Партийная система – разновидность, особенности структуры и признаки

Политическая партия

О чем эта статья:

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Понятие, функции, признаки политических партий

Политическая партия — это организованная группа единомышленников, которая выражает интересы конкретных социальных слоев и при этом стремится достигнуть определенных политических целей. Примеры таких целей — завоевание государственной власти или участие в ее реализации.

Элементы, которые образуют структуру партии: партийный лидер, партийный аппарат, рядовые члены, сторонники партии.

Основные функции политических партий:

  • борьба за власть в государстве и влияние на политику государства;
  • участие в осуществлении власти;
  • участие в формировании политической системы государства;
  • формирование общественного мнения;
  • выражение интересов социальных групп;
  • политическое воспитание;
  • подготовка политических кадров;
  • защита интересов различных социальных групп.

Отличительные признаки политических партий:

  • нацеленность на завоевание и осуществление власти;
  • наличие политической программы — документа, в котором формулируются цели и задачи партии;
  • наличие организации — руководящие органы, членство, устав партии;
  • наличие разветвленной сети местных организаций, ядро которых образуют активисты-добровольцы;
  • наличие определенной идеологии или особого видения мира и человека.

Перейдем к самому главному — основным видам политических партий.

Классификация политических партий

Политические партии можно классифицировать на виды и типы по разным критериям.

По типу идеологии:

  • Либеральные партии нацелены на минимальное вмешательство государства в жизнь общества, свободу экономической и политической жизни.
  • Демократические партии выступают за утверждение и развитие народовластия.
  • Социал-демократические партии ориентированы на участие государства в жизни общества и государственное регулирование экономики при сохранении основных свобод.
  • Коммунистические партии выступают за полное равенство, контроль государства над социальной и политической жизнью.
  • Националистические партии строят свою деятельность на основе идей о преимуществе определенной нации в жизни страны.
  • Клерикальные партии направлены на усиление влияния церкви и религиозных идей.
  • «Зеленые» партии направлены на защиту окружающей среды.
  • Фашистские партии основаны на идее подавления личности, ликвидации свободы.
  • Монархические поддерживают существование монархий и единоличную власть.

По отношению к социальной действительности:

  • Революционные партии направлены на коренное преобразование общества при помощи средств борьбы.
  • Реформистские партии стремятся к постепенным преобразованиям общества с помощью законных средств достижения власти.
  • Консервативные партии нацелены на сохранение действующих порядков и отвергающие идеи серьезного реформирования.

По характеру членства:

  • Кадровые партии основаны на немногочисленном, свободном членстве, при этом опираются на профессиональных политиков и активную деятельность в период выборов.
  • Массовые (идеологические) партии основаны на многочисленных массах народа, нацелены на политическое воспитание, обладают разветвленной структурой и систематически принимают участие в политической жизни.
  • Централизованные партии основаны на системе массового членства и жесткой дисциплине, которая предполагает выполнение каждым членом партии определенных функций.

Виды политических партий по отношению к власти:

  • Правящие находятся у власти в определенный момент.
  • Оппозиционные (легальные, нелегальные) добиваются власти.

По месту в политическом спектре:

  • Левые партии выступают за проведение реформ, государственное регулирование экономики и вытеснение частного сектора, за социальную защиту трудящихся и радикально-революционные методы осуществления преобразований. К этой группе относят социалистические и коммунистические партии.
  • Центристские партии основаны на балансе между общественным равенством, общественной иерархией и противостоянии политическим изменениям как влево, так и вправо.
  • Правые партии выступают за идею сильного государства, стабильность социальной жизни, охрану частной собственности. К ним относят либеральные и консервативные партии.

По источнику возникновения:

  • Самостоятельные возникают в результате инициативы граждан.
  • Проправительственные создаются по инициативе государства в период выборов.
  • Созданные на основе объединения социальных групп.

По положению в управляющей структуре:

  • Парламентские реализуют свою политику через правительство. Их главная цель — получить максимальное число голосов избирателей и мест в выборных органах.
  • Авангардные не считают участие в выборах ключевым направлением деятельности. Активно участвуют в общественной жизни.

Виды политических партий по организационной структуре:

  • Классические — с четкой организационной структурой и постоянным членством.
  • Движенческие — характерно формальное членство.
  • Политические клубы — характерно свободное членство.

Теперь мы знаем виды деятельности различных политических партий.

Понятие партийной системы

Партийная система — это совокупность партий, которые участвуют в формировании законодательных и исполнительных структур власти.

В зависимости от того, сколько партий реализуют политическую власть, выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.

Рассмотрим типы партийных систем в таблице.

В обществе активна одна политическая партия, власть которой закреплена в законодательстве и является неоспоримой. Формируется при авторитарных и тоталитарных режимах. При этом часто руководящая роль единственной партии получает конституционное закрепление.

Примеры стран с однопартийной системой: СССР, Куба, Индия, КНР, КНДР.

В обществе существуют две сильные партии, которые периодически приходят к власти, сменяя друг друга в результате выборов. Другие партии не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти и оказывать влияние на политическую жизнь.

Примеры стран с двухпартийной системой: США (республиканская и демократическая партии), Великобритания (партии лейбористов и консерваторов).

В обществе существует конкуренция между между несколькими влиятельными партиями. При этом ни у одной из них нет явных преимуществ перед другими. Формируется в развитых демократических обществах.

Примеры стран с многопартийной политической системой: Франция, Италия, Испания, Дания, Швеция, Германия, Израиль.

Партия может прийти к власти демократическим путем, а также в ходе революции или военных переворотов. В Бутане, Омане, Катаре, Кувейте, Саудовской Аравии деятельность политических партий официально запрещена.

Система политических партий в законодательстве РФ

Точное юридическое определение политической партии закреплено в законодательстве каждой конкретной страны. Эти определения могут различаться в зависимости от местных политических и правовых традиций.

В Федеральном законе РФ «О политических партиях» говорится, что политическая партия — это общественное объединение, которое создано в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия в РФ должна отвечать следующим требованиям:

  • Иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной партии.
  • Состоять из не менее пятидесяти тысяч членов, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов партии.
  • Руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.
  • Под региональным отделением политической партии понимается ее структурное подразделение, которое создано по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.
  • В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит один или несколько автономных округов, может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.

Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе. Основными целями партии являются:

  • формирование общественного мнения;
  • политическое образование и воспитание граждан;
  • выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
  • выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

Сущность и разновидности партийных систем

В настоящее время в разных странах действует различное количество партий, участвующих в борьбе за политическую власть. В зависимости от положения партий в политической системе, взаимодействии между ними, типа самих политических партий складывается партийная система.

Партийная система – это совокупность всех политических партий, действующих в рамках определенной политической системы и отношений между ними.

