Политическая система – понятие, виды, внутренняя структура, функции

Политическая система: понятие, структура, функции

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие политической системы

Политическая система – это упорядоченная совокупность институтов, норм, идей, организаций, отношений, взаимодействий между политическими институтами и организациями, в ходе которых реализуется политическая власть.

Политическая система представляет собой комплекс государственных и негосударственных институтов, которые осуществляют политические функции – деятельность, связанную с работой государственной власти. Понятие политическая система является более емким, чем понятие «государственное управление», так как охватывает все институты и лица, принимающие участие в политическом процессе, неправительственные и неформальные явления и факторы, оказывающие влияние на механизм определения и постановки проблемы, на выработку и реализацию решений поставленных вопросов в сфере государственно – властных отношений.

В наиболее широком смысле в понятие «политическая система» входит все, что имеет отношение к политике.

Любую политическую систему характеризуют:

  • политическая идеология;
  • политическая культура;
  • политические нормы, обычаи и традиции.

Политическая система общества (политическая организация общества) является организованной на единой нормативно-ценностной основе совокупностью отношений различных политических субъектов, которые непосредственно связаны с осуществлением власти и управлением обществом.

Политическая система объединяет различные взаимоотношения и действия властвующих групп, подвластных, господствующих, подчинённых, управляющих и управляемых. Она обобщает взаимосвязи и деятельность организованных форм властных отношений – государственных, а также иных политических институтов и учреждений, политических и идеологических норм и ценностей, которые регулируют политическую жизнь членов этого общества.

Политическая система обуславливает характерные для конкретного общества типы политического процесса, структуру отношений и политической деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Функционирование политических систем происходит в соответствии со способом принятия властными органами решений и с ограничением границ вмешательства органов власти в процесс регулирования властных отношений.

В зависимости от способа принятия решений органами власти, среди политических систем можно выделить авторитарные и демократические политические системы. По границам вмешательства органов власти в контроль и регулирование общественных отношений выделяют тоталитарные и либеральные политические режимы. По социально-эконмическому критерию такие режимы подразделяют на: тоталитарно-распределительные (экономика огосударствленная, государство распределяет материальные блага); либерально-демократические (в основе хозяйствования лежит рыночная экономика); конвергенционные и мобилизационные (основаны на сочетаниях государственного вмешательства в рыночную экономику).

Структура политической системы

Для каждого общества характерна собственная политическая система. В разных обществах составляющие политическую систему элементы будут отличаться друг от друга. При этом политика представляет собой открытую систему, которая свободно взаимодействует разными сферами общественной жизни – социальной, экономической, культурной, духовной, оказывая на них влияние и испытывая ответное воздействие.

Структура является важнейшим свойством политической системы, так как раскрывает способ организации и соотношение ее компонентов.

Основные компоненты политической системы:

  • организационно-институциональный – включает институты (партии, парламентаризм, судопроизводство, государственная служба, президентство, гражданство и др.), организации и объединения (социальные группы, трудовые коллективы, политические движения, средства массовой информации, группы давления и др.);
  • нормативно-регулятивный – представлен правовыми, политическими и моральными нормами, традициями и обычаями, регулирующими осуществление политической власти, политическую жизнь общества;
  • коммуникативный – включает политические отношения, формы и информационные связи взаимодействия всех участников политического процесса, взаимодействия между обществом и политической системой в целом;
  • культурно-идеологический – включает идеологию, политические идеи, политическую культуру и психологию;
  • функциональный – особая политическая практика, включающая направления и формы политической деятельности и методы реализации властных полномочий.

Политическая система включает следующие институты: политические партии, государство и государственные органы, общественно-политические движения, группы интересов или группы давления.

Функции политической системы

Политическая система общества выполняет определенные функции:

  • обеспечение политической власти для конкретной социальной группы, или большей части какого-либо общества, установление и реализация конкретных методов и форм властвования;
  • управление разными сферами жизнедеятельности в интересах отдельных групп и большей части населения (постановка целей, задач, программ, путей развития общества в работе политических институтов);
  • преобразование требований общества в политические решения (конверсии);
  • приспособление к изменяющимся условиям общественной жизни (адаптации);
  • мобилизация материальных и людских ресурсов (финансирование, избиратели и т.д.) для достижения определенных целей в политике;
  • защита политического строя, его основных ценностей, идеологии, принципов (защитная);
  • установление и дальнейшее развитие взаимовыгодных отношений с иными государствами (внешнеполитическая);
  • согласование коллективных требований и интересов разных социальных групп (консолидирующая);
  • создание и дальнейшее распределение ценностей, как материальных, так и духовных в соответствии с идеалами общества (распределительная), удовлетворение интересов разных субъектов;
  • интеграция общества, формирование условий для взаимодействия разных компонентов его структуры, объединение различных политических сил позволяет сглаживать, устранять возникающие в социуме противоречия, устранять коллизии, преодолевать конфликты.

К социальным функциям политической системы относятся: оптимизация и мотивация движения общества к его целям; определение наиболее перспективных направлений общественного развития; распределение ресурсов; разработка правил и норм поведения членов общества; приобщение населения к активному участию в политической жизни; согласование интересов разных субъектов; обеспечение безопасности и стабильности в обществе; контроль за выполнением законов, правил и норм.

