Московские главы в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова

Конспект урока «Изображение Москвы и московского общества в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

«Мастер и Маргарита» – роман не только сатирический и философский, это роман «городской». И он останется в истории русской и мировой литературы не только как свидетельство человеческой стойкости и гражданственности Булгакова-писателя, не только как гимн человеку нравственному и бесстрашному – Иешуа Га-Ноцри и человеку творческому – Мастеру, не только как история неземной любви Маргариты, но и как грандиозный памятник Москве, которая теперь неизбежно воспринимается с учетом этого великого произведения». Наша задача – представить образ булгаковской Москвы 30-х годов, раскрыть сатирический пласт повествования в произведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
конспект22.93 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ .

Тема: «Изображение Москвы и московского общества в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

– создать условия, при которых учащиеся смогут определить основную цель появления московских глав в романе,

-развивать умение анализировать эпизоды, определять художественно-выразительные средства языка;

– развивать умение анализировать явления общественной жизни;

– формировать в учащихся правильное отношение к коррупционным явлениям;

– воспитывать чувство ответственности за свои поступки, умение анализировать свои действия,

-совершить видеоэкскурсию по булгаковским местам Москвы, заполнить лист самооценки.

– Прочитайте запись на доске, определите, о чем пойдет речь на уроке?

«Мастер и Маргарита» – роман не только сатирический и философский, это роман «городской». И он останется в истории русской и мировой литературы не только как свидетельство человеческой стойкости и гражданственности Булгакова-писателя, не только как гимн человеку нравственному и бесстрашному – Иешуа Га-Ноцри и человеку творческому – Мастеру, не только как история неземной любви Маргариты, но и как грандиозный памятник Москве, которая теперь неизбежно воспринимается с учетом этого великого произведения». (Б. В. Соколов (1991 г.)

(предполагаемые учащимися варианты)

Наша задача – представить образ булгаковской Москвы 30-х годов, раскрыть сатирический пласт повествования в произведении.

1.Актуализация знаний. Проблемный вопрос:
– С какой целью прибывает Воланд со своей свитой в Москву? (см. главу 12. Воланд прибыл в новую Москву за справкой о состоянии “московского народонаселения” и шире — всего современного человечества. Причем его, “конечно, не столько интересуют автобусы, телефоны и прочая… — Аппаратура! — подсказал клетчатый. — сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?”.

В свое время, мы помним, Базаров, герой романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”, требовал: “Исправьте общество, и болезней не будет”. И вот общество в новой Москве “исправлено”, стало “другим”, но достаточно ли этого для того, чтобы и человек стал другим?

Хозяин земли не мог не посетить Москвы, претендовавшей когда-то на роль третьего Рима, Москвы – сердца страны, провозгласившей новые принципы жизнеустройства, новые моральные и культурные ценности, – по сути, построение рая на земле для живых людей, обещанный Христом Новый Иерусалим. Воланд явился, чтобы воочию убедиться в истинности заверений, сделать выводы из фактов: не судить, не наказывать, а узнать из первоисточника.

2..Реализация домашнего задания:

Сообщение по теме: «Москва как место действия».(Создание художественного образа Москвы 30-х годов 20 века. Задания построены таким образом, чтобы учащиеся, работая в группах, изучили основные топонимы, к которым обращается писатель, прошли маршрутами героев романа, заполнение маршрутного листа.)

Видеоэкскурсия по булгаковским местам Москвы.Сообщения обучающихся о Москве30-х гг. 20. века с комментариями эпизодов из текста романа. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

3.Образы москвичей в романе.

Люди, с которыми он сталкивается, не вызывают у него гнева: они настолько мелочны и ничтожны, что рождают лишь брезгливость, желание избавиться от их назойливого любопытства, пресечь их корыстные стремления.)

– Обратимся к героям, внутренние пороки которых доведены до видимого явного результата, обнажены. За что наказаны москвичи?

Глоссариум по эпизодам романа (работа группами – выборка слов, словосочетаний, характеризующих те или иные ситуации, раскрывающие характер и интересы москвичей). Например,

Глава 5. Дело было в Грибоедове. ( Вдали от шумных улиц и площадей, на окраине Москвы, расположился старинный двухэтажный дом с решётками на окнах. На небольшой заасфальтированной площадке прямо перед домом с раннего утра выстраивалась очередь, но не чрезмерная, человек в полтораста. Одни записывались, чтобы улучшить собственное благосостояние, другие желали завести новые знакомства и тоже вставали в очередь, третьи присоединялись из любопытства. Этот пчелиный рой копошился, непрерывно передвигался, но безуспешно. На дубовой двери висела табличка с изображением покосившегося дома: “Квартирный вопрос. Приём с 11 до 12”, — и, что немаловажно, — огромный железный замок. Жгучую зависть вызывает не только полученное бесплатное жилье, но и предел мечтаний – дача в Перелыгино, которых только 22 на три тысячи массолитовцев. Писатели, стоящие в очереди, обеспокоены тем, что уже половина двенадцатого, а прием еще не начинался.)

Глава 9. Коровьевские шутки. (Никанор Иванович Босой по своему усмотрению распоряжается освободившейся жилплощадью погибшего Берлиоза, предложенные Коровьевым «пять новеньких банковских пачек» благополучно избавляют его от «муки», продолжавшейся до начала первого часа дня)

Глава 18. Неудачливые визитеры. (Максимилиан Андреевич Поплавский, дядя Берлиоза, будучи деловым человеком, узнав о смерти племянника, понял, что такая удача выпадает нечасто и, невзирая ни на какие трудности ,решил унаследовать квартиру. Равнодушный к смерти племянника, он строит планы хотя бы временно прописаться в трех комнатах покойного.).

4. Заполнить таблицу по ходу выступления.

За какой порок наказан Воландом и его свитой?

Москва и москвичи в романе «Мастер Маргарита»

Введение

Москва в «Мастере и Маргарите» Булгакова не зря выбрана основным местом действия романа. Вторым служит Ершалаим. В древнем городе несет свои светлые идеи Иешуа, в Москве 30 годов – «гастролирует» Воланд, сокрушаясь, «что люди совсем не изменились».

Москва была в то время культурным центром, сердцем страны. Соответственно, и ее жители воплощали основные черты современников писателя, возможно именно потому Булгаков выбрал ее городом, где напишет свой великий роман мастер и куда совершит визит Воланд и его свита.

Москва как место действия

Изображение Москвы в романе происходит в двух плоскостях: Москва, как место действия, и Москва сатирическая, овеянная легким юмором, показана будто наизнанку. Изображая городские пейзажи, Михаил Булгаков берет лишь те краски и полутона, которые способны не просто очертить декорации, а и подчеркнуть настроение, атмосферу романа и его героев. Это и цвета, и ощущения, и даже запахи, как запах сирени, что перекочевывает из древнего Ершалаима в современную Москву.

Вспомним начало романа. Это май 30-х годов. Но уже стоит безумная жара. Действие начинается в «час небывало жаркого заката». Жара и раскаленная Москва вызывают ощущение тревоги, ожидание неких событий, которые не заставляют себя долго ждать.