Природа и особенности партийной системы той или иной страны обусловлены множеством факторов. Среди них особо следует выделить такие, как:

– уровень политической зрелости общества;

– политическое сознание и культура общества, исторические традиции;

– национальный состав страны;

– религиозная ситуация в стране;

– расстановка социально-классовых сил и др.

Существенное воздействие на формирование партийной системы оказывает действующее законодательство и, прежде всего, конституция и избирательные законы.

Партийная система играет одну из главных ролей в политической жизни общества. Она как бы структурирует социальные интересы и политические взгляды, дает им возможность выражаться на общенациональном и местном уровнях, организует политические силы, в частности, избирателей, помогает партиям выдвигать своих представителей в законодательные и исполнительные органы власти. Наряду с государством институт партийной системы является вторым важнейшим каналом осуществления власти.

В политической литературе существуют разные методики классификации партийных систем. Наиболее распространенная основана на количественном критерии – числе партий, которые реально борются за власть или имеют влияние на нее. Соответственно этой методике выделяют однопартийную, двухпартийную и многопартийную системы (см. схему).

Партийные системы
однопартийнаядвухпартийнаямногопартийная
– одна легальная партия– несколько партий, среди которых две ведущих– много партий, среди них несколько влиятельных
– сращивание партийного аппарата с государственным– формирование состава правительства партией, которая победила на выборах– правительство формируется или на внепартийной основе или на условиях мирной коалиции
– авторитарный или тоталитарный режим– демократический политический режим– авторитарный-демократический или демократический политический режим
(Куба, Северная Корея, Ливия и др.)(США, Великобритания и др.)(Украина, Франция, Италия и др.)

Однопартийные системы характерны для стран с авторитарными и тоталитарными режимами, где легальный статус и право формировать правительство представленные одной, практически государственной партии. Единственная партия превращается в руководящую силу государства. Основные политические решения принимаются партией и государственная администрация лишь осуществляет их на практике.

Однопартийная система существовала в 20-40-х гг. ХХ в. в Италии, в 30-40-х гг. в Германии, в 20-80-х гг. – в Советском Союзе и в ряде других государств. Сегодня однопартийные системы сохраняются в таких странах, как Куба, Северная Корея, Лаос, Камерун, Габон и др.

В однопартийных системах единственная партия вынуждена выполнять намного более широкие и разнообразные функции. Она становится многофункциональной, особенно в тоталитарных системах, тяготеющих к контролю над всеми видами активности в обществе. Эта система может иметь временный успех. Но, в конечном итоге, она нестабильна и неэффективна. Она приемлема как временное явление в конкретных условиях отдельных государств. Однопартийность целесообразна и оправдана лишь в условиях переходных, исключительных или чрезвычайных.

Двухпартийная система представляет собой систему с двумя сильными политическими партиями, каждая из которых имеет возможность победить на выборах и сформировать свое правительство.

При двухпартийной системе возможное существование и иных партий, однако они не имеют реальных шансов встать у руля государства.

При такой системе одна партия правит, а другая, находясь в оппозиции, критикует ее. В результате выборов они время от времени меняются местами.

Двухпартийность полезна, поскольку ее результаты способствуют хорошему функционированию политической системы. Двухпартийность гарантирует стабильность правительства, поскольку партия, находящаяся у власти, получает абсолютное большинство парламентских мест.

Одним из самых существенных недостатков двухпартийной системы является вынужденный обстоятельствами акцент на критику противников, а не на свои конструктивные предложения. Еще один недостаток состоит в том, что перестает существовать политический “центр”.

Наиболее ярким примером двухпартийной системы является существование в США демократической и республиканской партий. Попытки в этой стране третьих партий победить на президентских выборах всегда заканчивались неудачей.

Мировой практике известные и такие партийные системы, которые называются “два плюса”. Эта система является как бы переходной от двухпартийной к многопартийной: рядом с двумя традиционными партиями появляется и даже участвует во властных структурах третья партия. В ФРГ существуют крупные христианско-демократическая и социал-демократическая партии. Рядом с ними и партия свободных демократов, и “зеленых” завоевывают достаточно голосов для того, чтобы с ними считались две первых партии при формировании правительства. В Великобритании также в течение длительного времени рядом с двумя основными (консервативной и лейбористской) партиями существует и либеральная партия.

Многопартийная системаозначает, что на политической арене выступают три и более партии, каждая из которых на выборах собирает значительное число голосов. При многопартийной системе каждая партия имеет четко определенные идейно-политические или идеологические позиции, занимает свою нишу в политической системе. Спектр воззрений может простираться от крайне левых до крайне правых. Между двумя полюсами имеются партии, занимающие промежуточное положение и умеренные позиции.

Многопартийные системы более типичны для парламентской формы правления. Чаще всего ни одна из парламентских партий не способна набрать абсолютное большинство мест в парламенте и править в одиночку, и поэтому они вынуждены идти на компромисс и формировать правительственные органы на основе коалиций.

В целом, как и любому другому явлению, многопартийности также присущи свои плюсы и минусы. Их в свое время всесторонне проанализировал русский политолог ХІХ ст. Б. Чигерин. Но его выводы в полной мере относятся и к нашему времени.

К позитивным сторонам многопартийности относятся:

– всестороннее освещение политических вопросов, наличие у людей политической позиции;

– существование оппозиции, не прощающей промахов, сдерживающей бюрократизацию, заставляющей правительство действовать эффективно;

– воспитание в партиях организованности, дисциплины, необходимых для победы над конкурентами;

– выявление и выдвижение в политической борьбе действительно даровитых людей.

Негативное в многопартийности Б. Чигерин видел в следующем:

– систематическое одностороннее направление взглядов и действий членов партии, так как они на все смотрят ее глазами и интересами ее политической борьбы. Например, член оппозиционной партии привыкает смотреть на правительство только отрицательно;

– в политической борьбе разгораются страсти. Для победы сторонники различных партий взывают к самым низменным потребностям масс. В силу этого портятся общественные нравы;

– для достижения своих целей партии прибегают к любым, порой нечистоплотным средствам: лжи, клевете и др. Ложь становится обыденной в общественной жизни, и к ней привыкают;

– непрерывная борьба ведет к ослаблению правительственной власти, ее силы расходуются на борьбу с оппозицией.

Следовательно, многопартийность – это общественное благо, источник развития политической жизни, но и фактор ожесточения политических нравов, серьезное испытание для общественной морали вообще.

Многопартийная система может принимать блоковую форму, когда политические партии группируются в блоки.

Вопросы и задания:

1.Что такое политическая партия? Чем отличается политическая партия от других общественных организаций?

2. Назовите основные предпосылки возникновения современных партий:

А) действие закона общественного разделения труда;

Б) введение всеобщего избирательного права;

В) отмена запрета на формирование партий;

Г) усиление роли отдельных личностей в истории;

Д) формирование социально-классовой структуры индустриального типа.

