Раневская Любовь Андреевна – характеристика героини из пьесы А.П. Чехова “Вишневый сад”

А.П.Чехов. «Вишнёвый сад». Любовь Андреевна Раневская. Цитатная характеристика.

Любовь Андреевна Раневская.

Цитаты.Комментарий.
Любовь Андреевна Раневская, помещица.
«Хороший она человек. Легкий, простой человек».О ней Лопахин.
«Шесть лет тому назад умер отец, через месяц утонул в реке брат Гриша, хорошенький семилетний мальчик. Мама не перенесла, ушла, ушла, без оглядки… (Вздрагивает.) Как я ее понимаю, если бы она знала!»Аня о трагедии в семье.
«Видит бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, все плакала. (Сквозь слезы.) Однако же надо пить кофе.»Высокопарные слова о любви к родине Раневская тут же прерывает обыденными фразами о кофе. Много в её речи и поведении артистизма, показного.
«…не переживу этой радости… Смейтесь надо мной, я глупая… Шкафик мой родной… (Целует шкаф.) Столик мой».Гаев. А без тебя тут няня умерла. Любовь Андреевна (садится и пьет кофе). Да, царство небесное. Мне писали.Рада приезду домой. Но снова всё показное: любовь к вещам и равнодушие к судьбам людей . Слишком спокойно восприняла смерть няни.
«О, сад мой! После темной, ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя… Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!»Прошлое тяготит душу героини.
Гаев. Да, и сад продадут за долги, как это ни странно…Раневская словно не слышит этих слов брата о судьбе сада, ничего не пытается предпринять, чтобы спасти имение.
«Вышла за не дворянина и вела себя нельзя сказать чтобы очень добродетельно. Она хорошая, добрая, славная, я ее очень люблю, но, как там ни придумывай смягчающие обстоятельства, все же, надо сознаться, она порочна. Это чувствуется в ее малейшем движении».Гаев говорит о сестре очень противоречиво.
Любовь Андреевна (глядит в свое портмоне). Вчера было много денег, а сегодня совсем мало. Бедная моя Варя из экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один горох, а я трачу как-то бессмысленно.Раневская просто сорит деньгами. В то время, когда в семье нет денег даже на нормальный обед.
«Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая, и вышла замуж за человека, который делал одни только долги».Критично относится к себе.
«Вы смело смотрите вперед, и не потому ли, что не видите и не ждете ничего страшного, так как жизнь еще скрыта от ваших молодых глаз? Вы смелее, честнее, глубже нас, но вдумайтесь, будьте великодушны хоть на кончике пальца, пощадите меня. Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом… (Обнимает Трофимова, целует его в лоб.) Ведь мой сын утонул здесь…»Трофимову.

Общий вывод.

  • Любовь Андреевна Раневская – помещица , одна из хозяек родового имения. Когда-то она была богата, сорила деньгами. У неё на вечерах танцевали генералы и бароны. Цветущий вишнёвый сад для неё — это символ прекрасной прошлой жизни.
  • Однако это время давно прошло. Её муж пил, умерев от этого, она поехала за любовником за границу, но и тот её обобрал. В начале пьесы автор показал, как она с дочерью Аней возвращается в родное имение. Но его вот-вот должны продать за долги.
  • У героини две дочери — Аня, ей 17 лет, и Варя, приёмная дочь, её 24 года.
  • Она очень рада возвращению, ей дорого в доме всё, ведь это напоминает ей о детстве, о родителях, о погибшем сыне Грише. Ей кажется, что она способна начать новую жизнь.
  • В Раневской много привлекательных черт: доброта, обаяние, восторженность, любовь к природе, музыке, эмоциональность.
  • Однако Раневская не способна к решительным действиям. Так, она и слушать не хочет о предложении Лопахина продать имение дачникам. Продолжает сорить деньгам: ест в дорогом ресторане, заказывает музыкантов, раздаёт деньги прохожему и мужикам. Раневской, как и её брату Гаеву, кажется, что всё как-то решится само собой, что что-то произойдёт и имение снова будет принадлежать им.
  • Она очень легкомысленна, даже беспомощна в решении бытовых проблем. Их за неё кто-то должен всегда решать.
  • По характеру это добрая, внимательная женщина. Не случайно Лопахин всю жизнь вспоминает, как она в детстве его успокаивала после побоев отца. Её любят крестьяне, слуги, все жалеют, когда она снова уезжает за границу.
  • Однако ничего серьёзного в судьбе своих близких она не предпринимает. Раневская оставляет детей (Аня будет учиться, работать, Варя поступила на службу к помещикам), не довела до конца дело с Фирсом, ведь его так и не положили в больницу. Столько незавершённых дел, а она уезжает. Это безразличие, любовь только показная, внешняя, на первом план е- её интересы и чувства.
  • Раневская эгоистична, живёт чувства. Не случайно всё же брат называет её «порочной».
  • Отношение к героини неоднозначное. Она вызывает сочувствие, ведь судьба была порой так жестока к ней. В то же время она сама во многом виновата в своём положении: неумение трудиться, праздная жизнь, неприспособленность к жизни, некоторое равнодушие к судьбам людей, хотя и при доброте к ним – всё это не может вызывать сочувствия. Автор показал, что время дворянства, как сословия, не способного идти в ногу со временем, уже ушло. Надо меняться, иначе просто можно оказаться ни с чем. А именно это ждёт Раневскую через определённое время, когда закончатся деньги.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Образ и характеристика Любви Раневской в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинение

Среди всего творчества А. П. Чехова особняком стоит пьеса «Вишневый сад». Она отмечена критиками, как вершина творчества писателя-драматурга. Помимо этого, после ее написания произошел настоящий прорыв в искусстве драматургии. В пьесе использованы абсолютно новые принципы построения сюжета, композиции и приемы.

Главной героиней произведения является Любовь Раневская. Она является представительницей дворянского общества и воплощает в себе основные его черты.

Раневская – довольно зрелая женщина, которая обладает привлекательной внешностью. Также героиня имеет двух дочерей – Аню и Варю. Варя была не родной дочкой Раневской. Суть пьесы состоит в том, что героине, чтобы рассчитаться с долгами, необходимо продать вишневый сад. Что же довело ее до такой ситуации? В Париже ее возлюбленный разоряет ее и находит следующую жертву, а женщина остается ни с чем. В доме своем она появляется спустя пять лет, после отсутствия на родине. Природа вишневого сада как бы дает надежду на душевное обновление и обретение счастья после серьезных любовных разочарований. Но с долгами необходимо рассчитываться, поэтому единственным решением является продажа сада.

Характер этой женщины достаточно противоречив и неоднозначен. Она сочетает в себе самые разнообразные черты. Она расточительная и безвольная натура, но при этом, одновременно, это добрая, щедрая женщина, которая глубоко понимает искусство, людей.

