности;

    – удовлетворение потребности в общении;

    Формы общения.

    Различают три основные формы общения:

    – Монологическая (доклад, сообщение, инструктаж и др.).

    – Диалогическая ( деловой разговор, беседа, интервью и др.).

    – Групповая ( собрание, совещание, семинар, конгресс и др.).

    Кроме того, различают такие формы общения как: прямое, косвенное, непосредственное, опосредованное, массовое, межличностное

    Методы общения. Формы общения определяют выбор методов общения, так, например,:

    монологическая форма требует знания техник и приемов, навыков и умений публичного выступления;

    диалогическая форма – требует знания техник и приемов, навыков и умений вести диалог:

    групповаяформа – требует знания правил и приемов, навыков и умений управлять дискуссией, участвовать в дискуссии.

    Виды общения.

    В зависимости от состава субъектов общения, различают такие его виды как: межличностное общение, общение в системе “индивид – группа”, публичное общение и др.

    Кроме того, виды межличностного общения различаются по следующим критериям:

    – По преобладанию тех или иных средств, общение может быть речевым(вербальным), неречевым(невербальным) и комбинированным. Исходя из этого критерия, межличностное управленческое общение является комбинированным, хотя соотношение речевых и неречевых средств в различных ситуациях может меняться.

    – По предмету общения.

    А) свободное общение

    б) деловое (деятельностное) общение;

    В) игровое общение;

    Г) ритуальное общение;

    В зависимости от содержания, целей и средств общение может также классифицировано:

    1.По содержанию оно может быть:

    – материальное (обмен предметами и продуктами деятельности);

    когнитивное (обмен знаниями);

    – кондиционное (обмен психическими или физиологическими состоя­ниями);

    – мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами; потребностями);

    – деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

    2. По целям общение делиться на:

    – биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма);

    – социальное (преследует цели расширения и укрепления межлично­стных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида).

    – фактическое – установление контакта, как состояния обоюдной готов­ности к приему и передаче сообщения;

    – информационное– передача и получение сведений, обмен мнениями и др.;

    побудительное– направление активности партнера на вы­полнение тех или иных действий;

    – координационное– взаимное ориентирование и согласование действий;

    понимание адекватное восприятие и понимание партнерами смысла сообщения и друг друга;

    – эмотивное – изменение собственных переживаний и состояний с помощью партнера;

    – установление отношения –утверждение своего места в системе связей сообщества, определение своего статусно – ролевого положения в системе социальных отношениях социума;

    – оказание влияния –изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в т. ч. его намерений, установок, ожиданий, целей, мнений, решений, настроения, представлений, потребностей, действий, активности, переживаний, оценок и пр.

    При этом оказание влияния на партнера по общению сводится к таким процессам как:

    – анализ и корректировка отношений партнера к элементам реальности;

    анализ и корректировка речевого взаимодействия и поведения партнеров;

    – коррекция психического состояния партнера;

    – уменьшение противодействия партнера;

    – формирование диспозиций партнера (требуемой мотивации, внутренних побуждений).

    3. По средствам общение может быть:

    – непосредственное (осуществляемое с помощью естественных орга­нов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.);

    – опосредованное(связанное с использованием специальных средств и орудий);

    – прямое(предполагает личные контакты и непосредственное воспри­ятие друг другом общающихся людей в самом акте общения);

    косвенное(осуществляется через посредников, которыми могут вы­ступать другие люди).

    Более упрощенная классификация, ориентированная на практические цели общения людей, включает следующие виды:

    – Деловое общение – установление и поддержание контактов, вызванное потребностями совместной деятельности.

    ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, определяющий потребности совместной деятельности, который включает в себя:

    – восприятие и понимание партнера по общению;

    – установление отношений партнеров, выбор и реализация стратегии взаимодействия;

    – обмен информацией, т. е. практические коммуникационные контакты партнеров.

    – Общение межличностное (духовное). Это общение друзей, духовно близких людей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно то­гда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

    Определение понятия общения

    Само понятие общения имеет несколько определений, что связано с разными взглядами ученых и специалистов на данную проблему. Каждый из специалистов в этой области предлагает свое виденье и трактовку. Мы же просто попытаемся свести все к общему знаменателю.

    Согласно краткому психологическому словарю, понятие общения – это сложный многоплановый процесс, направленный на установление и развитие контактов и связей, включающих обмен информацией, взаимодействие, восприятие и понимание собеседника.

