Олимпийские игры – история возникновения, развитие современных игр, виды спорта

История Олимпийских игр кратко. Возникновение Олимпиады в Древней Греции, современные игры

Олимпийские игры — это международный спортивный праздник, возникший в древней Греции. Античные игры проводились каждые 4 года на протяжении нескольких сотен лет, пока не были отменены в середине 2 века до н.э. Возрождение Олимпиады состоялось в 1896 году и с тех пор состязания проводятся раз в 4 года за исключением периодов Первой и Второй мировых войн (1916, 1940, 1944).

Основное отличие древних и современных ОИ заключалось в том, что цель первых было — приветствовать своих богов и дать возможность молодым мужчинам продемонстрировать свои физические качества и наладить отношения между греческими городами. В то время новые Олимпийские игры являются способом не только продемонстрировать спортивные таланты граждан, но и популяризировать различные виды спорта, а также достойно представить свою страну. Давние игры в большей степени включали в себя музыкальные, ораторские и театральные представления, а в новой версии представлено большое число видов спорта, они длятся в среднем чуть более 2-х недель, а за медали сражаются лучшие спортсмены, не любители, как ранее. Интересно, что долгое время на Олимпиаду допускались только спортсмены-любители, но в середине 80-х годов 20 столетия организаторы стали разрешать участвовать профессиональных спортсменов. В настоящее время игры открыты для ведущих профессиональных спортсменов футбола, баскетбола и других видов.

Олимпийские игры в Древней Греции: история зарождения и развития

Из всех проводимых игр в Древней Греции Олимпийские были самыми известными и популярными. Они проводились 1 раз в 4 года с 6 августа по 19 сентября. ОИ, как и все другие греческие игры, были неотъемлемой частью религиозного праздника. Они проводись в честь бога Зевса в поселении Олимпия на полуострове Пелопоннесе. Из сохранившихся записей известно, что первым чемпионом древних Олимпийских игр был повар Корэб, который выиграл спринтерскую гонку в 776 г. до нашей эры дистанцией 192 метра.

Да, официальная дата проведения первой Олимпиады — это 776 г. до н.э., хотя считается, что игры возникли намного раньше. Есть мифы и легенды, что ОИ были основаны Гераклом — сыном Зевса и Алкмены, хотя исторических подтверждений данной информации нет.

Перед началом Олимпийских игр рассылались посыльные с целью предупредить о временном перемирии. Это означало запрет любым войнам, которые могли помешать спортсменам и зрителям безопасно добраться до Олимпии. Игры начинались с того, что все спортсмены, судьи и официальные лица давали клятву следовать установленным правилам соревнования, состязаться честно и проявлять уважение.

На первой Олимпиаде было только одно состязание — это бег по дорожке длинной в 192 метра (210 ярдов). В последующие десятилетия происходило расширение видов соревнований, так в 708 г. до н.э. было добавлено пятиборье, которое включало в себя прыжок в длину, бег, борьба, метание копья и диска. Бокс был добавлен в программу в 688 г. до н.э., а спустя 8 лет начались соревнования по гонкам на колесницах. В 648 году до н.э. добавили панкратион — вид боя без правил, объединяющий борьбу, бокс и уличные бои. В панкратионе разрешалось продолжать наносить удары сопернику даже когда он был сбит с ног, но запрещалось кусаться, а также совать пальцы в глаза.

Время от времени в программу Олимпийских игр Древней Греции добавлялись новые события, в том числе бег в доспехах со щитом. Та программа античных игр не была такой разнообразной, как сейчас. Тогда не было командных игр, игр с мячом, а соревнования по лёгкой атлетике ограничивались четырьмя видами бега и пятиборьем, упомянутым выше. Гонки на колесницах, которые стали частью древнегреческой Олимпиады проводились на ипподроме к югу от основного стадиона.

Хотя первые Олимпийские игры первоначально проводились возле храма Зевса, с ростом популярности данного спортивного праздника увеличивалось и место проведения соревнования. В конце концов в Древней Олимпии появился стадион, который вмещал 40000 зрителей.

В первых розыгрышах Олимпиада проходила в один день. Позже игры были разделены на 4 дня, а 5-й был посвящён церемонии вручения призов и банкету для чемпионов. В большинстве соревнований участники выступали в обнажённом виде. На протяжении многих веков учёные пытались объяснить, почему спортсмены были без одежды. Было много разных теорий. Одни указывали, что нагота на Олимпийских играх была связана с религией, другие объясняли голое тело участника магической силой, способной предотвратить вред.

Историки цепляются за сомнительные теории, потому как в иудео-христианском обществе показывать себя голым на публике казалось странным и постыдным. И всё же древние греки не находили ничего постыдного в обнажённом теле, особенно мужском. Поэтому многие современные объяснения античной наготы первых олимпийцев не нуждаются в особом объяснении.

В первых Олимпийских играх разрешалось участвовать только полноправным грекам эллинского происхождения. Допускались на соревнования только законопослушные граждане — преступников на них быть не могло. Уже тогда в давние времена много участников были профессионалами, которые готовились к Олимпиаде очень ответственно, тренируясь каждый день. С каждым разом ОИ становились всё интереснее: победить в играх было мега престижно — это, как для футболиста в наши дни, получить «золотой мяч».

И всё же, несмотря на большую популярность Олимпийских игр в Греции, они на несколько веков прекратили своё существование. В 394 г. до нашей эры Феодосий I — последний император единой Римской Империи презирающий язычничество, запретил проведение Олимпиады. Правители империи смотрели на многие виды спорта с презрением, в частности лёгкую атлетику, где участники соревновались в обнажённом виде. И всё-таки , другие правители, как император Гай Юлий Цезарь Октавиан Август, осознавали политическую ценность греческих праздников. Юлий Цезарь даже устраивал игры для спортсменов из Греции на деревянном стадионе, возведённом около Большого цирка в Риме. Ещё Октавиан Август организовал новые спортивные большие фестивали в Италии и Греции. А вот с императором Нероном приключился забавный случай на играх, когда он сам пьяным залез на колесницу, проехал несколько кругов (даже выпал, его потом рабы садили обратно), а потом объявил себя победителем.

Призы Олимпиады

Главной наградой Древних Олимпийских игр был лавровый венок с ветвей оливы — дерево, посаженные самим Гераклом (так считается). Ветви со священной оливы срезали по особой традиции. Это должен был сделать мальчик из знатной семьи причём делал он это золотым ножом.

Особенно достойно приветствовали и поощряли победителей Олимпиады по возвращению в родные города. Они были настоящими героями, и как правило, возвращались домой на колеснице с четырьмя лошадями в упряжке. На родине триумфаторам ОИ устраивали большие банкеты, такие спортсмены получали огромные преимущества, например, их освобождали от уплаты налогов и даже могли пригласить присоединиться к политической элите. Ещё, привезённых с Олимпии лавровый венок, награждали денежным призом в 500 драхм — это большая сумма на то время.

Однако ещё более важным призом для спортсменов была слава и историческое бессмертие. Пока победители Олимпийских игры были живы они пользовались уважением, а после смерти в их честь изготавливали статуи, а также писались оды.

История современных Олимпийских игр — возрождение

Сами греки пытались возродить Олимпиаду, проводя спортивные игры в Афинах в течении 1800-х голов, но их попытки оказались безуспешными. Официальное возрождение Олимпийских игр состоялось в конце 19 века. В отличие от древней версии игр, история современной Олимпиады чёткая и краткая. Пьер де Кубертен — французский спортивный и общественный деятель считал, что усилить французскую армию можно с помощью образовательной программы древних греков, которая основывалась на развитии духа и тела. В 1892 году Кубертен выступил на собрании Союза спортивной атлетики в Париже с докладом «Возрождение Олимпизма». В 1894 году в конце концов был созван международный спортивный конгресс, где присутствовали делегаты из Греции, Бельгии, России, Франции, Испании, Англии, Италии, США и Швеции. Там Пьер де Кубертен снова выступал за поддержку Олимпизма и он получил поддержку девяти стран.

Кубертен хотел провести Олимпийские игры во Франции, но делегаты из разных государств убедили деятеля в том, что Греция будет самым оптимальным вариантом для проведения первых современных Олимпийских игр. Тогда же было принято проводить ОИ каждые 4 года в разных городах мира. Был создан Международный олимпийский комитет (МОК), в котором Пьер де Кубертен занял должность генерального секретаря.