Чехов любит героиню, но явно показывает читателю абсурдность и нелогичность ее действий. При том, что у нее большие финансовые трудности, Раневская умудряется затеять бал. Автор винит в гибели сада именно ее. Бездумное, пустое расточительство довело Раневскую и ее семью до полного краха. Она искренне верит в то, что финансовые проблемы решатся сами собой, она даже не принимает активного участия в вопросах продажи сада. В тот момент, когда состоялись торги, женщина решает уехать к некогда бросившему ее возлюбленному. Она не думает ни о дочерях, ни о последствиях своих действий.

Раневская идет на поводу у своих желаний и прихотей, но при этом она достаточно добра, умна и образованна. Образ данной героини действительно очень интересный и противоречивый.

Вариант 2

Раневская Любовь Андреевна является главной и самой яркой героиней пьесы «Вишневый сад». Женщина средних лет, но достаточно привлекательна, с весьма противоречивым характером, имеет двух дочерей, одну родную, другую приемную, является владелицей огромного поместья с вишневым садом.

Раневская образованная героиня, щедра, добра к окружающим, воспитанная, самая настоящая аристократка. Вначале пьесы она кажется читателям и зрителям милым и привлекательным человеком, но затем открываются и плохие черты ее характера. Она очень расточительная и легкомысленно относится к деньгам. Женщина привыкла думать только о себе, ее не волнует, чем занимаются ее дети, чем они питаются. Она совсем не участвует в судьбе вишневого сада, она даже не думает о последующих последствиях. Но несмотря на это, люди все же к ней тянутся.

Раневская абсолютно пустая внутри, она привыкла жить в роскоши, есть дорогую еду, носить дорогую одежду и украшения, и совершенно не приспособлена к другой жизни. Но она также упрекает себя в том, что слишком легко и безответственно относится к своему кошельку, но не пытается что-то изменить. А в то время Варя наоборот, экономила на всем и кормила всех молочным супом.

Ее большим кошельком пользуются практически все, даже слуги, она очень наивна и может дать денег кому-то без расписки, несмотря на то, что ее уже обманывали. И она даже не задумывается, что может остаться в нищете, и потом ей никто не сможет помочь. Любовь Андреевна беспомощна и очень легкомысленная женщина. Она мечтает о жизни за границей, о своем любовнике, который раскаялся. Но также она является сентиментальной женщиной, отзывчивой.

Раневская является жертвой альфонса, но тут же наступает на те же грабли. Также вызывает жалость к себе, так как погиб когда-то ее сын.

Раневская хоть и добрый человек, но очень эгоистичный. Она ничего не заметила и не увидела на своем пути, в погоне за роскошной жизнью. Она совершенно не думала о будущем, о завтрашнем дне и именно поэтому она потеряла вишневый сад и все самое ценное, что с ним связано. Именно на ней вина гибели сада. Ведь она думала, что финансовые проблемы решатся сами по себе. И именно в тот момент, когда проходили торги, она уезжает к своему любовнику, не подумав ни о саде, ни о дочерях, ни о последствиях. Она отказалась от сдачи дач и не хочет рубить сад. Она верила, что все наладится само и что в этом ей помогут родственники. Хочет жить ярко и насыщенно и ничего не хочет решать.

Сочинение Образ Раневской в Вишневом саде

В начале века, 1901 году Антон Павлович Чехов задумал написать комедийную пьесу или водевиль. Об этом свидетельствуют его наброски и письма. И вот уже больше века на подмостках страны и всего мира идет последняя пьеса Чехова «Вишневый сад», вызывающая вокруг себя споры.

Пьесу принимают скорее как драму, хотя сам автор упорно считал, что это комедия. Сюжет достаточно прост: за неуплату долгов продается дворянское поместье. В начале двадцатого века газеты пестрели подобными объявлениями. Разорившиеся дворяне и купцы вынужденно закладывали имущество, которое шло с молотка. Сами Чеховы пострадали таким образом. Его отец вынужденно бежал из Таганрога в Москву, а дом был за бесценок продан, причем купил его близкий друг Павла Чехова Селиванов Г. П.

Итак, уже немолодая помещица Любовь Андреевна Раневская возвращается домой из Парижа, чтобы решить судьбу поместья, в котором раскинут прелестный вишневый сад. Интересно, что вишневые деревья красивы лишь весной, во время цветения. Раневская и ее брат Гаев уверены, что их вишневый сад — это самой лучшее и интересное, что есть в губернии. Поэтому на предложение Лопахина продать сад под участки для дач им кажется пошлым. Ведь весь цветущий белый сад напоминает им молодость, красоту, беспечные дни, проведенные с родителями.

Чехов писал, что Любовь Андреевну играть легко, нужно лишь найти правильный тон. Однако в этом вся сложность. На первый взгляд она кажется доброй, легкой в общении с другими, веселой, а с другой — эгоистичной, взбалмошной, расточительной. Но это не так, Раневская цельная натура, верная себе. Для нее смысл жизни заключается в любви. Она вышла замуж не за дворянина, видимо по большой любви, который оказался пьяницей и мотом. Шампанское погубило его здоровье, что в итоге привело к ранней смерти.

Оставшись одной, Любовь Андреевна встречает другого человека. В это же время от несчастного случая погибает ее сын подросток. В ужасном горе она уезжает во Францию, так как все напоминает ей о сыне. Раневская покупает дом во французской провинции, но влюбленный в ней человек следует за ней.

Из мимолетных фраз можно сделать вывод, что этот человек оказывается альфонсом, разоряет ее и даже бросает ради другой женщины. Раневская это страшно переживает и пытается покончить с собой. К счастью для нее попытка проваливается и вот уже вполне справившись с проблемой немолодая, но достаточно привлекательная женщина возвращается домой.

Раневская счастлива возвратиться, по дороге домой она плачет, так как безмерно любит родину. Это женщина любит и целует всех, кто ее ждет и встречает. Ее невозможно не любить, несмотря на такие недостатки как мотовство и легкомыслие.

В итоге получив небольшую сумму от жадной тетки, Раневская решает вернуться в Париж, к возлюбленному, которому она не в силах отказать в помощи. Судьба ее родной дочери Ани, вынужденной идти работать и приемной дочери Вари, устроившейся экономкой у богатых людей, а также преданного слуги Фирса ее слабо волнует. Ведь она верна себе и своей любви.

Характеристика

Основной героине пьесы Антона Чехова «Вишневый сад» Любови Андреевне Раневской приходится вернуться в родное имение, поскольку поместье рискует оказаться проданным из-за долгов. До этого момента женщина в течение длительного времени проживала в столице Франции после потери младшего сына.

Но Любовь Андреевна терпит полнейшую неудачу, она не в силах уберечь ни дом, где протекло ее детство, ни вишневый сад, с которым у Раневской также связано множество приятных воспоминаний. Помещица и ее семья теряют имущество, реализованное на торгах, полученные средства используются исключительно для погашения солидных задолженностей. Деньги, которые Любови высылает тетушка, женщина намеревается потратить в Париже, продолжая прежнее беззаботное существование вместе с возлюбленным.

