Кот Бегемот – характеристика персонажа в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Кот Бегемот («Мастер и Маргарита»)

Кто такой кот Бегемот?

Кот Бегемот — один из членов магической свиты Воланда. Это огромный чёрный кот с антропоморфными чертами, который является оборотнем. В «дьявольской свите» он выполняет функцию шута. Бегемот умеет разговаривать, отличается своеобразным чувством юмора, умением острить. Так, широкую известность получила его фраза, сказанная чекистам, которые пришли арестовать Воланда и его команду: «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус».

Почему кота зовут Бегемот?

Имя чёрного кота Воланда не имеет никакого отношения к современному животному, именуемому бегемотом. Поначалу это животное именовалось только гиппопотамом, как и во многих других европейских языках. Название «бегемот» было разговорным синонимом. Правда, Корней Чуковский в своих сказках попытался доказать «различия» между этими животными: бегемот в его книгах — это аптекарь, а гиппопотам — царь.

На самом деле слово «бегемот» имеет еврейское происхождение. В иудейской мифологии так называлось страшное чудовище, демон чревоугодия. Об этом демоне Булгаков, как обычно, узнал из апокрифической литературы. Страшный демон Бегемот, по верованиям древних, жил в невидимой пустыне в восточной стороне от рая.

В романе упоминается сцена, где кот Бегемот обжирается в Торгсине — советском валютном магазине. Частыми посетителями такого магазина были сам Булгаков и его жена. Качественную еду они там покупали на иностранную валюту, получаемую от зарубежных постановок булгаковских пьес. Многие продукты и другие товары из Торгсина были в новинку для советских людей, что заставляло их вести себя странным образом. Писатель часто становился свидетелем того, как люди, «словно обуянные демоном», накупали себе как можно больше деликатесов. Здесь, видимо, и родился образ демона-кота, заставляющего людей обжираться без меры.

Интересно, что в ранних библейских книгах Бегемот не имел отрицательной окраски и был представлен просто как неведомое животное, символизирующее непостижимость божественного творения. По внешнему описанию он напоминал доисторического травоядного ящера — диплодока.

Кстати, в церковнославянском переводе библейских книг слово «бегемот» не используется, там чудовище именуется просто «зверем».

Впрочем, был среди прообразов персонажа и реальный кот — Флюшка, домашний кот Булгакова. Кроме того, некоторые черты Бегемота были явно позаимствованы у гофмановского кота Мурра, любившего предаваться философским размышлениям.

Собственно, чёрный кот издавна был символом сил зла. По распространённым поверьям, встреча с ним не сулила ничего хорошего, он приносил человеку одни несчастья. Поэтому чёрных котов в старину нередко уничтожали или прогоняли.

Следовательно, кот Бегемот — это некий собирательный персонаж, вобравший в себя черты различных персонажей и реальных людей. При этом он превратился в одного из самых оригинальных и запоминающихся литературных героев двадцатого века.

Характеристика образа

Кот Бегемот описывается как некий «печальный паж, обречённый вечно следовать за своим господином». Это верный рыцарь Воланда, черты которого могли быть взяты из одной из «рыцарских» повестей Сергея Заяицкого.

Кот Бегемот, как и остальные члены команды Воланда, в финале романа исчезает перед восходом солнца в горном провале в пустынной местности перед садом, в котором предаются вечному покою Маргарита и Мастер.

Кот Бегемот — оборотень. Он мог представать в разных сценах в различном облике: то он просто огромный кот с человеческими чертами, то он низкорослый толстяк в кепке с «кошачьими» чертами лица. Бегемот избивает Варенуху в общественном туалете, устраивает пожар в Доме Грибоедова и Торгсине, переполох в помещении Зрелищной инспекции; всё это он делает в своём человечьем обличье. Впрочем, большую часть времени он выступает в кошачьем облике, поражая и пугая людей своими размерами и умением говорить.

Бегемот, в зависимости от ситуации, может быть вежливым и учтивым, а может проявлять грубость и бесцеремонный характер. Он может быть весёлым комиком и жестоким убийцей. Кот любит выпить, причём предпочитает чистый спирт. Спиртом он угощает и Маргариту, ехидно пояснив, что он, дескать, не мог налить прекрасной даме простую водку.

Образ и характеристика Кота Бегемота в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

Кот Бегемот – персонаж романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”, один из самых запоминающихся и противоречивых героев его свиты Воланда.

Автор описывает кота “чёрным, как сажа или грач”, “здоровенным” по размеру, а потому напоминающим огромного бегемота. Существо спокойно разгуливает по Москве на задних лапах, в рваной кепке. Бегемот в состоянии сам оплачивать проезд в общественном транспорте, разговаривать на человеческом языке и даже чинить примус. Кроме того, изредка этот герой предстаёт перед читателями в человеческом облике, превращаясь в маленького толстого мужичка с “мордой, очень напоминающей кошачью”.

Бегемот, как и другие члены свиты, обладает навыками волшебства, как правило, проделывая свои фокусы согласно с Коровьевым-Фаготом, с которым они являются “неразлучной парочкой”. Часто, напакостив, они просто исчезают с места действия, растворяясь в воздухе. Как и Коровьева, Бегемота называют “шутом гороховым” за непрестанные выходки. Коту Бегемоту присущи черты хулигана, местами даже грубияна. Когда речь идёт о необходимости проучить кого-то, он беспощаден. Герой с истинным наслаждением и смекалкой подходит к тому, чтобы наказать провинившихся людей.

Помимо баловства, в характере Бегемота уживаются также и противоположные черты – обаяние и галантность. Отправляясь на переговоры с Маргаритой, Азазелло негодует, что подобное поручение было дано ему, а не Бегемоту, ведь он “обаятельный”. На балу сатаны герой опять-таки демонстрирует воспитанность и знание приличий, позолотив усы и надев галстук-бабочку. Правда, болтливость кота Бегемота подводит его и здесь: постоянные замечания и шутки с его стороны раздражают Маргариту, прибывшую на бал в роли королевы, он попадает под её немилость.

В обличие демона кот Бегемот предстаёт перед нами совсем в ином облике: это печальный мальчик, любимый паж Воланда. Его чёрная шерсть и пушистый хвост похищаются ночью, и в новом образе Бегемота, обреченного на вечные скитания бок о бок со своим мессиром, не остаётся ничего кошачьего.

Таким образом, кот Бегемот – важный участник свиты. Пусть ему достаются не самые ответственные поручения Воланда, но всю необходимую работу он выполняет с завидным рвением, неукоснительно слушаясь распоряжений своего мессира. Благодаря юмористическим изречениям, комичности образа Бегемота он искренне полюбился читателям, его фразочки стали крылатыми и разлетелись на афоризмы.

2 вариант

Являясь одним из полноправных представителей свиты Воланда, Бегемот предстает в произведении в образе большого черного кота, который на всем протяжении романа поражает своим непредсказуемым поведением.

