Роман – определение, признаки и значение в литературе

Теория. Роман как жанр литературы.

Роман как жанр литературы.

Литературные жанры – это группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы (эпоса, лирики, драмы). Каждый из них обладает определенными свойствами, особенностями.

Роман (от фр. roman — произведение, написанное на языке романской группы) – большой эпический жанр, описывающий широкий круг событий и жизненных явлений, показанных в развитии.

Роман – литературный жанр, как правило прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный/нестандартный период его жизни.

Особенности романа как литературного жанра.
  • Наличие нескольких сюжетных линий, переплетающихся между собой.
  • Большое количество героев.
  • Несколько главных героев, хотя может быть и один.
  • Изображение сложных социальных отношений.
  • Большое количество тем, проблем.
  • Изображение длительного периода времени, часто это жизнь нескольких поколений.
  • Большое значение исторического фона, так как характеры героев, их судьбы тесно связаны с эпохой.
Разновидности романа как жанра литературы.
  • Философский – размышления героя над основными вопросами бытия, об отношениях человека с обществом (Б. Пастернак «Доктор Живаго»).
  • Идеологический, социально-психологический — исследование внутреннего мира персонажей, их душевного состояния, изображение влияния социальной действительности на судьбы героев (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»).
  • Социально-политический – изображение социальных проблем в неразрывной связи с политическими идеями (А.М. Горький «Мать»).
  • Социально-философский – социальные проблемы тесно переплетаются с философскими – о смысле жизни, о пути человека, его предназначении (И.С. Тургенев «Отцы и дети»).
  • Роман- утопия – изображение идеального общественного, это – воплощение мечты автора о справедливом общественном устройстве (Н.Г. Чернышевский. «Что делать?»)
  • Исторический — повествование разворачивается на фоне какого-либо исторического периода, изображается деятельность исторических личностей (А.Н. Толстой «Пётр Первый»)
  • Научно-фантастический – изображение нереальной, выдуманной действительности, но с использованием достижений науки и техники или предполагаемого их развития в будущем; описание вымышленных технологий и научных открытий, контактов с нечеловеческим разумом; действие научной фантастики часто происходит в будущем (А.Р. Беляев «Человек-амфибия»).
  • Детективный – роман, основанный на раскрытии преступлений; описание процесса исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки (А.Н. Толстой «Гиперболоид инженера Гарина»).
  • Сатирический – высмеивание пороков общества, отдельных людей (М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города».
  • Антиутопия – изображение нереальной действительности, но элементы которой возможны в будущем при данном развитии событий в обществе, часто с использованием фантастики; изображение общественного строя или сообщества, представляющегося автору нежелательным, отталкивающим или пугающим. (Е. Замятин «Мы»).
  • Автобиографический – повествование основано на реальных фактах жизни автора (И.С. Шмелёв «Лето Господне»).
  • Приключенческий — повествование о приключениях персонажей (Д. Дефо «Робинзон Крузо»).
  • Семейно-бытовой — изображение семейных взаимоотношений (Л.Н. Толстой «Анна Каренина»).
  • Роман-путешествие – эпическое повествование разворачивается на фоне путешествия героя (Д. Свифт «Путешествие Гулливера»).
  • Рыцарский – жанр средневековой литературы XII — XIV веков; судьба рыцаря, его необыкновенные приключения в сочетании с любовной линией (Р. Серванте «Дин Кихот»).
  • Роман-эпопея– крупное эпическое повествование, где на фоне важнейших исторических событий разворачивается жизнь множества персонажей, подробнее материалЗДЕСЬ. (Л.Н. Толстой «Война и мир»).

Некоторые произведения могут сочетать в себе признаки нескольких видов романов.

Несколько романов, сюжеты которых связаны друг с другом общими событиями или действующими лицами, образуют цикл . Например, «Человеческая комедия» О. Бальзака или «Хождение по мукам» А. Толстого.

Что такое роман

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

С жанром романа мы впервые сталкиваемся в средних классах школы, когда приходит время прочесть что-то посолидней, чем рассказ (это что?) или повесть (это как?).

У многих остаётся стойкая ассоциация: роман – это скучное многостраничное повествование (что это?) с множеством не запоминающихся героев.

Мало кто знает об истории термина и видовом разнообразии этого жанра. Хотите стать одним из немногих? Читайте далее.

Роман — это.

Слово «роман» происходит от французского «roman», а фр.эквивалент, в свою очередь, ведёт родословную от латинского «romanus», т. е. «римский».

В Средние века романами назывались любые произведения, написанные на одном из романских языков. Они чаще всего были прозаическими (это как?), но иногда записывались в стихотворной форме (это как?).

Первые образцы жанра возникли в Римской империи, культуру которой наследовала европейская цивилизация. Средневековые романы имели всенародный характер.

Очень популярными во Франции, Германии и Северной Италии были «Роман о Розе» и «Роман о Лисе», в которых обыгрывались два традиционных сюжета (о рыцаре и даме, и о хитреце). Можно назвать эти образцы прародителями любовного и плутовского романа.

На протяжении человеческой истории роман менялся по структуре и содержанию, наполнялся философской, социальной проблематикой, откликался на разные общественные запросы. Он превращался то в развлекательный (приключенческий, детективный), то в поучительный (роман воспитания, психологический, роман религиозного поиска и пр.) жанр.

Смена литературных направлений привела к появлению сентиментального, реалистического, мистического, модернистского, постмодернистского романа.

В современной трактовке роман – это крупное эпическое произведение, повествующее о судьбе героев на протяжении длительного времени.

Признаки жанра

Вот его основные признаки, по которым вы легко отличите роман от других эпических жанров (рассказа, повести, эпопеи, саги):

  1. — проблематика глубока и многопланова, произведение охватывает целый спектр различных тем;
  2. — сюжет (что это такое?) имеет несколько линий, среди которых чаще всего нет основной, как в повести (если же она присутствует, другие сюжетные линии выписаны в равной степени ярко и подробно);
  3. — действие романа происходит в течение нескольких десятилетий и вписано в ход истории;
  4. — персонажей множество (от 10 до 100, иногда – больше), часто речь идёт не об отдельных личностях, а о целых семьях, кланах, народностях;
  5. — по преимуществу роман пишется прозой (однако бывают такие исключения, как, например, роман в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина).

