Как проявляется эффект Пигмалиона – описание феномена

Что такое «Эффект Пигмалиона»: описание и примеры

Приветствую Вас, друзья!

«Эффект Пигмалиона» или как его ещё называют «Эффект Розенталя» — это интересный психологический феномен, который изучается уже не первое десятилетие, и вызывает у ученых и психологов немалый интерес. В этой статье мы разберемся, что такое Эффект Пигмалиона, когда он возникает, и как он может помочь каждому в достижении целей. Начнем.

Что такое эффект Пигмалиона?

Эффект Пигмалиона — это психологический феномен, согласно которому, человек неосознанно предопределяет исход ситуации своими ожиданиями относительно данной ситуации. В более широком смысле подобное явление называют «самоосуществляющимся пророчеством». Данный феномен наблюдается во всех науках и сферах человеческой деятельности, поскольку людям свойственно корректировать своё поведение в соответствии с собственными и чужими ожиданиями.

Смысл рассматриваемого психологического феномена заключается в том, что ожидания человека (положительные или отрицательные) с большой вероятностью оправдываются. Эффект Пигмалиона (или Розенталя) не подразумевает мистических взаимосвязей, поскольку человек сам непроизвольно прикладывает усилия в нужном направлении. Он считает, что заведомо знает исход, поэтому готовится к нему и осуществляет действия, кажущиеся ему логичными.

Обычно данный эффект подразумевает следующую цепочку событий:

  1. Человек обретает уверенность в определенном исходе.
  2. Неосознанно он осуществляет приближающие его действия.
  3. Он иначе воспринимает поведение и реакцию окружающих.
  4. Благодаря его действиям ожидания оправдываются.
  5. Человек говорит себе: «Всё получилось, как я и думал!».

В большинстве случаев эффект Пигмалиона является типичным самореализующимся пророчеством. Изначально такое пророчество далеко от действительности. Но люди начинают действовать в соответствии с собственными ожиданиями, в результате чего оно сбывается. Важно понимать, что сами действующие лица не осознают собственного влияния на ситуацию. Им кажется, что пророчество сбылось само по себе.

Как проявляется эффект Пигмалиона?

В реальной жизни данный феномен часто связан с мистическими ожиданиями. К примеру, гадалка говорит парню, что он скоро встретит свою судьбу. И вот он, предвкушая долгожданную встречу, начинает тщательнее следить за собой. Он лучше одевается, старательно бреется и ведёт себя изысканнее. А ещё он приветливо улыбается каждой понравившейся незнакомке, с интересом глядя ей в глаза. И благодаря такому поведению он довольно скоро действительно знакомится с приятной девушкой.

Интересно, что эффект Пигмалиона часто встречается в среде ученых, совершенно не склонных верить в мистические взаимосвязи. Он может возникать в любой науке, на всех стадиях эксперимента, на которые люди могут повлиять. Даже если прямое влияние на исследуемое явление невозможно, от людей напрямую зависит, как полученные данные будут интерпретированы или систематизированы, какие параллели и взаимосвязи будут выявлены при обработке результатов.

Очень сильно данный эффект проявляется у детей. Ребенок, которого регулярно хвалят за успехи в учёбе, обретает уверенность в себе и учится лучше. Если же его убедить, что он – неспособный ученик, то и оценки впредь у него будут соответствующие. Более того, уже в детстве можно «запрограммировать» судьбу человека, убедив, что его ждёт большое будущее или что он, наоборот, вырастет неудачником.

Как появился термин?

Эффект Пигмалиона был обнаружен американским психологом Робертом Розенталем (поэтому в профессиональной литературе его обычно называют эффектом Розенталя). Сам первооткрыватель назвал обнаруженный феномен в честь известного мифического персонажа.

Согласно мифу, гениальный скульптор Пигмалион с острова Крит однажды вырезал из слоновой кости статую настолько прекрасную, что сам влюбился в неё. Он одевал её в шикарные одежды и дарил дорогие подарки. Увидев такую любовь, Афродита оживила статую, которая стала женой скульптора и родила ему троих детей.

Этот красивый древнегреческий миф символизирует силу веры и настойчивого желания. Поэтому именно в честь вымышленного скульптора Розенталь и назвал открытый им феномен.

Наиболее примечательными являются два эксперимента, подтверждающих существование эффекта Розенталя. Давайте рассмотрим их подробнее.

Первый эксперимент – «Пигмалион в классе»

Первый из знаменитых экспериментов провел сам первооткрыватель, совместно с Ленор Якобсон в 1965 году, чтобы продемонстрировать, что такое эффект Пигмалиона, на практике. Результаты работы были опубликованы в 1968 году под названием «Пигмалион в классе».

Эксперимент проводился среди учеников средней школы в Сан-Франциско. Дети прошли IQ-тест и некоторым из них случайным образом приписали сильно завышенные результаты. Учителя удивились подобным показателям, поскольку выделенные ученики демонстрировали весьма посредственные успехи в учебе. Психологи ответили, что дети пока не проявили себя, но скоро продемонстрируют истинный потенциал.

Когда ученые пришли в школу в конце года, выяснилось, что отобранные ими участники эксперимента теперь являются лучшими учениками в классе. Повторно проведя тестирование, они обнаружили, что IQ «избранных» учеников значительно возрос. Таким образом, Розенталь и Якобсон продемонстрировали, как сильно успехи школьников зависят от того, насколько учителя верят в их способности.

В дальнейшем на основе данного исследования была предложена программа по стимулированию развития детей с применением подобных методов. Но она оказалась малоуспешной, поскольку невозможно было обеспечить необходимые условия. Дело в том, что в оригинальном исследовании решающим фактором была убежденность самих педагогов, что выбранные психологами дети являются одаренными.

Второй эксперимент – «Запрограммированная симпатия»

В 1986 году Ребекка Кёртис и Ким Миллер опубликовали результаты другого исследования, хорошо объясняющего, что такое эффект Пигмалиона. Его участниками были студенты, изначально не знакомые между собой. Их разбили на пары случайным образом, и они должны были просто пообщаться некоторое время. При этом некоторых случайно выбранных участников «предупредили», что они нравятся собеседнику. Другим же сказали, что собеседник испытывает к ним антипатию.

Результаты эксперимента были предсказуемыми. Студенты, изначально уверенные, что уже нравятся собеседнику, общались более приветливо и положительно воспринимали партнера. Они были более откровенными, старательно искали общие интересы и взгляды. Но самое интересное, что уверенность одного человека приводила к тому, что второй (не получавший вообще никаких «предупреждений») после разговора действительно испытывал сильную симпатию к нему.

