Общая физическая подготовка (ОФП) – цели, задачи и основные методы

Доклад: “Общая физическая подготовка, ее цели и задачи”

Процесс, характеризующий уровень физических навыков человека, а также его двигательных умений, получил название общей физической подготовки. Её цели и задачи включают в себя широкий комплекс важных аспектов, которые способны дать наиболее всестороннюю характеристику здоровья и развития человеческого организма.

Термин «физическая подготовка» широко используется в педагогических процессах, когда возникает необходимость в образовании воспитания в отношении как трудовой и военной, так и спортивной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Общая физическая подготовка, ее цели и задачи»

Тема: Общая физическая подготовка, ее цели и задачи

Кнутас Валентина Ивановна,

преподаватель физической культуры

высшей квалификационной категории

Общая физическая подготовка: понятие, цели и задачи.

Общая физическая подготовка.

Определение целей и задач.

Особенности физической нагрузки при занятиях ОФП.

2.1. Дозирование нагрузок.

2.2. Интенсивность физической активности.

3. Общая физическая подготовка и гармония развития личности.

С каждым годом все больше людей приобщается к регулярным занятиям физическими упражнениями, которые становятся неотъемлемой частью их жизни. В современных условиях жизни выносливость и сильные мышцы – тот резерв, который помогает человеку противостоять натиску нервных и физических перегрузок, неизменно сохранять хорошее самочувствие, всегда быть доброжелательным. Высокое эмоциональное напряжение, быстрые ритмы, постоянные умственные перегрузки требуют выхода скопившейся в организме напряженности, эмоциональной разрядки через физические упражнения.

Процесс, характеризующий уровень физических навыков человека, а также его двигательных умений, получил название общей физической подготовки. Её цели и задачи включают в себя широкий комплекс важных аспектов, которые способны дать наиболее всестороннюю характеристику здоровья и развития человеческого организма .

Термин «физическая подготовка» широко используется в педагогических процессах, когда возникает необходимость в образовании воспитания в отношении как трудовой и военной, так и спортивной деятельности.

В процессе формирования этого качества у человека происходит образование так называемой физической подготовленности. Она представляет собой определенный показатель, характеризующий степень формирования физических умений, способностей и навыков у конкретного человека. В свою очередь, в физкультуре различают две разновидности этого параметра. Так, физическая подготовленность может быть представлена в виде:

общей физической подготовки (ОФП);

специальной физической подготовки (СФП).

Общая физическая подготовка: понятие, цели и задачи.

Общая физическая подготовка.

ОФП – это система занятий физическими упражнениями, направленная на развитие всех физических качеств (сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость) в их гармоничном сочетании. ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в выбранной сфере деятельности или спорта.

ОФП предназначена для улучшения и поддержки работоспособности человека, а также его функциональных способностей и возможностей. Понятие об общей физической подготовке включает в себя широкий спектр применяемых методов и средств ОФП. Их разнообразие обусловлено тем, что в процесс вовлечены широкие слои населения начиная от маленьких детей и заканчивая людьми пожилого возраста .

Таким образом, в настоящее время актуальным является вопрос о том, что включает процесс обучения общей физической подготовке. Прежде всего, её неотъемлемым атрибутом являются средства и методы ОФП. Они включают в себя следующие виды физической активности. В их состав входят такие разновидности, как плавание, бег, игры спортивного и подвижного характера, а также катание на лыжах, велоспорт, выполняющие функции по формированию ОФП.

Комплекс упражнений относится в основном к аэробным физическим нагрузкам, направленным на повышение:

силы природы оздоровительного характера;

факторов, имеющих гигиеническую природу.

С помощью этих средств тренерами реализуется базовая целевая задача в учебных заведениях, заключающаяся в формировании физического воспитания у занимающихся. Программа занятий в группах должна предусматривать формирование общефизической подготовленности, позволяющей поддерживать работоспособность и повысить эффективность труда в учебном процессе.

Однако необходимо отметить тот факт, что даже высокий уровень этого показателя не является гарантией успеха в различных видах спорта ввиду отсутствия специальной подготовленности. В них она должна носить специализированный характер, а в профессиональной деятельности — прикладной .

Основная роль средств ОФП заключается также в поддержании функционирования восстановительных процессов в организме после физической нагрузки. Она может быть как объемной, так и достаточно интенсивной. Нагрузка позволяет человеку переключиться от одной физической активности к другой .

Определение целей и задач.

Как и любая другая деятельность, ОФП имеет свои определенные параметры, дающие её расшифровку и помогающие лучше понять её суть и назначение.

Главными целями ОФП являются:

укрепление здоровья и общего развития;

повышение функциональных возможностей и общей работоспособности организма человека.

ОФП ставит перед собой следующие задачи:

укрепить и сохранить здоровье, совершенствовать телосложение, поддержать на высоком уровне развитие функциональных возможностей организма;

формирование определенных качеств, характеризующих ОФП, а именно: силу, выносливость, гибкость, быстроту и ловкость;

создать надежную основу для развития специальной физической подготовленности к конкретным видам предстоящей деятельности (трудовой, военной, бытовой);

достижение гармонического развития подготовки, поддержание высокого уровня работоспособности в долгосрочной перспективе;

образование базы для дальнейшей СФП применительно к трудовой, спортивной и другим видам деятельности;

выявление и реализация имеющегося потенциала на практике;

проработка мышечной мускулатуры, направленная на выполнение укрепления тканей, а также их эластичности;

разработка определенных умений по достижению наибольшего расслабления при занятиях разными видами физической активности.

Занятия физической культурой способствуют повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, в том числе вирусным и бактериальным инфекциям. Это благоприятно сказывается на укреплении защитных функций иммунной системы. Кроме того, ОФП значительно уменьшает процессы старения в организме. В отношении общего развития следует отметить некую особенность. ОФП отличается тем, что она не относится к какому-либо виду спорта. Однако без выполнения определенных нормативов ОФП, таких как бег с определенной скоростью (темпом) на разные дистанции или прыжки в длину, отжимания, подтягивания, невозможно достичь спортивных результатов .

2. Особенности физической нагрузки при занятиях ОФП.

Дозирование нагрузок.

Нагрузки — важнейший фактор, при помощи которого определяется степень воздействия мышечной мускулатуры на ОФП. Она представляет собой меру, оказывающую влияние на человеческий организм. При этом она характеризуется тем, что в процессе её осуществления человек преодолевает трудности как объективного, так и субъективного характера. В процессе осуществления физической активности у человека появляются признаки утомления, характеризующие уровень соответствия выполняемых нагрузок к подготовленности.

При легкой степени усталости наблюдаются следующие признаки:

кожные покровы приобретают небольшое покраснение,

наблюдается выступление небольшого количества пота на лице,

дыхание имеет немного учащенный характер без тяжелой отдышки.

Тяжелая степень нагрузки характеризуется:

значительным покраснением всего тела,

дыханием через рот и общим ухудшением самочувствия человека, сопровождающимся учащенным сердцебиением, сильной отдышкой и нарушением внимания.