Раневская вызывает неоднозначные и противоречивые чувства. Невозможно не испытывать сострадания к матери, лишившейся собственного ребенка, однако Любовь Андреевна без колебаний меняет оставшихся у нее дочку Аню и воспитанницу Варю на своего избранника и легкую, полную развлечений жизнь за границей. При этом Раневская искренне любит дочерей, однако она предпочитает убежать от житейских трудностей вместо того, чтобы найти возможность сохранить имение для девушек и постараться дать Варваре и Ане полноценное образование.

Но Любовь Андреевна в итоге убеждается в том, что нельзя убежать от самой себя, точно так же никуда не исчезают и финансовые трудности, несмотря на то, что женщина на протяжении долгого периода пытается об этом не задумываться. Человек, с которым Раневская поддерживает романтические отношения, неожиданно заболевает, и Любовь вынуждена о нем заботиться. Но мужчина, выздоровев, легкомысленно растрачивает все имеющиеся у помещицы деньги, в результате чего Раневская сталкивается с необходимостью продажи дачи в Париже, чтобы избежать окончательного погружения в нищету.

Однако и средств, полученных благодаря расставанию с недвижимостью, хватает ненадолго, поскольку Любовь Андреевна абсолютно не умеет экономить, рассчитывать и хотя бы немного заглядывать в будущее. Полностью разорившись, Раневская возвращается на родину.

Оказавшись в семейном имении, женщина придается согревающим душу воспоминаниям о детских и юношеских годах, она категорически не желает прислушиваться к предложению купца Лопахина вырубить вишневый сад, который ей чрезвычайно дорог. Будущее дочерей Раневской зависит именно от ее решения, но Любовь вовсе не спешит что-либо предпринимать, надеясь, что ситуация улучшится и без радикальных действий.

Беспечность героини, ее склонность к легкому существованию без всяких забот о завтрашнем дне, неумение и нежелание решиться на значительные перемены приводят к самым печальным последствиям для самых близких помещице людей. Варваре приходится идти служить к чужим людям, у нее фактически не остается шансов на создание своей семьи. Совсем юная и еще почти не знающая жизни Аня тоже теряет наследство, и неизвестно, как сложится судьба наивной девушки без поддержки взрослого и умудренного опытом человека.

В то же время Любовь Андреевна опять отправляется в Париж к тому же человеку, по вине которого она уже оказалась в прошлом в крайне тяжелом положении. Раневская по-прежнему предпочитает не справляться с трудностями собственными силами, а убегать от них, не сделав никакого вывода из случившегося. Эгоизм и слабоволие женщины, печально отразившиеся на ее дочках, однозначно заставляют осудить ее поведение и поступки, хотя иногда по отношению к Любови Андреевне возникает и несомненное сочувствие.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Любви Раневской в пьесе Вишнёвый сад

Популярные сегодня темы

Поэму «Медный всадник» А.С. Пушкин написал осенью 1883 г. в Болдине. Но напечатана она была много позже, уже после смерти великого поэта.

Семья у меня большая – бабушка, мама, папа, я и две моих сестренки. Вы, наверное, заметили, что первой в этом семейном списке я назвал бабушку? А знаете почему? Потому что она в нашей семье самая главная!

«451 градус по Фаренгейту» – это роман-антиутопия американского писателя Рэя Бредбери, который был впервые издан в 1953 г. Сюжет романа развивается в ближайшем будущем американского общества

В этом произведении, конечно, показано много природы. Собственно, мальчик Вася оказывается в окружении этой самой природы. И он мечтает только вырваться оттуда, снова увидеть родных, поселок, даже пойти в школу.

Иван Алексеевич Бунин – классик русской литературы, однако вышедшие из-под его пера многочисленные произведения всегда привлекали внимание и провоцировали обсуждения всех отечественных филологов.

Образ и характеристика Любови Раневской — героини пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад»

Судьба Раневской

Любовь Андреевна — уже немолодая, но, по словам купца Лопахина, «всё такая же великолепная». В начале пьесы она приезжает из Парижа и узнаёт, что её имение с вишнёвым садом в августе будут продавать, потому что в банк не заплачены проценты. Оно не приносит дохода, и его обитатели живут на деньги, взятые в долг.

В молодости Раневская, как говорит её брат Леонид Андреевич Гаев, «вышла замуж за присяжного поверенного, не дворянина» и «вела себя, нельзя сказать, чтобы очень добродетельно». Шесть лет назад умер её муж, злоупотреблявший шампанским, а через месяц в реке утонул её семилетний сын Гриша. Любовь Андреевна очень переживала. Чтобы не видеть реки, напоминавшей утончённой даме о гибели её сына, она насовсем уехала за границу, оставив в имении своих дочерей: Аню, которой тогда было только двенадцать лет, и приёмную дочь Варю, которой было девятнадцать лет. Её не тревожила судьба дочерей, за границей она продолжала сорить деньгами.

Во Франции Раневская купила дачу, чтобы там жил её заболевший любовник, который приехал вслед за ней из России. Три года она ухаживала за больным. Затем дача была за долги продана. Раневская уехала в Париж, и там любовник её обобрал и бросил. Любовь Андреевна пробовала отравиться, затем её, оставшуюся без денег, потянуло на Родину.

Она вспомнила, наконец, о своей младшей дочери, вызвала её в Париж для того, вероятно, чтобы Аня привезла ей деньги на дорогу. Семнадцатилетняя девушка, отправившись с гувернанткой за матерью, тяжело перенесла дальнюю дорогу. По дороге домой Любовь Андреевна снова сорила деньгами, на вокзалах заказывала самые дорогие блюда, лакеям давала большие чаевые. Аня переживала, чтобы хватило денег доехать до дома. Раневская за дорогу потратила всё до копейки.

Такова история жизни Раневской до начала пьесы, рассказанная ею самой, Гаевым и Аней.

Черты характера, поступки

У Раневской, как и у Лопахина, противоречивый характер, поэтому противоречивы и поступки:

  • Она любил Родину, но пять лет назад уехала во Францию с намерением не возвращаться в Россию.
  • Любит дочерей, но не думает об их будущем, оставляет их без средств, присвоив себе деньги, которые прислала Анина бабушка. Уезжая к любовнику во Францию, она оставляет свою несовершеннолетнюю дочь и, скорее всего, больше не вернётся к ней.
  • Любит вишнёвый сад, но именно её легкомыслие, безалаберность, склонность к транжирству привели к тому, что сад и всё имение продали за долги. Раневская отказывается сдавать имение в аренду дачникам, так как это кажется ей пошлым.
  • Раневская понимает, что грешна, молит Бога простить её за грехи и продолжает грешить, оставляя дочерей без средств.

