Понтий Пилат – характеристика прокуратора Иудеи в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Образ Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита»

Понтий Пилат — один из ключевых персонажей «Мастера и Маргариты» Михаила Афанасьевича Булгакова. Результатом действий этого героя стала гибель философа-проповедника Иешуа Га-Ноцри, послужившая в итоге причиной многовековых терзаний пятого прокуратора Иудеи. Примечательно, что образ Понтия Пилата в романе не только имеет реальный исторический прототип, но и практически полностью ему соответствует.

  1. Характер прокуратора
  2. Описание в произведении
  3. Мотивы поступков
  4. Раскаяние и кара
  5. Отпущение грехов

Характер прокуратора

Согласно большинству исторических источников, Понтий Пилат появился на свет в галлийском городе Лугудуне и происходил из сословия всадников. В 26 г. н. э. он стал правителем Иудеи, сменив Валерия Грата. Еврейский историк Иосиф Флавий именует Пилата игемоном, однако носил он, по сути, сразу два титула:

  1. Префект претория. Эта должность назначалась императором и подразумевала в первую очередь пост командира преторианской гвардии. Если человек, занявший её, был всадником, он автоматически причислялся к сенату. Кроме того, префект имел право заниматься судебными разбирательствами — в этом случае решение, вынесенное им по тому или иному делу, признавалось окончательным и не подлежало обжалованию.
  2. Прокуратор. В Древнем Риме прокураторами именовали высокопоставленных чиновников, осуществляющих управление провинциальными городами. Они отвечали как за общее благополучие жителей, так и за финансовые вопросы.

Если верить словам современников, Понтий не был порядочным человеком и не славился справедливостью — напротив, он был продажен, бесчестен и абсолютно беспринципен. К примеру, Филон Александрийский утверждал, что на совести префекта множество несправедливых казней, совершённых безо всякой причины, а царь Ирод жаловался Калигуле на его невыносимую жестокость. Однако стоит учитывать, что оценка иудеев была небеспристрастна — они болезненно восприняли назначение нового правителя и крайне остро реагировали на любые его действия.

Например, когда Пилат велел внести в Иерусалим знамёна с собственным изображением, жители окружили его резиденцию и осаждали её пять дней, требуя убрать языческие символы из святыни. В конце концов, прокуратор уступил, однако в его душе поселилась стойкая неприязнь и к иудеям, и к их религиозным обычаям. Чуть позже история повторилась, но на этот раз объектом раздора стал водопровод, строительство которого префект предполагал осуществить за счёт храмовой казны, против чего резко восстали как представители Синедриона, так и сами горожане.

Описание в произведении

Булгаков в «Мастере и Маргарите» Понтия Пилата описывает как мрачного и сурового человека, ненавидящего аромат розового масла и страдающего сильными головными болями — гемикранией, или же мигренью. К моменту встречи с бродячим философом Иешуа Га-Ноцри, чьё дело Синедрион направляет на рассмотрение прокуратора, последний измучен недугом до такой степени, что начинает задумываться о самоубийстве. Кроме того, игемон выглядит сломленным, одиноким и глубоко несчастным. Единственное живое существо, к которому он по-настоящему привязан, — пёс по имени Банга, которого префект привык звать в трудные моменты.

Общение с Га-Ноцри производит на Пилата сильное впечатление — до такой степени, что прокуратор даже намеревается забрать философа в собственную резиденцию, расположенную в Кесарии Стратоновой, дабы иметь возможность беседовать с ним в любое время. Однако, узнав о том, что Иешуа вменяется в вину государственное преступление, игемон не решается пойти против кесаря и утверждает смертный приговор, вынесенный Синедрионом.

Правда, впоследствии Понтий пытается ходатайствовать перед первосвященником за того, кого сам называет безобидным юродивым, однако его слова не имеют никакого действия — религиозная власть Иудеи непоколебима в намерении избавиться от проповедника. В итоге вместо Га-Ноцри на свободу отпускают бунтаря и убийцу Вар-раввана, философ же принимает смерть на кресте.

Мотивы поступков

Утверждение смертного приговора Синедриона на самом деле не было неизбежным — как и любой человек, Пилат имел выбор и мог настоять на том, чтобы отпустили именно бродячего философа. Причём не факт, что это ударило бы по репутации игемона — если разобраться, освобождение Вар-раввана, открыто настраивающего народ против римской власти, могло оказаться в глазах верховного правителя более серьёзным проступком, нежели простое удаление Иешуа из Иудеи. Однако у прокуратора могло быть как минимум две причины для такого поступка:

  1. Нежелание обострять конфликт с Синедрионом и населением. Прекрасно понимая, насколько сильна ненависть народа и как велико влияние местной власти на людей, Пилат отдавал себе отчёт в том, что открытое противостояние может обернуться для него самыми плачевными последствиями. Маловероятно, что правитель принял бы сторону префекта при возникновении угрозы реального бунта — скорее, согласился бы на его отставку или даже казнь ради общего спокойствия.
  2. Обыкновенный испуг. Как совершенно справедливо замечал Иешуа, трусость — это один из самых страшных пороков человека. Прокуратор побоялся, что римская власть, подобно первосвященнику Каифе, усмотрит в проповедях философа более серьёзную угрозу, чем в действиях Вар-раввана, и заподозрит, что игемон разделяет мысли Га-Ноцри. А это означало не только конец карьеры Пилата, но и смертную казнь для него самого.

Правда, если верить церковному историку Евсевию Кесарийскому, с должности префект в конечном счёте всё же был смещён по доносу жителей Самарии, после чего был отправлен в ссылку, где почему-то покончил жизнь самоубийством. По другой версии, Пилата казнил римский император Нерон.

Раскаяние и кара

После смерти Иешуа прокуратор горько пожалел о принятом решении. Он терзался чувством вины за гибель невинного человека и собственное бездействие, глубоко раскаивался в трусости — этот порок игемон отныне считал наиболее страшным из всех возможных. Однако повлиять на ситуацию было уже невозможно.

Пилат попытался хоть немного заглушить муки совести, расправившись с Иудой Искариотом — алчным юношей, который донёс на Га-Ноцри властям, что и послужило в итоге причиной его смерти. Прокуратор заручился помощью начальника тайной стражи Ершалаима Афрания и подстроил убийство Иуды — предателя зарезали в Гефсиманском саду. Деньги же, вырученные им за содействие в поимке Иешуа, подбросили первосвященнику вместе с провокационной запиской.

После этого игемон разыскал Левия Матвея — бывшего сборщика податей, преданного последователя учений бродячего философа — и предложил ему должность библиотекаря в собственной резиденции. Но Левий не согласился и покинул префекта, попросив лишь дать ему кусочек чистого пергамента для дальнейших записей. Прокуратор не стал заставлять Матвея изменить решение.

В конце концов, Понтий вновь остался наедине с собственными проблемами, бессильным раскаянием и единственным преданным другом — собакой. Ершалаим, пропитанный запахом роз, стал Пилату ещё более ненавистен, душевные терзания отравляли его жизнь, голова вновь начала болеть, и, не видя выхода, прокуратор принял решение совершить самоубийство, выпив отравленное вино.

Однако мучения на этом не закончились — в наказание за трусость и бездействие префект был обречён на бессмертие. Более двух тысяч лет он сидел на площадке вместе с верным псом, терзаясь раздумьями и бессонницей, отчаянно желая покоя и встречи с Га-Ноцри, с которым так и не смог вдоволь поговорить четырнадцатого числа весеннего месяца нисана.

Отпущение грехов

Когда Воланд заканчивает дела в Москве и улетает, забирая с собой Мастера и Маргариту, он предоставляет создателю романа о Понтии Пилате шанс встретиться с бессмертным всадником и закончить произведение так, как сочтёт нужным автор. Мастер, сам вдосталь настрадавшийся за время пребывания в психиатрической клинике, жалеет измученного игемона и дарует ему прощение.

Прокуратор освобождается от многовекового заключения и, наконец, обретает покой. А вместе с ним — возможность вволю наговориться с бродячим философом, которого когда-то обрёк на смерть. Понтий по-прежнему терзается мыслями об этом и просит Га-Ноцри уверить его, что всё произошедшее на самом деле было лишь страшным сном. Иешуа охотно успокаивает префекта, подтверждая его слова, поскольку не держит ни зла, ни обиды — напротив, он рад встрече с Пилатом, возможности воссоединиться с ним и бесконечно разговаривать обо всём на свете.

Кавалерийский всадник и безобидный юродивый примиряются и отправляются на прогулку по лунному лучу, продолжая беседу, прерванную более двух тысяч лет назад. А за ними неотступно следует Банга — преданная собака, разделяющая судьбу своего хозяина и в горе, и в радости.