Первые современные Олимпийские игры состоялись в 1896 году в Афинах (Греция). В них приняли участие 14 стран (241 спортсмен — все мужчины). В программе возрождённой Олимпиады было 9 видов спорта: гимнастика, фехтование, велоспорт, лёгкая атлетика, борьба, большой теннис, тяжёлая атлетика, стрельба и плавание. Те игры сильно отличались от той версии, которая сейчас — не было ни олимпийского огня, ни вручения золотых медалей. Особенно эффектно проявили себя Соединённые Штаты Америки в лёгкой атлетике. Спортсмены из США выиграли 9 из 12 соревнований. Лучше всего в медальном зачёте показали Соединённые Штаты — они выиграли 11 золотых медалей, в то время, как хозяева Олимпиады греки собрали 10 золотых наград. Однако Греция на дебютных возрождённых после нескольких веков играх смогла в общем собрать наибольшее количество медалей — 46 (10 — золото, 17 — серебро, 19 — бронза).

Олимпиада 1896 года получилась успешной и уже спустя 4 года в 1900 г. игры состоялись во Франции — родине Кубертена. Во вторых ОИ было представлено больше видов спорта — целых 20, а соревноваться и показывать свою силу и навыки приехали спортсмены их 24-х стран. В 1904 году Олимпийские игры проводились за океаном — в США. Особого престижа Олимпиада в Сент-Луисе не имела, так как проходила совместно с Всемирной выставкой. Также от длительной поездки отказались многие страны, поэтому в 3-х летних играх приняло участие только 52 спортсмена не из Америки. Прогнозировано США выиграли Олимпийские игры в медальном зачёте.

Начиная с 1924 года была добавлена Зимняя Олимпиада, которая будет проводится на отдельной спортивной площадке в тот же год, правда не всегда в той же стране, что принимала летнюю версию игр. В 1936 году Олимпийские игры приняла Германия. Именно тогда зародилась традиция доставлять олимпийский огонь из Олимпии. Также церемония тех игр впервые транслировалась по ТВ в прямом эфире.

Олимпиада 1940 и 1944 года не проводилась в связи с событиями Второй Мировой войны.

В 1980 году Олимпийские игры прошли в Москве. Советскому Союзу впервые выпало право провести самое грандиозное спортивное событие в мире. Организация была на достаточно высоком уровне, хотя те игры бойкотировали многие страны в связи с вводом войск СССР в Афганистан. В 12-х по счёту ОИ приняло участие 80 стран, а количество спортсменов составляло 5179 человек, где в 4 раза было больше мужчин. Талисманом московской Олимпиады стал мишка. Многие помнят это памятное событие, когда на воздушных шариках большой Олимпийский мишка улетал в небо. Это было потрясающее зрелище. Московскую Олимпиаду выиграла СССР, как по золотым медалям, так и в общем медальном зачёте.

На 25-х Олимпийских играх, которые проходили в Барселоне (Испании) было представлено рекордное количество видов спорта — 32. А в 2016 году на ОИ в Рио-де-Жанейро (Бразилия) приняло участие рекордное количество стран — 207. В 2020 году должны были состояться 32 Олимпийские игры, но в связи с коронавирусом (Covid-19) МОК приняло решение перенести Олимпиаду на 2021 год. Она пройдёт в столице Японии Токио и там будет установлен новый рекорд по числу видов спорта в программе — их будет 33. На данный момент в США и Великобритании прошло наибольшее число Олимпиад — по 4.

Подведение итогов

Первые упоминания о древних Олимпийских играх были в 8 веке до нашей эры. История Олимпиады полностью не раскрыта до сих пор, особенно очень мало что известно про античные времена. И всё же греки являются основателями ОИ. Они пробовали возродить игры, но сделал это французский деятель Пьер де Кубертен. В 1896 году Олимпийские игры были восстановлены после долгих веков перерыва и проведены в Греции. С тех пор каждые 4 года ОИ проводятся регулярно, за исключением годов двух мировых войн. Количество спортсменов на играх растёт, число видов спорта тоже, страны подают заявки и борются за право провести у себя Олимпиаду, она с каждым десятилетием становится всё более популярнее и интереснее.

Данный материал по истории Олимпийских игр можно использовать для рефератов и докладов, при этом, оставлять ссылку на источник. Также информацию могут использовать учителя и преподаватели физической культуры для обучения школьников.

Краткая история Олимпийских игр – от античных времен до наших дней

Олимпийские игры – крупнейший спортивный праздник, зародившийся в Древней Греции и вновь возрождённый в конце 19 века. До 1970-х годов Игры были официально открыты только для любителей, но в 1980-х годах соревнования стали доступны для профессиональных спортсменов. Древние турниры включали в себя несколько видов спорта, которые сейчас являются основной частью программы Летних игр. В среднем атлеты соревнуются по 32 различным видам спорта. В 1924 году появились Зимние игры.

То, как давно в истории проводились организованные спортивные состязания, остаётся предметом споров, но с достаточной уверенностью можно сказать, что они уже были в Греции порядка 3000 лет назад. К концу VI века до нашей эры по крайней мере четыре греческих спортивных праздника, иногда называемых «классическими играми», приобрели большое значение:

  • Олимпийские игры, проводившиеся в Олимпии;
  • Пифийские игры в Дельфах;
  • Немейские Игры на Немее;
  • Истмийские игры, проходившие недалеко от Коринфа.

Позже подобные соревнования проводились почти в 150 городах, включая Рим, Неаполь, Одессу, Антиохию и Александрию.

Из всех игр, проводимых по всей Греции, Олимпийские игры были самыми известными. Проводимые каждые четыре года с 6 августа по 19 сентября, они занимали такое важное место в греческой истории, что в поздней античности историки измеряли время промежутком между ними олимпиадами.

Олимпийские игры, как и почти все греческие турниры, были неотъемлемой частью крупных религиозных праздников. Они были созданы в честь Зевса в Олимпии (город-государство в северо-западной части Пелопоннеса. Первым олимпийским чемпионом, внесённым в списки рекордсменов, был повар Коробус из Элиды, выигравший спринтерскую гонку в 776 г. до н.э. Представления о том, что Олимпийские игры начались намного раньше указанной даты основаны на мифах, а не на исторических свидетельствах. Согласно одной из легенд турниры были придуманы Гераклом, сыном Зевса и Алкмены.

Виды соревнований и статус ОИ в древние времена

  • На турнире 776 г. до н.э. было только одно соревнование – бег. Проводилось стандартное состязание на скорость и выносливость на одном из отрезков трассы в Олимпии.
  • В последующие десятилетия были добавлены другие состязания. Например, спринт протяжённостью около 192 метров (210 ярдов) в длину.
  • В 724 г. до н.э. состоялась гонка на две дистанции (диаулос).
  • Современная дисциплина – бег на 400 метров – была включена четыре года спустя.
  • Долихос – гонка на длинные дистанции, сопоставимая с современными гонками на 1500 или 5000 метров, была добавлена на последующем турнире.
  • Борьба и пятиборье были введены в 708 году до нашей эры.
  • Далее было создано соревнование по многоборью, состоящее из пяти видов: прыжок в длину, метание копья, метание диска, бег и борьба.
  • Бокс появился в 688 г. до н.э., а гонки на колесницах – восемь лет спустя.
  • В 648 году до нашей эры ввели панкратион – вид современного единоборства. Это соревнование сочетало борьбу, бокс и уличные бои.

Несмотря на постоянные нововведения программа была не такой разнообразной, как у современных Олимпийских игр. Не было ни командных игр, ни игр с мячом, а лёгкая атлетика была ограничена четырьмя видами бега и пятиборьем, упомянутыми выше. Гонки на колесницах и скачки, ставшие частью древних Игр, проводились на ипподроме к югу от стадиона.

В первые века олимпийских соревнований все соревнования проводились в один день. Позже Игры были распределены на четыре дня, пятый же был посвящён вручению призов на церемонии закрытия и банкету для чемпионов. В большинстве дисциплин атлеты участвовали в обнажённом виде. На протяжении веков учёные пытались объяснить эту практику. Теории варьировались от эксцентричных до антропологических, религиозных и социальных, включая:

  • нагота означает обряд перехода от мальчиков к мужчинам;
  • нагота была пережитком времён охоты и собирательства;
  • нагота для греков обладала магической силой отражать воздействие злых духов;
  • публичная нагота была своего рода выражением высшего сословия.

Олимпийские игры технически ограничивались свободнорождёнными греками. Большинство участников были профессионалами, которые готовились к мероприятиям на постоянной основе. Эти спортсмены получали значительные призы за победы на многих предварительных фестивалях, хотя единственным призом на Олимпии был венок или гирлянда.