Политическая социализация – это процесс, в результате которого формируется политическое сознание, и индивид становится частью конкретного политического механизма. Благодаря этому наблюдается воспроизводство политической системы, что происходит вследствие обучения новых членов общества, их приобщения к политической деятельности.

Политическая система благоприятствует легитимации политической власти, достижение определенного уровня соответствия политической жизни в реальности официальным правовым и политическим нормам.

Для сохранения политической системы выделяются следующие функции (Габриэль Алмонд): политическая социализация, реагирование на идущие изнутри и извне системы сигналы, адаптация к внутренней и внешней среде (реализуется посредством отбора и подготовки субъектов власти), экстракционная функция (ресурсы берутся из внешней и внутренней среды), регулирующая функция (осуществление управленческих действий), дистрибутивная функция (согласование интересов разных групп общества), избирательная функция.

Политическая система: понятие, структура, функции, типы

В современной науке сложились два подхода к анализу политической системы: системный и институциональный.

Классический институционализм рассматривает политиче­скую систему как реальный сложный механизм формирова­ния и реализации власти в обществе. Дает структурно-функ­циональное описание политической системы, рассматривая ее как совокупность формальных государственных и общест­венных институтов и организаций, формально-юридических актов. Акцентирует внимание на статичном состоянии поли­тической системы. Процессы ее трансформации, динамики в социальном пространстве целенаправленно не исследуются.

Авторами системного исследования политической систе­мы являются американские ученые Толкотт Парсонс (1902-1979), Габриэль Алмонд (1911-2002), Карл Дойч (1912-1992), Дэвид Истон(1917). Системный подход позволяет концептуально осмыслить содержание и принципы функци­онирования политической системы, выявить ее внутреннюю структуру и функции, взаимодействие с внешней средой и другими социальными подсистемами (экономическими, со­циокультурными, правовыми).

Системный подход позволяет исследовать развитие поли­тической системы, механизмы ее воспроизводства, «регули­рующие» и «саморегулирующие» потенциалы, способные корректировать внутренние процессы и структуры с целью предотвращения саморазрушения системы, обеспечения ее динамики в социальном пространстве (Д. Истон).

Для комплексного исследования политической системы важно изучить как статическое, так и динамическое ее со­стояние.

Политическая система — целостная и динамичная со­вокупность взаимосвязанных и дополняющих друг друга по­литических институтов, политических отношений, полити­ческих и правовых норм, политического сознания, на основе которых формируется политическая власть и осуществляет­ся ее реализация в обществе. Политическая система имеет определенную структуру, основные элементы которой (по­литические институты, политические отношения, полити­ческие и правовые нормы, политическое сознание) характе­ризуют различные стороны ее жизнедеятельности.

Политическими институтами и учреждениями явля­ются государство, политические партии, общественные организации и движения, СМИ, другие социально и политически активные формальные и неформальные объединения, сою­зы, группы, комитеты, комиссии и т.д. Все они связаны между собой и взаимодействуют в политической жизни об­щества и его управлении.

Политическая система есть универсальная управляющая система общества, элементы которой связаны политически­ми отношениями. Политические отношения есть устойчи­вый характер взаимосвязей и взаимодействий субъектов по­литики, основанных на борьбе—сотрудничестве—соперни­честве, господстве—подчинении по поводу распределения властных полномочий в обществе.

Пределы властных полномочий институтов, органов управ­ления, политические отношения, нрава и обязанности граж­дан, их действия и поведение регулируются в обществе спе­циальными правовыми и политическими нормами. Полити­ческие и правовые нормы — совокупность узаконенных в обществе обязательных для исполнения государственных правил, принципов, регулируемых процессы и отношения в той или иной области политики. К политическим нормам от­носятся также программы, уставы и иные документы поли­тических партий и общественных объединений, которые мо­гут носить как обязательный, так и рекомендательный ха­рактер для их членов. К ним можно отнести и сложившиеся в обществе традиции, обычаи, нормы и ценности политиче­ской морали.

Большое влияние на функционирование политической системы оказывает политическое сознание совокупность политических знаний, ценностей, убеждений, эмоциональ­но-чувственных представлений, которые выражают отноше­ние граждан к политической действительности, определяют и объясняют их политическое поведение. Восприятие и осоз­нание политических процессов и идей в известной степени находят выражение в политической культуре и политиче­ской идеологии, которые также можно отнести к элементам политической системы.

Все структурные элементы тесно связаны между собой, взаимодействуют, обусловливаются и этим делают поли­тическую систему единым целостным управляемым меха­низмом.

Политическая система обладает верховенством и относи­тельной автономией по отношению к другим общественным системам, отличается от них также преобладанием властных механизмов и методов воздействия на общество.

Практическая значимость политической системы очень многогранна. Политическая система выполняет следующие функции: формообразования (организация в обществе поли­тической власти и ее обеспечение); легитимационную (под­тверждение законности права политических институтов на управление обществом); политического целеполагания (опре­деление целей социально-политического развития общест­ва); мобилизационную (деятельность по максимальному ис­пользованию ресурсов для достижения намеченных целей); суверенизационную (обеспечение целостного, независимого управленческого воздействия на общественные процессы); ре­гуляционную (регулирование общественных отношений, ре­жима социально-политической деятельности); интеграцион­ную (сохранение целостности и устойчивости социальной си­стемы, обеспечение общественного согласия и стабильности); политической социализации. Схема функционирования по­литической системы представлена на рис. 1.2.

