Культура Древнего Китая – особенности развития, основные достижения и традиции

Традиционная культура Китая – от древности до наших дней

Китай тысячи лет не допускал к своей территории иностранных гостей, что позволило создать здесь особую атмосферу, жизнь и идеологию, которая была характерна исключительно для китайцев.

Общая характеристика культуры Китая

В меру возможности современных технологий и развития культуры, многие европейцы и американцы считают, что культурное развитие китайцев отстает от современного мира. Все из-за того, что Китай долго оставался закрытым для других народов и изолированным государством.

Но, наверное, именно изоляция от мира и общего развития помогла сохранить здесь своеобразную культуру и поддерживать давние традиции в том виде, в котором они зарождались.

Чужестранцев не пускали сюда до 1949 года (кроме случаев, связанных с торговой сферой). После того, как допуск в страну получили другие страны, в Китае были запрещены некоторые традиции, решили вводить прогрессивные европейские виденья. Это внесло свой отпечаток на духовную культуру китайцев.

Только в 1980 гг. власти Китая начали осознавать, что такие действия далеко не положительно отражаются на развитии китайцев, внедренный прогресс мог вовсе погубить все культурное наследие и традиции, которые копились тысячами лет. С этого времени старые культурные традиции и идеологию начали опять пробуждать. Сегодня китайская культура – уникальное явление, в котором соединяются современный модерн и старые традиции.

Особенности китайской культуры

Если не говорить о каждой из сфер культуры, а характеризировать в общем, то получиться выделить такие особенности:

  • Для нее характерна неповторимость и самобытность. Она нацелена на реалистичное существование на Земле. Важным этапом их жизни является участие в традиционных ритуалах и обычаях.
  • Природа неразрывно связана с китайской религией. Практически все силы природы обожествляют. Природа также является «музой» для архитекторов, лириков, художников.
  • Китайцы, как в жизни, так и в науке не любят сложных конструкций, привыкли довольствоваться тем, что у них есть, проявлять эмоции по минимуму.
  • Они бережливы и предприимчивы в своих действиях.

Наибольшее влияние на формирование их своеобразного менталитета, письменности и культуры сыграла замкнутая политика.

Характерные черты и ценности культуры Китая

Китайская культура имеет свои ценности. Она формировалась под влиянием определенных религиозных, мифологических и философских знаний.

Самыми выраженными характерными чертами китайской культуры являются:

  • Представления о расположении Китая в космосе и на Земле являют собой понятие о том, что государство является центром мира, уникальной Поднебесной.
  • Особое внимание уделяется числовым символикам. Они используются практически во всех сферах культуры и традициях.
  • Четко прослеживается иерархия. Императора Китая почитают и уважают как «Сына Неба» и главного правителя. Он, по мнению китайцев, является своеобразным посланником между божественными существами и простыми людьми. Почитание императора проявляется в политической идеологии, археологии и даже живописи.
  • Доминирует и культ солнца в местной культуре.
  • Любые явления природы и все, что с ней связано, должно уважаться, ведь только от природы зависит мировая гармония.

Культура Древнего Китая

Древний Китай был страной, которая поразила своими изобретениями и их количеством. Уже тогда в Китае были одни из лучших астрономов в мире. Они умели определять дату солнечного и месячного затемнения. Они могли распознавать пятна на солнце и появление комет. Именно в Древнем мире китайцы стали изобретателями бумаги, компаса.

Еще в 3 тыс. до н.э. китайцы закладывают основы письменности и начинают пользоваться иероглифами. Особое внимание уделяется философским учениям. Одним из главных философов и ученых того времени стал Конфуций, который ввел конфуцианство – учение, главным заданием которого было достижение человеком совершенства и гармонии.

Особое внимание уделялось и образованию. Образованный человек до совершеннолетия должен постигнуть 6 главных наук: арифметику, музыку, вождение колесницы, письмо, стрельбу из лука, этикет. Дети должны в обязательном порядке знать и свою историю.

Уже в то время в Китае изготовляли одни из лучших шелковых тканей, начинали заниматься живописью, архитектурой, резьбой по дереву и камню.

Современная культура в Китае

Современная китайская культура и её особенности:

  • Архитектура. Для сооружений характерна симметрия с двух сторон – это признак гармонии, баланса и равновесия. Большие помещения обязательно имеют внутренние дворики и большую протяженность в ширину. Отделка стен и крыш у китайцев также особенная, что вносит свою изюминку и узнаваемость в архитектуре. По фен шую строения должны находиться задней частью к возвышенной местности и передней к водным объектам.
  • Картины китайских художников. Особое внимание уделяется живописи. И сегодня выполняются работы на шелковой ткани, бамбуковых пластинах. Практически каждая картина дополняется авторской надписью. В основном изображается природа или портреты. Для живописных рисунков также популярна тематика повседневной жизни китайцев, улицы городов и маленьких селений. И сегодня китайцы изображают мифических существ – демонов и драконов.
  • Настоящим искусством здесь считается и каллиграфия. Чтобы им овладеть, мало только изучить иероглифы и знать правильность их написания. Важно знать и скорость нанесения каждой линии, и силу надавливания кисти. Каллиграфия – не только искусство, это как способ медитации. В момент нанесения символов человек должен находиться в хорошем настроении, избавившись от плохих мыслей и суеты.
  • Фен-шуй – особая наука, познание которой помогает жить в уравновешенном и систематизированном мире. Чтобы изучить её, нужно познать правильное расположение предметов в своем доме, офисе. Дома строятся не только с учетом правил фен шуя, но и учитывая технику безопасности (например, здесь не редкость землетрясения).
  • Музыка китайцев может показаться не обычной. Вся причина в том, что у них не 7 обычных нот, а 5 или 13. Больше всего местные музыканты играют на струнных и смычково-струнных инструментах. Самый популярный – баньху, музыка которого сравнивается со скрипкой.
  • Виды китайской литературы в современном мире не особенно изменились. Из поэзии популярными так и остались любовная лирика, поэзия на религиозную и философскую тематику, стихи-притчи и пейзажная лирика. Менее популярной является литература о конфуцианстве и панегирики (слова поэзии, которые славят правителя и государство).
  • Особая часть китайской культуры – кулинария. Развиваться она начала в период неолита. Со временем блюда начали разделять в зависимости от того, кто их будет есть: простое население, император или приближенные к нему люди. Кухня здесь своеобразная, а для некоторых туристов покажется и странной, ведь они употребляют в пищу жуков, животных (в том числе собак и кошек). Всего на территории современного Китая 8 видов современной кухни, но есть еще и кухни китайских диаспор. Продукты, которые чаще всего используют для приготовления китайских блюд: рис, лапша, соя и блюда или специи из нее, овощи (пекинская капуста, бобовые, сельдерей, салат). Они очень любят экспериментировать со специями и соусами. Из мяса употребляют уток, куриц, свинину, говядину, морепродукты.