Впрочем, за время существования этого «бородатого» жанра практически каждый из перечисленных признаков в той или иной степени преодолевался.

Неизменным оставался лишь критерий объёма – внутреннего и внешнего.

Виды романов (с примерами)

Назовём основные разновидности романа и их примеры в литературе, для того чтобы сориентироваться в огромном объёме русской и зарубежной романной литературы.

По содержанию:

  1. Плутовской — Г.Филдинг «Похождения Тома Джонса»
  2. Сатирический – Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
  3. Роман-путешествие — Н.Гоголь «Мёртвые души»
  4. Приключенческий – Э.Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена»
  5. Любовный – Э.Бронте «Грозовой перевал»
  6. Детективный – А.Кристи «Убийство в Восточном экспрессе»
  7. Исторический – А.Толстой «Пётр I»
  8. Философский – М.Пруст «В поисках утраченного времени»
  9. Мистический – М.Булгаков «Мастер и Маргарита»
  10. Психологический – Ф.Достоевский «Братья Карамазовы»
  11. Роман религиозного поиска – Л.Леонов «Пирамида»

По форме:

  1. Роман в стихах – А.Пушкин «Евгений Онегин»
  2. Роман в письмах – М.Шишкин «Письмовник»
  3. Роман-кроссворд – М.Павич «Пейзаж, нарисованный чаем»

По литературному направлению:

  1. Позднеклассический – Петроний «Сатирикон»
  2. Сентиментальный – Л.Сентиментальное путешествие»
  3. Реалистический – М.Шолохов «Поднятая целина», М.Горький «Мать»
  4. Натуралистический – Э.Золя «Жерминаль»
  5. Научно-фантастический – А.Беляев «Человек-амфибия»
  6. Модернистский – А.Белый «Петербург»
  7. Постмодернистский – В.Пелевин «Чапаев и пустота»

Каждый из названных примеров может служить иллюстрацией и других разновидностей жанра.

Хорошо написанный роман не только рассказывает о событиях жизни персонажей, но и поднимает социальные проблемы, задаёт философские вопросы, призывает к духовному поиску.

Вершиной романного творчества является переходный жанр романа-эпопеи, в котором описывается жизнь нескольких поколений на протяжении глобальных отрезков истории.

Школьная программа предлагает знакомство с важнейшими произведениями 19 и 20 веков: романом-эпопеей «Война и мир» Л.Н.Толстого и романом-эпопеей «Тихий Дон» М.А.Шолохова.

Мы перечислили не все разновидности жанра, но даже этот короткий перечень свидетельствует о грандиозных возможностях данной разновидности эпоса и объясняет его огромную популярность во всём мире.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Такие литературные произведения часто недооценивают называя беллетристикой или даже бульварным чтивом. Однако есть немало хорошо написанных и глубоких романов, которые не только развлекают, но и помогают развить эмоциональный интеллект.

Я бы не включал в школьную программу такие серьёзные произведения, как Война и мир, Тихий дон, по себе знаю, что не для подросткового ума это. Именно из-за школы взрослые люди теряют интерес к чтению романов.

Литературный роман – это что? Определение, характеристика и типология жанра

В литературе роман – это жанр произведения. В основном он написан в прозе, имеет повествовательный характер и сравнительно большой объем.

Литературный термин

Средневековый рыцарский роман подарил миру современное название жанра. Оно происходит от старофранцузского romanz. Дальнейшее развитие в разных культурах и странах обусловило некоторые различия в терминах. Так, англоязычное название жанра – novel – от слова novella. Старофранцузский термин в английской культуре дал название течению в искусстве (романтизм) и одной из форм жанра – любовному роману (romance).

Характерные черты

Роман в литературе – это длинное вымышленное повествование о жизни или о моменте из жизни героя. На сегодняшний день он чаще всего характеризуется следующими чертами:

  • Речь. Большинство романов сегодня пишется прозой, несмотря на то что изначально так назывались поэтические произведения. После того как в XIII веке произведения стали писать для чтения больше, чем для исполнения, проза почти полностью заняла литературную речь европейского романа.
  • Вымысел. В противовес биографии, публицистике и историографии этот жанр отличается вымышленным сюжетом, не имеющим связи с реальными событиями и людьми.
  • Объем. На сегодняшний день роман – это самый объемный жанр художественной литературы, хотя возникают споры относительно минимума требуемой длины. В этом плане иногда тяжело отличить роман от повести.
  • Содержание является наиболее сложной и спорной характеристикой жанра. Ранее считалось, что это описание вымышленной жизни и эмоций героя. Сегодня принято в романе описывать личный опыт одного или нескольких персонажей. Содержание романа варьируется настолько сильно, что существует разделение на формы и субжанры.

Историческая типология романа

Исторически сложно определить происхождение романа как отдельного литературного жанра. Строго говоря, первым европейским романом является «Дон Кихот», однако историю жанра начинают отсчитывать со Средних веков. На протяжении его эволюции выделялись следующие формы:

  • Рыцарский роман – это эпический жанр поэзии с использованием элементов фантастики. Основным фокусом повествования являются поступки. Современники называли эту форму куртуазным романом.
  • Аллегорический роман – это форма жанра, использующая конкретные образы и поступки с целью объяснить абстрактные, сложные понятия. Идеальным примером аллегории в литературе являются басни, а вершиной аллегорического романа стала «Божественная комедия» Данте Алигьери.

  • Роман нравов, или сатирический роман, отличается скорее по содержанию, чем по строгому соответствию какому-либо историческому периоду. «Сатирикон» Петрония можно назвать романом нравов, так же как и произведение Сервантеса «Дон Кихот».
  • Философский роман – это направление в литературе XVIII века, фокусирующееся на поиске ответов на вечные вопросы. Вершиной философского романа стал «Кандид» Вольтера. Философия всегда играла важную роль в литературе, поэтому философский роман нельзя ограничивать рамками одного века. Произведения Гессе, Манна и Ницше были написаны гораздо позже, но являются яркими представителями этого направления.
  • Психологический роман – это разновидность жанра, нацеленная на изучение внутреннего мира героев. Ни одна историческая форма романа не оказала такого кардинального и глубокого влияния на развитие жанра, как психологический роман. Фактически он перевернул само определение литературного жанра и сегодня является доминирующим типом романа.

