Рыцари – происхождение, характеристики и вооружение

Средневековые рыцари – история появления и забвения

Классическим символом эпохи Средневековья считается рыцарь в доспехах и оружием в руках. Становление культуры рыцарей непосредственно связано с феодальным строем. Это обусловлено тем, что рыцари часто становились феодалами, благодаря верной службе монарху, который впоследствии наделял их землей и деньгами. Ведь средневековые рыцари в первую очередь были профессиональными воинами. Во главе дружин или армий стояли рыцари, имеющие знатное происхождение.

  1. Рыцарство – привилегия дворянства
  2. Возникновение рыцарской конницы
  3. Древние франки – первые рыцари
  4. Средневековые рыцари в разных странах Европы
  5. Воспитание настоящего рыцаря
  6. Кодекс чести средневековых рыцарей
  7. Доблести настоящих рыцарей
  8. Оружие и тактика средневековых рыцарей
  9. Рыцарские замки

Рыцарство – привилегия дворянства

Война в Средневековье была привилегией высшего сословия, которое получало за свою службу не только земли, но и целые деревни и города. Естественно, что рыцарь в средневековой Испании, Франции или Англии был не заинтересован в появлении рыцарей – конкурентов. Многие феодалы запрещали носить оружие не только крестьянам, но и торговцам, ремесленникам и даже чиновникам. Иногда презрение средневековых рыцарей к простолюдинам доходило до абсурда, гордые феодалы отказывались сражаться вместе с простыми пехотинцами, что нередко стоило им жизни.

Настоящий средневековый рыцарь (особенно рыцарь в средневековой Испании) должен был происходить из знатного рыцарского рода и знать свою родословную, как минимум до пятого колена. Доказательством знатного происхождения рыцарей служили фамильный герб и девиз. Титул рыцарей передавался по наследству или давался королём за военные подвиги.

Появление рыцарских сословий возникло в 8 веке у франков, когда там происходил переход от пешего народного ополчения к вассальному конному войску. Под влиянием церкви средневековая конница превратилась в элитное военное сословие, которое служило высоким идеалам. Эпоха крестовых походов окончательно превратила средневекового рыцаря в образец для подражания.

Возникновение рыцарской конницы

Первым эквивалентом рыцарей можно назвать сословие всадников в Древнем Риме. Именно они воевали на конях, часто используя качественные доспехи, но конница в римских войсках никогда не была основой войска. Конные отряды предназначались для преследования убегавших врагов, хотя тяжёлая конница аристократов могла в случае необходимости ударить по врагу.

Началом эпохи рыцарей можно считать 4-6 века, когда Римская империя пала под ударами конных кочевников. Именно сарматские всадники, использующие тяжёлые доспехи и щит, стали прототипом рыцарской конницы Европы.

Так как именно кочевники стали привилегированной кастой на территории бывшей Римской империи, именно их боевой костюм (доспехи и оружие) лежит в основе боевой амуниции, используемой рыцарями Европы. Однако так как пришельцев было достаточно мало, понадобились века, прежде чем их боевые традиции смогли распространиться в Европе.

Древние франки – первые рыцари

История появления рыцарей в том виде, в котором их представляют сейчас, тесно связана с франками. Именно здесь возникла острая необходимость в создании мобильного конного войска, так как участились случаи нападения арабов, которые захватили Испанию. Арабы, которые быстро перемещались на своих скакунах, были недоступны для пешего войска франков. К тому же крестьяне не могли нести службу в дальних регионах, поэтому Каролинги начали создавать конницу из дворян государства.

Так как корона остро нуждалась во всадниках, облачённых в доспехи, Карл Мартел и его сыновья начали раздавать церковные и коронные земли своим дружинникам, требуя от них за это несения конной военной службы. Если при Карле Великом в войне участвовало большое количество пехоты, то войны при Людовике 1 и Карле 2 проходили полностью без участия пехоты.

В 865 году каждый благородный вассал короля должен был иметь кольчужные или чешуйчатые доспехи, щит и меч. Кроме этого, оброчное население могло получить должность при дворе сеньора, неся службу в качестве легковооружённого конника. При должной сноровке и доле удачи, такой всадник мог заслужить бенефиции, перейдя после этого в тяжелую конницу. Новоявленный феодал должен был сразу приобрести рыцарские доспехи, иначе землю могли и отобрать. Так появилось новое средневековое сословие слуг, обязанных участвовать в войне вместе со своим феодалом. Лучшие слуги получали лены и становились рыцарями.

Такой переход в рыцарское сословие практиковался вплоть до 12 века, после чего указом Фридриха 1 (в Германии) рыцари стали полностью наследственным сословием. Крестьянам запрещалось носить меч, щит и копьё, а купцы должны были привязывать меч к седлу, но не опоясываться им.