3. Перечислите основные (безусловные) признаки политической партии:

А) наличие официально принятой программы;

Б) фиксированное членство;

В) уплата членских взносов;

Г) стремление к завоеванию и участию во власти;

Д) наличие формальной организационной структуры;

Е) специфический правовой режим функционирования в обществе.

4. Какие функции выполняют партии в обществе?

5. Сравните кадровые и массовые партии по следующим признакам: а) строение партии, б) принципы деятельности, в) характер членства.

6. В чем различие оппозиционных и правящих партий?

7. Партийная система – это:

А) свод правил, принятых в той или иной партии;

Б) союз дружественных партий;

В) совокупность всех партий, действующих в рамках политической системы и отношений между ними;

Г) совокупность легально действующих в стране политических партий.

8. Сформулируйте достоинства и недостатки однопартийной, двухпартийной и многопартийной систем.

9. От каких факторов зависит выбор той или иной партийной системы в обществе?

10. Чем обусловливается существование такого многообразия партий в современной Украине?

11. По каким критериям различаются современные украинские партии?

Білоус А. Виборче законодавство та партійна система України в порівнянні з деякими країнами ЄС та Східної Європи // Нова політика. – 1999. – № 1.

Білоус А. Політико-правові системи: світ і Україна. – К., 2000.

Галкин А. Массовая партия сегодня // Свободная мысль – ХХI. – 2000. – № 1.

Галкин А. Модель партии ХХI в. // Свободная мысль – ХХI – 2000. – № 6.

Дюверже М. Политические партии. – М., 2000.

Нікорич А.В. Політологія. – Харків, 2001.

Піча В.М., Хома Н.М. Політологія. – К., 2001.

Политология / Под ред. М.А. Василика. – М.. 2001.

Політологія / За ред.. О. В. Бабкіної, В. П. Горбатенка. – К., 2001.

Шмачкова Т.В. Мир политических партий // Полис -1991. – № 1,2.

Партийные системы: однопартийная, двухпартийная, многопартийная система

Партийная система – это совокупность политических партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти (парламента и правительства).

В зависимости от числа крупных партий бывают однопартийная, двухпартийная и многопартийная системы. Если партий в стране нет совсем, говорят о беспартийной системе .

Простыми словами, если парламент и правительство формирует одна партия – это однопартийная система. Например, так было в СССР, где монополия на власть принадлежала Коммунистической партии.

Если за лидерство в парламенте и места в правительстве борются две крупные партии – это двухпартийная система. Она существует в современных США или Великобритании.

Если места в парламенте делит множество партий, а правительство образует коалиция партий – это многопартийная система. Примеры стран с многопартийной системой: Нидерланды, Израиль, Франция.

Партийная система – политический институт, который характеризует политическую организацию общества.

Беспартийная система

При беспартийной системе в стране либо не существует официально зарегистрированных политических партий, либо закон прямо запрещает создавать партии.

В современном мире беспартийные государства – это чаще всего абсолютные монархии: Иордания, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия.

Султан Омана Кабус бен Саид. В Омане политические партии запрещены законом. Фото: Reuters

Однопартийная система

Однопартийная система означает, что в стране функционирует одна партия, которая выводит из политической жизни всех конкурентов. Однопартийная система формируется при авторитарных и тоталитарных режимах.

Примеры: КПСС в Советском Союзе, Коммунистическая партия в современном Китае.

При однопартийной системе власть правяющей партии закреплена законодательно. Так, в Конституции СССР 1977 года присутствовала 6-я статья о «руководящей и направляющей» роли КПСС:

Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.

Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.

Конституция СССР 1977 года

Нередко при однопартийной системе создается искусственная многопартийность, но лишь одна партия играет реальную роль в идеологической жизни. Например, в Северной Корее (КНДР) помимо Трудовой партии Кореи существуют марионеточные Социал-демократическая партия Кореи и Партия молодых друзей религии небесного пути – обе признают руководящую роль ТПК.

Северокорейский вождь Ким Чен Ын – председатель Трудовой партии Кореи – на пленуме ЦК партии. Фото: ЦТАК

Двухпартийная система

При двухпартийной системе действуют две сильные партии, которые периодически сменяют друг друга у власти по итогам выборов. Другие партии также существуют, но не имеют достаточной популярности, чтобы прийти к власти.

Двухпартийная система характерна для экономически развитых стран, часто с мажоритарной избирательной системой. Там складываются условия, при которых одна партия практически не имеет возможности получить необходимый перевес над другой. Со временем может усилиться третья партия, которая сменит одну из двух доминирующих сил в борьбе за власть.

Примеры стран с двухпартийной системой: США, где действуют Демократическая и Республиканская партия; Великобритания, где основная борьба за власть идет между Консервативной и Лейбористской партией.

Кандидаты в президенты США от республиканцев и демократов – Дональд Трамп и Хиллари Клинтон – во время дебатов. 2016 год. Фото: Reuters

Многопартийная система

При многопартийной системе конкурирует множество партий, ни одна из которых не имеет подавляющего преимущества. Из-за такой раздробленности партиям приходится искать компромисс – создавать коалиции и партийные блоки.

Данная система характерна для развитых демократических стран с высоким уровнем жизни. Многопартийная система обычно складывается под влиянием пропорциональной избирательной системы.

Примеры стран с многопартийной системой: Бельгия, Германия, Израиль, Италия, Нидерланды, Франция, Чехия.

При многопартийной системе в парламент проходит множество партий, ни одна из которых не обладает большинством. Партии вынуждены договариваться о коалиции, которая принимает на себя управление государством и формирует правительство.

Минус подобной системы – нестабильность коалиций ведет к частым роспускам парламента и назначению внеочередных выборов.

Нижняя палата парламента Италии принимает государственный бюджет. Фото: Reuters

Многопартийная система с правящей партией

В ряде стран с многопартийной системой доминирует одна партия. Несмотря на присутствие оппозиции, правящая партия неизменно побеждает на выборах, набирая 30-50% голосов.

Пример демократической страны с одной правящей партией – Япония. Там Либерально-демократическая партия сохраняла власть 54 года подряд, пока в 2009 год победу на выборах не одержала Демократическая партия (левые сменили правых у власти). Либерал-демократы ненадолго перешли в оппозицию, но уже в 2012 году сумели вновь победить на выборах.

Синдзо Абэ – премьер-министр Японии и председатель Либерально-демократической партии – вместе с соратниками кричит «Банзай!» на ежегодном съезде партии. Фото: Reuters

Партийная система России

Конституция РФ провозглашает многопартийность. В стране зарегистрировано более 60 политических партий. Четыре из них имеют фракции в Госдуме – это «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».

