Угрозы экономической безопасности – факторы, стратегии и главные цели

Суржик Эдуард Николаевич, мошенники, преступления, деньги.

Благополучие в сфере экономики — главное условие функционирования государства. Наличие в Российской Федерации стабильной системы позволит сохранять конкурентные позиции на мировом рынке. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности России играет важнейшую роль, поэтому предлагаю рассмотреть этот вопрос подробно. Начнём с основного понятия.

Понятие экономической безопасности

Под национальной экономической безопасностью понимается защищенность экономики страны от внешних и внутренних факторов, неблагоприятно воздействующих на экономическое функционирование, подрывающих уровень жизни населения. Это главный элемент национальной безопасности.

Существуют 3 основных принципа:

  • независимость: формируется уровень экономики, позволяющий наименьшим образом зависеть от других государств и мирового рынка;
  • стабильность: устойчивость, исключение кризисов, социальных потрясений, криминала;
  • устойчивый рост национальной экономики: совершенствование системы, создание условий для работы граждан, снижение уровня безработицы, разработка уникальных продуктов, развитие промышленности.

Концепция

Концепция экономической безопасности России представляет собой комплекс положений, направленных на поддержание стабильности и роста экономических показателей, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан и сохранения надёжного статуса государства на международном рынке. Поддержание экономической устойчивости напрямую влияет на общую национальную безопасность. Именно поэтому при возникновении политических конфликтов первый удар всегда приходится по экономике.

Стратегия экономической безопасности России до 2030 года является документом, который приказал утвердить президент РФ Владимир Путин в 2017 году. В ней содержатся главные цели и задачи экономической политики, направленные на поддержание финансовой безопасности. Реализация стратегии должна полностью наладить обстановку в стране и на мировом рынке, несмотря на сложные международные отношения с некоторыми государствами.

Виды безопасности

Нельзя воспринимать экономическую безопасность как нечто абстрактное. Поддержание безопасного уровня подразумевает принятие конкретных мер в определённых сферах. Отсюда выделяются главные виды экономической безопасности России.

  • Финансовая. Состояние, когда государство способно гарантировать условия функционирования гос. учреждений, создавать благоприятные условия для развития рыночной экономики, создавать благополучные условия для граждан, снижать уровень безработицы. Необходимо контролировать бюджеты (государственный, консолидированный), уровень государственного долга, финансовые рынки, платёжный баланс и другие структурные элементы.
  • Энергетическая. Подразумевается состояние топливно-энергетических отраслей. Необходимо обеспечить надёжное энергоснабжение для успешного развития всех регионов страны.
  • Оборонная. Отражает готовность армии сдерживать внешние угрозы и противостоять им.
  • Оборонно-промышленная. Поддержание военной безопасности, готовность к самому неблагоприятному исходу международных отношений.
  • Информационная. Комплекс мер, направленных на поддержание защиты информации, правильного представления данных. Любая утечка или ложные данные ведут к усугублению обстановки. Также безопасность информации предполагает противостояние мошенническим действиям.

Основные показатели

Существует система показателей, способных наглядно охарактеризовать безопасность в стране. Она отличается многосторонностью, взаимосвязью элементов. Показатели отображают один процесс с разных сторон. Всего можно насчитать около 150 показателей, которые объединяются в 4 группы:

  • производственно-экономические (ВВП, дефлятор ВВП, чистый национальный продукт, доход (чистый и использованный), экономический рост;
  • финансово-экономические (платёжный баланс, госбюджет, дефицит, инвестирование, денежные показатели);
  • социально-экономические (занятость, безработица, прожиточный минимум, бедность + её верхний и нижний пороги, инфляция, индекс цен и пр.);
  • политические (легитимность власти).

Показатели экономической безопасности России не являются стабильными. Задачей опытных аналитиков становится поиск взаимосвязей, который помогает выявить закономерности и дать новые идеи для реализации на законодательном уровне.

Главные задачи

Проблемы обеспечения экономической безопасности России решаются следующим образом:

  • грамотная аналитика и выявление слабых мест в экономике страны, многогранное изучение вопроса на основе опыта прошлых лет (в т. ч. в других государствах);
  • прогнозирование: предполагает анализ риска появления угроз безопасности, даётся детальный прогноз возможных исходов;
  • разработка долгосрочной стратегии и конкретных мероприятий по снижению угроз;
  • создание независимых источников, включая научную и технологическую сферу;
  • нормализация и поддержка благоприятных международных отношений;
  • разработка и улучшение законодательной базы в сфере экономики;
  • формирование финансовой независимости: снижение долга перед другими странами, отказ от кредитов.

Это далеко не весь перечень задач, но здесь представлено самое необходимое.

Угрозы экономической безопасности

Существуют внутренние и внешние угрозы экономической безопасности России. Это явления и процессы, оказывающие негативное влияние на экономику в государстве, ограничивают интересы общества и отдельного гражданина, разрушают национальные ценности и общественные устои.

Внутренние

К внутренним угрозам относятся:

  • интенсивное расслоение общества — превышение уровня доходов высокообеспеченных граждан над уровнем менее обеспеченных;
  • криминализация — теневая экономика как угроза экономической безопасности России становится всё более опасной проблемой, коррупция среди чиновников и различных структур, по больше части государственных, также на высоком уровне;
  • разрушение потенциала в сфере науки и техники — в других странах затраты в данной сфере гораздо больше.

Коррупция как угроза экономической безопасности России представляет собой наиболее серьёзную внутреннюю проблему. Из-за коррумпированных представителей государственных и некоторых частных структур происходит огромная утечка бюджета, что крайне отрицательно сказывается на экономике нашей страны. Коррупция затрагивает практически все сферы жизни, начиная от здравоохранения, заканчивая оборонной промышленностью.

Внешние

Современные угрозы экономической безопасности России с внешней стороны выглядят следующим образом:

  • утечка интеллектуального потенциала — учёные и высококвалифицированные специалисты активно уезжают за рубеж, где имеют лучшие условия развития, нежели в России;
  • утечка капитала — средства нелегально утекают за границу;
  • импортная зависимость — относительно продовольствия и потребительских товаров Россия сильно зависима от западных стран, граждане привыкли пользоваться импортной продукцией, проблемы с импортозамещением крайне актуальны.

Внешняя политика является особенным фактором, т. к. её крайне сложно контролировать, всё зависит от коллег государства, особенно западных. Обострение ситуации в Сирии и на Украине, присоединение Крыма — всё это вызвало бурную реакцию в мире, РФ попадает под санкции. Экономические взаимоотношения между странами — первое, что попадает под угрозу, поэтому необходимо думать об импортозамещении и принятии новых мер, направленных на нормализацию внешнеполитической ситуации. Необходимые меры по нейтрализации угроз экономической безопасности России должны приниматься решительно и быстро, но главное — разработка стратегий в экономике.

Перспективы развития и повышения уровня безопасности

Минэкономразвития разработало концепцию, одним из главных ориентиров которой стало восстановление статуса мировой экономической державы. Россия должна стать одним из главных государств, выйти на уровень высокоиндустриальных стран. По уровню ВВП необходимо войти в шестёрку мирового топа, а также значительно увеличить уровень благосостояния среди населения. Неотъемлемой часть. Этого плана становится доминирование в научной, технологической и финансовой сфере.

Современное состояние экономической безопасности России оставляет желать лучшего, поэтому решением проблемы становится переход от экспортно-сырьевого развития к инновационному. Преимущества в науке, образовании и технологиях становятся решающим фактором, способствующим экономическому развитию. Важно сделать прорыв в отраслях, являющихся основной специализацией РФ на мировом рынке. 4 основных стратегии:

  1. конкуренция в энергетике, транспорте, аграрном секторе;
  2. формирование мощного НТК;
  3. диверсификация нац. хозяйства;
  4. развитие рынка, предпринимательства, обеспечение на законодательном уровне.

