Гаев Леонид Андреевич – образ и характеристика героя в пьесе А.П. Чехова “Вишневый сад”

Образ и характеристика Гаева в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинение

Леонид Андреевич Гаев – один из центральных персонажей пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад».

Он разорившийся помещик, который все, что у него было, спустил на ветер. Не желает чем-либо себя обременять, у него нет собственной семьи, да и стремления к этому. Вся его жизнь проходит в ветхом имении, которое рушится изо дня в день, а прислуживает ему, даже больше следит как за маленьким ребенком, Фирс, лакей в годах. Гаев образованный мужчина, который способен донести до собеседника свои прекрасные мысли. За пределы своего имения выезжал редко, свободное время любил проводить за игрой в бильярд в мужском клубе. Там он узнавал обо всем происходящем вокруг и однажды получает предложение стать служащим в банке, получая достойный оклад. Люди, близко знающие его, в том числе и Раневская, не верят, что он способен занять такую должность и только племянница Аня другого мнения о нем. Окружающие относятся к нему с недоверием и пренебрежением, даже Лакей Яша не скрывает свою дерзость, разговаривая с ним. Гаев не интересный собеседник и часто пустословит, любит разглагольствовать. В силу своей инфантильности не может отстоять свою точку зрения. Не способен поддерживать разговор, все время, вставляя абсолютно неуместные бильярдные термины. Фирс окружает его детской заботой, а Леонид Андреевич не видит ничего зазорного в этой опеке. Верный лакей предан своему хозяину, а он в конце пьесы забывает про него.

Гаев души не чает в своей сестре и племянницах, а стать для них опорой и надеждой, вести дела и поправить их плачевное материальное положение не может. В его голову даже не приходят мысли о какой-либо помощи.

Леонид Андреевич всевозможными способами пытается избавиться от долгов, но все его мысли по этому поводу больше похожи на нелепые мечты. Он ждет, что получит наследство неизвестно от кого, то намерен выдать Аню замуж за состоятельного мужчину и уехать в Ярославль.

Вишневый сад для Гаева имеет не малое значение, но принять условия Лопахина для него, как для настоящего аристократа, недопустимо. По возвращению с аукциона, где за долги имение перешло в другие руки, на лице помещика можно было увидеть слезы от происходящего горя, но едва услышав удары кия об шары, они исчезли, показывая, что ему не свойственны душевные терзания.

Чехов представляет образ Леонида Андреевича как карикатуру на дворянство. Негативные черты характера Раневской нашли более уродливое отношение в ее брате и еще больше иронизируют жизнь помещиков.

Социальное положение Гаева

На фото выше представлен Станиславский в роли Гаева. Леонид Андреевич Гаев – это помещик, который проел свое состояние «на леденцах». Он ведет достаточно праздный образ жизни. Тем не менее он удивляется тому, что сад необходимо продать за долги. Этому человеку уже 51 год, однако у него нет своей семьи. Гаев проживает в старом имении, разрушающемся прямо у него на глазах. Он находится под опекой Фирса, старого лакея. Характеристику Гаева следует дополнить и тем, что он постоянно пытается занять денег у кого-нибудь для того, чтобы хотя бы покрыть проценты по своим долгам и по долгам своей сестры. Несбыточной мечтой для него является погашение всех кредитов. Этот помещик надеется получить наследство от кого-нибудь, выдать Анну за обеспеченного человека, отправиться в Ярославль, где можно попробовать попытать счастья у графини-тетушки.

Место Гаева в системе образов произведения

Для понимания восприятия Чеховым дворянства необходимо рассматривать и характеристику Гаева в пьесе «Вишневый сад», брата главной героини, практически двойника Раневской, однако менее значительного. Поэтому в списке действующих лиц он обозначен «братом Раневской», хотя он старше ее и имеет столько же прав на имение, как и сестра.

Гаев Леонид Андреевич-помещик, «проевший состояние на леденцах», ведущий праздный образ жизни, но ему странно, что сад продают за долги. Ему уже 51 год, но у него нет ни жены, ни детей. Он живет в старом имении, которое разрушается у него на глазах, под опекой старого лакея Фирса. Однако именно Гаев все время пытается занять у кого-нибудь денег, чтоб покрыть хотя бы проценты по долгам и своим и по сестриным. А его варианты погашения всех кредитов больше похожи на несбыточные мечты: « Хорошо бы получить от кого-нибудь наследство, хорошо бы выдать нашу Аню за очень богатого человека, хорошо бы поехать в Ярославль и попытать счастья у тетушки-графини…»

Образ Гаева в пьесе «Вишневый сад» стал карикатурой на дворянство в целом. Все отрицательные стороны Раневской нашли более уродливое отношение в ее брате, тем самым еще более подчеркивая комизм происходящего. В отличии от Раневской, описание Гаева в основном находится в ремарках, которые раскрывают его характер через действия, в то время как персонажи крайне мало говорят о нем.

Отношение окружающих к Гаеву

Автор очень мало рассказывает нам о прошлом Гаева. Однако мы понимаем, что этот человек образован, что он умеет облачить мысли в красивые речи, хотя и пустые. Всю свою жизнь интересующий нас герой прожил в имении. Он являлся завсегдатаем мужских клубов, где предавался игре в бильярд, любимому своему занятию. Именно оттуда Гаев приносил все новости. Здесь же ему предложили должность служащего в банке с хорошим годовым окладом в 6 тысяч. Окружающих очень удивило это предложение. Сестра Гаева прямо говорит Леониду Андреевичу: «Где тебе! Сиди уж». Лопахин также высказывает свое сомнение по этому поводу, считая, что Гаев не сможет удержаться на предложенном месте, так как он «ленив очень». Только Аня, племянница героя, верит в него.

Чем же вызвано это недоверие по отношению к Гаеву? Окружающие выказывают даже некоторое пренебрежение этому герою. Даже лакей Яша неуважительно к нему относится. Давайте разрешим этот вопрос, что поможет нам лучше понять образ Гаева в пьесе «Вишневый сад».

Особенности характера

Герой пьесы по натуре довольно сложный человек. Подтверждением тому выступают высказывания в его сторону других персонажей:

  • Аня уверена в том, что помещик всеми уважаем и любим.
  • Племянница возлагает надежды на дядю, верит, что он сможет решить вопрос, касающийся имения.
  • Из слов Лопухина следует, что Гаев неусидчивый, не сможет стать работником банка, получая за это жалкие гроши, он считает героя бабой с ленью и страхами, слабостью духа.

Действительно, автор дает описание помещика, лишенного практичности и деловитости, а причиной тому выступает недальновидность и абсолютная легкомысленность, несостоятельность. Купец предложил Гаеву полностью вырубить сад, а зачищенную землю выгодно продать дачникам, на что тот назвал такое действие пошлостью. Мужчина не утруждается в поисках более выгодного решения проблемы, что смогло бы сохранить поместье вместе с частью сада. Его самостоятельные действия отсутствуют, а главная задача заключается в поиске человека, у которого можно одолжить денег.

Черты характера Леонида Андреевича

Гаев – это человек, которого можно назвать пустословом. Он порой пускается в разглагольствования в самые неподходящие моменты. Из-за этого его собеседники теряются и часто просят его замолчать. Гаев Леонид Андреевич сам осознает это, однако не может справиться с неприятной чертой своего характера. Кроме того, характеристика образа Гаева должна быть дополнена тем, что он очень инфантилен. Леонид Андреевич не может отстаивать свое мнение, даже не способен толком сформулировать свою точку зрения. Этот герой часто не может сказать что-то по существу. Вместо этого он произносит свое любимое слово «кого». В речи интересующего нас героя постоянно появляются также неуместные бильярдные термины.

Характеристика героя

(Константин Сергеевич Станиславский в роли Гаева Л.А., МХТ им. Чехова 1922-24гг.

Гаев живет в долг, не понимает необходимость продажи имения, он не обращает внимания на упадок здания. Персонаж постоянно занимает деньги, и мечтает погасить долги и уехать.