При этом начиная с 2003 года парламентские выборы со значительным перевесом выигрывает партия власти – «Единая Россия». Представители «Единой России» контролируют исполнительную и законодательную власть на федеральном уровне и почти во всех регионах.

Таким образом, в России существует многопартийная система с одной доминирующей партией.

Президент РФ Владимир Путин голосует на выборах в Госдуму. Фото: Reuters

Партийная система

Партийная система — это совокупность определенных партий и взаимодействий между ними, характерных для данной политической системы (политического режима).

Партийная система и её виды

Политические партии возникают для представительства и попытки удовлетворения интересов различных социальных слоев. Количество партий в обществе отражает степень экономической, идеологической и другой неоднородности интересов. Чем выше степень неоднородности, тем больше число партий в политической системе общества.

В зависимости от положения политических партий в политической системе, а также характера взаимодействия между ними и «типажа» самих партий, в каждой стране складывается их особая конфигурация, т.е. партийная система.

Партийная система — это совокупность политических партий и взаимосвязей между ними.

Виды партийных систем:

  • однопартийные;
  • двухпартийные;
  • многопартийные.
Однопартийная система

Основополагающим признаком однопартийной системы является монополия одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при тоталитарных и авторитарных режимах. Однопартийные системы подразделяются па реально однопартийные, т. с. те, в которых существует и правит единственная партия, и формально многопартийные, где, несмотря на существование нескольких партий, власть контролируется партией-гегемоном. Подобная система существовала в странах Восточной Европы до 1989-1990 гг., а в настоящее время характерна для Китая, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще восемь партий.

Двухпартийная система

Двухпартийная система характеризуется постоянной конкуренцией между двумя основными партиями. Остальные партии не имеют значительного политического веса. Подобная партийная система существует в США и Великобритании.

Многопартийная система

Многопартийная, система отличается политической конкуренцией нескольких партий. В зависимости от количества партий выделяются партийные системы умеренного (от трех до пяти) и крайнего (от шести и более) плюрализма, ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти. В результате возникает необходимость организации коалиций как для формирования правительства, так и для внутрипарламентской работы. Многопартийные системы подразделяются на системы с доминирующей партией и без таковой.

В рамках многопартийной системы выделяют:

  • многопартийную систему без доминирующей партии. В такой системе ни одна из партий не имеет абсолютного большинства в парламенте и, следовательно, вынуждена при формировании правительства заключать союзы и соглашения с другими представленными в парламенте партиями;
  • многопартийную систему с доминирующей партией, которая характеризуется тем, что одна из партий лидирует на политической арене, располагая самостоятельно или в тесном союзе с другой партией абсолютным большинством мест в парламенте;
  • «блоковую» многопартийную систему, которая принимает форму резкой поляризации политических сил, группирующихся в периоды проведения избирательных компаний на два противостоящих друг другу блока. Функционирование этой системы во многом напоминает функционирование бипартизма.

В Скандинавских странах длительное время доминировали социалистические партии, в Италии — Христианско-демократическая партия, в Японии — Либерально-демократическая. Доминирующих партий нет в Швейцарии, Нидерландах, Финляндии.

В парламентских республиках партии, победившие на выборах в парламент, формируют правительство. Если не существует преобладающей партии, они вынуждены создавать коалиции для совместного формирования правительства.

Характер партийной системы

Определяя характер партийной системы, политологи столкнулись с вопросом: к какому типу относить партийную систему, в которой существуют две большие влиятельные партии и в парламенте представлена еще одна — маленькая? Для таких случаев было придумано название «система двух с половиной партий». Для нее характерен коалиционный потенциал третьей партии, т. е. одна из крупных партий вступает в коалицию с малой партией и получившееся парламентское большинство формирует правительство.

Американский политолог С. Липсет и норвежский политолог С. Роккан сформулировали концепцию, согласно которой на число и характер партий повлияли социальные расколы, возникшие в Европе в период индустриальных революций и сохранившиеся в той или иной форме и сегодня.

По мнению политологов, наибольшую роль сыграли четыре раскола:

  • раскол между центром и периферией обусловил формирование региональных партий;
  • раскол между государством и церковью вызвал формирование религиозных партий;
  • возникновение сельских партий обусловлено расколом между городом и деревней;
  • появлению рабочих и со циалистических партий способствовал раскол между собственниками предприятий и наемными рабочими.

В настоящее время в политической науке существует формула, согласно которой число партий в многопартийной системе на единицу больше числа социальных расколов в обществе. Однако она верна лишь для стабильных демократических режимов.

Типы и типология партийных систем

Партийные системы различаются по числу партий и их качественным признакам: однопартийные, двухпартийные, двух с половиной партийные, многопартийные, системы с доминирующей партией. Структура партийной системы и се функциональная определенность во многом зависят от типа политического режима. В связи с этим различают демократические, авторитарные и тоталитарные партийные системы.

Однопартийная система наиболее характерна для тоталитарных и авторитарных политических режимов. Такие режимы исключают плюрализм мнений и открытую конкуренцию различных политических сил.

Однопартийность — это фактическая монополия одной партии на власть. Такая партийная система сливается с государственными структурами, и их функции непросто разграничить.

Некоторые исследователи считают, что однопартийную систему нельзя причислять к числу партийных систем как таковых, поскольку один элемент не может образовывать систему. Однако на практике однопартийные системы существуют.

Двухпартийные системы наиболее характерны для устоявшихся демократических режимов власти (США, Англия, Австралия). В таких политических системах каждая из партий способна самостоятельно, без коалиции с другими политическими силами, сформировать правительство и осуществлять власть.

Двухпартийная (бипартийная) система имеет свои сильные и слабые стороны. К сильным относятся: стабильность политической системы; высокая степень управляемости государством; предсказуемость политической деятельности и др. К недостаткам можно отнести то, что такая система достаточно консервативна, не способна адекватно выражать все многообразие социальных интересов различных общественных групп и классов; закрыта для вхождения в политику «свежих» альтернативных сил; правящая партия сращивается с государственным аппаратом.

Двух с половиной партийные системы — нечто среднее между двухпартийной и многопартийной системой. Суть такого симбиоза заключается в том, что ни одна из двух основных соперничающих политических партий не в состоянии набрать необходимое число голосов для формирования правительства. Например, одна партия набрала 46 % голосов, другая — 42 %, в то время как для формирования правительства необходимо иметь 50% плюс один голос. В этой ситуации несколько процентов голосов, которые имеет некая малозначительная промежуточная партия, становятся решающими для политической перспективы любой из двух основных партий. Таким образом, небольшая партия может приобрести значительные властные полномочия в политической системе.

Многопартийная система состоит из трех и более однопорядковых по своему влиянию политических партий. Ни одна из них не располагает достаточной поддержкой со стороны избирателей и не в состоянии без вступления в коалицию победить на выборах и сформировать правительство.

