Совершенствование физических способностей Физические способности человека

Развитие физических способностей

Физические способности – это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения.

Под физическими способностями понимают относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных действий. Врожденные возможности определяются соответствующими задатками, приобретенные – социально-экологической средой жизнеобитания человека. При этом одна физическая способность может развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать разные способности. Отдельно взятая физическая способность не может выразить в полном объеме соответствующее физическое качество.

Только относительно постоянно проявляющаяся совокупность физических способностей определяет то или иное физическое качество. Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: наследственной программы индивидуального развития организма и социально-экологической его адаптации. В силу этого под процессом развития физических способностей понимают единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма.

Изложенные представления о сути физических качеств и физических способностей позволяют заключить:

  • в основе воспитания физических качеств лежит развитие физических способностей. Чем более развиты способности, выражающие данное физическое качество, тем более устойчиво оно проявляется в решении двигательных задач;
  • развитие физических способностей обуславливается врожденными задатками, определяющими индивидуальные возможности функционального развития отдельных органов и структур организма. Чем более надежно функциональное взаимодействие органов и структур организма, тем более устойчиво выражение соответствующих физических способностей в двигательных действиях;
  • воспитание физических качеств достигается через решение разнообразных двигательных задач, а развитие физических способностей – через выполнение двигательных заданий. Возможность решения многообразных двигательных задач характеризует всесторонность воспитания физических качеств, а возможность выполнения многообразных двигательных действий с необходимой функциональной активностью органов и структур организма говорит о гармоничном воспитании физических качеств.

Психологическая характеристика физических качеств

Спортивные возможности определяются физическими, спортивно-техническими и тактическими способностями, а также специальными знаниями и опытом спортсмена. На современном этапе развития теории физического воспитания различают пять основных физических качеств: быстрота, сила, выносливость, ловкость и гибкость. Эти физические качества имеют свои психологические характеристики: быстрота – это способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

С точки зрения психологии быстрота – это способность управлять временными признаками движения, отражение в сознании спортсмена продолжительности, темпа и ритма движения. Быстрота имеет решающее значение в спринтерских и прыжковых дисциплинах легкой атлетики, в велосипедном спорте. Она составляет важную основу, необходимую для успеха в большинстве спортивных игр. Залог быстроты находится в зависимости от трех основных компонентов.

Единство и взаимосвязь между двигательными умениями и физическими способностями.
Проявляясь в деятельности, физические способности практически неотделимы от двигательных умений. Совершенствование техники того или иного двигательного действия в решающей мере зависит от соответствующих физических способностей и, наоборот, – чем выше уровень физических способностей для выполнения конкретного упражнения, тем быстрее оно осваивается.
Существуют упражнения сопряженного воздействия, направленные одновременно на развитие физических способностей и совершенствование элементов техники изучаемого двигательного действия. Например, такие подводящие упражнения, доступные для лиц с сохранными двигательными функциями, как бег с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, семенящий, по разметкам, в гору, под уклон, по песку, с небольшими отягощениями и др., выполняемые многократно, одной стороны, развивают силу разгибателей ног, амортизационные свойства стопы, общую силовую выносливость, с другой — направлены на обучение технике бега: уменьшение реакции опоры, вынос бедра, координацию движений рук и ног, расслабление, темп и ритм движений.

В физической подготовленности детей с различными отклонениями самым слабым звеном являются координационные способности: равновесие, тонкая моторика, расслабление, ритмичность движений и др. Казалось бы, что эти способности нужно интенсивно развивать, чтобы компенсировать двигательные недостатки. Однако на практике оказывается, что дети нуждаются в обучении движениям, требующим проявления этих способностей. Таким образом, задачи обучения и развития сливаются, что подтверждает эту закономерность.

Зависимость развития физических способностей от двигательных режимов

Эта закономерность выражает зависимость развития физических качеств от фазы восстановления работоспособности, на которую падает повторное выполнение упражнений. Выделяют три режима:

1-й — каждое последующее упражнение выполняется в фазе недовосстановления работоспособности, такой режим работы и отдыха соответствует развитию выносливости;

2-й — каждое последующее упражнение выполняется в фазе полного восстановления работоспособности, когда функциональные показатели возвращаются к исходному уровню. Такой режим нагрузки и отдыха характерен для развития координационных способностей, скоростных и силовых качеств;

3-й — каждое последующее упражнение выполняется на фазе сверхвосстановления (повышенной работоспособности). Такой режим способствует развитию скоростных, силовых качеств, специальной выносливости.

В адаптивном физическом воспитании эти режимы используются дифференцированно в соответствии с уровнем функциональной подготовленности детей. Наиболее адекватными для них являются щадящие режимы нагрузки, так как школьники с ограниченными функциональными возможностями больше, чем их здоровые сверстники, подвержены утомлению, атипичным реакциям со стороны нервной, кардиореспираторной и др. систем. В адаптивном спорте взрослых инвалидов все режимы используются в соответствии с задачами, этапами подготовки, уровнем тренированности и состоянием здоровья.

Развитие физических способностей

Глубокие кардинальные отличия homo sapiens как социально-биологического существа от всего животного мира определяют исключительные возможности целенаправленного совершенствования человека при помощи физической культуры и спорта. Наиболее важное, принципиальное значение в этой связи приобретает присущая только человеку способность всестороннего развития своего организма. Уяснение этой способности, ее предпосылок и условий реализации имеет в наши дни не только академическое значение. От глубины нашего понимания возможностей, унаследованных человеком от своих животных предков как «точек приложения» социальных влияний во многом зависит эффективность применяемых нами воздействий, в том числе, а, может быть, и прежде всего средств и методов физического воспитания.