Окружающая среда

Вывод

требования поддержка

решения действия

Окружающая среда Обратная связь Окружающая среда

Окружающая среда Окружающая среда

Рис. 1.2. Функционирование политической системы по Д. Истону

Окружающая среда — совокупность оказывающих воз­действие на человека факторов социального и пространст­венного окружения (социальных, политических, культур­ных, экономических, географических, экологических), потенциально значимых для политической жизни общества и политической системы.

Ввод — воздействие окружающей среды на политиче­скую систему. Факт того, что политическая система имеет вход (поступающие извне импульсы) и выход (политические решения и политические действия), впервые отметил Д. Ис­тон. Г. Алмонд одним из первых описал четыре функции входа: политическая социализация, привлечение граждан к участию, артикуляция и агрегирование их интересов. Роль входящих факторов выполняют политические партии, об­щественные организации и движения, группы по интересам, группы давления, складывающиеся отношения с иностран­ными государствами, отдельные индивидуумы. Главными вводами, производящими наибольший эффект на политиче­скую систему, являются требования и поддержка. Требова­ния выполняют роль сигналов о необходимости тех или иных изменений в политической системе. Поддержка, на­против, свидетельствует об удовлетворенности окружающей среды действиями системы и способствует ее стабилизации.

Вывод — обратное воздействие политической системы на среду. Г. Алмонд описывает три функции выхода — разра­ботка норм, их применение, контроль за их соблюдением. Выводами могут быть законы, указы, постановления, распо­ряжения, решения суда, а также другие политические дей­ствия институтов, регулирующих процесс общения обще­ства и государства.

Обратная связь выступает как результат реакции обще­ства в ответ на вывод, принятое политическое решение. Дан­ные связи могут либо усиливать, либо ослаблять поддержку, оказываемую обществом политической системе. Обратная связь может воздействовать на выбор и содержание новых вводов. Информация о воздействии выводов на общество вновь поступает во властные структуры, что делает их работу более эффективной, дает возможность им корректировать свои выводы.

Процесс дробления изучаемого объекта по определенно­му признаку на группы, называемыми типами, составляет его типологию. Типология политической системы определя­ется по целому ряду признаков. Так, конкретные политичес­кие системы классифицируются в зависимости от типа общества: политическая система феодального, капиталисти­ческого, социалистического общества (различие идет по при­знаку принадлежности к той или иной общественно-эконо­мической формации); политическая система традиционного, индустриального, постиндустриального, информационного общества (различие идет по стадиям роста); политическая система западной, латиноамериканской, мусульманской, славяно-православной, китайской, японской и других циви­лизаций (различие идет по цивилизациям как совокупности характерных черт, присущих группе стран и народов).

Политические системы классифицируются: по формам правления(демократические, недемократические); по мес­ту сосредоточения исполнительной власти(президент­ские, парламентские или смешанные); по политическому режиму (тоталитарные, авторитарные, демократические); по характеру социально-политических отношений(ста­бильные или нестабильные, умеренно- или остроконфликт­ные либо консенсусные); в зависимости от взаимодействия с окружающей средой(открытые, закрытые), типа госу­дарства(политическая система монархии или республики); политико-правового статуса государства(конституцион­ные и неконституционные, с развитыми и неразвитыми пра­вовыми структурами); по политической культуре(патри­архальные, подданнические, активистские) и по другим признакам.

Политическая система гарантирует элементарный поря­док в стихии человеческого общежития и позволяет индиви­дам удовлетворять их потребности и интересы.

Политическая система — понятие, виды, внутренняя структура, функции

Политическая система — это совокупность структур, процедур и институтов (партий, организаций и социальных групп), действующих совместно в сфере деятельности определенного государства. Это еще и набор принципов и норм, стабилизирующих отношения между государственным аппаратом и партиями, а также организациями и социальными группами. Целью системы является достижение стабильности и реализация социально значимых ценностей.

Институциональный подход

В институциональном плане обществознания политсистема означает взаимодействие отдельных лиц, групп и организаций как субъектов, которые оказывают существенное влияние на введение норм, регулирующих жизнь общества. В институциональном плане система согласована с политсистемой.

Структурно-функциональная концепция

Политсистема, с функциональной и структурной точки зрения, считается процессом, который касается таких сообществ, как государство, партия или бизнес-ассоциация. Политсистема включает в себя модели индивидуального поведения и взаимоотношений между ними. Она может включать этапы схемы входа и выхода, которые показывают взаимосвязь системы с окружающей средой, а этап обработки — это внутренний процесс.

Элементами определения политсистемы являются:

  • ценности и идеи (например, идея разделения власти);
  • стандарты, способные функционировать, политические ценности и нормы, регулирующие деятельность институтов (например, правовые и культурные нормы);
  • организации и институты (например, политические партии, профсоюзы).