Сильные нагрузки для неподготовленного человека могут иметь весьма негативные последствия. При этом виде активности как лицо, так и губы могут приобрести синий оттенок. На одежде видны выделения соли из организма вместе с потом. Кроме того, может наблюдаться нарушение координации движений, дрожание рук и ног. Состояние может усугубляться тошнотой, шумом в голове и ушах, болью и всеобщим недомоганием. Здоровье и уровень подготовки у всех людей индивидуальны. В соответствии с этим нужно подбирать оптимальный уровень нагрузки, который будет не способен нанести вред организму.

В процессе совершенствования уровня ОФП необходимо изменять и уровень нагрузок. Если она останется постоянной, то не принесет должных результатов и будет привычной для человека. Таким образом, при занятиях ОФП необходимо постоянно осуществлять корректирование и изменять дозирование нагрузок в сторону увеличения . Существуют различные виды физической работы. Исходя из её характера, выделяют как тренировочные, так и соревновательные нагрузки. Первые из них характеризуются различными показателями, среди которых можно выделить физические, а также физиологические.

Между физической нагрузкой и количеством выполняемых повторений существует прямая зависимость. Чем выше их число, тем больше степень нагрузки, и наоборот. То же самое касается и амплитуды движений. Исходная позиция может быть как вертикальной, так и горизонтальной. Её изменение также значительно влияет на характер получаемой нагрузки при упражнении. Длительный отдых после интенсивной активности способствует более полному восстановлению организма. По своей сущности отдых между повторениями может носить как активный, так и пассивный характер. Активный отдых подразумевает выполнение легких разгрузочных упражнений, в то время как пассивный предполагает полное прекращение двигательной активности.

Интенсивность физической активности.

В процессе осуществления ОФП необходимо учитывать важность такого фактора, как ритмичность выполняемых упражнений, при которой повышается частота сердечных сокращений (ЧСС). Для характеристики этого параметра используется такой показатель, как относительная частота сокращения сердечной мышцы, выраженная в процентах. Она находится как отношение количества сокращений в период физической активности к максимальной величине этого показателя. Максимальная частота сокращений для каждого человека индивидуальна и зависит от возрастной категории. Чем выше возраст, тем ниже величина параметра. Приближенное значение ЧСС можно определить как разницу между числом 220 и возрастом человека.

В физической культуре выделяют два вида ЧСС. Первый вид получил название пороговой частоты, характеризующей наименьшую степень интенсивности физической активности. При этом типе наблюдается минимальный эффект от тренировки. Второй вид — пиковая ЧСС. Она является критической для человеческого организма, поскольку при физической активности частота сердечных сокращений не должна превышать величину стандартного показателя. Для нее характерна максимальная энергичность и эффективность выполняемых упражнений .

Так, пороговая частота сердечных сокращений находится путем умножения максимальной величины показателя на 75 процентов. В свою очередь, для определения пиковой величины максимальная ЧСС умножается на 95 процентов.

Таким образом, совершенствование общей физической подготовленности необходимо осуществлять как для поддержания, так и для укрепления здоровья. Занятия физкультурой способствуют укреплению сердечно-сосудистой и центральной нервной системы, органов дыхания, нормализации работы пищеварительного тракта. При нагрузках происходит повышение силы и выносливости, укрепляются сосуды. Организм становится более устойчивым к различным заболеваниям, к которым можно отнести грипп, ОРВИ, а также различного рода бактериальные инфекции. Все это обуславливает важность и необходимость занятий физической культурой в школьных учебных заведениях России .

Общая физическая подготовка и гармония развития личности.

Как правило, ОФП связывают лишь с совершенствованием природной основы человека, его физической организации. Вместе с тем, будучи одной из человеческих и социальных ценностей, она выступает как культура образа жизни людей, стремящаяся к гармонии с самим собой, окружающим миром, природой и социумом.

Характер работы общей физической подготовки определяется теми средствами и методами, которые целенаправленно развивают необходимые физические качества и двигательные навыки. Существенным фактором, оказывающим благотворное влияние на развитие личности, является планирование занятий физического воспитания таким образом, чтобы индивидуально привлекательные формы физической активности выступали подкрепляющим основанием для выработки потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, т.е. планирование учебно-тренировочного процесса следует осуществлять таким образом, чтобы уровень тренированности был достигнут, прежде всего, за счет форм двигательной активности, привлекательных для каждого конкретного участника.

Организация общей физической подготовки с учетом интересов личности и ее физических возможностей во многом определяют появление новообразований личности в юношеском возрасте:

открытия своего внутреннего мира,

становления более или менее устойчивого образа “Я” связанного с развитием самосознания и появлением особого отношения к своей личности.

Поэтому применение в процессе физического воспитания результатов собственного двигательного опыта в значительной мере способствует становлению и развитию познавательных интересов и активности личности.

Без становления персональной «картины мира» со всем порождающим ее комплексом сознания и самосознания» невозможно обеспечить «ни развития научного теоретического мышления, ни способности к учению в мире научного знания».

Список литературы:

Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка. Знать и уметь, / Ю.И. Гришина. – 4–е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.

Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни / Ю.П. Кобяков. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.

Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры / В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2012.

Письменский, И.А. Физическая культура / И.А. Письменский, Ю.Н. Аллянов. – М.: ЮРАЙТ, 2015.

Смагин Н.И. Общая физическая подготовка – фундамент здоровья // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). – Пермь: Меркурий, 2013.

Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2003.

Цель, задачи и средства общей физической подготовки (ОФП)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:32, реферат

Краткое описание

Общая физическая подготовка способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта.
Общая физическая подготовка определяет уровень и темпы развития основных двигательных способностей человека.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат тема – «офп. Цели и задачи..docx

Национальный исследовательский университет МИЭТ

Реферат на тему:

“Цель, задачи и средства общей физической подготовки (ОФП)”

Подготовила студентка Д-33

Общая физическая подготовка (ОФП) — это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.

Общая физическая подготовка (ОФП) – включает разностороннее воспитание его физической культуры, которое не сводится к специфическим способностям, проявляемым в избранном виде спорта, но обусловливают успех спортивной деятельности.ОФП должна строиться согласно закономерностям переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на соревновательные действия в избранном виде спорта.

Общая физическая подготовка является основным, базовым видом физического воспитания, реализующим общеподготовительное направление системы ФВ. Ее содержание,средства методы и формы организации занятий, направлены на создание широкой базы физической подготовки (ФП) для любого вида деятельности людей в быту, спорте, и других видах деятельности.

Общая физическая подготовка способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта.

Общая физическая подготовка определяет уровень и темпы развития основных двигательных способностей человека.

Поэтому задачами общей физической подготовки являются:

1. Укрепление здоровья, противодействие неблагоприятным влияниям на человека условий жизни, быта. Трудовой деятельности, содержание отрицательного влияния процессов старения;

2. Обеспечение всестороннего и гармоничного физического развития человеческого организма;

3. Создание базы для специальной физической подготовленности к конкретному виду деятельности: трудовой. Военной, спортивной.

В содержании ОФП ведущую роль играют естественные виды действий и их вариации, сопутствующие человеку на протяжении всей жизни. К ним относятся различные виды и формы физической рекреации, ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, могут использоваться упражнения на различных тренажерах.

