Государственное регулирование экономики – формы и методы, теории воздействия

Методы и формы государственного регулирования экономики

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 11.12.2017 2017-12-11

Статья просмотрена: 5894 раза

Библиографическое описание:

Агирджанов, Т. Н. Методы и формы государственного регулирования экономики / Т. Н. Агирджанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 221-223. — URL: https://moluch.ru/archive/183/47016/ (дата обращения: 17.11.2021).

Статья посвящена изучению характерных черт государственного регулирования экономики. Представлены основные формы и методы этого вида регулирования, определена важность данных институтов и процесса их практической реализации.

Ключевые слова: экономика, государственное регулирование, публичное право, формы регулирования, методы регулирования.

Государственная политика весьма сильно зависит от непосредственной деятельности правительства. В частности, прямо или косвенно государство оказывает влияние на экономический баланс внутри государства, обеспечивая при этом замедление инфляции, стабильность. Настолько сильно бы государственная власть не была вовлечена в развитие экономики, каким бы образом она её не регулировала, без нее невозможно себе представить осуществление коммерческой деятельности на эффективном, должном уровне.

Государство может оказывать влияние на экономические отношения при помощи различных способов: финансовыми, правовыми [2]. Регламентируя деятельность на рынке, предписывая поведения и позволяя действовать в рамках закона, государство обеспечивает необходимые законные условия существования и нормального функционирования частного сектора. Степень влияния определяется степенью развития сфер предпринимательства.

Система государственного регулирования экономики характеризуется в российских реализациях несколькими основными тенденциями [4]. В первую очередь, степень государственного вмешательства в экономику постепенно уменьшается, как минимум, этот процесс в рыночных условиях в развитом правовом и демократическом государстве должен постоянно быть ориентирован на уменьшение роли последнего. Кроме того, происходит и переход от преимущественно административных способов государственного регулирования непосредственно к экономическим.

Необходимость осуществления государством экономических функций предполагает собой наличие у него содержательного инструментария.

В реализации процесса государственного регулирования экономики важную роль играют методы и формы государственного вмешательства в жизнь общества — способы регулирования экономики [3].

В современных социально-экономических условиях регулирование экономики государством представляет собой целенаправленное воздействие уполномоченных государственных структур на отдельные сегменты рынка при помощи марко- и микроэкономических регуляторов для обеспечения равновесного роста экономической системы в целом.

Все применяемые государством регуляторы экономической жизни можно отнести или к способам косвенного, или прямого влияния на экономику.

Методы прямого воздействия основаны на властных распорядительных отношениях, они сводятся к административному влиянию на деятельность субъектов хозяйственной деятельности [2]. Такие меры предполагают собой, что те или иные экономические субъекты будут в различных случаях вынуждено принимать решения, основанные не на личном индивидуальном экономическом выборе, а только на предписаниях государства.

Среди методов прямого регулирования в основном преобладают формы безвозвратного целевого финансирования отдельных секторов экономики, фирм, целых регионов в виде субсидирования негосударственных предприятий; государственные инвестиции в том числе являются формой прямого регулирования [4].

С сектором государственного инвестирования инвестициями связано определение государственного предпринимательства. О государственном предпринимательстве ведут речь, когда подразумевают создание, а также функционирование государственных предприятий производственного толка в определенной отрасли. Чаще всего предприятия государственной формы собственности появляются в малорентабельных и капиталоемких отраслях, в отраслях, определяющих научно-технических прогресс, производство и накопление человеческого капитала, а также проведение научных исследований.

Государственное предпринимательство обычно развивается в тех сферах, где функционирование той или иной негосударственной формы собственности в конечном счете может привести к отрицательным последствиям. В частности, государства реализует всевозможные программы по поддержанию таких сфер, как здравоохранение, образование, охрана окружающей среды, которые без прямого государственного участия в виде государственных субсидий однозначно развивались бы намного медленнее.

Постоянным объектом субсидирования в ряде государств является аграрное производство, добывающая промышленность и пр.

Реализация мер регулирования прямого имеет свои положительные и отрицательные черты — создание помех при непосредственной работе рыночного механизма, его ослаблении и высокая степень эффективности по причине оперативного достижения экономического результата [5].

Методы косвенного регулирования обычно предполагают, что государство должно заложить условия, чтобы при самостоятельном принятии тех или иных экономических решений субъекты экономики чаще всего стремились к вариантам, которые в основном соответствуют экономическим целям государства. Но, при косвенном регулировании экономики неизбежны и временные неурядицы между принятие государством экономических решений и мер, их восприятием субъектами рынка, конечными экономическими результатами, соответствующими государственным экономическим целям.

Основываясь на организационно-институционных особенностях применяемых регуляторов, методы регулирования отношений экономического характера можно подразделить на несколько главных группы: экономические, административные, правовые.

Правовые средства государственного воздействия на экономику обеспечивают правовую инфраструктуру, создают для частного сектора разумные правовые условия функционирования [1].

Правовое регулирование экономики заключается в установлении государством определенных групп правил экономического поведения для потребителей и фирм-производителей.

Система норм и правил определяет формы и права собственности, порядок регистрации и дальнейшего функционирования фирм, условия заключения хозяйственных договоров, обеспечивая при этом защиту конкурентной среды [3].

Административные меры делятся на меры запрета, меры разделения, меры принуждения. Они никак не связаны с созданием какого-либо дополнительного материального стимула для частного сектора, обычно основываются на силе власти государства.

Административные меры могут использования непосредственном при государственном контроле над доходами, ценами, валютным курсом, учетной ставкой.

Меры регулирования административного характера в странах с развитой рыночной экономикой применяются в относительно небольших масштабах, обычно они ограничиваются охраной окружающей среды, а также социальной защитой населения.

Роль и значение административных методов в критических ситуациях возрастает — во времена тяжелого экономического положения, в годы войны и пр. [1]

Экономические инструменты регулирования экономики включают в себя совокупность мер, которые оказывают воздействие на рыночный процесс, на характер развивающихся рыночных связей и пр. Это возможно к осуществлению путем воздействия на спрос и предложение в национальных пределах, на структуру экономики, а также путем активизации факторов экономического роста.

Чтобы достигнуть таких целей обычно необходимо применять бюджетно-налоговую политику, программирование, денежно-кредитную политику, планирование и прогнозирование.

Прогнозирование, программирование, планирование — все это верховные формы регулирования экономики на государственном уровне, которые в целом отражают косвенный вариант государственного воздействия [3].

Государственные программы обладают рекомендательным характером для частного сектора. Программирование может быть ориентировано на отдельные отрасли и регионы [5].

Очевидно, что достижение экономической политики требует по отношению к себе применения тесно взаимосвязанного инструментария, то есть комплексного применения всего перечня способов и методов государственного влияния на экономические отношения.

  1. Миронова О. Ф., Дометова Г. И. Перспективы государственного регулирования экономики в России // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. — 2013. — С. 112–123.
  2. Карпенко Г. Г. Государственное регулирование экономики: эволюционный аспект // Государственное управление. Электронный вестник. — 2013.
  3. Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики. — М.: Логос, 2016. — 353 с.
  4. Михайлушкин П. В., Баранников А. А. Роль и степень государственного участия в экономике // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2013. — № 88 — С. 692–712.
  5. Нитовкин Д. В. Роль и место государственного регулирования в управлении экономикой // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2013. — С. 17–20.