Тенденции развития создают и определённые риски. Перспективы зависят от объективных условий развития мирового хозяйства и субъективных — процессов, происходящих на мировой арене и в отдельных регионах РФ. Экономическая безопасность России 2018 года всё ещё оставляет желать лучшего, поэтому ищутся новые партнёры, экономика постепенно развивается. Стратегия до 2030 года должна помочь в решении множества проблем.

Угрозы экономической безопасности и меры по их устранению

Для того, чтобы разобраться в угрозах экономической безопасности, необходимо изначально изучить природу и сущность этих угроз, методы оценки уровня угроз и рисков экономической безопасности, а также обратиться к основным направлениям предотвращения угроз экономической безопасности страны. Все эти знания позволят выявлять и анализировать внутренние и внешние угрозы экономической безопасности, проводить их ранжирование по вероятности реализации и величине ущерба, а также разрабатывать мероприятия по локализации и нейтрализации угроз экономической безопасности.

Сущность и классификация угроз экономической безопасности

Примечательно, что в качестве научной категории не существует угроз экономической безопасности. Проблема установления угроз экономической безопасности в большей степени зависит от того, как определяется предмет безопасности и выделяются жизненно важные интересы личности, общества и государства. Только это даёт понять, что на самом деле представляет собой опасность жизнедеятельности в целом и экономической, в частности, а также позволяет выделить источники рисков, вызовов и угроз.

Угроза или опасность в самом широком смысле слова характеризуется наличием и действием деструктивных сил, которые обладают деструктивной по отношению к объекту характером. Таковыми факторами предполагаются силы, которые могут нанести конкретной системе определённый ущерб посредством выведения её из строя или полного уничтожения.

В более узком представлении опасности различаются по степени опасности или уровню своего развития. В этом контексте надо отметить, что насколько с одной стороны, актуальна опасность, а с другой – величина её масштаба. В этой связи такое представление не имеет чёткого понимания и представления количественного выражения, однако некоторая качественная разница в состояниях опасности есть возможность установить.

Таким образом, в общем виде можно различать потенциальную и реальную опасность, в этой связи эксперты-аналитики иногда говорят о назревающей или усиливающейся агрессии и угрожающей опасности.

По этой причине в теории экономической безопасности появилось понятие «угроза» как некий момент в развитии опасности, её наивысшая степень. Степень опасности может быть разной, она может происходить от большого числа источников, а также действовать относительно многих объектов. Угроза в свою очередь направлена на конкретный объект, который получает высокую степень обострения и исходит от конкретного источника, обладающего потенциальной возможностью и намерением действовать определённым образом.

Если интерпретировать опасность как некую вероятность получения ущерба, то если эта величина будет приближаться к 100%, опасность превращается в угрозу. Это означает, что вполне реальны ситуации, когда опасность может существовать, но угрозы до какого-то момента не будет, однако при определённых условиях опасность может достигнуть характера угрозы.

Таким образом, риски, вызовы и угрозы рассматриваются как различные ступени опасности. В этом ряду терминов риски являются самым низким уровнем опасности, а угрозы соответственно самым высоким.

Важнейший аспект политики экономической безопасности в экономической сфере заключается в успешном применении технологий превращения угроз в вызовы, и, соответственно, вызовов – в риски.

В том случае, если риски трансформируются в вызовы, а вызовы становятся угрозами, то это говорит о серьёзных проблемах в системе экономической безопасности.

Некоторые учёные не разграничивают данные категории, поскольку считают их одной целевой установкой. Другие, наоборот, утверждают, что угрозы и опасность нельзя отождествлять, даже с учётом того, что оба этих понятия имеют отношение к одному и тому же действию. Их основной аргумент состоит в различиях качественных и количественных характеристик обстоятельств, которые негативно влияют на них.

Различия угрозы и опасности

Помимо того, что данные понятия имеют схожее этимологическое значение, которое выражается в возможности причинения того или иного ущерба деятельности субъекта, между ними существуют и некоторые различия.

В первую очередь, необходимо сказать, что степень готовности к причинению ущерба или вреда у угрозы и опасности различная, у угрозы она значительно выше. Если более детально изучать процесс, то можно понять, что в процессе развития противоречия на первоначальном этапе формируется опасность, в которой субъект может, но недостаточно готов применить силу. Позднее в процессе перехода в стадию крайнего обострения опасность превращается в угрозы и объект уже полностью осознаёт необходимость применения силы.

Кроме этого, угроза отличается своей конкретностью, что по факту предполагает наличие её субъекта и объекта, одновременно с этим опасность бывает потенциальной и гипотетической и при этом распространяется на множество объектов.

И ещё одно обстоятельство, которое состоит в том, что реализация опасности требует создания благоприятных для насыщения противоречиями условий и некоторое время, а угроза может быть реализована только с потребностью во времени, на протяжении которого принимается решение о применении силы.

Принимая во внимание все отличия, можно констатировать, что угроза экономической безопасности объекта представляет собой намерение и возможность субъекта причинить ущерб согласно поставленной задачи, одновременно с этим опасность несёт в себе исключительно возможность нанесения ущерба. В случае рассмотрения цели деятельности субъекта с точки зрения защиты угроз необходимо отметить, что объектами экономической безопасности выступают экономические интересы, по отношению к которым субъектом будут предприняты меры и действия по предотвращению этого.

Примечательно, что все эти рассуждения применимы ко всяким проблемам безопасности.

В разные исторические периоды относительная значимость различных угроз экономической безопасности меняется.

Для более глубокого понимания смысла угроз экономической безопасности нужно подчеркнуть, что объектом упомянутых угроз являются национальные экономические интересы. Удовлетворить национальные экономические интересы можно в пределах процессов взаимодействия различных внешних и внутренних социальных сил.

Все эти процессы выступают в виде противоборства или сотрудничества, что в принципе рассматривается как форма борьбы за существование в качестве прямого или косвенного соревнования среди различных субъектов разного уровня. В экономической области такое соревнование приобретает форму конкуренции, а вне данной области – форму противоборства. Форма, направленность и свойства данного противоборства или сотрудничества могут быть определены посредством содержания национальных интересов, которые носят практически перманентный характер.

Именно подобные столкновения в процессе реализации национальных экономических интересов и становятся причиной феномена угроз экономической безопасности.

Национальная безопасность РФ

В соответствии со Стратегией национальной безопасности России угроза национальной безопасности определена как совокупность условий и факторов, которые создают прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам. Более того, объяснить понятие угрозы национальной безопасности можно через возможность деятельности субъекта угрозы, который требует однозначной защитной реакции, безусловных мероприятий по его защите.

Необходимо понимать, что практическая сторона до настоящего момента не сформулирована в единый, всеми признанный подход к понятию угрозы. А посему все близкие по смыслу, но отличные друг от друга по степени понятия опасность и угроза употребляются зачастую в качестве синонимов в официальной публицистике и некоторых документах. В некоторых случаях даже наперекор очевидному различию уровней смыслов, понятие опасность объясняют с помощью понятия угрозы.

Опасность в чрезвычайной ситуации – это состояние, которое характеризуется созданием вероятной угрозы появления поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайных ситуаций на население, объекты народного хозяйства и окружающую среду в зоне чрезвычайной ситуации.

Концепция общественной безопасности в РФ идентифицирует угрозу общественной безопасности в качестве прямой или косвенной возможности нанесения ущерба правам и свободам человека и гражданина, материальным и духовным ценностям общества.

Угроза экономической безопасности – это опасность деятельности субъекта угрозы, препятствующая осуществлению национальных интересов, т.е. является посягательством на национальный интерес и выступает в качестве намерения причинить ему вред.

