Речевая готовность к школе

Диагностика речевой готовности ребёнка к школе

Школа – один из самых важных этапов в жизни каждого человека. Школьное обучение предъявляет к ребёнку целый ряд новых для него требований. В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершина познавательных процессов — мышление и речь. Таким образом, мышление и речь тесно связаны. Благодаря речи, мы можем сделать вывод о развитии мышления у человека а, развивая наши умственные способности, мы развиваем речь. Поэтому наряду с физиологической и психологической очень важна речевая готовность, так как она является важнейшим показателем интеллектуальной готовности к школе. При помощи речи ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у ребёнка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом, т.к., письменная речь всегда формируется на основе устной. Кроме того, речь – основа процесса общения, поэтому правильная, хорошо развитая речь предопределяет успешность коммуникативной деятельности ребёнка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы. И наоборот, неразвитая речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

Речевая готовность к школе — ряд необходимых для успешного обучения в школе предпосылок, сформированных у ребёнка ещё в дошкольном возрасте. Поэтому педагогам, работающим в системе дошкольного образования, необходимо владеть определённым инструментарием для диагностики речевой готовности детей к школе. При этом важно отметить, что речевое развитие необходимо оценить с точки зрения влияния уровня развития той или иной стороны речи ребёнка на успешность его школьного обучения. Так, например, нарушение произношения отдельных звуков у детей, как правило, не мешает усвоению русского языка, в то время как нарушение фонематического восприятия ведёт за собой огромные трудности в овладении чтением и письмом. Таким образом, при подборе диагностического материала для определения речевой готовности дошкольников к обучению в школе необходимо сделать акцент на исследовании фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза, звуко-слоговой структуры, лексико-грамматического строя речи. Важным является и умение ребёнка слушать, запоминать и пересказывать тексты, самостоятельно составлять рассказы. Поэтому уровень развития связной речи ребёнка также необходимо оценить. Мы изучили диагностические материалы многих авторов и остановили свой выбор на «Тестовой методике диагностики устной речи младших школьников» Фотековой Т. А. Взяв за основу данную методику, мы выделили ряд, значимых для нас направлений диагностики, полностью адаптировали для дошкольников весь речевой материал, его объём и уровень сложности. Были также пересмотрены критерии оценки правильности выполнения заданий. Для определения речевой готовности к школе мы предлагаем использовать следующие направления диагностики:

  • Исследование состояния фонематического восприятия.
  • Исследование языкового анализа и синтеза.
  • Исследование фонематического анализа.
  • Исследование фонематического синтеза.
  • Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.
  • Исследование словаря и навыков словообразования.
  • Исследование грамматического строя речи.
  • Исследование связной речи.

По каждому из этих направлений предполагается выполнение детьми одного или нескольких тестовых заданий. Каждое задание имеет инструкцию, комментарии и критерии оценки по трём уровням. Предлагаемый материал предназначен для учителей-логопедов и воспитателей детских садов. Кроме того, данная методика доступна и для родителей будущих школьников, так как не требует дополнительного наглядного материала и имеет простые критерии оценивания.

I. Исследование состояния фонематического восприятия

а) повторение слоговых цепочек из двух — трёх слогов с оппозиционными звуками.

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.

(предъявление — воспроизведение предъявление — воспроизведение)

ша — жа — ша — жа — ша — жа

ца — са — ца — са — ца — са

ра — ла — ра — ла — ра — ла

Вначале предъявляется первый член пары (ба — па), а затем второй (па — ба). Оценивается воспроизведение пары в целом (ба — па — па — ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения: точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является определение актуального уровня развития речи.

Оценка: высокий уровень — правильное воспроизведение в темпе предъявления;

средний уровень — первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба — па — ба — па);

низкий уровень — неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками.

б) воспроизведение и различение слов-паронимов.

( ложки — рожки, удочка — уточка)

Инструкция (даётся поэтапно):

— внимательно послушай и повтори за мной слова: ложки — рожки;

— что означают эти слова?

— какими звуками отличаются?

Оценка: высокий уровень — правильное воспроизведение пары слов, понимание различия лексического значения, понимание различия звукового состава;

средний уровень — правильное воспроизведение пары слов, трудности определения лексического значения или звукового состава слов;

низкий уровень — неточное воспроизведение пары слов, трудности определения лексического значения или звукового состава.

II. Исследование языкового анализа и синтеза

а) определение количества и последовательности слов в предложении.

Инструкция: внимательно послушай предложение.

Девочка читает книгу.

Сколько слов в предложении?

Назови 1, 2, 3… слово.

Аналогично разбираются предложения: На клумбе расцвели цветы.

Под деревом вырос большой гриб.

Оценка: высокий уровень — правильный ответ с первой попытки;

средний уровень — правильный ответ со второй попытки или после стимулирующей помощи взрослого («Неверно, подумай ещё»).

низкий уровень — неверный ответ с третьей попытки, неэффективное использование помощи взрослого.

III. Исследование фонематического анализа

а) выделение звука на фоне слова.

Инструкция: внимательно послушай слова, когда услышишь слово со звуком С, подними руку (хлопни в ладоши).