А при встрече мастера с Маргаритой, Булгаков описывает мрачный проулок, «грязную желтую стену», тысячи идущих чужих людей, чтобы показать темное мрачное одиночество главных героев, в котором они пребывали до встречи.

Описание Москвы подчеркивает настроение героев и тонкий юмор писателя. Например, в описании «Грибоедова», как прозвали Массолитовцы пресловутый Дом Грибоедова, не может не вызвать улыбку «на дверях первой же комнаты» рисунок – «карась, попавшийся на уду».

Изображение представителей Массолита и варьете

Создавая декорации для своего романа, писатель не жалеет и красок юмора, иногда переходящего в сатиру, а иногда превращающегося в дружескую насмешку, сочувствие.

Булгаковская Москва в романе «Мастер и Маргарита» совсем не скрывает своих недостатков и несовершенств. Так, бывший дом великого Грибоедова – теперь дом Массолита, где определяют писатель человек, или нет по наличию удостоверения, а в доме Герцена так и вовсе сделали ресторан.

Представители «Ассоциации литературы»: Берлиоз и Латунский, другие критики и «великие литераторы», настолько приземлены, что когда дело доходит до разговора о доме литературы вспоминают не творчество, а гастрономические излишества в виде «порционных судачков» и «яиц-коккот» да привилегии, что дает им «членский билет с золотой широкой каймой».

Мастер вспоминает этот мир критиков и литераторов с ужасом. Он, принесший им свой роман, в который вложил душу, в ответ получает низкопробную критику и насмешки, поле которой, ослабевший рассудком, сжигает свой роман.

Образ Москвы в «Мастере и Маргарите» проникается нотами осуждения и сатиры, когда Булгаков показывает людей искусства и массовой культуры – представителей варьете Лиходеева, Варенуху, Римского. Степа Лиходеев пьяница и лжец. За сою подлую натуру он будет наказан Воландом, что внезапно перенесет его в Ялту, а Варенуха и вовсе станет вампиром. Но, не смотря на то, что эти персонажи понесли справедливое наказание, их образы вызывают грусть. Казалось бы, в самом центре великой страны представители культуры должны быть людьми как минимум моральными и одухотворенными. А на деле же мы видим шайку подлецов и трусов, которых интересует лишь свое теплое местечко да забавы.

Образы москвичей в романе

Москва и москвичи в «Мастер и Маргарита» довольно сильно контрастируют с мастером и его внутренним миром. При этом, практически нет различий с людьми Ершалаима. И сейчас, и две тысячи лет назад, люди все так же желали обогащения, шли на поводу толпы и стремились не пропустить зрелища.

В московских главах и гастролях Воланда москвичи поддаются на искушения и ведут себя так, как и ожидает Воланд. Как ни странно, его это совсем нее радует, даже наоборот, «темных дел мастер» грустно взирает на то, как сходит с ума казавшаяся приличной публика варьете.

Господа вызываются в драку за падающие деньги, приличные благовоспитанные дамы бросаются надевать невиданные заморские платья, которые окажутся иллюзией. При чем. Где то на уровне подсознания люди осознают, что все это проделки умелого фокусника, но все равно идут на поводу своих желаний.

Михаил Булгаков в своем фантасмагорическом романе удивительно виртуозно чередует бытовые сцены с монументальными сценами Ершалаима и бала Воланда. Так, летящая Маргарита заглядывает в окно коммунальной кухни, где за не вовремя выключенный свет ссорятся женщины. Мистическое сплетается с реальными ежедневными событиями, образы дьявола и его свиты теряются в толпе обычных москвичей. Пожалуй, словами Воланда с ноткой грусти «Люди как люди, такие же, как и раньше» говорит о жителях Москвы сам автор.

В заключение

В романе «Мастер и Маргарита» Москва 30 годов выступает основным местом действия. Город и его герои не только становятся фоном для событий романа, но и принимают участие в нем.

В изображении города Михаил Булгаков использует и сатиру, и юмор, осуждение и теплые ноты.

Здесь живет и творит мастер, здесь он встречает Маргариту, которая станет его «тайной женой и музой». Сюда прибывает Воланд, чтобы раскрыть москвичам глаза на их низменные желания. Москва в романе «Мастер и Маргарита» будто выступает отдельным персонажем. Она живет, дышит сиренью и «абрикосовой водой», меняет свое настроение вместе с героями.

Литература

Лучшие условия по продуктам Тинькофф по этой ссылке

Дарим 500 ₽ на баланс сим-карты и 1000 ₽ при сохранении номера

. 500 руб. на счет при заказе сим-карты по этой ссылке

Лучшие условия по продуктам
ТИНЬКОФФ по данной ссылке

План урока:

Миссия Воланда и его свиты в Москве

В эпиграфе, взятом из «Фауста» Гете, определена суть понимания романа. Потому неслучайно появление нечистой силы там, где нарушен баланс добра и зла, в столице страны, претендующей на особую мессианскую роль, проповедующей атеизм. Появляется Воланд впервые на Патриарших прудах, заинтересовавшись разговором редактора Берлиоза с молодым поэтом Иваном Бездомным об Иисусе и представившись профессором черной магии.

Воланд

Это был высокий брюнет с глазами разного цвета, зеленым и черным, лет сорока, богато одетый. Разговор с литераторами, которым требуются доказательства существования Бога, и их уверенность, что человек сам управляет своей жизнью, потешает «иностранца». Свое пребывание в Москве он объясняет приглашением для изучения работ чернокнижника [1] Герберта Аврилакского. Но это не единственная цель визита Воланда в Москву.

Булгаковым создан не совсем обычный образ Воланда. Этот персонаж Булгакова, олицетворяющий силы зла, сам является невольным палачом пороков. Характеристика Воланда неоднозначна. Он обладает довольно привлекательными чертами: сакрально, по-рыцарски аристократичен, владеет глубочайшими познаниями, проницателен и ироничен, склонен исследовать и анализировать различные стороны человеческого бытия. У него двойственная натура: он искренен с теми, кто честен, лукав с теми, кто лжет. Но убежден, что все получат по своему достоинству и вере.

Воланд в сериале “Мастер и Маргарита”, 2005 г.

Коровьев-Фагот

Свита Воланда небольшая, но разнообразная. Коровьев-Фагот может быть переводчиком при мессире [2] , он – бывший регент [3] церковного хора, маг, шутник и ерник [4] . Ростом в сажень [5] , но худой, с глумливой физиономией, с усиками и ироничными глазками, с треснутым пенсне [6] , в коротких клетчатых брючках. В истинном обличье – несущий искупительную службу грустный рыцарь, неудачно пошутивший по поводу света.

Коровьев-Фагот в сериале “Мастер и Маргарита”, 2005 г.

Азазелло

Маленький, широкоплечий, кривоглазый, с торчащим клыком рыжий Азазелло, как библейский демон-убийца Азазель, исполняет особые поручения, помогающие вершить справедливость. Одет в добротный костюм и котелок.

Азазелло в сериале “Мастер и Маргарита”, 2005 г.

Гелла

Рыжеволосая и зеленоглазая красавица-вампир Гелла – расторопная и смышленая служанка в свите. Распутна и предпочитает ходить без одежды.

Гелла в сериале “Мастер и Маргарита”, 2005 г.