Политсистема может включать в себя следующие подсистемы:

  • Институциональная — определяет основные направления деятельности. Среди прочих есть партии, органы государственной власти и органы местного самоуправления.
  • Функциональная — определяет стержень и функции, выполняемые элементами подсистемы и политсистемы.
  • Регуляторная — нормы объединения, которые нужно оформить; концептуальные, политические и общественные отношения.
  • Коммуникационная — все отношения между отдельными представлениями и элементами институциональной подсистемы.

    Взаимодействие в политической системе

    На политсистему влияют не только политики, чья цель состоит в том, чтобы максимизировать голоса, которые дают им власть. Влияние имеют и другие группы — потребители, производители и бюрократы. Эти группы влияют на политсистему, чтобы получить необходимые для них выгоды:

    • бюрократы — максимизацию бюджета;
    • производители — максимизацию прибыли;
    • потребители — максимальное удобство использования.

    Понятие и структура политической системы общества предполагают также то, что общество должно достигать цели максимизации благосостояния, при этом уделяя внимание сохранению окружающей среды.

    Среда политсистемы

    Основополагающие типы политических систем состоят из внутренней сферы и внешней сферы. Внутренняя сфера — это функционирование общества в экономическом, социальном и культурном аспектах. Экономический аспект определяет характер управления. Социальный аспект касается структуры общества, с точки зрения, например, пола и возраста. Культурный аспект включает в себя идеи и взгляды, действующие в обществе. Внешняя сфера — это окружение страны и отношения между политсистемами. Связь между окружающей средой и системой носит двусторонний характер.

    Политическая система России является организационной структурой, она определяет характер деятельности государственных органов. Это просто осуществление власти, набор норм и принципов, которые характеризуют это государство. Политсистема является атрибутом власти, имеет определённые масштабы и направления деятельности государства. Ею может быть, например, демократия или тоталитаризм. Политсистема характеризуется идеологией и основана на определённом мировоззрении.

    Важная классификация

    Как правило, классификация включает государственные органы, политические партии, организации и соцгруппы, участвующие в деятельности в рамках этого государства, а также общие принципы и стандарты, регулирующие взаимно отношения между ними. К основным элементам классификации относятся:

    • Сообщество.
    • Учреждения.

    Функция политсистемы — это любое действие, направленное на поддержание существующего состояния и его развитие.

    Есть такие функции политической системы:

  • Регулирующая — коммуникативное управление процессами. Правила, принятые в конкретной политсистеме.
  • Медиационная — сводится к решению конфликтов и посредничества в отношении противоречивых групповых интересов.
  • Адаптивная — проявляется в компонентах и целях совершенствования деятельности учреждений и расширения базы функционирования политической системы.
  • Инновационная — внедрение в окружающую среду культурной политсистемы новых правил и механизмов действий.

    Политическая оппозиция

    Это социальная группа, которая в данный момент не участвует в осуществлении власти и стремится к её поглощению путем контроля и идеологической критики правящих действий. В зависимости от места функционирования различают следующие виды оппозиции:

  • Парламентская оппозиция. Люди образуют группировки или партии, которые не входят в состав правительства и противятся его политике, но имеют своё представительство в парламенте. Такая российская оппозиция может принять форму конституционного института.
  • Внепарламентская центральная оппозиция, созданная силами, которые не получили представительских мандатов во время выборов или не участвовали в них и не имели собственного представительства в парламенте. Несогласие с политикой правительства выражается с помощью воздействия на общественное мнение и путём организации митингов и уличных демонстраций.

    Другие системы

    Система президента характеризуется жёстким разделением (сепарацией) законодательной и исполнительной власти, а также сочетанием функций президента и главы правительства. В соответствии с этими принципами президенту, как органу исполнительной власти, предоставлена полнота исполнительной власти и освобождение от ответственности перед парламентом. Кабинет и парламентская система представляют собой часть правительства, которая характеризует преимущество кабинета перед парламентом, а глава государства выполняет только представительскую функцию. Смешанная система характеризуется смешиванием элементов парламентского и президентского управления. В этой системе существует двойная исполнительная власть в лице президента и правительства. Главой исполнительной власти является не президент, а премьер-министр. Президент играет роль главы государства. Он также назначает премьер-министра, а парламент не имеет таких полномочий.

    Принцип правового государства

    Правовое государство — это такое, где отношения между государственными органами, органами власти и гражданами определяют правовые нормы. Система правовых актов является иерархизированной, а главным её элементом является Конституция. Администрация находится под судебным контролем. Границей действия государства являются права человека.

    Особенности разделения власти

    Структура органов в современном государстве определяется нормативным принципом разделения и равновесия властей. Он характеризует демократическое государство. Согласно этому принципу, власть делится на следующие ветви:

    • законодательную;
    • исполнительную;
    • судебную.

    В большинстве государств основное значение имеет отношение между законодательной и исполнительной властью. Ни одна из них не имеет преимущества над другой.

    Политическая система – понятие, виды, внутренняя структура, функции

    Раздел ЕГЭ: 4.2. Политическая система

    Проведение любой политики подразумевает наличие некоторых структурных элементов, идущих один за другим, при последовательном выполнении которых можно достичь поставленной цели.

    Политическая система — совокупность всех политических институтов, чья деятельность имеет одни нормы и ценности, их взаимоотношений и действий, направленных на осуществление власти и управление обществом.