Государственное регулирование экономики: цели и методы

Государственное регулирование экономики – это набор типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий нормального функционирования рыночного механизма и решения социальных проблем.

Масштабы, направления, объекты, инструменты государственного регулирования зависят от выбираемой правительством политики. В основе той или иной проводимой государством политики лежат разные воззрения на целесообразность и методы государственного вмешательства в экономику. Существуют разные теории государственного регулирования.

Неоклассическая теория (теория «невмешательства», нерегулирования). Согласно воззрениям классиков, как уже отмечалось, рыночная экономика обладает свойством саморегулирования. Все недостатки рынка являются следствием ограничения рыночной свободы, и поэтому государству не следует вмешиваться в экономику. Рынок сам решает все экономические проблемы, свобода выбора – основа эффективности хозяйства.

Кейнсианская теория. Переворот во взглядах на роль государства связан с именем Дж. Кейнса. Дж. Кейнс показал, что рыночной экономике, которая, хотя и является саморегулируемой, внутренне присущи определенные недостатки, затраты общества по преодолению которых очень велики, поэтому государство должно воздействовать на рыночный механизм. По мнению Дж. Кейнса, важнейшим направлением воздействия государства на экономику является формирование эффективного совокупного спроса (особенно инвестиционного), стимулирующего расширение производства и предложения товаров. Основными инструментами, с помощью которых государство может влиять на совокупный спрос, является ссудный процент и государственные расходы.

Кейнсианские воззрения на экономическую роль государства легли в основу многочисленных практических разработок и концепций по регулированию экономики. В течение нескольких десятилетий государственное регулирование осуществлялось именно на основе кейнсианских построений. Однако с конца 70-х годов ХХ века под влиянием изменившейся экономической ситуации кейнсианские методы государственного регулирования экономики были подвергнуты ревизии, и сторонниками монетаризма и теории предложения были выдвинуты иные практические рекомендации.

Согласно теории монетаризма активное вмешательство государства в экономику оказывает на нее отрицательное воздействие и поэтому должно быть минимальным. Основная задача государства – создать финансовые условия для нормального функционирования рынка. Объектом регулирования со стороны государства должно быть лишь денежное предложение, изменяя величину которого государство может влиять на динамику основных макроэкономических показателей (объём производства, темп роста цен, уровень безработицы).

Исходя из ориентации на те или иные теоретические положения, правительства разных стран и выбирают объекты, методы, инструменты регулирования экономики.

Объекты государственного регулирования – это сферы, отрасли, регионы, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли трудности, проблемы, которые не могут быть разрешены рынком автоматически.

Объектами государственного регулирования являются:

1) экономический цикл;

2) отраслевая и региональная структура экономики;

3) условия накопления капитала;

4) занятость и цены;

5) денежное обращение;

6) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

7) условия конкуренции;

8) состояние окружающей среды;

9) внешнеэкономические связи и т.д.

Субъектами регулирования выступают центральные (федеральные), региональные и муниципальные органы управления.

Цель государственного регулирования – поддержание экономической и социальной стабильности в обществе, обеспечение эффективности производства.

При определении конкретных целей регулирования государство должно учитывать их взаимозависимость и частую противоречивость. Например, как мы уже видели, политика, направленная на снижение безработицы, может оборачиваться ростом цен и т.п. Ограниченность ресурсов делает необходимым ранжирование целей, при этом значимость тех или иных целей постоянно меняется в зависимости от экономической конъюнктуры.

Методы государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные методы регулирования опираются на силу государственной власти и ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта.

В отличие от административных, экономические методы государственного воздействия (снижение налогов на бизнес или учетной ставки) не ограничивают свободу предпринимательского выбора.

Разграничение методов государственного регулирования на административные и экономические до некоторой степени условно, поскольку, чтобы задействовать экономический регулятор, необходимо административное решение, в то же время любое административное решение оказывает влияние на политику, проводимую хозяйствующими субъектами. Тем не менее, очевидно, что если в плановой экономике преобладали административные методы, то рыночной экономике характерны экономические методы государственного регулирования. Именно они адекватны природе рынка, так как непосредственно воздействуют на экономический интерес, конъюнктуру рынка и через нее на производство и потребление товаров и услуг.

Административные методы регулирования рыночной экономики базируются на соответствующем законодательстве, которое определяет отношения между хозяйствующими субъектами и включает меры запрета, разрешения, принуждения и убеждения. Использование административных мер заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения, основанные на предписаниях государственной власти.

Наиболее часто административные методы используются в борьбе с монополиями, отрицательными внешними эффектами, в процессе регулирования деятельности государственных предприятий, при установлении минимального уровня оплаты труда, регулировании рынка труда, обеспечении экономической безопасности производства, защите национальных интересов в сфере международных экономических отношений и т.п.

Экономические методы государственного регулирования предполагают воздействие на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая соответствует проводимой государством политике. Экономические методы, в свою очередь, делятся на прямые и косвенные (рис. 5).

Методы государственного регулирования
АдминистративныеЭкономические
ПрямыеКосвенные
Государственное законодательствоГосударственное предпринимательствоСоциально-экономическая политикаВнешне-экономическая политикаДенежно-кредитная политикаНалогово-бюджетная политика
Инструменты
лицензированиепланыминимальная заработная плататаможенные пошлиныучетная ставкабюджет
регистрациякомплексные программыразмер пенсий, пособий по безработиценетарифные методы регулированияобязательные резервы банковгос. расходы
регламентациягосударственные инвестициикурс нац. валютыоперации открытого рынкагос. заказы
антимонопольные запретысубсидии и налоговые льготы отечественным экспортерамвалютные интервенциизаймы, субсидии, субвенции. дотации
квотированиекредитные льготыкомпенсации
запреты. разрешениязолотовалютные резервыналоги (ставки, льготы)

Рисунок 5. Методы государственного регулирования

Прямые методы регулирования связаны с государственной собственностью и предпринимательской деятельностью государства. Государственное предпринимательство (деятельность предприятий, учреждений и других организаций, принадлежащих полностью или частично государству) оказывает большое влияние на частный сектор и экономику в целом.

Сегодня государство большинства стран, выполняя функции частных предпринимателей (производство, продажа товаров, закупка ресурсов, инвестиции и т.п.), непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг. Часть экономики страны, в которой хозяйственная деятельность осуществляется государством, образует государственный сектор.

Удельный вес государственного сектора в экономике разных стран различен. Он невелик в США и Японии. В Европе же на государственных предприятиях производится от 10% (Германия) до 30% (Австрия) ВВП. Следует отметить, что границы распространения государственной собственности в рыночной экономике весьма подвижны. Доля ее меняется в зависимости от того, какое сочетание государственной и частной собственности, по мнению государства, наилучшим образом служит решению задач стабилизации экономики, роста ее социально-экономической эффективности, недопущения отставания от других стран.

