Задатки и способности: потребности и формирование способностей

Задатки и способности: потребности и формирование способностей

Тема: “Задатки. Способности. Мотивы. Потребности”.

Задатки – анатомо-физиологические особенности человека, являющиеся основой для формирования способностей.

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и лёгкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Их можно классифицировать на:

1) Природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врождёнными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы получения условно-рефлекторных связей;

2) Специфические человеческие особенности имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде.

А) Общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общении, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.).

Б) Теоретические, определяющие человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственен лишь одарённым людям.

В) Учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью , а высшая степень способностей личности в определённой деятельности (общении) – талантом .

Г) Способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно – деятельностные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одарённостью , т.е. единством общих способностей, обуславливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Способности – не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общении. Развитие способностей происходит поэтапно.

Потребность понимается как необходимость, нужда, но не всякую нужду можно назвать потребностью.

Потребности выступают как источник активности человека. По источнику формирования все потребности делятся на:

  • · Первичные (биологические);
  • · Вторичные (социальные);
  • · Духовные;

Первичные потребности – потребности в пище, воде, температурном комфорте, сне, сексуальные потребности. Удовлетворение этих потребностей обеспечивает индивидуальное и видовое существование. Биологические потребности преобразуются под влиянием жизни в обществе, проявляют и развиваются иначе, у животных. В ходе развития человеческого общества возникают и развиваются специфические человеческие – социальные и духовные потребности.

Социальные потребности включают потребности: принадлежность к группе, в признании, уважении и любви, самоутверждении.

Духовные потребности – это потребности в познании мира, самоуважении и самореализации, эстетические потребности.

Неудовлетворение основных потребностей: в безопасности, сопричастности, любви, уважении, тормозит развитие личности и может привести к отклонениям в развитии, фрустрации, болезни.

Жизнь личности складывается совершенно по-разному в зависимости от того, на удовлетворение каких потребностей он сосредоточена, на потребностях низших уровней или на потребности в самоактуализации, удовлетворении которой обеспечивает развитие личности и личностный рост.

Самоактуализирующиеся личности видят мир таким, каков он есть, а не таким, каким бы им хотелось его видеть, они живут в ладу с собой, ведут себя просто и естественно, не беспокоятся по пустякам, умеют спокойно переносить одиночество, не идут на поводу у людей и обстоятельств, ответственны и самостоятельны. Они умеют радоваться, сохранять способность удивляться, приходят в восторг, обладают творческими способностями.

Потребности определяют мотивы деятельности . Если потребность – это определенное направление, вызванное нуждой в чём-то, но она еще определяет направление активности субъекта, то мотив выступает как побуждение к действию, как стремление к удовлетворению потребности, это готовность психики, направляющая к определённой цели.

Мотив может иметь такие психологические проявления, как желания, хотение, намерение, стремление. Основными характеристиками мотива являются его сила и устойчивость.

Сила мотива оценивается по степени и глубине осознания потребности и само мотива, по его интенсивности.

Аткинсон предложил формулу для оценки мотива:

М = П × В × З

П – мотив достижения успеха, как свойство личности;

В – субъективно оцениваемая вероятность достижения поставленной цели;

З – значимость достижения цели для личности;

Устойчивость мотива определяется его сохранением во времени, его проявлением во всех остальных видах деятельности человека. Сила и устойчивость мотивации влияет на её успех. Усиление мотивации до определённого уровня увеличивает продуктивность и успешность деятельности при дальнейшем увеличении мотивации показатели начинают снижаться.

Функции мотивов

  • · Побуждающая (отражает направленность энергии мотива на определенный объект, что определяет выбор поведенческих стратегий);
  • · Регулирующая (мотив предопределяет характер поведения, которое зависит от того, какие мотивы оказываются наиболее значимыми в каждый конкретный момент времени);

Мотивационные свойства личности – закрепившиеся и предпочитаемые способы формирования мотива: мотив достижения (устойчивое стремление личности к достижению высоких результатов в какой-либо деятельности. Для таких людей характерна высокая активность. Уверенность в себе, высокая самооценка. Стремясь к успеху, они ставят более сложные задачи, в большей степени рискуя, стремятся к повышению уровня своих достижений);

  • · Мотив избегания неудачи (главным побуждением является стремление избежать неудачи. Такие люди выбираю чаще всего лёгкие задачи, т.к. бояться оказаться неудовлетворёнными. Они могут выбирать и очень трудные задачи, т.к. неудача в этом случае не воспринимается как личностный неуспех, а лишь как следствие обстоятельств);
  • · Мотив власти (власть рассматривается как способность человека проводить свою волю вопреки сопротивлению других людей. Личность с выраженным мотивом власти получает удовлетворение от контроля над другими, от возможности судить, устанавливать нормы и правила поведения);
  • · Мотив аффилиации (стремление к контактам с другими людьми, стремление к сотрудничеству и одобрению, стремление строить взаимоотношения с людьми на основе доверительного отношения, равенства партнёров по обращению.
  • · Обратной стороной этого мотива является боязнь отвержения , которая проявляется в боязни быть отвергнутым, неприятным. У людей с преобладанием мотива отвержения проявляются неуверенность в себе, скованность в ситуациях обращения);
  • · Альтруистические мотивы (проявляются в потребности помогать другим на бескорыстной основе. В основе – способность на безвозмездную жертву, потребность отдавать и чувство ответственности);
  • · Локус-контроль (характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет своё поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей).
    • o Интеральный локус-контроль – поиск причин поведения и ответственности в самом человеке (себе);
    • o Экстеральный локус-контроль – локализация таких причин и ответственности вне человека (в окружающей его среде, судьбе);
    • · Самооценка (оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей. Самооценка выражает степень развития чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивного отношения к тому, что входит в сферу «Я» – индивида. Она определяет не только отношение к себе, но и отношение к другим людям);
    • · Уровень притязаний – желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я»), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек.