Противоречивость характера Раневской видна и в том, что она добра, ласкова, но эгоистична и нетактична. Любовь Андреевна спрашивает Петю Трофимова: «Отчего вы так подурнели? Отчего постарели?»; говорит и Гаеву, и Фирсу, что они постарели.

Любовь Андреевна — щедрый человек, но отдаёт последние деньги какому-то пьянице, не думая о старых слугах, которые живут в людской уже впроголодь.

Непрактичная, бездеятельная, ленивая Раневская вообще не думает о деньгах и надеется на чудо, которое спасёт вишнёвый сад от продажи за долги.

Безрассудность и доверчивость Любови Андреевны позволили любовнику обобрать её, но она не хочет об этом думать и снова едет к нему во Францию.

Отношение к окружающим

Раневская относится к дочерям ласково. Своего брата Гаева она упрекает в том, что он говорит много и всё некстати, а Петю упрекает в том, что он ничего не понимает в любви, неоднократно говорит ему, что он некрасивый.

Лопахина Раневская считает хорошим, интересным человеком, желает, чтобы он женился на Варе.

Отношение окружающих к героине

Конечно, Раневская хороший, «лёгкий, простой человек», как говорит о ней Лопахин, но её легкомыслие, склонность к транжирству стали причиной гибели вишнёвого сада, который она очень любит.

У неё такие «удивительные, трогательные глаза», что окружающие не замечают её эгоизма.

Лопахин относится к Раневской очень хорошо. Он признаётся, что любит её больше, чем родную, и благодарен ей за то, что она когда-то сделала для него много хорошего. Он удивляется её легкомыслию, нежеланию отдать сад и землю в аренду, чтобы спастись от разорения. Когда сад был продан на аукционе за долги, Лопахин жалеет разорившуюся Раневскую.

Жалеет мать и Аня, она её очень любит, не упрекает, что Раневская пять лет назад уехала за границу, оставив дочерей. Аня хочет после окончания учёбы трудиться и помогать матери.

Вывод

Образ Раневской в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» помогает понять, что на рубеже 19–20 веков русское дворянство стало окончательно недееспособно. Время господства этого класса в России прошло. Раневская осознаёт, что разорение, утрата вишнёвого сада — это расплата за грехи и личные, и всего её рода.

Характеристика образа Любови Раневской, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Любовь Андреевна Раневская

Любовь Андреевна Раневская – главная героиня знаменитого произведения Антона Павловича Чехова «Вишневый сад». Разорившаяся помещица, мать двух дочерей, оказавшаяся, во многом по своей вине, в тяжелом материальном положении. У героини нет реального прототипа. Ее образ списан автором с богатых аристократок, прожигающих деньги на европейских курортах.

Описание героини

Внешность и краткая история жизни

Любовь Андреевна Раневская. Актриса Анна Вартаньян. Фильм «Сад». 2008

В пьесе «Вишневый сад» образ героини раскрывается из ее собственных воспоминаний, из характеристик остальных действующих лиц и из авторских ремарок. Уже в первом действии читатель узнает, что Любовь Андреевна только что вернулась в родовое поместье из Парижа, где провела последние пять лет. Ее приезд связан с неотложной ситуацией, которая возникла после того, как их с братом имение было выставлено на торги из-за огромного долга.

Девичья фамилия Любови Андреевны – Гаева. Леонид Андреевич Гаев – ее родной брат. У Раневской две дочери – приемная, Варя (24 года) и родная – Аня (17 лет). Самой героине около сорока лет. Годы практически не наложили отпечатка на ее лице и фигуре – она все так свежа, молода и красива. Щедрые комплименты, которыми сыплет в адрес Раневской купец Лопахин, дают еще большее представление о ее внешности: «все такая же великолепная», «у Вас удивительные, трогательные глаза». Помещик Симеонов-Пищик отмечает, что за годы отсутствия Любовь Андреевна даже похорошела. Одевается Раневская по последней парижской моде, и ее гардероб говорит о безупречном вкусе его хозяйки.

Когда-то Раневская была замужем за присяжным поверенным и, по словам ее брата Гаева, «вела себя, нельзя сказать, чтобы очень добродетельно». Муж ее, в неумеренных дозах потреблявший шампанское, умер шесть лет назад, а месяц спустя на Раневскую обрушилось еще одно страшное горе. Во время купания в реке утонул ее любимый сын Гриша, которому было всего семь лет. Ощущая себя виноватой и не в силах находиться в местах, где произошла трагедия с ее мальчиком, Раневская решает навсегда поселиться за границей. Оставив в имении Аню и Варю, она перебирается в Париж, куда за ней следом приезжает и ее любовник, в которого она имела несчастье влюбиться после смерти мужа.

Однако этот роман был обречен изначально: ослепленная любовью Раневская не рассмотрела в обожаемом ею мужчине прохвоста и афериста. Обобрав доверчивую женщину, он ее «бросил и сошелся с другой», чем довел героиню до попытки суицида.

Характер и поступки героини

Кадр из фильма «Сад». 2008

При всех своих достоинствах, как внешних, так и внутренних: красоте, интеллигентности, образованности, доброте, Раневская не лишена недостатков. Но ее недостатки обладают особенным свойством: они, скорее, похожи на пороки, поэтому так резко бросаются в глаза. Об этом говорит и ее брат: «Она хорошая, добрая, славная…» но она «порочна. Это чувствуется в ее малейшем движении».

Все знают о транжирстве Любови Андреевны, она и сама этого не отрицает: «Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая…». Раневская живет, ни в чем себе не отказывая. В отличие от своих практичных родственников, она буквально сорит деньгами. Например, не колеблясь, готова отдать деньги незнакомому человеку, пьянице, вместо того, чтобы помочь старым, преданным слугам, и, несмотря на то, что Варе приходится экономить на всем, чтобы прокормить домочадцев.

Поначалу создается впечатление, что Раневская – человек сопереживающий и глубоко чувствующий. Однако, это очередная видимость. Судя по ремаркам автора, она всеми силами избегает волнующих моментов и заменяет их состоянием, которое может принести ей хорошее настроение. В этом смысле показательна сцена ожидания Раневской брата, который должен вернуться с аукциона. Свои переживания она маскирует тем, что напевает лезгинку. Этим самым она дистанцируется от реальности и продолжает существовать в том мире, где ей спокойно и комфортно.

Любовь Раневской к вишневому саду и ее трогательная встреча с ним после долгой разлуки вызывают у читателей чувство сопереживания. Свой восторг при виде сада она выражает словами: «О, сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя…». В то же время, героиня не делает даже шага для его спасения. Так, она категорически отвергает предложение Лопахина поделить имение на участки и продать их дачникам. Сама же не вносит ни одного дельного предложения. Наоборот, продолжает транжирить: обедает и ужинает в дорогих ресторанах, щедро платит музыкантам, сорит деньгами, раздавая их незнакомым людям. На протяжении всего повествования Любовь Андреевна уповает на какое-то чудо, лелеет надежду, что все утрясется само собой, избегая, тем самым, своего участия в судьбе имения.