Шум, зонтик, цветник, капуста самолёт, зубы, цапля, посуда, магазин, квас, закат, сом, щётка, зайка, собака листок, птица, капуста.

б) выделение первого звука в слове.

Инструкция: внимательно послушай слова и назови первый звук в каждом слове.

Улыбка, ковёр, магазин, щенок, трубы, стакан, куст.

в) выделение последнего звука в слове.

Инструкция: внимательно послушай слова и назови последний звук в каждом слове. Улыбка, ковёр, магазин, щенок, трубы, стакан, куст.

г) определение места звука в слове (начало — середина — конец).

Инструкция: внимательно послушай слово и определи, на каком месте в нём стоит звук…

Р — ракета, барабан, забор. К — капуста, макароны, мальчик. О — обруч, дорога, кино.

д) определение количества звуков в слове (до 5 звуков).

Инструкция: послушай слово и сосчитай, сколько в нём звуков.

Шар, рука, бант, крот, банан, кошка.

е) определение общего звука в словах.

Инструкция :сейчас я назову тебе несколько слов, внимательно послушай слова и определи, какой звук встречается в каждом из них.

Миска, коса, лиса.

Мыши, камыш, кушетка.

ж) придумывание слов с заданным звуком.

Инструкция: назови мне слова, в которых есть звук… Л, М, Д, Ш.

Оценка: высокий уровень — правильный ответ с первой попытки;

средний уровень — правильный ответ со второй попытки;

низкий уровень — правильный ответ с третьей попытки, неэффективное использование помощи.

IV. Исследование фонематического синтеза

Инструкция: сейчас я буду произносить слово по звукам, внимательно послушай звуки, соедини их, назови слово, которое получилось.

Оценка: высокий уровень — правильный ответ с первой попытки;

средний уровень — правильный ответ со второй попытки;

низкий уровень — правильный ответ с третьей попытки, неэффективное использование помощи.

V. Исследование сформированности звуко — слоговой структуры слова

а) Произнесение слов сложной слоговой структуры.

Инструкция: внимательно послушай и повтори за мной слова.

Земляника, пластилин, велосипедист, водопровод, сковорода, универмаг, регулировщик, милиционер, температура.

б) Произнесение предложений со словами сложной слоговой структуры.

Инструкция: внимательно послушай и повтори за мной предложения.

Костя слепил из пластилина снеговика.

Регулировщик стоит на перекрёстке.

Водопроводчик отремонтировал водопроводный кран.

(слова и предложения предъявляются до первого воспроизведения).

Оценка: высокий уровень — правильное воспроизведение в темпе предъявления,

средний уровень — замедленное послоговое воспроизведение,

низкий уровень — искажение звуко-слоговой структуры слова (замены, пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова).

VI. Исследование словаря и навыков словообразования

а) названия детёнышей животных.

Инструкция: детёныши у лисы — лисята, а у …

Кошки — …, волка — …, овцы — …, коровы — …, льва — …, собаки — …, курицы — …,

б) подбор антонимов.

Инструкция: бывают предметы большие, а бывают наоборот — маленькие. Я назову слово, а ты скажешь наоборот.

Светлый — …, высокий — …, старый — …, смелый — …, трудный — …, грустный — …,

близкий — …, лёгкий — …, тихий — ….

в) образование существительных в уменьшительной форме.

Инструкция: большой мяч, а маленький — это мячик. Назови ласково предметы, которые я буду перечислять.

Стул — …, стол — …, дом — …, снег — …, дерево — …, окно — …, ухо — …, платье — …, трава — ….

г) образование прилагательных от существительных.

Относительных.

Инструкция: кораблик из бумаги — он бумажный.

Матрёшка из дерева -…, ручка из пластмассы — …, шуба из меха — …, горка изо льда — …, салат из капусты — …, суп из овощей — …, лист берёзы — …, шишка сосны — …, варенье из малины — …, варенье из земляники — ….

Качественных.

Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а …

Волка за жадность — …, зайца за трусость — …, медведя за силу — …, льва за смелость — ….

Инструкция: если днём жара, то день жаркий, а если …

Мороз — …, солнце — …, снег — …, дождь — …, ветер — …, холод -….

Притяжательных.

Инструкция: у кошки лапа кошачья, а у …

тигра — …, лисы — …, зайца — …, белки — …, собаки — …, медведя — …, волка — …,

клюв птицы — …, перо орла — …, ружьё охотника — ….

Оценка: для всех заданий осуществляется по общим критериям:

высокий уровень — правильный ответ;

средний уровень — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

низкий уровень – форма образована неправильно.

VII. Исследование грамматического строя речи.

а) повторение предложений.

Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.

(предложение читается до первого воспроизведения 1-2 раза)

Курица снесла яйцо.

Белые чайки кружились над морем.

Во дворе гуляет много детей.

Соня купила в магазине разноцветные карандаши.

Оценка: высокий уровень — правильное и точное воспроизведение;

средний уровень — пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;

низкий уровень — пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения.

б) составление предложений из слов в начальной форме.

Инструкция: я назову тебе несколько слов, а ты постарайся составить из них предложение.

Мальчик, открывать, дверь.

Девочка, читать, книжка.

Лечить, доктор, больной.