Женщины и Олимпийские игры

Хотя на древних Олимпийских играх не было женских мероприятий, некоторые женщины фигурируют в официальных списках олимпийских победителей как обладательницы конюшен ряда победоносных колесниц. В Спарте девушки и девушки тренировались и соревновались на местном уровне. Но, за исключением Спарты, соревнования для молодых гречанок были очень редкими и, вероятно, ограничивались ежегодными местными забегами.

В Олимпии турнир, проводимый каждые четыре года в честь богини Геры, включал в себя соревнования молодых женщин, которые были разделены на три возрастные группы. Тем не менее, эта эстафета не была официальной частью Олимпийских игр (они проводились в другое время года) и, вероятно, не была учреждена до прихода Римской империи.

Древнегреческий путешественник Павсаний писал, что женщинам было запрещено посещать Олимпию во время настоящих Игр под страхом смертной казни. Однако он также отметил, что ни закон, ни наказание никогда не применялись. Позднее в его рассказе нелепо утверждалось, что незамужним женщинам разрешалось участвовать в Олимпийских играх. Многие историки считают, что более поздний переписчик просто допустил ошибку, скопировав здесь этот отрывок из текста автора. Идея о том, что все или только замужние женщины были отстранены от Игр, сохранилась в популярных публикациях по этой теме, хотя свидетельства о женщинах, как зрителях, остаются неясными.

В современном мире международные федерации наоборот добавляют в официальную программу Игр новые виды спорта и дисциплины, чтобы сохранить гендерное равенство и добавить в число участников-атлетов максимальное количество женщин.

Закат Олимпийских Игр в древнее время

Греция потеряла независимость из-за нападения Рима в середине 2 века до нашей эры. Ввиду этого поддержка соревнований в Олимпии и других частях страны значительно упала. В течение следующего столетия сокращалось количество ОИ, их качество и число участников. Римляне относились к лёгкой атлетике с презрением – раздеваться догола и соревноваться на публике было в их глазах унизительным.

Однако также римляне осознавали политическое значение греческих праздников для порабощённого населения. Поэтому император Август организовал соревнования для греческих спортсменов на временном деревянном стадионе, построенном рядом с Большим цирком в Риме. Он же учредил учредил новые крупные атлетические мероприятия в Италии и Греции. Император Нерон, в отличие от предыдущих правителей, был горячим покровителем фестивалей в Греции. Он известен в истории тем, что опозорил себя и Олимпийские игры, когда пьяный вступил в гонки на колесницах, упал с повозки во время заезда, а потом все равно объявил себя победителем.

Римляне не тренировались и не участвовали в греческой лёгкой атлетике. Шоу римских гладиаторов и командные гонки на колесницах не имели отношения к Олимпийским играм или греческим спортивным дисциплинам. Основное различие между греческими и римскими взглядами отражено в словах, которые каждая из древних культур использовала для описания своих праздников: для греков они были состязаниями (agōnes), а для римлян – играми (ludi). Первоначально греки организовывали свои соревнования для участников, римляне делали это исключительно для публики. Одно было в первую очередь соревнованием, другое развлечением. Олимпийские игры были окончательно отменены около 400 года нашей эры римским императором Феодосием I. Причиной отмены национальных соревнований были названы языческие мотивы фестиваля, ведь он организовывался в честь богов Олимпа.

Возрождение Олимпийских Игр в современный период

Идеи возвращения к прошлым традициям и совместная работа нескольких человек привели к созданию современных Олимпийских игр. Самым известным агитатором возрождения нынешних ОИ был барон Пьер де Кубертен. Он родился в Париже в первый день нового года 1863 года. Его семейные традиции указывали на военную карьеру и, возможно, последующий переход в политику. Но в 24 года Кубертен решил, что его будущее в образовании, особенно в физическом.

  • В 1890 году он отправился в Англию, чтобы встретиться с доктором Дж. Уильямом Пенни Брукс, написавшим несколько статей об образовании, которые привлекли внимание француза.
  • Брукс также десятилетиями пытался возродить древние Олимпийские игры, черпая иди и мотивы из серии греческих олимпиад, которые начали возвращаться в Афины с 1859 года.
  • Современные греческие Олимпийские игры были основаны Евангелисом Заппасом, который, в свою очередь, позаимствовал идею Панайотиса Соутсоса (греческий поэт, который первым призвал к современному возрождению ОИ и начал продвигать эту идею в 1833 году).
  • Первая британская олимпиада Брукса, проведённая в Лондоне в 1866 году, была успешной, на ней присутствовало много зрителей и хороших спортсменов.
  • Однако его последующие попытки не увенчались успехом и были встречены безразличием общественности, а также противодействием со стороны конкурирующих спортивных групп.
  • Вместо того, чтобы сдаться, в 1880-х годах Брукс начал выступать за учреждение международных Олимпийских игр в Афинах.

Когда Кубертен хотел поговорить с Бруксом о физическом воспитании, Брукс больше говорил об олимпийском возрождении и показал ему документы, относящиеся как к греческой, так и к британской олимпиадам. Он также показал газетные статьи, в которых сообщалось о его собственном предложении относительно международных Олимпийских игр. 25 ноября 1892 года на собрании Союза атлетов спорта в Париже, не упоминая ни Брукса, ни этих предыдущих современных Олимпиад, Кубертен сам выступал за идею возрождения Олимпийских игр и высказывал своё стремление к новой эре в мире международного спорта.

Именно он предложил проводить соревнования не в рамках одной провинции или страны, а расширить влияние Олимпийских Игр на международную спортивную арену. Идея встречи атлетов из разных стран для проведения соревнований была направлена не только на возрождение Олимпиады как таковой, но и послужила бы мотивом для сплочения спортсменов и укрепления гражданских союзов между разными государствами.

Кубертен попросил своих слушателей помочь ему в «великолепной и благотворной задаче возрождения Олимпийских игр». Когда речь не вызвала какой-либо заметной социальной активности, но инициатор повторил своё предложение об олимпийском возрождении в Париже в июне 1894 года на конференции по международному спорту. На заседании присутствовали 79 делегатов, представляющих 49 организаций из 9 стран. Несмотря на отсутствие особого интереса к идее, за высказались:

  • Димитриос Викелас из Греции, который должен был стать первым президентом Международного олимпийского комитета;
  • Профессор Уильям М. Слоан из Соединённых Штатов из Колледжа Нью-Джерси (позже Принстонский университет);
  • Сам Кубертен и значительное число его сотрудников;
  • Большая часть участников международного Конгресса.

Если снова процитировать Кубертена, «единогласное голосование за возрождение было проведено в конце собрания, главным образом, чтобы доставить мне удовольствие».

Сначала было решено, что Игры должны быть проведены в Париже в 1900 году. Шесть лет казались долгим временем ожидания, ввиду чего было утверждено (как и кем остаётся неясным) изменить место проведения на Афины, а дату – на апрель 1896 года. Для проведения первой церемонии открытия необходимо было преодолеть большое безразличие, если не противодействие, греческого премьер-министра вообще проводить Игры. Но когда к власти пришёл новый премьер-министр, Кубертен и Викелас смогли отстоять свою точку зрения, и соревнования были открыты королём Греции в первую неделю апреля 1896 года, в День независимости государства. Дата была рассчитана согласно Юлианскому календарю, который тогда использовался в Греции.

Организация и контроль современных Олимпийских Игр

На Парижском конгрессе в 1894 году контроль и развитие современных Олимпийских игр были переданы Международному олимпийскому комитету (МОК; Comité International Olympique). Во время Первой мировой войны Кубертен перенёс свою штаб-квартиру в Лозанну (Швейцария), где они и остались. МОК несёт ответственность за поддержание регулярного проведения Олимпийских игр. Также комиссия выступает за то, чтобы Игры проводились в духе их возрождения, и за содействие в развитии спорта во всем мире. Первоначальный комитет в 1894 году состоял из 14 участников совета и самого Кубертена.

Члены МОК считаются послами комитета в своих национальных спортивных организациях. Они ни в коем случае не являются делегатами комитета и не могут принимать от правительства своей страны, какой-либо организации или отдельного лица любые инструкции, которые каким-либо образом влияют на их независимость.

МОК – это постоянно действующая организация, которая переизбирает своих членов. Реформы 1999 года установили максимальное количество членов в 115 человек, из которых:

  • 70 – физические лица;
  • 15 действующих олимпийских спортсменов;
  • 15 президентов национальных олимпийских комитетов;
  • 15 президентов международных спортивных федераций.

Члены избираются на возобновляемый восьмилетний срок, но они должны выйти на пенсию в возрасте 70 лет. Ограничения по срокам также применимы к будущим президентам МОК.

МОК избирает своего президента сроком на восемь лет, по истечении которого глава имеет право на переизбрание ещё на четыре года. Исполнительный совет, состоящий из 15 членов, периодически проводит встречи с международными федерациями и национальными олимпийскими комитетами. МОК собирается ежегодно, и собрание может быть созвано в любое время по просьбе одной трети членов.