Потребности и способности человека

Потребность – это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности, организующее познавательные процессы, воображение и поведение.
Группы потребностей:
биологические: потребности в еде, сне, воздухе, тепле, и т.д.
социальные, которые порождены обществом и необходимы человеку для взаимодействия с другими людьми.
духовные: потребности в познании окружающего мира и самого человека.
Потребности каждого человека следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Возможность удовлетворения потребностей связано со способностями человека.
Уровни способностей человека:

Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, главным образом центральной нервной системы, являющиеся биологическими предпосылками развития способностей.
Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Талант – высокий уровень развития способностей.
Высшая степень творческих проявлений личности – гениальность.

На бытовом уровне потребность – то, что человек хочет, а способность – то, что он может.

Потребность – постоянный внутренний побудитель человека к действию, то есть – к активности.

Инстинкт и потребность. Их виды и взаимосвязь

В основе любой человеческой потребности лежит соответствующий врожденный инстинкт.

Инстинкт – биологический, то есть природный фактор, присущий индивиду как живому существу.

Инстинкты можно поделить три группы:

1. Витальные (латынь – жизнь), то есть обеспечивающие жизнедеятельность организма (пища, размножение и т.п.);

2. Социальные – необходимость в отношениях между индивидами;

3. Интеллектуальные – необходимость в познании окружающего мира. (ориентировочный инстинкт)

потребности можно поделить на аналогичные группы:

1. Биологические – потребность во всем, что обеспечивает жизнедеятельность;

2. Социальные – потребность в труде, самореализации, самоутверждении – словом, в том, что вытекает из людских взаимоотношений.

3. Духовные – потребности в познании, знании, культуре…

Пирамида потребностей Абрахама Маслоу

Как известно, наука не стоит на месте, но развивается на базе уже известного.

Все потребности делятся на 2 группы: первичные и вторичные.

Первичные (базовые, основные) – врожденные. К ним относятся:

1. Физиологические потребности (примеры выше)

2. Экзистенциальные (англ. – существовать) – комфорт, уверенность в завтрашнем дне, гарантии безопасности…

Вторичные – благоприобретенные. К ним относятся:

1. Социальные потребности – общение с людьми, совместная деятельность…

2. Престижные потребности – самоуважение, достижение успеха, карьера, уважение другими себя…

3. Духовные потребности – самовыражение.

По мнению Маслоу, потребности каждого следующего уровня становятся можно удовлетворить только тогда, когда предыдущий уровень достигнут.

Мнимые и подлинные потребности

Также можно различать подлинные и мнимые потребности

Подлинные потребности – те, которые ведут к развитию личности.

Мнимые или ложные – наоборот, ведут к деградации.

– мнимыми потребностями являются, например: потребности в курении, алкоголе.
– удовлетворение подлинных потребностей побуждает человека к активной жизни, способствует его самосовершенствованию без нанесения ущерба другим людям, природе.
– удовлетворение мнимых потребностей ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу.
Интерес и потребность: сходство и различие

Нужно понимать еще и то, что в жизни часто смешивается понятия интереса и потребности. А это не одно и то же.

Интерес – это осознанная потребность, характеризующаяся отношением людей к предметам или явлениям действительности, имеющим важное общественное значение.

В основе интереса лежит понимание необходимости совершения каких-то действий для достижения цели. То есть это – осознанная потребность. НО!

Интерес человека направлен не на непосредственный предмет потребности, а на те общественные условия, которые делают этот предмет доступным. Сложно, да? Пример: человек решил пользоваться президентским самолетом в качестве пассажира. Это стало осознанной потребностью. Но для этого он должен стать президентом, и его интерес направлен на то, чтобы баллотироваться на этот пост. А как только он станет президентом – тут же станет и пассажиром борта № 1.

Классификация интересов

Интересы зависят от положения человека в обществе, от его принадлежности к определенной социальной группе. Следовательно,

Интересы различаются:

– по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные);

– по сфере направленности (экономические, духовные, социальные, политические…);

– по степени осознанности (стихийные или созданные на основе разработанной программы деятельности);

– по возможностям осуществления (реальные и мнимые).

Деятельность человека немыслима без возможностей ее осуществления. Эти возможности и называются способностями.

Способности

Способность – это индивидуальная особенность человека, от которой зависит успешность выполняемой им деятельности.

При этом стоит иметь в виду, что способность –это не просто умение что-то делать хорошо, но и то насколько быстро, насколько полно, насколько прочно (в смысле длительности) сделано что-либо.

Способностями и их происхождением интересовались еще в античные времена. Тогда их трактовали как особые свойства души, присущие человеку изначально, с рождения. В эпоху Просвещения крен пошел в сторону того, что способности полностью зависят от внешних условий жизни человека. ТО есть человек рождается без способностей, а они создаются в процессе жизни (принцип tabula rasa – «чистая доска»).

Современный подход – посередине. Способности сейчас рассматриваются как синтез биологического и социального в человеке.

Попросту говоря, способности закладываются генетически (есть генетические программы поведения, закодированные в молекулах ДНК), но развиваются только в процессе жизнедеятельности.

Иными словами, генетически закладывается не сама способность, а способность иметь способность. Если эту способность иметь способность не развивать, то ничего не проявится.

Стало быть, развитие любой способности зависит от множества социальных факторов.

Критерием для типологии способностей обычно выступают различные виды деятельности – наука, музыка, искусство. И способности выделяют – художественные, музыкальные, инженерные, литературные и т.д.