Средневековые рыцари в разных странах Европы

В каждой европейской стране были свои особенности, касающиеся рыцарского сословия:

  1. В Германии к концу 12 века стать рыцарем было непросто. Если раньше претендент в рыцари мог доказать своё происхождение в поединке, то после издания «Саксонского зерцала» рыцарем мог считаться только тот, чей отец и дед были рыцарями. Конституция Фридриха 1 запретила крестьянам и священникам (и их потомкам) носить меч;
  2. Если говорить о французских рыцарях, то чаще всего это были богатые феодалы, так как вторым признаком знатности являлось посвящение в рыцарское сословие. Хотя война часто помогала попасть в рыцари и простым людям, им было тяжело приобрести комплект доспехов, которые в средневековом обществе стоили как годовой доход целой деревни. Негласным правилом посвящения в рыцари во Франции было наличие у претендента лена. Желающие попасть в рыцари торговцы и горожане могли купить себе земельный надел, автоматически попадая в сословие феодалов. Уже в 13 веке покупка земли людьми неблагородного происхождения была обложена огромным налогом, хотя в рыцари всё ещё можно было попасть через пожалование титула королём;
  3. Средневековую Англию постоянно раздирали внутренние войны, к тому же Англия являлась одной из главных целей для скандинавских завоевателей. Это наложило весьма значительный отпечаток на формирование рыцарского сословия Англии. Короли Генрих 3 и Эдуард 1 требовали от всех ленников обязательного посвящения в рыцари;
  4. Испанский полуостров постоянно находился в состоянии войны с арабами. Это сделало местных рыцарей самыми умелыми воинами средневековья. Многие рыцари ехали через всю Европу, в надежде помочь братьям-христианам в их бесконечных войнах с арабскими захватчиками.

Ещё во времена зарождения рыцарства, церковь оказывала огромное влияние на это сословие. Изначально в церкви рыцари давали присягу на верность своему королю, потом они присягали служить церкви. Служение церкви подразумевало собой быть справедливым и милосердным, не нарушать присягу своему королю и нести христианскую мораль язычникам.

Воспитание настоящего рыцаря

Будущих рыцарей начинали готовить с самого детства. Обучение начиналось с 7 лет и продолжалось до 21 года, когда молодого человека официально посвящали в рыцари. Сначала мальчиков учили держаться в седле, потом – владеть оружием. Броня детям не давалась, хотя известны случаи, когда богатые феодалы заказывали уменьшенный комплект брони, которая в точности копировала доспехи взрослых рыцарей.

Кроме этого, дети знатных землевладельцев обучались:

  • Плаванию (когда мальчик становился старше, он должен был уметь плавать в полном боевом снаряжении);
  • Борьбе без оружия;
  • Изящным манерам;
  • Стратегии и тактике;
  • Искусству захвата замков.

Вскоре мальчики становились пажами при дворе короля или могущественного сеньора. Несмотря на то, что пажи щеголяли в красивых костюмах, их тренировки становились с каждым годом сложнее и изнурительнее.

Подросшие пажи поступали в услужение рыцарям в качестве оруженосцев. Их задачей было сопровождение рыцаря во всех его боевых походах. Оруженосец должен был следить за костюмом и доспехами рыцаря, носить его щиты и оружие и следить, чтобы всё было в безупречном состоянии.

Только после этого молодые люди посвящались в рыцари и получали право носить родовой герб на поле своего щита.

Так как кроме войны только охота считалась занятием, достойным рыцаря, молодых людей обучали всем премудростям этого дела.

Кодекс чести средневековых рыцарей

Среди средневековых рыцарей была чрезвычайно развита солидарность. Один из ярчайших случаев проявления такой солидарности произошёл во времена войны между франками и сарацинами. Перед битвой один из лучших рыцарей Карла Великого вызвал на поединок сарацинского рыцаря. Когда французского рыцаря обманом взяли в плен, сарацин добровольно сдался врагу, чтобы его обменяли на пленённого обманом рыцаря.

Кодекс рыцарской чести известен нам по многочисленным письменным источникам. В основе кодекса рыцаря лежит:

  1. Верность своему господину;
  2. Культ Прекрасной Дамы;
  3. Служение идеалам церкви.

Служение церкви привело к созданию рыцарских орденов. Они появились во времена крестовых походов. Рыцари в таких орденах считались монахами-крестоносцами и носили рясы поверх доспехов. Кроме этого, их щит украшался эмблемой креста.

Доблести настоящих рыцарей

Каждый средневековый рыцарь должен был стремиться обладать следующими качествами:

  • Мужеством в бою (настоящий рыцарь, не дрогнув, мог вступить в схватку с целой армией);
  • Верностью (подразумевается верность своему господину);
  • Щедростью;
  • Умеренностью;
  • Утончённостью в общении.

Главные рыцарские заповеди заключались в следующем:

  • Всегда стоять на защите интересов церкви;
  • Помогать слабым и обездоленным;
  • Сражаться за свою страну и короля;
  • Держать своё слово;
  • Бороться со злом во всех его проявлениях.

Естественно, что достаточно небольшой процент рыцарского сословия обладал набором таких качеств, но многие стремились именно к этому идеалу.

Оружие и тактика средневековых рыцарей

Если меч, щит и копьё всегда являлись главным оружием и защитой рыцаря, доспехи постепенно эволюционировали на протяжении столетий. Начав с кольчуг и лёгких щитов в раннем средневековье, в 14 веке защита рыцаря представляла собой полную броню и тяжёлый щит.

С развитием доспехов эволюционировало и оружие рыцарей. Мечи стали применяться для колющих ударов, что сделало их более тяжёлыми. Копья тоже стали более массивными. Только боевые секиры практически не изменились, их мощи по-прежнему хватало как для прорубания кольчуги, так и для разрубания цельного доспеха.

В бою каждого рыцаря сопровождали оруженосцы, чья задача была помогать рыцарю во время битвы. Богатые феодалы часто брали в бой свой собственный отряд, из преданных себе людей.

Удар рыцарской конницы представлял собой железный клин, сминал неподготовленного врага в мгновение ока. К сожалению, для достаточного разбега рыцарская конница нуждалась в ровной площадке, поэтому рыцарские стычки происходили на равнинах.