Кот Бегемот

Громадных размеров черный кот-оборотень Бегемот – великолепный затейник и шут, на самом деле молодой и худенький демон-паж. Иногда может превращаться в толстячка с кошачьей физиономией. Обаятелен, но хвастун и врун. В демонологии Бегемот – демон желаний желудка.

Кот Бегемот в Доме-музее Булгакова

Абадонна

Есть еще один, почти не упоминаемый, член свиты Воланда – бледный и молчаливый человек в темных очках. Воланд представляет Маргарите Абадонну, благодаря которому безукоризненно ведутся войны. И отчаянная женщина, не побоявшаяся приглашения сатаны, почувствует жуткий страх в его присутствии. На балу Абадонна, вестник смерти, снимет очки, посмотрев в глаза шпиону и доносчику барону Майгелю перед казнью. Он – как библейский демон войны, уничтожения и смерти Аваддон.

Воланд и его помощники не стремятся вмешиваться в события, они скорее выставляют напоказ то, что скрыто под масками так называемых приличных людей, и истинные причины их поступков. Добро и зло вершатся самими людьми.

В 12 главе проясняется цель посещения Москвы Воландом: это интерес к московскому народонаселению. Во время проведения сеанса черной магии в Варьете его прежде всего интересует, как изменился мир людей, но не внешний, со своими достижениями технического прогресса, а внутренний. Стали ли люди лучше спустя два тысячелетия. Коровьев и Бегемот проводят для Воланда своеобразное представление в зрительном зале. Завороженная денежными фокусами Коровьева публика недовольна репликами конферансье [7] о массовом гипнозе и разоблачении. На вопрос, что сделать с надоевшим ведущим, из зала кто-то предложил оторвать голову вруну. Бегемот исполняет пожелание. Затем по просьбам зрителей возвращает голову на место.

Воланд, восседая на сцене, безучастно наблюдает за публикой, с которой его подручные проводят опыты, испытывая на человечность, жадность, жестокость. Игнорируя зрителей, обращается к Фаготу и Бегемоту с печальным выводом про москвичей. Люди так же любят деньги, хотя иногда стучится милосердие в их сердца. Люди обыкновенные, ничем от прежних не отличаются, только еще квартирным вопросом испорчены. Не дождавшись конца представления, Воланд исчезает, но публика этого не замечает, одурманенная шальными деньгами и в завершении еще и бесплатными нарядами для дам. Но деньги превращаются в бумагу, а наряды и вовсе испаряются, обнажая неприглядные телеса [8] .

Еще одна цель путешествия была у Воланда. Москва в атеистическом разгуле идеальна для проведения ежегодной черной мессы [9] , именуемой балом сатаны. За внешней роскошью и великолепием торжества веет духом мертвечины. Согласную ради любви на все Маргариту приглашают быть королевой на этом сборище висельников [10] , отравителей и убийц. Но она даже здесь не теряет великодушия и милосердия, заступившись за детоубийцу Фриду. С честью выдержав испытания, Маргарита получает от Воланда награду – своего возлюбленного.

Представление в театре Варьете, сериал “Мастер и Маргарита”, 2005 г.

Образы обывателей, чиновников, деятелей от «искусства» и иных шариковых советской системы

В основном, свитой наказываются люди порочные, погрязшие в погоне за материальными благами и сомнительными удовольствиями, забывая о своем духовном предназначении в жизни. Они зависимы от лжи, пустословия, доносительства, лицемерия, пьянства, разврата, порождающими социальные подлости, и потеряли несущую добро духовную свободу. Это многочисленные герои второго плана.

Литературные деятели, такие как Берлиоз, Латунский, Лаврович и прочие члены Массолита – сборище бездарей и догматиков [11] , не принимающих свободу творчества. Им свойственно обыденное желание жить по-человечески. Дом Грибоедова наполнен писателями, которых прежде всего интересуют оплаченные творческие отпуска на море за госзаказы, государственные дачи и квартиры. Недаром у многих говорящие фамилии: Двубратский, Загривов, Глухарев, Богохульский, Сладский. Их литературная деятельность подчинена своему времени. Они используют свои способности для обретения реального благополучия. Социалистическая кормушка уничтожила их таланты, превратив в потребителей. Недаром Коровьев и Бегемот с удовольствием громят места, где жируют преуспевающие: Торгсин и ресторан Дома Грибоедова.

Берлиоз

Более других поплатился председатель Массолита Михаил Александрович Берлиоз за то, что, будучи эрудированным и начитанным человеком, имея множество званий и чинов, поучает молодых авторов мыслить штампами и лозунгами, внушает сомнительные атеистические ценности. Он попадает под трамвай, его казнит вагоновожатая, комсомолка, как и предсказал на Патриарших незнакомец. На балу Воланд, беседуя с головой Берлиоза, заметил, что ему уготовано небытие, потому что каждому по его вере воздается.

Латунский и Лаврович

Критик Латунский и литератор Лаврович, члены редколлегии газеты, написали разгромные статьи о романе Мастера. Маргарита расправилась с Латунским, устроившим травлю ее возлюбленного, с наслаждением разгромив его роскошную квартиру в Доме литераторов.

Иван Бездомный

Поэт с псевдонимом Иван Бездомный в начале романа – молодой рыжеватый человек. В беседе с Берлиозом и незнакомцем он производит не лучшее впечатление, проявляя абсолютное невежество. Тем не менее он талантлив, ему удалось так написать об Иисусе, что образ получился, как живой, за что и был раскритикован Берлиозом. Доведенный до умопомрачения встречей с сатаной, оказывается в психиатрической лечебнице, где после знакомства с Мастером меняется его жизнь. В завершении романа он становится профессором института истории и философии Иваном Николаевичем Поныревым. Но пережитое не отпускает его, ежегодно в весеннее полнолуние он приходит на Патриаршие пруды, ему снятся мучительные сны о Понтии Пилате и Иешуа.

Алоизий Могарыч

Роковую роль в судьбе Мастера сыграл журналист Алоизий Могарыч, который проявил живой интерес к его творчеству. Он с восторгом отозвался о прочитанном романе, но разъяснил, что и почему не может быть напечатано. Умел он толково и ловко объяснять газетные статьи, непонятные Мастеру, далекому от социалистической реальности, которая для Алоизия предельно ясна. Он втерся в доверие, стал почти другом и написал донос, чтобы завладеть квартирой. От ареста Мастера спасла психиатрическая клиника. При встрече с Воландом он узнает правду. Алоизий, вызванный Азазелло, сознался в кляузничестве [12] , проронил слезы раскаяния и стал жаловаться, что потратился, пристраивая ванную в новой квартирке. Его, полураздетого, без штанов, отправляют в Вятку. Воланд предлагает Мастеру написать про Алоизия. Ему интересны истоки предательства со времени библейского Иуды. Могарыч оказался человеком живучим и предприимчивым. Он после пережитого не угодил в сумасшедший дом, как другие. Придя в себя в вятском поезде, решил, что у него было что-то вроде временного помутнения рассудка, раздобыл штаны и вернулся в Москву, нашел новое жилье и устроился руководителем Варьете, очевидно, опять благодаря доносам.

Таков мир искусства, который не принял автора романа о Понтии Пилате. Сам Мастер не считал себя писателем, определяя свое предназначение не столько профессионализмом, сколько божественным даром – способностью творить. Поэтому он отказывается от житейского имени.

