Скульптура – определение вида искусства, описание техник и материалов

Скульптура. Классификация и разновидности

Скульптура, ваяние, пластика (от лат. sculptura, от sculpo – вырезаю, высекаю) – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму.
Скульптура может быть изготовлена в любом жанре, самые распространенные жанры – фигуратив (портрет, исторический, жанровая композиция, ню, религиозный, мифологический) и анималистический жанр. Материалы для изготовления скульптуры многообразны: металл, камень, глина и обожженная глина (фаянс, фарфор, терракота, майолика), гипс, дерево, кость и др. Методы обработки скульптуры тоже разнообразны: литье, ковка, чеканка, высекание, лепка, резьба и др.
Существует два основных вида пластики: круглая скульптура (свободно размещающуюся в пространстве) и рельеф (объемные изображения располагаются на плоскости).

Круглая скульптура

Обход – одно из важнейших условий восприятия круглой пластики. Образ скульптуры по-разному воспринимается с разных углов обозрения, и рождаются новые впечатления.
Круглую скульптуру делят на монументальную, монументально-декоративную, станковую и малых форм. Монументальная и монументально-декоративная скульптура тесно связаны с архитектурой.

Станковая скульптура – вид скульптуры, имеющий самостоятельное значение, рассчитанный на восприятие с близкого расстояния и не связанный с архитектурой и предметным окружением.

К станковой скульптуре относятся:

Бюст – погрудное, поясное или оплечное изображение человека в круглой скульптуре.

Скульптура малых форм – небольшие скульптурные произведения, созданные для украшения интерьера. К скульптуре малых форм относятся жанровые статуэтки, настольные портретные изображения, игрушки.

Скульптурная группа

Статуэтка – вид мелкой пластики – статуя настольного (кабинетного) размера намного меньше натуральной величины, служащая для украшения интерьера.

Статуя – свободно стоящее объемное изображение человеческой фигуры в рост или животного или фантастического существа. Обычно статуя помещается на постаменте.

Торс – скульптурное изображение туловища человека без головы, рук и ног. Торс может быть обломком античной скульптуры или самостоятельной скульптурной композицией.

Монументальная скульптура – скульптура непосредственно связанная с архитектурной средой и отличающаяся крупными размерами и значительностью идей. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения.

К монументальной скульптуре относятся:

Мемориал
Монумент – памятник значительных размеров в честь крупного исторического события, выдающегося общественного деятеля и т. п.
Монументальная скульптура, рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях).
Статуя – произведение искусства, созданное для увековечивания людей или исторических событий. Однофигурные и многофигурные композиции, бюсты, конные памятники
Стела – вертикально стоящая каменная плита с надписью, рельефным или живописным изображением.
Обелиск – четырехгранный, кверху суживающийся столб, увенчанный заострением в виде пирамиды.
Ростральная колонна – отдельно стоящая колонна, ствол которой украшен скульптурными изображениями носовой части кораблей
Триумфальная арка, триумфальные ворота, триумфальная колонна – торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий.

Монументально-декоративная скульптура тесно связана с архитектурой и природным ландшафтом. Она служит для оформлением фасадов и интерьеров зданий, включается в садово-парковый ансамбль.

Монументально-декоративная скульптура служит опорой в архитектурной конструкции:

Атлант – колонна в виде мужской, скульптурной фигуры, поддерживающей карниз, балкон и т.л.
Канефора (от лат. canephoros – несущая корзину)- органично вписанное в архитектуру здания скульптурное изображение женской фигуры с корзиной на голове. Конструктивно канефоры выполняют функции колонн.
Кариатида (от греч. karyatis, букв. – жрица храма Артемиды в Кариях в Древней Греции) – скульптурное изображение стоящей женской фигуры, служащее опорой балки в здании. Обычно кариатиды прислонены к стене или выступают из нее.
Консоль (от фр. console) – тип опоры или кронштейна с одним жёстко закреплённым концом при втором свободном конце. Консоль применяется для подпорки какой-либо выступающей части сооружения, например, карниза, балкона, стенного вертикального уступа и др.
Протома (от греч. – морда, голова) – скульптурное изображение передней части быка, коня, другого животного или человека.

Монументально-декоративная скульптура служит для украшения здания:

Акротерий (от греч. akroterion – вершина, край) – скульптурное украшение, помещаемое над углами фронтона архитектурного сооружения, выстроенного с применением классического ордера.
Бига – скульптурное изображение колесницы, запряженной лошадьми на здании или на арке.
Десюдепорт (от фр. dessus de porte, буквально «над дверью») – живописное или скульптурное панно, расположенное над дверью и связанное с ней общим декоративным оформлением.
Капитель (от лат. caput – голова) – венчающая часть колонны или пилястры.
Маскарон (фр. mascaron, итал. mascherone – большая маска) – выполненная в виде головы или маски рельефная скульптурная деталь. Маскарон помещается на замковых камнях арок дверных и оконных проемов, на консолях, стенах и т.д.
Метопа (от гр. пространство между глазами) – прямоугольные промежутки между выходящими на фасад здания торцами балок перекрытия. Метопы часто украшались рельефами, реже – живописью.
Пандатив, парус (от фр. pendentif)- скульптурное лепное украшение, расположенное в вершине свода.
Пилястр, пилястра (от итал. pilastro от лат. pila – колонна, столб) – вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну.
Плафон (фр. plafond – потолок) – лепной орнамент на потолке в виде живописного или лепного орнамента, изображения или композиции из архитектурно-декоративных мотивов.
Портал (от лат. porta – ворота) – архитектурно оформленный вход в здание.
Розетка, розетта – живописный или скульптурный орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося цветка или одинаковых по форме листьев, симметрично расположенных и радиально расходящихся из сердцевины.
Фриз – декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.
Фронтон (от лат. frons, frontis – лоб, передняя часть стены) – завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами по бокам и карнизом у основания.

Монументально-декоративная скульптура служит для украшения парков и садов:

Герма – садово-парковое скульптурное изображение в виде головы или бюста на четырехгранной опоре.
Парковая скульптура или садово-парковая скульптура
Фонтанная скульптура

Рельеф

Рельеф (от итал. rilievo – выступ, выпуклость, подъем) – скульптурное изображение располагается на плоскости фона и рассчитано на фронтальное восприятие. Рельеф может иметь и самостоятельное станковое значение, и являться частью архитектурного или скульптурного произведения.
На ровной поверхности материала скульптор ваяет изображение фигур и предметов. В рельефе можно изобразить почти все, что доступно в живописи и графике: пейзаж, архитектурный пейзаж, сложные сюжетные композиции и т.д. Поэтому у скульптора, работающего в рельефе, больше простора для фантазии, чем у ваятеля, создающего круглую скульптуру.

Рельеф делят на выпуклый рельеф: барельеф, горельеф и углубленный рельеф: контррельеф, койланаглиф.

Барельеф (от фр. bas-relief – низкий рельеф) – низкий рельеф, разновидность выпуклого рельефа, в котором изображения выступают над плоскостью фона не более чем на половину объема.
Барельефом украшают стены зданий, постаменты памятников, стелы, мемориальные доски, монеты, медали и т.д.
Разновидностью барельефа, распространенного в эпоху Возрождения, является живописный рельеф, в которой фигуры, предметы сильно уплощены, а фон (пейзаж или архитектура) намечен слабым рельефом. Живописный рельеф занимает промежуточное положение между скульптурой и живописью и является подобием картины, т.к. в нем могут использоваться перспективные сокращения и живописные эффекты (солнечные лучи, облака, волны). Разница между сильно и слабо выступающими над фоном изображениями в живописном рельефе невелика, большую роль играет почти графический линейный рисунок. Живописный рельеф часто применялся в рельефах для передачи дальнего плана, но иногда способом живописного рельефа выполнялось изображение, включая фигуры переднего плана.

Скульптура — определение вида искусства, описание техник и материалов

Вместе с архитектурой она существовала как основная форма монументального религиозного искусства и на протяжении веков была движущей силой европейской цивилизации. Даже сегодня, хотя скульптура постоянно развивается, она по-прежнему является ведущим методом выражения и увековечивания исторических фигур и событий.

Монументальное искусство

Термин «скульптура» часто используется главным образом для описания больших работ, которые иногда называют монументальной скульптурой. Но это определение также охватывает многие виды объёмных произведений с использованием одних и тех же техник, применимых не только к большим, но и малым размерам.

Скульптура — это одно из изобразительных искусств, которое отличается от живописи тем, что скульптор выражает себя, создавая трёхмерные фигуры и формируя пространство. Она включает искусство резьбы, литьё и лепку. Кроме того, использование различных комбинаций материалов создало новый художественный репертуар, который включает в себя такие процессы, как конструктивизм и сборка.

Итальянский живописец Джорджио Вазари (1511—1574) дал следующее описание скульптуры, увиденной у своего друга: «Скульптор удалил всё лишнее и свёл материал к форме, существующей в сознании художника».

История происхождения

С древних времён человек занимался, наряду с наскальной графикой, и скульптурой. Сначала он делал это из самых простых материалов, которые были под рукой — камня, глины и дерева. Первые скульптурные проявления относятся ко времени нижнего палеолита, когда человек раскалывал кремень. Позже он использовал гравюру — рельеф, вырезанный на камне и костях животных.