Роман как эпический жанр

Роман – произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития. По определению Белинского, роман – “эпос частной жизни” (“Обломов” Гончарова, “Отцы и дети” Тургенева).

Роман — литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни.

Роман – произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития. По определению Белинского, роман – “эпос частной жизни” (“Обломов” Гончарова, “Отцы и дети” Тургенева).

История названия

Название «Роман» возникло в середине XII века вместе с жанром рыцарского романа (старофранц. romanz от позднелатинского romanice «на (народном) романском языке»), в противоположность историографии на латинском языке. Вопреки распространенному мнению, это название с самого начала относилось не к любому сочинению на народном языке (героические песни или лирика трубадуров никогда романами не назывались), а к тому, которое можно было противопоставить латинской модели, хотя бы и весьма отдаленной: историографии, басне («Роман о Ренаре»), видению(«Роман о Розе»). Впрочем, в XII—XIII веках, если не позже, слова roman и estoire (последнее значит также «изображение», «иллюстрация») взаимозаменимы. В обратном переводе на латынь роман назывался (liber) romanticus, откуда в европейских языках и взялось прилагательное «романтический», до конца XVIII века значившее «присущий романам», «такой, как в романах», и только позже значение с одной стороны, упростилось до «любовный», зато с другой стороны дало начало названию романтизма как литературного направления.

Название «роман» сохранилось и тогда, когда в XIII веке на смену исполняемому стихотворному роману пришел прозаический роман для чтения (с полным сохранением рыцарской топики и сюжетики), и для всех последующих трансформаций рыцарского романа, вплоть до произведений Ариосто и Эдмунда Спенсера, которые мы называем поэмами, а современники считали романами. Сохраняется оно и позже, в XVII—XVIII веках, когда на смену «авантюрному» роману приходит роман «реалистический» и «психологический» (что само по себе проблематизирует предполагаемый при этом разрыв в преемственности).

Впрочем, в Англии сменяется и название жанра: за «старыми» романами остается название romance, а за «новыми» романами с середины XVII века закрепляется название novel (из итал. novella — «новелла»). Дихотомия novel/romance много значит для англоязычной критики, но скорее вносит дополнительную неопределенность в их действительные исторические отношения, чем проясняет. В целом romance считается скорее некой структурно-сюжетной разновидностью жанра novel.

В Испании, напротив, все разновидности романа называются novela, а произошедшее от того же romanice слово romance с самого начала относилось к поэтическому жанру, которому также суждена была долгая история, — к романсу.

Епископ Юэ в конце XVII века в поисках предшественников романа впервые применил этот термин к ряду явлений античной повествовательной прозы, которые с тех пор тоже стали называться романами.

Эпическая природа романа

Роман господствует среди эпических жанров современной литературы. Его эпическая природа заключается в установке на универсальный охват действительности, которая преподносится сквозь призму индивидуального сознания. Роман появляется в эпоху, когда осознается ценность отдельной личности, она становится интересной сама по себе, а значит может стать предметом изображения в искусстве. Если персонажами эпоса были боги и герои, наделенные способностями намного большими, чем способности среднего человека, если в эпосе описывались события национального прошлого, то герой романа — человек обыкновенный, и каждый читатель может поставить себя на его место. Столь же очевидны отличия героев нового жанра от исключительных героев рыцарского романа, чья жизнь представала в виде цепочки необыкновенных приключений странствующих рыцарей.

Прослеживая далекие от подвига судьбы частных людей, роман воссоздает через них панораму современности; действие в романе происходит “здесь” и “сейчас”, и в этом его второе отличие от народного и героического эпоса, где действие происходит в абсолютном прошлом, и от рыцарского романа, где пространственно-временная структура принадлежит сфере волшебного.

Третье существенное отличие романа от предшествующих эпических жанров заключается в авторской позиции: героический эпос, как мы помним, отражал безличность родового сознания; хотя нам известны имена некоторых “творцов” рыцарского романа, они все-таки не сами создавали свои сюжеты, а черпали их в книжной традиции (античный и византийский циклы) либо все в той же неисчерпаемой народной традиции (бретонский цикл), то есть их авторство заключалось в обработке готового материала с относительно небольшой долей самостоятельности. Напротив, роман нового времени немыслим без автора; автор не скрывает, что его герои, их приключения являются произведением его творческой фантазии, и не скрывает своего отношения к описываемому.

Роман — жанр, с момента своего появления открыто вбирающий в себя любые элементы предшествующей литературной традиции, играющий этими элементами; жанр, обнажающий свою литературную природу. Первые романы представляли собой пародии на популярнейшие жанры средневековой литературы. Великий французский гуманист Франсуа Рабле в романе “Гаргантюа и Пантагрюэль” (1532–1553 гг.) пародирует популярные народные книги, а Мигель Сервантес в “Дон Кихоте” (часть I — 1605 г., часть II — 1616 г.) — рыцарский роман.

По своим целям и особенностям роман содержит в себе все характерные признаки эпической формы: стремление к адэкватности формы изображения жизни жизненному содержанию, универсальность и широту охвата материала, наличие многих планов, подчинение принципа передачи жизненных явлений через исключительно личное, субъективное к ним отношение (как, например, в лирике) принципу пластического изображения, когда люди и события выступают в произведении как бы сами по себе, как живые образы внешней действительности. Но своего завершенного и полного выражения все эти тенденции достигают лишь в эпической поэзии античности, образующей «классическую форму эпоса» (Маркс). В этом смысле роман есть продукт разложения эпической формы, утратившей вместе с гибелью античного общества почву для своего расцвета. Роман стремится к тем же целям, что и античный эпос, но никогда не может достичь их, ибо в условиях буржуазного общества, составляющих основу развития романа, способы осуществления эпических целей становятся настолько отличными от античных, что результаты прямо противоположны намерениям. Противоречие формы романа как раз в том и заключается, что роман как эпос буржуазного общества есть эпос общества, уничтожающего возможности эпического творчества. Но это обстоятельство, как мы увидим, составляющее главную причину художественных недостатков романа по сравнению с эпосом, одновременно доставляет ему и ряд преимуществ. Роман как разложение эпоса открывает пути к его новому расцвету, новые художественные возможности, каких не знала гомеровская поэзия.