Степа Лиходеев

Деятели культуры тоже весьма далеки от искусства. Степа Лиходеев, директор театра Варьете, предстает в неприглядном виде. Разбуженный незнакомцем, он, опухший с похмелья, не может понять, где находится, о каком контракте с профессором черной магии идет речь. Воланд советует«поправиться», предложив графинчик водки с подходящей закуской. Придя в себя, Степан Богданович, как опытный чиновник, скрывая свою некомпетентность, выходит позвонить в театр. Возвратившись, видит кроме гастролера [13] еще странноватого типа в пенсне и громадного кота, чокающихся и закусывающих. Степе объявляют, что он здесь лишний, свите нужна квартира. Коровьев и Бегемот перечисляют Степины грехи во множественном числе, как бы намекая, что таких, как он, много: они блудят, свинячат, бездельничают и занимаются очковтирательством [14] , казенную машину для личных нужд используют. Появившийся Азазелло говорит, что из Степы такой же директор, как из него архиерей [15] , и отправляет его в чем есть, в кальсонах [16] и грязной рубашке, в Ялту. Степа, пройдя лечение в психиатрической клинике, стал замкнут и осторожен, особенно с выпивкой и женщинами. Используя свои связи, пристраивается в Ростове на должность директора гастронома. Лиходеев – типичный бездарный чиновник, паразитирующий на любом руководящем месте.

Жорж Бенгальский

Подчиненные Лиходеева тоже пострадали от нечистой силы. Конферансье Жорж Бенгальский любил пошло шутить, его плоским шуткам никто не смеялся, но ему это безразлично. Перед публикой он гримасничает и несет ахинею. За вранье по воле толпы Бегемот ему отрывает голову, и по просьбам зрителей возвращает ее. Тронувшегося умом Бенгальского отправляют в психиатрическую лечебницу. Подлечившись, ушел из профессии, зажил тихой и уединенной жизнью, опасаясь потерять голову.

Иван Варенуха

Администратора театра Ивана Савельевича Варенуху сделала вампиром-наводчиком Гелла за безудержное вранье и хамство по телефону. После прощения становится таким вежливым и отзывчивым, что получил прозвище «отец-благодетель», но очень страдал из-за своей вежливости.

Григорий Римский

Финдиректор Григорий Данилович Римский, человек с колючим взглядом и неприятным голосом, в наказание за равнодушие запуган вампирами Варенухой и Геллой, за ночь поседел и превратился в старика. Сбежав в Ленинград, прятался в шкафу гостиницы «Астория». С психическим расстройством попадает в клинику. После лечения уходит из театра Варьете в детский театр кукол.

Андрей Соков

Заведующий буфетом театра Андрей Фокич Соков, наживающийся на «осетрине второй свежести», лишивший себя удовольствий жизни ради накопительства, узнает о скоротечной смертельной болезни и осознает бесполезность своих сбережений в пяти сберкассах.

Прохор Петрович

Комиссия зрелищ и увеселений, в чье ведомство входил театр Варьете, также пострадала от проделок свиты Воланда. Председатель Комиссии Прохор Петрович после посещения человека с кошачьей мордой исчез, а вместо него остался разговаривающий и пишущий пустой костюм. В филиале Комиссии весь состав сотрудников помимо воли хором запел после проказ регента Коровьева.

Никанор Босой

В образе председателя жилищного товарищества Никанора Ивановича Босого представлены многие чиновники. Управдом лжив, подозрителен, осторожен и недоверчив. Но жадность поборола страхи, и он берет взятку. За эти деньги, превратившиеся в валюту, Босого арестовывают. Обезумевшего, отправляют в дурдом. Там ему снится сон, в котором Никанор Иванович видит себя надопросе в странном мужском отделении театра в окружении других валютчиков. Таких, как он, аферистов и взяточников, так много, что их можно допрашивать массово, принуждая сдавать валюту.

Художественное приемы сатирического изображения автора

Сатира Булгакова продолжает традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина, но имеет свои особенности. В творчестве Булгакова впервые появляется жанр философской сатиры, а не просто социальной или политической. Соединяя фантастику с обыденностью, реальность с мистикой, используя гиперболу (преувеличение) и гротеск (фантастически преувеличенное сочетание противоположного, неправдоподобное), писатель не только высмеивает обывательщину и пошлость, но и размышляет над природой вечных человеческих пороков. Оттого в изображении московской жизни прослеживается связь с ершалаимскими главами. Булгаков убежден, что в основе общества должны быть прежде всего духовные, моральные устои, а не идеологические или социальные установки.

Социальные и нравственные пороки современного Булгакову общества

Булгаков поставил диагноз социальным болезням своего времени. Высмеивая советскую систему, котораяпородила огромное количество «шариковых», различныхначальников с низким уровнем культуры, он использует Воланда и его слуг для моральной ревизии там, где добро беспомощно, а зло должно быть обнажено, где мелкое зло может быть наказано лишь большим злом. Нечистая сила выявляет такие человеческие пороки как паразитизм, корыстолюбие, равнодушие, ложь, нежелание честно служить своему делу и выполнять свою работу добросовестно. Ко всему еще квартирный вопрос испортил москвичей. Все, что отвернулось от добра, извратилось, потеряло нравственную основу и духовные идеалы, превращается в живучую социальную нечисть, успешно приживающуюся в социалистической действительности, пользуясь бюрократизмом и коррупцией госструктур.

Заключение

В романе множество переплетающихся между собой тем, связанных одной основной – этической, определяющей соотношение добра и зла, истины и лжи во времени и вечности. К сожалению, в реальном времени преобладают зло и ложь, в вечности – истина и добро. Без веры мир искажен, в нем иные, низменные ценности. Воланд, интересовавшийся, «изменились ли горожане внутренне», заключает, что они по-прежнему «люди как люди», «любят деньги», «но ведь это всегда было».

Словарь

1. Чернокнижник– колдун, продавший душу сатане за право обладать черной книгой (гримуаром), содержащей заклинания и магические обряды.

2. Мессир – уважительная форма обращения к знатному лицу в средневековой Европе.

3. Регент – дирижер церковного хора.

4. Ерник (от ерничать) – распутник, повеса.

5. Сажень – мера длины на Руси с 17 в. (примерно 2 метра).

6. Пенсне – очки без заушных дужек.

7. Конферансье – артист эстрады, объявляющий концертные номера.

8. Телеса – ироническое название внешне неприглядного, толстого тела.

9. Черная месса – дьявольский обряд, антипод христианского богослужения.

10. Висельник – казненный, повешенный на виселице.

11. Догматик – придерживающийся только своего мнения, не считаясь с иными.

12. Кляузничество – склонность к ложным обвинениям.

13. Гастролер – артист, приглашенный на гастроли.

14. Очковтирательство – подлог, надувательство, чтобы представить свою работу лучше, чем есть на самом деле.

15. Архиерей – высший сан священнослужителя.

16. Кальсоны – мужское нижнее белье в виде штанов.