Широкие и далеко не полностью использованные возможности совершенствования физического развития человека основываются на целом ряде особенностей фило- и онтогенеза человека.
Наибольшее значение имеют в этом отношении три кардинальных биологических отличия человека от животных: неспециализированность организма, наличие, кроме общебиологического, собственно человеческого метода стимуляции работоспособности и затяжной, открытый внешним влияниям период детства. Исключительно высокие потенциальные возможности для всестороннего развития в наиболее существенных чертах предопределены биологически. Они связаны с неспециализированностью организма человека, позволившей ему, не изменяясь самому в зависимости от конкретных условий внешней среды и характера выполняемой деятельности, сохранить способность к развитию в самых различных направлениях.

Неспециализированность биологической организации позволяет человеку проявлять поразительные способности в занятиях разными видами спорта, открывать новые сложнейшие элементы двигательных действий. В свете достижений эволюционного учения в настоящее время выделяются два принципиально важных положения, характеризующих развитие современного спорта:

  1. неисчерпаемость ресурсов спортивной техники и практически безграничные возможности ее совершенствования;
  2. возрастающее значение эстетического начала в спорте, проявляющегося наряду со своеобразной «технизацией» спорта, то есть все более широким использованием технических приспособлений, орудий и тренажеров в тренировке.

Обе эти особенности современного спорта, тесно связанные между собой, основываются на присущем лишь человеку богатстве не жестко закрепленных двигательных координации.

Оценивая ресурсы спортивной техники и перспективы ее развития, следует иметь в виду, что спорту присуще постоянное совершенствование самой техники решения двигательных задач, причем возможности этого совершенствования восходят к древнейшей особенности, выделившей человека из животного мира, к неспециализированному homo sapiens.

Поразительное богатство двигательных координацй, свойственных современному человеку, измеряется в полном смысле этого слова астрономической цифрой. Допустим, что каждая из 639 скелетных мышц, которые насчитывают (по ориентировочным данным) в двигательном аппарате человеку анатомы, может находиться лишь в двух состояниях – полного сокращения или абсолютной расслабленности. Для простоты расчетов оставим без внимания тот факт, что каждая мышца отвечает на возбуждение, происходящее по двигательному нерву, строго градуированным по своей силе сокращением, и таких градаций насчитывается не менее тридцати. Даже при таком скромном подсчете количества возможных двигательных актов (сюда входит сумма сочетаний из 639 элементов, каждый из которых находится в двух состояниях) общее число их составит 7,17-10. Это означает, что двигательные возможности человека, по существу, безграничны, что практически беспредельно число различных физических упражнений. Иными словами, физическая культура и спорт содержат в своем арсенале неисчерпаемое количество различных стимулирующих воздействий. Целенаправленное использование их открывает возможность разностороннего физического развития организма, не ограниченного никакими рамками фиксированных двигательных навыков.

Диапазон двигательных возможностей человека, достигнутый на основе древнейшей прачеловеческой способности неспециализированности функций и структур и постоянно обогащаемый современным высокотехническим спортом, представляет собой величайшую ценность, которая вместе с генетической информацией характеризует высший уровень структурно-функциональной организации живой материн, реализованный природой в современном homo sapiens.

О том, насколько существенное влияние на организм человека оказывает особая организация двигательной функции, можно судить по одному из важнейших, наиболее общих показателей жизнедеятельности – по величинам энергетических ресурсов организма. Известно, что млекопитающие в течение всей жизни во взрослом состоянии потребляют на 1 кг живой массы в среднем 550-700 тыс. кДж, в то время как человек потребляет более 7 млн кДж.

Особая экономичность функционирования мышц человека, связанная с коренными биологическими отличиями двигательных реакций у homo sapiens и совершенством их центральной регуляции? объясняет и тот факт, что человек из потребляемого им огромного количества энергии тратит на возобновление массы своего тела лишь около 5%, в то время как другие млекопитающие (лошадь, собака) затрачивают 33-35% всей потребляемой энергии.

На основании анализа этих фактов, указывающих на поразительно высокий КПД двигательной функции человека, а также на выяснении всего хода возрастного развития млекопитающих и человека, сформулировано положение об особом значении скелетной мускулатуры для формирования биологических преимуществ организма человека и, в частности, для достижения им наибольшей среди приматов продолжительности жизни. Выдвинутая им концепция «энергетического правила скелетных мышц» позволяет не только объяснить приведенные выше факты, но и кладет в основу принципов достижения высоких рабочих возможностей организма и физиологически полноценного долголетия требование физической тренировки едва ли не с момента рождения. Такая тренировка, как свидетельствуют результаты исследований последних лет, оказывается эффективной лишь при ее разносторонности.

Развитие физических способностей

Содержание

Физические способности и физические качества [ править | править код ]

Физические способности – это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения.

Под физическими способностями понимают относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных действий. Врожденные возможности определяются соответствующими задатками, приобретенные – социально-экологической средой жизнеобитания человека. При этом одна физическая способность может развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать разные способности. Отдельно взятая физическая способность не может выразить в полном объеме соответствующее физическое качество. Только относительно постоянно проявляющаяся совокупность физических способностей определяет то или иное физическое качество. Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: наследственной программы индивидуального развития организма и социально-экологической его адаптации. В силу этого под процессом развития физических способностей понимают единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма. Изложенные представления о сути физических качеств и физических способностей позволяют заключить:

  • в основе воспитания физических качеств лежит развитие физических способностей. Чем более развиты способности, выражающие данное физическое качество, тем более устойчиво оно проявляется в решении двигательных задач;
  • развитие физических способностей обуславливается врожденными задатками, определяющими индивидуальные возможности функционального развития отдельных органов и структур организма. Чем более надежно функциональное взаимодействие органов и структур организма, тем более устойчиво выражение соответствующих физических способностей в двигательных действиях;
  • воспитание физических качеств достигается через решение разнообразных двигательных задач, а развитие физических способностей – через выполнение двигательных заданий. Возможность решения многообразных двигательных задач характеризует всесторонность воспитания физических качеств, а возможность выполнения многообразных двигательных действий с необходимой функциональной активностью органов и структур организма говорит о гармоничном воспитании физических качеств.

Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. К числу основных физических качеств относят силу, выносливость, ловкость, гибкость и т. д Сила как физическое качество выражается через совокупность силовых способностей, которые обеспечивают меру физического воздействия человека на внешние объекты. Силовые способности проявляются через силу действия, развиваемую человеком посредством мышечных напряжений. Сила действия измеряется в килограммах. Различают абсолютную и относительную силы действия. Абсолютная сила определяется максимальными показателями мышечных напряжений без учета массы тела человека, а относительная – отношением величины абсолютной силы к собственной массе тела.

Выносливость выражается через совокупность физических способностей, поддержание длительности работы в различных зонах мощности: максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной нагрузок. Каждой зоне нагрузок присущ свой своеобразный комплекс реакций органов и структур организма. Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений. Быстрота проявляется через совокупность скоростных способностей, включающих:

  • быстроту двигательных реакций;
  • скорость одиночного движения, не отягощенного внешним сопротивлением;
  • частоту (темп) движений.

Многие физические способности, характеризующие быстроту, входят составными элементами в другие физические качества, особенно в качество ловкости. Быстроту воспитывают посредством решения многообразных двигательных задач, успех решения которых определяется минимальным временем выполнения двигательного действия. Гибкость определяется, как физическая способность человека выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений. Она характеризует степень подвижности в суставах и состояние мышечной системы.

Развитие физических способностей [ править | править код ]

Глубокие кардинальные отличия homo sapiens как социально-биологического существа от всего животного мира определяют исключительные возможности целенаправленного совершенствования человека при помощи физической культуры и спорта. Наиболее важное, принципиальное значение в этой связи приобретает присущая только человеку способность всестороннего развития своего организма. Уяснение этой способности, ее предпосылок и условий реализации имеет в наши дни не только академическое значение. От глубины нашего понимания возможностей, унаследованных человеком от своих животных предков как «точек приложения» социальных влияний во многом зависит эффективность применяемых нами воздействий, в том числе, а, может быть, и прежде всего средств и методов физического воспитания.

Широкие и далеко не полностью использованные возможности совершенствования физического развития человека основываются на целом ряде особенностей фило- и онтогенеза человека.

Наибольшее значение имеют в этом отношении три кардинальных биологических отличия человека от животных: неспециализированность организма, наличие, кроме общебиологического, собственно человеческого метода стимуляции работоспособности и затяжной, открытый внешним влияниям период детства. Исключительно высокие потенциальные возможности для всестороннего развития в наиболее существенных чертах предопределены биологически. Они связаны с неспециализированностью организма человека, позволившей ему, не изменяясь самому в зависимости от конкретных условий внешней среды и характера выполняемой деятельности, сохранить способность к развитию в самых различных направлениях.

Неспециализированность биологической организации позволяет человеку проявлять поразительные способности в занятиях разными видами спорта, открывать новые сложнейшие элементы двигательных действий. В свете достижений эволюционного учения в настоящее время выделяются два принципиально важных положения, характеризующих развитие современного спорта: 1) неисчерпаемость ресурсов спортивной техники и практически безграничные возможности ее совершенствования; 2) возрастающее значение эстетического начала в спорте, проявляющегося наряду со своеобразной «технизацией» спорта, то есть все более широким использованием технических приспособлений, орудий и тренажеров в тренировке. Обе эти особенности современного спорта, тесно связанные между собой, основываются на присущем лишь человеку богатстве нежестко закрепленных двигательных координации.

Оценивая ресурсы спортивной техники и перспективы ее развития, следует иметь в виду, что спорту присуще постоянное совершенствование самой техники решения двигательных задач, причем возможности этого совершенствования восходят к древнейшей особенности, выделившей человека из животного мира, к неспециализированному homo sapiens.

Поразительное богатство двигательных координацй, свойственных современному человеку, измеряется в полном смысле этого слова астрономической цифрой. Допустим, что каждая из 639 скелетных мышц, которые насчитывают (по ориентировочным данным) в двигательном аппарате человеку анатомы, может находиться лишь в двух состояниях – полного сокращения или абсолютной расслабленности. Для простоты расчетов оставим без внимания тот факт, что каждая мышца отвечает на возбуждение, происходящее по двигательному нерву, строго градуированным по своей силе сокращением, и таких градаций насчитывается не менее тридцати. Даже при таком скромном подсчете количества возможных двигательных актов (сюда входит сумма сочетаний из 639 элементов, каждый из которых находится в двух состояниях) общее число их составит 7,17-10. Это означает, что двигательные возможности человека, по существу, безграничны, что практически беспредельно число различных физических упражнений. Иными словами, физическая культура и спорт содержат в своем арсенале неисчерпаемое количество различных стимулирующих воздействий. Целенаправленное использование их открывает возможность разностороннего физического развития организма, не ограниченного никакими рамками фиксированных двигательных навыков.

Диапазон двигательных возможностей человека, достигнутый на основе древнейшей прачеловеческой способности неспециализированности функций и структур и постоянно обогащаемый современным высокотехническим спортом, представляет собой величайшую ценность, которая вместе с генетической информацией характеризует высший уровень структурно-функциональной организации живой материн, реализованный природой в современном homo sapiens.