Многопартийная система более дифференцированно отражает разнообразные интересы различных социальных групп. У избирателей появляется больше вариантов выбора и соответственно больше удовлетворенность от того, что есть политическая партия, которая выражает сугубо их интересы и интересы их единомышленников. Кроме того, многопартийная система является более открытой для различного рода инноваций.

В то же время многопартийная система также имеет определенные недостатки. Она менее стабильна, создаваемые ею правительства также неустойчивы. Разногласия между партнерами по коалиции не всегда способствуют созданию эффективного и легитимного правительства. Поиски компромиссов во время формирования правительства и в периоды принятия важных решений могут привести к конфликтам и даже к его расколу (роспуску). Кроме того, на согласование различных вопросов уходит много времени и средств.

Партийные системы с доминирующей партией возникают в условиях реальной многопартийности, когда за власть на регулярных общенародных выборах борются несколько партий. В этом отличие данной системы от однопартийной, которая не предполагает альтернативы.

Суть партийной системы с доминирующей партией состоит в том, что одна партия в течение длительного периода времени побеждает своих конкурентов и находится у власти. Так, Либерально-демократическая партия в Японии находилась у власти без перерыва 38 лег (до 1993 г.). Многие политики объясняют данный феномен тем, что экономика страны в тот период находилась на подъеме («японское экономическое чудо»). Партия Индийский Национальный Конгресс также находилась у власти более 30 лет (с 1947 г.).

В числе причин существования партийной системы с доминирующей партией можно назвать:

  • эффективную политику, проводимую находящейся у власти партией (например, Япония);
  • неразвитость партийной системы (например, Индия, Россия);
  • использование правящим классом административного ресурса для создания «партии власти» и недопущение реальной демократической конкуренции в ходе предвыборной кампании, на выборах и при подсчете голосов (например, Россия).

Партийная система: характеристики и типология партийных систем

Партийная система – это система всех политических партий, а также квазипартийных организаций (ассоциаций, движений, профсоюзов). Это одна из трёх важнейших систем в политологии, наряду с политическими и избирательными системами.

Партийная система не включает организации, которые не участвуют в выборах, а также антисистемные партии, стремящиеся ниспровергнуть политический и общественный строй (например, террористические).

В политической системе партии образуют партийную систему в зависимости от различных факторов. Важнейшим фактором, влияющим на формирование и развитие партийной системы, можно выделить действующую избирательную систему. Невозможно однозначно сказать, какой тип партийной системы лучше. Государственная партийная система определяет сколько политических партий имеют реальные шансы сформировать правительство.

Политические партии имеют ряд фундаментальных сходств:

  • контроль правительства;
  • стабильная массовая поддержка населения;
  • создание внутренних механизмов для контроля органов власти, финансирования, распространения информации и выдвижения своих кандидатов в органы власти.

В современных демократических системах мобилизация избирателей и разрешение конфликтов происходит через партийную конкуренцию. Партийная система является частью системы посредничества. В неё должны предоставляться посреднические услуги между электоратом и государственной системой. Системная функция партийной системы должна, таким образом, в первую очередь обеспечивать стабильность политической системы, в частности, путём внесения необходимых политических изменений для адаптации общества к меняющимся условиям.

Типология партийных систем

В политологии выделяются следующие типы партийных систем:

  • беспартийная система;
  • однопартийная система;
  • двухпартийная система;
  • многопартийная система;
  • партийная система с доминирующими партиями;
  • двухблочная партийная система;
  • система партийного сотрудничества.

Беспартийная система

При беспартийной системе в государстве возможны следующие варианты:

  • партии полностью отсутствуют;
  • партии официально не зарегистрированы;
  • все партии запрещены властью.

Всеобщие и периодические выборы при такой системе проводятся без привязки к политическим партиям.

Однопартийная система

При режиме однопартийной системы только одна легальная политическая партия имеет право формировать правительство, потому что все другие партии запрещены и сдерживаются этой партией. Одна партия имеет исключительный контроль над политической властью и общественно-политической жизнью страны. Примером однопартийной системы может служить Коммунистическая партия в СССР.

Двухпартийная система

Двухпартийная система – это тип партийной системы, в которой две партии доминируют в политической жизни и конкурируют между собой за расширение своего представительства и формирование правительства.

Страны, которые чаще всего ассоциируются с двухпартийными системами, – это Великобритания (там время от времени меняется власть то лейбористов, то консерваторов) и США (в которой конкурируют между собой Республиканская и Демократическая партии). Двухпартийные системы широко распространены и во многих других частях мира.

Двухпартийная система возникает, когда электорат на выборах и власти страны отдаёт предпочтение более крупным партиям. При этом малым партиям трудно добиться представительства и влияния.

Остальные партии при двухпартийной системе являются второстепенными или только региональными. Поэтому каждая из двух доминирующих партий обычно нуждается в сотрудничестве с другой меньшей или региональной партией (или в создании «большой коалиции»).

Многопартийная система

Многопартийные системы – это тип партийной системы, для которой характерно пропорциональное представительство, при котором более двух партий могут эффективно конкурировать за право формировать правительство и выдвигать своих представителей в парламент.

Многопартийная избирательная система обычно исключает или затрудняет достижение партией собственного большинства в парламенте. Пропорциональное представительство достигается за счёт пропорциональной избирательной системы. Как партийная система, модель многопартийной системы является нормой в демократических странах.

При многопартийной системе партии соревнуются друг с другом за власть. Ни у одной из них нет шансов получить в парламенте абсолютное преимущество (50% мест + одно место) для самостоятельного формирования правительства. Так формируются коалиционные правительства.

Эта система показывает многообразие интересов населения, даёт населению возможность лучше и полнее представлять свои взгляды в парламенте. Однако иногда это также может затруднить решение определённых социальных проблем, что приводит к конфликтам.

При умеренном плюрализме партии часто имеют лишь небольшую идеологическую дистанцию, имеют тенденцию образовывать полярные коалиции и предпочитают центростремительную конкуренцию. Однако можно выделить 3 подтипа многопартийной системы:

  • правительство без возможности коалиции (Великобритания, Канада, Австрия до 1980-х годов);
  • правительство возможно только при коалиции (Австралия, Германия до 2017 года);
  • правительство с коалициями средних или крупных партийных образований (страны Северной Европы кроме Финляндии и Швейцарии).

Поляризованный плюрализм (который характеризуется большим числом сторон с большим идеологическим расстоянием друг от друга и от самой политической системы) вряд ли можно отличить от умеренного плюрализма сегодня. Сегодня настоящих антисистемных партий практически не осталось. Следовательно, этот тип также можно подразделить на:

  • поляризованный плюрализм с фундаментальной оппозицией справа и слева (Веймарская республика, ФРГ с 2017 г., Вторая Испанская республика и др.);
  • поляризованный плюрализм с центральными партиями по идеологической ориентации, способными управлять (Франция, Израиль, Финляндия, Италия и др.).