Московские главы романа Булгакова «Мастер и Маргарита»

События самого знаменитого произведения Михаила Булгакова разворачиваются в двух местах — древнем Ершалаиме, где проповедует свои идеи бродячий философ Иешуа Га-Ноцри, и Москве 30-х годов, куда является с гастролями Воланд. Быт советских людей, их проблемы, стремления и предрассудки как нельзя лучше отражены в московских главах романа «Мастер и Маргарита».

Столица как место действия

Начинается действие на закате майского дня — раскалённый, неестественно жаркий воздух тревожит персонажей, доставляет им дискомфорт и заставляет терзаться нехорошими предчувствиями, которые в самом скором времени оправдываются. Встрече же Мастера с Маргаритой сопутствует описание мрачного проулка с грязной жёлтой стеной и тысяч людей, равнодушно проходящих мимо главных героев.

В литераторском доме на самом деле нет литературы — там царит бесконечная бюрократия, и писатели желают не творить, а получать побольше дохода.

Булгаковскую Москву населяют закоренелые скептики и атеисты, не признающие авторитетов, помимо советской власти, и отмахивающиеся от всего, что нельзя объяснить с точки зрения разума.

Их умы занимает погоня за материальными благами — престижными дачами, походами в изысканные рестораны и, конечно же, деньгами. Московский мир в романе «Мастер и Маргарита» пуст и бездуховен — квартирный вопрос испортил людей и занимает их гораздо больше, чем забота о духовном развитии.

Воланд грозой проносится над столицей, жестоко наказывая алчность, подлость и несправедливость. В то же время он наблюдает за городом, как пытливый исследователь, проверяя, насколько преобразились граждане за прошедшие годы. На сеансе чёрной магии, который проводят ассистенты Князя тьмы, москвичей проверяют деньгами, и каждый из них охотно поддаётся искушению, подтверждая предположение о том, что в мире ничего не меняется. Описание Москвы в «Мастере и Маргарите» подчёркивает происходящее на страницах, отражая в равной степени настроение героев и тонкую иронию автора.

Представители культуры и власти

Презентация читателю московских реалий не обходится и без подробных описаний проживающих в городе людей, в особенности представителей власти и культуры.

Казалось бы, этим гражданам полагается быть как минимум моральными, но на деле они представляют собой шайку подлецов, озабоченных лишь собственными интересами.

Многочисленные герои второго плана лживы, порочны, лицемерны и фальшивы, за что в итоге и несут заслуженную кару:

  • Самое жестокое наказание выпадает на долю председателя МАССОЛИТа Берлиоза, который, будучи очень эрудированным и грамотным человеком, абсолютно лишён человечности и духовности. Он приучает молодых авторов мыслить штампами и пытается подогнать их творчество под шаблоны, одновременно внушая собственное атеистическое мнение. Берлиоз попадает под трамвай и лишается головы, как и предсказал таинственный незнакомец на Патриарших прудах.
  • Степан Лиходеев — чиновник, паразитирующий на руководящей должности, охочий до выпивки и женщин — отправляется в Ялту прямо из квартиры. Когда Степан Богданович возвращается в Москву и проходит лечение в психиатрической клинике, его взгляды на жизнь кардинально меняются — директор Варьете становится замкнут и осторожен с алкоголем, особенно в обществе посторонних. Вместе с ним наказание постигает финдиректора Римского и администратора Варенуху.
  • Алчного председателя жилтоварищества Никанора Босого обвиняют в незаконном хранении валюты, в которую превратились деньги, взятые им у Коровьева. В итоге председатель лишается рассудка и отправляется в сумасшедший дом.
  • Известному литературному критику Латунскому, написавшему разгромную статью о романе Мастера, удаётся отделаться малой кровью, поскольку его карает не Воланд, а Маргарита — она с наслаждением громит квартиру человека, погубившего её возлюбленного.

Стилистические приёмы

В московских главах «Мастера и Маргариты» прослеживается чёткое сравнение с ершалаимскими — и в первом, и во втором случае общество строится не на моральных устоях, а на внушаемых властью идеологических установках. Для изображения жизненных устоев граждан Булгаков использует приёмы философской, социальной и политической сатиры, продолжая традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Кроме того, автор удачно оперирует и некоторыми другими понятиями:

  • Эпанафора. Именно с помощью этого приёма московские главы соединяются с ершалаимскими. Наглядной иллюстрацией может служить цитата, завершающая первую главу и одновременно открывающая вторую: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана…».
  • Гротеск. Работники, вынужденные против собственной воли участвовать в хоре, надрываются, исполняя «Священный Байкал», лжец Варенуха превращается в вампира, а трусливый сосед Маргариты Николай Иванович становится боровом.
  • Фантастика. Среди примеров можно упомянуть оторванную голову конферансье Бенгальского и огромного кота, пытающегося передать деньги за проезд в трамвае.
  • Градация. Постепенное нагнетание событий можно наблюдать в главе номер девять, в которой Никанор Босой рассматривает заявления людей, претендующих на освободившуюся жилплощадь.
  • Сарказм. Язвительные насмешки в произведении наблюдаются чаще всего — с их помощью писатель разоблачает какие-либо пороки персонажей и противопоставляет положительных героев отрицательным.

Кроме того, важнейшую роль в сюжетной и идейной композиции романа играют массовые сатирические сцены, демонстрирующие читателю образ толпы.

Таких эпизодов немного, однако именно они формируют картину современного общества, позволяя взглянуть на него с позиции общечеловеческих ценностей.

Булгаков – «Мастер и Маргарита» – композиция, московские главы

Начал писать роман в 1928 году. Сначала роман был назван «Копыта инженера». Сжигает роман, остаются только черновики.

1932 год – возобновляет работу над романом (толчок к этому – встреча с Еленой Шиловской, прототип Маргариты).

В романе две сюжетные линии – евангелие и жизнь Москвы.

Несмотря на комизм и сатиру, это роман философский, в котором одной

из главных тем является тема выбора. Эта тема позволяет раскрыть многие

философские вопросы, показать на конкретных примерах их решение. Выбор —

это тот стержень, на котором держится весь роман. Любой герой проходит

через возможность выбирать. Но у всех героев разные мотивы выбора. Одни

делают выбор после долгих раздумий, другие — не раздумывая и не могут

переложить ответственность за свои поступки на кого-нибудь другого. В

основе выбора Мастера и Понтия Пилата лежат их отрицательные человеческие

качества; они приносят страдания не только себе, но и другим людям. Оба

героя выбирают сторону зла.

Сатирическое изображение Москвы и москвичей в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”.

На окраине Москвы, вдали от шумных улиц и площадей, расположился старинный двухэтажный дом с решётками на окнах. На небольшой заасфальтированной площадке прямо перед домом с раннего утра выстраивалась очередь, но не чрезмерная, человек в полтораста. Если же погода благоволила, то желающих примкнуть к толпе было ещё больше. Одни записывались, чтобы улучшить собственное благосостояние, другие желали завести новые знакомства и тоже вставали в очередь, третьи присоединялись из любопыт-ства. Этот пчелиный рой копошился, непрерывно передвигался, но безуспешно. На дубовой двери висела табличка с изображением покосившегося дома: “Квартирный вопрос. Приём с 11 до 12”, – и, что немаловажно, – огромный железный замок.