В мирное время рыцари тренировались на турнирах, используя затупленное оружие.

Рыцарские замки

Так как средневековье было наполнено войнами и стычками, каждый рыцарь мечтал построить собственный замок. Постройка такой крепости требовала огромных денежных вложений. Зато готовая крепость становилась центром жизни всей местности. Именно здесь проходили ярмарки, сюда съезжались торговцы и ремесленники, которые постепенно застраивали окрестности своими домами и торговыми лавками. В случае опасности, рыцарь мог открыть ворота своего замка и приютить всех желающих за неприступными стенами.

Некоторые замки заслужили дурную славу, во времена «одичания» рыцарей, они становились настоящими разбойничьими гнёздами, откуда рыцарь-разбойник нападал на проезжающим мимо купцов.

Эпоха рыцарей закончилась вскоре после появления огнестрельного оружия. Пули с лёгкостью пробивали даже самую лучшую броню, поэтому носить тяжёлые доспехи стало нецелесообразно. Несмотря на это, рыцари навсегда остались в сердцах людей, символизируя честь и достоинство.

П роисхождение рыцарства

Происхождение рыцарства

Происхождение рыцарства относится к эпохе Великого переселения народов – VI – VII вв. Но, фактически, некий прообраз рыцарства сформировался еще в позднеримский период, когда на фоне ослабления централизованной власти крепли образования феодального типа. Они обычно представляли собой некие общины крупных землевладельцев, которые обеспечивали вокруг себя подобие порядка, что было жизненно важно в те смутные времена. Фактически, вся власть сосредотачивалась в их руках. Позднее на базе этих общин формировались основные ядра будущих раннесредневековых земельных объединений – государств.

Сначала возвышение сеньоров над соплеменниками было относительным: последние оставались свободными и полноправными людьми. Чувствуя свою безнаказанность, магнаты нередко силой отбирали землю и имущество у более слабых соседей, которых затем заставляли признать себя зависимыми людьми. Надо заметить, что в то время, когда с разложением античного мира были утрачены почти все торговые связи, военные акции оставались почти единственным источником обогащения.

Культура рыцарства

Если поначалу “рыцарем” мог стать почти любой воин, как-либо проявивший себя на фоне других, то позднее служить сеньору на ратном поприще стало огромной привилегией, передававшейся по наследству. Этому в немалой степени содействовало крайне выгодное положение рыцарей, которых сюзерен одаривал всевозможным имуществом, покупая их верность. Обычному воину становилось все труднее попасть в столь привилегированное положение, сулившее земли и богатство.
Постепенно сформировалась особая культура рыцарства, резко ограничивавшая это сословие от простолюдинов. Рыцари считали себя лучшими во всем: в общественном положении, в военном искусстве, в правах, в манерах и даже в любви.
На весь остальной мир они взирали с крайним пренебрежением, считая горожан и крестьян “неотесанными мужланами”. Разве что священнослужители, образуя свою, не менее могущественную, касту, могли поддерживать к себе некоторое уважение в них.

Феодальные отношения

Мир в средневековом понимании был вечен и неизменен, а в нем таким же вечным и неизменным представлялось господство владетельных сеньоров и рыцарского сословия.
Красиво и нравственно только то, что относится к жизни и деятельности рыцарей, все остальное – безобразно и аморально. Таково распространенное суждение того времени, и, надо сказать, отчасти оно было справедливо, так как в данном сословии некое подобие культуры имело возможность сохраняться и развиваться. Простой же крестьянин не знал ничего, кроме нескончаемой борьбы за существование.

Сеньор имел достаточно широкие права на своих крестьян и значительно меньшие – на своих вассалов, однако и он сам должен был выполнять целый ряд определенных обязанностей.
Во-первых, для сохранения своего образа жизни ему просто необходимо было всесторонне защищать как своих крестьян, так и своих вассалов. Это касается и военной защиты от внешних или внутренних врагов путем организации обороны замка, города или феода, и юридической защиты от посягательств другого сеньора, церкви или даже короля.
Кроме того, за службу сеньор был обязан предоставить вассалу феод (лен), т.е. поместье, а крестьянину – надел земли, а вот отобрать их при условии добросовестного выполнения вассалами и крестьянами своей службы он не мог.
Также сеньор должен был помогать своим вассалам выкупиться из плена и дать рыцарское воспитание их сыновьям. В континентальной Европе сеньор не мог требовать службы от вассалов своего вассала – это отчасти практиковалось лишь в Англии.
С другой стороны, необходимо учитывать, что в таком обществе почти все феодалы (за исключением короля и мельчайших рыцарей) одновременно были чьими-нибудь сеньорами и чьими-нибудь вассалами. Поэтому почти каждый сеньор одновременно выполнял и обязанности вассала по отношению к более высокопоставленному сеньору.

Роль рыцарей в жизни средневекового общества

Доля рыцарского сословия в Европе была невелика. В среднем они составляли не более 3% населения той или иной страны. В силу особенностей исторического развития Польши и Испании количество рыцарей там было несколько выше, но тоже не более 10%. Однако роль рыцарства в Средневековой Европе была огромной.
Средние века были временем, когда все решала сила, а сила была в руках рыцарства. Рыцари (если этот термин рассматривать как синоним слова феодал) владели и основным средством производства – землей, и именно они сосредоточили в себе всю полноту власти в средневековом обществе. Количество рыцарей, находящихся в вассальной зависимости сеньора, определяло его знатность. Кроме того, очень важно отметить, что именно рыцарская среда породила особый тип культуры, ставший одной из наиболее ярких сторон Средневековья.
Идеалами рыцарства были пронизаны как вся придворная жизнь, так и военные конфликты, и дипломатические отношения. Поэтому изучение особенностей рыцарской идеологии представляется совершенно необходимым для понимания всех сторон жизни средневекового общества. Но нельзя не сказать, что, на самом деле, их отношение как к простым людям, так и к представителям своего круга (в том числе членам своей семьи), было далеко от идеала, венчающего рыцарство особым ореолом благородности.