Настоящие национальные интересы напрямую связаны с угрозой национальной безопасности. За пределами данной системы интересов угрозы представляют собой лишь опасность. Более того, угроза в обязательном порядке имеет тесную связь с деятельностью конкретного субъекта, которые реализует собственные интересы. Именно они и являются источником угрозы.

Угроза экономической безопасности преграждает путь свободе выбора для определённой личности, а если говорить в масштабах страны, то препятствует возможным действиям в любой сфере экономического развития. В ходе осуществления и достижения национальных целей в связи с угрозой нарушаются выбранные пропорции средств и методов, происходит психологически негативное влияние на систему управления, иными словами, на систему принятия решений. Таким образом происходит увеличение рисков реализации национальных интересов в области экономики.

Различают несколько степеней деструктивного воздействия на экономики страны:

  • Появление зоны риска, которая заключается в вероятности создания обстановки, способной генерировать опасность.
  • Вызов, представляющий собой действия провокационного характера или давления.
  • Опасность, которая представляет собой действительную возможность причинения зла и нанесения ущерба.
  • Угроза, которая выступает как явное выражение намерения нанесения ущерба.

Характер и объём содержания угрозы можно объяснить с нескольких позиций, они заключаются в следующем:

  • Затрагиваемые интересы страны, которые влияют на значимость данной угрозы.
  • Имеющихся обстоятельствах собственной несостоятельности или защищённости, что выступает как индикатор для возможного потенциального ущерба в ситуации, когда угрозы будут осуществлены.
  • Время и место появления негативных условий и факторов.
  • Намерения, возможности и воля со стороны субъекта угрозы – существующего конкурента.

Надо отметить, что два последних обстоятельства определяют реализованную вероятность угрозы.

Относительно практической стороны, то важно понимать насколько приоритетно адекватное обеспечение экономической безопасности и роль типологии угроз безопасности в этом вопросе. Иными словами, жизненно необходимо выстраивать систему по конкретным критериям разделяя их на отдельные типы или виды. Это поспособствует совершенствованию организации противодействия существенным угрозам, принимая во внимание их специфические особенности.

На изображении ниже отражена типология угроз безопасности.

Виды угроз национальной безопасности

В зависимости от места нахождения своего источника угрозы делятся на внутренние и внешние. В ситуации, когда угроза причинения вреда или ущерба появляется со стороны государства или сограждан, то она является внутренней. А если угроза поступает от другого государства или граждан другой страны, в каком месте бы они не находились, то такую угрозу принято воспринимать как внешнюю.

Деление угроз на подобные виды имеет практическое значение, даже с учётом того, что в последнее время характер многих угроз приобретает интегрированную или трансграничную окраску.

Кроме всего прочего угрозы можно поделить в соответствии со степенью сформированности, так они бывают потенциальные и реальные. В этом контексте потенциальная угроза представляет собой зарождение опасности, которая формируется под воздействием некоторых предпосылок причинения вреда. Реальная угроза является уже сформированным явлением, в котором не достаёт одного или нескольких факторов и условий для причинения вреда.

Также угрозы национальной безопасности могут делится в зависимости от субъективного восприятия угрозы: мнимые, завышенные, заниженные, адекватные. Мнимая представляет собой ложную угрозы, которая надумана или сформирована искусственно, без реальных на то предпосылок для существования в реальной действительности.

Завышенная гроза представляет собой такую угрозу, чьи параметры ниже воспринимаемых человеческим сознанием, а заниженная – наоборот. Адекватная угроза свидетельствует о том, что реальные величины её параметров точно передают их субъективное восприятие.

В зависимости от характера проявления также выделяют природные и антропогенные угрозы.

Природные угрозы – это такие угрозы, которые в совокупности являются естественными явлениями, появляющимися в природе, и несут опасность, вне зависимо от деятельности человека.

Антропогенные угрозы – это такие угрозы, которые формируются в процессе конкретного влияния на окружающую среду человека.

Классификация угроз также может происходить в зависимости от масштаба, т.к. они могут проявляться на разных уровнях. Выделяют глобальные, национальные, региональные и локальные угрозы.

Отдельно можно классифицировать угрозы для Российской Федерации, поскольку страна имеет огромную территорию и сложную вертикаль управления. Таким образом, угрозы классифицируются по масштабности и глубине потенциального воздействия. В этой связи они бывают федеральные, возникающие и проявляющие себя в масштабах всей страны, региональные, которые оказывают воздействие на некоторые регионы, экономических районов, федеральных округов, субъектов Федерации и местные, которые локализуются в границах муниципального образования.

По той причине, что угрозы носят различный характер и могут стать причиной неоднозначных последствий, они могут появляться и пропадать, возрастать и уменьшаться. Примечательно, что в этой связи их значимость с позиции национальной экономической безопасности также будет меняться. Именно по этой причине для оптимального распределения ресурсов при обеспечении безопасности нужно правильно принимать решения и прогнозировать ситуации с приоритетом угроз.

Зачастую, характер, масштабы и степень выраженности угроз определяются конкретной ситуацией. В современных условиях, не учитывая выраженное противостояние стран, в России в большинстве своём сформированы предпосылки для быстрого отражения и предотвращения внешних и внутренних угроз экономической безопасности, динамичного развития экономики, которая нацелена на превращении РФ в одну из высокоразвитых стран по уровню технического прогресса и по качественным показателям уровня жизни граждан.

Угрозы экономической безопасности — факторы, стратегии и главные цели

Обеспечить независимость и устойчивость финансовой системы можно, только создав оптимальную стратегию, защищающую от основных угроз экономической безопасности. Меры по предупреждению дестабилизации хозяйственного механизма включают в себя комплекс политических, социальных, научных и даже военных мероприятий.

Суть явления

Совокупность факторов риска, целенаправленно воздействующих на хозяйственную систему государства, региона или предприятия, называют экономическими угрозами. Сущность этого понятия заключается в ущербе, нанесённом экономике страны или конкретной организации. Результат воздействия — снижение финансового потенциала системы в ограниченный промежуток времени.

Угрозы в сфере экономики обусловлены противоречиями между индивидами, группами людей или державами. Конкурентная борьба происходит на макроэкономическом уровне. Явление характеризуется несколькими особенностями:

Существует несколько способов ранжирования экономических угроз. Например, в зависимости от степени формирования фактора выделяют потенциальные и реальные риски.

По своему характеру угрозы бывают природными, социальными или антропогенными. По времени действия выделяют краткосрочные и долгосрочные риски.

Основные виды угроз

В экономике принято использовать классификацию, основанную на источнике возникновения угрозы. Выделяют внешние и внутренние факторы риска. Независимо от вида источников угроз экономической безопасности, правительство любого государства обязано принимать быстрые меры противодействия.

Внутренние факторы

Иногда экономическая угроза исходит от самого́ государства и его граждан. Как правило, внутренние факторы риска связаны с неэффективной финансово-экономической политикой, недостаточным контролем правительства над хозяйственной системой. Кроме этого, к внутригосударственным угрозам относятся такие явления, как спад инвестиций в сфере производства, высокий уровень монополизации экономики, кризис финансово-кредитной системы.

На современном историческом этапе для России критичны другие факторы риска:

  • ослабление научно-технического потенциала;
  • обнищание населения;
  • криминализация хозяйственной деятельности.

Научно-техническое развитие является основным двигателем экономики любого государства. Благодаря научным достижениям происходит совершенствование всех сфер производства, орудий труда, рабочей силы. На развитие этой сферы прогрессивные государства выделяют не менее 2% от общих бюджетных средств. В 90-е гг. в России объём ассигнования не превышал и 0,5%. Это привело к тому, что научная сфера в России стала одной из самых низкооплачиваемых, тогда как в других державах профессия учёного считается престижной.