В верхнем палеолите наиболее распространёнными примерами являлись резные фигурки или гравированные предметы, которые эволюционировали от примитивной фазы к представлению анималистических фигур, адаптированных к структуре кости.

Глина также была распространённым материалом. Первые известные скульптурные произведения — родом из Египта, Китая, Индии и Ближнего Востока, где около 4 тыс. лет назад уже были печи для изготовления керамических изделий.

Одним из наиболее важных достижений в истории скульптуры стала возможность обрабатывать металл — сначала бронзу, а затем железо.

Высокой степени совершенства скульптура как вид изобразительного искусства достигла в Древней Греции. Это было обусловлено поиском лучшего выражения красоты человеческой фигуры. Во время эллинского периода при создании скульптур существовало намерение усилить движение и подчеркнуть эмоции.

Этрусская скульптура (IX век до н. э. — I век до н. э.) произошла из греческого искусства, но со своими характеристиками. Скульптура, связанная с контекстом похорон, является наиболее распространённым этрусским искусством. Впоследствии под влиянием этрусков и греков появилась римская скульптура.

Романский и готический период

Романская скульптура (XI—XIII века) была на службе у архитектуры. Наиболее часто используемым материалом была древесина.

Новшеством стала скульптура на драматические темы со сценами Страстей Христовых и Благочестия. В конце готического периода в Германии были изготовлены великолепные алтари в исполнении таких художников, как Тильман Рименшнайдер и Файт Стосс.

Современная эпоха

Новая художественная форма эпохи Возрождения была вдохновлена скульптурой классической античности, стремящейся к полному возвышению красоты и романтизма.

В это время скульптура была практически отделена от архитектуры и представленные персонажи демонстрировали драматическую выразительность, что можно увидеть в работах Микеланджело. В больших и малых формах появлялись скульптуры женщины с ребёнком, олицетворяющие Богоматерь. На разных этапах лучшие работы эпохи Возрождения были выполнены, благодаря деятельности таких великих скульпторов, как:

  • Донателло.
  • Якопо делла Кверчия.
  • Лука делла Роббиа.
  • Андреа дель Верроккьо.
  • Мигель Анхель.

С XIX века средства массовой информации стали играть более важную роль в распространении искусства по всему миру. Термин «авангард» стал использоваться в конце XIX века и таким образом были определены художники, которые продвигали действия, революционизирующие искусство, с целью его преобразования. Для них была характерна свобода выражения, и первыми авангардными тенденциями были кубизм и футуризм. Стали использовать новые материалы — сталь, железо, бетон и пластик.

Между XIX и XX веками возник стиль «модернизм» и принял разные названия, в зависимости от стран: модерн во Франции и Англии и югендстиль в Германии.

С 1970-х годов появляются новые движения, такие как минимализм, концептуальное искусство, гиперреализм, перформанс или постмодернизм. Выдвигаются художники:

  • Дэвид Смит.
  • Дональд Джадд.
  • Карл Андре.
  • Дэн Флавин.
  • Соль ЛеВитт.
  • Ричард Серра.
  • Деннис Оппенгейм.
  • и Яой Кусама и другие.

Функции и классификация

Доисторические народы создавали первые глиняные скульптуры, изображающие фигуры людей или животных и, вероятно, использовали их в религиозных или магических целях. Иногда они были простыми амулетами или исполненными по обету фигурами. Археологи их отыскали в некоторых культурах, могилах или храмах. Отсюда и начали появляться следующие жанры скульптуры:

  • бытовой;
  • портретный;
  • мифологический;
  • символический;
  • анималистический и т. д.

Эта функциональность менялась с исторической эволюцией, приобретая в основном эстетический или просто декоративный характер, и становилась постоянным или эфемерным элементом.

Египтяне считали, что для фараона после смерти нужно его изображение, чтобы способствовать выживанию души. Точно так же символы использовались с сильным смыслом в структуре и ясности сообщения, которое было предназначено для передачи: гармония и порядок должны поддерживаться, так как любое отклонение затрагивало в другой жизни социальную иерархию.

В Древнем Риме статуи императора Августа должны были подарить его людям символ верховной власти.

Позже, в Средние века, во времена романского искусства скульптура имела тесную связь с архитектурой и выполняла, в дополнение к эстетической, дидактическую или педагогическую функцию.

Орнаментальная функция была связана с некоторыми другими функциями, хотя иногда она могла быть главной целью, как в случае с растительным или геометрическим декором. В аниконических стилях, таких как ислам, он играет фундаментальную роль.

Другой функцией скульптуры является коллекционирование, которое стало важным после ренессанса, когда дворяне приобретали скульптуры для украшения своих дворцов или садов. Позже, с XVIII века, монархи, бизнесмены, буржуа и коллекционеры использовали скульптуру как средство экономического вложения, самоудовлетворения и форму подчёркивания престижа.

Типы и виды

Скульптура разделена на две большие ветви — скульптуру как таковую и декоративную. Первая имеет свою идентичность сама по себе. Вторая играет второстепенную роль в качестве помощника первой и декора архитектуры. В свою очередь, эти два типа делятся на следующие виды:

  • Статуи — изолированные скульптуры, которые представляют конкретную трёхмерную сущность.
  • Рельефы — это скульптуры, выпуклые на плоскости.
  • Бюст — изображения головы и верхней части груди, которые обычно представляют собой портреты.
  • Торс, представляющий собой туловище человека без головы, рук или ног.
  • Миниатюрная скульптура (среди искусствоведов более распространено название «мелкая вещь») — вид объёмных изображений небольших размеров.
  • Кинетическая скульптура — включает в себя аспекты физики движения.

Архитектурная скульптура — это термин, который относится к использованию этого вида искусства архитекторами и/или скульпторами при проектировании и строительстве зданий, мостов, мавзолеев или любых других памятников. Такая скульптура, как правило, связана со структурой конструкции. А также любая статуя, помещённая в архитектурное произведение, называется «встроенная скульптура».

Канон пропорций

Канон представляет собой набор идеальных пропорций фигуры человека и правил композиции.

У египтян была норма для представления человеческого тела в рельефах, называемая профильным каноном. Модель была правильной фигурой, а модули связаны с размером руки.

Современные каноны, принятые большинством художников, установил Леонардо да Винчи в конце XV века. Основная мера флорентийского канона, взятая из хорошо сложённого человека, находится в голове. По высоте это рассматривается как восьмая часть всего тела, а лицо является десятой частью тела.

Пока человек стоит и вытягивает руки, он определяет идеальный квадрат с линиями, ведущими вниз и проходящими через концы рук, и теми, которые горизонтально лежат на голове и под ногами. Диагонали этого квадрата вырезаны в последнем поясничном позвонке и зафиксированы в центре всей фигуры.

Проведя горизонталь по указанной центральной точке, человек разделён на две равные части, и каждая из них — на две другие, параллельными линиями, которые пересекают середину груди и колени. Голова разделена на четыре равные части.

Использование материалов

Материалы, применяемые в скульптуре, определяют результат внешнего вида. Детали тонких и ажурных форм лучше всего достигаются с использованием дерева, о чём свидетельствуют, например, готические алтари.

Глина — один из старейших материалов. Её легко моделировать и она не требует специального оборудования, поскольку можно просто пользоваться руками.

Известняк — мягкая осадочная порода, лёгкая в работе. Он широко использовался в монументальной скульптуре, такой как Большой Сфинкс — громадная фигура льва с человеческим лицом.

Мрамор — метаморфический известняк, мелкозернистый и компактный. Обработка его поверхности может быть очень разнообразной, с получением различных текстур. Этот камень был одним из фаворитов великих художников античности и ренессанса.

Песчаник имеет особенность становиться более хрупким с течением времени. Он широко использовался для каменных скульптур романских столиц. В настоящее время этот камень обычно не применяется.

Гранит и диорит являются магматическими породами, намного более твёрдыми, чем мрамор. Они образуются при охлаждении расплавленных вулканических материалов. Их качество превосходно после обработки и полировки и встречается во многих цветах.

Мыльный камень — метаморфическая порода, образованная тальком. Это очень мягкий и лёгкий материал в работе. В Индии есть несколько храмов со скульптурами мыльного камня.

Кварц — твёрдый минерал, с которым очень трудно работать. Несмотря на это, есть примеры сложных скульптур, вырезанных из кварца.

Нефрит. Под этим именем известно два камня — жадеит и нефрит, оба очень похожи. Нефрит используется в Китае для вырезания фигур уже более пяти тысяч лет.

Золото. Вместе с медью это был один из первых металлов, используемых человеком, из-за его красоты и потому, что его легко обрабатывать. Археологические раскопки в Уре, Трое и Микенах, показывали, что золото уже использовалось в неолите.

Бронза чаще всего применяется для отливки скульптурных моделей.

Сталь многие художники используют как один из наиболее подходящих материалов для выставления своих работ на открытом воздухе.

Слоновая кость получается из клыков различных животных, в частности, слонов. Декоративное использование резьбы по кости встречалось в Древнем Египте и Месопотамии.

Использование бетона в скульптуре является относительно новым и стало более важным, поскольку его применение увеличилось в архитектурных фасадах зданий.