Проблема романа

В изучении романа существует две основные проблемы, связанные с относительностью его жанрового единства:

  • Генетическая. Между историческими разновидностями романа можно установить лишь пунктирную, с трудом различимую преемственность. С учетом этого обстоятельства, а также на основании нормативно понятого жанрового содержания не раз делались попытки исключить из понятия романа «традиционный» тип романа (античный, рыцарский и вообще авантюрный). Таковы концепции Лукача («буржуазный эпос») и Бахтина («диалогизм»).
  • Типологическая. Есть тенденция рассматривать роман не исторически, а как стадиальное явление, закономерно возникающее в ходе литературной эволюции, и причислять к нему некоторые крупные повествовательные формы в «средневековых» (до-современных) Китае, Японии, Персии, Грузии и т. д

Несмотря на исключительную распространенность этого жанра, его границы до сих пор недостаточно ясны и определенны. Наряду с произведениями, носящими это имя, мы встречаем в литературе последних столетий крупные повествовательные произведения, которые называются повестями. Некоторые писатели дают своим большим эпическим сочинениям название поэмы (достаточно напомнить Гоголя, его «Мертвые души»).

Все эти большие эпические жанры существуют наряду с романом и отличаются от него, хотя их названия, так же как и у романа, мало определенны. Проблема заключается следовательно в том, чтобы подойти к самим произведениям, к их отличительным особенностям и на основании их изучения определить, что же такое роман, чем он отличается от других крупных повествовательных жанров, в чем его сущность. Подобного рода исследования неоднократно ставились историками и теоретиками литературы. Пытаясь определить особенности романа как жанра, они однако уходили в скрупулезное описание отдельных романов, их строения, их композиционного своеобразия; они искали ответа на вопрос в плоскости формальных наблюдений, на основе чисто морфологических обобщений. Они делали свое исследование статическим, упуская социально-историческую перспективу. Ярким примером такого рода исследований могут служить работы «формальной школы», в частности работы В. Б. Шкловского.

Другого рода ошибки встречаются у тех историков литературы, которые исходили из совершенно правильной методологической предпосылки: разрешение проблемы романа, как и всех прочих поэтических форм, возможно только в исторической перспективе. Они давали прежде всего историю романа, надеясь в смене всевозможных разветвлений этого жанра уловить его единство, его историческую сущность. Наглядным примером такого рода исследований является работа К. Тиандера «Морфология романа». Однако он не смог теоретически овладеть массой исторического материала, диференцировать его и наметить верную перепективу; его «морфология» романа сводилась к внешней истории этого жанра. Такова судьба подавляющего числа исследований романов этого типа.

В особом положении оказались те исследователи, которые совмещали историчность изучения с высотой теоретических предпосылок. Среди специалистов-литературоведов, представителей старого буржуазного литературоведения, таких, к сожалению, почти не оказалось. Гораздо больше сделали для теории романа крупнейшие буржуазные философы-диалектики и прежде всего Гегель. Но основные выводы гегелевской эстетики, помимо того, что они должны быть переставлены с «головы» на «ноги», еще недостаточны для построения теории романа. Для разрешения проблемы романа нужно прежде всего поставить вопрос о том, как и когда, в каких социально-исторических условиях этот жанр возник, какие и чьи художественно-идеологические запросы он собой удовлетворял, каким и чьим иным поэтическим жанрам пришел он на смену.

05.03.2016, 15520 просмотров.

Роман в русской литературе

Вы будете перенаправлены на Автор24

Роман в русской литературе

Роман – это литературный жанр, возникший в мировой литературе в еще в средние века, однако в России получивший широкое распространение только в начале 19 века.

Роман может быть написан практически в любом из существующих направлений. Различают следующие виды романа:

  • исторический,
  • реалистический,
  • романтический,
  • символический,
  • психологический,
  • сентиментальный,
  • любовный,
  • приключенческий и так далее.

На сегодняшнее время роман – самый распространенный вид эпической литературы. В романе настоящая жизнь представлена такой, какая она есть. Зачастую, герои романа – сильные личности с трагической судьбой, вынужденные бороться с препятствиями на жизненном пути. Также это персонажи, стремящиеся к идеалу, идущие против общества или каких-либо обстоятельств, представляющихся в романе обычно враждебными, или герои, не столкнувшиеся по ходу сюжета с какими-либо препятствиями, но переживающие сильные эмоции или чувства. Также в романе вполне может присутствовать какой-либо конфликт. Автор произведения при этом обычно поддерживает какую-либо одну из существующих в романе сторон.

В средние века были достаточно популярны рыцарские, а позже – более реалистичные приключенческие романы. Также были широко распространены такие виды романов, как: сентиментальный, исторический или психологический. Это в совокупности оказало влияние на мировую историческую и литературную культуру.

В русской литературе роман, как явление возник еще в 17 веке, однако свое должное развитие получил только в начале 19 века благодаря распространению таких направлений, как: сентиментализм и романтизм в литературе того времени. Самые известные произведения в жанре роман – это, конечно, творения А. С. Пушкина “Евгений Онегин”(роман в стихах), “Дубровский”, Н. В. Гоголяч – “Мертвые души”, М. Ю. Лермонтова – “Герой нашего времени”.

Все эти произведения сочетают в себе особенности, присущие русскому роману. К таким особенностям, в первую очередь, относятся:

  • Сентиментализм и чувствительность, которыми обладают главные герои;
  • Тесная связь событий, происходящих в романе, с событиями, происходящими в стране;
  • Тема “лишнего человека” в обществе, не реализовавшегося как личность.