Необходимость широкого разнообразия средств ОФП определяется тем, что в сферу занятий физическими упражнениями с общеподготовительной направленностью вовлекаются почти все контингенты населения.

Их популяризация и внедрение в быт всего народа имеют весьма важное значение для вовлечения людей в систематические занятия ФУ, в результате чего происходит укрепление здоровья, повышение производительности труда и рост спортивных достижений.

Следует учитывать особенности занимающихся: их состояние здоровья, возраста, уровня и степени разносторонности физического развития, целевой установки при занятиях общей физической подготовкой.

Задачи ОФП детей и подростков, занимающихся спортом, будут отличаться от тех, которые ставятся в ОФП у юных спортсменов разрядников. Задачи ОФП спортсменов в подготовительном периоде спортивной тренировки будут иметь свою специфику в зависимости от вида спорта и уровня спортивного мастерства.

Общая физическая подготовка – это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие личности.

С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства – уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства и других сферах общественной жизни.

Но даже достаточно высокая общая физическая подготовленность не всегда может обеспечить успех в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. Это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие силы, в других – выносливости и так далее, то есть, необходима специальная физическая подготовка (СФП).

Целью общей физической подготовки является:

1. Воспитание специальных физических качеств;

2. Общее повышение уровня функциональных возможностей организма;

3. Освоение необходимых двигательных умений и навыков.

Задачами общей физической подготовки будут:

1. Развитие всесторонних физических качеств;

2. Расширение фонда двигательных умений и навыков;

3. Воспитание трудолюбия, настойчивости, интереса к ФУ

4. Укрепление сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы.

К средствам физического воспитания относятся физические упражнения, оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы.
Физические упражнения — это двигательные действия, по форме и содержанию соответствующие задачам физического воспитания. Если в целях спортивной тренировки используется бег, то это естественное двигательное действие приобретает рациональные формы. То же самое можно сказать о любых других двигательных действиях, которые возникли первоначально в сфере труда и быта, а затем, видоизменяясь, становились физическими упражнениями — средствами физического воспитания. Взаимосвязь физических упражнений с физическим трудом заключается в том, что, возникнув на основе трудовых действий, упражнения стали средством физкультурно-спортивной практики, подготовки к труду. Число разработанных и используемых в различных видах спорта физических упражнений чрезвычайно велико. Они существенно отличаются друг от друга по форме, по содержанию и по целевой направленности.
Оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы также являются средствами физического воспитания. Такие природные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды, служат средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека.

Оздоровительные силы природы используются в процессе физического воспитания в двух направлениях:

• как сопутствующие условия (занятия на открытом воздухе, в условиях горного климата), усиливающие воздействие физических упражнений;

• при организации специальных дозированных процедур (сеансы закаливания, воздушные, солнечные и водные ванны).

Физические упражнения в сочетании с естественными факторами закаливания помогают повысить общую устойчивость организма к ряду неблагоприятных воздействий внешней среды.

Соблюдение гигиенических правил в процессе физического воспитания усиливает положительный эффект физических упражнений. Требования гигиены к режиму нагрузок и отдыха, питания и внешних условий занятий (чистота, освещенность, вентиляция мест занятий) способствуют эффективности проводимых физических упражнений.
6. Понятия о физических качествах спортсмена: сила, быстрота, выносливость, гибкость.

Физическими качествами принято называть те функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека. В отечественной спортивной теории принято различать пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Их проявление зависит от возможностей функциональных систем организма, от их подготовленности к двигательным.

Силой (или силовыми способностями) в физическом воспитании называют способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.

Воспитание силы сопровождается утолщением и ростом мышечных волокон. Развивая массу различных мышечных групп, можно изменять телосложение, что наглядно проявляется у занимающихся атлетической гимнастикой, путем регулярных и методически правильно построенных тренировочных занятий.

Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательной реакции.

Между тем быстроту движений нельзя путать со скоростью передвижения. Скорость конькобежца больше на 400—500 м, чем скорость бегуна-спринтера, однако у второго частота (быстрота) движений больше. Не случайно в новейших исследованиях по теории спорта вместо термина «быстрота» используется понятие «скоростные способности».

Понятие «быстрота» в физическом воспитании не отличается смысловой конкретностью. При оценке быстроты различают:

· латентное время двигательной реакции;

· скорость одиночного движения;

Выносливость как физическое качество связана с утомлением, поэтому в самом общем смысле ее можно определить так: выносливость — это способность противостоять утомлению. Предмет нашего рассмотрения — физическое утомление, непосредственно связанное с разновидностями мышечной работы, а следовательно, с различными видами выносливости. Различают два вида выносливости — общую и специальную.

Общая выносливость — это способность выполнять работу с невысокой интенсивностью в течение продолжительного времени за счет аэробных источников энергообеспечения.

В этом определении свойство невысокой интенсивности весьма условно (для одного данная нагрузка может считаться невысокой интенсивности, а для другого — высокой). Признак аэробного энергообеспечения работы является определяющим. Воспитанию общей выносливости служат циклические упражнений (продолжительный бег, передвижение на лыжах, плавание, гребля, велосипед).

Ловкостью принято называть способность быстро, точно, целесообразно, экономно решать двигательные задачи. Ловкость выражается в умениях быстро овладевать новыми движениями, точно дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими, импровизировать в процессе двигательной деятельности в соответствии с изменяющейся обстановкой. При воспитании ловкости решаются следующие задачи:

· осваивать координационно сложные двигательные задания;

· быстро перестраивать двигательные действия в соответствии с изменяющейся обстановкой (например, в условиях спортивных игр);

· повышать точность воспроизведения заданных двигательных действий.

Развитию ловкости способствуют систематическое разучивание новых усложненных движений и применение упражнений, требующих мгновенной перестройки двигательной деятельности (единоборства, спортивные игры). Упражнения должны быть сложными, нетрадиционными, отличаться новизной, возможностью и неожиданностью решения двигательных задач. Развитие координационных способностей тесно связано с совершенствованием специализированных восприятии: чувства времени, темпа, развиваемых усилий, положения тела и частей тела в пространстве. Именно эти способности определяют умение занимающегося эффективно управлять своими движениями.

Гибкость — способность выполнять движения с большой амплитудой. Наличие гибкости связано с фактором наследственности, однако на нее влияют и возраст, и регулярные физические упражнения. Различные виды спорта по-разному воздействуют на воспитание гибкости. Высокие требования к гибкости предъявляют различные виды спорта (художественная и спортивная гимнастика, прыжки в воду и на батуте) и некоторые формы профессиональной деятельности. Но чаще гибкость выступает как вспомогательное качество, способствующее освоению новых высоко координированных двигательных действий или проявлению других двигательных качеств.

Различают гибкость динамическую (проявленную в движении), статическую (позволяющую сохранять позу и положение тела), активную (проявленную благодаря собственным усилиям) и пассивную (проявленную за счет внешних сил).
Гибкость зависит от эластичности мышц, связок, суставных сумок.

