Спортивная тренировка – методы, цели и задачи

Спортивная тренировка — методы, цели и задачи

Популярность спорта в жизни людей возрастает, это связано с повышением внимания к своему здоровью. Основная часть людей занимается любительским спортом, ведь профессиональная деятельность требует от человека многолетней практики, крепкого здоровья и длительной, систематической работы над собой. Главный залог успеха этого процесса — тренировка. И в зависимости от того, какие методы спортивной тренировки будут задействованы, такие и высоты сможет достичь спортсмен. Целью всей подготовки является победа и конечный результат.

Основные определения

Понятие «тренировка» происходит от английского слова, которое означает «упражнение», и является основной формой подготовки спортсмена, а также рассматривается как неотъемлемое связующее звено между спортом и человеком.

Спортивную тренировку можно растолковать как поэтапное специфическое повторение спортивного упражнения для оттачивания мастерства.

Специализация деятельности сводится к следующим принципам:

  • Ориентир только на достижения высших наград.
  • Сбор всех компонентов подготовки в целостную систему упражнений.
  • Непрерывный рациональный процесс.
  • Объединение постепенности и нарастания нагрузок.
  • Деятельность носит цикличный характер и педагогическую тактику.

Цели и задачи

Соревнования являются главной составляющей спорта. Благодаря тренировкам, спортсмен в итоге может прийти к пику мастерства и достичь высоких соревновательных показателей.

Главной целью деятельности является завоевание первых мест. А также не менее важным делом будет воспитание спортсмена с психологической, технической, теоретической сторон. С помощью обобщения всех аспектов и построения структуры методики занятий, достигаются и другие не менее важные, с моральной точки зрения цели — нравственное воспитание и этическое совершенствование.

К задачам спортивной подготовки относятся:

  • Привитие и закрепление моральных и волевых качеств.
  • Воспитание психологического состояния.
  • Глубокое освоение специфики и техники характерной направленности.
  • Повышение уровня физических качеств и максимальное раскрытие возможностей организма.

    Достижение, поставленных задач реализуется путём следования избранной характерной методологии упражнений и зависит от конкретных особенностей спортсмена (возрастная категория, половая принадлежность, уровень здоровья, мастерство), исполняется путём поэтапного и комплексного повторения действий и программ.

    Методы и подходы

    Метод тренировки — последовательные системный подход, направленный на достижение поставленных результатов, задач и целей. Выбор, которого полностью зависит от конкретной ситуации и особенностей самого объекта.

    Разнообразие методов спортивной тренировки позволяет в значительной мере и за короткие сроки достичь желаемых результатов и конкретных целей. Захватив комплексно многие подходы (снижение или набор массы тела, интенсивность и периодичность нагрузок), повышается продуктивность работы спортсмена и ведёт к успехам, за более короткий отрезок времени.

    Круговая тренировка

    Благодаря такому подходу развиваются двигательные и физические качества, а при применении его можно быстро сбросить лишние килограммы. Последовательно повторяется от 8 до 12 упражнений по кругу и получается эффект длительного действия, при этом повышается нагрузка на органы дыхания и сердечно-сосудистую систему. При его выполнении поочерёдно тренируется растяжка, быстрота действий и умение расслабляться.

    Существуют следующие разновидности выполнения:

  • Непрерывно-поточная — поочерёдный безостановочный комплекс действий. При нарастании мощности и увеличении количества упражнений в каждом последующем этапе, нагрузка на организм тоже повышается. Постепенно уменьшается время на выполнение от 10 до 15 секунд и повышается время на отдых от 30 до 40 секунд. Благодаря, таком варианту тренировки развиваются качества двигательной характеристики.
  • Поточно-интервальная — техника, состоящая из простых упражнений без усиления нагрузки, время действий от 20 до 40 секунд. Такая тактика тренирует выносливость, развивает дыхательную систему.
  • Интенсивно-интервальная — упражнения при, которых происходит увеличение интенсивности нагрузки и достигается максимальная мощность выполнения. При этом время отдыха увеличивается (от 40 до 90 секунд), а время выполнения уменьшается постепенно.

    Интервальный и комбинированный подходы

    Суть интервального заключается в чередовании нагрузок и отдыха, причём временны́е рамки у обоих показателей могут совершенно не повторяться. Такой подход имеет большое число всевозможных вариантов.

    Специфика комбинированного сводится к поочерёдной смене нагрузки: сначала разминки, далее ходьба, затем бег. Этот подход популярен на начальной стадии занятия спортом, так как имеется возможность варьировать упражнения, подстраивая под личные предпочтения.

    Соревновательный и игровой методы

    В соревновательных условиях, максимально приближённых к состязаниям, проводится тренировочный процесс, во время которого повышается результативный эффект подготовок. Игровой подход сводится к реализации целей спортивной деятельности при применении игровых форм, с помощью которых достигаются довольно неплохие результаты в определённом направлении. Благодаря такому методу, тренировка принимает игровой формат проведения, и стимулирует спортсменов к борьбе за призовые места.

    Идеомоторные и аутогенные практики

    В основе этих действий заложена психологическая настройка организма человека на тренировочную деятельность. Идеомоторная практика позволяет решить конкретную задачу, путём двигательного воздействия на определённые мышечные группы. Аутогенный подход заключается в настройке организма на успокоительные практики: расслабление, дыхательные упражнения, концентрация на определённых установках.

    Силовой способ

    Главная цель этих упражнений — увеличение мышечной массы. Суть практики сводится к постоянным силовым упражнениям, в тенденции которой увеличивается и нагрузка на организм. При таком подходе часто используют дополнительные тяговые способы. В зависимости какой результат хочет поучить и сколько времени готов затратить на этот метод спортсмен может планировать тяговую нагрузку. Она бывает очень низкой, низкой, средней, умеренно высокой, высокой, максимально высокой.

    Все перечисленные средства и методы, несомненно, требуют внимательного и индивидуального рассмотрения, в каждом отдельном случае. С помощью правильно подобранной методологии решаются даже самые труднодостижимые цели. А общепедагогический тренировочный подход развивает в спортсмене не только двигательные, силовые, выносливые качества, но воспитывает успешную психически стабильную, высокоморальную личность.

    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

    Целью спортивной тренировки в фитнес-спорте является подготовка к спортивным соревнованиям, направленная на достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего достижение запланированного спортивного результата.

    В тренировочной и особенно в соревновательной деятельности ни одна из этих сторон не проявляется изолированно; они объединяются в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших показателей.

    В процессе спортивной тренировки решаются следующие задачи:

    1. Освоение техники и тактики избранного вида фитнес-спорта.

    2. Совершенствование двигательных качеств и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное

    выполнение произвольной программы во 2-м раунде и достижение планируемого результата (кроме боди-фитнеса).

    3. Воспитание необходимых моральных и волевых качеств.

    4. Обеспечение необходимого уровня специальной психологической подготовленности.

    5. Приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности.

    Комплексные результаты решения задач спортивной тренировки выражаются понятиями «тренированность», «подготовленность» и «спортивная форма».

    Тренированность всегда ориентирована на конкретный вид специализации спортсмена, фитнес это или боди-фитнес. В правилах соревнований по боди-фитнесу, отсутствует раунд для выступления с произвольной программой, поэтому тренировочный процесс спортсменов направлен на коррекцию фигуры, т. е. формирование гармонически пропорционального телосложения.

    В мужском и женском фитнесе помимо коррекции пропорций телосложения необходима тренированность в двигательных действиях. Выражается тренированность в повышенном уровне функциональных возможностей организма спортсмена, специфической и общей работоспособности, в достигнутой степени совершенства спортивных умений и навыков при выполнении элементов гибкости, статической и динамической силы, акробатических или координированных хореографических движений, при выполнении произвольной программы во 2-м раунде.