Партийная система с доминирующими партиями

При системе с доминирующей партией среди нескольких существующих партий одна партия может реально претендовать на формирование правительства, потому что другие партии маленькие и слабые. Одна партия выступает в роли гегемона, вынуждая оставшиеся партии (так называемые партии-сателлиты) полностью подчиняться себе.

Эта партия формирует правительство и может быть заменена только коалицией из почти всех других оставшихся партий. Такая партия обычно использует исторические условия, имеет решающее преимущество, оставаясь у власти почти всё время.

Примером такой партийной системы может служить Индийский национальный конгресс в Индии, Революционная институциональная партия в Мексике и др. Доминирующие партии встречаются в демократиях (Япония и Индия) и в авторитарных государствах (например, как в Египте до «арабской весны»).

В партийных системах с доминирующими партиями, партия представляет собой постоянный элемент государственной власти (либо в качестве единственного руководящего органа, либо в составе коалиции).

Разница между партиями в различных системах заключается в том, что в условиях демократии разрешается реальная конкуренция за голоса избирателей. Это означает, что возможно поражение доминирующей партии на выборах.

Партийные системы с доминирующими партиями находятся в упадке. Такое развитие событий наблюдается, например, в Израиле, где Социалистическая рабочая партия Израиля (после слияния с Лейбористской партией в 1968 г.) занимала доминирующее положение. Однако сегодня внутри партийной системы Израиля наблюдается высокая степень конкуренции с основными участниками кампании – Лейбористской партией и правой партией Ликуд по обе стороны политического спектра.

Двухблочная партийная система

При двухблочной партийной системе существует множество партий, которые конкурируют друг с другом во время избирательной кампании, но после выборов они объединяются в два блока (например, правый и левый) и взаимодействуют внутри этих блоков.

Система партийного сотрудничества

При системе партийного сотрудничества в предвыборный период существует множество партий, которые конкурируют друг с другом. После выборов все партии или большинство партий работают вместе через подразделения и формируют коалиционное правительство. Это правительство действует в соответствии с межпартийными договорённостями.

Политические партии при такой системе фактически не остаются эффективной оппозицией. После выборов основные партии отказываются от конкуренции. Типичной партийной системой сотрудничества считается швейцарская партийная система. С 1959 г. в Совете Федерации (высшем федеральном органе исполнительной власти Швейцарии) места распределяются по фиксированной формуле: 2 + 2 + 2 + 1 (радикальные демократы, христианские демократы, социал-демократы и Народная партия).

Функции партийной системы

Функции партийной системы можно разделить на 2 группы:

  • политические;
  • культурные.

К политическим функциям относятся:

  • выполнение роли единственной площадки для законной борьбы за власть;
  • мобилизация общества на политическую деятельность;
  • выбор политических лидеров;
  • проведение выборов.

К культурным функциям относятся:

  • формирование политической культуры политиков и их избирателей (электората);
  • ликвидация аполитичности и равнодушия к политике;
  • активизация гражданского общества.

Характеристика партийных систем

Партийные системы в обществе характеризуются взаимодействием между различными политическими партиями. В демократических обществах взаимодействие наблюдается в основном между конкурирующими партиями, важными для власти.

Партийная система включает:

  • нормы, регулирующие отношения внутри партий, между партиями и государственными структурами (эти стандарты могут регламентироваться правовыми нормами или обычаями);
  • отношения между партиями, которые соревнуются друг с другом за власть или объединяются для использования и приумножения этой власти;
  • функции и задачи, которые партийная система должна выполнять в данной политической системе.

Партийная система может быть сильной и институционализированной. Сильная партийная система определяется следующими факторами:

  • правила, регулирующие партийную конкуренцию за голоса избирателей, стабильны;
  • конкурирующие партии имеют глубокие корни в обществе, в котором они ищут поддержки;
  • все стороны пользуются признанием и легитимностью у народа;
  • у конкурирующих сторон есть сильные организации и собственные ресурсы.

Так, например, Западная Европа является типичным примером сильных партийных систем демократических стран, в то время как Латинская Америка может рассматриваться как её противоположность с традициями слабых партийных систем.

Партийные системы можно грубо дифференцировать по следующим отличительным признакам:

  • по количеству сторон (структурный признак);
  • по моделям поведения (по используемым стратегиям партийной деятельности и моделям поведения в политических конфликтах);
  • по идеологическому расстоянию между сторонами (например, правыми и левыми);
  • по возможности формировать правительство или создавать совместную правительственную коалицию.

Хотя до сих пор нет согласия по всем значимым свойствам, можно выделить как минимум 7 важнейших свойств и характеристик партийных систем:

  • фрагментация (количество партий);
  • асимметрия (пропорции);
  • нестабильность (изменения во времени между выборами);
  • поляризация (идеологическая дистанция);
  • легитимность (принятие населением);
  • сегментация (изоляция партий с точки зрения формирования коалиции);
  • стабильность правительства (продолжительность правительственных коалиций).

Партийные системы Западной Европы являются продуктом исторической модернизации, сформировавшейся во время Промышленной революции. На формирование партийных систем больше всего повлияли социальные расколы и классовые конфликты:

  • центр-периферия;
  • религиозный-светский;
  • городской-сельский.

В то время основной функцией партий было представление определённых слоёв общества в государственных структурах. Даже после того, как они впоследствии стали массовыми партиями, многие из них отражали социальные разрывы и конфликты, существовавшие в начале формирования партийной системы.

В условиях современных либерально-демократических систем, преобладающих сегодня (особенно в западных промышленно развитых странах), формирование партий и их участие в выборах обычно гарантируется Конституцией.

Сегодня решающее значение для формирования и объяснения партийных систем играет не избирательная система, а следующие факторы:

  • социальная структура с её социальными линиями конфликта;
  • существующая социальная среда;
  • доминирующие потребности и интересы граждан.

Фрагментация

Фрагментация, то есть степень фрагментации или концентрации партийного разнообразия, была одной из первых типологических характеристик партий в политологии. Однако простой подсчёт существующих партий вызывает две проблемы.

Во-первых, небольшие партии, которые состоят всего из нескольких членов или могут набрать только несколько голосов, не имеют отношения к оценке функции партийной системы. Поэтому они не должны приниматься во внимание при подсчёте голосов на выборах. Но где провести черту, после которой можно принимать партию как полноценного участника политического и избирательного процесса? Чаще всего устанавливается уровень в 2% голосов. При достижении этого размера партия входит в партийную систему государства.

Во-вторых, даже после выбора нижнего предела релевантности остаётся проблема: партии, которые сильно различаются по размеру, будут подсчитываться одинаково.