Те счастливчики, кому удавалось-таки попасть на приём за отведённые шестьдесят минут, через несколько лет становились обладателями бесплатной квартиры в каменном доме. Ежедневно в городе пять человек обретали свой новый кров, и ради этого можно было стоять в очереди сутки напролёт.

Каждого среднестатистического москвича терзала чёрная зависть: почему небо наградило их, а не меня? Кто скажет что-нибудь в защиту зависти? Это чувство дрянной категории, но всё же надо войти и в положение очередника. За дубовой дверью находилась крохотная, но в изысканном стиле отделанная приёмная, с телефоном и узорным ковриком для ног. За столом в течение всего рабочего часа сидели два полнощёких, румяногубых и гладко выбритых гражданина лет шестидесяти. В их поведении было сразу несколько странностей: они не переставали что-то бормотать, время от времени громко хихикали, вызывая у посетителей небезосновательные опасения за их душевное состояние.

Истинная натура москвичей проявляется лишь тогда, когда эти граждане материалистиче-ского государства оказываются вовлечены в нечто, отличное от ежедневной чертовщины их жизни. В романе Булгакова “Мастер и Маргарита” московское народонаселение подвергается влиянию так называемой “чёрной магии”. Разумеется, проделки Воланда и его свиты оборачиваются массой неприятностей для московских обывателей. Но приводят ли они хотя бы к одной подлинной катастрофе? В советском мире двадцатых-тридцатых годов чёрная магия оказывается менее примечательной, чем реальный быт, с его ночными исчезновениями и другими видами узаконенного насилия. Но о российском тиране в московских главах нет ни слова. Читателю самому предоставляется возможность догадаться, по чьей воле производятся аресты, из квартир исчезают люди, а “тихие, прилично одетые” граждане “с внимательными и в то же время неуловимыми глазами” стараются запомнить как можно больше и доставить информацию по нужному адресу.

Доносчики сидят повсюду, даже в Доме Грибоедова, за резною чугунною решёткой. Этим домом владел Массолит, во главе которого стоял несчастный Михаил Александрович Берлиоз до своего появления на Патриарших прудах. “Приблизительно сорокалетний, маленького роста, темноволос, упитан, лыс”. Лишь “сверхъестественных размеров очки в чёрной роговой оправе” выдавали в нём человека незаурядного ума, начитанного, каким и подобает быть редактору “толстого художественного журнала”. Берлиоз был в высшей степени недоверчив, любил продемонстрировать собственную значимость (принимал от четырёх до пяти), подобно Иисусу Христу на тайной вечере, председательствовал на заседании двенадцати литераторов – словом, являл собою типичного руководящего москвича. Какие замечательные привилегии членам Массолита давал литературный талант! Вернее, его мирское воплощение – “членский массолитский билет, коричневый, пахнущий дорогой кожей, с золотой широкой каймой”. Подобно тому, как во всех других областях искусства люди делятся на талантливых и заурядных, московские литераторы делились на счастливых обладателей коричневой корочки и мечтающих стать таковыми. Члены Массолита “заслуженно” удостаивались вкусной и здоровой пище по удачной цене, творческих отпусков “от двух недель до одного года”, а наиболее талантливые получали дачи за городом, на свежем воздухе. Литераторы серьёзно страдали от духоты. “Ни одна свежая струя не проникала в открытые окна”. Они были духовно мертвы, писали не по велению души, а по заказу редакторов.

Столичная жизнь скучна и монотонна, ничего сверхъестественного в Москве никогда не происходит, оттого с таким удивлением и восторгом воспринимаются москвичами проделки Воланда и его свиты. Воланд выступает в романе в первую очередь как судья. Он является в Москву выяснить, изменилось ли человечество. И для этого проводит жителей города через всевозможные испытания, которых те обыкновенно не выдержива-ют. Воланд не получает особого удовлетворения, лишний раз убеждаясь в корыстолюбии и низости людей, хотя ничего другого от них и не ожидает. При редких же встречах с теми, кто ещё не утратил способности к состраданию, он иронически удивляется и, что характерно, выполняет их просьбы. Он играет роль провокатора, расставляет ловушки, но всегда даёт людям шанс выбрать между добром и злом, использовать свою свободную волю. Поэтому-то он и не оставляет впечатления существа, стремящегося творить зло, а добро совершающего лишь невольно. У москвичей всегда есть возможность обойти это зло стороной. Так, у Берлиоза было предчувствие немедленно бежать с прудов, икота, предшествовавшая появлению “иностранца”, была предупреждением председателю Массолита. И, наконец, даже предсказание смерти не подействовало на этого самонадеян-ного безбожника. Ведь если “отрежут голову”, то непременно враги или интервенты, но никак не комсомолка.

Все москвичи выглядят на одно лицо, ничем друг от друга не отличаются. Словом, граждане, винтики общества. Любой человек необычной наружности, в дорогом костюме, немного странный, воспринимается ими как иностранец, “заграничный чудак”. А знают ли о нём в бюро иностранцев? Необходимо принять меры!

Московское народонаселение ни во что не хочет верить без доказательств, ни в Бога, ни в дьявола, Иван Бездомный доказывает дьяволу, что его нет. Да и проделки Воланда интересуют москвичей гораздо меньше, нежели их разоблачение. Присутствовавшую на сеансе чёрной магии публику объединяла страстная любовь к деньгам, чрезмерное любопытство, атеизм, недоверчивость и страсть к разоблачениям. Да, граждане сильно изменилисьЕ внешне. А внутренне они люди как люди. “Ну, легкомысленныЕ ну, что жЕ и милосердие иногда стучится в их сердцаЕ обыкновенные люди”. Возможность лёгкой наживы опьяняет, деньги разжигают злобу, выявляют и без того накопившуюся в большом количестве в умах граждан глупость. И голову болтуну Бенгальскому Фагот отрывает не по собственной инициативе. Это безобразное предложение поступило с галёрки. Даже когда оторванная голова звала доктора, никто не пришёл к ней на помощь. Публика не привыкла видеть такое количество крови и посему просила Фагота простить несчастного конферансье, надеть обратно его глупую голову. Наряду с корыстолюбивыми и жестокими москвичами, в зале имелся один заботливый муж. Во время бесплатной раздачи дамской одежды, выйдя на сцену, он попросил передать что-нибудь его больной супруге. В качестве доказательства того, что он действительно женат, гражданин готов был предъявить паспорт. Заявление было встречено хохотом. Зрителям трудно было понять этого заботливого мужа, ведь сами они таковыми не были. Типичный представи-тель зала – женщина, вышедшая на сцену, чтобы забрать бесплатные туфли. Ей бы поскорее удалиться с товаром, но она ещё спрашивает: “А они не будут жать?”

Москвичи к тому же ещё и большие вруны. Они обманывают друг друга и самих себя. Аннушка, виновная в убийстве Берлиоза по неосторожности, начала врать, когда в её руки случайно попала золотая подкова: “Так это ваша подковочка? А я смотрю, лежит в салфеточкеЕ Я нарочно прибрала, чтобы кто не поднял, а то потом поминай как звали”. Жадность и лицемерие управляют такими людьми.

Не прочь обмануть, пусть даже самого себя, был Римский. Он снял трубку телефонного аппарата, совершив над собою форменное насилие, но с радостью обнаружил, что телефон его мёртв: отвалилась необходимость звонить.