О том, насколько существенное влияние на организм человека оказывает особая организация двигательной функции, можно судить по одному из важнейших, наиболее общих показателей жизнедеятельности – по величинам энергетических ресурсов организма. Известно, что млекопитающие в течение всей жизни во взрослом состоянии потребляют на 1 кг живой массы в среднем 550-700 тыс. кДж, в то время как человек потребляет более 7 млн кДж.

Особая экономичность функционирования мышц человека, связанная с коренными биологическими отличиями двигательных реакций у homo sapiens и совершенством их центральной регуляции? объясняет и тот факт, что человек из потребляемого им огромного количества энергии тратит на возобновление массы своего тела лишь около 5%, в то время как другие млекопитающие (лошадь, собака) затрачивают 33-35% всей потребляемой энергии.

На основании анализа этих фактов, указывающих на поразительно высокий КПД двигательной функции человека, а также на выяснении всего хода возрастного развития млекопитающих и человека, сформулировано положение об особом значении скелетной мускулатуры для формирования биологических преимуществ организма человека и, в частности, для достижения им наибольшей среди приматов продолжительности жизни. Выдвинутая им концепция «энергетического правила скелетных мышц» позволяет не только объяснить приведенные выше факты, но и кладет в основу принципов достижения высоких рабочих возможностей организма и физиологически полноценного долголетия требование физической тренировки едва ли не с момента рождения. Такая тренировка, как свидетельствуют результаты исследований последних лет, оказывается эффективной лишь при ее разносторонности.

Разносторонность физической подготовки [ править | править код ]

Даже значительное развитие двигательной функции в одном каком-либо направлении без параллельного улучшения других сторон физических способностей не отражается на общей реактивности организма. В то же время даже небольшое, но разностороннее увеличение физической подготовленности проявляется улучшением самых различных реакций организма. Так, резко выраженное увеличение (более чем в 7 раз) работоспособности мышц – сгибателей предплечья правой руки проявляется возрастанием экономичности реакций сердечно-сосудистой и дыхательной систем только при деятельности указанных мышц, причем лишь в том случае, если выполняемая работа во всех отношениях (по величине нагрузки, ритму работы и длительности) сходна с тренировочными нагрузками. Никакие другие воздействия, примененные в качестве диагностических тестов, не обнаруживают тренировочного эффекта в реакциях органов кровообращения и дыхания. Даже показатели восстановления вегетативных функций, наиболее полно и объективно отражающие приспособление организма к условиям мышечной деятельности, не отражают глубоких изменений мышечной работоспособности в условиях «локальных» тренировочных эффектов. Иначе говоря, рост физической подготовленности, характеризующийся узкой специализацией двигательной функции, не ведет к улучшению общих адаптационных реакций организма, всего уровня его приспособленности к условиям мышечной деятельности.

Полученные данные свидетельствуют о том, что не каждая физическая тренировка (даже если она обеспечивает высокий уровень мышечной работоспособности) ведет к развитию широкого диапазона адаптационных реакций. Между тем именно широта приспособительных изменений определяет здоровье человека, его способность полноценно жить, работать и в конечном счете его активное долголетие.

Положение о необходимости комплексного подхода к развитию физических способностей является одним из главных принципов отечественной системы физического воспитания населения. Это положение основывается на фундаментальной биологической особенности человека, требующей всестороннего физического развития как условия формирования здоровья и широкого диапазона приспособительных возможностей организма. Важно подчеркнуть, что и в современном спорте, где имеет место узкая специализация двигательной функции, направленная на развитие совершенно определенного вида двигательных действий, все большее значение приобретает разносторонняя физическая подготовленность спортсмена.

Кажется, парадоксальным, что для достижения успеха в узкоспециализированных двигательных действиях необходимо помимо развития и совершенствования именно этих действий уделять внимание упражнениям, которые существенно отличаются от основных. Между тем значение этих упражнений в современном спорте отчетливо повышается.

Доклад на тему совершенствование физических способностей

Что ты хочешь узнать?

Ответ

Физические способности. совершенствование физических способностей.

Физическими качествами принято называть те функцио­нальные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека. От других качеств личности физические качества отличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач через двигательные действия.

Под физическими способностями понимают относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных действий. Врожденные возможности определяются соответствующими задатками, приобретенные – социально-экологической средой жизнеобитания человека. При этом одна физическая способность может развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать разные способности. Реализация физических способностей в двигательных действиях выражает характер и уровень развития функциональных возможностей отдельных органов и структур организма. Поэтому отдельно взятая физическая способность не может выразить в полном объеме соответствующее физическое качество. Только относительно постоянно проявляющаяся совокупность физических способностей определяет то или иное физическое качество.

Например, нельзя судить о выносливости как о физическом качестве человека, если он способен длительно поддерживать скорость бега только на дистанции 800 м. Говорить о выносливости можно лишь тогда, когда совокупность физических способностей обеспечивает длительное поддержание работы при всем многообразии двигательных режимов ее выполнения. Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: наследственной программы индивидуального развития организма и социально-экологической его адаптации (приспособление к внешним воздействиям). В силу этого под процессом развития физических способностей понимают единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма.

Виды физических качеств. Пути и способы их воспитания.

В отечественной спортивной теории принято различать пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Их проявление зависит от возможностей функци­ональных систем организма, от их подготовленности к двигательным.

Воспитание силы

Силой (или силовыми способностями) в фи­зическом воспитании называют способ­ность человека преодолевать внешнее сопро­тивление или противодействовать ему по­средством мышечных напряжений.

Величина проявления силы действия зависит от внешних факторов – величины отягощений, внешних условий, расположения тела и его звеньев в пространстве; и от внутренних – функционального состояния мышц и психического состояния человека.

Расположение тела и его звеньев в пространстве влияет на величину силы действия за счет неодинакового растяжения мышечных волокон при разных исходных позах человека: чем больше растянута мышца, тем больше величина проявляемой силы.