    Тренированность спортсмена подразделяют на общую и специальную.

    Общая тренированность формируется под воздействием упражнений общеразвивающего характера, повышающих функциональные возможности органов и систем организма спортсмена и укрепляющих его здоровье.

    Специальная тренированность приобретается в процессе выполнения конкретного вида мышечной деятельности для коррекции пропорций телосложения, оценивающихся:

    в 1-м и 2-м раундах в боди-фитнесе;

    в 1-м и 3-м раундах в мужском и женском фитнесе.

    «Подготовленность спортсмена» – это комплексный результат: физической подготовки (степени развития физических качеств); технической подготовки (уровня совершенствования двигательных навыков);

    тактической подготовки (степени развития тактического мышления); психологической подготовки (уровня совершенствования моральных и волевых качеств).

    «Спортивная форма» – это высшая степень подготовленности спортсмена, характеризующаяся его способностью к одновременной реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Продолжение на ЛитРес

    Читайте также

    Приложение № 5. Планирование спортивной тренировки

    Приложение № 5. Планирование спортивной тренировки Для групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.Планирование и учёт проделанной работы, и их значение для совершенствования тренировочного процесса. Понятие о планировании. Цель и задачи

    РАЗДЕЛ V СИСТЕМА СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

    РАЗДЕЛ V СИСТЕМА СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ Тренировка — составная часть подготовки дзюдоистов, является специализированным педагогическим процессом, построенным на основе системы упражнений и направленным на развитие и совершенствование определенных способностей,

    2. Цели и задачи игроков

    2. Цели и задачи игроков В КЛАССИКУ, как и в большинство разновидностей этой игры, играют вчетвером, реже втроем. Теоретически в эту игру можно играть и вдвоем, считая что третий партнер всегда пасует, но игра в этом случае становится менее интересной. Здесь и далее

    Принципы спортивной тренировки

    Принципы спортивной тренировки Планирование тренировочного процесса опирается на широко известные принципы спортивной тренировки. К таковым относятся:1. Направленность на максимально возможные достижения, углубленная специализация и индивидуализация.Одно из

    Цели и задачи хоккейного вратаря

    Цели и задачи хоккейного вратаря Вратарь в хоккейной команде занимает особое положение, можно сказать, что это половина команды. Успешная игра вратаря, его способность защитить ворота придает уверенности действиям партнерам на площадке и позволяет им уделить больше

    Глава 10. Функциональные нагрузки в процессе спортивной тренировки и проблемы ее периодизации

    Глава 10. Функциональные нагрузки в процессе спортивной тренировки и проблемы ее периодизации 10.1. Модель функциональной обеспеченности борца В двух предыдущих главах шел разговор о технике и тактике борьбы. Однако технические и тактические умения реализуются за счет

    10.2. Общие основы спортивной тренировки

    10.2. Общие основы спортивной тренировки Тренировка борца – это специализированный процесс всестороннего физического воспитания, направленный на достижение высоких спортивных результатов. Понятие «тренировка» очень часто отождествляется с понятием «подготовка»,

    Принципы спортивной тренировки

    Принципы спортивной тренировки Спортивная тренировка, как и всякий другой педагогический процесс, организуется и проводится, исходя из общих дидактических принципов. Процесс обучения технике и тактике на этапе овладения навыками и формирования способностей применять

    Периодизация спортивной тренировки

    Периодизация спортивной тренировки Годичный тренировочный цикл состоит из подготовительного, соревновательного и переходного периодов. Подготовительный период (1,5–2 месяца в полугодичном и 3–4 месяца в годичном цикле) включает этапы общей и специальной подготовки.

    ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

    ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ Термин «тренировка» происходит от английского слова «training»,означающего упражнение. Если ранее считалось, что это выполнение спортивного упражнения с целью достижения наиболее высокого результата, то в настоящее время смысл данного

    ГЛАВА 12 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

    ГЛАВА 12 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ 12.1. Дзюдо как система спортивного совершенствования Большинство людей, желающих заниматься дзюдо, привлекает перспектива получить биологическую защищенность благодаря умению

    12.2. Общие основы спортивной тренировки

    12.2. Общие основы спортивной тренировки Тренировка борца – это специализированный процесс всестороннего физического воспитания, направленный на достижение высоких спортивных результатов. Понятие «тренировка» очень часто отождествляется с понятием «подготовка»,

    1.4. Концепции, принципы, цели и задачи учреждений дополнительного образования спортивной направленности

    1.4. Концепции, принципы, цели и задачи учреждений дополнительного образования спортивной направленности Сущее не делится на разум без остатка. И. Гете Концепция развития спортивной школы как структурированная совокупность идей, описывающих обобщающую инновационную

    Лекция № 3 Основы спортивной тренировки

    3.1 Цели и задачи спортивной тренировки.

    3.2 Средства спортивной тренировки.

    3.3 Методы спортивной тренировки.

    3.4 Принципы спортивной тренировки.

    3.5 Тренировочные и соревновательные нагрузки.

    Термин «тренировка» происходит от английского слова training, означающего упражнение. Долгое время — это значение вкладывали и в понятие «спортивная тренировка», понимая под этим термином повторное выполнение спортивного упражнения с целью достижения наиболее высокого результата.

    Постепенно содержание понятия «спортивная тренировка» расширилось и сейчас понимается как планируемый педагогический процесс, включающий обучение спортсмена спортивной технике и тактике и развитие его физических способностей.

    Другими словами, можно сказать, что спортивная тренировка – это педагогический процесс, включающий обучение и воспитание, формирование систем специальных двигательных умений, навыков и знаний, развитие комплекса двигательных и психических качеств, а также воспитание личности спортсмена.

    Цели и задачи спортивной тренировки

    Целью спортивной тренировки является подготовка к спортивным состязаниям, направленная на достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего достижение запланированных спортивных результатов.

    В содержание спортивной тренировки входят различные стороны подготовки спортсмена: теоретическая, физическая, техническая, тактическая, психологическая. В тренировочной и особенно в соревновательной деятельности ни одна из этих сторон не проявляется изолированно. Они объединяются в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей.

    В процессе спортивной тренировки решаются следующие основные задачи:

    1) освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины;

    2) совершенствование двигательных качеств и повышение функциональных возможностей организма;

    3) воспитание необходимых моральных и волевых качеств;

    4) приобретение теоретических знаний и практического опыта;

    5) обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности.

    Комплексные результаты решения задач спортивной тренировки выражаются понятиями: «тренированность», «подготовленность», «спортивная форма».

    Тренированность характеризуется степенью функционального приспособления организма к предъявляемым тренировочным нагрузкам, которая появляется в результате систематических физических упражнений и повышает работоспособность человека. Тренированность всегда ориентирована на конкретный вид специализации спортсмена в двигательных действиях.

    Подготовленность – это комплексный результат физической подготовки (степень развития физических качеств); технической подготовки (уровня совершенствования двигательных навыков); тактической подготовки (степени развития тактического мышления); психической подготовки (уровня совершенствования моральных и волевых качеств).

    Спортивная форма – это высшая степень подготовленности спортсмена, характеризующаяся его способностью к одновременной реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности (спортивно-технической, физической, тактической, психической).

    Средства спортивной тренировки

    Основными специфическими средствами спортивной тренировки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения. Состав этих упражнений в той или иной мере специализируются применительно к особенностям спортивной дисциплины, избранной в качестве предмета спортивного совершенствования.

    Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений: избранные соревновательные, специально подготовительные, общеподготовительные.

    Избранные соревновательные упражнения – это целостные двигательные действия (либо их совокупность), которые являются средством ведения спортивной борьбы и выполняются по возможности в соответствии с правилами состязаний по избранному виду спорта.