Ещё одной угрозой экономической безопасности страны является обнищание населения. Обесценивание труда приводит к формированию низкого уровня ответственности сотрудника за выполненную работу. При низком уровне дохода населения невозможно развивать предприятия, предоставляющие платные услуги.

Усиливается социальная напряжённость, которая со временем может привести к повышению уровня преступности и насильственным методам захвата власти. В истории России было немало примеров губительного влияния обнищания населения на политическую и экономическую обстановку в стране. Последствием бедности может быть ухудшение демографической ситуации.

Криминализация хозяйственной системы — третья важнейшая экономическая угроза.

Преступная деятельность основана на теневом денежном капитале. В казну не поступают налоги, наблюдается отмывание капитала и перевод денежных средств в другие государства. Теневой капитал тормозит формирование официальной национальной экономики.

Внешнее давление на государство

К внешним угрозам можно отнести военные конфликты между державами, стихийные действия, пандемии и продовольственные дефициты. Мнение о том, что «маленькая победоносная война» способна улучшить состояние экономики, ошибочно. Любой международный конфликт приводит к перераспределению государственных ресурсов. Военные расходы увеличиваются, а затраты на образование, медицину и развитие инфраструктуры, напротив, сокращаются.

Не менее губительны для экономики стихийные бедствия и пандемии. К примеру, финансовый ущерб от цунами и землетрясения, произошедшего в 2011 году в Японии, оценивается в 210 млрд долларов. Покрыть расходы на восстановление инфраструктуры можно только путём увеличения налогов и использования резервных денежных средств. Во время массовых эпидемий и пандемий и вовсе парализована работа большинства предприятий. Из-за быстрого обнищания населения внешние проблемы быстро превращаются во внутренние. Ситуация усложняется тем, что предсказать некоторые явления природы невозможно.

Для хозяйственной системы России характерны следующие экономические угрозы:

  • Незаконный вывоз капитала за границу.
  • Утечка высококвалифицированных специалистов в другие страны.
  • Увеличение импортной зависимости на российском рынке.
  • Утрата рынков сбыта продукции.
  • Низкая конкурентоспособность отечественных товаров и услуг.

    Чем выше научно-технический и оборонный потенциал другой державы, взаимодействующей с Россией, тем больше от него исходит опасностей экономического характера. Дополнительно к внешним угрозам можно отнести рост внешнего долга государства и неэффективную деятельность таможенной службы.

    Стратегия экономической безопасности

    Главное условие сохранения финансовой устойчивости государства — разработка и применение эффективной стратегии экономической безопасности. В РФ действует Указ президента № 208, в котором прописаны меры противодействия факторам риска.

    В документе представлены главные цели государственной политики в финансовой сфере:

    • укрепление экономического суверенитета РФ;
    • поддержание научно-технического потенциала на общемировом уровне;
    • улучшение качества жизни населения;
    • поддержка оборонно-промышленного комплекса.

    Указом президента учреждена система управления рисками. Структура обязана своевременно выявлять вызовы и угрозы, оперативно реагировать на них и представлять конкретные управленческие решения. В статьях указа перечисляются этапы, основные механизмы и правила реализации стратегии.

    Материал по теме может быть использован для составления курсовой работы, реферата или презентации по экономике или обществознанию.

    Суржик Эдуард Николаевич, мошенники, преступления, деньги.

    Благополучие в сфере экономики — главное условие функционирования государства. Наличие в Российской Федерации стабильной системы позволит сохранять конкурентные позиции на мировом рынке. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности России играет важнейшую роль, поэтому предлагаю рассмотреть этот вопрос подробно. Начнём с основного понятия.

    Понятие экономической безопасности

    Под национальной экономической безопасностью понимается защищенность экономики страны от внешних и внутренних факторов, неблагоприятно воздействующих на экономическое функционирование, подрывающих уровень жизни населения. Это главный элемент национальной безопасности.

    Существуют 3 основных принципа:

    • независимость: формируется уровень экономики, позволяющий наименьшим образом зависеть от других государств и мирового рынка;
    • стабильность: устойчивость, исключение кризисов, социальных потрясений, криминала;
    • устойчивый рост национальной экономики: совершенствование системы, создание условий для работы граждан, снижение уровня безработицы, разработка уникальных продуктов, развитие промышленности.

    Концепция

    Концепция экономической безопасности России представляет собой комплекс положений, направленных на поддержание стабильности и роста экономических показателей, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан и сохранения надёжного статуса государства на международном рынке. Поддержание экономической устойчивости напрямую влияет на общую национальную безопасность. Именно поэтому при возникновении политических конфликтов первый удар всегда приходится по экономике.

    Стратегия экономической безопасности России до 2030 года является документом, который приказал утвердить президент РФ Владимир Путин в 2017 году. В ней содержатся главные цели и задачи экономической политики, направленные на поддержание финансовой безопасности. Реализация стратегии должна полностью наладить обстановку в стране и на мировом рынке, несмотря на сложные международные отношения с некоторыми государствами.

    Виды безопасности

    Нельзя воспринимать экономическую безопасность как нечто абстрактное. Поддержание безопасного уровня подразумевает принятие конкретных мер в определённых сферах. Отсюда выделяются главные виды экономической безопасности России.

    • Финансовая. Состояние, когда государство способно гарантировать условия функционирования гос. учреждений, создавать благоприятные условия для развития рыночной экономики, создавать благополучные условия для граждан, снижать уровень безработицы. Необходимо контролировать бюджеты (государственный, консолидированный), уровень государственного долга, финансовые рынки, платёжный баланс и другие структурные элементы.
    • Энергетическая. Подразумевается состояние топливно-энергетических отраслей. Необходимо обеспечить надёжное энергоснабжение для успешного развития всех регионов страны.
    • Оборонная. Отражает готовность армии сдерживать внешние угрозы и противостоять им.
    • Оборонно-промышленная. Поддержание военной безопасности, готовность к самому неблагоприятному исходу международных отношений.
    • Информационная. Комплекс мер, направленных на поддержание защиты информации, правильного представления данных. Любая утечка или ложные данные ведут к усугублению обстановки. Также безопасность информации предполагает противостояние мошенническим действиям.

    Основные показатели

    Существует система показателей, способных наглядно охарактеризовать безопасность в стране. Она отличается многосторонностью, взаимосвязью элементов. Показатели отображают один процесс с разных сторон. Всего можно насчитать около 150 показателей, которые объединяются в 4 группы:

    • производственно-экономические (ВВП, дефлятор ВВП, чистый национальный продукт, доход (чистый и использованный), экономический рост;
    • финансово-экономические (платёжный баланс, госбюджет, дефицит, инвестирование, денежные показатели);
    • социально-экономические (занятость, безработица, прожиточный минимум, бедность + её верхний и нижний пороги, инфляция, индекс цен и пр.);
    • политические (легитимность власти).

    Показатели экономической безопасности России не являются стабильными. Задачей опытных аналитиков становится поиск взаимосвязей, который помогает выявить закономерности и дать новые идеи для реализации на законодательном уровне.

    Главные задачи

    Проблемы обеспечения экономической безопасности России решаются следующим образом:

    • грамотная аналитика и выявление слабых мест в экономике страны, многогранное изучение вопроса на основе опыта прошлых лет (в т. ч. в других государствах);
    • прогнозирование: предполагает анализ риска появления угроз безопасности, даётся детальный прогноз возможных исходов;
    • разработка долгосрочной стратегии и конкретных мероприятий по снижению угроз;
    • создание независимых источников, включая научную и технологическую сферу;
    • нормализация и поддержка благоприятных международных отношений;
    • разработка и улучшение законодательной базы в сфере экономики;
    • формирование финансовой независимости: снижение долга перед другими странами, отказ от кредитов.