Техники исполнения

Скульпторы обычно готовят свои работы, делая вначале рисунок и строя небольшую модель фигуры из глины или гипса. Эта модель эквивалентна плану художника. Интересно то, что методы моделирования почти не менялись с течением времени, по сравнению с изменениями, произошедшими в других видах изобразительного искусства. Только в XX веке начали внедрять новые методы работы.

Ваяние состоит из удаления частей до получения желаемой формы. Раньше это делалось только с помощью металлических инструментов. В настоящее время в дополнение к традиционным инструментам используется алмазный диск для камня.

Обычно для работы с глиняными скульптурами многие культуры использовали те же приёмы, что и для гончарного дела. Влажная глина сжималась в предварительно приготовленных формах, а затем из неё лепили скульптуры, применяя круглую подставку, имеющую возможность вращаться, руки и режущие инструменты.

Воск моделируется как вспомогательный материал для эскизов. Он служит скульптору либо в качестве руководства для визуализации его окончательной работы в другом материале, либо в качестве матрицы для последующего литья в бронзе. Он также используется для создания персонажей, которые выставляются в многочисленных музеях восковых фигур.

Техника, которая относится к производству пресс-форм, называется литьём. Исторически использование выплавки воска было уже известно со II века в Египте и Месопотамии и его систематически применяли с V века до нашей эры в Греции.

Тиснение заключается в том, чтобы с помощью молотка производить в листе металла рельефы и зазоры, необходимые для достижения желаемой формы.

Штамповка — печать на листе металла.

Электросварка характеризуется чрезвычайно прочным и жёстким соединением. Это позволяет соединять различные железные предметы.

Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Про искусство
Main Menu
  • Статьи
  • История искусств
  • Про музеи
  • Ресурсы
  • ТИИ
    • Скульптура
    • Графика
    • Живопись
    • Декоративно-прикладное искусство
    • Фотоискусство
  • Редакция
  • Я только спросить
    • Ответы
    • Home
    • История искусств
    • Скульптура: видовая специфика, особенности художественного языка, основная проблематика, терминология

    Скульптура: видовая специфика, особенности художественного языка, основная проблематика, терминология

    Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. В широком значении слова — искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и других предметов природы в осязательных, телесных их формах.

    Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором или ваятелем. Главную его задачу составляет передача человеческой фигуры в реальном или идеализированном виде, животные играют в его творчестве второстепенную роль, а прочие предметы являются лишь в значении придаточных или обрабатываются исключительно с орнаментальной целью.

    Слово скульптура, помимо самого вида искусства, обозначает также каждое отдельное его произведение.

    Видовая специфика скульптуры

    Скульптура — пространственно — изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах.

    Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.

    Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:

    • горельеф — высокий рельеф,
    • барельеф — низкий рельеф,
    • контррельеф — врезной рельеф.

    По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.

    Монументальная — используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. Отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами. К монументальной скульптуре относятся:

    • памятники,
    • монументы,
    • мемориалы.

    Станковая — рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений. Не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание.

    Декоративная — используется для украшения быта (предметы мелкой пластики); включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура);

    Иные разновидности скульптуры:

    Кинетическая скульптура — разновидность кинетического искусства, в котором обыгрываются эффекты реального движения. Ледяная скульптура — художественная композиция, выполненная изо льда.Песчаная скульптура — художественная композиция, выполненная из песка. Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс, песок, лёд и др.; методы их обработки — лепка, высекание,художественное литьё, ковка, чеканка и др.

    Главные жанры скульптуры:
    • портретный;
    • исторический;
    • мифологический;
    • бытовой;
    • символический;
    • аллегорический;
    • анималистический.

    Одним из древнейших жанров искусства в скульптуре является портретизображение человека или группы людей, дающее представление о внешности, внутреннем мире портретируемого. Существуют определенные обобщения в этом жанре: портрет-характер, показывающий природные свойства человека; портрет-тип, дающий характеристику определенному типу людей; портрет-настроение, дающий эмоциональную характеристику человека; портрет-символ. Портрет в скульптуре подразделяется на следующие формы: голова, бюст, полуфигура, поколенное изображение, фигура. Бюстом (фр. buste, от ит. busto – торс, туловище) называют погрудное изображение человека в круглой скульптуре. Появившись в Древнем Египте, Древней Греции, бюст получил яркое развитие в искусстве Древнего Рима, был распространен в искусстве Возрождения, 17–20 вв. (Донателло, Л.Бернини, Гудон, Ф.И.Шубин, В.И.Мухина).

    Скульптура бытового жанра показывает людей в привычной для них среде, за постоянным занятием. Скульптура этого жанра бывает небольших или средних размеров. Работы могут быть однофигурными и многофигурными. Произведения на бытовые темы существуют с древних времен, близки народному искусству, популярны в мелкой пластике.

    Произведения скульптуры, относящиеся к тематической композиции, могут показывать одну фигуру или несколько. Чаще всего фигура дается крупным планом и это значительное по размерам произведение круглой скульптуры, изображающее человеческую фигуру в рост, называют статуя (лат. statua). Для многофигурной композиции важно такое построение группы, при котором каждая фигура согласуется с другими, не теряя при этом собственной роли. (Мирон Афина и Марсий; Микеланджело Пьета, 1498–1501, Рим, Собор св. Петра; А.Майоль Три нимфы).

    Жанр скульптуры, посвященный изображению животных, называется анималистическим жанром (от лат. animal – животное). Анималист обращается к художественной характеристике животного, его повадкам. Выразительность фигуры, силуэт, расцветка особо существенны в парковой скульптуре, мелкой пластике. Часто в скульптуре присутствуют и животное и человек. Животных скульпторы изображают начиная с первобытно-общинного строя, они широко распространены в искусстве Древнего Египта, в античной скульптуре и в последующие эпохи.

    Особенности художественного языка скульптуры

    Художественно-выразительные средства скульптуры:

    • построение объёмной формы;
    • пластическое построение модели (лепка);
    • разработка силуэта;
    • разработка фактуры (в некоторых случаях также цвета).

    Способ получения скульптуры зависит от материала:

    • пластика — наращивание объема скульптуры добавлением мягкого материала (глина, воск)
    • ваяние — отсекание лишних частей твердого материала (камень и другие материалы)
    • отливка — произведение возникает благодаря вливанию в форму расплавленного металла (бронзы, например)

    Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка или моделировка — искусство работать с мягким материалом, каковы воск и глина; литейное дело или торевтика — создание рельефных произведений из металла методом тиснения, чеканки или литья; глиптика — искусство резьбы на драгоценных камнях; к отраслям ваяния относятся произведения из камня, дерева, металла и вообще твердых веществ; сверх того изготовление штемпелей для монет и медалей (медальерное искусство).

    Скульптура, будучи искусством объемным, требует соответствующей организации окружающего пространства, архитектурной среды. В результате возникает синтез архитектуры и скульптуры, что значительно усиливает как идейную, так и художественную силу произведения. Вопросы синтеза с архитектурой – один из важнейших в понимании и восприятии монументальной и монументально-декоративной скульптуры.

    Выразительность скульптуры достигается с помощью построения основных планов, световых плоскостей, объемов, масс, ритмических соотношений. Большое значение имеют четкость и цельность силуэта. Фактурная обработка поверхности и детали дополняют выразительность пластического решения скульптурного образа.

    Сложная и многоэтапная технология скульптуры сопряжена с большим физическим трудом. Используются различные технические методы – лепка, высекание, резьба, литье, чеканка, ковка, сварка, применяются разнообразные материалы – камень, металл, дерево, глина, гипс, керамика, стекло, пластилин, воск, синтетические полимерные составы. Помимо авторской работы художника (лепка, резьба, обработка твердых материалов) важную роль в скульптуре играет вспомогательный труд мастеров-ремесленников (рубка камня, формовка, отливка, чеканка и др.).

    Что касается техники скульптуры, то ее виды можно группировать по различным принципам. Согласно одному принципу технику скульптуры можно разбить на три следующие группы:

    1. Когда рука художника заканчивают всю работу (обработка глины, камня, дерева).
    2. Когда работу художника заканчивает огонь (керамика).
    3. Когда художник дает только модель будущей статуи (отлив в бронзе).

    Согласно другому принципу техника скульптуры распадается на три, но уже другие основные группы:

    1. Лепка в мягких материалах (воск, глина) — техника, которую мы называем в узком смысле «пластикой».
    2. Обработка твердых материалов (дерево, камень, слоновая кость), или «скульптура» в прямом смысле этого слова.
    3. Отливка и чеканка в металле.

    Основная проблематика скульптуры

    К техническим проблемам скульптуры относится очень важная проблема постамента, базы, постановки статуи. Во все эпохи одна из важнейших проблем, стоящих перед скульптором, заключается в том, чтобы рассчитать форму и размер постамента и согласовать статую и постамент с пейзажем и архитектурной обстановкой. Постамент важен и потому, что на нем обычно отмечены все основные данные, касающиеся тематики статуи и времени ее исполнения. Греческие скульпторы обычно отмечали на постаменте имя автора статуи.