    Удельный вес избранных соревновательных упражнений в большинстве видов спорта, за исключением игр, невелик, так как они предъявляют к организму спортсмена очень высокие требования.

    Специально подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей.

    В зависимости от преимущественной направленности эти упражнения подразделяются на подводящие способствующие освоению формы, техники движений, и на развивающие, направленные на воспитание физических качеств. Такое деление, конечно, условно, поскольку форма и содержание двигательных действий часто тесно взаимосвязаны.

    Тренер среди множества специально подготовительных упражнений должен уметь не только подбирать их под конкретного спортсмена, но и создавать новые.

    Общеподготовительные упражнения являются преимущественными средствами общей физической подготовки (ОФП) спортсменов.

    Значение этих упражнений во многих видах спорта, особенно в тренировке юных спортсменов, часто недооценивается. Отдельные тренеры на всех этапах многолетней подготовки резко увеличивают объём средств специальной физической подготовки (СФП) и сокращают объём средств ОФП, что ведёт к форсированной тренировке юных.

    Можно утверждать, что средства СФП оказывают более непосредственное влияние на рост результатов, а с другой стороны спад или даже прекращение результатов на этапе высших достижений, а также повышенный травматизм обусловлены недостаточным объёмом средств ОФП на тренировке и особенно на её ранних этапах.

    При выборе средств ОФП обычно соблюдают следующие требования:

    1) на ранних этапах ОФП спортсмена должна включать средства, позволяющие эффективно решать задачи всестороннего физического развития;

    2) на этапах углублённой специализации и спортивного совершенствования она должна являться фундаментом для роста результатов.

    Включение общеподготовительных упражнений в тренировочный процесс обычно способствует его общей эффективности.

    Методы спортивной тренировки

    В спортивной тренировке под термином метод следует понимать способ применения основных средств тренировки и совокупность приёмов и правил деятельности спортсмена и тренера (табл. 4).

    Таблица № 4 Методы спортивной тренировки

    МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКЕ

    Следует отметить, что все методы спортивной тренировки применяются в различных сочетаниях, при выборе методов необходимо следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, возрастным и половым особенностям атлетов их квалификации и подготовленности, а также принципам тренировки.

    Дата добавления: 2019-09-08 ; просмотров: 3852 ; Мы поможем в написании вашей работы!

    Методы спортивной тренировки: характеристика, задачи и цели

    Современные методы спортивной тренировки – это целый набор технологий, которые включают в себя не только физические упражнения. Это умные программы их выполнения, серьезнейшая психологическая подготовка, полновесная теоретическая база знаний. Тонкие настройки под индивидуальные особенности спортсменов включают в себя планирование и тщательный мониторинг выполнения программ. Сегодняшние средства и методы спортивных тренировок больше похожи на бизнес-стратегии. Все это входит в современную теорию тренировки.

    Цели и задачи

    Вам будет интересно: Обстоятельство – это. Классификация, характеристика, примеры употребления

    Цель, задачи, средства и методы спортивных тренировок – тема, которая прорабатывалась давно и подробно. Казалось бы, здесь не может быть ничего нового, все сказано и сделано давным-давно. Но спорт меняется вместе с жизнью и бизнесом. Новые подходы и технологии методов спортивной тренировки заслуживают внимания и изучения не только со стороны тренеров.

    Цель у любой спортивной тренировки одна: сделать так, чтобы тренируемый спортсмен достиг максимально возможного уровня подготовленности и самых высоких результатов в соревнованиях. Безусловно, всегда нужно принимать во внимание специфику вида спорта и условия внешних обстоятельств.

    Вам будет интересно: Пополняем словарный запас: имение — это

    Задачи спортивной тренировки – понятие широкое и разнообразное, представляем некоторые из них:

    • достижение необходимых волевых и моральных качеств для дальнейших занятий и соревнований;
    • освоение главных навыков: тактики и техники конкретного вида спорта;
    • развитие двигательных и функциональных возможностей организма спортсмена, которые несут максимальную нагрузку в выбранном виде спорта;
    • развитие психической подготовки до заданного необходимого уровня;
    • освоение теории и практики по виду спорта;
    • общее совершенствование и подготовка спортсмена к соревнованиям.

    Подготовка спортсмена такими задачами вовсе не ограничивается. Существуют главные направления, у каждого из них вполне самостоятельные характеристики.

    Главные направления подготовки спортсмена

    • Техническое совершенствование подразумевает формирование у спортсмена нужного понимания и конкретных представления о спортивной технике и навыках. Освоить новые приемы, расширить арсенал технических навыков и двигательных параметров, обеспечить функциональные возможности, сделать технику спортсмена устойчивой к разного рода мешающим факторам – все это входит в «техническое» направление спортивной подготовки.
    • Тактическое направление включает в себя серьезную подготовку к предстоящим соревнованиям: анализ особенностей соперников и разработку тактики поведения на соревновании. В этом направлении часто применяют моделирование будущих событий с отработкой тактических схем и выбором оптимальных вариантов в той или иной ситуации.
    • Физическая подготовка – это повышение уровня двигательных качеств и функциональных физиологических систем спортсмена. Сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация движений и постоянное их совершенствование – вот набор задач «физического» блока.
    • Одно из самых важных направлений – психологическая подготовка. Одно только то, что без должной психологической подготовки все остальные компоненты тренировки могут уйти в полный ноль, делает психологический модуль абсолютно необходимым. Прежде всего это способность управлять своим настроением и общим состоянием во время соревнований.

    Вам будет интересно: Реакции ионного обмена – это один из видов химических реакций. Правила, условия протекания и примеры

    • Интегральная подготовка включает в себя все полученные навыки, умения, знания и опыт, которые связаны в единое целое.

    Разделение спортивной подготовки на такие направления довольно условно. Но оно помогает систематизировать понятие спортивного мастерства, определять средства и методы спортивных тренировок. Позволяет проводить эффективный контроль процесса развития спортсмена.

    Классификация методов спортивной тренировки

    Серьезные методики тренировок подразумевают планирование и детальную программу упражнений. Методы по своей сути определяют стиль и манеру проведения подготовки и могут быть разделены на две большие группы: общепедагогические и спортивные.

    Общепедагогические методы спортивной тренировки также включают в себя три подвида:

    • Словесные методы

    Название, конечно, скучноватое, но по важности и значимости с нужными словами тренера мало что может сравниться. Это может быть объяснение подопечному формата, цели и задач тренировки. Обсуждение и совместный анализ результатов и ошибок – лучший способ мотивации спортсмена для упорной работы. Партнерские взаимоотношения между тренером и спортсменом – самый оптимальный формат коммуникаций во время спортивных тренировок.

    • Наглядные методы

    Вам будет интересно: Как составлять план мероприятия? Составление плана проведения мероприятия: пример и структура

    Нет нужды доказывать эффективность визуальной поддержки для подготовки спортсменов. Это не только просмотр роликов «как надо» или наглядный показ техники выполнения какого-либо упражнения. Это и съемки самих упражнений с последующим разбором ошибок и методов их исправления.

    • Сенсорно-коррекционные методы

    Это специализированные способы использования спортсменом комплекса чувств и эмоций: образного мышления, внутренней речи, двигательных ощущений для воздействия на общее состояние и готовность организма к тренировке или соревнованию. Если коротко, то такая подготовка больше похожа на эмоциональную самоподготовку.

    Спортивные методы

    Большая группа упражнений относится к методам строго регламентированного упражнения в спортивной тренировке. Они применяются в различных сочетаниях, но строго регламентированы по своим характеристикам и назначению. Их также можно разделить на две группы:

    • направленные на освоение спортивной техники;
    • направленные на развитие двигательных качеств.