Основными чертами персонажа являются:

  • слабоволие. Он растратил богатства и не смог управлять поместьем;
  • беззаботность. Несмотря ни на что, живет праздно;
  • невнимательный. Он живет в поместье, но не видит, что оно разрушается;
  • мечтатель. Надеется, что кто-то погасит проценты и долги, что Аню возьмет в жены богатый помещик, надеется получить деньги от тети в Ярославле;
  • образованный. Умеет красиво говорить и строить фразы, при этом его слова пусты;
  • сентиментален. Как и сестра Гаев любит вишневый сад, тоскует о нем.

Много понять о психологии персонажа трудно, поскольку он не числится среди основных героев, и просто отражает Раневскую, усугубляя все недостатки уходящей в былое знати.

Взаимоотношения с Фирсом, сестрой и племянницами

Слуга Фирс все еще ходит за хозяином, будто за малым дитем. Он то стряхивает пыль с его брючек, то подносит Гаеву теплое пальто. А между тем Леонид Андреевич – взрослый пятидесятилетний мужчина. Однако он не считает зазорным такую опеку со стороны своего слуги. Герой даже идет спать под надзором своего лакея, который искренне к нему привязан. Несмотря на такую преданность Фирса, в финале произведения Гаев забывает про него.

Он любит свою сестру и своих племянниц. В своей семье Гаев является единственным мужчиной. Однако он не смог стать главой семьи. Герой не способен никому помочь, поскольку ему даже в голову это не приходит. Это указывает на то, что чувства Гаева весьма неглубоки.

Мужчина болтун

Гаев – болтун и пустомеля, так часто говорит глупости, что его речь перестают воспринимать и чаще обрывают уже в начале. Собеседники и близкие люди просят Леонида Андреевича меньше говорить, но он не слышит их просьб. Племянницы предлагают дяде молчать, но мужчина не сдерживает своих эмоций и продолжает дифирамбы без всякого повода. Гаев может разговаривать не только с живыми людьми, Леонид обращается к мебели, еде, деревьям. Речь помещика имеет вой характер. Она торжественна и возвышена. Его слова – это выступления на публику, яркие речи, передающие чувства, которые наполняют «существо» мужчины. Он не пытается сдерживаться, выносит на слушателя все свои мысли. Почему его обрывают? В речах нет смысла, идеи, простой набор слов. Леонид не выполняет своих обещаний. Слова, произнесенные вслух, не задерживаются в душе. Клятва Гаева о сохранении сада – доказательство его непрактичности. Все действия, которые он произносит, остаются только словами: заплатим проценты, не допустим аукциона. Торжественная клятва пафосная. Чем клянется помещик: честью, счастьем, существом. Но ничего не происходит само по себе. Аукцион по продаже имения состоялся, деньги Гаев тратит на дорогую еду.
Еще одна особенности речи персонажа – использование терминов игры в бильярд. Эти фразы вызывают улыбку, они несуразны и непонятны для собеседников. Из них мало кто представляет игру, правила и атрибуты.

Дорог ли Гаеву вишневый сад?

Образ Леонида Гаева раскрывается и в его отношении к вишневому саду. Для нашего героя он значит очень много, как и для его сестры. Гаев не хочет принимать предложение Лопахина, как и Раневская. Он считает, что «пошло» было бы разбить на участки свое имение и сдавать их в аренду. Ведь это приблизит его семейство к дельцам, подобным Лопахину. Это было бы недопустимо для Леонида Андреевича, поскольку он считает себя подлинным аристократом и поглядывает свысока на купцов, подобных Ермолаю Алексеевичу. Когда Гаев возвращается с аукциона, где было продано его имение, он подавлен, на его глазах видны слезы. Однако когда он слышит удары кия о шары, его настроение сразу же улучшается. Данный факт говорит нам о том, что герою не свойственны глубокие переживания. Это важная черта, дополняющая образ Гаева в пьесе «Вишневый сад» Чехова.

Роль персонажа

В пьесе Гаеву отводится одна из главных ролей. Автор называет персонаж аристократом. В этой характеристике чувствуется негатив, скрытая ирония. Леонид только внешне может быть схож с аристократией. На деле он не имеет ни одной положительной черты данного класса. Но это яркое отличие российской аристократии, людей, не способных трудиться. Для них даже думать – работа. Гаев весь в мечтах, оторван от жизни, не способен решить простых бытовых проблем. Слуга, старый Фирс, заботится о нем, как о маленьком ребенке. Гаев не может сделать без помощи элементарных вещей: раздеться, расположиться в кресле, выбрать одежду по погоде. Доброе отношение к хозяину не находит ответа. Неблагодарные помещики забывают старика в доме, опять же только на словах продумывают для него помощь, решая его судьбу вне имения: отправим в больницу. Во всех поступках просвечивает легкомысленность и бессмысленность. Не сложно представить будущее «дрянного человека». Приходится согласиться с Лопахиным. Гаев уйдет со службы, будет пытать счастья у богатой тетушки-графини, поселившись у нее в услужение. Если она его не пустит, то его ждет бедность.

Значение образа Гаева

Интересующий нас персонаж замыкает цепь, которая состоит из образов дворян, изображенных Антоном Павловичем Чеховым. Автор представил нам «героев своего времени» – прекрасно образованных аристократов, которые не могут отстоять свои идеалы. Из-за этой слабости дворян такие люди, как Лопахин, имеют возможность занять господствующее положение в обществе. Антон Павлович специально максимально занизил образ Гаева в комедии «Вишневый сад», сделав его карикатурным. Это было необходимо для того, чтобы показать степень обмельчания дворян.

Удался ли автору «Вишневый сад»?

Произведение Чехова (портрет его представлен выше) вызвало большой общественный резонанс. Многие его современники, принадлежащие к аристократии, весьма критично отнеслись к этой пьесе. Они обвинили Антона Павловича в незнании их круга, в неправильном изображении своего класса. Едва ли Чехова можно упрекнуть в этом. Ведь он и стремился создать не просто комедию, а настоящий фарс, что у него прекрасно получилось. Безусловно, ему удался образ Гаева. С цитатами из комедии «Вишневый сад» знакомы многие наши современники, а сама пьеса включена в обязательную школьную программу по литературе. Это произведение до сих пор очень популярно и в театрах нашей страны. Все это говорит о несомненной ценности «Вишневого сада» с художественной точки зрения.

Экранизации и постановки


Иллюстрация к книге «Вишневый сад»
В 1981 году британский режиссер Ричард Айр снял драматический фильм «The Cherry Orchard» по мотивам пьесы Антона Чехова «Вишневый сад». Роль Леонида Гаева в этой экранизации сыграл актер Фредерик Тревес. Сестру героя Любовь Андреевну Раневскую сыграла актриса Джуди Дэнч, известная по роли М в серии фильмов о Джеймсе Бонде.

До этого Джуди Дэнч уже однажды снималась в экранизации «Вишневого сада». Это был фильм 1962 года, и актриса исполнила там роль Ани — младшей дочери Раневской. Образ Гаева в этой версии воплотил сэр Артур Джон Гилгуд, знаменитый исполнением шекспировских ролей, в том числе и в кино.

В 1999 году вышла еще одна экранизация, на этот раз совместного греко-французского производства. Режиссером и автором сценария стал греческий режиссер Михалис Какоянис. Роль Гаева исполнил британский актер Алан Бейтс. Съемки фильма проходили в Болгарии.


Алан Бейтс в фильме «Вишневый сад»

В 2008 году вышла российская экранизация «Вишневого сада» в жанре комедии с элементами фарса и итальянского площадного театра. Фильм снял режиссер Сергей Овчаров. Роль Гаева исполнил актер Дмитрий Поднозов.

Пьеса неоднократно ставилась в театрах по всему миру. В Британии в 2009 году «Вишневый сад» поставил лондонский театр «The Old Vic» в обработке знаменитого драматурга и режиссера Тома Стоппарда. В 2016 году пьеса была сыграна на сцене Театра Ю в Калифорнии, США. Режиссером стал Даниэль Хейфец.

Характеристика образа Гаева в пьесе «Вишневый сад» Чехова

Леонид Андреевич Гаев — один из центральных персонажей пьесы Чехова и владелец удивительного старинного имения и сада. Герой относится к аристократам. Характеристика образа Гаева в пьесе «Вишневый сад» раскрывает отношение автора к дворянству. Герой стал своеобразной карикатурой на всех представителей этого класса, в него Чехов поместил все их недостатки и пороки.