Поэтому, помимо количества партий, учитывается ещё и их разный реальный политический вес. Часто это делается с использованием так называемого «эффективного числа сторон». Это равно фактическому количеству, если все партии имеют одинаковый размер (например, каждая из двух сторон владеет 50% или три из них – 33%). Это может предотвратить искажение результата необходимым, но всегда произвольным минимальным размером партии.

Асимметрия

Этот параметр описывает соотношение размеров двух крупнейших партий. Как правило, они также являются основными конкурентами за позицию правительственного большинства. Таким образом, они также представляют наиболее важных представителей своего политического лагеря.

Асимметрия используется для уточнения того, имеет ли партия структурные преимущества в получении государственной власти из-за её более высокого долгосрочного избирательного потенциала.

Нестабильность

Партийная система может быть относительно статичной или очень изменчивой и адаптируемой. С помощью параметра нестабильности политики пытаются измерить силу изменений размеров партий по их голосам.

В сравнительном анализе все партии на выборах суммируются по сравнению с предыдущими выборами с использованием определённого индекса. И хотя нельзя сделать никаких заявлений об отдельном колеблющемся избирателе, возможна оценка динамики изменений системы в целом.

Поляризация

Для стабильности государственной системы параметр поляризации даёт возможность согласия и компромисса со стороны политических групп. Степень поляризации партий выражает идеологическую дистанцию между ними.

Для этой цели отдельные партии идеологически позиционируются посредством оценки документов, экспертных опросов или оценок населения (в основном по шкале справа-налево). Расстояние между двумя «крайними» сторонами или среднее расстояние, включающее все стороны, может тогда служить значимой переменной.

Легитимность

Ещё одна важная системная характеристика – легитимность партийной системы в глазах граждан. Согласно системно-теоретическим соображениям, политическая активность граждан и явка избирателей может использоваться как важнейший критерий оценки партий. Он выражает ориентации и отношение людей ко всей партийной системе. Для изучения этого параметра поддержки системы применяются репрезентативные опросы населения.

Сегментация

Сегментация партийной системы описывает одно из двух свойств, которые принадлежат функции формирования правительства и измерения партийной системы. Этот параметр относится к степени изолированности сторон друг от друга в отношении возможных коалиций. Он позволяет сопоставить политически невозможные коалиции с теоретически доступными возможностями.

Государственная стабильность

Многие политические решения нужно готовить долго, особенно в рамках коалиционных правительств. И параметр государственной стабильности является одним из важнейших. Следовательно, определённый минимальный уровень стабильности отдельных (коалиционных) правительств необходим для стабильности политической системы в целом. Это может быть отражено средней продолжительностью правительственных группировок.

Виды партийных систем. Политические партии

Партийная система в РФ и в любой другой стране складывается в зависимости от типа партий, межпартийного взаимодействия и положения совокупности различных партий в политической системе страны. На выбор партийной системы оказывают влияние:

  • расстановка классовых сил;
  • конфессиональный спектр;
  • этнический состав страны;
  • исторические традиции;
  • правовая и политическая культура граждан.

Правовая основа всех партийных систем и их разновидностей опирается на законодательство о политических партиях и общественных ассоциациях (объединениях), избирательные законы и на конституцию страны.

Партийная система в Российской Федерации представляет собой отношения партий с государством, между собой, с гражданами страны и с различными элементами политической системы.

Количество реально существующих партий, влияющих на деятельность институтов государственной власти страны, определяет специфику партийных систем.

Виды партийных систем

Буржуазно-демократическая традиционная политическая система появилась одной из первых. Она была сформирована в 19 веке в Северной Америке и Западной Европе. В своей деятельности данная партийная система опиралась на следующие правила:

  • политические объединения внутри самой партийной системы действуют в полном согласии с установленными ранее правилами;
  • власть осуществляется группой партий или партией, которые поддерживаются парламентским большинством;
  • существует, в том числе и в парламенте, постоянная легальная оппозиция;
  • в обществе постоянно происходит легальная борьба за власть.

20 век характеризуется кризисом авторитарных и демократических управленческих систем, что привело к появлению социалистической партийной системы, для которой характерны следующие параметры:

  • на всех уровнях управленческого аппарата государством руководит правящая партия;
  • правящая партия находится в привилегированном положении;
  • легальная правящая партия, как правило, действует всего одна (в некоторых случаях при безусловной гегемонии правящей коммунистической партии допускается существование других «демократических» организаций).

При промежуточном типе правления существует авторитарная партийная система. В таком случае государство выступает доминирующим фактором, а партия в процессе принятия решений и осуществлении власти главной роли не играет. Возможно существование и других партий.

Классификация по количественному параметру

Еще одна классификация партийных систем основывается на количественном параметре: однопартийная система, система фиксированного числа партий (на основе законодательства), двухпартийная система, многопартийная система.

Классическая многопартийная система подразумевает избирательную борьбу большого количества политических партий (всегда больше двух). При этом все эти партии имеют право принимать участие в формировании правительства (Дания, Бельгия, Италия и т. д.). В странах с многопартийной системой создаются коалиционные правительства по итогам парламентских выборов. В состав таких правительств обычно входят представители нескольких наиболее влиятельных партий.

При этом не все влиятельные партии принимают участие в формировании правительства, представляя собой крупные оппозиционные партии, которые оказывают непосредственное влияние на проведение и выработку государственной политики.

Особо выделяют многопартийные системы с единственной доминирующей партией, которая формирует правительство и преобладает в парламенте. Прочие партии, существующие в стране, выступают в роли оппозиционных или сотрудничающих. При этом не предполагается законодательного закрепления монопольного господства доминирующей партии в многопартийной системе с одной доминирующей партией. Из-за длительного использования подобной партийной системы в странах Южной и Центральной Америки используют понятие «латиноамериканская модель». Мексика является показательным примером страны с этой партийной системой, там на протяжении 70 лет президентом избирался представитель Институционно-революционной партии. В Японии с середины 50-х годов прошлого века власть держит Либерально-демократическая партия; в Италии 40 лет господствовала Христианско-демократическая партия; в Швеции более 80 лет правительство формируется Социал-демократической рабочей партией.

Система фиксированного законом числа партий существует в некоторых развивающихся странах, где закон регламентирует возможное количество политических партий (некоторые государства Тропической Африки – двухпартийность).

Цель подобной партийной системы – рационализировать в условиях большого разброса социальных интересов работу правительства и парламента, а также обеспечить приоритет существующей партийно-политической элите.

Сущность двухпартийной политической системы заключается в том, что лишь две партии из множества существующих попеременно формируют правительство и реально претендуют на власть в стране. Одна партия находится в оппозиции и критикует правящую партию, после выборов они меняются местами. Небольшие партии могут выдвигать кандидатов в региональные органы власти и мэры городов, а также иметь скромное представительство в парламенте страны (Великобритании). Тогда как в США за всю более чем двухсотлетнюю историю конгресса в нем были представлены лишь две партии: Демократическая и Республиканская.