Вероятно, история могла бы закончиться иначе — ведь Воланд не требовал от Мастера прощать прокуратора, и автору ничего не стоило оставить его на площадке до скончания века. Однако творец, не понаслышке знающий о том, что значит страдание, проявил милосердие и счёл, что игемон полностью искупил вину за проявленную им трусость. И такой финал выглядит наиболее справедливым из возможных.

Характеристика и образ Понтия Пилата в романе Мастер и Маргарита Булгакова

В этом сочинении я хотел бы попытаться раскрыть образ главного героя романа, написанного Мастером. Этот персонаж – Понтий Пилат.

Понтий Пилат был пятым прокуратором Иудеи. Он представлен читателю жестоким, властным и хладнокровным человеком, однако он просто мастерски скрывает свои истинные чувства.

Несмотря на высокое положение и наличие власти в его руках, Понтий Пилат сумел сохранить мудрость и человеческие моральные качества. Однако люди считают его чудовищем и боятся вызвать его недовольство, а он ненавидит город и его жителей.

Из-за высокого положения рядом с ним нет человека, которого он мог бы назвать другом и рассказать о своих горестях и радостях. Он привык казнить людей, особо не задумываясь над их судьбой, но один случай перевернул его жизнь. Во время допроса некоего Иешуа Га-Ноцри прокуратор замечает, что обвиняемый не боится его, а просто разговаривает и даже снимает приступ мигрени, которая всё время мучает прокуратора.

В ходе диалога с Иешуа Пилат понимает, что встретил родственную душу, с которой ему легко и приятно, а ещё что философ не виноват. Им хорошо общаться, но после некоторых речей пророка, с которыми он и сам в душе согласен, прокуратор оглашает смертный приговор, уповая на решение первосвященника о помиловании одного из осуждённых. Понтий Пилат поддался страху потери своей власти и мнения окружающих.

После казни Га-Ноцри прокуратор узнаёт, что единственной фразой, сказанной Иешуа перед смертью была: «Одним из главных человеческих пороков я считаю трусость». Услышав это, прокуратор Иудеи обрекает себя на вечные муки совести. Корит себя за то, что мог его спасти, но испугался. Этим персонажем автор поднимает проблемы трусости и совести.

В романе говорится, что всем людям свойственно совершать ошибки, главное осознать их и впредь стараться поступать правильно, а не удобно. Так и Понтий Пилат осознал ошибку и раскаялся в ней. Ведь не высшие силы наказали его бессонницей, а собственная совесть, не дававшая ему покоя и напоминающая о его непоправимой ошибке. В те ночи, когда прокуратору удавалось уснуть, он видел Иешуа, они вместе шли по лунной дорожке и говорили, а рядом бежала собака Пилата. Спасти римского прокуратора из тюрьмы собственной совести мог его создатель – Мастер. Поднявшись на небо, Воланд показал Мастеру его героя, который 2000 лет мучился от угрызений совести и одиночества. Мастер завершил свой роман фразой: «Свободен».

Так и завершилась история одного из самых трагичных персонажей романа автором, которого был Мастер.

Сочинение 2

Апогеем творчества Булгакова является роман «Мастер и Маргарита». В своем проивзведении Булгакову удалось мастерски создать образы Иешуа, Мастера, Маргариты и других, но одним из самых сложных и фактурных образов является образ Понтия Пилата.

Понтий Пилат – олицетворяет власть, он поистине очень жесток, и он гордится этим. Он был на поле битв, поэтому точно знает, что сила руководит миром, и побеждает всегда только сильнейший, а именно тот, кому чужды нерешительность, страхи и жалость. У Понтия Пилата свои жизненные законы, по которым он живет, для него установка «раб подчиняется господину» непоколебима.

Для Понтия Пилата одиночество – это совершенно естественное и нормальное состояние для победителя, никаких друзей, вокруг только враги. Нет равных и близких Понтию Пилату, единственный кто у него есть это только любимая собака. Однако именно встреча с Иешуа меняет Понтия Пилата, он осознает, что перед ним человек равный ему, с которым он бы хотел вести беседы вечно. Иешуа не боится противостоять Пилату, не боится высказывать свои мысли.

Понтий Пилат находит Иешуа интересным человеком, он не сомневается в его невиновности, он пытается спасти арестанта, и здесь проявляются такие черты, которые казалось никогда нельзя было бы увидеть у прокуратора Иудеи, это сочувствие, сострадание. Но появляется и страх, порожденный тоталитарным режимом. Ведь даже самый сильный человек выживет, если будет в первую очередь думать о государстве, а не о себе. После казни Иешуа, для Понтия Пилата наступают мучительные дни, он страдает. Булгаков сделал из Понтия Пилата не труса, а одновременно жертву и обвинителя. Отправив Иешуа на казнь, Понтий Пилат губит свою душу, он умирает вместе с Иешуа, как и его свобода.

Когда перед Понтием Пилатом встает выбор: спасение своей души или пост, страх перед высшими чинами или отвага совершения поступка, к сожалению, он выбирает именно благосостояние и все то, что так люто ненавидит.

Автор через героя Понтия Пилата доносит до читателя простую мысль, что люди должны быть ответственны за свои поступки и самостоятельно выбирать свой путь, путь истины и свободы или рабства и жестокости.

Сочинение Образ и характеристика Понтия Пилата

Михаил Афанасьевич Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» затрагивает множество вечных философских вопросов, ответы на которые скрываются и в поступках самих героев, и в их размышлениях и терзаниях. Композиция романа, построенная по принципу «рассказ в рассказе», помогает лучше отразить всю многогранность человеческой души, которую всегда терзают одни и те же вопросы, несмотря на разницу и в поколениях, и в условиях жизни. Одним из самых противоречивых и интересных персонажей романа является Понтий Пилат, герой ершалаимских глав произведения.

Понтий Пилат, будучи прокуратором Иудеи, известен как человек жестокий, твёрдый, решительный и бескомпромиссный. Он с лёгкостью выносит приговоры преступникам и вершит чужими судьбами, однако однажды он встречает Иешуа Га-Ноцри, персонажа, прототипом которого является сам Иисус Христос. Будучи глубоко поражённым и поведением, и ходом мыслей человека, которому ему предстоит вынести приговор, Пилат искренне желает пощадить героя, ведь он понимает, насколько поразительно умный и глубокий человек стоит перед ним, однако Понтий Пилат принимает ошибочное решение и приговаривает Иешуа к смерти. Возможно, прокуратор не желает ставить под сомнение свою всесильность и попросту терять уважение своего народа, отпуская на волю человека, которого обвиняют в том, что он якобы «подговаривал народ разрушить ершалаимский храм», однако Га-Норци обличает его в совершенно другом грехе – в трусости.

Действительно, Понтий Пилат просто испугался. Испугался потерять свой статус, уважение окружающих его людей, поставить под сомнение свой авторитет. Однако разве это худшее, что может быть? Хуже всего делать то, чего ты не хочешь, руководствуясь банальным страхом, а ещё хуже – предавать людей из-за него же. После вынесения приговора Пилат начинает мучиться от тяжелейших головных болей, спасения от которых он найти не может.

В финале романа Иешуа прощает прокуратора Иудеи, который осознал свою ошибку и искренне раскаялся. Таким образом, автор показывает своим читателям, что за покаянием от чистого сердца всегда следует очищение, в данном случае – символичная лунная дорожка, по которой и Иешуа Га-Норци, и Понтий Пилат, и даже его собака уходят в другой мир. В мир, в котором нет зла и несправедливости, в мир, в котором правит добродетель и настоящая чистота души.

Я полагаю, что в романе «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков открывает читателям глаза на то, как не нужно поступать. Нельзя позволять страху одержать победу, ведь самое лучшее, что мы можем привнести в этот мир попросту противоречит трусости. И, безусловно, необходимо не бояться постоять за себя и за других людей, если на их стороне истина.

Вариант 4

Прокуратор Иудеи Понтий Пилат является одним из главных персонажей романа «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова.

История Понтия Пилата описывается в выдуманном романе, произведении, написанном другим персонажем – Мастером.

Герой романа занимает привилегированное положение в обществе, командует римскими военнослужащими и считается главой судебной власти. Он живёт в Кесарии, но по служебным обязанностям был отослан в Ершалаим, где и разворачиваются основные события его сюжетной линии.

Пилат является сыном звездочёта и дочери мельника. Он сказочно богат. Имеет большую коллекцию разнообразных книг, что в те времена считалось неслыханной роскошью.

Булгаков описывает прокуратора как мужественного, строгого и чёрствого человека с военной закалкой. Единственное существо, к которому Понтий Пилат испытывает нежные чувства – это его собака Банга, в которую он, как подмечает автор, поместил всю свою привязанность.

Внешность персонажа Булгаков описывает так: стройная фигура, лысеющая голова, тонкие и длинные пальцы, грозный взгляд, одет в белый плащ с кровавым подбоем.

