Гелла – характеристика персонажа романа М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Характеристика и образ Геллы в Мастере и Маргарите Булгакова сочинение

Булгаков пишет наиболее харизматичными образы нечистой силы в своем романе. Они как бы противопоставляются образам обывателей, которые склонны к мелким порокам и мелочности в целом. Эти люди не заслуживают особенного почтения и уважения, тогда как представители, казалось бы, отрицательной стороны являют собой некоторые идеалы.

В частности Гелла является во многом олицетворением красоты и молодости и этот факт подчеркивается именем героини. Как гласит распространенное мнение, имя Гелла было взято автором из истории Древней Греции, в частности из предания об острове Лесбос, на котором обитали поэтессы и там молодую скончавшуюся девушку, которая впоследствии становится вампиром, называли Геллой. Отсюда и им героини, которое из нарицательного становится собственным.

Молодая вампирша красива и включает в себя ведьминские черты: зеленые глаза и густоту рыжих волос. Эти характерные детали, а также полет, указывают на умение колдовать и склонность к колдовству. Собственно, именно Гелла становится для Маргариты своеобразной проводницей и мир мистики и колдовства и делает Маргариту саму колдуньей.

Тем не менее, очарование этой героини (Геллы) является по большей части отрицательным. Оно оттеняется безобразным шрамом на шее, роковым воздействием ее красоты. После того как Гелла целует Варенуху, он сам превращается в упыря, то есть Гелла очаровывает и подчиняет своей красотой и тем самым делает человека слугой темных сил.

Сами представители свиты Воланда спокойно относятся к очарованию Геллы, которая ходит по квартире полностью обнаженной, в одном только переднике. Они не подвергаются таким простым страстям и могут спокойно реагировать на телесную красоту. При этом остальные люди сразу привлекаются обнаженной девушкой и в этом снова подчеркиваются приземленные натуры обывателей, которые обнажают такие элементарные стимулы.

Собственно говоря, вампирша действует как типичный бес-искуситель, который предлагает различные привилегии и удовольствия за преданность Сатане и темным силам. Простого мужчину она может очаровать и тоже сделать вампиром, для таких более высокодуховных натур как Маргарита она предлагает владение колдовством и внутреннюю свободу.

Многие считают характерным отсутствие Геллы в заключительной сцене, когда вся свита перевоплощается, тем не менее, как свидетельствует супруга Булгакова в чем-то образ Геллы может быть просто недоработан, так как роман сам по себе не был полностью завершен.

Сочинение про Геллу

Гелла представляет собой красивую девушку из свиты Воланда. Она не просто красива, но и притягательна, является своеобразным синонимом для фатальной красоты и для многих персонажей действительно приносит фатальность, даже делает вампиром Варенуху, то есть фактически повергает его на адское существование в дальнейшем. При этом Гелла в романе предстает в своем истинном образе, тогда как остальные предстают в обличье и этот факт подтверждается финальной сценой романа.

Мне этот образ кажется не только фатальным, но и трагичным и хочется его рассмотреть со стороны более эмоциональной и чувственной. Ведь, по сути, Гелла является образом погибшей молодости, трагичной молодости, она носит на себе страшный шрам, который является итогом чего-то страшного.

Такое сочетание с наготой и красотой невероятно ярко представляет перед нами всю печаль этого мира. Ведь Гелла, когда-то была просто красивой девушкой, со своими мечтами и заботами, возможно, она даже обладала какими-то возвышенными чувствами. Тем не менее, какое-то негативное воздействие (возможно, шрам оставил другой вампир, возможно он появился как следствие людской злобы) обратило эту девушку на дьявольскую сторону и теперь она не имеет надежды на спасение и прислуживает сатане, привлекая и других на его сторону.

Нагота Геллы является не просто привлекательным образом, который использовался Булгаковым для эпатажа. Нагота подчеркивает открытость этого персонажа, который полностью свободен от всего наносного и естественен. Только вот уродливый шрам создает характерный контраст, а также иногда Гелла проявляется как покойник: от нее веет специфическим запахом, иногда есть внешние признаки.

Таким образом, перед нами красота юности, которая подверглась воздействию зла. Внешняя оболочка, за которой таится трупное разложение и гибель, а, как известно, для христианской традиции гибель человека является негативным фактором, но через этот фактор христиане идут к небесам. Только вот Гелла – символ вечной погибели, так как связана с сатаной и погибла для того чтобы примкнуть к его свите и в этом особенная печаль.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Геллы в Мастере и Маргарите

Популярные сегодня темы

Пьеса М.Горького «На дне» отображает реалии мира несчастных людей и человеческой души в целом. В ней содержатся различные эпизоды, которые в целом создают драму пьесы. Пьеса повествует о совершенно разных трех правдах

Произведение является первым романом популярной литературной трилогии, повествующей о приключениях бесстрашных королевских мушкетерах в периода правления в семнадцатом веке французского короля Людовика Тринадцатого.

Кошка – самое мое любимое животное. Она не только мой лучший четвероногий друг, но и член нашей семьи. Зовут мою любимицу Маруся. У нее очень красивый окрас. Лапки черные,

В хронологической таблице о жизни Державина включена важная информация о событиях происходящие в ней. Он был предан своему гражданскому долгу. Он смог достичь огромных успехов в жизни и на службе.

Повесть Гоголя можно рассматривать как притчу. В ее основе лежит повествование о деградации как личности – человека. Нам рисуют картину, когда вещь становится смыслом жизни, источником радости и бесконечного горя

Персонаж Гелла в романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» зачитан до дыр многими поколениями читателей. Главные герои, диалоги, тонкая грань между миром современным и фантастическим так полюбились, что некоторые готовы перечитывать не один раз этот шедевр мировой литературы.

Второстепенные персонажи прорисованы красочно, живо и не менее интересны, чем основные герои: Воланд, Мастер, Коровьев, Маргарита или кот Бегемот. К таким незаметным действующим лицам относится и Гелла, спутница мага Воланда и одна из участников его свиты в Москве.

Воспоминания о Гелле

Чтобы дать характеристику Гелле в «Мастере и Маргарите», обратимся к книге и вспомним самые яркие эпизоды с участием данного персонажа.

В романе служащий варьете Варенуха отправляется в НКВД, чтобы передать им телеграммы от Лиходеева, которого нечистая сила забросила в Ялту. Перед отъездом раздается телефонный звонок, где Варенуху предупреждают не отвозить бумаги. Но он воспринимает эти угрозы как шутку, однако в туалете встречает Азазелло и кота Бегемота. Получив удар в глаз, служащий падает на пол, телеграммы в папке рассыпаются. Когда Варенуха открывает здоровый глаз, то видит стоящую рядом с ним красивую женщину. Это была Гелла. После ее укуса служащий Варенуха становится вампиром-наводчиком.

В 14 главе романа Гелла хотела обратить в нежить и финансового директора Варьете Римского.

Та заспешила, всунула рыжую голову в форточку, вытянула, сколько могла руку, ногтями начала царапать нижний шпингалет и потрясать раму. Рука ее стала удлиняться, как резиновая, и покрылась трупной зеленью. Наконец зеленые пальцы мертвой обхватили головку шпингалета, повернули ее, и рама стала открываться. Римский слабо вскрикнул, прислонился к стене, и портфель выставил вперед, как щит. Он понимал, что пришла его гибель.

Рама широко распахнулась, но вместо ночной свежести и аромата лип в комнату ворвался запах погреба. Покойница вступила на подоконник. Римский отчетливо видел пятна тления на ее груди.