Двухпартийная система обеспечивает высокую управляемость всеми процессами и стабильность власти в стране. При многопартийной системе органам власти необходимо согласовывать экономические и политические интересы многих активных групп.

В странах с недемократическим режимом характерно существование однопартийных систем, то есть право формировать правительство и легальный статус там предоставляются лишь одной государственной партии, которая пришла к власти путем революции. Часто при этом сохраняется видимость многопартийной системы, которая является фикцией по причине того, что в конституции ведущая роль закреплена для одной партии, то есть оппозиция реально недопустима.

В некоторых развивающихся государствах, преимущественно афро-азиатских (Бруней, Саудовская Аравия) политические партии отсутствуют.

Структура и функции политических партий

Необходимый элемент общественно-политической жизни – политические партии. Они выполняют ряд важных функций в современном обществе:

  • организационно-политическая – подбор кадров, их выдвижение, обеспечение условий деятельности, то есть участие в борьбе за власть;
  • коммуникативная – поддержание устойчивых связей, включая обратную связь между избирателями, населением и институтами публичной власти и правящими кругами;
  • идеологическая – разработка и пропаганда политической платформы привлекательной для определенной части общества;
  • социализаторская – вовлечение в число своих членов или сторонников части населения;
  • представительская – представление интересов какой-либо группы населения (иногда нескольких).

Определение 2

Функции политических партий – основные направления их работы, которые обусловлены стоящими перед ними задачами и целями.

Признание в качестве одного из видов общественных объединений – юридический признак политической партии. Задача такого объединения – участие в формировании органов регионального местного управления и институтов государственной власти. Так, в соответствии с законом ФРГ о политических партиях, принятом в 1967 году, объединение теряет правовой статус политической партии в том случае, если оно в течение 6 лет не принимало участие в выборах одного из ландтагов или Бундестага посредством выдвижения своих кандидатов.

Для того чтобы организовать партию, необходима инициатива ее учредителей (юридических и физических лиц), назначение председателя и регистрация устава партии в государственных органах, после чего партия может начать легальную деятельность.

К уставам и программам партии, в которых прописаны задачи и цели объединения, законодателем предъявляются особые требования.

Структура политической партии представлена ее рядовыми членами и партийным аппаратом. Как правило, партии не однородны, внутри них существуют группы (фракции), которые могут выдвигать отличные от основной программы. Деятельность различных фракций внутри партии делают ее более гибкой с политической точки зрения и помогает сохранять влияние среди разных групп избирателей. Однако фракционность может разрушать организационное единство и порядок партии и ослаблять ее по отдельным параметрам, чем могут воспользоваться конкуренты по политической борьбе.

Партийные системы и их характеристика

Партийная система – это совокупность существующих в обществе политических партий и принципы взаимодействия (соперничества) между ними. Партийная система считается сложившейся, если между партиями устанавливаются нормальные конкурентные взаимоотношения, определенная иерархия. В структуре партийной системы есть ряд особенностей, связанных с историческими традициями, типом политической системы, спецификой политического момента и т.д.

При классификации партийных систем в политологии используются три основных критерия:

1. Количество партий в обществе;

2. Наличие или отсутствие доминирующей партии;

3. Уровень соревновательности между партиями.

В современных политических системах распространены следующие типичные модели, или образцы партийных систем: однопартийная, двухпартийная, многопартийная.

Однопартийная система свойственна недемократическим режимам и связана с исключительным правом одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе. В политической истории существовали две разновидности однопартийности:

1) строгая однопартийная система, исключающая даже формальное существование других партий. Такая система существовала в СССР, в настоящее время действует в странах Африки (Заир, Того), в Северной Корее, на Кубе;

2) фактически однопартийная система («искусственная многопартийность»), при которой не исключается возможность существования нескольких партий, но под жестким тотальным идеологическим и организационным контролем одной правящей партии. Подобные системы существовали в социалистических странах Восточной Европы, где партии были объединены в народные фронты под руководством коммунистических партий.

Основными признаками однопартийной системы являются:

– монополия одной партии на государственную власть;

– отсутствие политической конкуренции;

– партия – единый идеолог, стратег, единый представитель народа;

– сращивание партийного аппарата и госаппарата;

– отсутствие сменяемости политических лидеров.

Функционирование однопартийной системы приводит к отчуждению народа от власти, волюнтаризму в политике и полной бесконтрольности власти. В обществе устанавливается тоталитаризм или авторитаризм.

Двухпартийная (бипартийная) система характеризуется наличием в обществе двух наиболее влиятельных партий, которые являются реальными претендентами на власть и попеременно управляют государством в результате победы на выборах.

Бипартизм не исключает существования и деятельности других политических партий, но их шансы на получение государственной власти не велики.

Опыт функционирования двухпартийной системы демонстрирует две ее разновидности:

· классическая модель бипартизма (США, Великобритания), в которой две главные партии ведут борьбу за власть. Это соответственно республиканцы и демократы, лейбористы и консерваторы.

· система «двух с половиной партий», при которой наряду с двумя главными партиями появляется третья, менее сильная, но способная повлиять на результаты борьбы за власть, оказав поддержку одной из основных партий. Примеры таких систем наблюдаются в Канаде, Австралии, Австрии.

Политическая практика показывает, что наибольшие шансы занять место в двухпартийной системе имеют центристские партии, которые руководствуются в своей деятельности примерно одинаковыми программными и стратегическими целями. Поэтому при смене партий у власти обществу не приходится менять свои ориентации, так как политический курс остается тот же.

Двухпартийная система складывалась постепенно и существует в странах с богатым опытом политического плюрализма и демократии.

Многопартийная система – это формально несколько политических партий, реально претендующих на власть и получающих в результате выборов парламентское представительство.

Основными чертами многопартийной системы являются:

– отсутствие монополии на власть;

– наличие реальной политической конкуренции;

– примерно равные шансы на получение власти;

– создание блоков и коалиций для победы на выборах;

Партийный блок – это объединение партий на основе принципа соподчинения, когда более сильные партии могут навязывать позиции более слабым. Партийная коалиция – это союз равноправных партий на основе консенсуса, компромисса и баланса интересов.

– формирование коалиционного правительства.

Типичными примерами многопартийности являются партийные системы Франции, Италии, Германии.

Таким образом, партийные системы являются неотъемлемым атрибутом современных политических систем, так как с помощью партий решаются вопросы передачи власти, политической мобилизации и легитимации существующих режимов.

|следующая лекция ==>
История возникновения, сущность и функции политических партий|Понятие и типы избирательных систем

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию