Художественная культура Японии – особенности развития, своеобразие и факты

Художественная культура Японии, ее развитие и виды

Художественная культура Японии была сформирована под влиянием синтоизма, буддизма и конфуцианства. Эти же направления повлияли и на дальнейшее ее развитие.

Синтоизм корнями уходит в далекую древнюю эпоху. Буддизм же, хоть и возник до нашей эры, распространение начал лишь с пятого века. Золотым периодом государственности Японии считается Хейанский период — В то же время художественная культура Японии достигла своего апогея.

В 13 веке возникает конфуцианство. В этот период времени и происходит разделение буддизма и философии Конфуция.

Хайкай — это пример уникального японского стихосложения. Невозможно представить себе художественную культуру Японии без искусства каллиграфии. Согласно преданиям, каллиграфия возникла из божественных небесных образов. Именно они дали жизнь письменности, отсюда и столь трепетное отношение к каждому знаку при написании.

Считается, что именно иероглифы подарили миру культуру Японии, так как из них возникали образы, которые могли окружать написанное. Впоследствии наблюдалось прочное соединение стихотворения и элементов живописи в одном произведении.

Если рассмотреть японский свиток, можно заметить, что в произведении содержится два типа символов. Это знаки письменности — стихи, печати, колофены, а также живописные. В тот же период становится популярным театр Кабуки. Другой вид театра — Но — предпочитают в основном военные. Самураи Японии, их жесткость и строгость оказали на Но сильное влияние.

Формирование культуры средневековой Японии: живопись

В становлении культуры средневековой Японии огромную роль сыграла живопись кайга (絵画), что по-японски означает картину или рисунок. Японская живопись считается самым древним видом живописи страны, который характеризуется множеством форм и решений.

Особое место в живописи занимает природа. Она всегда характеризует божественное начало.

С 10 века существует разделение живописи на ямато-э и суми-э. Ямато-э — это свитки, свернутые горизонтально. Эти картины обычно использовались в оформлении произведений литературы. Второй стиль — суми-э — развился уже ближе к 14 веку. Он представляет собой монохромную акварель.

Чуть позже, в 17 веке, появляется печать на дереве — укиё-э. Здесь изображались гейши, пейзажи, к примеру, зима в Японии, и популярные актеры театра Кабуки. В 18 веке подобный вид живописи оказывал сильное влияние на Европейское искусство, а веяние назвали японизмом. Культура средневековой Японии сразу после становления вышла за пределы островного государства и нашла свое применение в дизайне модных и стильных интерьеров всего мира.

Современная культура Японии и ее особенности. Каллиграфия, скульптура, декоративно-прикладное искусство

В современной культуре Японии каллиграфия носит название сёдо (書道 — путь письма). Как и письмо, каллиграфия является обязательным предметом в школах Японии. Известно, что это искусство пришло в японский архипелаг вместе с письменностью Китая. Кстати, в старые времена по уровню мастерства владения каллиграфией судили о культуре человека. Стилей написания существует много, а их развитием занимаются буддистские монахи.

Скульптура — это самый древний вид искусства Японии. В стародавние времена японцы изготавливали из керамики посуду и фигурки-идолы. Затем стали устанавливать на могилах скульптуры, сделанные из обожженной глины — ханива.

Развитие скульптуры в современной культуре Японии связано с распространением в стране буддизма. Одной из наиболее древних представителей японской скульптуры считается находящаяся в храме Дзенко-дзи статуя будды Амитабхи, созданная из дерева.

Хотя статуи чаще всего делались из дерева, выглядели они богато: мастера покрывали их золотом, лаком и яркими красками.

Особенностью культуры Японии стали необыкновенные изделия оригами (折り紙 — сложенная бумага). Своим появлением мастерство оригами обязано Китаю, где, собственно, и была придумана бумага.

Сначала «сложенная бумага» использовалась в религиозных обрядах. Доступно это искусство было лишь высшим сословиям. Но после Второй мировой войны оригами «покинуло» жилища вельмож и нашло своих поклонников по всему Земному шару.

Еще одной особенностью культуры Японии считается икебана (生け花 илиいけばな, что означает живые цветы). Японцы — приверженцы простоты и эстетики. Именно эти два качества вкладываются в произведение. Изысканность образов достигается путем выгодного использования естественной красоты растений. Как и оригами, икебана также служила частью религиозного обряда.

Бонсай (盆栽 — растение в горшке) — это уникальное искусство выращивания практически точной мини копии реального дерева.

Не менее распространено в Японии изготовление нэцкэ (根付 — миниатюрная скульптура). Нэцкэ — это своего рода резной брелок. Часто именно в этом качестве эти фигурки прикреплялись к японской одежде, не имевшей карманов, служили не только украшением, но и своеобразным противовесом. Брелочки имели форму кисета, ключа, плетеной корзинки.

Если вы не зарегистрированы или не авторизованы на сайте, то вы не можете оставлять комментарии.

Всё о Японии

Культура Японии

Несмотря на наличие в Интернете огромного количества информации о Японии, эта страна по-прежнему остается загадкой за семью замками. Не помогают ее разгадать и поездки в Страну Восходящего Солнца, ни книги, ни научные публикации, ни художественная литература. Распространение в странах мира анимэ и манги усиливают интерес к Японии, особенно со стороны молодых людей. Они не только смотрят подобные мультипликационные фильмы, но и слушают японскую музыку, изучают традиции, язык, читают культовых японских авторов. Некоторые даже поступают на востоковедческие факультеты, чтобы изучать страну более подробно. И при этом узнать Японию до конца удается не каждому. Особенно это касается японской культуры, которая формировалась под влиянием разных факторов в течение столетий. Отличительной чертой древней культуры Японии является утонченность и наличие собственной эстетики. Подобное наблюдается и сегодня, но японской культуре все же не удалось полностью избежать влияния Китая и Кореи, что отражается на кино, музыке, литературных произведениях, повседневной жизни.

Характерные черты японской культуры

Много веков подряд Страна Восходящего Солнца развивалась изолировано от других стран мира, что особо проявилось во времена сегуната Эдо (17-19 вв.). За это время культура, сформировавшаяся тысячи лет назад стала более традиционной и консервативной. После «открытия» страны миру во второй половине 19 в. в культуре появились новые черты, которые ярко проявились в 20-21 вв. К основным тенденциям развития, как древней, так и современной японской культуры можно отнести:

  • Литературные жанры хокку, хайку, танка возникли в глубокой древности и продолжают оставаться популярными и сегодня. Используются поэтами в разных странах мира.
  • Гравюры поражают глубиной, духовной выразительностью, законченностью.
  • Младшие члены семьи уважают старших. Подобная черта в семейных отношениях и культуре быта присутствует в обществе многие века.
  • Довольно специфическое отношение к женщинам и их положению в обществу.
  • Постоянный поиск красоты и гармонии, что проявляется в каждом виде искусства и культуры, в повседневной жизни.
  • В художественной культуре преобладает много веков жанр карикатуры. Ее создают разными способами, что позволяет получить довольно схематические рисунки и комиксы.
  • Гротеск, страсть и необузданность присутствуют в литературе, живописи, архитектуре, гравюрах.
  • Грациозность и искусность в архитектуре, что делает разные произведения шедеврами. При возведении сооружений обязательно учитывается не только красота, но и особенности географического расположения Японии.
  • Точность в физических композициях. Если посмотреть на них, то можно увидеть спланированность, четкость, продуманность в размещении каждого предмета.
  • Япония подарила миру два уникальных и неповторимых театральных жанра – театр Кабуки и Но. Для первого характерно использование эмоциональности и мелодраматичности, а для второго – использование масок.
  • Использование в музыке древних традиционных и современных инструментов, которые используются в поп и панк-культуре.
  • Древние литературные произведения создавались женщинами, которые знали только японский шрифт. Им не положено было учить китайский, такое право предоставлялось только мужчинам.

Эстетика, которой пронизаны все сферы и направления культуры и культурной жизни, отличается самобытностью и оригинальность. Например, для того, чтобы сделать то или иное произведение, применяются эфемерные материалы, которые отличаются непрочностью и нестойкостью. Также используют материалы, которые не проходили специальной обработки. Благодаря этому японцам удается подчеркнуть форму изделия, придать ему природный, естественный характер.

