Бюджетный процесс – понятие, последовательность этапов, участники

Бюджетный процесс: этапы, содержание, участники

Бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета.

Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента.

Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Бюджетный процесс длится около трех с половиной лет, и это время называется бюджетным периодом.

Финансовый год — это время, в течение которого обязательно исполнение госбюджета, имеющего силу закона.

Финансовый год может совпадать с календарным (с 1 января по 31 декабря), но в целом ряде стран его начало сдвинуто на 1 марта или на 1 апреля.

В основе бюджетного процесса лежат принципы, характерные для бюджетного устройства Российской Федерации: единства, полноты, реальности, гласности, достоверности, адресности, самостоятельности всех бюджетов.

Вместе с тем для бюджетного процесса характерны и некоторые другие принципы:

1) принцип разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей: составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов к функциям органов представительной власти.

2) принцип специализации бюджетных показателей. Он выражается в конкретизации доходов бюджетной системы по источникам, а расходов – по целевому их направлению. Принцип специализации бюджетных показателей реализуется через бюджетную классификацию.

3) принцип ежегодности, выражающийся в ежегодном повторении его стадий. Разработка и принятие бюджетов на больший или меньший период времени не нарушает принципа ежегодности бюджета и бюджетного процесса, так как годовые бюджеты принимаются в любом случае.

Участниками бюджетного процесса являются:

– органы законодательной (представительной) власти;

– органы исполнительной власти;

– органы денежно-кредитного регулирования;

– органы государственного и муниципального финансового контроля;

– государственные внебюджетные фонды;

– главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

– иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

– государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств;

– кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Участниками бюджетного процесса, обладающими бюд­жетными полномочиями на федеральном уровне, являются:

1. Президент РФ (Администрация Президента РФ) опре­деляет цели финансовой политики, подписывает федеральный закон о бюджете на очередной год, имеет право «вето» на финансовое законодатель­ство, принятое Федеральным Собранием РФ.

2. Федеральное Собрание РФ устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи ут­верждает федеральный бюджет, принимает финансовое за­конодательство (БК РФ, НК РФ) и др.

3. Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет выступает как координирующий центр управления финан­сами.

4. Минфин России обладает следующими бюджетными полно­мочиями:

– составляет проект федерального бюджета и представ­ляет его в Правительство РФ, принимает участие в разра­ботке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

– устанавливает порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

– составляет и ведет сводную бюджетную роспись фе­дерального бюджета и представляет ее в Федеральное каз­начейство;

– представляет в Федеральное казначейство лими­ты бюджетных обязательств по главным распорядителям средств федерального бюджета;

– разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ и пр.

5. Федеральное казначейство обладает следующими бюд­жетными полномочиями:

– производит распределение доходов и иных поступле­ний между бюджетами бюджетной системы РФ по норма­тивам, установленным БК РФ;

– открывает в Банке России и кредитных организаци­ях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, предусмотренных законодательством РФ;

– устанавливает порядок кассового обслуживания ис­полнения бюджетов бюджетной системы РФ;

– ведет учет операций по кассовому исполнению фе­дерального бюджета, составляет и представляет в Минфин России отчетность о кассовом исполнении федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ и др.

6. Федеральная налоговая служба и Федеральная тамо­женная служба осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюд­жетные фонды налогов, таможенных доходов, сборов и дру­гих платежей.

Этапами бюджетного процесса являются:

Составление бюджета – начальный этап бюджетного процесса. На этом этапе решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные методы и направления покрытия бюджетного дефицита, а также распределение расходов между звеньями бюджетной системы.

Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственно составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 184 БК РФ).

Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению проекта федерального бюджета. В определенные сроки составляются прогнозы социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики РФ, рассчитываются контрольные цифры проекта федерального бюджета на соответствующий период и другие документы. Территориальные органы исполнительной власти ведут детальную проработку и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр федерального бюджета.

Завершается данная стадия тем, что не позднее 26 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает проект бюджета и иные сопутствующие ему документы и материалы, предоставленные Министерством финансов РФ и другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную думу.

Рассмотрение бюджета начинается за полгода до его законодательного утверждения. В процессе рассмотрения участвуют: правительство, финансовые и кредитно-банковские органы, местные органы власти.

Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ вносит в Государственную думу проекты федеральных законов: о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах; о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ; о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год — до 1 августа.

После принятия соответствующего проекта федерального закона к рассмотрению Государственной думой он должен направляться в Совет Федерации Федерального собрания РФ, комитеты Государственной думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Государственная дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в чтениях.

В процессе рассмотрения бюджета происходит согласование интересов всех уровней власти по доходам и по расходам – утверждение.

Исполнение бюджета — сложный процесс, в котором участвует множество ведомств, властных структур, организаций. После сбора доходов в процессе исполнения бюджета начинается второй этап — осуществление расходов.

Поскольку сам госбюджет ничего не тратит, а распределяет деньги между конкретными организациями — получателями бюджетных средств, то важно правильно распределить средства госбюджета.

В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Исполнение федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.

Завершающей стадией бюджетного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных бюджетных учреждений (гл. 27 БК РФ).

Бюджетный кодекс РФ закрепил положение о том, что ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и составляет заключение, которое направляется в Государственную думу.

Государственная дума рассматривает представленный Правительством РФ отчет в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ. При рассмотрении отчета дума заслушивает доклады об исполнении федерального бюджета руководителей Федерального казначейства и министра финансов, а также доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства и заключение Председателя Счетной палаты РФ.

По итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ Государственная дума принимает одно из следующих решений: об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

На всех стадиях бюджетного процесса должен осуществляться государственный и муниципальный финансовый контроль (гл. 26 БК РФ).

Бюджетный процесс и участники бюджетного процесса

Основные этапы бюджетного процесса

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетный процесс представляет собой регламентируемую законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Иными словами, бюджетный процесс – комплекс действий уполномоченных органов власти, начиная от составления проекта бюджета, его утверждения, фактического исполнения и заканчивая контролем за обеспечением уполномоченными органами соблюдения бюджетного законодательства в процессе всех этих действий.