    Постаменты могут быть бесконечно разнообразны по своим формам и размерам, по характеру профилировки и по пропорциям. Многое здесь зависит, разумеется, и от характера статуи: чем больше статуя, тем массивней должен быть и постамент; напротив, маленькая статуя может обходиться вообще без постамента — достаточно бывает небольшой плиты для стабильности (стоит упомянуть своеобразные постаменты в виде костылей, которые применялись для небольших статуэток на острове Крит в эпоху эгейской культуры). Для стоящих статуй желателен вертикальный постамент, для лежащих — горизонтальный, низкий; на слишком большом постаменте статуя теряет значительность, на слишком маленьком — лишается стабильности.

    В Древней Греции предпочитали в целом не очень высокие постаменты: в V веке высота постамента не превышала обычно уровня груди среднего роста зрителя; в IV веке постаменты чаще всего имели ступенчатую форму, сложенную из нескольких горизонтальных плит. В эллинистическую эпоху постаменты становятся несколько выше — до полутора-двух метров вышины. Но и в классическую эпоху встречаются очень высокие постаменты, если этого требовал специфический характер статуи: так например, «Ника» (богиня победы)
    скульптора Пэония стояла перед храмом Зевса в Олимпии, как бы слетая с неба, на узком, трехгранном постаменте девяти метров вышины. Раннему Возрождению свойственны конные статуи, стоящие на высоких постаментах таким образом, чтобы темный силуэт возвышался на фоне неба. Напротив, в эпоху барокко, в китайской и японской скульптуре (отчасти у Родена) мы встретим низкие постаменты, которые подчеркивают связь статуи с окружением и больший контакт со зрителем.

    В целом можно утверждать, что постамент выполняет две основные, но противоречивые функции, и в зависимости от того, какая из них преобладает, меняются характер, пропорции, формы постамента. С одной стороны, задача постамента — отделить статую от реального мира, отграничить ее от обыденности, поднять в некую высшую сферу. В этом случае постаменту присущи абстрактные, чисто тектонические черты, и реалистические детали, вроде свешивающегося с постамента кончика плаща или тоги, ему противопоказаны. Иногда для изоляции статуи от окружения используют контраст материала, примененного в статуе и в постаменте (например, бронзовая статуя на гранитном постаменте). На ранних стадиях развития скульптуры иногда очень резко подчеркнуты тектонический характер постамента и его изолирующие функции — иной раз постаменты настолько высоки, что статуи обращаются в придаток к постаменту, его завершающее
    украшение (таковы, например, греческие архаические сфинксы или так называемые стамба — святые столбы в Индии на местах скитаний Будды с его изречениями). В скульптуре эпохи готики, да и позднее в немецкой скульптуре мы встречаем другой вариант подавления статуи постаментом, когда постамент превращается в целое многоэтажное здание, а статуи оказываются такими маленькими и их так много, что они становятся как бы только украшениями и теряются в сложной архитектуре постамента (примером может служить «Рака св. Зебальда» Петера Фишера в Нюрнберге, 1519 год). В эпоху барокко, напротив, гармонию между статуей и постаментом часто нарушает статуя, которая слишком велика по сравнению с постаментом, слишком самостоятельна в своей экспрессивной динамике и поэтому подчиняет себе постамент, превращает его в арену своей деятельности («Персей» Б. Челлини, памятник великому курфюрсту в Берлине А. Шлютера).

    Наиболее гармоническое решение проблемы тектонического постамента и изоляции статуи дает эпоха Возрождения. Поучительно сравнить в этом смысле две конные статуи. Бронзовая статуя Гаттамелаты выполнена Донателло в 1453 году и стоит в Падуе. У нее высокий постамент, благодаря чему статуя ясно выступает на фоне неба. Для выделения и изоляции статуи между нею и темным постаментом вставлена светлая плита мрамора. Постамент имеет строго тектоническую форму, он не отвлекает внимания от статуи, а дает ей спокойную
    основу и подчеркивает ее композицию (отметим округлое тело лошади и округлые формы постамента, членение постамента согласовано с постановкой ног лошади; тело всадника подчеркивает главную ось, которая повторяется в рельефе и дверях постамента).

    Терминология

    Пластический материал — глина скульптурная, пластилин, пластическая модельная масса.

    Пласт — плоскость и пластического материала заданной толщины подготовленной лицевой частью поверхности.

    Шпатель — инструмент, используемый при производстве строительных отделочных работ.

    Стеки — пластмассовый, деревянный, пластинчатый инструмент для создания пластических форм и композиций.

    Пластическая модельная масса — пластический материал при затвердевании приобретающий достаточную прочность.

    Шликер — эмульсия воды и пластического материала (глина скульптурная, пластическая масса)- используются для склейки деталей и поверхностей.

    Акцент — прием подчеркивания светом, линией, в скульптуре рас- положением в пространстве предмета на который нужно обратить внимание.

    Анфас — буквально «в лицо» лицом к смотрящему, изображение лица прямо спереди.

    Барельеф — рельеф с более выпуклым изображением на плоскости.

    Бюст — погрудное изображение человека.

    Гармония — связь, стройность, созвучие, соразмерность. Стройная согласованность частей единого целого. В изобразительном искусстве гармония — согласованное соразмерное сочетание всех элементов художественного произведения.

    Горельеф — сильно выступающее, практически объемное изображение, развернутое на плоскости, которую он украшает.

    Декор — украшать. Система художественного оформления жилых помещений, парадных залов, украшения различных предметов обихода.

    Декоративная скульптура — является частью архитектурного ансамбля и предназначена для украшения фасадов и интерьеров архитектурных сооружений.

    Каркас — арматурный стержень способствующий устойчивости скульптуры.

    Круглая скульптура — объемное изображение скульптурного объекта. Основные ее разновидности: скульптурная композиция, статуя.

    Рельеф — выпуклая скульптура, развернутая на плоскости, которую он украшает.

    Модель (в скульптуре) — оригинал, выполненный в мягком мате- риале (глина, пластилин, воск), предназначенный для перевода в твердый материал (камень, металл).

    Монументальная скульптура — монументы, памятники, установленные в честь определенного лица или события.

    Пропорция — соразмерность всех частей художественного произведения, их соответствие друг другу и определенное соотношение с целым.

    Скульптура — ваяние, пластика. Вид изобразительного искусства. Объемное изображение, вылепленное из мягкого материала, высеченное из камня, вырезанное из дерева.

    Скульптура малых форм — произведения мелкой пластики, изготовляемые из фарфора, фаянса, металла, камня.

    Станковая скульптура — произведения скульптуры небольшого размера изготовляемые на столе для моделирования.

    Стол для моделирования — специальный стол с вращающейся подставкой для работы скульптора.

    Стека — инструмент для работы над скульптурой.

    Стилизация — обобщение изображаемых фигур и предметов, упрощение рисунка, формы.

    Техника — обработка, строение, лепка. Совокупность специальных приемов, способов, навыков, применяемых при исполнении произведения. Это знание техники и технологии (т. е. материалов и способы их обработки).

    Фактура — в скульптуре характер поверхности, ее материально осязаемые свойства, ее обработка. Фактура важный элемент художественной формы.

    Эскиз — подготовительный набросок для более крупной работы. Исполнению скульптуры предшествует серия эскизов, этюдов, в которых разрабатывается общая пластика будущего произведения.

    Этюд — работа, выполненная с натуры. Имеет самостоятельное значение. Является упражнением, в котором совершенствуются профессиональные навыки. С помощью этюда конкретизируется замысел про- изведения, первоначально более обобщенно переданный, прорабатываемый деталями

    Литры

    1. Одноралов, Н. В. Скульптура и скульптурные материалы [Текст]. Пособие для худ. Вузов/ Н. В. Одноралов. — М.: 1982.
    2. Полякова, Н. И. Скульптура и пространство [Текст]. Учебное пособие/ Н. И. Полякова. — М.: Сов. Художник, 1982.
    3. Светлов, И. Е. О современной скульптуре [Текст]. Учебное пособие/ И. Е. — М.: Сов. Художник, 1982.
    4. И. Ланг. Скульптура. Энциклопедия художника
    5. Скульптура. – М.: Творчество, 1982.

    Скульптура: виды, жанры, материалы и техники выполнения

    Скульптор мысленно создает образ, наделяет его характером и чувствами, а потом «оживляет», превращая твердый камень в одухотворенную, наполненную жизнью и теплом, форму. Пластичное искусство – это целый мир, и каждый его представитель находит свою нишу (монументализм, станковые статуэтки или декоративная пластика) и свои жанры скульптуры (исторический, анималистический, портретный). Мастера работают с разными материалами – высекают из камня и дерева, отливают из бронзы или стали, лепят из гипса.

    Сегодня мы поговорим о четырех «основах» мира скульптуры – жанрах, техниках, материалах и видах скульптур , а также о том, где лучше разместить то или иное творение из камня, дерева и глины.

    Виды скульптур: круглая

    Круглые изваяния размещаются в свободном пространстве, поэтому их можно рассмотреть со всех сторон. С разных позиций такая фигура воспринимается по-разному, что приумножает эстетический восторг зрителя. Существует четыре вида «круглой» пластики.