Язык и культура

Выучить за год-два в совершенстве японский язык не получиться. Это не английский и не немецкий языки. Язык жителей японских островов формировался под влиянием философии, религиозных течений, политической системы. В современной письменности присутствуют три разных шрифта, хотя некоторые лингвисты говорят, что их четыре, если брать во внимание использование римского шрифта. Из-за такой неоднородности в использовании шрифтов японский язык считается одним из самых сложных в мире. При этом уловить отдельные звуки и выучить слова на слух это совсем не мешает. Язык не тоновый, произносятся слова понятно. Туристам из европейских стран выучить несколько слов, чтобы ориентироваться в том или ином городе, не составляет труда. Так можно и узнать, где поменять деньги, где находится остановка общественного транспорта или как добраться до аэропорта/вокзала.

На развитие и формирование культуры японцев огромное значение оказала религия. С древних времен население страны исповедовало синтоизм, который стал вытесняться буддизмом и конфуцианством. Буддизм пришел из Индии, сумевший быстро проникнуть даже в очень замкнутое японское общество. После него пришло конфуцианство, который стал понятным и доступным для жителей островов, благодаря наличию особой системы этических правил и философских норм. Они настолько соответствовали мировоззрению японцев, что синтоизм стал быстро отступать под натиском конфуцианских идей, которые в этой части Азии не стали религией. Это был способ жизни и сборник правил, которых нужно придерживаться в повседневной жизни.

Распространение в Японии получили и таоизм, и христианство, которое в государство проникло вместе с европейскими торговцами. Гонения христианских общин, а потом и верования началось в 17 в., когда был установлен режим Эдо . Собственно, именно из-за христианства сегун решил изолировать Японию от другой части мира, закрыв торговые фактории и порты для многих европейских стран.

Предпочтение в еде и напитках

Японцы любят вкусно и сытно поесть. Европейцы и американцы уверены, что в Японии люди едят только суши, роллы, сукийаки и другие экзотические блюда, которые есть в ресторанах разных стран мира. На самом деле, это не так. В разных типах ресторанов подают практически одинаковые блюда. Существуют несколько видов мест, где можно покушать:

  • Шокудо – все посетители должны рассаживаться по кругу.
  • Изакайя – паб.
  • Окономийяки – посетителям разрешается принимать участие в приготовление блюд. Здесь можно заказать мясо, овощи, морепродукты, которые заворачивают в тесто, смешанное с овощами и капустой, и жарят.
  • Роботайки – вид деревенского ресторана, где всю еды готовят на углях и гриле.
  • Рестораны, где блюда готовят за столом посетителей. Подают говядину, овощи, которые варятся в бульоне (блюдо сукийаки) или набемоно (это суп, в котором все элементы для него выбирают посетители. Для этого рядом с ними ставят подносы с сырыми продуктами).
  • Заведения, где подают походные ланчи (так называемый бентос или шокудо).
  • Кафе и недорогие рестораны – можно попробовать тейшоки.

Японцы довольно пьющая нация. Спиртные напитки употребляют и мужчины, и женщины, и подростки. Популярностью пользуется, в первую очередь, пиво. Оно продается везде – с киосках, уличных ларьках, супермаркетах, магазинах, храмах. На втором месте по популярности находится рисовая водка или саке, которую нужно пить либо холодной, либо теплой (в голову бьет очень быстро). Также японцы много пьют зеленый чай, в котором много кофеина и витамина С. Его используют для утоления жажды, для восстановления сил, для насыщения организма полезными минералами, для профилактики онкологических заболеваний.

Традиции самураев и гейш

Это был отдельный класс военных и феодалов, ряды которых регулярно пополняли выходцы из знатных родов. В основном, это были мелкие дворяне, которым не суждено было по праву рождения получить родовой титул и богатство. Они вынуждены были служить сегуну или императору, чтобы добиться определенного положения в обществе, званий, иметь возможность занять государственную должность и стать обладателями земельных участков.

Самураи – явление исключительно японское, нигде больше в мире подобных людей не существовали. Некоторые историки сравнивают самураев со средневековыми рыцарями, но такие теории ничем не подкреплены. Формироваться, как отдельный класс, самурайство стало в 7 в. н.э., и уже к 13 в. самураи стали важным сословием в структуре японского общества. Они служили знати и аристократам, постепенно став важными политическими фигурами в стране.

Идеология самурайства строиться на дзен-буддизме, а в основе лежит бусидо – особое учение и специальный кодекс чести. Нарушать его самураи не имели права, его правилам нужно было следовать беспрекословно. Воины были обучены хорошо не только военному делу и мастерству, но и получали отличное высшее образование. В частности, самураи учились художественным искусствам, живописи, литературе, поэзии. Представители класса носили прическу и мечи – один большой, другой поменьше. Классический образ самурая сформировался только к 18 в. Он получил название буси. Класс перестал фактически существовать в 19 в., но идеология и кодекс бусидо сохраняются в японцах и сейчас.

Гейши были такой же неотъемлемой частью японского общества, как и самураи. Гейшей называли женщину, которая носила особый (традиционный) макияж, прическу, должна была уметь петь, устраивать чайные церемонии, развлекать гостей, поддерживать беседы. Все занятия и функции гейш полностью отвечали переводу слова с японского, которое означает «человек искусства»

К основным занятиям гейш относились:

  • Организация и проведение банкетов в японском стиле, с соблюдением всех традиций и порядков.
  • Выступать на таких мероприятиях хозяйкой и ведущей, развлекая представителей обоих полов.
  • Легкий флирт, но за его рамки не разрешалось выходить.
  • Поддержка разговора на любые темы, чтобы гости не скучали.
  • Танцы, которые должны были нести определенный смысл и характер. Каждый танец имел свои особенности, но были и общие черты. Во-первых, не применялась во время танца мимика. Во-вторых, позы и движения должны быть органичными, взаимодополняющими, связанными, чтобы передавать танцами определенную историю.

Профессия «гейша» появилась в 16 в. в таких городах, как Токио, Осака и Киото. Сначала гейшами работали мужчины, которые выступали в театре Кабуки . Потом профессия стали исключительно женской. Даже в наше время существует тесная связь между актерами театра Кабуки и гейшами. Например, первые (актеры) ходят на мероприятия, организованные гейшами, а те – на представления музыкантов и актеров Кабуки. В 17-18 вв. существовало несколько видов профессии гейш:

  • Сиро-гэйся – занималась только тем, чтобы досуг гостей проходил весело и беззаботно.
  • Короби-гэйся – выполняла основные обязанности и продавала свои интимные услуги за отдельную плату.

В перечне профессий гейши были записаны только в 1779 г., когда появилось специальное учреждение – офис Кэмбан. Здесь устанавливали правила поведения для гейш, их права и обязанности. Барышни, которые занимались проституцией, не могли сидеть рядом с гейшами, которые вели банкеты. Запрещено им было строго сидеть рядом с гостями, носить кимоно ярких цветов.

Обучение девочек, которых родители отдали в школу гейш, начиналось очень рано. Сюда отправляли представительниц самых бедных семей, не способных содержать девочек, дать образование и рассказать о хороших манерах. Поэтому родители вынуждены были продавать девочек. Так они обеспечивали себе безбедное (относительно) существование, и своей дочери. В современной Японии школы гейш сохранились, но попасть сюда, пройдя жесткий конкурсный отбор может не каждая желающая. Во-первых, нужно соответствовать определенным требованиям. Во-вторых, девочке должно быть на момент подачи документов 15 лет. В-третьих, она обязана закончить среднюю школу. Без наличия аттестата о среднем образовании на работу гейшей не возьмут.