Общая физическая подготовка, ее цели и задачи

Живоой поиск

Содержимое

Введениe

За последнее время наблюдается тенденция российского общества к спортивными занятиями. Следует отметить, что на сегодняшний день не только молодое поколение, но и люди среднего и пожилого возраста занимаются спортом, посещают спортивные секции, увлекаются футболом, баскетболом, плаванием, теннисом, волейболом. Но как это не парадоксально часто в погоне быть физически привлекательными забывают о своем здоровье. Прилагая много усилий, не могут дозировано рассчитать нагрузку. Поэтому, чтобы не повторять эти ошибки целесообразно повысить общую физическую подготовку индивида не нанося ущерб здоровью.

Процесс физического развития подчиняется закону возрастной ступенчатости. Воздействовать на процесс физического развития индивида с целью им управлять следует только с учетом возможностей и возрастных особенностей организма человека. Процесс физического развития подчиняется закону единства среды и организма и как правило зависит от жизненных условий индивида. На физическое состояние человека существенное влияние оказывают воспитание, материальные возможности, бытовые условия, что в дальнейшем может определить развитие и изменение функциональных возможностей организма человека.

Содержание общей физической подготовки направлено на освоение всех элементов движений, бега, навыков ходьбы, метаний, прыжков, плавание, передвижения на лыжах, преодоление различного рода препятствий, развития умения быстро овладевать новыми видами деятельностями.

Актуальность темы. Так как, общая физическая подготовка является неотъемлемой частью физического воспитания, которая характеризуется направленностью на общее физическое развитие и овладение разнообразным диапазоном двигательных умений и навыков, поэтому необходимо знать цели и задачи общей физподготовки.

Цель данной работы: выявить цели и задачи общей физической подготовки.

Для достижения данной цели необходимо поставить и решить следующие взаимосвязанные задачи:

  1. Изучить и проанализировать научную и учебную литературу по данной теме.
  2. Изучить понятие и сущность общей физической подготовки.
  3. Выявить и изучить цели и задачи общей физической подготовки.

1. Общая физическая подготовка

1.1. Пoнятие и сущность общей физической подготовки

Общая физическая подгтовка (ОФП) – это процесс воспитания физических качеств и формирования жизненно необходимых двигательных умений и навыков, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека [1, с. 154]. Общая физическая подготовка позволяет повысить общую работоспособность, подготавливает индивида к различным видам деятельности и выступает базой для специальной физической подготовки, способствующей достижению высоких результатов в определенном виде спорта или деятельности индивида.

Общая физическая подготовка включает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. В современной спортивной тренировке общая физподготовка связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем влияния на спортивные достижения и результативность тренировочного процесса в определенном виде спорта. Средствами общей физической подготовки являются физические упражнения, оказывающие общее воздействия на организм и личность. К их числу относятся личные передвижения (бег, плавание и т.д.), подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощением и т.д. [1, с. 156–157; 2 с. 212].

В рамках базового физического воспитания целесообразно обеспечить разностороннее развитие всех мышечных групп двигательного аппарата индивида. Существенное внимание уделяют воспитанию общей выносливости. При оценке общей выносливости применяют тест, который был разработан физиологом США К.Купером. Критерием теста является преодоленная дистанция за двенадцать минут. Чем большее расстояние пробежит (допускаются переходы на ходьбу) человек, тем он выносливее.

Фундаментом общей физической подготовки выступает сбалансированный комплекс физических упражнений, разностороннего воздействия. Основным источником этих упражнений является легкая атлетика, считающиеся по праву «Королевой спорта» [6, с. 178].

Занятия общей физической подготовкой направлены на гармоничное развитие организма, повышению физической работоспособности и улучшения функциональных возможностей организма (кровообращения, дыхания, процессов метаболизма, ускоряет восстановительные процессы).

Например, в спорте на профессиональном уровне хорошая общая физическая подготовка дает преимущество перед соперником, способствует качественнее и легче переносить максимальные нагрузки в выбранном виде спорта и снижает риск травматизма.

Общая физическая подготовка


Коротко о главном: Что такое ОФП и почему для всех нас это так важно?

Существует множество материалов о Общей Физической Подготовке, как печатных, так и электронных поэтому наверно не стоит углубляться в науку, так как в последствии, при вашем желании, можно подробно изучить тот или иной аспект, рассмотрим основные положения, близкие к роду деятельности нашей Школы.

Итак, ОФП — это всестороннее развитие, совершенствование и увеличение объёма основных физических качеств и двигательных способностей человека, таких как сила, быстрота, выносливость, координация и гибкость.

Основой общей физической подготовки является сбалансированный комплекс физических упражнений, разностороннего воздействия. Наибольшее количество данных упражнений представляет легкая атлетика, которую по праву считают «Королевой спорта».

Занятия ОФП спостбствуют гармоничному развитию организма, увеличению физической работоспособности и функциональных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем организма: дыхания, кровообращения, энергообмена, стимулируют восстановительные процессы.

В профессиональном спорте хорошая общая физическая подготовка даёт преимущество перед соперником, позволяет легче и качественнее переносить максимальные нагрузки в выбранной специализации, а также снижает риск травматизма.

В повседневной жизни ОФП залог здоровья человека, его красоты, психической и эмоциональной устойчивости, крепкого иммунитета и успешной трудовой деятельности.

Регулярные физические занятия замедляют процесс старения организма, увеличивая выработку гормонов «молодости», что позволяет с легкостью преодолевать тяжелые жизненные ситуации.

Рассмотрим основные физические качества, развиваемые в нашей Школе посредством ОФП:

Силу человека принято определять как способность преодолевать внешнее сопротивления или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

В зависимости от вида выполняемой работы мышцы могут проявлять силу без изменения своей длины — такой режим работы называется статическим или изометрическим и с изменением длины — в динамическом режиме. При уменьшении длины имеет место преодолевающий, и ли миометрический режим работы, при удлинении — уступающий, или плиометрический.

Под быстротой понимается совокупность свойств, характеризующих скоростные способности человека.

Обычно выделяют элементарные и комплексные формы проявления быстроты. К элементарным относят: время простой реакции, время одиночного движения и частоту односуставных движений. К комплексным формам проявления быстроты следует отнести: время сложной реакции (реакции на движущийся объект и реакции выбора) и частоту многосуставных движений.

Известно, что скоростные проявления мало зависимы или вовсе не зависимы друг от друга, это значит что спортсмен может обладать прекрасной реакцией, но медленно двигаться по дистанции и т. д.

Выносливость

Способность выполнять работу без изменения ее параметров (например, не снижая интенсивности, точности движений и т. д.) называется выносливостью. Если выполняемая работа носит неспецифический характер, то способность выполнять ее без изменения параметров называют общей выносливостью, если работа носит специфический характер — специальной.

Под ловкостью понимают, во-первых, способность осваивать двигательные действия, во-вторых, способность перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Способность к расслаблению

Различают три вида напряженности мышц: тоническую, скоростную и координационную. Тоническая напряженность мышц отмечается при повышенном тонусе мышц в состоянии покоя. Скоростная напряженность возникает при высоком темпе движения в силу того, что мышца не успевает расслабляться. Координационная напряженность возникает как следствие повышенной напряженности мышц при недостаточно совершенном выполнении технических приемов.

