Понятие самооценки: виды, структура и методы коррекции

Самооценка – что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ульябаева Г.Ш., Шакирова Д.М.

В процессе своей жизнедеятельности каждый индивид как социальное существо на постоянной основе получает оценку своим действиям и поступкам как со стороны окружающих, так и от общества в целом. Именно на основе таких оценок происходит формирование самооценки , которая в свою очередь оказывает значительное влияние на работу таких психических компонентов как самодисциплина и самоконтроль. То, как человек относится к себе, «программирует» его на дальнейшие действия. Самовосприятие играет значимую роль в жизни каждого индивида, поэтому не стоит упускать его из виду. Базовые знания об этом не повредят, а пойдут всем лишь на пользу. Они помогут выделить проблемные моменты и поспособствуют их коррекции.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ульябаева Г.Ш., Шакирова Д.М.

Self-esteem – what it is: the concept, structure, types and levels. Self-esteem correction

In the course of their life activity, each individual as a social being on an ongoing basis receives an assessment of his actions and actions both from those around him and from society as a whole. It is on the basis of such assessments that the formation of self-esteem takes place, which in turn has a significant impact on the work of such mental components as self-discipline and self-control. The way a person treats himself “programs” him for further actions. Self-perception plays a significant role in the life of each individual, so do not lose sight of him. Basic knowledge of this does not hurt, and will only benefit all. They will help highlight problem points and contribute to their correction.

Текст научной работы на тему «Самооценка – что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки»

Самооценка – что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция

Self-esteem – what it is: the concept, structure, types and levels. Self-esteem correction

Студент 2 курса, институт теплоэнергетики, Казанский государственный энергетический университет

РФ, г. Казань e-mail: gulyabaeva@bk.ru

2nd year student, institute of Power Engineering, Kazan State Power Engineering University,

Russia, Kazan e-mail: gulyabaeva@bk.ru

кандидат социологических наук, ст.преподаватель каф. Менеджмент Казанский государственный энергетический университет

РФ, г. Казань e-mail: dinara.mm@yandex.ru

Candidate of Sociological Sciences, senior lecturer, Kazan State Power Engineering University,

Russia, Kazan e-mail: dinara.mm@yandex.ru

В процессе своей жизнедеятельности каждый индивид как социальное существо на постоянной основе получает оценку своим действиям и поступкам как со стороны окружающих, так и от общества в целом. Именно на основе таких оценок происходит формирование самооценки, которая в свою очередь оказывает значительное влияние на работу таких психических компонентов как самодисциплина и самоконтроль. То, как человек относится к себе, «программирует» его на дальнейшие действия. Самовосприятие играет значимую роль в жизни каждого индивида, поэтому не стоит упускать его из виду. Базовые знания об этом не повредят, а пойдут всем лишь на пользу. Они помогут выделить проблемные моменты и поспособствуют их коррекции.

In the course of their life activity, each individual as a social being on an ongoing basis receives an assessment of his actions and actions both from those around him and from society as a whole. It is on the basis of such assessments that the formation of self-esteem takes place, which in turn has a significant impact on the work of such mental components as self-discipline and self-control. The way a person treats himself “programs” him for further actions. Self-perception plays a significant role in the life of each individual, so do not lose sight of him. Basic knowledge of this does not hurt, and will only benefit all. They will help highlight problem points and contribute to their correction.

Ключевые слова: самооценка, заниженная самооценка, повышенная самооценка, коррекция самооценки.

Key words: self-esteem, low self-esteem, increased self-esteem, correction of self-esteem.

Человек по своей сущности является частью социума, и для него большое значение имеет отношение окружающих, оценка его способностей, качеств и внешнего вида. Но и не менее нам важна и самооценка, отношение к самому себе, которое формируется в течение всей жизни. От уровня оценки своих собственных

достоинств и недостатков зависит то место в социальной иерархии, которое мы занимаем, а также уверенность в себе и степень социальной активности.

Так что же такое самооценка? В психологии самооценка рассматривается как совокупность представлений человека о себе, которое сформировалось на основе сравнения себя с окружающими. Эти представления играют очень большую роль в формировании образа собственного «Я».

Осознанно или несознательно, но мы всегда сравниваем себя с окружающими и оцениваем с таких позиций, как «лучше», «хуже», или «такой же как и все». В первую очередь оцениваются значимые, важные для общества качества. К примеру, для юноши дворянского сословия первой четверти 19 века было вполне нормальным рассуждать о том, лучше или хуже он танцует мазурку по сравнению с другими молодыми людьми. А для современной молодежи это качество утратило свою актуальность, поэтому и не оценивается.

Из этого следует, что в основе самооценки лежат социально значимые ценности, без которых невозможно осознавать себя личностью, достойной уважения в данном обществе и в данное время.

Разумеется, что оценивать себя можно по-разному, тем более бывают такие ситуации, когда мы нравимся себе, а в другое время какой-либо поступок заставляет переживать крайнее недовольство, и мы занимаемся самоосуждением. Однако, самооценка как часть самоосознания личности – это устойчивое образование, которое может меняться, но при этом не завися от ситуативного отношения к себе. Самооценка как раз-таки корректирует это отношение:

• Человек с высокой самооценкой скажет: «Как же я смог поступить таким образом, это ведь для меня совсем не свойственно», и постарается забыть об этой оплошности.

• Человек с низкой самооценкой, напротив, акцентирует внимание на своих ошибках. Он будет долго корить себя за них, думая, что «по жизни криворукий неудачник, который ничего толком не умеет».

Виды и уровни самооценки

В психологии выделяют две разновидности самооценки: адекватная и неадекватная. Иногда говорят об оптимальной и неоптимальной самооценке, тем самым обращая внимания на то, что многим людям привычно оценивать себя чуть выше среднего, это скорее норма, нежели отклонение. Другое дело, насколько высоко мы оцениваем самих себя.

Адекватная самооценка так или иначе правильно отражает способности и качества личности, другими словами это реальное представление человека о самом себе, которое соответствует действительности. Такие представления могут быть как положительными, так и отрицательными, поскольку люди не идеальны.

Самооценка влияет на поведение человека, а также на его отношение к самому себе и к другим. Так, при адекватной самооценке, индивид:

• Правильно взвешивает соотношение своих потребностей и способностей;

• Может критически посмотреть на себя со стороны

• Ставит перед собой разумные цели, которых в будущем сможет достичь;

Неадекватная самооценка в свою очередь бывает двух видов: заниженная и завышенная. Степень неадекватности так же бывает разных уровней. Самооценка чуть выше или ниже среднего – достаточно распространенное явление, она почти никак не проявляется в поведении человека, не мешает его жизни и способности взаимодействовать с другими индивидами. Определить девиацию в данном случае можно только при прохождении специальных психологических тестов. Самооценка же чуть выше среднего в коррекции не нуждается, поскольку человек заслуженно ценит и уважает себя.

Бывают такие случаи, когда самооценка далека от оптимальной (значительно выше или ниже среднего уровня). Тогда она оказывает пагубное влияние на поступки человека и может привести к неадекватному поведению.

Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой

Людей с завышенной самооценкой можно легко заметить – они стремятся быть у всех на виду, стараются доминировать и взять всю ответственность в свои руки. Для таких индивидов свойственны следующие качества:

• Не воспринимают критику со стороны окружающих, их раздражает чужое мнение;

• Имеют комплекс превосходства над остальными, считая себя во всем правыми;

• Отвергают поддержку и помощь;

• В частности в своих неудачах и невзгодах обвиняют других;

• Имеют склонность к эгоизму и пренебрежительно относятся к окружающим;

Бытует мнение, что лучше иметь завышенную самооценку, нежели заниженную. В свою очередь все зависит от уровня – люди, слишком высоко ценящие себя и свои способности, могут быть отнюдь неприятны.