Детство рыцаря продолжалось до 7-8 лет. После 8 лет игры сменялись подготовкой к военной службе. Старшие сыновья обычно изучали азы грамотности, но основное внимание уделялось военному образованию. Около 21 года юношу посвящали в рыцари, после чего он уже считался совершеннолетним. Вторых сыновей часто готовили к церковной карьере, и после получения минимальных знаний в родительском доме их отдавали в монастырь или на теологические факультеты университетов.

Первые рыцари

Первые рыцари. В IV веке н.э. Западная Римская империя пала под ударами варваров – германских племён. Многочисленная часть Европы была завоёвана франками. В 800 г. их король Карл Великий стал императором. Многочисленные военные походы нуждались в увеличении числа конницы. Карл и его предшественники, жаловали всадникам новые земли. В IX веке империя Карла распалась. Европа поделилась на много враждующих государств. Крестьяне стали зависимыми от богатых землевладельцев и им пришлось работать на их землях. Воины, служившие у богатых личностей, оберегали крестьян от враждебных набегов. Таким образом в Европе зародилась феодальная система, при котором владельцы земель служили сеньору за полученные от него земли – феоды и были связаны клятвой верности. И землевладельцы, и служившие им вассалы считались – рыцари. К XI веку рыцарство обрело определённость: зависимые крестьяне трудились на рыцаря, а тот нёс службу знати (графу, герцогу или королю).

Сердце рыцаря

Сердце рыцаря. В малом (примерно 7-летнем) возрасте мальчика знатного происхождения отдавали жить родственнику, в качестве пажа,где он обучался дисциплинарным манерам. Будучи подростком юноша становился оруженосцем рыцаря и набирался навыком владения боя (метания дротиков,cтойкости,поднятия тяжестей, акробатики, борьбе, бою с различным видом холодного оружия) и ухода за военными атрибутами. Оруженосец помогал одевать рыцарю доспехи и даже прикрывал его в случае ранения. При исполнении 20-летнего возраста юноша,овладевший всем мастерством посвящался в рыцари.

Доспехи рыцаря

Первые рыцари надевали боевое облачение собственноручноn (одевали кольчугу через голову и застёгивали доспехи на своём nтуловище). При появлении пластинчатой брони,облачаться воину приходилось nпри помощи оруженосца. Рыцарские доспехи крепились на тело с помощью nшнуровки, ремней и застёжек. Только надёжная защищённость железной бронёй, могла осуществлять выход рыцаря на полную боевую готовность.

Первые рыцари надевали боевое облачение собственноручно (одевали кольчугу через голову и застёгивали доспехи на своём туловище). При появлении пластинчатой брони,облачаться воину приходилось при помощи оруженосца. Рыцарские доспехи крепились на тело с помощью шнуровки, ремней и застёжек. Только надёжная защищённость железной бронёй, могла осуществлять выход рыцаря на полную боевую готовность.

Оружие рыцаря

Рыцарь фото

Оружие рыцаря. Несомненно, что главным оружием и символом рыцарства был меч. До конца XIII века воины бились режущими мечами, но вот когда у рыцарей появилась пластинчатая броня, то режущие мечи уступили место колющим, которые пробивали доспехи между плаcтинами. Для оглушающего удара иногда использовали палицу, но по началу рыцарь на коне с разбегу атаковал врага копьём. В средние века копья удлинялись, а позднее ни них появились маленькие, круглые щитки, которые прикрывали руку. В бою также использовались короткие топоры у всадников, а у пехотинцев длинные, двуручные топоры.

Рыцарь фото

Копьё

Иногда в бою воины выстраивали целую “колючую” барикаду из высталенных наперёд копий, что позволяло в какой-то мере остановить натиск бегущей конницы. Поэтому атакующая армия противника старалась поначалу сбить пикинёров, чтобы те не мешали остановить их быстрых всадников.

Лук и арбалет

Лучник мог достигать скорость до 12 выстрелов в минуту(стрелы большого лука достигали далность стрельбы до 300 м), а арбалетчик всего 2 выстрела за это время. Но стрелы арбалета били сильнее. Иногда натяжение арбалета требовало очень большой физической силы, да такой большой, что стрелкам приходилось использовать для этого специальные приспособления. Стрельба из арбалета требовало гораздо меньшей подготовки, чем из лука.

Рыцарские турниры

Рыцарские гербы

Первые нанесённые изображения, nбыли достаточно простыми и не содержали сложных орнаментов. Гербы могли nпередаваться по наследству от отца к сыну. После 1180 года nсимволика начала распространяться в города. Эмблему могли иметь nнаселённые пункты, ремесленные мастерские, религиозные общины и даже nцерковные служители. Появились даже штамповые печати, имеющие такое же nизображение, что и гербы.

В рыцарских турнирах, гербовым nрисункам отводилась определённая роль. Перед состязаниями, устраивались nцелые парады разнообразных изображений с вступительным, духовым nаккомпанементом. В такие праздничные зрелища, живописными рисунками nукрашали: знамёна, лошадей, покрывала, копья, доспехи, плащи и nразнообразные накидки.