    Значение слова «общение» может меняться. Как было сказано выше, связано это с различными точками зрения, характерными для разных ученых и разного времени. Однако, в целом сущность общения остается неизменной – это обмен информацией с применением различных средств коммуникации.

    Характерные свойства и черты общения

    Понятие межличностного общения имеет три характеристики – это содержание, функции и средства. К содержанию относится передача информации, понимание и восприятие, взаимодействие собеседников, влияние друг на друга, взаимная оценка и обоюдное управление деятельностью. Из содержания вытекают основные функции общения, которые разделяются на коммуникативную, информационную, когнитивную, эмотивную, контативную и креативную. В случае отсутствия или нарушения хотя бы одной функции общения, оно страдает.

    Природа возникновения общения и потребности в нем

    Общительный человек смело шагает навстречу новому – новым знаниям, новой информации, новым людям. Открытые и любознательные личности, сами того не замечая, обеспечивают себе массу интересных встреч, событий, знакомств, новых целей, но ведь сущность общения, как и само общение, заключается не только в этом. Для каждого человека возможность пообщаться с себе подобными является залогом постоянного пополнения жизненного багажа, интеллектуального и психологического развития. В этом же проявляются и основные цели общения. Дарованная природой особенность помогла человеку выжить и утвердиться среди других, более сильных видов.

    Как вы думаете, открыли бы вы в себе тягу к точным наукам или музыке, если бы не ходили в школу и не посещали эти предметы, какими бы скучными они ни казались вам изначально? Нет, ведь общение играет крайне важную роль, а учитель, преподавая нам в школьные годы какой-либо предмет, беседуя с нами, учениками, не только выявляет те или иные способности, но и помогает развивать их, параллельно прививая и основные правила общения.

    Становление личности

    На этапе становления человека, как личности, то есть, еще со школьных лет, особенно важную роль играет общение с родителями. В идеале, необходимо стараться беседовать с ними, как можно больше и чаще, делиться новостями, происходящими событиями. Предельно важно в разговорах с родителями не обманывать их, быть откровенным, искренним и честным. Таковы цели общения и их основные правила на данном этапе.

    То, что школьникам кажется непонятным, к примеру, родительский запрет, в большинстве случаев оказывается правильным решением. Только представьте, если бы в юношеские годы нам было позволено абсолютно все. Наверное, неприятности преследовали бы нас на каждом шагу, и мы, будучи еще детьми, понятия бы не имели, как из них выбраться.

    Период подросткового созревания особенно важен в развитии человека и его коммуникационных навыков, параллельно с которыми развивается и психика. Человек познает сущность общения пока он взрослеет, учится в школе, ВУЗе. За это время жизненный багаж пополняется не только научными знаниями, но и обычными жизненными навыками, опытом как чужим, так и собственным. На этом этапе по большей части приходится контактировать со сверстниками, но ведь это несказанно помогает формированию личности . Правда, если только при этом придерживаться основных правил человеческого общения.

    Как все зарождалось?

    Задумывались ли вы когда-то над тем, зачем человеку общение? Попробуйте представить, что в ходе эволюции речевой аппарат так и не начал бы развиваться, а сами люди не проявляли бы стремления хоть как-то контактировать друг с другом. Как вы считаете, если бы стремление к коммуникации и получению новой информации у человека отсутствовало, а значит, отсутствовали бы и все функции общения, была бы эволюция в том виде, в котором мы ее видим сейчас и видели с тех пор, как человечество заинтересовалось развитием всего живого? Имели бы мы хоть малейшее понятие о том, что это такое – эволюция? Ответ однозначный – ничего этого бы не было. Общение сыграло свою роль, собственно, в нем и состоит основа выживания всех сложных видов, которая развита у многих живых организмов. И пусть у них это представлено не в том виде, к которому мы привыкли, тем не менее…

    Общение – залог развития цивилизации, нерушимый фундамент социума. Однако, стоит понимать, что под этим подразумеваются не только звуки, которые мы способны воспроизводить своим речевым аппаратом. Глухонемые люди ведь тоже «разговаривают» друг с другом, правда, используют для этого не слова, а жесты.

    Общение в любой его форме – это обмен информацией, единственный возможный вариант передачи новых знаний, навыков, опыта другим людям, ведь только так можно помочь друг другу, помочь выжить человеческому виду и развиваться дальше, но ведь и это не единственная функция общения.

    Какую роль играет коммуникация в человеческой жизни?

    На вопрос, зачем человеку общение, отвечает история первобытного общества. Человеческая речь – это «первое дитя» коммуникации, которая у первобытных людей происходила посредством жестов. Именно тогда формировались первые правила общения, зарождались общие понятия, обозначение предметов, а затем уже формировалась и письменность. Так родился социум и общество в целом, установились правила межличностного общения, действующие и по сей день.