Культура Древнего Китая

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 833.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 833.

Культура Древнего Китая является не только одной из самых древних в истории человечества, но и одной из самых уникальных и самобытных. На протяжении пяти тысяч лет она развивалась по собственному пути, вдали от других цивилизаций. Результатом столь продолжительного непрерывного процесса стало богатое культурное наследие, которое представляет большую ценность для мировой культуры.

Развитие культуры Древнего Китая

Культура Древнего Китая имеет богатое прошлое, и началом ее становления считается III век до н. э. Для нее характерно богатство духовных ценностей, а также удивительная стойкость. Несмотря на бесконечные войны, мятежи и разрушения, эта цивилизация смогла сохранить свои идеалы и главные ценности.

Поскольку китайская цивилизация существовала в полной изоляции вплоть до середины I тыс. до н. э., ее культура приобрела ряд уникальных черт, которые впоследствии только укрепили свои позиции.

К особенностям культуры Древнего Китая следует отнести:

  • Прагматизм. Наибольшее значение имеют ценности реальной земной жизни.
  • Большая приверженность традициям.
  • Обожествление и поэтизация природы. Центральным божеством выступало Небо, в большом почете находились горы и воды, которым китайцы поклонялись с древнейших времен.

Рис. 1. Природа в искусстве Древнего Китая.

Поклонение силам природы нашло свое отражение в искусстве Древнего Китая. Так в стране возникло и нашло широкое распространение пейзажное направление в живописи, архитектуре, литературе. Только для китайской культуры характерно столь глубокое эстетическое проникновение в мир природы.

Письменность и литература

Письменность Древнего Китая можно смело назвать уникальной. В отличие от алфавитной системы, каждый знак – иероглиф – имеет собственное значение, и число иероглифов достигает несколько десятков тысяч. Кроме того, древнекитайская письменность является самой древней, за исключением наскальных рисунков.

которые читают вместе с этой

Первоначально тексты писались на деревянных дощечках тонкими бамбуковыми палочками. На смену им пришли мягкие кисти и шелковая ткань, а затем и бумага – важнейшее изобретение Древнего Китая. С этого момента письменность перешла на новый этап развития.

Художественная литература была в большом почете, и наибольшую ценность представляли исторические и философские труды. Настоящей сокровищницей древнекитайской поэзии стал сборник «Шицзин», включающий 305 поэтических произведений.

Архитектура и живопись

Отличительной особенностью архитектуры в Древнем Китае является сложность строений. В то время как многие древние народы возводили бесхитростные одноэтажные строения, китайцы уже в I тыс. до н. э. умели строить двух- и трехэтажные здания, требующие определенных математических знаний. Крыши покрывали черепицей. Каждое строение украшалось деревянными и металлическими дощечками с символами процветания, здоровья и богатства.

Многие древние архитектурные строения имели общую черту – приподнятые уголки крыши, благодаря чему кровля визуально выглядела прогнутой вниз.

Большое внимание в Древнем Китае уделялось строительству монастырей, тщательно вырубленных в скалах, и многоярусных башен – пагод. Самой знаменитой является семиэтажная пагода Диких гусей, высота которой достигает 60 метров.

Вся живопись Древнего Китая, равно как и другие виды искусства, пронизана восхищением красотой природы и гармонией Вселенной, она наполнена созерцанием и символизмом.

В китайской живописи большой популярностью пользовались жанры «цветы-птицы», «люди», «горы-воды», которые на протяжении многих лет не теряли своей актуальности. Каждый изображенный предмет нес в себе определенный смысл. Например, сосна символизировала долголетие, бамбук – стойкость, а аист – одиночество.

Что мы узнали?

При изучении темы «Культура Древнего Китая» мы узнали, какие факторы повлияли на развитие самобытной и уникальной древнекитайской культуры. Узнав кратко о культуре Древнего Китая, мы определили характерные черты архитектуры, письменности, живописи, литературы.

Особенности культуры Древнего Китая

Общая характеристика культуры Древнего Китая

На сегодняшний день территория современного Китая часто называется европейцами «Поднебесной». В то же время сами китайцы, когда называли себя народом «хань», говорили об этом, обозначая всю земную твердь. И для того, чтобы правильно воспринимать культуру древнего Китая, это очень важный факт.

Большинство культур Запада быстро шагнули от тотемизма и фетишизма к антропоморфным образам явлений природы – одним из классических примеров этого являлись боги Древней Греции и Египта, которые в некотором роде олицетворяли весь мир.

Китай же, в свою очередь, выбрал для себя иной путь – китайцы были практичны и рациональны в своих верованиях и не впадали в мистицизм. Они не толковали с мифологической точки зрения восход и закат солнца, засуху, дожди и другие явления природы. Особо важные случаи они объяснили при помощи разнообразных духов, о которых позже позабыли. В основном их подход к пониманию мира строился на рационализме и практичности.

Религия и наука Древнего Китая

Стремительное развитие науки пыталось объяснить все то, что оставалось необъясненным. Китайцы изобрели письменность для того, чтобы не забыть информацию, и это умение быстро прошло путь от заостренных палочек и дощечек к бумаге и чернилам.

Как только появлялась какая-то проблема, требующая практического решения, китайские ученые начинали искать способ, как ее решить. К примеру, развитие математики было ускорено в тот момент, когда появилась необходимость в подсчете налогов и контроле количества проживающих в селениях. Когда возникла необходимость следить за временем, годовым и месячным циклом, эволюционировала астрология. Когда территория государства стала слишком большой, появилась география, т.к. была необходимость в том, чтобы подобрать наилучшие места для жизни, а также контролировать сбор податей.

При этом религия никуда не исчезала, однако она не имела в китайской культуре такого большого значения, как в культуре Западной Европы, несмотря на то, что в ней оставался некий мистический пласт, основанный на культе земли в Китае.