    Обе группы методов практически всегда идут в комбинации, они тесно взаимосвязаны. Более того, эффективное выполнение задач спортивной тренировки будет возможным только при использовании методов из обеих групп.

    • Методы освоения спортивной техники

    Чаще всего это разделение сложного движения на простые составные элементы, чтобы хорошенько проработать их в дальнейшем. В фитнесе и бодибилдинге применяется довольно редко, это больше метод профессионального спорта: освоение упражнения в целом и по частям. Здесь применяются имитационные и подводящие упражнения.

    Пример подводящей тренировки – бег с высоким подниманием бедра или бег прыжками для легкоатлетов. Это делается для «подведения» к бегу и улучшению его элементов – хорошему отталкиванию, например.

    В имитационной тренировке освоение основных движений специально облегчается. Чаще всего это работа на тренажерах самого разного вида и назначений. Пример – отработка педальных движений на велотренажере для велосипедистов.

    Методики развития физических качеств

    Обширная группа способов развития двигательных качеств включает в себя целую группу самостоятельных методик. Основные методы спортивной тренировки следующие:

    • Непрерывный равномерный метод

    Это непрерывная работа в определенный отрезок времени в постоянном ритме, который может быть медленным или быстрым. Направлен на развитие выносливости спортсмена. У метода есть недостаток: слишком быстрая адаптация к этому виду нагрузки. Показательные примеры метода – гребля на длинных дистанциях с постоянной скоростью или бег на 10 или 20 тысяч метров при частоте пульса 145–160 ударов в минуту.

    • Непрерывный переменный метод

    Такие тренировки разнообразнее и «повеселее»: нагрузка может меняться по ходу исполнения упражнений. Неплохой способ «удивлять» организм при каждой тренировке, так что адаптация к нему произойдет не сразу. Отличным примером такой тренировки может стать бег на коньках на дистанции 8000 м, состоящей из двадцати кругов. Один круг пробегается за 45 секунд, следующий – с комфортной скоростью. И так чередовать все двадцать кругов. В этом случае развивается выносливость и повышаются аэробные и анаэробные функции организма.

    Методики выносливости

    • Интервальный метод

    Здесь интервалы между работой и отдыхом чередуются. Отдых по времени строго регламентирован. Отличный пример использования метода в фитнесе – интервальная кардиологическая тренировка, которая рекомендуется только атлетам с хорошей физической подготовкой. Длительность отдыха может быть определена в пределах от нескольких секунд до трех минут, все завязано на продолжительности главной части упражнения – интенсивной нагрузки.

    В большом спорте чрезвычайно популярны серии для развития специальной выносливости: для бегунов 400 м х 10 или для гребцов 1000 м х 10.

    Для спринтеров применяются свои схемы: 60 м х 3 пробегаются с максимальной скоростью с последующим отдыхом в течение пяти минут; 30 м с максимальной скоростью, затем 200 м медленного бега.

    Прогрессирующий вариант – постепенное увеличение нагрузки или объема движений. Например, бег по отрезкам возрастающей длины, либо бег по одинаковым отрезкам, но с возрастающей скоростью.

    Нисходящий вариант включает в себя уменьшающуюся нагрузку, ее очень любят применять пловцы. В данном случае уменьшается длина отрезков с одновременным увеличением скорости плавания.

    • Повторный метод

    Любимый способ бодибилдеров, при котором после заданного числе повторений идет отдых до полного восстановления энергетических ресурсов. В большом спорте такой метод используется для подготовки спортсмена к соревнованиям – это хорошая модель соревновательных нагрузок.

    • Метод круговой тренировки

    Вам будет интересно: 3 важнейшие войны 18 века: конфликты и итоги

    Отличный способ развить выносливость с помощью непрерывных упражнений. Все делается слитно и без перерывов с несколькими повторениями комплекса по кругу. Преимущество метода является и его главной особенностью: происходит постепенное увеличение нагрузки с одновременным повышением мощности рабочих движений.

    В бодибилдинге круговую тренировку включают в программу на этапе «сушки» для повышения расхода калорий.

    Игровые методы

    Характеристика методов спортивной тренировки игрового и соревновательного видов включают в себя следующее:

    • Игровой метод

    Способ развития спортивных навыков для игры, который чрезвычайно распространен практически во всех видах спорта: даже тяжелоатлеты играют в игры перед соревнованиями. Прежде всего это высокая позитивная эмоциональность обстановки и постоянно меняющиеся ситуации. Это требует решения тактических и психологических задач по ходу игры. Инициативность, смелость, самостоятельность решений – качества, которые необходимы любому спортсмену. Таким образом, игровые тренировки способствуют разностороннему развитию спортсмена. Также немаловажен факт переключения на другой вид активности, что полезно в качестве восстановления и адаптации или поддержки уровня физической подготовленности.

    Соревновательный подход

    • Соревновательный метод

    Это своего рода модель соревновательной атмосферы, которая расценивается как один из самых оптимальных способов повышения результативности тренировки. Соревновательный компонент может быть усложненным либо наоборот, проводиться в облегченных условиях. Главное – развитие разных сторон подготовки спортсмена. В модельных соревнованиях у спортсмена стимулируется и проявляется максимальный уровень физических и двигательных способностей. Более того, этот уровень выявляется именно на таких тренировках. Здесь же оценивается способность спортсмена к максимальной нагрузке. В таких условиях волевые качества воспитываются самым эффективным образом.

    Усложнения и облегчения

    Усложнять соревновательные модели можно разными способами:

    • играть в дождь, при жаре или в горах – в непростых условиях внешней среды;
    • менять габариты игровых площадок: выпустить на поле меньшего размера расширенную по численности команду игроков – устроить искусственную тесноту на поле.
    • устраивать поединки сразу с несколькими противниками – усложненные модели схваток или боксерских боев;
    • «подсовывать» неудобных соперников, играющих по своим правилам или совсем без правил;
    • добавлять в процесс игры различные виды утяжелений в виде различных снарядов;
    • ограничивать дыхательный ритм в циклических видах спорта – беге, плавании, гребле и т. д.

    Облегчить соревновательный формат тренировки также можно самыми разнообразными способами:

    • укоротить длину дистанций в циклических спортивных дисциплинах;
    • уменьшить продолжительность боев и схваток в единоборствах на ринге;
    • облегчить спортивные снаряды везде, где это возможно: снизить высоту волейбольной сетки, сделать меньше и легче мяч для футбола или водного поло и т. д.;
    • использовать принцип гандикапа: давать фору более слабому участнику соревнований, например, раньше стартовать на беговой дистанции или заранее оговаривать преимущество в количестве забитых шайб или мячей.

    Заключение

    Методы спортивной тренировки нового поколения отличаются своей технологичностью, разнообразием и точной фокусной направленностью. Большой спорт многому научился у бизнеса: продвинутые тренеры знают и умеют все – от разработки корпоративной этики до формирования стратегического плана. Задачи, средства и методы спортивной тренировки часто сравнивают с бизнес-процессами, и это правильно. Но ограничиваться односторонним движением «от бизнеса спорту» было бы неправильным.

    Бизнесу также есть что почерпнуть в характеристиках средств и методов спортивной тренировки. Прежде всего, это критерии оценки успеха работы в ясном измерении – секундах, метрах, килограммах и количестве забитых голов. Эти единицы измерения успеха отлично укладывается в концепцию KPIs – ключевых показателей результативности. А практические методы спортивной тренировки очень близки с видом и описанием ключевых показателей. Налицо взаимовыгодный обмен опытом и практикой.