Способность сохранять равновесие

Выделяют два вида равновесия: статическое, связанное с удержанием определенной позы, и динамическое, связанное со способностью сохранять определенное положение, либо быстро прийти в него под воздействием факторов извне.

Пространственная точность движений

Способность точно выполнять движения зависит от природной одаренности и общей двигательной подготовленности как спортсмена, так и любого человека, и проявляется она в возможности точно дифференцировать направление и скорость движения.

Гибкость — это способность выполнять движения с большой амплитудой. Также гибкость — абсолютный диапазон движения в суставе или ряде суставов, который достигается в мгновенном усилии.

Существует три разновидности гибкости, каждая из которых может быть у человека развита в большей или меньшей степени: динамическая (кинетическая) гибкость — возможность выполнения динамических движений в суставе по полной амплитуде, статически-активная гибкость — способность принятия и поддержания растянутого положения только мышечным усилием, статически-пассивная гибкость — способность принятия растянутого положения и его поддержания своим собственным весом, удержанием руками или с помощью снарядов или партнёра.

В зависимости от того, какую разновидность гибкости хочет развивать человек, необходимо использовать разные виды растягивания.

Основной задачей ОФП спортсменов является создание общей двигательной подготовленности, которая служит фундаментом для Специальной Физической Подготовки (СФП).

Специальная Физическая Подготовка — это уже целенаправленное развитие физических качеств и функциональных возможностей спортсменов, с потенциалом предельного их совершенствования, сосредоточенное на конкретном виде спорта в соответствии с его спецификой.

Основой СФП являются специально разработанные и подобранные физические упражнения с характерными особенностями для основного (в выбранном виде спорта) двигательного действия.

Главные задачи СФП — овладение и совершенствование техники движений, избирательное развитие отдельных групп мышц (в соответствии с выбранным видом спорта), перенос развитых ОФП качеств в конкретное движение с достижением его максимальной эффективности, тактическая подготовка, достижение высокой спортивной формы, совершенствование психологической подготовленности. Данные задачи при качественном их решении обеспечивают достижение поставленных целей и высоких спортивных результатов.

Известно, что между ОФП и СФП существует прямая взаимосвязь, которая изучается в процессе многолетней тренировки.

В большинстве случаев по мере роста спортивного мастерства объём средств ОФП уменьшается, а объём средств СФП возрастает. Однако, Общая Физическая Подготовка — неотъемлемая составная часть всех этапов и периодов спортивной тренировки, и значимость её не снижается даже при достижении высокого уровня спортивного мастерства.

В итоге, Общая Физическая Подготовка имеет высокую значимость в развитии не только личности конкретного человека, но и общества в целом, повышая тем самым качество жизни.

Регулярные занятия ОФП положительно влияют на людей любого возраста не зависимо от рода трудовой деятельности, к тому же «Здоровый образ жизни» в последнее время приобретает высокую популярность в обществе и является одним из показателей статуса «успешного человека».

Общая физическая подготовка

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 04:38, реферат

Описание работы

Общая физическая подготовка (ОФП), которая направлена на всестороннее и гармоничное физическое развитие личности, по непонятным причинам незаслуженно мало изучается в методологических аспектах физического воспитания, хотя во многих научно-методических источниках ОФП характеризуется в качестве фундамента для профессионального спорта, а используемые в ней физические упражнения оздоравливают и укрепляют весь организм.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Цели и задачи общей физической подготовки……………………….5-7
Глава 2. Средства и методы общей физической подготовки………………….8-11
Глава 3. Оздоровительный и профилактически эффект ОФП……………….12-15
Заключение………………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………………………………………. 17

Работа содержит 1 файл

реферат физра.docx

Глава 1. Цели и задачи общей физической подготовки……………………….5-7

Глава 2. Средства и методы общей физической подготовки………………….8-11

Глава 3. Оздоровительный и профилактически эффект ОФП……………….12-15

Список использованной литературы……………………………………………. 17

Общая физическая подготовка (ОФП), которая направлена на всестороннее и гармоничное физическое развитие личности, по непонятным причинам незаслуженно мало изучается в методологических аспектах физического воспитания, хотя во многих научно-методических источниках ОФП характеризуется в качестве фундамента для профессионального спорта, а используемые в ней физические упражнения оздоравливают и укрепляют весь организм.

Основная задача ОФП – содействовать не только развитию двигательных качеств и навыков, но и главным образом улучшать здоровье. В отношении понятия «здоровье», кроме Всемирной организации здравоохранения, имеется мнение финского ученого (М. Ю. Карвонен, 1983), который в понятие «здоровье» включает не только моментное состояние функций организма, но и их потенциальные возможности, резерв, определяющий направление изменений в состоянии здоровья. Тем самым автор характеризует здоровье не только с качественной стороны, но и с количественной. Здоровье не в меньшей степени зависит от оздоровительно- профилактических мероприятий, которые зачастую включают двигательные упражнения из структуры ОФП, предотвращающие ухудшение здоровья. Естественно, мощную позитивную силу имеет ОФП в вопросах реабилитации организма после болезни или какой-либо травмы. В данном случае нужно вспомнить слова Гиппократа, который говорил:” Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь”. Эти гениальные слова возможно реализовать только в результате повседневного выполнения ОФП даже в условиях студенческой жизни. Нужно всегда помнить, что разнообразные физические упражнения положительно влияют на развитие жизнедеятельности организма, особенно они благотворны в молодые студенческие годы от 17 до 22 лет. Принцип всесторонненого развития личности также реализуется в процессе общей физической подготовки, которая способствует не только улучшению двигательных способностей, но и умственной работоспособности. ОФП личности необходимо рассматривать как краеугольный камень в вопросе функциональной подготовленности студентов, потому что от уровня её развития зависит как настоящее, так и будущее состояние работоспособности специалиста вообще, в частности, специалиста по избранному виду профессии.

Не лишне вспомнить формулировку, которая существовала в СССР, она и сегодня актуальна, что физическое воспитание, в частности ОФП, должно быть направлено на формирование гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство

Глава 1. Цели, задачи и средства общей физической подготовки.

Общая физическая подготовка (ОФП) – включает разностороннее воспитание его физической культуры, которое не сводится к специфическим способностям, проявляемым в избранном виде спорта, но обусловливают успех спортивной деятельности. ОФП должна строиться согласно закономерностям переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на соревновательные действия в избранном виде спорта.

Общая физическая подготовка является основным, базовым видом физического воспитания, реализующим общеподготовительное направление системы ФВ. Ее содержание, средства, методы и формы организации занятий, направлены на создание широкой базы физической подготовки (ФП) для любого вида деятельности людей в быту, спорте, и других видах деятельности.

Общая физическая подготовка способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта.

Общая физическая подготовка определяет уровень и темпы развития основных двигательных способностей человека.