    Монументальная

    Монументальные памятники отличаются масштабностью размеров и идеи. Такая композиция может стать органичным элементом природной среды, украшением городской площади или центром архитектурного ансамбля. Она может стать частью целого архитектурного комплекса или организовать городскую среду в месте своего пребывания. Изготавливают такие фигуры из бронзы, стали, меди и гранита.

    Существует несколько видов скульптур монументального типа:

    • монументальная статуя – объект рассчитан на восприятие с большого расстояния, поэтому обычно его устанавливают на постаменте и размещают на городской площади;
    • монумент – памятник, посвященный важному историческому событию или выдающейся личности;
    • стела – вертикальная плита с надписью или выпуклым рисунком;
    • триумфальная арка – торжественный архитектурный комплекс, посвященный военной победе или другому важному историческому событию;
    • обелиск – столб-четырехгранник с пирамидальным заострением на конце;
    • ростральная колонна – отдельно стоящая колонна, украшенная выступающими носовыми фрагментами кораблей.

    Монументально-декоративная

    Используется в оформлении садовых и парковых ансамблей, а также для декора природного ландшафта, интерьеров зданий и фасадов домов. В зависимости от места размещения бывают такие виды скульптуры (масштабные):

    • атланты – мужские изваяния, которые «поддерживают» балконы и карнизы;
    • кариатиды – женские фигуры, которыми украшают балки сооружений (только касаются поверхности или выступают из нее);
    • консоль – художественный объект, который подпирает выступ здания, вертикальный уступ, лоджию;
    • парус – выступающее изображение на своде;
    • фронтон – ансамбль на треугольном фасаде, колоннаде, портике с карнизом-основой и двумя скатами по сторонам;
    • портал – декоративная арка на входе в здание;
    • акротерий – статуя, расположенная над углами фронтона здания;
    • пилястр – выступающая из стены «плоская» колонна с капителью и базой;
    • протома – объемное изображение передней части коня, быка или человека, размещенное на здании;
    • бига – колесница, размещенная на арке или здании.

    Существуют также малые объекты:

    • розетка – орнаментальное изображение распустившегося цветка или букета из листьев (его разновидностью является плафон – небольшой круглый декоративный орнамент на потолке);
    • маскарон – маска или голова, размещенная на консоли, выступающем элементе оконного или дверного проема (ее аналогом является герма – портретное изображение головы персонажа, которое обычно размещают в садовой зоне);
    • фриз – групповой ансамбль, который занимает четко обозначенную «полосу» на элементе архитектурного сооружения;
    • капитель – украшение верхней части колонны;
    • десюдепорт – декоративная группа, размещенная над дверью (выполнена в одном стиле с полотном);

    Станковая

    Отличается метафорическим значением, символизмом, повествовательностью и глубоким психологизмом. Такие статуи по размеру приближены к натуральному (габаритам объекта-образца) и рассчитаны на восприятие с малого расстояния. Станковыми изваяниями чаще всего украшают домашний интерьер или территорию парков и садов. Существует ряд подтипов такой композиции:

    • бюст – оплечное, погрудное или поясное изображение;
    • группа – несколько персонажей, связанных общим сюжетом;
    • статуя – фигура имеет натуральный размер;
    • малые формы – статуэтки, сувениры и коллекционные игрушки для украшения интерьера небольшого размера.

    Виды скульптуры: рельефная

    Рельефная форма выступает из плоского фона, частично погружаясь в основу. Она рассчитана на фронтальное восприятие и может быть как самостоятельным элементом, так и частью комплексного ансамбля. В рельефах изображают сложные сюжеты, детализированные пейзажи и персонажей, поэтому, создавая такой архитектурный комплекс, мастер имеет больше возможностей для творчества. Существует несколько типов рельефных скульптур.

    1. Барельеф – выпуклый ансамбль, который более чем наполовину выступает из основы. Барельефами украшают стены, стелы, мемориальные доски и памятники.
    2. Художественный рельеф (частично относят к сфере художественного искусства, ведь при его создании используются художественные методики). В таком рельефе фигуры едва выступают над плоскостью, фон обозначен штрихами. Также на плоскости часто присутствует перспектива.
    3. Горельеф – фигура более чем наполовину выступает из основы. В некоторых случая статуя имеет круглые очертания и едва соприкасается с плоскостью.
    4. Контррельеф – изображение не выступает над фоном, а является вогнутым.
    5. Койланаглиф – углубленный рельеф с выпуклой моделировкой.

    Жанры скульптуры

    В пластичном искусстве выделяют ряд жанров: анималистика и фигуратив – портретный, сюжетный, религиозный, ню, символический, бытовой, исторический, мифологический. Границы между ними очень условны, поэтому чаще всего конкретный образ можно отнести сразу к нескольким жанровым типам.

    Портрет

    Создавая портрет, автор стремится выразить личностные характеристики и психологические особенности персонажа, показать мир его души. Он показывает зрителю что именно «делает» персонаж, и какие чувства он испытывает. Статуя может пребывать в статическом положении или в динамике. Мастер может создать памятник, посвященный общественному деятелю, сборный образ людей определенной категории (профессии, характера или личностного типа), а также портрет-символ. Ярким примером символизма является греческая фигура «Немезида» (богиня справедливого возмездия), пластичный образ «Сатурн» (Кронос – бог времени), который символизирует неотвратимость хода времени.

    Сюжетная многофигурная композиция

    Каждый персонаж такого ансамбля выполняет определенную роль, и все они взаимодействуют между собой. Например, на Пергамском барельефе изображена битва греческих богов с гигантами – их старшими братьями и сестрами, детьми богини земли Геи и бога времени Кроноса. Еще один известный пример – «Лаокоон и сыновья». Отец и сыновья борются со змеями, посланными на них Зевсом. На их лицах отображено отчаяние и страдание, вызванное осознанием неотвратимости смерти.

    Мифологическая

    Чаще всего сказочные образы имеют символическое значение. Они воплощают определенные архетипы, идеи или народные представления о силах природы. Мифологические персонажи сегодня очень популярны, ведь в связи с возрастанием популярности фэнтези этот жанровый тип получил переосмысление.

    Историческая

    Воплощая исторический образ, автор стремится наделить его личностными чертами, присущими прототипу. Нередко образы политических и общественных деятелей имеют символический смысл и выражают идеи, которые эти люди воплощали в жизнь. Например, по мнению некоторых историков, скульптурные изображения королевы Франции Анны, дочери Ярослава Мудрого, символизируют качественный скачок в культурном развитии Франции в средние века, причиной которого стала деятельность женщины.

    Часто такие ансамбли не имеют символического значения, а просто отображают исторические события, например, монументальная композиция «Кий, Щек, Хорив и Лебедь» (исторически-мифологический образ) посвящена истории основания Киева.

    Религиозная

    Религиозная скульптура обычно отражает идеи, присущие определенному догмату. Ее внутренняя наполненность зависит от выбранного автором сюжета и от принципов конкретной религии. Так, например, христианские образы чаще всего выражают смирение и светлую отстраненность, буддийские – умиротворенность, конфуцианские – строгость и решительность.

    Бытовая

    Главный сюжет бытовых работ – люди в их повседневной обстановке. Такие изваяния привлекают внимание своей естественностью, поэтому часто используются при создании архитектурно-смысловых городских ансамблей. Например, пластичные фигуры матросов размещают в портах и на пирсах, у входа на рынки очень естественно смотрятся образы продавщиц, а рядом с учебными заведениями – учительниц. Такой памятник можно установить в любой городской локации, и даже в неожиданных местах, например, на крыше старинного здания или на лавочке в парке.

    Анималистические жанры скульптуры – это отдельная жанровая группа пластического искусства. Создавая изображение животного, автор часто стремится выразить характер, которым персонаж обладает символически (волки – смелость, олени – благородство, лисы – хитрость).

    Материалы и техники

    Авторы создают свои работы из разных материалов, выбирая технику обработки в зависимости от используемого материала.

    • Камень. Породы камня обладают различной пластичностью, структурой и текстурой. Например, мрамор отлично передает плавность линий и тонкие детали. К сожалению, он впитывает воду и со временем меняет цвет. Гранит гораздо тверже, крепче и плотнее – он не разрушается из-за воздействия влаги. Структура этого минерала позволяет создавать правильные геометрические формы и прямые линии. Работая с камнем, автор применяет методику под названием резьба.
    • Металл. Бронза позволяет ярко продемонстрировать динамику образа, а сталь – его монументальность. Металлические фигуры часто размещают в открытом пространстве. Из-за влияния влаги бронза быстро покрывается красивой патиной. Чтобы создать бронзовую или стальную статую, мастер сначала делает основу, а затем заливает в нее металл. Изваяние может быть отлито полностью или собрано по частям.
    • Дерево. Деревянные работы размещают только в закрытых помещениях, так как они быстро разрушаются, пребывая на открытом воздухе. Древесина разных пород характеризуется разными оттенками и структурой, что позволяет мастеру создавать композиции, отличающиеся яркой индивидуальностью. Техники обработки древесины – это резьба и высекание.
    • Глина (фаянс, фарфор, терракота, майолика) и гипс. Эти материалы характеризуются высокой пластичностью и позволяют отобразить любой изгиб. Работая с глиной или гипсом, мастер чаще всего применяет техники лепки и отливания.

