Ермолай Алексеевич Лопахин – характеристика героя в пьесе А.П. Чехова “Вишневый сад”

Лопахин Ермолай Алексеевич — образ и характеристика героя пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад»

Вишнёвый сад

Ермолай Алексеевич вовсе не настроен против людей, на которых трудились его дед и отец. Потомок крепостных рабов — единственный из персонажей, кто по-настоящему пытается сохранить усадьбу за Раневской. С начала пьесы Лопахин упорно навязывает всем простой и осуществимый вариант решения проблемы. Лишать кого-то дома герой не хочет, вишнёвый сад сам падает в руки Лопахину. Покупка эта неожиданна, почти случайна.

Приобретение сада лишь на короткое время делает этого человека счастливым. Эйфория быстро сменяется печалью, почти унынием: «О, скорее бы всё это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная жизнь!» Ермолай Алексеевич в глубине души понимает несправедливость своего торжества. Но как поступить правильно в этих условиях, он не знает. Бывшие собственники, дворяне, недостойны владеть садом, не могут управлять ни имением, ни страной. Если бы Лопахин выкупил поместье для них, эти бездарные хозяева всё равно потеряли бы его чуть позже.

Отношения между героями

Раневская и Гаев

Социальный конфликт у Чехова, если и присутствует, то завуалировано. Делец Лопахин изображён не как беспощадный и агрессивный по отношению к дворянам хищник. Высокомерный Гаев его, конечно, раздражает своим бессилием, неприспособленностью, бесполезностью. «Баба вы!» — кричит в ярости купец Лопахин аристократу Гаеву.

Но Раневскую герой по-своему любит. Задолго до приезда владелицы вишнёвого сада он уже находится в её доме и несколько часов проводит в ожидании. В первом же его монологе звучит искренняя привязанность к Любови Андреевне.

Выросший среди грязи, грубости, дикости мальчишка в молодой дворянке увидел воплощение идеальной жизни, где прекрасные женщины ко всем ласковы и добры, всё вокруг красиво и изящно устроено, люди живут счастливо и легко. Этот идеал остался в памяти Ермолая навсегда. Возможно, стремление достичь его и помогло герою добиться своего нынешнего положения.

Трофимов и Аня

Ермолай Алексеевич относится к молодым персонажам пьесы добродушно, с лёгкой иронией. Он не прочь посмеяться над «вечным студентом», но делает это без злости. Готов помочь Трофимову деньгами. Да и бывший учитель ему симпатизирует: «Все-таки я тебя люблю. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа…».

Лопахина привлекают наивные мечты молодого поколения, их искренняя вера в прекрасное будущее. Ведь предприниматель тоже трудится для будущего. Только цель они видят по-разному.

Речь героя

Удивительно, но необразованный Ермолай говорит очень хорошо. Лучше высказывается только Трофимов. Но речи последнего о чудесном будущем бессодержательны, хоть и красивы. Гаев и его сестра выражаются в основном короткими, бессвязными восклицаниями. Лопахин предельно просто, точно, понятно формулирует свои мысли, пытается выстроить диалог, требует чётких ответов. Но его планы, его слова отвергаются. Они принадлежат миру материальной выгоды. Дворяне не способны даже думать в этом направлении, чем лишают и его способности говорить: «Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. Вы меня замучили!» Герой способен на глубокие размышления о цели жизни на земле, о человеке: «Я думаю: господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами».

Вывод

Ермолай Лопахин — человек дела. Только работая, он чувствует осмысленность своего существования. Проведённые в доме Раневской дни он считает потерянными и спешит вновь погрузиться в дела. При всём этом его не оставляет чувство своей неуместности в этой среде. Острее прочих он чувствует неотвратимо надвигающиеся перемены, скорый конец привычной жизни. Усилия, которые Ермолай употребил, чтобы сохранить усадьбу Раневской, доказывают: герой не готов разрушить связь с прошлым. «Тонкая душа», о которой говорил Трофимов, не позволяет отказаться от лучших, самых светлых воспоминаний.

На заре наступающего века Россия, по мысли Чехова, ещё не сформировала идеал человека действия. Но образ Лопахина наиболее близок ему.

Характеристика образа Лопахина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Ермолай Алексеевич Лопахин — характеристика героя в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»

Внешность и происхождение персонажа

Ермолай Алексеевич – выходец из бедной крестьянской семьи. Жестокий отец бил сына палкой, не обеспечивал необходимым. Ермолай бегал по снегу босиком, нигде не учился. Крепостные дед и отец были «в рабстве» родителей Раневской. Ермолай любит называть себя «мужиком». Под этим словом он подразумевает целый класс крепостных крестьян, работающих на хозяев. Мужиков не пускали в дом, даже в те комнаты, где редко были хозяева. Из слов сына становится понятно, что отец по профессии, по роду занятий – торговец в лавке. Возможно, торговая жилка отца и переросла в предприимчивость сына. В какие-то моменты кажется, что Лопахин не гордиться, а кичится своим происхождением. Но здесь, наверное, смешанные чувства. Ермолай Алексеевич доволен собой: он сумел приобрести имение, о котором не могли бы и мечтать его предки.

Молодой купец аккуратен внешне. Странно, но автор не говорит о возрасте Лопахина. Можно только предположить ему где-то между 30 и 40. Ему было лет 15, когда Раневская была молодой и худенькой. Что подчеркивает классик в облике персонажа:

  • Нежные пальцы;
  • Белая жилетка;
  • Желтые башмаки.

Скромные детали, но легко представляемый образ.

Жизненный путь Лопахина

Судьба Лопахина, Ермолая Алексеевича с самого начала тесно переплетена с судьбой семьи Раневской. Его отец был крепостным у отца Раневской, торговал «на деревне в лавке». Однажды, – вспоминает Лопахин в первом действии – отец выпил и разбил ему лицо. Тогда молодая Раневская отвела его к себе, умыла и утешила: «Не плачь, мужичок, до свадьбы заживет».

Лопахин до сих пор помнит эти слова, и они отзываются в нем двояко. С одной стороны его радует ласка Раневской, с другой – слово «мужичок» больно задевает его гордость. Это его отец был мужиком, протестует Лопахин, а сам он «выбился в люди», стал купцом. У него много денег, «белая жилетка и желтые башмаки» – и всего этого добился он сам. Родители его ничему не обучали, отец только спьяну бил. Вспоминая об этом, герой признается, что, в сущности, он остался мужик мужиком: почерк у него скверный, а в книгах он ничего не понимает – «читал книгу и заснул».

Несомненного уважения заслуживает энергичность и трудолюбие Лопахина. С пяти часов он уже на ногах, работает с утра до вечера и не мыслит своей жизни без работы. Любопытная деталь – из-за его деятельности ему все время не хватает времени, постоянно упоминаются какие-то деловые поездки, в которые он отправляется. Этот герой в пьесе чаще других смотрит на часы. В противовес поразительно непрактичной семье Раневской он знает счет и времени, и деньгам.