Практический смысл

Эффект Розенталя – это не просто психологический феномен, представляющий интерес для исследователей. Он оказывает влияние на жизнь практически каждого человека. Чаще всего можно столкнуться со следующими его проявлениями:

  1. Самооценка и успешность. Люди, страдающие от заниженной самооценки, испытывают серьезные трудности с карьерным ростом. Им сложнее устроить личную жизнь и обзавестись хорошими друзьями. Они сами считают, что не достойны добиться успеха в жизни. И окружающие это чувствуют, реагируя соответствующим образом. Завышенная же самооценка действует обратным образом. Самоуверенный человек быстрее продвигается по карьерной лестнице, без усилий становится «душой компании» и пользуется успехом у противоположного пола.
  2. Важность настроя в медицине. В процессе лечения большую роль играет настрой врача и пациента. Если оба изначально настроены на положительный исход, вероятность его наступления значительно повышается. А вот негативный настрой вполне может привести к обратному эффекту. Именно поэтому врачи всегда стремятся убедить пациента и его родственников в благоприятном исходе любого лечения.
  3. Отношение педагога и успехи ученика. Если учитель изначально относится к ученику пренебрежительно, это заметно снижает успеваемость последнего. В школе такое отношение со стороны педагогов приводит также к проблемам с поведением детей. Обычно ребенок склонен верить взрослым, поэтому принимает навязываемый ему образ бездельника и хулигана. Благодаря данному эффекту ученики, изначально нравящиеся преподавателям, демонстрируют более высокие успехи в учебе и прилежное поведение.

Хорошо понимая, что такое эффект Пигмалиона и как он работает, вы сможете заметить гораздо больше его проявлений в реальной жизни. Так успехи подчиненных часто зависят от ожиданий начальства, а родители во многом определяют судьбу собственных детей, убеждая их в раннем возрасте, что они талантливы (или, наоборот, бездарны). Возможно, вы и сами сталкивались с ситуацией, когда удавалось сделать нечто невероятно сложное только благодаря 100-процентной уверенности в успехе.

Заключение

Эффект Пигмалиона – интересный психологический феномен, проявляющийся во всех сферах нашей жизни. Мы нередко испытываем его действие на себе под влиянием своих или чужих убеждений. И зная, как он работает, можно использовать его в собственных интересах. Для начала необходимо научиться мыслить более позитивно и самоуверенно, тщательно избегая негативного настроя. Не лишним будет поработать над повышением самооценки.

Многие западные корпорации уже применяют эффект Розенталя для осуществления труднореализуемых проектов. Их руководители озвучивают амбициозные планы, демонстрируя полную уверенность в грядущем успехе. При этом, несмотря на все сложности, такие проекты действительно практически всегда оказываются успешными. И происходит это во многом благодаря эффекту Пигмалиона.

Эффект Пигмалиона (или Розенталя): примеры, эксперименты

Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя – это психологический феномен, суть которого заключается в том, что человек, на уровне подсознания строит линию поведения, опираясь на мнение и ожидания окружающих.

Мы часто, сами того не осознавая, сталкиваемся в жизни с эффектом Пигмалиона. Наиболее ярким примером тому являются дети с девиантным поведением. От них не ждут ничего хорошего. Подсознательно отношение к таким детям соответствующее. В итоге они оправдывают ожидания окружающих.

Об эффекте Пигмалиона говорит еще один феномен: будучи убежденными в чем-либо, мы повсеместно находим подтверждения своей правоты. К примеру, руководитель предвзято относится к одному из своих подчиненных. И, несмотря на все его заслуги перед компанией, начальник будет искать огрехи в его работе, а неудачи других сотрудников будет подсознательно оправдывать.

Эффект Пигмалиона также именуют самосбывающимся пророчеством. Ожидаемое сбывается. С чем это связано? Существует предположение, что головной мозг тем или иным образом фильтрует поступившую информацию и концентрирует внимание согласно полученным установкам.

История появления эффекта Пигмалиона

Свое название феномен получил в честь персонажа древнегреческой мифологии — античного скульптора Пигмалиона. Однажды Пигмалион создал из слоновой кости статую прелестной девушки. Увидев результат своей работы, создатель без памяти влюбился в свое творение. Он осыпал ее поцелуями, преподносил дорогие подарки, неустанно восхищался ею.

Потом скульптор обратился за помощью к богине любви Афродите. Принеся ей дары, Пигмалион от всего сердца попросил о встрече с женщиной, похожей на статую. Его чувство и желание были настолько искренними, что богиня сжалилась над ним и оживила статую.
Этот миф является четкой демонстрацией того, что искренняя вера человека способна на многое.

Эффект Пигмалиона в психологии заключается в том, что человек, убежденный в подлинности информации, строит свою линию поведения таким образом, что эта информация находит подтверждение.

Эффект Пигмалиона и исследования в области психологии

Эффект Пигмалиона также принято называть эффектом Розенталя, благодаря американскому психологу Роберту Розенталю, который в процессе экспериментальных исследований открыл этот феномен.

Первый эксперимент Роберта Розенталя — «крысиная мотивация»

В ходе эксперимента, проводимого Р. Розенталем, участникам было предложено выполнить определенные действия с несколькими группами лабораторных крыс: наблюдать за поведением грызунов в специально сооруженном лабиринте.

Первой экспериментальной группе подопытных охарактеризовали как «сообразительных», второй – с ограниченными умственными способностями. В первой группе исследователи отмечали благосклонное отношение к подопытным со стороны участников эксперимента. Это наблюдалось в проявлении ласки, всяческого поощрения при верном выполнении подопытными поставленных задач. Тем самым наблюдатели оказывали положительное влияние на поведение «сообразительной» группы крыс.

Второй эксперимент Роберта Розенталя — «Ученики-отличники»

Спустя некоторое время Роберт Розенталь совместно с психологом и директором школы Ленорой Якобсон провели похожий эксперимент. В роли испытуемых здесь выступали учителя. В начале учебного года они выбрали учеников разных классов младшей школы. По тестовым показателям уровень IQ и таланта данных учеников оказался несколько выше, чем у одноклассников. В действительности указанные ученики не обладали никакими выдающимися способностями и были выбраны случайным образом. Однако учителям сообщили обратное. Повторное исследование в конце года выявило повышенные результаты в контрольной группе и увеличение уровня IQ.

Психологи сделали заключение, что преувеличенные ожидания учителей оказали влияние на развитие учеников.

Преподаватели в ожидании высоких показателей подходили к процессу обучения контрольной группы другим образом. Предоставляли свободу творчества, поощряли учеников. Розенталь и Якобсон приравняли этот феномен к эффекту Пигмалиона.

Проверка эффекта Пигмалиона в армии обороны Израиля

Еще один эксперимент был проведен в израильской армии. Военнослужащие были разделены на 3 группы. Первой группе поставили целью преодолеть расстояние в 30 км, второй — 40 км, а третьей — 60 км. Фактически дистанция была равной. Однако убежденность солдат в достоверности сведений была настолько прочной, что одно и то же расстояние они преодолели за разное время: третья группа финишировала последней.

Ключевые моменты данного явления по мнению Розенталя

Розенталь определил ряд важных особенностей данного эффекта:

  1. Ожидания человека влияют на характер полученных им данных.
  2. Риск эффекта Розенталя значительно возрастает, если экспериментатор и испытуемый были заведомо знакомы.
  3. Женщины, в отличие от мужчин, более склонны к проявлению эффекта Пигмалиона.

Исходя из указанных особенностей, экспериментаторы могут совершать следующие ошибки:

  • регулирование числовых результатов: занижение слишком высоких баллов и повышение излишне низких показателей;
  • стремление к усреднению полученных данных.

Эти причины свидетельствуют о том, что эффект Пигмалиона является угрозой достоверности психологических исследований. Причем оказывать воздействие феномен может как во время эксперимента, так и при подсчете результатов.