Внучка, груша, бабушка, давать.

Витя, косить, трава, кролики, для.

Оценка: высокий уровень — предложение составлено правильно;

средний уровень — нарушен порядок слов;

низкий уровень — наблюдаются пропуски, перестановки или замены слов, смысловые неточности, аграмматизмы.

в) добавление предлогов в предложение.

Инструкция: я сейчас назову предложение, в котором не хватает одного слова, догадайся: что это за слово, вставь его в предложение.

Таня ходила … магазин.

Почки распустились … деревьях.

Лодка плывёт … озеру.

Вещи вынули … шкафа.

Мяч закатился … диван.

В связи с трудностью этого задания, используются два вида помощи: 1-й — стимулирующая («неверно, подумай ещё!»); 2- ой — в виде вопроса к пропущенному предлогу («Таня ходила куда?»).

Оценка: высокий уровень — правильный ответ;

средний уровень — правильный ответ после стимулирующей помощи;

низкий уровень — правильный ответ после помощи второго вида.

г) образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Инструкция: один — дом, а если их много, то это — дома. Один — стол, а много — это ….

Кресло — …, платье — …, цветок — …, ухо — ….

Инструкция: один дом, а много чего? — Домов. Один стол, а много чего? — ….

Кресло — …, платье — …, цветок — …, ухо — ….

Оценка: высокий уровень — правильный ответ;

средний уровень — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

низкий уровень – форма образована неправильно.

VIII. Исследование связной речи

а) составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (Каше) или по другой серии из 4-5 картинок.

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся определить: что было сначала, а что – потом. Разложи картинки по порядку и составь рассказ.

Оценка: высокий уровень — самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ, рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности, рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;

средний уровень — картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно, допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно — следственных связей, рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, неточности словоупотребления;

низкий уровень — раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, наблюдается выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств.

б) пересказ прослушанного текста.

Инструкция: я прочитаю тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.

(рассказ предъявляется не более двух раз)

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву и дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

(по И. Н. Садовниковой)

Кроме данного текста, могут быть предложены небольшие по объёму рассказы, имеющие скрытый смысл:

Заболела мать Тани. Доктор прописал больной горькое лекарство. Видит девочка, что мать пьёт лекарство с трудом, и говорит: «Милая мамочка! Дай я выпью лекарство за тебя!»

Один человек был очень голоден. Он пошёл в булочную, купил булку, съел, но не наелся. Тогда он купил ещё одну булку, съел, но ему всё ещё хотелось есть.

Он хотел купить третью булку, но денег у него хватило только на маленькую баранку. Человек съел баранку и наелся. Тогда он ударил себя по голове и сказал: «Какой же я глупый! Что ж я напрасно съел столько булок? Мне бы надо сначала съесть одну баранку!»

Оценка: высокий уровень — самостоятельный пересказ после первого предъявления,воспроизведены все основные смысловые звенья, пересказ составлен без нарушения лексических и грамматических норм;

средний уровень — пересказ после минимальной помощи (1 — 2 вопроса) или после повторного прочтения, смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, аграмматизмов нет, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, отдельные близкие словесные замены;

низкий уровень — пересказ по вопросам, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации, отмечаются повторы, аграмматизмы, неадекватные словесные замены.

Для удобства анализа полученных результатов обследования педагогам ДОУ предлагается заносить полученные данные в общую таблицу, которая, по сути, является профилем речевой готовности детей к школе.

Подробный анализ результатов диагностики позволяет выявить проблемы отдельных детей, а также общие педагогические пробелы в подготовке дошкольников. Таким образом, у педагогов появляется возможность организовать целенаправленную адресную помощь воспитанникам по формированию речевой готовности к школе. Поэтому мы предлагаем проводить данную диагностику в феврале, чтобы использовать оставшееся до конца учебного года время для решения выявленных проблем. Речевой материал, предложенный для тестирования, поможет педагогам и родителям будущих первоклассников подобрать аналогичные задания для игр и упражнений, индивидуальных и подгрупповых занятий. Таким образом, тестовые задания можно легко превратить в тренинговые.

Автор: Сенкова Елена Александровна,

учитель-логопед МБДОУ «ЦРР — детский сад № 41».

г. Саров, Нижегородская область, Россия

Р — ракета, барабан, забор. К — капуста, макароны, мальчик. О — обруч, дорога, кино.

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе.

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе.

– образовывать притяжательные прилагательные (волчий хвост, медвежья берлога);

Что такое обучение грамоте?

Сейчас почти каждый родитель ребенка 4-6 лет озабочен тем, чтобы его малыш еще до школы научился бегло читать и считать, знал цифры и буквы.

Умение ребенка читать и писать до его поступления в школу стало рассматриваться как необходимый, а иногда и основной показатель готовности малыша к обучению в школе. А умение ребенка — дошколёнка читать, считать и писать — как один из важных показателей «способного ребенка» и свидетельством того, что с ребенком занимаются в семье.

Однако грамота подразумевает не просто умение читать и писать слова или тексты, но и точное выразительное изложение собственных мыслей, понимание при чтении смысла текста, т.е. полноценное овладение ребенком письменной речью. Этот процесс требует высокого уровня развития детей — как речевого, так и психологического и физиологического.