В то же время Лопахина нельзя назвать стяжателем или беспринципным «купцом-хапугой», подобно тем купцам, образы которых так любил рисовать Островский. Об этом может свидетельствовать хотя бы та легкость, с которой он расстается со своими деньгами. По ходу пьесы Лопахин не раз даст или предложит денег в долг (вспомним диалог с Петей Трофимовым и вечного должника Симеонова-Пищика).

А самое главное – Лопахин искренне тревожится о судьбе Раневской и ее имения. Купцы из пьес Островского никогда бы не стали делать того, что приходит в голову Лопахину – он сам предлагает Раневской выход из ситуации. А ведь прибыль, которую можно получить, сдав вишневый сад под дачные участки, совсем не маленькая (Лопахин сам ее и подсчитывает). И куда выгоднее было бы дождаться дня торгов и втихомолку купить доходное имение. Но нет, герой не таков, он не раз предложит Раневской подумать о своей судьбе. Лопахин вишневый сад покупать не стремится. «Я вас каждый день учу» – с отчаянием говорит он Раневской незадолго до торгов. И не его вина, что в ответ он услышит следующее: дачи – это «так пошло», на это Раневская никогда не пойдет. Но он, Лопахин, пусть не уходит, с ним «все-таки веселее»…

Характер героя

Лопахин показан с разных сторон. Его характер позволяет выбрать самые яркие черты:

  • Трудолюбие: встает в 5 утра и работает до позднего вечера.
  • Ум: мужчина без образования добивается успехов в накоплении состояния.
  • Скромность: не отказывается от мужицкого происхождения.
  • Самокритичность: Ермолай знает свои слабые стороны, не боится их озвучивать окружающим: болван, идиот, плохой почерк.

Ермолай Лопахин очень занят. Он не упускает ни одной возможности увеличить свои капиталы.

Лопахин может нахамить, поэтому Гаев называет его кулаком. Мужчина не обращает внимания на такие реплики в свой адрес, возможно, Гаев не тот человек, к словам которого стоит прислушиваться. Трофимов сравнивает Ермолая с хищником. В сюжете пьесы хищническая натура проявляется очень ярко. Лопахин «проглотил» вишневый сад, не заметив, сколько горя он принес окружающим. Причем следует отметить, что часть из них ему близка.

Деловая хватка Лопахина

Безусловно, Лопахин, характеристика которого нас интересует, обладает предприимчивостью, деловой хваткой и умом. Масштабы его деятельности намного шире, чем у прежних хозяев. Он энергичен. При этом основная часть состояния этого героя заработана была его собственным трудом. Для него не был простым путь к богатству. Отдельные замечания и реплики говорят о том, что у этого купца есть какое-то большое «дело». Им он всецело поглощен. Лопахин при этом легко расстается со своими деньгами, давая их взаймы Симеонову-Пищику и Раневской, предлагая настойчиво Пете Трофимову. Этому герою вечно не хватает времени: он или отправляется в деловые поездки, или возвращается. По его собственному признанию, он встает в пятом часу утра, с утра до вечера работает. Ермолай Алексеевич говорит, что без работы не может. Чаще остальных в произведении смотрит на часы именно Лопахин. Характеристика его дополняется этой существенной деталью уже в начале произведения. Его первая реплика в пьесе: «Который час?» Этот купец постоянно помнит о времени.

Убеждения и авторитеты

Ермолай Алексеевич не боится труда на земле. Сельское хозяйство дает ему хороший доход: сеет мак и получает по 40 тыс. Он восхищается природой, но удивительно только той, которая приносит прибыль. Цветущий мак – красивая картина. Громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты заставляют мозг Лопахина работать с утроенной силой. Он представляет людей великанами, которые должны освоить все природные дары. А вишневый сад не восхищает купца. Он видит в нем только площади для дач. Нежная душа мужчины не расстраивается при мысли о гибели сада. Замечательно в саду только то, что он большой. Размер соизмерим с возможным доходом. Вкусные ароматные ягоды – неинтересно. Они родятся 2 раза в год, что с ними делать. Ими невыгодно даже торговать.

Главное убеждение купца – значимость денег. Чем больше он крутится среди них, тем меньше видит порядочных людей. Все ему кажутся нечестными, завистливыми и злыми. Нельзя сказать, что деньги сделали Лопахина скупым человеком. ОН дает в долг, классик не уточняет условия долга, но не все хотят пользоваться щедростью купца. Петр Трофимов предпочитает остаться бедным, но не должником купца. Раневская с легкостью просит взаймы.

А.П.Чехов вошёл в мировую литературу как родоначальник новой драмы. Его драматургия потрясла все основы этого рода литературы. В пьесах Чехова нет конфликта, ярко выраженного действия. Зато присутствует «подводное течение», размыта картина положительных и отрицательных образов, нет ключевого события, «пафос действия» сменён «пафосом раздумья». Все особенности новой драмы воплощены в комедии «Вишнёвый сад». Одним из способов передать образ становится речевая характеристика героя.

Чтобы раскрыть сложный противоречивый характер Лопахина, Чехов использует речь героя. C Лопахиным мы знакомимся в первом действии пьесы, по первым фразам, сказанным им, можно судить и о его мужицком происхождении, и о его невысокой культуре по словам и выражениям простонародного говора: «Со свиным рылом в калашный ряд», «какого дурака свалял» и др. Но Лопахин постоянно вращается среди интеллигенции и старается говорить так, как говорят окружающие его образованные люди, но его необразованность, малая начитанность не позволяют ему говорить так же, как они, и у Лопахина получается: «Позвольте вас спросить, как вы обо мне понимаете?» или: «Музыка, играй отчетливо!» Лопахин читает, но слишком мало, потому что много работает и устаёт, чтение его усыпляет. В его речи можно встретить иноязычные слова, например: «Вот мой проект», употребляет он и литературные цитаты, хотя и искажённые: «Охмелия, иди в монастырь», — говорит он Варе. Речь Лопахина в зависимости от обстановки и отношения его к окружающим приобретает разные оттенки. Она звучит то шутливо: «(заглядывает в дверь и мычит). Ме-е-е…»; то в ней слышится тон повелителя: «Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать!»; в других случаях речь его груба: «Отстань. Надоел!» Речь Лопахина указывает на ясный, практичный ум Ермолая Алексеевича. «Вот мой проект спасения вишневого сада…», — обращается он к Гаеву и Раневской, и все в его речи ясно и логично. В его тоне слышится уверенность дельца: «Решайтесь! Другого выхода нет, клянусь вам. Нет и нет». Гордость и сознание своего могущества слышатся в его торжествующих фразах после приобретения имения: «Идет новый помещик, владелец вишневого сада. За все могу заплатить!»

Из речи Лопахина видно, что говорить много и тем более не по делу он не любит. Все его разговоры диктуются прямой необходимостью. В языке Лопахина ярко отражаются его главные жизненные интересы и потребности. Лопахин — капиталист, и приобретательство, накопление становятся его второй натурой, и это очень хорошо отражает его речь. Основными темами высказываний Лопахина являются темы коммерции и работы, труда. В его речи так и мелькают слова: долги, торги, дачные участки, аренда; точный расчет: «двадцать пять тысяч дохода», «взаймы тысяч пятьдесят достану». C каким азартом он рассказывает о торгах, где он приобрел вишневый сад! Это говорит делец, коммерсант, хорошо понимающий свою выгоду от покупки имения: «Дериганов сверх долга сразу надавал тридцать… я схватился с ним, надавал сорок. Он сорок пять. Я пятьдесят пять. Он, значит, по пяти надбавляет, я по десяти. Ну, кончилось. Сверх долга я надавал девяносто, осталось за мной». Обилие глаголов не только передает атмосферу торгов, но и подчеркивает деятельную натуру Лопахина, а много раз повторенное «я» — любование собою купца, выигравшего трудный коммерческий поединок.

Собственная речь человека не щадит его: положительные и отрицательные черты она выявляет в равной мере. Теперь он совсем по-другому произносит «Я купил!» Эти слова звучат весело, радостно, с чувством гордости за себя… «Боже мой, господи, вишневый сад мой!» Здесь, кажется, Лопахин должен остановиться, схватиться руками за голову и на мгновение замереть, так как он еще раз хочет убедиться, не сон ли это. И, убедившись в том, что не спит, от радости «топочет ногами» … «Идет новый помещик, владелец вишневого сада!» Лопахин говорит эти слова с иронией, наверное, идет, выпятив грудь, запрокинув голову. Сейчас он делает это в шутку. Но что будет потом?

От сильного волнения он не в силах ни стоять, ни сидеть, а ходит по сцене широкими шагами, размахивая рунами: «Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья…» — приглашает Лопахин, приходя в азарт, будто топор у него уже в руках. Он видит, что одним напоминанием о вишневом саде делает больно всем присутствующим, но теперь ему не до них: сейчас радость и представившаяся картина еще большего обогащения застилают ему глаза. Он мечтает о новой счастливой жизни, но не для всех людей на земле, а только для своих внуков и правнуков…

Так постепенно герой перестаёт быть положительным, доброжелательным, сватовство к Варе превращается в фарс, а вырубка вишнёвого сада делает из комедии трагедию…

Так речи Лопахина приоткрывают завесу, помогают понять образ неоднозначного героя в полной мере. Но надо отдать ему должное, в его словах нет примитивизма, встречаются сложные по строению предложения, красивые фразы, например, о труде, о стремлении работать, о трогательных глазах Раневской, но его речь бедна своей идеей, однобока и направлена в основном на достижение выгоды.

Читаемое в разделе:

  • Герои-недотёпы в драматургии Чехова (по пьесе «Вишневый сад»)
  • Счастье и радость жизни в правде. По рассказу Чехова «Ионыч»
  • Говорящие фамилии героев рассказа «Хамелеон»
  • Поэтика чеховского рассказа
  • Проблема подавления и искажения человеческой личности
  • Тема любви в пьесе Чехова «Вишневый сад»
  • Деградация личности в рассказе Чехова «Ионыч»

Ранее опубликованные в разделе:

  • Счастье и радость жизни в правде. По рассказу Чехова «Ионыч»
  • Говорящие фамилии героев рассказа «Хамелеон»
  • Герои-недотёпы в драматургии Чехова (по пьесе «Вишневый сад»)
  • Поэтика чеховского рассказа
  • Проблема подавления и искажения человеческой личности

Новые материалы раздела:

  • Анализ рассказа Чехова «Человек в футляре»
  • Тема любви в пьесе Чехова «Вишневый сад»
  • Деградация личности в рассказе Чехова «Ионыч»
  • Три поколения в пьесе Чехова «Вишневый сад»
  • Образ Раневской в пьесе Чехова «Вишневый сад»

Лопахин и хозяева вишневого сада

Ермолай знает Раневскую с детства. Он относится к ней с нежностью. Из реплик героя зритель узнает, что хозяйка имения сделала для купца много хорошего. Любовь к женщине как к родному человеку, сестре, подруге. Отношения носят доверительный характер. Ермолай хочет, чтобы Раневская ему верила по-прежнему. Интересна фраза:

«Спите себе спокойно, выход есть…»,

но когда решение с садом принято, от Лопахина бывшим хозяевам не поступило никаких предложений.

По мнению некоторых литературоведов, Ермолай Алексеевич любит Раневскую больше, чем родную. Светлое чувство, желание помочь проходят через весь сюжет, но другие считают, что для купца любовь к Любови Андреевне завершается судьбой вишневого сада. Он сам подрубает то, что хранил глубоко в душе.

Характеристика Лопахина глазами других персонажей

Итак, перед нами предстает незаурядный персонаж, в котором деловая хватка и практичный ум сочетаются с искренней привязанностью к семье Раневских, а эта привязанность в свою очередь противоречит его желанию нажиться на их имении. Чтобы составить боле точное представление об образе Лопахина в пьесе «Вишневый сад» Чехова, посмотрим на то, как отзываются о нем остальные герои. Диапазон этих отзывов будет широким – от «громаднейшего ума человека» (Симеонов-Пищик) до «хищного зверя, съедающего все на своем пути» (Петя).

Яркая негативная характеристика принадлежит брату Раневской, Гаеву: «хам, кулак». Несколько украшает Лопахина в глазах Гаева то обстоятельство, что он «Варин женишок», и все же это не мешает Гаеву считать купца человеком ограниченным. Однако же посмотрим, из чьих уст звучит в пьесе подобное описание Лопахина? Сам Лопахин и повторяет его, причем повторяет беззлобно: «Пускай говорит». Для него, по его собственным словам, важно одно-единственное – чтобы «удивительные, трогательные глаза» Раневской глядели на него «как прежде».

Сама же Раневская относится к Лопахину с сердечной теплотой. Для нее он – «хороший, интересный человек». И все же из каждой фразы Раневской явствует, что они с Лопахином люди разного круга. Лопахин же видит в Раневской нечто большее, чем просто старую знакомую…

Лопахин и приемная дочь Раневской

Приемная в семью девушка искренне любит Ермолая. Она надеется, что Лопахин хороший душевный человек. В разговоре с Любовью Андреевной Ермолай не отказывается от женитьбы: «Я не прочь…». Но уже больше 2 лет их мнимая связь звучит только в воздухе. Купец сторонится Вари, молчит в ее присутствии или шутит. В последних актах пьесы мать просит Лопахина предложить руку и сделать предложение, закончить с этой проблемой. В наборе слов монолога Ермолая много противоречий:

  • Не понимаю – признаться;
  • Есть еще время – хоть сейчас;
  • Покончим – баста;
  • Без вас – не сделаю предложения.

Читатель понимает, что Ермолай не готов. Он надеется, что все разрешиться само собой. Зачем сковывать себя узами брака сейчас, когда есть другое радостное событие? Приобретение вишневого сада открывает для купца новые возможности, а любовь остановить его жизнь. У купца нет времени на чувства, тем более что у любви нет реальной стоимости.