Но Римского спас крик петуха, благодаря которому Гелла не успела довести свой план до конца. Нежить боится солнца, а по старой традиции считается, что петух – вестник первых солнечных лучей (сравните с панночкой в повести «Вий» Н. В. Гоголя).

Как видно из приведенного отрывка, Гелла обладает сверхъестественной способностью менять длину своего тела, например, рука ее могла становиться резиновой, гибкой и удлиняться по ее желанию.

Гелла является живым покойником, вампиром, так как ее тело разлагается и за ней следует могильный запах.

Внешность и способности

Прежде всего, героиня выделяется своей внешностью, которая в романе подвергается мифологизации. Девушка очень красива. На шее у неё выделяющийся шрам, однако он её не портит. Гелла может похвастаться:

  • «горящими, фосфорическими» глазами;
  • огненно-рыжими волосами;
  • идеальным телосложением.

Подобное описание делает её похожей на ведьму. Ей нравится ходить без одежды, однако писатель не зацикливается на этом. Отметина на шее — важная деталь: она указывает, что смерть девушки была насильственной.

Эта героиня — вампир, и Булгаков делает на этом акцент. Он пишет, что от неё исходит холод, а руки покрыты «трупной зеленью». На груди виднеются «пятна тления», а пахнет от неё погребом.

Что касается обязанностей, она должна была выполнять работу по дому, готовить еду и делать всё то, чем обычно занимается служанка. Однако не стоит забывать, что Гелла — колдунья. Для совершения миссии она делает ещё кое-что. В эпизодах с её участием показано настоящее волшебство. Допустим, она летает по воздуху, превращает администратора Варьете в так называемого вампира-наводчика. Если бы не петушиный крик поутру, она бы сделала вампиром и Римского.

Колдунья умеет также «работать с предметами». Когда Соков возвращается за забытым головным убором, она отдаёт ему берет, после он становится то петухом, то котёнком.

Если говорить о её качествах, она аккуратна и организована. Воланд утверждает, что нет такой услуги, которую бы она не могла оказать. Она мало говорит, доказывая свою преданность реальными поступками.

Аудиенция у Волонда

В главе 18, где к Воланду приходит буфетчик Соков, персонаж Гелла выступает уже в роли служанки Воланда, разгуливает по квартире голой, прикрывшись спереди белым фартуком. Такой вид прислуги, конечно, приводит советского человека в неописуемый ужас. В этой же сцене она общается по телефону с бароном Майгелем (шпион НКВД), который сегодня же хочет увидеться с Воландом.

Буфетчик Соков ждет, когда его примет маг. Самое интересное, что Гелла спрашивает об аудиенции не у самого Воланда, а у Коровьева, что может подчеркивать ее низкий статус в свите мага:

Рыцарь, тут явился маленький человек, который говорит, что ему нужен мессир.

После приема у Волонда Гелла провожает Сокова, а когда тот возвращается, позабыв шляпу, Гелла подает ему головной убор и шпагу, которую буфетчик не берет, буркнув «не мое». Вот что было дальше:

Голове его почему-то было неудобно и слишком тепло в шляпе; он снял ее и, подпрыгнув от страха, тихо вскрикнул. В руках у него был бархатный берет с петушьим потрепанным пером.

Буфетчик перекрестился. В то же мгновение берет мяукнул, превратился в черного котенка и, вскочив обратно на голову Андрею Фокичу, всеми когтями вцепился в его лысину. Испустив крик отчаяния, буфетчик кинулся бежать вниз, а котенок свалился с головы и брызнул вверх по лестнице.

Чертовщина, одним словом.

Ольга Бокшанская

Многие критики утверждают, что Булгаков наделил вампиршу некоторыми чертами Ольги Сергеевны Бакшанской, старшей сестры третьей супруги писателя. Дело в том, что у Михаила Александровича были натянутые отношения с этой женщиной, и он испытывал к ней открытую антипатию, об этом он не раз писал в своих письмах.

Некоторые видят в прообразе Геллы знатную даму, совершившую преступление. Если взять во внимание, что в ранних редакциях произведения служанку Воланда звали Мартой, несложно провести аналогию с организацией «первомартовцев», убивших императора Александра II. В числе приговоренных к смерти и повешенных была и Софья Львовна Перовская. Версия подтверждается тем, что у Геллы был на шее уродливый шрам.

Гелла на страницах романа «Мастер и Маргарита»

Персонаж Гелла выполняет в книге больше вспомогательную роль, функции служанки. Она появляется еще в нескольких эпизодах:

  • Незадолго до бала Гелла сначала варит чудотворную мазь, а затем втирает ее в колено Воланда.
  • Когда бал завершился, озорник Бегемот показывает мастер-класс стрельбы из пистолета. В процессе стрельбы он наносит рану в палец Гелле, после чего она в злобе бросается на хулигана.
  • Печатает справку Николаю Ивановичу для супруги о том, что он был на балу у Сатаны.
  • После пожара в «плохой квартире» вместе с другими улетает в обнаженном виде.

Странность вызывает то, что в конце книги свита Воланда перевоплощается за исключением Геллы. Коровьев и Бегемот становятся неузнаваемыми. Они уже не шалопаи и вредители, а серьезные мужи. По мнению жены писателя, Булгаков просто забыл в заключительной сцене прописать Геллу. Но большинство литературоведов думают, что Михаил Александрович целенаправленно не стал упоминать вампиршу. Гелле не надо было превращаться ни в кого, она сохранила свой человеческий облик, только стала упырем.

Гелла и Воланд. Есть гипотеза, что их связывают близкие отношения, вряд ли он кому-то еще доверил бы свое больное колено. Он знает суть Геллы и говорит Маргарите, что «нет той услуги, которую она не может оказать». В том, что давным-давно она стала вампиром, думается, участие Воланда было самым активным. Не так просто войти в его свиту.

О способностях ведьмы

Гелла-служанка

Внешность – не единственная уникальная черта, на которую автор обращает внимание читателей. Воланд определил помощнице вполне конкретную роль: приготовление еды, обслуживание, уборка. То есть Гелла выполняла различную бытовую, домашнюю работу.

В качестве члена свиты мастера темных сил вампирша играла и другие роли – специально выбранные для реализации определенной миссии.

Значение образа Геллы

Образ Геллы в «Мастере и Маргарите» Булгаков взял из энциклопедии Брокгауза и Эфрона. Таким именем в мифологии Древней Греции прозывали девушек, умерших раньше времени, ушедших в мир иной не по своей воле. Они становились после гибели вампирами на острове Лесбос.

Еще вспоминается история из греческой мифологии, где Гелла – это дочь царя Атаманта и сестра Фрикса. Спасаясь вместе с братом от злобной мачехи на золотом баране, она падает в воды и погибает.

Персонаж Гелла впитал в себя и частично образ Гретхен из «Фауста» Гете. Возлюбленная Фауста убила их совместного ребенка, когда он ушел от нее. Гретхен казнили, и на шее несчастной девушки был чудовищного вида шрам. Точной такой же уродует красивую внешность Геллы.

При создании персонажа Геллы, писатель использовал небольшой рассказ А. К. Толстого «Упырь». Причмокивание, зловещее пощелкивание зубами – характерные черты рассказа. В одном из эпизодов невеста, причмокивая, кусает любимого, и тот становится упырем.