Людей с самооценкой значительно ниже среднего уровня не всегда можно заметить. Они не стремятся ко всеобщему вниманию и могут казаться скромными. В процессе общения с такими людьми можно заметить их отрицательные качества:

• Зависимость от мнения окружающих и постоянная потребность в их одобрении;

• Нерешительность и чрезмерная осторожность;

• Излишняя требовательность к себе и окружающим;

• Мелочность и завистливость;

Самооценка такого рода также делает людей эгоистичными, только это другой эгоизм. Такие люди настолько погружены в свои неудачи, одержимы жалостью к себе, что не могут заметить проблем своих близких. Очень часто встречаются такие случаи, что люди с заниженной самооценкой не способны ни уважать, ни любить

Психологи в структуре самооценки выделяют два компонента: эмоциональный и когнитивный

Эмоциональный компонент – это отношение человека к себе и своим собственным проявлениям. Те эмоции, которые мы испытываем к себе, порой бывают противоречивы: любовь и неприятие себя, самоуважение или же его отсутствие.

Когнитивный компонент включает в себя знания индивида о самом себе, своих возможностях, способностях, слабых и сильных сторонах. Данный компонент формируется в процессе самопознания и значительно влияет на уровень самооценки в будущем.

Различия этих двух компонентов носит чисто теоретический характер, в реальной жизни они сосуществуют в тандеме – наши представления о своих качествах всегда эмоционально окрашены.

Факторы, влияющие на формирование самооценки

Неадекватная самооценка – это всегда плохо, она создает неудобства и проблемы как самому человеку, так и его окружению. Можно ли винить индивида в неправильном представлении о самом себе? И под влиянием каких факторов формируется самооценка?

Основы самооценки формируются еще в детстве, именно с того момента, когда ребенок осознает свое

«Я», и когда он начинает сравнивать себя с другими малышами и взрослыми. В дошкольном, да и в младшем

школьном возрасте дети еще не могут правильно оценивать свои качества и свое поведение. Особое развитие

самооценки идет именно в подростковом возрасте. В научной литературе подростковый возраст характеризуется как кризисный, в это время происходит бурное развитие и перестройка организма подростка. Именно в этом возрасте подросткам свойственна особая чувствительность, беспокойство и раздражительность[1]. Можно сказать, что оценочная сфера формируется полностью под влиянием взрослых, поскольку это именно они оказывают значительное влияние на подростков. Помните, как у В. Маяковского: «Кроха сын пришел к отцу, и спросила кроха: — Что такое хорошо? И что такое плохо?»

Именно неправильные действия взрослых дают толчок формированию неадекватной самооценки у детей. Психологи считают, что похвала и поощрение приносят больше пользы, нежели постоянные выговоры и наказания. Суть в том, что отрицательные эмоции мы переживаем гораздо сильнее по сравнению с положительными, и неприятные ощущения дольше хранятся в нашей памяти. Так сложилось в процессе эволюции.

На формирование самооценки так же влияют и индивидуальные особенности человека. К примеру, люди с более чувствительной психикой в большей степени переживают из-за своих неудач нежели менее эмоциональные. Можно сказать, что индивидуальные особенности личности влияют на формирование самооценки, но ее вектор задает социальная среда.

Возможность изменения самооценки в адекватную сторону волнует многих. Особенно это касается взрослых, казалось бы уже зрелых и состоявшихся личностей. Это осознание приходит, когда человек понимает, что неадекватная оценка своих сил и способностей начинает мешать ему в достижении его целей, и к тому же плохо влияет на отношения с другими индивидами.

В процессе повышения самооценки важную роль играют одобрение и похвала окружающих. Для этого найдите себе хобби или увлечение, в котором вы сможете преуспеть, и не стесняйтесь демонстрировать успехи, которых вы достигнете.

Список используемой литературы:

1.Шакирова Д.М «Роль социального окружения в формировании делинквентного поведения»// «Вестник экономики, социологии и права»№1

2.Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983

3.Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси, 1989

4.Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М., 2003 – 656 с.

5.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986

Самооценка – её уровни, формирование и способы корректировки

В течение жизни человек регулярно получает оценку своей личности со стороны окружающих людей. Обсуждению подлежат и внешность, и слова, и поступки. При этом мы и сами имеем о себе мнение, в соответствии с которым действуем в социуме.

Что такое самооценка

Самовосприятие неразрывно связано со степенью любви к себе. Чем сильнее человек любит себя, тем адекватнее и выше его самооценка.

Самооценка личности является очень значимым показателем и оказывает влияние на то, как сложится жизнь человека. Уверенность в своих достоинствах, вера в собственные силы позволяет добиваться успеха. И напротив, уничижение, чувства вины и стыда, неоправданная стеснительность мешают проявляться внутренним потребностям и реализовывать их. Базовая самооценка формируется в самом детстве, но это та категория, которая может изменяться со временем и подлежит коррекции.

Виды самооценки личности в психологии

В психологии выделяют три вида самооценки. Классификация проводится на основе степени соответствия самомнения человека объективным данным. Чем реальнее личность оценивает себя, тем удачнее складываются взаимоотношения с людьми и выше успехи во всех сферах жизни.

Адекватная самооценка

При данном виде восприятия себя оценка человека совпадает с реальной действительностью. Человек трезво осознает свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал.

Такая личность способна к самокритике и работе над ошибками. Недостатки устраняются, а сильные характеристики культивируются.

Неадекватная самооценка

Искаженная самооценка предполагает, что мнение человека о себе далеко от объективного. Радикальное самовосприятие может быть завышенным или заниженным, когда человек либо не принимает себя совсем, либо полагает, что обладает теми качествами, которые ему на самом деле не присущи. Неадекватная самооценка мешает коммуникациям и профессиональным достижениям.

Смешанная самооценка

В данном случае человек в разные периоды жизни относится к себе по-разному, то проявляет больше уверенности, то становится слабым и закомплексованным.

О смешанном виде также можно говорить, если мы реально смотрим на себя в части одних качеств, и неадекватно в отношении других характеристик. К примеру, мы уверенно реализуемся в профессии, а в личной жизни считаем себя недостойными подходящего партнера.

Уровень самооценки

Уровень самооценки зависит от степени любви человека к себе и сравнения с другими людьми.

Заниженная

Человек с заниженной самооценкой относится к себе без особой теплоты, он не удовлетворен тем, как складывается его жизнь.

Во внешних проявлениях у такого индивида выражены:

  • частая самокритика;
  • регулярно возникающее чувство вины;
  • желание угодить другим людям;
  • боязнь сделать что-то неправильно.

При этом объективные данные у человека хорошие, потенциал есть, но из-за страха совершить ошибку они часто не реализуются.

Низкая

Самый нежелательный уровень оценки собственной личности, не позволяющий выстроить успешные отношения и добиваться результатов.

Человека с низкой самооценкой выдают следующие проявления:

  • извинения к месту и не к месту;
  • невротическое чувство вины;
  • постоянные оправдания своих слов и поступков;
  • отсутствие инициативы из-за полной неуверенности в своих силах.

При низкой самооценке всегда присутствует «комплекс самозванца». Если человек добился успеха, что-то хорошо сделал, он будет говорить, что это случайность и его заслуги в этом нет никакой.

Его речь изобилует такими фразами как: «Не уверен», «Я не смогу, у меня не получится». К слову, перфекционизм – это проявление низкой и заниженной самооценки. Все знают примеры, когда девушки, казалось бы, с идеальной внешностью, о которой многие могут только мечтать, истязают себя диетами, ложатся под нож пластических хирургов и зарабатывают тяжелые патологии.

Нормальная

Иметь нормальную самооценку личности – большая удача для человека! Люди полностью осознают свои плюсы и минусы, принимают как данность свои достоинства и грехи, последние стараются исправить. Человек себя уважает и любит.

Во внешних проявлениях такое самовосприятие выражается следующим образом:

  • способность принимать решения и нести за них ответственность;
  • спокойное выражение своего мнения;
  • стрессоустойчивость;
  • адекватное восприятие критики со стороны;
  • реалистичность ожиданий.

Нормально оценивающая себя личность живет легко, спокойно, гармонично, у нее много друзей, есть все возможности для успешной личной жизни. Мала вероятность появления психических и психосоматических заболеваний. Чувством вины человек себя не грызет, ошибки осознает, исправляет и идет дальше.

Высокая, завышенная

Суть высокой и завышенной самооценок одна – искаженное представление о себе в сторону восхваления достоинств и игнорирования недостатков. Завышенное самовосприятие для человека лучше, чем заниженное, поскольку позволяет двигаться вперед. Но близких друзей у таких людей немного, часто они остаются в одиночестве.