Кроме того, в рамках психологии, выделяются и общие способности, отвечающие за успешность в различных видах деятельности. (то есть при наличии математических способностей у ученика, к примеру, успешно идет обучение математике, истории, физике, биологии…)

Талант и гениальность

Как серединный и крайний вариант развития способностей различают талант и гениальность.

Талант – это совокупность способностей, которая позволяет создать что-то, отличающееся совершенством, но в рамках уже имеющихся знаний или умений.

Гениальность– это такая совокупность способностей или же способность, которая позволяет создать принципиально новое, то, аналогов чему еще не бывало.

ГОСЫ / билеты / 48-Общая характеристика способностей. Виды способностей. Задатки и способности

Вопрос № 48. Общая характеристика способностей. Виды способностей. Задатки и способности.

Способности — индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Говоря об индивидуально-психологических особенностях, выделяют только такие способности, которые, во-первых, имеют психологическую природу, во-вторых, индивидуально варьируют. Подчеркивая связь способностей с успешным осуществлением деятельности, мы ограничиваем круг индивидуально варьирующих особенностей только теми, которые обеспечивают эффективный результат деятельности. Таким образом, в способности не попадают свойства темперамента и характера.

Наконец, само слово «готовность» еще раз ограничивает круг обсуждаемых индивидуально-психологических свойств, оставляя за пределами навыки, умения, знания.

Всякая способность является способностью к чему-либо, к какой-то деятельности. Способность должна включать в себя различные психические качества и свойства, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.

Таким образом, понятие «способности» включает 3 признака:

1 .индивидуально-психологические особенности;

2лишь те из них, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности;

З.такие особенности, которые могут объяснить быстроту и легкость приобретения этих знаний и навыков, т.е. по отношению к знаниям, умениям и навыкам способности выступают как возможность и проявляются в характеристике динамики формирования знаний, умений и навыков.

Виды способностей и их изучение. Способности – это очень сложные личностные образования, обладающие такими свойствами, как содержание, уровень обобщенности, творческий потенциал, уровень развития, психологическая форма. Поэтому существует их различная классификация.

В соответствии с профессиональным критерием выделяется огромное множество разнообразных по содержанию способностей: математические, кулинарные, педагогические, врачебные и т.д. Согласно классификации Е.А.Климова, все эти способности можно разделить на пять групп (знаковая система техника, природа, худ образ, человека).

Как известно существуют две стороны и формы социального бытия: предметная деятельность и общение. Данный критерий позволяет выделить два вида способностей: Предметные способности – обеспечивают успешность освоения и выполнения всевозможных видов предметной деятельности (способности необходимые инженеру, зоотехнику, агроному и т.д.) Общими для всех подобных деятельностей представляется процесс манипулирования физическими реальностями – объектами. Социально-психологические способности -необходимы для общения с людьми. Они принципиально отличаются от взаимодействия с объектами, прежде всего тем, что являются диалогическими по сущности и требуют отношения к другому человеку как к равноправному и равноценному субъекту и личности. К этой группе способностей относятся черты характера, выражающие отношение к людям.

В зависимости от уровня обобщенности выделяются общие способности – определяют успешность выполнения одновременно многих видов деятельности. К ним относятся например интеллектуальные способности, развитая память, речь и т.д. Специальные способности – определяют успехи в специфических видах деятельности и работают лишь в их пределах. К ним можно отнести музыку, математику, литературу, и др.

В зависимости от продуктивности деятельности или общения и особенностей порождаемого ими продукта выделяют репродуктивные – влияют на успешность овладения деятельностью, на умения усваивать знания, умения и навыки, те на эффективность обучения. Творческие способности – определяют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых, оригинальных идей, открытий, изобретений, творчество в различных областях жизнедеятельности человека. Именно они обеспечивают социальный процесс.

В зависим от уровня развития способностей выделяют одаренность – совокупность способностей, обуславливающих особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющих его среди др лиц выполняющих данную деятельность в тех же условиях. Талант – высокая степень способностей личности к определенной деятельности, проявляющуюся в оригинальности и новизне подхода, это сочетание способностей, их совокупность (синтез). Гениальность это высшая степень одаренности, это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность. Отличие гения от таланта состоит не столько в колич, а сколько в кач плане. Гений создает целую эпоху в своей деят (Моцарт в муз, Дарвин в биологии, Ньютон в физике).

Способности всегда сопряжены с психическими функциями человека: памятью, вниманием, эмоциями и т.д. В зависимости от этого можно выделить след виды способностей: психомоторные, сенсорно-перцептивные, мыслительные, имажитивные (воображение), мнемические. аттенционные. эмоционально-динамические, речевые, волевые. Они входят в структуру способностей разных специалистов. Интеллектуальные способности, проф пригодность, спец способности

Способности и задатки.

Существуют некоторые природные предпосылки способностей – задатки. Задатки – это врожденные анатомо-физиологические предпосылки, которые лежат в основе развития способностей. Еще нет точных сведений о том, в чем именно они состоят. То, насколько проявится и оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития. По результатам этого развития, т.е. по наличной способности, нельзя сказать, каков был «вклад» задатка. От природы человеку даны лишь возможности (задатки), а способности формируются средствами воспитания и обучения в процессе деятельности.

У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в виде своеобразного задатка. Например, для того чтобы хорошо усвоить высшую математику, надо обязательно знать элементарную, и эти знания по отношению к высшим математическим способностям выступают в качестве задатка. Различия между людьми по задаткам не так велики, они заключаются, прежде всего, в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата — в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях. Таким образом, природные различия между людьми именно в задатках, а не в способностях.