Готовые работы на аналогичную тему

Значение романа как литературного жанра

Сочетая в себе все эти особенности, русский роман отчетливо выделяется в русской и мировой литературе. Так как же он повлиял на дальнейшее развитие русской литературы как явления? Чтобы разобраться в данном вопросе, нам следует обратиться к историческим примерам. Роман, как уже говорилось выше, возник как явление в начале 19 века. Он был нужен для того, чтобы реалистично передать события, происходившие в стране, настроения, окутывающие народ, чувства и мысли героев – обычных людей, которым приходится переживать трудности.

Художественности описаний в романах способствовали различные выразительные языковые средства: эпитеты, инверсии, метонимии, фразеологизмы. Благодаря всему этому многообразию, этот жанр оказал серьезное влияние на всю дальнейшую литературу:

  • Благодаря романтическим произведениям в русской литературе возникло множество направлений, определивших дальнейшую ее судьбу: реализм, романтизм, сентиментализм и даже символизм;
  • Благодаря данному жанру русская литература обогатилась величайшими произведениями выдающихся писателей;
  • Роман в русской литературе заслуженно стал одним из самых ярких и значимых явлений в мировой культуре, вознеся русскую литературу на вершину почета.

Так, роман оказал большое влияние на развитие русской и мировой литературы в целом, что, безусловно, выделяет его среди других жанров в русской и в мировой литературе в том числе. Какое же влияние он оказал на мировую литературу? Проанализировав некоторые произведения того времени, мы придем к выводу, что хотя и роман возник за рубежом гораздо раньше и получил более широкое распространение, но не оказал значительного влияния на ход литературы в дальнейшем. Русский же роман выдвинут в совершенно отдельную категорию. На мировую литературу он оказал следующее влияние:

  • Русский роман показал всему миру жизнь и быт в России, красоту ее природы, доброту и гостеприимство нашего народа;
  • Русский роман, как ни один другой, изобилует средствами выразительности, тропами, экспериментирует с высокой и низкой речью героев;
  • В русском романе описаны образы русских людей, разных сословий, образ самого государственного строя, что не может не вызвать интерес читателя.

Таким образом, исходя из рассмотрения всех вышеперечисленных исторических и литературных примеров, можно прийти к выводу о том, что возникший в начале 19 века литературный жанр русский роман оказал большое влияние не только на отечественную, но и на мировую литературу.

Роман был призван заинтересовать обширный круг читателей, и он действительно получил широкое распространение, а также был поставлен на отдельную почетную полочку в мировой литературе. Без сомнения, можно сказать, что роман в русской литературе – это величайшее явление, изменившее весь литературный мир, влияющее на умы и души прошлых, настоящего и будущих поколений. Роман в русской литературе – это ценнейшее наследие нашей культуры и истории, отражающее в себе их лучшие черты, и способное сохранить их для потомков.

Роман — определение, признаки и значение в литературе

Определение и характеристика

Термин «роман» представляет собой особый литературный жанр, чаще носящий прозаический характер. Этот жанр зародился в средневековье и представлял собой рассказы на народном языке. В настоящее время является одним из самых распространенных видов эпической литературы. В отличие от повести, роман характеризуется более сложным содержанием и широким диапазоном описываемых событий. Они всегда разворачиваются в цельном художественном пространстве, а не в каком-либо одном эпизоде.

Основное место в романе отводится борьбе человека с различными социальными противоречиями, а также стремлению личности к некоему идеалу. Особое место в романе занимает также описание жизни и личности главных действующих лиц в кризисные и достаточно нестандартные периоды их жизни. Необходимо отметить тот факт, что наиболее типичным для романиста является описание в основном бытовых забот главных героев.

Также в литературе существует такое понятие как «романс». В русской литературе к романсу обычно относят лирический характер стихотворения. Отличительными признаками романса являются небольшой объем, а также музыкальное переложение текста. Литературными произведениями, относящимися к этому жанру, считаются различные стихотворения, положенные на музыку.

Признаки романа

Как особому литературному жанру, роману присущи некоторые специфические черты:

  • одним из первых признаков является особенность сюжета в романе. Он характеризуется разветвленностью и множественностью линий. Прежде всего, главным персонажам присущи свои сюжетные линии, причем автор описывает их не кратко, а довольно подробно. В качестве примера выступает роман Ивана Александровича Гончарова, получившего название «Обломов». В художественном произведении подробно описывается история Обломова, Штольца, Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны;
  • персонажи романа отличаются многообразием, прежде всего, по возрастной категории, темпераменту, взглядам и принадлежности к тем или иным социальным группам;
  • тематика и проблематика романа достаточно глобальны;
  • описание обширного исторического периода. В качестве примера выступает роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир», в котором действия разворачиваются в полтора десятилетия;
  • исторический фон характеризуется своей проработанностью, а также соотнесенностью судеб героев с особенностями эпохи.

Композиция и композиционные приемы

Композиция представляет собой совокупность элементов и изобразительных приемов художественного литературного произведения, а также его структуру. Благодаря композиции удается достичь целостности романа в соответствии с авторским замыслом. К элементам композиции следует отнести части и главы, прологи и эпилоги, любовные письма женщины и мужчины, песни, монологи и другие элементы. В качестве примера можно привести роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», в котором Татьяна пишет письмо к Онегину и наоборот.

При создании романа автор исходит из своих принципов и стилей, то есть он самостоятельно осуществляет выбор элементов композиции, а также определяет их взаимодействие и последовательность. Соответственно, для достижения этой цели используются особые композиционные приемы в романе, к которым можно отнести следующие:

