Ершалаимские главы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» – анализ, суть и описание образов

Ершалаимские главы в романе Мастер и Маргарита

Роман «Мастер и Маргарита», написанный Михаилом Булгаковым, имеет одну композиционную особенность — это наличие романа в романе. Таким образом, кроме основной сюжетной линии, происходящей в Москве, есть еще одна линия, происходящая в Ершалаиме. Эта вторая линия является романом Мастера, его своеобразным изложением евангельской истории об Иисусе Христе.

Главными героями этой истории являются Иешуа Га-Ноцри — нищий бродяга, проповедник истины — и Понтий Пилат — прокуратор Иудеи. Эти герои встречаются тогда, когда Иешуа приговаривается к смертной казни. Понтий Пилат был удивлен, когда осужденный смог угадать его головную боль и вылечить ее. Иешуа поразил героя своей проницательностью. Понтий Пилат понял, что это непростая личность, выдающаяся. Он захотел помочь бродяге, но никак нельзя было изменить приговор, ведь Иешуа не только обвинялся в организации бунта, но еще и в оскорблении государя. Понтий Пилат был очень разочарован в том, что не смог помочь хорошему человеку. Это волновало его всю его жизнь.

Ершалаимские главы сильно выделяются на фоне всего повествования. Во-первых, они написаны необычайно ярким и живым языком. Во-вторых, здесь нет того юмора и комизма, который присущ московским главам. Язык и манера повествования ершалаимских глав характеризуется некой возвышенностью, трагизмом, драматичностью. Сцены, созданные автором, будто бы оживают в сознании читателя.

Между московскими и ершалаимскими главами можно провести в некотором отношении параллель. Мастер чем-то напоминает Иешуа Га-Ноцри, особенно в отношении с Иваном Бездомным. Мастер делится с юным поэтом своим опытом и мудростью, меняет его мировоззрение. Кстати, у Иешуа тоже был ученик — Левий Матвей, но он отличался от Ивана Бездомного. Левий Матвей больше держался за свое понимание учения наставника, в то время как Бездомный принял понимание Мастера.

Для чего автор вообще включил эту историю в роман? Таким образом писатель хотел показать, что говорить истину нелегко. Понтий Пилат мог сказать правду и защитить Иешуа Га-Ноцри, но это стоило бы ему карьеры, а ,возможно, и жизни. За две тысячи лет ничего не изменилось, и в булгаковской Москве действуют те же порядки. Поэты пишут стихи о том, во что не верят, иначе они не смогут получить доход и признание. Но точно как и в Ершалаиме в Москве тоже есть свои искать истины — Мастер, и его искания были награждены покоем и счастьем, но уже не в земном мире.

2 вариант

Стоит сказать о том, что Булгаковым был создан весьма уникальный стиль, в котором он в одной повествовательной линии смог добавить другие. Благодаря этому, можно увидеть, как в этом произведении центральный герой создал произведение, которое отражено автором. Благодаря Ершалаимским главам в данной истории, автор хотел показать сравнение жизни в Москве с тем, что происходило в произведении. Также, можно добавить и тот факт, что центральными персонажами в произведении явился Иешуа, который представлен в образе бродячего мыслителя. Можно выделить пятого прокуратора Понтия Пилата, который также появляется в рассказе довольно часто. Такой персонаж, как Иешуа сравнивается многими читателями с Иисусом. В основном такое сравнение происходит потому, что события, описанные автором, походят на истории из Евангелие.

Сохранены в Иешуа характер и мысли божественного персонажа. Однако, стоит сказать, что он создан Булгаковым лишь в качестве прототипа для божественного героя, так как является более приземленной и очеловеченной фигурой в произведении. Стоит сказать, что перед тем, как ему будет суждено умереть, он стоит до конца на своих принципах, и в этом вопросе он не намерен отступать от взглядов. Верит герой в то, что не существует исключительно плохих или злых людей, и всех можно перевоспитать. Проповедуя христианство, он старается учить людей доброте, пониманию и заботе друг о друге.

Понтия Пилата автор отобразил в качестве человека, у которого в руках находилась власть. Стоит сказать, что он допрашивал главного героя в лице Иешуа. И если вначале он относился к нему, как к безумцу с рядом отрицательных идей, то, поняв его слова глубже, принял многие из них за справедливые и верные. Несмотря на то, что в душе он хотел помиловать Иешуа, но боялся лишиться своей карьеры, и понял, что все-таки казнит героя. Обманув себя в этом вопросе, герой обрек свою душу на вечные муки и страдания, и теперь ей не суждено обрести покой ни в этом, ни в загробном мире. В Ершалаимских главах отображено то, насколько важно оставаться верным своим идеям и принципам. Стоит сказать, что в них заложен огромный философский смысл, который заключался в том, чтобы донести до читателя то, что следует помогать людям и заботиться о ближних. Произведение получилось очень ярким, интересным, и созданным в совершенно нестандартной форме, благодаря чему читать его становится еще интересней и загадочней.

Также читают:

Картинка к сочинению Ершалаимские главы в романе Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

Сегодня я расскажу о том, как мне посчастливилось один раз побывать в театре, где показывают балет и оперу. Этот день запомнился мне навсегда. Помню, как мама предложила мне посетить вместе с ней этот театр

Свое свободное время я привыкла проводить за своим хобби, но не всегда получается весь день посвятить этому. Выходной день у меня один – это воскресение.

В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» меня особенно заинтересовала судьба главного героя – Евгения Онегина.

Пимен не был настоящим историческим лицом, Пушкин не нашел для него и прототипа среди летописцев. Автор собрал его образ по маленьким частицам из характеров разных монахов-летописцев, проживающих на территории древней Руси

Родители на день рождения сделали подарок – билет в дельфинарий. Так родители исполнили мою маленькую заветную мечту. Подарок вызвал у меня чувство радости и благодарности

Ершалаимские главы в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»

В своем нашумевшем произведении Михаил Булгаков использует нестандартный авторский прием. Особую роль играют в романе «Мастер и Маргарита» Ершалаимские главы. Они противопоставляются современной Москве описываемого времени. А герои, присутствующие в обеих частях, в конце встречаются. Пересечение сюжетных линий заставляет персонажей поверить в Господа и нечистую силу.

  1. Центральные персонажи
  2. Смысл и роль Ершалаимских глав
  3. Краткое содержание
  4. Понтий Пилат
  5. Казнь на Лысой горе
  6. Спасение Иуды
  7. Погребение и отмщение

Центральные персонажи

Образы главных героев Ершалаимских глав в романе «Мастер и Маргарита» были позаимствованы писателем из евангельских строк. Тут присутствуют и библейские события, например предательство Иуды, казнь Иисуса Христа, и герои-прототипы. Ввел Булгаков события, схожие с историями из Библии, неспроста.

Действующих лиц в данной части произведения не так много:

  1. Прокуратор Иудеи — Понтий Пилат. Он стал пятым человеком, занимающим столь высокую должность. Он вынужден устраивать допрос Иешуа, хотя испытывает к мыслителю симпатию. Прокуратор понимает, что во многом странник прав. Несмотря на это, представитель власти настолько боится потерять свое влияние, что выносит смертный приговор Га-Ноцри. Это решение не приносит герою счастья, ему приходится до конца жизни сожалеть о содеянном.
  2. Иешуа Га-Ноцри — бродячий мыслитель, рассуждающий о том, что неугодно правительству, за что ему приходится поплатиться собственной жизнью. Прототипом главного героя стал Иисус. Это прослеживается в жизненном описании, мышлении и даже внешности, данной автором персонажу. В нем есть божественные черты, но в произведении Булгакова Иешуа приближен к людям. Он очеловечен, обладает приземленными привычками, мыслями. Его цель — отстаивание высшей истины, продвижение в народные массы идеи о несуществовании плохих людей на земле, проповедничество христианских законов. Бескомпромиссность мыслителя приводит того к смерти.

История жизни Иешуа совершенно противоположна Иисусу из Назарета. Отважный и сострадательный человек не является сыном Божьим, поэтому ему не суждено воскреснуть. В Ершалаимские главы Булгаков вложил следующий смысл — прославление человека как высшей ценности. Авторский Понтий Пилат также отличается от своего прототипа. Он более человечный, благородный, сострадательный. В конце произведения герой таки получает прощение.