    Это далеко не весь перечень задач, но здесь представлено самое необходимое.

    Угрозы экономической безопасности

    Существуют внутренние и внешние угрозы экономической безопасности России. Это явления и процессы, оказывающие негативное влияние на экономику в государстве, ограничивают интересы общества и отдельного гражданина, разрушают национальные ценности и общественные устои.

    Внутренние

    К внутренним угрозам относятся:

    • интенсивное расслоение общества — превышение уровня доходов высокообеспеченных граждан над уровнем менее обеспеченных;
    • криминализация — теневая экономика как угроза экономической безопасности России становится всё более опасной проблемой, коррупция среди чиновников и различных структур, по больше части государственных, также на высоком уровне;
    • разрушение потенциала в сфере науки и техники — в других странах затраты в данной сфере гораздо больше.

    Коррупция как угроза экономической безопасности России представляет собой наиболее серьёзную внутреннюю проблему. Из-за коррумпированных представителей государственных и некоторых частных структур происходит огромная утечка бюджета, что крайне отрицательно сказывается на экономике нашей страны. Коррупция затрагивает практически все сферы жизни, начиная от здравоохранения, заканчивая оборонной промышленностью.

    Внешние

    Современные угрозы экономической безопасности России с внешней стороны выглядят следующим образом:

    • утечка интеллектуального потенциала — учёные и высококвалифицированные специалисты активно уезжают за рубеж, где имеют лучшие условия развития, нежели в России;
    • утечка капитала — средства нелегально утекают за границу;
    • импортная зависимость — относительно продовольствия и потребительских товаров Россия сильно зависима от западных стран, граждане привыкли пользоваться импортной продукцией, проблемы с импортозамещением крайне актуальны.

    Внешняя политика является особенным фактором, т. к. её крайне сложно контролировать, всё зависит от коллег государства, особенно западных. Обострение ситуации в Сирии и на Украине, присоединение Крыма — всё это вызвало бурную реакцию в мире, РФ попадает под санкции. Экономические взаимоотношения между странами — первое, что попадает под угрозу, поэтому необходимо думать об импортозамещении и принятии новых мер, направленных на нормализацию внешнеполитической ситуации. Необходимые меры по нейтрализации угроз экономической безопасности России должны приниматься решительно и быстро, но главное — разработка стратегий в экономике.

    Перспективы развития и повышения уровня безопасности

    Минэкономразвития разработало концепцию, одним из главных ориентиров которой стало восстановление статуса мировой экономической державы. Россия должна стать одним из главных государств, выйти на уровень высокоиндустриальных стран. По уровню ВВП необходимо войти в шестёрку мирового топа, а также значительно увеличить уровень благосостояния среди населения. Неотъемлемой часть. Этого плана становится доминирование в научной, технологической и финансовой сфере.

    Современное состояние экономической безопасности России оставляет желать лучшего, поэтому решением проблемы становится переход от экспортно-сырьевого развития к инновационному. Преимущества в науке, образовании и технологиях становятся решающим фактором, способствующим экономическому развитию. Важно сделать прорыв в отраслях, являющихся основной специализацией РФ на мировом рынке. 4 основных стратегии:

    1. конкуренция в энергетике, транспорте, аграрном секторе;
    2. формирование мощного НТК;
    3. диверсификация нац. хозяйства;
    4. развитие рынка, предпринимательства, обеспечение на законодательном уровне.

    Тенденции развития создают и определённые риски. Перспективы зависят от объективных условий развития мирового хозяйства и субъективных — процессов, происходящих на мировой арене и в отдельных регионах РФ. Экономическая безопасность России 2018 года всё ещё оставляет желать лучшего, поэтому ищутся новые партнёры, экономика постепенно развивается. Стратегия до 2030 года должна помочь в решении множества проблем.

    Основные направления обеспечения экономической безопасности России в современных условиях

    Рубрика: Экономика и управление

    Дата публикации: 15.10.2019 2019-10-15

    Статья просмотрена: 10099 раз

    Библиографическое описание:

    Васильев, С. Л. Основные направления обеспечения экономической безопасности России в современных условиях / С. Л. Васильев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 174-177. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63052/ (дата обращения: 17.11.2021).

    В данной статье представлены определения сущность экономической безопасности. Предложены рекомендации для решения проблем экономической безопасности современной России.

    Современное социально-экономическое положение России определяет актуальность постоянной государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности страны.

    Ключевые слова: экономическая безопасность, санкции, экономическая ситуация, безопасность, проблема, нестабильность, конкуренция, инновационная деятельность.

    Существует множество определений понятия «экономическая безопасность», но в обобщенном виде она представляет собой способность экономики сохранять устойчивое развитие под влиянием как внешних, так и внутренних угроз и других факторов, обеспечение высокого уровня жизни населения, а также защита национальных экономических интересов страны.

    Экономическая безопасность России тесно связана с состоянием не только своей собственной экономики, но и стран, с которыми она вступает во взаимодействие, поддерживает связи на мировом рынке.

    Обеспечение экономической безопасности — это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

    Проблема прогнозирования угроз, оценки и повышения уровня национальной экономической безопасности является одной из наиболее сложных политико-экономических проблем. Для нашей страны этот вопрос представляется особенно актуальным в условиях введения ряда ограничительных политических и экономических мер в связи с событиями, происходящими на Украине и в Сирии, а также в общих целях подавления независимости решений, принимаемых Россией, и снижения её конкурентоспособности в мировой экономике [3].

    Стабильность показателей экономических процессов — это, в первую очередь, формирование гибкой системы мер защиты от неблагоприятных внешних факторов и угроз.

    Основной обязанностью экономической безопасности является обеспечение национального суверенитета путем осуществления компетентной и независимой экономической политики.

    Экономический аспект был добавлен к ряду задач для обеспечения экономического роста и улучшения благосостояния населения. Если раньше экономика финансировалась в большей степени за счет иностранных источников и внешних рынков, то теперь внутренний рынок станет основным источником финансирования (если не единственным). Влияние санкций против России также повлияло на торговлю нашей страны. Импорт сократился из-за обесценения рубля и введения эмбарго на некоторые иностранные продукты (особенно резко сократился импорт продуктов питания и напитков из стран ЕС).

    Еще одной проблемой для национальной экономической безопасности является вступление России в ВТО (Всемирная торговая организация) в 2012 году. Вступление в ВТО означает политику, направленную на то, чтобы открыть национальную экономику для внешнего мира, ставка импортных тарифов будет отменена, когда Импортные товары поглощают российский рынок, сжимая многих отечественных производителей, вызывая нездоровую конкуренцию [5].

    К сожалению, в настоящее время на мировом рынке могут конкурировать только газовые и нефтяные отрасли экономики. Вступление России в ВТО — это уничтожение конечного производителя, это запрет на внешних рынках, безработица, снижение продовольственной безопасности, нарушение доступа к передовым технологиям, организационная преступность и коррупция. Россия также теряет возможность развивать свою промышленность и сельское хозяйство, поскольку ВТО запрещает любые меры по их поддержке и защите.

    Например, Ю. Ю. Дащенко в целях введения антизападных российских санкций рекомендует расширение импорта, что положительно повлияет на импортозамещение и обеспечит развитие многих секторов российской экономики. Политика расширения запрета на продукты питания имеет много положительных аспектов, прежде всего, с расширением возможностей сельскохозяйственных производителей для увеличения поставок национальных продуктов и обеспечения продовольствия страны необходимыми продуктами питания [4].

    Отечественные сельхозпроизводители заинтересованы в улучшении качества продукции, поскольку возможности для ее коммерциализации на внутреннем рынке растут.