Характеристики человека с завышенной самооценкой:

  • нарциссизм, самолюбование;
  • непереносимость любой критики;
  • непоколебимая уверенность в своей правоте;
  • обвинение в неудачах окружающих;
  • отсутствие привычки просить прощения, даже если виноват;
  • постоянное соперничество с коллегами и друзьями;
  • отсутствие желания и навыков слушать оппонента.

Такому человеку не интересны люди, в принципе. Он часто похваляется, говорит о своих успехах, считает себя недооцененным. Индивид полагает, что весь мир должен крутиться вокруг него, он не просит, а приказывает.

Функции самооценки

Описание и содержание функций самооценки личности, как базового понятия в психологии приведены в таблице.

ФункцииОписание
СтимулирующаяМотивирует человека на поступки, которые могут повысить самооценку.
Пост прогнознаяБлокирует поступки, которые могут сказаться на самооценке.
РегулирующаяОбеспечивает принятие личностью задач и выбора решений.
ЭмоциональнаяПозволяет человеку удовлетворять потребности и получать удовольствие от жизни.
ЗащитнаяФормирует стабильность личности.
КонтролирующаяОбеспечивает самоконтроль в ходе выполнения человеком задач, осуществления действий.
РазвивающаяМотивирует к саморазвитию, совершенствованию.

Что влияет на формирование самооценки

Самооценка закладывается у человека с раннего детства.

  • Имеет значение как родители показывают свою любовь к ребенку. Если любовь безусловна, не зависит от хорошего поведения, такой ребенок вырастает с нормальной или высокой самооценкой. Когда он понимает, что его будут любить только за что-то (убрал игрушки, получил отличную отметку, вынес мусор), то во взрослом возрасте человек будет полагать, что его нельзя любить просто так, а хорошее отношение нужно заслужить.
  • Большую роль играет отношение родителей к успехам и провалам малыша. Положительную роль в формировании самооценки имеют такие оценочные суждения родителей как: «Ты справишься с этим», «Такой смышленый малыш обязательно это сделает».

Соответственно, высказывания в духе: «Тебя не спрашивают», «Много ты понимаешь», «Ну вот, как всегда, ты безрукий» на долгие годы закладывают у человека установку о том, что он «плохой», ни на что не годный, глупый, неумеха и т.д.

Самооценка может упасть уже в зрелом возрасте. К примеру, человек старается построить карьеру, много работает, повышает квалификацию, а служебного роста не происходит. Личность начинает сомневаться в своих способностях. Если самооценка изначально была нормальная, причина неудачи будет найдена. Невысокая самооценка может упасть еще ниже.

Женщин часто намеренно обесценивают мужчины, с которыми они состоят в близких отношениях. Закомплексованный партнер специально унижает жену или подругу, чтобы иметь возможность навязывать ей свою волю. Женщина начинает недоумевать и анализировать, что с ней не так. Если родителями привиты уважение и любовь к себе, то с токсичным партнером девушка расстанется, если нет – будет страдать и доказывать свою нужность неподходящему мужчине.

Способы коррекции самооценки

Повышать самооценку нужно обязательно. Учиться любить себя, принимать со всеми недостатками никогда не поздно. Это та характеристика, которая при усердных целенаправленных занятиях хорошо поддается коррекции.

Желательно заниматься саморазвитием, получать новые знания, навыки и впечатления. Чем сильнее прокачан интеллект и шире кругозор, тем больше человек уверен в себе. Кроме того, он становится интересным собеседником и люди это замечают, тянутся к нему, начинают говорить комплименты.

Кстати, о комплиментах. Научитесь принимать их с видом английской королевы. Не нужно оправдываться на фразу «Как ты хорошо выглядишь!», лучше ответьте: «Что есть, то есть!».

Злоупотреблять оправданиям не стоит никогда. Человек с хорошей самооценкой уверен в себе, поэтому он отвечает за все свои действия и извиняться у него необходимости нет.

Учитесь создавать себе хорошее настроение, улыбаться и хвалить себя по любому поводу. Встала с дивана, чтобы помыть пол? «Какая же я молодец!». Но если не встали, то ругать себя не нужно. Скажите: «Пусть мои шикарные ножки немного отдохнут».

Прощайте себя за ошибки, их совершают все. От чувства вины нужно избавляться, это агрессия, направленная против себя.

В процессе работы над повышением самовосприятия избавьте себя от общения с токсичными людьми, которые критикуют и обесценивают, пусть они выливают свой яд в другую сторону. Когда полюбите себя, их мнение станет вам безразличным либо вы сможете адекватно ответить.

Понятие самооценки: виды, структура и методы коррекции

Как правильно оценивать себя? Важность такого явления, как самооценка, признана официальной психологией. Подробно о ней – в этой статье.

Что такое самооценка и на что она влияет?

Самооценка – характеристика, демонстрирующая самовосприятие человека во всех отношениях: внешнем облике, физическими данными, интеллекте, образовании и пр. Данная характеристика оказывает огромное влияние на то, о чем человек мечтает, как одевается, как ведет себя, как относится к окружающим и т.д. От нее зависят различные решения, которые принимает человек, и они могут быть судьбоносными.

В случае с искаженной самооценкой (а такое бывает часто) человек не чувствует себя счастливым. Ведь он либо недооценивает свои возможности, не верит в себя, не обладает самоуважением и не может достигнуть успеха; либо он, напротив, переоценивает свой потенциал, из-за чего терпит неудачи и разочаровывается.

Виды и уровни самооценки

Существует два вида самооценки – адекватная и неадекватная. Некоторые психологи также выделяют третий, смешанный, вид – случай, когда она зависит от обстоятельств. По уровню самооценка бывает адекватной, завышенной и заниженной.

Адекватная

Это как раз та самооценка, к которой стоит стремиться. Ведь в этом случае человек воспринимает себя таким, какой он есть: ни обесценивает себя, ни приукрашивается. Он осознает свои достоинства и недостатки, понимая, что никто не идеален.

Например, человек плохо поет, потому что у него плохой (на самом деле плохой) музыкальный слух. Когда человека с адекватной самооценкой спрашивают, хорошо ли он поет, он скажет: «Мне слон на ухо наступил».

Некоторые психологи выделяют оптимальную самооценку, которая может быть либо средней, либо чуть выше. Один из вариантов оптимальной самооценки: «Мне слон на ухо не наступил, но хоботом прошелся».

Итак, для индивида с адекватной самооценкой характерно следующее:

  • Он правильно оценивает то, как соотносятся его желания и способности.
  • Его цели реалистичны.
  • Он умеренно самокритичен.
  • Он старается предположить, что будет результатом его действий.
  • Для него важно мнение окружающих, но больше он опирается на себя.

Неадекватная

Как уже упоминалось, немного завышенная самооценка и уверенность в себе – это хорошо. Иногда можно не корректировать и ту самооценку, которая чуть ниже средней: она не всегда мешает человеку полноценно жить.

Небольшие погрешности – довольно распространенное явление, не означающее отклонений. То, есть ли отклонения или нет, помогут определить специальные психологические тесты. Об отклонениях можно говорить лишь в тех случаях, когда самооценка значительным образом выше или ниже средней. Такое стоит как можно скорее корректировать, иначе человек будет ошибаться в своих поступках, неадекватно себя вести и вступать в конфликты с другими людьми.

Завышенная

Такие люди везде сильно выделяются: они демонстративны, очень охотно дают советы, любят задавать тон в коллективе. Их особенности:

  • У них слишком большое чувство собственной значимости, они переоценивают свои возможности.
  • Они неадекватно реагируют на критику, не принимают мнение, отличающееся от его точки зрения.
  • Такие индивиды нередко обладают комплексом превосходства, полагая, что они всегда правы.
  • Они демонстрируют свою независимость и достаточно высокомерны.
  • Они не принимают помощи и поддержки от других людей.
  • В их неудачах во всем виноваты другие люди, обстоятельства, но не они сами.
  • Они не замечают своих слабостей. А если замечают, демонстрируют их как сильные: «Я не упрямый, как осел. Просто я не сдаюсь».
  • Люди с завышенной самооценкой работают «на показуху».
  • Они склонны к эгоизму и пренебрегают окружающими.