Дела сомнительного содержания творились в квартире № 50 в доме № 302-бис, где до своего появления на Патриарших прудах жил гражданин Берлиоз. В помещении, равно как и в душах его обитателей, царил беспорядок, к тому же периодически из квартиры исчезали люди. Прямо колдовство какое-то! А колдовству, как известно, стоит только начаться, так уж его ничем не остановишь.

Воланд не случайно выбрал квартиру, где сожительствовали искусство и разврат, олицетворяемые Берлиозом и Лиходеевым. Булгаков направляет жало своего сатириче-ского дара не только на Дом Грибоедова, но и на квартиру № 50, которая “давно уже пользовалась если не плохой, то, во всяком случае, странной репутацией”. После исчезновения Стёпы Лиходеева квартира стала приютом для нечистой силы. Каких гостей у Воланда только не было: и лица официальные, и мертвецы, и милиция, и даже Мастер, в “совершенно засаленной чёрной шапочке с вышитой на ней жёлтым шёлком буквой “М””. Каковы же бывшие обитатели и гости сей злополучной квартиры? Их патриотизм, проявившийся в безудержной любви к советским деньгам, и лицемерие не имеют границ. Лишь Маргарита оказалась способной на сострадание, за что Воланд её и наградил.

Московское народонаселение, “спелёнутое, безглазое и безгласное”, духовно мёртвое, оказалось неспособным противостоять искушениям дьявола. Большинство людей, попавших в ловушки Воланда, завершили свою карьеру, а вместе с ней и жизнь, в клинике Стравинского, а город “ушёл в землю и оставил по себе только туман”, подобно своим без вести исчезающим обита

Москва и москвичи в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Произведение Булгакова было написано в 1937 году, но опубликовать его удалось только в 1966 году. Автор описывает параллельные миры, которые переплетаются между собой, а также различных персонажей. Кроме этого, представлены Москва и москвичи. В романе «Мастер и Маргарита» затрагиваются темы творчества, любви, веры, добра и зла. Читатель наблюдает за судьбами героев и их образом жизни. Проблемы, раскрываемые в книге, актуальны по сей день.

  1. Анализ произведения
  2. Краткий пересказ
  3. Продолжение фрагмента
  4. Описание столицы и ее горожан
  5. Город как место действия
  6. Представители МАССОЛИТа и театра
  7. Образы москвичей

Анализ произведения

В романе представлены две сюжетные линии: история о Понтии Пилате, любовь Мастера и Маргариты. А также в нем показаны два города — Ершалаим и Москва.

Краткий пересказ

Два человека гуляли на Патриарших прудах и обсуждали существование Христа. Этими людьми были Берлиоз и Иван Бездомный. Они встретили мага, который путешествует вместе со своей свитой. К ней относятся:

  • кот Бегемот;
  • Гелла;
  • Коровьев;
  • Азазелло.

Мага звали Воланд, как окажется в дальнейшем, это сам Сатана. Он подтвердил, что Христос когда-то существовал, заодно сообщил, что Берлиоз совсем скоро останется без головы, а Бездомный попадет в психлечебницу. Эти события произошли на самом деле.

Воланд заселился в квартире вместе с Лиходеевым. Он был директором театра. Маг заключил сделку с этим человеком, что он даст концерт в Варьете. Чтобы получить квартиру, Коровьев подкупает председателя жилищного кооператива, которого немного позже схватили власти за хранение валюты.

Маг дает представление в театре, при этом испытывает своих зрителей. Сначала он осыпал их деньгами, потом предложил женщинам сменить наряды на новые. После концерта купюры превратились в обычные бумажки, а одежда исчезла.

Продолжение фрагмента

В психлечебнице Бездомный знакомится с Мастером, который ушел с работы после выигрыша в лотерею, поселился в подвале и стал работать над своей книгой о Понтии Пилате и Иешуа. Позже писатель познакомился с Маргаритой и полюбил ее.

Мастер хотел напечатать свою рукопись. Он отнес ее в редакцию, но там отказались выпускать в свет это произведение из-за пропаганды христианства. Мастер был разочарован отказом и решил сжечь свое творение, но возлюбленная успела спасти книгу, вытащив ее из печи.

Позже Маргарита ушла домой, чтобы поговорить с мужем. Она забрала роман с собой. Через какое-то время Мастера забрали непонятные люди. Вернувшись домой, он обнаружил других жильцов, что привело к его помешательству. Герой оказался в психиатрическом отделении.

Тем временем Азазелло принес Маргарите приглашение на бал и крем. Он сообщил, что если девушка придет на бал, то получит информацию о своем возлюбленном. Маргарита натерлась кремом и обнаружила у себя способность летать на метле. Она решила отправиться на бал, где Воланд выполнил свое обещание и Мастер и Маргарита встретились.

Бал закончился пожаром, маг стоял на крыше здания и смотрел на Москву. Он мысленно прощался с ней. Вдруг рядом с ним появился Левий Матвей, который сказал, что, по его мнению, пара заслужила покой, и предложил забрать их с собой. Мастер и Маргарита в это время были в квартире, а Азазелло наливал им вино. Оказалось, что оно было отравлено. Любовная пара упала, а в этот же момент на Арбате умирает женщина и безымянный больной в лечебнице. После этого пара унеслась вдаль вместе с Воландом и его свитой.

Описание столицы и ее горожан

В древнем Ершалаиме Иешуа представлял свои светлые мысли и идеи. В Москве же давал концерты Воланд в течение 30 лет. Маг считает, что за эти годы москвичи совсем не изменились, несмотря на то, что город был культурной столицей.

Город как место действия

Москва в романе изображается в нескольких плоскостях. С одной стороны, это город, где происходят действия героев, а с другой — сатирическая столица, показанная наизнанку. Булгаков описывает прекрасные городские пейзажи. Этим он не только очерчивает декорации, но и подчеркивает настроение героев, атмосферу, в которой они находятся. Автор пытается передать читателю даже ощущения и запахи.

Роман начинается с мая 30-х годов. В это время стоит безумная жара. Встреча Мастера и Маргариты описывается мрачно, герои проходят мимо грязной стены через проулок. Вокруг них идут тысячи совершенно незнакомых и чужих людей. Так писатель хочет показать одиночество главных персонажей.

Описание Москвы в романе «Мастер и Маргарита» подчеркивает настроение героев, а также булгаковский юмор. Примером может стать эпизод, где описывается Дом Грибоедова. Двери в помещении содержат странные записи и рисунки, которые вызывают улыбку у читателя.

В литературном доме на самом деле нет литературы, а только формальности да бумаги с бланками.

Представители МАССОЛИТа и театра

Юмор писателя периодически переходит в сатиру. Иногда он насмехается над своими героями или сочувствует им. Образ Москвы в романе не скрывает недостатков. Так, Грибоедовский дом стал МАССОЛИТом, где определить наличие писательского таланта можно только по наличию удостоверения.

Критики приземленные. Если дело доходит до беседы о литературном доме, то они вспоминают не творчество, а лишь гастрономические излишества и привилегии, которые дает им членский билет. Для Мастера мир критиков ужасен, особенно их отказ и насмешки. Он вложил всю душу в свою рукопись, а ее отвергли эти низменные люди.