Функция в свите

Многие читатели не запоминают образ Геллы, так как она выполняет лишь вспомогательную функцию в свите Воланда. Она девушка-вампир, спутница Сатаны. Вампиры, по мифологии, являются низшим разрядом нечистой силы. Называет героиню Воланд своей служанкой. В мире реальном Гелла является горничной иностранца, который появляется в Москве.

Именно из-за своей вспомогательной роли Гелла – одна из свиты Воланда, кто не попал под лунный свет в финал произведения. Миссия свиты была завершена, поэтому необходимости в данной героини не было. Луна бы превратила бы Геллу в мертвеца, кем она и является, если не рассматривать мифологический аспект.

Большинство исследователей творчества Михаила Афанасьевича Булгакова говорят о целенаправленности того, что Гелла не появляется в финале романа. Однако не стоит забывать, что роман «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков не завершил. Возможно, Гелла и оказалась бы в последнем эпизоде, если бы не смерть автора.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Гелла в романе «Мастер и Маргарита», рассмотрит образ ведьмы и вампира Геллы, которая обладает волшебными способностями.

Олицетворение красоты и молодости

Гелла служит Воланду не по своей воле, поэтому она вызывает у читателя некоторое сочувствие. По её шраму можно судить, что у девушки была сложная судьба, и ей многое довелось пережить, когда она ещё была обычным человеком.

Гелла — очаровательная, дерзкая и распутная служанка, которая способна оказать совершенно любую услугу. Несмотря на то что она является второстепенным персонажем, всё же она органично дополняет свиту Воланда.

В своём произведении Булгаков создаёт самые яркие образы, описывая представителей нечистой силы. Автор романа будто бы противопоставляет их простым обывателям, для которых характерны мелкие личностные пороки и слабости. Они как бы не заслуживают уважения, в отличие от тёмной силы, которая являет собой своеобразные идеалы.

Называя служанку Воланда именем Гелла, Булгаков делает её олицетворением красоты и молодости. Она само очарование, однако всё же эта красота отрицательна.

Что касается других представителей нечистой силы, они вполне нормально реагируют, что вампирша преспокойно разгуливает по дому нагишом. Им несвойственны простые людские страсти, поэтому они спокойно воспринимают красоту женского тела. Другие же люди при виде наготы тут же проявляют элементарные стимулы, доказывая приземлённость своих натур.

Анализ персонажа

Красота Геллы на самом деле иллюзорна, также как и всё остальное, представляемое нечистью. Если деньги, раздаваемые Воландом, в итоге становятся обычными фантиками, то очарование вампирши порой отдаёт «трупным ароматом».

Через этот образ писатель выводит черты, свойственные нечистой силе. Это обман и иллюзорность. Обычные люди имеют слабость привлекаться подобной ложью, отчего они потом сами же и страдают. Допустим, Варенуха прельщается прекрасной внешностью служанки, и она использует это в своих корыстных целях, превращая мужчину в безвольного упыря. Перевоплощение такого плана свидетельствует не только о потере облика человека, но также ещё и об утрате души. Варенуха теперь служит Сатане.

Гелла олицетворяет образ роковой красотки, обладающей колдовскими умениями. Она может летать и участвовать в шабаше, именно она посвящает главную героиню в ведьминское сословие.

Голос Геллы развратен своей хрипотцой. Наверное, здесь в чём-то прослеживается ирония писателя, который, скорее всего, наблюдал подобную деталь у женщин лёгкого поведения. Эти дамочки много курили и обладали хрипловатым голосом. К тому же некоторые женщины по сей день целенаправленно снижают тембр, чтобы их речь казалась более вульгарной.

Гелла («Мастер и Маргарита»)

Кто такая Гелла

Гелла принадлежит к свите Воланда. Это привлекательная девушка-вампир, имеющая рыжие волосы и зелёные глаза. Несмотря на красоту, на шее у Геллы есть безобразный шрам, который напоминает о том, что она вампир.

Имя для героини Булгаков взял из греческой мифологии. На острове Лесбос этим словом называли внезапно погибших девушек, которые после смерти якобы становились вампирами. Некоторые исследователи, впрочем, указывают, что данное имя может быть связано с иудейской или шумерской мифологией.

Гелла присутствует во время бала в «нехорошей квартире», там она расхаживает в одном переднике, а то и вовсе без одежды. В свите Воланда она является единственной женщиной. При этом, судя по всему, она занимает в этой свите невысокое положение, довольствуясь ролью «служанки». На низшее положение Геллы в свите может указывать тот факт, что в последней сцене романа, во время финального полёта «сверхъестественных» действующих лиц и их перевоплощения, она не появляется.

Возможно, внезапное исчезновение Геллы из дальнейшего повествования связано с тем, что Булгакову не удалось закончить роман. Это не единственная «странность» в произведении, которую можно объяснить незавершённостью.

Гелла — развратная девушка, демонстрирующая выраженную сексуальность. У неё даже голос хриплый, «развратный». Однако она довольно хорошо поёт. Присущи ей, однако же, и совсем неприятные черты: так, время от времени её тело покрывается трупными пятнами, начинает ужасно пахнуть. Сразу видно, что девушка — покойница, которая, скорее всего, умерла насильственной смертью.

При этом вампирша имеет безукоризненное, идеальное телосложение, которому позавидовали бы многие девушки. Гелла — воплощение красоты и вечной молодости, что, казалось бы, не вяжется с её тяжёлой судьбой и приниженным положением в компании Воланда. Но подобной двойственностью отличаются многие персонажи романа.

Гелла умеет летать и творить ещё много разных «чудес», что говорит о том, что она колдунья. Она способна превращать в вампиров простых людей; иногда такое превращение происходит при помощи поцелуя, как это случилось с Варенухой. Она может превращать людей в животных, а также одни предметы в другие.

При этом она проявляет по отношению к Воланду полную покорность и отлично выполняет все его распоряжения. Гелла — хоть и могущественная, но всё-таки простая служанка. Она немногословна и больше предпочитает молчать; но если она говорит, то каждое её слово наполнено глубоким смыслом.

Как и другие представители «нечисти», Гелла боится солнечного света, а также петушиного крика, который и возвещает наступление дня. Поэтому превратить Римского, финансового директора театра, в вампира она не успела – её отпугнул крик петуха. В этом случае отсутствие героини в конце произведения можно объяснить ещё и тем, что при свете луны её могла бы постичь печальная участь — она бы окончательно умерла (хотя, что «в основном» она уже давным-давно мертва). Булгаков, возможно, решил не подвергать красивую девушку подобному испытанию.

Гелла и мифология

Имеет определённое значение рыжий цвет волос девушки. Рыжеволосые во многих странах мира в старину считались людьми, связанными с «нечистой силой»; в особенности это касалось женщин, отношение к которым вообще было подозрительным. Рыжеволосых считали колдунами и ведьмами, а также приписывали им определённые личностные качества: считалось, что они очень хитрые, способны манипулировать другими людьми, искусно лгать и т. д.

В ряде стран это суеверие дошло даже до Нового времени. В России при Петре I рыжеволосым запрещалось быть свидетелями в суде.

Безвременно погибшие девушки, а также дети — тоже распространённый мифологический сюжет. Такие девушки становились вампирами, русалками и другими сверхъестественными существами. Подобный сюжет имеется и в «Фаусте» Гёте, который Булгаков был хорошо знал. Некоторые черты Геллы Булгаков мог позаимствовать и из «готической» повести «Упырь» А. К. Толстого: так, Гелла щёлкает зубами, причмокивает и т. д.