Смысл и роль Ершалаимских глав

Московская жизнь в романе «Мастер и Маргарита» и главы о Ершалаиме (номер 2, 16, 25, 26) соединены важной идеей — это обретение истины. Иешуа Га-Ноцри популяризует отсутствие власти, он не боится идти против устоев, пропагандировать собственные мысли. Ища истину, герои ведут диалоги.

Понтий Пилат хотел спасти мыслителя-проповедника, но не может пойти против вышестоящей власти. Должностные обязанности заставляют прокуратора Иудеи казнить ни в чем неповинного человека. Физически Иешуа умирает, но обретает духовную победу над противниками, ведь доказывает таким образом правильность собственных утверждений. Прокуратор же теряет после проступка вечный покой. Истина кроется в его совести.

Роль Ершалаимских глав заключается в противопоставлении Москвы древнему городу. Значение в сравнение автор вложил следующее:

  • Беспокойство современного мира и ценность денег.
  • Степенность и размеренность жизни в Ершалаиме, что подталкивает к поиску истины.
  • Принятие судьбоносных решений, вершение судеб.
  • Контрастность параллельных миров, наталкивающая на размышления о вечных проблемах, например, противостояние добра и зла, выбор между честностью перед самим собой и властью.

Это приводит к логичному выводу, что каждый человек ответственен за свою духовную чистоту и покой. Только от его решений и способности нести за них ответственность зависит судьба.

Краткое содержание

Ершалаимские главы — это неотъемлемая часть романа, ставшая композиционной основой. Авторское решение влияет на смысл, заложенный писателем в произведение. Анализ и краткое содержание этой части позволит написать емкое сочинение или подготовить к литературному уроку презентацию по теме. А также понять, зачем Булгаков создал отсылку к Ершалаиму и библейским историям. Чтобы подробнее разобраться в проблематике, рекомендуется читать произведение полностью.

Понтий Пилат

Перед прокуратором Иудеи предстает странник Иешуа Га-Ноцри. Его привели на допрос к Понтию Пилату. Решение было за высокопоставленным наместником римского кесаря. Допрашивая мыслителя-проповедника, прокуратор проникается симпатией к нему. Приговоренный Иудейским Синедрионом к смертной казни считает всех людей добрыми. Симпатия возникает не только из-за мировоззрения Иешуа, но и по причине удивительного излечения им приступа гемикрании.

Понтий Пилат становится сперва на сторону Га-Ноцри. Он утверждает, что приговоренный — лишь душевнобольной, который никогда не подбивал людей к поиску истины и городским беспорядкам. Главная цель прокуратора — держать мыслителя около себя в Кесарийской резиденции.

Несмотря на это, вершителю судеб приносят доказательства подстрекательства со стороны Иешуа. Эти речи растолковали как проповеди, направленные против власти римского кесаря. Пилат пытается все-таки спасти смертника и подсказывает тому, что говорить, дабы скрыть факт подстрекательства. Арестованный не слушает советчика, говорит правду. Тогда тот решает спасти философа, обращается за помощью к первосвященнику Каифу, выпрашивая для Иешуа помилование. Принято решение отпустить Варраввана.

Казнь на Лысой горе

Всех приговоренных к смерти привозят на Лысую гору. Следом за процессией идут зеваки, желающие посмотреть на зрелище. После распятия глазеющие расходятся, не вынося палящего солнца. Остаются только солдаты. О спасении Иешуа молит Левий Матвей — ученик Га-Ноцри, сборщик податей. Но казненный продолжает мучиться от истязаний. Смерть не приходит. Левий проклинает Господа. Иешуа периодически теряет сознание и снова приходит в себя.

Скоро должен пойти дождь. Распятым смачивают губы влажными губками, из которых также можно испить воды. Несчастных добивают солдаты уколами копий в сердца. В это время они произносят слова прославления прокуратора за его великодушие. Дождь разгоняет солдат. Но гроза не становится причиной для побега Левия Матвея, который снимает труп учителя с креста и похищает его.

Спасение Иуды

Ершалаим напитывался каплями дождя. Прокуратор ожидал вестей с места казни. Понтий Пилат зол, он гневно разбивает кувшин с вином, лежит около стола с едой. Перед властителем показывается начальник тайной службы Афраний. Он рассказал, что все прошло хорошо, горожане не буйствуют. Потом гость поведал историю об Иешуа, который отказался от предсмертного питья и доверительно заглядывал в глаза солдатам, улыбаясь при этом растерянной улыбкой.

Га-Ноцри ничего не проповедовал. Он только сказал, насколько порочны трусливые люди. Он никого не винил в своей смерти. Пилат приказывает Афранию похоронить тела казненных людей и позаботиться о безопасности Иуды из Кириафа. До прокуратора дошли слухи, что того должны зарезать в скором времени.

Погребение и отмщение

Нет прокуратору покоя. Мужчина ощущает, что утратил что-то ценное. Свою безнадегу он пытается исправить мелкими поступками. Порой его утешают беседы с Бангой (псом). Афраний отправляется к Низе — возлюбленной Иуды. В это время предатель получает вознаграждение за предательство Иешуа во дворце Каифы.

Стоит праздничная ночь Пасхи. Иуда встречается с Низой. Она попросила встретиться в масличном саду. Там с предателем расправляются мужчины, нанятые Афранием по приказу Понтия Пилата. Лишается Иуда не только жизни, но и кошелька, заполненного тридцатью сребрениками.

Прокуратору снится, как он идет подле с Иешуа. Их путь освещает лунная дорога. Они спорят и ведут счастливую беседу. Пилату кажется, что казни не было. Подле него идет Банга. Мужчина рассказывает о том, что понимает, почему трусость является главным пороком. Сейчас бы он распрощался с карьерой ради спасения жизни мыслителю.

Левий Матвей отдает тело Иешуа. Он собирается отомстить Иуде, убить того. Но о смерти предателя ученику философа сообщает прокуратор.

Урок по теме “Ершалаимские главы в романе “Мастер и Маргарита”
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме

Один из уроков по роману М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”. Основные проблемы – выявить основные философско-этические проблемы романа и показать как развивается тема совести на страницах глав о Понтии Пилате.

Скачать:

ВложениеРазмер
ershalaimskie_glavy_v_romane.docx25.04 КБ
ershalaimskie_glavy_v_romane.pptx86.78 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Ершалаимские главы в романе «Мастер и Маргарита»

Цель: 1. показать, как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности. 2. Развивать умение анализировать текст художественного произведения. 3. Воспитывать уважение к чужому мнению и культуру общения.

КУМО : вопросы на экране, фрагмент кинофильма, все вопросы урока продублированы в мультимедийной презентации.

Компетенции: культуроведческая, языковая

Тип урока : урок применения знаний

Формы учебной деятельности : индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивационный этап:

выявить основные философско-этические проблемы романа;

как развивается тема совести на страницах глав о Понтии Пилате.

  1. Поэтическая пятиминутка

Слово учителя. Литература ставит в центр Мира понятия добра и зла, совести, благородства, гордыни и смирения, греха и покаяния и другие, то есть те понятия, которые, собственно, и делают человека человеком. Другими словами, ценности определяют наше поведение. Об этом пойдёт сегодня речь на нашем уроке.

На доске стихотворение Б.Окуджавы, учащиеся выписывают в тетрадь ключевые слова:

Совесть, Благородство и Достоинство –

Вот оно святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрёшь как человек.

(Совесть, благородство, достоинство, святое воинство, лик его, свой век, человек)

Все эти слова свойственны внутреннему состоянию человека, пытающегося понять самого себя, свой внутренний мир, мир своей души. Интересно, каков мир души у героев библейских глав романа «Мастер и Маргарита»?