Не менее странным можно назвать отношение Раневской к дочерям. Приемная дочь Варя горит желанием уйти в монастырь, но не может этого сделать, так как не имеет даже ста рублей, которые необходимо внести в качестве пожертвования. Из-за этого ей приходится наняться экономкой в соседнее имение. Раневская же, словно не замечает такого положения вещей. Младшая, Аня, которую Любовь Андреевна оставила почти ребенком, уехав в Париж, обещает работать и помогать матери: «…я буду работать, тебе помогать…», – такие слова произносит совсем юная девушка, сама еще не видевшая жизни.

Может показаться, что в основе характера главной героини лежат многочисленные противоречия. Однако, поступки ее логичны именно с точки зрения ее внутреннего состояния, хотя и кажутся неоднозначными. С одной стороны, она очень привязана к Родине, но покидает ее с твердым намерением никогда не возвращаться. Раневская любит своих дочерей, но совершенно не озабочена их будущим. Зная, что они лишены средств, снова уезжает за границу к любовнику, присвоив перед этим деньги, которые передала бабушка Ани. Ее любовь к имению и вишневому саду также очень сомнительна. Ведь это ее беспечность, неорганизованность, страсть сорить деньгами приводят к тому, что усадьба продана за долги. А ее безразличие к судьбе старого, верного слуги Фирса, которого она оставляет без обещанного лечения, говорит о том, что Раневская – крайне эгоистичная личность, у которой на первый план выходят собственные интересы. Это еще раз подтверждает то определение, которым ее характеризует родной брат – «порочная». А.П. Чехов не ставит своей целью отслеживать дальнейшую судьбу героини, но, по его словам: «Такую женщину может угомонить только смерть».

Роль героини в произведении

Антон Павлович Чехов писал одному из своих приятелей: «Без женщины повесть, что без паров машина». Поэтому огромное значение в своих произведениях он придавал женским образам, и Раневская в этом смысле не является исключением. Автор тонко и искусно через манеры, жесты, поведение, речь раскрывает внутренний мир и поступки героини.

Раневская в комедии Чехова – символ окончательного упадка и недееспособности русского дворянства. Наступают новые времена деятельности и созидания, а простое любование вишневым садом, безделье и расточительство остаются в прошлом. В гибели вишневого сада виновны такие люди, как Раневская. Если бы не ее инфантилизм, безалаберность и полное равнодушие, сад и имение не ушли бы с молотка. Это понимает и сама героиня, которая считает потерю имения расплатой за грехи, совершенные как ею лично, так и всем ее родом.

Развитие героини по мере сюжета

На протяжении сюжета образ Любови Андреевны Раневской остается статичным, не происходит никакой трансформации или эволюции героини. Вишневый сад для нее – это символ счастливой ушедшей жизни. Вернувшись в имение после долгого отсутствия, Раневская надеется, что ей удастся начать новую жизнь. Однако ее беспомощность и неспособность к решительным действиям убивают в ней эту надежду. Так и не сумев повлиять на дальнейшую судьбу имения, она возвращается в Париж.

Отношение автора к героине

Отношение А.П. Чехова к своей героине неоднозначно и противоречиво. С одной стороны, автор, используя всего несколько ремарок, убеждает читателя в неискренности чувств Любови Андреевны. Все ее переживания преподносятся им в гротескной форме: «Я не могу усидеть, не в состоянии» (вскакивает и ходит в сильном волнении) «Я не переживу этой радости…»; «Смейтесь надо мной, я глупая…»; «Шкафик мой родной» (целует шкаф).

В то же время, можно уловить и симпатию автора по отношению к героине. Он описывает ее, как женщину добрую, с широкой душой, способную на глубокое, искреннее чувство. Подтверждением этому служат слова, которые автор вкладывает в уста Лопахина: «Хороший она человек. Легкий, простой человек».

Вместе с тем, Чехов не снимает с героини вины в создавшемся положении. Ее праздная жизнь, расточительство, нежелание трудиться, некоторая холодность к судьбам людей – все это лишает героиню какого-либо сочувствия. На примере образа Раневской автор показал, что дворянству не суждено стать сословием, идущим в ногу со временем. Грядущие изменения предполагают активный труд и созидание, и те, кто этого не понимают, могут в дальнейшем остаться ни с чем.

Прототипы

Образ Любови Андреевны Раневской явился обобщенным воплощением характеров и поведения чеховских современниц, которых он встречал во время своих поездок за границу в конце 1900 – начале 1901 годов. В частности, в Монте Карло ему довелось наблюдать ту праздную, расточительную жизнь, которую вели русские барыни, проматывавшие свои состояния. Очень ярко и точно описывает Чехов этих женщин в письме к О.Л. Книппер: «А какие ничтожные женщины, ах, дуся, какие ничтожные! У одной 45 выигрышных билетов, она живет здесь от нечего делать, только ест да пьет, бывает часто в Monte-Саrlо, где играет трусливо, а под 6-е января не едет играть, потому что завтра праздник! Сколько гибнет здесь русских денег, особенно в Monte-Саrlо».

Экранизации героини

Самая первая экранизация пьесы «Вишневый сад» состоялась в 1936 году, в Японской Империи. Режиссер Минора Мурата пригласил на роль Раневской популярную в те годы японскую актрису Тиэко Хигасияма. После этого пьесу многократно экранизировали в таких странах, как Великобритания, ФРГ, Франция, Испания, Швеция, Португалия, Италия, Венгрия и многих других.

В 1999 году состоялась экранизация «Вишневого сада», в которой приняли совместное участие кинематографисты Франции и Греции. Режиссером ленты стал Михалис Какоянис, он же явился и автором сценария. Фильм прекрасно обрамляет волшебная музыка Петра Ильича Чайковского, а роль Раневской представлена талантливой британской актрисой Шарлоттой Рэмплинг.

В 2008 году российский режиссер Сергей Овчаров представил на суд зрителей свое видение знаменитой пьесы А.П. Чехова. Фильм носит название «Сад» и включает в себя только часть пьесы. Также в сценарий вошли наброски некоторых незаконченных произведений Чехова. Роль Раневской исполнила популярная актриса Анна Вартаньян.

  1. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
  2. Все герои произведений русской литературы. Составители: Архангельский А.Н., Пак Д.П., Шкловский Е.А. Издательство: АСТ, Олимп, 1997.
  3. А.П. Чехов. Вишневый сад: анализ текста, основное содержание, сочинения. 3-е изд,, стереотип. М.: Дрофа, 2001.
  4. Афанасьев Э.С. «Вишневый сад» А.П. Чехова: ироническая комедия / Э.С.Афанасьев // Литература в школе. — 2001. — № 2.
  5. Вишнякова Н. «Вишневый сад»: в ожидании катарсиса / Н. Вишнякова // Литература: изд. дом Первое сентября. — 2010. — № 1.
  6. Гусарова К. Вишнёвый сад — образ, символ, персонаж: план-конспект сочинения / К. Гусарова //Литература — Первое сентября. — 2002. — № 12.