    Нормальное, полноценное формирование психики, как и ее дальнейшее развитие, невозможно представить без коммуникации. Следовательно, роль общения в жизни человека предельно высока. Это ведь единственный способ обмена информацией, восприятия и понимания окружающего мира. Общение – это то, что отличает человеческий вид от других биологических видов, обитающих на Земле.

    Невозможно недооценить и роль общения в профессиональной деятельности человека. Это специфический вид межличностного взаимодействия, так как в профессиональной деятельности есть свои правила общения, ограниченные общепринятыми правилами поведения и межличностных отношений в пределах одной организации (компании). Это еще называют корпоративной этикой.

    Зачем коммуникация нужна человеку?

    Не столь важно, общительный ли вы человек или замкнутый в себе интроверт , привыкший к одиночеству, общение необходимо всем. Социальная потребность в разговоре с себе подобными – это естественная надобность, и без ее удовлетворения невозможно чувствовать себя полноценным.

    Общение играет важнейшую роль в жизни человека. Разница может заключаться разве что в его количестве и частоте. Так, кому-то будет достаточно один-два раза в неделю выбраться куда-то с друзьями и побеседовать с ними, чтобы поднять настроение и улучшить самочувствие, а все оставшиеся дни такой человек вполне может находиться в одиночестве. А для кого-то общение играет более важную роль – такой человек и 20-ти минут не может провести наедине с собой, начинает страдать от скуки и испытывать непреодолимое желание с кем-то контактировать. К слову, такое желание в большей степени нацелено на сам процесс, а не на его конечный результат.

    Что порождает желание коммуницировать?

    Люди жаждут общаться, можно назвать это банальным желанием, но более правильный термин – это потребность.

    Так, с большой вероятностью можно сказать, что у детей общение – это неврожденная потребность. Формируется она под влиянием активности, которую проявляют присутствующие рядом взрослые, и возникает, зачастую, приблизительно к двум месяцам.

    А вот подростки убеждены, что испытывают непреодолимое желание пообщаться. Убеждены они и в том, что делать это они могут ровно столько, сколько сами посчитают нужным. Именно поэтому большинство подростков протестуют против попыток взрослых контролировать их потребность в проведении времени с друзьями, а значит, и в дружественных беседах. На данном этапе не стоит забывать об основных функциях общения, которые играют свою роль в формулировке коммуникативных навыков.

    У взрослых людей нужда в коммуникации тоже проявляется довольно сильно. Многие мужчины и женщины, контактируя с кем-либо меньше, чем им самим этого хочется, начинают погружаться в негатив.

    Отсутствие межличностных контактов и его последствия

    То, какова степень потребности человека контактировать и взаимодействовать с себе подобными, определяет его жизнь в целом и нахождение (место) в обществе. Это может быть семья, рабочий коллектив, друзья, школа, группа в университете. Человек, лишенный возможности разговаривать и контактировать с другими людьми, а значит, неспособный выполнять все функции общения, никогда не сможет стать социальной личностью, приобщиться к социуму и культурно развиться. Человека он будет напоминать разве что внешне.

    «Дети-маугли», лишенные возможности контактировать и взаимодействовать с представителями своего вида непосредственно после рождения или в раннем детстве, доказывают этот факт, а значит и то, насколько важной является роль общения в жизни человека. Находясь в изоляции от человеческой речи, они, естественно, даже не догадываются о том, каково это – побеседовать с кем-то. Организм у таких личностей развивается естественным образом, а вот развитие психики задерживается, а то и вовсе не происходит. Основная причина этого кроется в отсутствии коммуникативного опыта с другими людьми, а значит, и в отсутствии всех функций общения. Собственно, такие случаи, как ничто иное, доказывают то, насколько человеку важно контактировать и разговаривать с другими людьми.

    Многогранность общения в целях

    То, ради чего и почему человек, как и любое другое живое существо, проявляет такого рода активность как коммуникация и потребность в ней – это и есть главные цели общения. Так, животные общаются для побуждения себе подобного к определенным действиям либо предупреждение о воздержании от какого-либо действия. Этот процесс подчиняется исключительно животным инстинктам, которым, собственно, и руководствуются представители фауны.

    А вот целей человеческого общения значительно больше – помимо удовлетворения естественных биологических потребностей , характерных для животных, к человеческому взаимодействию добавляется еще и удовлетворение культурных, социальных, творческих, познавательных, эстетических, интеллектуальных, нравственных и прочих потребностей. Зачем человеку общение? Чтобы все эти потребности удовлетворять.
    Речевое взаимодействие между людьми можно смело назвать многоцелевым, а цели, на которые оно направлено, дают более, чем обширный ответ на вопрос, зачем человеку нужно общение и что это такое?

    Стили и классификация

    Исходя из некоторых особенностей, общение в жизни человека можно разделить на прямое (непосредственное) и косвенное (опосредствованное). В первом случае общение собеседников происходит напрямую, они общаются друг с другом, применяя соответствующую мимику, жесты, интонацию и тон.

    Во втором случае информация между собеседниками передается не напрямую, а опосредовано (письма, документация, СМИ и т. д.). Стоит отметить, что прямое общение обладает лучшей результативностью и воздействием на собеседника, чем косвенное. Однако, первый вид в большей степени может быть подвергнут эмоциям, так как такое общение в жизни каждого человека происходит в реальном времени, а второй – здравому рассудку, так как есть время для того, чтобы осмыслить ситуацию, проанализировать ее.

    Существуют также формальный и неформальный типы общения, из которых следует, что отношения между людьми бывают деловыми и личными. Следовательно, и правила общения для каждого из двух типов будут отличаться. В первом случае выражается симпатия или антипатия в отношении друг друга, уважение или его отсутствие, доверие или недоверие. А вот деловое общение – это отношения, которые складываются между людьми, состоящими в тех или иных социальных группах, организациях. В его основе лежат права и обязанности, действующие в той или иной группе (организации). Следовательно, роль общения в профессиональной деятельности человека и роль такового в повседневной, бытовой жизни существенно отличается. Если в первом случае человек ограничен определенными рамками и правилами, продиктованными организацией (компанией), то во втором он ограничен лишь своим собственным мнением, желаниями и особенностями характера. Общей здесь может быть разве что роль воспитания, но не роль общения в целом.

    Искусство межличностной коммуникации

    Общение – это естественный процесс. При идеальных обстоятельствах все люди должны беспрепятственно контактировать друг с другом. Вот только на деле, в реальной жизни некоторые особи испытывают боязнь коммуникации, которую называют социофобией. Потребность в контакте с другими людьми в таком случае отсутствует практически или полностью. Зачастую подобный страх возникает еще в подростковом возрасте, который является самым сложным этапом в жизни любого человека.

    В случае, когда первый опыт осознанного вхождения в общество, первое общение с кем-либо имеет негативный характер, то и в дальнейшем такой человек будет испытывать проблемы с межличностными связями. Это сводит к минимуму потребность в разговорах и беседах с себе подобными, нередко приводит к замкнутости или же порождает желание избегать подобных «раздражителей», то есть социума в целом.
    Значение общения в человеческой жизни невозможно переоценить. Это искусство и навыки, которые приобретаются с годами. Вполне естественно, что коммуникативные навыки человека зависят не только от его личностных характеристик, но и от окружения, в котором он находился (находится) на разных этапах своей жизни.

    Однако соблюдая правила межличностного общения, можно избежать многих неприятностей:

    • говорите с другим человеком так, как сами считаете наилучшим и единственно верным;
    • проявляйте уважение к тому, с кем разговариваете;
    • выражайте доверие и понимание в отношении того, с кем разговариваете.

    Соблюдая простые правила

    Как правило, беседы с родными, близкими и друзьями не вызывает у нас затруднений. Мы испытываем наиболее сильную тягу к разговорам с такими людьми, тем более, что мы прекрасно знаем об их реакции на те или иные высказывания, реплики, новости. С незнакомыми людьми желание пообщаться не столь высоко, но нередко оно является вынужденным, необходимым. Говорить с незнакомцами нужно только в положительном ключе, проявляя лишь положительные свойства и черты характера, будучи доброжелательными. Делать это лучше с улыбкой на лице, соблюдая существующие правила общения. Еще более важно, чтобы фразы, сказанные вами, были к месту.

    Напоследок предлагаем вашему вниманию несколько эффективных рекомендаций для грамотного построения межличностных отношений и взаимодействия с окружающими:

    • будьте чувственны и внимательны к внутреннему миру собеседника;
    • помните, уважения достоин каждый;
    • проявляйте интерес к собеседнику, находите в нем положительные качества;
    • не обращайте внимания на мелкие недостатки, они есть в каждом; идеальных людей не существует;
    • развивайте собственное чувства юмора и самоиронии.

  • Ссылка на основную публикацию