В 50-е годы ХХ в. в Западной Европе в довольно широких масштабах осуществлялась национализация – государственный сектор расширялся; а в 80-е годы происходила приватизация и сокращение государственного сектора.

Функции государства определяют цели деятельности государственных предприятий, которые, в отличие от частных, не ставят в качестве первоочередной задачи максимизацию прибыли, а подчиняют свои финансовые интересы политическим, общенародным, социальным целям.

На первый план выдвигается максимизация социально-экономических выгод и содействие выполнению общенациональных задач. Второстепенное значение коммерческого успеха для государственных предприятий, искусственное ограждение их от конкуренции, финансовая поддержка со стороны государства и т.п. делают государственные предприятия менее эффективными по сравнению с частными. Именно это объясняет массовую приватизацию, проводившуюся в 80-е годы ХХ века.

Косвенные методы предполагают использование в качестве инструментов регулирования экономики государственный бюджет и массу денег в обращении.

Проводя соответствующую бюджетно-налоговую (фискальную) и денежно-кредитную (монетарную) политику, государство воздействует на экономику. (Подробнее эти методы воздействия на экономику будут рассмотрены в последующих темах).

Наряду с краткосрочным – государство осуществляет долгосрочное регулирование – программирование.

Экономическое программирование – разработка и принятие государством программ, формулирующих долгосрочные цели и определяющих порядок достижения этих целей; органы, ответственные за исполнение программ; необходимые средства и порядок их финансирования.

Программирование – высшая форма государственного регулирования – предполагает комплексное использование всех методов государственного регулирования для достижения определенных экономических целей.

Объекты программирования те же, что и в случае краткосрочного регулирования: отрасли, регионы, социальная сфера, научно-технический прогресс, занятость, темпы экономического роста, внешняя торговля и т.д.

Государственные программы могут быть:

1) целевые (программы развития какой-либо отрасли или региона, определенного направления НТП или занятости, например, программы общественных работ);

2) общенациональные (стабилизации или развития экономики в целом, например, удвоения ВНП за 10 лет);

3) чрезвычайные (борьба с инфляцией, массовой безработицей, социальная защита беднейшего населения и т.п.).

Во всех странах существуют специальные государственные органы, ответственные за разработку программ и их осуществление.

Отличие программ, разрабатываемых в условиях рыночной экономики, от планов, принимавшихся в административно-командной (плановой) экономике и носивших директивный характер, состоит в их рекомендательно-индикативном (пожелательном) характере. Государство не может обязать частный бизнес следовать тем или иным программам, но оно может через налоговые и кредитные льготы, систему государственных заказов заинтересовать предпринимателей развиваться в направлении достижения целей принятых программ.

Государственному воздействию на экономику, так же, как и рынку, свойственны определенные объективные недостатки.

Положение, при котором государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов общества называется фиаско (провалами) государства.

Причинами фиаско (провалов) государства может быть:

1) ограниченность, ненадежность или сознательное искажение информации, необходимой для выработки того или иного курса;

2) несовершенство политического процесса, в результате чего искажается общественный выбор;

3) наличие мощного бюрократического аппарата, интересы которого могут приходить в противоречие с интересами общества в целом;

4) неспособность государства полностью предусматривать и контролировать последствия принятых им решений;

5) наличие временного лага между осознанием проблемы, принятием решений, их воплощением в жизнь и результатами их реализации.

Таким образом, к фиаско рынка может добавляться фиаско государства. Поэтому, осуществляя те или иные меры, государство должно строго следить за возможными неблагоприятными последствиями своих действий, и в случае необходимости корректировать их в соответствии с конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что цель деятельности государства в рыночной экономике – не перестройка рыночного механизма, а создание условий для его свободного функционирования. Современный рынок не может эффективно функционировать без государственного вмешательства, но и государственное вмешательство имеет свои пределы. Рынок и государство не противостоят друг другу, а дополняют друг друга. Это две стороны одной «медали» – смешанной экономики.

При этом сочетание рынка и государства в разных странах может быть разным. Эти различия находят свое отражение в моделях рыночной экономики (табл. 1).

Таблица 1. Модели рыночной экономики

КритерииМодели
Социальное рыночное хозяйствоСмешанная экономикаКорпоративная экономика
Цель государственных программЗащита интересов гражданСоздание условий для развития предпринимательстваЗащита интересов крупного бизнеса
Принципы регулирования экономикиДолгосрочное программированиеИспользование преимущественно тактических методовОпределение основных приоритетов
Доля государственного сектораОколо 30 %Около 10 %Незначительная
Наиболее типичные страныШвеция, ГерманияСШАЯпония

Заключение

Выводы по лекции:

1. Возникновение монополий, незаинтересованность рынка в производстве общественных товаров, сохранении окружающей среды, развитии фундаментальной науки, неравенство в распределении доходов, такие имманентные рынку негативные черты, как безработица, инфляция, кризисы – все это обусловило усиление в ХХ веке роли государства в экономике.

Цель деятельности государства в рыночной экономике – смягчить негативные последствия действия рыночного механизма, компенсировать «провалы» рынка.

Основные его функции: создание правовых основ частного бизнеса, демонополизация, перераспределение доходов, борьба с безработицей, инфляцией, цикличностью развития и др.

Внешние эффекты – это эффекты (потери или выгоды), приходящиеся на долю третьих лиц, в рыночной сделке не участвующих, и не находящие отражения в рыночной цене.

Отрицательные внешние эффекты приводят к чрезмерному, а положительные внешние эффекты к недостаточному поступлению ресурсов в отрасли, где эти эффекты возникают. Вводя специальные налоги, разного рода санкции или субсидии, государство устраняет эти перекосы в распределении ресурсов.

Важная функция государства в рыночной экономике – производство общественных благ,особенность которых заключается в том, что их полезность распространяется более чем на одного человека, их нельзя предоставить одному лицу, не предоставив другим (национальная оборона, защита от наводнений, уличное освещение и т.п.). Общественные блага нельзя продать одному лицу, поэтому их производство невыгодно частному бизнесу, но, так как эти блага необходимы обществу в целом, государство берет их производство на себя.

2. Государственное регулирование экономики – это набор типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий для нормального функционирования рыночного механизма и решения социальных проблем. Объектами государственного регулирования являются все важнейшие макроэкономические процессы и явления.

Государство воздействует на рыночную экономику, во-первых, используя административные меры, и, во-вторых, экономически: прямо – выступая как хозяйствующий субъект (производитель и продавец, покупатель, инвестор и т.д.) и косвенно – регулируя частный сектор посредством соответствующей бюджетно-налоговой и денежной политики. В зависимости от сочетания рыночного и государственного регулирования различают разные модели рыночной экономики.

[1] Беседа с Ф. Бурлацким. «ЛГ» – февраль 1990 г.