От исполнителя роли Лопахина зависит успех всей пьесы. Это мнение автора. Классик в центр действия ставит не настоящих владельцев сада, а будущего хозяина. Пьеса становится отправной точкой новой жизни каждого героя. Лопахин – причина изменений. Его трезвый взгляд, практичность, деловая хватка привлекают зрителей.

Лопахин Ермолай Алексеевич: характеристика и роль в пьесе

Лопахин — богатый купец, персонаж пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» (1903).

Характеристика Лопахина

Лопахин Ермолай Алексеевич – богатый купец, выходец из простых мужиков (его отец был крепостным). Отец Лопахина стал свободным после отмены крепостного права (1861). Имея немного денег, он открыл лавку и разбогател. Ермолай энергично взялся за дело отца и значительно преумножил его богатство. Несмотря на свое состояние, Лопахин остался простым мужиком (он любил это подчеркивать).

Лопахин, обладает расчетливым умом, деловой хваткой и предприимчивостью. Он энергичен, и масштабы его деятельности значительно шире, чем у прежних хозяев жизни.

С пяти часов он уже на ногах, работает с утра до вечера и не мыслит своей жизни без работы. Любопытная деталь – из-за его деятельности ему все время не хватает времени, постоянно упоминаются какие-то деловые поездки, в которые он отправляется. Этот герой в пьесе чаще других смотрит на часы. В противовес поразительно непрактичной семье Раневской он знает счет и времени, и деньгам.

Лопахин любит Раневскую и хранит теплые воспоминания о ней. В разговоре с Дуняшей он говорит:

«Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати, отец мой покойный – он тогда здесь на деревне в лавке торговал – ударил меня по лицу кулаком, кровь пошла из носу. Любовь Андреевна, как сейчас помню, еще молоденькая, такая худенькая, подвела меня к рукомойнику, вот в этой самой комнате, в детской. «Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживет. “

План спасения сада

Узнав о ее беде (вишневый сад не приносит доход и Раневская вынуждена выставить его на продажу, чтобы отдать долги) Лопахин предлагает план спасения. Как истинный предприниматель, он находит способ сделать сад рентабельным. Для этого нужно разбить сад на участки и отдавать в аренду под дачи. Правда саму вишню придется вырубить.

Лопахин, будучи натурой практичной и немного приземленной, не понимает ностальгических чувств, которые Раневская испытывает к саду. Когда она не соглашается так поступить с дорогим им садом, Лопахин удивляется легкомыслию и праздности Раневской и ее брата. Сам он встает в 5 утра и работает до ночи.

Торжество Лопахина

В конце пьесы именно Лопахин приобретает вишневый сад. Это момент наивысшего его торжества: сын мужика, «малограмотный Ермолай», становится владельцем дворянского имения, где его «отец и дед были рабами». Он уже не задумывается о чувствах бывших хозяев имения. Радость так и рвется из Лопахин, он хохочет и топочет ногами. Его чувства выражатся в монологе:

«Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай купил имение, прекраснее которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. ».

Став владельцем имения Раневской, новый хозяин мечтает о новой жизни: «Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят новую жизнь. Музыка, играй!»

«Новый хозяин» жизни, Лопахин, олицетворяет новое время. Он – единственный, кому дано приблизиться к пониманию сущности эпохи, но в его жизни нет места настоящей красоте, душевности, человечности, потому что Лопахин – символ только настоящего. Будущее же за другими людьми

Цитаты Лопахина

– Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках.

– Ваш брат, вот Леонид Андреевич, говорит про меня, что я хам, я кулак, но это мне решительно все равно. Пускай говорит. Хотелось бы только, чтобы вы мне верили по-прежнему, чтобы ваши удивительные, трогательные глаза глядели на меня, как прежде. Боже милосердный! Мой отец был крепостным у вашего деда и отца, но вы, собственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я забыл все и люблю вас, как родную. больше, чем родную.

– Очень уж ты нежная, Дуняша. И одеваешься, как барышня, и причёска тоже. Так нельзя. Надо себя помнить.

– У меня постоянно деньги свои и чужие, и я вижу, какие кругом люди. Надо только начать делать что‑нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей.

– Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает.

– Я весной посеял маку тысячу десятин и теперь заработал сорок тысяч чистого. А когда мой мак цвел, что это была за картина! Так вот я, говорю, заработал сорок тысяч и, значит, предлагаю тебе взаймы, потому что могу. Зачем же нос драть? Я мужик… попросту.

– Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна, и все палкой. В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья.

Образ и характеристика Лопахина в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинение

Лопахин – один из главных героев «Вишнёвого сада», купец, который обладает большим умом, сообразительностью и рациональным подходом к делам. Он даёт бодрые советы о продаже сада представителям дворянства, которые считают продажу преступлением против красоты. Сам Лопахин прекрасно понимал эстетическую сторону сада, который строили его предки, но прежде всего он – купец, человек, который работает ради максимальной выгоды. А исходя из этого он принимает решения, которые, возможно, чужды его тонкой душевной натуре актёра, потому что другая часть его души – капиталистическая.

Несмотря на то, что в обществе он занимал положение выше обычных мужиков, свою значимость он не принимал, или делал вид, что не принимает, ибо говорил, что считает себя простым мужиком, что почерк у него такой, что перед людьми стыдно показывать, что отец был его идиотом, что бил его и потому сам Лопахин тоже идиот. Возможно, он говорил это искренне, но мне кажется, что он просто не хотел показаться зазнавшимся, стать белой вороной среди обычных мужиков. На деле же он прекрасно понимал, что разница в доходе между ним и обычными людьми колоссальна, а это и есть главное различие между сословиями.

Его образ, как капиталиста, раскрывается в том, что его автор называет зверем, который пришёл, чтобы забрать у всех то, что плохо лежит. Зверем, который будет вырывать зубами свою добычу даже у самых знатных господ. Трофимов в одном из диалогов так и говорит, что такие люди, как Лопахин, нужны для обмена веществ в обществе, что такие звери просто необходимы обществу.

После покупки вишнёвого сада самим Лопахиным автор даёт чётко понять, что Лопахин понимает, кто он теперь. Теперь для него деньги не проблема, он раскидывает их налево и направо, говорит, что за всё может заплатить. При всём при этом, в речи Лопахина слышатся жаргонизмы, присущие купцам, а не высшему сословию, что и делает его приземлённым в глазах зрителя, ещё не доросшим до высоких господ, хоть и имеющего много денег. Но его умение приспосабливаться делает его более привлекательным: среди господ он ведёт себя почтительно, говорит мягко и с уважением; среди тех, кто его теперь обслуживает он может подать и голос хозяина, с нотками приказания и строгости в голосе. Так или иначе, Лопахин – это человек, который много добился своим трудом и умом. Но счастлив ли он теперь?