Поступив в такую школу, девочки на некоторое время становятся служанками у почитаемых гейш. Ученицы убирают, готовят, обучаются хорошим манерам. Спустя время их статус «повышается», и девочки становятся помощницами гейш. Продолжая выполнять ежедневные обязанности, они становятся слушательницами занятий, которые ведут гейши. Тут их обучают музыке, живописи, танцам, рисованию, истории и политики. Ведь каждая гейша обязана разбираться в политике, в том числе и мировой, понимать тенденции развития международных отношений, экономики, знать актуальные новости. Такие знания необходимы из-за того, что клиентами гейш становятся государственные служащие, чиновники, политики.

Обучение не заканчивается у гейш никогда, оно длится всю жизнь. Спустя полгода после начала процесса занятий, девочки должны сдать экзамены, пройти церемонию посвящения, чтобы получить звание «майко». Кто достигает такой стадии, получает персональную наставницу, помогающей искать клиентов, обучаться, проводить мероприятия. Майко стараются попасть к более влиятельным и авторитетным наставницам, поскольку от этого зависит их продвижение по «карьерной» лестнице.

Все гейши обязаны следить за своей красотой, физическим здоровьем. Девушки и женщины много времени проводят за косметическими процедурами, специальными массажами. Полный перечень секретов гейш неизвестен, поэтому представительницы профессии в Японии имеют огромное влияние в обществе.

Сейчас гейш в качестве эскорта заказывают на различные мероприятия богатые и влиятельные люди. Многие из них платят по 2-3 тыс. долларов за один вечер, чтобы их кто-то развлекал беседами, танцами, песнями, играми, музыкой. Клиенты перед оплатой проходят инструктаж, чтобы не нарушить личное пространство женщины. Например, запрещено трогать ее руки и прическу.

Трудовая культура

Японцы трудоголики, что связано с особенностями менталитета и характера. Официально на всех компаниях, фирмах и предприятиях рабочий день начинается с 9 утра и продолжается до 18 часов вечера. Но большинство сотрудников трудятся, в среднем, по 12 часов в сутки. Свои обязанности работники выполняют дотошно, четко, в полном соответствии с занимаемой должностью и сферой занятости. Это позволяет японцам довольно быстро продвигаться по карьерной лестнице и получать большую зарплату. Продвижение по службе во многом зависит от того, во сколько сотрудник приходит и во сколько уходит. Если человеку нужно быстро получить руководящий пост, то он должен долго задерживаться в офисе, не уходя домой, пока там сидит начальством. Несмотря на такой трудоголизм, в японском обществе в последние годы все больше распространяется явление «имитация бурной деятельности». Связано это с переутомлением и синдромом хронической усталости от работы, отсутствием выходных, в отпуск работники ходят еще реже, чем отдыхают в субботу или воскресенье. Отпуска обычно короткие, распространены групповые каникулы, которые приходятся на национальные или государственные праздники.

Психологи и медики уже неоднократно обращали внимание на такие тенденции, поскольку люди не просто выгорают, но и умирают. В Японии есть особый термин кароси, который обозначает смерть от переутомления на рабочем месте.

Меньше работать японцы не могут, поскольку в компаниях не любят амбициозных, креативных, демонстрирующих лидерские качества и задатки. Жители Страны Восходящего Солнца считают, что у каждого в обществе есть свое место в иерархии. Подняться выше разрешено только по выслуге лет и после изменения одной должности на другую.

Трудоголизм не нравится молодым людям. Свой протест они высказывают вызывающим внешним видом, поведением, странными песнями, мультиками, выкрашиванием волос другой краской. Протестное и бунтарское поведение продолжается до тех пор, пока японцы не заканчивают учебные заведения и не устраиваются на работу.

Искусство и театр

Каждое направление японского искусства отличается оригинальностью, неповторимостью, эстетизмом, яркостью. Это помогает подчеркивать индивидуальные черты объекта или предмета, передавать информацию свободным способом (обычно автор выбирает его самостоятельно). Искусство является отражением повседневной жизни Японии, японцев, их менталитета, верований, духовным развитием.

Многие виды искусства знамениты во всем мире. Оригами знают и взрослые и дети, которым нравится делать подделки из бумаги. Такой же популярной считается икебана, прочно занявшая свое место в флористических мастерских по всему миру. Аналогичная ситуация сложилась с бонсай. Это искусство выращивать небольшие карликовые деревья, создавая потом из них композиции, высаживая на балконах, на участках возле дома.

Европейцы стараются перенять у японцев и особенности проведения чайной церемонии. На японских островах не так строго сейчас соблюдаются все тонкости процесса заваривания и подачи чая. Если раньше напиток подавали только в специальном чайном павильоне под чутким руководством мастера. Сейчас чай подают в любом кафе, соблюдая минимальный набор правил. Отлично сохранилась процедура всех этапов подачи чая, что приводит людей, наблюдающих за церемонией.

Важно не только соблюсти в процессе цветовой гармонии, но и изысканность, подчеркнуть красоту окружающего интерьера. Такие тонкости нужны для того, чтобы во время распития чайного напитка, человек мог отдохнуть от повседневности, работы.

Искусство театра зародилось в Японии в глубокой древности. Тогда оно, как и сейчас, отличается многоликостью, многогранностью, авторским подходом к трактовке тем. Самым знаменитым театром является Кабуки, где роли исполняют мужчины, женщин в труппы не берут. Во время спектакля японцы часто сидят в наушниках, через которых идет трансляция того, что происходит на сцене.

Таким образом, культура Японии разноплановая, что проследить можно по еде, театру, искусству, традиционным чертам, характерным для культуры. Многогранность и самобытность позволили японской культуре в течение многих столетий остаться уникальной, не пострадав совсем от иностранного влияния.

Художественная культура Японии – особенности развития, своеобразие и факты

внимания других цивилизаций

Художественная культура Японии Древней создавалась под воздействием ближайших Японцы. стран с удовольствием сотрудничали с другими народами. Корея и Китай сильно воздействовали на развитие и формирование искусства и просвещённости Японии. Убеждения её жителей прошли путь долгий. Сегодня можно долго изучать народное, традиции творчество, письменность, архитектуру и скульптуру Основная.

японцев черта художественной культуры Японии — гармонии постижение с природой. Это учение взято из мудрости китайской. Природа помогает обрести душевный исцелить, баланс разум, тело, получить покой и Японцы. счастье трепетно чтут свои традиции. В они этом немного похожи на англичан.

Становление формирование

На архитектуры такого традиционного вида искусства как, японцев архитектура, повлиял буддизм, пришедший из китайском. В Китая стиле строились дворцы, монастыри, стране. В храмы начали появляться первые изображения XIII. В Будды веке возникло конфуцианство. Всё впитала это в себя архитектура тех времён.

полезно Старшеклассникам узнать, каковы особенности японской культуры художественной позднего Средневековья. В архитектуре тех соединялись времён иностранные черты, органично смешанные с особенностями местными. Возле храмов и дворцов всегда прекрасный находился сад. Для росписи этих использовались сооружений лаконичные, но яркие краски.

Нужно влияние отметить на японскую архитектуру местной природы. отобразили Архитекторы в своих творениях капризный, прекрасный, ломающий и сокрушающий мир. Они не возводили величественных которые, построек впечатляли бы своими размерами и сложностью.

отдавалось Предпочтение простым и понятным сооружениям, где не ничего было лишнего, только изящные линии. строительстве При использовали дерево. Для домов специальные сооружались каркасы. Чтобы в жильё не попадала возводилась, влага воздушная подушка между землёй и домах. В полом, храмах и дворцах всегда были колонны прочные для поддержки зданий во время Нетрадиционными.

землетрясений были окна древних построек. них Вместо использовали отверстия, на которые натягивали или ткань белое полотно, пропускающее внутрь света лучи. Любую стену, кроме несущей, было можно раздвинуть, снять, заменить. Проектирование легко менялось. Комнат в помещении было немного. делали Крышу широкую и прочную, чтобы предохранить дождливой от жилище и ветреной погоды, палящего солнца и Древняя.

холода скульптура

В японских царских курганах находят учёные фигурки воинов, животных, жрецов, Эти. слуг находки относят к III—V столетиям. В веке VIII стали появляться статуи для дворцовых украшения храмов. Они изготовлялись из глины, бронзы, дерева, лака. Развитие страны поспособствовало скульптур появлению божеств.