Ранее Понтию Пилату приходилось самостоятельно командовать целыми легионами, проявлять строгость и даже жестокость, что в дальнейшем сказалось на его характере.

Прокуратор Иудеи хорошо образован, знает три языка: греческий, арамейский и латынь. Ради карьеры он готов на всё, что угодно. Понтий Пилат страдает от постоянных головных болей. Они настолько сильные, что он даже малодушно помышлял о смерти. Его жизнь пуста, однообразна и безрадостна. Он полностью разочарован в людях и никому не доверяет.

Автор преподносит его как сильного и волевого человека, но своим поступком по отношению к бродяге Иешуа Га-Ноцри он показывает трусость и слабость. Он приговаривает его к смерти совершенно незаслуженно, руководствуясь вспыльчивостью и гордыней. Понтий Пилат превознёс свою репутацию и карьеру выше человеческой жизни. Позже, когда появилась возможность помилования одного из четырёх преступников в честь праздника, он пытался спасти Иешуа, но ему не удалось этого сделать.

После казни Га-Ноцри Понтий Пилат переживает душевный надлом. Он испытывает душераздирающие угрызения совести, страдает от постоянной бессонницы и ночных кошмаров. Персонаж действительно раскаивается в своих деяниях, но это не отменяет его вины.

В качестве наказания за малодушие, Воланд наделяет прокуратора бессмертием, после чего его душа тысячелетиями не знает покоя из-за непрекращающихся мук совести. Но, в конце произведения, он прощает прокуратора Иудеи и дарует ему долгожданную свободу.

Образ Пилата

Произведение «Мастер и Маргарита» написано великим писателем двадцатого века Михаилом Булгаковым. Роман в романе является самым неоднозначным и сложным произведением. Благодаря такому написанию, читатель имеет возможность переносится во времени и познакомится с двумя разными, но связанными друг с другом историями, открывающими полную картину происходящего.

Роман начинается со знакомства с московскими обывателями. Герой, называемый мастером, рассказывает историю, произошедшую когда-то в Ершалаиме. Главным ее персонажем является Понтий Пилат – самая загадочная и неоднозначная личность. Он является прокуратором Иудеи и грозным представителем власти, в руках которого находится множество людских жизней и судеб. Все существо этого человека наполнено ненавистью к людям, к городу и к жизни. Прокуратор одинок и несчастен. В общении ни один человек не является для него интересным. Единственной его отрадой в бессмысленном существовании остается пес Банга, которого Пилат считает своим другом. Только к псу он испытывает любовь и добрые чувства. Виной такого отношения к жизни является неизлечимая болезнь, терзающая тело и душу Понтия.

Но однажды все меняется. К прокуратору приводят бродячего оборванца и философа Иешуа Га-ноцри, которого обвиняют в заговоре против храма. По некоторым источникам, бродяга собирал людей, чтобы разрушить его. При общении с Понтием, Иешуа проявлял невиданную дерзость, недопустимую при общении с представителями власти. Он называл прокуратора добрым человеком и произносил свои философские речи. Впервые за все время службы Пилат увидел в бродячем философе интересного человека, равного по общению.

При допросе прокуратор увидел невиновность Иешуа и заинтересовался его философскими изречениями. Ко всему прочему, головные боли, мучающие Пилата долгое время, исчезли благодаря Иешуа. Из злого и всегда недовольного представителя Закона Понтий стал гуманным и сочувствующим человеком, желающим помочь бродяге избежать казни. Но сделать это нужно было, не потеряв своего авторитета и остаться в глазах других все тем же властным кесарем. В этом моменте начинает прослеживаться двойственная личность Понтия Пилата. Он ненавидит императора и его порядки, но вынужден подчинятся закону. В нем начинается борьба добра и зла.

Чтобы помочь бродяге избежать казни, Пилат пытается добиться его оправдания от Каифы, но получает отказ. Иешуа Га-Ноцри казнят. После этого прокуратор чувствует свою вину в смерти невинного человека, и вдобавок к тоске и душевной печали, Понтий Пилат получает наказание в виде бессмертия. Он обречен вечно страдать от одиночества и чувства вины, но однажды спасение приходит от милосердной Маргариты.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Понтия Пилата в романе Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

Влияние человека на природу велико, так же как и природы на людей. Подобная закономерность имеет место и в творчестве А.С. Пушкина. Пейзажная лирика великого гения на каждом этапе его жизненного пути меняется, проявляя свои особенности

Дорогой водитель! Я так рада, что мы всем автобусом едем отдыхать на море. Это намного лучше, чем сидеть в школе на уроках. Но вот мы едем и учимся. И так здорово, что вы включаете хорошую музыку

Казалось бы, человек является самым разумным существом на планете. Кто-то даже скажет, что люди внесли в мир гармонию и сделали жизнь более благоприятной. Так ли это на самом деле?

Каждое произведение М.Е.Салтыкова-Щедрина – это неприкрытая насмешка и ирония над человеческими пороками. Не стала исключением и сказка Недрёманное око.

Каждая прочтенная страница рассказа И. Бунина Сны Чанга – это невероятно искреннее сопереживание героям. При этом автор дает понять, что душа есть у всех живущих на земле, не важно, человек это или животное

Понтий Пилат в романе “Мастер и Маргарита”: образ, характеристика, описание внешности и характера

Понтий Пилат и Иешуа.
Иллюстрация Г. Калиновского

Понтий Пилат является одним из ярких центральных персонажей романа “Мастер и Маргарита” Булгакова.

Образ и характеристика Понтия Пилата в романе “Мастер и Маргарита”: описание в цитатах

Понтий Пилат является прокуратором Иудеи, наместником (представителем) римского императора в Иудее:
“. пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат. ”
“. того, в лице которого говорит римская власть. ”
“. римский прокуратор отпустит человека. “

О внешности Понтия Пилата известно следующее:
“. В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой. ”
“. в белом плаще с кровавым подбоем вышел в колоннаду иродова дворца. ”
“. белый плащ с багряной подбивкой возник в высоте. ”
“. прокуратор расстегнул и сбросил плащ, снял опоясывающий рубаху ремень с широким стальным ножом в ножнах, положил его в кресло у ложа, снял сандалии..”
“. стал босыми ногами нашаривать сандалии. ”
“. Пилат усмехнулся одною щекой, оскалив желтые зубы. ”
“. на желтоватом его бритом лице. ”
“. на желтоватых щеках Пилата. ”
“. Пилат накинул капюшон на свою чуть лысеющую голову. ”
“. рванул пряжку с ворота плаща, и та упала на песок. ”
“. заметил прокуратор, и тонкий, длинный палец с черным камнем перстня поднялся вверх. ”
“. неподвижный в кресле человек, бритый, с издерганным желтым лицом, человек в белой мантии с красной подбивкой. “

Служба Понтия Пилата

Понтий Пилат на службе руководит армией, разбирает судебные дела и т.д.:
“. Все время тасовать войска, читать доносы и ябеды, из которых к тому же половина написана на тебя самого! Согласитесь, что это скучно. О, если бы не императорская служба. “

Понтий Пилат принадлежит к сословию “всадников” – привилегированному сословию в Древнем Риме:
“. это я тебе говорю – Пилат Понтийский, всадник Золотое Копье. ”
“. всадника с золотым копьем. “

Он является богатым человеком:
“. У меня в Кесарии есть большая библиотека, я очень богат. “

По происхождению Понтий Пилат – сын короля-звездочета и дочери мельника:
“. тебя – сына короля‑звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы. ”
“. помяни меня, сына звездочета, – просил во сне Пилат. “

Понтий Пилат когда-то служил трибуном легиона, то есть командиром легиона. Он сам участвовал в боях:
“. Так много лет тому назад в долине дев кричал Пилат своим всадникам слова: «Руби их! Руби их! Великан Крысобой попался!» Он еще повысил сорванный командами голос, выкликая слова так, чтобы их слышали в саду: – Преступник! Преступник! Преступник. ”
“. теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе. “

Герой живет и служит в Кесарии в Иудее. Здесь находится его резиденция:
“. в Кесарии Стратоновой на Средиземном море, то есть именно там, где резиденция прокуратора. ”
“. От всей души желаю, чтобы они скорее кончились, – энергично добавил Пилат. – Я получу возможность наконец вернуться в Кесарию. “

Понтий Пилат приезжает по долгу службы в Ершалаим – город в его подчинении в Иудее. Здесь он знакомится с бродягой Иешуа:
“. две кентурии, которые пришли вместе с прокуратором на праздники в Ершалаим. ”
“. пришедшая с прокуратором в Ершалаим первая когорта двенадцатого молниеносного легиона. “

Герой ненавидит город Ершалаим, но вынужден посещать его по службе:
“. Ненавидимый им город. ”
“. Ненавистный город, – вдруг почему‑то пробормотал прокуратор. ”
“. Я бываю болен всякий раз, как мне приходится сюда приезжать. “