    Возможно создание новых предприятий и сокращение безработицы в сельской местности. Такие методы могут снизить зависимость от питания и произвести импорт товаров на достаточно высоком уровне и приличного качества в регионе России.

    По мнению А. Н. Кускова, России необходимо установить курс на относительно закрытую экономику. Относительно закрытая экономика способствует развитию национального производства, и, в первую очередь, сокращает банкротство внутри страны, что указывает на увеличение числа рабочих мест. Во-вторых, это устраняет финансовую зависимость страны от других стран [1].

    Одним из основополагающих документов государственной политики по обеспечению экономической безопасности является «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» [1].

    Данный документ является важным элементом системы экономической безопасности страны, в котором заданы направления долгосрочного развития, а также внешние и внутренние угрозы.

    Одним из главных элементов этой политики является «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации», утвержденная Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 года No 642, так как Россия сегодня как миролюбивое государство может прирастать (экономически, ресурсами и др.) только за счет новых знаний, другими словами — научно-технологического развития. В данном документе системно представлены основные категории (понятия) Стратегии, обеспечивающие устойчивое, динамичное и сбалансированное развитие Российской Федерации на долгосрочный период и непосредственно связанные со всеми видами безопасности России, в том числе — экономической [11].

    Экономическое противостояние стран происходит через целевую функцию взаимодействия (положительного для одних и отрицательного характера проявления (действий) для других участников процесса) в формате как суверенных государств, так и их коалиций виртуально и реально на информационном и территориальном пространстве, которое обозначим как театр экономических действий: на нем сегодня экономически развитые страны — США, ЕС, Великобритания и другие противостоят России с целевой установкой исключения вхождения ее в мировые лидеры и становления как высококонкурентного экономического государства [9].

    Поставленная Президентом РФ в майском указе задача по вхождению России в течении ближайших шести лет в пятерку экономически развитых стран по своему значению, роли и масштабам тождественна задаче, решаемой Советским Союзом по восстановлению разрушенного народного хозяйства после окончания Второй мировой войны.

    Успех выполнения этой задачи (вхождение России в пятерку экономически развитых стран мира) во многом зависит от обеспечения экономической безопасности России как фактора противостояния угрозам больших вызовов и противодействия риску опасностей экономической войны [12].

    Среди поставленных в стратегии задач можно отметить следующие:

    1) развитие высоких технологий и связанного с ними производственного сектора;

    2) преодоление зависимости от импортного оборудования в соответствующих сферах;

    3) разработка более совершенных мер в ответ на возможное введение санкций со стороны других государств;

    4) наиболее эффективное использование бюджетных средств;

    5) снижение зависимости кредитно-денежной системы от изменений конъюнктуры на международных товарных и финансовых рынках;

    6) налаживание партнерских связей в рамках межгосударственных организаций и т. д.

    В соответствии с поставленными задачами были разработаны этапы и механизмы реализации данной стратегии. В настоящий момент Россия находится на стадии завершения I этапа (до 2019 года), носящем подготовительный характер и предполагающим разработку нормативно-правовых мер, совершенствование механизмов реализации мониторинга состояния уровня экономической безопасности. На II этапе (до 2030 года) планируется реализация разработанных мер по нивелированию обозначенных вызовов и угроз.

    В целях мониторинга экономической ситуации в стране были также разработаны соответствующие индикаторы, характеризующие её экономическую безопасность. Далее представлены следующие основные индикаторы: качество жизни населения, в состав которого входят такие показатели, как ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности), средняя и минимальная заработная плата, прожиточный минимум, реальный располагаемый доход и др. [6].

    Анализ экономического развития РФ свидетельствует, что без прорыва в высокотехнологичном, инновационном секторах экономики и промышленности трудно рассчитывать на закрепление статуса великой державы и качественное решение социальных задач. К приоритетным отраслям развития экономики можно отнести [8]:

    − атомно-промышленный и атомно-энергетический комплексы;

    − промышленное машиностроение и станкостроение, энергетические (силовые) машины и оборудование;

    − авиационная и ракетно-космическая промышленность;

    − химическая, фармацевтическая и медицинская промышленность.

    В 2017 г. указом В. Путина была утверждена Стратегия экономической безопасности РФ до 2030 г. В ней раскрывают значение термина «экономическая безопасность»: это защищенность национальной экономики от любых внешних или внутренних угроз, при которой обеспечен экономический суверенитет России, а также единство экономического пространства [2].

    Внешние и внутренние факторы всегда находятся в прямой зависимости друг от друга: ошибка в управлении внутриэкономической деятельностью может легко ослабить позицию государства на международной арене, и наоборот. Есть как минимум два условия, которым должна соответствовать экономическая безопасность.

    Во-первых, необходимо соблюдать сохранность экономической самодостаточности государства и создавать условия для возможности принятия решений в собственных интересах в области развития хозяйства (в том числе предприятия производства, торговые компании и иные финансовые институты).

    Во-вторых, нельзя допускать снижения уже достигнутого уровня жизни населения, а необходимо обеспечивать его дальнейший рост.

    На рис. 1 сфере приведена схема экономический целей основные государственной политики в политика сфере отрицательную обеспечения экономической главными безопасности требований России, построенная на туры основе важнейших Стратегии до 2030 одной года [7].

    Рис. 1. Цели государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности России

    Защита национальной безопасности и интересов России в экономической сфере являются приоритетными курсами государственной политики.

    Сегодня, когда российская экономика находится в стадии глобализации и увеличивающейся международной конкуренции, необходимо обратить внимание на повышении конкурентоспособности отечественных производителей в рамках следующих направлений, чтобы обеспечить экономическую безопасность в Российской Федерации:

    1) развитие открытой научной политики, связанной с инновационной и индустриальной политикой, новым этапом приватизационной политики и политикой в отношении малого бизнеса;

    2) ускорение научного и технического прогресса и повышение конкурентоспособности, ключ к которым лежит в свободном предпринимательстве и рыночных механизмах;

    3) последовательная политика поддержки российской науки посредством укрепления основ реального сектора российской экономики, в особенности в отношении сельского хозяйства и промышленных секторов, производящих продукты потребления и т. д.

    4) занятость является важнейшим фактором, влияющим на благосостояние населения [10].

    Таким образом, управление рисками больших вызовов в социально-экономической системе государства — это очень актуальная проблема, решение которой способствует повышению национальной безопасности и которой со стороны руководства России уделяется должное внимание. Особенно это касается такого ключевого фактора, как научно-технологическое развитие Российской Федерации, которое способствует реальному росту валового внутреннего продукта и гарантированно обеспечивает экономический прорыв России в XXI веке.