    СОСТАВЛЯЮЩИЕ СИСТЕМЫ

    Политическая система состоит из четырёх элементов в соответствии с главными функциями, которые она несёт в себе:

    • нормативного (нормы и границы допустимого в обществе, такие как обычаи и традиции, политические, правовые, моральные нормы и ценности);
    • организационного (нормальное функционирование политических процессов, таких как государство, группы, политические партии);
    • культурного (развитие культуры и политических идей);
    • коммуникативного (устойчивые связи внутри политических участников и процессов).
    ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

    Политическая система выполняет следующие функции:

    • определение целей и задач развития общества;
    • выработка политического курса;
    • распределение материальных и духовных ценностей в соответствии с интересами социальных групп;
    • объединение общества одними ценностями, формирование его политического сознания и манипулирование ими;
    • утверждение существующего политического строя;
    • формирование, создание и утверждение законодательства;
    • обеспечение связи различным элементам политической системы между собой и обществом.
    ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

    Различия между политическими системами определяются разными факторами. В зависимости от характеристик, берущихся за основу при сравнении государств, выделяют несколько видов политических систем.

    ⊕ По сравнению исторического опыта государства, его традиций, способов управления:

    • командная (принудительные методы управления);
    • соревновательная (соперничество различных политических сил);
    • соцпримирительная (сглаживание и ликвидация социальных конфликтов).

    ⊕ По характеру взаимосвязей между составляющими элементами:

    • открытая;
    • закрытая.

    ⊕ По форме политического режима:

    • автократическая (народ практически не задействован в политических процессах, его волю подавляют власти);
    • демократическая (политическая деятельность производится народом и для народа).

    Теократия — вид государственного устройства, при котором во главе власти находится Церковь.

    ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ

    Государство имеет следующие формы выполнения функций:

    • правовая (правотворческая, правоисполнительная, правоохранительная);
    • организационная (организационно-регламентирующая, организационно-идеологическая).

    Действующая политическая система напрямую зависит от существующей в конкретной стране формы управления, а также политического режима. Они во многом определяют, каким образом будут проводиться меры по решению тех или иных вопросов.

    ЭТАПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

    Прежде чем принять какое-либо решение об изменении жизни в государстве, государству необходимо пройти четыре этапа.

    1) Определить общественные проблемы, их причины.

    Проблема: высокое потребление алкоголя на душу населения. Причина: низкий уровень культуры населения, недостаток денежных средств, отсутствие альтернативы, слабая эффективность системы здравоохранения, психологический дискомфорт.

    2) Определить цели политики на основе результатов первого этапа.

    Целями политики должны стать ликвидация всех причин путём повышения культурного уровня населения, обеспечение его работой с высоким уровнем заработной платы, улучшение качества работы больниц и поликлиник, предложение альтернативы отдыха населения без вреда для здоровья и высокой стоимости.

    3) Реализовать поставленные цели и задачи политики государства исполнительными органами власти под контролем Правительства и Президента РФ (система мероприятий по достижению целей политики).

    Федеральными министерствами принимаются директивы, федеральные службы контролируют их исполнение.

    4) Проанализировать деятельность, результаты и последствия государственной политики.

    В результате принятых мер количество потребления алкоголя на душу населения уменьшилось в два раза.

    ВИДЫ ГОСУДАРСТВА

    Согласно территориально-политическому устройству определяется соотношение государства и его составных частей. Государство может быть:

    • федеративное — союз крупных практически самостоятельных государств, каждое из которых имеет отдельные законодательные, исполнительные и судебные органы власти, не противоречащие единой федеральной конституции (характерно для многонациональных стран (Российская Федерация, США));
    • конфедеративное — союз самостоятельных государств, которые объединились для достижения конкретных целей (СНГ);
    • унитарное — составные части государства не имеют отдельной государственности, всё население имеет одно гражданство и для него действует одна Конституция (Беларусь).

    Вы смотрели конспект «Политическая система».

    Политическая система, ее внутренняя структура.

    Политическая система – это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая, в конечном итоге, регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования политической власти.

    В структуре политической системы, как правило, выделяют следующие взаимодействующие подсистемы:

    1) Институциональная подсистема. Она состоит из политических институтов, каждый из которых может рассматриваться как самостоятельная система. Она включает государство и его органы, политические партии и группы интересов, избирательную систему, СМИ, церковь и т.д. Особая роль принадлежит государству как основному субъекту политики и власти.

    Этой подсистеме принадлежит ключевая роль, так как здесь создается нормативно-правовая база, определяющая условия, возможность и границы функционирования всей политической системы.

    2) Нормативная подсистема. Она опирается на политико-правовые нормы, исторически сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в обществе принципы.

    Нормативная подсистема регулирует общественные взаимосвязи, формирование и деятельность политических институтов, функционирование политической системы и общества в целом. Она определяет не только цели и направления функционирования всей политической системы, но и желательное и нежелательное, дозволенное и недозволенное с точки зрения ее укрепления.

    3) Функциональная подсистема. Она определяется формами политической деятельности, способами осуществления власти, преобладанием среди них насильственных или ненасильственных методов управления.

    Эта подсистема является основой политического режима, который обеспечивает сохранение существующей власти.

    4) Коммуникативная подсистема. Она представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы (отношения по поводу управления обществом, связанные с борьбой за власть, неформальные отношения, не закрепленные в существующих правовых нормах), и включает разнообразные формы и принципы взаимодействия.