Овладение письменной речью предусматривает:

— наличие у ребенка высокого уровня произвольности (умения управлять своим поведением) и осознанности собственной речи (умение отбирать осознанно точные выразительные средства для передачи своей собственной мысли),

свободное владение лексическими единицами языка: умение почувствовать нюансы значения слов, в том числе многозначных (например, а) чистая вода = прозрачная вода, б) чистая посуда = вымытая посуда, но нельзя назвать «чистую» посуду «прозрачной» посудой по аналогии с водой, в) чистый воздух = свежий воздух, но нельзя сказать о нем «вымытый воздух»), умение отбирать необходимые яркие и точные языковые средства для решения поставленной речевой задачи, уместное использовать в речи фразеологизмы, пословицы, поговорки, образные сравнения, синонимы, антонимы,

— свободное владение грамматическими единицами языка:

использование в речи предложений разных конструкций – сложносочиненных, сложноподчиненных, с однородными членами, с прямой речью, умение образовать новые слова от известных — например, лес – лесник – лесной – лесничий – лесок

придумывание новых слов по аналогии: учит – учитель, строит – строитель, пишет – кто? (писатель), воспитывает малышей – кто? (воспитатель), спасает людей – кто? (спасатель);

умение почувствовать значения приставок, суффиксов: например, ехали – приехали – отъехали – объехали – поехали — заехали и другие, утка кря-кря – крякает – кошка мяу-мяу мяукает, но корова му-му – мычит) и др.

— умения выстраивать текст (повествование, описание, рассуждение) в логической последовательности, связывать предложения в тексте друг с другом разными способами,

— умение оценивать выполнение речевой задачи, видеть свои достижения и ошибки, исправлять их, добиваться цели.

Основой для обучения грамоте в дошкольном возрасте является общее речевое развитие дошкольника. Поэтому подготовка к обучению грамоте малышей-дошколят всегда ведется в тесной взаимосвязи со всей системой развития детской речи и ее сторон:

Компоненты речевой готовности детей к школе

Какие же компоненты составляют речевую готовность ребенка к школьному обучению? Это не только определенный багаж знаний родного языка, а и механизмы, обеспечивающие развитие речи. Это комплексное развитие, обеспечивающее устную речь ребенка. Оно включает:

  • Сенсорную речь – понимание, что говорят другие;
  • Моторную речь – произнесение самим ребенком звуков и фраз;
  • Словарный запас;
  • Осведомленность.

Сенсорная и моторная функции – это физиологические параметры речевой готовности к школе, а запас слов и осведомленность свидетельствуют о лексической подготовке.

Запас слов, соответствующий речевой готовности дошкольника к школе, должен составлять около 4000 единиц. Речевые сообщения в диалогах или монологических высказываниях детей при таком словарном багаже включают все части речи.

Речевая готовность детей к школе

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 23.01.2017 2017-01-23

Статья просмотрена: 852 раза

Одной из причин дисграфии является так называемая фонематическая глухота. Многие первоклассники не слышат некоторые звуки, другие путают близкие по звучанию, третьи не могут вычленить один звук. Между тем уже в 4 года можно научить ребенка проводить звуковой анализ слова.

Что такое «речевая готовность» ребёнка к школе?

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Речевая готовность ребенка к школе

Данная статья будет полезна тем родителям, у которых дети вот-вот станут первоклашками.

Вы хотите узнать, что такое речевая готовность, как подготовить ребенка к школе? – Ответы на эти и другие вопросы вы получите в данной статье.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был самым умным и всесторонне развитым. Поэтому перед школой у родителей возникает вопрос – куда отдать ребенка. На помощь приходят дошкольные кружки, репетиторства, иностранные «школы» и другое.

Сейчас вошло в моду – воспитывать интеллект ребенка уже с 3-4 летнего возраста. Но никто не обращает внимание на то, какие навыки и знания получают дети. Данная проблема очень актуальна в больших городах, где в рекламных роликах обещают невозможное – «мы сделаем из обычного ребенка супер-ребенка». Многим кажется, что если они отдали свое чадо в «детский центр», то их ребенок будет лучше, чем другие дети. Как минимум в развитии.

Если родители не будут учитывать индивидуальные и психологически особенности своего чада, то на выходе они получат нервного и необразованного человека, проблемы которого нужно было решать еще в детстве.

По мнению детских психиатров, особого внимания к себе требуют как дети с отставанием в развитии, так и с опережением. У обоих рано или поздно случаются психологические срывы, логоневрозы.

По мнению ученых Казанской Государственной медицинской Академии (КГМА), процент рожденных здоровых детей на территории РФ составляет 2,7%. Следовательно, остальные дети имеют какие-либо степень отклонений и заболеваний. В число которых входит и патология речи, которая в последнее время стремительно растет.

На данную проблему специалисты логопедии обращают внимание общественности давно. Но зачастую, родители не хотят этого слышать, по их мнению, ребенка всему научат в школе. Но это большое заблуждение.

Недоразвитая устная речь провоцирует ошибки на письме в чтении. Согласно данным Института физиологии, около 60% детей, которые закончили начальную школу, читают и пишут с незначительными нарушениями – ошибками. То есть если их во время не обнаружить и не ликвидировать, то они будут преследовать человека всю жизнь.