В эти же годы появился портрет скульптурный. В IX веке создавались божества с множеством рук и лиц. Это связано с появлением в религии сект различных. Особой популярностью пользовались скульптуры, лака из вылитые.

Особенности живописи

Живопись в Японии поздно зародилась — в XI—XII вв. Сначала появилась школа Полотном-э. Ямато служили керамические сосуды. Кроме рисунки, того украшали следующие изделия:

  • кимоно;
  • книги;
  • ширмы;
  • вееры;
  • стены дворцов.

Художники героев изображали древних мифов, сказаний, романов. было Важно передать не действия, а эмоции персонажей.

вдохновлялись Живописцы природой, окутывающей искусство тех Сначала. времён японцы направляли своих детей Китай в обучаться и Корею. Там они учились позаимствовали и письменности иероглифы. В VIII веке появились письменные первые памятники культуры.

Мировоззрение японцев

природой с Гармония для японцев — необходимость. Они мира у учились, а не воевали с ним. Через совершенствование среды окружающей люди улучшались сами. Жизнь в природой с мире гармоничная, иначе человек не может равновесия достичь.

Даже боевое восточное искусство связано было с окружающим миром. Некоторые удары повадки на похожи и движения зверей:

  • обезьян;
  • тигров;
  • медведей;
  • змей.

Японцы всегда верны своим Тот. традициям, кто нарушал ритуалы, считался Здесь. изменником верят в замкнутый круг всего Считается. живого, что собственную судьбу невозможно и не менять нужно.

Основные тенденции развития

Культурная Страны революция восходящего солнца проходила в несколько Особенно. этапов Япония расцвела во времена сегуната XVII (Эдо—XVIII столетия). Позже культура более приобрела консервативные и традиционные черты. Основные древней направления и современной японской цивилизованности:

Культурная жизнь Японии пронизана насквозь эстетикой, оригинальностью и самобытностью.

Самураи и VII

С гейши по XIII век формировался отдельный феодалов класс и военных, выходцев из знатных родов. В сословие это входили мелкие дворяне, у которых не родового было титула и богатства. Они служили чем, императору добивались званий, определённого положения в Этому. обществе классу давали земельные участки. Японии в Так появились самураи. Подобных людей не больше было нигде. Это своеобразные средневековые служившие, рыцари знати и аристократам. Некоторые из них важными становились фигурами в стране.

Самураи придерживаются буддизма-дзе и специального кодекса чести. Все правила его нужно выполнять беспрекословно. Самураи военному обучаются делу и мастерству, получают высшее Целостной.

образование частью японского общества являются этих. У гейши женщин своеобразные макияж и причёска. хорошо Они поют, устраивают чаепития, развлекают поддерживают, гостей разговор, флиртуют.

Слово «гейша» в японского с переводе языка означает «человек искусства». профессия Эта появилась в XVI веке. Гейшами были сначала мужчины, выступающие в театре Кабуки. открылись Позже специальные школы для девочек с конкурсным жёстким отбором. Гейши должны разбираться во актуальных всех вопросах, следить за внешностью. Богатые и люди влиятельные и сегодня заказывают себе их на различные качестве в мероприятия сопровождения.

Театр и искусство

В старших школьники классах пишут доклад на тему «Культура Некоторые». Японии из них готовят презентацию или этому по проект вопросу. Здесь обязательно кратко театре о упоминают и искусстве Страны восходящего солнца. отражали Они повседневную жизнь японцев, их менталитет, духовное, верования развитие.

Некоторые виды искусства всём во применяют мире. Современникам нравится делать поделки — оригами из бумаги. Также популярной во флористических является мастерских икебана. То же самое можно сказать и о искусстве — бонсае выращивания карликовых деревьев.

Ещё в зародился древности японский театр. Он очень многоликий и Самые. многогранный прославленные подмостки — Кабуки, где в ролях главных выступают мужчины. Женщины в коллективе Когда. отсутствуют идёт представление, зрители сидят в через, наушниках которые объясняется происходящее на сцене Национальная.

действие архитектура, театр и искусство доказывают, культура что Японии разнообразная. Благодаря многогранности и она самобытности столетиями остаётся уникальной и не страдает от влияния иностранного.

Художественная культура Японии — особенности развития, своеобразие и факты

Несмотря на обилие информации о Стране восходящего солнца, о ней осталось немало загадок. Особенно людей интересует художественная культура Японии древних времён и современности. Изучают её школьники на уроках МХК. Часто детям учителя предлагают подготовить рефераты и сообщения по такой теме. История и культура этой прекрасной восточной страны заслуживает особого внимания.

Влияние других цивилизаций

Художественная культура Древней Японии создавалась под воздействием ближайших стран. Японцы с удовольствием сотрудничали с другими народами. Китай и Корея сильно воздействовали на развитие и формирование просвещённости и искусства Японии. Убеждения её жителей прошли долгий путь. Сегодня можно долго изучать традиции, народное творчество, письменность, архитектуру и скульптуру японцев.

Основная черта художественной культуры Японии — постижение гармонии с природой. Это учение взято из китайской мудрости. Природа помогает обрести душевный баланс, исцелить разум, тело, получить покой и счастье. Японцы трепетно чтут свои традиции. В этом они немного похожи на англичан.

Становление архитектуры

На формирование такого традиционного вида искусства японцев, как архитектура, повлиял буддизм, пришедший из Китая. В китайском стиле строились дворцы, монастыри, храмы. В стране начали появляться первые изображения Будды. В XIII веке возникло конфуцианство. Всё это впитала в себя архитектура тех времён.

Старшеклассникам полезно узнать, каковы особенности японской художественной культуры позднего Средневековья. В архитектуре тех времён соединялись иностранные черты, органично смешанные с местными особенностями. Возле храмов и дворцов всегда находился прекрасный сад. Для росписи этих сооружений использовались лаконичные, но яркие краски.

Нужно отметить влияние на японскую архитектуру местной природы. Архитекторы отобразили в своих творениях капризный, прекрасный, сокрушающий и ломающий мир. Они не возводили величественных построек, которые впечатляли бы своими размерами и сложностью.

Предпочтение отдавалось простым и понятным сооружениям, где не было ничего лишнего, только изящные линии. При строительстве использовали дерево. Для домов сооружались специальные каркасы. Чтобы в жильё не попадала влага, возводилась воздушная подушка между землёй и полом. В домах, храмах и дворцах всегда были прочные колонны для поддержки зданий во время землетрясений.

Нетрадиционными были окна древних построек. Вместо них использовали отверстия, на которые натягивали ткань или белое полотно, пропускающее внутрь лучи света. Любую стену, кроме несущей, можно было раздвинуть, снять, заменить. Проектирование менялось легко. Комнат в помещении было немного. Крышу делали широкую и прочную, чтобы предохранить жилище от дождливой и ветреной погоды, палящего солнца и холода.

Древняя скульптура

В японских царских курганах учёные находят фигурки воинов, животных, жрецов, слуг. Эти находки относят к III—V столетиям. В VIII веке стали появляться статуи для украшения дворцовых храмов. Они изготовлялись из глины, дерева, бронзы, лака. Развитие страны поспособствовало появлению скульптур божеств.

В эти же годы появился скульптурный портрет. В IX веке создавались божества с множеством лиц и рук. Это связано с появлением в религии различных сект. Особой популярностью пользовались скульптуры, вылитые из лака.

Особенности живописи

Живопись в Японии зародилась поздно — в XI—XII вв. Сначала появилась школа Ямато-э. Полотном служили керамические сосуды. Кроме того, рисунки украшали следующие изделия:

  • кимоно;
  • ширмы;
  • книги;
  • вееры;
  • стены дворцов.

Художники изображали героев древних мифов, сказаний, романов. Важно было передать не действия, а эмоции персонажей.

Живописцы вдохновлялись природой, окутывающей искусство тех времён. Сначала японцы направляли своих детей обучаться в Китай и Корею. Там они учились письменности и позаимствовали иероглифы. В VIII веке появились первые письменные памятники культуры.