Характер Понтия Пилата

Понтий Пилат – жестокий правитель:
“. жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне. ”
“. Это меня ты называешь добрым человеком? Ты ошибаешься. В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище, и это совершенно верно. ”
“. Знает народ иудейский, что ты ненавидишь его лютой ненавистью. ”
“. ни жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат. “

Понтий Пилат – надменный человек:
“. Брови на надменном лице поднялись. ”
“. говорит, обращая надменное лицо к своему спутнику. “

Понтий Пилат – грозный, суровый человек:
“. лицо прокуратора было грозно, но глаза тревожны. “

Понтий Пилат – карьерист. Ради карьеры он совершает нехорошие поступки, например, казнит Иешуа:
“. Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из‑за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?
“. На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиверия! – сорванный и больной голос Пилата разросся. ” (Понтий Пилат восхищается императором, которому служит)

Понтий Пилат – храбрый воин. Но в деле Иешуа он ведет себя, как трус:
“. Вот, например, не струсил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в долине дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя‑великана. ”
“. Если верно, что трусость – самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. ” (о трусости Понтия Пилата)

Понтий Пилат – вспыльчивый человек:
“. гнев вспыльчивого прокуратора. ”
“. гнев прокуратора почему‑то улетел так же быстро, как и прилетел. “

Понтий Пилат – волевой человек:
“. ужас. Но он тотчас же подавил его своею волею и вновь опустился в кресло. “

Понтий Пилат – умный человек:
“. ты производишь впечатление очень умного человека. ”
“. Прокуратор, как всегда, тонко понимает вопрос. “

Понтий Пилат – серьезный человек. Он следит за тем, что и где говорит:
“. Мы привыкли к тому, что римский прокуратор выбирает слова, прежде чем что‑нибудь сказать. ”
“. Мальчик ли я, Каифа? Знаю, что говорю и где говорю. “

Понтий Пилат обладает сильной интуицией:
“. я обязан предвидеть все. Такова моя должность, а пуще всего я обязан верить своему предчувствию, ибо никогда оно еще меня не обманывало. ”
“. у меня предчувствие, говорю я вам! Не было случая, чтобы оно меня обмануло. “

Понтий Пилат – замкнутый человек. Он разочарован в людях:
“. ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. “

Понтий Пилат ведет пустую, скудную жизнь:
“. Твоя жизнь скудна, игемон. “

У Понтия Пилата есть единственный друг – его собака Банга:
“. Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. ”
“. твоя собака, единственное, по‑видимому, существо, к которому ты привязан. ”
“. Так оба они, и пес и человек, любящие друг друга, встретили праздничную ночь на балконе. “

Понтий Пилат говорит на трех языках: по-арамейски, по-латыни и по-гречески:
“. потом тихо спросил по‑арамейски. ”
“. Прокуратор обратился к кентуриону по‑латыни. ”
“. Пилат заговорил по‑гречески. “

Понтий Пилат страдает от сильных головных болей, мигрени:
“. непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От нее нет средств, нет никакого спасения. ”
“. у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. ”
“. страшные, злые боли прокуратора некому излечить; от них нет средства, кроме смерти. “

Понтий Пилат после казни Иешуа

После казни Иешуа Понтий Пилат мучается от угрызений совести. Он плохо спит:
“. Я сплю плохо, – прокуратор усмехнулся, – и все время вижу во сне лунный луч. Так смешно, вообразите. Будто бы я гуляю по этому лучу. ”
“. какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было. “

В наказание за смерть Иешуа Понтий Пилат получает бессмертие. С тех пор он две тысячи лет мучается от бессонницы:
“. более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу. ”
“. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. “

В конце концов Мастер дарит Понтию Пилату свободу и позволяет ему уйти безвозвратно в бездну:
“Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя. Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля‑звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат. “

Таков цитатный образ и характеристика Понтия Пилата в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова, описание внешности и характера героя, его происхождения, службы и другие материалы для сочинения.

Понтий Пилат (Мастер и Маргарита) – характеристика, образ, смысл в романе

События, описанные в романе «Мастер и Маргарита», показывают, как может отразиться на судьбе каждого из нас возможность выбора, перед которым встают главные герои. Булгаков пытается донести до читателя, что на ход истории влияют добро, истина, свобода, а не привычные власть и зло, находящиеся в вечном противостоянии.

Образ и характеристика Понтия Пилата в «Мастер и Маргарита» помогут понять, что это за человек на самом деле, и как совершенное им преступление отразилось на его дальнейшей жизни, обрекая на вечные муки и раскаяние.

Понтий Пилат — пятый по счету римский прокуратор Иудеи, правящий страной с 26-36 годы н.э.

Внешность Понтия Пилата

Внешность Понтия Пилата не отличалась от обычного человека, несмотря на то, что он прокуратор Иудеи. Во всем облике проскальзывают славянские черты. Желтоватый оттенок кожи. Всегда идеально побрит без признаков недельной щетины.

«На желтоватом бритом лице».

На голове почти не осталось волос.

«Накинул капюшон на лысеющую голову».

Он ежедневно страдает от мигрени, доставляющей ему массу неудобств, и ненавидит то, чем занимается. Город, которым приходится править и его жителей. Из-за этого Понтий Пилат постоянно находится в раздраженном состоянии, частенько срывая зло на окружающих людях.

Его одежда — белого цвета плащ.

«Белый плащ с кровавым подбоем».

«шаркающей, кавалерийской походкой»,

выдававшей в нем военного человека. На ногах обычные сандалии, надетые на босу ногу. Во всем облике чувствуется сила и власть, но, что творилось в его душе, было известно лишь ему.

Исторический экскурс

Краткое содержание романа «Мастер и Маргарита» позволяет узнать основные события произведения. Писать книгу Булгаков начал еще в начале 1920 года и работал над ней до конца своих дней.

Многие персонажи вызывали немало споров среди читателей. Кто-то считал, что Иешуа Га-Ноцри имел реальный прототип из Библии — Иисуса Христа. Но между ними есть существенная разница. Для создания Понтия Пилата Булгаков изучал богословскую и историческую литературу. В список источников входит рассказ Франса «Прокуратор Иудеи».

Особенность булгаковского Пилата в том, что он не может забыть Иешуа. Когда начальник тайной службы докладывает ему о последних минутах жизни Га-Ноцри, Понтий меняется. При упоминании трусости как главного порока прокуратор начинает говорить хрипло.

Литературоведы прослеживают личную связь между Булгаковым и Понтием. Писатель признается в своей личной душевной слабости, которая терзала его многие годы.

Характер

Понтий Пилат по сути человек глубоко несчастный. Несмотря на власть, которой он обладал, заставляя трепетать весь мир вокруг себя, это был одинокий, ранимый мужчина, скрывающий под маской деспота истинное лицо. Пилат был образован и умен. В совершенстве владел тремя языками: латинским, греческим, арамейским.

Верным другом прокуратору была собака Банга.

«…твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан…»

Они были неразлучны, безгранично доверяя друг другу. Его жизнь пуста и скудна. В ней есть место только одному – службе.

Окружающие считали его злым и нелюдимым.

«…в Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое существо, и это совершенно верно…»

Он был жесток с людьми. Его избегали, стараясь не вызвать в нем приступы гнева, свойственные ему из-за постоянной мигрени. Надменность придавала ему грозный, суровый вид. Храбрый по жизни, в деле с Иешуа он повел себя как трус. Презирая всех, он ненавидел себя, свое положение и невозможность что-то изменить.

Мотивы поступков

Утверждение смертного приговора Синедриона на самом деле не было неизбежным — как и любой человек, Пилат имел выбор и мог настоять на том, чтобы отпустили именно бродячего философа. Причём не факт, что это ударило бы по репутации игемона — если разобраться, освобождение Вар-раввана, открыто настраивающего народ против римской власти, могло оказаться в глазах верховного правителя более серьёзным проступком, нежели простое удаление Иешуа из Иудеи. Однако у прокуратора могло быть как минимум две причины для такого поступка:

  1. Нежелание обострять конфликт с Синедрионом и населением. Прекрасно понимая, насколько сильна ненависть народа и как велико влияние местной власти на людей, Пилат отдавал себе отчёт в том, что открытое противостояние может обернуться для него самыми плачевными последствиями. Маловероятно, что правитель принял бы сторону префекта при возникновении угрозы реального бунта — скорее, согласился бы на его отставку или даже казнь ради общего спокойствия.
  2. Обыкновенный испуг. Как совершенно справедливо замечал Иешуа, трусость — это один из самых страшных пороков человека. Прокуратор побоялся, что римская власть, подобно первосвященнику Каифе, усмотрит в проповедях философа более серьёзную угрозу, чем в действиях Вар-раввана, и заподозрит, что игемон разделяет мысли Га-Ноцри. А это означало не только конец карьеры Пилата, но и смертную казнь для него самого.