    Данная подсистема устанавливает связи между различными институтами политической системы (например, партии – государство, группы интересов – партии, политическая система – экономическая система и т.п.). К ней относятся каналы передачи информации правительству, СМИ.

    5) Культурно-идеологическая подсистема. Она включает в себя политические концепции, теории, взгляды и играет существенную роль в определении политических целей и путей их достижения.
    Культурно-идеологическая подсистема обеспечивает сохранение и воспроизводство существующей модели общества.

    Политическая система призвана решать следующие задачи:
    • политическое руководство обществом (адекватное целеполагание);

    • согласование интересов индивидов и групп, предупреждение конфликтных ситуаций, угрожающих целостности социальной системы (интеграция социума);

    • ориентация членов общества на известные идеалы и ценности (поддержание образца);

    • восприятие и реагирование на потоки информации (информационно-коммуникативное обеспечение).

    Главное назначение политической системы – руководство и управление общественными делами. Политическое руководство – это определение стратегических целей и перспектив общественного развития, управление – их реализация.

    Политические институты.

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ – политические организации, играющие определенную роль в политической жизни общества.

    Все политические институты можно условно разделить на три группы.

    К первой группе — собственно-политическим — относятся организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или прямое воздействие на нее (государство, политические партии и общественно политические движения).

    Ко второй группе — несобственно-политическим — относятся организации, осуществляющие свою деятельность в неполитических сферах жизни (профсоюзы, религиозные, кооперативные, корпоративные организации и т. п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, поэтому подобные организации вынуждены участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои корпоративные интересы. К третьей группе относятся организации, имеющие в своей деятельности лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества, самодеятельные коллективы). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства, партий, движений.

    Основным институтом политической системы общества является государство.

    Вопросы для самопроверки

    1. Что такое власть?

    2. Назовите виды власти.

    3. Назовите элементы структуры власти.

    4. Перечислите известные вам типы общественной власти.

    5. Что такое политическая система? Из каких подсистем она состоит?

    6. Раскройте понятие «политический институт»

    Политическая система общества

    О чем эта статья:

    11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

    Что такое политическая система

    Политическая система — это совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей и отношений между ними, которые воплощает политическая власть. Эта система тесно связана с другими — экономической, правовой и духовной.

    Разберемся, как именно политическая система взаимодействует со средой — обществом. В модели, которую предложил политолог Дэвид Истон, есть два типа связи между ними — вход и выход. Вход — это общественные требования, поддержка и реакции граждан на политическую систему. Выход — конкретные решения этой системы, которые влияют на жизнь общества.

    Схема взаимодействия между политической системой и обществом по Истону

    Общество влияет на политическую систему, вход

    Политическая система влияет на общество, выход

    Импульсы, на которые реагирует политическая система

    Действия и решения системы, которые управляют обществом

    Рабочие просят улучшить условия труда на государственном предприятии

    На предприятии чинят или заменяют оборудование, открывают новые вакансии или повышают зарплаты

    По этой модели взаимодействие можно представить как цикл. Общество что-то требует, политическая система отвечает на запрос, после чего граждане реагируют на это решение. Дальше она либо получит на входе поддержку общества, либо новые требования. И так по кругу.

    Важно помнить, что аппарат политической системы не всесилен. Если импульсов на входе будет больше, чем может обработать система, она станет перегруженной.

    Поэтому требования фильтруют — отбирают важные, срочные и осуществимые. Этим занимаются политические партии и общественно-политические организации.

    Задача политической системы — сохранять баланс в решениях. Не каждый запрос общества реально выполнить, но игнорировать их все нельзя. Это сделает систему шаткой, т. к. граждане перестанут ее одобрять.

    Для чего нужна политическая система

    Общество создало политическую систему, чтобы выполнять следующие функции:

    определять цели и задачи, которые помогут обществу развиваться;

    следить, чтобы общество выполняло эти задачи;

    распределять моральные и духовные ценности;

    следить, чтобы интересы государства не противоречили интересам социальных общностей;

    воспитывать политическое сознание народа;

    следить, чтобы политический строй был стабильным и безопасным;

    контролировать соблюдение законов и политических норм.

    Из чего состоит политическая система РФ

    В структуру политической системы входят 5 главных компонентов. Или, как их чаще называют, подсистем. При взаимодействии всех составляющих друг с другом образуется политический режим.

    Рассмотрим каждый из компонентов подробнее.

    Политические подсистемы РФ

    Представляет различные политические интересы;

    Следит за социальным управлением;

    Создает социальные нормы;

    Отвечает за политическую социализацию народа и т. д.

    В нее входят: государство, политические партии, общественно-политические организации.

    Регулирует политический процесс;

    Отвечает за политические принципы, традиции и нормы морали

    Подбирает формы и методы выражения власти в интересах общества

    Контролирует политические отношения между частями одной системы и системами разных стран.

    Придает смысл политическим действиям.
    В нее входят:

    Политическая психология — эмоции, чувства и мысли граждан о системе власти, ее решениях и действиях, политике в целом.

    Политическая культура — это устоявшиеся среди граждан нормы политического поведения и тенденции, которые влияют на каждого отдельного человека.