Способности и наследственность. Проявление способностей находится в прямой зависимости от конкретных приемов (методики) формирования соответствующих знаний и умений, которые исторически вырабатывались людьми. Современные методы в истории развития способностей – формирующая среда, побуждающие задачи -возникновение интереса, тесно связаны с пробуждением способностей. Становление и развитие способностей, по-видимому, связано с прохождением ребенка через различные сензитивные периоды с возможным научением в эти периоды по типу «запечатления». У особо одаренных детей возможна синхронизация нескольких сензитивных периодов, обычно сменяющих друг друга. Тогда возможности развития их способностей многократно увеличиваются.

Неотъемлемый компонент способностей – повышенная мотивация. Она обеспечивает интенсивную и в то же время «естественно» организующуюся деятельности, необходимую для развития способностей.

Факты, свидетельствующие о врожденности способностей:

их раннее появление;

повторение у потомков выдающихся людей (но здесь трудно выделить факторы средовые и генетические в династиях);

корреляция способностей у монозигот дизигот (уровень корреляции умственных способностей у монозигот – 0,8 – 0,9; у дизигот – 0,4 – 0,5)

использование метода искусственной селекции показало наличие генетической предрасположенности к успешному обучению (крысы учились проходить лабиринт, из них отбирали тех, кто успешнее всех выполнял задачу и тех, кто хуже всех бегал, их скрещивали в каждой их этих двух групп. Процедура повторялась на протяжении нескольких поколений. Шестое поколение «умных» крыс накопили все лучшее от предыдущих поколений, а «тупых» стало еще тупее)

Факторы, свидетельствующие о средовых влияниях:

деятельность выдающихся педагогов;

факты массового развития некоторых специальных способностей в условиях определенных культур (музыкальный слух у вьетнамцев), экспериментальное формирование тех или иных способностей;

экспериментальные исследования на животных с помощью метода искусственной селекции.

Таким образом, факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действие последнего.

Перед  очень остро стоит проблема выявления механизмов формирования и развития способностей. Здесь мы можем говорить о сензитивных периодах формирования функций: существуют сензитивные периоды для формирования способностей. Однако по отношению не ко всем способностям мы можем говорить о наличии сензитивного периода для их развития. Для развития способностей роль первых толчков очень важна, и они всегда связаны с яркими эмоциональными переживаниями. Должна быть у ребенка развивающая ситуация.

Еще один вопрос, связанный с развитием способностей – особенности мотивации. Так, показано, что высокий уровень мотивации у одаренных детей: одаренные дети обнаруживают сильную тягу к занятиям той деятельностью, к которой они способны. Таким образом, повышенная мотивация и вызываемая ею напряженная активность являются и признаками и неотъемлемыми условиями развития любой способности. Любая способность осуществляется в рамках той или иной практической деятельности. Способности начинают развиваться, когда есть задача перед субъектом. Способности создаются и развиваются в деятельности. Успешность деятельности определяется не отдельными способностями, а своеобразными их сочетаниями.

Способности, считал Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Развития способностей совершаются по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня (С.Л. Рубинштейн).

Выделяют два уровня развития способностей – репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. На втором уровне развития способностей человека создает новое, оригинальное. В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой.

Рассмотрим теперь структуру способностей. По выражению Крутецкого, структура способностей определяется конкретной деятельностью, поэтому мы может говорить о ведущих и вспомогательных способностях. В разных видах деятельности мы можем выделить и те, и другие.

Рубинштейн выделяет общие и вспомогательные способности. Специальные способности, по Рубинштейну, определяются специальными видами деятельности. Внутри тех или и иных специальных способностей проявляются общие, т.е. те, которые являются общими для разных видов деятельности.

Леонтьев выделяет два ряда способностей:

1)способности природные (естественные) в своей основе биологические. Они формируются на основе задатков в ходе развития деятельности. Их развитие идет по пути «вовлеченности» задатков в деятельность, их развития требует сама деятельности. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например – у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей, оперантного обусловливания, импринтинга и ряда других. В остальном по своим способностям, по их набору и механизмам формирования человек и животные принципиально отличаются друг от друга;

2)специфические человеческие, имеющие общественно-историческое происхождение. Они являются прижизненным новообразованием. Они фиксированы в продуктах человеческой деятельности (материальных и идеальных), но человек должен ими овладеть, он не обладает к ним задатками, они могут видоизменяться.

Еще одна из проблем, рассматриваемых учеными в процессе изучения способностей – проблема компенсации способностей. Так, недостающая способность может быть в достаточно широких пределах скомпенсирована другими.

При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других. «Одной из важнейших особенностей психики человека, – писал Теплов, – является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека».

Проблематика измерения способностей так же является одной из сложнейших. Трудность состоит в том, что способности в основном измерялись количественно, фиксировался количественный уровень развития какой-либо способности. Но способности – это качественная характеристика. Выготский говорил, что способности ребенка следует оценивать через зону ближайшего развития, т.е. способности ребенка надо оценивать дважды6 первый раз, когда он решает задачу самостоятельно, второй – когда с помощью взрослого. Необходимо так же рассматривать динамику развития способности.

И еще один раздел в теме «способности» – одаренность. Но нельзя говорить об одаренности вообще, можно говорить только об одаренности к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности называется одаренность. Одаренность – высшее проявление всех степеней человека: интеллектуальных, творческих, личностных. Одаренность предполагает высшую степень духовности. Если рассматривать некую иерархию проявлений одаренности, то она будет состоять из следующих уровней:

1) задатки как природная основа способностей;

3)талант – высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. О наличии таланта, прежде всего, судят по результатам деятельности человека, которая отличается принципиальной новизной и оригинальностью подхода;

4) гениальность – высший уровень развития способностей как общих, так и специальных. О наличии гениальности можно говорить в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которая составляет эпоху в жизни общества;

Задатки и способности. Виды способностей

«Способности – свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности» (С.Л.Рубинштейн).