Наибольший интерес у древних китайцев вызвали мифы и истории о реально существовавших людях, которым приписывали значимые победы и подвиги. Религия древнего Китая делала акцент на том, чтобы показывать реальных людей, их действия и поведение, а не изображение непонятных и необъяснимых человеческой логикой существ или явлений. Это можно объяснить тем, что для китайцев было интереснее изучать деяния мудрецов и смелых правителей, преодолевающих трудности, а не внимать легендам о злых, коварных и раздражительных богах, которые порой могли быть совершенно невыносимыми. Именно благодаря такому акценту на человека религия Китая стала тем, чем она является. Изначально возникло конфуцианство, которое основывалось на гуманизме, традициях древности, понимании собственного жизненного долга. Затем появилось Дао, которое отличалось от конфуцианства, однако предлагало человеку самому искать свой путь.

Даосизм и конфуцианство подготовили благодатную почву для буддизма, который появился намного позднее.

Главная особенность культуры Древнего Китая

Самое важное, что следует отметить, говоря о китайской культуре, заключается в том, что прагматичное отношение китайцев к мифологии нашло свое отражение в их отношении к собственной жизни. Вне зависимости от того, был ли китаец знатным вельможей или простым крестьянином, все они были заняты своими делами, старались концентрироваться на повседневных задачах и не думали при этом о воле богов, т.к. на это не было времени. Тем не менее, они были склонны думать о собственном отношении к жизни, о проблемах, о том, как сделать жизнь интереснее и легче. Таким образом, можно сказать, что именно этим объясняется тот факт, что несмотря на верования, включавшие культ земли, в основе культуры древнего Китая лежала сосредоточенность на личности человека.

Культура Древнего Китая

Культура Древнего Китая берет свое начало в глубине веков. Китайские надписи, сделанные в глубокой древности помогают увидеть более четкую картину возникновения иероглифической письменности Китая, его культуры и обычаев.

Благодаря дошедшим до нашего времени источникам, в большинстве своем — произведения литературной классики древнего Китая, мы можем наблюдать процесс зарождения и дальнейшего становления религии, философии и появление первых древнейших социально-политических систем. Процесс этот наблюдается в продолжение тысячелетия.

История Культуры Китая

Религии Древнего Китая , как и у многих народов того времени, зарождались с фетишизма, древних форм культа предков, культа природы, тотемизма и была неразрывна с магией. Достаточно широко был распространен культ земли и гор. Он относился к рельефу местности и к хозяйственному быту времен, когда предки современных китайцев вели кочевую жизнь и постоянно передвигались от одного ландшафта к другому, лето проводили в горных местностях, а зимой находились в степях.

Длительный период времени в Китае просуществовала форма гаданий, связанная с землей (геомантия). Китайцы также наделяли божественной силой и властью луну, солнце, звезды и планеты, деревья и реки. Обожествляли они и предков, культ этот сохранялся достаточно длительное время.

По мнению Мао Цзэ-дуна, существует четыре вида власти — политическая власть, власть рода, религиозная власть и власть мужа (у женщин) — вместе они являются отражением феодально-патриархальной идеологии и самыми страшными узами, которые опутывают китайский народ, особенно крестьянство.

Религиозные верования древности просуществовали в продолжение рабовладельческого и феодального этапа развития и отчасти сохранились до недавнего времени.

Различные верования в Китае начали оформляться еще в древности. Наибольшую значимость имела религиозно-философская идеология оформившаяся в VI—V вв. до н. э. и позже, послужившая основой для более поздних религий. В культуре Китая значимость имели философские воззрения Конфуция, в основе которых были древние школы писцов и гадателей.

Также распространена была и идеология Лао-цзы, от конфуцианства она отличалась ярко обозначенным умозрительным характером. Позже философская система Лао-цзы послужила основой для даосизма. Дао — путь или основа мира. Даосская религия окутала образ Лао-цзы туманом легенд и различных сказаний. Философия Лао-цзы в некоторых моментах была прогрессивней конфуцианства.

Куда больший интерес вызывает стихийно-материалистическая философия, появившаяся в I в. н. э. Представителем этой философии являлся Ван Чуна, утверждавший: «небо есть тело, подобное земле» , выступив против традиционных религиозно — философских взглядов общества того времени.

Однако позже она получила развитие в философских трудах III—V вв., указывавших на зыбкость духа. Но дальнейшего распространения она не получила из-за классовой рабовладельческой идеологии, связанной с древней религией, господствовавшей в стране.

Древняя китайская культура развивалась медленно, на это указывает тот факт, что в продолжение тысячелетий просуществовала древней и очень сложная система иероглифической письменности — китайская грамота, превратившая мудрость древних в монополию жрецов и аристократического общества . Даосская религия и Конфуцианство оставили след во всей китайской культуре и оставили неизменными многие разновидности древнего культа в продолжение тысячелетий.

Потребности жизни повлекли появление зачатков целого спектра наук. Значительно развивалась математика,а в особенности геометрия. Необходимость в подсчёте времени и в составлении календаря стала причиной зарождения древней астрономии. Началом астрономических наблюдений является период Шан-Инь.

Астрономы Древнего Китая научились наблюдать за движение светил, вычислять и даже предсказывать лунные и солнечные затмения, появление комет. Созвездия Полярной звезды, были распределены астрономами по лунным домам и таким образом была создана карта звёздного неба. Наблюдая за положением созвездий, с помощью водяных часов, астрономы Китая могли вычислить время.

Благодаря наблюдениям астрономов была создана календарная система, которая просуществовала без изменения в продолжение длительного периода времени. Лунный календарь основывался на лунном летосчисление. Необходимость в расширении государства и административном делении страны вызвала появление географии. В период правления Чжоу чиновники уже составляли отчёты состояния отдельных регионов, в частности их волновало больше доходность земель и взимание налогов. Подобный отчёт стал одной из глав книги Шу-цзина.

В главе, составленной примерно в VIII в. до н. э., содержится географическое описание Китая, поделенного на 9 областей. Здесь описаны реки, горы, земли и налоги с каждой области. Подобное, но уже более позднее описание содержится в книге, написанной Чжоу-ли.

Развитие земледелия привело к накоплению и систематизации агрономических знаний и наблюдений. В ханьский период они оформились в агрономические трактаты. Эти трактаты сохранили древние теории земледелия, хозяйства, чередования посевов, системы грядковых культур, применения удобрений.

Более существенные сдвиги в в социально-политическом, духовном и экономическом развитии Китая начали происходить с середины I тыс. до н.э. — период наступления железного века и значительных изменений в земледелии, ремеслах и торговле. В период «воюющих царств» начинают стремительно развиваться ткацкие, столярные, лаковые, керамические, ювелирные ремесла.

Значимость приобрела международная торговля — ее расцвет объясняется открытием шелкового пути, берущего свое начало от ханьской столицы Чанани, далее проходящего через Азию и на римский Восток. Главным предметом китайского экспорта был шелк, отсюда и название.

Помимо шелка по пути экспортировали железо, драгоценные металлы, никель, прочие ремесленные изделия. В Китай же ввозили драгоценные камни, благовония, пряности. Эта эпоха создания мощных крепостных стен, ограждающих царства от кочевых народов и друг от друга. В более позднее время они станут частью Великой Китайской стены, которую построят в период империи Цинь, – сооружения протяженностью в 4 000 километров.

Были успешные достижения и в медицине Древнего Китая . Традиционная медицина Китая представляла человека как микрокосмос, отражающий гармонию космических ритмов и сил: женского и мужского начала(инь и ян), пяти стихий и жизненной энергии – ци.

Художественная культура Древнего Китая основывалась на духовных ценностях даосизма и конфуцианства. Единение с природой, устремление к духовному совершенству, нахождение гармонии в каждом природном явлении – сформировали неповторимое эстетическое сознание. Идея гармонии человека и природы наблюдается во всем китайском искусстве, начиная с каллиграфии и кончая живописью , которая является наивысшим достижением искусства Древнего Китая, а особенно живопись на свитках.

Даже китайская письменность (иероглифы) объединяла в себе этику и эстетику: по своеобразному написанию иероглифов можно понять состояние души их автора. Стилизованным формам письменности(каллиграфические надписи) в китайской культуре придавалось магическое значение. Они находились в каждом жилище. Иероглиф — идеальная модель художественного произведения, сочетающая в себе строгость и простоту формы с символичностью и глубиной содержания.

Несмотря на значительные достижения Китая в сфере естественных и точных наук, научно-технические знания считались опасными и отвлекающими от совершенствования духа. Человеку намного важнее были нравственно-эстетические достижения. Знания, опосредованные культурой, ее системой ценностей, традициями помогают человеку стать лучше и достичь гармоничных отношений с людьми. Культура Древнего Китая – это самобытность людей, из поколения в поколение, формирующая различные формы искусства и национальные особенности, присущие только жителям Поднебесной. Все древнекитайское искусство буквально дышит мудрыми поучениями и глубоким смыслом.

Древний Китай: его история, религия, культура

Содержание:

Компас, порох, пельмени, бумага (в том числе туалетная бумага и бумажные деньги), шелк и многие другие вещи из нашего быта, что их объединяет? Как несложно догадаться все они пришли к нам из древнего Китая. Китайская культура и цивилизация принесла человечеству великое множество полезнейших изобретений, открытий. Причем не только в сфере материальной, но и духовной, ведь учения великих китайских философов и мудрецов, таких как Кун-Дзы (более известный как Конфуций) и Лао-Цзы остаются актуальными во все времена и эпохи. Какова были история древнего Китая, его культура и религия, обо всем этом читайте в нашей статье.

История

Возникновение цивилизации древнего Китая приходится на вторую половину І тысячелетия до н. е. В те далекие времена Китай представлял собой древнее феодальное государство, которое именовалось Чжоу (по имени правящей династии). Затем государство Чжоу в результате смут распалось на несколько мелких царств и княжеств, которые непрерывно боролись друг с другом за власть, территории и влияние. Сами китайцы этот древний период своей истории называют Чжаньго – эпохой Борющихся царств. Постепенно выделилось семь основных царств, которые поглотили все остальные: Цинь, Чу, Вей, Чжао, Хань, Ци и Янь.

Несмотря на политическую раздробленность, китайская культура и цивилизация активно развивалась, появлялись новые города, расцветали ремесла и сельское хозяйство, а железо пришло на смену бронзе. Именно этот период можно смело назвать также золотым веком китайской философии, так как именно в то время жили знаменитые китайские мудрецы Лао-Цзы и Конфуций, на которых мы остановимся детальнее чуть позже, а также их многочисленные ученики и последователи (например, Чжуан-Цзы) которые также обогатили мировую сокровищницу мудрости своими мыслями и трудами.

Опять-таки, несмотря на то, что китайская цивилизация состояла в тот период из семи раздробленных царств, они имели общую сущность, один язык, одну традицию, историю, религию. И вскоре одному из сильнейших царств – Цинь под управлением сурового и воинственного императора Цинь Шихуанди удалось завоевать все остальные царства, вновь объединить древний Китай под знаменем единого государства.

Правда династия Цинь правила объединенным Китаем всего лишь 11 лет, зато это десятилетие было одним из величайших в китайской истории. Реформы, проводимые императором, затронули все стороны китайской жизни. Что же это были за такие реформы древнего Китая, что так повлияли на жизнь китайцев?

Первая из них была земельная реформа, которая нанесла сокрушительный удар по общинному землевладению, впервые земли стали свободно покупаться и продаваться. Второй была административная реформа, которая всю китайскую территорию разделила на административные центры, они же уезды (сян), во главе каждого такого уезда состоял государственный чиновник, который своей головой отвечал перед императором за порядок на своей территории. Третьей важной реформой была налоговая реформа, если раньше китайцы платили земельный налог – десятину от урожая, то теперь плата взималась в зависимости от обрабатываемой земли, что дало государству ежегодный постоянный доход в не зависимости от неурожая, засухи и т. д. Все риски связанные с неурожаями ложились теперь на плечи земледельцев.

И без сомнений важнейшей в те неспокойные времена была военная реформа, которая впрочем, предшествовала объединению Китая: сперва циньское, а потом и общее китайское войско было перевооружено и реорганизовано, в него были включены конница, бронзовое оружие заменялось железным, длинная верховая одежда воинов была заменена короткой и более удобной (как у кочевников). Солдаты были разделены на пятерки и десятки, связанные друг с другом системой круговой поруки, те кто не проявлял должного мужества подвергались суровому наказанию.

Примерно так выглядели древнекитайские воины, терракотовая армия Цинь Шихуанди.

Собственно эти меры реформатора Цинь Шихауанди помогли сделать циньскую армию одной из самых боеспособных в древнем Китае, победить другие царства, объединить Китай и превратить его в сильнейшее государство на Востоке.

На смену династии Цинь пришла новая династия Хань, которая укрепила дело своих предшественников, расширила китайские территории, распространила китайское влияние на соседние народы, от пустыни Гоби на севере, до гор Памира на западе.

Карта древнего Китая в эпоху Цинь и Хань.

Время правление династия Цинь и Хань – период наибольшего расцвета древнекитайской цивилизации и культуры. Сама династия Хань просуществовала до II века до н. е. и также распалась в результате очередных смут, эпоха китайского могущества вновь сменилась эпохой упадка, на смену которой вновь приходили периоды взлета. После падения Хань в Китае наступила эпоха троецарствия, затем к власти пришла династия Цзинь, затем династия Суй и еще так много раз одни императорские китайские династии сменяли другие, но все они так и не смогли достичь того уровня величия, который был при древних династиях Цинь и Хань. Тем не менее, Китай всегда переживал самые страшные кризисы и смуты истории, словно птица Феникс, возрождаясь из пепла. Да и в наше время мы наблюдаем очередной взлет китайской цивилизации, ведь даже эту статью Вы наверняка читаете на компьютере или телефоне или планшете, многие детали которого (если не все) сделаны, конечно же в Китае.

Культура

Китайская культура необычайно богата и многогранна, она во многом обогатила общемировую культуру. И наибольший вклад здесь на наш взгляд это изобретение китайцами бумаги, которое в свою очередь активно повлияло на развитие письменности. В те времена, когда предки многих европейских народов еще жили в полуземлянках и о письменности даже помыслить не могли, китайцы уже создавали обширные библиотеки с трудами своих ученых мужей.

Технология письменности древнего Китая также прошла немалую эволюцию и появилась еще до изобретения бумаги, сначала китайцы писали на бамбуке, для этого стволы бамбука расщеплялись на тонкие дощечки и на них черной тушью наносились иероглифы сверху вниз. Потом их скрепляли кожаными ремешками по верхнему и нижнему краю, и получалась бамбуковое полотнище, которое можно было легко свернуть в рулон. Такой была древнекитайская книга. Появление же бумаги позволило значительно удешевить книжное производство, а сами книги сделать доступными для многих. Хотя, разумеется, обычные китайские крестьяне в те времена так и оставались неграмотными, зато для государственных чиновников и тем более аристократов грамотность, а также владение искусством письма, каллиграфией было обязательным требованием.

Деньги в древнем Китае, также как и в других цивилизациях, сперва были в виде металлических монет, правда, в разных царствах эти монеты могли иметь разную форму. Тем не менее, со временем именно китайцы первыми, правда, уже в более позднюю эпоху стали использовать бумажные деньги.

О высоком уровне развития ремесел в древнем Китае мы знаем из трудов китайских же писателей тех времен, так они рассказывают нам о древнекитайских ремесленниках самых разных специальностей: литейщиках, плотниках, мастерах ювелирного дела, оружейниках, ткачах, специалистах по керамике, строителях дамб и плотин. Причем каждая китайская область славилась своими искусными мастерами.

Активно в древнем Китае развивалось кораблестроение, о чем свидетельствует хорошо сохранившаяся модель 16 весельной лодки, джонки, которую обнаружили археологи.

Так выглядит древнекитайская джонка.

И да, древние китайцы были хорошими мореплавателями и в этом деле они могли б даже потягаться с европейскими викингами. Порой китайцы, также как и европейцы предпринимали настоящие морские экспедиции, наиболее грандиозной из которых является плавание китайского адмирала Чжэн Хэ, именно он первым из китайцев доплыл до берегов восточной Африки и побывал на аравийском полуострове. Для ориентации в морских путешествиях китайцам помогал компас, изобретенный ими же.

Философия

Философия древнего Китая стоит на двух столпах: даосизме и конфуцианстве, в основе которых стоят два великих Учителя: Лао-Цзы и Конфуций. Эти два направления китайской философии гармонично дополняют друг друга. Если конфуцианство определяет нравственную, этическую сторону общественной жизни китайцев (отношение с другими людьми, почтение к родителям, служение обществу, надлежащее воспитание детей, благородство духа), то даосизм представляет собой скорее религиозно-философское учение о том, как достичь внутреннего совершенства и гармонии с внешним миром и одновременно с самим собой.

Не делай другим людям, того, чего не хочешь, чтобы они делали тебе. – Конфуций.

Допуская злобу Великую — обретаешь избыток злобы. Успокаиваешься — творя благо. Лао-Цзы.

Эти строки двух великих китайских мудрецов на наш взгляд отлично передают суть философии древнего Китая ее мудрость для тех, у кого есть уши (иными словами это кратко самое главное из нее).

Религия

Древнекитайская религия во многом связана с китайской философией, ее нравственная составляющая идет из конфуцианства, мистическая из даосизма, и также многое заимствовано из буддизма, мировой религии, которая в V веке до н. е. появилась в соседней Индии.

Буддийский миссионер и монах Бодхидхарма (он же основатель легендарного монастыря Шао-Линь) по легенде первым принес буддийское учение на территорию Китая, где оно попало на благоприятную почву и расцвело пышным цветом, во многом приобретя китайский колорит от синтеза с даосизмом и конфуцианством. С тех пор буддизм стал третьей неотъемлемой составляющей религии Китая.

Буддизм также очень хорошо повлиял и на развитие образования в древнем Китае (буддийским монахом мог стать и простолюдин, а будучи монахом уже нужно было учиться грамотности и письму). Многие буддийские монастыри одновременно ставали и настоящими научно-культурными центрами того времени, где ученые монахи занимались переписыванием буддийских сутр (создавая при этом обширные библиотеки), обучали грамоте людей, делились с ними своими познаниями и даже открывали буддийские университеты.

Буддийский монастырь Шао-Линь, и именно отсюда берут свое начало восточные единоборства.

Многие китайские императоры покровительствовали буддизму, внося щедрые пожертвования монастырям. В какой-то момент древний Китай стал настоящим оплотом буддийской религии, и уже оттуда буддийские миссионеры разнесли светоч учения Будды в соседние страны: Корею, Монголию, Японию.

Искусство

Религия древнего Китая, в особенности буддизм, во многом повлияла и на его искусство, так как многие произведения искусства, фрески, скульптуры были созданы именно буддийскими монахами. Но помимо этого в Китае сформировался особый и своеобразный стиль живописи, в котором большое внимание уделяется пейзажам, описанию красоты природы.

Как, например эта картина китайского художника Ляо Сонгтана, написанная в исконно китайском стиле.

Архитектура

Многие старинные китайские постройки, созданные талантливыми архитекторами прошлого, и по сей день вызывают наше восхищение. Особенно поражают воображение роскошные дворцы китайских императоров, которые, прежде всего, должны были акцентировать внимание на высоком положении императора. В их стилистике в обязательном порядке присутствует величие и пышность.

Дворец китайского императора, Запретный город, Пекин.

Дворцы китайских императоров состояли из двух секций: парадной или официальной, и повседневной или жилой, где проходила частная жизнь императора и его семьи

Буддийская архитектура в Китае представлена многочисленными прекрасными пагодами и храмами, построенными с китайской пышностью и величием.

Интересные факты

  • Древний Китай – родина футбола, так считают китайские историки, поскольку эта игра в мяч упоминается еще в древних китайских хрониках, которые относятся к 1000 году до н. е.
  • Именно китайцы были одними из первых изобретателей календаря, так примерно в 2000 году до н. е. они стали использовать лунный календарь, в основном для сельскохозяйственных работ.
  • Издревле китайцы почитают птиц, причем наибольшем уважением пользуются феникс, журавль и утка. Феникс олицетворяет императорскую власть и силу. Журавль символизирует долголетие, а утка – семейное счастье.
  • У древних китайцев было законным многоженство, но разумеется при условии, что муж достаточно богат, чтобы содержать нескольких жен. Что же касается китайских императоров, то порой в их гаремах были тысячи наложниц.
  • Китайцы верили, что во время занятий каллиграфией происходит совершенствование души человека.
  • Великая Китайская стена, грандиозный памятник китайского строительства входит в книгу рекордов Гиннеса по множеству параметров: это единственное строение на земле, которое видно из космоса, ее строили 2000 лет – с 300 года до н. е. до 1644 года, и при ее постройке погибло больше людей, чем где-либо еще.

Видео

И в заключение интересный документальный фильм про древний Китай.

Главные особенности культуры Древнего Китая

Исследователи, специализирующиеся на культуре Древнего Китая, отмечают, что она возникла 5 тыс. лет назад в восточной части Азии и считается одной из самых древних в мире. Именно на территории Поднебесной появились такие религии, как даосизм и конфуцианство. В каждом регионе и провинции сложились свои обычаи и традиции, оказавшие влияние на возникновение философских школ, литературных течений и архитектурных стилей.

  1. Общая характеристика высоких искусств
  2. Религиозные течения
  3. Литературный канон
  4. Развитие живописи и каллиграфии
  5. Скульптура, архитектура и прикладные искусства
  6. Музыка и театр

Общая характеристика высоких искусств

Ключевой особенностью культуры этой страны стало её разнообразие. Она подарила миру певучий язык со множеством диалектов, музыку, танцы, правила этикета, специфическую кухню, гениальные литературные произведения. Считается, что искусство Древнего Китая зародилось во времена правления императора Хуан-ди, который был одним из основоположников даосизма. Особенностью культуры этой страны стала её поразительная способность ассимилировать посторонние веяния для укрепления своего влияния на регион.

Религиозные течения

В первых сказаниях метафорически пересказывается история древней цивилизации. Бог Паньгу сотворил небесный свод и земную твердь, а богиня Нюйва населила землю людьми. Согласно поверьям, боги рассказали человечеству о свойствах лекарственных трав и подарили иероглифическую письменность.

Буддизм оказал значительное влияние на китайскую культуру. Религиозные мотивы присутствуют в литературе, философии, медицине, правилах политического этикета. Нашли они своё отражение и в предметах материальной культуры (скульптуре, живописи, керамике).

Изначально китайская религия была нацелена на почитание высшего божества Шан-Ди во время правления династий Ся (2070−1600 д. н. э.) и Шан (1600−1046 д. н. э.), когда правители и прорицатели выполняли функции жрецов. В эпоху династии Чжоу (1050−771 д. н. э.) появились новые верования. Стали почитать небеса, появилась вера в существование духовного мира и зла, которое необходимо изгнать. Если кратко, это время характеризуется формированием фольклора, ритуалов предсказаний и богатой мифологии, элементы которой присутствуют в культуре и поныне.

Появившись в IV веке до нашей эры, даосизм стал религиозной и философской традицией, которая основывается на идее жизни в гармонии с Дао (кит. «путь»). Эта религия оказала значительное влияние на мировую культуру. Дао является источником и смыслом всего существующего. В отличие от конфуцианства, даосизм отходит от строгих ритуалов и идеи социального порядка. Для этики даосизма, в основу которого легли идеи Лао-цзы, главное правило жизни заключается в принципе «у-вэй», или «недеяния».

Если даосы говорили о необходимости спонтанности и сострадания, принципы конфуцианства легли в основу системы управления в Императорском Китае. Развитие конфуцианства связывают с появлением Тысячи школ мысли и наследием философа Конфуция (551−479 гг. д. н. э.). Для конфуцианства было важно следование традиции и соблюдение добродетели, а гармония в семье и послушание правителям были залогом соблюдения законов в обществе.

Чтобы вступить в ряды китайских чиновников, юношам необходимо было сдавать экзамен на знание главных конфуцианских текстов. В 1828 году был издан роман Ли Жучжэня «Цветы в зеркале», где высказывалась идея о том, что к сдаче экзаменов должны допускаться все желающие. В 1853 году экзамены кэцзюй впервые в истории разрешили сдавать женщинам.

Литературный канон

Писатели и поэты Поднебесной внесли значительный вклад в сокровищницу мировых шедевров. Помимо богатой поэтической традиции, здесь сформировался канон текстов, которые должен был прочитать каждый образованный китаец. В него входили 4 классических романа:

  1. «Путешествие на Запад» (прибл. 1590) У Чэнъэня — фантастическая история о путешествии царя обезьян Сунь Укуна, буддистского монаха и их спутников в Индию за древними сутрами;
  2. «Речные заводи» Ши Найан я (XIV в.) — истории о героических воинах, которые вынуждены противостоять сильным мира сего и оказываются вне закона;
  3. «Сон в красном тереме» Цао Сюэ Цинь (1763−1791) — история трагической любви на фоне грандиозных исторических потрясений;
  4. «Троецарствие» Лоу Гуань Чжун (XIV в.) — роман о борьбе за справедливость и преданности идеалам, действие которого разворачивается в смутную эпоху междоусобных войн.

Многие персонажи литературы Китая, к примеру, Царь обезьян, стали популярны на Западе из-за многочисленных экранизаций. Одним из самых почитаемых легендарных героев страны считается Гуань Юй из «Троецарствия», который стал символом храброго воина.

Ни один доклад о поэтической традиции Поднебесной не обойдётся без упоминания мастеров слова, которые придумали новые стихотворные формы. Первые стихи, дошедшие до наших дней, датируются XI—VI вв. до н. э. Поэзию принято разделять на три основных периода:

  1. Ранний (появление антологий Ши-Цзин и Чу цы, в которые вошли народные песни и лирические стихотворения Цюй Юаня и Сун Юя).
  2. Классический (его самыми известными представителями стали Ли Бо, Ду Фу, Ли Хоучжу, Су Ши).
  3. Современный (поэты-романтики Сюй Чжи-мо, Го Можо и Вэнь Идо; поэты «Туманной школы» Шу Тин, Бэй Дао, Ян Лянь, Хай Цзы).

Основателем современной литературы в Китае считается писатель Лу Синь. Одним из выдающихся достижений страны стало то, что её писатели дважды становились лауреатами Нобелевской премии. В 2000 году её получил Гао Синцзянь, а в 2012 — Мо Янь.

Развитие живописи и каллиграфии

Национальная манера живописи получила название «гохуа». При дворе этим искусством занимались не живописцы, как в европейских странах, а представители высших классов общества — аристократы и чиновники. Картины больше напоминали свитки, ими украшали стены комнат.

Изначально для создания художественных произведений использовали краску чёрного цвета и шерстяные кисточки. Живописцы создавали лирические пейзажи, детально прорисовывая все элементы на бумаге или шёлковой ткани и сопровождая их стихотворными строчками. В истории этого вида искусства выделяют несколько этапов:

  • ранние художники рисовали «шаньшуй» (горы и воду), чтобы передать благоговение, которое охватывает каждого, кто созерцает прекрасные пейзажи;
  • в эпоху династии Сун появилась новая техника, позволяющая изображать предметы, которые находятся на расстоянии, слегка размытыми, тем самым придавая картинам глубину;
  • живопись династии Мин (1368 — 1644) отличалась большой детализацией, картины художников школы У Син рассказывали целые истории, повествуя о средневековой жизни при дворе, народных праздниках, изображая необычные природные явления с помощью ярких цветов;
  • в ХХ веке художники открыли для себя соцреализм и стали изображать сцены из жизни простого народа и вождей.

Каллиграфию китайцы ставили выше живописи, поэтому зачастую картины становились простым фоном для изящно написанного стихотворения. Первые иероглифы датируются эпохой династии Шан (XVI−XI вв. д. н. э.). Чтобы написать простое сообщение, аристократы при дворе использовали Четыре сокровища кабинета, или четыре инструмента для письма. Правильный выбор бумаги, кисти, палочки и чернильного камня позволял каллиграфу достигнуть вершин этого искусства. Каллиграфия подарила Поднебесной настоящих мастеров, которые создали собственные манеры письма.

Скульптура, архитектура и прикладные искусства

В Китае сложилась собственная культурная традиция в сфере скульптуры. Первые скульптурные изображения использовались для украшения мест погребений. В период династии Хан стали создавать барельефы, а при правителях Шань мастера научились делать статуэтки для захоронений. Эпоха Воюющих царств ознаменовалась появлением первых больших скульптур, самыми известными из которых стали памятники у гробницы генерала Хо Цюбина. С 366 года на территории страны стали появляться каменные изваяния Будды, а в 1038 был построен грандиозный монастырь Сяхуаянь с цветными изваяниями.

В эпоху династии Тан другие страны региона стали обращать внимание на архитектурные проекты Поднебесной, копируя их внешний вид. Традиционные здания были одно-, двух- и трёхэтажными. Архитекторы создавали уютные внутренние дворики и галереи, по которым можно было переходить из одного здания в другое. Конструкции возводились из дерева. Крыши с поднятыми уголками украшали храмы, дворцы и особняки богатых сановников.

Одним из самых узнаваемых артефактов культуры страны стал знаменитый китайский фарфор, который начали изготавливать во времена правления монгольской династии Юань (1271—1368). Своего расцвета это искусство достигло при династии Мин, когда стала применяться методика синей росписи, а сами фарфоровые изделия начали покрывать глазурью.

В XVI веке португальские и голландские купцы привезли этот фарфор в Европу, где его стали коллекционировать императоры и представители высших слоёв общества.

Музыка и театр

Песни и оды легли в основу первых литературных произведений. Знаменитая антология «Ши-цзин» была сборником песен, исполняемых музыкантами из народа. Первые исполнители использовали инструменты из дерева и бамбука. В классической гамме было 5 тонов, но в более сложных произведениях также использовались гаммы из 7 и 12 тонов.

В эпоху Тан зародился классический театр сицюй, соединяющий в себе элементы танца, пения и театра. Кульминацией этого театрального искусства стало появление Пекинской оперы цзинцзюй, возникшей в конце XVIII века. Представление на сцене сочетало в себе пантомиму, акробатику, танцы и исполнение оперных арий. В 2010 году в ЮНЕСКО признали этот оперный жанр частью всемирного наследия.

Культура Китая, история которой исчисляется тысячелетиями, по сей день не теряет своей уникальности и глубины, а произведения искусства находят отклик в душах людей во всём мире.

Культура Древнего Китая: вечные ценности

Древний Китай имел не только весьма развитую для своего времени экономику, армию и политическую и общественную системы, но и культуру. Еще до начала нашей эры китайцы обладали столь обширными и надежными научными и философскими знаниями и богатым искусством, что многие находки того времени с успехом используются до сих пор. Хотя иногда отсчет истории китайской культуры ведется от III века до н.э., для этого есть только формальное основание (унификация культуры после возникновения первой империи Цинь). Многие важные культурные открытия были сделаны в Китае много раньше.

Особенности мировоззрения древних китайцев

Характерной особенность мировоззрения древних китайцев была прагматичность, построение всех ценностных систем с опорой на человеческое, а не на божественное. Хотя в Древнем Китае имелись религиозные верования, они оказывали на жизнь населения куда меньшее влияние, чем правила и традиции общества.

Китайцы в древности были язычниками, обожествлявшими силы природы. Основным был культ Неба, важное значение имело и почитание Земли. Вера в различных духов и богов низшего ранга давала объяснение непонятным природным явлениям. Однако в практических делах и в повседневной жизни китайцы уделяли религии довольно мало времени и не слишком рассчитывали на божественное заступничество в случае каких-то проблем.

В случае потребности в «высшем» вмешательстве китаец обычно обращался с молитвой не к богам, а к собственным предкам, реальным или вымышленным основателям своего рода – то есть фактически к людям. Возникший предположительно еще в эпоху Шан-Ин (то есть во II тыс. до н.э.) культ предков объясняет до сих пор принятые в Китае повышенное уважение к старшим родственникам и строгое соблюдение семейных традиций.

Общественную же мораль и идейные основы общественного устройства в Древнем Китае формировала не религия, а философия. Образцами и авторитетами становились не жрецы, а светские наставники и мудрецы. Предлагаемые ими правила поведения создавались для того, чтобы наилучшим образом устроить жизнь человека на земле (в представлениях того времени) и помочь личности заслужить уважение окружающих, а не ради угождения богам.

Учения Конфуция, Лао-Цзы, Мо-Цзы и других китайских философов окончательно оформились в эпоху Чжоу (то есть в середине I тыс. до н.э.). Они учили людей правильному отношению к жизни, исполнению долга и нахождению своего места в общественной структуре. Учения древних китайских философов до сих пор оказывают серьезное влияние на мировоззрение китайцев, а с XIX века они начали распространяться и на другие страны.

На рубеже нашей эры в Китай из Индии проник буддизм. Важно учитывать, что в изначальной форме буддизм тоже является не религией, а философским учением (Сиддхартха Гаутама-Будда – не бог, а достигший совершенства человек). Соответственно, он был близок мировоззрению китайцев. Еще до конца древней истории в Китае появились первые буддийские общины и монастыри.

Письменность и литература

Согласно некоторым (пока недостаточно изученным) археологическим данным, китайская письменность может оказаться даже древнее шумерской. Доказано, что в эпоху Шан-Ин китайцы уже имели развитую систему иероглифической письменности, из чего следует, что возникла она значительно раньше.

Китайские иероглифы имеют сложное происхождение. Каждый используемый в них знак обладает собственным смыслом, так что почти любое слово можно написать по-разному. Эта особенность вызвала к жизни искусство каллиграфии, появление которого в Китае относят к эпохе Чжоу. Мастерство каллиграфа состояло не только в правильном и аккуратном написании иероглифов, но и в выборе оптимального для выбранного изречения их начертания.

Писали китайцы на бамбуковых дощечках, шелке, а на рубеже нашей эры ими была изобретена бумага. В качестве орудия письма использовалась бамбуковая палочка либо кисть. Грамотность, образованность считались большим достоинством, в определенных общественных слоях обязательным. Благодаря раннему появлению письменности до нас дошли многие произведения китайской литературы – их тщательно переписывали, изучали и сохраняли.

Литература в Китае отличалась богатством жанров. Особо популярными были сочинения мудрецов-наставников (Конфуция, Лао-Цзы и других) и комментарии к ним уважаемых ученых людей. Создавались крупные работы по разным отраслям науки: математике, астрономии, медицине. История («отцом китайской истории» считается Сыма Цянь, живший в эпоху Хань) существовала на границе научной и художественной литературы, так как китайская традиция приписывала реально существовавшим людям разного рода мистические свершения.

Из художественной литературы более всего известна «Книга песен» Шицзин. Считается, что тексты для нее подбирал и редактировал Конфуций. Известностью пользовались также поэты Цюй Юань и Суп Юй. Их творчество относится к последнему периоду эпохи Чжоу.

Китайская наука и прикладные знания

Ориентированность китайцев более на земную жизнь и реальные потребности человека, чем на религию, способствовали быстрому развитию науки. Обширные теоретические знания применялись на практике, благодаря чему Китай получил бурное развитие ремесел и архитектуры.

Значительное развитие получила математика – был оформлен даже специальный трактат в 9 частях. Математические знания широко применялись на практике, способствуя развитию архитектуры. Значительным был и уровень развития медицины – сейчас известно 36 древнекитайских медицинских трактатов. Есть основания полагать, что уже в древности возникли основы китайской медицинской теории активных точек, популярной сегодня во всем мире.

Китайцы имели широкие торговые связи с другими народами и благодаря этому неплохо знали географию. Эти познания способствовали созданию Великого шелкового пути. В астрономии китайские ученые отметились выделением 28 созвездий и созданием первого в мире небесного глобуса. В астрономических трактатах говорится также о наблюдении солнечных пятен. Древние китайцы известны и изобретением сейсмографа.

«Отцом истории» в Китае считается Сыма Цянь, живший в начале эпохи Хань. Им составлен огромный (130 томов) труд «Исторические записки», излагающий историю не только Китая, но и сопредельных земель. Историк при этом опирался на записи (вроде хроник), которые традиционно вели при дворах правителей и знати. Недостатком китайской исторической школы является традиция смешения реальной истории с мифологией.

Высокий уровень развития науки не мог не сказаться на экономике. В Китае существовали и развивались ремесла, неизвестные более нигде: изготовление шелковой ткани, бумаги, фарфора. Все эти изобретения были сделаны еще до нашей эры. Китай отличался также уникальными достижениями в области архитектуры: там строили сложные многоэтажные дворцы и пагоды, нашли особый рисунок кровли (с поднятыми краями), города имели строгую планировку. Только высокий уровень развития математики и инженерного дела сделал возможным строительство Великой китайской стены.

Особенности развития искусства

Из искусство, кроме литературы и каллиграфии, развитие в Китае получили живопись, скульптура и музыка. Изобразительное искусство отличалось большим реализмом – сказывалось развитие науки и непредвзятое изучение природы и устройства человека.

Для Китая характерна живопись на шелке, а позже и на бумаге. Сюжетами для рисунков становились природные виды и явления, а также сцены из жизни – придворные церемонии, занятия науками, искусствами и ремеслом.

Скульптурные изображения могли служить просто для украшения (и часто встречались на утилитарных предметах), а могли иметь и обрядное, мистическое значение. Так, в гробнице императора Цинь Шихуанди обнаружено до 10 тыс. скульптурных глиняных изображений воинов – «терракотовая армия». Они все имели индивидуальные особенности внешности и были сконструированы так, что могли двигаться. Эти изображения заменяли собой человеческие жертвы и должны были составить армию императора в загробном мире.

Для китайской музыкальной традиции характерна специфическая разбивка на ноты (их не 7, а 5 или 13), и возникла она тоже в древние времена. Музыкальный вкус страны формировался с участием всех народов, объединенных в империи. Музыка использовалась как в качестве развлечения, так и как важнейшая составляющая разных церемоний и обрядов.

Значение древнекитайской культуры

Уровень культурного развития Древнего Китая был очень высок. При этом большее развитие получили сферы, напрямую связанные с жизнью человека и функционированием общественных структур – письменность, образование, философия, наука. Религия играла в жизни китайца второстепенную роль.

Проверенные опытом практические знания и мировоззренческие представления, созданные в древности, просуществовали очень долго и во многом определяли жизнь Китая до начала массовой экспансии европейцев в XIX веке. Система китайской письменности изменилась с древних времен весьма незначительно, и в искусстве в Китае до сих пор стараются придерживаться древних традиций. Таким образом, культура Древнего Китая во многом влияет на жизнь и современного китайского государства, а благодаря международному влиянию КНР – и на весь мир.

Ссылка на основную публикацию