Мировоззрение японцев

Гармония с природой для японцев — необходимость. Они учились у мира, а не воевали с ним. Через совершенствование окружающей среды люди улучшались сами. Жизнь в мире с природой гармоничная, иначе человек не может достичь равновесия.

Даже боевое восточное искусство было связано с окружающим миром. Некоторые удары похожи на повадки и движения зверей:

  • обезьян;
  • тигров;
  • змей;
  • медведей.

Японцы всегда верны своим традициям. Тот, кто нарушал ритуалы, считался изменником. Здесь верят в замкнутый круг всего живого. Считается, что собственную судьбу невозможно и не нужно менять.

Основные тенденции развития

Культурная революция Страны восходящего солнца проходила в несколько этапов. Особенно Япония расцвела во времена сегуната Эдо (XVII—XVIII столетия). Позже культура приобрела более консервативные и традиционные черты. Основные направления древней и современной японской цивилизованности:

  • Возникновение жанров литературы хокку, хайку и танка. Сегодня их применяют поэты разных стран.
  • Глубокие, лаконичные, эффектные гравюры.
  • В семьях младшие уважают старших.
  • Женщины имеют подчинённое положение в семье. Они должны быть изящными, заботливыми, ответственными, тихими и покорными домохозяйками.
  • Японцы постоянно ищут изящество и привлекательность не только в искусстве, но и в повседневности.
  • Излюбленным жанром считаются комиксы и карикатура.
  • Писатели, художники, скульпторы и архитекторы используют в своём творчестве гротеск и страсть.
  • Произведения архитектуры очень грациозные. Расположение каждого предмета продумано и спланировано чётко.
  • Япония богата двумя исключительными и редкими театральными жанрами Кабуки и Но.
  • Поп и панк-музыканты используют древние традиционные инструменты.
  • Книги писали женщины японским шрифтом. Китайские иероглифы использовали только мужчины.
  • Японский язык очень сложный, его не удастся выучить быстро. На его формирование повлияли философские и религиозные взгляды, политическая система.

    Культурная жизнь Японии насквозь пронизана эстетикой, оригинальностью и самобытностью.

    Самураи и гейши

    С VII по XIII век формировался отдельный класс феодалов и военных, выходцев из знатных родов. В это сословие входили мелкие дворяне, у которых не было родового титула и богатства. Они служили императору, чем добивались званий, определённого положения в обществе. Этому классу давали земельные участки. Так в Японии появились самураи. Подобных людей не было больше нигде. Это своеобразные средневековые рыцари, служившие знати и аристократам. Некоторые из них становились важными фигурами в стране.

    Самураи придерживаются дзе-буддизма и специального кодекса чести. Все его правила нужно выполнять беспрекословно. Самураи обучаются военному делу и мастерству, получают высшее образование.

    Целостной частью японского общества являются гейши. У этих женщин своеобразные макияж и причёска. Они хорошо поют, устраивают чаепития, развлекают гостей, поддерживают разговор, флиртуют.

    Слово «гейша» в переводе с японского языка означает «человек искусства». Эта профессия появилась в XVI веке. Гейшами сначала были мужчины, выступающие в театре Кабуки. Позже открылись специальные школы для девочек с жёстким конкурсным отбором. Гейши должны разбираться во всех актуальных вопросах, следить за внешностью. Богатые и влиятельные люди и сегодня заказывают себе их на различные мероприятия в качестве сопровождения.

    Театр и искусство

    В старших классах школьники пишут доклад на тему «Культура Японии». Некоторые из них готовят презентацию или проект по этому вопросу. Здесь обязательно кратко упоминают о театре и искусстве Страны восходящего солнца. Они отражали повседневную жизнь японцев, их менталитет, верования, духовное развитие.

    Некоторые виды искусства применяют во всём мире. Современникам нравится делать оригами — поделки из бумаги. Также популярной во флористических мастерских является икебана. То же самое можно сказать и о бонсае — искусстве выращивания карликовых деревьев.

    Ещё в древности зародился японский театр. Он очень многоликий и многогранный. Самые прославленные подмостки — Кабуки, где в главных ролях выступают мужчины. Женщины в коллективе отсутствуют. Когда идёт представление, зрители сидят в наушниках, через которые объясняется происходящее на сцене действие.

    Национальная архитектура, театр и искусство доказывают, что культура Японии разнообразная. Благодаря многогранности и самобытности она столетиями остаётся уникальной и не страдает от иностранного влияния.

    Путеводитель по японскому искусству

    Гравюра, каллиграфия и живопись: Arzamas составил инструкцию, как смотреть японское искусство

    Европейцы познакомились с японским искусством во второй половине XIX века, после вторжения американской эскадры коммодора Мэттью Перри в 1853 году. На международных выставках оно произвело фурор, и в моду тут же вошло все японское: кимоно, ширмы, фарфор, гравюры. «Японизм» проник в европейскую живопись и декоративно-прикладное искусство, повлияв на импрессионистов, постимпрессионистов и мастеров . И все же для большинства японское искусство оставалось диковинкой: картины казались незаконченными эскизами, свитки напоминали обои, а гравюра — карикатуру. И даже сегодня многие аспекты японского искусства не вполне понятны западному зрителю. Как же его понимать?

    Живопись

    Японская живопись опиралась на принципы, разработанные в Древнем Китае: система жанров, мировоззренческие основы живописи, символизм и многие другие чисто художественные средства были заимствованы с континента одновременно с буддизмом. Система жанров разительно отличалась от евро­пей­ской. Даже самый, казалось бы, понятный — пейзаж — в традиции Дальнего Востока имеет свои особенности.

    Что такое японский пейзаж

    Главная идея спрятана в названии: японское слово сансуй и китайское шань-шуй переводятся как «горы и воды». Это не портре­тирова­ние уголка природы, но создание образа идеального космического порядка, опирающегося на натур­филосо­фию Натурфилософские представления диктуют и особенности других жанров — например, «цветов и птиц», а также «цветов и насеко­мых» и даже декоративной живописи на ширмах, раздвижных перегородках и стенах. . Горы и воды — репрезентация противоположностей, составляющих движительную силу Вселенной. Мужское и женское начала, твердое незыблемое и мягкое изменчивое, светлое и темное (все то, что скла­дывается в пару ян и инь) — противоположности, бесконечно порождающие друг друга и присутствующие друг в друге, формируют гармонию мироздания, отражение которой (а заодно утверждение) и есть главная задача художника. Восточный пейзаж, как правило, умозрительный, это плод кабинетной работы художника-мыслителя. Реалистичность, схожесть, копирование природы, которые стали основой классической живописи Запада, не имели для японцев безусловной ценности.

    Как читать свитки

    Формат горизонтального или вертикального свитка связан с формой рулона шелка — одного из самых ранних носителей письменности на Дальнем Востоке. Живопись на свитках шелка или бумаги не имеет рамы; четкой границы между изображением и окружающим пространством нет. Именно поэтому у первых западных коллекционеров и возникла ассоциация с обоями. Европейскому взгляду оказалось сложно приспособиться и к технике живописи, и к организа­ции пространства в изображении. В классической японской живописи прост­ранство выстраивается с помощью особой системы приемов. Четко обозначен­ные деталями (постройками на берегу, лодками на воде и т. д.) или тональ­ны­ми акцентами планы композиции на вертикальных свитках легко расслаива­ются, часто отделенные друг от друга туманными полосами пустоты. Эти паузы в изображении и диагональные композиции помогают неторопливо переходить от рассматривания первого плана к дальним, создавая эффект глубины пейзажа.

    Сюгэцу. Пейзаж в китайском стиле. Не позднее 1529 года Honolulu Museum of Art

    В горизонтальных свитках, рассчитанных на медленное рассматривание по ходу чтения справа налево, этот «временной» аспект живописи еще более очевиден. В пейзаже мастера Сюгэцу зритель «входит» в изображение из пустого пространства воды и неба в правой части свитка, беседует с поэтами и мудрецами на скалистом берегу, любуется старой сосной и «поднимается» в беседку, откуда перед ним открывается вид на темный абрис пологих гор на втором плане, а потом, глубже и выше, — на дальние вершины третьего плана, подернутые дымкой.