  1. Место в пьесе
  2. Характеристика героя
  3. Роль персонажа

Место в пьесе

В «Вишневом саду» Гаеву отводится одна из центральных ролей. Он старший брат главной героини пьесы Любови Раневской. Сам Чехов величает его аристократом. Но есть в этих словах доля иронии. Персонаж только внешне может быть похож на аристократа, в его характере и поведении нет ни одной положительной черты этого класса. Он, как и другие дворяне, не склонен к труду и ему трудно перестроиться к новым порядкам в стране. Для таких, как Леонид Андреевич Гаев думать — это уже работа. Герой весь погряз в мечтах, для него сложно решить даже элементарные бытовые проблемы и обслужить себя.

Старый слуга Фирс смотрит за ним как за младенцем, Леонид не в состоянии самостоятельно подобрать себе одежду по погоде или же приготовить кровать ко сну. Героя не тревожит собственная несостоятельность, поскольку для него всегда было в порядке вещей, что кто-то его обхаживает и опекает. Этим он отличается от простых крестьян, которые, наоборот, всю жизнь трудились и старались угодить таким, как он.

Но при этом именно Леонид старается хоть как-то решить проблему с долгами. Он постоянно пытается занять у кого-то денег, чтобы хотя бы минимально отдать проценты по кредитам. Однако все его мысли о том, как можно было бы распрощаться с долгами похожи на несбыточные мечты.

Герой мечтает получить наследство, выдать племянницу выгодно замуж или что на помощь всему семейству придет далекая тетушка-графиня. При этом он отбрасывает все действенные идеи Лопатина.

Характеристика героя

Гаеву уже 51 год. Но несмотря на возраст, он так и не нашел себе женщину, с которой мог бы связать себя семейными узами и родить детей.

Чехов не вдается в детали биографии Леонида Андреевича и не рассказывает о его прошлом. Но и без того понятно, что он образован и всю жизнь провел в своем старом, разваливающемся особняке. В самом начале автор говорит, что Гаев проел все свое состояние на леденцах. Герой постоянно их носит с собой. Он очень много ест и пьет.

Гаев — частый гость мужских клубов, там он развлекается за бильярдным столом и общается с другими людьми своего класса. От членов клуба он узнавал все новости и от них же получил предложение пойти на службу в банк с годовой зарплатой в 6 тысяч. Однако сам факт того, что Леонид пойдет работать, очень удивил окружающих:

  1. Любовь Андреевна сказала: «Где тебе! Сиди уж». Эта цитата четко показывает, что сестра не верила в Леонида.
  2. Лопахин также сомневался в Гаеве, говорил, что тот не сможет усидеть на одном месте, ведь он был слишком ленивым человеком.
  3. Племянница Леонида Аня была единственным человеком, который поддерживал его. Девушка сказала, что верит в него.

Даже молодой лакей Яша иногда демонстративно показывал свое неуважение к Гаеву. Столь не доверительное и предвзятое отношение было обусловлено тем, что он был безответственным и жил лишь мечтами.

Так уж сложилось, что Гаев тот еще пустослов. В самое неподходящее время он может начать говорить красивые речи и тогда окружающие начинают просить его замолчать.

Герой прекрасно понимает, что его разглагольствования часто не к месту, но ничего не может с этим поделать — это часть его натуры. Поражает и то, что несмотря на свою красноречивость, Леонид Андреевич не способен сформулировать собственную точку зрения и отстоять ее во время беседы. Он инфантилен и не способен поддержать разговор, он все время вставляет какие-то бильярдные термины. За счет этого окружающие его не понимают.

Гаев легкомыслен и недальновиден, на него трудно положиться. Он души не чает в своей сестре и племянницах, но подставить мужское плечо, взять на себя все финансовые проблемы и стать настоящим главой семейства неспособен. Герой и сам, несмотря на свои пятьдесят лет, похож на маленького ребенка, за которым поглядывает Фирс. И он не видит ничего зазорного в том, что даже лечь спать не может без помощи лакея.

Также в конце пьесы он «отблагодарил» Фирса. Леонид забыл про своего верного слугу, который был так привязан к помещику. В этом поступке по отношению к старику Фирсу особенно раскрывается характер персонажа. Гаев — легкомысленный человек, он не задумывается о чувствах других, особенно если это прислуга. Предвзятое отношение к простым людям свойственно всем дворянам.

Краткое описание основных черт характера персонажа:

  • невнимательность — Гаев живет в поместье и не замечает его разрушений;
  • герой образованный человек, он умеет красиво выстраивать свою речь, хотя при этом она лишена смысла;
  • легкомыслие — несмотря ни на что, он живет праздной жизнью и не задумывается о будущем;
  • лень и слабовольность — герой растратил все свои деньги, он не умеет управлять домом;
  • Гаев — мечтатель, он бредит призрачными надеждами на то, что произойдет какое-то чудо и имение получится спасти.

Для Леонида вишневый сад значит не меньше чем для его сестры Любови Андреевны, его связывает много воспоминаний с родным домом. Однако принять предложение Лопахина он, как и сестра не в силах. Причина отказа кроется в том, что сдавать участок под дачи, по его мнению, пошло, ведь тогда он станет таким же купцом, как и Ермолай Алексеевич. А Гаев привык считать себя настоящим дворянином и свысока смотреть на таких дельцов. Когда Герой возвращается с аукциона домой у него слезы на глазах. Однако, услышав звуки игры в бильярд, он тут же обо всем забывает и это доказывает, что Гаеву непривычны глубокие переживания.

Роль персонажа

В течение своего творческого пути Чехов написал немало образов, присущих его времени. Были среди них и истинные аристократы. На примере Гаева автор попытался показать, насколько обмельчали дворяне. Для этого он максимально занизил образ героя, сделав из него карикатуру на всех представителей класса. Многие аристократы очень остро восприняли такое отображение дворянства и обвинили Антона Павловича в незнании их класса. Но и Чехов старался создать не комедию, а фарс, и это у него получилось. На примере Гаева демонстрируется духовная деградация людей, их внутренняя пустота и пошлость.

Очень точное цитатное описание Гаева и его сестры Любови Раневской дал когда-то Максим Горький: «Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики, они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая, — паразиты, лишенные силы снова присосаться к жизни». После отмены крепостного права большинство дворян так и не смогли приспособиться к новым порядкам — в этом трагедия их поколения.

В целом Гаев и Раневская в произведении отображают аристократов тех времен и символизируют прошлое и те времена, которые закончились в России. Леонид Андреевич вместил в себе все черты, присущие дворянам, в том числе неумение отказаться от привычного образа жизни и пересмотреть свои взгляды. По мнению персонажа, если он разобьет имение на несколько частей, то опустится до уровня каких-то там купцов, а это, по его мнению, было недопустимо. Любовь Андреевна придерживалась тех же взглядов. Он так же, как и его сестра и другие аристократы презрительно смотрят на дельцов и игнорируют их советы, ведь считают себя выше них по происхождению.

Характеристика образа Гаева будет полезна ученикам 10-х классов во время подготовки к уроку по литературе, а также в написании сочинения по «Вишневому саду».

Полезные материалы по теме:

Образ и характеристика Гаева в пьесе «Вишневый сад» Чехова

Центральным персонажем пьесы А.П.Чехова является Леонид Андреевич Гаев. Он один из хозяев красивого старинного сада.

Образ и характеристика Гаева в пьесе «Вишневый сад» созданы автором для проникновения в сложную проблему изменения дворянства. Представители класса дворян не успевают за развитием страны и остаются без имущества, накопленного для них предками.

Образ персонажа

Леонид Гаев – родной брат Раневской. Разорившийся помещик Гаев еще не стар. Ему 51 год, но помещичьей хватки и предприимчивости у мужчины нет. Он, играя леденцом, признается, что проел «все свое состояние». На самом деле, мужчина много ест и пьет. Особая любовь у помещика к детским леденцам. Помещик их сосет практически постоянно. У автора самая частая ремарка для описания поведения данного персонажа: «Кладет в рот леденец».