Образ и характеристика Раневской в пьесе “Вишневый сад”, описание в цитатах

Раневская, Лопахин и Фирс.
“Вишневый сад”.
Художник Б. Йогансон

Разорившаяся помещица Любовь Андреевна Раневская – главная героиня пьесы “Вишневый сад” Чехова.

В этой статье представлен образ и характеристика Раневской в пьесе “Вишневый сад”, описание ее личности и характера, роль вишневого сада в жизни Раневской и т.д.

Смотрите:
– Краткое содержание пьесы “Вишневый сад”
– Все материалы по пьесе “Вишневый сад”

Образ и характеристика Раневской в пьесе “Вишневый сад”, описание в цитатах

Полное имя Раневской:
“. Раневская Любовь Андреевна. ” (Девичья фамилия Раневской – Гаева, как у ее брата)

Внешность Раневской:
“. Вы все такая же великолепная. ”
“. Даже похорошела… Одета по‑парижскому…”
“. ваши удивительные, трогательные глаза. ”
“. Ей подают шляпу и пальто. ”

Любовь Андреевна Раневская – разорившаяся помещица. Она растратила свое состояние. Теперь у нее нет денег:
“. у нее ничего не осталось, ничего. У меня тоже не осталось ни копейки, едва доехали.
“. У меня в самом деле нет ничего. ”
“. Нет у меня денег, голубчик. “

Раневская – хороший, простой и легкий человек:
“. Хороший она человек. Легкий, простой человек. “

Госпожа Раневская – добрая, славная женщина:
“. Она хорошая, добрая, славная. “

Любовь Андреевна является отзывчивым, щедрым человеком:
“. Мамочка такая же, как была, нисколько не изменилась. Если бы ей волю, она бы все раздала. ”
“. Ах, мамочка, дома людям есть нечего, а вы ему отдали золотой. “

Раневская привыкла сорить деньгами. Она не умеет экономить:
“. Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая. ”
“. Сестра не отвыкла еще сорить деньгами. ”
“. И мама не понимает! Сядем на вокзале обедать, и она требует самое дорогое и на чай лакеям дает по рублю. “

Госпожа Раневская понимает, что сорит деньгами, но не может остановиться:
“..(глядит в свое портмоне). Вчера было много денег, а сегодня совсем мало. Бедная моя Варя из экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один горох, а я трачу как‑то бессмысленно…”

Раневская называет себя грешной женщиной:
“. Уж очень много мы грешили…” (Раневская о себе)
“. О, мои грехи… Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая. “

Также Любовь Андреевна называет себя глупой женщиной:
“. Что ж со мной, глупой, делать! Я тебе дома отдам все, что у меня есть. “

Раневская – легкомысленная и неделовая женщина, по мнению Лопахина:
“. Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал. Вам говорят русским языком, имение ваше продается, а вы точно не понимаете. “

Госпожа Раневская – глупая, доверчивая женщина. Она влюблена в какого-то негодяя, который использует ее:
“. Ведь он негодяй, только вы одна не знаете этого! Он мелкий негодяй, ничтожество…” (о возлюбленном Раневской)

Любовь Андреевна любит своих дочерей:
“. Родные мои… (Обнимая Аню и Варю). Если бы вы обе знали, как я вас люблю. “

Раневская ласкова со своими дочерьми:
“. Ненаглядная дитюся моя. (Целует ей руки.)..” (Раневская и Аня)
“. Ты все такая же, Варя. (Привлекает ее к себе и целует.)..”

Раневская ласкова со старым лакеем Фирсом:
“. Спасибо, мой старичок. (Целует Фирса.)..”
“. Спасибо тебе, Фирс, спасибо, мой старичок. Я так рада, что ты еще жив. “

Раневская любит Россию. Когда она едет домой из-за границы, она плачет в поезде:
“. Видит бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, все плакала. “

Раневская и вишневый сад

Вишневый сад принадлежит Раневской и ее брату Гаеву:
“. Действие происходит в имении Л. А. Раневской. “

Имение с вишневым садом выставляют на аукцион за долги:
“. вишневый сад ваш продается за долги, на двадцать второе августа назначены торги.
“. двадцать второго августа и вишневый сад, и все имение будут продавать с аукциона. ”
“. Ваше имение собирается купить богач Дериганов. На торги, говорят, приедет сам лично. “

Купец Лопахин предлагает Раневской вырубить вишневый сад и сдавать землю в аренду. Так можно выплатить долги:
“. выход есть… Вот мой проект. Прошу внимания! если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода. ”
“. снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишневый сад…”

Но Раневская считает, что вырубать вишневый сад – это пошло и жестоко:
“. Дачи и дачники – это так пошло, простите. ”
“. Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что‑нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад. ”

Для госпожи Раневской вишневый сад – это жизнь, молодость и счастье:
“. О мой милый, мой нежный, прекрасный сад. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай. Прощай. “

Раневская и ее брат Гаев не делают ничего, чтобы спасти вишневый сад. Они надеются на чудо:
“. Решайтесь же! Другого выхода нет, клянусь вам. Нет и нет. “

В итоге имение продается на торгах. Лопахин покупает его и вырубает вишневый сад:
“. этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами. ”
“. Слышно, как вдали стучат топором по дереву. “

Характеристика Раневской в письмах Чехова

“. старуха. ” (к О. Л. Книппер, 28 декабря 1902 г.)

“. пожилая дама. ” (к О. Л. Книппер, 11 апреля 1903 г.)

“. Умна, очень добра, рассеянна; ко всем ласкается, всегда улыбка на лице. ” (к О. Л. Книппер, 14 октября 1903 г.)

“. Угомонить такую женщину может только одна смерть. ” (к О. Л. Книппер, 25 октября 1903 г.)

Это был цитатный образ и характеристика Раневской в пьесе “Вишневый сад” Чехова, описание личности и характера Раневской, роль вишневого сада в ее жизни и т.д.

3621. Характеристика и образ Любви Раневской в пьесе Чехова Вишнёвый сад сочинение Русский язык

Сочинение — Характеристика и образ Любви Раневской в пьесе Вишнёвый сад. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

Пьеса Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» стала одной из его лучших произведений. Действия разворачиваются в имении помещицы Раневской с прекрасным вишневым садом. Но из-за нехватки денег и многочисленных долгов, ей советуют продать сад, но помещица не хочет его терять. Ведь именно с этим местом связаны многие её воспоминания из молодости. Но это решение губит ее, и она теряет и имение, и великолепный вишнёвый сад.

Раневская Любовь Андреевна – главная героиня пьесы. Её характер выражает противоречивые друг другу черты. Сам Чехов говорит, что она – «плохой хороший человек», хотя никогда не разделял героев на плохих и хороших. Ведь в жизни у всех людей присутствуют и те, и те черты. Любовь Андреевна обладает и расточительностью, и бездумностью, и легкомыслием, и неприспособленностью к жизни, но, тем не менее, в ней присутствуют и хорошие качества. Она очень чувствительна, добра, образована, умеет видеть вокруг себя только прекрасное. Неоднозначность её характера проявляется в речи, которая наполнена душевностью, манерностью и даже сентиментальностью.

После того, как Раневская вернулась обратно в своё имение, в ней она надеется на продолжение той новой и чистой жизни, которая была у неё в молодости. Но через некоторое время она узнаёт, что это имение приобрёл купец Лопахин. Для него этот сад означает что-то большее, чем просто объект, который он приобрёл. Он восторгается и восхищается своим новым прекрасным приобретением.

Чехов сочувствует героине, ведь кроме вишневого сада, она теряет свои самые ценные воспоминания о своей молодости. Но автор уверен, что во всём этом виновата лишь только она сама. Раневская хоть и добра, но в ней проявляется эгоизм. В своей легкомысленной погоне за лучшей жизнью, она ни на что не обращает внимания на своём пути. Она абсолютно не умеет правильно тратить свои деньги, сорит ими на каждом углу и не задумывается о последующем дне. Например, она заботится о больном Фирсе, но потом забывает его в покинутой усадьбе.

В гибели сада Чехов винит только Раневскую, показывая нам тем самым, что именно люди – кузнецы своего собственного счастья. И поиск лучшей жизни не приведет ни к чему к хорошему, а только к бедам и несчастиям. Главная героиня не хотела трудиться, а только ленилась и отдыхала, не считая труд полезным делом, поэтому она и осталась жить своими прошлыми воспоминаниями.

Вариант 2

Пьеса Чехова Антона Павловича «Вишнёвый сад» – это известнейшая и любимейшая работа автора. Успех этой истории принёс не только её сюжет, но и образы главных героев, одним из которых была Раневская Любовь Андреевна.

Раневская – это главный женский образ произведения «Вишнёвый сад». Любовь Андреевна являлась разорившейся помещицей, у которой совсем не осталось денег.

Несмотря на возраст, Раневская была очень красивой женщиной. У Любовь Андреевны были трогательные и удивительные глаза. Одевалась женщина по парижской моде.

Раневская была очень добрым, лёгким и простым человеком. Любовь Андреевна – это очень образованная женщина с чувством прекрасного. Раневская была способна радоваться красоте.

Любовь Андреевна была очень отзывчивым, славным, хорошим и щедрым человеком. Все окружающие её любили и считали одной из самых великолепных женщин.

Главным недостатком Раневской было её отношение к деньгам. Она абсолютно не умела ими распоряжаться. Любовь Андреевна привыкла пускать деньги на ветер и так и не научилась экономить.

Некоторые считали Раневскую доверчивой, недальновидной и легкомысленной женщиной. И сама Любовь Андреевна порой отзывалась о себе весьма нелестно – глупая и грешная.

Раневская очень любила своих дочерей – Аню и Варю. Она с большой лаской и нежностью относилась к этим девочкам. Также Любовь Андреевна была патриоткой и очень любила Россию.

Раневская была весьма эгоистичной женщиной. Она жила исключительно лишь своими чувствами и желаниями, за что многие даже считали её порочной дамой.

Любовь Андреевна была абсолютно не приспособлена к быту. Она была беспомощна, легкомысленна и нерешительна. Но вместе с тем Раневская была очень внимательна.

Любовь Андреевна любила природу и музыку. Она очень остро переживала всё происходящее в своей жизни, однако иногда казалось, что она лишь драматизирует.

В образе Раневской Антон Павлович Чехов пытался отразить культурное прошлое. Женщина прекрасно понимала, куда приведут её действия, но даже не пыталась ничего исправить.

Для неё Вишнёвый сад был олицетворением её счастья, молодости – всей жизни. Раневская цеплялась за прошлое и до последнего надеялась лишь на чудо.

Раневская Любовь Андреевна – это ключевой образ в пьесе Антона Павловича Чехова. Отношение к героине весьма противоречивое: она вызывает у читателей сочувствие и вместе с тем неприкрытую неприязнь.

Сочинение про помещицу Любовь Раневскую

Последним творческим произведением писателя Антона Павловича Чехова стала пьеса «Вишневый сад», которую он написал в 1904 году. В произведении он попытался дать полную характеристику русских помещиков. Он описывает их как никчемных и жадных людей, которые сами по себе ничего не могут достичь в своей жизни. На фоне такого слоя общества прислуга характеризуется жалостью и бедностью. Они не могут устроить свою собственную жизнь.

Главной героиней пьесы «Вишневый сад» является разорившаяся помещица Любовь Андреевна Раневская. В девичестве она носила фамилию Гаева, как у родного брата. У героини имеются две дочери. Анна является родной дочерью, а приемной – Варвара.

Раневская обладала великолепной красотой, которая с годами только хорошела. С интересом следила за парижскими новинками в одежде, и одевалась исключительно в соответствии с представленными там стилями. Выглядела она всегда так почтительно, что ей подавали шляпы и пальто. Помещица обладала удивительными и трогательными глазами. Госпожа была хорошим, добрым и славным человеком с легким и простым характером. Дочери считали мать отзывчивой и щедрой женщиной, которая способна раздать все, что только имела. Данная положительная черта не всегда была уместна. Любовь не умела экономить деньги, а зачастую просто сорила ими понапрасну. Она прекрасно понимала, что поступает не разумно, осуждала себя за этот порок, но ничего с собой поделать не могла. Остановиться было ей не под силу. Осуждая за неправильное поведение, называла себя грешницей и глупой женщиной.

Любовь Андреевна любила всех вокруг. Дочерей, которых постоянно ласкала. Негодяев, которые ее используют. Старого лакея по имени Фирс. Свою родину Россию, которую оплакивает в поезде, она любила очень нежно.

Автор пьесы описывает события, когда в жизни Раневской наступил период разорения. Она неудачно растратила все свое имение и теперь осталась без денег. Имение, в котором располагался вишневый сад выставили на торги за большие долги. Для госпожи сад был местом, который напоминал ей о прожитой жизни, о молодости, о счастье. Все дорогие и милые ее сердцу воспоминания были связаны с этим местом. Когда купец предлагает ей вырубить сад, а землю сдавать в аренду, она отказывается. Несмотря на то, что это помогла бы ей избавиться от долгов, она против. Ей не хочется прощаться с местом, которое так дорого ее сердцу. Со своим братом они не принимают никаких попыток решить сложившуюся проблему, надеясь на чудо. В результате они лишаются поместья.