Проявление силы действия человека зависит также от соотношения фаз движения и дыхания. Наибольшая величина силы действия проявляется при натуживании и наименьшая – при вдохе.

Различают абсолютную и относительную силы действия. Абсолютная сила определяется максимальными показателями мышечных напряжений без учета массы тела человека, а относительная – отношением величины абсолютной силы к собственной массе тела.

Силовые способности определяются мышечными напряжениями и соответствуют различным формам изменения активного состояния мышц. Мышечные напряжения проявляются в динамическом и статическом режимах сокращения, где первый характеризуется изменением длины мышц и присущ преимущественно скоростно-силовым способностям, а второй- постоянством длины мышц при напряжении и является прерогативой собственно силовых способностей. В практике физического воспитания данные режимы сокращения мышц обозначаются терминами» динамическая сила» и «статическая сила».

В качестве примера проявления статической силы можно привести удержание веса штанги на вытянутых руках, а динамической – прыжок вверх.

Собственно силовые способности проявляются преимущественно в условиях

изометрического напряжения мышц, обеспечивая удержание тела и его звеньев в пространстве, сохранение поз при воздействии на человека внешних сил.

Воспитание силы сопровождается утолщением и ростом мышеч­ных волокон.

Развивая массу различных мышечных групп, можно из­менять телосложение, что наглядно проявляется у занимающихся ат­летической гимнастикой, путем

регулярных и методически правильно построенных трениро­вочных занятий.

Развитие и совершенствование физических качеств

Служебно-профессиональная деятельность сотрудников в значительной мере определяется их двигательными способностями. Несмотря на все многообразие этих способностей, проявление каждой из них связано с определенными качественными особенностями, которые в теории и практике физической подготовки принято называть физическими (двигательными) качествами. Основными физическими качествами являются: сила, быстрота, выносливость, ловкость и подвижность в суставах. Развитие и совершенствование этих качеств в процессе физической подготовки характеризуется некоторыми особенностями, знание которых позволяет подбирать наиболее эффективные средства и методы их развития.

Особенности развития физических качеств

– развитие физических качеств в процессе двигательной деятельности, которые требует их проявления.

постепенность и неравномерность развития физических качеств.

– взаимосвязь развития физических качеств.

Установлено, что развитие одного из физических качеств (силы, быстроты или выносливости) приводит, особенно на начальных этапах тренировки, к совершенствованию и других физических качеств.

Методы развития физических качеств

В теории и практике физической культуры различают следующие общие методы развития физических качеств: повторный, переменный, равномерный, контрольный, интервальный, соревновательный.

Повторный метод характеризуется многократным выполнением однотипных упражнений (приемов, действий) через определенные промежутки времени. Это повторение одинаковых действий может использоваться с перерывами для отдыха или без них.

Переменный метод заключается в периодическом изменении интенсивности и длительности непрерывно выполняемых физических упражнений.

Равномерный метод характеризуется выполнением физических упражнений с равномерной интенсивностью и постепенным увеличением продолжительности работы.

Контрольный метод состоит в периодической проверке физической подготовленности сотрудников.

Интервальный метод заключается в выполнении тренировочной работы по частям с постепенным сокращением времени отдыха между ними.

Соревновательный метод характеризуется выполнением физических упражнений с наибольшей интенсивностью в условиях состязания.

Силаспособность человека выполнять работу, связанную с преодолением сопротивления или противодействием ему за счет мышечных усилий. Она характеризуется степенью напряжения, которое развивают мышцы при сокращении и проявляется в статических усилиях и динамических движениях, силового и скоростно-силового характера.

Основными методами развития силы являются «метод больших и максимальных усилий» и метод «до отказа».

Быстрота– способность человека выполнять движения и действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Различают следующие формы проявления быстроты как физического качества: быстроту двигательной реакции, быстроту отдельного движения, частоту движений. Более сложным проявлением быстроты является выполнение циклических и ациклических движений в минимальный отрезок времени. В последнем случае быстрота может характеризоваться несколькими из перечисленных показателей.

Основными методами выполнения упражнений с целью развития быстроты являются повторное выполнение упражнений с околопредельной быстротой и с предельной быстротой.

Выносливость– способность человека продолжительное время поддерживать работоспособность на высоком уровне.

Различают общую и специальную выносливость. Под общей выносливостью принято понимать способность человека длительное время выполнять разнообразную физическую работу.

Специальная выносливость характеризуется способностью переносить длительные нагрузки, связанные со специфическими видами деятельности.

Для развития выносливости могут применяться все известные методы тренировки: повторный, равномерный, переменный, интервальный и др.

Ловкость понимается способность человека выполнять целесообразные движения в сложных или внезапно меняющихся условиях.

Она является наиболее сложным физическим качеством, включающим различные проявления двигательных способностей, особенно координацию и точность движений, быстроту и точность двигательной реакции, умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другие.

Развитие и совершенствование ловкости обеспечивается постепенным усложнением применяемых упражнений и выполнением их в непривычных, постоянно изменяющихся условиях в сочетании с другими действиями.

В практике физической подготовки и спорта под подвижностью в суставах (гибкостью) следует понимать способность организма выполнять движения с наибольшей амплитудой.

Подвижность в суставах является одним из составных компонентов двигательных способностей обучаемых, и достаточный уровень ее развития создает необходимый фон для дальнейшего более быстрого совершенствования физических качеств. В большей степени это проявляется при развитии силы и ловкости, в меньшей степени – при выполнении беговых упражнений (В. А. Торопов, 1982).

Таковы краткая характеристика и основные методы развития и совершенствования физических качеств, учет которых позволяет руководителю занятий осуществлять правильный подбор упражнений и методику их использования.