Человек не рождается на свет, имея уже какие-нибудь определенные способности. Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, среди которых наибольшее значение имеют особенности нервной системы, мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми, называются задатками.

Задатки имеют важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей, свойства зрительного анализатора — для изобразительных способностей). Но задатки — только одно из условий формирования способностей. Сами по себе они никак еще не предопределяют способностей. Если человек даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются.

Не следует думать, что каждой способности соответствует особый задаток. Всякий задаток многозначен, на его основе могут выработаться разные способности в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.

Таким образом, задатки, или, что то же самое,природные предпосылки развития, не заключают еще в себе способностей. Способности могут развиться лишь в определенных условиях жизни и деятельности людей.

Важную роль в развитии способностей играют, поэтому, временные связи в коре мозга. Системы условных связей придают более общим особенностям работы мозга те качества, которые делают человека пригодным к тем или иным конкретным видам деятельности.

Существенное значение в формировании способностей имеют, далее, такие особенности высшей нервной деятельности, как скорость образования и прочность условных рефлексов, скорость образования и прочность тормозных реакций (в особенности дифференцировок), скорость образования и легкость переделки динамических стереотипов. Эти особенности сказываются на успешности выполнения разных видов деятельности, в том числе учебной деятельности. От них зависят быстрота и прочность усвоения новых знаний и навыков (образование новых условных связей), возможность улавливать сходство и различие между предметами и явлениями действительности (легкость дифференцировок), возможности изменять привычные формы деятельности и поведения в соответствии с меняющимися условиями (быстрота переделки динамических стереотипов) и пр.

Каждая из названных особенностей может иметь неодинаковую степень развития в разных видах деятельности, что и обусловливает собой нередко развитие специальных способностей к определенным видам деятельности.

Для классификации способностей используют несколько критериев.

1. По критерию вида психических функциональных систем способности разделяют на

  • сенсомоторные(ощущение-движение);
  • перцептивные (восприятие чего-либо);
  • аттенционные(внимание);
  • мнемические (проявления памяти);
  • имажитивные(воображение);мыслительные;
  • коммуникативные;

2. По критерию основного вида деятельности на

  • научные (математические, лингвистические и пр.);
  • творческие(музыкальные, литературные. художественные);
  • инженерные и т.д

3. Кроме того, различают общие и специальные способности. Общие способности связаны с выполнением ведущих форм человеческой деятельности, а специальные – с отдельными деятельностями. Среди общих способностей большинство исследователей выделяют общий интеллект, креативность (общую способность к творчеству) и, реже, обучаемость.

Факторы, влияющие на развитие способностей:

– исходная предпосылка – врожденные задатки

– развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес

– всестороннее развитие интересов и способностей

– соперничество и сотрудничество

Результаты психогенетических исследований свидетельствуют о высоком уровне наследуемости общего интеллекта и некоторых специальных способностей (в частности, математических, музыкальных). Между тем креативность в большей мере зависит от влияния социальной микросреды. Высокий уровень развития общих (специальных) способностей характеризуется как общая или специальная одаренность, или талант. Высшей степенью развития способностей личности, выражающейся в творчестве, которое имеет выдающееся значение для жизни общества, является гениальность. Гениальность – способность создавать что-то принципиально новое. Для гения характерны чрезвычайная творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление устаревших норм и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества.

Психологические исследования показали, что на основе ранней диагностики общих способностей можно дать вероятностный прогноз успешности социальной и профессиональной карьеры личности .

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10080 – | 7831 – или читать все.

194.79.20.244 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Потребности и способности

Обсуждая потребности, мы часто упоминали о другом проявлении человеческой личности — способностях. Рассмотрим их связь под­робнее.

Потребности и способности человека образуют глубоко взаимо­связанное единство. Способности — это индивидуальные особенно­сти личности, которые являются условием успешного осуществле­ния какого-либо вида деятельности. Потребность же — это более или менее осознанная необходимость в определенных условиях сущест­вования, отсутствующих в настоящий момент. Умение создавать такие необходимые человеку условия, удовлетворять потребности — это и есть способности. Таким образом, потребности и способности существуют, взаимно обуславливая друг друга: потребности создают запрос на проявление и развитие способностей, а способности дают возможность удовлетворять потребности и стимулируют формиро­вание новых.

Развитие человеческих способностей само по себе является од­ной из глубинных, сущностных потребностей цивилизации. Строго говоря, становление личности начинается даже не со способностей, а с задатков.Задатки — это анатомо-физиологические особенности организма, лежащие в основе развития способностей. «Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки д^я их развития в виде задатков»‘ — писал выдающийся советский пси­холог С. Л. Рубинштейн (1889-1960). «Между задатками и способ­ностями очень большая дистанция; между одними и другими — весь путь развития личности. Задатки многозначны; они могут развивать­ся в различных направлениях. Задатки — лишь предпосылки разви­тия способностей» 2 . Способности формируются на базе биологиче­ских задатков в процессе социального развития человека — воспита­ния и образования, формирования личности. «С расширением сфер трудовой деятельности и появлением все новых видов ее у человека формировались и новые способности. Человеческие способности и их структура зависят от исторически изменяющихся форм разделе­ния труда» 3 .

1 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1989. С. 122.

Развитие способностей человека, начинающееся практически с рож­дения, — одна из наиболее важных задач общества, в решении ко­торой сервисная деятельность занимает ключевое место. Медицина, спорт, туризм, наука и образование всей своей деятельностью фор­мируют человеческую личность, совершенствуют условия для ее раз­вития. Педагоги и психологи столетиями изучают способности чело­века. Тем не менее, в его задатках и способностях до сих пор скрыты огромные неиспользованные резервы. В обозримом будущем скорее всего будут делаться попытки их задействовать и использовать для удовлетворения общественных, групповых и индивидуальных по­требностей.