Награждение участников и чемпионов Олимпийских игр

Честь проведения Олимпийских игр возложена на город, а не на страну. Выбор города остаётся за МОК.

  • Заявка на проведение Игр подаётся главным органом власти автономии при поддержке правительства страны.
  • В заявках должно быть указано, что никакие политические митинги или демонстрации не будут проводиться на стадионе, других спортивных площадках или в Олимпийской деревне.
  • Кандидаты также обещают, что каждому участнику будет предоставлен бесплатный вход без какой-либо дискриминации по признаку религии, цвета кожи или политической принадлежности. Это включает в себя гарантии того, что национальное правительство не откажет в выдаче визы ни одному из атлетов-иностранцев.

На Монреальской Олимпиаде в 1976 году правительство Канады отказало в визе представителям Тайваня, потому что они не желали отказываться от выступления под флагом Республики Китай, в соответствии с которым их национальный олимпийский комитет был принят в МОК. Это решение Канады, по мнению МОК, нанесло большой ущерб Олимпийским играм, и позже было решено, что любая страна, в которой проводятся Игры, должна обязаться строго соблюдать правила.

Коммерциализация: финансовая выгода от организации ОИ

Коммерциализм никогда полностью не отсутствовал на Играх, но две крупные отрасли затмили все остальные, а именно: телевидение и производство спортивной одежды, особенно обуви.

  • МОК, оргкомитеты Олимпийских игр (ОКОИ) и в некоторой степени международные спортивные федерации сильно зависят от доходов от телевидения.
  • Многие лучшие спортсмены зависят от денег, получаемых от продажи одежды.
  • Энергичные торги за права на телевизионные трансляции начались перед Римскими играми в 1960 году.
  • Позднее в Токио началась Олимпиада, которую назвали «войной кроссовок».

Однако Игры 1984 года в Лос-Анджелесе открыли новую олимпийскую эру. Ввиду огромных финансовых потерь Монреаля от Олимпийских игр 1976 года, Питер Уберрот, глава ОКОИ в Лос-Анджелесе, продал эксклюзивные права «официального спонсора» лицу, предложившему самую высокую цену, в различных корпоративных категориях. Сейчас почти все превращается в выгоду с помощью «официальных» и брендовых товаров, начиная от кредитных карт и заканчивая пивом.

Заключение

История Олимпийских Игр многогранна, однако, какие бы сложности и скандалы не пришлось пройти для их возвращения, миллиарды людей ждут начала новых ОИ в Токио-2020. Всемирной пандемии удалось нарушить вековые традиции и сдвинуть на год начало соревнований, поэтому теперь фанатский азарт накалён ещё больше. В Токио поклонников спортивных состязаний ждут новые виды спорта, новые дисциплины и знакомство с новыми участниками, кому-то из которых повезёт стать звёздами международного масштаба и Олимпийскими Чемпионами.

История современных Олимпийских игр. Справка

115 лет назад – 6 апреля 1896 г. – в Афинах открылись Первые Олимпийские игры. С этого момента современные олимпийские игры ведут свой отчет.

Олимпийские игры – крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования современности, которые проводятся каждые четыре года.

Концепция современного Олимпизма принадлежит французскому общественному деятелю, историку и литератору, барону Пьеру де Кубертену, по чьей инициативе в июне 1894 г. в Париже состоялся Международный атлетический конгресс, на котором было принято решение об организации Игр по образцу античных и о создании Международного олимпийского комитета (МОК). МОК был учрежден 23 июня 1894 г. и его первым президентом стал Деметриус Викелас, а генеральным секретарём – Пьер де Кубертен.

Тогда же Международный спортивный конгресс утвердил основы Олимпийской хартии, которой были определены принципы, правила и положения Олимпийских игр. В последний день конгресса (23 июня) было принято решение о том, что первые Олимпийские Игры современности должны состояться в 1896 г. в Афинах, в стране родоначальнице Игр, Греции. Греция – единственная страна, где проводились Игры современности в трех веках (Игры I Олимпиады – 1896 г., Внеочередные Олимпийские игры – 1906 г., Игры XXVIII Олимпиады – 2004 г.).

Современные олимпийские игры ведут свой отчет с 6 апреля 1896 г., когда в Афинах открылись Первые Олимпийские игры (в момент проведения назывались I Международные Олимпийские игры), которые проходили по 15 апреля 1896 г.

В них приняли участие 311 спортсменов из 13 стран. Соревновались только мужчины по 43 видам спорта. Программа первых Игр включала девять видов спорта – борьба классическая, велоспорт, гимнастика, легкая атлетика, плавание, стрельба пулевая, теннис, тяжелая атлетика и фехтование. Было разыграно 43 комплекта наград.

Наибольшее число медалей – 46 (10 золотых + 17 серебряных + 19 бронзовых) завоевали олимпийцы Греции. Второй стала команда США – 20 наград (11+7+2). Третье место заняла команда Германии – 13 (6+5+2). Без медалей остались спортсмены Болгарии, Чили и Швеции.

Успех первых современных Олимпийских игр был настолько велик, что греческие власти предложили всегда проводить это спортивное мероприятие на их территории. Однако МОК ввел правило, согласно которому место проведения Игр меняется каждые 4 года.

Две следующие четырехлетки оказались для Олимпийских игр очень тяжелыми, так как игры Олимпиады были совмещены с Всемирными выставками, проходившими в 1900 г. в Париже, а в 1904 г. в Сент Луисе (США). Однако популярность Игр только росла. Постепенно сформировались олимпийские традиции, появились эмблема и флаг Олимпиады, утвержденные МОК по предложению Пьера де Кубертена в 1913 г.

Олимпийский символ – пять переплетающихся колец одинакового размера (Олимпийские кольца), используемых отдельно, в одно – или многоцветном исполнении – слева направо – голубого, желтого, черного, зеленого и красного цветов. Они переплетаются слева направо. Голубое, черное и красное кольца расположены наверху, а желтое и зеленое кольца – внизу. Символизирует собой деятельность Олимпийского движения, союз пяти континентов и встречу спортсменов всего мира на Олимпийских играх.

Основной элемент олимпийской эмблемы – пять колец, которые сочетаются с еще каким нибудь элементом. Так, эмблема МОК – олимпийские кольца с девизом: “Быстрее, выше, сильнее”. Национальные олимпийские комитеты каждый имеют свою эмблему, но обязательная ее основа – пять колец.

В 1914 г. на Олимпийском Конгрессе в Париже был утвержден Олимпийский флаг белое полотнище, в центре которого расположен Олимпийский символ в пяти цветах.

Одним из символов Олимпийских игр является Олимпийский огонь. Его зажигают в городе проведения игр во время их открытия и он горит непрерывно до их окончания.

Традиция зажжения Олимпийского огня, существовавшая в Древней Греции во время проведения античных Олимпийских игр, была возрождена в 1928 году и сохраняется до сих пор.

Частью олимпийской символики является олимпийский талисман. Впервые талисман появился в 1968 г. на Летних Играх в Мехико. Само понятие “олимпийский талисман” было официально утверждено на сессии МОК, прошедшей в 1972 г. Согласно Олимпийской хартии, талисманом мог стать человек, животное или сказочное существо, отражающее особенности культуры народа – хозяина Олимпиады – и символизирующее ценности современного олимпийского движения. Все олимпийские талисманы, являясь собственностью организационного комитета, стали позиционироваться как рекламно-коммерческие символы. Помимо зарегистрированной в МОК официальной эмблемы, организаторы игр используют их как торговую марку для получения дополнительных источников финансирования.

За 115 лет (1896-2010) было проведено 29 летних Олимпиад, трижды (1916, 1940, 1944) игры не состоялись из за первой и второй мировых войн. Согласно Олимпийской хартии, Олимпиада получает свой номер и в тех случаях, когда игры не проводятся (например, VI – в 1916 1919 гг., XII – в 1940 1943 гг., XIII – в 1944 1947 гг.).

В 1924 г. были учреждены Зимние Олимпийские игры, которые первоначально проводились в тот же год, что и летние, однако, начиная с 1994 года, время проведения зимних Олимпийских игр сдвинуто на два года относительно времени проведения летних игр. Первые Олимпийские зимние игры проходили в Шамони (Франция) в 1924 г., последние XXI зимние Олимпийские игры состоялись в феврале 2010 года в Ванкувере. Зимние Олимпийские игры имеют свою нумерацию, за 115 лет (1896 2010) была проведена 21 зимняя Олимпиада.