Служебно-профессиональная деятельность сотрудников некоторых специальностей протекает в условиях воздействия на организм различных неблагоприятных факторов, отрицательно влияющих на уровень работоспособности.

Под специальными качествами понимаются свойства организма, обеспечивающие его устойчивость к воздействию определенных неблагоприятных факторов профессиональной и служебной деятельности. К специальным качествам относятся устойчивость к укачиванию, к кислородному голоданию и к перегрузкам.

Устойчивость к укачиваниюхарактеризуется способностью организма более стойко переносить воздействие ускорений, возникающих в условиях специфической деятельности. Сотрудники, при выполнении операций, наиболее часто подвергаются воздействию ускорений вследствие качки, при совершении марша на машинах. Это является основной причиной укачивания.

Устойчивость к кислородному голоданиюповышает возможности организма сохранять работоспособность в условиях пониженного парциального давления кислорода.

Устойчивость к перегрузкам определяется: уровнем общей и скоростной выносливости организма, степенью совершенства специальных защитных реакций организма на действие перегрузок и психологической готовности к их перенесению, а также развитию мышц брюшного пресса, нижних конечностей и выработкой навыка сочетания грудного типа дыхания с напряжением мышц живота и ног.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 901 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Физические способности человека

Двигательные действия, используемые для решения двигательной задачи, каждым индивидом могут выполняться различно. У одних отмечается более высокий темп выполнения, у других – более высокая точность воспроизведения параметров движения и т. п.

Под физическими способностями понимают относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных действий. Врожденные возможности определяются соответствующими задатками, приобретенные – социально-экологической средой жизнеобитания человека. При этом одна физическая способность может развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать разные способности. Отдельно взятая физическая способность не может выразить в полном объеме соответствующее физическое качество. Только относительно постоянно проявляющаяся совокупность физических способностей определяет то или иное физическое качество. Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: наследственной программы индивидуального развития организма и социально-экологической его адаптации. В силу этого под процессом развития физических способностей понимают единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма. Изложенные представления о сути физических качеств и физических способностей позволяют заключить:

а) в основе воспитания физических качеств лежит развитие физических способностей. Чем более развиты способности, выражающие данное физическое качество, тем более устойчиво оно проявляется в решении двигательных задач;

б)развитие физических способностей обуславливается врожденными задатками, определяющими индивидуальные возможности функционального развития отдельных органов и структур организма. Чем более надежно функциональное взаимодействие органов и структур организма, тем более устойчиво выражение соответствующих физических способностей в двигательных действиях;

в) воспитание физических качеств достигается через решение разнообразных двигательных задач, а развитие физических способностей – через выполнение двигательных заданий. Возможность решения многообразных двигательных задач характеризует всесторонность воспитания физических качеств, а возможность выполнения многообразных двигательных действий с необходимой функциональной активностью органов и структур организма говорит о гармоничном воспитании физических качеств.

Физические качества

Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. К числу основных физических качеств относят силу, выносливость, ловкость, гибкость и т. д Сила как физическое качество выражается через совокупность силовых способностей, которые обеспечивают меру физического воздействия человека на внешние объекты. Силовые способности проявляются через силу действия, развиваемую человеком посредством мышечных напряжений. Сила действия измеряется в килограммах. Различают абсолютную и относительную силы действия. Абсолютная сила определяется максимальными показателями мышечных напряжений без учета массы тела человека, а относительная – отношением величины абсолютной силы к собственной массе тела.

Выносливость выражается через совокупность физических способностей, поддержание длительности работы в различных зонах мощности: максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной нагрузок. Каждой зоне нагрузок присущ свой своеобразный комплекс реакций органов и структур организма. Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений. Быстрота проявляется через совокупность скоростных способностей, включающих:

а) быстроту двигательных реакций;

б) скорость одиночного движения, не отягощенного внешним сопротивлением;

в) частоту (темп) движений.

Многие физические способности, характеризующие быстроту, входят составными элементами в другие физические качества, особенно в качество ловкости. Быстроту воспитывают посредством решения многообразных двигательных задач, успех решения которых определяется минимальным временем выполнения двигательного действия. Гибкость определяется, как физическая способность человека выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений. Она характеризует степень подвижности в суставах и состояние мышечной системы.

Заключение

Физические способности – это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения.

Список литературы

1. Кучерова А. В. Планирование и организация физкультурно-оздоровительной работы в летнем лагере: – МГУ им. А. А. Кулешова; 2010 г., 112 стр.

2. Микляева Н. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований: – Перспектива; 2011 г., 152 стр.

3. Музыка О. В. Физкультурно-оздоровительная работа. Комплексное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой: – Учитель; 2011 г., 128 стр.

4. Сулим Е. В. Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг: – Сфера; 2012 г., 112 стр.

5. Хамитова Л. Развитие координации движений и крупной моторики на занятиях по физкультуре: – Корифей; 2010 г., 96 стр.

Совершенствование физических способностей

Физические способности в вашем возрасте существуют и проявляются в тес­ной взаимосвязи друг с другом, а также с интеллектуальными, волевыми свой­ствами, другими психическими процессами и физиологическими функциями. Как и все другие, эти способности не являются врожденными. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические задатки, а сами способности всегда явля­ются результатом развития, проявляются и совершенствуются в процессе конк­ретной двигательной деятельности. Для развития способностей необходимо со­здавать соответствующие условия деятельности, подбирая упражнения на силу, выносливость, скоростные способности и др.