Как показывают эксперименты, своевременное развитие способ­ностей у детей позволяет достичь очень интересных результатов.

Так, в реализованных московскими педагогами Н. С. Гончаровым и Е. Н. Свечниковой программах по формированию музыкальных спо­собностей у детей в возрасте от 1,5 лет было обнаружено, что у всех обучаемых эти способности могут быть развиты на уровне студентов консерватории 1 . Между тем в экспериментальные группы дети наби­рались без всяких ограничений и без проверки их способностей, то­гда как любой студент консерватории за свою жизнь успел пройти много ступеней отбора, на каждой из которых строго отбирали толь­ко «одаренных» музыкантов. По-видимому, общество пока еще не умеет и не хочет развивать человеческие способности именно в том возрасте, в котором это можно сделать наиболее эффективно. Вы­дающийся генетик, академик Н. П. Дубинин писал в этой связи: «. Все нормально рожденные люди исходно высокоталантливы. В течение первых лет жизни они достигают огромных результатов. Через обще­ние с людьми они становятся обладателями сознания как совокуп­ности психических процессов, выделяющих человека из окружающе­го мира. Затем наступает эпоха мышления в виде активного процесса отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. д.» 2 . «По каким-то непонятным для нас причинам общественно-практи­ческая деятельность детей, формируя у них социальную сущность, при переходе к более поздним возрастам не создает условий для раз­вития их способностей во всех случаях» 3 . По-видимому, большая часть человеческих способностей остается не реализованной и затухает в детстве. Н. П. Дубинин подчеркивает, что способности — явление со­циальное, а не биологическое: «Талант, гениальность, способности — не дар природы, не врожденные, а приобретенные свойства людей. Поскольку никакой талант невозможен без обучения и труда, чело­век в редчайших случаях может стать многосторонне талантливым, как, например, М. В. Ломоносов и Леонардо да Винчи» 4 . Высокий уровень развития способностей изменяет и мир потребностей лично­сти. Как известно, у Ломоносова и Леонардо да Винчи преобладали потребности в научной, технической и художественной деятельно­сти (как духовной, так и материальной). В то же время это не меша­ло им со вкусом обустраивать свой быт и пользоваться разнообраз­ными жизненными благами.

1 См.: Дубинин Н. П. Человек и его место в истории жизни// Биология человека и со­циальный прогресс. Пермь: Пермский ун-т, 1982. С. 27.

Человек, склонный благодаря своим задаткам к тому или иному виду деятельности, обычно испытывает непреодолимое стремление, тягу к этой деятельности. Таков внешний признак формирующихся способностей.

В современной сфере услуг потребность в развитии способностей проявляется, например, через заинтересованность широкого слоя ро­дителей школьников в высококачественном образовательном серви­се. Долговременное стабильное снижение уровня обучения в сред­ней школе породило потребность в элитных гимназиях и лицеях, образование в которых может стоить очень дорого, но считается бо­лее престижным и качественным, чем в большинстве школ.

Способности, как и потребности, подразделяются на материаль­ные и духовные, т. е. способности к материальной и духовной деятельности.

Материальные способностивсегда имеют в своем составе духов­ный компонент, духовное обеспечение: материальная деятельность невозможна без знаний, умения осмысливать ситуацию и принимать решения. Основной, материальный компонент материальных способ­ностей — это системы двигательных реакций и затраты нервной энер­гии (биологический уровень) и совокупность осуществляемых на ос­нове этих затрат материальных практических действий (социальный уровень).

Развитие способностей к материальной практической деятельно­сти наиболее удачно объясняет теория функциональных органов,разработанная известным советским психологом Алексеем Николае­вичем Леонтьевым 1 . 1 См., например: Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. С. 92-95. Любое движение человека — результат сложного взаимодействия (1) коры головного мозга, в которой непосредствен­но локализовано сознание, (2) проводящих нервных путей, передаю­щих систему команд, (3) скелетных мышц, приводящих в движение человеческое тело, и (4) органов чувств (рецепторов), контролиру­ющих результаты деятельности и обеспечивающих обратную связь с корой больших полушарий. Когда человек первый раз в жизни пыта­ется выполнить какую-либо операцию с предметами — чистить кар­тошку, ездить на велосипеде, бегать на коньках или печатать текст на компьютере — вся эта система не отлажена, работает медленно и не­точно (поэтому с велосипеда падают, кожура срезается слишком тол­сто и т. п.). Если данное действие выполнять многократно, создается устойчивая связь между нервами, мышцами и органами чувств. Возникает навык, движение становится быстрым и точным, постепенно доходя до автоматизма. Образуется устойчивая, взаимосвязанная система, в рамках которой слаженно работают мозг, нервные пути, мышцы и органы чувств. Эта система внешне незаметна — у искус­ного велосипедиста или компьютерщика не вырастает новых орга­нов в виде каких-то дополнительных рук и ног. Строение тела не из­меняется, но возникает новая связь между органами, позволяющая в совершенстве выполнять какую-либо функцию. Такую систему называют функциональным органом. Функциональная связь такого рода может сохраняться в течение десятилетий и при необходимости быстро приводится в действие. Так, человек, очень долго не садив­шийся на велосипед, сохраняет умение держать равновесие и может быстро восстановить все связанные с ездой навыки. Существование такой функциональной связи (функционального органа) с удивле­нием обнаруживает главный герой кинофильма «Когда деревья бы­ли большими» (в исполнении Ю. Никулина). Взявшись обтачивать напильником деталь, он почувствовал, что «руки помнят», как это делать — помнят с тех давних пор, когда он работал слесарем. Разви­тие способностей к материальной практической деятельности всегда основывается на формировании и совершенствовании функциональ­ных органов.