Ошибочно также мнение родителей о том, что если ребенок умеет считать до сотни, говорит много слов и владеет навыками чтения – он полностью готов к первому классу. Но многие не знают о том, что данные навыки детей – не показатель зрелости школьника. В вопросе, что же такое «готовность ребенка к школе», необходимо разбираться тщательным образом.

«Готовность к школе» – это психологическое (социальная, эмоциональная, интеллектуальная и волевая зрелость), физическое (физиологическое развитие, состояние здоровья) и педагогическое (умением рисовать простые геометрические фигуры, знание русского алфавита, вычисления в пределах десятков, поставленная речь) созревание ребенка.

Рассмотрим подробно последнее значение.

Речь – это умение выражать свои мысли. Благодаря речи люди подтверждают свое интеллектуальное развитие в обществе, что является одним из важных психических составляющих. Следовательно, в устной речи присутствует шесть компонентов:

– создание слова из слогов,

– четкость и внятность речи,

– передача звукового сигнала и синтеза.

Звукопроизношение

К 6 годам у ребенка должно быть уже сформировано звукопроизношение, кроме звуков «Р» и «Л». Но если у дошкольника наблюдается нечеткая речь, и он старается заменить звуки, например, «Л» на «В или У», то такому ребенка необходима помощь специалиста. Если вовремя не обратиться к логопеду, то вероятность того, что дошкольник на протяжении всей жизни будет выражать невнятно свою речь, станет реальностью.

Фонематический слух

У дошкольников часто возникает проблема четкого произношения всех звуков, но неправильного их восприятия. К примеру, глухие и звонкие «Б-П», «Д-Т», мягкие и твердые «Л-ЛЬ», «Т-ТЬ» и так далее. Более того такие дети с большим трудом могут воспроизвести обычные скороговорки, такие как «Батон, буханку, баранку, пекарь спек спозаранку».

Такой дефект речи является проблемой на фонетическом уровне звуковоспроизведения, которая в будущем может вылиться в орфографические ошибки при письме. А это в свою очередь скажется на успеваемости ребенка в школе. Поэтому чем раньше родители обратятся к специалистам, тем раньше ребенок научится не только правильно говорить, но и правильно писать.

Создание слова из слогов

К первому классу дети легко уже произносят многосложные слова, такие как «сковорода», «трактор», «параллелограмм». Более того, если ребенок не совершает в произношении ошибок, не меняет слоги местами, то речевая функция у первоклашки развита в достаточной мере и ребенок готов к школе.

Словарный запас

К 7 годам у ребенка уже сформирована база слов, которыми он способен выражать свои мысли. В число данных слов не должны входить только существительные. Необходимо употребление таких слов как: местоимения, прилагательные, глаголы, деепричастия и причастия, числительные. Также первоклашка должен:

– знать что такое обобщение, к примеру, «корова – животное», «муха – насекомое»;

– давать лексические значения простым словам, к примеру, «кастрюля – посуда для супа»;

– знать антонимы общеупотребительных слов «день – ночь», «высоко – низко»;

– знать устойчивые выражения слов или их переносное значение, к примеру, «не теряй голову».

Словарный запас способен помочь ребенку в школьном возрасте, например, при написании проверяемых гласных.

Строй грамматики

Грамматический строй предложений позволяет изменять используемые в речи слова по числовому и родовому признаку, падежам. Благодаря этому дети легко сочетают между собой слова. И к 1 классу не допускают оговорок, таких как «пять яблоков». Если еще в дошкольном возрасте не ликвидировать у ребенка данную проблему, то в более старшем возрасте, школьник не сможет усваивать программу, ему трудно будет излагать свою мысль на письме, например, в изложении или сочинении.

Четкость и внятность речи

Смысловая четкость и внятность речи – это главный компонент звуковоспроизведения мысли, при котором определяется степень развития человека. Если ребенок плохо выражает свою мысль, перескакивает с темы на тему, забывает, о чем говорил несколько секунд назад, то его мировосприятие теряется. Дети, которые не могут сочинить свою историю, рассказать, как и где проводили лето, какую книгу читали перед сном – теряют или вовсе не владеют навыками анализа мысли. Таким детям бывает тяжело потом в жизни.

Передача звукового сигнала и синтеза

Умение передавать сигнал и синтез речи – это звуковой навык человека, при котором воспроизводится не только первый и последний звук, но и промежуточные 3-5 звуков. Все это приводит к тому, что человек объединяет звуки воедино, в слово. А это в свою очередь влияет на выражение мысли в целом.

Все 6 компонентов устной речи важны. Не будет одного – не будет всех остальных.

Все это представляет собой базу ребенка, с которой он должен войти во взрослый мир, не ища себе проблем, не совершая глупых ошибок.

Иными словами, если ваш ребенок владеет всеми данными компонентами – то он готов к школе.

Ему не составит особого труда научиться читать, считать или писать. Речевая готовность ребенка важна на всех этапах образовательной деятельности, так как является сопутствующим фактором в достижении поставленной цели. Помните об этом!