Правда, если верить церковному историку Евсевию Кесарийскому, с должности префект в конечном счёте всё же был смещён по доносу жителей Самарии, после чего был отправлен в ссылку, где почему-то покончил жизнь самоубийством. По другой версии, Пилата казнил римский император Нерон.

Что произошло с Понтием Пилатом после казни Иешуа

Очередной рабочий момент в жизни Понтия Пилата сыграл ключевую роль, наложившую отпечаток на роман в целом. Казнь заключенных обычное дело для прокуратора. Он привык воспринимать это как должное, не считая арестованных за людей и не интересуясь их судьбами. На допросе Иешуа, он убеждается, что человек, находящийся перед ним невиновен в предъявленном преступлении. Помимо этого, он оказался единственным, кто способен избавить его от постоянно сверлящей головной боли. Так в нем открылась другая черта личности – сострадание.

При данной ему власти он не смог отменить приговор и освободить парня. Единственное чем мог ему помочь, сделать так, чтобы приговоренных сразу убили, без мучений. Понтий Пилат не смог противостоять давлению обстоятельств, совершив зло. После этого поступка он «двенадцать тысяч лун» по времени будет раскаиваться в содеянном. Угрызения совести лишили его нормального сна. Ночью урывками ему снится один и тот же сон, где он гуляет по лунной дороге.

Встреча с Иешуа Га-Ноцри

По долгу службы наместник императора приезжает Ершалаим. Он ненавидит этот город и говорит, что бывает болен каждый раз после его посещения. Там он встречает бродягу-философа Иешуа Га-Ноцри, которого приводят к прокуратору на суд и обвиняют в «нелепых речах, смущающих народ». Прокуратор, разобрав дело, пришел к выводу, что бродяга невиновен. Но правитель все-таки подписал смертный приговор в надежде, что преступника освободят по случаю праздника Пасхи. Но чуда не происходит. На свободу отпускают другого человека, и даже теперь, когда всё ещё есть возможность спасти Иешуа, прокуратор уступает напору первосвященника и утверждает смертный приговор.

Герои являются своеобразными антиподами друг друга. Бездомный Иешуа верит, что нет злых людей на свете, всемогущий прокуратор же уверен в обратном. Они оба очень проницательны. Бродяга чувствует головную боль правителя и чудесным образом исцеляет её. Игемон поражен: никто до этого момента не понимал его страданий. Иешуа ощущает ещё одиночество и внутреннее разочарование прокуратора в людях. Понимая, что суда ему не избежать, он готов идти на жертву ради истины, готов за неё умереть. Жестокому правителю совсем непонятны мотивы поступков бедняка. Он уверен, что люди не стоят таких жертв. Хотя внутри себя Пилат сочувствует бедняку и хочет ему помочь, он не может пойти против кесаря и спасти Иешуа.

Сочинение 2

Практически всем известны первые строки второй (внутренней) части романа – как раз о Пилате. Несколько раз повторяют и сами герои произведения про «кровавый подбой». Наверное, в этой первой характеристике Понтия, а точней его плаща, есть своё значение. Пилат тоже вроде кристально чист – прокуратор, префект, но к власти его привели многие кровавые войны.

Естественно, что Понтий Пилат – властный, уважаемый человек, которого многие боятся. У него сложная, ответственная работа – он руководит целым регионом, представляет интересы Рима в Иудее. И всё-таки есть политические моменты в его работе, он должен соблюдать и интересы местных старейшин. Его окружает роскошь. Живёт он практически во дворце, на столе прекрасные яства и вино, ему служат люди… Но из близких у него только собака, только ей интересно, как он себя чувствует. А часто чувствует он себя не очень хорошо, так как его мучают страшные мигрени. Тогда он не может переносить даже запахи, ему плохо от звуков, от солнечного света.

Лишь Иешуа смог (легко!) унять его боль. Пилат, как умный человек, понял, что перед ним не обычный заключенный. Слишком добрый (до наивности), честный, могущественный… Пилат хотел бы в благодарность и просто по логике отпустить Иешуа, но тот самый совет не позволяет. Они готовы освободить на Пасху преступника, но только не нового проповедника, который угрожает их церковной структуре. Пилат пытается договориться со старейшинами, ищет подходы, но ему не удаётся… И он отправляет на мучительную казнь невиновного, понимая свою вину. Но Пилат ведь не может так это всё оставить, он приказывает убить Иуду за те самые серебряники. То есть Пилат мстителен. Его не должно было удивить, что и он сам наказан… Вечным ожиданием того, что Иешуа выйдет к нему. С Пилатом эту вечность коротает и его собака.

Он человек уже в возрасте: лысеющий, с желтоватой кожей и зубами. Его лицо получает характеристику «издерганное». Он принадлежит к важному римскому сословию всадников. Служба его тяготит, он чаще вспоминает лихое прошлое. Конечно, ему не по душе целый день читать доносы, тем более, на себя самого. Город этот он просто ненавидит, в чем признаётся и не раз. Иешуа увидел в нём (и в других) доброго человека, но Пилат говорит, что его считают чудовищем. Но думаю, что в случае с Понтием Пилатом всё-таки Иешуа не ошибся. Пилат на самом деле добрый и честный человек. А ещё он смелый – в бою, но не на службе.

Другие темы: ← Азазелло в произведении Мастер и Маргарита↑ БулгаковДоктор Борменталь →

Мучительное бессмертие

Именно об этом эпизоде собственной трусости Понтий Пилат будет вспоминать и расплачиваться две тысячи лет. Собственноручно организованный персональный ад – вот расплата за поступок, идущий вразрез с личными представлениями о справедливости и законности.

Все его попытки вернуть себе внутреннее равновесие: погребение казненных, убийство предателя Иуды, возврат «кровавых денег» Каифе, помощь Левию Матвею – не могут искупить самый страшный, по мнению Пилата, из человеческих пороков…

«Бессмертие… пришло бессмертие…»

Вот она, расплата – бесконечное страдание, невозможность умереть, находясь в перманентном состоянии неудовлетворенных потребностей звукового вектора. Настоящая пытка, которая в реальной жизни рождает мысли о суициде, который кажется единственно возможным выходом. Вот, что есть настоящий ад – полная неспособность прекратить свои страдания.

«…причем бессмертие почему-то вызывало нестерпимую тоску».

Только со временем, осознав случившееся, Пилат понимает, что теперь уже «он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!», ведь тот дал ему гораздо больше, чем карьера, деньги, власть, и где-то даже больше, нежели жизнь. Он дал ему СМЫСЛ, веру в людей и исцеление от гемикрании.

Популярные сочинения

  • Сочинение Николай Николаевич в повести Гранатовый браслет (образ и характеристика)
    Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский – брат Веры и Анны, второстепенный персонаж повести Гранатовый браслет А.И.Куприна.
  • Сочинение Что значит жить, опережая время?
    В жизни и литературе мы часто встречаем людей, про которых говорят: «он родился не в свое время». Звучит эта фраза очень странно. Что де это за люди такие? Люди, которые подходят под такое определение
  • Сочинения по картинам Брюллова
    Известным русским художником, который рисовал и портреты, и пейзажи был Карл Петрович Брюллов. Он имел награды за заслуги перед Отечеством. Получил золотую медаль за картины на богословские темы.

Исторические свидетельства. Происхождение Пилата

Исторически достоверной информации о Понтии Пилате очень мало. Гораздо больше легенд, домыслов, подделок и апокрифов. Имя прокуратора, помимо текста Библии, упоминается еще в трудах историков Иосифа Флавия, Тацита, Филона Александрийского. Реальность существования Пилата была окончательно подтверждена найденной в 1961 году плитой с отрывками надписи: «Тиберий Понтий Пилат префект Иудеи».


Найденная плита, подтверждающая историчность Пилата

Также были найдены и монеты с именем Пилата, отчеканенные в его правление. А не так давно израильские ученые расшифровали надпись на древнем кольце – там было высечено имя римского наместника. Предположительно, украшение могло принадлежать либо самому Пилату, либо его чиновнику.

Любопытно, что, вопреки устоявшемуся мнению, Понтий – это не имя, а фамилия. И Пилат – тоже не имя прокуратора, а его прозвище, означающее «метатель копий». Вполне возможно, что по молодости он был связан с военным делом, по некоторым сведениям он был всадником в римских войсках. Наместник Рима принадлежал к древнему клану Понтиев, являвшихся потомками самнитов (древнее италийское племя), влившихся в римское общество. По легенде, отважный римский воин был замечен и за меткий глаз награжден собственным поместьем, вошел в фавор при императоре Тиберии.