Автор показывает людей искусства и культуры, например, представителей театра Лиходеева (пьяницы и обманщика), Варенуху (вампира), Римского. За свое непристойное поведение они будут наказаны. Это вызывает грусть у читателя, ведь в центре культурной столицы должны быть моральные и одухотворенные творческие личности, но на деле оказалась только шайка подлецов, обманщиков, трусов, которые заинтересованы лишь в своем насиженном месте и выгоде.

Образы москвичей

Описание Москвы и москвичей в московских главах «Мастера и Маргариты» сильно контрастирует с Мастером и его духовным миром. А вот при сравнении с людьми Ершалаима различий практически нет. Можно с уверенностью сказать, что люди того времени и современники всегда хотели обогатиться, поэтому шли на поводу у толпы.

Московские жители соблазнились деньгами и новой одеждой. Этого от них и ждал Воланд. Его не радовало такое положение дел. Он грустно смотрел на то, как сходит с ума публика театра, которая со стороны казалась довольно приличной. Люди дерутся за деньги, кидаются на невиданные платья. Они идут на поводу своих желаний. Может быть, люди понимают, что все это слишком нереально, но не могут устоять.

В произведении Булгакова переплетаются бытовые сцены с эпизодами Ершалаима и бала Воланда. Мистика сплетается с настоящими каждодневными событиями, а образы Сатаны и его свиты теряются на фоне обычного московского общества.

Цитата, которую Воланд произносит, вот так характеризует москвичей: «Люди как люди, такие же, как и раньше». Жителям Москвы Булгаков приписывает следующие черты:

  • жадность и любовь к деньгам;
  • жажда легкой наживы;
  • неверность;
  • легкомыслие.

Вот на каких реалиях строится образ москвичей. Воланд считает, что проблема жителей столицы — квартирный вопрос, он-то и испортил людей. Это на самом деле так, эта проблема отодвинула все важные качества человека на задний план. Примером может стать дядя Берлиоза, который приехал в Москву не на похороны племянника, а для получения наследства в виде квартиры номер 50.

В московских главах «Мастера и Маргариты» автор рассматривал определенные пороки человека на отдельных персонажах. Например, Никанор Босой, который оказался взяточником, или Степан Лиходеев, оказавшийся лентяем и алкоголиком. Воланд убивал тех, кого нельзя было исправить, но те, у кого была душа, находились в психбольнице, где излечивались.

Маргарита с Мастером были непорочными людьми. Их смерть была во благо, так как эти персонажи не могли жить среди порочных личностей. Они покинули тела, но их души соединились в ином мире.

Таким образом, можно сказать, что читатель видит мелочных и корыстных москвичей, которые ставят материальное благополучие гораздо выше духовных качеств и нравственных ценностей. Есть люди, которых можно исправить, а кто-то безнадежен. Но каждый человек должен самостоятельно прийти к этому и осознать свои пороки. Маг со своей свитой только может помочь в этом, остальные действия — за человеком.

Роман востребован и в наши дни. По данному произведению сняли фильм и сериал, в школе дети проходят его на уроках литературы, делают презентации. Это доказывает актуальность булгаковского романа, а также социальных проблем, раскрываемых в нем, в современном обществе.

Москва и москвичи в романе

Человечество в романе. Роль массовых сцен. Внимание читателей прежде всего привлекают центральные персонажи романа: Мастер, Маргарита, Иешуа, Воланд, Пилат, Берлиоз, Бездомный. Это естественно.

Но булгаковский роман густо населен, и, кроме главных героев, его пространство заполняют сотни названных (имеющих имя) и безымянных персонажей, которых мы иногда вроде бы не замечаем, настолько они мастерски введены в текст, но без которых роман был бы неполон. По подсчетам исследователей, всего в романе 506 персонажей, 156 из них наделены именами собственными. Все вместе они создают обобщенный портрет человечества в его историческом движении: от начальной точки (прихода в мир Богочеловека две тысячи лет назад) до современности — булгаковской Москвы. Да, появилось после выхода романа в свет такое понятие — булгаковская Москва, и оно подразумевает не только определенную часть столицы с ее “романной” топографией, но и людские типы, для нее характерные.

Какими же видим мы москвичей в романе М. Булгакова?

Булгаков никогда не был излишне оптимистично настроенным в отношении нравственного прогресса человечества, и это придало определенный скепсис и его роману: писатель свидетельствует, что за две тысячи лет своего развития в лоне христианства (и романного времени) человечество мало изменилось. Две симметрично расположенные массовые сцены — в древней и современной частях романа — придают этой мысли особую наглядность. В первой части романа — в древнем Ершалаиме — Иешуа приговорен к “повешению на столбе”, предстоит мучительная казнь, казнь-пытка, которая, однако, привлекла множество любопытных, жадных до зрелищ людей: за повозкой с осужденными, за палачами и солдатами “шло около двух тысяч любопытных, не испугавшихся адской жары и желавших присутствовать при интересном зрелище. К этим любопытным… присоединились теперь любопытные богомольцы”.

Разоблачению “московского народонаселения”, то есть раскрытию его внутренней сути, очищенной от флера показных приличий и условностей, посвящена двенадцатая (!) глава “Черная магия и ее разоблачение”. В ней, как мы помним, речь идет о скандальном представлении в Варьете, вызвавшем не меньший интерес, чем в свое время казнь Иешуа в древнем Ершалаиме: “в два ряда лепилась многотысячная очередь, хвост которой находился на Кудрин ской площади. В голове этой очереди стояло примерно два десятка хорошо известных в театральной Москве барышников. к десяти часам утра очередь жаждущих билетов [на представление в Варьете. — В.К.] до того взбухла”, что являла собою “змею длиною в километр”. Современному человечеству свойственна та же жажда зрелищ, наслаждений, что и две тысячи лет назад.

Воланд прибыл в новую Москву за справкой о состоянии “московского народонаселения” и шире — всего современного человечества. Причем его, “конечно, не столько интересуют автобусы, телефоны и прочая… — Аппаратура! — подсказал клетчатый. — сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?”.

В свое время, мы помним, Базаров, герой романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”, требовал: “Исправьте общество, и болезней не будет”. И вот общество в новой Москве “исправлено”, стало “другим”, но достаточно ли этого для того, чтобы и человек стал другим?

Вывод Воланда нам известен: человеческая природа не может так быстро перемениться: “они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота… Ну, легкомысленны… ну, что ж, и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… квартирный вопрос только испортил их”. Визит Воланда, как и гениальный роман Мастера, угадавшего события двухтысячелетней давности, ничего не смог ли изменить в современной Москве. Все осталось по-прежнему.

Словом, можем мы заключить после прочтения романа, социальный эксперимент по созданию нового человека не удался. Та же мысль, но в острой памфлетной форме, заключена в знаменитых сатирических повестях М. Булгакова — “Дьяволиада”, “Роковые яйца”, “Собачье сердце”. В этом еще раз проявляется известная позиция М. Булгакова, противопоставлявшего эволюционный путь развития революционному.

Читайте также другие статьи по творчеству М.А. Булгакова и анализу романа “Мастер и Маргарита”:

Ссылка на основную публикацию