  • обратная композиция, при которой действия начинаются с конца событий, а последующие эпизоды в дальнейшем объяснят причины произошедшего, таким образом, восстановив ход событий романа. Этот прием использовал Николай Гаврилович Чернышевский в своем романе «Что делать?»;
  • кольцевая композиция. Суть состоит в использовании повтора строф, когда последняя строфа повторяет первую, или же в применении художественных описаний. Также при этом приеме автор использует описание событий, которые происходят в начале и конце романа в одном и том же месте с одинаковыми персонажами;
  • прием ретроспекции, при котором в произведении происходит возвращение действий в прошлое в тот момент, когда происходило зарождение причин происходящего в настоящий момент повествования. Прием ретроспекции использует в своем романе «Отцы и дети» Тургенев в момент рассказа о Павле Петровиче Кирсанове;
  • прием «рассказ в рассказе», который является составной частью ретроспекции. Этот метод используется, например, в произведении Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», в котором приводится исповедь одного из героев и письмо Пульхерии Александровны. Также это встречается в произведении «Ася» Ивана Сергеевича Тургенева и «Крыжовник» Антона Павловича Чехова;
  • зеркальная композиция, основой которой является использование симметрии образов, эпизодов и различных слов. Этот прием часто встречается у Владимира Владимировича Маяковского в стихотворении «Из улицы в улицу», у Марины Ивановны Цветаевой, а также в поэме Александра Блока «Двенадцать»;
  • прием так называемого композиционного «разрыва», при котором действия литературного произведения обрываются в конце главы на самом интересном месте, при этом новая глава повествует читателю уже о других событиях. Этот прием встречается у Федора Михайловича Достоевского в его произведении «Преступление и наказание», а также у Михаила Афанасьевича Булгакова в романе «Мастер и Маргарита», а также «Белая гвардия». В настоящее время композиционный «разрыв» является излюбленным методом авторов различного рода авантюрных и детективных произведений, где роль интриги бывает достаточно значительной.

Таким образом, композиция является одним из методов реализации авторской идеи, поскольку она служит выражением формы литературного произведения. Именно через композицию происходит выражение сути и содержания романа.

Однако необходимо отметить тот факт, что его своеобразие состоит в отсутствии достаточно жестко определенной композиционной структуры, а также различного рода жанровых ограничений.

Особенность и художественное своеобразие романа Пушкина «Евгений Онегин»

Знаменитый пушкинский роман в стихах во многих отношениях стал уникальным явлением русской литературы. Его своеобразие проявляется как на уровне формы, так и на уровне содержания.

Прежде всего, это первый русский роман, и при этом – в стихах. Роман с полноценной, пусть и крайне простой, фабулой, с несколькими планами изображения, с пересечением сюжетов социально-бытовой, культурно-исторической и частной человеческой жизни.

Называя своё произведение «собраньем пёстрых глав», автор предчувствует недоумение читателя по поводу обозначения жанра.

Традиционно европейский роман, долгое время служивший литературным каноном, писался в прозе, имел больший объём, более чёткую структурированность.

Пушкин сохраняет романную композицию, плотно перевивая её лентами и цветами лирической образности. «Евгений Онегин» сочетает черты всех трёх родов литературы: эпоса, лирики и драмы.

От эпоса роман берёт сюжетность, протяжённость во времени, обилие действующих лиц.

От лирики – образ лирического «я», присутствие которого наполняет произведение воздухом современности, чувством достоверности происходящего, ироничной оценочностью.

С драмой роман роднит её диалогичность. Эпизоды дуэли с Ленским, объяснений Онегина и Татьяны очень сценичны. Недаром в 19 веке роман был представлен в виде оперы, музыку для которой написал П. И. Чайковский, а в 20-м много раз экранизировался.

Вторая особенность «Евгения Онегина» — полифония.

Роман вобрал в себя приметы целой эпохи, её обычаи, нравы, подробности проведения балов и званых вечеров, описания театров, модных салонов, гастрономических и модных мелочей.

Ножки балерины Истоминой соседствуют здесь с отсылкой к экономической теории Адама Смита, а сонник Мартына Задеки с книжной полки Татьяны – с рецептами деревенских кушаний. Всё это позволило В. Г. Белинскому назвать «Онегина» «энциклопедией русской жизни».

Большинство тем и мотивов, затронутых в Онегине, разошлось по всей последующей литературе.

В условной дружбе Онегина и Ленского предугадывается приятельство тургеневских героев Базарова и Кирсанова из романа «Отцы и дети».

Тему отношений дядюшки и племянника разовьёт в романе «Обыкновенная история» И. А. Гончаров. Пушкинская Татьяна откроет галерею классических женских образов «русских мадонн». Появятся «тургеневские девушки», толстовская княжна Марья, Ольга Ильинская из «Обломова».

Сам Онегин, как известно, даст повод для разговора о так называемых «лишних людях» в литературе. После него появятся Григорий Печорин, Евгений Базаров, Марк Волохов, Родион Раскольников.

Наконец, «Евгений Онегин» — роман неоконченный.

Пушкин мечтал о продолжении своего творения, где был намерен коснуться истории декабристского движения. По разным причинам этот замысел не был реализован, а вот традиция незаконченности как отличительная черта русского романа осталась.

В «Евгении Онегине» всё впервые. Он ярким фейерверком зажёгся на литературном небосклоне, чтобы навсегда задать главный любовный и нравственный сюжет российской культуры: отвержение любви и последующее перерождение через осознание утраченного счастья.

Виды романов

Этот литературный жанр имеет в своем роде множество разновидностей, каждая из которых имеет определенную разницу или отличия. Классификация может быть представлена в следующем виде:

  • исторический. Описание крупных исторических событий, которые имели «переломный» характер в развитии тех или иных временных периодов. Также имеет место характеристика судьбы человека в разные исторические эпохи в соответствии с их особенностями;
  • фантастический. Представляет собой особый литературный жанр, который означает повествование о тех событиях, которые выходят за рамки привычного материального мира;
  • психологический. Специфика этого вида литературных произведений заключается в повествовании особенностей, а также мотивов поведения человека в определенных обстоятельствах. В таких произведениях подробно раскрываются как внутренние свойства, качества, так и этапы становления человеческой натуры, которые индивидуальны у каждого человека. Также имеет место рассмотрение различных психологических типов людей, имеющих различный темперамент.
  • философский. Такие литературные произведения разъясняют читателю систему и принципы философских представлений автора о существующей окружающей действительности и обществе;
  • социальный. Здесь имеют место описания законов организации общества, а также изучение влияния законов на закономерности общественного развития. В произведениях авторы уделяют внимание характеристике отдельных социальных групп, особенностям их функционирования;
  • описание быта. Специфика вида заключается в повествовании о бытовой или повседневной жизни человека с учетом имеющихся у него привычек. Также раскрываются этнографические подробности и моральные нормы, присутствующие в обществе;
  • авантюрный. В таких произведениях центральное место занимают приключения главного героя. При этом второстепенными считаются происхождение и особенности темперамента персонажей, а также исторические события, которые неинтересны автору;
  • утопия. Такие литературные произведения, по мнению автора, представляют читателю как идеальное государственное устройство, так и прекрасное будущее человека. Утопия характеризуется верой автора в непоколебимость и безупречность его идей и взглядов. Жанр относится, скорее, к научной фантастике;
  • антиутопия является противоположностью утопическому жанру. В антиутопии автор рисует общество и окружающую действительность, какими они не должны быть, но могут стать по вине общества;
  • эпопея. Отличительной чертой эпопеи является создание широкого полотна человеческого бытия. В эпопее обычно описывается жизнь не одного человека, а целых семей или даже династий. При этом действия разворачиваются на широком историческом фоне в течение длительного временного аспекта.

Все эти жанры прижились в русской литературе и широко представлены на протяжении всего девятнадцатого и двадцатого веков. Однако каждая историческая эпоха характеризуется наличием определенного вида литературного жанра. Так, в русской литературе второй половины девятнадцатого века доминирующим жанром являлся реалистический роман, содержание которого носило социально-философский характер или же описание быта. В свою очередь, двадцатый век отличался широким развитием и распространением всех романтических жанров.

Таким образом, роман как литературный жанр занимает весьма важное место в русской классической литературе. Одной из задач является изображение трансформации главного героя в тех или иных обстоятельствах, а также рассказ о событиях в жизни персонажей, описание их судеб. Роман повествует читателю о действиях, а также о переломных моментах в судьбе нации, разворачивавшихся в контексте определенной исторической эпохи.

Важность литературного жанра обуславливается еще и тем, что он способствует воспитанию у отдельного человека и общества в целом определенных нравственных ценностей.

Художественные особенности романа

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Роман

Роман это большая форма эпического жанра литературы Нового времени. Его наиболее общие черты: изображение Человека в сложных формах жизненного процесса, многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц, многоголосие, отсюда — большой объем сравнительно с другими жанрами. Возникновение жанра или его предпосылок относят нередко к древности или Средневековью. Так, говорят об «античном романе» («Дафнис и Хлоя» Лонга; «Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея; «Сатирикон» Петрония) и «рыцарском романе» («Тристан и Изольда», 12 век; «Парцифаль», 1198-1210, Вольфрама фон Эшенбаха; «Смерть Артура», 1469, Томаса Мэлори). Эти прозаические повествования действительно имеют некоторые черты, сближающие их с романом в современном смысле слова. Однако это скорее аналогичные, чем однородные, явления. В античной и средневековой повествовательной прозаической литературе нет ряда тех существеннейших свойств содержания и формы, которые играют определяющую роль в романе. Правильней будет понимать названные произведения античности как особенные жанры идиллической («Дафнис и Хлоя») или комической («Сатирикон») повести, а истории средневековых рыцарей рассматривать как своеобразный жанр рыцарского эпоса в прозе. Роман в начинает формироваться лишь в конце эпохи Возрождения. Его зарождение связано с той новой художественной стихией, которая первоначально воплотилась в ренессансной новелле, точнее — в особом жанре «книги новелл» типа «Декамерон» (1350-53) Дж.Боккаччо. Роман явился эпосом частной жизни. Если в предшествующем эпосе центральную роль играли образы героев, открыто воплощавших в себе силу и мудрость целого человеческого коллектива, то в романе на первый план выходят образы людей обыкновенных, в действиях которых непосредственно выражается только их индивидуальная судьба, их личные устремления. Предшествующий эпос основывался на больших исторических (пусть даже легендарных) событиях, участниками или творцами которых выступали основные герои. Между тем роман (за исключением особенной формы исторического романа, а также романа-эпопеи) основывается на событиях частной жизни и к тому же обычно на вымышленных автором фактах.

Отличие романа от исторического эпоса

Действие исторического эпоса, как правило, развертывалось в отдаленном прошлом, своеобразном «эпическом времени», между тем как для романа типична связь с живой современностью или хотя бы с самым недавним прошлым, за исключением особого вида романа — исторического. Эпос имел прежде всего героический характер, был воплощением высокой поэтической стихии, роман же выступает как прозаический жанр, как изображение будничной, повседневной жизни во всей многогранности ее проявлений. Более или менее условно можно определить роман как жанр принципиально «средний», нейтральный. И в этом ярко выражается историческая новизна жанра, ибо ранее господствовали жанры «высокие» (героические) либо «низкие» (комические), а жанры «средние», нейтральные, не получили широкого развития. Роман явился наиболее полным и законченным выражением искусства эпической прозы. Но при всех отличиях от предшествующих форм эпоса роман является наследником древней и средневековой эпической литературы, подлинным эпосом Нового времени. На совершенно новой художественной основе в романе, как говорил Гегель, «снова полностью выступает богатство и многообразие интересов, состояний, характеров, жизненных отношений, широкий фон целостного мира». Отдельный человек не выступает более как представитель определенной группы людей; он обретает свою личную судьбу и индивидуальное сознание. Но в то же время отдельный человек непосредственно связан теперь не с ограниченным коллективом, но с жизнью целого общества или даже всего человечества. А это, в свою очередь, приводит к тому, что становится возможным и необходимым художественное освоение общественной жизни сквозь призму индивидуальной судьбы «частного» человека. Романы А.Прево, Г.Филдинга, Стендаля, М.Ю.Лермонтова, Ч.Диккенса, И.С.Тургенева в личных судьбах основных персонажей раскрывают самое широкое и глубинное содержание общественной жизни эпохи. Причем во многих романах нет даже сколько-нибудь развернутой картины жизни общества как таковой; все изображение сосредоточено на частной жизни индивида. Однако, поскольку в новом обществе частная жизнь человека оказалась неразрывно связанной со всей жизнью общественного целого (хотя бы человек и не выступал как политический деятель, руководитель, идеолог), — совершенно «частные» поступки и переживания Тома Джонса (у Филдинга), Вертера (у Гёте), Печорина (у Лермонтова), госпожи Бовари (у Флобера) предстают как художественное освоение целостной сущности породившего этих героев общественного мира. Поэтому роман смог стать подлинным эпосом Нового времени и в наиболее монументальных своих проявлениях как бы возродил жанр эпопеи. Первой исторической формой романа, которой предшествовали новелла и эпопея Возрождения, явился плутовской роман, активно развивавшийся в конце 16 — начале 18 века («Ласарильо с Тормеса», 1554; «Франсион», 1623, Ш.Сореля; «Симплициссимус», 1669, Х.Я.К.Гриммельсхаузена; «Жиль Блаз», 1715-35, А.Р.Лесажа). С конца 17 века развивается психологическая проза, имевшая огромное значение для становления романа (книги Ф.Ларошфуко, Ж.Лабрюйера, повесть Мари Лафайет «Принцесса Клевская», 1678). Наконец, очень важную роль в формировании романа сыграла мемуарная литература 16-17 веков, в которой впервые стали объективно изображаться частная жизнь и личные переживания людей (книги Бенвенуто Челлини, М.Монтеня); именно мемуары (или, точнее, путевые записки моряка) послужили основой и стимулом для создания одного из первых великих романов — «Робинзон Крузо» (1719) Д.Дефо.

Роман достигает зрелости в 18 веке. Один из самых ранних подлинных образцов жанра—«Манон Леско» (1731) Прево. В этом романе как бы слились в новаторскую органическую целостность традиции плутовского романа, психологической прозы (в духе «Максим», 1665, Ларошфуко) и мемуарной литературы (характерно, что этот роман первоначально появился как фрагмент многотомных вымышленных мемуаров некоего лица). В течение 18 века роман завоевывает господствующее положение в литературе (в 17 веке он еще выступает как боковая, второстепенная сфера искусства слова). B романе 18 века развиваются уже две разные линии — роман социально-бытовой (Филдинг, Т.Дж.Смоллетт, Ш.Б.Луве де Кувре) и более мощная линия психологического романа (С.Ричардсон, Ж.Ж.Руссо, Л.Стерн, И.В.Гёте и др.). На рубеже 18-19 веков, в эпоху романтизма, жанр роман переживает своего рода кризис; субъективно-лирический характер романтической литературы противоречит эпической сущности романа. Многие писатели этого времени (Ф.Р.де Шатобриан, Э.П.де Сенанкур, Ф.Шлегель, Нёвалис, Б.Констан) создают романы, которые напоминают скорее лирические поэмы в прозе. Однако в это же время переживает расцвет особенная форма — исторический роман, который выступает как своего рода синтез романа в собственном смысле и эпической поэмы прошлого (романы В.Скотта, А.де Виньи, В.Гюго, Н.В.Гоголя). В целом период романтизма имел для романа обновляющее значение, подготовил новый его взлет и расцвет. На вторую треть 19 века приходится классическая эпоха романа (Стендаль, Лермонтов, О.Бальзак, Диккенс, У.М.Теккерей, Тургенев, Г.Флобер, Г.Мопассан и др.). Особенную роль играет русский роман второй половины 19 века, прежде всего романы Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского. В творчестве этих величайших писателей достигает качественно нового уровня одно из решающих свойств романа — его способность воплотить всеобщий, всечеловеческий смысл в частных судьбах и личных переживаниях героев. Углубленный психологизм, освоение тончайших движений души, характерное для Толстого и Достоевского, не только не противоречат, но, наоборот, определяют это свойство. Толстой, отмечая, что в романах Достоевского «не только мы, родственные ему люди, но иностранцы узнают себя, свою душу», объяснял это так: «Чем глубже зачерпнуть, тем общее всем, знакомее и роднее» (Толстой Л.Н. О литературе). Роман Толстого и Достоевского оказал воздействие на дальнейшее развитие жанра в мировой литературе. Крупнейшие романисты 20 века — Т.Манн, А.Франс, Р.Роллан, К.Гамсун, Р.Мартен дю Гар, Дж.Голсуорси, Х.Лакснесс, У.Фолкнер, Э.Хемингуэй, Р.Тагор, Р.Акутагава — явились прямыми учениками и последователями Толстого и Достоевского. Т.Манн сказал, что романы Толстого «вводят нас в искушение опрокинуть соотношение между романом и эпосом, утверждаемое школьной эстетикой, и не роман рассматривать как продукт распада эпоса, а эпос — как примитивный прообраз романа» (Собрание сочинений: В 10 томах).

В первые послеоктябрьские годы была популярна идея, согласно которой в новом, революционном романе главным или даже единственным содержанием должен стать образ массы. Однако при реализации этой идеи роман оказался под угрозой распада, он превращался в цепь бессвязных эпизодов (например, в произведениях Б.Пильняка). В литературе 20 века частое стремление ограничиться изображением внутреннего мира личности выражается в попытках воссоздать так называемый «поток сознания» (М.Пруст, Дж.Джойс, школа «нового романа» во Франции). Но, лишенный объективно-действенной основы, роман, в сущности, теряет свою эпическую природу и перестает быть романом в подлинном смысле слова. Роман может действительно развиваться лишь на почве гармонического единства объективного и субъективно, внешнего и внутреннего в человеке. Это единство свойственно крупнейшим романам 20 века — романам М.А.Шолохова, Фолкнера и др.

В многообразии жанровых определений роман просматриваются две большие группы: тематические определения — автобиографический, военный, детективный, документальный, женский, интеллектуальный, исторический, морской, политический, приключенческий, сатирический, сентиментальный, социальный, фантастический, философский, эротический и др.; структурные — романы в стихах, роман-памфлет, роман-притча, роман с ключом, роман-сага, роман-фельетон, роман-ящик (набор эпизодов»), роман-река, эпистолярный и пр., вплоть до современных телеромана, фоторомана. Особняком стоят исторически сложившиеся обозначения романа: античный, викторианский, готический, модернистский, натуралистический, плутовской, просветительский, рыцарский, эллинистический и др.

Слово роман произошло от французского roman, что в переводе означает — первоначально произведение на романских языках.

Ссылка на основную публикацию