Огромное животное, передвигающееся на ногах, жгуче черного цвета, умеет разговаривать и вести себя как обычный человек, употребляя алкоголь, кушая человеческую пищу с использованием столовых приборов. Бегемот имеет склонность к философским размышлениям и может быть весьма интеллигентным.

Поступки кота Бегемота отличаются шутливостью, гримасничеством, розыгрышами, при этом герой обожает производить на людей шокирующее впечатление, устраивая представления путем создания чрезвычайных ситуаций (например, пожары в доме на Садовой, ресторане «Грибоедов»).

Персонаж Бегемота характеризуется дружелюбностью по отношению окружающих его своих людей, в свите он любит рассказывать необычайные истории, азартно заниматься стрельбой, мошенничать в шахматных баталиях.

Проявляя таинственное очарование, во время сатанинского бала Бегемот, украшенный элегантным бантом и держа бинокль над позолоченными усами, опекает главную героиню Маргариту, давая советы по общению с гостями, предлагая напитки, ведя светскую беседу.

Однако в отношениях с Воландом Бегемот предстает в образе ответственного члена команды, верного и преданного слуги, четко выполняющего любые поручения господина, проявляя агрессивность и не задумываясь о своих преступных деяниях.

Совершая приказы Воланда, легко и непринужденно Бегемот меняет внешность кота на человеческий облик, представая перед читателем в виде небольшого роста толстяка с кошачьей мордой и в рваной кепке, а в финале произведения и вовсе растворяется в пространстве.

По своей сути Бегемот является оборотнем, подручным демона, обладающим вовсе не веселым нравом, а лишь обычным шутом при дворе своего повелителя.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Кота Бегемота в романе Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

Есть на свете такие люди которые только и могут, что обманывать и при этом жить в свое удовольствие. При этом иметь сносную репутацию среди знакомых и друзей. Скорее это происходит по тому, что такие люди достаточно мстительны.

В каждом человеке есть изъяны. Никто из нас несовершенен. И все мы имеем кучу отрицательных качеств. Но есть люди, которые называются лицемерами. Кто же это такие и чем они могут нам навредить?

Зима – замечательное время года. Снег накрывает сбросившие листву деревья, как бы награждая их теплой одеждой за то красно-желтое многообразие цветов, которое они подарили нам осенью.

Рассказы Антона Павловича Чехова несколько десятилетий подряд не могут оставить безразличными читателей разных возрастов. «Человек в футляре» одно из самых известных произведений писателя

Огород – это в настоящее время кормилец многих людей. Если разобраться, то мы все родом из деревни. А там люди всегда кормились с огородов. Во-первых, на них выращиваются экологически чистые овощи и фрукты.

Характеристика образа Бегемота в романе «Мастер и Маргарита»

Свита Князя Тьмы играет важную роль в раскрытии сюжетной линии романа «Мастер и Маргарита». Образ Бегемота, любимого шута и подручного Воланда, в полной мере отражает искрометный юмор Булгакова, его любовь к неожиданным и забавным ситуациям. Но хвостатый герой — это не просто балагур и озорник, а агрессивный и коварный демон-оборотень, совершающий жестокие поступки.

  1. История создания персонажа
  2. Характеристика героя
  3. Похождения Бегемота

История создания персонажа

По мнению исследователей, прототипом кота из «Мастера и Маргариты» стал демон чревоугодия Бегемот, персонаж из мистического произведения Михаила Орлова «История сношений человека с Дьяволом». В книге ему дается описание как существа с огромным животом, головой слона, массивными задними лапами, коротким хвостом и толстыми человеческими руками.

Это объясняет, почему булгаковского кота звать Бегемот. Как и его прототип, он имеет большое пузо и отличается невероятным аппетитом. В образе Бегемота также прослеживаются черты кота Мурра из романа Гофмана. Подобно гофмановскому персонажу, считающему себя талантливым писателем и поэтом, Бегемот самовлюблен и комичен.

По мнению жены писателя, в облике и повадках героя также прослеживаются черты живущего у них толстого кота Флюшки. В итоге Бегемот в романе Булгакова получился невероятно запоминающимся и колоритным.

Характеристика героя

Бегемот состоит в свите Воланда. Это огромный черный кот, цвет которого отражает его демоническую сущность. Он ходит на задних лапах, как черт на копытах, имеет кавалерийские усы и большой живот.

Это оборотень, наделенный магической силой. Он может превращаться в «низкорослого толстяка в рваной кепке» «с кошачьей рожей». Но чаще всего он появляется в облике кота, поражающего окружающих человеческими манерами и речью:

  1. Бегемот пытается проехать в трамвае и всучить кондукторше гривенник, а когда та его выгоняет, уезжает на сцепке.
  2. На глазах у Степы Лиходеева он пьет водку и закусывает маринованным грибом.
  3. Во время сеанса черной магии на глазах у потрясенных зрителей Бегемот наливает из графина в стакан воду и выпивает ее.
  4. Дяде Берлиоза Поплавскому кот сообщает, что это он дал ему телеграмму о смерти племянника, а затем проверяет его документы.

Булгаковский кот — персонаж неоднозначный. Для него характерны следующие черты характера:

  1. Агрессивность. В человеческом облике Бегемот избивает в туалете Варенуху, поджигает ресторан Грибоедова и Торгсин.
  2. Жуликоватость. Кот мошенничает, даже играя в шахматы с хозяином.
  3. Самолюбование. Бегемот любит покрасоваться. Во время бала у Воланда он надевает галстук и золотит усы.
  4. Обжорство. Герой отличается неумеренным аппетитом, он поглощает всю пищу, до которой может дотянуться. Особенно ярко это проявляется в сцене в Торгсине.
  5. Интеллигентские повадки. Бегемот любезно разговаривает с Маргаритой, помогает ей во время бала, угощает спиртом. Он прощается с людьми, оплачивает проезд, открывает двери, занимается философскими рассуждениями.

Бегемот обладает сверхъестественными способностями. Он отрывает голову у конферансье Жоржа Бенгальского, а затем приставляет ее обратно, и одним словом «Брысь» отправляет Степу Лиходеева в Ялту.