Заключение

Образ Геллы не особенно значим в романе, поэтому исследователи и читатели часто не проявляют ему должное внимание. Кажется, она играет в повествовании в основном декоративную роль, тем более что это единственный подобный персонаж в свите Воланда. Однако к проработке даже такого персонажа Булгаков подошёл со всей серьёзностью, соединив в нём и древнюю мифологию, и распространённые народные легенды и суеверия.

Гелла, или образ единственной женщины из свиты Воланда

Меню статьи:

Гелла – образ, относящийся к второстепенным героям булгаковского романа «Мастер и Маргарита». Чем особенный этот образ? Во-первых, Гелла – единственная женщина в свите Воланда. Во-вторых, Гелла – просто колоритный персонаж, ведьма, вампирша, подходящая Воланду как никто другой. Ниже мы обратимся к характеристике этой загадочной героини Булгакова.

Гелла – типичный «игрок» вторых ролей. Эта причина обусловливает недостаточное внимание, которое проявляют к этому образу исследователи и читатели.

Образ Геллы: общая характеристика

Гелла – единственная представительница прекрасного пола, достойная свиты Воланда. Другие члены свиты великого мастера темных дел – мужчины. Например, можно вспомнить Коровьева, Бегемота, Азазелло. Роль Геллы – эпизодичная и вспомогательная, но это не умаляет значимости булгаковского персонажа.

Второстепенный характер героини не мешает Гелле появляться во всех важных эпизодах булгаковского творения. Ведьма фигурирует и в истории с Нехорошей квартирой, участвует в бале у сатаны и т. д. Гелла становится привычным гостем в театре-варьете. О чертах, внешности, качествах девушки читатель узнает со слова самого Воланда.

Сатана представляет свою служанку Маргарите, когда та приходит на бал. Харизматичная вампирша – это воплощение молодости, вечной красоты… если бы не пара «но».

Внешность девушки

Яркая внешность героини – первое, что бросается в глаза читателю. Своеобразие внешнего облика девушки объясняется мифологизацией персонажа. Итак, какой же автор рисует Геллу? Это чаровница с рыжими волосами, зелеными «горящими, фосфорическими» глазами. Взгляд героини – манит и магнетизирует – по причине колдовских, ведьминских способностей Геллы. Писатель описывает глаза девушки распутными, развратными.

Такой же – вкрадчивый, развратный – и голос ведьмы. Гелла говорила вкрадчиво, немного хрипло, картаво. В целом, поведение героини отличается бесстыжим, распутным характером.

Единственный «изъян» Геллы – шрам багрового, красного цвета: шея девушки «изуродована». Шрам намекает читателю, что Гелла умерла не естественной смертью.

Автор также отсылает читателей к известному произведению «Фауст» (авторства Гете). Это особенно важный нюанс внешность вампирши, на который писатель неоднократно обращает внимание. Но это единственный недостаток внешне совершенной героини.

Автор описывает безукоризненность телосложения ведьмы. Гелла часто ходит без одежды, обнаженной. Иногда девушка надевает золотые туфли, кружевной фартук, прикалывает к волосам белый кокошник горничной. В руках у героини время от времени появляется и пропадает чемоданчик. Руки вампирши холодные, ледяные, с длинными ногтями.

Сущность Геллы

Кто такая Гелла по сущности своей? Героиня – вампирша, поэтому внешность девушки – это внешность трупа: ледяная, холодная, трупно-зеленая. Руки героини покрыты «трупными пятнами», а грудь – «пятнами тления». Писатель часто упоминает своеобразный запах, исходящий от Геллы – запах «погреба». Это значит, что вампирша источала аромат могилы, сырой земли.

О способностях ведьмы

Гелла-служанка

Внешность – не единственная уникальная черта, на которую автор обращает внимание читателей. Воланд определил помощнице вполне конкретную роль: приготовление еды, обслуживание, уборка. То есть Гелла выполняла различную бытовую, домашнюю работу.

В качестве члена свиты мастера темных сил вампирша играла и другие роли – специально выбранные для реализации определенной миссии.

Гелла-колдунья

Девушка обладала колдовскими способностями. Гелла участвует во множестве сцен, где проявляет свои умения. Автор бессмертного романа часто прибегает к описанию волшебства и колдовства.

  • Сцена с Варенухой. В данном случае писатель показывает героиню летающей в воздухе. Полет не составляет для девушки никакой видимой сложности. Превращение героя в вампира происходит через поцелуй.
  • Гелла-оборотень. В другом эпизоде вампирша проявляет и способность перевоплощаться.
  • В истории с театром-варьете Гелла играет не последнюю роль. Вампирша проявляет способность придавать людям иное обличье. Например, администратор театра легко превращается колдуньей в вампира, который выполняет роль «шестерки» в свите.
  • Автор также упоминает один случай, когда Гелле почти удалось применить свои колдовские умения. Финансовый директор – Римский – чудом избежал печальной участи стать вампиром. Героя спас петушиный крик, которого боялась колдунья. Кстати, в этой сцене писатель прямо намекает на народные предания, фольклор. В легендах петуху отводится особая роль: крик этой птицы возвещает начало нового дня. Вампиры – ночные создания, а потому боятся дневного света. Рассвет отпугнул нечистую силу в лице Геллы.
  • Порой мастерица обращает одни вещи в другие предметы. Так, Гелла превращает Сокова (буфетчика) в животное (сперва это петух, а потом котенок). Соков возвращается за беретом, но уже не находит привычного предмета на прежнем месте.

Качества и характер колдуньи

Внутренний мир Геллы не менее интересен, чем внешность героини. Девушка отличается организованностью, аккуратностью, ответственностью.

«Собачье сердце» – уникальная повесть Михаила Афанасьевича Булгакова, фантастическое произведение, где автор делает акцент на недопустимости вмешательства в природу. Предлагаем читателям ознакомиться с его кратким содержанием

Ключевые особенности личности вампирши – это понятливость, расторопность, умение выполнить любую услугу, молчаливость, преданность хозяину. Гелла всегда поддерживает Воланда делами. Героиня не изрекает много слов, но каждое слово девушки наполнено смыслом.

О функциях Геллы в сопровождении Воланда

Невнимательный читатель, скорее всего, пропустит образ колдуньи. На первый взгляд, роль Геллы – второстепенная, вспомогательная. Писатель изображает героиню девушкой-вампиршей, спутницей Воланда. Мифология рассказывает, что вампир – это низшая ступень темных, нечистых сил. Приблизительно такую же низкоразрядную позицию девушка занимает и в реальном мире. В мире людей Гелла появляется в роли служанки иностранного гражданина, который проживает в московской квартире.

Вспомогательная роль избавила Геллу от гибели в конце романа. В финале булгаковского шедевра многих «нечистые» персонажи попадают под свет Луны. Этот свет придает героям истинное обличье. В случае с Геллой девушка бы стала трупом. Помимо мифологического аспекта личности вампирши, героиня – в реальности – является трупом. Миссия завершается, и Гелла переходит к другим обязанностям. Исследователи булгаковского творчества анализируют отсутствие героини в конце произведения. Критики считают эту деталь целенаправленной. Впрочем, некоторые ученые объясняют подобный нюанс незавершенностью романа. Кто знает, если бы писатель не умер так скоропостижно, может быть, и Геллу постигла бы печальная участь в финальном эпизоде?