Методы государственного регулирования экономики

Государство в условиях рынка воздействует на экономику посредством создания и регулярного корректирования условий для того, чтобы она нормально работала, без сбоев и успешно развивалась, приспосабливалась к существующей социально-экономической системе и переменчивым условиям. Это подразумевает:

  • Законотворчество, которое состоит из разработки и принятия правовых норм хозяйствования.
  • Создание и прекращение деятельности крупных хозяйствующих субъектов.
  • Управление напрямую хозяйствующими субъектами, которые находятся в государственной собственности.
  • Процесс информирования хозяйствующих субъектов относительно экономической ситуации и её возможных изменениях в будущем при планировании и разработке прогнозов и индикативных планов страны или отдельных территориальных образований.
  • Регулирование деятельности регионов, а также отраслей или крупных предприятий с целью реализации общенациональных идей.
  • Финансирование и кредитование отраслей и сфер экономики.
  • Контроль текущей деятельности предприятий, который осуществляется для устранения и предотвращения неполадок и нарушений согласно законодательства.

Методы государственного регулирования экономики

Метода государственного регулирования экономики или по-другому, способы, с помощью которых можно влиять на её субъекты, их поведение, по форме можно поделить на активные и пассивные, по адресности – на прямые и косвенные, по содержанию – на правовые, административные и экономические.

Активные методы

Суть активных методов заключается в оперативном регулировании государственными органами на постоянно меняющуюся экономическую ситуацию внутри страны и за её пределами.

В качестве примера активных методов можно привести манипуляции, которые совершаются Центральным банком России со ставкой рефинансирования.

Пассивные методы

Суть пассивных методов состоит в создании системы долговременных норм и правил, они могут быть обязательные или рекомендательные, которым должны отвечать субъекты, чтобы в максимальной степени они могли воплотить свои интересы при одновременном соблюдении интересов всего общества. В такой ситуации государство является ограничителем нарушений обязательных требований.

Примером пассивных методов является принятие соответствующих законодательных актов и контроль за их исполнением.

Прямые методы регулирования

Главной отличительной чертой прямых методов регулирования является адресность, которая направлена на конкретные субъекты или процессы.

К прямому регулированию относятся:

  • Государственные заказы и контракты, которые определяют правила поставки конкретных видов продукции, выполнение определённых работ производителями и т.д.
  • Безвозвратное целевое финансирование каких-либо территорий, отраслей, предприятий, в том числе субвенции или прямые субсидии, включающие в себя дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных фондов различных уровней – общенациональных, региональных или местных.
  • Адресные льготные кредиты производителям.
  • Создание фондов финансовой помощи для строительства объектов государственной собственности.
  • Создание списков и перечней продукции, которая запрещена к выпуску.
  • Лицензирование некоторых видов деятельности, внешнеторговых операций и т.п.

В случае, если хозяйствующие субъекты игнорируют подобные действия со стороны государства, то это может привести к экономическим проблемам или административным санкциям.

Косвенные методы регулирования

Косвенные методы априори не могут иметь своего конкретного адресата и в первую очередь они направлены на всё экономическое поле, тем самым диктуя правила игры в нём. Они базируются на товарно-денежных рычагах и влияют на экономические интересы субъектов хозяйствования. Их главное отличие от прямых методов заключается в том, что они оказывают действие автоматически.

Неподчинение косвенным методам регулирования чаще всего является причиной экономических потерь.

К косвенным методам государственного регулирования относятся:

  • Экономическое прогнозирование, по итогам которого частные компании получают достаточно надёжные ориентиры для собственного развития, а также для реализации собственных инвестиционных проектов.
  • Определение направления стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах и т.д.
  • Реализация некоторых манипуляций, связанных с налогами и системой налоговых льгот.
  • Реализация мер по урегулированию цен и тарифов, платежей за ресурсы, валютных курсов, нормы амортизационных отчислений, ставки рефинансирования, количества денег в сфере обращения и пр.

Косвенное регулирование сильно расширяется по мере того, как происходит развитие рыночной экономики.

В конечном итоге, можно говорить о том, что государство, используя прямые и косвенные рычаги регулирования на экономические интересы, может воздействовать на поведение субъектов хозяйствования.

Содержание методов государственного регулирования экономики

Правовые методы регулирования базируются на системе нормативных актов, требованиям которых должны соответствовать все субъекты хозяйственной деятельности. Здесь говорится о правовых нормах, которые определяют условия заключения контрактов, функционирования предприятий; двусторонние обязательства в трудовых отношениях; Нормативные требования в отношении качества и сертификации конкретных технологий и продукции.

Правовые нормы и механизм из применения представляют собой основу государственного регулирования экономики и проведения соответствующей экономической политики. Для современного цивилизованного общества характерно осуществление правовой формы практически для всех хозяйственных процессов. Это наделяет их конституирующим статусом, проявление которого происходит посредством возможности сдерживать её развитие, создавать необходимое для этого пространство и определять направление, чтобы всё не пошло в отрыве от действительности, как это произошло после реформ М. Горбачёва и Б. Ельцина. Адекватно и грамотно выстроенная законодательная система и её правильное применение могут серьёзно повлиять на скорость экономического развития страны, а также поможет повысить эффективность хозяйственных процессов.

Таким образом, важно понимать, что система правовых норм должна соответствовать реальному состоянию общества, в первую очередь экономике, чтобы могла создать необходимую площадку для развития позитивных тенденций, а негативные истребляла.

Административные методы регулирования экономики

Различают следующие виды административных методов регулирования:

  • Запрет деятельности, признание каких-либо товаров или услуг общественно вредными, ненужными, не допустимыми к применению.
  • Разрешение на ведение различных видов экономической деятельности, в том числе на ввоз и вывоз некоторых групп лекарственных средств.
  • Принуждение к занятию природоохранными мероприятиями, обеспечению безопасных условий труда.
  • Контролирующая деятельность в отношении цен и доходов.

Данные меры, прежде всего основываются на экономических интересах и реализующих стимулах, а опираются на приказы государственного аппарата.

В развитых странах административные методы регулирования не имеют широкого применения. Их сфера применения ограничивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условия для поддержания слабо защищённых слоёв населения, а также ведением внешнеэкономической политики.

Таким образом, можно говорить о том, что государство принимает решения об установлении импортных или экспортных квот, временном запрете на импорт или экспорт тех или иных товаров.

В 2006 г. На государственном уровне был запрещён ввоз в страну грузинских и молдавских вин, а также минеральной воды «Боржоми», кроме этого действовал запрет на импорт мяса из Польши.

Государство принуждает предприятия организовывать на местах производственное обучение, заниматься повышением квалификации сотрудников, а также создавать благоприятные и безопасные рабочие места.

Экономические методы оказывают влияние на материальную заинтересованность хозяйствующих субъектов. В число таких субъектов водят:

  • Налоги и бюджетные выплаты, посредством которых можно оказывать влияние на хозяйствующие субъекты.
  • Денежно-кредитные инструменты. Здесь подразумеваются различные способы влияния на учётную ставку, которое проводит Центральный банк; определение и изменение размеров минимальных резервов, которые должны храниться в Центральном банке; операции, проводимые с ценными бумагами: эмиссия государственных обязательств, торговля, погашение. Такие инструменты помогают государству периодически менять соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в необходимом направлении.
  • Амортизационная политика.
  • Планирование экономики, а также программирование процессов и прогнозирование.
  • Создание объектов государственной собственности и ведение на их основе предпринимательской деятельности, которая обеспечивает эффективное функционирование частного бизнеса.