Три страны (Австрия, Норвегия и Швейцария) – были организаторами только Зимних Олимпийских игр (по два раза каждая). В Италии проходили дважды Зимние Олимпийские игры (1956 и 2006 гг.).

Наибольшее число Игр проходило в США – 8, во Франции – 5.

Япония – единственная страна Азии, где Олимпийские игры проводились трижды (Игры XVIII Олимпиады – 1964 г., IX Зимние Олимпийские игры (ЗОИ) – 1972 г., XVIII ЗОИ – 1998 г.).

Дважды олимпийский факел зажигался на стадионах Австралии (в 1956 и 2000 гг.), Великобритании (1908 и 1948 гг.), Швеции (1912 и 1956 гг.). Канада была организатором Игр XXI Олимпиады (1976 г.) и XV ЗОИ – (1988 г.).

Однажды становились организаторами Олимпийских игр такие страны как Бельгия, Испания, Мексика, Нидерланды, Финляндия и Южная Корея.

Кроме того, однажды были организаторами Игр СССР (Игры XXII Олимпиады – 1980 г.) и Югославия (XIV ЗОИ – 1984 г.).

В августе 2008 г. впервые организатором Игр XXIX Олимпиады стал Китай.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ: ИСТОРИЯ, ВОЗРОЖДЕНИЕ, СОВРЕМЕННОСТЬ

Олимпийские игры – крупнейшие международные соревнования, которые проводятся каждые четыре года. Спортивные состязания возникли в Древней Греции. Первые возрождённые Олимпийские игры современности состоялись 6 апреля 1896 года. В этом году исполняется 125 лет со дня этого важнейшего спортивного события. Сегодня мы вспомним историю возникновения и возрождения Олимпийских игр и расскажем о спортивных достижениях наших соотечественников.

Зарождение Олимпийских игр

Олимпийские игры зародились в Древней Греции. Античные игры проводились в городе Олимпия. К сожалению, о древних спортивных состязаниях известно не много. Первые упоминания об Олимпийских играх относятся к 776 г. до н.э. Вскоре регулярным играм стали присваиваться номера, а имена победителей вносились в специальные списки. Один древнегреческий историк даже ввёл исчисление, где четыре года назывались «олимпиадой». Время проведения соревнований считалось самым тихим и спокойным в жизни древних греков, ведь в период проведения Олимпийских игр объявлялось перемирие: в это время нельзя было вести войну.

Кто же мог выступать на олимпийских играх? Только мужчины и только греки. Интересно, что Александр Македонский (а был он, как известно, царём Македонии) пожелал принять участие в состязаниях. Но греки долго не хотели допускать чужестранца к участию в играх. В конечном итоге судьи признали его эллинское происхождение, и Александр Македонский принял участие в беге. Как выступил знаменитый царь и полководец, история умалчивает. А ещё в Олимпийских играх принимали участие такие известные люди, как философ Сократ и математик Пифагор.

Виды спорта, в которых соревновались древние олимпийцы, несильно отличались от современных. Спортсмены принимали участие в беге, борьбе, рукопашном бое, состязаниях на колеснице, пятиборье. Пятиборье включало в себя бег, метание копья, метание диска, прыжки в длину и борьбу. Также проводились соревнования трубачей и герольдов (глашатых). Можно сказать, что в состязаниях участвовали не только спортсмены, но и спортивные комментаторы.

Участники Олимпийских игр были обязаны выступать во всех без исключения соревнованиях. Победители спортивных состязаний были в Греции одними из самых уважаемых людей. В их честь слагали песни, а портреты чеканили на монетах. Но постепенно традиция проведения Олимпийских игр пришла в упадок.

Возрождение Олимпийских игр

Возрождены Олимпийские игры были в XIX веке французским общественным деятелем Пьером де Кубертеном. Основной идеей возрождения игр стала идея всеобщего перемирия на время проведения соревнований. Поэтому девиз «новых» Олимпийских игр звучал так: «Молодежь мира должна была мериться силами в спортивных состязаниях, а не на полях битв».

I Летние Олимпийские игры состоялись в Греции 6 апреля 1896 года. В первых играх современности участвовал 331 спортсмен из 11 стран, исключительно мужчины. Наши соотечественники в тех играх, к сожалению, не участвовали.

Спортсмены состязались всего в девяти видах спорта. Интересно, что в начале XX века олимпийцы соревновались в перетягивании каната. Героем первой Олимпиады стал победитель марафона – греческий почтальон Спирос Луис. Бег на длинные дистанции был в прямом смысле слова его специализацией.

Спустя 28 лет состоялись I Зимние Олимпийские игры. Они прошли в городке Шамони, известном французском горнолыжном курорте. Вы спросите: неужели до этого не проводилось крупных соревнований по зимним видам спорта? С 1901 года Скандинавские страны проводили свои собственные Североевропейские игры. Поэтому идея проведения зимней Олимпиады долго не могла воплотиться. Северные страны были против из-за наличия их собственных зимних игр, а южные – из-за отсутствия условий для занятий зимними видами спорта.

И всё же в 1924 году в Шамони приехали 293 спортсмена, в том числе 13 женщин. В программе соревнования было пять зимних видов спорта: лыжи, скоростной бег на коньках, фигурное катание, бобслей и хоккей. Интересно, что в церемонии открытия участвовали не только спортсмены, но и местные жители.

На играх в Шамони выступала двенадцатилетняя Соня Хени. Правда, фигуристка из Норвегии тогда заняла последнее место. За свою карьеру Соня Хени станет трёхкратной олимпийской чемпионкой и одной из самых знаменитых фигуристок. Ещё она снималась в кино. Один из самых известных фильмов с её участием – «Серенада солнечной долины».

Олимпийские традиции

Первые Олимпийские игры современности заложили традиции проведения этих соревнований. Так на I Олимпиаде в 1896 году об открытии игр объявил король Греции Георг I. Эта церемония заложила две олимпийские традиции: открытие игр главой государства, где проходят соревнования, и исполнение Олимпийского гимна.
Citius. Altius. Fortius. Быстрее. Выше. Сильнее. Так звучит девиз Олимпийского движения. А ещё оно имеет свои эмблему и флаг. Флаг представляет собой белое полотнище с олимпийскими кольцами. А олимпийские кольца – это и есть эмблема Олимпийских игр. Кольца символизируют пять континентов: Европа, Африка, Америка, Азия и Австралия.

Олимпийский талисман тоже является частью символики игр. Первый талисман появился в 1968 году на Олимпиаде в Гренобле (Франция). Обычно он изображается в виде животного, ассоциирующегося со страной-организатором.

Российские спортсмены на Олимпиаде: первые чемпионы

Впервые наши соотечественники выступили на Олимпиаде 1900 года в Париже. Первым олимпийским чемпионом из Российской империи стал фигурист Николай Панин-Коломенкин. Произошло это в 1908 году на Летних (!) Олимпийских играх. Тогда фигурное катание уже стало олимпийским видом спорта, но отдельные зимние игры ещё не существовали.

После революционных событий наши спортсмены не участвовали в Олимпийских играх вплоть до 1952 года. Первой олимпийской чемпионкой из СССР стала метательница диска Нина Ромашкова. Кстати, в тот день второе и третье места также заняли наши соотечественницы: Нина Думбадзе и Елизавета Багрянцева.

Интересна история олимпийского чемпиона Виктора Чукарина. Гимнаст завоевал золото в довольно зрелом для этого вида спорта возрасте (ему был 31 год). На тот момент Виктор не только прошёл Великую Отечественную войну, но и побывал в немецком плену. Швейцарские журналисты признали, что «неожиданностью на соревнованиях по гимнастике был успех русских». В неофициальном командном зачёте спортсмены из СССР раздели лидирующие позиции со спортсменами из США.

Олимпийские игры проводились в нашей стране дважды: в Москве (1980 год) и в Сочи (2014 год). Наши спортсмены достойно представили свою страну на родных играх.

В 2020 году Олимпийские игры не состоялись из-за пандемии коронавируса. Будем надеяться, что в 2021 году все мы всё-таки сможем насладиться настоящим праздником спорта.

Быстрее, выше, сильнее: история Олимпийских игр

Олимпиада в Древней Греции

Первые письменные свидетельства о древних Олимпийских играх датируются 776 г. до н.э., когда повар по имени Кореб выиграл единственный турнир — 192-метровый спринтерский забег под названием «стадия» (отсюда и происходит слово «стадион») — став первым олимпийским чемпионом. Впрочем, считается, что к 776 г. до н.э. игры продолжались уже много лет. Античные Олимпийские игры проходили раз в четыре года в конце лета — начале осени во время проведения религиозного праздника, посвященного богу Зевсу.