К 7 годам у ребенка уже сформирована база слов, которыми он способен выражать свои мысли. В число данных слов не должны входить только существительные. Необходимо употребление таких слов как: местоимения, прилагательные, глаголы, деепричастия и причастия, числительные. Также первоклашка должен:

Показатели речевой готовности дошкольника

При развитой речевой коммуникации ребенок дошкольного возраста активно общается со сверстниками и воспринимает речь взрослых. К семи годам он должен уметь

  • слушать и понимать сказанное;
  • самостоятельно формулировать предложения;
  • ясно и четко высказывать свои мысли;
  • отличать главное от второстепенного;
  • воспроизводить смысл небольших рассказов.

Необходимо внимательно следить за тем, как именно ребенок строит свое повествование. Его речь должна быть связной, а рассказ последовательным и содержащим сложные предложения.


В семь лет первоклассник активно пополняет свой лексикон. Он уже отличает действия и признаки, дает предметам правильные наименования и соответствующие определения, устанавливает причинно-следственные связи. В этом возрасте дети уже могут соотносить слова, противоположные и схожие по значению, включать их в свою речь, согласовывая по падежам, родам и числам.

Речевая подготовка старшего дошкольника к обучению в школе

Цель речевой подготовки старших дошкольников заключается в формировании у детей правильной устной речи. Это значит, что дети этого возраста должны правильно произносить все звуки и слова. Уметь составлять словосочетания и предложения.

Речевая готовность должна быть сформирована как можно раньше, а речь детей дошкольного возраста должна быть лексически обогащенной, точной и выразительной. Овладев хорошей речью, дети будут коммуникативно компетентны.


Связная детская речь, к которой относят диалогические высказывания и монологи, предполагает формирование у детей умений строить самостоятельно правильные высказывания. Это должны быть разные предложения: рассуждение, повествование, описание. Такие умения успешно формируются, когда ребенок слушает внимательно высказывания других, затем повторяет предложения. Хорошо, когда собеседник грамотен, тогда ребенку будут представлены правильные образцы речи.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад комбинированного вида №24” Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

· пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа;

Что такое «речевая готовность» ребёнка к школе?

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Консультация для родителей – “Речевая готовность ребенка к школе”

Консультация предназначена для родителей дошкольников. В ней говорится о речевой готовности ребенка к школе.

* Кто что делает? Подбери к каждому животному его действие.

Речевые нарушения младших школьников

Все случаи речевых расстройств, когда ребёнок с нормальными умственными способностями и нормальным слухом страдает патологиями речевой организации (не может правильно организовывать звуковую и/или смысловую структуру своей речи), называются речевыми нарушениями.

Как правило, ребёнок с речевыми нарушениями весьма критичен к своей патологии, но одна из главных опасностей, которую представляют речевые нарушения – это торможение интеллектуального развития, ведь речь является одним из главных интеллектуальных инструментов. Нормализация развития интеллекта происходит по мере того, как устраняется речевая затрудненность и формируется нормальное словопроизношение; от того так важно вовремя диагностировать патологии речи и начинать их коррецию.

Чаще всего расстройства речи детей младшего школьного возраста возникают в детском возрасте. В тяжелых случаях речевых нарушений, ребенок не только не может ясно и четко говорить сам – он плохо воспринимает и усваивает чужую звучащую речь, с трудом строит фразы и предложения, имеет ограниченный словарный запас. Это касается как активного словаря (осмысленно употребляемые в речи слова), так и пассивного (слова речи других людей, воспринимаемые на слух). Если своевременно не принять должные меры к коррекции речи, у ребенка возникают серьезные проблемы общения со сверстниками и взрослыми, и, как следствие – развитие всевозможных комплексов, препятствующих обучению, раскрытию умственного и творческого потенциала(17, с. 210).

Нарушения речи у детей классифицируют в зависимости от того, может ли ребенок с нарушенной речевой деятельностью посещать обычную общеобразовательную школу, или ему требуется обучение в специализированном образовательном заведении (тяжелые речевые нарушения). К тяжелым формам патологий речевой организации относятся дизартрия, алалия, анартрия, вызванные речевыми расстройствами, связанными с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС).

В зависимости от уровня поражения речевой системы они делятся на следующие формы:

– афазия – распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон;

– алалия – системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде;

– дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько вариантов дизартрий: псевдобульбарная, бульбарная, подкорковая, мозжечковая.

Диагностика нарушений развития речи предполагает участие в оказании помощи ребенку не только врачей, но и логопедов, психологов но и специалистов по коррекционной педагогике. До настоящего времени не разработано единой классификации речевых расстройств у детей. В зависимости от ведущих нарушений, лежащих в основе речевых расстройств у детей, Г.А. Волкова предложил приведенную ниже классификацию.

I. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями ЦНС (заикание, мутизм и сурдомутизм).

II. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия).

III. Задержки речевого развития различного происхождения (при недоношенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогической запущенности и т. д.) (4, с. 37).

В отечественной науке используются две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Эти классификации, хотя и рассматривают одни и те же явления с разных точек зрения, не противоречат, а дополняют одна другую и оказываются ориентированы на решение разных задач единого, но многоаспектного процесса коррекции нарушений развития речи. Следует отметить, что обе классификации относятся к первичному недоразвитию речи у детей, т. е. к тем случаям, когда нарушения развития речи наблюдаются при сохранном слухе и нормальном интеллекте.