Поэтому задачами общей физической подготовки являются:

1. Укрепление здоровья, противодействие неблагоприятным влияниям на человека условий жизни, быта. Трудовой деятельности, содержание отрицательного влияния процессов старения;

2. Обеспечение всестороннего и гармоничного физического развития человеческого организма;

3. Создание базы для специальной физической подготовленности к конкретному виду деятельности: трудовой. Военной, спортивной.

В содержании ОФП ведущую роль играют естественные виды действий и их вариации, сопутствующие человеку на протяжении всей жизни. К ним относятся различные виды и формы физической рекреации, ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, могут использоваться упражнения на различных тренажерах.

Необходимость широкого разнообразия средств ОФП определяется тем, что в сферу занятий физическими упражнениями с общеподготовительной направленностью вовлекаются почти все контингенты населения.

Их популяризация и внедрение в быт всего народа имеют весьма важное значение для вовлечения людей в систематические занятия ФУ, в результате чего происходит укрепление здоровья, повышение производительности труда и рост спортивных достижений.

Следует учитывать особенности занимающихся: их состояние здоровья, возраста, уровня и степени разносторонности физического развития, целевой установки при занятиях общей физической подготовкой.

Задачи ОФП детей и подростков, занимающихся спортом, будут отличаться от тех, которые ставятся в ОФП у юных спортсменов разрядников. Задачи ОФП спортсменов в подготовительном периоде спортивной тренировки будут иметь свою специфику в зависимости от вида спорта и уровня спортивного мастерства.

Общая физическая подготовка – это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие личности.

Основной целевой задачей физической подготовки основного контингента студентов является ОФП. Именно с ориентацией на достижение минимально необходимого уровня основных качеств при ОФП в учебную программу для Вузов по дисциплине «Физическая культура» были введены научно разработанные тесты и их оценки в очках:

•Тест на скоростно-силовую подготовленность – бег 100 м;

•На силовую подготовленность- подтягивание, пресс;

•На общую выносливость – 2 и 3 км.

С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства – уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства и других сферах общественной жизни.

Но даже достаточно высокая общая физическая подготовленность не всегда может обеспечить успех в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. Это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие силы, в других – выносливости и так далее, то есть, необходима специальная физическая подготовка (СФП).

Целью общей физической подготовки является:

1.Воспитание специальных физических качеств;

2.Общее повышение уровня функциональных возможностей организма;

3.Освоение необходимых двигательных умений и навыков.

Задачами общей физической подготовки будут:

1.Развитие всесторонних физических качеств;

2.Расширение фонда двигательных умений и навыков;

3.Воспитание трудолюбия, настойчивости, интереса к ФУ

4.Укрепление сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы.

Что такое религия — ее функции и виды, мировые (христианство, ислам, буддизм) и национальные религии

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Вы задумывались, почему религия на протяжении многих веков управляет сознанием людей? Почему не теряет значимости в наше время?

Ну, с древним человеком понятно. Необычные явления природы, катаклизмы нужно было как-то объяснить, «оправдать» для себя. Первым шагом была мифология, а уже потом на ее почве возникло язычество – вера во многих богов. Люди поклонялись солнцу, ветру, небу из-за банального страха перед непознанным.

Век технического прогресса раскрыл тайны природы, разложил по полочкам ответы на загадки, объяснил суть явлений. Но религиозное мировоззрение продолжает оставаться частью современной жизни. Почему?

Может, ответ кроется в самом понятии? Давайте вместе попробуем разобраться, что такое религия, какие таинственные ниточки она использует для управления людьми.

Религия — что это такое

Слово «религия» позаимствовано из латинского языка. Латинское religare означает «связывать их, соединять», а religio – «святыня, благочестие».

Таким образом, религия – это совокупность взглядов людей (это не я говорю, а определение, потерпите – без него никак), основанная на общей вере в сверхъестественное. Построена на целом своде правил, ограничений, норм поведения, включает систему культовых действий, обрядов.

Есть и другие определения религии, но суть сводится к одному:

это коллективное поклонение божественным силам, особое отношение человека к миру, самому себе, определенное видение смысла жизни.

Любая религия состоит из трех частей:

  1. религиозного сознания;
  2. культа (кому, как поклоняться);
  3. организации, то есть четкого разделения на простых верующих и руководителей.

Религиозное сознание тесно связано с верой, часто эти слова употребляются как синонимы.

Вера – это безоговорочное принятие чего-либо за истину, без поиска доказательств и лишних рассуждений.

Да, вот так – вера либо есть, либо нет. Промежуточного состояния попросту не бывает.

Признаки религии это:

  1. Иррациональность (вера в абсолютную истинность)
  2. Догматизм (не требуется никаких доказательств)
  3. Ритуальность (молитвы и другие священнодействия)
  4. Вера в сверхестественное
  5. Необоснованность

” alt=””>

Функции религии

Каждый человек (ну, почти) подсознательно хочет быть защищенным. Чтобы кто-то добрый, мудрый, справедливый пришел на помощь в трудную минуту, уберегал от бед и несчастий.

Ведь часто бывает так, что люди приходят к вере после того, как в жизни случилось что-то страшное, непоправимое – потеря близкого человека или неизлечимая болезнь, например.

Отсюда вытекают основные функции религии, то есть, как она воздействует на общество:

  1. Мировоззренческая функция — формирование определенной картины мира у своих последователей.
  2. Ценностно-смысловая — ответ на вопросы о смысле жизни и выработка основных ценностных ориентиров.
  3. Психологическая (компенсаторная функция) — утешение в трудную минуту (облегчает страдания) через молитву, медитацию или обращение к богу.
  4. Коммуникативная функция — объединяет людей, дает возможность общаться и не чувствовать себя одиноким.
  5. Культурно-транслирующая — передача культурного наследия из поколения в поколение.
  6. Воспитательная функция — прививает правила, навыки поведения.
  7. Регулятивная — упорядочивает стремления и деятельность человека.
  8. Интегрирующая — объединяющая группу верующих и противопоставление ее другим религиям.

” alt=””>

Наука говорит, что зачатки религиозных верований возникли целых 40000 лет назад. Факт подтверждают найденные захоронения первобытных людей, рисунки в пещерах. Представьте себе, потребность в защите у человека нисколько не уменьшилась со временем, мы также порой бываем беззащитны перед непреодолимыми обстоятельствами.

Виды мировых религий

Не думайте, что в древнем мире веровали все одинаково. Уже тогда существовали разные виды религий, которые отличались между собой объектами или субъектами поклонения (то есть это были неодушевленные предметы или живые люди).

Посмотрите, какие верования были распространены. Термины, конечно, придумали гораздо позже, так что наши древнейшие предки сами не знали, что их вера так называется:

  1. Тотемизм – священным считались какие-то предметы, животные или растения, магической защитной силой наделялся тотем (оберег).
  2. Фетишизм – сверхъестественные способности приписывали неживому предмету, например, камню или черепу животного. У него просили помощи и защиты.
  3. Шаманизм – все племя поклонялось шаману, который умел разговаривать с духами, советоваться с ними, а затем передавал их требования людям.
  4. Анимизм – верили, что душа есть не только у человека, но и у всех окружающих предметов и явлений природы, причем после смерти она продолжает существовать.