В конечном итоге стоит отметить, что методы государственного регулирования экономики все по-своему эффективны, среди них нет абсолютно непригодных. Основное правило их применение заключается в том, что необходимо адекватно подходить к определению той области, где конкретный метод наиболее целесообразен.

Государственное регулирование экономики: цели и методы

Государственное регулирование экономики – это набор типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий нормального функционирования рыночного механизма и решения социальных проблем.

Масштабы, направления, объекты, инструменты государственного регулирования зависят от выбираемой правительством политики. В основе той или иной проводимой государством политики лежат разные воззрения на целесообразность и методы государственного вмешательства в экономику. Существуют разные теории государственного регулирования.

Неоклассическая теория (теория «невмешательства», нерегулирования). Согласно воззрениям классиков, как уже отмечалось, рыночная экономика обладает свойством саморегулирования. Все недостатки рынка являются следствием ограничения рыночной свободы, и поэтому государству не следует вмешиваться в экономику. Рынок сам решает все экономические проблемы, свобода выбора – основа эффективности хозяйства.

Кейнсианская теория. Переворот во взглядах на роль государства связан с именем Дж. Кейнса. Дж. Кейнс показал, что рыночной экономике, которая, хотя и является саморегулируемой, внутренне присущи определенные недостатки, затраты общества по преодолению которых очень велики, поэтому государство должно воздействовать на рыночный механизм. По мнению Дж. Кейнса, важнейшим направлением воздействия государства на экономику является формирование эффективного совокупного спроса (особенно инвестиционного), стимулирующего расширение производства и предложения товаров. Основными инструментами, с помощью которых государство может влиять на совокупный спрос, является ссудный процент и государственные расходы.

Кейнсианские воззрения на экономическую роль государства легли в основу многочисленных практических разработок и концепций по регулированию экономики. В течение нескольких десятилетий государственное регулирование осуществлялось именно на основе кейнсианских построений. Однако с конца 70-х годов ХХ века под влиянием изменившейся экономической ситуации кейнсианские методы государственного регулирования экономики были подвергнуты ревизии, и сторонниками монетаризма и теории предложения были выдвинуты иные практические рекомендации.

Согласно теории монетаризма активное вмешательство государства в экономику оказывает на нее отрицательное воздействие и поэтому должно быть минимальным. Основная задача государства – создать финансовые условия для нормального функционирования рынка. Объектом регулирования со стороны государства должно быть лишь денежное предложение, изменяя величину которого государство может влиять на динамику основных макроэкономических показателей (объём производства, темп роста цен, уровень безработицы).

Исходя из ориентации на те или иные теоретические положения, правительства разных стран и выбирают объекты, методы, инструменты регулирования экономики.

Объекты государственного регулирования – это сферы, отрасли, регионы, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли трудности, проблемы, которые не могут быть разрешены рынком автоматически.

Объектами государственного регулирования являются:

1) экономический цикл;

2) отраслевая и региональная структура экономики;

3) условия накопления капитала;

4) занятость и цены;

5) денежное обращение;

6) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

7) условия конкуренции;

8) состояние окружающей среды;

9) внешнеэкономические связи и т.д.

Субъектами регулирования выступают центральные (федеральные), региональные и муниципальные органы управления.

Цель государственного регулирования – поддержание экономической и социальной стабильности в обществе, обеспечение эффективности производства.

При определении конкретных целей регулирования государство должно учитывать их взаимозависимость и частую противоречивость. Например, как мы уже видели, политика, направленная на снижение безработицы, может оборачиваться ростом цен и т.п. Ограниченность ресурсов делает необходимым ранжирование целей, при этом значимость тех или иных целей постоянно меняется в зависимости от экономической конъюнктуры.

Методы государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные методы регулирования опираются на силу государственной власти и ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта.

В отличие от административных, экономические методы государственного воздействия (снижение налогов на бизнес или учетной ставки) не ограничивают свободу предпринимательского выбора.

Разграничение методов государственного регулирования на административные и экономические до некоторой степени условно, поскольку, чтобы задействовать экономический регулятор, необходимо административное решение, в то же время любое административное решение оказывает влияние на политику, проводимую хозяйствующими субъектами. Тем не менее, очевидно, что если в плановой экономике преобладали административные методы, то рыночной экономике характерны экономические методы государственного регулирования. Именно они адекватны природе рынка, так как непосредственно воздействуют на экономический интерес, конъюнктуру рынка и через нее на производство и потребление товаров и услуг.

Административные методы регулирования рыночной экономики базируются на соответствующем законодательстве, которое определяет отношения между хозяйствующими субъектами и включает меры запрета, разрешения, принуждения и убеждения. Использование административных мер заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения, основанные на предписаниях государственной власти.

Наиболее часто административные методы используются в борьбе с монополиями, отрицательными внешними эффектами, в процессе регулирования деятельности государственных предприятий, при установлении минимального уровня оплаты труда, регулировании рынка труда, обеспечении экономической безопасности производства, защите национальных интересов в сфере международных экономических отношений и т.п.

Экономические методы государственного регулирования предполагают воздействие на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая соответствует проводимой государством политике. Экономические методы, в свою очередь, делятся на прямые и косвенные (рис. 5).

Методы государственного регулирования
АдминистративныеЭкономические
ПрямыеКосвенные
Государственное законодательствоГосударственное предпринимательствоСоциально-экономическая политикаВнешне-экономическая политикаДенежно-кредитная политикаНалогово-бюджетная политика
Инструменты
лицензированиепланыминимальная заработная плататаможенные пошлиныучетная ставкабюджет
регистрациякомплексные программыразмер пенсий, пособий по безработиценетарифные методы регулированияобязательные резервы банковгос. расходы
регламентациягосударственные инвестициикурс нац. валютыоперации открытого рынкагос. заказы
антимонопольные запретысубсидии и налоговые льготы отечественным экспортерамвалютные интервенциизаймы, субсидии, субвенции. дотации
квотированиекредитные льготыкомпенсации
запреты. разрешениязолотовалютные резервыналоги (ставки, льготы)

Рисунок 5. Методы государственного регулирования

Прямые методы регулирования связаны с государственной собственностью и предпринимательской деятельностью государства. Государственное предпринимательство (деятельность предприятий, учреждений и других организаций, принадлежащих полностью или частично государству) оказывает большое влияние на частный сектор и экономику в целом.

Сегодня государство большинства стран, выполняя функции частных предпринимателей (производство, продажа товаров, закупка ресурсов, инвестиции и т.п.), непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг. Часть экономики страны, в которой хозяйственная деятельность осуществляется государством, образует государственный сектор.

Удельный вес государственного сектора в экономике разных стран различен. Он невелик в США и Японии. В Европе же на государственных предприятиях производится от 10% (Германия) до 30% (Австрия) ВВП. Следует отметить, что границы распространения государственной собственности в рыночной экономике весьма подвижны. Доля ее меняется в зависимости от того, какое сочетание государственной и частной собственности, по мнению государства, наилучшим образом служит решению задач стабилизации экономики, роста ее социально-экономической эффективности, недопущения отставания от других стран.