    1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом президента РФ от 31.12.2015 No 683) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».
    2. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. (утверждена Указом президента РФ от 13.05.2017 No 208) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».
    3. Ахмедзянова Э. Р. Современные вопросы экономической безопасности организации в России / Э. Р. Ахмедзянова // В сборнике: Экономическая безопасность: проблемы, перспективы, тенденции развития. 2019. С. 51–58.
    4. Дащенко Ю. Ю. Экономическая безопасность России / Ю. Ю. Дащенко, А. В. Лифиренко, Ю. О. Пасько, Н. А. Лиманская // В сборнике: Актуальные вопросы управления, экономики и права. Наука на современном этапе: вопросы, достижения, инновации. Томск, 2019. С. 192–196.
    5. Дыхова А. Л. Значение финансовой системы в обеспечении экономической безопасности России / А. Л. Дыхова // Экономика и предпринимательство. 2019. № 3 (104). С. 170–174.
    6. Кусков А. Н. Анализ экономической безопасности России и направления ее обеспечения / А. Н. Кусков, А. П. Кускова // В сборнике: Актуальные вопросы права, экономики и управления. 2019. С. 141–143.
    7. Мартиновская Д. А. Экономическая безопасность России в условиях глобализации / Д. А. Мартиновская, Н. С. Смирнова // Вектор экономики. 2019. № 3 (33). С. 26.
    8. Рыхлицкий Е. А. Экономическая безопасность страны и проблемы ее обеспечения в России / Е. А. Рыхлицкий // В сборнике: Экономическая безопасность: проблемы, перспективы, тенденции развития. 2019. С. 808–811.
    9. Сафина И. И. Об угрозах экономической безопасности России во внешнем аспекте / И. И. Сафина, Э. Ф. Мухамадиева // В сборнике: Актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности государства, регионов, предприятий. 2018. С. 146–149.
    10. Свирина М. В. Анализ причин снижения экономической безопасности России / М. В. Свирина // Мировая экономика: проблемы безопасности. 2019. № 1. С. 34–36.
    11. Чеботарев С. С. Экономико-правовые проблемы экономической безопасности современной России и пути их преодоления / С. С. Чеботарев, К. Б. Доброва // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. № 1 (45). С. 198–205.
    12. Шахов Д. С. Экономическая безопасность современной России: состояние и тенденции / Д. С. Шахов, Р. В. Долгих // В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2019. С. 195–197.

    НДФЛ: что это такое простыми словами

    За каждый заработанный рубль в нашей стране нужно отчитываться и платить налоги. За несоблюдение закона грозят штраф или тюрьма. Как этого избежать, и кто должен отчитываться перед налоговой, рассказываем в статье.

    • Как рассчитывается НДФЛ
    • Не облагаемые налогом доходы
    • Действующие тарифы
    • Какие есть послабления
    • Как платить НДФЛ
    • Что грозит неплательщикам

    Помните старую рекламу «Заплати налоги и спи спокойно»? Полезный совет для всех граждан России. В большинстве случаев за нас это делает работодатель, но иногда налог с прибыли нужно заплатить самостоятельно.

    Когда появился НДФЛ, как он рассчитывается, и какие санкции применяются к уклонистам, расскажем в статье.

    Как рассчитывается НДФЛ

    НДФЛ считается в процентном соотношении ко всем заработанным деньгам. В нашей стране налог на доходы физического лица в основном составляет 13% от всей прибыли за месяц для резидентов, 30% для тех, кто резидентом не является.

    Это стандартная ставка, которая была скорректирована в 2021 году — она повышается до 15%, если доходы превысят 416 тысяч рублей в месяц.

    Для стандартного 13% НДФЛ действует налоговый вычет. Иными словами, если вы потратились на покупку недвижимости, лечение или образование, то часть этих денег вам вернет государство.

    Деньги от НДФЛ направляются в казну области и тратятся на ее улучшение. Если юридически ваш работодатель находится в Пензе, то и налоги он платит в бюджет Пензенской области.

    Резидент находится на территории Российской Федерации на законных основаниях свыше 183 дней за последние 12 месяцев.

    Нерезидент пребывает в России меньше 183 дней последние 12 месяцев и получает доход из источников в нашей стране. Гражданство в этом случае не имеет никакого значения.

    Вы все равно останетесь резидентом РФ, если уедете на срок до 6 месяцев для обучения или лечения, прохождения военной службы или работы на морских месторождениях нефти.

    Стандартным налогом 13% облагают:

    • любые доходы — зарплата, гонорар за проект, премия;
    • прибыль от сдачи недвижимости в аренду;
    • прибыль с продажи акций, облигаций;
    • выигрыш в лотерею;
    • недвижимость, автомобили или ценные бумаги, полученные в дар не от близких родственников;
    • доход с продажи недвижимости, если в собственности находится не одна, а несколько (для освобождения от налога недвижимость должна быть в собственности более пяти лет);
    • доход с продажи единственной недвижимости, если она находилась в собственности менее трех лет.

    Иван работает журналистом с окладом 50 тысяч рублей. Бухгалтерия вычитает из этой суммы 13%, а именно 6,5 тысяч рублей. Иван получает 43,5 тысячи рублей ежемесячно после вычета НДФЛ.

    Если бы Иван не был резидентом России, то и налог был бы гораздо выше —15 тысяч рублей, и он бы получал на руки 35 тысяч рублей.

    Самый высокий налог 35% резиденты платят, когда получают выигрыш (деньги или подарки) в результате конкурсов, проводимых для рекламы услуг или товаров. Например, если известная радиостанция проведет розыгрыш квартиры, то победителю придется поделиться с государством – отдать 35% ее кадастровой стоимости.

    Такой же процент отдают резиденты, которые пользуются деньгами пайщиков. 35% облагаются проценты по вкладам. Все эти условия подробно прописаны в НК РФ.

    Повышенный налог 15% действует в нашей стране с 1 января 2021 года и распространяется на состоятельных граждан, чья годовая прибыль превышает 5 миллионов рублей, или около 416 тысяч рублей в месяц. Повышенная ставка применяется только к суммам выше заявленного порога, доходы до установленного максимума облагаются стандартным 13% НДФЛ.

    Эта инициатива исходила от президента Владимира Путина. Дополнительные средства от нового налога решено направить на лечение детей с редкими заболеваниями, покупку лекарств для них, на операции и средства реабилитации.

    Для нерезидентов установлена ставка 30% с доходов, но есть исключения в меньшую сторону.

    • 15% платят от долевого участия в предприятиях нашей страны;
    • 13% платят иностранцы, работающие в нашей стране по патенту или приглашенные в качестве высококвалифицированных специалистов по договору;
    • 13% НДФЛ отдают беженцы, участники госпрограммы переселения, граждане ЕАЭС и те, кто работает в нашей стране по договору.

    Не облагаемые налогом доходы

    Операции по начислению и уплате подоходного налога берет на себя работодатель, работник получает заработную плату с вычетом 13%. Но не вся совокупная прибыль облагается НДФЛ. Это субсидии от центра занятости, пенсия, стипендия, алименты и проч.

    Также налог не платят при получении наследства и продаже автомобиля, который был в собственности более трех лет. Налогом не облагаются крупные подарки (например, квартира) от ближайших родственников. Подаренные деньги тоже не попадают под налогообложение.

    Действующие тарифы

    В нашей стране доходы облагаются различными налоговыми ставками.

    Ставка

    Плательщик

    Прибыль

    5%

    ● Дивиденды от ценных бумаг;

    ● доли в международных компаниях.

    9%

    Нерезиденты и резиденты.

    Процент по акциям, выпущенным до 1.01.2007 года.

    13%

    ● Прибыль граждан ЕАЭС;

    ● зарплата квалифицированных специалистов;

    ● доход работающих по патенту(до 5 млн рублей);

    ● проценты по депозитам в российских банках.

    13%

    ● недвижимость, полученная не от ближайших родственников;

    ● доход от дивидендов и процентов в банке.

    15%

    ● Зарплата работающих по патенту (свыше 5 млн рублей);

    ● дивиденды от организаций, расположенных в РФ.

    15%

    Официальная прибыль больше 5 млн рублей в год.

    30%

    Вся прибыль (см. исключения выше в таблице).

    30%

    Дивиденды от акций российских организаций (есть исключения).

    35%

    ● Экономия на процентах по займу, предоставленному работодателем или организацией;

    ● банковский вклад под высокий %;

    ● доход от участия в кооперативах;

    ● выигрыш свыше четырех тысяч рублей.

    Какие есть послабления

    Государство предоставляет некоторые послабления — вычеты. То есть позволяет забрать часть уплаченного налога или отказаться на законных основаниях его платить. Воспользоваться такой возможностью могут исключительно резиденты.