Эффект Пигмалиона в повседневной жизни

Эффект Розенталя нередко проявляется в жизни любого человека:

  • наиболее распространенный пример — заниженная самооценка. Человеку сложно добиться карьерного роста, если он оценивает свои умственные способности ниже среднего уровня. По причине неприятия себя и своей внешности возникают трудности в личной жизни;
  • проявление данного феномена наблюдается и в медицине. При совместном конструктивном настрое врача и пациента в период лечения результаты в большинстве случаев окажутся положительными. В свою очередь негативные эмоции лечащего врача пагубно влияют на общее состояние пациента. В результате – ухудшение состояния здоровья
  • в педагогике также возможно проявление эффекта Пигмалиона. При пренебрежительном отношении учителя к ученику показатели в учебе ребенка окажутся низкими. Это влечет за собой плохую успеваемость, девиантное поведение. В данном примере причина такого поведения ученика кроется в самом учителе, его субъективном отношении к воспитаннику. Ребенок подсознательно перенимает навеянный ему образ хулигана и лентяя.

Этим феноменом поясняются высокие показатели успеваемости «фаворитов» преподавателей и низкие показатели учеников, которых учителя по ряду причин недолюбливают.

Эффект Розенталя и бизнес

В последнее время актуальным становится изучение влияния эффекта Пигмалиона (Розенталя) на карьерный рост в различных сферах бизнеса. Ряд исследований зафиксировали корреляцию между производительностью компании и убежденностью в успехе ее управляющего.

Различия между успешным работником и аутсайдером напрямую зависят от отношения к ним руководства. Администрация либо проявляет доверие в отношении своих подчиненных, либо нет. Ключевое место в этой ситуации занимает поведение руководства.

Осознанно либо бессознательно управляющий, который мысленно завышает планку для своих сотрудников, воодушевляет их на достижение высоких показателей. Невербальные знаки, благосклонное отношение очень тонко ощущаются.

И наоборот, руководитель, сомневающийся в силах и возможностях своих подчиненных, в конечном счете оправдывает свои же ожидания.

Сотрудник, который опасается неудач и недовольства руководства, будет предотвращать ситуации, влекущие за собой трудности. Например, отступится от сделки, опасаясь получить отказ.

Анализ других исследований продемонстрировал, что молодые специалисты находятся в большей зависимости от точки зрения начальства. И эта точка зрения является фундаментальной для их грядущего карьерного роста или, наоборот, стагнации.

Как использовать Эффект Пигмалиона в своих целях

Эффект Пигмалиона способен коренным образом повлиять на жизнь человека:

  • зная о существовании этого феномена, человек может созерцать его в действии, минимизировать негативное влияние и использовать в целях саморазвития;
  • как таковой эффект Розенталя не является приемом развития интеллекта и ментальных способностей. Он выступает в роли мотивации. Обеспечив благоприятные созидающие установки и избавившись от негативных мыслей, в наших силах достигнуть высоких результатов в учебе, работе, спорте и других сферах. Чья-то мимолетная похвала, взгляд, интонация влияют на повышение нашей самооценки. Вера людей вдохновляет нас. Это затрагивает наши ожидания относительно самих себя. Люди, уверенные в себе и своих способностях, формируют характер и поведение таким образом, что все их действия приводят к желанному результату;
  • отслеживая пагубное влияние феномена, возможно взять его под контроль и противостоять негативным установкам. Ведь пессимистические ожидания эквивалентны порочному кругу. Нужно обладать большой силой воли, чтобы находить позитивное в ряде негативных обстоятельств;
  • наша уверенность в способностях родных и близких нам людей откроет для них доступ к скрытым внутренним резервам. Частично в этом и заключается актуальная в наше время техника визуализации желаний. Особенно это очень важно в процессе воспитания детей. Обязательно говорите своим детям, что им под силу любые трудности, они со всем справятся. И положительный результат не заставит себя ждать!
  • зная принцип работы эффекта Розенталя и взяв его под контроль, возможно добиться больших успехов в сфере бизнеса. Он ценен улучшением производительности компании. Необходимы лишь позитивное отношение к своим подчиненным и вера в их способности.

Заключение

Эффект Пигмалиона (Розенталя) поясняет ряд загадочных явлений. Теория носит серьезный и спорный характер. Однако факт ее достоверности неоднократно доказан на практике и подтвержден реальными примерами. Все проведенные опыты, которые были направлены на подтверждение реальности данного феномена, имели успех.

В то же время не стоит забывать, что у каждого человека существует предел возможностей. Неразумно завышать требования – они снижают мотивацию. Цель должна быть трудной, но достижимой. Лишь при таких условиях продуктивность возрастет.

Эффект Пигмалиона

Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя) – это явление, которое возникает, когда неверное убеждение одного человека при восприятии другого человека (или цели), заставляет его действовать так, чтобы проявилось ожидаемое поведение. Например, если вам говорят, что новый сотрудник, допустим Петр, недружелюбен, вы начнёте вести себя с ним более сдержанно, будете воздерживаться от разговоров и сведёте к минимуму с ним контакт. Затем Петр в ответ на ваше поведение, которое, безусловно, для него выглядит холодным, не инициирует бесед или действий с вами. Тем самым подтверждая мнение и ожидания, что он недружелюбен. Этот интересный эффект можно назвать самоисполняющимся пророчеством, возникающим в межличностном общении.

История выявления

Самоисполняющиеся пророчества давно были отмечены и изучены социологами. Банкротства во времена Великой депрессии в США часто приводятся в качестве классического примера – неточные слухи распространяют информацию о банкротстве банка. Это вызывает сбой в его работе, когда клиенты начинают стремительно снимать свои средства со счетов, до того, как у банка кончаются деньги. Банки, конечно же, не имеют достаточного количества наличных, для покрытия всех своих депозитов, поэтому вывод средств в конечном итоге приведет к банкротству. Так банк становится жертвой ложных ожиданий клиентов.

Изучение эффекта началось с работы американского психолога Роберта Розенталя, который наблюдал предполагаемые результаты экспериментов. Розенталь продемонстрировал, что иногда ученые могут получать свои результаты отчасти потому, что их ожидания побудили относиться к своему эксперименту или к участникам, предвзято.

Его работа привела к окончательному осознанию того, что исследователи должны планировать свои опыты таким образом, чтобы предотвратить влияние ожидания экспериментатора. К счастью, существует простое решение этой проблемы: если проводятся исследования, в которых ученые не наблюдают принадлежность участников (не знают, какие респонденты входят в экспериментальные и контрольные группы), то тогда невозможно исказить результаты. Двойной слепой метод остается на сегодняшний день, золотым стандартом в экспериментальных процедурах.

Изучая эффект Розенталя, психологи обратили свой взгляд и на другие межличностные ситуации. Классический пример «Пигмалион в классе» показал, что учащиеся, чьи учителя были названы академическими кудесниками (на самом деле их случайным образом просто так назвали), показали значительный прирост IQ в течение учебного года по сравнению со студентами других преподавателей.

Текущие исследования эффекта Пигмалиона

На сегодняшний день исследования вышли за рамки простых демонстраций того, как эффект происходит, чтобы идентифицировать и понять теоретические и методологические значения, смягчающие его действие. Другими словами, для каких людей и в каких ситуациях вероятнее всего произойдет эффект?

Рассмотрение этих вопросов, показывает, что, хотя существуют индивидуальные различия, которые влияют на эффект умеренного ожидания, такие как самооценка, пол и когнитивная окостенелость, появляются ситуативные факторы, такие как относительная сила воспринимающего и целевого объекта и то, как долго они знают друг друга.