Другая версия гласит, что Понтий – это производное от города Понт в Германии, а, следовательно, будущий прокуратор имел германское происхождение. Имя Пилат некоторые расшифровывают как сложение имен его родителей – жителей прирейнской Германии, дочери мельника Пилы и короля Атуса. Но это, скорее всего, лишь красивая легенда.


Бюст Понтия Пилата

Упоминание Пилата в Новом Завете является одним из косвенных доказательств историчности самого Христа, именно поэтому он упоминается даже в Символе веры христиан. Да и вообще фигуре Понтия Пилата уделяют особое внимание именно христиане, для историков он не является приоритетной личностью.

Понтий Пилат (Мастер и Маргарита) – характеристика, образ, смысл в романе

Главный герой произведения Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» в своем романе описывает события, происходящие в Ершалаиме. Важный образ в этой сюжетной линии – Понтий Пилат, который является своеобразным антиподом Иешуа Га-Ноцри. Понтий Пилат «Мастера и Маргариты» – один из самых неоднозначных образов во всей русской литературе.

Положение в обществе

Понтий Пилат является пятым прокуратором Иудеи. Персонаж принадлежит к избранному сословию. Автор несколько раз указывает на то, что в руках у героя находятся жизни многих людей, так как в нем «говорит римская власть». Во время своей службы Понтий Пилат руководит римской армией и занимается различными судебными разбирательствами. Вследствие всего этого Понтий Пилат – очень богатый и привилегированный человек. Кесария – место жительства героя. Ему приходится посещать Ершалаим, в котором и произошла встреча Пилата с Иешуа Га-Ноцри, хотя он до безумия ненавидит этот город. В отношении к Ершалаиму и в отношении в собственной службе в целом показан характер героя.

Характер

Образ Понтия Пилата исследователями рассматривается неоднозначно. Так происходит из-за характера этого принципиального человека.

Писатель несколько раз называет прокуратора «жестоким», и сам Пилат признает это: «я свирепое чудовище». Герой привык, что его считают таким, это подчеркивает его возможность быть властителем судеб. Понтий – вспыльчивый и грозный человек, который не может помиловать Иешуа из-за своей службы и боязни ее потерять.

Несмотря на весь грозный и надменный вид, прокуратор оказывается боязливым и замкнутым человеком. Трусость – вот главный порок героя, как указывает на это Га-Ноцри.

Однако причиной всему этому было одиночество героя.

Проблематика

Характеристика Понтия Пилата неоднозначна, потому что герой – не столько ужасный властитель, сколько одинокий и никем не понятый человек. Смысл одиночества Понтия Пилата заключен в том, что люди вокруг видят только его высокое положение в обществе, они не видят в нем настоящего человека, Пилат абсолютно никем не понят. Как правильно замечает Га-Ноцри, жизнь Пилата скудна, у него никого нет, кроме собаки Банги. В нее герой «поместил всю свою преданность». Он перестал верить в людей, считая их всех злыми.

Встреча Пилата с Га-Ноцри стала переворотной в жизни героя. Несмотря на противоположные взгляды героев, и Понтий, и Иешуа нашли друг в друге интересных собеседников.

Однако интерес к Иешуа не мотивирует Пилата спасти его от казни. Он был уверен, что оправдают именно Га-Ноцри, поэтому не сделал попытки освободить его.

Хотя он не попытался спасти Га-Ноцри от гибели, за это он начал испытывать угрызения совести. Он все больше убеждался в том, что его должность не приносит ему счастья, а, наоборот, приносит только боль и разочарование. Понтий Пилат пытается загладить свою вину перед Иешуа, которого казнили как настоящего преступника, и заказывает убийство Иуды, предавшего Га-Ноцри. Однако это не спасает героя от дальнейших мучений совести. Понтий Пилат признает свою ошибку только после смерти Иешуа и соглашается с ним в том, что он обладает самым страшным пороком – трусостью, которая и стала причиной казни Га-Ноцри. Страх, который был непосредственно связан с властным положением Пилата, руководствовал им, когда решалась судьба простого человека. Ведь Пилат понимал: если он освободит Га-Ноцри и защитит его, он тем самым пойдет против власти. Однако в этот момент решалась судьба не только Иешуа, но и судьба самого Понтия Пилата, который, казнив Га-Ноцри, обрекает себя на вечное страдание и раскаяние.

В финале произведения Понтий Пилат получает свободу от ненавистного ему бессмертия, которое герой получил за то, что казнил Иешуа. Прощение – вот главная мысль всей истории Пилата и Га-Ноцри. Даже та ошибка, которую совершил прокуратор Иудеи, может быть прощена. Главное – раскаяние Понтия Пилата, которое помогло ему признать свою ошибку.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Понтий Пилат», рассмотрит образ Понтия Пилата в романе М. А. Булгакова, его характер и его властное положение в обществе, которое обрекает героя на одиночество.

Понтий Пилат – характеристика прокуратора Иудеи в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Место в системе образов. Является одним из ярких персонажей романа о Понтии Пилате, написанного Мастером.

Должность. Понтий Пилат – прокуратор Иудеи, наместник римского императора в Иудее: “. пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат. ” “. того, в лице которого говорит римская власть. ” “. римский прокуратор отпустит человека. “

Внешность: “. В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой. ” “. в белом плаще с кровавым подбоем вышел в колоннаду иродова дворца. ” “. белый плащ с баг-ряной подбивкой возник в высоте. ” “. прокуратор расстегнул и сбросил плащ, снял опоясываю-щий рубаху ремень с широким стальным ножом в ножнах, положил его в кресло у ложа, снял сан-далии..” “. стал босыми ногами нашаривать сандалии. ” “. Пилат усмехнулся одною щекой, оска-лив желтые зубы. ” “. на желтоватом его бритом лице. ” “. на желтоватых щеках Пилата. ” “. Пилат накинул капюшон на свою чуть лысеющую голову. ” “. рванул пряжку с ворота плаща, и та упала на песок. ” “. заметил прокуратор, и тонкий, длинный палец с черным камнем перстня поднялся вверх. ” “. неподвижный в кресле человек, бритый, с издерганным желтым лицом, человек в белой мантии с красной подбивкой. “

Служба. Понтий Пилат на службе руководит армией, разбирает судебные дела и т.д.: “. Все время тасовать войска, читать доносы и ябеды, из которых к тому же половина написана на тебя самого! Согласитесь, что это скучно. О, если бы не императорская служба. “

Положение в обществе. Принадлежит к сословию “всадников” – привилегированному сосло-вию в Древнем Риме: “. это я тебе говорю – Пилат Понтийский, всадник Золотое Копье. ” “. всадника с золотым копьем. “

Богатый: “. У меня в Кесарии есть большая библиотека, я очень богат. “

Происхождение. Сын короля-звездочета и дочери мельника: “. тебя – сына короля звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы. ” “. помяни меня, сына звездочета, – просил во сне Пилат. “

Дороманная история. Служил трибуном легиона, то есть командиром легиона. Он сам участ-вовал в боях: “. Так много лет тому назад в долине дев кричал Пилат своим всадникам слова: «Ру-би их! Руби их! Великан Крысобой попался!» Он еще повысил сорванный командами голос, вы-кликая слова так, чтобы их слышали в саду: – Преступник! Преступник! Преступник. “; “тепе-решний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе. “

Живёт и служит в Кесарии в Иудее. В Кесарии находится его резиденция: “. в Кесарии Стратоновой на Средиземном море, то есть именно там, где резиденция прокуратора. ” “. От всей души желаю, чтобы они скорее кончились, – энергично добавил Пилат. – Я получу возможность наконец вернуться в Кесарию. “

Отношение к Иешуа. Приезжает по долгу службы в Ершалаим – город в его подчинении в Иудее. Здесь он знакомится с бродягой Иешуа: “. две кентурии, которые пришли вместе с проку-ратором на праздники в Ершалаим. ” “. пришедшая с прокуратором в Ершалаим первая когорта двенадцатого молниеносного легиона. ” Понтий Пилат ненавидит город Ершалаим, но вы-нужден посещать его по службе: “. Ненавидимый им город. ” “. Ненавистный город, – вдруг почему то пробормотал прокуратор. ” “. Я бываю болен всякий раз, как мне приходится сюда приезжать. ” Характер Понтия Пилата Понтий Пилат – жестокий правитель: “. жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне. ” “. Это меня ты называешь добрым человеком? Ты ошибаешься. В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище, и это совершенно верно. ” “Знает народ иудейский, что ты ненавидишь его лютой ненавистью. ” “. ни жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат. “

Надменный: “. Брови на надменном лице поднялись. ” “. говорит, обращая надменное лицо к своему спутнику. “

Грозный, суровый: “. лицо прокуратора было грозно, но глаза тревожны. “

Карьерист. Ради карьеры он совершает нехорошие поступки, например, казнит Иешуа: “Неу-жели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из за человека, совершившего преступление про-тив кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи? “. На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиверия! – сорванный и больной голос Пилата разросся. “

Восхищается императором, которому служит.