Как вы определите композицию романа? ( Роман в романе)

В чём проявляется своеобразие композиции романа? ( Параллельное развитие трёх сюжетных линий)

Каков жанр романа? ( Роман многожанров)

Назовите основные темы романа. ( Библейское предание, история двух влюблённых, московские сатирико-бытовые сцены)

III. Работа по основной теме:

Чтение эпиграфа: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Современный поэт

Смысловой центр урока (на доске)

– Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. (Иешуа)

– Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок. (Пилат)

Трусость – крайнее выражение внутренней подчинённости, несвободы духа, главная причина подлостей на земле. (В.Лакшин)

Совесть – внутренний компас человека, его моральный суд над собой. (В.Лакшин)

  1. Основной проблемный вопрос урока

Что делает Понтия Пилата главным героем булгаковской интерпретации библейского сюжета?

  1. Как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности? (ответ на вопрос).
  1. Сопоставление ершалаимских глав романа с библейским первоисточником (ответ ученика по вопросу домашнего задания).

Не знающим Библии может показаться, что ершалаимские главы – парафраз евангельской истории суда римского наместника в Иудее Понтия Пилата над Иисусом Христом и последовавшей за этим казни Иисуса, происшедшей почти две тысячи лет назад. Но простое сопоставление евангельской основы с булгаковским текстом выявляет немало существенных различий.

1. Возраст (33 года Иисусу – 27 Иешуа).

2. Происхождение (мать Иешуа – женщина сомнительного поведения, отец – сириец, родителей не помнит, то есть Иешуа – нищий бродячий философ низкого происхождения).

3. Отсутствие учеников (не 12 апостолов, а только Левий Матвей).

4. Отсутствие популярности в народе (Иешуа, когда он вошёл в Ершалаим, никто в городе не знал).

5. Изменён характер проповеди, оставлено лишь одно нравственное положение: «Все люди добрые».

6. Иуда не повесился, а убит по приказанию Понтия Пилата, который хочет хотя бы этим успокоить свою совесть .

Вывод. Сравнение булгаковского сюжета с евангельской основой доказывает переосмысление писателем библейских текстов, полемику с ними. Обращает на себя внимание ещё одно существенное различие: если сюжет Евангелий определяется событиями жизни Иисуса, то у Булгакова главной личностью, скрепляющей ершалаимские главы, становится прокуратор. Видими в концепции булгаковского романа особое значение имеет образ Понтия Пилата, всадника Золотое Копьё .

Вопросы для анализа:

Как раскрывает характер Пилата его портрет? Как ведет себя Пилат по отношению к Иешуа в начале их встречи и почему? Почему Пилат задает вопрос об истине? Какую истину открывает Иешуа Пилату? Каково главное убеждение Иешуа? Что думает Пилат о виновности Иешуа после его признаний? Когда и почему меняется отношение прокуратора к бродячему философу? Какой путь пытается подсказать прокуратор Иешуа? Почему Иешуа отказывается от компромисса, который ему выгоден?

Создавая образ прокуратора Иудеи, Булгаков рисует человека сильного, наделенного огромной властью, однако не лишенного человеческих слабостей. Действуя строго по закону, Пилат наказывает Иешуа, проповедующего ненужность государственной власти. Однако мучимый внутренними противоречиями, Пилат ощущает на себе воздействие нравственной проповеди Иешуа, готов поверить ему. Понимающий невиновность Иешуа, он находится в подчинении кесарю, чью власть, как и всякую другую, отрицает Иешуа. Герой встает перед выбором: спасти ни в чём не повинного бродячего философа и лишиться власти, а возможно, и жизни – или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести. По сути дела – это выбор между физической и духовной смертью. Будучи не в состоянии сделать выбор, он подталкивает Иешуа к компромиссу. Но компромисс для Иешуа невозможен. Истина для него оказывается дороже жизни.

Иешуа представлен в романе как носитель идеи «доброй воли», философское обоснование которой принадлежит Иммануилу Канту. По мысли немецкого философа, «мотивом или достаточным основанием человеческих поступков кроме частных и конкретных представлений, действующих на способность хотения посредством чувств приятного и неприятного, может еще быть всеобщая разумная идея добра, действующая на сознательную волю в форме безусловного долга. Говоря проще, человек может делать добро помимо и вопреки корыстных соображений, ради самой идеи добра, из одного уважения к долгу или нравственному закону. Кстати, именно кантовское доказательство бытия Бога (нравственное, так называемое «шестое») упоминает Воланд в разговоре с Берлиозом в первой главе.

У Булгакова именно человек является носителем «доброй воли», именно он способен не отступно и бескорыстно служить добру, достичь нравственного абсолюта.

Вопросы для анализа.

Что предпринимает Пилат, чтобы казнь Иешуа не состоялась? Как он ведет себя, когда казнь предотвратить уже невозможно? Как входит в повествование тема бессмертия? Что заставляет Пилата пойти против совести? Почему трусость названа в романе самым страшным пороком? Как воспринимает герой свое бессмертие?

Пробудившаяся совесть заставляет Пилата попытаться спасти Иешуа, использовав традицию помилования в праздник Пасхи. Затем, когда казнь предотвратить уже невозможно, он стремится прекратить страдания Иешуа, санкционирует убийство предавшего его Иуды. Однако все эти по пытки не позволяют Пилату искупить вину, очистить совестью Трусость, крайнее проявление человеческой несвободы, не позволяет человеку сильному и властному сделать правильный нравственный вы бор, заставляет отступить от открывшейся ему истины. Наказание Пилата – в его бессмертии (заметим, что из всех прокураторов Иудеи память человечества действительно сохранила, прежде всего, его имя). Герой ненавидит свое бессмертие, ибо это бессмертие предателя.

Ответ на основной проблемный вопрос урока (для всего класса)

Что делает Понтия Пилата главным героем булгаковской интерпретации библейского сюжета?

Ответ. Именно с образом Пилата связан комплекс важнейших нравственно-философских проблем, поднятых в романе, таких, как проблема выбора, ответственности за содеянное, власти, веры и безверия, истины и смысла человеческого существования и т. п.

Вопросы для анализа.

Как эта проблематика проецируется на главы о современности? Где происходит завязка темы Христа? На чем и почему настаивает Берлиоз? Как опровергает Воланд позицию Берлиоза? В чем символический смысл гибели Берлиоза? Как вы понимаете смысл слов Воланда: «Каждому будет дано по его вере» (гл. 23)? Как эта мысль связана с образами Иешуа и Пилата?

Настаивая на том, что Иисуса Христа не существовало, Берлиоз тем самым отрицает и его проповедь добра и милосердия, истины и справедливости, идею «доброй воли». Председатель МАССОЛИТа, редактор толстых журналов, живущий во власти догм, основанных на рациональности, целесообразности, лишенных нравственной основы, отрицающих веру в существование метафизических на чал, он насаждает эти догмы в человеческих умах, что особенно опасно для молодого неокрепшего сознания, поэтому «убийство» Берлиоза комсомолкой приобретает глубоко символический смысл. Не верящий в инобытие, он уходит в небытие. «По своей вере» воздаётся и другим героям романа. Носитель истины Иешуа обретает бессмертие, а прикоснувшийся к истине и предавший её Пилат обречён на вечное страдание.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

Вопрос. Как же самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности?

В евангельской легенде заложены вечные ценности, вечные истины, которые, будучи забытыми и разрушенными, непременно отразятся на нравственном состоянии общества. Именно этими великими критериями может быть проверена моральная состоятельность любой эпохи, а значит, и её состоятельность в целом, ибо, как сказал современный поэт: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Обращение к эпиграфу.

  1. Домашнее задание

Подготовка к сочинению.

  1. Рефлексия (синквейн)

1)п редмет (кто? что)
2) описание предмета (какой? какая?) 2 слова
3) характерные действия (что делает?) 3 глагола
4) личное отношение 3-5 слов
5) суть предмета, темы 1-2 слова

Ершалаимские главы в романе Мастер и маргарита, анализ двух миров

Между судьбой Мастера, написавшего роман о Понтии Пилате, и судьбой самого Пилата есть некая тонкая связь. Ершалаимские главы в романе Мастер и Маргарита созданы, чтобы показать, как давно длится борьба между Светом и Тьмой. Не зря писатель столько внимания уделяет этим главам и обрабатывает для их написания огромные объемы архивов. Анализ 2 миров в произведении очень важен.