Эффект Пигмалиона, скорее всего, произойдет, когда воспринимающий находится в положении большей силы, чем цель (например, в отношениях учителя и ученика). А также если они ранее не были знакомы. Чем дольше люди знают друг друга, тем меньше вероятность того, что они окажутся под влиянием неверных предположений.

Кроме того, часть недавних исследований в этой области были посвящены вопросу определения того, насколько сильно действие эффекта в естественных условиях в отличие от лабораторных. Лабораторные эксперименты демонстрировали значительные показатели. В реальном же мире достоверность оказалась более распространенной, чем эффект Розенталя, который возникал реже или имел показатели проявления ниже по величине.

Еще один важный вопрос касается поведения – с помощью чего предположения воспринимающих лиц доводятся до цели? В то время как конкретные участники и их поведение зависят от контекста взаимодействия, подавляющее большинство может быть классифицировано как подпадающее под влияние и усилие.

Влияние относится к социально-эмоциональному климату, который создается воспринимающим, и он включает в себя невербальные сигналы, связанные с теплотой и дружелюбием. Учитель, возлагающий надежды на ученика, будет больше улыбаться, использовать дружелюбный тон голоса и смотреть в глаза учащемуся.

Усилие же относится к частоте и интенсивности взаимодействия. Учитель с положительным восприятием ученика будет пытаться преподавать этому ученику усложнённый материал, задавать больше вопросов и стараться уделять ему больше времени.

Важность эффекта ожидания

Поскольку неточные предположения могут иметь довольно серьезные последствия, эффект Пигмалиона остается важной темой в социально-психологических исследованиях и до сих пор играет заметную роль как в методологической, так и в реальной сфере жизни. Например, знание того, что ученый способен непреднамеренно исказить результаты эксперимента, привело к значительным улучшениям в том, как теперь планируются и проводятся научные изыскания как в психологии, так и в других научных областях.

Серьезное социальное значение имеет понимание роли, которую играют предположения человека относительно других людей, что сказывается на результатах его жизни. Начиная от самых незначительных событий (как поладить с новым сотрудником и т.д.), до вопросов, имеющих огромную ценность (как преуспеет человек или потерпит неудачу в университете и т.п.)

Именно поэтому знать, что у предположений есть и самореализующиеся последствия, значит быть осведомленным и предупрежденным. Говоря проще, понимание эффекта Пигмалоиона способно предупредить возникновение разных проблем во многих жизненных ситуациях, и его всегда стоит иметь в виду, применяя это знание в любой сфере жизни.

Эффект Пигмалиона (Розенталя)

Эффект Пигмалиона (Розенталя) – это когнитивное искажение, психологический феномен, который был открыт в 1966 г. Существование такого явления подтвердили неоднократно проведенные научные эксперименты. Многие люди сталкиваются с эффектом Пигмалиона в повседневности. Он может приводить как к негативным, так и к положительным результатам. Специалисты называют данный феномен самосбывающимся пророчеством и утверждают, что он способен существенно влиять на человеческую жизнь.

Суть эффекта простыми словами

Об эффекте Пигмалиона, или Розенталя, говорят в тех случаях, когда человек подсознательно определяет линию собственного поведения, согласовывая ее с мнением и ожиданиями окружающих. Также на наличие этого феномена указывает другой вариант: люди, обладающие убежденностью в чем-либо, повсеместно усматривают подтверждение своей правоты.

Примером эффекта Пигмалиона, часто приводимым в психологии, выступает ситуация в сфере образования. Многие учителя относятся к детям с девиантным поведением предубежденно, считают их неспособными на совершение положительных поступков, рассматривают в качестве проблемных. Как правило, такие ребята оправдывают подобные ожидания и ведут себя соответствующим образом.

Также стоит упомянуть предвзятое отношение руководства к одному или нескольким сотрудникам. В таких случаях любые заслуги «нежелательных» лиц будут оставаться незамеченными, а малейшие промахи будут подчеркиваться при любой возможности. При этом неудачи других сотрудников остаются незамеченными, находят оправдание в глазах руководителя.

Происхождение названия

Феномен называют таким образом по причине ассоциации с персонажем древнегреческой мифологии – античным скульптором Пигмалионом. Однажды этот талантливый мастер сотворил из слоновой кости статую, в которой воплотил образ девушки неземной красоты. Увидев, что его творение прекрасно, Пигмалион полюбил свой шедевр всей душой и стал просить богиню любви Афродиту о встрече с подобной женщиной. Просьба скульптора была услышана: статуя ожила и стала возлюбленной своего создателя.

Миф, положенный в основу эффекта Пигмалиона, доказывает: присутствие у человека искренней веры и убежденности способно творить чудеса. Психологическое явление также называют по имени американского исследователя Роберта Розенталя. Именно он первым провел параллель между мифическим персонажем и реальным жизненным феноменом.

Экспериментальные доказательства

Роберт Розенталь стал инициатором проведения нескольких экспериментов, доказавших факт существования данного явления. В них исследователь задействовал учащихся различного возраста.

«Дети Розенталя»

Изучению подлежали интеллектуальные способности учеников одной из школ Сан-Франциско. Все ребята демонстрировали приблизительно одинаковые показатели успеваемости. Профессор выбрал случайным способом нескольких детей и провел тест. На основании полученных результатов Розенталь сообщил учителям о наличии у них скрытого потенциала и способностей к значительному увеличению IQ.

В конце года тест на определение интеллектуальных возможностей был повторен. По его итогам дети, которым ранее приписывалось наличие высокого интеллектуального уровня, показали наилучшие результаты. Розенталь дал такому явлению следующее объяснение: у преподавателей присутствовали определенные ожидания в отношении выделенной группы школьников, и они передавали детям свои настроения невербальным способом. Таким образом, учителя реализовывали собственные пророчества, не имевшие под собой серьезных оснований.

«Крысиная мотивация»

Эксперимент с таким названием проводился в 1963 г. Роберт Розенталь поручил группе студентов обучать крыс прохождению лабиринта. Одним участникам исследования он сообщил, что животные обладают особой сообразительностью. Другим было сказано, что зверьки не имеют никаких умственных особенностей.

Итоги исследования показали следующее: крысы, обучаемые первой категорией студентов, оказались более «способными» и показывали хорошие результаты. В то же время животные, которые считались обычными, не могли успешно преодолеть лабиринт. На самом деле какая-либо разница между животными, задействованными в эксперименте, отсутствовала.

Выводы профессора Розенталя

После многочисленных исследований Робертом Розенталем было сформулировано несколько утверждений:

  • преждевременные ожидания индивидуума непосредственно влияют на то, каким станет качество информации, получаемой в результате оценки;
  • феномен оказывает влияние на различные виды сведений: благоприятные улучшаются еще больше, а негативные данные подвергаются ухудшению и искажению;
  • личности, подверженные эффекту Пигмалиона, проявляют это в различных внешних аспектах (интонации, визуальных характеристиках, работе нервно-мышечной системы).

Профессор неоднократно обнаруживал зависимость феномена от половой принадлежности. Это означает, что женщины более подвержены возникновению эффекта Пигмалиона, чем мужчины. Также он подчеркивал, что риск его проявления возрастает в несколько раз, если экспериментатор и испытуемый знакомы друг с другом.