Мужчина болтун

Гаев – болтун и пустомеля, так часто говорит глупости, что его речь перестают воспринимать и чаще обрывают уже в начале. Собеседники и близкие люди просят Леонида Андреевича меньше говорить, но он не слышит их просьб. Племянницы предлагают дяде молчать, но мужчина не сдерживает своих эмоций и продолжает дифирамбы без всякого повода. Гаев может разговаривать не только с живыми людьми, Леонид обращается к мебели, еде, деревьям. Речь помещика имеет вой характер. Она торжественна и возвышена. Его слова – это выступления на публику, яркие речи, передающие чувства, которые наполняют «существо» мужчины. Он не пытается сдерживаться, выносит на слушателя все свои мысли. Почему его обрывают? В речах нет смысла, идеи, простой набор слов. Леонид не выполняет своих обещаний. Слова, произнесенные вслух, не задерживаются в душе. Клятва Гаева о сохранении сада – доказательство его непрактичности. Все действия, которые он произносит, остаются только словами: заплатим проценты, не допустим аукциона. Торжественная клятва пафосная. Чем клянется помещик: честью, счастьем, существом. Но ничего не происходит само по себе. Аукцион по продаже имения состоялся, деньги Гаев тратит на дорогую еду.

Еще одна особенности речи персонажа – использование терминов игры в бильярд. Эти фразы вызывают улыбку, они несуразны и непонятны для собеседников. Из них мало кто представляет игру, правила и атрибуты.

Характер персонажа

Сложность характера героя подтверждается репликами других персонажей. С одной стороны, Аня утверждает, что его все любят и уважают. Племянница верит в дядю, надеется, что он найдет выход из сложной ситуации с имением. С другой стороны, помещик ленив. Лопахин считает, что Гаев не сможет работать в банке за 6 тысяч в год. Усидчивость – не его черта, а именно она требуется в банковской работе. Лопахин называет Леонида бабой, что скрывается за этим словом: слабость, не желание действовать, страх или лень? В характере мужчины нет деловитости, практичности. Он легкомыслен и недальновиден. Когда новый купец предлагает выход: вырубить вишню и продать землю дачникам, Гаев переходит к моральной характеристике поступка: пошлость. Он не просчитывает выгоды, не ищет возможности сохранить имение и часть сада. Леонид не пытается самостоятельно начать действовать. Помещик просчитывает, где или у кого можно взять в долг.

Роль персонажа

В пьесе Гаеву отводится одна из главных ролей. Автор называет персонаж аристократом. В этой характеристике чувствуется негатив, скрытая ирония. Леонид только внешне может быть схож с аристократией. На деле он не имеет ни одной положительной черты данного класса. Но это яркое отличие российской аристократии, людей, не способных трудиться. Для них даже думать – работа. Гаев весь в мечтах, оторван от жизни, не способен решить простых бытовых проблем. Слуга, старый Фирс, заботится о нем, как о маленьком ребенке. Гаев не может сделать без помощи элементарных вещей: раздеться, расположиться в кресле, выбрать одежду по погоде. Доброе отношение к хозяину не находит ответа. Неблагодарные помещики забывают старика в доме, опять же только на словах продумывают для него помощь, решая его судьбу вне имения: отправим в больницу. Во всех поступках просвечивает легкомысленность и бессмысленность. Не сложно представить будущее «дрянного человека». Приходится согласиться с Лопахиным. Гаев уйдет со службы, будет пытать счастья у богатой тетушки-графини, поселившись у нее в услужение. Если она его не пустит, то его ждет бедность.

Образ и характеристика Гаева в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинение

Леонид Андреевич Гаев – один из центральных персонажей пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад».

Он разорившийся помещик, который все, что у него было, спустил на ветер. Не желает чем-либо себя обременять, у него нет собственной семьи, да и стремления к этому. Вся его жизнь проходит в ветхом имении, которое рушится изо дня в день, а прислуживает ему, даже больше следит как за маленьким ребенком, Фирс, лакей в годах. Гаев образованный мужчина, который способен донести до собеседника свои прекрасные мысли. За пределы своего имения выезжал редко, свободное время любил проводить за игрой в бильярд в мужском клубе. Там он узнавал обо всем происходящем вокруг и однажды получает предложение стать служащим в банке, получая достойный оклад. Люди, близко знающие его, в том числе и Раневская, не верят, что он способен занять такую должность и только племянница Аня другого мнения о нем. Окружающие относятся к нему с недоверием и пренебрежением, даже Лакей Яша не скрывает свою дерзость, разговаривая с ним. Гаев не интересный собеседник и часто пустословит, любит разглагольствовать. В силу своей инфантильности не может отстоять свою точку зрения. Не способен поддерживать разговор, все время, вставляя абсолютно неуместные бильярдные термины. Фирс окружает его детской заботой, а Леонид Андреевич не видит ничего зазорного в этой опеке. Верный лакей предан своему хозяину, а он в конце пьесы забывает про него.

Гаев души не чает в своей сестре и племянницах, а стать для них опорой и надеждой, вести дела и поправить их плачевное материальное положение не может. В его голову даже не приходят мысли о какой-либо помощи.

Леонид Андреевич всевозможными способами пытается избавиться от долгов, но все его мысли по этому поводу больше похожи на нелепые мечты. Он ждет, что получит наследство неизвестно от кого, то намерен выдать Аню замуж за состоятельного мужчину и уехать в Ярославль.

Вишневый сад для Гаева имеет не малое значение, но принять условия Лопахина для него, как для настоящего аристократа, недопустимо. По возвращению с аукциона, где за долги имение перешло в другие руки, на лице помещика можно было увидеть слезы от происходящего горя, но едва услышав удары кия об шары, они исчезли, показывая, что ему не свойственны душевные терзания.

Чехов представляет образ Леонида Андреевича как карикатуру на дворянство. Негативные черты характера Раневской нашли более уродливое отношение в ее брате и еще больше иронизируют жизнь помещиков.

2 вариант

Гаев представляет собой помещика старого типа, он говорит о себе как про человека пострадавшего за собственные убеждения, хотя какие именно убеждения имеет Леонид Андреевич, сказать трудно. Он убежден в возможности получить богатое наследство или отправиться к тетушке в Ярославль, для того чтобы получить некоторые средства для спасения вишневого сада. Тем не менее, все эти мысли являются эфемерными и представляют собой не более чем мечтания.

Гаев привык к «сладкому» существованию этот факт подчеркивает Чехов леденцами. Практически всегда помещик держит во рту леденец, об этом всегда говорится между фразами. Такая привычка является даже немного ребячливой и сам герой говорит об этом «проел бы весь капитал на леденцах».

Как не трудно понять, такой человек не может быть опорой для вишневого сада и собственной земли, да и для всей помещицкой России как таковой. Он склонен к мечтаниям, сладостям, его даже раздевает слуга Фирс.

Создает ли образ этого помещика сочувствие? Возможно, но, если посмотреть трезво на этого человека, то он не особенно заслуживает какой-то жалости или сочувствия, хотя и является, по сути, продуктом собственного времени. Если бы Гаев воспитывался в других обстоятельствах, то стал бы немного другим и, вероятно, мог бы сделать какие-то верные решения для спасения вишневого сада.

Тем не менее, Леонид Андреевич не имеет никакой практичности и даже ленив, как говорит о нем Лопахин. Он не может противостоять новому времени и не способен к таким элементарным умениям как заработок денег. Повторимся, он даже раздевается порой при помощи своего слуги.

Понятное дело, подобные привычки являются признаком высшего класса и в чем-то даже нормальны для людей высокого сословия. Однако, в Гаеве при этом отсутствует благородство, которое присуще людям высокого сословия. Даже наоборот, он болтлив и хотя уважаем другими людьми, его не ставят особенно высоко.

Тем более, любят Леонида Андреевича только люди из его окружения, но тот же Лопахин называет Гаева бабой и в его представлении Гаев действительно как баба: неспособный сопротивляться, чего-то добиваться. Такая изнеженная аристократия является полностью неспособной для сохранения страны и в дальнейшем в этом мир придут Лопахины и Чехов предчувствовал такую смену человеческих типов, хотя и не увидел сам.

Леонид Андреевич Гаев – Характеристика

Символизм пьесы Чехова прослеживается во многих деталях. Сам вишневый сад является символов России помещиков, которая со временем превратиться в Россию Лопахиных и дачников. Кто остается в прежней стране и в прежнем укладе?

Раневская и Гаев. Они из одной семьи и оба не привыкли к практическим потребностям этого мира, они ничего не достигали в отличии от Лопахина и были, как говорится, на всем готовом. Гаев в особенности как мужской персонаж является характерным символом.

Ведь Гаев, по сути, является мужчиной в самом расцвете. Ему около пятидесяти и к этим годам, как правило, мужчина достигает состоятельности. Леонид Андреевич в свою очередь не состоялся совершенно, хотя и имеет некоторую собственность.

Гаев совершенно не может заработать денег, ест леденцы и в целом инфантилен. Для такого возраста подобное поведение попросту невозможно, он болтун и не может противостоять вызовам времени. Данная фигура представляет собой собирательный образ всех помещиков того времени (люди 80-х годов) которые не смогли стать опорой для страны.

По сути, именно такие состоявшиеся мужчины и могли стать опорой для страны и как правило являются такой опорой. Однако, на смену Гаевам приходят Лопахины, они крепко сбиты, более мужественны и практичны.

Леонид Андреевич именно тот, кому следует быть опорой для собственной земли и именно благодаря ему мог сохраниться вишневый сад. Только вот сам Гаев не предпринимает ничего, он хочет только получить деньги непонятно откуда и пользоваться этим. Вероятно, в подобном поведении причиной является соответствующее воспитание, которое фактически сделало из взрослого человека неженку.

Безусловно, возможно Чехов в чем-то гиперболизировал этот образ, но он явно уловил кризис в сословии помещиков, которые в дальнейшем были сметены классом пролетариата. Также как царские дворцы разорялись и превращались в музеи, так вишневый сад стал пристанищем для множества отдыхающих.

Сочинение про Гаева

Как писал сам Чехов в письмах касательно Гаева, он – аристократ. Конечно, Чехов имеет в виду не рыцаря-аристократа, эталонного представителя благородной семьи и обладателя всяческих достоинств. В чем-то в фигуре Гаева предлагается та самая немощь, которая охватывала Российскую империю в целом.

Ведь страна, государство, во многом держится именно на собственной элите. Есть некоторый ряд людей, который образует какие-то идеалы, отличается от других в лучшую сторону. При этом, если начинается кризис аристократии, то начинается и кризис страны.

Автор выводит главным действующим лицом вишневый сад – нечто совершенно символическое, образ России помещиков. На смену этому саду приходит новая страна, где каждый сможет арендовать дачи, а красивые вишневые сады помещиков останутся только воспоминанием.

Гаев в свою очередь является тем человеком, которому стоило бы защищать вишневый сад, ему нужно отстаивать этот уклад, но Леонид Андреевич может только обещать не допустить торгов, но в итоге отправляется с Лопахиным на торги и возвращается оттуда после продажи сада.

Гаев полностью ленив, много кушает и обожает сладости. Он регулярно ест леденцы, за ним ухаживает Фирс, который даже раздевает его, этим подчеркивается инфантильность героя.

Также брат Раневской является полностью непрактичным (подобное, впрочем, свойственно инфантильным людям) и не может отыскать какого-то действенного решения для собственной ситуации. Он мечтает о каких-то деньгах, которые появятся неизвестно откуда и не позволят продать сад. Безусловно, такие мечты представляют собой полный отрыв от действительности и характеризуют неспособность не только отдельно Гаева, но и всего этого класса существовать в условиях нового времени.

Противоположностью Гаева является Лопахин, он приземленный, но при этом практичный. Как бы сейчас сказали «нормальный мужик». При этом Гаев является противоположностью Лопахину только в отрицательном контексте, только собственной изнеженностью и непривычностью к поиску практической выгоды.

Наверное, Гаев является, так сказать, «ошметком» аристократии, представителем вырождающегося российского класса. Именно поэтому в чем-то его фигура является назидательной.

Автор великолепно описывает целую эпоху и срез общества через конкретную личность.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Гаева в пьесе Вишнёвый сад

Популярные сегодня темы

Русский композитор внес весомый вклад в музыку. Он сначала сочинял небольшие музыкальные произведения для фортепиано, но затем стали появляться и большие музыкальные формы

Проблемой в литературном произведении называют тот вопрос, который ставит и описывает на протяжении всего повествования. Причём писатель, как правило, не ставит вопрос прямо, обычно читателю самостоятельно приходится выделять

1899 – Рождение будущего писателя в слободе под Воронежом.

Манилов и Чичиков в легендарном произведении российского автора схожи прежде всего внешне. Более того, своим поведением Чичиков схож с многими помещиками и не заметить этого, читая произведение, просто невозможно

Здравствуй, моя любимая мамочка! В этом письме я хочу рассказать о своих теплых и искренних чувствах к тебе. У меня не всегда получается передать это на словах, но ты и без слов всегда меня понимаешь

Гаев («Вишнёвый сад»)

Кто такой Гаев

Леонид Андреевич Гаев — обедневший помещик и аристократ (так его называет сам Чехов). Ему всего 51 год, но ни предпринимательской жилки, ни какой-либо инициативности, деловитости за Гаревым до сих пор замечено не было. Сам герой не скрывает, что потерял, даже проел, все своё богатство. Помещик постоянно пребывает за приёмом пищи. Особенным же лакомством для него являются леденцы и встречаются они нам далеко не в одной сцене.

Речевая характеристика

Гаев — говорун и пустослов, его слова не несут абсолютно никакого смысла, по этой причине, его речь редко дослушивают до конца, если вообще слушают. Близкие Гаева советуют ему меньше болтать или вовсе помолчать, но он не выполняет этой просьбы. Леонид Андреевич просто не в силах держать свои чувства под контролем и бессмысленные дифирамбы по любому поводу снова и снова вырываются из его уст. К тому же, его пустословия необязательно слушать кому-то из людей, он будет рад и слушателям вроде предметов и растений.

Речь у Гаева праздная, пышная и возвеличенная. Каждый монолог Леонид Андреевич произносит ярко, страстно, демонстрируя все свои эмоции и чувства. Помещик даже не старается держать себя в руках, он не думает о том, что не все внутренние переживания должны демонстрироваться окружающим. Напротив, Гаев выбрасывает на собеседника все свои думы. Но почему же рассказ о мыслях Леонида Андреевича никто не дослушивает до конца? Предложения не имеют законченности, они представляют собой не связанный набор слов, из чего получается бессмысленная каша.

Гаев никогда не держит данное слово, из-за чего речь не вызывает доверия. Доказательством является клятва Леонида Андреевича о спасении вишнёвого сада. Она подтверждает его пустословие. Все обещания, так и остаются обещаниями, что имение не будет продано и что он не допустит до аукциона. В клятве Гаева больше пафоса (он клянётся и своим счастьем, и честью), чем реальных фактов. Но ведь никакие дела не проходят сами по себе, для их реализации нужно прикладывать усилия, что совсем не в духе этого чеховского героя. В итоге торги по продаже сада прошли, а оставшиеся деньги Гаев потратил на дорогие блюда.

Термины, взятые из бильярдного лексикона, тоже одна из характеристик речи помещика. Эти словечки разряжают обстановку, но они всегда неуместны, и неясны оппонентам разговора. Никто не имеет представления о правилах этой игры и её реквизитах.

Черты характера

Характер Гаева сложен, доказательством чего являются слова других героев. Дочь Раневской Аня говорит, что Леонид Андреевич хороший и умный человек. Девушка верит в своего дядю, полагает, что он сможет найти выход из сложившейся ситуации и спасти вишневый сад.

Ермолай Алексеевич Лопахин уверен в неспособности Гаева служить банковским сотрудником за годовую зарплату в шесть тысяч, так как кропотливостью и усердием Леонид Андреевич не обладает, а именно эти качества нужны для работы в банковской сфере. Когда аукцион уже на носу, а Гаев ещё бездействует, возмущённый Лопахин обзывает его бабой, но что он подразумевает под тем словом: бессилие, бездействие, трусость или апатию? В характере Гаева нет деятельности и прагматичности. Он беспечен и непроницателен, словно малое дитя. Леонид Андреевич не мыслит рационально, не предпринимает никаких попыток к спасению имения, а неспешно размышляет о том, где бы и у кого бы одолжить сумму.