Булгаков должен был ввести в роман параллельную сюжетную линию, чтобы объяснить, насколько все взаимосвязано, как важна судьба, чувство стыда и вера. Проблема в том, что Пилат раскаивается в участии в казни ни в чем невиновного. Критик Латунский никогда бы не почувствовал укола в сердце оттого, что приговорил к литературному «распятию» собрата по перу.

Ершалаимские главы в произведении

Булгаков внутри себя постоянно спорил с Богом, не мог примириться с тем, что в мире много несправедливости. Многочисленные вопросы к судьбе и душевные раны, нанесенные писателю советским режимом, — все это наверняка оставило в нем след и пробудило образы главных героев, столкнувшихся с силами тьмы.

Но для чего автор делает вставки, описывающие казнь Иешуа, в сюжет, если главные события романа происходят в Москве — это кажется лишним, ведь можно было написать роман и без этих глав. Событийно эти миры не пересекаются. Только лишь из описаний понятно, что мир прокуратора иудеи описан Мастером в его собственном романе, который в принципе, мог и не пересказываться.

Смысл событий в Москве и Ершалаиме

Автор романа «Мастер и Маргарита» ершалаимские главы обрисовывает детально и пафосно. Он описывает Великую эпоху, когда жили достойные люди, умеющие рисковать в битве, сражаться за свою правду. Здесь нет места смеху.

И также автор преднамеренно изображает беспорядки в Москве, происходящие с приездом Воланда и его свиты, в комическом плане. Ирония скрывает трагичность, которую не замечают жители города, Москвичи считают свои собственные души чем-то вторичным и не столь важным. Важным считается соблюдение государственного закона и доводы разума. Весь трагизм заключается в следующем:

  1. В самом начале председатель Массолита Берлиоз провозглашает — ему нужны доводы существования Иешуа. Тогда же Воланд ему возражает — никаких точек зрения не нужно, если кто-то существовал, то это ощущается сердцем, не разумом. И это трагично, потому как если в человеке нет души, тогда его можно признать угодным обществу или неугодным. И тех кто неугоден убрать любыми способами. Так произошло с Мастером, работа которого признана критиками неугодной. И нечто подобное происходит в Ершалаиме.
  2. Но если Иешуа свят и его гибель священна, он идет на казнь с улыбкой, зная, что гибнет за правду, то Мастер опускает руки. Он больше не борец и не жилец. Так как жизнь это и есть борьба. Мастера не пропускают к Свету. Как сообщается в разговоре между Воландом и учеником Левием Матвеем — «Мастер не заслужил Свет, а заслужил покой».
  3. В московском номере во время выступления людям раздают платья и деньги. Однако за всем этим наблюдает Воланд. Он видит тайные грехи и жадность москвичей. Ему не смешно от этого. Он понимает, что деньги раздать можно, а вот совесть так просто не получить.

Роли здесь распределены четко — свет не пропускает страдающего в свою обитель, а тьма не может принять к себе того, кто был готов жертвовать ради правды, пусть и не до конца. Поэтому удел Мастера на самом деле трагичен.

Это видно в фильме Владимира Бортко, его заключительная глава — это презентация трагичности удела писателя, решившегося описать евангелие, и его спутницы.

Литература

Лучшие условия по продуктам Тинькофф по этой ссылке

Дарим 500 ₽ на баланс сим-карты и 1000 ₽ при сохранении номера

. 500 руб. на счет при заказе сим-карты по этой ссылке

Лучшие условия по продуктам
ТИНЬКОФФ по данной ссылке

План урока:

Особенности композиции «Мастер и Маргарита» определяются тем, что четыре главы – это роман, заключенный в романе. Ранее встречались подобные композиционные конструкции, но впервые внутренний роман дан не единым, монолитным текстом, а сюжетными обрывками встречается во внешнем романе. Одну главу рассказывает Воланд на Патриарших прудах, другая приснилась Ивану Бездомному в лечебнице, еще две главы читает Маргарита после воскрешения романа Воландом.

Произведение состоит из двух пластов, представляющих единую художественную целостность, хотя нет общих героев или сюжетных связей:

Роман внешний отличается стилистически от романа малого, внутреннего. Во внешнем, как бы рамочном романе, описывающем судьбы Мастера и Маргариты, многоликую жизнь Москвы и ее обывателей, поражает пестрота и обилие персонажей. Повествование ведется шутливо-иронически, иногда откровенно игровым тоном, порой пронизано романтическо-лирическим настроением.

Главы, содержащие роман о Понтии Пилате, написанный Мастером, напротив выдержаны в торжественном и неторопливом стиле, события излагаются,как в античных тестах, ритмическим, чеканным и строгим языком. Нет авторской оценки происходящего, создается впечатление абсолютной объективности хроники событий.

Такие разные тексты тем не менее связаны. События в древнем Ершалаиме [1] и сталинской Москве разделяют сотни лет, но все так же силен страх перед властью, свободомыслие преследуется, инакомыслящие уничтожаются, беззаконие и расправа могут вершиться по воле и от имени толпы. Люди склонны к трусости и предательству, их помыслы корыстолюбивы и тщеславны.Честность, верность, любовь, искренность редки.

Краткое содержание ершалаимских глав романа «Мастер и Маргарита»

«Понтий Пилат» (гл.2)

Утром 14 числа месяца нисана [2] прокуратор [3] Иудеи Понтий Пилат [4] страдает от страшной болезни – гемикрании [5] , мучительной головной боли. Секретарь подает на рассмотрение документы осужденного на смерть Синедрионом [6] . Приводят подследственного со связанными руками, лет 27, в старом разорванном хитоне [7] и избитым лицом. Понтий Пилат начинает допрос, но прерывает его, потому что преступник позволил себе обращение «добрый человек». По приказу прокуратора великан кентурион [8] по прозвищу Крысобой [9] бичом [10] объяснил бродяге, что следует обращаться к судье «игемон» [11] .

Арестованный назвался Иешуа [12] по прозвищу Га-Ноцри. Отвечая на вопросы, сказал, что его отец был сириец, родных нет, он скитается по городам, владеет арамейским, греческим языками, понимает по-латыни. Он попытался объяснить, что его речи неправильно понимают, а бывший ранее сборщиком податей [13] человек бродит за ним повсюду, неверно его слова записывает в козлиный пергамент, и зовут его Левий Матвей. Иешуа пояснил, что не призывал уничтожить здание храма, а говорил о неизбежном разрушении храма старой веры и создании храма истины.

Пилат, превозмогая боль, презрительно заметил, что бродяга не может иметь представление об истине. Иешуа, словно читая мысли прокуратора, сказал,что истина в страшной головной боли игемона, которая заставляет его помышлять о смерти. И добавил, что жизнь Пилата скудна от того, что он утратил веру в людей и привязан лишь к любимой собаке. Но пообещал, что боль пройдет и посоветовал оставить дворец и прогуляться, а он готов сопровождать игемона. Секретарь, сначала с удивлением следивший за допросом, теперь смертельно побледнел и перестал писать протокол. Подсудимый позволил себе осуждать жизнь самого прокуратора. За такую дерзость жизнью мог поплатиться не только безумец, но и свидетели. Секретарь с ужасом ждал гнева вспыльчивого Пилата.

Но внезапно боль у прокуратора пропала, он велел развязать арестанта и продолжил допрос. Иешуа на вопросы отвечал, что он не врач, что считает всех людей добрыми, даже свирепого Крысобоя, искалеченного в сражениях добрыми людьми. Прокуратор готов помиловать сумасшедшего философа, но ему подают донос Иуды [14] о высказываниях Иешуа, что любая власть – это насилие, и придет время, когда не станет власти кесаря [15] или любой иной. Прокуратор, понимая смертельную опасность для арестанта, пытается интонацией и взглядом намекнуть на «правильные» ответы. Но для Иешуа правду говорить легко и приятно.

Пилат вынужден утвердить приговор. Сделав распоряжения по подготовке казни, он встречается с президентом Синедриона Каифой [16] и пробует убедить в честь Пасхи помиловать Иешуа. Но первосвященник твердо настоял на освобождении другого приговоренного Вар-раввана, несмотря на угрозы Пилата. Подтвердив на судебном совещании имя помилованного, прокуратор огласил приговор с помоста перед собравшейся толпой, и осужденных под конвоем повезли к месту казни на Лысую гору.