Символика имени вампирши

Исследовательница булгаковского творчества Л. Милн высказывает предположение, что автор нашел это имя в словаре Брокгауза и Ефрона. Упомянутые авторы рассказывают, что на греческом острове Лесбосе живут умершие красавицы. Эти девушки погибли насильственной смертью, превратившись в вампиров. Все вампиры-жительницы острова назывались Геллами. Другая версия свидетельствует, что писатель вдохновлялся мифологией древних иудеев и шумеров.

Какова судьба героини?

Роман завершается отъездом свиты великого мастера темных дел из Москвы. Члены свиты оборачиваются демонами-рыцарями и покидают мир людей. Писатель, однако, умалчивает о судьбе нашей героини. Исследователи приходят к единогласному мнению, что отсутствие информации о будущем Геллы объясняется незавершенностью произведения.

Произведение “Белая гвардия” Михаила Булгакова отображает события февральской революции и последовавших за ней событий. Предлагаем читателям ознакомиться с его кратким содержанием

Это не единственная странность, которая встречается в романе. С другой стороны, отсутствие героини в финальном эпизоде булгаковского шедевра объясняется простой логикой. Гелла – обычная мертвая девушка, наделенная Сатаной необычными способностями. Нужда в Гелле пропадает, и тогда вампирша превращается в труп. Гелла не может превратиться в демона-рыцаря, потому что девушка не имеет такой сущности.

Булгаков заимствовал некоторые детали у своих коллег-писателей: Гете, Толстого и других. Так, из толстовского «Упыря» писатель взял характерные черты вампиров. Гелла причмокивает, щелкает зубами и т. д. От образа ведьмы – это полет Геллы по воздуху. Поэтому анализируемый персонаж соединяет в себе черты и вампира, и колдуньи.

Персонаж Гелла в романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова

Булгаков пишет наиболее харизматичными образы нечистой силы в своем романе. Они как бы противопоставляются образам обывателей, которые склонны к мелким порокам и мелочности в целом. Эти люди не заслуживают особенного почтения и уважения, тогда как представители, казалось бы, отрицательной стороны являют собой некоторые идеалы.

В частности Гелла является во многом олицетворением красоты и молодости и этот факт подчеркивается именем героини. Как гласит распространенное мнение, имя Гелла было взято автором из истории Древней Греции, в частности из предания об острове Лесбос, на котором обитали поэтессы и там молодую скончавшуюся девушку, которая впоследствии становится вампиром, называли Геллой. Отсюда и им героини, которое из нарицательного становится собственным.

Молодая вампирша красива и включает в себя ведьминские черты: зеленые глаза и густоту рыжих волос. Эти характерные детали, а также полет, указывают на умение колдовать и склонность к колдовству. Собственно, именно Гелла становится для Маргариты своеобразной проводницей и мир мистики и колдовства и делает Маргариту саму колдуньей.

Тем не менее, очарование этой героини (Геллы) является по большей части отрицательным. Оно оттеняется безобразным шрамом на шее, роковым воздействием ее красоты. После того как Гелла целует Варенуху, он сам превращается в упыря, то есть Гелла очаровывает и подчиняет своей красотой и тем самым делает человека слугой темных сил.

Сами представители свиты Воланда спокойно относятся к очарованию Геллы, которая ходит по квартире полностью обнаженной, в одном только переднике. Они не подвергаются таким простым страстям и могут спокойно реагировать на телесную красоту. При этом остальные люди сразу привлекаются обнаженной девушкой и в этом снова подчеркиваются приземленные натуры обывателей, которые обнажают такие элементарные стимулы.

Собственно говоря, вампирша действует как типичный бес-искуситель, который предлагает различные привилегии и удовольствия за преданность Сатане и темным силам. Простого мужчину она может очаровать и тоже сделать вампиром, для таких более высокодуховных натур как Маргарита она предлагает владение колдовством и внутреннюю свободу.

Многие считают характерным отсутствие Геллы в заключительной сцене, когда вся свита перевоплощается, тем не менее, как свидетельствует супруга Булгакова в чем-то образ Геллы может быть просто недоработан, так как роман сам по себе не был полностью завершен.

Воспоминания о Гелле

Чтобы дать характеристику Гелле в «Мастере и Маргарите», обратимся к книге и вспомним самые яркие эпизоды с участием данного персонажа.

В романе служащий варьете Варенуха отправляется в НКВД, чтобы передать им телеграммы от Лиходеева, которого нечистая сила забросила в Ялту. Перед отъездом раздается телефонный звонок, где Варенуху предупреждают не отвозить бумаги. Но он воспринимает эти угрозы как шутку, однако в туалете встречает Азазелло и кота Бегемота. Получив удар в глаз, служащий падает на пол, телеграммы в папке рассыпаются. Когда Варенуха открывает здоровый глаз, то видит стоящую рядом с ним красивую женщину. Это была Гелла. После ее укуса служащий Варенуха становится вампиром-наводчиком.

В 14 главе романа Гелла хотела обратить в нежить и финансового директора Варьете Римского.

Та заспешила, всунула рыжую голову в форточку, вытянула, сколько могла руку, ногтями начала царапать нижний шпингалет и потрясать раму. Рука ее стала удлиняться, как резиновая, и покрылась трупной зеленью. Наконец зеленые пальцы мертвой обхватили головку шпингалета, повернули ее, и рама стала открываться. Римский слабо вскрикнул, прислонился к стене, и портфель выставил вперед, как щит. Он понимал, что пришла его гибель.

Рама широко распахнулась, но вместо ночной свежести и аромата лип в комнату ворвался запах погреба. Покойница вступила на подоконник. Римский отчетливо видел пятна тления на ее груди.

Но Римского спас крик петуха, благодаря которому Гелла не успела довести свой план до конца. Нежить боится солнца, а по старой традиции считается, что петух – вестник первых солнечных лучей (сравните с панночкой в повести «Вий» Н. В. Гоголя).

Как видно из приведенного отрывка, Гелла обладает сверхъестественной способностью менять длину своего тела, например, рука ее могла становиться резиновой, гибкой и удлиняться по ее желанию.

Гелла является живым покойником, вампиром, так как ее тело разлагается и за ней следует могильный запах.

Анализ персонажа

Красота Геллы на самом деле иллюзорна, также как и всё остальное, представляемое нечистью. Если деньги, раздаваемые Воландом, в итоге становятся обычными фантиками, то очарование вампирши порой отдаёт «трупным ароматом».

Через этот образ писатель выводит черты, свойственные нечистой силе. Это обман и иллюзорность. Обычные люди имеют слабость привлекаться подобной ложью, отчего они потом сами же и страдают. Допустим, Варенуха прельщается прекрасной внешностью служанки, и она использует это в своих корыстных целях, превращая мужчину в безвольного упыря. Перевоплощение такого плана свидетельствует не только о потере облика человека, но также ещё и об утрате души. Варенуха теперь служит Сатане.

Гелла олицетворяет образ роковой красотки, обладающей колдовскими умениями. Она может летать и участвовать в шабаше, именно она посвящает главную героиню в ведьминское сословие.

Голос Геллы развратен своей хрипотцой. Наверное, здесь в чём-то прослеживается ирония писателя, который, скорее всего, наблюдал подобную деталь у женщин лёгкого поведения. Эти дамочки много курили и обладали хрипловатым голосом. К тому же некоторые женщины по сей день целенаправленно снижают тембр, чтобы их речь казалась более вульгарной.