При развитии физических способностей важно помнить о своих возраст­ных, половых и индивидуальных особенностях. Данные о возрастных и поло­вых особенностях, а также о темпах прироста разных кондиционных и коорди­национных способностей говорят о следующем. У мальчиков с 13 до 15 лет наиболее существенно улучшаются показатели силовых (36,3—39,5%) и скоро-

стно-силовых способностей (9,7—41,7%). Продолжают улучшаться различные показатели выносливости (4,7—16,8%). В то же время приостанавливается раз­витие скоростных способностей (улучшение на 2,0—8,7%) и гибкости. У дево­чек, как и у мальчиков, с 13 до 15 лет отмечается наиболее существенное разви­тие силовых способностей (21,8—36,8%) и скоростно-силовых (2,9—17,6%). В развитии других способностей (скоростных, выносливости, гибкости) имеет мес­то стабилизация, небольшое увеличение или даже ухудшение.

В развитии координационных способностей (КС) отмечаются следующие из­менения. У мальчиков продолжается дальнейший рост КС, относящихся к цело­стным двигательным действиям: в челночном беге (4,2—7,3%), прыжках (13,4%), метаниях на дальность (41,6%), в акробатических упражнениях (27,6%). Наблю­дается также улучшение отдельных специфических КС: ориентирование в про­странстве, способности к воспроизведению и дифференцированию силовых и пространственных параметров движений. У девочек, за исключением КС, прояв­ляемых в прыжках (рост результативности на 8,5%), в метаниях из различных исходных положений (8,1%), в акробатических упражнениях (15,2%), в ориенти­ровании в пространстве (30,6%), рост других КС резко замедляется или даже приостанавливается.

К 13—15 годам естественный рост разных КС заметно приостанавливается и достигает 75—100% от максимального уровня. Вместе с тем у тех, кто система­тически занимается спортом или целенаправленно развивает свои способности, уровень их развития в сравнении со сверстниками бывает выше на 10—100% (скоростные, гибкость и координационные способности) и более (скоростно-си-ловые, силовые, выносливость). В этом смысле с 13 до 15 лет сохраняются воз­можности для целенаправленного развития разных кондиционных и координа­ционных способностей.

Необходимо оказывать разностороннее воздействие на все основные физи­ческие качества. Вместе с тем в 13—15-летнем возрасте большее значение сле­дует придавать развитию скоростно-силовых, силовых, способностей к ориенти­рованию в пространстве, согласованию, перестроению двигательных действий, учитывая, что именно в данный период эффект воздействия на эти способности оказывается наибольшим.

При развитии физических способностей, особенно силовых и выносливости, важно правильно применять допустимые нагрузки и выполнять соответствующие упражнения, правильно и глубоко дышать, уметь рационально напрягать и рас­слаблять мышцы.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие изменения наблюдаются в развитии силовых и скоростных способ­ностей и выносливости в 13—15 лет?

2. Как изменяются координационные способности в подростковом возрасте?

3. Назовите особенности развития и совершенствования физических спо­собностей в данном возрасте.

Овладение двигательными действиями

КЛАСС

СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Команда «Прямо!».Эта команда подается под левую ногу. При этом необ-:одимо выполнить шаг правой ногой на месте и с левой ноги начать движение перед.

Повороты в движении направо, налевовыполняются по командам «На-пра-во!», «Нале-во!». Для поворота направо исполнительная часть команды по­дается одновременно с постановкой правой ноги. По этой команде нужно сде­лать полный шаг левой ногой, повернуться на носке левой ноги, одновременно с поворотом вынести правую ногу вперед и продолжить движение в новом на­правлении. Руки во время поворота к туловищу не прижимать. Поворот налево выполняется аналогично, только команда подается одновременно с постановкой левой ноги.

ВИСЫ И УПОРЫ (ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ)

Из виса на подколенках через стойку на руках опускание в упор при­сев.С прыжка принять вис завесом вне правой (левой) ногой. Перехватить пра­вой (левой) рукой в висе завесом. Выполнить то же другой ногой. Принять по­ложение виса на подколенках. Отпуская руки, медленно выпрямиться до поло­жения стойки на кистях в висе на подколенках. Зафиксировав это положение 2—3 с, выпрямить ноги и опуститься в упор присев.

При оказании помощи нужно поддерживать за пояс, предохраняя от падения после отпускания рук.

1. Опускание в упор присев из стойки на руках у стенки (или с помощью парт­нера).

2. Вис на подколенках.

3. То же с отпусканием рук.

4. Выполнение упражнения в целом с помощью.

Подъем в сед ноги врозь.Упор согнувшись на брусьях учащийся принима­ет после размахивания в упоре на руках.

Подъем разгибом в сед ноги врозь(рис. 49) выполняется, энергично раз­гибаясь в тазобедренных суставах вперед-вверх (под углом 45—60°) (рис. 49, а), разводя ноги в стороны и опуская их в сед ноги врозь (рис. 49, б).

Подъем завесом вне.Махом вперед, пройдя вертикаль, начать сгибаться в тазобедренных суставах, чтобы к окончанию маха вперед носки ног находились

близко от грифа перекладины. С началом маха назад быстро перемахнуть одну ногу за перекладину (рис. 50, а) и согнуть ее в коленном суставе. Одновремен­но энергично разогнуть другую ногу в тазобедренном суставе. Далее, надавли­вая руками на перекладину и стремясь прижать прямые руки к телу, выйти в упор (рис. 50, б).

1. Из упора на низкой перекладине перемах ноги вне; опускание в вис завесом.

2. То же и подъем завесом из размахивания с помощью.

3. Из размахивания на перекладине махом вперед перемах в вис завесом вне.

4. То же и подъем завесом с помощью.

ВИСЫ И УПОРЫ (ДЛЯ ДЕВОЧЕК)

Из упора на нижней жерди опускание вперед в вис присев.Слегка по­дать плечи вперед. Сгибаясь в тазобедренных суставах и сгибая руки, перейти в вис на согнутых руках (переворачиваясь через голову). Медленно разогнуть ру­ки и опуститься в вис присев.