В 50-е годы ХХ в. в Западной Европе в довольно широких масштабах осуществлялась национализация – государственный сектор расширялся; а в 80-е годы происходила приватизация и сокращение государственного сектора.

Функции государства определяют цели деятельности государственных предприятий, которые, в отличие от частных, не ставят в качестве первоочередной задачи максимизацию прибыли, а подчиняют свои финансовые интересы политическим, общенародным, социальным целям.

На первый план выдвигается максимизация социально-экономических выгод и содействие выполнению общенациональных задач. Второстепенное значение коммерческого успеха для государственных предприятий, искусственное ограждение их от конкуренции, финансовая поддержка со стороны государства и т.п. делают государственные предприятия менее эффективными по сравнению с частными. Именно это объясняет массовую приватизацию, проводившуюся в 80-е годы ХХ века.

Косвенные методы предполагают использование в качестве инструментов регулирования экономики государственный бюджет и массу денег в обращении.

Проводя соответствующую бюджетно-налоговую (фискальную) и денежно-кредитную (монетарную) политику, государство воздействует на экономику. (Подробнее эти методы воздействия на экономику будут рассмотрены в последующих темах).

Наряду с краткосрочным – государство осуществляет долгосрочное регулирование – программирование.

Экономическое программирование – разработка и принятие государством программ, формулирующих долгосрочные цели и определяющих порядок достижения этих целей; органы, ответственные за исполнение программ; необходимые средства и порядок их финансирования.

Программирование – высшая форма государственного регулирования – предполагает комплексное использование всех методов государственного регулирования для достижения определенных экономических целей.

Объекты программирования те же, что и в случае краткосрочного регулирования: отрасли, регионы, социальная сфера, научно-технический прогресс, занятость, темпы экономического роста, внешняя торговля и т.д.

Государственные программы могут быть:

1) целевые (программы развития какой-либо отрасли или региона, определенного направления НТП или занятости, например, программы общественных работ);

2) общенациональные (стабилизации или развития экономики в целом, например, удвоения ВНП за 10 лет);

3) чрезвычайные (борьба с инфляцией, массовой безработицей, социальная защита беднейшего населения и т.п.).

Во всех странах существуют специальные государственные органы, ответственные за разработку программ и их осуществление.

Отличие программ, разрабатываемых в условиях рыночной экономики, от планов, принимавшихся в административно-командной (плановой) экономике и носивших директивный характер, состоит в их рекомендательно-индикативном (пожелательном) характере. Государство не может обязать частный бизнес следовать тем или иным программам, но оно может через налоговые и кредитные льготы, систему государственных заказов заинтересовать предпринимателей развиваться в направлении достижения целей принятых программ.

Государственному воздействию на экономику, так же, как и рынку, свойственны определенные объективные недостатки.

Положение, при котором государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов общества называется фиаско (провалами) государства.

Причинами фиаско (провалов) государства может быть:

1) ограниченность, ненадежность или сознательное искажение информации, необходимой для выработки того или иного курса;

2) несовершенство политического процесса, в результате чего искажается общественный выбор;

3) наличие мощного бюрократического аппарата, интересы которого могут приходить в противоречие с интересами общества в целом;

4) неспособность государства полностью предусматривать и контролировать последствия принятых им решений;

5) наличие временного лага между осознанием проблемы, принятием решений, их воплощением в жизнь и результатами их реализации.

Таким образом, к фиаско рынка может добавляться фиаско государства. Поэтому, осуществляя те или иные меры, государство должно строго следить за возможными неблагоприятными последствиями своих действий, и в случае необходимости корректировать их в соответствии с конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что цель деятельности государства в рыночной экономике – не перестройка рыночного механизма, а создание условий для его свободного функционирования. Современный рынок не может эффективно функционировать без государственного вмешательства, но и государственное вмешательство имеет свои пределы. Рынок и государство не противостоят друг другу, а дополняют друг друга. Это две стороны одной «медали» – смешанной экономики.

При этом сочетание рынка и государства в разных странах может быть разным. Эти различия находят свое отражение в моделях рыночной экономики (табл. 1).

Таблица 1. Модели рыночной экономики

КритерииМодели
Социальное рыночное хозяйствоСмешанная экономикаКорпоративная экономика
Цель государственных программЗащита интересов гражданСоздание условий для развития предпринимательстваЗащита интересов крупного бизнеса
Принципы регулирования экономикиДолгосрочное программированиеИспользование преимущественно тактических методовОпределение основных приоритетов
Доля государственного сектораОколо 30 %Около 10 %Незначительная
Наиболее типичные страныШвеция, ГерманияСШАЯпония

Заключение

Выводы по лекции:

1. Возникновение монополий, незаинтересованность рынка в производстве общественных товаров, сохранении окружающей среды, развитии фундаментальной науки, неравенство в распределении доходов, такие имманентные рынку негативные черты, как безработица, инфляция, кризисы – все это обусловило усиление в ХХ веке роли государства в экономике.

Цель деятельности государства в рыночной экономике – смягчить негативные последствия действия рыночного механизма, компенсировать «провалы» рынка.

Основные его функции: создание правовых основ частного бизнеса, демонополизация, перераспределение доходов, борьба с безработицей, инфляцией, цикличностью развития и др.

Внешние эффекты – это эффекты (потери или выгоды), приходящиеся на долю третьих лиц, в рыночной сделке не участвующих, и не находящие отражения в рыночной цене.

Отрицательные внешние эффекты приводят к чрезмерному, а положительные внешние эффекты к недостаточному поступлению ресурсов в отрасли, где эти эффекты возникают. Вводя специальные налоги, разного рода санкции или субсидии, государство устраняет эти перекосы в распределении ресурсов.

Важная функция государства в рыночной экономике – производство общественных благ,особенность которых заключается в том, что их полезность распространяется более чем на одного человека, их нельзя предоставить одному лицу, не предоставив другим (национальная оборона, защита от наводнений, уличное освещение и т.п.). Общественные блага нельзя продать одному лицу, поэтому их производство невыгодно частному бизнесу, но, так как эти блага необходимы обществу в целом, государство берет их производство на себя.

2. Государственное регулирование экономики – это набор типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий для нормального функционирования рыночного механизма и решения социальных проблем. Объектами государственного регулирования являются все важнейшие макроэкономические процессы и явления.

Государство воздействует на рыночную экономику, во-первых, используя административные меры, и, во-вторых, экономически: прямо – выступая как хозяйствующий субъект (производитель и продавец, покупатель, инвестор и т.д.) и косвенно – регулируя частный сектор посредством соответствующей бюджетно-налоговой и денежной политики. В зависимости от сочетания рыночного и государственного регулирования различают разные модели рыночной экономики.

[1] Беседа с Ф. Бурлацким. «ЛГ» – февраль 1990 г.

3. Формы и методы государственного регулирования экономики

3. Формы и методы государственного регулирования экономики

По способу воздействия государства на интересы участников экономических отношений все инструменты государственного вмешательства в рыночное хозяйство можно разделить на административные и экономические.