Духовные способноститоже включают в себя ведущий, духов­ный компонент и подчиненный материальный. Духовная сторона духовных способностей — это психологические процессы анализа и генерализации (т. е. синтеза, обобщения) и система мыслительных операций — логический вывод, счет и т. п. Духовные способности, как известно, многообразны — это способности к занятиям наукой, искусством, политикой, воспитанием, организационной деятельно­стью, менеджментом и огромным количеством других видов челове­ческой активности. Но дух не существует самостоятельно, независимо от материи. Развитие умственных способностей, которые являются духовными, неизбежно сопровождается изменением материальной основы — что приводит к перестройке нейродинамических процес­сов мозга. Интенсивная умственная деятельность стимулирует фор­мирование дополнительного количества функциональных связей и синапсов (нервных клеток). Духовные способности не могут сущест­вовать и развиваться без своего материального компонента.

Материальный компонент духовных способностей — двигатель­ные реакции и работа нервной системы, необходимые для реализа­ции этих способностей. Материальный компонент хорошо заметен, например, в развитии музыкальных способностей. С одной стороны, они, безусловно, относятся к духовным, связаны с художественным мышлением — умением сочинять, интерпретировать и воспроизво­дить музыку. С другой стороны, работа музыканта — это очень слож­ная и высококвалифицированная материальная деятельность. Он должен с величайшим мастерством (которое оттачивается с детства) оперировать материальными объектами — музыкальными инстру­ментами.

Все духовные способности имеют материальные механизмы фор­мирования и развития. Знание этих механизмов позволяет грамотно организовывать сервисную деятельность в области образования, нау­ки, культуры, искусства или туризма.

Взаимодействие способностей и потребностей связано с одним из глубоких противоречий человеческой личности, обострившимся в эпоху товарного производства. Его довольно подробно проанализи­ровал Э. Фромм (см.: гл. 3, § 1). Механизм товарного производства работает таким образом, что производитель товаров и услуг объек­тивно заинтересован в первую очередь в получении максимальной прибыли. Обычно ее легче получить не за счет развития творческих способностей и потребностей, а за счет удовлетворения потребно­стей рутинных, развлекательных, быстро доставляющих потребите­лю примитивные удовольствия.Тем самым механизм сервиса больше удовлетворяет простейшие потребности, чем развивает способности. А это в долгосрочной перспективе ведет к упрощению, примитивиза­ции личности ик застою в развитии не только способностей, но и по­требностей. Механизм взаимного стимулирования потребностей и способностей ослабляется. Такая потребительская ориентация чело­века в эпоху развитого капитализма выразилась даже в несколько странном исторически сложившемся названии этой ступени разви­тия цивилизации — «общество массового потребления». Это назва­ние странно потом>’, что никакое потребление невозможно без произ­водства и поэтому данный тип общества было бы логичнее назвать «обществом массового производства» или «обществом массового производства и потребления». Однако потребительская ориентация личности на удовлетворение простых рутинных потребностей при­водит к тому, что производство жизненных благ, в котором раскры­ваются способности людей, считается чем-то второстепенным, само собой разумеющимся. Можно сказать словами Эриха Фромма, что в обществе господствует ориентация на обладание и стремление боль­ше иметь. Поскольку эта ориентация обедняет личность и ослабляет всю социальную систему, вырабатываются формы противостояния такой односторонности — посредством государственной регуляции и правовых ограничений чересчур разрушительных видов деятель­ности (обогащения за счет незаконного захвата собственности, тор­говли наркотиками, хищнической эксплуатации природной среды и т. п.), с помощью морали и традиций, семейного воспитания, дея­тельности общественных организаций и движений. Сервисные фир­мы иногда сталкиваются с дилеммой: ориентироваться только на удов­летворение простых, примитивных, дефицитарных (А. Маслоу) по­требностей или формировать у клиентов новые пласты потребностей — более сложных, творческих, креативных (по Э. Фромму и А. Мас­лоу — бытийных).

Как нам представляется, услуги можно условно разделить на по­требительскиеи креативные.Потребительские направлены на удов­летворение насущных дефицитарных потребностей без развития способностей человека, креативные — на развитие способностей и создание таким путем долговременных условий для дальнейшей эво­люции творческих потребностей. Если выражаться еще точнее, в боль­шинстве услуг в разных пропорциях присутствуют и потребитель­ский, и креативный моменты.

Дата добавления: 2014-12-29 ; Просмотров: 2380 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

ЕГЭ. Человек

Тема 5.Способности

Способности. Что это за свойства личности? Почему одних мы называем способными в какой-то сфере деятельности, а других нет? Можно ли развить в себе способности и до какого уровня? Поговорим об этом.

Способности

Способности — это свойства личности, позволяющие ей успешно выполнять какую — либо деятельность. Они складываются из умений, знаний и навыков , возможности применять знания в нестандартной ситуации, быстроты и качества выполненной работы.

Формирование способностей

  • В определённой степени способности зависят от задатков — природных свойствах личности, позволяющих ей достигать значительных результатов в деятельности ( музыкальные, поэтические и другие задатки)
  • Большая часть способностей развивается в течение всей жизни. Уровень их зависит от индивидуальных особенностей человека, от условий воспитания личности. Каждый человек сможет достичь определённого уровня способней при огромном желании, трудолюбии, стремлении к достижению цели.
  • Наличие склонностей, то есть желаний, мотиваций к той или иной деятельности тоже влияет на формирование способностей.

Типы способностей

  • Общие способности определяют успешную деятельность в самых различных областях. Это умственные способности, память, совершенная речь, точность ручных движений и многие другие.
  • Специальные способности позволяют успешно действовать в специфических сферах деятельности, это музыкальные, математические, лингвистические, технические, спортивные, художественно — творческие и другие. Часто для таких способностей необходимы природные задатки.