Аудиенция у Волонда

В главе 18, где к Воланду приходит буфетчик Соков, персонаж Гелла выступает уже в роли служанки Воланда, разгуливает по квартире голой, прикрывшись спереди белым фартуком. Такой вид прислуги, конечно, приводит советского человека в неописуемый ужас. В этой же сцене она общается по телефону с бароном Майгелем (шпион НКВД), который сегодня же хочет увидеться с Воландом.

Буфетчик Соков ждет, когда его примет маг. Самое интересное, что Гелла спрашивает об аудиенции не у самого Воланда, а у Коровьева, что может подчеркивать ее низкий статус в свите мага:

Рыцарь, тут явился маленький человек, который говорит, что ему нужен мессир.

После приема у Волонда Гелла провожает Сокова, а когда тот возвращается, позабыв шляпу, Гелла подает ему головной убор и шпагу, которую буфетчик не берет, буркнув «не мое». Вот что было дальше:

Голове его почему-то было неудобно и слишком тепло в шляпе; он снял ее и, подпрыгнув от страха, тихо вскрикнул. В руках у него был бархатный берет с петушьим потрепанным пером.

Буфетчик перекрестился. В то же мгновение берет мяукнул, превратился в черного котенка и, вскочив обратно на голову Андрею Фокичу, всеми когтями вцепился в его лысину. Испустив крик отчаяния, буфетчик кинулся бежать вниз, а котенок свалился с головы и брызнул вверх по лестнице.

Чертовщина, одним словом.

Ольга Бокшанская

Многие критики утверждают, что Булгаков наделил вампиршу некоторыми чертами Ольги Сергеевны Бакшанской, старшей сестры третьей супруги писателя. Дело в том, что у Михаила Александровича были натянутые отношения с этой женщиной, и он испытывал к ней открытую антипатию, об этом он не раз писал в своих письмах.

Некоторые видят в прообразе Геллы знатную даму, совершившую преступление. Если взять во внимание, что в ранних редакциях произведения служанку Воланда звали Мартой, несложно провести аналогию с организацией «первомартовцев», убивших императора Александра II. В числе приговоренных к смерти и повешенных была и Софья Львовна Перовская. Версия подтверждается тем, что у Геллы был на шее уродливый шрам.

Гелла на страницах романа «Мастер и Маргарита»

Персонаж Гелла выполняет в книге больше вспомогательную роль, функции служанки. Она появляется еще в нескольких эпизодах:

  • Незадолго до бала Гелла сначала варит чудотворную мазь, а затем втирает ее в колено Воланда.
  • Когда бал завершился, озорник Бегемот показывает мастер-класс стрельбы из пистолета. В процессе стрельбы он наносит рану в палец Гелле, после чего она в злобе бросается на хулигана.
  • Печатает справку Николаю Ивановичу для супруги о том, что он был на балу у Сатаны.
  • После пожара в «плохой квартире» вместе с другими улетает в обнаженном виде.

Странность вызывает то, что в конце книги свита Воланда перевоплощается за исключением Геллы. Коровьев и Бегемот становятся неузнаваемыми. Они уже не шалопаи и вредители, а серьезные мужи. По мнению жены писателя, Булгаков просто забыл в заключительной сцене прописать Геллу. Но большинство литературоведов думают, что Михаил Александрович целенаправленно не стал упоминать вампиршу. Гелле не надо было превращаться ни в кого, она сохранила свой человеческий облик, только стала упырем.

Гелла и Воланд. Есть гипотеза, что их связывают близкие отношения, вряд ли он кому-то еще доверил бы свое больное колено. Он знает суть Геллы и говорит Маргарите, что «нет той услуги, которую она не может оказать». В том, что давным-давно она стала вампиром, думается, участие Воланда было самым активным. Не так просто войти в его свиту.

Внешность и способности

Прежде всего, героиня выделяется своей внешностью, которая в романе подвергается мифологизации. Девушка очень красива. На шее у неё выделяющийся шрам, однако он её не портит. Гелла может похвастаться:

  • «горящими, фосфорическими» глазами;
  • огненно-рыжими волосами;
  • идеальным телосложением.

Подобное описание делает её похожей на ведьму. Ей нравится ходить без одежды, однако писатель не зацикливается на этом. Отметина на шее — важная деталь: она указывает, что смерть девушки была насильственной.

Эта героиня — вампир, и Булгаков делает на этом акцент. Он пишет, что от неё исходит холод, а руки покрыты «трупной зеленью». На груди виднеются «пятна тления», а пахнет от неё погребом.

Что касается обязанностей, она должна была выполнять работу по дому, готовить еду и делать всё то, чем обычно занимается служанка. Однако не стоит забывать, что Гелла — колдунья. Для совершения миссии она делает ещё кое-что. В эпизодах с её участием показано настоящее волшебство. Допустим, она летает по воздуху, превращает администратора Варьете в так называемого вампира-наводчика. Если бы не петушиный крик поутру, она бы сделала вампиром и Римского.

Колдунья умеет также «работать с предметами». Когда Соков возвращается за забытым головным убором, она отдаёт ему берет, после он становится то петухом, то котёнком.

Если говорить о её качествах, она аккуратна и организована. Воланд утверждает, что нет такой услуги, которую бы она не могла оказать. Она мало говорит, доказывая свою преданность реальными поступками.

Значение образа Геллы

Образ Геллы в «Мастере и Маргарите» Булгаков взял из энциклопедии Брокгауза и Эфрона. Таким именем в мифологии Древней Греции прозывали девушек, умерших раньше времени, ушедших в мир иной не по своей воле. Они становились после гибели вампирами на острове Лесбос.

Еще вспоминается история из греческой мифологии, где Гелла – это дочь царя Атаманта и сестра Фрикса. Спасаясь вместе с братом от злобной мачехи на золотом баране, она падает в воды и погибает.

Персонаж Гелла впитал в себя и частично образ Гретхен из «Фауста» Гете. Возлюбленная Фауста убила их совместного ребенка, когда он ушел от нее. Гретхен казнили, и на шее несчастной девушки был чудовищного вида шрам. Точной такой же уродует красивую внешность Геллы.

При создании персонажа Геллы, писатель использовал небольшой рассказ А. К. Толстого «Упырь». Причмокивание, зловещее пощелкивание зубами – характерные черты рассказа. В одном из эпизодов невеста, причмокивая, кусает любимого, и тот становится упырем.

Функция в свите

Многие читатели не запоминают образ Геллы, так как она выполняет лишь вспомогательную функцию в свите Воланда. Она девушка-вампир, спутница Сатаны. Вампиры, по мифологии, являются низшим разрядом нечистой силы. Называет героиню Воланд своей служанкой. В мире реальном Гелла является горничной иностранца, который появляется в Москве.

Именно из-за своей вспомогательной роли Гелла – одна из свиты Воланда, кто не попал под лунный свет в финал произведения. Миссия свиты была завершена, поэтому необходимости в данной героини не было. Луна бы превратила бы Геллу в мертвеца, кем она и является, если не рассматривать мифологический аспект.

Большинство исследователей творчества Михаила Афанасьевича Булгакова говорят о целенаправленности того, что Гелла не появляется в финале романа. Однако не стоит забывать, что роман «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков не завершил. Возможно, Гелла и оказалась бы в последнем эпизоде, если бы не смерть автора.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Гелла в романе «Мастер и Маргарита», рассмотрит образ ведьмы и вампира Геллы, которая обладает волшебными способностями.