Этапы бюджетного процесса:

  1. Составление проектов бюджета
  2. Утверждение проекта бюджета
  3. Исполнение бюджета
  4. Формирование отчетности об исполнении бюджета
  5. Мониторинг и контроль
Для граждан
  • Справочно о бюджете
  • Получение налоговых льгот
  • Брошюра «Бюджет для граждан»
  • Форум
  • Опросы
Для бизнеса
Регион в цифрах
  • Бюджетная карта
  • Экономика региона в цифрах
  • Сравнение с другими регионами
  • Государственный долг
  • Бюджетные и автономные учреждения
  • Оценка эффективности налоговых льгот
Документы
  • Проекты законов
  • Законы
  • Отчетность
  • Иные нормативно-правовые акты
  • Презентации и прочее
  • Общественный совет
  • Финасовый контроль
Для граждан
  • Справочно о бюджете
  • Получение налоговых льгот
  • Брошюра «Бюджет для граждан»
  • Форум
  • Опросы
Для бизнеса
Регион в цифрах
  • Бюджетная карта
  • Экономика региона в цифрах
  • Сравнение с другими регионами
  • Государственный долг
  • Бюджетные и автономные учреждения
  • Оценка эффективности налоговых льгот
Документы
  • Проекты законов
  • Законы
  • Отчетность
  • Иные нормативно-правовые акты
  • Презентации и прочее
  • Общественный совет
  • Финасовый контроль

Время работы: пн-пт с 9.00 до 18.00

Социальные сети и контакты сотрудников:

Поиск по сайту

Как работает поиск

Используйте фильтр по материалам, чтобы уточнить, где выполнять поиск.

При выборе фильтров из второго выпадающего списка:

  • “Любое из слов” – в результатах поиска будут отображаться страницы портала, где присутствует хотя бы одно слово из запроса.При запросе “государственные праздники”, будут найдены страницы, где встречаются фразы или слова:
    • государственные праздники;
    • праздники государственные;
    • государственные;
    • праздники.
  • “Фраза целиком” – в результатах поиска будут отображаться страницы портала, где присутствуют все слова из запроса. При запросе “государственные праздники”, будут найдены страницы, где встречаются фразы:
    • государственные праздники;
    • праздники государственные.

При выборе фильтров из третьего выпадающего списка:

  • “С учетом морфологии” – в результатах поиска будут отображаться страницы портала, где присутствуют слова из запроса с учетом морфологии. При запросе “дом”, будут найдены страницы, где встречаются слова:
    • дом;
    • дому;
    • дома.
  • “Вхождение” – в результатах поиска будут отображаться страницы портала, где запрос является составной частью слова в тексте страницы. При запросе “дом”, будут найдены страницы, где встречаются слова:
    • дом;
    • домашний;
    • домовитый;
    • управдом.
  • “Точное совпадение” – в результатах поиска будут отображаться страницы портала, где встречается точное совпадение запроса. При запросе “Буря мглою небо кроет”, будут найдены страницы, где содержится точно такая же фраза (с учетом количества слов, пробелов, написания слов и их последовательности).

Бюджетный процесс – понятие, последовательность этапов, участники

Бюджетный процесс — это совокупность следующих друг за другом этапов формирования и исполнения бюджета начиная с момента его разработки до момента утверждения отчета об исполнении, подчиненных цели создания централизованного фонда денежных средств (государст­венного или муниципального бюджета) и эффективного его использова­ния для обеспечения функции государства и местных органов власти.

Бюджетный процесс представляет собой особую деятельность уча­стников бюджетного процесса по организации процедур составления и рассмотрения проектов бюджетов, их утверждению и исполнению, а также контролю за их исполнением. Он регламентируется нормами права, предписывающими правила и порядок сто осуществления.

Бюджетный процесс в Российской Федерации регламентируется: 1) Бюджетным кодексом РФ; 2) соответствующим законом субъекта Федерации; 3) соответствующими правовыми актами органа местного самоуправления.

Бюджетный кодекс РФ, являющийся базовым документом, регули­рующим бюджетную деятельность, выделяет следующие стадии бюд­жетного процесса: 1) составление проектов бюджетов; 2) рассмотре­ние и утверждение бюджетов; 3) исполнение бюджетов; 4) подготов­ка, рассмотрение отчета и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Каждая стадия имеет свое назначение, все они должны быть со­блюдены и выполнены в обозначенные законодательством сроки. Открытие бюджетных ассигнований осуществляется финансовыми орга­нами только после утверждения соответствующего бюджета, что соз­дает основу для исполнения бюджета.

Помимо стадий бюджетного процесса Бюджетный кодекс РФ опре­деляет порядок осуществления государственного и муниципального контроля за исполнением бюджета, а также прописывает меры и поря­док ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Деятельность государственных органов от начала составления бюд­жета до утверждения отчета о его исполнении длится около 3,5 лет. Этот период называется бюджетным циклом.

В основе организации бюджетного процесса лежат общие прин­ципы организации бюджетной системы.

Бюджетный процесс подразумевает определенный порядок и по­следовательность вступления в бюджетные отношения различных субъектов, являющихся участниками этих отношений, согласно их функциональному назначению, задачам и закрепленным за ними бюджетным полномочиям. В систему органов, обладающих бюджет­ными полномочиями, входят финансовые органы, органы денеж­но-кредитного регулирования, органы государственного (муници­пального) финансового контроля. Органом денежно-кредитного регу­лирования является Банк России.

Органами государственного или муниципального финансового контроля являются: Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы законодатель­ных (представительных) органов субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления.

Субъекты РФ в целях осуществления бюджетной политики соз­дают финансовые органы и органы финансового контроля в соответ­ствии с собственным законодательством. Муниципальные образова­ния в целях обслуживания местного бюджета и управления его сред­ствами создают муниципальные казначейства и (или) иные финансовые органы (должности) в соответствии со своим уставом и законодательством РФ.

Участниками бюджетного процесса являются: а) Президент РФ; б) органы законодательной (представительной) власти; в) органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуще­ствляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы; г) органы денежно-кредитного регулирования; д) органы государст­венного и муниципального финансового контроля; (е) главные рас­порядители и распорядители бюджетных средств; ж) иные органы, на которые законодательством Российской Федерации и ее субъек­тов возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные уч­реждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организа­ции, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Особыми бюджетными полномочиями наделено Министерство финансов РФ , которое:

  • составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, а также принимает участие в разработке проек­тов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • осуществляет методическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и его исполнения;
  • разрабатывает по поручению Правительства РФ Программу го­сударственных внутренних заимствовании Российской Федерации, условия выпуска и размещения государственных займов, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, проводит регист­рацию эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и му­ниципальных ценных бумаг;
  • осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;
  • разрабатывает по поручению Правительства РФ Программу го­сударственных внешних заимствований Российской Федерации, орга­низует работу по привлечению иностранных кредитных ресурсов, разрабатывает программу предоставления гарантии Правительства РФ на привлечение иностранных кредитов третьими сторонами и определяет порядок предоставления таких гарантий;
  • предоставляет по поручению Правительства РФ от имени Рос­сийской Федерации государственные гарантии ее субъектам, муници­пальным образованиям и юридическим лицам;
  • проводит проверки финансового состояния получателей бюд­жетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, бюджет­ных кредитов и государственных гарантий, бюджетных инвестиций;
  • регистрирует эмиссии займов субъектов РФ, муниципальных образований, государственных унитарных предприятий и федераль­ных казенных предприятий;
  • ведет государственные книги (реестры) внутреннего и внешнего долга РФ;
  • осуществляет управление государственным долгом РФ;
  • организует исполнение федерального бюджета, а также бюдже­тов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соот­ветствующих бюджетных соглашений;
  • исполняет федеральный бюджет;
  • осуществляет предварительный и текущий контроль за испол­нением федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджет­ных соглашений;
  • составляет отчет об исполнении упомянутых бюджетов в слу­чае заключения соответствующих бюджетный соглашений;
  • составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ;
  • представляет отчет об исполнении федерального бюджета в Правительство РФ;
  • устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, смет расходов бюджетных учреждений, устанавливает формы учета и отчетности по исполнению бюджетов всех уровней;
  • открывает лицевые счета главных распорядителей, распорядите­лей бюджетных средств, бюджетных учреждений, а также бюджетные счета получателей бюджетных средств;
  • обладает правом требовать от главных распорядителей, распо­рядителей и получателей бюджетных средств представления отчетов об использовании средств федерального бюджета и иных сведений, связанных с получением, перечислением, зачислением и использова­нием средств федерального бюджета;
  • получает от кредитных организаций сведения об операциях с бюджетными средствами и средствами государственных внебюджет­ных фондов;
  • приостанавливает операции по лицевым счетам главных распоря­дителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета.

Особая ответственность за организацию и непосредственное ис­полнение бюджетного процесса возложена на Федеральное казначей­ство. Оно несет ответственность за:

а) правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами;

б) финансирование расходов, связанных с предоставле­нием бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных га­рантий с нарушением порядка, установленного Бюджетным кодексом РФ;

в) полноту и своевременность перечисления бюджетных средств получателям;

г) своевременность зачисления бюджетных средств на счета получателей;

д) своевременность представления от­четов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;

е) фи­нансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;

ж) финансирование расходов сверх утвержденных лимитов обяза­тельств бюджета;

з) осуществление контроля за соблюдением бюд­жетного законодательства РФ главными распорядителями, распоря­дителями и получателями бюджетных средств, кредитными организа­циями;

и) исполнение предписаний Счетной палаты РФ и решений актов судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного финан­совыми органами получателям бюджетных средств.

О понятии бюджетного процесса Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Янкевич Семён Васильевич

Рассматривается понятие бюджетного процесса . Анализируется понятие стадии бюджетного процесса , признаки стадии , принцип последовательности и непрерывности бюджетного процесса . Предлагаются изменения законодательного определения «бюджетный процесс » с более четким разграничением стадий бюджетного процесса .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Янкевич Семён Васильевич

Текст научной работы на тему «О понятии бюджетного процесса»

УДК 336.14.01 ББК 67.402

О понятии БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

Рассматривается понятие бюджетного процесса. Анализируется понятие стадии бюджетного процесса, признаки стадии, принцип последовательности и непрерывности бюджетного процесса. Предлагаются изменения законодательного определения «бюджетный процесс» с более четким разграничением стадий бюджетного процесса.

бюджет, непрерывность, последовательность, процесс, стадия.

Родовым по отношению к бюджетному процессу является понятие «юридический процесс». По словам А.В. Малько, «юридический процесс – нормативно установленные формы упорядочения юридической деятельности, направленные на оптимальное удовлетворение и гарантирование интересов субъектов права» [6, с. 127]. Е.В. Горшенев определяет юридический процесс как «комплексную систему органически взаимосвязанных правовых форм деятельности уполномоченных органов государства и должностных лиц» [13, с. 8].

Любому юридическому процессу свойственны определенные особенности: он состоит в реализации властных полномочий субъектами публичной власти; запрограммирован на достижение определенного результата; имеет государственно-властный субъект; отличается стадийностью [1, с. 6-7].

Н.Г. Салищева при выяснении понятия административного процесса основывалась на содержании гражданского и уголовного процесса и рассматривала данное понятие «как деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, не находящимися в отношениях служебного подчинения» [11, с. 11]. Однако по замечанию Н.И. Химичевой, вызывает сомнение правильность данного подхода к определению административного процесса в силу того, «что на базе других дисциплин, имеющих свою специфику невозможно вывести данное определение» [15, с. 75].

В российском финансовом праве деление норм на материальное и процессуаль-

ное право осуществляется в отношении подотрасли бюджетного права, которое понимается как совокупность двух групп норм: устанавливающих материальное содержание бюджета и регулирующих порядок функционирования бюджетной системы. Нормы первой группы устанавливают объемы бюджетов различных уровней; суммы, подлежащие зачислению в доходную часть бюджета, проценты отчислений от различных доходных источников нижестоящим бюджетам. Процессуальные же регламентируют бюджетную процедуру для каждой стадии, порядок составления, рассмотрения, утверждения бюджета, его исполнение и составление отчета об исполнении бюджета.

М.И. Пискотин отмечал, что «деление норм бюджетного права на материальные и процессуальные выступает настолько реально и отчетливо, что ему следуют все, кто попытается классифицировать эти нормы. По поводу того, могут ли регламентировать бюджетный процесс материальные нормы права, можно ответить утвердительно» [8, с. 57].

Также в теории юридического процесса все стадии делятся на обязательные и факультативные. Для многих авторов это деление только усилило позицию о невозможности отнесения бюджетного процесса к одному из видов юридического процесса. Однако применительно к бюджетному процессу представляется возможным установить только обязательные стадии, поскольку отсутствие какой-либо стадии лишает смысла весь бюджетный процесс.

По нашему мнению, нормы, регулирующие бюджетный процесс (БП) отвечают всем критериями процессуальных норм. Данные нормы определяют состав участников бюджетно-процессуальной деятельности на разных уровнях бюджетной системы; устанавливают права и обязанности участников БП; указывают, какие действия и в какой последовательности необходимо совершить участникам бюджетно-процессуальной деятельности для достижения целей каждой стадии и всего БП в целом.

Целью бюджетно-процессуальных норм является определение порядка принятия решений публичными субъектами. Вопреки позиции Н.Г. Салищевой, речь идет не о решении спора между субъектами права, а о принятии управленческого решения как результата совершения определенных процессуальных действий на каждой стадии БП.