Специальные и общие способности сосуществуют в человеке одновременно, взаимно дополняя и развивая друг друга.

Одновременно выделяют следующие типы способностей.

  • Теоретические (это склонность к абстрактности мышления, теоретическим размышлениям) и практические (склонность к практическим действиям)
  • Учебные (усвоение созданного, открытого, исследованного) и творческие ( создание предметов материальной и духовной культуры).
  • Способности к общению, которые позволяют выбирать профессии, связанные с взаимодействием с людьми.

В зависимости от степени проявления способностей говорят об уровнях способностей. Каковы же они?

Виды способностей по направленности на деятельность.

Теоретические и практические способности обеспечивают успешность деятельности индивида либо в сфере абстрактно-логических размышлений, либо в сфере конкретно-практических занятий. В первом случае индивид проявляет себя, например, в качестве специалиста в области теоретической физики, во втором — в качестве физика-экспериментатора.

Учебные и творческие способности свидетельствуют о наличии у индивида качеств, которые обеспечивают ему либо высокое умение усваивать имеющиеся в мире знания, либо создание новых оригинальных знаний.

Коммуникативные способности обеспечивают успешное взаимодействие человека с людьми через процессы общения. Высокие коммуникативные способности открывают дорогу индивиду, например, в сферу дипломатии, управления персоналом, там, где успех деятельности в значительной мере определяется стратегией взаимодействия с собеседниками.

Уровни способностей

  • Одарённость— это сочетание в человеке нескольких способностей к различного рода деятельности, позволяющих ему значительно лучше остальных выполнять деятельность.
  • Одаренность– это совокупность нескольких способностей, обуславлива­ющая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц. Обычно она проявляется в наличии раз­носторонних способностей;

Так, одарённый ученик может быть способным в нескольких дисциплинах, показывать результаты, значительно превосходящие результаты деятельности его сверстников. Он часто является победителем олимпиад, участником различного рода конференций. Одарённость позволяет создать условия для получения в будущем успеха в определённом роде деятельности.

Выделяют следующие виды одаренности:

  • художественная (высокие достижения в художественном творчестве и исполнительском мастерстве);
  • общая интеллектуальная и академическая (характеризуется сообразительностью, высокой способностью к обучению и овладению понятиями, высо­коразвитыми способностями к переработке инфор­мации, проявляется в успешности обучения);
  • творческая (порождается способностью выдвигать новые идеи или склонностью к изобретению; творчески одаренные люди имеют своеобразные личностные особенности – отсутствие внимания к авторитетам, независимость, отсутствие внимания к порядку;
  • социальная (предполагает установление зрелых, конструктивных отношений с людьми, организаторские умения, развитый социальный интеллект, склонность к лидерству);
  • практическая (характеризуется применением интеллекта к окружающей действительности, зна­нием сильных и слабых сторон и способностью ис­пользовать это знание; это способность менеджера, посредника).

Выделяют также виды одаренности в соответствии с различными областями знания (математическая, литературная).

  • Талант— это выдающиеся способности в определённой сфере деятельности, позволяющие человеку мыслить нестандартно, применять различные комбинации методов и способов деятельности, достигать высоких результатов.
  • Талант — это высокая степень одаренности, пред­полагающая наличие внутренних условий для выда­ющихся достижений.

Талантливым может стать каждый человек, имеющий глубокие знания, отработанные умения и навыки, творчески подходящий к работе, трудолюбивый. Поэтому мы говорим о талантливых учителях, врачах, политиках, руководителях, художниках, писателях и многих других.

  • Гениальностьэто высший уровень развития способностей, позволяющий не только достигать значительных результатов в какой-то деятельности, но и создавать что-то принципиально новое: закон, теорию, школу, направление и другое. Они открывают новые пути в области научных исследований, искусстве, производстве. Гениальные люди в своей деятельности значительно опережают время, создают шедевры, значение их деятельности не ограничивается рамками одной страны. Их открытия важны для всего человечества.Твор­чество гениального человека имеет историческое и обязательно положительное значение.
  • Сравнивая талант и гениальность, учёные ( И.Акимов, В.Клименко )отмечают, что продукт деятельности таланта- оригинальность, а гениальности – простота. Гений появляется не вдруг. Он рождается из таланта, из многолетнего труда, приобретающего качественно новые формы.

    В основе гениальности всегда лежат природные задатки. Гениальных людей, по сравнению с талантливыми, не так уж и много. Их имена знает весь мир: М.В. Ломоносов, А.С.Пушкин, Менделеев Д.И. и многие-многие другие гениальные личности, принёсшие славу России, признанные во всём мире.

    Существует ещё одна классификация уровней способней, в основу которой положен способ деятельности человека.

    Уровни способностей

    • Репродуктивный – это такой уровень способностей, при котором человек достигает успехов в деятельности , осуществляя её по образцу, хотя и включает элементы творчества.
    • Творческий – это уровень, на котором человек создаёт что-то новое, оригинальное, ранее неизвестное. На этом уровне тоже используется элемент репродуктивности.

    Таким образом, способности играют важную роль в деятельности человека. Важно с раннего детства взрослым увидеть способности и развивать их в ребёнке, нужно совершенствовать способности в течение всей жизни, добиваться более высоких результатов, стремиться к движению вперёд.

    Показатели способностей:

    • высокий темп усвоения и обучения;
    • широта переноса навыков внутри деятельности;
    • низкая утомляе­мость (энергетическая экономичность выполнения деятельности);
    • индивидуальное своеобразие деятель­ности;
    • выраженный интерес к деятельности и высо­кая мотивация.

    Пути развития способностей:

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

    Ссылка на основную публикацию