Популярные сегодня темы

Роман Герой нашего времени Михаила Юрьевича Лермонтова — первый психологический роман в истории русской литературы. Хронотоп этого произведения нарушен, автор сделал это осознанно

Что такое ВЫБОР? Ответ на этот вопрос получит человек, прочитавший данный текст. Мне кажется, что выбором является возможность человека откинуть

Истина и сострадание, кажется, понятия несопоставимые друг с другом. Но Горькому в пьесе На дне удается мастерски их противопоставить. Одни герои произведения говорят правду другие проявляют сострадание. Чьё же поведение более верно?

Михаил Юрьевич Лермонтов – один из самых великих классиков России. Его творческий путь был нелегкий, была слава, но и были беды. За «бунтарский нрав» поэта отправили в ссылку. Впрочем этот момент

Известный миллионам читателей роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» полон загадок и неразрешенных вопросов, однако на некоторые из них мы можем дать ответ

О способностях ведьмы

Гелла-служанка

Внешность – не единственная уникальная черта, на которую автор обращает внимание читателей. Воланд определил помощнице вполне конкретную роль: приготовление еды, обслуживание, уборка. То есть Гелла выполняла различную бытовую, домашнюю работу.

В качестве члена свиты мастера темных сил вампирша играла и другие роли – специально выбранные для реализации определенной миссии.

Несколько интересных сочинений

Выдающийся, знаменитый и пожалуй, один из самых великих писателей девятнадцатого века Пушкин Александр Сергеевич. Как автор он не один раз брал за основу любого из своих произведений исторические данные, которые соответствовали правдивым данным

Пьер изображается в повествовании на разных жизненных этапах, имея при этом изменения не только судьбоносные и характерные, но и внешние.

У каждого времени года свои особенности. Но наиболее колоритным их явления становятся в определенные времена суток.

Меня интересуют очень многие вещи, такие как астрономия, палеонтология, программирование. Притом, программирование мне нравится больше всего

Книги – это то, что окружает нас почти с рождения. Пока мы крохотные младенцы, нам читают колыбельные песенки, когда мы подрастаем, родители читают сказки на ночь, а после каждый из нас сам готов взять книжку в руки

Экранизации романа[ | ]

В экранизации 1994 года вампиршу сыграла актриса Александра Захарова.

В телесериале 2005 года Геллу играет петербургская актриса Татьяна Школьник

. Костюмов для съёмок понадобилось три: фартук для квартирных сцен, красивое вечернее платье для сеанса в Варьете и платье с глубоким разрезом во время бала. Обнажённого тела в кадре практически нет — сериал рассчитан на семейный просмотр. После съёмок актриса признавалась, что самым сложным было имитировать пластику полёта.[
источник не указан 387 дней
][
значимость факта?
]

Персонаж Гелла в романе “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» зачитан до дыр многими поколениями читателей. Главные герои, диалоги, тонкая грань между миром современным и фантастическим так полюбились, что некоторые готовы перечитывать не один раз этот шедевр мировой литературы.

Второстепенные персонажи прорисованы красочно, живо и не менее интересны, чем основные герои: Воланд, Мастер, Коровьев, Маргарита или кот Бегемот. К таким незаметным действующим лицам относится и Гелла, спутница мага Воланда и одна из участников его свиты в Москве.

Внешность Геллы

Персонаж Гелла появляется в тексте романа несколько раз. Все ее появления эффектные и запоминающиеся.

Гелла очень красивая. Волосы у нее рыжие, глаза зеленые. Она любит ходить голой, подчеркивая природную изящность тела и раскованность. Портит ее красоту только страшный шрам на шее.

В книге Гелла говорит мало, ей свойственны дела, поступки, а не болтливость.

Воспоминания о Гелле

Чтобы дать характеристику Гелле в «Мастере и Маргарите», обратимся к книге и вспомним самые яркие эпизоды с участием данного персонажа.

В романе служащий варьете Варенуха отправляется в НКВД, чтобы передать им телеграммы от Лиходеева, которого нечистая сила забросила в Ялту. Перед отъездом раздается телефонный звонок, где Варенуху предупреждают не отвозить бумаги. Но он воспринимает эти угрозы как шутку, однако в туалете встречает Азазелло и кота Бегемота. Получив удар в глаз, служащий падает на пол, телеграммы в папке рассыпаются. Когда Варенуха открывает здоровый глаз, то видит стоящую рядом с ним красивую женщину. Это была Гелла. После ее укуса служащий Варенуха становится вампиром-наводчиком.

В 14 главе романа Гелла хотела обратить в нежить и финансового директора Варьете Римского.

Та заспешила, всунула рыжую голову в форточку, вытянула, сколько могла руку, ногтями начала царапать нижний шпингалет и потрясать раму. Рука ее стала удлиняться, как резиновая, и покрылась трупной зеленью. Наконец зеленые пальцы мертвой обхватили головку шпингалета, повернули ее, и рама стала открываться. Римский слабо вскрикнул, прислонился к стене, и портфель выставил вперед, как щит. Он понимал, что пришла его гибель.

Рама широко распахнулась, но вместо ночной свежести и аромата лип в комнату ворвался запах погреба. Покойница вступила на подоконник. Римский отчетливо видел пятна тления на ее груди.

Но Римского спас крик петуха, благодаря которому Гелла не успела довести свой план до конца. Нежить боится солнца, а по старой традиции считается, что петух – вестник первых солнечных лучей (сравните с панночкой в повести «Вий» Н. В. Гоголя).

Как видно из приведенного отрывка, Гелла обладает сверхъестественной способностью менять длину своего тела, например, рука ее могла становиться резиновой, гибкой и удлиняться по ее желанию.

Гелла является живым покойником, вампиром, так как ее тело разлагается и за ней следует могильный запах.

Аудиенция у Волонда

В главе 18, где к Воланду приходит буфетчик Соков, персонаж Гелла выступает уже в роли служанки Воланда, разгуливает по квартире голой, прикрывшись спереди белым фартуком. Такой вид прислуги, конечно, приводит советского человека в неописуемый ужас. В этой же сцене она общается по телефону с бароном Майгелем (шпион НКВД), который сегодня же хочет увидеться с Воландом.

Буфетчик Соков ждет, когда его примет маг. Самое интересное, что Гелла спрашивает об аудиенции не у самого Воланда, а у Коровьева, что может подчеркивать ее низкий статус в свите мага:

Рыцарь, тут явился маленький человек, который говорит, что ему нужен мессир.

После приема у Волонда Гелла провожает Сокова, а когда тот возвращается, позабыв шляпу, Гелла подает ему головной убор и шпагу, которую буфетчик не берет, буркнув «не мое». Вот что было дальше:

Голове его почему-то было неудобно и слишком тепло в шляпе; он снял ее и, подпрыгнув от страха, тихо вскрикнул. В руках у него был бархатный берет с петушьим потрепанным пером.

Буфетчик перекрестился. В то же мгновение берет мяукнул, превратился в черного котенка и, вскочив обратно на голову Андрею Фокичу, всеми когтями вцепился в его лысину. Испустив крик отчаяния, буфетчик кинулся бежать вниз, а котенок свалился с головы и брызнул вверх по лестнице.

Чертовщина, одним словом.