Бесспорно, Чехов – гений. А его пьеса «Вишнёвый сад» показывает всему человечеству проблемы людей из разных сословий, разных поколений. Чехов своей пьесой открывают читателю взгляд на новый слой населения, который появляется на закате дворянства — на капиталистов.

Вариант 2

Не все знают, но свою последнюю пьесу «Вишневый сад» А. П. Чехов задумал как комедию. Об этом свидетельствуют противоречивые характеры героев. Ключевую роль в пьесе занимает Лопахин Ермолай Алексеевич. Это, говоря современным языком, удачный предприниматель, делец, достаточно молодой человек, выбившийся из «низов». Отец Лопахина был крепостным и служил у Раневских, а сам Ермолай (благодаря своему труду) свободно вхож в дом господ и чрезмерно этим гордится.

Чехов включил его в число «недотеп». Лопахин умеет работать с утра до вечера. Он не понимает праздной жизни хозяев имения. Ему нравится Варя и она готова выйти за него замуж, но в то же время ему вроде не хватает времени на проявление чувств. Он постоянно дразнит, доводит девушку. Ему нравится Любовь Андреевна, кажется, что он даже немного влюблен в нее, готов помочь ей и… при этом покупает имение и кичится этим.

Его внешний облик также противоречив. Это — «белая жилетка и желтые башмачки». На свой счет он не обманывается, сам говорит, что лезет «свиным рылом в калашный ряд», засыпает над книгой, имеет такой некрасивый почерк, что «перед людьми совестно». В начале пьесы мы видим, что Ермолай, несмотря на занятость, специально приезжает в поместье встречать Любовь Андреевну и… упускает поезд.

В то же время Петя Трофимов замечает в нем «тонкую, неясную душу», нежные как у артиста пальцы. Лопахин чутко ощущает несовершенство человека и жизни. Со слезами на глазах он мечтает, чтобы это несовершенство скорее прошло и люди стали счастливее. В то же время у него кружится голова от сознания того, что имение уже принадлежит ему и не дождавшись отъезда хозяев приказывает рубить деревья.

Будучи деловым человеком Лопахин общается с разными людьми и вполне реально их оценивает Его нельзя обмануть, проницательность Ермолая Алексеевича воистину удивительна. Он замечает хитрость, скупость, желание обмануть и бесцельность существования многих. Но ему не дано понять «непрактичных» господ, для которых сдать имение под дачи кажется такой пошлостью.

Одни считают его хамом, кулаком (Гаев), для Любови Андреевны он хороший, щедрый человек, а один из героев пьесы (Симеон-Пищиков) не без основания считает его человеком с громадным умом.

По сути собирательный образ «лопахиных» (а пьеса была написана в 1904 году), которых сейчас великое множество — это «новые хозяева», капиталисты, умеющие выжить в любом обществе. Но беда этих людей в том, что они видят и ценят красивое, но лишь как произведение искусства. Деловая жилка не позволяет им самим быть душевными, благородными людьми.

Сочинение про Лопахина

А.П. Чехов написал замечательное произведение «Вишневый сад», где один из героев позиционирует себя настоящим мужиком. Этого персонажа зовут Лопахин. Его образ можно назвать собирательным.

Так же Лопахин выступает в качестве яркого представителя нового времени. Потому, что он нашел способы заработать капитал с помощью новых условий. Он трудолюбив и целеустремлен. Лопахин благодаря своим стараниям смог добиться уважения представителей высшего общества. Для этого ему пришлось много работать и учится (заниматься самообразованием).

Лопахин относится к вишневому саду не как к любимому месту, а как к выгодной территории. Здесь он планирует построить дачные участки и сдавать их в аренду. Это выгодная идея для бизнеса. Такой проект очень быстро принесет Лопахину хорошую прибыль. Персонаж не стремится к изяществу, он приветствует простоту и практичность. Лопахин простой мужик, который действует.

Лопахину чужды высокие чувства и порывы. Он не любит вишневый сад с таким трепетом как его любили прежние владельцы. Для него это место где можно заработать большие деньги. Для него растущие деревья не значимы. Он способен с ними легко распрощаться.

В конце пьесы Лопахин начинает терять над собой контроль. Он как сумасшедший хватает топор и начинает рубить деревья в саду на глазах у прежних владельцев. Делает он это, чтобы поиздеваться над ними. Раньше его родственники работали в саду на хозяина, а сегодня Лопахин стал владельцем всего этого. Он стал считать себя королем всего мира. Лопахин всего добился самостоятельно и он очень этим гордится. В ситуации с вырубкой сада Лопахин показал свою хищническую натуру. Он выставил себя жадным к деньгам человеком.

Лопахин ни капельки не стыдится своей неграмотности и не компетентности в некоторых вещах. Он прекрасно знает, что интеллектуально уступает помещикам, но его это не беспокоит. Он стремится только заработать деньги, внутренний мир для него не важен и не интересен.

По своей натуре Лопахин простой, неотесанный и грубый мужчина. Он вспоминает про хорошие манеры только тогда, когда ему это выгодно. Благодаря своему напору и грубой силе он достиг таких высот.

Чехов под вишневым садом подразумевал Россию. Поэтому он показал, то, что пока в правительстве была элита, то и страна цвела и благоухала как ухоженный сад. Но когда к власти пришел простой мужик как Лопахин, то государство превратилось в обычный дачный участок.

Несмотря ни на, что Лопахин не является негативным персонажем. Чехов его изобразил как человека, который должен прийти на смену изнеженной власти. Лопахин сочетает в себе практичность, силу и суровый нрав.

Характеристика героя

В пьесе Чехова, Лопахин является простым человеком, заработавшим хороший капитал. Он судьбой «подарен» Любови Раневской, как единственный шанс исправить плохую ситуацию.

Ермолай — умный и расчетливый мужчина. Его гениальный план по использованию вишневого сада, не воспринимался в качестве перспективной идеи. Он не может понять, почему его перспективную идею не могут услышать данные люди. Семья Раневских и светские люди не признают его полноправным членом общества. Для них он будет обычным человеком.

Его раздражают поступки высшего общества. Он быстро принимает решения, поэтому желает передать свою активность окружающим людям. Мужчина приравнивает медлительность в рассмотрении дела к преступлению.

Ермолай искренне желает помочь семье Раневской выплатить все долги. Он не разделяет отношения людей к вишневому саду, когда печально складывается семейное благополучие.

Мужчина привязан к Любови, поэтому желает помочь ей в трудную минуту, но в определенный момент к нему приходит внутренней разочарование данной женщиной. Он выступает против действий, происходящих в поместье. Он понимает, что потратил много времени для решения данной задачи.

Лопахин не может проявлять чувств, поэтому он просто скрывает эмоции. Стоит отметить, что мужчина по натуре является щедрым человеком, поэтому хорошо платит за оказанные ему услуги. В его намерения не входит оплачивать то, что человек не считает важным в своей жизни.