Гаев не приспособлен к самостоятельной жизни и не умеет работать. Его отрицательные качества, такие как бездарность, никудышность, высокомерие, к сожалению, перевешивают положительные. Он смешон. Можно утверждать, что этот герой — это пародия на воспитанного аристократа, потому что пуст и глуп, но очень самонадеян.

Заключение

Образ Гаева — это собирательный образ, олицетворяющий людей, не приспособленных к труду, думать для которых — уже работа. Дворяне и помещики просто отстали от быстро развивающейся страны, не приспособились к изменяющимся укладам и принципам жизни. Они потеряли свои состояния, перешедшие им в наследство, а сами состояний не приобрели, так как никогда не работали. Именно по этим причинам век дворянства и закончил своё существование, будущее было за представителями купечества, такими, как Лопахин, а также за другими деятельными людьми.

Образ Гаева в пьесе «Вишневый сад» Чехова

Мы подготовили для вас несколько сообщений-характеристик про образ Гаева из драмы Чехова «Вишневый сад». Используйте материал статьи для задания по литературе.

Образ 1

Центральным персонажем пьесы А.П.Чехова является Леонид Андреевич Гаев. Он один из хозяев красивого старинного сада. Образ и характеристика Гаева в пьесе «Вишневый сад» созданы автором для проникновения в сложную проблему изменения дворянства. Представители класса дворян не успевают за развитием страны и остаются без имущества, накопленного для них предками.

Образ персонажа

Леонид Гаев – родной брат Раневской. Разорившийся помещик Гаев еще не стар. Ему 51 год, но помещичьей хватки и предприимчивости у мужчины нет. Он, играя леденцом, признается, что проел «все свое состояние». На самом деле, мужчина много ест и пьет. Особая любовь у помещика к детским леденцам. Помещик их сосет практически постоянно. У автора самая частая ремарка для описания поведения данного персонажа: «Кладет в рот леденец».

Мужчина болтун

Гаев – болтун и пустомеля, так часто говорит глупости, что его речь перестают воспринимать и чаще обрывают уже в начале. Собеседники и близкие люди просят Леонида Андреевича меньше говорить, но он не слышит их просьб. Племянницы предлагают дяде молчать, но мужчина не сдерживает своих эмоций и продолжает дифирамбы без всякого повода. Гаев может разговаривать не только с живыми людьми, Леонид обращается к мебели, еде, деревьям. Речь помещика имеет вой характер. Она торжественна и возвышена. Его слова – это выступления на публику, яркие речи, передающие чувства, которые наполняют «существо» мужчины. Он не пытается сдерживаться, выносит на слушателя все свои мысли. Почему его обрывают? В речах нет смысла, идеи, простой набор слов. Леонид не выполняет своих обещаний. Слова, произнесенные вслух, не задерживаются в душе. Клятва Гаева о сохранении сада – доказательство его непрактичности. Все действия, которые он произносит, остаются только словами: заплатим проценты, не допустим аукциона. Торжественная клятва пафосная. Чем клянется помещик: честью, счастьем, существом. Но ничего не происходит само по себе. Аукцион по продаже имения состоялся, деньги Гаев тратит на дорогую еду.

Еще одна особенности речи персонажа – использование терминов игры в бильярд. Эти фразы вызывают улыбку, они несуразны и непонятны для собеседников. Из них мало кто представляет игру, правила и атрибуты.

Характер персонажа

Сложность характера героя подтверждается репликами других персонажей. С одной стороны, Аня утверждает, что его все любят и уважают. Племянница верит в дядю, надеется, что он найдет выход из сложной ситуации с имением. С другой стороны, помещик ленив. Лопахин считает, что Гаев не сможет работать в банке за 6 тысяч в год. Усидчивость — не его черта, а именно она требуется в банковской работе. Лопахин называет Леонида бабой, что скрывается за этим словом: слабость, не желание действовать, страх или лень? В характере мужчины нет деловитости, практичности. Он легкомыслен и недальновиден. Когда новый купец предлагает выход: вырубить вишню и продать землю дачникам, Гаев переходит к моральной характеристике поступка: пошлость. Он не просчитывает выгоды, не ищет возможности сохранить имение и часть сада. Леонид не пытается самостоятельно начать действовать. Помещик просчитывает, где или у кого можно взять в долг.

Роль персонажа

В пьесе Гаеву отводится одна из главных ролей. Автор называет персонаж аристократом. В этой характеристике чувствуется негатив, скрытая ирония. Леонид только внешне может быть схож с аристократией. На деле он не имеет ни одной положительной черты данного класса. Но это яркое отличие российской аристократии, людей, не способных трудиться. Для них даже думать – работа. Гаев весь в мечтах, оторван от жизни, не способен решить простых бытовых проблем. Слуга, старый Фирс, заботится о нем, как о маленьком ребенке. Гаев не может сделать без помощи элементарных вещей: раздеться, расположиться в кресле, выбрать одежду по погоде. Доброе отношение к хозяину не находит ответа. Неблагодарные помещики забывают старика в доме, опять же только на словах продумывают для него помощь, решая его судьбу вне имения: отправим в больницу. Во всех поступках просвечивает легкомысленность и бессмысленность. Не сложно представить будущее «дрянного человека». Приходится согласиться с Лопахиным. Гаев уйдет со службы, будет пытать счастья у богатой тетушки-графини, поселившись у нее в услужение. Если она его не пустит, то его ждет бедность.

Образ 2

Одним из основных персонажей произведения является Гаев Леонид Андреевич, родной брат главной герои владелицы поместья Раневской.

Писатель представляет Гаева в качестве одинокого пятидесятилетнего мужчины, помещика, не имеющего собственной семьи, проживающего в старом поместье под попечительством старика Фирса, спустившего фамильное состояние из-за праздного образа жизни в виде любимого времяпрепровождения – игре в бильярд.

Характерными чертами героя являются его аристократическая образованность, сочетающаяся со слабовольной натурой, которая выражается в неумении и нежелании принимать важные жизненные решения, отстаивать собственную позицию. Но при этом Гаев отличается артистичностью и искренностью в выражении своих мыслей, а также сентиментальностью и романтизмом.

Участвуя в беседах, Леонид Андреевич многословен, часто разглагольствует не по существу разговора и порой сам замечает, что говорит не по теме и неуместно вставляет не совсем понятные собеседникам выражения.

Гаев характеризуется любящим отношением к своим домочадцам и близким, он искренне радеет за счастье сестры и своих племянниц, надеясь удачно выдать замуж одну из девочек, Анну за достойного и обеспеченного дворянина. К старому Фирсу Гаев очень привязан, без него не может обходиться даже во время приготовления ко сну, но в финале пьесы – даже не вспоминает о старике.

Наивно полагая, что существует возможность спасения имения от продажи и сохранения вишневого сада, который имеет для него большое значение, впрочем, как и для всех членов семьи, Гаев в мечтах представляет получение нереального наследства. На самом деле Леонид Андреевич не желает осознавать свершившийся факт потери фамильной усадьбы, хотя и прощается с садом со слезами в глазах, но глубокие переживания и страдания не свойственны данному герою. Поэтому поступает на службу с небольшим годовым жалованием в мужской клуб, хотя, по мнению родных и купца Лопахина, работа Гаева долго не продлится, поскольку Леонид Андреевич к труду не дисциплинирован и ленив.

Описывая образ Гаева в пьесе, писатель карикатурно раскрывает сущность опустошения дворянского класса того времени, бесхарактерность и безынициативность аристократии, идеализирующих происходящие события, на смену которым уже активно приходят представители коммерции и делового купечества в виде Лопахина, стремящиеся к господствующему положению в обществе.

Образ 3

Гаев Леонид Алексеевич – это один из героев пьесы великого русского писателя и драматурга Антона Павловича Чехова «Вишневый сад». В его образе, как и в Раневской, автор изобразил прошлое России. Он представитель дворянства, аристократ, при этом, желая показать, что их время кончилось, автор целенаправленно делает Гаева разорившимся помещиком.