Похождения Бегемота

Герой везде сопровождает своего хозяина как верный слуга и шут. Он поселяется с Воландом в квартире № 50, выполняет его приказы, устраивает каверзы на пару с Коровьевым. Бегемот принимает участие в бале, а затем вместе с мессиром покидает Москву. Кот появляется в следующих эпизодах романа:

  1. В сцене погони Ивана Бездомного за Воландом герой ускользает от преследователя на трамвае.
  2. Он расправляется со Степой Лиходееым и вместе с Коровьевым избивает Варенуху.
  3. Герой принимает активное участие в сеансе черной магии Воланда. Когда разгорается скандал, он приказывает оркестру «урезать марш».
  4. Кот посещает председателя зрелищной комиссии и отправляет его «к черту». На председательском кресле остается оживший костюм.
  5. Похищает из гроба отрезанную голову Берлиоза.
  6. Когда Маргарита посещает Воланда, кот играет с мессиром в шахматы. При этом он отчаянно жульничает.
  7. По сигналу кота начинается бал. Во время приема герой сидит возле Маргариты и помогает ей приветствовать гостей, а затем купается в ванной с коньяком.
  8. За ужином у Воланда кот галантно предлагает Маргарите спирт, рассказывает небылицы, стреляет из пистолета, чтобы доказать, что он умеет это делать не хуже Азазелло. При этом он убивает сову и ранит Геллу.
  9. По просьбе Николая Ивановича кот диктует Гелле справку для супруги и ставит на ней штамп с надписью «Уплочено».
  10. Герой встречает с примусом сотрудников НКВД. Наглое животное заявляет чекистам, что «кот — древнее и неприкосновенное животное», затем устраивает шутовскую перестрелку и исчезает.
  11. На пару с Коровьевым безобразничает в ресторане Грибоедова и Торгсине.
  12. Он оглушительно свистит на Воробьевых горах.
  13. Во время полета у героя пропадает кошачья шкура, и он принимает свой истинный облик. Это худенький юноша, лучший из шутов.

Образ кота Бегемота в «Мастере и Маргарите» был задуман автором неспроста. В его проделках и остроумных высказываниях скрывается сатирический подтекст, а многие выражения героя стали крылатыми. С их помощью Булгаков раскрывает неприглядную сущность персонажей романа и обличает их поступки.

«Мастер и Маргарита» (М. А. Булгаков) — характеристики героев

Главные герои

Мастер

Мастер образован, знает иностранные языки, историю. Он является писателем, создавшим роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри, в котором представил интерпретацию событий, которые описаны в Евангелии. Мастер неприспособлен к тому времени, в котором родился и живёт. Он очень переживает, что литературные критики плохо отозвались о романе. В конце концов, Мастер сошёл с ума и сжёг рукопись романа. Воланду понравился роман, и он вернул Мастеру сожжённую рукопись и даровал ему вечный покой.

Подробная характеристика Мастера здесь.

Маргарита

Маргарита — возлюбленная Мастера, главного героя романа. Эта красивая молодая замужняя женщина, потеряв его, и не зная, где он находится, согласилась стать на ежегодном балу Сатаны королевой, так как надеется, что за это ей вернут любимого. Образ Маргариты в романе «Мастер и Маргарита» — это воплощение такой любви, ради которой человек готов на всё. Героиня старается защищать Мастера от его врагов, например, от критика Латунского. По сути, Маргарита была для Мастера единственной опорой в жизни.

Подробная характеристика Маргариты здесь.

Воланд и его свита

Воланд

Воланд — таинственный персонаж романа, князь тьмы. Автор противопоставил его Иешуа Га-Ноцри, олицетворяющему силы добра. Но Воланд наделён Булгаковым и положительными качествами, например, правдивостью, справедливостью, благородством и даже милосердием. Этот герой романа не умножает зло, а только следит за людьми и, когда это необходимо, пресекает зло. Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита» очень загадочен. Некоторые литературоведы считают этого героя положительным, хотя он является «повелителем тьмы».

Подробная характеристика Воланда здесь.

Коровьев (Фагот)

Кот Бегемот

Кот Бегемот — это очень большой чёрный кот, умеющий ходить на задних лапах, разговаривать и даже острить. Он оборотень, предстаёт в облике то огромного кота, то человека с «кошачьими» чертами лица. В зависимости от ситуации, он то грубый, то вежливый. Этот персонаж может быть и очень жестоким, и очень весёлым. В своём человечьем обличии он избил в общественном туалете Варенуху, устроил в Торгсине и в Доме Грибоедова пожар, а также переполох в помещении Зрелищной инспекции.

Азазелло

Азазелло — загадочный персонаж романа. Он имеет запоминающуюся, непривлекательную, разбойничью внешность (рыжие волосы, торчащий изо рта клык) и отвратительный характер. Азазелло исполнителен и выполняет всю грязную работу, которую поручает ему Воланд, например, избиения и даже убийства. Он умеет манипулировать людьми, запугивать, подталкивать на злые дела. Если другие приближённые Воланда и сам мессир лишь наблюдают за тем, как ведут себя люди, и наказывают только злодеев, то Азазелло старается подтолкнуть людей к совершению плохих поступков. Он так коварен, что его побаиваются Коровьев и кот Бегемот из свиты Воланда. Воланда Азазелло уважает и готов сделать всё, что тот прикажет.

Подробная характеристика Азазелло здесь.

Гелла

Гелла — довольно неприметный персонаж романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Это рыжая зеленоглазая девушка-вампир с багровым шрамом на шее. Она очень красива, не носит одежду или же надевает только фартучек и туфельки, занимается домашней работой и выполняет небольшие поручения Воланда. Эта колдунья способна летать, превращать людей в вампиров и животных. Она молчалива, боится солнечного света и утреннего петушиного крика. Гелла — единственная женщина в свите Воланда, она всецело покорна мессиру.

Герои романа Мастера

Иешуа Га-Ноцри

Иешуа Га-Ноцри — одинокий бродячий философ. Он проповедует людям о человечности, доброте и верит, что все люди без исключения от природы добры. Иешуа Га-Ноцри представлен автором как идеальный человек, очень добрый, умный, образованный, правдивый. Он смел, не боится высказывать свои убеждения и говорить правду Понтию Пилату. Иешуа утверждал, что со временем не будет власти, а все люди станут мирными и справедливыми.

Подробная характеристика Иешуа Га-Ноцри здесь.

Понтий Пилат

Понтий Пилат — римский прокуратор Иудеи. Этот жестокий человек страдает от одиночества, так как из-за высокого положения в обществе дружески ни к кому не относится. Для людей он только властелин и лишь для своей собаки Банги — настоящий друг. Понтий Пилат — мыслящий и философствующий человек. После того, как ему пришлось согласиться на казнь Иешуа Га-Ноцри, его мучает совесть. Он постоянно думает об этом бродячем философе и его проповеди. Иешуа пожалел Понтия Пилата и попросил Воланда лишить его вечного одиночества. После этого Пилат и Иешуа пошли по дороге из лунного света, дружески беседуя.

Подробная характеристика Понтия Пилата здесь.

Левий Матвей

Левий Матвей был сборщиков налогов, но встретив Иешуа Га-Ноцри, стал разделять его взгляды на жизнь. Левий стал считать себя учеником этого человека, записывал его высказывания, не очень правильно излагая их. Он переживает, что не смог предотвратить гибель учителя, и хочет отомстить Иуде за его смерть.

Иуда из Кириафа

Иуда из Кириафа — молодой красивый человек. Этот провокатор вошёл в доверие к Иешуа Га-Ноцри, пригласил домой и при тайных свидетелях попросил высказать мнение о государственной власти. После этого Иешуа схватили и заключили в тюрьму. Но Иуда поплатился за предательство — по тайному приказу Понтия Пилата он был убит.