«Казнь» (гл.16)

К закату место казни было оцеплено спешившимися всадниками кавалерийской алы [17] и ярусом вышепехотинской когортой [18] . Кентурия [19] Крысобоя, растянувшаяся по краям дороги, конвоировала повозки с осужденными, палачами и столбами для повешения. В конце шествовали солдаты, за ними двухтысячная толпа любопытных. Конница пропустила в первое оцепление толпу, в оцепление когорты пустили лишь конвой, осужденных и палачей. Страдая от невыносимой жары, солдаты в обоих оцеплениях проклинали казненных и желали им быстрой смерти. Из пик и плащей они устроили себе шатры от солнца, шлемы заменили мокрыми повязками, воды не хватало.

К четвертому часу казни зевак не осталось. В городе было интереснее, там готовились праздновать Пасху. В стороне, безучастно наблюдая за мучениями умирающих на крестах, сидел, прикрывшись капюшоном, начальник тайной службы, исполняя поручение Пилата.

С обратной стороны холма прятался единственный зритель. Он прибежал к началу казни, пытался прорваться сквозь цепь солдат, но, получив удар в грудь, отказался от своих попыток, уединился в расщелине. Иногда он разговаривал сам с собой и записывал увиденное на пергаменте. Это был Левий Матвей. Он, опустив Иешуа одного, мучился дурными предчувствиями. А придя в город, услышал на площади, как объявляли приговор. Он побежал в толпе за приговоренными, молясь о скорейшей смерти для учителя. Решив помочь избежать Иешуа истязаний, украл в хлебной лавке нож, чтобы убить его. Вернувшись, понял, что опоздал. По истечении четырех часов казни стал проклинать себя и Бога, требуя справедливости и чуда.

Внезапно поднялся сильный ветер и появилась огромная туча. Из города прискакал командир когорты, что-то негромко сказал Крысобою и человеку в капюшоне. Солдаты стали собираться, кентурион с палачами направились к повешенным. Палач окликнул Га-Ноцри и протянул к губам на копье мокрую губку, а затем пронзил копьем сердце. После так же закололи других. Человек в капюшоне тронул рукой ногу Иешуа, удостоверившись, что тот мертв, подошел к другим казненным. Начался сильный грозовой ливень, и стражники стремительно покинули гору. Левий Матвей, перерезав веревки, спустил тела учителя и двух разбойников на землю. После он с телом Иешуа исчезает.

«Как прокуратор пытался спасти Иуду…» (гл.25)

Тьма накрыла Ершалаим огромной тучей, пришедшей с моря. Начался ливень и страшный ураган. Во дворце лежал пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат, глядя на осколки и красную лужу у ног. Разозлившись на слугу, Пилат швырнул кувшин с вином на пол, но не велел убирать. Лежа во мраке, он пил вино, закусывая хлебом и устрицами, бормоча что-то, нетерпеливо ожидал кого-то.

Ураган ослабевал, и сквозь шум дождя послышался конский топот вернувшейся с казни алы. К прокуратору вошел присутствовавший во время казни начальник тайной службы Афраний. Пилат настоял, чтобы вошедший переоделся в сухую одежду и разделил с ним трапезу, после стал расспрашивать о настроениях в Ершалаиме, интересуясь, возможно ли вывести войска из города и уехать самому. Гость рассказал о казни, как Га-Ноцри не стал пить предложенный яд и сказал, что не винит никого в своей смерти, упомянув, что один из самых страшных грехов – трусость.

Прокуратор распорядился о погребении тел и стал расспрашивать Афрания об Иуде. Пилат намекнул, что им получены сведения, что Иуду должны убить этой ночью, а деньги, полученные за предательство, подбросят Каифе. Проницательный Афраний понимает скрытый приказ и удаляется.

«Погребение» (гл.26)

Пилат пытается оправдаться перед собой, понимая, сегодня для него безвозвратно потеряно что-то очень важное, и то, что он предпринимает, не в силах ничего исправить. Он кликнул пса, Банга почувствовал настроение хозяина, утешая, положил морду и лапы ему на колени.

Гость Пилата тем временем направился в казармы, откуда через некоторое время выехали повозки в сопровождении пятнадцати солдат и направились к месту казни. После сам Афраний, переодевшись в старый хитон, отправился на Греческую улицу, в одном из домов окликнул женщину, переговорил с ней, и красавица Низа поспешно ушла в город. Тем временем дворец Каифы посетил Иуда, получив деньги за донос, и уже направлялся домой. Низа обогнала его и увлекла за собой. Они условились встретиться за городом, в Гефсимании. Но, когда он прибежал на свидание, вместо Низы его поджидали двое мужчин. Забрав кошель, каждый вонзил нож в Иуду. Наблюдавший за расправой человек подал им записку, которую убийцы упаковали к деньгам и удалились.

Афраний, стараясь быть незамеченным, вернулся во дворец. Прокуратор, заснув, видел сон, как он с Бангой, разговаривая со странствующим философом, бредет по лунной дорожке. Его сон прервал Крысобой, сказав о прибытии начальника тайной службы, который доложил, что Иуду не удалось уберечь от убийц, и он готов понести наказание. Также он предложил версию произошедшего, что Иуду зарезали из-за денег бродяги. Рассказал Афраний и о погребении тел казненных, как нашли похитившего тело Иешуа Левия Матвея, и его участии в захоронении.

Левия Матвея, маленького человека, похожего на нищего, привели к прокуратору, который попросил посмотреть хартию с его записями. Это были какие-то изречения, хозяйственные и поэтические заметки, последние слова о том, что нет большего порока, чем трусость, заставили вздрогнуть Пилата. Левий Матвей отказался от еды, денег и предложенной службы в библиотеке и сознался, что должен зарезать Иуду, но Пилат сообщил, что он его опередил. Лишь на рассвете удалось прокуратору уснуть.

Тема свободы и власти. Образ Понтия Пилата

В «Мастере и Маргарите» Понтий Пилат сам называет себя свирепым чудовищем. Он властный и хладнокровный, но одинокий и замкнутый человек, оттого, что все боятся его. Пилат утратил веру в людей настолько, что любит и доверяет только своему псу.

В диалоге Иешуа и Понтия Пилата противопоставлено ощущение свободы героев. Бродячий философ, несмотря на беззащитность и положение узника, свободен в своих высказываниях и суждениях. Облеченный властью и высоким положением прокуратор труслив, ему страшно потерять то, что у него есть. Его руки не связаны, но он зависим и несвободен. Статус римского наместника поработил его, заставляя жить в ненавистной стране, выполнять тягостные обязанности. Даже наедине, удалив стражу и секретаря, он боится высказать свои мысли, ему по должности позволено лишь выкрикивать хвалы прекрасной власти императора Тиберия [20] .

Допрос Понтия Пилата вырастает в философский диалог с Иешуа об истине и вере, о добре и зле, свободе и власти. Сначала прокуратор думает, что перед ним просто сумасшедший, мечтает поскорее закончить дело и повесить этого странного человека. Но банальные и простодушные ответы оборванца заставляют задуматься. Пилат изумляется, что арестант не боится отвечать ему прямо и правдиво, и понимает, что его собеседник – философ.

На вопрос, что такое истина, он получает не какое-то философское умозаключение, а простой ответ. Истина – в том, что у Пилата болит голова, поэтому арестант является невольным его палачом, ибо то, что прокуратор пытается скрыть от окружающих, изображая из себя всемогущего правителя, мучает его, и он не в силах от этого избавиться. Болезнь Пилата – гемикрания, при которой болит половина головы, – символ душевного раскола, дисгармонии. Пилат думает одно, а вынужден говорить другое. Не имея возможности высказаться открыто, Понтий Пилат пытается спасти Иешуа подсказками, произнося растянуто слово «не», мимикой и взглядом намекая, как следовало бы отвечать, чтобы сохранить свою жизнь. Арестованному ясны эти намеки, но он предпочитает правду, которую «говорить легко и приятно».

Образ Иешуа Га-Ноцри. Сопоставление с Евангельской основой

Булгаков, выросший в семье преподавателя Духовной академии, обладал серьезными познаниями Священного писания и истории религии. Несоответствия в сравнении образа Иешуа и евангельского Иисуса не случайны. У бродячего философа нет упоминания о матери, отец был сирийцем. Не было и учеников, кроме Левия Матвея. Значит, Иуда в «Мастере и Маргарите» был скорее провокатором, а не предателем. Иешуа моложе, ему 27 лет, он одинок и не понят людьми. На допросе малодушно просит отпустить его, в нем нет убежденности в принесении жертвы для искупления грехов.

Автор умышленно деканонизировал [21] героя. Иешуа Га-Ноцри – добрый человек, но не Богочеловек, а литературный персонаж, олицетворяющий добро. Его сознание не отягощено условностями или предрассудками, он свободен и чист духовно. В каждом человеке он видит прежде всего доброе и светлое начало, для него нет злых людей, обстоятельства и горе делают людей таковыми. Потому Иешуа способен простить любого. Милосердием врачует Пилата, дарует прощение за его трусость.

Иешуа увидел в прокураторе не чудовище, а одинокого и страдающего человека, и Понтий Пилат тоже увидел человека в безликой презренной черни [22] , хотя не раз таких отправлял на казнь. Иешуа искренне верит в то, к чему прокуратор относится скептически, тем не менее, наивная мудрость философа оказалась убедительней трезвого и практического ума Пилата.

В Новом завете прокуратор Иудеи Понтий Пилат, прославившийся как отважный воин и жестокий правитель, трижды отказывался предать смерти Иисуса, на которой упорно настаивали соперник Понтия Пилата первосвященник Каифа и Синедрион. Однако под давлением толпы Пилат вынужден был уступить. После смещения с должности, о его судьбе почти ничего неизвестно. Существуют легенды, что умер Понтий Пилат, покончив жизнь самоубийством. Так в истории Иисус и Понтий Пилат навечно связаны.

Так же неразлучны персонажи романа «Мастер и Маргарита». Двенадцать тысяч лун одинокий прокуратор страдает, ненавидит свою участь и славу, охотно бы поменялся судьбой с оборванцем Левием Матвеем. Пилат получает прощение, раскаявшись в самом страшном для себя грехе. Мастер заканчивает свой роман фразой: «Свободен! Он ждет тебя!». Иешуа и Пилат встречаются, чтобы вечно беседовать друг с другом, уходя по лунной дорожке. Дарованная прокуратору свобода в конце романа означает, что он может теперь не прятать мысли и быть самим собой.

Ершалаимские главы являются философской основой и идейным стержнем для понимания содержания всего романа «Мастер и Маргарита».

Словарь

1. Ершалаим – иудейское название Иерусалима.

2. Нисан – у древних иудеев обозначение первого месяца библейского года, приблизительно март – апрель.

3. Прокуратор – государственная должность управителя провинции Римской империи.

4. Пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат – правитель и наместник римского императора Тиберия в Иудее с 26 по 36 г н.э. Всадник – аристократическое сословие в Римской империи.

5. Гемикрания – заболевание, симптомом которого являются приступы головной боли.

6. Синедрион – высший религиозный и судебный орган в Иудее.

7. Хитон – длинная рубаха без рукавов.

8. Кентурион – командир римского отряда.

9. Марк Крысобой – командующий кентурией, приближенный Понтия Пилата.

10. Бич – длинная плеть, свитая из кожаных ремней, орудие наказания.

11. Игемон – обращение к предводителю, вождю.

12. Иешуа – древнееврейское имя, означает «спасение Бога», Га-Ноцри – «из Назарета».

13. Сборщик податей – человек, собирающий налоги в государственную казну.

14. Иуда – человек, написавший донос на Иешуа.

15. Кесарь – титул римских правителей.

16. Каифа – иудейский первосвященник, возглавлявший Синедрион.

17. Ала – римская конница, эскадрон.

18. Когорта – пехотное подразделение римской армии.

19. Кентурия – отряд из ста человек.

20. Император Тиберий – правитель Римской империи 42 г. до н.э. – 37г.н.э.

21. Деканонизировать – лишить святости.

22. Презренная чернь – презираемые простолюдины, толпа.

Идейное значение ершалаимских сцен романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» читают и любят во многом именно благодаря его «древней» части. Здесь содержится оригинальная версия тех событий, о которых рассказывает нам Евангелие. Главные герои ершалаимских глав — пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат и нищий бродяга Иешуа Га-Ноцри, в котором угадывается Иисус Христос. Зачем Булгаков нам о них рассказывает? Думаю, чтобы дать высокий образец, с которым можно сравнить пошлую московскую жизнь. И написаны эти главы иначе, чем современная часть романа. Как торжественно и тревожно звучит: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над ипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды. Пропал Ершалаим — великий город, как будто не существовал на свете». Кажется, будто переносишься на две тысячи лет назад, во времена Христа, и воочию наблюдаешь давнюю трагедию.
Пилат впервые видит Иешуа и сперва относится к нему с нескрываемым презрением. И лишь когда невзрачный арестант исцеляет его от страшной и прежде неистребимой головной боли, прокуратор начинает постепенно понимать, что перед ним — незаурядный человек. Пилат сначала думает, что Иешуа — великий врач, потом — что великий философ. Прокуратор надеется спасти понравившегося ему человека, убедившись во вздорности выдвинутых против Га-Ноцри обвинений в намерении разрушить ершалаимский храм. Однако тут всплывает куда более серьезное прегрешение — нарушение «закона об оскорблении величества». И Пилат трусит перед жестоким кесарем Тиверием. Иешуа пытается убедить прокуратора, что «правду говорить легко и приятно». Пилат же знает, что поступить «по правде» — отпустить ни в чем не повинного арестанта может стоить ему карьеры. Осудив Иешуа на смерть, прокуратор старается соблюсти букву закона, но одновременно хочет поступить по совести и спасти осужденного от смерти. Понтий Пилат вызывает главу Синедриона Кай-фу и убеждает его помиловать Га-Ноцри. Но первосвященник сам подстроил ловушку для Иешуа с помощью Иуды из Кириафа. Кайфе нужно погубить нового проповедника, своим учением подрывающего власть иудейского духовенства. Когда Пилат понимает, что казнь неизбежна, его начинает мучить совесть. Пытаясь успокоить ее, прокуратор организует убийство предателя Иуды, но все напрасно. Лишь во сне Пилат может вновь увидеться с казненным Иешуа и закончить спор об истине. Наяву же он с ужасом сознает, что последствия собственного малодушия необратимы, что «казнь была». Только в финале романа раскаяние в конце концов освобождает прокуратора от вечных мук, и он вновь встречается с Га-Ноцри. Но встреча эта происходит не на земле, а в звездном небе.
История Пилата и Иешуа доказывает, что отнюдь не все люди добрые, как полагает Га-Ноцри. Последний рассказывает нам, каким должно быть общество, живущее по заветам христианства. Но от этого идеала очень далека как древняя Римская империя, так и современная Булгакову Москва. Среди персонажей московских сцен нет ни праведников, ни тех, кто раскаивается в содеянном зле. Мастер способен написать гениальный роман о Понтий Пилате. Однако он уже не считает, что «правду говорить легко и приятно». Кампания травли убедила Мастера, что это совсем не так. Автор романа о Пилате оказался сломлен неблагоприятными жизненными обстоятельствами, оставил надежды на публикацию своего произведения, отказался от борьбы. Мастер теперь не верит, что все люди добрые. Он, в отличие от Иешуа, не готов умереть за свои убеждения. Да и не дело писателя погибать за роман. Нет в булгаковской Москве и тех, кого, подобно Пилату, мучает нечистая совесть. Лишь на мгновение прозревает собственную бездарность поэт Рюхин, не верящий в те бодрые революционные лозунги, которые озвучивает в праздничных стихах. Однако тут же заливает свое горе водкой. Невозможно представить себе Берлиоза, Латунского или других гонителей Мастера, мучающихся угрызениями совести. Персонажи московских сцен выглядят на порядок мельче персонажей сцен ершалаимских.
С образом Понтия Пилата связана и тема власти, волновавшая Булгакова. Писатель видел произвол режима, установившегося в стране после 1917 года. На примере из истории зарождения христианства он пытался понять, почему государственная власть оказывается враждебна свободной личности. Иешуа утверждает, что «всякая власть является насилием над людьми, и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».
Чтобы опровергнуть идеи Га-Ноцри, Пилат-не находит ничего лучшего, как произнести неискреннюю здравицу в честь презираемого им императора Тиверия. Это понадобилось прокуратору. Для демонстрации присутствующим при допросе секретарю и солдатам конвоя своей лояльности кесарю и несочувствия мысли красноречивого арестанта о царстве справедливости, где в императорской власти отпадет всякая нужда. И тут же не фальшивой декларацией, а делом доказывает, что Иешуа прав в своей оценке существующей власти. Обрекая на мучительную казнь невиновного, Пилат свершает не имеющее никаких оправданий насилие. Когда-то прокуратор был храбрым воином. Теперь же, став наместником Иудеи, он боится свершить правое дело, освободить от наказания человека; неповинного в преступлении. Поэтому Иешуа перед распятием утверждает, что одним из главных человеческих пороков является трусость. Пилат, по крайней мере, помнил былые бои и когда-то спас от гибели великана Марка Крысобоя. Последнего только полученное в сражении при Идиставизо увечье заставило ненавидеть людей и сделало убежденным палачом. Персонажи же московских сцен «Мастера и Маргариты», в отличие от Пилата и Крысобоя, боев и подвигов уже не помнят, хотя от окончания кровопролитной гражданской войны их отделяет не более чем десяток лет. Здесь показаны люди, власть которых более ограничена, чем у прокуратора Иудеи. Они, в отличие от Понтия Пилата, не вольны в жизни и смерти граждан. Но довести до нищеты и гибели неугодных оказывается вполне в пределах власти литературных начальников вроде Берлиоза, Лавровича или Латунского. А пьяница и развратник Степа Лиходеев на посту директора театра «Варьете» наглядно свидетельствует о деградации власти по сравнению с римской эпохой. То, что было трагедией в древнем Ершалаиме, в современной Булгакову Москве выродилось в фарс «Варьете».
И у Иешуа и у Мастера есть по одному ученику — Левий Матвей и Иван Бездомный. Матвей — фанатик. Для него превыше всего собственное понимание учения Иешуа. Бездомный же до встречи с Мастером — человек невежественный. А после этой встречи, по совету автора романа о Понтии Пилате, навсегда бросает занятия поэзией. Однако и превратившись в профессора-историка Ивана Николаевича Понырева, Бездомный обрел веру не в гениальность своего учителя, а в собственное всезнание: «Ивану Николаевичу все известно, он все знает и понимает. Он знает, что в молодости он стал жертвой гипнотизеров, лечился после этого и вылечился». С Мастером, Иешуа и Пилатом бывший поэт встречается теперь только во сне, в ночь весеннего полнолуния. И в данном случае Иван Николаевич — лишь сниженное подобие Левия Матвея.
Ершалаимские сцены «Мастера и Маргариты» — это идейный центр романа, тот эталон высокой трагедии, по которому проверяется современная Булгакову московская жизнь. И выясняется, что праведник точно так же обречен на гибель в Москве, как и в Ершалаиме. Но в древних главах нам не хочется смеяться ни над одним из персонажей, а вот в московской части романа смех, по замыслу автора, призван замаскировать трагизм происходящего, подготовить нас к оптимистическому финалу, когда Мастер и его возлюбленная получают заслуженную награду — покой.