Символ той или иной принадлежности nкрасивого рисунка, демонстрировали участники, представляющие честь nсвоего сеньора или рыцаря. Переодевшись в шкуры животных или nфантастических существ, они почётно несли большое знамя. В моду входят nизображения с щитодержателями. На них наносились рисунки с nльвами, драконами, cобаками, птицами или просто людьми, которые держат nщит. Такие орнаменты, ещё больше подчёркивали духовную силу её nсовладельца.

К XVIII веку популярность гербов nзначительно снижается, а вскоре и вовсе вытесняется с появлением мелких nукрашений в виде монограмм, значков и орденов.
n”>”>

Первые нанесённые изображения, были достаточно простыми и не содержали сложных орнаментов. Гербы могли передаваться по наследству от отца к сыну. После 1180 года символика начала распространяться в города. Эмблему могли иметь населённые пункты, ремесленные мастерские, религиозные общины и даже церковные служители. Появились даже штамповые печати, имеющие такое же изображение, что и гербы.

В рыцарских турнирах, гербовым рисункам отводилась определённая роль. Перед состязаниями, устраивались целые парады разнообразных изображений с вступительным, духовым аккомпанементом. В такие праздничные зрелища, живописными рисунками украшали: знамёна, лошадей, покрывала, копья, доспехи, плащи и разнообразные накидки.

Символ той или иной принадлежности красивого рисунка, демонстрировали участники, представляющие честь своего сеньора или рыцаря. Переодевшись в шкуры животных или фантастических существ, они почётно несли большое знамя. В моду входят изображения с щитодержателями. На них наносились рисунки с львами, драконами, cобаками, птицами или просто людьми, которые держат щит. Такие орнаменты, ещё больше подчёркивали духовную силу её совладельца.

К XVIII веку популярность гербов значительно снижается, а вскоре и вовсе вытесняется с появлением мелких украшений в виде монограмм, значков и орденов.

Рыцарство

Эта страница использует материалы Википедии. Оригинальная статья располагается на Рыцарство. Список авторов можно увидеть там же на странице истории. Как и на Средневековье вики, текст Википедии доступен в соответствие с Creative Commons Licensed.

Рыцарство — братство, привилегированное военно-землевладельческое сослов

Битва при Кресе

Западной Европе курили наркотические средства

расценивалось как королевская награда за государственную службу. В средние века в Европе братства рыцарей делились на религиозные и светские

К первому классу можно отнести рыцарей, принявших религиозный обет, например, членов ордена тамплиеров и рыцарей Св. Иоанна (госпитальеры), рыцарские ордена, воевавшие против сарацинов (арабов) и других нехристиан. Второй класс возник из рыцарей, бывших на королевской службе или служившим высокой знати. Рыцарство происходит из средневековой Франции и Испании, распространившись впоследствии на всю Европу, достигло наибольшего расцвета в 12-13 веках. Усилилось во времена крестоносцев

Рыцарство можно так же рассматривать как кодекс поведения и чести, которого придерживались средневековые рыцари. Принципиальными ценностями рыцарства были: вера, честь, доблесть, благородство, целомудрие и верность.

История рыцарства [ ]

Рыцарство как военный и землевладельческий класс возникло у франков в связи с

Дама помогает рыцарю надеть доспехи.

переходом в VII столетии от народного войска к коннице вассалов. Под влиянием церкви и поэзии оно создало моральный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов под влиянием появившихся духовно-рыцарских орденов превратилось в наследственную аристократию. Первыми из рыцарских орденов были госпитальеры и тамплиеры, паломники в Святую Землю.

Прообразом рыцарей в какой-то мере был класс всадников в Древнем Риме. Во франкском войске, в котором ещё в VII столетии доминировало пешее войско, конницу составляли дружинники короля.

Свободный человек, становившийся вассалом приносил присягу на верность сеньору. С конца VIII столетия присяга требуется от всех, кто, получая бенефиции и поместья, становились вассалами. Карл Великий ещё использовал в войнах пехоту, однако уже Людовик I и Карл II собирали в поход только конницу. В 865 г. от вассала с большим наделом требовалась кольчуга или панцирь для принадлежности тяжелой коннице. Легкая конница могла прибывать с копьем, мечом, щитом и луком. Легковооруженные всадники, не будучи свободными вассалами, были гораздо ниже по положению. Из оброчного населения можно было подняться в министериалы, получив должность при дворе сеньора, нести службу в легкой коннице, а потом, заслужив соответствующий бенефиций, перейти в тяжелую конницу и стать рыцарем.

Таким образом создался привилегированный класс дворовых слуг у богатых фео

«Шитье знамени»-картина нарисована Эдмундом Блером Лейтоном. Дама провожает рыцаря на войну.

далов. В разных странах необходимые условия для превращения в рыцаря а также темпы, способы расширения этого явления были разными в разное время.

В Германии министериалы из столетия в столетия являются классом, выше городских жителей, но ниже рыцарей. Их несвобода выражалась в том, что они не могли оставить службу по собственному желанию. Привилегии этого класса заставляли свободных и даже знатных людей добровольно подчиняться сеньорам на правах министериалов. Вскоре это стало массовым явлением. А в XIV столетии их несвободное происхождение было вообще забыто. Это могло стать проблемой, поэтому переход новых слоев невойскового населения в рыцарство Был остановлен в XII столетии. Постановлением Фридриха поселянам запрещалось носить копье и меч, даже купцы не имели права пользоваться мечом. Появляется понятие рыцарского происхождения. Часто требовалось, чтобы отец и дед были рыцарями.