Влияние феномена в эксперименте

Эффект Розенталя способен существенно влиять на качество проводимых исследований. Это повышает вероятность получить ошибки, исказить истинные результаты экспериментальной деятельности, неумышленно завысить высокие оценки и еще больше сократить низкие показатели. Считается, что феномен в немалой степени препятствует осуществлению объективных психиатрических исследований, приводит к искажениям, принятию субъективных оценочных данных в качестве истинных.

Профессор Розенталь установил парадоксальный момент, который описан в его научных трудах. Если человек осознает влияние эффекта и учитывает вероятность его проявления, предвзятость со стороны подсознательного отсутствует и отношение к реальности остается объективным.

Ситуации из жизни

Эффект Пигмалиона (Розенталя) способен возникать во многих жизненных ситуациях. О нем говорят в тех случаях, когда у человека имеется заниженная самооценка. Такие личности нелегко добиваются карьерного роста, нередко остаются несчастливыми в личной жизни.

Достаточно часто с этим феноменом сталкиваются в педагогике. Ученики, которых в силу определенных причин недолюбливают преподаватели и обвиняют во всевозможных нарушениях, склонны иметь низкие показатели в учебе, не соблюдать правила дисциплины. Такие учащиеся подсознательно перенимают приписываемый им негативный облик. В отличие от них так называемые любимчики могут похвастать хорошими оценками и отсутствием претензий к своему поведению.

Еще одна сфера, которая позволяет наблюдать проявления эффекта Пигмалиона, – это медицина. Если между врачом и пациентом присутствуют обоюдное уважение и конструктивный диалог, результаты терапии чаще всего оказываются положительными и приводят к выздоровлению. Медики, которые раздраженно, пренебрежительно относятся к своим пациентам, нежелательным образом влияют на их общее состояние. Закономерным результатом этого становится ухудшение жизненных показателей больных, длительное протекание имеющегося заболевания.

Может ли эффект Пигмалиона принести пользу

Чтобы придать данному явлению большую полезность, необходимо соблюдать несколько рекомендаций. Специалисты советуют использовать следующие приемы:

  • стремиться удерживать эффект Пигмалиона под контролем, не допускать его проявления в негативном ключе;
  • зная о существовании и действии феномена, наблюдать за ним в действии, минимизировать нежелательное влияние, использовать в целях саморазвития;
  • при взаимоотношениях с людьми отдавать предпочтение похвале, а не деструктивной критике, благодаря чему поведение окружающих меняется в лучшую сторону;
  • избегать слепого доверия иррациональным прогнозам, пророчествам, подвергать их логическому рассмотрению и тщательному анализу.

Психологи подчеркивают: положительное отношение к окружающим (старших членов семьи к младшим, педагогов к учащимся, руководителей к своим подчиненным и т. д.), вера в их способности помогают достигать наилучших результатов, способствуют повышению общего качества жизни.

Эффект Пигмалиона: что вы внушаете своим детям, не осознавая этого?

Что такое Эффект Пигмалиона? «Это явление, с которым вы, так или иначе, уже знакомы, но возможно никогда вам не объясняли его суть. Если перед состязанием в беге вы говорите своему ребенку: «ты упадешь, бегать – это не твое», то ребенок действительно упадет, без вариантов. Потому что вы заставили его поверить, что это случится. И есть нечто, что обязывает его исполнить ваше предсказание. Но если вместо этого тому же самому ребенку вы скажете: «беги, лети, не останавливайся, и если ты вдруг упадешь, я буду рядом, чтобы помочь тебе встать», этот ребенок выступит лучше, чем если бы вы совсем ничего ему не сказали …». В этой статье мы расскажем вам о том, какой силой обладают ваши слова, и как они определяют поведение ваших детей. Узнайте, как использовать эту силу!

Это явление известно как Эффект Пигмалиона и действует на протяжении всей нашей жизни. Вера в нас других людей придает нам достаточно сил, чтобы достичь наиболее сложных целей.

«Поступай с человеком так, как он того заслуживает, и он останется прежним; поступай с ним так, будто он заслуживает лучшего, и он изменится в лучшую сторону».

Эффект Пигмалиона: легенда

Легенда рассказывает об Эффекте Пигмалиона…

Легенда о Пигмалионе берет начало в античной Греции. Как рассказывает Овидий, царь Пигмалион был страстно увлечен скульптурой. Не найдя себе супругу, он посвятил себя созданию статуй прекрасных женщин. Однажды он изваял статую такой красоты и совершенных пропорций, что потерял голову от любви к ней. Поэтому он умолял богов оживить ее. Афродита, богиня любви, сжалилась над бедным скульптором и дала ей жизнь. Пигмалион назвал ее Галатеей, и она стала его возлюбленной и спутницей жизни.

Что такое Эффект Пигмалиона?

Эффект Пигмалиона состоит в том, что ожидания или убеждения другого человека о нас меняют наше поведение или продуктивность, чтобы соответствовать этим ожиданиям.

Таким же образом мы сами можем использовать Эффект Пигмалиона в отношении других людей, но делать это следует с большой осторожностью. Если мы поощряем человека, то можем добиться того, что он раскроет весь свой потенциал, но если используем Эффект Пигмалиона в негативном ключе, можем разрушить все его надежды.

Наверняка вам знаком Эффект Плацебо. Простая лимонная конфетка, которую вам дал врач (или Пигмалион в этом случае), может вылечить головную боль. Только лишь потому, что так сказал врач.

Как мы видим, предсказание события способствует его исполнению.

Научное объяснение подтверждает Эффект Пигмалиона. Когда кто-то верит в нас, наша лимбическая система увеличивает скорость нашего мышления, что делает нас более внимательными и эффективными.

Это явление также известно как самосбывающееся пророчество, если имеется сильное желание в исполнении задуманного, высока вероятность, что это произойдет.

Что такое Эффект Пигмалиона?

«То, о чем мы думаем, становится реальностью, и это – действительно мощное оружие».

Сила Эффекта Пигмалиона и ярлыки, которые мы навешиваем нашим детям

В одной деревне Ганы, в Африке, есть одна очень любопытная традиция. Когда рождается ребенок, ему дается духовное имя, которое зависит от дня его рождения. Каждому дню соответствует ряд личностных характеристик, которые присваиваются детям.

Так, рожденные в понедельник, наделяются именем «Kwadwoy», что означает «мир». Этих детей принято считать тихими, спокойными и миролюбивыми. В том время как рожденные в среду зовутся «Kwaku», воители. Им соответствует плохое поведение и импульсивность.

Эффект Пигмалиона и сила слов

Было проведено исследование на предмет частоты появления этих имен в регистре сведений о судимости несовершеннолетних, совершивших какое-либо преступление. По данным этого регистра было установлено, что процент малолетних преступников с именем «Kwaku» значительно превышает процент тех, кто носит имя «Kwadwoy».

Эти результаты продемонстрировали негативное влияние «навешивания ярлыков» детям в таком раннем возрасте.

Неужели действительно виновато имя? Конечно же нет. Ответственность за это несет общество, с его ожиданиями и неосознанно сформированными установками для этих детей.

Как использовать Эффект Пигмалиона? Что следует говорить ребенку, и о чем лучше молчать?

В западной культуре мы также сталкиваемся с Эффектом Пигмалиона в самых разных его проявлениях.