Из виса присев на нижней жерди махом одной и толчком другой вис прогнувшись на верхней жерди(рис. 51). Встав под верхнюю жердь лицом к нижней, взяться руками за верхнюю жердь и, оттолкнувшись ногами, поставить их на нижнюю. Это положение и называется вис присев на нижней жерди. Далее, сделав мах одной ногой вперед, а другой почти одновременно слегка оттолкнувшись от нижней жерди, перейти в вис на руках (головой вниз). Зафик­сировав это положение, слегка прогнуться в тазобедренных суставах. При этом бедра будут плотно касаться жерди. Через несколько секунд, опуская ноги, принять и. п.

Из виса лежа на нижней жерди поворот направо в сед боком на пра­вом бедре.Из виса лежа на нижней жерди перехватить правой рукой скрестно

под левой обратным хватом. Поворачиваясь направо и нажимая правой рукой на жердь, развести ноги врозь, сесть на правое бедро. Опуская левую руку в сторону, отвести левую ногу подальше назад, а правую согнуть в тазобедрен­ном и коленном суставах. Заканчивая сед, прогнуться, поднять голову. Упражнения

1. Из седа на нижней жерди (на бревне) поворот в сед. Принять и запомнить правильную позу.

2. В висе лежа хватом за нижнюю жердь перехват правой рукой скрестно под левой обратным хватом.

3. Выполнение элемента в целом.

Из седа на правом бедре на нижней жерди соскок прогибаясь.Пере­хватить правой рукой за нижнюю жердь у правого колена. Передавая вес тела на правую руку, оттолкнуться бедром о нижнюю жердь, одновременно взмах­нуть левой рукой вверх-наружу. Соединить ноги, прогнуться, опираясь на пра­вую руку, и мягко приземлиться. Этот соскок можно выполнять с поворотом на­право кругом, а также налево кругом. В первом случае надо левой рукой взять­ся за нижнюю жердь обратным хватом у правого колена. Передавая вес тела на левую руку и отталкиваясь бедром, отпустить правую руку, повернуться на­право кругом, соединить ноги и прогнуться. Во втором случае надо левой рукой взяться за нижнюю жердь хватом снизу за телом у левого бедра. Передавая вес тела на левую руку и отталкиваясь бедром, повернуться налево кругом, прогнуться и приземлиться.

АКРОБАТИКА (ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ)

Кувырок назад в упор стоя ноги врозь(рис. 52) отличается от обычного кувырка только заключительными действиями. При переходе в упор развести ноги в стороны и, опираясь на руки, перейти в упор стоя ноги врозь.

Длинный кувырок.Выполняется так же, как и обычный кувырок, только руки ставятся значительно дальше от ног. Обратите внимание на необходимость более сильного толчка ногами.

Стойка на голове и руках(рис. 53). Выполняется толчком двух ног из упо­ра присев. И. п. — упор присев, голова лобно-теменной частью опирается о гимнастический мат. Оттолкнуться ногами и, помогая руками, выйти в стойку на голове. Выпрямить ноги.

АКРОБАТИКА (ДЛЯДЕВОЧЕК) «Мост» и поворот в упор стоя на одном колене(рис. 54). Если «мост» (рис. 54, а) освоен хорошо, приступают к изучению поворота в упор. Для этого надо подать все тело в сторону поворота (перенести тяжесть тела на одноимен­ные руку и ногу) (рис. 54, б) и, оттолкнувшись противоположными повороту ру­кой и ногой, сгибаясь в тазобедренных суставах, повернуться кругом и опус­титься в упор на колено опорной ноги (рис. 54, в).

ОПОРНЫЕ ПРЫЖКИ (ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ)

Прыжок согнув ноги(козел в длину, высота 110—115 см) (рис. 55). С разбе­га в 10—12 шагов оттолкнуться вперед-вверх, тело прямое, руки вперед-вверх. В момент постановки рук на дальнюю часть козла резко оттолкнуться руками с эдновременной группировкой тела (спина круглая, колени почти касаются гру-

ди) и тут же разогнуться, руки вверх—в стороны. Приземлиться на слегка со­гнутые ноги. Упражнения

1. Прыжок ноги врозь через козла в длину с замахом (ноги на уровне плеч).

2. Вскок в упор присев на козла и соскок прогнувшись.

3. Прыжок согнув ноги без разгибания.

4. Прыжок согнув ноги на дальность приземления (внимание на группировку и толчок руками).

5. Прыжок согнув ноги с прогибанием после толчка руками.

ОПОРНЫЕ ПРЫЖКИ (ДЛЯ ДЕВОЧЕК)

Прыжок боком с поворотом на 90°(конь в ширину, высота 110 см) рис. 56). С небольшого (10—12 шагов) разбега оттолкнуться от мостика, поставить руки на ширине плеч на коня и, сгибаясь в тазобедренных суставах, поднять спину вверх. Оттолкнуться левой (правой) рукой, разогнуться с поворотом 90° влево (вправо) и приземлиться на слегка согнутые ноги, опираясь на правую (левую) руку.

Толчком ног (с мостика) упор согнувшись (высокое поднимание таза, спина

То же, но в упор стоя (ноги влево или вправо от рук).

Из положения упора стоя согнувшись, ноги слева (справа) от рук, толчком

ног и руки (со стороны ног) поворот на 90° в упор лежа (на полу).

То же, но с коня в доскок.

Прыжок в целом с помощью и страховкой.

КЛАСС

СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Переход с ходьбы на месте на ходьбу в колонне и в шеренге.По команде «Прямо!», подаваемой под левую ногу, делается шаг правой ногой наместе, а затем с левой ноги начинается движение вперед.

Ссылка на основную публикацию