Литераторы

Иван Бездомный

Иван Бездомный — это молодой пролетарский поэт Иван Николаевич Понырев, который подписывает свои стихи псевдонимом Иван Бездомный. Он написал антирелигиозную поэму, но председатель правления литературного общества МАССОЛИТ Берлиоз раскритиковал её, поскольку Иисус Христос у Бездомного выглядит как обычный человек, а не как герой мифа. Иван стал свидетелем гибели Берлиоза и уверен, что её виновник — иностранец, с которым Берлиоз разговаривал перед гибелью. Бездомный пытался догнать этого незнакомца (Воланда), но, в конце концов, попал в психиатрическую клинику. Встреча с Мастером в клинике раскрыла ему понимание, что его творчество не отражает его собственные мысли и чувства, а только то, что требует от литераторов партия. С этого момента образ его мыслей поменялся, он бросил писать стихи и стал историком.

Подробная характеристика Ивана Бездомного здесь.

Берлиоз Михаил Александрович

Берлиоз Михаил Александрович — редактор журнала и председатель правления литературного общества МАССОЛИТ. Он умеет очень убедительно говорить, хорошо приспособился, проводя в жизнь политику партии, пропагандируя атеизм. Берлиоз доказывает молодому поэту Ивану Бездомному, что его поэма об Иисусе Христе получилась недостаточно атеистической. За такие взгляды Воланд решил наказать Берлиоза, и Коровьев услужливо показал этому герою на турникет, около которого тот поскользнулся и попал под трамвай. Подробная характеристика Берлиоза Михаила Александровича здесь.

Сотрудники театра Варьете

Степан Лиходеев

Степан Лиходеев — директор театра Варьете. Это сильно пьющий человек, который плохо выполняет свои обязанности. Воланд решил поселиться в его квартире, поэтому кот Бегемот и Азазелло забросили Стёпу Лиходеева в Ялту.

Римский Григорий Данилович

Римский Григорий Данилович — финансовый директор театра Варьете. Это злобный, нервный человек. Он очень умён: когда к нему пришёл Варенуха, ставший вампиром, Римский догадался, что это нечистая сила, так как не увидел от Варенухи тени.

Варенуха Иван Савельевич

Варенуха Иван Савельевич — театральный администратор. Это лживый, хамоватый, эгоистичный человек. Однажды он понёс по поручению финдиректора театра Римского в НКВД копии телеграмм от пропавшего Лиходеева. Встретив по дороге свиту Воланда, Варенуха оказался в «нехорошей квартире». Там Гелла превратила его в вампира. В этом обличии он покушается на Римского, но это ему не удаётся. Став вампиром, Варенуха мучается, ему не по душе быть нечистой силой, и Воланд, в конце концов, возвратил его в прежнее состояние. Испуганный Варенуха просит милиционеров поместить его в бронированную камеру. После своих страшных приключений Варенуха стал очень вежливым, отзывчивым человеком.

Жорж Бенгальский

Жорж Бенгальский — конферансье театра Варьете, хорошо известный жителям столицы. Человек неумный, ограниченный. Слова Воланда о том, как изменилась Москва, он комментирует публике так, что Коровьев сообщил зрителям, что конферансье попросту врёт. За эту ложь кто-то из публики предложил оторвать Бенгальскому голову, что и сделал кот Бегемот. Но зрители пожалели конферансье, и по их же просьбе Воланд велел голову Бенгальского поставить на место.

Андрей Фокич Соков

Андрей Фокич Соков — буфетчик в театре Варьете. Он скопил огромные деньги на продаже в буфете осетрины «второй свежести» и других испорченных продуктов. Эти деньги он не тратит, а только копит. Воланд сказал, что Соков никогда их и не истратит, так как через девять месяцев умрёт от рака печени. Испуганный буфетчик бросился искать профессора, чтобы тот остановил рак.

Участники эпизодов в Москве

Аркадий Аполлонович Семплеяров

Аркадий Аполлонович Семплеяров — председатель Акустической комиссии московских театров. Во время сеанса чёрной магии, который давал Воландв театре Варьете, Семплеяров настаивал на том, чтобы публике рассказали о «технике фокусов». Но Коровьев разоблачил не чудеса, которые творились на сцене, а самого Семплеярова, уличив при его супруге в неверности.

Барон Майгель

Барон Майгель — член зрелищной комиссии. В его обязанности входило знакомство иностранных туристов с достопримечательностями Москвы. Он проник на бал Воланда как новый одинокий гость, но Воланд понял, что это шпион. Майгеля застрелил Азазелло.

Никанор Иванович Босой

Никанор Иванович Босой — председатель жилтоварищества дома по Садовой, в котором находилась «нехорошая квартира» № 50. Это осторожный, деловой человек, который берёт взятки. За это он был наказан Коровьевым, который сообщил соответствующим органам о том, что Босой спекулирует валютой, и сделал так, что при обыске у того действительно нашли доллары (в них превратились рубли, сунутые Коровьевым Босому в виде взятки).

Алоизий Могарыч

Алоизий Могарыч представился Мастеру журналистом. Чтобы занять квартиру Мастера, он написал на него донос.

Поплавский Максимилиан Андреевич

Поплавский Максимилиан Андреевич — дядя Берлиоза, экономист-плановик из Киева, очень умный человек. Узнав о смерти Берлиоза, он отправился в Москву. Поплавский надеялся получить квартиру погибшего. Он понимал, что для этого, первым делом, нужно прописаться в квартире покойного племянника. Но, конечно, ему это не удалось — ведь там обосновалась свита Воланда и сам мессир.

Аннушка

Аннушка — скандальная женщина, которая жила в квартире № 48, помещавшейся под квартирой № 50, где расположилась свита Воланда вместе с мессиром. Именно эта Аннушка разлила у вертушки подсолнечное масло на горе Берлиозу. Аннушка была очень любознательна. Ночью она подглядывала, когда вся свита вместе с Мастером и Маргаритой спускалась по лестнице, и услышала, как что-то стукнуло о пол. Когда все ушли, она бросилась на площадку, нашла там золотую подкову всю в бриллиантах и очень обрадовалась. Но появился Азазелло и грубо отнял у неё драгоценность.

Кот Бегемот — характеристика персонажа в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

История персонажа

Михаил Афанасьевич Булгаков – весьма неоднозначная фигура в русской литературе. Некоторые уверены, что писатель умел заглядывать в прошлое и предугадывать будущее. «Мастер и Маргарита», его основополагающее произведение, которое создавалось долгие годы, до сих пор вызывает споры среди литературных критиков. Но, пожалуй, многие согласятся с тем, что Булгакову удалось выявить колоритных персонажей, среди которых Воланд и его свита: Фагот, Азазелло и кот Бегемот – они запомнились как характером, так и афоризмами.