Образ Раневской в пьесе «Вишневый сад» (А.П. Чехов)

Дорогие читатели, предлагаем вам ознакомиться с одной из самых противоречивых женщин в литературе и углубиться в образ Раневской в пьесе «Вишневый сад».

А.П. Чехов, несомненно, своим творчеством поднял театр на новый, более высокий уровень. Его пьеса «Вишневый сад» стала объектом споров и пересудов, но определенно оставила свой след в истории мирового театра. Главной героиней драматического произведения является Любовь Андреевна Раневская. Это красивая женщина в возрасте с непростой судьбой. Актрисам, которым выпадало сыграть роль Раневской, всегда было очень непросто, ведь ее образ неоднозначный и противоречивый. Хотя сам Чехов заявлял, что ее роль простая, стоит только правильно начать театральную игру и надолго замереть в том состоянии души. Почему же этот образ собрал на себе все внимание критики и зрителей?

Чехов всегда славился умело описанными женскими образами, все же Раневская получилась у него особенной. Любовь Андреевна прошла нелегкий жизненный путь. Мы знакомимся с ней в начале пьесы, когда она возвращается с Парижа. Раневская еще в молодом возрасте вышла замуж за простого поверенного, который не имел дворянского происхождения. Помимо того, что он расточал имущество со скоростью света, он еще имел пристрастие к алкоголю, что привело к его скоропостижной кончине. Раневская осталась с его долгами и детьми. У нее было две дочери, приемная (Варя) и родная (Аня), и маленький сын. Несмотря на все эти события, она нашла себе другого мужчину, который также был не против пожить за ее счет. Новую идиллию испортил несчастный случай: маленький сын Раневской утонул. Не в силах утолить свою боль в доме, где каждый уголок напоминал ей о сыне, женщина отправилась в Париж, следом за нею подался и любовник. Но в Париже все было иначе, он оставил Раневскую, когда она потратила уже все деньги. Помимо этого ее дом был выставлен на аукцион за долги. Раневская вернулась из Франции, чтобы решить проблему с продажей дома.

Определенно судьба этой женщины не простая, но давайте рассмотрим ее образ как личность. На первый взгляд это добрая, щедрая, милая женщина. Все, кто ждет ее возвращения, говорят о ней только самые лестные слова. Каждый отмечает ее положительные качества. Раневская – настоящая дворянка, ей присущи манеры, высоко духовные размышления. Несмотря на всю плачевность ее финансового положения, она никоим образом не выдает себя за бедную, а напротив. Ее доброе сердце отзывчиво на проблемы других людей, ее память хранит времена, когда она не могла отказать никому в помощи.

Тем не менее, настоящий характер Раневской начинает проявляться в вопросе продажи вишневого сада. Этот сад для нее – укромный уголок далекого и счастливого детства. Это то место, где рождался ее мир, в котором она сейчас живет. Ей совсем не хочется продавать вишневый сад. Но в то же время она даже и не пытается сделать что-то, чтобы спасти его и свое имение. Лопахин предлагает ей реальный выход из сложившейся ситуации: продать землю под дачи и получать с этого прибыль. Раневская не стала его слушать, ей было жаль свой дом и сад. Тем не менее, жалея свое имение на словах, она ничего не делает, чтобы спасти его. Это одно из тех негативных качеств, которое скрывается за ее добротой.

Любовь Андреевна осталась дворянским ребенком, которому все позволено. Она привыкла жить в роскоши, разбрасываться деньгами направо и налево, не задумываясь о том, что они имеют свойство заканчиваться. И даже когда ее семья совсем обнищала, она продолжала жить так, как будто у них все в порядке. Ярким примером является сцена, где прохожий просит денег. Раневская отдает последний золотой. На первый взгляд она кажется глубоко чувствительной женщиной, которой не чуждо чужое горе. С другой стороны, где-то вздыхает ее приемная дочь Варя, которая не знает, чем накормить домашних. И в этом вздохе вся истина. Еще один пример – организованный праздник с оркестром. Ей хочется легкости бытия, прежних прекрасных времен. Женщина не думает о том, что музыкам нужно заплатить. И это действие происходит в тот момент, когда решается судьба их прекрасного вишневого сада. Нельзя сказать, что она совсем не волнуется, ее мысли то и дело возвращаются к брату, который отправился вместе с Лопахиным на аукцион пытать своего счастья. Да вот только на одно везение она и надеется. Ее настроение все время изменчиво: то она поет, то снова спрашивает о брате, приехал ли он. Эта героиня живет в своем только ей понятном безмятежном мире, где нет никаких страшных реалий жизни, долгов и продаж. Иногда она выходит наружу, но, больно обжегшись, возвращается в созданный ею кокон. Тогда все снова видят перед собой ту добрую, нежную, улыбчивую Раневскую, к которой так привыкли. Сама Любовь Андреевна понимает свои пороки и даже говорит о них. Тем не менее, её понимание не порождает перемен в жизни. Все остается на уровне слов и возвращается на круги своя.

Стоит отметить главную героиню как мать. Раневская вырастила двух прекрасных дочерей, но и здесь все не так просто. Варя – приемная дочь, Любовь Андреевна относится к ней, как к родной. Но все же не имеет той высшей материнской любви, о которой пишут в книжках и поют в песнях. Перед отъездом из поместья она хотела поженить свою Варю с Лопахиным и даже подтолкнула его к тому, чтобы он сделал девушке предложение. Но Лопахин помялся и все-таки не смог даже словом обмолвиться. Раневская не настояла на своем и не приютила Варечку. В конце концов, девушка ушла работать экономкой, хотя могла остаться в родном поместье хозяйкой. То же самое касается и Ани. После продажи вишневого сада Любовь Андреевна забрала деньги, которые прислала им тетушка, и уехала в Париж к своему возлюбленному, бросившему ее пару месяцев назад. В конце Аня говорит, что как-то матушка проживет на эти деньги, а далей она поможет ей стать на ноги.

Двуличность Раневской проявляется и по отношению к старому служащему лакею Фирсе. Когда ему становиться плохо, она все время спрашивает о его состоянии, доставили ли его в больницу, и потребуется ли какая помощь. Но вскоре она быстро забывает о лакее и просто бросает его, уехав во Францию.

Образ Раневской в пьесе Чехова неоднозначный. Она символизирует эпоху тех людей, которые были высокоинтеллектуальными, имели богатый внутренний мир, жили по велению сердца. Такие люди тоже не были идеальны. Все недостатки героини автор показывает с лихвой. Но наступили новые времена, где нужно работать на земле и добиваться успеха путем труда. Особенно ярко это видно с того, как ее дочь Аня воспринимает продажу вишневого сада. Она не согласна с тем, что его нужно беречь во имя воспоминаний. Она считает, что вместе с продажей имения заканчивается старая жизнь и начинается новая. Это вечный конфликт старого человека и нового времени, которое в конце всегда побеждает.

Ссылка на основную публикацию