    Виды скульптуры различают по множеству разных критериев – размещению в пространстве, цвету, стилю. При этом главный критерий качества в любом жанре и материале – это художественная выразительность работы, которая проявляется в параметрах структурной основы – силуэте, фактуре, пластичности, построении форм и объемов.

    Если вы хотите украсить помещение, территорию парка, сада или площадку рядом с архитектурным комплексом красивым скульптурным изображением, которое имеет высокую художественную ценность, обращайтесь к мастерам «Art Sculptor» у них можно приобрести скульптуру на заказ. Они подскажут, как преобразить пространство при помощи того или иного образа.

    СКУЛЬПТУРА

    СКУЛЬПТУРА (лат. sculpture, от sculpo – вырезаю, высекаю), ваяние, пластика – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемно-пространственную форму, трехмерны и осязаемы.

    Скульптура подразделяется на круглую, свободно размещающуюся в пространстве, и рельеф, в котором объемные изображения располагаются на плоскости.

    Скульптура может быть разделена на виды – станковую, монументальную, монументально-декоративную скульптуру, мелкую пластику. В скульптуре воспроизводится реальный мир, но основным объектом изображения является человек, через внешний облик которого передается его внутренний мир, характер, психологическое состояние, а также человеческое тело, передача движения (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа). Изображения животного мира составляют анималистический жанр скульптуры.

    Выразительность скульптуры достигается с помощью построения основных планов, световых плоскостей, объемов, масс, ритмических соотношений. Большое значение имеют четкость и цельность силуэта. Фактурная обработка поверхности и детали дополняют выразительность пластического решения скульптурного образа. Материалами скульптуры являются камень (мрамор, известняк, песчаник, гранит и др.), дерево, кость, металл (бронза, медь, железо и др.), глина и обожженная глина (керамика – терракота, майолика, фаянс, фарфор и др.), гипс.

    Сложная и многоэтапная технология скульптуры сопряжена с большим физическим трудом. Используются различные технические методы – лепка, высекание, резьба, литье, чеканка, ковка, сварка, применяются разнообразные материалы – камень, металл, дерево, глина, гипс, керамика, стекло, пластилин, воск, синтетические полимерные составы. Помимо авторской работы художника (лепка, резьба, обработка твердых материалов) важную роль в скульптуре играет вспомогательный труд мастеров-ремесленников (рубка камня, формовка, отливка, чеканка и др.).

    Один из самых древних видов искусства. Различные формы скульптуры существовали у всех народов мира издавна: женские фигуры и рельефы неолита (Венера из Савиньяно (Модена), 10–8 тыс. до н.э.). Развитые формы скульптуры известны у народов Древнего Востока (Царица Нефертити, 14 в. до н.э., Берлин Государственные музеи; рельефы из дворца Ашшурнасирапала II в Нимруде, 883–859 до н.э., Лондон, Британский музей), Древней Америки. Важным этапом истории скульптуры является античность, идеалами которой были создание образа гармонически развитого человека (Мирон, Фидий, Поликлет, Пракситель, Скопас).

    Европейская скульптура средних веков существовала в тесной связи с архитектурой. В 15–19 вв. скульптура становится более свободной в композиционных решениях, создает сложные по психологическим и пластическим концепциям образы человека (Донателло, Микеланджело, Л.Бернини, А.Гудон, О.Роден, Ф.И.Шубин). В 20 в. обновляются методы и материалы скульптуры, скульпторы (А.Майоль, А.Бурдель, Г.Мур, С.Т.Коненков, В.И.Мухина) расширяют круг тем, жанров, изобразительных и выразительных возможностей скульптуры, находят возможности ее обновления (мемориальные ансамбли, музеи и комплексы скульптур на открытом воздухе и т.д.).

    Один из видов скульптуры, обозримой со всех сторон, называют круглой скульптурой (статуя или композиция). Обход – одно из важнейших условий восприятия круглой пластики. Чтобы рассмотреть трехмерный объем скульптуры, представить себе решение статуи в целом или увидеть все фигуры скульптурной группы, зрителю надо обойти вокруг скульптурное произведение. Особенностью круглой скульптуры является то, что образ может по-разному восприниматься с разных точек зрения: рождаются новые впечатления, раскрывающие модель в непрерывно меняющихся силуэтах. Пластическая выразительность приобретает особую силу воздействия благодаря использованию переходов света и тени. Мирон Дискобол (ок. 450 до н.э., Рим, Национальный Римский музей) (см. также ДИСКОБОЛ), Венера Милосская (ок. 130–120 до н.э., Париж, Лувр) (см. также ВЕНЕРА МИЛОССКАЯ), Донателло Св. Георгий (1415–1417, Флоренция, Национальный музей), Микеланджело Пьета (1498–1501, Рим, собор св. Петра), Л.Бернини Экстаз св. Терезы (1645–1652, Рим, церковь Санта-Мария делла Виттория)

    Рельефом (фр. relief) называют вид скульптуры, в котором изображаемые фигуры и предметы размещены на плоскости и выступают из нее. Фоном рельефа могут быть выступающие изображения (пейзаж, архитектура). Рельефные изображения связаны с плоскостью и не воспроизводят полного объема изображаемого тела. Мастера рельефа часто используют средства и возможности живописи и графики. Часто при создании рельефов используется цвет. Появился рельеф в Древнем Египте, Ассирии, получив дальнейшее развитие в Древней Греции и Древнем Риме, в средневековой Европе, в эпоху Возрождения, существует и в настоящее время. Л.Гиберти, двери Баптистерия во Флоренции (1404–1424) (см. также БАПТИСТЕРИЙ), барельеф Ф.Рюда Марсельеза (1832, Париж, Триумфальная арка) (см. также ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА В ПАРИЖЕ).

    Разновидностью выпуклого рельефа является барельеф (фр. bas-relief – низкий рельеф) – низкий рельеф, в котором изображения выступают над плоскостью фона не более чем на половину своего полного объема. Барельефом украшают стены зданий, постаменты памятников, стелы, мемориальные доски, монеты, медали, камеи.

    Еще одной разновидностью выпуклого рельефа является горельеф (фр. haut-relief – высокий рельеф) – высокий рельеф, в котором изображение возвышаются над плоскостью фона более чем на половину своего объема и могут восприниматься почти круглой скульптурой, немного соприкасающейся с плоскостью. Выпуклый рельеф, барельеф и горельеф известен с эпохи палеолита, распространен в искусстве Древнего Востока, античности и средних веков, Возрождения и в последующие эпохи как часть архитектурного декора.

    Разновидностью барельефа, распространенного в эпоху Возрождения, является живописный рельеф, в которой фигуры, предметы сильно уплощены, а фон – пейзаж, архитектура – намечен слабым рельефом. Живописный рельеф занимает промежуточное положение между скульптурой и живописью и является подобием картины, т.к. в нем могут использоваться перспективные сокращения и живописные эффекты (солнечные лучи, облака, волны). Разница между сильно и слабо выступающими над фоном изображениями в живописном рельефе невелика, большую роль играет почти графический линейный рисунок. Живописный рельеф часто применялся в рельефах для передачи дальнего плана, но иногда способом живописного рельефа выполнялось изображение, включая фигуры переднего плана (рельеф алтаря церкви Сан-Антонио в Падуе, 1446–1450, Донателло).

    Рельеф, в котором изображение располагается в нескольких пространственных планах, называется многоплановым рельефом. Это дает возможность изображать множество фигур на архитектурном и пейзажном фоне, который в свою очередь зрительно воссоздает уходящее вглубь пространство с использованием перспективных сокращений. Многоплановый рельеф использует светотеневые контрасты, падающие тени, элементы архитектуры и пейзажа для создания иллюзии пространства. «Райские» восточные врата баптистерия во Флоренции (1425–1452, Л.Гиберти).

    Вид барельефа, в котором изображение возвышается над фоном в минимальной степени, называется сплющенным рельефом. Требующий особой виртуозности, тонкости пространственных отношений, сплющенный рельеф возник в Италии и получил высшее развитие скульптуре 15 в. (Донателло).

    Рельеф может выступать над плоскостью фона (выпуклый рельеф) или углубляться в нее. Углубленный рельеф имеет две разновидности: контррельеф – своего рода негатив выпуклого рельефа (на печатях-инталиях он служит для получения отпечатков в виде миниатюрного барельефа), и койланаглиф (en creux – фр. «полый рельеф»), с углубленным контуром и выпуклой моделировкой. Углубленный рельеф встречается в архитектуре Древнего Египта, на древневосточных и античных инталиях, служивших главным образом печатями. Инталия (ит. intaglio – резьба) – камень с вырезанным углубленным рельефом в противоположность камее, имевшей выпуклое изображение и являвшееся украшением

    Станковая скульптура – род скульптуры, имеющий самостоятельное значение. Она включает различные виды скульптурной композиции (голова, бюст, фигура, группа), различные жанры (портрет, сюжетная, символическая или аллегорическая композиция, анималистический жанр). Станковая скульптура рассчитана на восприятие с близкого расстояния, не связана с предметным окружением и архитектурой. Обычный размер станковой скульптуры – приближенный к натуральной величине. Станковой скульптуре свойственны повествовательность, психологизм, часто используется язык метафоры и символа. Одним из наиболее развитых жанров станковой скульптуры является портрет (бюст, портретные статуи, рельеф), дающий уникальную возможность для восприятия – рассмотрение скульптуры с разных точек зрения, что представляет огромные возможности для многосторонней характеристики портретируемого. Скульптурный портрет известен со времен Древнего Египта (Статуя писца Каи, сер. 3 тыс. до н.э., Париж, Лувр).