В современном мире, как ни странно, число религий не уменьшилось, а, напротив, выросло. Возникали они не одновременно, у них разное число последователей. Некоторые древние формы в немного видоизмененном виде по-прежнему продолжают существовать. Всего насчитывается не меньше ста религиозных конфессий (направлений).

Безусловно, больше всего последователей имеют мировые религии (на то они и «мировые», правда?). Это значит, что их исповедуют народы самых разных стран.

К мировым религиям относятся:

  1. Христианство
  2. Ислам
  3. Буддизм

Первые две из них – монотеистические, основываются на почитании одного бога.

Христианство — это самая массовая мировая религия

Насчитывает приблизительно 1,5 млрд верующих. Возникновение связывают с рождением Иисуса Христа – сына Бога и простой девушки Марии. Это произошло в Палестине, на востоке Римской Империи. От рождения Иисуса теперь отсчитывает летоисчисление все человечество, поэтому смело можно говорить, что христианство возникло в I веке новой эры.

У Иисуса Христа было 12 учеников – апостолов, один из которых оказался предателем. В 33 года Иисуса распяли на кресте, после чего он воскрес на третий день и вознесся на небо.

Основа христианской религии – это вера в единство Бога Отца, Сына и Святого Духа, а также спасение души через посты и молитвы. Главная книга – Библия, состоящая из Ветхого и Нового Завета, символ – крест.

В христианстве три направления:

  1. православие
  2. католицизм
  3. протестантизм

Разделение произошло в 1054 году из-за разногласий между

Папой Римским и константинопольским патриархом. Православие исповедуют Россия, некоторые страны СНГ и Восточной Европы, католицизм – Западная Европа, Литва, Чехия, Польша. Протестантизм распространен в США, Канаде, Австралии, Великобритании.

Ислам — это самая молодая мировая религия

Приблизительно 1,3 млрд верующих. Основателем является пророк Мухаммед. Людей, исповедующих ислам, называют мусульманами, а поклоняются они Аллаху. Это самая молодая из мировых религий, возникшая в VII веке в Мекке.

В 40 лет Мухаммед стал слышать голоса ангелов и даже самого Аллаха. Они приказывали ему исповедовать новую веру и диктовали содержание Корана – книги, священной для мусульман. Символами ислама стали звезда и полумесяц.

Догматы Корана (это такие правила, которые диктуют нормы поведения) мусульмане выполняют неукоснительно: совершают ежедневные молитвы – намаз, соблюдают посты, не употребляют алкоголь.

Это называется «жить по закону Шариата». Так же, как христианство, ислам учит о бессмертии души и возможности спасти ее после смерти.

Основные, самые крупные направления ислама – суннизм и шиизм, но есть и другие. Суннизм распространен в Центральной и Южной Азии, Африке, шиизм – в Азербайджане, Иране, Ираке.

Буддизм (приблизительно 300 млн последователей)

Зародился еще в VI веке до н.э. Основателем был сын раджи (правителя) Индии Гаутама. С детства мальчика окружала роскошь, он не знал, что в мире существуют страдания. Радже предсказали, что его сын станет царем или Учителем.

Гаутаму всячески оберегали от жестокости и несправедливости. Только в 30 лет он впервые случайно встретил прокаженного старца и похоронную процессию, увидел страдающих людей. Они произвели на Гаутаму большое впечатление, он стал много размышлять, медитировать.

В итоге достиг состояния нирваны (блаженства, полного покоя), стал первым просветленным человеком – Буддой.

Существует мнение, что буддизм нельзя в полной мере относить к религиям, так как его приверженцы никому не поклоняются. Их главная цель – преодолеть страдания, избавиться от земных желаний, достичь нирваны.

Национальные религии

Не все религии мира широко распространены (не путайте, пожалуйста, с мировыми религиями). Есть и такие, которые сложились в рамках одного государства, народа или поселения.

Это – национальные религии, вот их список:

  1. иудаизм (Израиль);
  2. индуизм, джайнизм (Индия);
  3. даосизм, конфуцианство (Китай);
  4. синтоизм (Япония).

” alt=””>

Некоторые племена Африки, Азии, Океании до сих пор сохранили верования древних предков – фетишизм, тотемизм, анемизм.

Религия — это одна из форм культуры

Мы выяснили, что религия устанавливает нормы поведения, регулирует отношения людей, даже наполняет жизнь смыслом (повезло же тем, у кого его не было). В процессе развития религиозные обычаи тесно переплетались с культурными традициями разных народов. Настолько тесно, что их уже не разделить.

Например, христианский обычай печь блины и жечь соломенную куклу на масленицу уходит корнями к язычеству, поклонению богу солнца Ярило. Таких примеров можно привести бесконечное множество. Поэтому ученые рассматривают религию как одну из форм культуры, результат человеческой деятельности.

Подводим итоги. Получается, что религия сегодня совершенно не утратила ценности. Она также нужна людям, как много веков назад. Процент верующих людей примерно одинаковый в высокоразвитых и развивающихся странах.

Верить или нет – личное дело каждого человека, мы же просто констатировали факты.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (6)

Религия от латинского быть вместе, объединятся. Это не понятые технологии управление человечеством. Коммунизм = как религия, т. е. быть вместе «пролетарии всех стран соединяйтесь» это в современном разумении не понятно многим. Бог, это мы и есть, и веруем сами в себя только как бы в Будущем но Разумных с 100 % интеллектом.

Невежество ты. Мы люди без Аллаха мы никто. Ты как Фараона возомнил себя богом. Видите что случилось с Фараона и людьми которые не уверовали?!

Спасибо за статью! Творческих успехов!

Религия -это войны на протяжении веков. Не было бы религии не было таких войн. Мусульмане всегда воюют с христианами, а ведь говорят бог един

Религий много люди напридумывали. А Бог Один, или. как говорят евреи — Един. Да, именно Бог Авраама, Исаака, Израиля и является Владыкой и Творцом всей вселенной. И Сын Божий Иисус Христос единственный из всех, называвших себя богом, пророком, кто умер за грехи людей.

И вот тут самое главное. Он не просто умер. Он воскрес. И это подтверждает, что христианство — самая правильная религия.

Религия может принести много хорошего, например, поддержать человека в трудный момент или помочь пережить кризис. Однако, на этом фоне нельзя терять самодостаточность и цельность, полностью перекладывая ответственность за свою жизнь на что-то абстрактное.

Религия

О чем эта статья:

11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Что такое религия

У термина «религия» есть разные трактовки, каждая из которых по-своему верна. Религию можно определить, например, так:

мировоззрение и поведение людей, которое определяет вера в существование какой-либо сверхъестественной силы;

система символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, исходящая из представления об общем порядке бытия;

вера в сверхъестественное (в Бога);

совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, которая собирает людей в единую общность;

одна из форм приспособления человека к окружающему миру, способ удовлетворения духовных потребностей.

Религиозное сознание тесно связано с верой, и эти понятия часто используют как синонимы.

Вера — это безоговорочное принятие чего-либо за истину без поиска доказательств и дополнительных рассуждений.