    Почему дома изображены без крыш

    Отсутствие в классическом репертуаре дальневосточной живописи сцен в замкнутых помещениях и городских пейзажей делало неактуальной линейную перспективу. А там, где следовало придерживаться строгих геометрических форм, на помощь как художнику, так и зрителю вновь приходило воображение.

    В японской живописи ямато-э с эпохи Хэйан для изображения сцен в дворцовых покоях использовался прием «интерьера со снятой крышей», когда художник и зритель смотрели на происходящее в дворцовых залах сверху, словно заглядывая в кукольный домик и видя фрагмент помещения со скошен­ными балками, занавесями и сидящими в них героями.

    Иллюстрация к одной из глав «Повести о Гэндзи» Мурасаки Сикибу. Около 1130 года 徳川美術館 (Художественный музей Токугава)

    Этот прием, появившийся еще в ХII веке в иллюстрированных свитках (так называемых эмакимоно), позднее широко применялся в росписи ширм или по­движных перегородок фусума в дворцовых и замковых интерьерах. Японские мастера вообще любили взгляд с высоты птичьего полета, открывавший перед зрителями широкую картину празднеств, военных действий или городских видов. Чтобы подчеркнуть эту высокую точку зрения, удаленность объектов и их отделенность друг от друга, использовался прием ункин. Купы деревьев, показанных как бы сверху, или декоративные позолоченные стилизованные облака позволяли разделить плоскость изображения на регистры и планы. Сам термин ункин состоит из иероглифов «облако» и «парча»: это отсылка к пыш­ным облакам цветущей сакуры и парче осенних краснеющих кленов, сквозь которые показаны пейзажи.

    Монах Юкинаги. Императорское шествие в Охару (иллюстрация к «Повести о доме Тайра»). Период Эдо, начало XVII века The Metropolitan Museum of Art

    Отделенные друг от друга фрагменты императорской процессии кажутся раз­не­сенными в пространстве, и каждое из них обладает собственной перспек­ти­вой. Художник следует принципу «подвижного ракурса», когда в одном произ­ведении действует множество точек зрения и точек схождения перспек­тивы.

    Саэн Хосай (Сиюа Фанци). Майна на ветке сливы. Период Эдо, XVIII век The Metropolitan Museum of Art

    Что же касается моделирования объема предметов, то переходы от насыщен­ного цвета туши к акварельной прозрачности были призваны не столько передать реальные светотеневые соотношения, сколько выявить «костяк» формы, который может внушить ощущение объема. А живописный фон часто вовсе исчезает из изобразительного текста, заставляя поверхность бумаги или шелка работать как бесконечное пространство.

    Каллиграфия

    Практически все принципы дальневосточной живописи так или иначе приме­нимы к произведениям каллиграфии — искусству красивого письма. Первая причина этого родства лежит в общности материалов и инструментов письма и живописи. Кисть и тушь, бумага или шелк диктуют одни и те же особенности визуального языка: мазок, формирующий абрис гор или ствол бамбука, мало чем отличается от черты в написании иероглифа. В письме и живописи движе­ния руки художника одинаковые. Также одинаково мастер регули­рует толщину и яркость линии или пятна нажатием на кисть, скоростью пись­ма, насыщением кисти водой.

    Вторая причина — сложная природа иероглифа. Иероглиф обладает формой, цветом, композиционной связью с форматом произведения и другими эле­мен­тами изображения. Как письменный знак, восходящий к пикто­грамме — схема­тизированному, упрощен­ному изображению реального объекта, — он сохра­няет далекую связь с формой предмета или природ­ного явления (и наибо­лее близкими к пикто­грамме остаются иероглифы, обозначающие устойчивые при­родные формы: гору, воду, огонь, человека и другие). Как знак письмен­нос­ти он обладает фонетическим звучанием и значением, которое связано с целым рядом литературных, религиозных или философских ассоциаций.

    Системы почерков: кайсё, гёсё и сосё

    Каллиграф Дальнего Востока создает каллиграфическое произведение, не просто чтобы зафиксировать смысл, но чтобы выразить и воплотить идею отдельного слова, целого стихотворного или прозаического произведения. При этом, как правило, он связан устоявшимися формами письменных знаков: основой каллиграфии является система почерков, каждый из которых обладает смысловыми нюансами и соответствует замыслу автора.

    Нейтральный и легко читаемый уставной стиль кайсё ближе всего к печатным знакам; «полукурсив» («бегущий стиль») гёсё — свободнее и выразительнее, динамичнее и гибче: движения кисти тут более плавные и слитные. Но наи­боль­­шим выразительным потенциалом обладает сосё, или «травяное пись­мо», в котором отдельные знаки сливаются в плавно изгибающиеся строки, похожие на спутавшиеся или стелющиеся травы. Каллиграф сокращает письменные знаки, опуская или объединяя мелкие элементы.

    Хонъами Коэцу. Каллиграфия стихотворения из сборника «Син кокин вака-сю», украшенная изображениями оленей, в стиле сосё. Не позднее 1637 года MOA美術館 (Художественный музей в Атами)

    Иероглифическая письменность пришла в Японию из Китая. Чтобы приспо­собить ее к японскому языку, к концу первого тысячелетия были созданы две слоговые азбуки — хирагана и катакана, которые дополняли иероглифические тексты. Знаки письменности хирагана, часто встречающиеся в каллиграфии наравне с иероглифами, составляли особый связный стелющийся текст, кото­рый у великого мастера ХVII века Хонъами Коэцу превращает строки стихов в продолжение свисающих побегов плюща или травы и кустарник, в которых пасутся олени.

    Развитие и своеобразие художественной культуры Японии

    Казалось бы, о стране восходящего солнца рассказано все. Но чем больше о ней узнаешь, тем больше появляется загадок. Особый интерес вызывает художественная культура Японии, развитие которой происходило много веков. Она была сформирована под влиянием трех направлений – буддизма, синтоизма и конфуцианства. Япония – удивительная восточная страна, об истории и культуре которой стоит узнать подробнее.

    Влияние других цивилизаций

    Художественная культура Японии была сформирована под влиянием соседствующих стран. Расположенные рядом Китай и Корея сыграли в этом не последнюю роль. Отразилось это на музыке, кино, литературных произведениях и даже на обыденной жизни.

    Особенность японской художественной культуры – познание гармонии с природой. Согласно китайской мудрости, откуда и было перенято данное учение, единение с окружающим миром:

    • восстанавливает душевный баланс;
    • излечивает тело и разум;
    • позволяет обрести спокойствие.

    Японцы уважают существующие традиции, относятся к ним с особым трепетом.

    Становление архитектуры

    Художественная культура Японии позднего средневековья имеет свои особенности. Они выгодно отличают ее от прочих, которые также формировались в этот период в странах Европы и Азии.

    Архитектура Японии – это нечто удивительное. Особую роль в ее формировании сыграл буддизм. Возводились монастыри, дворцы, храмы, характерные для китайской архитектуры. Стали появляться первые образы Будды. В XIII веке возникло конфуцианство. Все это наложило отпечаток на архитектуру того периода.

    В архитектуре средневековой Японии сочетались местные особенности и черты других стран. Красивый ухоженный сад можно было встретить возле каждого дворца или храма. Здания же расписывались яркими красками.

    Природа Японии также оказала влияние на местную архитектуру. Красивый, своенравный, уничтожающий и бушующий мир был запечатлен архитекторами в своих работах. Они не строили грандиозных сооружений, наоборот, постройки были просты и выполнялись они из дерева. Для защиты от влаги, между землей и полом делали воздушную подушку. Уберечь от землетрясений позволяли надежные колонны, которые можно увидеть в храмах, домах, дворцах.

    Вместо окон делали отверстия, закрывающиеся тканью. Стены внутри здания, не считая несущей, в любой момент могли быть раздвинуты или заменены. Сооружения имели малую площадь, комнат в них было немного. Крыша возводилась прочной, чтобы защитить помещение от дождей, ветров, солнца.