    Монументальная скульптура является одним из древнейших родов скульптуры, имевших культовое, мемориальное назначение. К монументальной скульптуре относятся однофигурные и многофигурные композиции, конные памятники, мемориальные ансамбли, монументы в память выдающихся людей и событий, памятные статуи, бюсты, рельефы. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения, мемориальные формы (триумфальная арка, триумфальная колонна, обелиск, плита с рельефом и надписями), монументальную скульптуру. Монументальная скульптура, рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях). Большое значение в монументальной скульптуре имеют активный силуэт и обобщенная трактовка объемов. Марк Аврелий, 161–180, Рим, площадь Капитолия; П.К.Клодт Укротители коней, Санкт-Петербург, Аничков мост, 1849–1850.

    Род скульптуры, тесно связанной с архитектурой и природным ландшафтом, называется монументально-декоративной скульптурой. Она занимается оформлением фасадов и интерьеров зданий, мостов, триумфальных арок, фонтанов, малых архитектурных форм, включается в естественную среду садов и парков. Скульптура может служить опорой в архитектурной конструкции (атланты, кариатиды) или украшать здания (фронтоны, метопы, порталы, лепные плафоны, панно). Парковая скульптура взаимодействует с природным окружением, что определяет ее лирическое звучание и тяготение к аллегорическим образам. Монументальная и монументально-декоративная скульптура тесно связана с архитектурой.

    Скульптура, будучи искусством объемным, требует соответствующей организации окружающего пространства, архитектурной среды. В результате возникает синтез архитектуры и скульптуры, что значительно усиливает как идейную, так и художественную силу произведения. Вопросы синтеза с архитектурой – один из важнейших в понимании и восприятии монументальной и монументально-декоративной скульптуры. Уникальным примером высокохудожественного синтеза архитектуры и скульптуры представляет собой афинский Акрополь (450–410 до н.э.) (см. также АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ), дворцовый ансамбль Версаля (см. также ВЕРСАЛЬ). Монументально-декоративная скульптура начала развиваться с античности: Марк Аврелий (161–180, Рим), Микеланджело Давид (1501–1504, Флоренция), Э.М.Фальконе Петр I (1766–1778, Санкт-Петербург), В.И.Мухина Рабочий и колхозница (1935–1937, Москва).

    Мелкая пластика, малая пластика, скульптура малых форм – самый распространенный вид скульптуры. Мелкая пластика зародилась еще на заре человеческого общества, ее находят при раскопках самых древних поселений: изделия из обожженной глины, резьба по дереву, кости, камню. Пластика малых форм – это небольшие произведения жанрово-бытовой тематики, портретные статуэтки и др., изготавливающиеся во многих экземплярах и рассчитанные на широкое распространение. Мелкая пластика включает в себя как произведения круглой скульптуры, так и рельефы: декоративные медальоны, памятные медали, глиптику. Глиптикой (греч. glyptike, от glypho – вырезаю) называют искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, на стекле и слоновой кости. Резные камни (геммы) служили амулетами, печатями, украшениями (Камея Гонзага, 3 в. до н.э., С.-Петербург, Эрмитаж). К мелкой пластике относят античные терракотовые статуэтки, бронзовые фигурки, японские нэцкэ (с 17 в.), фарфоровые статуэтки, народную игрушку.

    Основными жанрами скульптуры (фр. genre – род, вид) являются портрет, бытовая скульптура, тематическая композиция (двухфигурная, многофигурная композиция), анималистический жанр.

    Одним из древнейших жанров искусства в скульптуре является портрет – изображение человека или группы людей, дающее представление о внешности, внутреннем мире портретируемого. Существуют определенные обобщения в этом жанре: портрет-характер, показывающий природные свойства человека; портрет-тип, дающий характеристику определенному типу людей; портрет-настроение, дающий эмоциональную характеристику человека; портрет-символ. Портрет в скульптуре подразделяется на следующие формы: голова, бюст, полуфигура, поколенное изображение, фигура. Бюстом (фр. buste, от ит. busto – торс, туловище) называют погрудное изображение человека в круглой скульптуре. Появившись в Древнем Египте, Древней Греции, бюст получил яркое развитие в искусстве Древнего Рима, был распространен в искусстве Возрождения, 17–20 вв. (Донателло, Л.Бернини, Гудон, Ф.И.Шубин, В.И.Мухина).

    Скульптура бытового жанра показывает людей в привычной для них среде, за постоянным занятием. Скульптура этого жанра бывает небольших или средних размеров. Работы могут быть однофигурными и многофигурными. Произведения на бытовые темы существуют с древних времен, близки народному искусству, популярны в мелкой пластике.

    Произведения скульптуры, относящиеся к тематической композиции, могут показывать одну фигуру или несколько. Чаще всего фигура дается крупным планом и это значительное по размерам произведение круглой скульптуры, изображающее человеческую фигуру в рост, называют статуя (лат. statua). Для многофигурной композиции важно такое построение группы, при котором каждая фигура согласуется с другими, не теряя при этом собственной роли. (Мирон Афина и Марсий; Микеланджело Пьета, 1498–1501, Рим, Собор св. Петра; А.Майоль Три нимфы).

    Жанр скульптуры, посвященный изображению животных, называется анималистическим жанром (от лат. animal – животное). Анималист обращается к художественной характеристике животного, его повадкам. Выразительность фигуры, силуэт, расцветка особо существенны в парковой скульптуре, мелкой пластике. Часто в скульптуре присутствуют и животное и человек. Животных скульпторы изображают начиная с первобытнообщинного строя, они широко распространены в искусстве Древнего Египта, в античной скульптуре и в последующие эпохи.

    Скульптура от Древнего мира до современной Западной Европы

    Любовь Карась

    Скульптура — одна из наиболее честных форм искусства, так как она «не позволяет мошенничать с реальностью», уверена Катерина Марковна, старший научный сотрудник отдела скульптуры Государственной Третьяковской галереи. Благодаря изучению этого вида искусства можно понять, как менялась жизнь людей и их мировоззрение. Т&Р публикуют конспект лекции Международной Академии искусств и антиквариата «Агена-арт», в которой можно узнать об особенностях восприятия скульптуры, ее видах, истории развития и инструментах скульптора.

    Шмакова Катерина Марковна

    Преподаватель МГУ имени М.В. Ломоносова, член секции скульптуры МСХ и ОМС, старший научный сотрудник отдела скульптуры Государственной Третьяковской галереи (Москва), автор многочисленных книг и публикаций

    Чем скульптура отличается от других форм искусства

    Если вы решили начать изучать искусство, начните со скульптуры. Этот вид искусства представляет собой огромную художественную и историческую ценность в эстетическом воспитании и развитии любого человека .

    Скульптура — это искусство, с которым мы встречаемся практически ежедневно, и для этого даже не нужно посещать музеи, достаточно просто оглянуться по сторонам . Живопись — популярна, цвет — великий обманщик, и, в любом случае, в живописи всегда есть немного иллюзий, и восприятие ее не всегда однозначно. А скульптура не позволяет мошенничать с реальностью. Изучая ее, вы сможете узнать, как менялась жизнь людей, их религиозное мировоззрение, как развивалось само искусство на протяжении тысячелетий. Вместе с архитектурой она существовала как основная форма монументального религиозного искусства .

    Работа скульптора зачастую очень тяжелый труд, и не во все времена ваятели жили хорошо. Творец не стал бы жить в таких условиях, если бы не находил в своем творчестве глубочайшей компенсации. Эта компенсация — истина. «Скромная истина», как говорил Ги де Мопассан. Она же — богиня без украшений, чей единственный взгляд утешает верных ей. Утешение скульптора — это быть наравне с этой «настоящей» истиной, от которой художник имеет право частично уклониться, творить поверх всех теорий, систем, временных условностей , быть чуждым моде и в то же время пережить ее.

    Живопись и графика создают изображения на плоскости. Скульптура же — это объемные формы из камня, дерева, гипса, металла. Скульптура — это вид искусства, основанный на принципе объемного, физически трехмерного изображения предмета.

    Что нам говорит само слово? Слово «скульптура» происходит от латинского sculptura, sculpo — «высекаю, вырезаю». А вот, например, слово «пластика» происходит от греческого plastike, plasso — «леплю».

    Примечательно, что во все времена объектом скульптурного воплощения были в основном живые существа: чаще люди, и реже животные (анималистический жанр). Еще реже изображалась природа (пейзаж) и вещи (натюрморт).

    Главными выразительными средствами скульптуры являются: постановка фигуры в пространстве, передача ее движения, позы, жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, архитектоническая организация объема, зрительный эффект его массы, весовых отношений, выбор пропорций, специфических в каждом случае, характер силуэта.