Храбрый воин, но в деле Иешуа он ведёт себя, как трус: “. Вот, например, не струсил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в долине дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя великана. ” “. Если верно, что трусость – самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. ” (о трусости Понтия Пилата).

Вспыльчивый: “. гнев вспыльчивого прокуратора. ” “. гнев прокуратора почему то улетел так же быстро, как и прилетел. “

Волевой: “. ужас, но он тотчас же подавил его своею волею и вновь опустился в кресло. “

Умный: “. ты производишь впечатление очень умного человека. ” “. Прокуратор, как всегда, тонко понимает вопрос. “

Серьёзный. Он следит за тем, что и где говорит: “. Мы привыкли к тому, что римский прокуратор выбирает слова, прежде чем что нибудь сказать. ” “. Мальчик ли я, Каифа? Знаю, что говорю и где говорю. “

Обладает сильной интуицией: “. я обязан предвидеть все. Такова моя должность, а пуще всего я обязан верить своему предчувствию, ибо никогда оно еще меня не обманывало. ” “. у ме-ня предчувствие, говорю я вам! Не было случая, чтобы оно меня обмануло. “

Замкнутый, разочарованный в людях: “. ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. “

Образ жизни. Ведёт пустую, скудную жизнь: “. Твоя жизнь скудна, игемон. “

Друг. У Понтия Пилата есть единственный друг – его собака Банга: “. Ведь нельзя же, согла-сись, поместить всю свою привязанность в собаку. ” “. твоя собака, единственное, по видимому, существо, к которому ты привязан. ” “. Так оба они, и пес и человек, любящие друг друга, встре-тили праздничную ночь на балконе. “

Говорит на трех языках: по-арамейски, по-латыни и по-гречески: “. потом тихо спросил по арамейски. ” “. Прокуратор обратился к кентуриону по латыни. ” “. Пилат заговорил по гречески. “

Страдает от сильных головных болей, мигрени: “. непобедимая, ужасная болезнь гемикра-ния, при которой болит полголовы. От нее нет средств, нет никакого спасения. ” “. у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. ” “. страшные, злые боли прокуратора некому излечить; от них нет средства, кроме смерти. “

После казни Иешуа. После казни Иешуа мучается от угрызений совести. Он плохо спит: “. Я сплю плохо, – прокуратор усмехнулся, – и все время вижу во сне лунный луч. Так смешно, вооб-разите. Будто бы я гуляю по этому лучу. ” “. какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи. ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было. “

Наказание. В наказание за смерть Иешуа получает бессмертие. С тех пор он две тысячи лет мучается от бессонницы: “. более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную сла-ву. ” “. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. “

Финал. В конце концов Воланд (сатана) дарит Понтию Пилату свободу и прощает его: “. Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын коро-ля звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат. “

Поделись с другом в социальной сети

РУСТЬЮТОРС

  •  Главная
  •  ЕГЭ по русскому языку 
    • Пробный ЕГЭ
    • Проверка сочинения ЕГЭ
    • Теория ЕГЭ
    • Варианты ЕГЭ
    • Практика ЕГЭ по заданиям
    • Сочинение ЕГЭ
    • Примеры сочинений ЕГЭ
    • Тексты ЕГЭ
  •  Итоговое сочинение 
    • Направления ИС
    • Примеры итоговых сочинений
    • Аргументы для ИС
  •  ОГЭ по русскому языку 
    • Устное собеседование
    • Изложение ОГЭ
    • Теория ОГЭ
    • Варианты ОГЭ
    • Практика ОГЭ по заданиям
    • Сочинение ОГЭ
    • Примеры сочинений ОГЭ
    • Тексты ОГЭ
  •  ВПР по русскому языку 
    • ВПР 4 класс
    • ВПР 5 класс
    • ВПР 6 класс
    • ВПР 7 класс
    • ВПР 8 класс
  •  Диктанты 
    • Входные диктанты
    • Итоговые диктанты
    • Контрольные диктанты
  •  Литература 
    • Теория литературы
    • Краткие содержания
    • Анализ произведений
    • Литературные герои
    • Списки ллитературы
    • Короткие рассказы
  •  Русский язык для всех 
    • Синтаксис
    • Язкознание
    • Стилистика
    • Правила русского языка
  •  Изложения
  •  Платные материалы

Образ Понтия Пилата в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Понтий Пилат – « сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Золотое Копье » появляется в романе ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана во дворце Ирода Великого. Запах розового масла, источаемый кипарисами и пальмами в саду, вызывает у него гемикранию — ужасную болезнь, при которой нестерпимо болит полголовы. Прокуратор едва может говорить и старается не шевелиться.

К Пилату на балкон приводят подследственного из Галилеи, который уже был приговорен к смерти Синедрионом, и прокуратору лишь надлежало утвердить приговор. Перед Пилатом предстает человек лет двадцати семи, одетый « в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью ». Это Иешуа по прозвищу Га-Ноцри, бродячий философ.

Пилат спрашивает: «Так это ты подговаривал народ разрушить ершалаимский храм?» Человек со связанными руками начинает отвечать: «Добрый человек! Поверь мне. » Прокуратор перебивает его: « Это меня ты называешь добрым человеком? Ты ошибаешься. В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище, и это совершенно верно ». Он вызывает кентуриона по имени Марк Крысобой и приказывает тому объяснить арестанту, как следует разговаривать с прокуратором Иудеи. Крысобой при помощи бича быстро внушает Иешуа почтение к высокому начальству.

Выясняется, что сириец Иешуа по прозвищу Га-Ноцри родом из города Гамалы, родителей своих не помнит, жилища постоянного не имеет («Бродяга», – уточняет Пилат). Иешуа грамотен, кроме арамейского владеет еще и греческим.

Пилат снова возвращается к разговору о храме. Свидетели показывают — Иешуа подговаривал разрушить храм.

«Эти добрые люди, – заговорил арестант. – ничему не учились и все перепутали, что я говорил. Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время. И все из-за того, что он неверно записывает за мной».

Иешуа объясняет, что за ним ходит и записывает все его речи Левий Матвей, бывший сборщик податей, отрекшийся от своей малопочтенной профессии. О храме же он, Иешуа, говорил, чтобы слушателям было понятно, следующее: «Рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины».

Не выдержав, Пилат прерывает арестанта: «Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?»

Ответ гласит: « Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно, являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет ».

И в самом деле, страдания Пилата кончаются. Иешуа предлагает ему погулять в окрестностях города. «Прогулка принесла бы тебе большую пользу, а я с удовольствием сопровождал бы тебя. Мне пришли в голову кое-какие мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека. Беда в том. что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. Ведь нельзя же, согласись, поместить свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна, игемон..

Секретарь, пишущий протокол допроса, пугается, ожидая ужасного гнева игемона, но Пилат приказывает развязать руки арестанта. Он также требует от Иешуа клятвы, что тот не призывал к разрушению храма. «. Хотя бы жизнью твоею. ею клясться самое время, так как она висит на волоске, знай это!» — «Не думаешь ли ты, что ты ее подвесил, игемон? – спросил Иешуа, – если это так, ты очень ошибаешься». — «Я могу перерезать этот волосок», – ответил Пилат. «И в этом ты ошибаешься. Согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?»

Пилат спрашивает, почему Иешуа все время говорит «добрые люди». «Ты всех, что ли, так называешь?» — «Всех, – отвечает тот, – злых людей нет на свете». — «А вот, например, кентурион Марк, его прозвали Крысобой, — он добрый?» — «Да, – ответил арестант, – он, правда, несчастливый человек. С тех пор, как добрые люди изуродовали его, он стал жесток и черств. »

В это время перед Пилатом стремительно промчалась ласточка, и за мгновение ее полета в голове прокуратора «сложилась формула»: в деле бродячего философа отсутствует состав преступления, вследствие чего он, Пилат, не утверждает смертный приговор, вынесенный Синедрионом — бродячий философ оказался душевнобольным.

Но тут секретарь подает Пилату какой-то кусок пергамента. Пробежав его глазами, игемон меняется в лице и грозно спрашивает Иешуа (правда, взглядом он силится послать ему какой-то, намек), знает ли тот некоего Иуду из Кириафа и говорил ли этому Иуде что-либо о кесаре?

Иешуа охотно отвечает. Да, вчера он познакомился с молодым человеком из города Кириафа по имени Иуда («очень добрый и любознательный человек»), который пригласил его к себе домой, принял очень радушно и попросил высказать свой взгляд на природу государственной власти.

Пилат вопросами и взглядами подсказывает Иешуа спасительные для него ответы, однако тот говорит только правду («правду говорить легко и приятно»). «В числе прочего я говорил, – рассказывает арестант, – что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть. Тут вбежали люди, стали вязать меня и повели в тюрьму».