Е.А. Ровинский определял БП «как регламентированную государством деятельность его органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчетов об исполнении бюджета» [10, с. 130]. В.В. Бес-черевных писал, что «стадии бюджетного процесса регламентируются процессуальными нормами бюджетного права. Поэтому бюджетный процесс представляет собой регламентированную нормами бюджетного права деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также по составлению и утверждению отчетов об исполнении бюджетов» [2, с. 148].

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса, бюджетный процесс – регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников БП по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности [5].

До 2007 г., как отмечают некоторые авторы, Бюджетный кодекс РФ вступал в противоречие сам с собой. Происходило это потому, что нормы, регламентирующие составление и утверждение отчета об исполнении бюджета в Бюджетном кодексе были, а упоминание этой стадии в дефиниции БП отсутствовало [16, с. 198].

Федеральный закон внес соответствующие изменения в Бюджетный кодекс [14]. Такие изменения были обусловлены повышением информационной открытости, прозрачности бюджетных правоотношений и усилением ответственности участ-

ников БП за достигнутые результаты деятельности.

На основании законодательного определения понятия «бюджетный процесс», мы можем выделить его следующие черты.

Во-первых, БП – это важнейшее направление финансовой деятельности государства и местного самоуправления. Аккумулирование, распределение и использование денежных фондов публично-правовых образований производится только в процессуальной форме. Включая в себя несколько стадий, несколько видов деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, БП, таким образом, отличается многоплановостью деятельности, входящей в его содержание [4, с. 165].

Во-вторых, БП осуществляется определенным законом кругом субъектов. Каждый из них наделен полномочиями в БП. Правовой статус участников бюджетного процесса регламентирован разделом V Бюджетного кодекса РФ.

В-третьих, БП разделен на стадии, последовательность которых, стоит подчеркнуть, не носит чисто механический характер, а регулируется нормами бюджетного процесса, которые отражают последовательную смену стадий, цикличный характер, смену прав и обязанностей участников БП.

Процессуальные нормы бюджетного права распределяются по стадиям БП. «По истечении бюджетного года, который совпадает с календарным, на смену одному бюджету приходит другой. Но прежде чем вступить в действие, бюджет должен быть составлен и утвержден. После принятия и наступления нового года бюджет обращается к исполнению. По итогам исполнения составляется соответствующий отчет, он поступает на утверждение. Однако в каждом году этот процесс начинается заново» [8, с. 63].

В теории государства и права стадия -это совокупность процессуальных действий, связанных ближайшей целью [6, с. 331]. В гражданском процессуальном праве процесс определяется как поступательное движение, состоящее из ряда стадий. Стадия процесса – его определенная часть, объединенная совокупность процессуальных действий, направленных на достижение самостоятельной (окончательной) цели. Каждая стадия характеризуется стоящей перед ней задачей. Главное для определения самостоятельной стадии процесса – ее завершенность [17, с. 25-26].

Современные исследователи науки финансового права считают, что стадии БП представляют собой «урегулированную нормами бюджетного права, выстроенную

в определенной логической последовательности, взаимосвязанную и взаимоувязанную систему составляющих указанный процесс элементов, каждый из которых, являясь подсистемой более низкого порядка, представлен в виде определенной последовательности совокупности действий (деятельности) участников бюджетного процесса» [7, с. 613].

Каждая из стадий БП характеризуется следующими признаками. Во-первых, сущность каждой стадии определяется ее целью и задачами. Например, задачей стадии составления проекта бюджета является своевременное составление проекта бюджета на основе Бюджетного послания президента, Прогноза социально-экономического развития, Основных направлений бюджетно-налоговой политики, Прогноза сводного финансового баланса по соответствующей территории, Плана развития государственного сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год в целях финансового обеспечения расходных обязательств.

Во-вторых, для каждой стадии характерен определенный круг субъектов, причем их полномочия разграничиваются в зависимости от стадии БП.

В-третьих, каждая стадия имеет процессуальные пределы, то есть ограничивается определенными сроками.

В-четвертых, каждая из стадий имеет свой результат, который ознаменуется совершением определенных действий или же принятием соответствующего правового акта. Например, стадия составления и рассмотрения проекта бюджета завершается принятием закона о бюджете на федеральном уровне и уровне субъектов федерации, на местном уровне – муниципальных правовых актов муниципального образования.

Таким образом, стадией в БП является регулируемый нормами бюджетного права самостоятельный и завершенный этап деятельности представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, иных участников бюджетного процесса, связанный с образованием, распределением и использованием бюджета [3, с. 137].

На сегодняшний день существует четыре стадии БП: составление проекта бюджета; рассмотрение проекта бюджета и утверждение бюджета; исполнение бюджета; составление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Однако некоторые авторы высказывают определенные сомнения по поводу наличия той или иной стадии БП. М.И. Пис-котин полагал, что стадия рассмотрения

проекта бюджета поглощается стадиями составления и утверждения [18, с. 22].

Другие авторы при изучении БП выделяют не стадии, а этапы. В частности, Г.Б. Поляк выделяет следующие этапы БП: сводное финансовое планирование и прогнозирование; составление перспективного финансового плана; составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета; исполнение бюджета; анализ и контроль исполнения бюджета [9, с. 78].

Нецелесообразно обособлять такой вид деятельности как осуществление контроля на какой-либо стадии БП, поскольку, контрольная функция государства, по нашему, мнению должна реализовываться на протяжении всего БП.

Так, на стадии составления проекта бюджета осуществляется контроль информации, предоставленной субъектами бюджетного планирования. Рассмотрению проекта бюджета органом законодательной власти (представительным органам местного самоуправления) предшествует его проверка контрольно-счетными органами. Исполнение бюджета предусматривает постоянный контроль целевого, адресного использования бюджетных средств, мониторинг выполнения принятых обязательств [12, с. 9].

Соблюдение свойства непрерывности и последовательной смены стадий возможно только при наличии трех стадий: началу каждой последующей стадии предшествует завершение предыдущей. В период исполнения бюджета текущего финансового года осуществляется составление и затем рассмотрение, и утверждение бюджета на очередной финансовый год [12, с. 11].

Согласиться с этим можно лишь отчасти. Действительно, с началом стадии рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности несколько прерывается цикличность БП. Во время реализации стадии рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности, как правило, реализуется уже другая стадия – стадия исполнения бюджета следующего финансового года.

Так, исполнение бюджета начинается 1 января, а уже в марте-апреле президент обращается к Федеральному Собранию с Бюджетным посланием, что является одной из процедур стадии составления бюджета. При этом не нарушается последовательность стадии исполнения бюджета. Следовательно, можно сделать вывод о том, что свойство последовательности БП допускает наложение процессуальных пределов одной стадии на процессуальные пределы другой.