    Методы спортивной тренировки: характеристика, задачи и цели

    Современные методы спортивной тренировки – это целый набор технологий, которые включают в себя не только физические упражнения. Это умные программы их выполнения, серьезнейшая психологическая подготовка, полновесная теоретическая база знаний. Тонкие настройки под индивидуальные особенности спортсменов включают в себя планирование и тщательный мониторинг выполнения программ. Сегодняшние средства и методы спортивных тренировок больше похожи на бизнес-стратегии. Все это входит в современную теорию тренировки.

    Цели и задачи

    Вам будет интересно: Обстоятельство – это. Классификация, характеристика, примеры употребления

    Цель, задачи, средства и методы спортивных тренировок – тема, которая прорабатывалась давно и подробно. Казалось бы, здесь не может быть ничего нового, все сказано и сделано давным-давно. Но спорт меняется вместе с жизнью и бизнесом. Новые подходы и технологии методов спортивной тренировки заслуживают внимания и изучения не только со стороны тренеров.

    Цель у любой спортивной тренировки одна: сделать так, чтобы тренируемый спортсмен достиг максимально возможного уровня подготовленности и самых высоких результатов в соревнованиях. Безусловно, всегда нужно принимать во внимание специфику вида спорта и условия внешних обстоятельств.

    Вам будет интересно: Пополняем словарный запас: имение — это

    Задачи спортивной тренировки – понятие широкое и разнообразное, представляем некоторые из них:

    • достижение необходимых волевых и моральных качеств для дальнейших занятий и соревнований;
    • освоение главных навыков: тактики и техники конкретного вида спорта;
    • развитие двигательных и функциональных возможностей организма спортсмена, которые несут максимальную нагрузку в выбранном виде спорта;
    • развитие психической подготовки до заданного необходимого уровня;
    • освоение теории и практики по виду спорта;
    • общее совершенствование и подготовка спортсмена к соревнованиям.

    Подготовка спортсмена такими задачами вовсе не ограничивается. Существуют главные направления, у каждого из них вполне самостоятельные характеристики.

    Главные направления подготовки спортсмена

    • Техническое совершенствование подразумевает формирование у спортсмена нужного понимания и конкретных представления о спортивной технике и навыках. Освоить новые приемы, расширить арсенал технических навыков и двигательных параметров, обеспечить функциональные возможности, сделать технику спортсмена устойчивой к разного рода мешающим факторам – все это входит в «техническое» направление спортивной подготовки.
    • Тактическое направление включает в себя серьезную подготовку к предстоящим соревнованиям: анализ особенностей соперников и разработку тактики поведения на соревновании. В этом направлении часто применяют моделирование будущих событий с отработкой тактических схем и выбором оптимальных вариантов в той или иной ситуации.
    • Физическая подготовка – это повышение уровня двигательных качеств и функциональных физиологических систем спортсмена. Сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация движений и постоянное их совершенствование – вот набор задач «физического» блока.
    • Одно из самых важных направлений – психологическая подготовка. Одно только то, что без должной психологической подготовки все остальные компоненты тренировки могут уйти в полный ноль, делает психологический модуль абсолютно необходимым. Прежде всего это способность управлять своим настроением и общим состоянием во время соревнований.

    Вам будет интересно: Реакции ионного обмена – это один из видов химических реакций. Правила, условия протекания и примеры

    • Интегральная подготовка включает в себя все полученные навыки, умения, знания и опыт, которые связаны в единое целое.

    Разделение спортивной подготовки на такие направления довольно условно. Но оно помогает систематизировать понятие спортивного мастерства, определять средства и методы спортивных тренировок. Позволяет проводить эффективный контроль процесса развития спортсмена.

    Классификация методов спортивной тренировки

    Серьезные методики тренировок подразумевают планирование и детальную программу упражнений. Методы по своей сути определяют стиль и манеру проведения подготовки и могут быть разделены на две большие группы: общепедагогические и спортивные.

    Общепедагогические методы спортивной тренировки также включают в себя три подвида:

    • Словесные методы

    Название, конечно, скучноватое, но по важности и значимости с нужными словами тренера мало что может сравниться. Это может быть объяснение подопечному формата, цели и задач тренировки. Обсуждение и совместный анализ результатов и ошибок – лучший способ мотивации спортсмена для упорной работы. Партнерские взаимоотношения между тренером и спортсменом – самый оптимальный формат коммуникаций во время спортивных тренировок.

    • Наглядные методы

    Вам будет интересно: Как составлять план мероприятия? Составление плана проведения мероприятия: пример и структура

    Нет нужды доказывать эффективность визуальной поддержки для подготовки спортсменов. Это не только просмотр роликов «как надо» или наглядный показ техники выполнения какого-либо упражнения. Это и съемки самих упражнений с последующим разбором ошибок и методов их исправления.

    • Сенсорно-коррекционные методы

    Это специализированные способы использования спортсменом комплекса чувств и эмоций: образного мышления, внутренней речи, двигательных ощущений для воздействия на общее состояние и готовность организма к тренировке или соревнованию. Если коротко, то такая подготовка больше похожа на эмоциональную самоподготовку.

    Спортивные методы

    Большая группа упражнений относится к методам строго регламентированного упражнения в спортивной тренировке. Они применяются в различных сочетаниях, но строго регламентированы по своим характеристикам и назначению. Их также можно разделить на две группы:

    • направленные на освоение спортивной техники;
    • направленные на развитие двигательных качеств.

    Обе группы методов практически всегда идут в комбинации, они тесно взаимосвязаны. Более того, эффективное выполнение задач спортивной тренировки будет возможным только при использовании методов из обеих групп.

    • Методы освоения спортивной техники

    Чаще всего это разделение сложного движения на простые составные элементы, чтобы хорошенько проработать их в дальнейшем. В фитнесе и бодибилдинге применяется довольно редко, это больше метод профессионального спорта: освоение упражнения в целом и по частям. Здесь применяются имитационные и подводящие упражнения.

    Пример подводящей тренировки – бег с высоким подниманием бедра или бег прыжками для легкоатлетов. Это делается для «подведения» к бегу и улучшению его элементов – хорошему отталкиванию, например.

    В имитационной тренировке освоение основных движений специально облегчается. Чаще всего это работа на тренажерах самого разного вида и назначений. Пример – отработка педальных движений на велотренажере для велосипедистов.

    Методики развития физических качеств

    Обширная группа способов развития двигательных качеств включает в себя целую группу самостоятельных методик. Основные методы спортивной тренировки следующие:

    • Непрерывный равномерный метод

    Это непрерывная работа в определенный отрезок времени в постоянном ритме, который может быть медленным или быстрым. Направлен на развитие выносливости спортсмена. У метода есть недостаток: слишком быстрая адаптация к этому виду нагрузки. Показательные примеры метода – гребля на длинных дистанциях с постоянной скоростью или бег на 10 или 20 тысяч метров при частоте пульса 145–160 ударов в минуту.

    • Непрерывный переменный метод

    Такие тренировки разнообразнее и «повеселее»: нагрузка может меняться по ходу исполнения упражнений. Неплохой способ «удивлять» организм при каждой тренировке, так что адаптация к нему произойдет не сразу. Отличным примером такой тренировки может стать бег на коньках на дистанции 8000 м, состоящей из двадцати кругов. Один круг пробегается за 45 секунд, следующий – с комфортной скоростью. И так чередовать все двадцать кругов. В этом случае развивается выносливость и повышаются аэробные и анаэробные функции организма.

    Методики выносливости

    • Интервальный метод

    Здесь интервалы между работой и отдыхом чередуются. Отдых по времени строго регламентирован. Отличный пример использования метода в фитнесе – интервальная кардиологическая тренировка, которая рекомендуется только атлетам с хорошей физической подготовкой. Длительность отдыха может быть определена в пределах от нескольких секунд до трех минут, все завязано на продолжительности главной части упражнения – интенсивной нагрузки.