Соотношение этих принципиально различающихся по способу воздействия инструментов регулирования так же, как и сама по себе степень государственного регулирования экономики, существенно различается по отдельным странам и в различные периоды экономического развития.

Там, где уровень экономического развития высок, необходимая степень регулирования рынка может быть достигнута только экономическими средствами и прежде всего – косвенными формами регулирования. И, наоборот: там, где степень развитости экономической системы невысока, где существуют искажения в рыночной системе, без административного вмешательства государства в рыночные отношения не обойтись.

Общий перечень возможных направлений государственного вмешательства в экономику может выглядеть довольно развернутым:

1) разработка «правил игры» для субъектов рыночной экономики;

2) создание государственного сектора и управление им;

3) перераспределение доходов;

4) разработка и реализация программ развития экономики;

5) борьба с искусственной монополией и регулирование естественных монополий;

6) контроль над ценами и заработной платой;

7) регулирование учетной ставки;

8) установление сроков, норм и методов амортизации;

9) регулирование налогов;

10) эмиссионная деятельность;

11) стимулирование внешнеэкономической деятельности фирм и компаний;

12) защита интересов национального капитала (таможенная политика, льготы, гарантии).

Основные формы государственного регулирования экономики можно рассмотреть в одном из аспектов такого воздействия – в формировании цен на товары.

Таким образом, государство, являясь важнейшим экономическим субъектом рыночных отношений, играет еще и основополагающую роль регулятора функционирования экономической системы, позволяя всей системе своевременно реагировать на возникающие противоречия в социально-экономическом развитии. Это придает рыночной системе дополнительную устойчивость, делает ее социально более безопасной, а зачастую и более эффективной.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

7. Формы и методы государственного регулирования

7. Формы и методы государственного регулирования Государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной

1. Формы и методы государственного регулирования

1. Формы и методы государственного регулирования Государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной

19. Методы государственного регулирования обращения денег.

19. Методы государственного регулирования обращения денег. Метод регулирования — это способ воздействия субъекта управления на объект для достижения поставленных целей. Они дифференцируются по содержанию, мотивации, сферам применения. Прямые методы представляют собой

7.2. Методы государственного регулирования в инновационной сфере

7.2. Методы государственного регулирования в инновационной сфере Методы воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией

1. Необходимость и возможность государственного регулирования рыночной экономики

1. Необходимость и возможность государственного регулирования рыночной экономики В соответствии с постоянным ростом масштабов производства в рамках общества, степени воздействия его результатов на качество жизни, с усложнением задач, стоящих перед обществом как в

2. Объекты государственного регулирования экономики

2. Объекты государственного регулирования экономики Как следует из характеристики предпосылок государственного воздействия на экономику, его объектами должны быть сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где

7.1. Цели, значение и методы государственного регулирования цен

7.1. Цели, значение и методы государственного регулирования цен Экономика страны тесно связана с государственной политикой. Переход России к построению рыночной системы хозяйствования предполагает разработку новой экономической политики, в основе которой должно лежать

15.3.1. Методы государственного регулирования рыночной экономики

15.3.1. Методы государственного регулирования рыночной экономики Проблема государственного регулирования рыночной экономики состоит в том, чтобы разработать такие приемы регулирования рынка, которые, сохраняя его достоинства, позволили бы свести к минимуму присущие ему

15.3.4. Средства государственного регулирования экономики

15.3.4. Средства государственного регулирования экономики Государственное регулирование экономики осуществляется посредством комплекса мер. В странах смешанной экономики применяется административное, правовое и экономическое (прямое и косвенное) регулирование.К

3. Объективная необходимость государственного регулирования экономики

3. Объективная необходимость государственного регулирования экономики В настоящее время регулирующая роль государства возрастает практически во всех сферах экономической деятельности, например в сфере занятости и производительности труда, в производстве, в

4. Основные направления государственного регулирования экономики

4. Основные направления государственного регулирования экономики Как правило, государственное регулирование экономики осуществляется в двух нишах, а именно: на уровне федерального правительства и различных местных органов власти. В каждом из них государственный

3. Роль и механизмы государственного регулирования экономики

3. Роль и механизмы государственного регулирования экономики В процессе функционирования и развития национальной экономики вполне естественно возникает ряд как чисто экономических, так и социальных, политических и административных проблем, которые не могут быть

43. Понятие государственного регулирования экономики

43. Понятие государственного регулирования экономики В процессе функционирования и развития национальной экономики вполне естественно возникает ряд как чисто экономических, так и социальных, политических и административных проблем, которые не могут быть решены только

44. Механизмы государственного регулирования экономики

44. Механизмы государственного регулирования экономики Основными механизмами государственного регулирования экономики являются:1) прямые механизмы государственного регулирования являются наиболее распространенными по причине своей действенности. Основной их формой

2.4. Формы государственного регулирования

2.4. Формы государственного регулирования На рынке недвижимости государство выполняет следующие функции:– идеологической и законодательной инициативы (концепции развития отдельных видов рынка и программы их реализации);– инвестора в приоритетные отрасли

16.1. Сущность и методы государственного регулирования

16.1. Сущность и методы государственного регулирования Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и

Как вернуть страховку после выплаты кредита

Из этой статьи вы узнаете, как работает страховка по кредиту и как вернуть ее не в ущерб себе.

  • Что такое страховка по кредиту
  • Зачем расторгать страховой договор после погашения кредита
  • Кто занимается страхованием
  • Как вернуть страховку по кредиту
  • Какие виды страховок можно вернуть

Не существует такого человека, который бы не слышал слово «кредит». Кредитные отношения возникают между физическим лицом (человеком) и финансовой организацией (банком). Когда человеку нужны деньги, он обращается в банковскую организацию и превращается в заемщика.

Банковский кредит — это некая денежная сумма, которая предоставляется банком-кредитором на определенный срок и на определенных условиях для удовлетворения финансовых потребностей заемщика.

Разберемся с терминологией:

  • Заемщик – человек, который занимает определенную сумму денег;
  • Кредитная организация – организация, которая готова ссудить определенную сумму денег;
  • Ставка – измеряемая в процентах цена за использование денег кредитора;
  • Кредитный договор – документ, отражающий все условия предоставления и возврата кредита.

Что такое страховка по кредиту

В момент оформления кредита клиенту предлагают заключить договор страхования от несчастных случаев. Любому банку хочется, чтобы заемщик вернул выданные ему в долг деньги в полном объеме и в положенный срок.

Чтобы это произошло, клиент должен быть платежеспособен в течение всего времени погашения.

Однако на пути заемщика могут возникнуть самые разные препятствия, начиная от болезни и заканчивая потерей работы. Если человек по какой-то причине не сможет вернуть долг, услуга страхования поможет ему рассчитаться с кредитором. Договор страхования заключается на добровольной основе.

Зачем расторгать страховой договор после погашения кредита

Кредитная организация, желая минимизировать риск, предлагает заемщику оформить страховку. Если заемщик не против, то страховка оформляется во время заключения договора на предоставление кредита.