    На какие налоговые вычеты можно претендовать:

    Для получения вычета нужно заполнить форму 3-НДФЛ и подать ее в инстанцию либо оформить возврат денег через бухгалтерию работодателя.

    Впервые ввести подоходный налог попытался английский король Генрих IV в 1449 году. Ни к чему хорошему это не привело — крестьяне подняли бунт с мародерством и убийствами богатой знати. Налог был отменен, а следующие попытки его введения также не приживались среди простого народа.

    В 1799 году во время войны Великобритания ввела обязательный подоходный налог 10%, который отменили лишь в 1816 году, но спустя четверть века его восстановили и сделали постоянным.

    В нашей стране подоходный налог был введен 13 мая 1916 года во время Первой мировой войны со ставкой от 1% до 33%. Официальный НДФЛ был введен уже во времена СССР.

    Как платить НДФЛ

    Налог с заработной платы или с гонорара (для самозанятых) платит работодатель. Он вычитает 13% или 30% от заработанных денег и отправляет в инстанцию, действуя как налоговый агент.

    Работодатель также подает отчеты о внесенном в казну НДФЛ по двум документам: 2‑НДФЛ и 6‑НДФЛ. В этом случае личное участие не требуется.

    Если у вас были доходы помимо зарплаты, их также нужно задекларировать (отчитаться о них) и заплатить налог. Это нужно сделать самостоятельно. Последний день подачи документов – 30 апреля.

    Как это сделать:

    • Заполнить вручную и подать лично в двух экземплярах в ФНС по месту постоянной регистрации;
    • Заполнить типовой бланк в личном кабинете налогоплательщика;
    • Зайти в программу на сайте ведомства.

    ФНС выставит счет, который нужно оплатить до 15 июля. Помните, что вы отчитываетесь за предыдущий год, а не текущий.

    Налог оплачивается на сайте ведомства с помощью карты или в банковском отделении. Для оплаты в банке понадобится заполненное платежное поручение.

    С 2017 года появилась возможность оплачивать налоги за любого человека.

    Самозанятые платят налог с дохода через мобильное приложение «Мой налог» либо через сайт. Некоторые регионы выделяют для самозанятых субсидии для уплаты части налога: на личный счет самозанятого поступает 10 тысяч рублей, которые постепенно расходуются. Но оплатить весь налог за месяц не получится — только до 50% всей суммы.

    Самозанятых приравняли к малым и средним предпринимателям. Теперь официально оформленные самозанятые могут претендовать на господдержку. Им доступна аренда городского имущества со скидками, льготные кредиты, субсидии и гранты. В перспективе самозанятым будет открыт доступ к участию в госзакупках.

    Что грозит неплательщикам

    Закон обязывает каждого гражданина РФ оплачивать налоги. Иначе это грозит огромными штрафами и даже тюрьмой. Основным плательщиком является физическое лицо, а не работодатель, поэтому санкции лягут на плечи работника.

    Штраф за неуплату налогов может составлять до 40% от долга. Штраф за незаконное предпринимательство грозит штрафом 2 тысячи рублей, а при высоких доходах за все время деятельности без регистрации может грозить тюремный срок до полугода и большие штрафы.

    Несданные декларации тоже накажут рублем: придется заплатить до 30% за каждый год просрочки. Год тюрьмы и штрафы грозят отчаянным неплательщикам — это случится, если суммарно неуплаченных налогов набежит больше 2,5 млн рублей за все время налоговой отчетности.

    Согласно закону, каждый гражданин платит НДФЛ от своих доходов. Это делает работодатель либо лично налоговый резидент/нерезидент.

    Лучше вовремя оплачивать налоги, иначе сумма долга многократно увеличится, а также может грозить тюремное заключение.

    Резиденты и нерезиденты России платят в бюджет налог по разной ставке.

    Налоговый вычет получает только резидент.

    Как уплатить НДФЛ

    1. Что такое НДФЛ?

    НДФЛ — налог на доход физических лиц. Им облагаются личные доходы граждан, получаемые в виде денег, в натуральной форме или в виде материальной выгоды. При этом существует несколько видов доходов, на которые не распространяется НДФЛ:

    • доходы от продажи имущества, находившегося в собственности более трех лет;
    • доходы, полученные в порядке наследования;
    • доходы, полученные по договору дарения от члена семьи;
    • некоторые другие доходы.

    Когда вы получаете доход от организации (или индивидуального предпринимателя), например, зарплату, организация сама отчисляет в бюджет процент от положенной вам суммы, так как является налоговым агентом.

    Не являются налоговыми агентами физические лица, которые не зарегистрированы как ИП, и иностранные организации, которые не имеют подразделений в России. Поэтому, если вы получаете доходы от них, вы должны самостоятельно подать декларацию и уплатить налог.

    2. Какие существуют ставки НДФЛ?

    Налоговые резиденты России, как правило , уплачивают подоходный налог по ставке 13%. Однако в отношении некоторых видов доходов действуют другие налоговые ставки . Например, НДФЛ по ставке 35% придется заплатить от стоимости приза или суммы выигрыша, если вы получили их, участвуя в игре, которая проводилась в рекламных целях.

    Налоговым резидентом вне зависимости от гражданства считается гражданин, проводящий на территории России более полугода в течение 12 месяцев. Нерезиденты, получающие доход на территории России, в большинстве случаев обязаны платить НДФЛ по ставке 30%.

    3. В каких случаях нужно самостоятельно подавать декларацию?

    Подать декларацию по форме 3-НДФЛ вы обязаны в случае, если вы:

    • получили доход по трудовому или гражданско-правовому договору от лица, которое не является налоговым агентом (например, если вы сдавали квартиру внаем);
    • продали недвижимое имущество, которое находилось у вас в собственности менее трех лет (для имущества, приобретенного с 1 января 2016 года, этот срок увеличивается до пяти лет);
    • продали иное имущество, находящееся в Российской Федерации и принадлежавшее вам менее трех лет;
    • продали имущественное право: долю в уставном капитале или акции;
    • получили доход из-за рубежа (проценты по вкладам в иностранном банке, доходы от продажи зарубежной недвижимости, дивиденды от иностранных организаций, которые не имеют в РФ подразделений, доходы от продажи зарубежной недвижимости);
    • получили вознаграждение как наследник или правопреемник автора произведений науки, литературы, искусства, изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
    • получили в подарок от физического лица недвижимое имущество, транспортное средство, акцию, долю или пай (однако если вы получили подарок от члена семьи, то декларировать доход и уплачивать налог не надо);
    • пожертвовали имущество и получили доход при возврате этого имущества в виде денег от некоммерческой организации (если это имущество ранее было в вашей собственности менее трех лет).

    4. Как заполнить налоговую декларацию 3-НДФЛ?

    Заполнить декларацию по форме 3-НДФЛ можно как от руки, так и автоматически, воспользовавшись специальной программой, размещенной на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС), или в личном кабинете налогоплательщика.

    В документе нужно рассчитать сумму налога на полученный доход, а также указать:

    • паспортные данные;
    • контактный телефон;
    • ИНН.

    Затем вам нужно будет подать декларацию, воспользовавшись удобным способом:

    • в инспекцию ФНС по месту жительства — лично или через представителя (требуется нотариально удостоверенная доверенность), записаться на прием в инспекцию можно на сайте ФНС;
    • в любой центр госуслуг «Мои документы» (необходимо будет предъявить документ, удостоверяющий личность, и согласиться на обработку персональных данных);
    • по почте с описью вложения;
    • онлайн, при помощи специального сервиса на сайте ФНС (требуется квалифицированная электронная подпись).

    Подается декларация не позднее 30 апреля года, следующего за годом, в котором был получен соответствующий доход.

  • Ссылка на основную публикацию