    Политическая идеология — это представления общества и его групп о политической жизни, идеях и нормах, которые отражают их интересы.

    Особую роль в политической системе государства играют средства массовой информации или СМИ.

    Место государства в политической системе

    Государство тесно связано с политической системой, т. к. оно:

    выражает интересы большей части народа и имеет широкую социальную основу;

    может влиять на граждан многими способами, в то время как у других политических организаций нет такой власти;

    определяет правовые рамки для политической системы в виде законов;

    контролирует деятельность других политических организаций;

    обладает большими средствами, чтобы проводить свою политику;

    объединяет вокруг себя всю политическую жизнь общества.

    Проверь себя

    Задание 1

    Давайте узнаем, насколько хорошо вы стали разбираться в устройстве и функциях политической системы общества. Укажите, к каким подсистемам относятся элементы, которые мы перечислили ниже.

    Отношения между политическими системами двух стран.

    Задание 2

    Многие путают политическую систему и режим. Подумайте и объясните, почему так происходит.

    Задание 3

    Ниже мы перечислили утверждения о политической системе общества и ее подсистемах. Укажите, какое из них верное, а какое — нет.

    Политические партии входят в функциональную подсистему.

    Политическая система связана с другими общественными системами.

    Политическая система не влияет на моральные и духовные ценности общества.

    Политическая психология — это общепринятая модель политического поведения граждан.

    Одна из функций системы — привлекать граждан к участию в политической жизни государства.

    Вопросы про определение политической системы и ее признаки встречаются на экзаменах, поэтому каждый, кто планирует сдавать ЕГЭ, должен разобраться в этой теме. Если она ясна не до конца, предлагаем исправить это на курсе по обществознанию для 11 класса. Преподаватели Skysmart помогут укрепить знания и потренироваться на пробных заданиях экзамена. С вас — желание учиться, с нас — бесплатный вводный урок.

    Политическая система: понятие, сущность, структура, функции Текст научной статьи по специальности « Политологические науки»

    Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бондарь Николай Николаевич

    В статье поднимаются и исследуется вопросы, связанные с функционированием политической системы : ее понятие, суть, функции и структура . Автор обозначает свое видение этой проблемы.

    Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бондарь Николай Николаевич

    Political system: concept, essence, structure, functions

    In the paper discusses and examines questions related to the functioning of the political system : its concept, essence, functions and structure . The author represents his own vision of this problem.

    Текст научной работы на тему «Политическая система: понятие, сущность, структура, функции»

    Бондарь Николай Николаевич

    соискатель кафедры теории и истории государства и права Кубанского государственного аграрного университета ______________________________________________________________(е-mail: ckvorcov@inbox.ru)

    Политическая система: понятие, сущность, структура, функции

    В статье поднимаются и исследуется вопросы, связанные с функционированием политической системы: ее понятие, суть, функции и структура. Автор обозначает свое видение этой проблемы.

    Ключевые слова: политическая система, отграничение, структура, функции, понятие политической системы, составная часть.

    N.N. Bondar, post-graduate of the chair of theory and history of state and law of Kuban state agrarian University; е-mail: ckvorcov@inbox.ru

    Political system: concept, essence, structure, functions

    In the paper discusses and examines questions related to the functioning of the political system: its concept, essence, functions and structure. The author represents his own vision of this problem.

    Key words: political system, separation, structure, functions, concept of the political system, component part.

    В основе политической системы общества любой страны лежат политические отношения, политика. Возникновение таких отношений неразрывно связано с классовым делением общества. Исторически первым институтом политической системы было государство, образовавшееся в связи с расколом общества на антагонистические классы.

    Долгое время в условиях неразвитой политической жизни рабовладельческого и феодального общества деятельность политической системы по существу ограничивалась функционированием государственных институтов. Правда, наряду с ними существовали другие формальные и неформальные объединения, игравшие значительную, а временами и ведущую политическую роль (например, в условиях феодализма, значительное политическое влияние имела церковь).

    Становление целостной политической системы связано с установлением классового господства буржуазии, с появлением рабочего класса. В этот период возникают политические партии, профсоюзы, крестьянские союзы, объединения промышленников и т.д., образуются межклассовые объединения (национальные, народные фронты), т.е. наряду с государством – политической организацией господствующего класса (классов) – в условиях антагонистического общества возникают другие политические институты. Эти организации и институты являются официальными выразителями воли тех или иных крупных социальных общностей, прежде всего классов.

    С начала 80-х гг. ХХ в. категория «политическая система» стала утверждаться в философской, политической литературе советского общества. Но все же иначе, чем в зарубежной политической науке [1]. В соответствии с марксистским подходом обусловленности политической надстройки экономическим базисом, социально-классовой структурой общества политическая система четко связывалась с определенным типом формации.

    Политическая система общества определилась как сложный комплекс государственных институтов, политических партий, общественных организаций, в рамках которой происходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная и общественная власть. Из приведенного определения просматривается абсолютизация институционального подхода и сужение масштабов и взаимодействия политической системы с другими социальными структурами общества, элиты и политических лидеров.

    Политическая система общества – это не соединение классов, наций, других социальных групп и личностей, как это иногда утверждают. Ее компонентами выступают не социальные группы и личности, а прежде всего определенные институты (организации, объединения, учреждения), представляющие интересы тех или иных слоев, классов и являющиеся участниками политики, политических отношений.