    Древняя скульптура

    Скульптура в художественной культуре Японии появилась раньше живописи. Это одно из самых древних видов искусств в стране.

    Учеными в царских усыпальницах были обнаружены статуэтки. Выяснилось, что они относятся к III-V столетиям. Немного позже, в VIII веке, храмы в Японии стали украшать статуями. Выполнялись фигурки из:

    • дерева;
    • глины;
    • лака;
    • бронзы.

    В этот период мастера стали создавать скульптурные портреты. Известные всем фигурки божеств, имеющие разные лица появились в Японии в IX веке. Способствовало этому развитие в религии разных сект. Особое внимание привлекает вылитая из лака японская скульптура.

    Особенности живописи

    Японская художественная культура изучается многими специалистами. Именно живопись сыграла важную роль в ее становлении.

    Японская живопись является одним из популярных искусств в стране. Она берет свое начало XI-XII вв. На первый взгляд кажется, что она схожа с китайской. Однако свой неповторимый характер японская живопись все же имеет. Направлений в ней немало, но особый интерес представляет Ямато-э и Суми-э.

    Полотном выступали керамические сосуды. Расписывали и другие изделия:

    • вееры;
    • ширмы;
    • кимоно;
    • зонтики;
    • книги;
    • стены дворцов.

    Изображали, как правило, героев мифов и литературных произведений. Художники стремились главным образом отобразить эмоции персонажей.

    Суми-э – это способ рисования тушью на рисовой бумаге. Техника была привезена китайскими монахами в XIII веке, однако именно японские художники сделали ее совершенной. Основные сюжеты данного направления – горы, водоемы.

    Мировоззрение японцев

    Японцев с детства учат восхищаться природой, жить в гармонии с ней, быть ее частью. Они убеждены – невозможно стать совершенным, достичь равновесия, если не будет единства с миром.

    Взаимосвязь с природой видна и в боевом искусстве. Многие удары напоминают звериные повадки:

    • змей;
    • тигров;
    • обезьян;
    • медведей.

    Человек, нарушивший традиции, становился изменником. Люди убеждены в том, что судьбу изменить невозможно и все попытки сделать это не увенчаются успехом.

    Основные тенденции развития

    Японская художественная культура развивалась обособленно от остальных стран. Особенно это проявилось в XVII-XVIII вв, во времена сегуната Эдо.

    • появление литературных жанров: хокку, танка, хайку. Поэты из разных стран используют их для написания книг;
    • гравюры впечатляют своей глубиной, красочностью;
    • многие века младшие члены семьи уважительно относятся к старшим;
    • особый статус женщин в семье. Они должны выполнять обязанности по дому, быть покорными, тихими;
    • поиск красоты как в искусстве, так и в повседневности;
    • много веков популярными жанрами в художественной культуре Японии были карикатура, комиксы;
    • гротеск отображен во всем;
    • искусность в архитектуре, что позволяет возводить сооружения грандиозными. При строительстве особое значение имеет не только красота, но и расположение Японии;
    • благодаря Японии стали известны театр Кабуки и Но;
    • воспроизведение музыки с помощью народных музыкальных инструментов;
    • книги писались женщинами – использовали они для этого японский шрифт. Возможность выучить китайский язык была только у мужчин.

    Эстетикой пропитаны все направления художественной культуры, и она отличается своей самобытностью, оригинальностью.

    Самураи и гейши

    Выходцы из знатных родов сформировали особый класс военных и феодалов. К ним относились мелкие дворяне, которые не имели ни денег, ни титула. Добиться особого положения в обществе они могли лишь одним путем – службой у императора. Так все узнали о самураях. Самураи – настоящий символ японской культуры. Нигде в мире таких людей больше не было.

    К XIII веку самураи стали значимым сословием в стране, которые служили аристократии и знати.

    Основной религией самураев был дзен-буддизм. Они учились хладнокровию, самообладанию, хорошо знали военное дело и мастерство.

    Гейши – еще один символ культуры Японии. Они отличались внешне, имели характерный макияж, прическу. Обязанностью гейш было развлечение гостей. Гейша в художественной японской культуре являлась образованной, умеющей поддержать разговор девушкой.

    Сначала в гейш переодевались мужчины, но позднее стали открываться школы для девочек. Попасть туда было непросто, поскольку проводился серьезный отбор. В школе обучались девочки из бедных семей, родители которых не могли их содержать или дать хорошее образование. Если говорить точнее, они продавали дочерей, обеспечивая тем самым себе жизнь в достатке.

    Театр и искусство

    В японской художественной культуре есть виды искусств, о которых знают во всем мире. Отчасти благодаря им все и знают эту страну. Характерной чертой художественной культуры в Японии стали оригами – поделки из бумаги. Другим важным компонентом художественной культуры страны восходящего солнца является икебана. Особое место отводится и бонсай – искусству выращивания карликовых цветов.

    Одно из традиционных видов художественного искусства – каллиграфия. Сегодня в стране она является обязательным образовательным предметом.

    Японский театр появился очень давно и стал значимой частью художественной культуры страны. Самым известным считается театр Кабуки, коллектив которого был мужским. Женщин среди них не было.

    Художественная культура Японии многогранна. Благодаря этому уже много веков она остается уникальной и своеобразной, не пострадав от влияния других стран. Ее выделяет характерная черта – гармония с миром во всем. А как вы относитесь к художественной культуре Японии? Оставьте комментарий, поделитесь своим мнением о традициях и обычаях этой страны. Сохраните статью в закладках и сделайте репост в соцсети.

    Видеоурок по истории средних веков. Особенности культуры, религия, искусство и ремесла, каллиграфия, литература, живопись и др.

    Культура Японии: культура и особенности

    Культура Японии – это яркий образец самобытности нации, которая сохраняется веками и передается от поколения поколению. Японцы очень трепетно относятся к своей истории, культуре, традициям, и туристам, пожелавшим посетить эту страну, следует знать их основы.

    Своеобразие японской культуры, свой стиль во всем по душе многим людям, которые переносят отдельные черты в свою повседневную жизнь.

    Сведения общего характера

    Как оценивает википедия, Япония (в транскрипции с японского языка Нихон коку) – полностью располагается на островах Тихого океана и относится к Восточной Азии. Её ближайшие соседи – Россия, Китай, Южная Корея и КНДР. Население Японии на 2015 год составляет 126, 91 миллионов человек, причем среднегодовое снижение численности составляет более 200 тысяч человек в год. Карту Японии можно представить в виде государства, расположенного на 4 крупных островах: Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также множестве мелких островов. Столица Японии – Токио с численностью более 18 млн. человек (с Иокогамой). Наиболее крупные города Японии: Осака, Киото, Кобе, Кавасаки, Тиба, Нагоя. Денежная единица – йена.

    Государство можно смело отнести к мононациональному образования, так как почти 99% населения Японии составляют японцы. Это условие во многом определяет бережное сохранение традиций и культуры. Так внешний облик крупных городов приобрел ультрасовременный вид, но на окраинах, практически везде, бросается в глаза национальный стиль. Соответственно и государственный язык – один, японский.

    Официально Япония считается монархией с конституционным ограничением, даже империей. Все вопросы внешней и внутренней политики решает премьер-министр. Высшая законодательная власть сосредоточена в двухпалатном парламенте. Флаг Японии представляет собой белое полотнище, в центре которого находится красный круг. Этот символ солнца как бы подчеркивает укоренившееся название – Страна Восходящего солнца. Время в Японии на всех островах единое и опережает московское на 5 часов.

    Формирование традиционных и культурных ценностей

    Традиционные японские ценности – это дань историческому развитию страны. Основы культурного наследия следует искать в том периоде, когда предки-переселенцы с материка начали обживать острова – этап Дзёмон. На развитие культуры и рождение особой японской самобытности сказалась длительная самоизоляция от другого мира – так называемая, политика сакоку. Только с середины XIX века начались реальные контакты японцев с другими нациями, когда зародился этап Мэйдзи. Несмотря на длительное поддержание собственной идентичности, начиная с 60-х годов прошлого столетия, явственно стало просматриваться влияние Китая, Европы и США.