Во Франции уважаемыми были владельцы знатных земель, феодов, другим признаком знатности было допущение к посвящению в рыцари. Хотя простые люди и становились иногда рыцарями, главным правилом было, что в рыцари посвящался владелец надела.

В Англии право посвящать в рыцари рано стало привилегией королей. Генрих III и Едуард I требовали обязательного посвящения в рыцари всех, кто владел годовым доходом с земли не ниже 20 фунтов. Факт владения землей взял вверх над происхождением.

После того, как рыцари стали высшим классом, несвободные всадники остановились на титуле оруженосца, как наивысшем для них. Сыновья же рыцарей были оруженосцами до совершеннолетия, когда их принимали в рыцари. Со временем, с усилением феодальной раздробленности, рыцарство «одичало» и появилось много рыцарей-разбойников, которые из своих замков, превратившихся в разбойничьи гнезда, атаковали соседей и купцов. Рудольфу Габсбургскому принадлежит честь истребления в Германии большого числа разбойничьих гнезд таких рыцарей-грабителей.

Со временем, с возникновением огнестрельного оружия и увеличением роли пехоты рыцари как военная сила перестали существовать, оставшись лишь аристократическим классом.

Обряд посвящения [ ]

Уже во времена Тацита вручение оружия молодому германцу в присутствии народного собрания обозначало его совершеннолетие. Оружие вручал кто-нибудь из вождей племени, либо отец, либо родич молодого человека. Карл Великий в 791 г. торжественно опоясал мечом своего 13-летнего сына Людовика, а Людовик, в 838 г. — своего 15-летнего сына Карла. Этот немецкий обычай лег в основу средневекового посвящения в рыцари, как члены воинского клана. Посвящение в рыцари в средневековых латинских текстах обозначалось словами «надеть воинский пояс».

Рыцарем на протяжении долгого времени мог стать каждый. Сначала рыцарство д

«Посвящение в рыцари», Эдмунд Блер Лейтон (1853—1922)

авалось, по немецкой традиции, в 12, 15, 19 лет, однако в XIII столетии заметно желание отодвинуть его до совершеннолетия, то-есть до 21-го года. Каждый рыцарь мог посвящать в рыцари, но чаще это делали родственники посвящаемого, сеньоры, короли и императоры стремились оставить это право за собой.

В XI—XII ст. к немецкому обычаю вручения оружия присоединился обряд подвязывания золотых шпор, надевания кольчуги и каски, принятия ванны перед одеванием. Сolée, или удар ладонью по шее, вошел в употребление позднее. Он был для рыцаря проверкой смирения и распространялся с севера. Некоторые исследователи связывают его с Римским актом освобождения (для несвободного всадника принятие в рыцари было фактически освобождением). Это единственный удар за всю жизнь рыцаря, который он мог получить, не возвращая. Ближе к концу обряда рыцарь вскакивал, не касаясь стремен, на коня, скакал галопом и ударом копья поражал манекены, установленные на столбах. Иногда сами рыцари обращались за освящением оружия к церкви, таким образом стали проникать в обряд христианские обычаи.

Однако вначале церемония посвящения носила светский характер. Тем не менее, влияние церкви на военное сословие было ощутимым, вначале через присягу на верность, потом через присягу Земному или Божественному свету, наконец — через обряд освящения оружия перед вручением его воину при достижении зрелости. «Верность» включает исполнение христианского долга служить Богу, защищать церковь, вдов, сирот, обязательство придерживаться справедливости и т. д.

Так церковь включила посвящение в религиозные рамки, превратила в религиозную церемонию. Посвящение чаще всего совершалось в праздники: Рождество, Крещение, Пасху. Возник обычай «ночной стражи»: перед посвящением, вечером, посвящаемый должен был отправиться в церковь и провести в храме у алтаря всю ночь. Он должен был не спать и молиться. На рассвете ночная стража заканчивалась, и церковь наполнялась людьми. Посвящаемый должен был выстоять мессу, исповедоваться, причаститься, потом положить свое оружие на алтарь и опуститься на колени перед священником, который благословлял его меч и потом, с молитвой, вручал его. Благословляя оружие, церковь вселяла мысль, что рыцарь должен быть христианским воином и защитником церкви. Потом проводилась светская часть: опоясывание мечем, «удар», «чучело», иногда священник не только освящал меч, но и опоясывал рыцаря.

Рыцарская конница: от триумфа к упадку

Почему рыцари появились только в Средние века? В чём секрет их превосходства на полях сражений? Как они побеждали своих противников и, наконец, почему рыцарство исчезло, уступив первенство регулярной пехоте? Сейчас расскажем.

Почему рыцари появились только в Средние века? В чём секрет их превосходства на полях сражений? Как они побеждали своих противников и, наконец, почему рыцарство исчезло, уступив первенство регулярной пехоте? Сейчас расскажем.

Когда былое могущество великой Западной Римской империи рухнуло под ударами варваров и осталось далеко в прошлом, на историческую сцену вышли они. Воины в прочных металлических доспехах, неуязвимые для простого пехотинца. Всадники, на полном скаку ломающие ряды пехоты. После столетий господства пехоты на поле боя появился новый хозяин — тяжёлая кавалерия. Рыцари.