У Лопахина и Вари сложные взаимоотношения. Читатель замечает, что они симпатизируют друг другу, но нерешительные действия мужчины, заставляют юную особу оставить родовое поместье. Он чувствует, что Варя обижена на него за покупку данного поместья. Еще зритель замечает, что она бросает ключи на пол. Мужчина поднимает связку, не осуждая юную особу.

Лопахин знает себе цену. Ему хочется, чтобы люди оценили его достоинства. Однако, этого не происходит, поэтому мужчина не учитывает мнение окружающих людей. Он считает себя победителем в этой истории. Он смог купить усадьбу, где содержали его предков. Ермолай счастлив, что он смог осуществить свою мечту. По случаю их отъезда он устраивает праздник.

Лопахин предстает перед читателем в качестве разумного, доброго человека. Он привык самостоятельно решать трудности, не держать зла на людей. В нем есть значительный деловой подход, нежели простой авантюризм.

Почему Лопахина не воспринимают в высшем обществе? Его не воспринимают в высшем обществе, так как он отличается практическими качествами, не поддерживая глупые решения.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Лопахина в пьесе Вишнёвый сад

Популярные сегодня темы

Крестьянский сын Сергей Есенин появился на свет 21 сентября 1985 года в рязанской глубинке селе Константинове.

Понятие «тургеневской девушки» стало известно с того момента, как была издана повесть «Ася», раскрывающая образ молодой девушки со стороны ее внутреннего мира.

Каждый человек пришел на этот свет не просто так. У каждого в жизни своя роль. Каждый после себя должен оставить след, оставить то, за что тебя будут помнить

Печорин – фигура неоднозначная, очень противоречивая. Симпатичный молодой человек дворянского происхождения, воспитанный, получивший приличное образование. Умный и талантливый, отличный манипулятор.

Глядя на полотно «Празднество свадебного договора» окунаешься в период давно ушедшего времени. На полотне изображена довольно обеспеченная крестьянская семья, которая выдает свою дочку замуж. Поэтому каждый зритель понимает насколько это важный

Образ и характеристика Лопахина — героя пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад»

Происхождение, социальный статус

Купец Лопахин детство провёл в деревне, которая была во владении богатых дворян Раневских. Прошлое Лопахина было трудным. Его дед и отец были крепостными в имении Раневских, по сути, это были рабы, которых не пускали даже на кухню барского дома.

Отец Лопахина, видимо, был человек деловой. После отмены крепостного права он сумел скопить деньги и стал торговать, открыв в деревне лавку. Ермолай Алексеевич перенял отцовскую деловую хватку и сумел стать богатым купцом.

Характер

В коротких монологах Лопахина раскрываются привлекательные черты его характера:

  • Деловитость, практичность, ум (хотя герой не получил образование, так как у него было трудное, бедное детство).
  • Трудолюбие (не может сидеть без дела, встаёт в пятом часу утра и работает целый день). Он занимается не только торговлей, но и сельским хозяйством (сеет мак).
  • Скромность (постоянно говорит о себе, что он мужик, «мужик мужиком»).
  • Умеет видеть красоту природы. («А когда мой мак цвёл, что это была за картина!»)
  • Любит Родину, восхищается ею.

Ермолай Алексеевич сумел скопить богатство, но он не жаден: даёт деньги взаймы Раневской, Симеонову-Пищику, хочет дать и Пете Трофимову на дорогу, но тот отказывается.

Уникальность и противоречивость образа Лопахина видна в отношении к нему Пети Трофимова. Именно Петя отмечает, что у Лопахина нежная душа, и что он хищный зверь («…у тебя тонкая, нежная душа…» «…как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает всё, что попадётся ему на пути, так и ты нужен»).

Действительно, в этом герое способность любоваться природой уживается с рациональным умом дельца. Чтобы помочь Раневской, которая из-за долгов потеряет имение, Лопахин предложил вариант спасения усадьбы: отдать вишнёвый сад и землю в аренду под дачи, тем более деревья в саду очень старые и скоро, вероятно, погибнут. Ермолай Лопахин предложил для спасения вишнёвого сада обновить его, ведь дачники займутся хозяйством, посадят деревья, и тогда, по словам героя, «вишнёвый сад станет счастливым, богатым, роскошным…» В этом видна не только рациональность, деловитость Лопахина, но и его понимание красоты старого вишнёвого сада, который нуждается в обновлении.

Отношение Лопахина к окружающим людям

Вариант спасения усадьбы, предложенный Лопахиным, совсем не устраивает Раневскую и её брата Гаева. Они слышать даже об этом не хотят. «Дачи и дачники — это так пошло…» — говорит утончённая дворянка Раневская, которой грозит разорение. И Гаев с ней совершенно согласен. Лопахин, устав их вразумлять, в ярости кричит Гаеву: «Баба вы!» А легкомысленная Раневская снова уводит разговор в сторону, не желая обстоятельно обдумать, как избежать разорения.

Лопахин хочет помочь Раневской, потому что с детства очень хорошо к ней относится. Он до сих пор помнит, как его, пятнадцатилетнего, отец ударил, из носа пошла кровь, и Раневская, тогда молоденькая, подвела его к рукомойнику, чтобы умылся, и ласково утешала.

Лопахин считает Любовь Андреевну хорошим, лёгким, простым человеком. Он любит её, как родную, помнит, что она сделала для него много хорошего.

Когда Лопахин купил на аукционе вишнёвый сад, Раневская горько плакала. Ермолай Алексеевич жалеет её. Но не он ли всё время старался внушить ей, что имение можно спасти и предлагал свой вариант спасения? Если бы вишнёвый сад купил не он, а богач Дериганов, бывшим хозяевам сада было бы не легче.

К Леониду Андреевичу, брату Раневской, Лопахин относится с презрением, так как тот, по его мнению, слабохарактерный, ленивый человек. Лопахин отличается от Гаева трудолюбием, силой характера, деловитостью. А Гаев относится к Ермолаю Алексеевичу тоже с презрением, считая его хамом и кулаком.

С приёмной дочерью Раневской Варей у Лопахина сложные отношения. Они нравятся друг другу, Варя уже два года ждёт от Ермолая Алексеевича предложения, но он его не делает. Как говорит Варя, «он или молчит, или шутит». Она считает, что ему не до неё, так как он всегда занят делом. Возможно, так оно и есть, но существуют и другие мнения о том, почему Лопахин не женится на Варе. Он и рад бы сделать Варе предложение, но она даже при их свидании наедине говорит только о домашних хлопотах, не оставляет пауз, сбивает настроение. При этом она не смотрит на него, оглядывает вещи, что-то ищет в них. Не дождавшись от неё даже взгляда, Лопахин так и не понимает, любит ли она его. Не получив от гордой Вари ни сигнала, ни намёка о взаимности, Лопахин решает не делать ей предложение.

Есть ещё одно предположение: Лопахин не сделал предложение Варе, скорее всего, не из-за своей нерешительности (он ведь очень решительный человек), а из-за того, что с отрочества безответно любил Раневскую. Это только предположение, но вспомним его слова, обращённые к ней: «…люблю вас, как родную… больше, чем родную» (действие 1).