Основные обязанности Азазелло

Главные обязанности Азазелло непременно связаны с насилием. Объясняя Маргарите свои функции, он признает, что его прямой специальностью является надавать администратору по лицу, подстрелить кого-либо или выставить из дома, и прочие «пустяки» такого рода. Азазелло перебрасывает в Ялту из Москвы Лиходеева, выгоняет из квартиры Поплавского (дядю Берлиоза), лишает жизни при помощи револьвера барона Майгеля. Демон-убийца изобретает волшебный крем, который дарит Маргарите, давая ей возможность приобрести ведьмовскую красоту и некоторые демонические возможности. От этого косметического средства героиня романа обретает способность летать и становиться невидимой по ее желанию.


История создания

Литературоведы до сих пор не могут дать точного ответа на вопрос, когда же Михаил Афанасьевич приступил к работе над своим мистическим произведением. Но принято считать, что черновые наброски писатель начал делать в 1928 году, причем первоначально роман рассказывал о Воланде и его сподвижниках, а вот любовная линия между мастером и Маргаритой была добавлена с последующими правками.


Михаил Булгаков

Булгаков лично «проиллюстрировал» цитату одного из героев: «Рукописи не горят». Из-за того, что религиозную пьесу литератора запретили в театре, он кинул в печь исписанные листы, однако большая часть материала уцелела.

Стоит сказать, что работа над произведением длилась с 1928 по 1940 годы, поэтому Михаила Афанасьевича можно смело поставить в один ряд с Александром Пушкиным, который трудился над «Евгением Онегиным» семь лет, и Иоганном Гете, чей роман «Фауст», подтолкнувший Булгакова на создание «Мастера и Маргариты», создавался с 1774 по 1831 годы.


Роман «Мастер и Маргарита»

Зимой 1940 года состояние здоровья Михаила Афанасьевича резко ухудшилось. Писатель стал терять зрение, а врачи диагностировали у него опасную болезнь – гипертонический нефросклероз. Поэтому возле постели Булгакова днями и ночами дежурила жена Елена Сергеевна, которая и продолжила работу над романом, записывая предложения под диктовку умирающего мужа.

Что касается животного-оборотня, то образ кота Бегемота был придуман неспроста. Наверняка поклонники колдовского романа догадались, что в произведении о Мастере и Маргарите запечатаны сатира и скрытый подтекст, а в образах главных героев без труда находятся скрытые символы и прототипы. «Булгаковеды» не способны дать единого ответа, что же стало источником вдохновения для создания любимого шута мессира, который не шалил, никого не трогал и починял примус.


Чудище Бегемот в книге И.Я. Порфирьева

Говорят, Михаил Афанасьевич прочел книгу И.Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях». В этом произведении упоминалось о морском чудовище, но не о КтулхуГоварда Лавкрафта, а о Бегемоте, который обитает в неведомой пустыне. Чудище представлено в книге как существо с головой слона, которую «украшают» клыки и хобот. Также у демона огромный живот, толстые задние конечности и еле заметный хвост. Поэтому неудивительно, что подводного обитателя сравнили с парнокопытным млекопитающим из-за сходства во внешности.

Также на полке писателя лежал томик, который называется «История сношений человека с дьяволом», откуда Михаил Афанасьевич делал выписки. Поэтому стоит обратить внимание на демонологию, где Бегемот представляет собой демона, олицетворяющего смертный грех – чревоугодие, иными словами, обжорство. Вообще, Бегемот – это стандартное имя приспешника Сатаны.


Демон Бегемот

А вот вторая супруга мастера пера Любовь Белозерская говорила, что прототипом пушистого исчадья ада стал их домашний питомец по прозвищу Флюшка. Литературовед Мариэтта Чудакова считает, что один из «дальних предков» Бегемота – это придуманный Гофманом кот Мурр, такой же забавный и самодовольный.

Мрачный рыцарь

Чем вдохновлялся Булгаков, когда придумывал Фагота-Коровьева, обычного напарника вышеупомянутого Бегемота по всяким проделкам? Он постоянно носит облик шута, причем шута опасного. Очевидно, что многие детали его поведения списаны автором с нищих, которых Булгаков мог наблюдать на улицах. И да, эти несчастные на вид попрошайки могли, если им требовалось, стать очень опасными…

Для эрудированных читателей Булгаков оставил в этом образе классическую изящную «пасхалку» – ведь персонаж по прозвищу Фагот не только тощим телосложением схож с видом этого музыкального инструмента. Во времена Булгакова считалось, что фагот изобрел итальянский каноник по имени Афранио дель Альбонези. Если это знать – легко заметить перекличку с именем Афрания, помощника Пилата по тайным делам.

Разгадывая тайну финального превращения Коровьева, поклонники романа выстроили множество гипотез. Ведь после сцены на Воробьевых горах вместо шута в пестрых отрепьях перед нами предстает некий таинственный рыцарь с мрачным лицом. И сообщается, что он когда-то придумал неудачную шутку, за что и был надолго приговорен к шутовскому обличью. Предполагается, что Булгаков мог иметь в виду трубадура Гильема, который слишком злорадно веселился, сочиняя поэму о поражении еретиков-альбигойцев в средневековой Франции.

Роль кота Бегемота в романе

Несмотря на цензуру, главенствующую в СССР, и тот факт, что Михаил Булгаков был «любимчиком Сталина», писатель даже не стремился прикрывать сарказм и иронию какими-либо метафорами и другими художественными оборотами. Литератор обличает пороки общества, которые не прикрыты вуалью и как бы существуют в порядке вещей. Стоит только вспомнить цитату Воланда:

«Люди как люди. Любят деньги, но это всегда так было… ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…».

Стоит сказать, что писатель иронизировал не только над москвичами, которые на представлении в «Варьете» побежали в салон за бесплатными импортными платьями, но еще и над самим собой.


Воланд и кот Бегемот

Михаил Афанасьевич рассказывал, как на деньги, полученные от зарубежных постановщиков его пьес, они с возлюбленной ездили в Торгсин, дабы совершить покупки. В этом злачном местечке, где затаривались граждане, имеющие «валютные ценности», писатель и его возлюбленная наблюдали, как советские люди стремились накупить деликатесов.

В романе один из подручных Воланда комично сочетает в себе противоречивые качества. Любитель угощать даму «чистым спиртом» имеет и «интеллигентные» повадки, и склонность к жуликоватости и агрессивности. Чего только не делал Бегемот на страницах романа: то он расплачивается с контролером трамвая, тем самым доводя до безумия Ивана Бездомного, то пьет водку в гостях у Степы Лиходеева, то избивает Варенуху, то отрывает голову Бенгальскому и т.д.


Кот Бегемот с рюмкой водки

Бегемот – это шут «гипнотизера», который любит подшучивать над людьми. Так, например, когда Прохоров вскликнул: «Чтоб меня черти взяли!» (вообще слово «черт» повторяется в романе довольно часто), – кот заставил председателя в буквальном смысле исчезнуть из кабинета, а вместо него в кресле начальника остается сидеть и раздавать распоряжения пиджак.