Хотя родители делают это неосознанно, те ярлыки, которые они навешивают на своих детей, могут иметь очень негативный и продолжительный эффект на самооценку ребенка. Мы передаем это не только словами, жесты, взгляды, комментарии… также играют фундаментальную роль.

Парадокс состоит в том, что зачастую наши негативные ожидания с течением времени становятся личностными качествами детей, когда, напротив, нам бы совсем не хотелось, чтобы это произошло.

Это случается, когда мы не отдаем себе отчета в том, что «я»-концепция ребенка основывается на ожиданиях и убеждениях, которые внушают ему взрослые, чаще всего такие авторитетные фигуры, как родители или учителя.

Эффект Пигмалиона и сила слов

Представьте себе ситуацию, когда мы начинаем сравнивать разных детей. >

В том числе, можно прийти к автоматическому наказанию, всякий раз ругая ребенка, который обычно ведет себя плохо, даже если в этот раз он не сделал ничего плохого. Этот дифференцированный подход не только влияет на самооценку ребенка, но и провоцирует к плохому поведению, за которое его порицают.

В итоге, то, что мы говорим ребенку о его способностях, непосредственно влияет на его собственное представление о том, что он способен сделать.

Точно так же как страх заставляет нас приближать то, чего мы боимся, вера в себя, даже если нам передал ее другой человек, может дать нам крылья.

«Веришь ли ты, что способен на то или иное свершение, или веришь, что не способен, в любом случае ты будешь прав…»

В заключение оставляю вам забавное видео о силе Эффекта Пигмалиона.

Источник: Кристина Мартинес Де Тода, психолог Cognifit

Эффект Розенталя-Пигмалиона в психологии. Что это означает

В психологии существует достаточно большое количество когнитивных искажений, которые в значительной степени влияют на действия человека. Одним из таких является эффект Розенталя — психологический феномен, тесно связанный с пророчествами и ожиданиями.

Понятие эффекта Розенталя-Пигмалиона в психологии

Эффект Пигмалиона или Розенталя в психологии — явление, характеризующееся гипертрофированными ожиданиями человека к реализации пророческих явлений. Психологический феномен во многом определяет характер дальнейших действий индивида к интерпретированию внешней реакции окружающих. Результатом является самоосуществление пророчеств.

Эффект Розенталя-Пигмалиона в психологии

Собственное название эффект получил благодаря американскому специалисту в сфере клинической и поведенческой психологии Роберту Розенталю, который вдохновился персонажем из мифологии Древней Греции. Явление было открыто в 1966 году.

По одной из легенд, Пигмалион воссоздал статую прекрасной девушки, для которой использовал материал из слоновой кости. Увидев результат кропотливой работы, герой до безумия влюбился в свое творение, что вылилось в бесконечные ухаживания: преподношения дорогих подарков, цветов, дарение поцелуями.

После многочисленных утех в сторону бездушной статуи, Пигмалион обратился к богине любви Афродите с целью встретить похожую на его создание девушку. Его чувствования и желания были настолько сильны, что божество сжалилось над ним, сделав статую живой.

В истории Розенталь выделял основной подтекст — ярко выраженную демонстрацию того, на что способна искренняя вера и побуждение человека, что любая информация извне будет подпадать под личностные желания, тем самым получая реальное подтверждение исходя из его действий. Главный критерий — обязательная вера и убеждение.

Сила эффекта заключается в бессознательной попытке одного человека влиять на другого таким образом, чтобы второй вел себя в соответствии с личными представлениями о его внутреннем мире.

Эффект Розенталя и исследования в области психологии

Эффект Розенталя в психологии получил клинические подтверждения со стороны психотерапии, на что указывают репрезентативные исследования со стороны ученых.

Помимо косвенного анализа, феномен используется в научных исследованиях, среди которых основным является проверка процедуры эксперимента. Вместе с этим, явление имеет и негативное влияние, поскольку отражается на внутренней валидности — уровня влияния неизвестной переменной на зависимую.

«Крысиная мотивация»

«Крысиная мотивация» — один из самых известных экспериментов, поставленным лично психологом. Так, в 1963 году Роберт Розенталь предложил своим студентам обучать крыс, чтобы научить их проходить лабиринт. Одной половине контрольной группы он говорил, что животные гении, второй же — что они не отличаются умом и сообразительностью.

Итог исследования указывал на взаимосвязь между обучением «способных» крыс и их лучшими результатами, нежели тех, кто думал, что крысы не смогут пройти лабиринт полностью.

При этом никакой разницы между исследуемыми животными не было. Эксперимент многократно повторялся в разных лабораторных условиях, включая исследование влияния учителей на студентов, исходя из завышенных ожиданий.

«Ученики-отличники»

Классическое и наиболее популярное исследование эффекта появилось в 1960 г., когда в самом начале учебного года, научные исследователи провели тестирование в школе, предварительно сообщив учителям о выявлении одаренных учеников.

Фактически, результаты тестирования ничего не значили, поскольку потенциальные кандидаты были выбраны случайным образом. При этом средний коэффициент IQ теста указывал на то, что выбранные ученики проходили его куда лучше остальных.

Из этого следует вывод о незаметном, подсознательном выборе учителей по отношению к тем студентам, в успех которых они верят. Учащиеся при этом неосознанно начинают верить в себя, что приводит к повышению оценок или успеваемости в целом.

Ключевые моменты явления, по мнению Розенталя

Эффект Розенталя в психологии подтверждается не только многочисленными экспериментами, но и логическими выдержками основных моментов феномена:

  • Преждевременные ожидания индивида прямо пропорционально влияют на качество получаемой в результате оценки информации.
  • Когда человек думает о влиянии эффекта, реальность к настоящим сведениям меняется с целью отсутствия предвзятости со стороны подсознательного. По мнению Розенталя, этот момент является парадоксальным.
  • Благоприятные сведения под влиянием человеческого мышления еще сильнее улучшаются посредством феномена, плохие же — искажаются и ухудшаются.
  • Бессознательно человек воспринимает только те данные и действия, которые подпадают под определенную информацию. При этом индивид склонен к ее подсознательной фальсификации.
  • Если в процессе принятия информации индивид взаимодействует с кем-либо еще, феномен заметно проглядывается в таких внешних аспектах, как: интонация, визуальные характеристики или любые другие действия со стороны нервно-мышечной системы.
  • Женщины являются более предвзятыми к эффекту, нежели мужчины.

В случае, когда эффект влияет на качество исследований, высока вероятность появления ряда ошибок, что приводит к искажению результатов эксперимента. К примеру, неумышленное завышение низких оценок, или же наоборот — повышение высоких. Также отмечается взаимосвязь между явлением и стремлением к частому усреднению данных.

Эффект Пигмалиона в значительной степени угрожает валидности психиатрических исследований, что приводит к искажению экспериментатором и принятию субъективных оценочных данных как истинных. Одновременное проведение эксперимента несколькими специалистами способно усиливать искажение за счет действия феномена.

Эффект Розенталя, примеры

Эффект Розенталя в психологии находит свое влияние и в жизни. Осознав его смысл и разобравшись в основном алгоритме, индивид способен значительно улучшить свою жизнь, понизив шанс на искажение. Наиболее распространенным примером является факт занижения самооценки.

Так, если индивид думает, что обладает непривлекательной внешностью и низким интеллектом, ему вряд ли получится достигнуть каких-либо высот — будь то бизнес, или любовные отношения.