Гаеву уже 51 год, но при этом он абсолютно не самостоятелен. Старый слуга Фирс до сих пор его одевает и раздевает, как маленькое дитя, внимательно следит, чтобы барин не простудился. Гаев безгранично ленив. Когда встает вопрос о продаже Вишневого сада с аукциона, он только разводит длинные пафосно-торжественные речи, клянется что ни при каких обстоятельствах не допустит продажи… Но на этом все. На практике не было предпринято никаких действий и даже слабых попыток что-то сделать. Гаев пример чистого эгоизма. Заботясь только о самом себе, ему на самом деле все равно, что будет с Вишневым садом. В конце пьесы он забывает о старом преданном слуге Фирсе.

Увлечением Гаева является игра в бильярд, кроме того он любит есть леденцы. Увлечение игрой и сладким подчеркивает инфантилизм персонажа. После продажи сада Леонид Алексеевич устроится работать в банке, но никто не верит, что это надолго. Всем известна его непостоянство и лень.

Чехов противопоставляет Гаеву Лопахина, который является типичным представителем купечества того времени. Леонид Алексеевич плохо отзывается о Лопахине, считает его хамом и грубияном. Отклоняет его деловое предложение сдать Вишневый сад под дачи, которое в реальности могло спасти сад, ссылаясь на мифическую пошлость такой сделки. При этом Гаев не считает зазорным клянчить деньги у других. В пьесе он говорит, что хорошо было бы съездить к тетке-графине – попросить денег на покрытие долгов или получить наследство, или выдать замуж за богатого человека Аню – его племянницу

Целью создания «Вишневого сада» было отображение разделения общества того времени на прошлое (Раневская, Гаев), настоящее (Лопахин) и будущее России (Петя Трофимов, Аня). Гаев это образ отжившего дворянского прошлого России. Он беспомощен и абсолютно не приспособлен к современной жизни.

Образ 4

Пьеса Вишневый сад до сих пор остается актуальной, многие герои написаны невероятно фактурно и представляют собой собирательные образы различных людских типов. Одним из главных действующих героев является Леонид Андреевич Гаев, который на протяжении всего своего существования был помещиком и был всегда на всем готовом. Когда приходит пора нового времени и наступает нужда, Гаев не знает как поступить.

По сути, нужно рассматривать этого героя как антитезу Лопахину и наоборот. Гаев с рождения пребывал в неге о нем непрестанно заботились и приучали к достатку и привычкам людей высшего сословия. В свою очередь Лопахин представляет собой человека, как говорят в Америке, «который сделал себя сам». Он чем-то подобен например Штольцу из романа Гончарова, тоже является активным, по большей части материалистом, который стремится всего достигать.

Гаев – натура пространная и по большей части мечтательная, бездеятельная. Он буквально не может сам заботиться о своем имении, но может только размышлять о том как хорошо бы получить какую-то поблажку, какое-то довольство от других людей. Прожив так до 50 лет, он более не может выбрать ничего иного и только в завершении пьесы мы узнаем о том как Леоднид Андреевич устраивается служащим в банк.

Как говорит Лопахин, Гаев не сможет продержаться на этой работе, так как является весьма ленивым и в этом действительно есть смысл. Лопахин, конечно, во многом относится к помещику презрительно и не упускает возможности его поддеть, но дает весьма четкие определения, которые соответствуют действительности. Мне кажется, в образе Гаева Чехов изображал кризис аристократического класса и кризис в среде помещиков.

Как известно, для того чтобы поддерживать власть, следует иметь ясные и твердые убеждения, а так же возможность отстаивать эти убеждения фактически. Леонид Андреевич в свою очередь аристократ только номинально, он является помещиком по наследству, но по факту не смог бы достигнуть тех привилегий, которыми обладает.

На мой взгляд фигура Гаева является печальной и даже в какой-то степени трагичной, хотя и не вызывает сочувствия.

Характеристика Гаева

Одним из ключевых персонажей пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» является Леонид Андреевич Гаев — дворянин, помещик, родной брат главной героини и один из владельцев старинного вишнёвого сада. Характеристика Гаева имеет большое значение для понимания ценностей уходящей эпохи. Будучи ярким представителем вырождающегося русского дворянства, Леонид Андреевич обладает всеми ключевыми чертами этого сословия: вальяжностью, леностью, бездеятельностью, склонностью к пустословию, оторванностью от реальной жизни. У него нет качеств, необходимых для роста и развития, и потому он обречён на забвение.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Вишневый сад.

Полное имя — Леонид Андреевич Гаев.

Возраст — 51 год.

Род занятий — без определённого рода деятельности, в конце пьесы устраивается на работу в банк.

Семья — сестра Любовь Андреевна Раневская, племянница Аня, не женат, не имеет детей.

Социальное положение — дворянин.

Происхождение — родом из старинного дворянского семейства.

Воспитание — традиционное для дворянских семейств.

Образование — традиционное для дворянских семейств.

Внешность — мужчина средних лет, выглядит на свой возраст.

Характер — добродушный, разговорчивый, красноречивый, чувствительный, непрактичный, инфантильный, ленивый, беспечный, большой любитель бильярда и леденцов.

Положительные черты — добрый, безобидный, прекрасно образованный, красноречивый.

Отрицательные черты — ленивый, болтливый, инфантильный, бездеятельный, безответственный, азартный.

Произведение — «Вишнёвый сад».

Автор — Антон Павлович Чехов.

Цитатная характеристика

Описание образа Гаева с цитатами позволит продемонстрировать не только внешность, но и черты характера героя, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Гаева основан на том, что он является родным братом помещицы Раневской.

«Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской…»

Источник: Действующие лица

Гаев — разорившийся помещик, бездарно промотавший своё состояние и оставшийся без средств к существованию.

«Гаев (кладет в рот леденец). Говорят, что я все свое состояние проел на леденцах… (Смеется)».

Источник: Действие второе

Оказавшись на мели, Гаев вынужден согласиться на место в банке.

«Мне предлагают место в банке. Шесть тысяч в год… Слыхала. »

Источник: Действие второе

«Леонид Андреич, говорят, принял место, будет в банке, шесть тысяч в год…»

Источник: Действие четвертое

«Я банковский служака, теперь я финансист…»

Источник: Действие четвертое

Внешность

Гаев — зрелый мужчина, которому исполнился 51 год.

«…мне уже пятьдесят один год, как это ни странно…»

Источник: Действие первое

Внешний вид Леонида Андреевича полностью соответствует его возрасту, он выглядит постаревшим.

«…Постарел и ты, Леонид».

Источник: Действие первое

Гаев носит тонкое лёгкое пальто не по погоде. И лишь когда навсегда покидает имение, надевает более тёплую одежду.

«…пальто на нем легкое, демисезон, того гляди простудится».

Источник: Действие третье

«На Гаеве теплое пальто с башлыком».

Источник: Действие четвертое

Черты характера и поступки

Гаев — большой любитель игры в бильярд.

«Гаев, входя, руками и туловищем делает движения, как будто играет на биллиарде».

Источник: Действие первое

«Мне бы сначала пойти в дом, сыграть одну партию…»

Источник: Действие второе

«Гаев. А у меня дрожат руки: давно не играл на биллиарде».

Источник: Действие второе

Гаев часто к месту и не к месту использует слова и фразы из игры в бильярд.

«Гаев. Режу в угол! Когда-то мы с тобой, сестра, спали вот в этой самой комнате…»

Источник: Действие первое

«Гаев (в глубоком раздумье). Дуплет в угол… Круазе в середину…»

Источник: Действие второе

«Гаев (сильно смущен, боится заплакать). Поезд… станция… Круазе в середину, белого дуплетом в угол…»

Источник: Действие четвертое

Леонид Андреевич нежно привязан к своей племяннице Ане.

«Крошка моя. (Целует Ане лицо, руки.) Дитя мое… (Сквозь слезы.) Ты не племянница, ты мой ангел, ты для меня все».

Источник: Действие первое

Гаев излишне болтлив и нередко говорит совершенно ненужные, лишние, откровенно обидные вещи.

«…милый дядя, тебе надо молчать, только молчать. Что ты говорил только что про мою маму, про свою сестру? Для чего ты это говорил?»

Источник: Действие первое

«В самом деле, это ужасно! Боже мой! Боже, спаси меня! И сегодня я речь говорил перед шкафом… так глупо! И только когда кончил, понял, что глупо».