Хвостатый дьявол запомнился любителям литературы благодаря цитатам, например, он ошарашил чекистов, сказав:

«Единственное, что может спасти смертельно раненного кота, – это глоток бензина…»

В конце романа Бегемот предстает в облике печального пажа, который обречен на скитания рядом со своим господином. Перед восходом солнца он, как и другие представители темной силы, исчезает в то место, где уготован вечный приют «преданным и избранным».

Характер Бегемота

Огромный черный кот сочетает в своем характере разные черты. С одной стороны он склонен к интеллигентным повадкам, открывает двери, раскланивается в приветствиях, ухаживает за дамами. Кот любит поговорить и порассуждать – он склонен к философствованию и иногда может вступить в дискуссию, отстаивая свое мнение очень вежливо и воспитанно. С другой стороны в его манерах присутствуют повадки жулика и хулигана, он пакостит с особым наслаждением, упиваясь собственными злодеяниями. Сводить людей с ума для него – необычайное удовольствие. Булгаков показывает кота противоречивым и наглым, наделяя его свойствами, которые присущи многим людям.

Бегемот остроумен. Его шутки запоминаются читателям, они вошли в народ в качестве крылатых выражений. Выступая в качестве комика, Бегемот пытается прикинуться непричастным к различным злоключениям москвичей. Тем не менее, именно он спалил злосчастную квартиру и натворил множество бед, наказывая жителей столицы за их нелицеприятные поступки.

Экранизации

В 2005 году режиссер Владимир Бортко представил на суд общественности мини-сериал «Мастер и Маргарита». Хоть бюджет у проекта был маленький, создатели изрядно постарались над тем, чтобы придумать захватывающую картину и не переврать оригинальный текст.


Вано Миранян в роли кота Бегемота

Кот Бегемот был создан не с помощью компьютерной графики, его сыграл актер Вано Миранян, рост которого всего 100 сантиметров. Вано в течение съемок приходилось работать в жарком костюме, причем он самостоятельно мог шевелить лапами, а вот за мимику киношного животного отвечали специальные моторчики. По слухам, актер отшучивался во время дублей на балу у Сатаны:

«Там столько голых девочек, а я ничего не вижу!»

Озвучивал кота артист Семен Фурман.

Интересные факты

  • В Советском Союзе к столетию со дня рождения Михаила Булгакова была выпущена почтовая марка с изображением кота Бегемота.
  • В городе Харькове установлен памятник Михаилу Булгакову и коту Бегемоту: писатель и член свиты Воланда сидят на лавочке.


Памятник Михаилу Булгакову и коту Бегемоту

  • Михаил Афанасьевич обожал домашних животных. Так, в доме писателя и его второй жены Любови Белозерской жила кошка по прозвищу Мука. Любовь к хвостатым писателю передала жена; правда, он первоначально в силу природной брезгливости не брал животное в руки. Первенца Муки назвали Аншлаг в честь театральных успехов автора «Мастера и Маргариты».

Дурачества и обжорство Бегемота

Мифологическое существо Бегемот является демоном плотских желаний, в особенности чревоугодия. Отсюда и появилось у кота в романе невиданное обжорство в Торгсине (валютном магазине). Таким образом, автор проявляет иронию по отношению к посетителям этого всесоюзного заведения, в том числе и к себе. В то время, когда за пределами столиц люди живут впроголодь, людей в больших городах поработил демон Бегемот.

Кот в романе чаще всего проказничает, паясничает, отпускает разные шутки, насмехается. Данная черта характера Бегемота отражает искрометное чувство юмора самого Булгакова. Такое поведение кота и его необычный вид стали способом вызывания у людей в романе страха и замешательства.

Цитаты

«Разрешите мне, мэтр, свистнуть перед скачкой на прощанье».

«Разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!»

«Не шалю, никого не трогаю, починяю примус».

«Я хотел бы служить кондуктором в трамвае, а уж хуже этой работы нет ничего на свете».

«Попрошу меня не учить, сиживал за столом, не беспокойтесь, сиживал!»

«А я действительно похож на галлюцинацию. Обратите внимание на мой профиль в лунном свете».

«Котам почему-то всегда говорят «ты», хотя ни один кот еще ни с кем не пил брудершафта!»

«Королева в восхищении! Мы в восхищении!»

«Но вы не будьте на меня в претензии…»

Кот Бегемот — характеристика персонажа в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Внешность Бегемота

Бегемот является котом-оборотнем. Имея вид огромного черного кота, который ходит на задних лапах, он сводит жителей Москвы с ума. Персонаж заставляет москвичей думать, что у них галлюцинации, вызывает страх и потрясение. Но иногда он появляется в человеческом обличии. Тогда он выглядит как низенький толстячок с рожей, очень похожей на кошачью. Он носит рваную кепку и везде появляется рядом со своим соратником Коровьевым-Фаготом

Появляясь на улицах Москвы в образе кота, Бегемот удивляет народ человеческими повадками. Он не только ходит на двух ногах и разговаривает, но еще и ведет себя абсолютно как человек. Он может налить себе из графина воды, помахать лапой людям из уходящего трамвая, рассчитаться за проезд. Кот любит себя, ценит свою интересную внешность. Периодически он подкручивает усы и всегда следит за своим внешним видом. Жители столицы, будучи под впечатлением от злодеяний такого странного существа, начинают отлавливать всех черных котов в городе даже после исчезновения Бегемота.

История создания персонажа

Ноту мистицизма и магии добавила сохранившаяся в архиве писателя тетрадь с заголовком «О дьяволе». Почему же это произошло? Собранные материалы послужили литературной родословной главных героев — мессира и его свиты, в частности, любимого шута и прислужника Воланда кота Бегемота.

По предположению литературных исследователей, образ и имя герой получил от беса из книги Орлова. Чудовище с головой слона, огромным животом, коротким хвостом и массивными задними лапами, как у бегемота, имело человеческие руки, в точности как у кота-оборотня из «Мастера и Маргариты». Булгаков позаимствовал описание слоноподобного демона для своего персонажа, наделив его «толстыми, словно дутыми лапами», имеющими «человеческий фасон». Однако в завершении сюжета внешность героя меняется. Кот Бегемот становится громадным и чёрным, словно сажа, боровом и имеет кавалерийские усы.

По мнению литературоведа Мариэтты Чудаковой, кот из «Мастера и Маргариты» является отождествлением учёного кота Мурра из сатирического романа немецкого писателя Гофмана. Булгаковский персонаж обладает самовлюбленностью и комичностью, как и вымышленный Гофманом кот Мурр.