Также в противовес мнению ученых об отсутствии стадии рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности, можно

привести пример, когда на законодательном уровне, предусматривается случай «разрыва» цепочки последовательной смены стадий.

Ст. 190 Бюджетного кодекса РФ регламентирует временное управление бюджетом. Возможна ситуация, когда к началу бюджетного периода утвержденный представительным органом государственной власти или местного самоуправления закон или решение о бюджете отсутствует. Мы не рассматриваем причины, по которым может быть связана данная ситуация. Однако закон говорит, о том, что расходы в новом бюджетном периоде осуществляются в долях, соотносимых с параметрами бюджета прошлого года.

Также в защиту необходимости стадии рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности стоит сказать, что она полностью отвечает все признакам стадии, обозначенным выше, в том числе такому важному признаку, как результат стадии. Согласно Разделу VШ.1 Бюджетного кодекса, этот результат оформляется в виде федерального закона «Об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета» и принятии соответствующего нормативного правового акта на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Если же рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности отнести к видам

управленческой деятельности, то, по мнению противников самостоятельности этой стадии, составление федерального закона (закона субъекта Российской Федерации, решения представительного органа местного самоуправления) об исполнении бюджета потеряет свой смысл.

Такое обстоятельство, на наш взгляд, противоречит принципу прозрачности (открытости) БП, установленному ст. 36 Бюджетного кодекса.

В заключение, учитывая все замечания обозначенные выше, можно предложить следующую скорректированную дефиницию. Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению проектов бюджетов; рассмотрению проектов бюджетов и утверждению бюджетов; исполнению бюджетов; рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Подобное разграничение стадий предотвратит нарушение принципа последовательного вступления в БП органов исполнительной и представительной власти и, например, в будущем позволит избежать лоббирования расходов депутатами Государственной Думы Федерального Собрания на стадии составления проекта бюджета.

Бахрах Д.Н. Юридический процесс и административное судопроизводство // Журнал российского права. – 2000, № 9. – С. 6-17.

Бесчеревных В.В. Компетенция Союза ССР в области бюджета. – М.: Юридическая литература, 1976. – 176 с.

Болтинова О.В. Бюджетное право / Уч. пос. – М.: Норма, 2009. – 288 с.

Бюджетное право: Учебник / Под ред. Н.А. Саттаровой. – М.: Деловой двор, 2009. – 296 с. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998, № 31. – Ст. 3823.

Малько А.В., Матузов Н.И. Теория государства и права / Учебник. – М.: Юрист, 2009. – 512 с. Парыгина В.А., Браун К., Стиглиц Дж. Э. Бюджетная система России / Учебник. – М.: Эксмо, 2006. -750 с.

Пискотин М.И. Советское бюджетное право. – М.: Юридическая литература, 1971. – 312 с.

Поляк Г.Б. Бюджетная система России / Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 550 с.

[10] Ровинский Е.А. Советское финансовое право. – М.: Юридическая литература, 1961. – 193 с.

[11] Салищева Н.Г. Административный процесс в СССР. – М.: Юридическая литература, 1964. – 158 с.

[12] Соломко И.М., Лемешко Е.Ю. Организация исполнения бюджета / Учебник. – М.: Кнорус, 2010. – 184 с.

[13] Теория юридического процесса / Под ред. В.М. Горшенева. – Харьков: Вища школа, 1985. – 192 с.

[14] Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007, № 18. – Ст. 2117.

[15] Химичева Н.И. Вопросы советского финансового права. – М.: Издательство Всесоюзного юридического заочного института, 1967. – 193 с.

[16] Химичева Н.И. Финансовое право / Учебник. – М.: Норма, 2005. – 464 с.

[17] Шакарян М.С. Гражданское процессуальное право России / Учебник. – М.: Проспект, 2004. – 584 с.

[18] Яковлев Д.И. Проблемы правового регулирования казначейского исполнения бюджетов в Российской Федерации / Дис. . канд. юрид. наук. – Саратов, 2005. – 164 с.

Бюджетный процесс

Бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета.

Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента. Этапы бюджетного процесса можно представить следующим образом:

Этапы бюджетного процесса

Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Бюджетный процесс длится около трех с половиной лет, и это время называется бюджетным периодом, то есть это время, в течение которого длится бюджетный процесс.

Финансовый год — это время, в течение которого обязательно исполнение госбюджета, имеющего силу закона.

Участники

Участниками бюджетного процесса в государстве выступают:

  • глава государства;
  • органы законодательной власти;
  • органы исполнительной власти;
  • органы денежно-кредитного регулирования;
  • органы государственного и местного финансового контроля;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • главные распорядители бюджетных средств.

Для бюджетного процесса важно понятие финансового года. Финансовый год может совпадать с календарным (с 1 января по 31 декабря), но в целом ряде стран его начало сдвинуто на 1 марта или на 1 апреля.

Составление бюджета — начальный этап бюджетного процесса. На этом этапе решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные методы и направления покрытия бюджетного дефицита, а также распределение расходов между звеньями бюджетной системы.

Рассмотрение бюджета начинается за полгода до его законодательного утверждения. В процессе рассмотрения участвуют: правительство, финансовые и кредитно-банковские органы, местные органы власти. Законодательный орган рассматривает бюджет в нескольких чтениях, результатом чего становится согласование всех спорных вопросов. Принятый законодательно бюджет становится общегосударственным законом.

В процессе рассмотрения бюджета происходит согласование интересов всех уровней власти по доходам и по расходам.

Исполнение бюджета — сложный процесс, в котором участвует множество ведомств, властных структур, организаций. После сбора доходов в процессе исполнения бюджета начинается второй этап — осуществление расходов.

Поскольку сам госбюджет ничего не тратит, а распределяет деньги между конкретными организациями — получателями бюджетных средств, то важно правильно распределить средства госбюджета (рис. 1).

Исполнение бюджета распадается на два этапа: сбор доходов и осуществление расходов.

Рис. 1. Распределение расходов госбюджета

При распределении бюджетных средств необходимо определить, кому и сколько их причитается. Для этого составляется бюджетная роспись.

Бюджетная классификация — это группировка доходов и расходов бюджета, а также источников финансирования дефицита бюджетов.

С помощью бюджетной росписи определяются получатели бюджетных средств, распорядители госсредств (органы госвласти, уполномоченные распоряжаться средствами госбюджета и распределять их между получателями). Росписи, относящиеся к получателям бюджетных средств, утверждаются распорядителями бюджетных средств.

Казначейское исполнение бюджета

На счетах казначейства хранятся бюджетные средства.