От начала Древнего мира до конца эпохи Античности кавалерия не была важнейшей частью войска. Конечно же отряды конницы всегда присутствовали на поле боя, но исход сражения от времён Шумера и до ‘ title=>последних битв Рима решала обычно пехота.

Кавалерийский шок — атака больших масс конницы на максимально быстром аллюре с применением холодного оружия. Иной раз дело даже не доходило до прямого столкновения. Более слабый или хуже организованный неприятель бежал, лишь только закованные в доспехи воины на рослых конях приближались достаточно близко. Однако стойким бойцам приходилось выдерживать удар тяжёлых коней и их всадников с разгона — эффект от такого удара для пехотинца был сравним с наездом некрупного автомобиля.

Шок работал даже при встречном бое двух отрядов кавалерии. Частенько вместо того, чтобы вступать в ближний бой, один из отрядов терял уверенность и предпочитал отступить.

Стремена и сёдла

Но без жёсткого седла и стремян использовать тактику таранного удара было невозможно: всадник, попытавшийся с разбегу ударить врага копьём, вылетел бы из седла, превратившись в лёгкую добычу. Кавалеристам Античности приходилось изо всех сил сжимать ногами бока коня и сближаться относительно медленно, чтобы инерция была не столь велика.

Ксенофонт, к примеру, оценивал возможности кавалерии даже с иронией: « Может быть, кто-нибудь из вас беспокоится о том, что у нас нет конницы, а у врагов ее много. Но примите в соображение, что 10000 всадников это не что иное, как 10000 человек. Ведь еще никто никогда не погибал в сражениях от укуса коня или удара его копыта».

С появлением жёсткого седла всадник мог не просто сидеть верхом на лошади, а устроиться на прочной, хорошо зафиксированной конструкции. Жёсткое седло использовали уже римляне. Парфяне благодаря ему применяли копейный удар — пусть и производимый на медленном аллюре.

Вопрос о том, где изобрели стремена, до сих пор дискуссионный. Согласно одной из версий, изобретение, в корне изменившее всю военную науку, появилось приблизительно в III–IV веках в Южной Сибири. Люди таштыкской культуры стали использовать стремена, которые очень быстро распространились по всей Евразии. Эта новинка сделала возможным возникновение рыцарства. Ведь теперь всадник получил надёжную опору для самого мощного удара.

Супермены Средневековья

Вскоре полководцы всего мира обнаружили: защищённая доспехами кавалерия, вооружённая длинным копьём и атакующая с помощью таранного удара, стала самым эффективным родом войск. Настолько эффективным, что окупала немалые затраты на вооружение и подготовку всадника. Бронированные наездники могли разбить пехоту, значительно превышающую их числом.

Если в начале Тёмных веков Средневековья пехота ещё продолжала играть существенную роль, включая в свой состав свободных подданных короля, то по мере совершенствования доспехов и вооружения тяжёлая конница становилась всё более важной частью армий того времени. Причём не только в Европе.

Появление тяжёлого рыцарского копья завершило создание комплекса вооружения бронированной кавалерии. В отличие от копий Античности и раннего Средневековья, новое оружие было предназначено только для таранного удара, достигало в длину четырёх метров, имело массивный наконечник, который мог пробить даже тяжёлые « школьных» заблуждений о рыцарских доспехах’ data-src=/system/images/000/190/030/teaser/c2976d81e71ec19794cc0cd9579485f755921c14.jpg?1579250505 data-lead=’Рыцаря в неудобных тяжёлых доспехах водружали на коня-битюга с помощью специального крана. На врага неслись всадники в доспехах, а их шлемы были украшены фантастическими фигурами драконов, львов и прочей живности. Рыцари гибли под выстрелами первых, ещё несовершенных, фитильных ружей. Всё это исторические мифы, которые мы собираемся разоблачить.
‘ title=>рыцарские доспехи. После этого оружейникам оставалось лишь совершенствовать броню всадника и его лошади. Популярная на протяжении столетий кольчуга уступила место доспехам из кованых пластин, которые затем эволюционировали в полные латы.

Пехота против рыцарства

Ко временам позднего Средневековья латный рыцарь — профессиональный воин с длинным копьём на рослом, сильном коне, тоже защищённом доспехами, — был силой, способной смести со своего пути почти любого врага.

Но как бы не были сильны « супермены» того времени, люди придумали эффективный способ бороться с ними. Один из первых звонков прозвенел в 1302 году во Фландрии у города Куртре, где силы городского ополчения разбили отряд французских рыцарей, уже готовых праздновать лёгкую победу над чернью.

Впрочем, тогда это событие ещё казалось случайностью. Фламандцев было больше, и они использовали сильно пересеченную местность. Но уже тогда стали понятны основы тактики для борьбы пехоты против рыцарей. Главное — это плотные массы пехоты, засевшей на удобной позиции, лучше всего за полевыми укреплениями, и ощетинившейся древковым оружием, которое не позволяло лошади приблизиться.

Точно такого же результата достигали английские « школьных» заблуждений о боевых луках’ data-src=/system/images/000/202/919/teaser/ec0d2f4dd47953dd906f05dd96220f6e88ad354b.jpg?1579250802 data-lead=’Лук — древнейшее супероружие, породившее множество мифов. Когда он появился на самом деле, какой был мощности и как им можно было остановить рыцаря — в нашем материале.
‘ title=>лучники времён Столетней войны. Они скрывались за рядами деревянных кольев, мешавших кавалерии атаковать и позволявших безнаказанно обстреливать всадников, оставаясь вне досягаемости их смертоносных копий и мечей. Правда, английские лучники, конечно, действовали не в гордом одиночестве, а во взаимодействии с собственными рыцарями.