Договор заключается со страховой компанией, которая может быть как партнером данного банка, так и отдельной организацией. При оформлении страховки оформляется страховой полис, который действует весь период кредитования. По условиям соглашения заемщик платит страховые взносы.

Так или иначе, сотрудники банка всегда объясняют будущим заемщикам преимущества оформления страховки. Но здесь необходимо понимать, что для банка доход со страховой суммы может доходить до 70% от суммы самой страховки. И этот доход, возможно, будет выше, чем сама сумма займа.

Если клиент банка соглашается на страхование, то банк может поменять ставку для клиента на более низкую. Поэтому перед оформлением кредита очень важно сравнить ставку по кредиту без страховки и с последующим подключением к программе страхования. Также важно сравнить суммы переплат.

Кто занимается страхованием

Сами банки не занимаются страхованием – для этого существуют страховые компании. Между банком, заемщиком и страховой заключается многосторонний договор. По его условиям страховая компания выступает в качестве страхователя, банк становится выгодоприобретателем, а заемщик – застрахованным лицом.

Здесь возникает большое неудобство для клиента. После подключения к страховой программе в сумму кредита включается страховая сумма, и списывается она сразу за весь период, а еще на нее начисляются проценты в период пользования займом.

Стоимость подключения к страховой программе гораздо выше, чем если бы вы сами обращались в страховую компанию. Сам коллективный договор размещен на сайте банка, а в программе по кредитной документации есть только заявление на присоединение.

Страховки бывают:

  • коллективные;
  • индивидуальные.

Во время индивидуального страхования клиент обращается в саму страховую компанию. Коллективные отношения – клиент заключает договор о присоединении к страховке с банком, который становится страховым агентом.

Как вернуть страховку по кредиту

Раньше возврат части страховой суммы регламентировался самим договором страхования, и банки это делали неохотно. Но с 1 сентября 2020 года Государственная Дума одобрила поправки к закону «О потребительском кредите».

Любой клиент при досрочном погашении займа может получить перерасчет сверх уплаченной суммы за страхование. В течении 7 дней после досрочного погашения кредита заемщик должен обратиться в страховую компанию с заявлением и документами из банка о том, что кредит был погашен досрочно.

Сегодня стала популярна услуга возврата страховки по кредиту. Многие заемщики этим активно пользуются. Чтобы клиент банка мог вернуть страховой взнос, он должен написать заявление о возврате средств и отправить его в офис страховой компании.

В заявлении указывается номер счета и банковские реквизиты. Их можно узнать в банке, где открывался счет. Также на руках должна быть копия кредитного договора.

Страховка по кредиту может составлять до 30% от суммы самого займа. Переплата при этом сильно возрастает. Если клиент не успевает подать заявление в течение 14 дней, деньги ему не возвращаются. Здесь все будет зависеть от действий заемщика и самой страховой компании.

Какие виды страховок можно вернуть

Если заявление от заемщика о возврате страховки поступило в течение 14 дней после заключения договора, страховая компания отказать уже не может.

Но есть ряд моментов, о которых необходимо знать:

  • При наступлении страхового случая страховая компания может отказать в возврате денежных средств, и это законно;
  • Последует отказ, если заключался договор коллективного страхования.

Если вы вдруг решили отказаться от полиса страхования, сделать это следует в течение 5 дней с момента заключения такого договора. Главное условие – отсутствие страхового случая в течение этого периода. В ряде случаев клиенту дается 14-30 дней на возврат страховки.

Чтобы избежать недопонимания, внимательно читайте договор. Именно в нем определены все условия взаимодействия сторон, в том числе по вопросу досрочного погашения займа и урегулирования всех вопросов при коллективном страховании.

Как вернуть страховку по кредиту

Банковские кредиты уже давно и уверенно вошли в нашу жизнь, но вот оформлять при этом страховку на имущество, жизнь и здоровье раньше необходимости не было. Сейчас же все российские банки обязуют это делать, дабы свести к минимуму все возможные риски для себя. По закону, заставить заёмщика страховать себя и свое имущество банки не могут, однако они часто идут на уловки, повышая процентную ставку в случае отказа, либо указывая страхование в качестве обязательного условия кредитного договора. Однако есть случаи, в которых можно вернуть страховку по кредиту.

Прежде чем более детально останавливаться на них, остановимся на необходимости оформлять страховку при разных займах. Есть три вида кредитов, которые зависят от того, для каких целей вы берете деньги у банка. В каждом случае необходима разная страховка.

  • При оформлении ипотеки в банке необходимо зарегистрировать имущество на полную стоимость за свой счет, особенно если приобретаемая недвижимость оформляется в залог.
  • При оформлении кредита на машину, транспортное средство также нужно застраховать, но именно этот вариант вызывает меньше всего вопросов у клиентов банка.
  • Страхование жизни по закону не обязательно для тех, кто оформляет кредит, однако все зависит от конкретного банка, поскольку это может быть условием договора. Подписывая его, вы соглашаетесь оформлять страховой полис.

Что делать, чтобы вернуть страховку после кредита на потребительские нужды?

В случае, если вы оформили договор на получение потребительского кредита, например, в Хоум Кредит банке, не зная, что страховка, согласно закону, не обязательна и с дальнейшими условиями не согласны, необходимо расторгнуть договор кредитования с банком и потребовать возврата денег. В случае если после обращения в банке или страховой вам откажут, можно обратиться в суд, чтобы отстоять свое право по закону прав потребителей. При таком развитии событий все издержки лежат на истце, поэтому стоит посчитать выгодно ли вам с финансовой точки зрения затевать тяжбу с банком.

Стоит учитывать, что, если вы обратитесь в суд с заявлением, что с вас незаконно взыскали деньги (например, за присоединение к программе страхования и возмещение понесенных банком расходов), банку сложно будет доказать, что вы были в курсе, что можно получить кредит и без этого.

Деньги вернуть будет невозможно, если в договоре со страховой фирмой был указан пункт о невозможности возврата средств.

В качестве альтернативного варианта в таком случае можно переоформить документы таким образом, что получателем страховых средств, после выплаты кредита, станете вы сами или ваши близкие.

Возврат страховки по кредиту на жилье или автомобиль

Часто при покупке машины или квартиры в кредит, данное имущество и становится залогом, под которые банк выдает вам деньги. В таком случае требование оформить страховку обосновано, поскольку банк может понести значительные потери в случае, если с данным имуществом что-то произойдет. Банк-займодавец же и становится получателем выплаты по страховке, оформляет которую заемщик за свои средства. В такой ситуации вернуть деньги можно только если соблюдены два условия:

  • Вы досрочно погасили кредит
  • В договоре со страховой компанией отсутствует пункт о невозможности вернуть деньги плательщику

Сумма, которую вернет страховая компания должна быть равна общей сумме выплат за вычетом суммы, относящейся ко времени выплат. Для получения денег нужно написать заявление на возврат остатка. При возникновении разногласий можно апеллировать к статье 958 ГК РФ, в которой указано, что страховая компания имеет право на часть страховой премии пропорциональной времени действия страховки.

Ссылка на основную публикацию