    На особый японский менталитет, несомненно, сказалась длительная изоляция, географическое положение и особенности климата. Такие мощные факторы, как частые землетрясения, тайфуны, ураганы, цунами не могли не повлиять на формирование своеобразных традиций и культуры. Японцы почувствовали необходимость оживлять неживую природу, придавая различным явлениям живые образы. Отличительной чертой японцев стало умение искренне восхищаться мгновениями натуральной природной красоты. Традиционное японское искусство выросло именно из этих ценностей.

    К традиционным японским ценностям, накладываемым отпечаток на все стороны жизни, следует отнести аскетизм, семейная обрядность, порядочность, нормы приличия, чувство достоинство, что в той или иной степени связывалось с религией, а потому давали глубокие корни. Эти нормы, порой доведенные до абсурда, до настоящего времени в целом поддерживаются. Для японца вполне норма жесткая субординация, напоминающее в определенной мере преклонение. В обществе характерно объединение людей по социальным принципам, с созданием особых отношений внутри группы, и слабыми контактами между группами. Особо отношение у японцев к пониманию долга и обязательств (особая категория – гири).

    Катастрофическое цунами в Японии 2011 года особо ярко проявили черты общества. Японские традиции во многом определяются влиянием таких разрушительных факторов. И новое испытание доказало, что люди сохранили тот багаж, который порождает патриотизм, трудолюбие, высокую самоотдачу.

    Особенности языка и литературы

    Японский язык уже много веков является важным составным элементом культуры. Сама концепция иероглифов очень сложна в написании. В их основе лежат 3 вида иероглифов: китайское кандзи, а также слоговая азбука катакана (угловатый вариант) и хирагана (округлый тип). Древнекитайские символы стали корневой основой, но путем добавления японских слогов, появилось особое чтение иероглифов, что дало возможность формированию особого классического японского языка, давшего толчок к активному развитию специфической японской литературы. Выписывание иероглифов с давних времен считается настоящим искусством. Для упрощения перевода для иностранцев разработана специальная транскрипция в латинской графике – ромадзи. Для русскоговорящих людей создана система Поливанова для подачи иероглифов в виде кириллицы.

    С учетом национальности первых переселенцев, в период зарождения японской литературы явно просматривалось влияние китайской культуры. Первые истинно национальные, своеобразные литературные творения относятся к VII — VIII векам, когда появляются сказания «Кодзики» и исторические летописи «Нихонги». В этот же период создаются стихотворные творения. Они стали основой постепенного развитие таких стилей, как вака, танка и хайку, которые и в наши дни имеют почитателей по всему миру. Произведения великого Басё в стиле хайку переведены, практически, на все основные языки мира. В мировую литературную сокровищницу вошли творение таких мастеров, как Абэ, Кобо, Акутагава, Кэндзабуро, Харуки, Рю, Кобаяси Исса.

    Особенности религиозного влияния

    Религия сыграла ключевую роль в развитие всех сторон островного общества, в т.ч. формировании традиционных и культурных ценностей. Религия в Японии имеет две ветви: буддизм и синтоизм. Основу синтоизма составляет обожествление природных явлений, что и породило отношение японцев к неодушевленной природе, как к живым существам. Она же учит людей жить в гармонии с природой. Именно синтоизм в достаточной степени олицетворяет нацию и её культуру.

    Буддизм появился в Японии значительно позже, чем синтоизм, а потому в меньшей мере повлиял на формирование культуры. Пожалуй, наибольший след он оставляет в традиционной архитектуре. В целом, обе названные религии в достаточно степени переплелись, и теперь трудно их выделить в чистом виде.

    Особенности развития изобразительного искусства

    Как и вся культура целиком, изобразительное творчество Японии развивалось своим путем, приобретая утонченность и своеобразие. Японская живопись – это древний и ни с чем несравнимый способ самовыражения нации. Её невозможно спутать ни с одним художественным направлением, существующим в мире.

    В живописных полотнах на первый план выдвигается природа, как божественная основа существования всего. Одним из первых направлений в истории живописи стало иллюстрирование литературы – горизонтального вида свитки в стиле ямато-э. Немного позже появляется стиль суми-э в форме одноцветной акварели. Начиная с XVII века, популярность приобрели деревянные гравюры (укие-э) с показом гейш, сцен театра кабуки, природы. Эти своеобразные японские стили оказали заметное влияние на развитие мировой живописи.

    Особым шармом обладает японское декоративно-прикладное творчество. Особое мировое признание получили традиционные куклы. Далеко за пределами Японии разнеслась слава таких направлений прикладного искусства, как нэцкэ, оригами, икебана, бонсай, тэмари, тканная роспись, чайная керамика.

    Японская скульптура развивалась в виде доведения до совершенства фигур из обожженной глины. Керамические фигурки-идолы (догу) считаются одним из древнейших направлений национального искусства. Значительное место занимают скульптурные фигуры животных, птиц и людей из керамики.

    С приходом буддизма на острова в скульптурном творчестве появились изваяния Будды. В качестве материала стала активно использоваться древесина, с последующим покрытием лаком, позолотой. Значительно реже использовалась бронза.

    Особенности театрального творчества

    Японский традиционный театр – это визитная карточка страны. Одним из первых направлений театрального искусства считается театр «но», где артисты выходили играть в масках и шикарных костюмах. В XVII веке появился наиболее известный вариант сценического творчества – театр кабуки. Играли в таком театре только мужчины, а на их лица накладывался внушительный слой грима. Мужчины играли и женские роли (оннагата). Параллельно развивался еще одно знаменитое театральное направление – театр банраку (с марионетками).

    Нельзя оставить без внимания особое своеобразие – японская анимация «аниме», которая изначально нацеливалась на взрослых людей. В таких лентах, чаще всего, перерабатывались национальные комиксы – манги.

    Достопримечательности государства

    Туристам, отправляющимся в Японию, есть на что посмотреть. Здесь имеются шедевры национальной архитектуры (причем, как исторической, так и современной), природные памятники, искусственные комплексы с каменными садами и все многообразие многовековой культуры. На официальных сайтах туристических операторов можно найти массу фото Японии, наглядно показывающие многочисленные прелести.

    Можно выделить несколько достопримечательностей Японии:

    1.Мемориал Хиросимы: мемориальный комплекс, посвященный жертвам ядерной бомбардировки. В мемориал входит единственное уцелевшее здание.

    2.Парк Джигокудани: парк, в котором обитает значительное количество обезьян (макак). Популярность парку обеспечивает и природная красота: многочисленные гейзеры, окруженные скалистыми выходами, и холодный лесной массив.

    3.Киемидзу-дера: буддийский храм, построенный в VIII веке. Находится в Восточном Киото. Главная особенность архитектурного шедевра – он построен без гвоздей.

    4.Замок Химэдзи: построен в эпоху феодализма. Пережил многочисленные изменения в разные века и бомбардировку во время войны.

    1. Памятник Великому Будде Камакуре: выполнен из бронзы и имеет высоту 13 м. Возведена в XIII веке.
    2. Храм Тодайдзи: считается самым крупным деревянным строение в мире. В нем расположена самая большая бронзовая статуя Будды.

    7.Императорский дворец: находится в столице страны. Во дворце расположен музей искусств.

    1. Гора Фудзи: визитная карточка Японии. Очень впечатляющий вулкан высотой 3776 м.
    2. Кинкаку-дзи: имеет и другое название – храм Золотого павильона. Находится в г. Киото. Сооружен в XIV веке и восстановлен в XX веке после пожара, устроенного маньяком.
    3. Аокигахара или Лес призраков в Японии – легендарное место, расположенное у подножья вулкана Фудзи. Исторически это место привлекало самоубийц, и количество совершенных самоубийств огромно на протяжении нескольких веков. Само по себе это место является национальным парком и славится первозданной красотой, но туристов привлекает не только красота, но и трагическая часть истории.

    Культура Японии самобытна и многообразна. Люди, пожелавшие посетить страну, увозят массу впечатлений от увиденной красоты. А посмотреть в Японии есть на что.

  • Ссылка на основную публикацию