Простое, но логическое объяснение было выдвинуто второй супругой писателя Любовью Евгеньевной Белозерской. По её мнению, влияние на историю создания персонажа, которого зовут кот Бегемот, оказал живший в их доме толстый кот Флюшка. Жена писателя также отметила некое сходство в повадках и нраве двух котов из фразы «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус».

В итоге появление персонажа Бегемота в романе получилось оригинальным и запоминающимся читателю.

Характер Бегемота

Огромный черный кот сочетает в своем характере разные черты. С одной стороны он склонен к интеллигентным повадкам, открывает двери, раскланивается в приветствиях, ухаживает за дамами. Кот любит поговорить и порассуждать – он склонен к философствованию и иногда может вступить в дискуссию, отстаивая свое мнение очень вежливо и воспитанно. С другой стороны в его манерах присутствуют повадки жулика и хулигана, он пакостит с особым наслаждением, упиваясь собственными злодеяниями. Сводить людей с ума для него – необычайное удовольствие. Булгаков показывает кота противоречивым и наглым, наделяя его свойствами, которые присущи многим людям.

Бегемот остроумен. Его шутки запоминаются читателям, они вошли в народ в качестве крылатых выражений. Выступая в качестве комика, Бегемот пытается прикинуться непричастным к различным злоключениям москвичей. Тем не менее, именно он спалил злосчастную квартиру и натворил множество бед, наказывая жителей столицы за их нелицеприятные поступки.

Похождения Бегемота

Герой везде сопровождает своего хозяина как верный слуга и шут. Он поселяется с Воландом в квартире № 50, выполняет его приказы, устраивает каверзы на пару с Коровьевым. Бегемот принимает участие в бале, а затем вместе с мессиром покидает Москву. Кот появляется в следующих эпизодах романа:

  1. В сцене погони Ивана Бездомного за Воландом герой ускользает от преследователя на трамвае.
  2. Он расправляется со Степой Лиходееым и вместе с Коровьевым избивает Варенуху.
  3. Герой принимает активное участие в сеансе черной магии Воланда. Когда разгорается скандал, он приказывает оркестру «урезать марш».
  4. Кот посещает председателя зрелищной комиссии и отправляет его «к черту». На председательском кресле остается оживший костюм.
  5. Похищает из гроба отрезанную голову Берлиоза.
  6. Когда Маргарита посещает Воланда, кот играет с мессиром в шахматы. При этом он отчаянно жульничает.
  7. По сигналу кота начинается бал. Во время приема герой сидит возле Маргариты и помогает ей приветствовать гостей, а затем купается в ванной с коньяком.
  8. За ужином у Воланда кот галантно предлагает Маргарите спирт, рассказывает небылицы, стреляет из пистолета, чтобы доказать, что он умеет это делать не хуже Азазелло. При этом он убивает сову и ранит Геллу.
  9. По просьбе Николая Ивановича кот диктует Гелле справку для супруги и ставит на ней штамп с надписью «Уплочено».
  10. Герой встречает с примусом сотрудников НКВД. Наглое животное заявляет чекистам, что «кот — древнее и неприкосновенное животное», затем устраивает шутовскую перестрелку и исчезает.
  11. На пару с Коровьевым безобразничает в ресторане Грибоедова и Торгсине.
  12. Он оглушительно свистит на Воробьевых горах.
  13. Во время полета у героя пропадает кошачья шкура, и он принимает свой истинный облик. Это худенький юноша, лучший из шутов.

Образ кота Бегемота в «Мастере и Маргарите» был задуман автором неспроста. В его проделках и остроумных высказываниях скрывается сатирический подтекст, а многие выражения героя стали крылатыми. С их помощью Булгаков раскрывает неприглядную сущность персонажей романа и обличает их поступки.

Мастер и Маргарита — Булгаков Михаил

Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы. И когда Маргарита, обдуваемая прохладным ветром, открывала глаза, она видела, как меняется облик всех летящих к своей цели. Когда же навстречу им из-за края леса начала выходить багровая и полная луна, все обманы исчезли, свалилась в болото, утонула в туманах колдовская нестойкая одежда.

Вряд ли теперь узнали бы Коровьева-Фагота, самозванного переводчика при таинственном и не нуждающемся ни в каких переводах консультанте, в том, кто теперь летел непосредственно рядом с Воландом по правую руку подруги мастера. На месте того, кто в драной цирковой одежде покинул Воробьевы горы под именем Коровьева-Фагота, теперь скакал, тихо звеня золотою цепью повода, темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом. Он уперся подбородком в грудь, он не глядел на луну, он не интересовался землею под собою, он думал о чем-то своем, летя рядом с Воландом.

– Почему он так изменился? – спросила тихо Маргарита под свист ветра у Воланда.

– Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, – ответил Воланд, поворачивая к Маргарите свое лицо с тихо горящим глазом, – его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал. Но сегодня такая ночь, когда сводятся счеты. Рыцарь свой счет оплатил и закрыл!

Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла ее клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире. Теперь притих и он и летел беззвучно, подставив свое молодое лицо под свет, льющийся от луны.

Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца.

Себя Маргарита видеть не могла, но она хорошо видела, как изменился мастер. Волосы его белели теперь при луне и сзади собирались в косу, и она летела по ветру. Когда ветер отдувал плащ от ног мастера, Маргарита видела на ботфортах его то потухающие, то загорающиеся звездочки шпор. Подобно юноше-демону, мастер летел, не сводя глаз с луны, но улыбался ей, как будто знакомой хорошо и любимой, и что-то, по приобретенной в комнате № 118-й привычке, сам себе бормотал.

И, наконец, Воланд летел тоже в своем настоящем обличье. Маргарита не могла бы сказать, из чего сделан повод его коня, и думала, что возможно, что это лунные цепочки и самый конь – только глыба мрака, и грива этого коня – туча, а шпоры всадника – белые пятна звезд.

Так летели в молчании долго, пока и сама местность внизу не стала меняться. Печальные леса утонули в земном мраке и увлекли за собою и тусклые лезвия рек. Внизу появились и стали отблескивать валуны, а между ними зачернели провалы, в которые не проникал свет луны.

Воланд осадил своего коня на каменистой безрадостной плоской вершине, и тогда всадники двинулись шагом, слушая, как кони их подковами давят кремни и камни. Луна заливала площадку зелено и ярко, и Маргарита скоро разглядела в пустынной местности кресло и в нем белую фигуру сидящего человека. Возможно, что этот сидящий был глух или слишком погружен в размышление. Он не слыхал, как содрогалась каменистая земля под тяжестью коней, и всадники, не тревожа его, приблизились к нему.

Луна хорошо помогала Маргарите, светила лучше, чем самый лучший электрический фонарь, и Маргарита видела, что сидящий, глаза которого казались слепыми, коротко потирает свои руки и эти самые незрячие глаза вперяет в диск луны. Теперь уж Маргарита видела, что рядом с тяжелым каменным креслом, на котором блестят от луны какие-то искры, лежит темная, громадная остроухая собака и так же, как ее хозяин, беспокойно глядит на луну.