Своим именем игры обязаны святилищу Олимпия, расположенному на полуострове Пелопоннес на юге Греции, где и проходили все соревнования.
Влияние Олимпийских игр на жизнь древних греков было настолько велико, что историки начали измерять время четырехлетними интервалами между Олимпийскими играми, которые были известны как олимпиады.

Постепенно увеличивалось количество дисциплин, в которых проходили соревнования. На 14-й Олимпиаде помимо стадии появился еще один вид забегов: диалос (две стадии, или примерно 400 метров), а на 15-й к списку соревнований добавился длинный забег на семь стадий (почти 1.5 километра). На 18-й Олимпиаде дебютировал пентатлон или пятиборье – спорт, состоящий из пяти соревнований: бег на стадию, прыжки в длину, метание диска, метание копья и борьба. А помимо этих видов спорта были еще рукопашный бой и конные бега с колесницами. К слову, единственным видом соревнований, где разрешалось участие женщин, были гонки на колесницах, потому что чемпионом объявлялся не жокей, а владелец колесницы.

Упадок и возрождение олимпийской традиции

После того как Римская империя завоевала Грецию в середине II века до н. э., игры продолжались, но их стандарты и качество снизились. В 393 году н.э. император Феодосий I призвал запретить все «языческие» праздники, положив конец древней олимпийской традиции спустя почти 12 веков.

Пройдет еще полторы тысячи лет, прежде чем Игры снова начнут возрождаться, в основном благодаря усилиям французского барона Пьера де Кубертена (1863-1937). Посвященный идее продвижения физического воспитания, молодой барон вдохновился созданием современных Олимпийских игр после посещения древнего олимпийского объекта.

В ноябре 1892 года на собрании Союза спортивной атлетики в Париже Кубертен предложил идею возрождения Олимпиады как международного спортивного соревнования, проводимого каждые четыре года. Два года спустя он получил одобрение, необходимое для создания Международного олимпийского комитета (МОК), который станет руководящим органом современных Олимпийских игр.

1. Почтовая марка России, выпущенная в 2013 году.

2. Монета номиналом 20 франков, 1994 год.

Олимпиада сквозь годы

Первые современные Олимпийские игры были проведены в Афинах в 1896 году. На церемонии открытия король Георг I и 60 000 зрителей приветствовали 280 спортсменов из 13 стран, готовых принять участие в 43 соревнованиях. Среди дисциплин первых современных Олимпийских игр была легкая атлетика, гимнастика, плавание, борьба, езда на велосипеде, теннис, тяжелая атлетика, стрельба и фехтование. Все последующие олимпиады были пронумерованы, даже когда игры не проводились (как в 1916 году, во время Первой мировой войны, и в 1940 и 1944 годах, во время Второй мировой войны).

Официальный символ современных Игр — пять переплетенных цветных колец, представляющих континенты Северной и Южной Америки, Азии, Африки, Европы и Австралии. Олимпийский флаг, на котором этот символ изображен на белом фоне, был впервые представлен на играх в Антверпене в 1920 году.

В 1900 году комитет нарушил греческие традиции и позволил соревноваться женщинам. Данью древнегреческой традиции проводить состязания по искусству, литературе и музыке стали красочные и художественные церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр, привлекающие миллионы зрителей.

С 1924 года стали проводиться Зимние Олимпийские игры, а с 1994 года они проводятся не в тот же год, что и летние, таким образом, зимние и летние игры чередуются каждые два года.

В 1928 году состоялась первая презентация олимпийского огня – традиции, не имеющей фактического греческого прецедента. На протяжении всего XX века игры менялись, и, вместе с тем, приобретали все большее значение для мирового спорта.

Намеченная на лето 2020 года XXXII Олимпиада в Токио перенесена на 2021 год в связи с пандемией коронавируса.

Спортивная тренировка цели задачи методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 17:12, реферат

Описание работы

Основные задачи, решаемые в процессе тренировки, следующие:
– освоение техники и тактики избранного вида спорта;
– обеспечение необходимого уровня развития двигательных качеств, возможностей функциональных систем организма, несущих основную нагрузку в данном виде спорта;
– воспитание необходимых моральных и волевых качеств;

Содержание работы

1. Цели и задачи спортивной тренировки
2. Средства спортивной тренировки
3. Методы спортивной тренировки
3. Основные принципы спортивной тренировки

Файлы: 1 файл

спортивная подготовка.docx

Подготовил: студент гр. ТС11-3 Евсеенко В.Е.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, СРЕДСТВА, МЕТОДЫ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

1. Цели и задачи спортивной тренировки

2. Средства спортивной тренировки

3. Методы спортивной тренировки

3. Основные принципы спортивной тренировки

1. Цели и задачи спортивной тренировки

Целью спортивной тренировки является достижение максимально возможного для данного индивидуума уровня технико-тактической, физической и психической подготовленности, обусловленного спецификой вида спорта и требованиями достижения максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

Основные задачи, решаемые в процессе тренировки, следующие:

– освоение техники и тактики избранного вида спорта;

– обеспечение необходимого уровня развития двигательных качеств, возможностей функциональных систем организма, несущих основную нагрузку в данном виде спорта;

– воспитание необходимых моральных и волевых качеств;

– обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности;

– приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности;

– комплексное совершенствование и проявление в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности спортсмена.

2. Средства спортивной тренировки

Средства спортивной тренировки — разнообразные физические упражнения, прямо или опосредованно влияющие на совершенствование мастерства спортсменов. Состав средств спортивной тренировки формируется с учетом особенностей конкретного вида спорта, являющегося предметом спортивной специализации.

Средства спортивной тренировки — физические упражнения — условно могут быть подразделены на четыре группы:

К обще подготовительным относятся упражнения, служащие всестороннему функциональному развитию организма спортсмена. Они могут как соответствовать особенностям избранного вида спорта, так и находиться с ними в определенном противоречии (при решении задач всестороннего и гармоничного физического воспитания).

Обще подготовительные упражнения могут включать элементы спортивной гимнастики, акробатики, спортивных игр.

Вспомогательные упражнения предполагают двигательные действия, создающие специальный фундамент для последующего совершенствования в той или иной спортивной деятельности.

к вспомогательным упражнениям могут быть отнесены средства, способствующие повышению максимальной силы, силовой выносливости и гибкости при работе в зале, средства, заимствованные из других видов спорта и направленные на повышение аэробных возможностей,– кроссовый бег, ходьба на лыжах, гребля.

Специально-подготовительные упражнения занимают центральное место в системе тренировки квалифицированных спортсменов и охватывают круг средств, включающих элементы соревновательной деятельности, а также действия, приближенные к ним по форме, структуре, а также по характеру проявляемых качеств и деятельности функциональных систем организма.

для спортсмена, специализирующегося в плавании, специально-подготовительным — проплывание отрезков дистанции основным и дополнительным способами плавания, плавание с помощью одних рук или ног, с дополнительными отягощениями и тормозными устройствами и т. п.

Соревновательные упражнения предполагают выполнение комплекса двигательных действий, являющихся предметом спортивной специализации, в соответствии с существующими правилами соревнований.

Например, также, для спортсмена, специализирующегося в плавании, соревновательным упражнением будет проплывание основной или смежной дистанции в соответствии с правилами соревнований;

Такое подразделение весьма условно, грани между выделенными группами упражнений нечетки, и, по сути, средства как по их форме и структуре, так и по особенностям воздействия на организм плавно переходят из одной группы в другую.

Средства спортивной тренировки разделяются также по направленности воздействия. При этом можно выделить средства, преимущественно связанные с совершенствованием различных сторон подготовленности — технической, тактической и т. п., а также направленные на развитие отдельных двигательных качеств.

3. Методы спортивной тренировки

Под методами, применяющимися в спортивной тренировке, следует понимать способы работы тренера и спортсмена, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, развиваются необходимые качества, формируется мировоззрение.

В практических целях все методы условно делят на три группы:

При подборе методов следует следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, обще дидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки, возрастным и половым особенностям спортсменов, их квалификации и подготовленности.

К словесным методам, применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение. (в комплексе с наглядными, т.е, например, словесно объясняешь, наглядно показываешь)

Наглядные методы, используемые в спортивной практике, многообразны и в значительной степени обусловливают действенность процесса тренировки. К ним прежде всего следует отнести правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен.