    Объемная скульптурная форма строится в реальном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия , взаимодействия с окружающей архитектурной или природной средой, на основе наблюдаемых в натуре анатомических особенностей той или иной модели.

    Основные виды скульптуры

    Различают две основные разновидности скульптуры: круглую скульптуру , которая свободно размещается в пространстве, и рельеф , где изображение располагается на плоскости, образующей его фон. К произведениям круглой скульптуры, обычно требующей кругового обзора, относятся: статуя (фигура в рост), группа (две или несколько фигур, составляющих единое целое), статуэтка (фигура значительно меньше натуральной величины), торс (изображение человеческого туловища), бюст (погрудное изображение человека).

    Формы рельефа варьируются в зависимости от его назначения и положения на архитектурной плоскости (фриз, фронтон, плафон). По высоте и глубине изображения рельефы подразделяются на низкие (барельеф), и высокие (горельеф), углубленные и контррельефы.

    По содержанию и функции скульптура делится на монументально-декоративную, станковую и ее разновидность — скульптуру малых форм. Все эти разновидности скульптуры развиваются в тесном взаимодействии, у каждой из них есть свои особенности.

    Монументально-декоративная : скульптура рассчитана на конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение. Она носит ярко выраженный общественный характер, адресуется к массам зрителей, размещается прежде всего в общественных местах — на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений. Монументально-декоративная скульптура призвана конкретизировать архитектурный образ, дополнять выразительность архитектурных форм новыми оттенками. Способность монументально-декоративной скульптуры решать большие идейно-образные задачи с особой полнотой раскрывается в произведениях, которые называют монументальными и к которым обычно относят городские памятники, монументы, мемориальные сооружения. Величавость форм и долговечность материала соединяются в них с приподнятостью образного строя, широтой обобщения.

    Станковая скульптура , прямо не связанная с архитектурой, носит более интимный характер . Залы выставок, музеев, жилые интерьеры, где ее можно рассматривать вблизи и во всех деталях, являются обычной ее средой. Тем самым определяются особенности пластического языка скульптуры, ее размеры, излюбленные жанры (портрет, бытовой жанр, анималистический жанр). Станковой скульптуре в большей мере, чем монументально-декоративной, присущи интерес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм, повествовательность .

    Скульптура малых форм включает широкий круг произведений, предназначенных преимущественно для жилого интерьера, и во многом смыкается с искусством. К скульптуре малых форм принадлежат также монеты, медали и геммы.

    Материал и инструменты скульптора

    Назначение и содержание скульптурного произведения определяют характер его пластической структуры, а она, в свою очередь, влияет на выбор скульптурного материала. От природных особенностей и способов обработки последнего во многом зависит техника изготовления скульптуры. Мягкие вещества (глина, воск, пластилин) служат для лепки. При этом наиболее употребительными инструментами служат проволочные кольца и стеки.

    Твердые материалы (различные породы камня, дерева) обрабатываются путем рубки (высекания) или резьбы, удаления ненужных частей материала и постепенного высвобождения как бы скрытой в нем объемной формы. В этом случае для обработки, например, каменного блока применяются молоток (киянка) и набор металлических инструментов: шпунт, скарпель, троянка. Для обработки дерева преимущественно используют фасонные стамески и сверла.

    Популярны у мастеров и материалы, способные переходить из жидкого состояния в твердое: различные металлы, гипс, бетон, пластмасса. Они служат для отливки произведений скульптуры при помощи специально изготовленных форм.

    Для воспроизведения скульптуры в металле прибегают также к гальванопластике. В нерасплавленном виде металл для скульптуры обрабатывается посредством ковки и чеканки.

    Для создания керамических скульптур употребляются особые сорта глины, которая обычно покрывается росписью или цветной глазурью и обжигается в специальных печах.

    Цвет в скульптуре встречается с давних пор: хорошо известна раскрашенная скульптура Античности, Средних веков, Возрождения, барокко. Скульпторы XIX–XX веков обычно довольствуются естественным цветом материала, прибегая в необходимых случаях лишь к его однотонной подкраске, тонировке.

    Источник: kristo74 / istockphoto.com

    Процесс создания скульптуры

    Процесс создания скульптурного произведения можно разделить на ряд этапов:

    Изготовление каркаса для крутой скульптуры или щита для рельефа (железные стержни, проволока, гвозди, дерево).

    Лепка эскиза и этюдов с натуры. Работа происходит на вращающемся станке или вертикально укрепленном щите в заданном размере. Превращение глиняной модели в гипсовую с помощью черной или кусковой формы.

    Перевод в твердый материал (камень или дерево) с использованием пунктировальной машины и соответствующей техники обработки или отливка из металла с последующей чеканкой.

    Патинировка, или подкраска, изваяния. Такой процесс не является строго обязательным для мастера. Известны произведения скульптуры, созданные из твердых материалов (мрамор, дерево) без предварительной лепки глиняного оригинала. Такая техника имеет название техники «прямой рубки» и требует исключительного мастерства.

    История развития скульптуры. Начало.

    Возникновение скульптуры относится к первобытной эпохе и непосредственно связано с трудовой деятельностью человека и его магическими верованиями. На палеолитических стоянках обнаружены разнообразные скульптурные изображения животных и женщин — прародительниц рода, к которым принадлежат и так называемые палеолитические Венеры.

    Еще шире круг неолитических скульптурных памятников. Это обычно круглая скульптура, небольших размеров, которая вырезалась из мягких пород камня, из кости и дерева. Рельефы исполнялись на каменных пластинах и стенах пещер. Скульптура часто служила средством украшения утвари, орудий труда и охоты, использовалась в качестве амулетов. Хотя для первобытной скульптуры типична упрощенность форм, она нередко отличается остротой жизненных наблюдений и яркой пластической выразительностью.

    Дальнейшее развитие скульптура получила в период разложения первобытно-общинного строя, в связи с ростом разделения труда и технологическим прогрессом; ярчайшие памятники этого этапа — скифские золотые рельефы и терракотовые головы культуры Нок, типологически многообразная деревянная резная скульптура океанийцев.

    В искусстве рабовладельческого общества скульптура выделилась как особый род деятельности, имеющий специфические задачи и своих мастеров. Скульптура древневосточных государств, которая служила выражению всеобъемлющей идеи деспотизма, увековечению строгой общественной иерархии, прославлению власти богов и царей, заключала в себе имеющее объективную общечеловеческую ценность влечение к значительному и совершенному .

    Значение слова «скульптура»

    СКУЛЬПТУ́РА, -ы, ж.

    1. Вид изобразительного искусства — создание объемных изображений (статуй, бюстов, барельефов и т. п.) путем лепки, высекания, резания или отливки; ваяние. Говоря о мраморе, следует помнить о дивном искусстве, оживляющем мертвый камень и сообщающем ему движение и чувство, — о скульптуре. Ферсман, Очерки по истории камня.

    2. Произведение этого вида искусства (из камня, дерева, металла и т. п.). Вдали, в северной дымке, угадываются стремительные линии конных скульптур на Аничковом мосту. Кетлинская, Дни нашей жизни. || собир. Совокупность таких произведений. Зал скульптуры Коненкова.

    Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

    • Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. В широком значении слова — искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и других предметов природы в осязательных, телесных их формах.

    Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором или ваятелем. Главную его задачу составляет передача человеческой фигуры в реальном или идеализированном виде, животные играют в его творчестве второстепенную роль, а прочие предметы являются лишь в значении придаточных или обрабатываются исключительно с орнаментальной целью.

    Слово скульптура, помимо самого вида искусства, обозначает также каждое отдельное его произведение.

СКУЛЬПТУ’РА, ы, ж. [латин. sculptura — резьба, ваяние]. 1. только ед. Искусство изготовления объемных или плоскостных выпуклых изображений (ста́туй, бюстов, барельефов и т. п.) путем лепки, резьбы или отливки из различных материалов (глины, воска, металлов, дерева, камня и т. п.). Произведения скульптуры. История скульптуры. Заниматься скульптурой. 2. только ед., собир. Совокупность произведений этого искусства. Зал скульптуры в музее. С. Антокольского. 3. Скульптурное произведение. На выставке, кроме картин, имеется несколько скульптур.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

скульпту́ра

1. только ед. искусство изготовления объёмных или плоскостных выпуклых изображений (ста́туй, бюстов, барельефов и т. п.) путём лепки, резьбы или отливки из различных материалов (глины, воска, металлов, дерева, камня и т. п.) ◆ Произведения скульптуры. ◆ История скульптуры. ◆ Статую эту, долженствовавшую представить молящегося ангела, он выписал из Москвы; но отрекомендованный ему комиссионер, сообразив, что в провинции знатоки скульптуры встречаются редко, вместо ангела прислал ему богиню Флору, много лет украшавшую один из заброшенных подмосковных садов екатерининского времени. Тургенев, «Конец Чертопханова», 1872 г.

2. только ед. собир. совокупность произведений этого искусства ◆ Зал скульптуры в музее. ◆ Скульптура Антокольского.

3. скульптурное произведение ◆ На выставке, кроме картин, имеется несколько скульптур.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания
  • ледяная скульптура
  • бронзовая скульптура
  • скульптура из мрамора
  • скульптура из камня

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: правдоискатель — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ссылка на основную публикацию