Роль “ершалаимских” глав в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” “Что есть истина?”

Разделы: Литература

Цель урока: выявление библейских мотивов в романе. Сравнение библейского сюжета и романа. Подвести учащихся к решению основного философско – нравственного вопроса об истине через анализ булгаковской трактовки евангельского сюжета.

Смысл урока: создать условия для формирования учащимися своего видения философской проблематики романа.

Продолжительность: 2 часа.

Задачи урока:

  • рассмотреть решение философских проблем в произведении;
  • показать новаторство Булгакова, по-своему интерпретировавшего евангельский сюжет;
  • развивать умение анализировать произведение через сопоставление канонических религиозных текстов и романа “Мастер и Маргарита”;
  • развивать творческого воображение и ассоциативно – логическое мышление учащихся.
  • Методы, применяемые на уроке:

  • исследовательский;
  • проблемно-обобщающий;
  • творческий (метод синквейна)
  • Формы работы:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • Средства обучения:

  • текст художественного произведения.
  • Мультфильм Гарри Бардина “Адажио”
  • Иллюстрации к роману, картины Рембрандта, Ге и др.
  • ТСО:
  • Мультимедийный проектор.
  • Презентация по теме урока.
  • Эпиграфы к уроку:

    Правду говорить легко и приятно
    М.А. Булгаков

    Многие великие истины были сначала кощунством.
    Б. Шоу

    Поиск истины важнее, чем обладание истиной.
    А. Эйнштейн

    1. Организационно-мотивационный блок. Просмотр фрагмента мультфильма Гарри Бардина “Адажио”.

    Реализация домашнего задания. (На предыдущем уроке учащиеся посмотрели анимационный фильм Гарри Бардина “Адажио”. На дом было предложено задание: подумать, с какими литературными произведениями можно соотнести смысл фильма? Каково второе название мультфильма?) (М. Горький “Старуха Изергиль” (Легенда о Данко), Р. Бах “Чайка Джонатан Ливингстон”) (“Белая ворона”)

    – А как соотносится этот фильм с романом М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита? (Рассказ о Иешуа Га-Ноцри – это история человека, который пожертвовал собой ради людей)

    Вспомним, каким образом расположены ершалаимские главы? Зачем автор использует такую сложную систему повествования?

    2. Слово учителя:

    Иисус отвечал:

    Я на то родился и на то пришел в этот мир, чтобы свидетельствовать об истине, всякий, кто от истины, слушает гласа моего.

    Пилат сказал ему: что есть истина:”. Евангелие от Иоанна, гл. 18, ст. 37, 38.

    – А что такое истина, по вашему мнению?

    (Правда, важное, неоспоримое:).

    На вопрос о том, что такое истина, искали ищут ответ и писатели, и философы, и художники. И многие из них обращались к библейским сюжетам. В русской и зарубежной литературе поиск истины героем не нов.

    – Вспомните известных вам литературных персонажей, которые ищут истину.

    (Пьер Безухов, Андрей Болконский, доктор Фауст, Раскольников, Чацкий 🙂

    Однако вещающие об истине во все времена были гонимы, или трагически не поняты своими современниками, или признаны сумасшедшими. Гончаров в статье “Мильон терзаний” писал: “Чацкие живут и не переводятся в обществе”. И каждое поколение имеет своих Чацких, ищущих истину. Обратите внимание на эпиграфы к нашему уроку. (слайд 2). Они доказывают сложность, но в то же время важность проблемы поиска истины.

    Михаил Афанасьевич Булгаков не остался в стороне от этой темы. Но выразил это по-своему. Писатель в контексте русской жизни 30-х годов почувствовал взаимосвязь с древними библейскими временами и в своем многоплановом, многожанровом романе “Мастер и Маргарита” дал свою трактовку.

    В чем же заключается цель нашего урока? (понять позицию автора и приблизиться к ответу на вопрос: что есть истина?

    Для достижения цели проанализируем ключевые образы ершалаимских глав романа “Мастер и Маргарита”, сравним их с каноническими текстами и сделаем вывод об особенностях авторской трактовки и творческого замысла писателя. В ходе работы каждая группа составляет коллективный синквейн.

    3. Групповая работа. Каждой группе для работы предлагается распечатка библейского текста для сопоставления.

    Группа 1. “Образ Иешуа Га-Ноцри” (слайды 3,4, 5)

    1. Перечитайте в романе портрет Иешуа Га-Ноцри. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?

    2. Какую главную идею проповедует Иешуа? Согласны ли вы с этой мыслью? Какой аргумент приводит Понтий Пилат, чтобы доказать абсурдность этой мысли?

    3. Боится ли арестант Понтия Пилата?

    4. Как Иешуа относится к вере, истине, власти?

    Группа 2. “Образ Понтия Пилата” (слайды 6,7)

    1. Перечитайте портрет Понтия Пилата? Что вы можете сказать о характере этого человека?