У ног сидящего валяются черепки разбитого кувшина и простирается невысыхающая черно-красная лужа.

Всадники остановили своих коней.

– Ваш роман прочитали, – заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, – и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. Она мучает не только его, но и его верного сторожа, собаку. Если верно, что трусость – самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы. Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.

Экранизации

В 2005 году режиссер Владимир Бортко представил на суд общественности мини-сериал «Мастер и Маргарита». Хоть бюджет у проекта был маленький, создатели изрядно постарались над тем, чтобы придумать захватывающую картину и не переврать оригинальный текст.


Вано Миранян в роли кота Бегемота

Кот Бегемот был создан не с помощью компьютерной графики, его сыграл актер Вано Миранян, рост которого всего 100 сантиметров. Вано в течение съемок приходилось работать в жарком костюме, причем он самостоятельно мог шевелить лапами, а вот за мимику киношного животного отвечали специальные моторчики. По слухам, актер отшучивался во время дублей на балу у Сатаны:

«Там столько голых девочек, а я ничего не вижу!»

Кот Бегемот в романе “Мастер и Маргарита”: образ, характеристика, описание внешности и характера

Кот Бегемот.
Художник А. Э. Луказик-Фиш

Кот Бегемот является одним из самых забавных и ярких героев в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова.

Кот Бегемот в романе “Мастер и Маргарита”: образ и характеристика

Кот Бегемот является помощником Воланда и состоит в его свите:
“. рекомендую вам, донна, мою свиту. Этот валяющий дурака – кот Бегемот. “

Этот персонаж все делает вместе со своим напарником – господином Коровьевым:
“. согласился со своим неразлучным спутником Коровьев. ”
“. длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот. ”
“. это неразлучная парочка, Коровьев и Бегемот. “

О внешности кота Бегемота известно следующее:
“. кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами. ”
“. и кот черный, жирный. ”
“. жутких размеров черный кот. ”
“. слышались мягкие прыжки тяжелого кота. ”
“. протянул пухлую лапу. ”
“. свои острые уши. ”
“. Бегемот, просовывая свою круглую голову через дыру в решетке. “

Внешность кота Бегемота на балу у сатаны:
“. Теперь на шее у кота оказался белый фрачный галстук бантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль на ремешке. Кроме того, усы у кота были позолочены. ”
“. зачем ты позолотил усы? И на кой черт тебе нужен галстух, если на тебе нет штанов. “

Бегемот – кот огромного размера:
“. громаднейшего черного кота, сидящего на стуле. ”
“. невероятных размеров кот. ”
“. кот, громадный, как боров. ”
“. черный котище. ”

“. в зеркале прошел здоровеннейший черный кот. “

Бегемот ходит на задних лапах как человек:
“. котом, вступившим на сцену на задних лапах. ”
“. Стоящий на задних лапах. “

Кот Бегемот ведет себя как человек:
“. этот странный кот сделал попытку всучить кондукторше гривенник через открытое по случаю духоты окно. ”
“. кот лезет в трамвай, в чем было бы еще полбеды, а то, что он собирается платить. ”
“. он на задних лапах подошел к подзеркальному столику, передней лапой вытащил пробку из графина, налил воды в стакан. “

Кот Бегемот разговаривает как человек:
“. вдруг рявкнул на весь театр человеческим голосом. ”
“. Я, кажется, русским языком спрашиваю, – сурово сказал кот. “

Этот персонаж иногда превращается в человека с кошачьей мордой:
“. увидел за собою какого‑то небольшого толстяка, как показалось, с кошачьей физиономией. ”
“. отозвался котообразный толстяк. ”
“. входит толстяк, тоже с какой‑то кошачьей мордой, и говорит. ”
“. толстяк в рваной кепке, действительно, немного смахивающий рожей на кота. “

В “человеческом виде” Бегемот похож на оборванца:
“. глядел на двух сомнительных оборванцев. ”
“. Бегемот, приложив грязный продранный рукав к глазу, воскликнул. ”
“. на разорванный Бегемотов локоть. ”
“. со своим порыжевшим ботинком на пол. ”
“. надел кепку на круглую голову, поросшую густым волосом, очень похожим на кошачью шерсть. “

Этот персонаж умеет творить “чудеса”:
“. Фагот, равно как и наглый котяра Бегемот, растаяли в воздухе, исчезли, как раньше исчез маг. ”
“. Оба обстреливаемые сейчас же растаяли в воздухе. “

При этом он ведет себя как шут:
“. Нет, я видеть не могу этого шута горохового. ”
“. Бегемот находится именно там, валяя дурака, по своему обыкновению. ”
“. перед двумя одетыми какими‑то шутами гороховыми. ”
“. Очень хорошо, мессир, – ответили оба гаера. ” (гаер – то есть шут)

Кот Бегемот – неугомонный весельчак, который любит безобразничать:
“. Салют, мессир, – прокричала неугомонная парочка. ”
“. неугомонный Бегемот. ”
“. не забудь, что все твои сегодняшние безобразия уже закончились. “

Он является обаятельным существом:
“. Пусть бы ездил Бегемот, он обаятельный. “

Кот Бегемот любит поговорить:
“. Что рубить дрова, – подхватил словоохотливый кот. “

Он ведет себя нагло:
“. наглый котяра Бегемот..”
“. А он, наглец, прямо к Прохору Петровичу и садится против него в кресло. ”
“. А тот нахал, вообразите, развалился в кресле. “

Кот Бегемот является хвастуном:
“. презрительно кривя рот, протянул их хвастуну. “

Он иногда ведет себя как мошенник:
“. Ах, мошенник, мошенник, – качая головой, говорил Воланд, – каждый раз, как партия его в безнадежном положении, он начинает заговаривать зубы, подобно самому последнему шарлатану на мосту. “

Кот Бегемот – врун:
“. Враки, как и всегда, – ворчал Азазелло, косясь на Бегемота. ”
“. И интереснее всего в этом вранье то, – сказал Воланд, – что оно – вранье от первого до последнего слова. “

Он умеет играть в шахматы:
“. громаднейший черный котище, держащий в правой лапе шахматного коня. “

Кот Бегемот курит сигареты и пьет водку и пиво:
“. подносил спичку Бегемоту, вынувшему из кармана окурок и всунувшему его в рот. ”
“. Коровьев и Бегемот чокались второй рюмкой прекрасной холодной московской двойной очистки водки. “

Кто такой кот Бегемот на самом деле?

“. держите их! У нас в доме нечистая сила. ”
“. притих даже неугомонный Бегемот и, вцепившись в седло когтями, летел молчаливый и серьезный, распушив свой хвост. ”
“. Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла ее клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном‑пажом, лучшим шутом, какой существовал когда‑либо в мире. Теперь притих и он и летел беззвучно, подставив свое молодое лицо под свет, льющийся от луны. “

Ссылка на основную публикацию