Существует точка зрения, согласно которой человек с завышенной самооценкой счастливее, чем с заниженной. На самом деле все зависит от степени отклонения – люди, у которых уровень завышенной самооценки зашкаливает, могут быть избегаемы окружающими и впоследствии стать никому не нужными.

Заниженная самооценка

Индивиды с очень низким уровнем самооценки, как уже можно догадаться, зачастую незаметны в коллективе. Распознать ее сложнее, ведь окружающие могут принимать их за скромных и сдержанных людей. И только в процессе общения можно заметить те качества, которые многим неприятны:

  • Люди с заниженной самооценкой нерешительны и чрезмерно осторожны.
  • Они очень зависимы от чужого мнения, им постоянно требуется поддержка.
  • Они не хотят брать ответственность (в частности, за свои поступки) и стараются перекладывать ее на других.
  • Из-за комплекса неполноценности они слишком ранимы, обидчивы и неуживчивы.
  • Вследствие наличия этого комплекса они пытаются доказать, что они «крутые», и их поведение порой становится неадекватным.
  • Они перфекционисты, и их требования высоки не только к себе, но и к другим.
  • Они мелочны, мстительны и завистливы.
  • Как и люди с завышенной психологической самооценкой, они эгоисты. Только это другой эгоизм: они настолько зациклены на себе, что не видят, как страдают их близкие. Зачастую таким индивидам чужды любовь и уважение.

Понятие самооценки, ее сущность и виды

1.2 Понятие самооценки, ее сущность и виды

Одним из важнейших показателей индивидуально-личностного развития человека является самооценка. Она обусловливает направление и характер взаимоотношений индивида с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Именно самооценка, по утверждению многих исследователей (И.С.Кон, Р. Бернс, А.И.Липкина, А. Маслоу, и др.), существенным образом влияет на эффективность деятельности человека и степень выраженности стремления к личностному росту.

Под самооценкой в психологии принято понимать интериоризированный механизм социальных контактов, ориентаций и ценностей, преобразуемый в оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самооценка, являясь специфическим индивидуально-личностным образованием, представляет собой направленный побудитель и регулятор поведения и деятельности, обладающий комплексом функций, среди которых наиболее существенной является функция регулирования отношений человека с социумом при сравнении собственной самобытности.

Формируясь в раннем детстве, самооценка личности длительное время остается довольно пластичной, что позволяет создать некоторые условия для ее изменения в случае нарушения адекватности и позитивности. Формирование адекватной самооценки, то есть реалистического, устойчивого, внеситуативного отношения субъекта к себе, непосредственно связано с проблемами воспитания, обучения и развития.

Познание механизма, сущности, структуры и закономерностей становления самооценки является необходимым условием управления процессом «выполнить себя» растущего человека, реализации конструктивной социальной человеческой сущности в разных возрастах и особенно в наиболее значимом, определяющим всю последующую жизнедеятельность индивида в дошкольном возрасте.

Теоретический анализ работ, исследующих сущность и
специфику самооценки (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон, А.А. Рояк, Д.И. Фельдштейн, К. Роджерс, Р. Бернс, А.И. Липкина Л.И. Божович, Е.Е. Кравцова и др.), позволил обобщить и представить в графическом виде (рис.1) системную целостность данного психологического явления, а также отразить основные содержательные характеристики самооценки ее типы и виды (таблицы 1, 2).

Психологическая модель самооценки наглядно демонстрирует, что ее адекватное функционирование возможно при условии достаточной сформированности основных структурных компонентов, таких как целеполагание, идеальное «Я» и рефлексия.

Дифференциальные показатели самооценки (по И. С.Кону, Д. И. Фельдштейну, Ю.М. Орлову, Р. Бернсу)

Таблица 2. Показатели отношения личности, характеризуемой определенным типом самооценки, к эталону.

Отношение к идеалу (эталону)

Стремление к высоко ценностным идеалам

Стремление к реально возможным и досягаемым идеалам

Диапазон идеалов узок и содержательно беден

Идеал достигаем, и Я стремлюсь к этому

Я могу достичь кое- чего в жизни, если захочу этого

Я много не умею, да этого и не надо

1) идеал сверхзавышен и поэтому создается видимость его недосягаемости; 2) отсутствие идеала 3) низкое оценивание себя (ниже нормативного идеала)

1) идеал завышен, но считается индивидом почти достигнутым; 2) идеал занижен до собственного уровня

Я, наверное, никогда не достигну идеала

Я ничего не умею и ни на что не способен в жизни

Я стремлюсь к великим целям, и почти достиг идеала (эталона)

Я и есть идеал во всех отношениях

Каждый компонент, во-первых, динамически связан с другими структурными образованиями самооценки, и, во-вторых, проявляет себя специфическим образом. Так, свойственные личности на ранних этапах ее становления притязания на признание и определенная степень их насыщения, способствуют формированию у индивида чувства самотождественности. Самотождественность совместно с притязаниями личности, являются специфическими проявлениями целеполагания. Они не только обеспечивают развитие предпосылок образа идеального “Я” субъекта, но и, в свою очередь, обусловливают определенную их коррекцию. Содержание образа идеального «Я» опосредовано наличием системы эталонов и социокультурных образцов, которые, во всем их многообразии, представлены как в реально окружающем индивида социуме, так и в продуктах культуры. Избирательность эталонов и социокультурных образцов и их последующая представляют собой систему ценностных ориентаций субъекта, на основе, которой он осуществляет акты самокоррекции. Кроме того, благодаря реальному взаимодействию индивида с окружающими, как носителями эмоционально привлекательных эталонов и знакомству с представленным в продуктах культуры социокультурными образцами, происходит становление позиции эмоциональной децентрации и развитие способности анализировать как ситуацию и причины ее возникновения, так и различные точки зрения на нее. Позиция децентрации и локус контроля отражают характер развития рефлексии, которая, в свою очередь, позволяет субъекту вносить существенные коррективы в содержательный аспект образа идеального “Я” и целеполагания.

Самооценка, являясь личностным образованием, в своем развитии также проходит определенные этапы, характеризующиеся специфическими новообразованиями. Одним из таких новообразований является ее реалистический характер. Основным противоречием, выступающим в качестве источника и движущей силы развития объективной самооценки, А.В. Петровский (1982) называет возникающие в самосознании личности противоречия между её представлениями о себе и воспринимаемой оценкой себя, исходящей от других людей в форме одобрения или поощрения, знаков успеха или неуспеха, которые и выступают в качестве побудителей. Они, в свою очередь, ставят перед личностью новые цели и задачи, детерминируют порождение новых потребностей более высокого уровня и, следовательно, выполняют развивающую функцию. Обобщенно механизм формирования самооценки может быть представлен следующим образом: познание себя идет от познания внешнего мира, других людей, их взаимоотношений и собственных отношений с другими. Познание себя, как и всякое познание, отмечал А.Н. Леонтьев, «начинается с выделения внешних поверхностных свойств, и является результатом сравнения, анализа и обобщения, выделения существенного. Но индивидуальное сознание не есть только знание, только система приобретенных значений и понятий. Ему свойственно внутреннее движение, отражающее движение реальной жизни субъекта, которую оно опосредует; только в этом движении знания обретают свою отнесенность к объективному миру и свою действенность (А.Н.Леонтьев, 1983, Т.2, с.227). На начальных этапах развития самопознания осознается лишь внешняя, видимая сторона собственных действий и поступков. Позднее это преобразуется в осознание глубинных механизмов деятельности и поведения. Постепенно в сферу самопознания вовлекаются эмоции, интересы, стремления система разнообразных побуждений и т.п. (Развитие социальных эмоций. 1986). Познавая особенности других людей, свои внешние проявления в деятельности и поведении, отношение к себе других, индивид интерпретирует и соотносит эти отдельные аспекты познания объективного, в результате чего у него и формируется оценка самого себя. Самооценка, таким образом, выступает в качестве своеобразного итога самосознания, отражающего уровень его сформированности на определенном этапе развития личности. Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоционально-ценностным. Когнитивный компонент – это комплекс убеждений о себе, которые могут быть как обоснованными, так и необоснованными. Он представлен процессами самопознания, в результате которых рождается знание о себе – образ своих качеств, внешних особенностей, способностей, возможностей, умений, навыков, социальной значимости и т.д. Показатели компонента: мера реалистичности, способ ориентации при обосновании самооценки, разнообразие и широта самооценочных суждений, форма (проблематичная или категоричная) выражения о себе. Эмоционально-ценностный компонент самооценки – это эмоциональное отношение к этому комплексу убеждений (оценочные характеристики составляющих когнитивной самооценки и связанные с ними переживания), сила и напряженность которого зависит от значимости для личности оцениваемого содержания. Первый отражает знания человека о себе, второй – его отношение к себе. В процессе оценивания себя эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни тот ни другой не может быть представлен в чистом виде. Знания о себе человек приобретает в социальных контактах, и они неизбежно обрастают эмоциями, сила, и напряженность которых зависит от значимости для личности оцениваемого содержания. Качественное своеобразие когнитивного и эмоционального компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, определяющий особенности развития каждого из них.

А.В.Захарова и Б.Ю. Худобина в процессе изучения специфики взаимодействия этих компонентов, выделили три уровня сформированности когнитивного компонента: 1-й уровень. »Наиболее» высокий уровень характеризуется реалистичной самооценкой ребенка: преимущественная ориентация ребенка при обосновании самооценки на знание своих особенностей; наличие способности ребенка к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; казуальная атрибуция за счет внутренних условий; глубокое и разностороннее содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в проблематичных формах.

2-й уровень. Среднему уровню свойственны: непоследовательные проявления реалистичных самооценок; ориентация ребенка при обосновании самооценки в основном на мнения окружающих, на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценивания, казуальная атрибуция за счет внешних условий; наличие самооценочных суждений сравнительно узкого содержания и их реализация, как в проблематичных, так и в категоричных формах.

3-й уровень. Низкий уровень отличают: преимущественная неадекватность самооценки ребенка; обоснование ее эмоциональными предпочтениями (захотелось), отсутствие подтверждения самооценки анализом реальных фактов, казуальная атрибуция за счет субъективно неуправляемых условий, неглубокое содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в категориальных формах. Сопоставительный анализ функционирования эмоционального и когнитивного компонентов самооценки по выделенным показателям позволяет сделать следующий вывод: взаимодействия эмоционального и когнитивного компонентов самооценки в дошкольном возрасте не носят однозначного, линейного характера. Высокий и адекватный уровень удовлетворенности собой может соотноситься с высоким уровнем развития когнитивного компонента, в то же время как неадекватно завышенный уровень удовлетворенности собой связан с более низким уровнем развития когнитивного компонента. Средний уровень удовлетворенности собой выступает только в адекватном варианте и соотносится с относительно высокими уровнями развития когнитивного компонента. Низкая удовлетворенность собой в неадекватно заниженном варианте связана с высоким уровнем развития когнитивного компонента у ребенка, а в адекватном варианте – с пониженным уровнем его развития. По мнению А.В. Захаровой и Б.Ю. Худобиной, высокий уровень развития когнитивного компонента как бы задает полярную меру удовлетворенности собой, в основе которой лежит либо уверенно-адекватное, либо повышенно-критическое отношение человека к себе. Более низкие уровни сформированности когнитивного компонента менее жестко связаны с мерой удовлетворенности человека собой. Адекватная самооценка – позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Негативная самооценка _ низкий уровень самоуважения, ощущения собственной ценности, формирует негативное отношение к своей личности.

Она включает не только знания о себе, но и оценку самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Самооценка – оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.

Есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во первых, важную роль в её формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человеком хотел бы быть. Высокая степень совпадения реального Я с идеальным считается важным показателем психического здоровья. В концепции Джемса представления об актуализации идеального Я положено в основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение — реальных достижений индивида к его притязаниям. Кто достигнет в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Психологическая модель самооценки (рис. 1) наглядно демонстрирует, что ее адекватное функционирование возможно лишь при условии достаточной сформированности основных структурных компонентов, таких, как целеполагание, идеальное Я, и рефлексия. Каждый компонент, во-первых, динамически связан с другими структурными образованиями самооценки и, во-вторых, проявляет себя специфическим образом. Так, свойственные личности на ранних этапах ее становления притязания на признание и определенная степень их насыщения способствуют формированию у индивида чувства самотождественности. Самотождественность совместно с притязаниями личности являются специфическими проявлениями целеполагания. Они не только обеспечивают развитие предпосылок образа идеального Я субъекта, но и в свою очередь обусловливают определенную их коррекцию. Содержание образа идеального Я опосредовано наличием системы эталонов и социокультурных образцов, которые во всем их многообразии представлены как в реально окружающем индивида социуме, так и в продуктах культуры. Избирательность эталонов и социокультурных образцов и их последующая интернализация представляют собой систему ценностных ориентаций субъекта, на основе, которой он осуществляет акты самокоррекции.

Рисунок 1. Психологическая модель самооценки.

Кроме того, благодаря реальному взаимодействию индивида с окружающими как носителями эмоционально привлекательных эталонов и знакомству с представленными в продуктах культуры социокультурными образцами, происходит становление позиции эмоциональной децентрации и развитие способности анализировать как ситуацию и причины ее возникновения, так и различные точки зрения на нее. Позиция децентрации и локус контроля отражают характер развития рефлексии, которая в свою очередь позволяет субъекту вносить существенные коррективы в содержательный аспект образа идеального Я и целеполагания. (рис.)

Различают следующие виды самооценок: общую и частную. Частная самооценка формируется на основе общей, благодаря оформлению и развитию в ее структуре таких компонентов, как «Я идеальное», «рефлексия» и «целеобразование». «Я-идеальное» служит источником формирования ценностных ориентации человека, раскрывающих представления о собственном будущем. Несовпадение реальных и идеальных качеств рассматривается как своеобразное противостояние «Я-идеального» и «Я- реального». В случае же их относительного сближения говорят об отсутствии цели для саморазвития. В дошкольном детстве данные компоненты находятся в стадии становления.

М.И. Лисина выделяет общую самооценку, т.е. представление отношения ребенка к себе, соответствует аффективной составляющей образа себя и проецируется в ядерную область его структуры. Основным его источником является общение с окружающими людьми. Когнитивная составляющая образа (знания и представления о себе — конкретная самооценка) проецируется преимущественно в периферическую область образа себя, а ее основным источником выступает индивидуальный опыт.

Итак, самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Всякая попытка себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д.

Самооценка рассматривается как система психологических компонентов (к которым, прежде всего, относятся идеальное Я, рефлексия и целеполагание).

Самостоятельная работа на тему: «Самосознание личности»

Что такое самооценка?

Самооценка — это уровень принятия себя, умение критически анализировать собственные возможности. Она неразрывно связана с любовью к себе. Человек с кучей комплексов не сможет испытывать это чувство, пока не избавится от них. Самооценка влияет на то, насколько индивиду легко дается общение с другими, выполнять поставленные цели, развиваться. Те, у кого она занижена, испытывают во всех сферах серьезные трудности.

Проблема низкой самооценки в том, что ее обладатели отказываются меняться. Зачастую они уверены, что такое отношение к себе сохраняется на всю жизнь. Это ошибочное мнение, ведь на самовосприятие влияет множество факторов; оно не может быть одинаковым на протяжении жизни.

Пройти тест на самооценку

Что влияет на формирование самооценки

Каждый человек склонен сравнивать себя с неким идеальным образом, с тем, кем он хотел бы быть. Совпадение реального представления о себе с желаемым играет огромную роль в формировании самооценки. Чем дальше истинный образ от совершенного, тем ниже мнение человека о себе.

Существенное влияние на формирование самооценки оказывает отношение к индивиду окружающих. Особое значение имеют мнения самых близких людей: родителей, родственников и друзей.

Реальные достижения человека в той или иной сфере деятельности также влияют на самооценку. Чем выше личностные успехи, тем лучшего мнения о себе человек.

Как формируется самооценка?

Ее основы закладываются еще в детстве. После младенческого возраста ребенок начинает осознавать суть сравнений, в его системе понятий появляется самооценка. Родителям стоит быть осторожнее с высказываниями в адрес сына или дочери. Фразы вроде «Алина учится лучше по всем предметам» или «а вот Дима к своим четырнадцати уже второй язык учит» не мотивируют детей.

Скорее подобные выражения заставляют их ненавидеть и Алину, и Диму, а иногда и родителей, которые наносят удар по самооценке. Ребенок/подросток не должен думать, что ему нужно заслуживать любовь близких или пытаться перегнать ровесников в надуманной гонке. Ему необходимы в первую очередь поддержка и вера. Напротив, захваливание тоже не приводит к формированию адекватной оценки.

Взрослые, внушающие ребенку, что он самый талантливый, а остальные ему в подметки не годятся, оказывают медвежью услугу. Воспитанные на похвале, даже вышедшие из пубертатного периода, не способны к самокритике. Это мешает им развиваться, искоренять собственные недостатки. Некоторые из тех, кто в свое время получил «передозировку» комплиментов и лести, в зрелом возрасте становятся забитыми, нелюдимыми. Такая модель поведения – результат сочетания родительских действий и суровой реальности. Понимание того, что в собственной уникальности он не уникален, приводит человека к депрессии и другим психическим расстройствам.

Кроме этого, на самооценку влияет и ряд других факторов, среди которых окружение (одноклассники, однокурсники, коллеги по работе, родственники), материальное положение, образование. Многие комплексы родом еще из школы. Жертвы травли долго справляются со страхами, до конца жизни подвержены фобиям. Сильно бьет по самооценке сравнение собственного материального положения с доходами более успешных. Но оценка себя не статична; она меняется в течение жизни, уровень зависит в том числе от усилий ее обладателя.

Хотите принимать лучшие решения, найти идеальную карьеру, реализовать потенциал по максимуму и получить инструкцию индивидуального развития

? Узнайте, каким человеком вам суждено было стать при рождении с помощью системы
Дизайн Человека
. Только 2 дня для читателей wikigrowth.ru участие бесплатно.Получить сейчас

Как повысить самооценку

Хорошо, если этим вопросом озаботятся родители ребёнка, обнаружившие в нём признаки заниженной самооценки. Для этого не нужно быть профессиональным психологом, достаточно посмотреть, как реагирует малыш на замечания взрослых. Растерянность, слёзы на глазах говорят о низкой самооценке. Если же ребёнок пытается отстоять своё мнение, сделать по-своему — это хороший знак. Попытки ребёнка подвести логическую базу под свои действия, например, сказать, что так для него удобнее или проще, говорят о хорошей, адекватной самооценке.

Когда ребёнок начинает посещать детский сад или школу, его самооценке могут быть нанесены серьёзные удары. Привыкший к родительским похвалам за каждое пустяковое достижение, он с трудом переносит критику старших или насмешки сверстников. Задача родителей на этом этапе — поддержать ребёнка, проанализировать ситуацию, дать мудрый совет. Если школьнику никак не даются точные науки, нужно подыскать такие предметы, которые вызывают наибольший интерес. Вполне возможно, что двойки по математике не помешают ребёнку стать талантливым биологом или писателем.

Выраженная самооценка полностью формируется у ребёнка уже к 5 годам. Поднять уровень самооценки на достаточную высоту — важная задача родителей и воспитателей детских учреждений

Низкую самооценку можно поднять и взрослому человеку. Сделать это сложнее, чем в детстве, ведь придётся полностью перекраивать сформировавшееся отношение к себе. В детстве это отношение складывается на основе оценок других людей. Значит, и теперь нужно найти таких людей, которые помогут пройти весь путь становления самооценки заново.

Таким человеком может стать профессиональный психолог или специалист, практикующий методики повышения самооценки. Хороший результат даст посещение вебинаров, работа в группе единомышленников, самостоятельное изучение соответствующей литературы.

Есть несколько простых, но действенных способов поднять самооценку:

Используйте формулы самовнушения, периодически мысленно или вслух произносите фразы: «Это мне по силам. Я обязательно добьюсь успеха», или: «Не боги горшки обжигают. У меня тоже всё получится!»

Определите сферы своих компетенций. Невозможно быть идеальным во всём — если вы страдаете, сравнивая себя с красивой и стройной подругой, почаще рассказывайте о том, какие вкусные блинчики и пирожки вы умеете готовить.

Читайте также: 10 способов повысить самооценку

Учитесь адекватно воспринимать похвалу. Люди с заниженной самооценкой слишком смущаются, когда слышат комплименты в свой адрес, они кажутся им насмешкой. Просто ответьте «спасибо!» и примите на веру услышанное.

Замените самокритику на сочувствие к себе. Иногда необходимо улыбнуться своему отражению в зеркале вместо того, чтобы расстраиваться по поводу прыщика на носу.

На каждый минус найдите плюс. Понизили зарплату — нужно поискать другую, более интересную работу. Любимый человек забыл поздравить с днём рождения — это его, а не ваша проблема. Плохая погода — повод посмотреть хороший фильм.

Задаваясь вопросом, как повысить самооценку, нужно отделять важное от второстепенного. Перед тем как что-то менять, следует задуматься, насколько это важно для вас и не повлечет ли ещё больших неприятностей. Знаменитая фраза «Если не можешь изменить обстоятельства, измени своё отношение к ним» — вполне подходит и к вопросу повышения самооценки.

Низкая самооценка — это не обязательно плохо. Можно привести немало примеров успешных людей, которые всю жизнь страдали от неуверенности в себе, чрезмерно критического отношения к собственным слабостям и недостаткам. Особенно это свойственно тонким творческим натурам — актёрам, писателям, художникам.

Если в вашем окружении есть такие люди, протяните им руку поддержки. Намекните при случае, что тактичность, скромность, отсутствие амбиций — это их плюс, а не минус. Но если низкая самооценка мешает жить, работать, добиваться задуманного, вспомните слова Билла Гейтса: «Миру наплевать на вашу самооценку. Жизнь будет требовать от вас закончить дело ДО того, как вы почувствуете себя уверенно».

Виды самооценки.

Существует три основных вида. Их названия используются не только в психологии, но и в быту. Нередко можно услышать фразы вроде «у него неадекватная самооценка». Классификация помогает разобраться в том, как личности оценивают себя, насколько их мнение приближено к объективности.

Адекватная самооценка – вид, характерный, к сожалению, для меньшинства людей. Его обладатели умеют здраво относиться к своим способностям, не отрицают недостатки, стараясь от них избавляться. Кроме этого, акцент делается на сильные стороны, которые активно развиваются. Немногие способны к адекватной самокритике. Зачастую можно наблюдать две крайности – или перебор с самобичеванием, или завышенное самомнение.

Радикальные качества – это признаки второго вида самооценки, которую принято называть искаженной (неадекватной). Ее образование – практически всегда результат комплексов, явных или скрытых. Часто за завышенной самооценкой кроется неуверенность, попытки казаться лучше в глазах остальных. Заниженная отличается тем, что ее обладатель напрямую транслирует собственные комплексы – говорит о них окружающим, ведет себя соответствующе (скованность, зажатость, трудности в общении).

Существует еще один вид, присущий большинству – смешанная. Под ней подразумевается, что в отдельные моменты жизни человек по-разному относится к себе. Он способен адекватно оценивать действия/поступки, уделять время излишней самокритике, при этом иногда переоценивать собственные умения. Увы, у большинства не получается соблюдать баланс, а подобные «колебания» чреваты проблемами с психикой.

Пройти тест: Шкала самоуважения

Самооценка и уверенность в себе

Есть два основных фактора, которые влияют на возможность человека стать успешным, это адекватная самооценка и уверенность в себе. Они непосредственно взаимосвязаны друг с другом. Если у личности есть проблемы в адекватной оценке собственных возможностей, он не сможет приобрести конструктивную уверенность в своих силах. Такому человеку необходимо провести анализ своих действий и выработать умение оценивать свои качества адекватно, не преувеличивая и не преуменьшая их значимость. Процесс такой метаморфозы может занять долгие годы.

Можно выделить несколько черт, характерных для людей уверенных в себе:

  • Выражение своих потребностей от своего имени, не прикрываясь некоторой формацией («мне нужно» или «Я хочу», вместо «для таких как я»);
  • Положительная оценка своих возможностей и достижение целей, которые достижимы, но не просты;
  • Признание собственных достижений и собственных неудач;
  • Умение выражать свои мысли и воспринимать конструктивную критику.
  • Восприятие достижение поставленных задач как фактор успешность, и, в то же время, в случае невозможности выполнения поставленных целей адекватная оценка результата и поиск более реальных задач;
  • Выполнение задач по мере поступления, не форсируя и не откладывая на потом.

При наличии адекватной самооценки, человек становится уверенной в себе личностью. Для её формирование нужно прилагать немало усилий на практике и совершения определённого воздействия, оценивая совершенные действия в последующем.

Уровни самооценки.

Основных уровней, как и видов, выделяется три. Они демонстрируют степень любви к себе, умение видеть как положительные, так и отрицательные черты, близость к балансу. Уровни связаны с видами, но все же различия есть, о чем дальше пойдет речь.

Низкая.

Первый, самый нелюбимый всеми. От низкой самооценки пытаются избавиться всеми доступными способами. Существуют тысячи методик, рассказывающих, как бороться с комплексами, и некоторые из них действенны. Уровень относится к искаженному восприятию; для него характерны неумение себя хвалить, занижение достоинств, высокий уровень тревожности, постоянные сравнения с другими, более успешными. Тех, у кого проблемы с самолюбием, легко обидеть – достаточно просто над ними пошутить либо намекнуть на недостаток во внешности/знаниях. Низкая самооценка создает массу неудобств. С ней действительно стоит бороться.

Нормальная.

Один из показателей того, что у человека нет серьезных проблем с психическим здоровьем. Он умеет прислушиваться к внутреннему голосу, анализирует собственные промахи, способен отпускать шутки в свой адрес. При этом такая личность не допустит, чтобы ее оскорбляли, заставляли делать бесполезную утомительную работу, игнорировали права. К этому уровню стоит стремиться, ведь он признан оптимальным.

Высокая.

Третий уровень присущий тем, кто акцентирует внимание на своих сильных качествах, упуская из виду недостатки. Она не менее опасна, чем низкая. Этот тип самовосприятия не относится к адекватному. Обладатели высокой самооценки легко игнорируют конструктивную критику. Им тяжело дается выход из зоны комфорта, они противятся этому всеми силами. Закостенелость убеждений, неприятие других – это большая проблема. Ее опасность заключается еще и в сложности распознания. Считается, что яро отстаивающий свою позицию – сильный, уверенный, надежный. Но есть и обратная сторона медали: непоколебимые убеждения тормозят развитие, не дают возможности узнавать, пробовать что-то новое.

По итогу — самооценка напрямую зависит от условий проживания, воспитания и окружения. Однако неблагоприятные факторы – еще не повод ставить на себе крест. При большом желании отношение к себе успешно поддается корректировке, и есть немало примеров, когда забитые, нерешительные мужчины и женщины превращались в раскрепощенных, сильных личностей. Все начинается с осознания проблем, стремления поменяться к лучшему и, естественно, усилий.

Пройти тест на уверенность в себе

Понятие самооценки в психологии

Все люди время от времени анализируют свой характер, ищут в себе плюсы и минусы. Понятие самооценки в психологии – это способность сознания человека составлять представление о себе и своих действиях, а также судить о своих навыках, умениях, личных качествах, достоинствах и недостатках. Самооценка позволяет людям критически относиться к себе, ставить различные цели и достигать их, соизмерять свои возможности с требованиями в тех или иных жизненных сферах, обдумывать действия и принимать взвешенные решения.

Способность к самоанализу оказывает большое влияние на формирование поведения людей. Такие качества личности, как неуверенность и решительность, активность и сдержанность, общительность и замкнутость напрямую зависят от самооценки. Мнение человека о себе определяет и отношение к нему окружающих.


Смотреть галерею

Изучение самооценки личности

Самооценка выполняет три функции:

  1. Регуляторную, когда человек становится способным принимать решения.
  2. Защитную, когда человек сохраняет относительную стабильность и независимость от обстоятельств.
  3. Развивающую, когда человек испытывает внутренние побуждающие мотивы для развития себя.

Самооценка включает два компонента:

  • Когнитивный – это то, что человек когда-либо о себе узнал из других источников или путем изучения самого себя.
  • Эмоциональный – чувственное отношение человека ко всем сторонам своей личности.

Самооценка формируется и влияет на саму себя. В зависимости от уровня самооценки, человек продолжает жить и действовать таким образом, чтобы снова и снова подтверждать ее, укреплять.

1.2 Структура, виды, функции самооценки

Для построения целостной картины понятия самооценки, необходимо изучить структуру, виды и функции самооценки, что позволит нам глубже определить её сущность.

По А. А. Реану, структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй – его отношение к себе. В процессе самооценивания это компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни тот ни другой не может быть представлен в чистом виде [3].

Б. С. Братусь приводит предложенную В. Н. Павленко структуру самооценки, в которой выделяет две основные подструктуры: общую оценку собственной ценности («я» как цен­ность) и оценку себя с точки зрения удовлетворенно­сти какими-либо конкретными качествами, возможно­стями, способностями, достижениями. Первую под­структуру можно тогда условно рассматривать как ценностную форму самооценки, вторую — как опера­ционально-техническую. Исходя из предложенного разделения, теоретически возможны следующие четыре варианта соотношения названных подструктур:

а) высокая оценка себя как ценности сочетается с высокой степенью удовлетво­ренности своими (операционально-техническими) воз­можностями;

б) низкая оценка себя как ценности со­четается с низкой степенью удовлетворенности своими возможностями;

в) высокая оценка себя как ценности сочетается с низкой степенью удовлетворенности свои­ми возможностями;

г) низкая оценка себя как ценно­сти сочетается с высокой степенью удовлетворенности своими возможностями [9].

И.И. Чеснокова в структуре самооценки выделяла два компонента – когнитивный и эмоциональный, функционирующих в неразрывном единстве. Первый отражает знания человека о себе разной степени оформленности и обобщенности, второй – отношение к себе, накапливающийся “аффект на себя”. Знания о себе человек приобретает в социальном контексте, и они неизбежно “обрастают” эмоциями [2].

Виды самооценки изучали И. С. Кон, И. В. Маркова, Л. Д. Столяренко, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн и другие.

И. В. Маркова выделяла виды самооценки по следующим параметрам:

1) уровень (высокая, средняя, низкая);

2) соотношение с реальной успешностью (адекватная и неадекватная, или завышенная и заниженная) [10].

И. С. Кон, исследуя аппарат самооценки, заметил следующую закономерность: индивид может оценивать себя не только совокупно, но и частично, т.е. фиксировать внимание на каком-либо своем качестве, свойстве, черте и т.п. Это наблюдение позволило ему прийти к выводу о том, что самооценка может быть общей и частной (конкретной). Общая самооценка, отмечает И. С. Кон, отражает целостное отношение человека к самому себе, его принятие или непринятие себя. Частная самооценка отражает отношение человека к результатам своей деятельности, личностным чертам и т.п. Именно она, считает исследователь, тесно связана с уровнем притязаний, т.е. со степенью трудности задач, которые человек выбирает для себя в той или иной области деятельности [11].

По Л. Д. Столяренко, самооценка может быть оптимальной и неоптимальной. При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т.е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.

К оптимальной относятся самооценки «высокий уровень» и «выше среднего уровня» (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой), а также «средний уровень» (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию).

Самооценка может быть неоптимальной – чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже замечать, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений. При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что немногие могут терпеть систематическое «пиление». Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.

Аффект неадекватности возникает как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку. Это приводит к нарушению отношений с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его собственных глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется и отпадает необходимость изменить ее, т е. вплотную заняться само управлением. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные представления о данной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности – это психологическая защита, она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно – коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений [12].

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, т. Е. уровня притязаний личности. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие [1].

Л. Д. Столяренко видела функции самооценки в том, что они выступают внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности [12]. По С. А. Будасси самооценка позволяет осуществлять не только функцию саморегуляции поведения, но и две другие: психологической защиты и когнитивную (познавательную) функцию [13].

И. В. Маркова выделяет регуляторную и защитную функции самооценки. Регуляторная функция влияет на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Защитная функция самооценки, обеспечивает относительную стабильность и автономность личности, хотя может вести к искажению опыта [10].