Вывод

Не сумев убедить Раневскую и Гаева, что нужно, чтобы им не разориться окончательно, сдать вишнёвый сад в аренду, Лопахин сам покупает его на аукционе. Двойственность его характера видна в эпизоде, когда он сообщает об этом Любови Андреевне. Ермолай Алексеевич не может сдержать радости — ведь он смог купить имение, которое строили его предки. Но в то же время Лопахин до слёз жалеет Раневскую и укоряет её, что она не послушалась его. Да, он, прежде всего, делец, который работает с утра до вечера ради максимальной выгоды, но, в то же время, у него отзывчивая душа, он желает, чтобы изменилась «нескладная, несчастливая жизнь».

Образ Лопахина в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» — это образ нарождающегося типа русского предпринимателя. Автор гениально, с помощью речи и поступков этого героя выводит из тени новый класс общества — буржуазию, приходящую на смену дворянству.

Характеристика образа Лопахина, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Образ и характеристика Лопахина (Вишневый сад)

Одним из центральных персонажей пьесы А.П.Чехова является предприимчивый выходец из низов. Внешне кажется, что не вокруг его развиваются действия, он стоит в стороне от проблемы произведения. На деле все совершенно иначе. Образ и характеристика Лопахина в пьесе «Вишневый сад» – это гениальный пример умелого владения гениального автора словом. Короткими штрихами, незначительными поступками он выводит из тени новый класс общества.

Внешность и происхождение персонажа

Ермолай Алексеевич – выходец из бедной крестьянской семьи. Жестокий отец бил сына палкой, не обеспечивал необходимым. Ермолай бегал по снегу босиком, нигде не учился. Крепостные дед и отец были «в рабстве» родителей Раневской. Ермолай любит называть себя «мужиком». Под этим словом он подразумевает целый класс крепостных крестьян, работающих на хозяев. Мужиков не пускали в дом, даже в те комнаты, где редко были хозяева. Из слов сына становится понятно, что отец по профессии, по роду занятий – торговец в лавке. Возможно, торговая жилка отца и переросла в предприимчивость сына. В какие-то моменты кажется, что Лопахин не гордиться, а кичится своим происхождением. Но здесь, наверное, смешанные чувства. Ермолай Алексеевич доволен собой: он сумел приобрести имение, о котором не могли бы и мечтать его предки.

Молодой купец аккуратен внешне. Странно, но автор не говорит о возрасте Лопахина. Можно только предположить ему где-то между 30 и 40. Ему было лет 15, когда Раневская была молодой и худенькой. Что подчеркивает классик в облике персонажа:

Скромные детали, но легко представляемый образ.

Характер героя

Лопахин показан с разных сторон. Его характер позволяет выбрать самые яркие черты:

    Трудолюбие: встает в 5 утра и работает до позднего вечера.

Ум: мужчина без образования добивается успехов в накоплении состояния.

Скромность: не отказывается от мужицкого происхождения.

Самокритичность: Ермолай знает свои слабые стороны, не боится их озвучивать окружающим: болван, идиот, плохой почерк.

Ермолай Лопахин очень занят. Он не упускает ни одной возможности увеличить свои капиталы.

Лопахин может нахамить, поэтому Гаев называет его кулаком. Мужчина не обращает внимания на такие реплики в свой адрес, возможно, Гаев не тот человек, к словам которого стоит прислушиваться. Трофимов сравнивает Ермолая с хищником. В сюжете пьесы хищническая натура проявляется очень ярко. Лопахин «проглотил» вишневый сад, не заметив, сколько горя он принес окружающим. Причем следует отметить, что часть из них ему близка.

Убеждения и авторитеты

Ермолай Алексеевич не боится труда на земле. Сельское хозяйство дает ему хороший доход: сеет мак и получает по 40 тыс. Он восхищается природой, но удивительно только той, которая приносит прибыль. Цветущий мак – красивая картина. Громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты заставляют мозг Лопахина работать с утроенной силой. Он представляет людей великанами, которые должны освоить все природные дары. А вишневый сад не восхищает купца. Он видит в нем только площади для дач. Нежная душа мужчины не расстраивается при мысли о гибели сада. Замечательно в саду только то, что он большой. Размер соизмерим с возможным доходом. Вкусные ароматные ягоды – неинтересно. Они родятся 2 раза в год, что с ними делать. Ими невыгодно даже торговать.

Главное убеждение купца – значимость денег. Чем больше он крутится среди них, тем меньше видит порядочных людей. Все ему кажутся нечестными, завистливыми и злыми. Нельзя сказать, что деньги сделали Лопахина скупым человеком. ОН дает в долг, классик не уточняет условия долга, но не все хотят пользоваться щедростью купца. Петр Трофимов предпочитает остаться бедным, но не должником купца. Раневская с легкостью просит взаймы.

Лопахин и хозяева вишневого сада

Ермолай знает Раневскую с детства. Он относится к ней с нежностью. Из реплик героя зритель узнает, что хозяйка имения сделала для купца много хорошего. Любовь к женщине как к родному человеку, сестре, подруге. Отношения носят доверительный характер. Ермолай хочет, чтобы Раневская ему верила по-прежнему. Интересна фраза:

По мнению некоторых литературоведов, Ермолай Алексеевич любит Раневскую больше, чем родную. Светлое чувство, желание помочь проходят через весь сюжет, но другие считают, что для купца любовь к Любови Андреевне завершается судьбой вишневого сада. Он сам подрубает то, что хранил глубоко в душе.

Лопахин и приемная дочь Раневской

Приемная в семью девушка искренне любит Ермолая. Она надеется, что Лопахин хороший душевный человек. В разговоре с Любовью Андреевной Ермолай не отказывается от женитьбы: «Я не прочь…». Но уже больше 2 лет их мнимая связь звучит только в воздухе. Купец сторонится Вари, молчит в ее присутствии или шутит. В последних актах пьесы мать просит Лопахина предложить руку и сделать предложение, закончить с этой проблемой. В наборе слов монолога Ермолая много противоречий:

    Не понимаю – признаться;

Есть еще время – хоть сейчас;

Без вас – не сделаю предложения.

Читатель понимает, что Ермолай не готов. Он надеется, что все разрешиться само собой. Зачем сковывать себя узами брака сейчас, когда есть другое радостное событие? Приобретение вишневого сада открывает для купца новые возможности, а любовь остановить его жизнь. У купца нет времени на чувства, тем более что у любви нет реальной стоимости.

От исполнителя роли Лопахина зависит успех всей пьесы. Это мнение автора. Классик в центр действия ставит не настоящих владельцев сада, а будущего хозяина. Пьеса становится отправной точкой новой жизни каждого героя. Лопахин – причина изменений. Его трезвый взгляд, практичность, деловая хватка привлекают зрителей.

Образ и характеристика Лопахина в пьесе “Вишневый сад”: описание характера, отношения с Раневской и Варей

Ермолай Лопахин
(актер Д. Гарнов).
Спектакль “Вишневый сад”.
Белгородский драм. театр
им. Щепкина.