    В большом спорте чрезвычайно популярны серии для развития специальной выносливости: для бегунов 400 м х 10 или для гребцов 1000 м х 10.

    Для спринтеров применяются свои схемы: 60 м х 3 пробегаются с максимальной скоростью с последующим отдыхом в течение пяти минут; 30 м с максимальной скоростью, затем 200 м медленного бега.

    Прогрессирующий вариант – постепенное увеличение нагрузки или объема движений. Например, бег по отрезкам возрастающей длины, либо бег по одинаковым отрезкам, но с возрастающей скоростью.

    Нисходящий вариант включает в себя уменьшающуюся нагрузку, ее очень любят применять пловцы. В данном случае уменьшается длина отрезков с одновременным увеличением скорости плавания.

    • Повторный метод

    Любимый способ бодибилдеров, при котором после заданного числе повторений идет отдых до полного восстановления энергетических ресурсов. В большом спорте такой метод используется для подготовки спортсмена к соревнованиям – это хорошая модель соревновательных нагрузок.

    • Метод круговой тренировки

    Вам будет интересно: 3 важнейшие войны 18 века: конфликты и итоги

    Отличный способ развить выносливость с помощью непрерывных упражнений. Все делается слитно и без перерывов с несколькими повторениями комплекса по кругу. Преимущество метода является и его главной особенностью: происходит постепенное увеличение нагрузки с одновременным повышением мощности рабочих движений.

    В бодибилдинге круговую тренировку включают в программу на этапе «сушки» для повышения расхода калорий.

    Игровые методы

    Характеристика методов спортивной тренировки игрового и соревновательного видов включают в себя следующее:

    • Игровой метод

    Способ развития спортивных навыков для игры, который чрезвычайно распространен практически во всех видах спорта: даже тяжелоатлеты играют в игры перед соревнованиями. Прежде всего это высокая позитивная эмоциональность обстановки и постоянно меняющиеся ситуации. Это требует решения тактических и психологических задач по ходу игры. Инициативность, смелость, самостоятельность решений – качества, которые необходимы любому спортсмену. Таким образом, игровые тренировки способствуют разностороннему развитию спортсмена. Также немаловажен факт переключения на другой вид активности, что полезно в качестве восстановления и адаптации или поддержки уровня физической подготовленности.

    Соревновательный подход

    • Соревновательный метод

    Это своего рода модель соревновательной атмосферы, которая расценивается как один из самых оптимальных способов повышения результативности тренировки. Соревновательный компонент может быть усложненным либо наоборот, проводиться в облегченных условиях. Главное – развитие разных сторон подготовки спортсмена. В модельных соревнованиях у спортсмена стимулируется и проявляется максимальный уровень физических и двигательных способностей. Более того, этот уровень выявляется именно на таких тренировках. Здесь же оценивается способность спортсмена к максимальной нагрузке. В таких условиях волевые качества воспитываются самым эффективным образом.

    Усложнения и облегчения

    Усложнять соревновательные модели можно разными способами:

    • играть в дождь, при жаре или в горах – в непростых условиях внешней среды;
    • менять габариты игровых площадок: выпустить на поле меньшего размера расширенную по численности команду игроков – устроить искусственную тесноту на поле.
    • устраивать поединки сразу с несколькими противниками – усложненные модели схваток или боксерских боев;
    • «подсовывать» неудобных соперников, играющих по своим правилам или совсем без правил;
    • добавлять в процесс игры различные виды утяжелений в виде различных снарядов;
    • ограничивать дыхательный ритм в циклических видах спорта – беге, плавании, гребле и т. д.

    Облегчить соревновательный формат тренировки также можно самыми разнообразными способами:

    • укоротить длину дистанций в циклических спортивных дисциплинах;
    • уменьшить продолжительность боев и схваток в единоборствах на ринге;
    • облегчить спортивные снаряды везде, где это возможно: снизить высоту волейбольной сетки, сделать меньше и легче мяч для футбола или водного поло и т. д.;
    • использовать принцип гандикапа: давать фору более слабому участнику соревнований, например, раньше стартовать на беговой дистанции или заранее оговаривать преимущество в количестве забитых шайб или мячей.

    Заключение

    Методы спортивной тренировки нового поколения отличаются своей технологичностью, разнообразием и точной фокусной направленностью. Большой спорт многому научился у бизнеса: продвинутые тренеры знают и умеют все – от разработки корпоративной этики до формирования стратегического плана. Задачи, средства и методы спортивной тренировки часто сравнивают с бизнес-процессами, и это правильно. Но ограничиваться односторонним движением «от бизнеса спорту» было бы неправильным.

    Бизнесу также есть что почерпнуть в характеристиках средств и методов спортивной тренировки. Прежде всего, это критерии оценки успеха работы в ясном измерении – секундах, метрах, килограммах и количестве забитых голов. Эти единицы измерения успеха отлично укладывается в концепцию KPIs – ключевых показателей результативности. А практические методы спортивной тренировки очень близки с видом и описанием ключевых показателей. Налицо взаимовыгодный обмен опытом и практикой.

    Физическая культура. 6 класс

    Конспект урока

    Физическая культура, 6 класс

    Урок № 3. Физическая подготовка. Ее связь с укреплением здоровья

    Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

    1. Физическая подготовка и физическая подготовленность.
    2. Основные физические качества человека.
    3. Основные системы организма.
    4. Связь физических качеств с работой основных систем организма.

    Глоссарий по теме:

    Физическая подготовка — это целенаправленный процесс развитие физических качеств, которые нужны человеку для разучивания различных физических упражнений и умения применять их в повседневной жизни.

    Физическая подготовленность — это уровень развития физических качеств, который приобретает человек в процессе занятий физической подготовкой.

    Сила — это качество, позволяющее преодолевать внешнее сопротивление за счёт напряжения мышц.

    Быстрота — это качество, позволяющее выполнять движения в минимально короткое время.

    Выносливость — это качество, позволяющее выполнять работу с умеренной нагрузкой длительное время.

    Гибкость — это качество, с помощью которого движения выполняются с наибольшей амплитудой.

    Ловкость — это качество, с помощью которого человек способен быстро овладевать сложными по координации, движениями и перестраивать свою деятельность в зависимости от внезапно возникающих условий.

    Координация движений — это качество, позволяющее быстро, без ошибок и лишних мышечных напряжений осваивать и выполнять сложные двигательные действия.

    Основная и дополнительная литература по теме урока:

    Основная литература:

    Физическая культура. 6-7 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / А. П. Матвеев. — 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 192 с.: ил. – ISBN 978-5-09-071623-9

    Дополнительная литература:

    1. Н.А. Федорова. Справочник. Физическая культура: подвижные игры, ФГОС. Н.А. Федорова – М: Издательство «ЭКЗАМЕН», 2016. – 78 с.
    2. Общая физическая подготовка. Знать и уметь: Учебное пособие / Гришина Ю.И. — Рн/Д: Феникс, 2010. – 249 с

    Открытые электронные ресурсы по теме урока:

    Теоретический материал для самостоятельного изучения:

    Для того чтобы правильно и красиво выполнять физические упражнения, необходимо развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость и координацию движений.

    Физическая подготовка — это целенаправленный процесс развития физических качеств, которые нужны человеку для разучивания различных физических упражнений и умение применять их в повседневной жизни.

    Физическая подготовленность — это уровень развития физических качеств, который приобретает человек в процессе занятий физической подготовкой.

    Чтобы иметь хороший уровень физической подготовленности, недостаточно заниматься физическими упражнениями только на уроках физической культуры. Необходимо ещё не меньше двух раз в неделю в свободное от учёбы время заниматься физическими упражнениями вне школы: бегать, плавать, кататься на лыжах, конька, роликах, играть в подвижные и спортивные игры.