    2. Чем заинтересовал Понтия Пилата Иешуа Га-Ноцри? Почему он хочет ему помочь?

    3. Почему Пилат не смог помочь подсудимому?

    4. Почему Пилат чувствует вину перед Иешуа? Какие поступки прокуратор совершает после суда? Почему? Как передает автор страдания Пилата?

    5. Почему для автора интересен прежде всего образ Понтия Пилата, а не Иешуа?

    Группа 3. “Образ Левия Матвея” (слайды 8,9)

    Как ведет себя Левий Матвей во время казни и после нее?

    Почему можно сказать, что Левий Матвей действительно достойный ученик Иешуа?

    Как вы понимаете слова Иешуа: “Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время. И все из-за того, что он неверно записывает за мной”?

    Почему Понтий Пилат называет Левия Матвея жестоким?

    Проанализируйте диалог Воланда и Левия Матвея. Почему Воланд пренебрежительно относится к посланнику света?

    Группа 4. “Образ Иуды”(слайды 10-11)

    1. Как описывается Иуда из Кириафа в романе?

    2. Что больше всего на свете любит Иуда?

    3. В чем отличие трактовки этого образа в романе от библейского?

    4. В чем отличие Понтия Пилата от Иуды?

    5. Проанализируйте две цитаты из романа. Случайны ли совпадения?

    “За спиной у Иуды взлетел нож, как молния, и ударил влюбленного под лопатку. Иуду швырнуло вперед, и руки со скрюченными пальцами он выбросил в воздух. Передний человек поймал Иуду на свой нож и по рукоять всадил его в сердце Иуды.
    – Ни. за. – не своим, высоким и чистым молодым голосом, а голосом низким и укоризненным проговорил Иуда и больше не издал ни одного звука. Тело его так сильно ударилось об землю, что она загудела”

    “Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!”

    4. Выступление групп. Синквейны зачитываются и вывешиваются на доске. Выступление групп сопровождается презентацией.

    5. Подумаем! Как судьба наказала Пилата за его трусость? Где еще мы встречались с подобным сюжетом – бессмертием наказывается человек? (М. Горький “Старуха Изергиль” (Легенда о Ларе); Библия, притча о Каине и Авеле) Как был прощен прокуратор? (слайд 12)

    6. Слово учителя. Ребята, перед вами четыре картины, посвященные сцене суда над Иисусом Христом. Какая из них, на ваш взгляд, ближе всего к трактовке Булгакова? (слайд 13)

    1890 году русский художник Н. Ге создает на основе библейского сюжета картину “Что есть истина? Пилат и Христос”. Давайте рассмотрим ее.

    – Какие чувства вызывает у вас эта картина?

    – Кто изображен на ней?

    – В чем особенность расположения героев на полотне?

    – Как они выглядят?

    – Какие чувства вызывают у вас эти персонажи?

    – Что, по мнению художника, есть истина?

    (Истина на стороне Христа, личности отверженной, показано его превосходство, истина – в самопожертвовании во имя великой идеи).

    Чиновников и духовенство прежде всего шокировал сам образ Христа, который абсолютно расходился с церковной традицией и с многовековой художественной традицией интерпретации Христа как человека, совершенного духовно и прекрасного как внешне, так и внутренне. И вот – представьте – публике показан этакий тщедушный Христос в каких-то лохмотьях, стоящий в тени, измученный, истерзанный, небольшого роста – неудивительно, что все это показалось надругательством над образом Христа.

    Сама картина строится как двуполярная система, конфликт возникает на контрасте двух образов – мощного монументального Пилата, упоенного своей властью, своей сытостью, своим богатством и этого тщедушного, истерзанного и скрывающегося в глубокой тени Христа, который, тем не менее, весьма спокойно принимает вызов прокуратора, вопрос Пилата “что есть истина?”. Мы видим, что здесь, помимо прочего, перевернуто традиционное понимание света и тени. Обычно свет отождествляется с добром, как минимум, с каким-то божественным светом, а тень, наоборот – с мраком и какими-то дьявольскими силами. У Ге же беспощадный солнечный свет заливает фигуру Пилата, который таким образом становится у художника символом некой однозначности. Тогда как Христос, укрыт этими тенями, он находится в глухой тени).

    7. Рефлексия. Какие проблемы затрагивает на страницах своего романа Булгаков? Назовем их. (слайд 14)

    Что такое истина?

    Человек и власть.

    Внутренняя свобода и несвобода человека.

    Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба.

    Верность и предательство.

    Милосердие и всепрощение.

    8. Вернемся к теме урока. Что есть истина? Обратимся к словарям. (слайд 15)

    Истина – 1. В философии: адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что существует объективно. 2. То же, что правда. 3. Утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом.

    9. Какое из значений слова “истина” ближе всего к тому, что имеет в виду Иешуа?

    А что для вас истина? Составьте ассоциативный ряд.

    10. Резерв. Посмотрите на картину М. Чюрлениса “Истина”. (слайд 17)

    – Почему она так называется? Какие ассоциации у вас возникли?

    – Что, на ваш взгляд, символизирует свеча?

    – Как с темой урока соотносится образ мотылька, летящего на огонь?

    Материал для учителя.(из книги С. Воложина “Чюрленис. Художественный смысл произведений живописи и литературы”)

    Внешне – это просто человек со свечой, в пламени которой сгорают ночные мотыльки. Но если всмотреться, мы увидим нечто большее:Человек как будто скорбит. Наверное, от грустных ассоциаций мотыльков с людьми, жаждущими истины. Это особенно видно по опущенному уголку рта на освещенной стороне лица.

    Но ведь он и улыбается. Усмехается высокомерно, глядя свысока и полуобернувшись, как бы презирая слабые существа, не способные перенести истину, если они ее узнают. А если он их и жалеет, то с брезгливостью к этим убогим, не видящим, как гибнут их собратья. Конечно, он вправе гордиться собой в сравнении с теми, кто может жить только во тьме неведенья. Что ж это за истина такая, что познать ее дано лишь немногим, а может, и вообще одному?

    Священник. В белой тоге. С твердым стоячим воротником. В руке толстая без подсвечника церковная свеча. А те, что слетаются на свет, зажженный им? – Это же люди. У некоторых даже различимы вроде бы черты лица. Крылатые люди. Ангелы? – Нет. Вглядитесь. Это же святые с нимбами вокруг голов! Подвижники божьей истины. И вот они ее достигли. И горят. Горят святые!

    Тихо потрескивает свеча, и вспыхивают огнем бабочки. Загадочная темнота лишь едва-едва отступает перед ними. Перед ним. Священник остановился, и далеко-далеко вслед за взглядом улетели его мысли: “Да, эти твари не сомневаются. Таким – быть святыми. Что им из того, что пути Господни неисповедимы, и есть на этих путях страдания? Если ты веришь, что бренная жизнь исполнена высшего, духовного смысла и земные терзания – лишь исчезающий миг по сравнению с вечным блаженством будущей жизни души,- ты пойдешь на телесную жертву, сейчас потребованную Богом”. “Жизнь мира совершается по чьей-то воле,- писал Лев Толстой,- кто-то этой жизнью всего мира и нашими жизнями делает свое какое-то дело. Чтобы иметь надежду понять смысл этой воли, надо прежде всего исполнить ее, делать то, чего от нас хотят. А если я не буду делать то, чего хотят от меня, то и не пойму никогда того, чего хотят от меня, а уж тем менее,- чего хотят от всех и от всего мира”:

    :Жизнь без веры сера и тускла. А далеко не все в теперешнем мире, лишившись религиозных идеалов, обрели вместо них новые. И истина, специфически по-живописному поведанная Чюрленисом не только своим современникам, но и нам, истина, выраженная в непередаваемо грустном и тусклом колорите этой замечательной картины “Истина”, заключается в том, что человек без окрыляющей мировой идеи счастлив быть не может.

    Итак, вопрос об истине, вечный вопрос, волновал, волнует и будет волновать всех, и для каждого – свой поиск истины, у каждого – свой путь к истине. Герои Булгакова – тому доказательство.

    11. Домашнее задание

    Ответить письменно на вопрос “Что есть истина?”.

    Подготовить следующий материал (по группам):

    Ссылка на основную публикацию