Сбор, расходование, хранение средств госбюджета организуются специальным государственным, финансовым институтом — казначейством. Существование казначейства объективно обусловлено необходимостью соблюдения принципа единства места сбора, хранения и выплаты бюджетных средств.

Основные задачи казначейства:
  • учет налогов и платежей, поступающих в госбюджет;
  • распределение доходов между бюджетами различных уровней;
  • учет льгот и отсрочек, предоставленных налогоплательщиками;
  • взаимные расчеты между бюджетами различных уровней;
  • обеспечение целевого и эффективного расходования средств;
  • управление доходами и расходами госбюджета на счетах казначейства.

Бюджетный процесс и полномочия его участников

С юридической точки зрения бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета конкретного уровня.

С экономической точки зрения бюджетный процесс есть процесс, во-первых, определения бюджетных доходов и расходов и достижения их сбалансированности, а во-вторых, мобилизации доходов и осуществления расходов.

В ходе бюджетного процесса обеспечивается определение возможных доходов бюджета, взимаемых в виде налоговых и неналоговых платежей. На этой стадии важно определить, как влияют те или иные налоги на деятельность хозяйствующих субъектов, насколько эффективны эти налоги для обеспечения поступлений денежных средств в бюджет.

Оценка объема необходимых бюджетных доходов неразрывна от оценки необходимых расходов бюджета. Признание каких-либо расходов неизбежно влечет за собой поиск дополнительных источников доходов. Иными словами, подготовке бюджета должна предшествовать разработка основных направлений финансовой политики.

Законодательство определяет круг участников бюджетного процесса и их полномочия.

В соответствии со статьей 164 Бюджетного кодекса РФ участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются:

  • Президент РФ;
  • Государственная дума Федерального собрания РФ;
  • Совет Федерации Федерального собрания РФ;
  • Правительство РФ;
  • Министерство финансов;
  • Министерство по налогам и сборам;
  • Центральный банк;
  • Счетная палата;
  • Государственные внебюджетные фонды;
  • Главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Непосредственную разработку проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов.

Оно обладает следующими бюджетными полномочиями:

  • составляет проект федерального бюджета и представляет его в правительство РФ;
  • принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • по поручению правительства РФ представляет сторону государства в договорах о предоставлении кредитов за счет средств федерального бюджета;
  • составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета;
  • разрабатывает прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации;
  • разрабатывает по поручению правительства РФ Программу государственных внутренних и внешних заимствований;
  • осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями;
  • проводит проверки финансов получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, кредитов и гарантий;
  • ведет государственные книги (реестры) внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
  • осуществляет управление государственным долгом РФ;
  • составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ;
  • ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета и осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из средств федерального бюджета.

Действующее законодательство предоставляет особые полномочия министру финансов по обеспечению процесса исполнения бюджета. Он, в частности, утверждает сводную бюджетную роспись, а также лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств; предоставляет бюджетные ссуды; имеет право сокращать расходы федерального бюджета в размере, не более 5% утвержденных поступлений в федеральный бюджет; имеет право перераспределять ассигнования между главными распорядителями средств федерального бюджета и статьями функциональной и экономической классификаций расходов в пределах 10% утвержденных расходов.

Стадии бюджетного процесса

Бюджетный процесс состоит из четырех стадий.

Первая стадия бюджетного процесса

Первая стадия — составление проекта бюджета. Ему предшествует разработка планов и прогнозов развития территории и целевых программ РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственно составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 184 БК РФ).

Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению проекта федерального бюджета. В определенные сроки составляются прогнозы социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики РФ, рассчитываются контрольные цифры проекта федерального бюджета на соответствующий период и другие документы. Территориальные органы исполнительной власти ведут детальную проработку и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр федерального бюджета.

Завершается данная стадия тем, что не позднее 26 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает проект бюджета и иные сопутствующие ему документы и материалы, предоставленные Министерством финансов РФ и другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную думу.

Вторая стадия бюджетного процесса

Вторая стадия — рассмотрение и утверждение бюджета.

Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ вносит в Государственную думу проекты федеральных законов: о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах; о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ; о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год — до 1 августа.

После принятия соответствующего проекта федерального закона к рассмотрению Государственной думой он должен направляться в Совет Федерации Федерального собрания РФ, комитеты Государственной думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Государственная дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в чтениях.

Третья стадия бюджетного процесса

Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета. В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений (гл.24, 25).

Исполнение федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.

Четвертая стадия бюджетного процесса

Четвертой, завершающей стадией бюджетного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных бюджетных учреждений (гл. 27 БК РФ).

Бюджетный кодекс РФ закрепил положение о том, что ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и составляет заключение, которое направляется в Государственную думу. Государственная дума рассматривает представленный Правительством РФ отчет в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ. При рассмотрении отчета дума заслушивает доклады об исполнении федерального бюджета руководителей Федерального казначейства и министра финансов, а также доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства и заключение Председателя Счетной палаты РФ.

По итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ Государственная дума принимает одно из следующих решений: об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

На всех стадиях бюджетного процесса должен осуществляться государственный и муниципальный финансовый контроль (гл. 26 БК РФ).

Бюджетный процесс

Понятие, задачи бюджетного процесса

Бюджетный процесс – это урегулированный нормами права порядок составления, рассмотрения, утверждения проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов, исполнения этих бюджетов, контроля за их исполнением, а также составления, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении.

Определение бюджетного процесса содержится в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ. Кодекс, закрепляя соответствующую дефиницию,не указывает стадию составления и утверждения отчета об исполнении бюджета. Однако именно отчет об исполнении бюджета имеет организующее и контрольное значение для бюджетной деятельности государства. Соответственно стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета также должна учитываться дефиницией бюджетного процесса, предусмотренной нормами права .

Стадии бюджетного процесса осуществляются за счет деятельности уполномоченных субъектов процессуальных бюджетных правоотношений. Участниками бюджетного процесса являются: Президент РФ; органы законодательной (представительной) власти; органы исполнительной власти; Банк России; органы государственного и муниципального финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов (ст. 152 БК РФ). Участниками бюджетного процесса на федеральном уровне в числе прочих также являются: Федеральное Собрание (РФ); Правительство РФ (ст. 164 БК РФ); Министерство финансов РФ (ст. 165 БК РФ); Федеральное казначейство (ст. 166 1 БК РФ); Счетная палата РФ (ст. 164 БК РФ).

Каждый участник бюджетного процесса выполняет свои специальные функции, соответствующие его компетенции.

Например, Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики; обслуживает счета бюджетов (ст. 156 БК РФ). Для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе могут привлекаться кредитные организации. Кредитные организации выполняют функции Банка России по обслуживанию счетов бюджетов в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций (ст. 156 БК РФ).

Органы государственного, муниципального финансового контроля осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления (ст. 157 БК РФ).

Главный распорядитель средств федерального бюджета – орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации (ст. 158 БК РФ).

Получатель бюджетных средств – бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (ст. 162 БК РФ). Бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст. 161 БК РФ).

Таким образом, состав участников бюджетного процесса довольно широк. Участники бюджетного процесса, его стадии являются характеристиками “бюджетного процесса” как бюджетно-правовой категории.

Исходя из предложенных характеристик бюджетного процесса его задачами следует считать четкое оформление законодательного процесса относительно “бюджетного плана” государства и муниципальных образований; эффективное планирование распределения бюджетных ресурсов между различными субъектами, направленное на финансовое обеспечение реализации задач и функций государства; контроль за “движением” бюджетных средств от момента их формирования до момента использования.

Принципы бюджетного процесса

Под принципами бюджетного процесса следует понимать основные начала, положенные в основу регулирования деятельности, развивающейся в рамках бюджетных отношений процессуального характера и направленной на своевременное и качественное бюджетное планирование.

Принципы, положенные в основу бюджетного процесса, следует объединить в две группы:

а)принципы бюджетного процесса, свойственные также бюджетной системе государства в целом;
б)принципы, отражающие сущность бюджетного процесса как специфической сферы формирования и развития процессуальных отношений.

Среди принципов бюджетной системы Российской Федерации, непосредственно связанных с бюджетным процессом, следует отметить следующие: единство бюджетной системы России; самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетныхфондов; сбалансированность бюджета; гласность; достоверность бюджета и др. (ст. 28 БК РФ).

К принципам бюджетного процесса второй группы, отражающим его сущность как специфической сферы формирования и развития процессуальных отношений, относятся:

  1. разграничение бюджетной компетенции между органами различных ветвей власти;
  2. принцип учета в рамках бюджетного процесса специальных бюджетных показателей, установленных бюджетной классификацией;
  3. ежегодность бюджета;
  4. единство кассы.

Охарактеризуем указанные принципы.

Разграничение бюджетной компетенции между органами различных ветвей власти как принцип бюджетного процесса подразумевает распределение полномочий, связанных с бюджетным процессом, между органами представительной и исполнительной власти. Так, составление и исполнение бюджета осуществляется органами исполнительной власти, рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджета – к полномочиям представительных органов власти. Эти органы вступают в бюджетный процесс последовательно, реализуя свои полномочия, исходя из содержания стадий бюджетного процесса (ст. 153, 154 БК РФ).

Принцип учета в рамках бюджетного процесса специальных бюджетных показателей, установленных бюджетной классификацией, является важным принципом. Использование более-менее стабильных показателей, предусмотренных бюджетной классификацией, имеет организующее значение для бюджетного процесса, делает бюджетное планирование более четким и “прозрачным”, позволяет сопоставить показатели бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Ежегодность бюджета означает обязательное принятие бюджета до начала планируемого финансового года. Согласно ст. 5 БК РФ закон о бюджете принимается на один финансовый год. Финансовый (бюджетный) год является периодом продолжительностью в 12 месяцев, в течение которого начинается и заканчивается исполнение всех бюджетов, входящих в бюджетную систему государства. В Российской Федерации бюджетный год совпадает с календарным годом и начинается с 1 января, заканчивается 31 декабря (ст. 211, 264 БК РФ). Согласно ст. 264 БК РФ после 25 декабря текущего года не допускается принятие бюджетных обязательств. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено органами Казначейства 28 декабря. Работа по исполнению бюджетов всех уровней завершается 31 декабря. Таким образом, до названной даты включительно органы Казначейства обязаны оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. С 31 декабря прекращают действовать все лимиты бюджетных обязательств. Все счета, используемые для исполнения бюджетов, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Бюджетный процесс, согласно сложившейся российской практике, длится относительно бюджета на конкретный (предстоящий) год более двух лет. Этот срок носит название бюджетного цикла. Бюджетный цикл – срок, в течение которого осуществляются бюджетные стадии.

Принцип ежегодности бюджета во многом совпадает с принципом периодичности бюджета. Периодичность бюджета означает, что бюджет сохраняет юридическую силу в течение времени своего действия. После окончания текущего года по общему правилу бюджет перестает существовать, уступая место бюджету следующего финансового года.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации исполняются на основе принципа единства кассы. Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ (ст. 216 БК РФ).

Стадии бюджетного процесса

Под стадией бюджетного процесса следует понимать совокупность действий уполномоченных органов власти, осуществляющихся в строгой последовательности и нацеленных на достижение задач бюджетного процесса.

Бюджетный процесс включает в себя несколько стадий:

а)составление проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
б)рассмотрение и утверждение проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
в)исполнение бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
г)составление, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов и государственных внебюджетных фондов (ст. 169–264 БК РФ).

Все стадии бюджетного процесса тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены. Так, например, от качественного и своевременного составления проекта бюджета зависит исполнение бюджета, утвержденного в установленном законом порядке, и, соответственно, процессы распределения бюджетных средств государства и муниципальных образований.

Рассмотрим подробнее отдельные стадии бюджетного процесса.

Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в целях финансового обеспечения расходных обязательств (ст. 169, 173 БК РФ). Не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, Федеральному Собранию РФ направляется Бюджетное послание Президента РФ. В нем определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год (ст. 171 БК РФ).

Составление проектов бюджетов возлагается на Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 171 БК РФ). В проект закона (решения) о бюджете должны быть включены основные характеристики бюджета. К ним относятся: общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета (ст. 181 БК РФ). Одновременно с проектом бюджета должны быть подготовлены следующие документы и материалы: прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год; основные направления бюджетной политики и др. (ст. 182 БК РФ).

Орган исполнительной власти, орган местного самоуправления вносят проект закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления в срок, определенный законодательством (ст. 185, 192 БК РФ). Применительно к бюджетному процессу на федеральном уровне проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года. Одновременно указанный законопроект представляется Президенту Российской Федерации (ст. 194 БК РФ). Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, внесенный на рассмотрение законодательному органу, в течение трех дней направляется Советом Государственной Думы или в период парламентских каникул Председателем Государственной Думы в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение (ст. 195 БК РФ).

После рассмотрения и одобрения закона о федеральном бюджете Федеральным Собранием РФ данный закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования (ст. 208 БК РФ).

Далее следует стадия исполнения бюджета. Исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется уполномоченными исполнительными органами (на федеральном уровне – Федеральным казначейством) на основе бюджетной росписи (ст. 217 БК РФ). Исполнение бюджета подразумевает исполнение бюджета по доходам и исполнение бюджета по расходам (ст. 218, 219 БК РФ). Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря (ст. 264 БК РФ). Подготовка отчета об исполнении бюджета возложена на финансовый орган.

Таким образом, анализ стадий бюджетного процесса позволяет сделать вывод , что он представляет собой довольно сложное явление, от качественного нормативного регулирования которого зависит состояние бюджетной системы государства в целом.

Понятие бюджетного процесса его основные этапы и характеристика их реализации

Бюджетный процесс (ст. 6 БК РФ)регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. [1]

Основные положения формирования бюджетов установлены Конституцией РФ.

Задачами бюджетного процесса являются:

 выявление материальных и финансовых резервов государства;

 максимально приближенный к реальности расчет доходов и расходов бюджетов;

 обеспечение сбалансированности бюджетов;

 согласование бюджетной политики с реализуемой экономической программой;

 осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и т. д.

Этапы бюджетного процесса

Составление -> Рассмотрение -> Утверждение -> Исполнение

Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Бюджетный процесс длится около трех с половиной лет, и это время называется бюджетным периодом, то есть это время, в течение которого длится бюджетный процесс.

Финансовый год — это время, в течение которого обязательно исполнение госбюджета, имеющего силу закона.

Законодательство определяет круг участников бюджетного процесса и их полномочия.

В соответствии со статьей 164 Бюджетного кодекса РФ участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются:

§ Государственная дума Федерального собрания РФ;

§ Совет Федерации Федерального собрания РФ;

§ Министерство по налогам и сборам;

§ Государственные внебюджетные фонды;

§ Главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Непосредственную разработку проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов.

Оно обладает следующими бюджетными полномочиями:

§ составляет проект федерального бюджета и представляет его в правительство РФ;

§ принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

§ по поручению правительства РФ представляет сторону государства в договорах о предоставлении кредитов за счет средств федерального бюджета;

§ составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета;

§ разрабатывает прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации;

§ разрабатывает по поручению правительства РФ Программу государственных внутренних и внешних заимствований;

§ осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями;

§ проводит проверки финансов получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, кредитов и гарантий;

§ ведет государственные книги (реестры) внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;

§ осуществляет управление государственным долгом РФ;

§ составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ;

§ ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета и осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из средств федерального бюджета.

Действующее законодательство предоставляет особые полномочия министру финансов по обеспечению процесса исполнения бюджета. Он, в частности, утверждает сводную бюджетную роспись, а также лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств; предоставляет бюджетные ссуды; имеет право сокращать расходы федерального бюджета в размере, не более 5% утвержденных поступлений в федеральный бюджет; имеет право перераспределять ассигнования между главными распорядителями средств федерального бюджета и статьями функциональной и экономической классификаций расходов в пределах 10% утвержденных расходов.

Для бюджетного процесса важно понятие финансового года. Финансовый год может совпадать с календарным (с 1 января по 31 декабря), но в целом ряде стран его начало сдвинуто на 1 марта или на 1 апреля.

С экономической точки зрения бюджетный процесс есть процесс, во-первых, определения бюджетных доходов и расходов и достижения их сбалансированности, а во-вторых, мобилизации доходов и осуществления расходов.

В ходе бюджетного процесса обеспечивается определение возможных доходов бюджета, взимаемых в виде налоговых и неналоговых платежей. На этой стадии важно определить, как влияют те или иные налоги на деятельность хозяйствующих субъектов, насколько эффективны эти налоги для обеспечения поступлений денежных средств в бюджет.

Стадии бюджетного процесса

Бюджетный процесс состоит из четырех стадий.

Первая стадия бюджетного процесса

Первая стадия — составление проекта бюджета. Ему предшествует разработка планов и прогнозов развития территории и целевых программ РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственно составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 184 БК РФ).

Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению проекта федерального бюджета. В определенные срокисоставляются прогнозы социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики РФ, рассчитываются контрольные цифры проекта федерального бюджета на соответствующий период и другие документы. Территориальные органы исполнительной власти ведут детальную проработку и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр федерального бюджета.

Завершается данная стадия тем, что не позднее 26 августа года, предшествующего очередному финансовому году,Правительство РФ рассматривает проект бюджета и иные сопутствующие ему документы и материалы, предоставленные Министерством финансов РФ и другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную думу.

Вторая стадия бюджетного процесса

Вторая стадия — рассмотрение и утверждение бюджета.

Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ вносит в Государственную думу проекты федеральных законов: о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах; о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ; о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год — до 1 августа.

После принятия соответствующего проекта федерального закона к рассмотрению Государственной думой он должен направляться в Совет Федерации Федерального собрания РФ, комитеты Государственной думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Государственная дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в чтениях.

Третья стадия бюджетного процесса

Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета. В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений (гл.24, 25).

Исполнение федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.

Четвертая стадия бюджетного процесса

Четвертой, завершающей стадией бюджетного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных бюджетных учреждений (гл. 27 БК РФ).

Поскольку сам госбюджет ничего не тратит, а распределяет деньги между конкретными организациями — получателями бюджетных средств, то важно правильно распределить средства госбюджета (рис.34).

Исполнение бюджета распадается на два этапа: сбор доходов и осуществление расходов.

Рис. 34. Распределение расходов госбюджета

При распределении бюджетных средств необходимо определить, кому и сколько их причитается. Для этого составляется бюджетная роспись.

Бюджетная классификация – это группировка доходов и расходов бюджета, а также источников финансирования дефицита бюджетов.

С помощью бюджетной росписи определяются получатели бюджетных средств, распорядители госсредств (органы госвласти, уполномоченные распоряжаться средствами госбюджета и распределять их между получателями). Росписи, относящиеся к получателям бюджетных средств, утверждаются распорядителями бюджетных средств.

Бюджетный кодекс РФ закрепил положение о том, что ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и составляет заключение, которое направляется в Государственную думу. Государственная дума рассматривает представленный Правительством РФ отчет в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ. При рассмотрении отчета дума заслушивает доклады об исполнении федерального бюджета руководителей Федерального казначейства и министра финансов, а также доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства и заключение Председателя Счетной палаты РФ.

По итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ Государственная дума принимает одно из следующих решений: об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

На всех стадиях бюджетного процесса должен осуществляться государственный и муниципальный финансовый контроль (гл. 26 БК РФ).

Ссылка на основную публикацию