    Занятия физической подготовкой положительно влияют на освоение двигательных действий и развитие физических качеств организма. А всё это вместе способствует укреплению здоровья человека.

    Это происходит потому, что развитие физических качеств улучшает работу основных органов и систем организма.

    Хороший уровень физической подготовленности позволяет человеку легче переносить физические и умственные нагрузки, противостоять различным заболеваниям и травмам, быстрее приспосабливаться к неблагоприятным условиям окружающей среды.

    Для гармоничного развития необходимо развивать все физические качества. Принято выделять следующие физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и координация движений.

    Первое физическое качество человека, с которого начинается процесс физической подготовки, — сила. Так происходит, потому что это качество проявляется при выполнении любого движения, так как оно связано с работой мышц и опорно-двигательного аппарата. Кроме того, сила является основой развития всех остальных физических качеств.

    Сила — это качество, позволяющее преодолевать внешнее сопротивление за счёт напряжения мышц. Внешним сопротивлением может быть сопротивление партнёра или вес различных предметов. Сила проявляется за счёт работы мышц. Во время сокращения и расслабления мышц приводятся в движение руки, ноги голова. С помощью мышц внутренние органы поддерживаются в определённом положении.

    Для укрепления мышц необходимы регулярные занятия физическими упражнениями. Во время таких занятий улучшается кровоснабжение органов, увеличиваются объём и масса мышц, крепче становятся кости.

    Быстрота — это качество, позволяющее выполнять движения в минимально короткое время. Быстрота тесно связана с работой центральной нервной системы.

    Она зависит от скорости сокращения мышц, которая регулируется нервными импульсами, исходящими из мозга. Чем сильнее импульс, тем быстрее сокращаются мышцы.

    Выносливость — это качество, позволяющее выполнять работу с умеренной нагрузкой длительное время. Развитие выносливости связано в первую очередь с работой дыхательной и кровеносной систем.

    Система дыхания. Человек дышит, выполняя вдох и выдох. Сменяя друг друга, вдох и выдох обеспечивают прохождение воздуха через легкие. С вдохом в организм поступает кислород, а с выдохом из организма удаляется углекислый газ. Получая достаточное количество кислорода, человек меньше утомляется, становится более работоспособным.

    Систематические занятия упражнениями для развития выносливости положительно влияют на дыхательную систему, способствуя повышению потребления кислорода организмом.

    Кровеносная система. Она доставляет кислород и питательные вещества ко всем органам и уносит от них углекислый газ. Кровеносная система состоит из сердца и множества крупных и мелких сосудов, по которым течёт кровь.

    Сердце обеспечивает движение крови. Оно работает как насос. Расслабляясь, оно наполняется кровью, а сокращаясь — выталкивает кровь в сосуды, которые пронизывают всё тело человека.

    Занятия физическими упражнениями, направленные на развитие выносливости способствуют тому, что сердце становится сильнее. Улучшение работы сердца положительно влияет на состояние кровеносных сосудов. Они становятся более эластичными и упругими, увеличиваются в диаметре, пропускают большее количество крови, несущей кислород и питательные вещества ко всем органам. Это ускоряет общий обмен веществ в организме. В результате человек приобретает способность без утомления длительно выполнять физические и умственные нагрузки.

    Гибкость — это качество, с помощью которого движения выполняются с наибольшей амплитудой.

    Гибкость связана с опорно-двигательной системой и зависит от подвижности суставов.

    Недостаточная двигательная активность может стать причиной заболевания суставов, изменения их формы, уменьшения амплитуды движений.

    Физические упражнения для развития гибкости помогают сохранить здоровье суставов и служат профилактикой их заболеваний и травматизма, которые могут ограничить не только амплитуду движений, но и саму возможность двигаться.

    Ловкость — это качество, с помощью которого человек способен быстро овладевать сложными по координации, движениями и перестраивать свою деятельность в зависимости от внезапно возникающих условий.

    Ловкость зависит от уровня развития физических качеств (быстрота, сила) и психических качеств (внимание, память, сообразительность, быстрота реакции).

    Координация движений — это качество, позволяющее быстро, без ошибок и лишних мышечных напряжений осваивать и выполнять сложные двигательные действия. Она связана с деятельностью центральной нервной системы, которая согласовывает работу мышц. По мере многократного повторения изучаемого действия скованность пропадает, а точность возрастает, в результате координация улучшается. Развитие координации движений помогает человеку уверенно пользоваться освоенными движениями в повседневной жизни, использовать их легко и без излишних усилий.

    Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

    Выберите тип интерактивного теста:

    Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте

    Информация о тестовом вопросе:

    Вставьте пропущенные слова:

    «Физическая подготовленность – это уровень развития физических качеств, который приобретает человек в процессе занятий _____________________________________.

    Сила – это качество, позволяющее преодолевать внешнее сопротивление за счёт ___________________________.

    Гибкость – это качество, с помощью которого движения выполняются ________________________________________.»

    Информация об ответах:

    Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):

    «Физическая подготовленность — это уровень развития физических качеств, который приобретает человек в процессе занятий физической подготовкой.

    Сила — это качество, позволяющее преодолевать внешнее сопротивление за счёт напряжения мышц.

    Гибкость — это качество, с помощью которого движения выполняются с наибольшей амплитудой.»

    Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются не правильными

    Выберите тип интерактивного теста:

    Подчеркивания / зачеркивания элементов

    Информация о тестовом вопросе:

    Физическая подготовка человека.

    Подчеркните определение понятия «Физическая подготовка»:

    А. это целенаправленный процесс развития физических качеств, которые нужны человеку для разучивания различных физических упражнений и умения применять их в повседневной жизни.

    Б. это уровень развития физических качеств, который приобретает человек в процессе занятий физической подготовкой

    Информация об ответах:

    Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):

    А. это целенаправленный процесс развитие физических качеств, которые нужны человеку для разучивания различных физических упражнений и умения применять их в повседневной жизни.

    Б. это уровень развития физических качеств, который приобретает человек в процессе занятий физической подготовкой

    Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные комбинации ответов являются неправильными

    ОФП — общая физическая подготовка

    Что включает в себя общая физическая подготовка и какие задачи выполняет? Как определить уровень физического развития ребенка и свой собственный. Почему нормативы ГТО для подростков выше, чем у взрослого человека?

    Расскажем, как оценивают физкультуру в школе, что такое ОФП и чем специальная подготовка отличается от общей.

    ОФП, СПФ и ФП – определения

    Физическая подготовка (ФП) – это комплекс мероприятий, направленных на физическое и нравственное развитие человека.

    В педагогике понятие «физическая культура» используют чтобы подчеркнуть прикладную направленность физической подготовки. Другими словами, физическая активность дополняет другие виды деятельности человека, например, учебную или трудовую.

    Кроме того, повышенные физические нагрузки, это обязательное условие для профессионального спорта и военной службы. Потому физическую подготовку разделяют на общую и специальную.

    Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс, направленный на укрепление здоровья и развитие функциональных возможностей организма.

    Специальная физическая подготовка (СФП) – обеспечивает готовность организма к высоким нагрузкам определённой направленности. Примерами специальной ФП служат: тренировки в спортивных секциях (бокс, борьба, хоккей и т.д.); подготовка подразделений специального назначения правоохранительных органов, ВС и спасательных отрядов МЧС.

    Цели и задачи общей физической подготовки

    Цель общей физической подготовки – гармоничное физическое развитие человека. Этот целенаправленный процесс включает в себя 5 основных задач.

    1. Повысить двигательную активность человека.

    2. Укрепить иммунную систему и повысить сопротивляемость организма к заболеваниям.

    3. Развить физические качества – силу, выносливость, быстроту, ловкость, гибкость.