    Политическая система взаимодействует с целым рядом других подсистем: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной, образующими ее общественное окружение, ее общественные ресур-

    сы наряду с ее природным окружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим окружением.

    Центральное положение политической системы, ее отличие от других систем общества заключается в следующем:

    а) она является универсальной по охвату данного общества своим воздействием, распространяющимся на всех его членов;

    б) она претендует на конечный контроль над применением физического принуждения;

    в) ее право выносить обязывающие решения принимается в качестве легитимного;

    г) ее решения являются авторитетновластными, несущими в себе силу легитимности и существенную вероятность того, что им подчинятся.

    По мнению Л.П.Рассказова – политическую систему общества можно рассматривать в узком и широком смысле.

    В первом случае (в узком смысле) под политической системой общества подразумевается совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, профсоюзов, экономических структур и т.п.), в рамках которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

    Такое понятие политической системы, по сути, тождественно понятию политической организации общества.

    Во втором случае (в широком смысле) под политической системой следует понимать систему (сферу) всех политических явлений, которые существуют в обществе [2].

    Понятием «система» обычно охватывается, по меньшей мере, следующее: 1) множественность элементов; 2) их взаимосвязь и взаимодействие (а это, естественно, не исключает их автономии); 3) целостный характер всего многообразия составных элементов системы; 4) связь системы со средой [3].

    Политическая система включает в себя компоненты различного профиля. К ним относятся не только организации и институты, но и компоненты, представляющие собой лишь отношения и процессы. Речь идет о пяти сторонах политической системы: институциональной

    (организации, учреждения, институты. Здесь было бы уместно отметить, что относительно новым является взгляд, в соответствии с которым, к компонентам политической системы относятся преступные сообщества. Не всеми учеными разделяется такой подход. Однако нельзя не согласиться, что некоторые из криминальных сообществ, обладая значительными денежными средствами, полученными от торговли наркотиками, проституцией, хищений, способствуют коррупции, оказывают давление

    ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2012 • № 5 (42)

    на органы не только исполнительной, но и судебной власти. Следует предположить, что, при отсутствии борьбы с коррупцией, некоторые должностные лица органов государственной власти, тесно с ней связанные, будут принимать решения выгодные не всему обществу, а узкому кругу лиц, входящих в организованные преступные сообщества. Именно поэтому следует признать, что эти сообщества относятся к политической системе общества [4]), регулятивной (нормы), функциональной (функции, политический процесс в системе, политический режим), идеологической (взгляды), коммуникативной (объединяющие связи).

    В научной литературе, отечественной и зарубежной, нередко указываются четыре главные группы элементов политической системы: 1) политические институты (организации, учреждения); 2) политические отношения;

    3) политические принципы и нормы; 4) политическое сознание и политическая культура.

    Среди других элементов политической системы следует отметить политическую социализацию. Ее содержанием является включение личности в систему политических отношений,

    приобщение к политической жизни, усвоение ею политических знаний и опыта, развитие ее политической активности, формирование мировоззрения. Любая политическая система и любой из входящих в нее элементов имеют социальное содержание, являются отражением определенных социальных интересов. В этом ее сущность.

    В юридической литературе высказываются и другие подходы к структуре политической системы. Например, компонентами (подсистемами) политической системы выделяют [5]:

    а) организационный (институциональный), куда входят государство, политические партии, общественно-политические организации и движения, а также политические отношения, складывающиеся между ними;

    б) регулятивный (нормативный), включающий в себя право, политические нормы и традиции, некоторые нормы морали и т.д.;

    в) функциональный компонент, представляющий основные направления деятельности политической системы;

    г) идеологический компонент, в виде политического сознания господствующего класса, идеологические и психологические характеристики системы.

    Другие авторы при характеристике структурных компонентов выделяют:

    а) относительно большое количество людей – граждан, в целом избирателей, обладающих разной политической культурой;

    б) должностных лиц, решения которых являются обязательными;

    в) государственный режим, правовые принципы, политические процессы, основные ценности, регулирующие работу системы;

    Функции политической системы в обобщенном виде проявляются в следующем:

    а) определение целей и задач общества;

    б) выработка программ его жизнедеятельности в соответствии с интересами правящих слоев общества;

    в) мобилизация ресурсов общества в соответствии с данными интересами;

    г) интеграция всех элементов общества вокруг общих социально-политических целей и ценностей;

    д) распределение ценностей в обществе в соответствии с интересами господствующих, правящих классов и слоев.

    Таким образом, можно смело утверждать, что политическая система – это универсальная управляющая система классового общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая, в конечном счете, регулирует производство и распределение социальных благ на основе использования крупными социальными общностями государственной власти.

    1. См.: Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный левиафан. М., 1985.

    2. Рассказов Л. П. Теория государства и права: учебник для вузов. М.: РИОР, 2008. С. 131-132.

    3. Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах. Т. 1. / отв. ред. М.Н. Марченко. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2007. С. 492.

    4. Проблемы теории государства и права: учебник / Под. ред. В.М. Сырых. М.: Эксмо, 2008. С. 141-142.

    5. Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2005. С. 128.

  • Ссылка на основную публикацию