В спортивной практике, особенно в последние годы, широко применяются вспомогательные средства демонстрации — учебные фильмы, видеомагнитофонные записи, макеты игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем, электронные игры. Широко используются также методы ориентирования. Здесь следует различать как простейшие ориентиры, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др., так и более сложные — световые, звуковые и механические лидирующие устройства, в том числе с программным управлением и обратной связью. Эти устройства позволяют спортсмену получить информацию о темпо-ритмовых, пространственных и динамических характеристиках движений, а иногда и обеспечить не только информацию о движениях и их результатах, но и принудительную коррекцию.

Методы практических упражнений условно могут быть разделены на две основные группы:

1) методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники, т. е. на формирование двигательных умений и навыков, характерных для избранного вида спорта (например, фигурное катание, прыжки в воду, акробатика, спортивная и художественная гимнастика, единоборства, игры);

2) методы, преимущественно направленные на развитие двигательных качеств.

1) Методы, направленные преимущественно на освоение спортивной техники

Следует выделять методы разучивания упражнения в целом и по частям.

Разучивание движения в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также сложных движений, разделение которых на части невозможно. Однако при освоении целостного движения внимание занимающихся последовательно акцентируют на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта.

При разучивании более или менее сложных движений, которые можно разделить на относительно самостоятельные части, освоение спортивной техники осуществляется по частям. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приведет к интеграции в единое целое ранее освоенных составляющих сложного упражнения.

При применении методов освоения движений как в целом, так и по частям большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям. Подводящие упражнения используются для облегчения освоения спортивной техники путем планомерного освоения более простых двигательных действий, обеспечивающих выполнение основного движения. Это обусловливается родственной координационной структурой подводящих и основных упражнений. Например, в тренировке бегуна в качестве подводящих упражнений используется бег с высоким подниманием бедра, бег с захлестыванием голени, семенящий бег, бег прыжками и др. Каждое из этих упражнений является подводящим по отношению к бегу и способствует более эффективному становлению его отдельных элементов: эффективного отталкивания, высокого взноса бедра, уменьшения времени опоры, совершенствованию координации в деятельности мышц-антагонистов и др.

В имитационных упражнениях сохраняется общая структура основных упражнений, однако при их выполнении обеспечиваются условия, облегчающие освоение двигательных действий. В качестве имитационных упражнений может быть использовано педалирование на велоэргометре — для велосипедистов, имитация плавательных движений — для пловцов, работа на гребном тренажере — для гребцов и т. д. Имитационные упражнения очень широко используются при совершенствовании технического мастерства как новичков, так и спортсменов различной квалификации. Они не только позволяют создать представление о технике спортивного упражне-нения и облегчить процесс его усвоения, обеспечить настройку оптимальной координационной структуры движений непосредственно перед соревнованиями, но и обеспечивают эффективную координацию между двигательными и вегетативными функциями, способствуют повышению эффективности реализации, функционального потенциала в соревновательном упражнении (В. М. Дьячков, 1972, Л. В. Шапкова, 1981).

Методы, направленные преимущественно на развитие двигательных качеств

Важнейшими показателями, определяющими структуру практических методов тренировки, является то, имеет ли упражнение в процессе однократного использования данного метода непрерывный характер или дается с интервалами для отдыха, выполняется в равномерном (стандартном) или переменном (варьирующем) режиме.

В процессе спортивной тренировки упражнения используются в рамках двух основных методов — непрерывного и интервального.

Непрерывный метод характеризуется однократным непрерывным выполнением тренировочной работы.

Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений с регламентированными паузами отдыха.

При использовании обоих методов, упражнения могут выполняться как в равномерном, так и в переменном режимах. При равномерном режиме использования любого из методов, интенсивность работы является постоянной, при переменном – варьирующей.

В зависимости от подбора упражнений и особенностей их применения тренировка может носить обобщенный (интегральный) и избирательный (преимущественный) характер.

При обобщенном воздействии осуществляется параллельное (комплексное) совершенствование различных качеств, обусловливающих уровень подготовленности спортсмена, а при избирательном — преимущественное развитие отдельных качеств. В качестве самостоятельных практических методов принято также выделять игровой и соревновательный. Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях игры, в пределах характерных для нее правил, арсенала технико-тактических приемов и ситуаций.

Применение игрового метода обеспечивает высокую эмоциональность занятий и связано с решением задач в постоянно изменяющихся ситуациях, эффективно при наличии разнообразных технико-тактических и психологических задач, возникающих в процессе игры. Эти особенности игровой деятельности требуют от занимающихся инициативы, смелости, настойчивости и самостоятельности, умения управлять своими эмоциями и подчинять личные интересы интересам команды, проявления высоких координационных способностей, быстроты реагирования, быстроты мышления, применения оригинальных и неожиданных для соперников технических и тактических решений.

Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса.

4. Основные принципы спортивной тренировки

спортивный упражнение гимнастика двигательный

В основу тренировки спортсменов положены две группы принципов.

Первая охватывает общие принципы дидактики, характерные для любого процесса обучения и воспитания. К ним относятся научность, воспитывающий характер обучения, сознательность и активность, наглядность, прочность, систематичность и последовательность, доступность, индивидуальный подход в условиях коллективной работы.

Вторая группа — специфические принципы спортивной тренировки, отражающие закономерные связи между тренировочными воздействиями и реакцией на них организма спортсмена, а также между различными составляющими содержания спортивной тренировки. К этим принципам относятся:

– направленность к высшим достижениям, углубленная специализация;

– непрерывность тренировочного процесса;

– единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам;

– волнообразность и вариативность нагрузок;

– цикличность тренировочного процесса;

– единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности.

Направленность к высшим достижениям, углубленная специализация

Следствием руководствования этим принципом является непрекращающийся рост мастерства спортсменов и спортивных рекордов.

Реализация этого принципа требует предельной концентрации сил и времени в работе, прямо или опосредованно влияющей на эффективность процесса подготовки к выступлению в конкретных номерах спортивной программы того или иного вида спорта.

Непрерывность тренировочного процесса

Данный принцип характеризуется следующими положениями:

а)спортивная тренировка строится как многолетний и круглогодичный процесс, все звенья которого взаимосвязаны, взаимообусловлены и подчинены задаче достижения максимальных спортивных результатов;

б)воздействие каждого последующего тренировочного занятия, микроцикла, этапа и т. д. как бы наслаивается на результаты предыдущих, закрепляя и развивая их;

в)работа и отдых в спортивной тренировке регламентируются таким образом, чтобы обеспечить оптимальное развитие качеств и способностей, определяющих уровень спортивного мастерства в конкретном виде спорта.

Единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам

Закономерности формирования адаптации к факторам тренировочного воздействия и становления различных составляющих спортивного мастерства предусматривают на каждом новом этапе совершенствования предъявление к организму спортсменов требований, близких к пределу их функциональных возможностей, что имеет решающее значение для эффективного протекания приспособительных процессов. Это предопределяет важность соблюдения указанного принципа.

“Методы спортивной тренировки”

Введение

Многосторонний характер спортивной тренировки предполагает использование широкого круга средств воздействия на организм спортсмена. Их многообразие определяется характером спортивной дисциплины, этапом подготовки, квалификацией, полом и возрастом занимающихся и многими другими факторами. Систематика этих средств с учетом целенаправленного их приложения является важной задачей тренировочной методики. При ее решении особенно важно иметь в виду, что тренировочный процесс представляет непрерывное чередование работы и отдыха (нагрузки и восстановления) как на отдельных занятиях и микроциклах, так и на более крупных этапах подготовки. Из этого следует, что средства тренировки должны стимулировать (максимально эффективно) и эти два процесса – нагрузку и восстановление. Они наиболее ярко выражены в видах спорта, которые характеризуются активной двигательной деятельностью. В основе этой деятельности лежат физические упражнения, что определяет их роль как основного средства морфофункциональной специализации организма.

Содержимое разработки

« Методы спортивной тренировки».

Учитель физической культуры

Многосторонний характер спортивной тренировки предполагает использование широкого круга средств воздействия на организм спортсмена. Их многообразие определяется характером спортивной дисциплины, этапом подготовки, квалификацией, полом и возрастом занимающихся и многими другими факторами. Систематика этих средств с учетом целенаправленного их приложения является важной задачей тренировочной методики. При ее решении особенно важно иметь в виду, что тренировочный процесс представляет непрерывное чередование работы и отдыха (нагрузки и восстановления) как на отдельных занятиях и микроциклах, так и на более крупных этапах подготовки. Из этого следует, что средства тренировки должны стимулировать (максимально эффективно) и эти два процесса – нагрузку и восстановление. Они наиболее ярко выражены в видах спорта, которые характеризуются активной двигательной деятельностью. В основе этой деятельности лежат физические упражнения, что определяет их роль как основного средства морфофункциональной специализации организма.