Купец Ермолай Алексеевич Лопахин является одним из главных героев пьесы “Вишневый сад” Чехова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Лопахина в пьесе “Вишневый сад”: описание происхождения, личности и характера героя.

Также вы найдете описание отношений Лопахина с Раневской и Варей, а также отношение к нему других героев.

Образ и характеристика Лопахина в пьесе “Вишневый сад”

Полное имя героя – Ермолай Алексеевич Лопахин:
“. Я вас не совсем понимаю, Ермолай Алексеич. “

Внешность Лопахина:
“. я вот в белой жилетке, желтых башмаках. ”
“. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста. ”

Возраст Лопахина не указан в пьесе. Вероятно, ему от 30 до 40 лет. Он младше Раневской:
“. Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати Любовь Андреевна, как сейчас помню, еще молоденькая, такая худенькая. “

Лопахин – богатый купец:

По происхождению Лопахин – сын крепостного крестьянина:
“. Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках. ”
“. отец мой покойный – он тогда здесь на деревне в лавке торговал. “

Отец и дед Лопахина были крепостными (“рабами”) в имении Раневской:
“. Мой отец был крепостным у вашего деда и отца. ”
“. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. ”
“. Твой отец был мужик. ” (Петя Трофимов об отце Лопахина)

“. ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком…”

Лопахин – необразованный человек. Он не получил никакого образования, и у него плохой почерк:
“. Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна, и все палкой. В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья. ”
“. их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай. “

У Лопахина было трудное детство. В детстве он ходил босиком зимой, отец бил его палками:
“. Мой папаша меня не учил, а только бил спьяна, и все палкой. ”
“. их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал. “

Лопахин – скромный человек. Он помнит о своем происхождении и не притворяется аристократом:
“. В сущности, и я такой же болван и идиот. “

Лопахин – практичный человек. Он смотрит на вишневый сад не как на красивое место, а как на источник дохода:
“. Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает. “

Лопахин – прямой человек. Так например, он не стесняется в лицо называть Гаева “бабой” за его легкомыслие:
“..(Гаеву.) Баба вы. ”

Лопахин постоянно работает с деньгами – своими и чужими:
“. у меня постоянно деньги свои и чужие, и я вижу, какие кругом люди. Надо только начать делать что‑нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей. “

Лопахин занимается сельским хозяйством:
“. Я весной посеял маку тысячу десятин, и теперь заработал сорок тысяч чистого. А когда мой мак цвел, что это была за картина! Так вот я, говорю, заработал сорок тысяч. “

Лопахин – деловой и занятой человек:
“. Я понимаю. Он богатеет, занят делом, ему не до меня. “

Лопахин не может сидеть без дела:
“. Я все болтался с вами, замучился без дела. Не могу без работы, не знаю, что вот делать с руками; болтаются как‑то странно, точно чужие. “

У Лопахина тонкая, нежная душа:
“. Как‑никак, все‑таки я тебя люблю. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа…”

“. А когда мой мак цвел, что это была за картина!

Лопахин дает деньги в долг Симеонову-Пищику и Раневской:
“. (Подает Лопахину деньги.) Четыреста рублей… За мной остается восемьсот сорок. ”
“. Ермолай Алексеич, дадите мне еще взаймы. ” (слова Раневской)

Раневская считает Лопахина хорошим и интересным человеком:
“. Что ж, Варя, я буду очень рада. Он хороший человек. ”
“. Хочешь – выходи за Лопахина, он хороший, интересный человек. “

Симеонов-Пищик считает Лопахина достойнейшим человеком:
“. Человек, надо правду говорить… достойнейший…”

Варя считается Лопахина хорошим человеком:
“. Он хороший человек, мне нравится. “

Гаев считает Лопахина хамом и кулаком:
“. Ваш брат, вот Леонид Андреич, говорит про меня, что я хам, я кулак, но это мне решительно все равно. Пускай говорит. “

Петя Трофимов любит Лопахина, но считает его хищным зверем:
“. Как‑никак, все‑таки я тебя люблю. ”
“. Я, Ермолай Алексеич, так понимаю: вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен. “

Отношения Лопахина и Раневской

Лопахин знает Раневскую с детства. Она была молодой девушкой, когда ему было 15 лет:
“. Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати Любовь Андреевна, как сейчас помню, еще молоденькая, такая худенькая. “

Раневская сделала много хорошего для Лопахина. И он за это любит ее как родную:
“. вы, собственно вы, сделали для меня когда‑то так много, что я забыл все и люблю вас, как родную… больше, чем родную. “

Лопахин хорошо относится к Раневской:
“. Любовь Андреевна Хороший она человек. Легкий, простой человек. ”
“. вы не беспокоитесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть. “

Лопахин искренне восхищается Раневской:
“. Такая досада! Хотелось поглядеть на вас, поговорить… Вы все такая же великолепная. ”
“. чтобы ваши удивительные, трогательные глаза глядели на меня, как прежде. “

У Раневской и Лопахина доверительные отношения:
“. Хотелось бы только, чтобы вы мне верили по‑прежнему. “

Лопахин постоянно одалживает Раневской деньги:
“. Ермолай Алексеич, дадите мне еще взаймы. “

Лопахин и вишневый сад

Лопахин хочет помочь Раневской избежать разорения. Он предлагает ей вырубить вишневый сад и сдать его в аренду:
“. если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода. ”
“. нужно поубрать, почистить, например, скажем, снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишневый сад…”

Но Раневская отказывается от проекта Лопахина. Ей жалко вырубать сад:
“. Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что‑нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад. “

В конце концов Лопахин сам выкупает вишневый сад на торгах:
“. Вишневый сад теперь мой! Мой. “

Лопахин покупает вишневый сад за большие деньги – более 100 тысяч. Он платит 90 тысяч сверх долга. Долг по имению составляет больше 15 тысяч:
“. Ну, кончилось. Сверх долга я надавал девяносто, осталось за мной. ”

Отношения Лопахина и Вари

Варя, приемная дочь Раневской, любит Лопахина:
“. Она вас любит, вам она по душе, и не знаю, не знаю, почему это вы точно сторонитесь друг друга. Не понимаю. ”
“. Он хороший человек, мне нравится. “

Лопахину давно нравится Варя. Он считает ее хорошей девушкой:
“. Что же? Я не прочь… Она хорошая девушка.
“. Да и вам‑то давно нравится. “

Но Лопахин не делает Варе предложение. Она ждет предложения уже 2 года:
“. Мамочка, не могу же я сама делать ему предложение. Вот уже два года все мне говорят про него, все говорят, а он или молчит, или шутит. “

Лопахин так и не решается сделать предложение. Варя уезжает жить в другое место:
“. Я сам тоже не понимаю, признаться. Как‑то странно все… Если есть еще время, то я хоть сейчас готов… Покончим сразу – и баста, а без вас я, чувствую, не сделаю предложения. “

Ссылка на основную публикацию