Источник: Действие первое

«Зачем так много пить, Леня? Зачем так много есть? Зачем так много говорить? Сегодня в ресторане ты говорил опять много и все некстати. О семидесятых годах, о декадентах».

Источник: Действие второе

Обладающий даром красноречия, Гаев любит произносить торжественные речи.

«Покидая этот дом навсегда, могу ли я умолчать, могу ли удержаться, чтобы не высказать на прощанье те чувства, которые наполняют теперь все мое существо…»

Источник: Действие четвертое

Гаев — человек эмоциональный, порывистый, но не способный брать ответственность за свои слова.

«Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано! (Возбужденно.) Счастьем моим клянусь! Вот тебе моя рука, назови меня тогда дрянным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь!»

Источник: Действие первое

Гаев — типичный образец избалованного, инфантильного барина, привыкшего к тому, что о нём заботится старый слуга.

«Сейчас, сейчас. Ты уходи, Фирс. Я уж, так и быть, сам разденусь».

Источник: Действие первое

«Устал я ужасно. Дашь мне, Фирс, переодеться. (Уходит к себе через залу, за ним Фирс)».

Источник: Действие третье

Гаев не привык испытывать какие-либо лишения и при случае не прочь пожаловаться.

«Гаев (ничего ей не отвечает, только машет рукой; Фирсу, плача). Вот возьми… Тут анчоусы, керченские сельди… Я сегодня ничего не ел… Столько я выстрадал!»

Источник: Действие третье

Леонид Андреевич считает себя либералом, человеком самых смелых и прогрессивных взглядов. Он уверен, что хорошо знает простой народ, и кичится этим.

«Я человек восьмидесятых годов… Не хвалят это время, но все же могу сказать, за убеждения мне доставалось немало в жизни. Недаром меня мужик любит. Мужика надо знать!»

Источник: Действие первое

Гаев хорошо знает свои недостатки, но не считает нужным с ними бороться.

«Гаев (машет рукой). Я неисправим, это очевидно…»

Источник: Действие второе

Гаев, как и его сестра Раневская, является легкомысленным, инфантильным, безответственным человеком, не способным посмотреть правде в глаза и уж тем более самостоятельно решить проблему.

«Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал. Вам говорят русским языком, имение ваше продается, а вы точно не понимаете».

Источник: Действие второе

Леонид Андреевич — совершенно неделовой, непрактичный человек. Он отвергает предложение Лопахина сдавать земли в аренду дачникам, поскольку считает это слишком пошлым.

Гаев не способен самостоятельно спасти имение. Он до последнего надеется на какие-то счастливые обстоятельства, которые могут уберечь его от окончательного разорения.

«Хорошо бы получить от кого-нибудь наследство, хорошо бы выдать нашу Аню за очень богатого человека, хорошо бы поехать в Ярославль и попытать счастья у тетушки-графини…»

Источник: Действие первое

Гаев — человек ленивый, безответственный, который не в состоянии много и упорно трудиться.

«Леонид Андреич, говорят, принял место, будет в банке, шесть тысяч в год… Только ведь не усидит, ленив очень…»

Источник: Действие четвертое

Леонид Андреевич с облегчением воспринимает известие о продаже сада. Его радует тот факт, что ему не пришлось самому принимать решение о его продаже и тем самым брать на себя ответственность.

«Гаев (весело). В самом деле, теперь все хорошо. До продажи вишневого сада мы все волновались, страдали, а потом, когда вопрос был решен окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже… Я банковский служака, теперь я финансист… желтого в середину…»

Источник: Действие четвертое

Гаев — человек сентиментальный. Расставание с родовым имением, всей прошлой жизнью вызывает в нём рыдания.

«Любовь Андреевна и Гаев остались вдвоем. Они точно ждали этого, бросаются на шею друг другу и рыдают сдержанно, тихо, боясь, чтобы их не услышали».

Источник: Действие четвертое

Характеристика Гаев другими героями

Раневская

Раневскую раздражает невоздержанность брата во всём: в еде, разговорах, пристрастии к алкоголю.

«Зачем так много пить, Леня? Зачем так много есть? Зачем так много говорить? Сегодня в ресторане ты говорил опять много и все некстати. О семидесятых годах, о декадентах».

Источник: Действие второе

Раневская понимает, что её ленивый, беспечный брат не справится с ответственной службой в банке.

Аня считает, что при всех своих достоинствах Гаев обладает серьёзным недостатком — чрезмерной болтливостью.

«Я верю тебе, дядя. Тебя все любят, уважают… но, милый дядя, тебе надо молчать, только молчать. Что ты говорил только что про мою маму, про свою сестру? Для чего ты это говорил?»

Источник: Действие первое

Аня считает дядю умным, добрым человеком.

«Аня (спокойное настроение вернулось к ней, она счастлива). Какой ты хороший, дядя, какой умный! (Обнимает дядю)».

Источник: Действие первое

Лопахин

Лопахин поражается непрактичности и беспечности Гаева, его неспособности увидеть проблему и хотя бы попытаться решить её.

«Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал. Вам говорят русским языком, имение ваше продается, а вы точно не понимаете».

Источник: Действие второе

За глупость, слабость и неспособность принять важное решение Лопахин называет Гаева «бабой».

Лопахин несколько презрительно относится к Гаеву, которого считает ленивым человеком, не способным удержаться на рабочем месте.

«Леонид Андреич, говорят, принял место, будет в банке, шесть тысяч в год… Только ведь не усидит, ленив очень…»

Источник: Действие четвертое

Старенький Фирс относится к Гаеву как к неразумному подростку, неспособному самостоятельно побеспокоиться о себе.

«Фирс. А Леонида Андреича еще нет, не приехал. Пальто на нем легкое, демисезон, того гляди простудится. Эх, молодо-зелено».

Источник: Действие третье

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Гаева вместе!

Биография

Леонид Андреевич Гаев — немолодой помещик, представитель старинного, но обедневшего дворянского рода, брат помещицы Любови Андреевны Раневской.

Гаев живёт в родовом имении, заметно обветшалом. От былого великолепия остался лишь старинный вишневый сад. Гаеву прислуживает его старый верный слуга Фирс, а также горничная Дуняша. Он покидает имение редко и только для того, чтобы поиграть в столь любимый им бильярд. Несмотря на то что герою исполнился пятьдесят один год, он так и не завёл семью.

После смерти родителей Гаев получил приличное наследство, однако в силу своей легкомысленности и непрактичности быстро промотал его. Когда же встал вопрос о продаже родового имения, Гаев не смог решить эту проблему: до последнего он надеялся на случайное наследство, благосклонность богатой тётушки и пр.

В итоге Гаев получает предложение работать в банке и соглашается принять эту должность. Известие о продаже имения становится для него большим облегчением.

Образ Гаева

Леонид Андреевич Гаев является ярким представителем русского дворянства. Это прекрасно образованный, грамотный, тонкий человек, однако всем своим поведением он показывает полную неприспособленность к жизни.

Несмотря на солидный возраст, Гаев остался в душе инфантильным, капризным ребёнком, которому сходили с рук все шалости. Он воспринимает заботу старичка-лакея как нечто само собой разумеющееся, но в итоге забывает верного слугу в доме. Опасаясь ответственности и разного рода сложностей, Гаев не обзавёлся семьей и продолжает жить свободным от обязательств холостяком. Всё, что по-настоящему его интересует, — это бильярд, без которого он не может жить.

Несмотря на образованность и красноречие, Гаев не создаёт впечатление умного, глубокого человека. Он любит разглагольствовать на разные темы и в кругу семьи имеет славу пустого болтуна. Неудивительно, что окружающие относятся к нему с некоторым пренебрежением.

Гаев — невероятно легкомысленный, беспечный человек. Промотав родительские деньги, он остаётся без средств к существованию, но относится к этому весьма безответственно. Когда же нужно было спасать родовое имение, Гаев вместо конкретных решительных шагов принимается мечтать о внезапном наследстве или безвозмездной помощи со стороны богатых родственников.

Гаев теряет вишнёвый сад, который был для него олицетворением былой прекрасной жизни. Ничего не делая для спасения имения, герой просто переворачивает новую страницу в своей жизни. Продажа имения с торгов становится для него спасением — не нужно более переживать и суетится, проблема решена.

Ссылка на основную публикацию