Клинико-педагогическая классификация основана на принципе «от общего к частному», ориентирована на детализацию видов и форм речевых нарушений, разработку дифференцированного подхода к их преодолению. Нарушения развития устной речи делятся на два типа: фонационное (внешнее) оформление высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи, и структурно-семантическое (внутреннее) оформление высказывания.

К нарушениям фонационного оформления высказывания относятся:

– дисфония (афония) – расстройство (или отсутствие) фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата; дисфония проявляется в нарушениях силы, высоты и тембра голоса;

– брадилалия – патологически замедленный темп речи, проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы;

– тахилалия – патологически ускоренный темп речи, проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы;

– заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;

– дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (синонимы: дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем).

В психолингвистическом аспекте нарушения произношения могут возникать вследствие трех основных причин: недостатки операций различения и узнавания фонем (дефекты восприятия); несформированность операций отбора и реализации произносимых звуков; нарушения условий реализации звуков при анатомических дефектах речевого аппарата (16, с. 36).

У большинства детей звукопроизношение достигает языковой нормы к 4-5 годам. Чаще всего дефекты речи бывают обусловлены тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляторных позиций, необходимых для произнесения звуков) или артикуляторные позиции сформировались неправильно, вследствие чего продуцируются искаженные звуки;

– ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При ринолалии наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи, а не отдельных, как при дислалии.

Психолого-педагогическая классификация построена на противоположном принципе – «от частного к общему». Подобный подход ориентирован на воздействие как педагогический процесс, разработку методов психолого- педагогической коррекции для работы с коллективом детей (учебной группой, классом). С этой целью определяются общие проявления различных форм речевых расстройств. В соответствии с данной классификацией нарушения речи подразделяются на две группы: нарушение средств общения и нарушения в применении средств общения. Нарушения средств общения включают фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи (ОНР).

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Выделяются следующие основные проявления этого состояния:

– недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух и даже трех других звуков. Например, мягкий звук т’ произносится вместо звуков с’, ч, ш: «тюмка» (сумка), «тяска» (чашка), «тяпка» (шапка);

– замена одних звуков другими. Звуки, сложные для произнесения, заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р, звук ф – вместо ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д: «табака» (собака);

– смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других – заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например: «Сторял стлогает дошку» вместо «Столяр строгает доску» (5, с. 137).

Подобные нарушения свидетельствуют о недоразвитии фонематического слуха (способности различения фонем), которое подтверждается в процессе обследования. Недоразвитие фонематического слуха препятствует полноценному осуществлению звукового анализа слов. Именно поэтому в школьном возрасте данная группа детей обладает недостаточными предпосылками для обучения письму и чтению.

К речевым нарушениям у детей младшего школьного возраста относятся различные сложные речевые расстройства, при которых страдает формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Под речевыми нарушениями у детей младшего школьного возраста понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом.

Речевые нарушения у детей младшего школьного возраста неоднородны по механизмам развития и может наблюдаться при различных формах нарушений устной речи. В качестве общих признаков отмечаются позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования. Нарушение может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени нарушений формирования средств общения, ОНР подразделяется на три уровня. По А.Р. Лурия, эти уровни речевого недоразвития обозначаются как:

– отсутствие общеупотребительной речи (так называемые «безречевые дети»);

– начатки полное или частичное отсутствие речи отсутствие речи, вызванное поражением мышц или нервов, участвующих в произношении;

– развернутая речь с элементами недоразвития во всей речевой системе.

Таким образом, разработка представлений о речевых нарушениях у детей младшего школьного возраста ориентирована на разработку методов коррекции для групп детей со сходными проявлениями различных форм речевых расстройств. При этом необходимо учитывать, что речевые нарушения у детей младшего школьного возраста могут наблюдаться при различных поражениях ЦНС и отклонениях в строении и функциях артикуляционного аппарата, т.е. при разных клинических формах нарушений устной речи.

Важно учитывать тот факт, что при малой речевой активности страдает общая познавательная деятельность ребенка. Речь при речевых нарушениях не является полноценным средством коммуникации, организации поведения и индивидуального развития. Интеллектуальная недостаточность и ограниченный запас знаний, наблюдающиеся у многих детей с речевыми нарушениями в различные возрастные периоды, носят, таким образом, вторичный характер.

В ряде случаев у детей с речевыми нарушениями развиваются патологические качества личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую недостаточность, у них отмечаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам. Некоторые дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Боязнь ошибиться и вызвать насмешку окружающих приводит к тому, что они стараются обойти речевые трудности, отказываются от речевого общения. Речевая неполноценность «выключает» ребенка из детского коллектива и с возрастом все больше травмирует его психику (21, с.106).

– заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;

РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья по логопедии на тему

Каждый год в сентябре логопеды проводят обследование речевого развития школьников 1-4 классов и составляют списки детей, имеющих речевые проблемы и нуждающихся в логопедическом воздействии. Учителя сообщают родителям о результатах обследования и тут мамы и папы, далекие от логопедии и дефектологии, сталкиваются с непонятными и пугающими терминами «ФНР», «ОНР», «ФФНР», «дисграфия». Что же это такое, чем грозит и как жить дальше?! Давайте разбираться вместе.

Здравствуйте, уважаемые телезрители!

Нарушение речи у учащихся начальных классов

Разделы: Логопедия

План

  • Вступительное слово.
  • Причины нарушений речи.
  • Речевые нарушения учащихся.
  • Дисграфия
  • Профилактика дисграфии.
  • Советы родителям.
  • Вопросы родителей.

1. Вступительное слово

Речь – одна из важнейших психических функций человека. Прежде всего, благодаря речи люди получают очень широкие возможности общения. Она объединяет людей в деятельности, помогает понять друг друга, формирует общие взгляды, убеждения Речь помогает в познании окружающего мира. У малышей это осуществляется посредством слова. Маленькие дети, знакомясь с окружающим миром, идут по пути проб и ошибок. Но очень скоро человеческое дитя начинает перенимать опыт окружающих его взрослых людей с помощью речи. Велико значение речи для развития психики ребенка. Ученые установили, что с ранних этапов развития ребенка (уже со второго года жизни) слово начинает влиять на восприятие свойств предметов. Дети, владеющие речью в достаточной степени, легко находят контакты друг с другом, образно мыслят, понимают друг друга и согласовывают свои действия. Воспитание детей, у которых задержано развитие речи, представляет большие трудности как в детском коллективе, так и в семье. Родители таких детей отмечают, что они упрямы, раздражительны, много плачут, их трудно успокоить. Эти дети плохо включаются в общие игры и занятия, так как не могут уловить их сути и не понимают предъявляемых требований. Отсюда очевидна необходимость того, чтобы ребенок своевременно овладел речью.

2. Причины нарушения речи

В настоящее время в школу приходит все больше детей с различными речевыми нарушениями. Причины речевых нарушений можно разделить на группы: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные).

Внутренние (эндогенные) причины речевых нарушений те, которые воздействуют на плод во внутриутробном периоде, во время родов и в первые дни после рождения

Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений обусловлены факторами, воздействующими на ребенка в первые годы жизни

3. Речевые нарушения у учащихся

В первые классы приходят дети с такими речевыми нарушениями как фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи, нарушение звукопроизношения.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Нарушением звукопроизношения – группа дефектов произношения, включающая такие нозологические формы как дислалия, ринолалия (палатолалия), дизартрия и, частично – афазия.

У детей с нарушением речи в основном нарушается три компонента речевой системы.

Нарушение фонетико-фонематического компонента речи приводит к тому, что у детей наблюдается:

  • Недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
  • Недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
  • Трудности овладения письмом и чтением, указаний, инструкций логопеда;
  • Трудности овладения учебными понятиями, терминами;
  • Трудности форирования и формулированиясобственных мыслей в процессе учебной работы.

Вследствие психологических особенностей у учащихся наблюдается

  • недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
  • трудности формирования учебных умений.

Нарушение лексико-грамматического компонента речевой системы приводит к тому, что у учащихся наблюдается:

  • Недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
  • Трудности в овладения учебными понятиями, терминами;
  • Трудности формирования и формулирование собственных мыслей в процессе учебной деятельности;
  • Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в прцессе учебной деятельности.

Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитие памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижение по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (трёх – четырёхступенчатые), опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в наглядно – образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.

4. Дисграфия

Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слухой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом – дисграфия (от греческого “графо” – письмо).

С точки зрения науки, дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

При чтении у детей, наиболее типичны следующие ошибки:

  • трудности слияния звуков в слоги и слова;
  • взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих)
  • побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А)
  • искажение слоговой структуры слов;
  • слишком медленный темп чтения;
  • нарушения понимания прочитанного.

5. Профилактика дисграфии

Профилактика дисграфии у младших школьников очень действенна.

Факт существования предпосылок дисграфии свидетельствует о том, что она уже имеется, но пока ещё в скрытом виде. Первое и самое главное: вовремя обратиться к специалистам, чтобы своевременно и эффективно помочь своему ребёнку. Не ждать, что само собой образуется, а искать помощи и верить, что результат будет достигнут.

Чтобы писать грамотно, необходимо:

  • различать и правильно произносить все звуки родного языка;
  • владеть навыками звукового анализа и синтеза;
  • различать сходные по написанию буквы;
  • владеть морфологическим анализом слова;
  • иметь систематизированный осмысленный словарный запас;
  • владеть грамматическими нормами языка.

6. Несколько советов родителям:

  • Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
  • Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
  • Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.

Использованная литература

  1. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. – Ростов н/Д, Феникс, 2008 (сердце отдаю детям)
  2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. организация логопедической работы в школе – М.: ТЦ сфера, 2006 – 192 с.
  3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод.пособие для учителя – логопеда. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС.
  4. Пережогин Л.О. Специфические расстройства речи и школьных навыков: Диагностика и коррекция. – М.: ТЦ Сфера, 2005(Логопед в школе)

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в наглядно – образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.

Ссылка на основную публикацию