Главные признаки религии — это:

иррациональность — вера в абсолютную истинность;

догматизм — отсутствие необходимости в доказательствах;

ритуальность — молитвы и другие священнодействия;

вера в сверхъестественное;

Мы раскрыли определение религии. Давайте рассмотрим функции религии и узнаем, как она воздействует на общество.

Функции религии

Основные функции религии:

Мировоззренческая. Религия формирует определенную картину мира у последователей. Через призму веры человек видит и понимает мир, общество и себя.

Ценностно-смысловая. Религия отвечает на вопросы о смысле и цели жизни, участвует в создании ценностных ориентиров.

Психологическая (компенсаторная). Через молитву, медитацию или обращение к Богу верующий получает утешение в трудную минуту, снимает стресс.

Коммуникативная. Общая вера объединяет людей, дает возможность ощущать себя сопричастным и не одиноким. Кроме того, через религиозные обряды верующий может обращаться к святым, Богу, ангелам и т. п.

Культурно-транслирующая. Религия может быть фактором развития искусства, через религиозные произведения происходит передача культурного наследия.

Воспитательная. Религия способствует социализации человека, прививает определенные правила поведения в обществе.

Регулятивная. Вера упорядочивает стремления и деятельность человека.

Интегрирующая и дезинтегрирующая. Религия объединяет группы верующих, но в то же время противопоставляет друг другу социальные группы, исповедующие разные религии.

Примеры функций религии: самопроверка

Подумайте, какие функции религии проявляются в этих примерах. Правильные ответы вы найдете в конце статьи.

В 1815 году Россия, Пруссия и Австрия заключили так называемый Священный союз, целью которого было подавление революционных настроений. Позднее в союз вступили и другие христианские монархии.

При синагоге работают языковые курсы, на которых любой желающий может бесплатно выучить иврит и лучше узнать еврейские традиции и культуру.

В заведении не продают алкоголь, так как хозяин и большинство посетителей — мусульмане, а Коран запрещает употребление алкоголя.

Ранние формы религии

Есть четыре типа древних религий, которые существовали много веков: тотемизм, шаманизм, фетишизм, анимизм.

Тотемизм — это способ связи человека с окружающим миром через поклонение тотему. В качестве тотема чаще всего выступает животное, реже — растение или какой-то неодушевленный предмет.

Шаманизм — взаимодействие с миром духов через проводника, который называется шаманом. Считается, что шаманы умеют общаться с духами и высшими силами, поэтому все племя прислушивается только к его словам и указам.

Фетишизм — вера в предметы, которые обладают сверхъестественными силами. Такие предметы называют фетишами. Ими может быть что угодно, например, камень необычной формы или драгоценный металл.

Анимизм — вера в духов. Это могут быть духи умерших людей, животных и растений или духи, которые обитают в определенной местности.

По количеству почитаемых богов все религии делят на политеистические и монотеистические.

Политеизм — это многобожие или язычество. Буддизм, синтоизм, индуизм — это политеистические религии.

Монотеизм — вера в одного Бога-творца. Примеры монотеистических религий: ислам, христианство, иудаизм.

Современные религии

В наши дни выделяют три типа религиозных верований:

Родоплеменные верования — те самые тотемизм, шаманизм, фетишизм и анимизм, о которых мы рассказали выше. Это архаические религии, но они сохранились в некоторых обществах, например, у племен Африки или канадских индейцев.

Национально-государственные религии тесно связаны с отдельным народом, этнической общностью. Например, индуизм и джайнизм преимущественно распространены на территории Индии, иудаизм — в Израиле, синтоизм — в Японии, даосизм и конфуцианство — в Китае.

Мировые религии выходят за пределы одной нации или государства и охватывают большое число верующих по всему миру. Таких религий три: христианство, буддизм и ислам.

Каждая религия построена на целом своде правил, ограничений, норм поведения, включает систему культовых действий, обрядов. Давайте узнаем немного о каждой из трех мировых религий, а потом обобщим знания в сводной таблице.

Христианство

Христианство зародилось в I веке нашей эры на востоке Римской Империи и быстро распространилось по другим провинциям. Уже в V веке религия вышла за пределы Римской Империи и охватила европейские государства, а в XVI–XX веках миссионеры активно обращали в христианство жителей других материков. Сегодня религия насчитывает ориентировочно 2,4 миллиарда приверженцев.

Это монотеистическая религия. В центре христианской веры — идея единства Бога Отца, Сына и Святого Духа. Бог в представлении христиан совершенен, он воплощает абсолютный разум и любовь.

Христиане считают, что душа бессмертна, и верят в воскресение всех людей. Духовный мир для приверженцев этой религии важнее материального. Цель жизни человека — духовный рост, а достичь его можно через смирение, посты и молитвы.

Главная книга — Библия, которая состоит из Ветхого и Нового Завета, символ — крест.

В христианстве есть три направления:

Православие исповедуют в России, некоторых странах СНГ и Восточной Европы.

Католицизм распространен в Западной Европе, Литве, Чехии, Польше.

Протестантизм характерен для США, Канады, Австралии и Великобритании.

Ислам

Ислам — это самая молодая мировая религия. Он возник в Западной Аравии в VII веке, а его основоположником был пророк Мухаммед. Первое мусульманское государство, Халифат, активно вело завоевательные войны с соседями и обращало их в ислам. Благодаря этому уже в первые сто лет своего существования религия обрела последователей в Передней и Средней Азии, Индии и Закавказье, Северной Африке и на Балканском полуострове. Сегодня ислам исповедуют примерно 1,9 миллиарда людей.

Это монотеистическая религия, родственная иудаизму и христианству. Всемогущий Бог, которого почитают мусульмане — Аллах. Как и христиане, мусульмане верят в бессмертие души и возможность ее спасения после смерти. Символы ислама — звезда и полумесяц, главная книга — Коран. Доказательства веры мусульманина — ритуальная молитва, соблюдение поста и паломничество в Мекку (город, в котором зародился ислам).

Наиболее крупных ветвей ислама — две:

Суннизм распространен в Центральной и Южной Азии, Африке.

Шиизм характерен для Азербайджана, Ирана и Ирака.

Буддизм

Буддизм — самая древняя из трех мировых религий, он зародился в VI веке до нашей эры. За первые два тысячелетия своего существования буддизм проник на Шри-Ланку, в Китай, Японию и Тибет, распространился по Юго-Восточной и Средней Азии. Сегодня буддизм исповедуют около 500 миллионов жителей Земли. В России эта религия распространена на территории Бурятии, Калмыкии, Тувы.

В отличие от христианства и ислама, в буддизме нет ни Бога-творца, ни идеи о бессмертной душе, ни представления о грехе и его искуплении.

Основа религии — учение о четырех благородных истинах, в которых говорится о страдании, его причине (жажде), прекращении страдания (нирване) и Благородном пути, ведущем к прекращению страдания. Буддисты верят в бесконечную цепь перерождений — сансару, и в карму — закон связи между действиями человека и его дальнейшей жизнью.

Два основных течения буддизма:

Хинаяна распространена в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Лаосе и Камбодже.

Махаяна распространена на Дальнем Востоке, в Центральной Азии, на Западе

Ссылка на основную публикацию