Таким образом, в своей курсовой работе вместе с рядом психологов мы будем выделять в структуре самооценки когнитивный и эмоциональный компонент. Первый отражает знания человека о себе, второй – его отношение к себе. Анализ накопленных в исследованиях разных психологов данных позволил нам выделить качественные характеристики общей и частных самооценок. Общая самооценка на разных уровнях развития характеризуется различной полнотой отражения психического мира личности, ее физических данных; разной мерой последовательности, скоординированности, интегрированности частных самооценок, стабильности и динамичности как системы. Частные самооценки различаются не только спецификой отражаемого в них содержания, но и степенью значимости для личности, мерой обобщенности и эмансипированности от внешних оценок. Показатели, в равной мере относящиеся к той и другой форме функционирования самооценки, представлены, как правило, в виде оппозиций: самооценка определяется как адекватная – неадекватная, высокая – низкая, стабильная – динамичная, реальная – демонстрируемая, осознаваемая – неосознаваемая, точная – неточная, уверенная – неуверенная и т. Исследователи, занимающиеся вопросами самооценки сходятся во мнении о том, что самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию. Первая регулирует поведение, деятельность, развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми, вторая – обеспечивает стабильность и автономность личности, в некоторых случаях может приводить к возникновению эмоциональных барьеров, ведущих к игнорированию или искажению опыта.

Понятие самооценки: виды, структура и методы коррекции

Med-books.by – Библиотека медицинской литературы . Книги, справочники, лекции, аудиокниги, истории болезней, по медицине. Банк рефератов. Готовые медицинские рефераты. Всё для студента-медика .
Скачать бесплатно без регистрации или купить электронные и печатные бумажные медицинские книги (DJVU, PDF, DOC, CHM, FB2, TXT), учебные истории болезней, рефераты, монографии, лекции, презентации по медицине.

Реферат: Понятие и виды самооценки

Скачать бесплатно реферат по психологии и психиатрии:
«Понятие и виды самооценки»

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. САМООЦЕНКА КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
.1 Понятие и виды самооценки
.2 Особенности формирования самооценки в детском и подростковом возрасте
ГЛАВА 2. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
.1 Пути формирования самооценки в детском возрасте
.2 Пути формирования самооценки в подростковом возрасте
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Самооценка личности является важнейшим этапом жизни любого человека. Особенно важно изучение развития самоопределения в детском и подростковом возрасте, поскольку именно в этот период формирование самооценки претерпевает существенные изменения и в некоторых случаях требует коррекции.
В детском и подростковом возрасте существуют противоречия между психолого-социальными новообразованиями подростков и существующей социальной оценкой ребёнка в обществе, между желаниями детей и объективными возможностями их реализации. В изучаемом возрасте начинается переориентация с внешних оценок на самооценку, усиливается её роль в жизни личности. Это связано с ростом познавательных возможностей подростка, усилением интереса к себе. Дифференцируется содержание самооценки, усложняется её структура, растёт критичность в отношении к себе. Развитие самооценки в этот период характеризуется рядом противоречивых тенденций. Эмоционально – ценностное отношение к себе становится ведущим переживанием в жизни подростка. Рост эмоциональной напряжённости в отношении к себе как бы блокирует развитие когнитивного элемента самооценки. Проблемами формирования самооценки в детском и подростковом возрасте в разные годы занимались такие учёные, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм, Э. Эриксон, К.Г. Юнг и другие.
Очень важно формировать у ребёнка адекватную самооценку, умение видеть свои ошибки и правильно оценить свои действия, так как это является основой самоконтроля и самооценки в жизни. От особенностей самооценки зависят особенности многих чувств, отношений личности к самовоспитанию, уровень притязаний. Формирование объективной оценки собственных возможностей – важное звено в воспитании подрастающего поколения.
Многие работы посвящены вопросу о становлении самосознания и формирования самооценки (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова). Несмотря на это, существует необходимость дальнейших исследований самооценки, для того чтобы выявить новые данные об особенностях и взаимосвязях данного явления.
Цель курсовой работы – дать теоретический анализ литературы по формированию самооценки в детском и подростковом возрасте.
Объект исследования – развивающаяся личность современных детей и подростков.
Предмет исследования – формирование самооценки современных детей и подростков.
Задачи исследования:
1)дать определение самооценке;
2)рассмотреть виды самооценки;
)выявить возрастные особенности детского и подросткового периода;
)указать проблемы формирования самооценки в детском и подростковом возрасте;
)определить пути и способы коррекции самооценки в детском и подростковом возрасте;
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, списка литературы.
ГЛАВА 1. САМООЦЕНКА КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
1.1Понятие и виды самооценки
Самооценка (англ. self – esteem) – «ценность, значимость, который индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения». Самооценка выступает как отрицательно устойчивое структурное образование, компонент Я – концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я – концепции.
Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, её взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворённости или неудовлетворённости собой, уровень самоуважения, самооценка создаёт основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определённого уровня, т.е. уровня притязаний личности. Защитная функция самооценки, обеспечивает относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие.
Самооценка развитого индивида, отмечает И.Я. Зимняя1, образуют сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку, которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности.
Самооценка может быть разного уровня осознанности и обобщённости.
Самооценка характеризуется по следующим параметрам:
)Уровню (величине) – высокая, средняя и низкая самооценка;
2)Реалистичности – адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) самооценка;
)Особенностям строения – конфликтная и бесконфликтная самооценка;
)Временной отнесенности – прогностическая, актуальная, ретроспективная самооценка;
)Устойчивость;
Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая самооценка сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными самооценка разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, смены критериев и т.п.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицательное влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная самооценка, а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая.
Конфликтность самооценки может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер. Неустойчивость и конфликтность самооценки возрастает в критические периоды развития, в частности, в подростковом возрасте.
Таким образом, самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. Сохранение сформировавшейся, привычной самооценки становится для человека потребностью.
1.2Особенности формирования самооценки в детском и подростковом возрасте
Формирование самооценки во многом зависит от особенностей конкретного возрастного периода. П.С. Немов в своём учебнике по психологии подробно рассмотрел все новообразования, психические и когнитивные особенности детского и подросткового возраста. Психолог отмечает, что в детском, и подростковом возрасте активно идёт процесс познавательного развития.
Особенно заметными в эти годы становится рост сознания и самосознания детей, представляющих собой существенное расширение сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания ребёнка находит своё выражение в изменении мотивации основных видов деятельности: учения, общения и труда. Прежнее «детские» мотивы, характерные для младшего школьного возраста, теряют свою побудительную силу. На месте их возникают и закрепляются новые, «взрослые» мотивы, приводящие к переосмыслению содержания, целей и задач деятельности. Те виды деятельности, которые прежде выполняли ведущую роль, например игра, начинают себя изживать и отодвигаться на второй план. Возникают новые виды деятельности, меняется иерархия старых, начинается новая стадия психического развития.
С точки зрения М.А. Зимней, уже в подростковом возрасте особое значение уделяется самоконтролю деятельности, являясь вначале контролем по результату или заданному образцу, а затем – процессуальным контролем, т.е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности. Вплоть до юношеского возраста у многих детей ещё отсутствует способность к предварительному планированию деятельности, но вместе с тем налицо стремление к саморегуляции. Оно, в частности, проявляется в том, что на интересной, интеллектуально захватывающей деятельности или на такой работе, которая мотивирована соображениями престижности, подростки могут длительное время удерживать внимание, быть в состоянии переключать или распределять его между несколькими действиями и поддерживать довольно высокий темп работы.
Характеризую подростковый возраст, Л.И. Божович писала: «В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребёнка к миру и к самому себе…и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счёте, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь».
В переходный период происходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, наличием определённой системы соподчинённых различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, а возникают на основе сознательно постановленной цели и сознательно принятого намерения. Именно в мотивационной сфере, как считала Л.И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста. С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие школьника, которое существенным образом изменяется именно переходном возрасте.
Таким образом, особенности детского и подросткового возраста обусловливают пути формирования самооценки в эти возрастные периоды.

Ссылка на основную публикацию