    4. Обеспечить гармоничное развитие мышечной системы и телосложения человека.

    5. Заложить базовую основу для развития специальных физических возможностей.

    Средства и методы физической подготовки

    В рамках общей физической подготовки основным методом и средством достижения цели являются физические упражнения.

    Физические упражнения – двигательные действия, направленные на развитие основных физических качеств: силы, выносливости быстроты, гибкости, ловкости.

    Мышечная сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет усилия мышц. Средствами развития силы являются силовые упражнения: подтягивания, отжимания, подъем гантелей и так далее.

    Быстрота – способность выполнить необходимые двигательные действия, в минимальный промежуток времени. Скоростные способности развивают упражнения, в которых происходит резкая смена интенсивности и направления движений. Для развития быстроты, в программу общей физической подготовки, включают различные виды спринтерского бега (с высокого старта, с низкого старта, челночный бег) и игровые виды спорта (футбол, баскетбол).

    Выносливость – способность организма противостоять физической усталости. Чтобы повысить выносливость, в программу ОФП включают так называемые циклические упражнения. Их суть заключена в многократном повторении однотипных движений. Примерами служат: легкий бег на длинные дистанции, плавание, катание на лыжах.

    В рамках специальной физической подготовки, для развития выносливости применяют методы интервальной тренировки. Упражнения высокой интенсивности, чередуют с упражнениями средней и низкой интенсивности.

    Такие тренировки многократно повышают нагрузку на сердечную мышцу. Поэтому, метод интервальной тренировки как средство повышения выносливости, могут применять только те, кто имеет достаточный уровень физической подготовленности.

    Гибкость – способность выполнять двигательные действия с максимальной амплитудой. Развитию гибкости уделяют особое внимание во всех видах спорта. Любая тренировка начинается с разминки. Она включает в себя суставную гимнастику и упражнения на растяжку: вращения руками, махи ногами, выпады, наклоны и т.д.

    Ловкость – способность точно выполнять сложные двигательные движения. Это физическое качество объединяет все указанные двигательные способности. Упражнения на ловкость требуют особой концентрации и координации движений. Средством для развития ловкости являются следующие упражнения: кувырки с мячом, барьерный бег, ходьба на руках, кувырок прыжком через препятствие.

    Физическая подготовленность

    В процессе общефизического развития происходит формирование так называемой физической подготовленности.

    Физическая подготовленность – степень умений, способностей и навыков конкретного человека, и его готовность преодолевать физические нагрузки.

    Эта характеристика имеет качественный показатель. То есть позволяет оценивать уровень развития основных физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости. Чтобы оценить физическую готовность человека проводят испытания (тесты), которые состоят из комплекса упражнений.

    Упражнения и нормативы по ОФП

    Общеустановленных, единых нормативов по ОФП не существует. Каждая организация (школа, ВУЗ, ВС, правоохранительные органы) опираются на внутриведомственные документы. Тесты составляют из базовых упражнений.

    Бег на длинную дистанцию – этот норматив существует для проверки выносливости.

    Спринт или челночный бег – упражнения для оценки быстроты и ловкости.

    Подтягивания на перекладине и отжимания – характеризуют силу мышц спины, рук и плечевого пояса.

    Подъемы туловища из положения лёжа на спине – помогают оценить развитие мышц брюшного пресса.

    Наклоны вперед – по глубине наклона определяют гибкость.

    Нормативы для школьников

    Для оценки общей физической подготовки школьников, ФГОС рекомендует проводить: «тестирование уровня индивидуального развития».

    Педагога интересует не то, сколько раз школьник подтянется на перекладине, а стремление ребенка прогрессировать и развиваться. Если пятиклассник в сентябре подтягивался – 0 раз, а в мае подтянулся – 3 раза, большинство физруков поставит за год – оценку 5.

    Чтобы определить уровень физической подготовленности старшеклассников, многие школы ориентируются на нормативы ГТО. Объяснить это просто. Обладатели золотого знака физкультурника, получают дополнительные баллы к сумме ЕГЭ, при поступлении в ВУЗ.

    Нормативы ГТО для старшеклассников

    Чтобы получить значок ГТО, старшекласснику необходимо сдать 9 нормативов. Все испытания разделены на 2 блока: обязательные (4 упражнения) и тесты на выбор (из предложенных вариантов надо выбрать – 5 упражнений, на свое усмотрение).

    Рассмотрим нормативы в 4 обязательных упражнениях для юноши (возраст 16-17 лет).

    УпражненияЗолотой значокСеребренный знакБронзовый
    Подтягивания14119
    Бег на 60 метров (сек)8,08,58,8
    Бег на 3 километра (мин)12:4014:3015:00
    Наклон вперед, из положения стоя на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи – см)+ 13+ 8+ 6

    Уровень ОФП взрослого человека

    Взрослый человек может оценить себя самостоятельно. Достаточно заглянуть в нормативы ГТО. Они не являются обязательными, но помогут увидеть свой уровень общей физической подготовки.

    Сидячий образ жизни, офисная работа и вечные проблемы не способствуют физическому развитию. Чем дальше годы уводят нас от школьной парты, тем больше становится животик. Поэтому нормы ГТО для каждой последующей возрастной группы снижаются.

    Нормативы рассчитаны именно на средне статического человека, а не на спортсмена. Профессиональный атлет тренируется каждый день и получает за это деньги. Поэтому и требования другие.

    Бронзовый значок ГТО для офисного работника, как бронзовая медаль для олимпийского бегуна. Если в 30 лет смогли подтянуться 5 раз, можете смело гордится собой. Считайте, что вы в тройке лучших мужчин вашей компании.

    Нормы ГТО для взрослых

    Нормативы ГТО для мужчин от 25 до 29 лет.

    УпражненияЗолотой значокСеребренный знакБронзовый
    Подтягивания1397
    Бег на 60 метров (сек)8,29,19,5
    Бег на 3 километра (мин)12:5014:4015:00
    Наклон вперед, из положения стоя на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи – см)+ 12+ 7+ 5

    Нормативы ГТО для мужчин от 30 до 34 лет.

    УпражненияЗолотой значокСеребренный знакБронзовый
    Подтягивания1275
    Бег на 60 метров (сек)8.911,112,1
    Бег на 3 километра (мин)13:2014:5015:10
    Наклон вперед, из положения стоя на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи – см)+ 11+ 5+ 3

    Нормативы ГТО для мужчин от 35 до 39 лет.

    УпражненияЗолотой значокСеребренный знакБронзовый
    Подтягивания1064
    Бег на 60 метров (сек)9.211,512,5
    Бег на 3 километра (мин)13:5015:0015:45
    Наклон вперед, из положения стоя на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи – см)+ 10+ 4+ 2

    Резюмируем

    Школа и уроки физкультуры дают базовый минимум, необходимый для дальнейшего развития молодого человека. Кто-то свяжет свою жизнь со спортом, кто-то нет – неважно. Общая физическая подготовка укрепит здоровье и заложит необходимый фундамент. Для школьника и студента тренировка, это возможность расширить свои возможности.

    Для взрослого человека ОФП – способ оставаться в тонусе и жить полноценной жизнью. Оценить свой уровень физического развития можно самостоятельно, опираясь на нормативы ГТО.

    Постскриптум

    Физическая активность увеличивает нагрузку на организм многократно. Чрезмерные нагрузки принесут вреда больше, чем пользы. Иногда сердце стучит и кричит: «хватит, остановись».

    Статья: «Как приметь ЧСС», расскажет, что такое пульсовые зоны и как избежать перегрузок. В статье: «Метаболизм глазами спортсмена», простыми словами расскажем, откуда мышцы берут энергию и чем аэробная нагрузка отличается от анаэробной.

  • Ссылка на основную публикацию