Гелла на страницах романа «Мастер и Маргарита»

Персонаж Гелла выполняет в книге больше вспомогательную роль, функции служанки. Она появляется еще в нескольких эпизодах:

  • Незадолго до бала Гелла сначала варит чудотворную мазь, а затем втирает ее в колено Воланда.
  • Когда бал завершился, озорник Бегемот показывает мастер-класс стрельбы из пистолета. В процессе стрельбы он наносит рану в палец Гелле, после чего она в злобе бросается на хулигана.
  • Печатает справку Николаю Ивановичу для супруги о том, что он был на балу у Сатаны.
  • После пожара в «плохой квартире» вместе с другими улетает в обнаженном виде.

Странность вызывает то, что в конце книги свита Воланда перевоплощается за исключением Геллы. Коровьев и Бегемот становятся неузнаваемыми. Они уже не шалопаи и вредители, а серьезные мужи. По мнению жены писателя, Булгаков просто забыл в заключительной сцене прописать Геллу. Но большинство литературоведов думают, что Михаил Александрович целенаправленно не стал упоминать вампиршу. Гелле не надо было превращаться ни в кого, она сохранила свой человеческий облик, только стала упырем.

Гелла и Воланд. Есть гипотеза, что их связывают близкие отношения, вряд ли он кому-то еще доверил бы свое больное колено. Он знает суть Геллы и говорит Маргарите, что «нет той услуги, которую она не может оказать». В том, что давным-давно она стала вампиром, думается, участие Воланда было самым активным. Не так просто войти в его свиту.

Значение образа Геллы

Образ Геллы в «Мастере и Маргарите» Булгаков взял из энциклопедии Брокгауза и Эфрона. Таким именем в мифологии Древней Греции прозывали девушек, умерших раньше времени, ушедших в мир иной не по своей воле. Они становились после гибели вампирами на острове Лесбос.

Еще вспоминается история из греческой мифологии, где Гелла – это дочь царя Атаманта и сестра Фрикса. Спасаясь вместе с братом от злобной мачехи на золотом баране, она падает в воды и погибает.

Персонаж Гелла впитал в себя и частично образ Гретхен из «Фауста» Гете. Возлюбленная Фауста убила их совместного ребенка, когда он ушел от нее. Гретхен казнили, и на шее несчастной девушки был чудовищного вида шрам. Точной такой же уродует красивую внешность Геллы.

При создании персонажа Геллы, писатель использовал небольшой рассказ А. К. Толстого «Упырь». Причмокивание, зловещее пощелкивание зубами – характерные черты рассказа. В одном из эпизодов невеста, причмокивая, кусает любимого, и тот становится упырем.

Характеристика Геллы из романа Булгакова «Мастер и Маргарита»

Михаил Булгаков всегда умел создавать героические образы, задерживающиеся в памяти, вызывающие одновременно положительные и негативные эмоции. Характеристика Геллы из «Мастера и Маргариты» позволит понять, насколько двоякими бывают персонажи. Представительница свиты Воланда полноценно раскрывает свою сущность, а история героини действительно трогает до глубины души.

  1. Характеристика героини
  2. Способности Геллы
  3. Функция и значимость образа
  4. Интересные факты

Характеристика героини

Геллу Булгаков выделяет из ряда других второстепенных персонажей яркой, запоминающейся внешностью. Она выглядит как мифическое существо, напоминающее собой одновременно вампира, демона, ведьму, ходячего мертвеца. Героиня предстает перед читателем в следующем образе:

  • огненно рыжие волосы;
  • зеленые, светящиеся словно фосфор в ночи, глаза;
  • красивая внешне;
  • уродство в виде шрама на шее, имеющего символичное значение (он указывает на насильственную смерть девушки);
  • безукоризненное телосложение;
  • любит ходить голой.

Внешность героини сразу указывает на колдовские способности. Вместе с тем, автор романа «Мастер и Маргарита» представляет ее как вампира. Об этом свидетельствует мертвецки бледная кожа, леденящий холод, исходящий при ее появлении.

В описании можно встретить следующие слова о внешности, поведении, характере героини:

  • бесстыжая и распутная девица;
  • наглые глаза с фосфорическим свечением;
  • багровый шрам, служащий одновременно отсылкой к «Фаусту» Гете;
  • хриплый, развратный голос;
  • длинные ногти, которыми легко можно поцарапать шпингалет.

Руки молодой мертвой женщины покрыты трупной зеленью, пятнами тления. Достаточно ей появиться, как помещение пропитывается запахом погреба.

Способности Геллы

Проживая в квартире вместе с Воландом, Гэлла выполняет роль служанки. На ней вся работа по дому — приготовление ужина, уборка. Все эти дела женщина выполняет, будучи нагой. Так как она является еще и членом свиты покровителя тьмы, ей отведены совершенно иные функции. Она мистическое создание — колдунья. Во всех эпизодах, где появляется столь необычный женский персонаж, происходят волшебные действия.

Чего только стоит летающая по воздуху Гелла в сцене с Варенухой. Именно она обращает помощника театрального директора в вампира-наводчика, который в дальнейшем был на посылках у свиты. Кровопийцей она хотела сделать и Римского (финдиректора Варьете).

Героя спасло только своевременное кукареканье петуха за окном. Это переносит читателей к народным преданиям о ведьмах, нечистой силе.

К прочим умениям Геллы стоит отнести способность обращать предметы. Возвращая буфетчику Сокову его берет, красивая женщина превращает головной убор сперва в петуха, а потом в котенка.

При этом высказаться негативно в адрес персонажа невозможно. Гелла послушно выполняет приказы Воланда, отличается организованностью, аккуратностью, расторопностью, понятливостью, умением оказывать любую услугу. В сценах с ее участием нет места пустословию, так как свою преданность хозяину она показывает делом.

Функция и значимость образа

Школьники, при прохождении романа Михаила Булгакова по школьной программе, почти не запоминают второстепенный женский образ. Все потому, что она выполняет исключительно вспомогательную функцию в произведении. О ней упоминается вскользь, что умышленно было предпринято автором. Согласно мифологии, вампиры считаются низшим разрядом нечистой силы. Она лишь спутница Сатаны, его служанка, помощница, горничная.

Учитывая вспомогательную роль Геллы, она не попадает в финальной части произведения под лунный свет. Миссия свиты была окончена. Услуги девушки больше не были нужны Воланду. Свет луны обратил бы ее в мертвеца. А она, по сути, таковой и была, если углубиться в мифологические источники происхождения вампиров.

Интересные факты

Согласно исследованиям Л. Милн, имя героини было позаимствовано Булгаковым из словаря Брокгауза и Ефрона. Там указывается, что на острове Лесбос умершие молодые девы, становившиеся после кончины вампирами, носили имя Гелла. Также здесь прослеживается отсылка к иудейским, шумерским мифам.

На сегодняшний день существует только 2 экранизации романа «Мастер и Маргарита». Первая была отснята в 1994 году. Вампиршу сыграла актриса Александра Захарова. Вторая попытка снять кинематографический шедевр произошла в 2005 году. Тогда на телеэкраны вышел одноименный сериал. Колдунью в фильме отыграла артистка театра и кино Татьяна Школьник. Примечательно, что играть ей приходилось действительно голой. Учитывая образ героини, для съемок актрисе понадобилось всего 3 наряда: фартук для сцен в московской квартире, красивое черное платье для сеанса фокусов с Варьете и вечернее убранство с глубоким разрезом во время бала.

Исследователи творчества Булгакова говорят о целенаправленном устранении персонажа из финала книги. Но нельзя забывать, что роман Михаила Афанасьевича не был дописан. Возможно, ее читатель и мог бы еще увидеть в последующих эпизодах, если бы не смерть писателя.

Ссылка на основную публикацию