«На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной власти, чем власть императора Тиверия!» – выкрикивает Пилат сорванным голосом, дабы обезопасить себя от возможного доноса.

Он приказывает оставить его наедине с преступником и снова спрашивает Иешуа: считает ли он, что Марк Крысобой, «холодный и убежденный палач», или «грязный предатель Иуда» и есть «добрые люди»? — «Да», – коротко отвечает тот. «И настанет царство истины?» — «Настанет, игемон». — «Оно никогда не настанет!» – закричал Пилат страшным голосом.

После этого Пилат вызывает секретаря и объявляет, что смертный приговор утвержден им. Затем прокуратор встречается с иудейским первосвященником Каифой, поскольку им надлежит совместно решить еще одно судебное дело. Вместе с Га-Ноцри в заключении находится и еще один преступник, Вар-равван. Согласно обычаю, в честь наступающего праздника Пасхи, одного из двух приговоренных следовало отпустить на волю Пилат осведомляется — на кого падает выбор Синедриона? Каифа отвечает: Синедрион решил отпустить Вар-раввана.
Пилат удивлен, ведь Вар-равван не только прямо призывал к мятежу, но еще и убил стражника. Прокуратор просит Каифу пересмотреть приговор и освободить менее опасного — Га-Ноцри. Но Каифа твердо стоит на своем и трижды повторяет решение Синедриона. «Все было кончено, и говорить более было не о чем. . Показалось смутно прокуратору, что он чего-то не договорил с осужденным, а может быть, чего-то не дослушал». Среди неоформленных чувств Пилата промелькнула на мгновение и смутная мысль о пришедшем бессмертии. «Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке».
Гнев охватывает Пилата, и он с угрозой обращается к Каифе: «Вспомни мое слово, первосвященник. Увидишь ты не одну когорту в Ершалаиме, нет! Тогда услышишь ты горький плач и стенания! Вспомнишь ты тогда спасенного Вар-раввана и пожалеешь, что послал на смерть философа с его мирной проповедью!»

С помоста на площади, заполненной народом, Пилат объявляет приговор: «Четверо преступников. приговорены к позорной казни — повешению на столбах! И эта казнь сейчас совершится на Лысой горе! Имена преступников — Дисмас, Гестас, Вар-равван и Га-Ноцри». В завершение своей речи Пилат объявляет, что Вар-раввану в честь Пасхи возвращают «его презренную жизнь».

К вечеру над иудейской столицей сгущается тьма. « Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. опустилась с небес бездна. Пропал Ершалаим — великий город, как будто не существовал на свете. Все пожрала тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме и его окрестностях. Странную тучу принесло со стороны моря к концу дня, четырнадцатого дня весеннего месяца нисана ».

Прокуратор в это время находился на балконе, нетерпеливо ожидая чего-то. Наконец перед ним возник начальник тайной службы Афраний, наблюдавший за казнью на Лысой горе. Он сообщает Пилату, что Га-Ноцри отказался выпить кубок, полагающийся осужденным перед казнью, и сказал, что никого не винит в том, что у него отняли жизнь, и еще добавил зачем-то, что одним из самых тяжких человеческих пороков он считает трусость.

Выслушав отчет Афрания, Пилат отдает приказ принять меры по охране Иуды из Кириафа, предавшего Иешуа. Есть сведения, как бы невзначай бросает Пилат, что Иуду хотят убить тайные друзья Га-Ноцри. Пилат говорит так туманно и в то же время искусно, что привыкший к полунамекам Афраний понял: ему приказывают организовать убийство предателя.

Поручение это исполняется в ту же ночь. Иуду заманивают в Гефсиманский сад, где трое неизвестных нападают на него. Кошелек с тридцатью тетрадрахмами вместе с запиской «Возвращаю проклятые деньги» в темноте подбросили в дом первосвященника.

Оставшись один, Пилат уселся в кресло и кликнул Бангу. В глазах гигантского остроухого пса светилась радость от того, что он был рядом с человеком, которого «любил, уважал и считал самым могучим в мире, повелителем всех людей, благодаря которому и самого себя пес считал существом привилегированным, высшим и особенным». Чуя, что хозяина посетила беда, пес пытается утешить его и кладет голову ему на колени. «Так оба они, и пес и человек, любящие друг друга, встретили праздничную ночь на балконе».

В полночь прокуратору наконец удалось заснуть. Во сне он идет вверх по светящейся дороге, к луне, и Банга сопровождает его, а рядом шествует бродячий философ. «Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением. Казни не было! Не было!»

Во сне он чувствует, что пойдет на все, чтобы спасти от казни этого безумного мечтателя. А тот внушает Пилату: «Мы теперь всегда будем вместе». «Раз один — то, значит, тут же и другой! Помянут меня, — сейчас же помянут и тебя! Меня — подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя — сына короля-звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы». И жестокий прокуратор Иудеи «от радости плакал и смеялся во сне».

Пробуждение Пилата было ужасно. Первое, что он вспомнил: казнь была! Несколько отвлекло его от тревожных дум появление Афрания, сообщившего, что уберечь Иуду не удалось. Пилат долго обсуждал с начальником тайной стражи детали убийства. «“А я желал бы видеть, как они убивали его”, – протянул Пилат несколько даже мечтательно.

“Убит он с чрезвычайным искусством, прокуратор” – ответил Афраний, с некоторой иронией поглядывая на прокуратора».

Афраний поведал также, что некий Левин Матвей похитил тело Га-Ноцри и спрятал в пещере, но стража была настолько благосклонна, что разрешила ему участвовать в погребении. Всех трех казненных в тот же день похоронили в глубокой яме, а яму засыпали и завалили камнями.

Пилат пожелал увидеть Левия Матвея и попросил его показать пергамент, на котором тот записывал сказанное Иешуа. Написанное трудно было понять, ибо эти корявые строчки представляли собой несвязный ряд каких-то изречений, дат, хозяйственных заметок и поэтических отрывков. Среди всей этой мешанины Пилат разобрал: «большего порока. трусость».

Прокуратор предлагает Левию должность и деньги, но тот отказывается взять что-либо у человека, обрекшего Иешуа на гибель. Глядя на прокуратора горящими глазами, Левий шепчет: «Я зарежу Иуду, я этому посвящу остаток жизни».

«Наслаждение выразилось в глазах, прокуратора», когда он вымолвил: «Иуду этой ночью уже зарезали». — «Кто сделал это?» – выкрикивает Левий, и слышит в ответ: «Это сделал я».

К утру Пилат успокаивается на своем ложе. Рядом с ним посапывает во сне Банга. «Так встретил рассвет пятнадцатого нисана пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат», — этими словами заканчивался роман мастера о Пилате.

С дальнейшей участью Пилата знакомит мастера Воланд. Всадники, летящие в волшебной ночи, останавливаются в пустынной местности. В поле их зрения возникает кресло, а в нем белая фигура сидящего человека, погруженного в размышления. Рядом с ним лежит громадная остроухая собака и так же, как и ее хозяин, беспокойно взирает на луну. « Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна. его терзает бессонница. » Во сне Пилат « видит одно и то же — лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что. он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается, и к нему никто не приходит. »

Прочитавший роман мастера, Иешуа просит Воланда освободить Пилата. Повелитель злых сил предлагает мастеру закончить свое произведение, и тот громогласно извещает Пилата: «Свободен!»

От этого крика рушатся скалистые стены, и над черной бездной загорелся необъятный город со сверкающими над ним идолами и пышно разросшимся садом. Прямо к Пилату протягивается лунная дорога, первым по которой бросается бежать пес. Вслед за своим верным сторожем кидается и прокуратор, и нельзя было разобрать — плачет он или смеется.

Финальная часть судьбы Пилата изображена во сне Ивана Николаевича Понырева. Успокоившись после укола, он видит, что к окну протягивается широкая лунная дорога, а по ней в направлении к ночному светилу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем. Рядом с ним кто-то молодой в разорванном хитоне и с обезображенным лицом. Идущие о чем-то с жаром спорят и, по всей вероятности, хотят придти к согласию.

«“Боги, боги! – говорит. человек в плаще, – какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи, – тут лицо из надменного превращается в умоляющее, – ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было!” — “Ну, конечно, не было, – отвечает хриплым голосом спутник, – это тебе померещилось”. — “И ты можешь поклясться в этом?” – заискивающе просит человек в плаще. “Клянусь”, – отвечает спутник, и глаза его почему-то улыбаются. “Больше мне ничего не нужно!” – сорванным голосом вскрикивает человек в плаще и поднимается все выше и выше к луне, увлекая своего спутника. За ними идет спокойный и величественный гигантский остроухий пес».

Ссылка на основную публикацию