Воздействие тренировочных средств на организм спортсмена в наибольшей степени зависит от методов (способов) их приложения. В зависимости от цели и задач тренировки в практической деятельности используется большое число методов, которые затрагивают различные стороны подготовки (физическую, техническую, тактическую, психологическую и т.д.).

Сущность этих методов и их систематизация также являются одной из переменных проблем в теории спорта. Это обязано объективным трудностям, вытекающим из сложного характера двигательной деятельности и различий в подходе к этой проблеме. Так, например, в ряде случаев методы рассматриваются с точки зрения нагрузок, в других – как способ организации тренировочных занятий. К этому необходимо добавить и большие терминологические различия, возникающие на чисто языковой основе, вследствие усиленного обмена информацией в области спорта. Вот почему в теории и особенно в практике встречаются такие термины, как “интервальная” или “фракционная” тренировка; “интервальная” работа, “интервальный метод”, несмотря на то, что речь идет об одном и том же – об основном принципе воздействия на организм. Когда рассматриваются методы спортивной тренировки, необходимо иметь в виду, что речь идет о едином педагогическом процессе обучения, воспитания и совершенствования. Сущность этого процесса наиболее ярко выражена в совершенствовании вегетативных и двигательных функций под единым “руководством” ЦНС. На этой основе (с известной условностью) методы тренировки могут быть рассмотрены с нескольких сторон.

1. Общепедагогические методы спортивной тренировки.

Спортивный тренер в своей профессиональной деятельности обычно пользуется тесно взаимосвязанными педагогическими критериями – средствами и методами. Грамотное применение этих критерий позволяет решить практические любые задачи физического воспитания и спортивной тренировки.

В спортивной тренировке под термином метод следует понимать способ применения основных средств тренировки, совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.

В процессе спортивной тренировки используются две большие группы методов:

1) общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы;

2) практические, включающие метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.

К словесным методам, применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ, обсуждение и др. Они наиболее часто используются в лаконичной форме, особенно в процессе подготовки квалифицированных спортсменов, чему способствуют специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от умелого использования указаний, команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.

К наглядным методам, используемым в спортивной практике, относятся:

1) правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен;

2) демонстрация учебных фильмов, видеозаписи техники двигательных действий занимающихся, тактических схем на макетах игровых площадок и полей и др.;

3) применение простейших ориентиров, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др.;

4) применение световых, звуковых и механических лидирующих устройств, в том числе и с программным управлением и обратной связью.

Эти устройства позволяют спортсмену получить информацию о темпоритмовых, пространственных и динамических характеристиках движений, а иногда и обеспечить не только информацию о движениях и их результатах, но и принудительную коррекцию двигательного действия.

2. Практические методы спортивной тренировки.

При подборе методов следует следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, общедидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки, возрастным и половым особенностям спортсмена, их классификации и уровню подготовленности.

Рис.1. Методы тренировки (по Цв. Желязкову)

Методы практических упражнений условно можно разделить на две основные подгруппы:

методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники, т.е. на формирование двигательных умений и навыков, характерных для избранного вида спорта;

методы, преимущественно направленные на развитие двигательных качеств.

Обе подгруппы методов тесно взаимосвязаны, применяются в неразрывном единстве, обеспечивают эффективное решение задач спортивной тренировки.

Среди методов, преимущественно направленных на освоение спортивной техники, выделяют методы разучивания движений в целом и по частям.

Разучивание движений в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также сложных движений, разделение которых на части невозможно. Однако в этом случае внимание занимающихся последовательно акцентируется на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта. При разучивании более или менее сложных движений, которые можно разделить на относительно самостоятельные элементы, освоение спортивной техники осуществляется по частям. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приводит к соединению в единое целое ранее освоенных составляющих сложного упражнения.

При использовании методов разучивания движений, как в целом, так и по частям большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям.

Подводящие упражнения применяются для облегчения задач овладения спортивной техникой путем планомерного освоения более простых двигательных действий. Например, в тренировке бегуна в качестве подводящих упражнений используется бег с высоким подниманием бедра, бег прыжками и т.д. Каждое из этих упражнений является подводящим к бегу и способствует более эффективному становлению его отдельных элементов: отталкивания, высокого выноса бедра, повышения темпа движений, координации в деятельности мышц антагонистов и т.д.

В имитационных упражнениях сохраняется общая структура основных упражнений и обеспечиваются условия, облегчающие освоение двигательных действий. Имитационные упражнения очень широко используются при совершенствовании технического мастерства, как новичков, так и спортсменов высокой квалификации. Они не только позволяют создать представление о технике спортивного упражнения, облегчить процесс его усвоения, но и обеспечивают эффективную координацию между двигательными и вегетативными функциями. Например, в тренировке метателя в качестве имитационного упражнения используется выполнение целостного действия перед зеркалом без выпуска снаряда, акцентируя внимание на отдельные элементы движения, контролируя их точ­ность.

Структуру методов, преимущественно направленных на развитие двигательных качеств, определяют характер упражнения в процессе однократного использования данного метода (непрерывный или с интервалами отдыха) и режим выполнения упражнений (равномерный, стандартный или переменный, варьирующий).

Непрерывный метод характеризуется однократным непрерывным выполнением тренировочной работы.

Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений с регламентируемыми паузами отдыха. При использовании обоих методов упражнения могут выполняться как в равномерном, так и в переменном режиме.

В зависимости от подбора упражнений и особенностей их при­менения тренировка может носить обобщенный (интервальный) Или избирательный (преимущественный) характер.

При обобщенном воздействии осуществляется параллельное (комплексное) совершенствование различных качеств, обуславливающих уровень Подготовленности спортсмена, а при избирательном — преимущественное развитие отдельных качеств.

При равномерном режиме интенсивность работы является постоянной, при переменном — варьирующей.

В качестве других самостоятельных методов следует выделить игровой и соревновательный. Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях игры, в пределах характерных для нее правил, арсенала технико-тактических приемов и ситуаций. Его применение обеспечивает высокую эмоциональность занятий и связано с решением в постоянно изменяющихся ситуациях разнообразных задач.

Эти особенности игровой деятельности требуют от занимающихся инициативы, смелости настойчивости и самостоятельности, умения управлять своими эмоциями, проявления высоких координационных способностей, быстроты реагирования и мышления, оригинальных и неожиданных для соперников технических и тактических решений. Все это предопределяет эффективность игрового метода для совершенствования различных сторон подготовки легкоатлета.

Соревновательный метод предполагает специально организованную деятельность, направленную на выявление уровня подготовленности спортсмена и выступающую в качестве способа повышения эффективности тренировочного процесса. Этот метод может осуществляться в усложненных или облегченных условиях по сравнению с теми, которые характерны для официальных соревнований.

Применяя соревновательный метод, необходимо учитывать квалификацию спортсмена, уровень его технической, тактической, физической, теоретической, интегральной и особенно психологической подготовленности. Соревновательный метод как один из наиболее эффективных методов воздействия, на организм занимающихся особенно широко используется при работе с квалифицированными и хорошо тренированными спортсменами.

В спортивной практике всегда следует учитывать возможность решения нескольких задач одним методом. А так как в его названии обычно выделяется преимущественная направленность упражнений, то необходимо учитывать и сопутствующие воздействия. Наряду с этим выполнение задания может быть осуществлено одновременно несколькими методами. Например, одновременно действует несколько методов в случае, когда один из них определяет организацию, а другой — способ выполнения упражнения (круговой, поточный, соревновательный и др.).

В каждом отдельном случае выбор метода и средств определяется решаемой задачей, возрастом, подготовленностью и полом занимающихся, условиями и другими факторами. Поэтому для занятий легкоатлетов следует чаще менять места тренировок, используя многообразные особенности природных условий: песчаный берег реки или моря, холмы, тропинки леса, беговые и прыжковые упражнения по воде, снегу и по различному грунту.

Применяя простейшие сооружения на местности в любое время года, можно круглый год решать оздоровительные задачи и разнообразить средства и методы спортивной тренировки.

При выборе тренировочных упражнений надо шире использовать возможность создавать положительный эмоциональный фон. Из методов выполнения упражнений надо отдавать предпочтение тем, которые обеспечивают не только рост тренированности, но и лучшее восстановление.

Здесь очень важна общая физическая подготовленность спортсмена. Она повышает жизнедеятельность и устойчивость организма к различным внешним воздействиям, в том числе и к тренировочным нагрузкам, помогает легче переносить их и быстрее восстанавливаться

Список литературы:

Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 269 с.

Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И.Жилкин, В.С.Кузьмин, Е.В.Сидорчук. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 464 с.

Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: Учебник. – М.: Изд. «Физическая культура», 2005. – 53

Ссылка на основную публикацию