Другой известный пример, с которым сталкивается практически каждый — лечение в больнице. Если врач и пациент нацелены на благоприятный результат, то в 90% он таким и будет. Однако когда негативный настрой лечащего специалиста распространяется и на человека, его состояние и настрой заметно ухудшаются.

Эффект Розенталя в бизнесе

Современных ученых и специалистов в сфере исследовательской деятельности интересует влияние феномена на деловые и межличностные отношения в рамках карьерного роста и бизнеса.

Многочисленные эксперименты показывают взаимосвязь производительности отдельной компании от настроения и веры в ее успех главного руководителя. При этом основополагающая разница между плохим работником и хорошим выявляется отношением руководства.

Основная разгадка эффекта кроется в том, как руководящие должности оценивают сотрудников — им либо верят, либо нет. Начальство, которое осознанно ожидает от своих людей высоких действий, мотивирует их на положительный результат.

Помимо конкретных действий и бизнес-планов, большое влияние оказывают невербальные сигналы, при этом более теплые отношения к сотрудникам ощущаются куда лучше, нежели негативные. Низкий результат сотрудника формирует в нем такое поведение, при котором чаще всего проявляются нежелательные комплексы и страхи.

В случае, когда молодой и неопытный специалист приходит на новую работу, наибольшее влияние оказывают ожидания со стороны начальства и сотрудников. Некоторые исследования показывают, что позитивное воздействие руководства в течение полугодия окупаются в долгосрочной перспективе — до 5 лет продуктивной работы новичка.

Использование Эффекта Пигмалиона в своих целях

Поскольку совокупность поступающих сигналов в мозг формирует понимание человека об окружающем мире, использование эффекта Розенталя способствует формированию качественной и счастливой жизни. Любая похвала, лишний взгляд или интонация создает в человеке уверенность и заинтересованность.

Аналогичным образом работают ожидания человека в собственный адрес. Так, люди уверенные в себе и своих способностях, могут формировать характер и поведенческие установки таким образом, что любые их поступки приводят к желаемому результату. Наблюдая за негативным влиянием эффекта, человек может поддаваться на различные искажения.

К примеру, если конкретный индивид доверяет своему партнеру и верит в здоровые отношения, это приведет к значительным успехам в личной жизни и подтолкнет к лучшим изменениям. Исходя из этого, рекомендуется говорить детям, друзьям или другим дорогим людям хорошие и мотивирующие слова.

Осознавая, как именно работает эффект Пигмалиона, можно добиться огромных успехов, взяв его под собственный контроль. Необходимо только суметь правильно распоряжаться информацией.

Однако стоит помнить и о том, что у каждого человека есть свой предел, из-за чего, надеяться на что-то нереальное и ставить перед другими слишком завышенные цели не следует. В противном случае можно уничтожить или понизить мотивацию.

Рекомендации

Придерживаясь общих рекомендаций, можно использовать эффект Пигмалиона в качестве положительной техники, которая позволит в большей степени узнать людей и их поступки. Также это понизит вероятность искажения собственных действий, что значительно улучшит качество жизни.

Высокие ожиданияОдин из преподавателей Гарварда, Джон Ливингстон, полагает, что эффект Розенталя — это тайное психологическое оружие, использование которого может влиять на поведение людей. Так, если начальство компании верит в то, что ее подчиненные способны справиться с абсолютной любой ситуацией, они станут показывать более профессиональное отношение к работе. При этом важно сохранять баланс в требовательности и ожиданиях, поскольку в таком случае цели становятся нереальными, что приводит к разочарованию и понижению мотивационной составляющей.
ПохвалаПоскольку похвала в некоторой степени расслабляет человека, ее необходимо постоянно поддерживать. Для любого индивида, слова критики воспринимаются ярко, долго оставаясь в памяти. Исходя из этого, следует всегда поддерживать родных и близких, в особенности детей. Вера в способность человека делать большие вещи зачастую является секретом успешности. Благоприятное отношение к людям, даже если оно не поддерживается социальными конструктами — приносит свои дивиденды. Неосознанно человек начинает вести себя таким же образом.
РациональностьПольза эффекта состоит в том, что многие отказываются от слепой веры в пророчества, прогнозы или любые другие иррациональные фантазии. Необходимо поддавать логической критике подобные высказывания или мнения. Следует всегда обладать нужной бдительностью и рациональностью, особенно в тех случаях, когда отдельные субъекты пытаются прогнозировать плохое будущее или непосредственно «играть» на чувствах человека.

Как сбывается самореализующееся пророчество

Первоначальная идея самоисполняющегося или самореализующегося пророчества была развита из устоявшейся в социологии теоремы Томаса, суть которой описывается следующим образом: «Когда индивид определяет ситуацию в качестве реальной, она является таковой, исходя из последствий».

Основным примером пророчеств можно считать мысленный эксперимент с вагоном, куда по очередности заходят люди, которых пассажиры исходя из внешних признаков, считают контролерами. Так, если у индивидов отсутствуют какие-либо сомнения по поводу кондукторов, реальность проявляется исходя из ее последствий — пассажиры начинают предоставлять билеты для их проверки.

Также в одной из работ ученого была рассмотрена вымышленная ситуация, в которой ключевую роль играл гипотетический банк Картрайта Миллингвилля. Предполагалось, что изначально финансовое положение учреждения обстоит хорошо — в нем есть некий запас активов, большая часть из которых инвестируется в другие проекты.

Психолог предлагает представить ситуацию, когда в банк неожиданно заходит большое число новых вкладчиков, из-за которых старые пускают слух о возможном банкротстве и финансовых неурядицах. В итоге учреждение действительно признается банкротом и закрывается.

Для группы лиц, которые страдают депрессивным расстройством, также отличительны дисфункциональные убеждения, которые несут за собой самореализующееся пророчество. К примеру, мысли человека о невозможности счастья без любви и признания в этом окружающих может его переубедить и понизить шансы на успех.

Как сделать самоисполняющееся пророчество позитивным

Помимо основных рекомендаций, направленных на устранение негативного аспекта эффекта, в психологической практике существует алгоритм из последовательных действий, которые превратят самоисполняющееся пророчество в позитивную практику.

Для этого необходимо:

  1. Определить основную цель, которую нужно достичь. Сюда же относится желаемый ценный опыт или практика. После чего следует рационализировать свое желание, составив список из пошаговых действий.
  2. Создать положительное утверждение о получаемом опыте или цели. К примеру, фраза «Я искренне верю в то, что смогу заполучить дорогую должность в компании».
  3. Найти полезные действия, благодаря которым можно значительно увеличить шансы на достижения цели или необходимого жизненного опыта. Следует быть максимально открытым к получению знаний, косвенно связанных с желаемым.
  4. При выполнении вышеуказанных действий, следует возвращаться к положительным фразам или аффирмациям, которые были созданы на 2 шаге. Особо важно способствовать самореализующемуся пророчеству при помощи поддержки или внимания. В таком случае повышаются шансы на его приобретение.
  5. Возникновение каких-либо препятствий или трудностей следует воспринимать в качестве ценного опыта, благодаря чему можно постоянно обучаться на собственных ошибках и двигаясь далее.

При правильном, структурированном подходе, а также нужной вере в собственную значимость, включая развитие осмысленных действий и своевременное преодоление трудностей, существует большой шанс того, что пророчество сбудется.

Правильное понимание эффект Розенталя, а также его применение в жизни, позволит человеку добиться значительных успехов — от бытовых ситуаций, до развития или улучшения отношений, включая деловые. Подобное решение нередко используется в психологии в качестве дополнительной техники, позволяющей улучшить психическое состояние человека.

Видео об эффекте Розенталя-Пигмалиона

Как мысли формируют реальность:

Эффект Розенталя (эффект Пигмалиона)

Этот феномен заключается в том, что ожидание личностью реализации пророчества во многом определяет характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что провоцирует самоосуществление пророчества.

Название этого эффекта связанно с древней легендой. Мифический царь Кипра Пигмалион создал статую прекрасной женщины, и сам в неё влюбился. Страстными мольбами он разжалобил богов, и они оживили женщину. С тех пор этот образ символизирует животворящий эффект вызванный искренней верой и настойчивым желанием.

Американский психолог Розенталь (1966) назвал эффектом Пигмалиона явление, состоящее в том, что человек, твердо убежденный в верности какой-то информации, непроизвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение.

В 1968 году Розенталем и Ленорой Якобсон был проведен эксперимент, в котором участвовали дети одной из школ Сан-Франциско.

Суть проведения эксперимента была в том, чтобы проверить уровень интеллекта учеников. В ходе эксперимента психологи отобрали несколько учащихся, которые, по их мнению, обладали выдающимися интеллектуальными способностями.

Педагоги были очень удивлены таким выбором психологов, так как выбранные ими учащиеся не показывали каких – то особых умственных способностей. Но психологи заверили: «Если дети не заявили еще о себе, то их интеллектуальный потенциал в будущем обязательно раскроется!».

Оказалось, что психологи выбрали учащихся с высоким IQ абсолютно случайно. Но самое удивительное, что когда Розенталь и Якобсон пришли в конце года в школу для того чтобы измерить коэффициент интеллекта учащихся, они обнаружили, что те дети, которых они выбрали в начале года, как обладающих высокими умственными способностями, и показали самый высокий уровень IQ.

Как утверждали Розенталь и Якобсон, им удалось продемонстрировать влияние ожиданий учителей на познавательный прогресс учащихся.

По-видимому, отмечали авторы, когда учителя ожидают от детей высоких интеллектуальных достижений, они начинают вести себя по отношению к ним более дружелюбно, стремятся воодушевить их, используют несколько иные методы преподавания, допуская большую степень свободы в их познавательной и творческой активности.

Все это способствует улучшению учебы, так как представления детей о себе, их собственные ожидания, мотивация и когнитивный стиль изменяются к лучшему.

Правда, последующие эксперименты не выявили однозначное соответствие результатов экспериментов ожидавшимся эффектам. Педагогические программы, использующие стимулирующие условия не всегда давали положительный эффект.

Ещё один пример этого эффекта связан с первым впечатлением людей друг от друга.

Самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кертис и Ким Миллер проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент.

Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию. Некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым — что не нравятся.

Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру.

Более того – те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. Короче говоря, партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре.

Лига психотерапии

4.2K пост 22.5K подписчик

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.

Лучшие посты Лиги

Все посты и обсуждения по датам

Онлайн сейчас и за последние сутки

Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

Так а почему статуя-то ожила?

спасибо за пост, буквально на днях пытался вспомнить, где же я об этом слышал:)

Так вот почему мои желания исполняются. Я просто в них верю и подстраиваю все, чтоб они сбылись XD

Оборот денег в семье.

Старший сын подарил младшей сестре 5000 руб на днюху(13 лет разница).
Сегодня она подходит ко мне:
– Пап, вот 5000 рублей. И вот мои заказы на али. Это подарки тебе, маме, брату, его жене и их мелкому. Успеют же приехать? Можешь оплатить по карте?
– Конечно, доча.
Оплатил. Деньги взял. Ибо это её решение. Добавлю их в её подарок. Но об этом ей, конечно, не скажу.

Новый Год на носу. Подарки. Берегла эти деньги с апреля. Вот так решила их потратить.

У меня хорошие дети.

Не рой яму другому.

Мастер спорта

Прошу юридической помощи, напали чеченцы в метро

Здравствуйте, я очень сомневался писать пост или нет, но сил уже нет бороться в одиночку с нашей правоохранительной системой. 30 августа я ехал на работу к 14:00, на выходе из метро Юго-Восточная на меня напали 2 чеченца ( https://www.m24.ru/shows1/14/308198 сюжет на Москва 24, правда они вырезали специально тот кусок, когда я отмахивался, разрывая дистанцию, уже после нескольких минут избиения в голову и назвали это “дракой”, хотя ни одного удара я не нанес), я подбежал к службе безопасности метрополитена, одна из сотрудниц сразу убежала, вторая стояла и смотрела как меня избивают, ничего не делая. В итоге мне сломали нос и нанесли множественные повреждения в области головы. Когда они меня били они орали, что они из Чечни и всех русских вы**ут и ничего им не сделают, явный состав 282 статьи УК РФ, однако в итоге им инкриминировали лишь 115. После их задержания, когда я ждал скорую, полицейская сказала, что у них был нож и они орали, что воевали против русских в чеченскую войну, а также что они находятся под действием наркотиков (в таганском отделении опер потом также сказал). После меня отвезли в ГКБ им. Пирогова, в приемное отделение к нейрохирургу, где я пробыл более 6 часов, как в последствии выяснилось, принял со скорой меня санитар, а заключение выдал медбрат. В итоге в заключении прописаны препараты, которые мне якобы ввели, но их не вводили + заключение противоречит в некоторых моментах самому себе. Госпитализировать меня отказались, хотя по словам врачей скорой должны были госпитализировать на 10-14 дней. На следующий день я пошел в травмпункт рядом с домом, чтобы снять всё-таки побои, но травматолог сказал, что поставил бы ушиб мягких тканей только в случае наличия разрыва кожи (хотя это уже должно быть рваной раной, в моём понимании).

На данном этапе мне не дали ознакомиться с материалами уголовного дела, нож по словам дознавательницы в деле не фигурирует, я просил ознакомить меня с записями с камер видеонаблюдения, мне было отказано, а также с дозоров полицейских, тоже было отказано. Дознавательница не присылает никаких повесток по следственным действиям, я посмотрел, её действия нарушают 164, 188 и 192 статьи УПК РФ, когда на очередной встрече я хотел написать заявление на отвод дознавателя. Я думаю, что дознавательница ангажирована к этим чеченцам и/или диаспоре. При первой встрече, назначенной на 10:00, она отказалась меня принять к оговоренному по телефону (повестки не было) времени, а когда из кабинета выходил другой сотрудник, я слышал, как она говорит кому-то из своих “мариную **анного терпилу”.

Прошу оказать юридическую помощь, что делать с этой дознавательницей? Что делать с врачами, которые отказались меня принимать и госпитализировать? Мне назначена очная ставка на 20 ноября, но я боюсь туда идти, потому что возможен вариант, что эти чеченцы придут туда с оружием.

Подбегая к сотрудникам безопасности метро, я включил камеру, думал это их вразумит, я стал кричать, что они хотят меня убить, но люди даже не обернулись. У меня сохранился кусочек видео, до того момента, как один из нападавших выхватил телефон (когда он выхватил телефон, то прервал запись) у меня из рук и начал меня избивать.

Ссылка на основную публикацию