Последние битвы рыцарства

В это время началась эпоха военной славы « страна горных гномов» была нищей и дремучей дырой, славной лишь запредельной стойкостью и отвагой своих жителей-горцев. Бедность сменилась богатством, а суровость и свирепость никуда не делись.
‘ title=>швейцарцев, которые жили в Альпах крепкими общинами и не желали признавать над собой ничью власть. Отряды, составленные из жителей одной местности, часто родственников, отличались высокой сплочённостью и моральным духом. А поскольку в то время швейцарцы считались этакими дикими горцами, понятно, что сражались они с большим ожесточением.

В битве при Моргартене ( 1315) швейцарцы разгромили армию Габсбургов. Но и это ещё не было торжеством пехоты — ведь швейцарцы атаковали неприятеля на марше, в лесу, где рыцари не могли воспользоваться своим преимуществом.

Символическим закатом рыцарства считается битва при Павии ( 1525), где предводитель немецких ландскнехтов ( наёмных пехотинцев) Йорг фон Фрундсберг сначала разбил считавшуюся непобедимой швейцарскую пехоту, воевавшую на стороне Франции, а затем довершил дело разгромом французских жандармов — наследников рыцарей. Французские латные всадники во главе с королём Франциском героически сражались против немецких рыцарей, но наступление пехоты, поддержанное огнём из аркебуз, рассеяло силы французов. Жандармы полегли, а король попал в плен.

Там, конечно, не только немцы были. ‘ title=>Испанцы с не меньшим основанием могут гордиться этой победой.

Единственное оружие против массы конницы — это сплоченные ряды, выставившие вперед пики.
Уже в Новое время, в ходе ренессанса тяжёлой кавалерии — с появлением кирасиров, — пехота ( вооружённая куда более скорострельными ружьями) могла сопротивляться им, лишь встав в каре при поддержке энергичного огня артиллерии.

Все, конечно, « школьных» заблуждений о средневековой истории’ data-src=/system/images/000/154/330/teaser/bad76d6e28384c172da2fca152ad703341c85be0.jpg?1579249735 data-lead=’Викинги носят рогатые шлемы, Робин Гуд — современник Ричарда Львиное Сердце, а кровожадные овцы « едят людей»! Всё это не более чем глупости и заблуждения. Школьные учебники по истории Средневековья, описывая события, часто упрощают картину, создавая подобные « мифы». Мы расскажем о десяти самых известных.
‘ title=>посложнее. Армии сами по себе выросли в числе — деревенских парней, способных держать пику, можно было набрать много, а рыцарь был слишком дорогой боевой единицей, трудно заменимой при потере. К тому же рыцари были очень уж узкоспециализированным инструментом: иногда вся война обходилась без или почти без крупных сражений, одни манёвры да осады. А для осады или фуражировки рыцарская конница была бесполезна — зато крупные кони сами ели как маленькие слоны. Логистика, бессердечная ты мерзавка!

История рыцарей: варварские корни

Как связаны варварские военные традиции и образ средневекового рыцаря?

Рыцари — это одна из самых популярных тем в истории: их статус и быт в средневековой Европе обсуждали всегда, а этические и моральные представления этого сословия часто идеализировались. С годами было развеяно огромное количество мифов и догадок, связанных с европейскими рыцарями. Однако до сих пор существует ряд спорных вопросов, которые имеют прямое отношение к знатным воинам. К примеру — генезис этого явления общественной жизни эпохи Средних веков.

Откуда же «растут ноги» у рыцарства как сословия? Да и как они сами относились к своему прошлому?

Качества рыцаря и идолы для поклонения

На пике расцвета рыцарства, в XII веке, знатные воины полагали, что их родословная восходит к графам Карла Великого. Также часто упоминались в семейной истории рыцарей франкские воины эпохи Меровингов. Особенно сильно это проявилось во времена крестовых походов: средневековые авторы проводили связь между суровостью и справедливостью в бою франкских дружинников и деяниями рыцарей креста в Святой земле. «Песня об Антиохии» рассказывает нам подобную историю.

Обращение к античному наследию дало свои плоды — сочинения Тацита во многом помогли углубить «корни» рыцарства. Военная знать раннего Нового времени нашла себе других предков — древних германцев. Их традиционный уклад жизни, представления о войне, доблести и преданности делу оказал влияние на культуру конных воинов средневековой Европы. Скажем так, германцы немного не дотягивали до шевалье: им явно не хватало чувства меры и порядочности. Хотя и этот тезис по отношению к отдельным представителям рыцарского сословия можно оспорить.

Варварские традиции

Но мы никоим образом не должны замыкаться только на древних германцах. Был ещё и другой пласт культуры: в рыцарском эпосе прослеживаются также и кельтские традиции.

Гай Юлий Цезарь в своём сочинении «Записки о Галльской войне» отмечал особую храбрость галлов, которая превосходила лучшие боевые качества германцев. Страбон также писал об отваге и боевом задоре кельтов. Но, к 52 году до н. э. пальму первенства перенимают германцы как самые неистовые и смелые враги Рима и армии Юлия Цезаря.

Гай Юлий Цезарь и Верцингеториг. Источник: wikipedia.org

Античные авторы зафиксировали характерную черту воинственных варваров: да, им безусловно свойственна отвага, но также в их действиях было много чванства и безрассудства. И, конечно же, тяга к роскоши и украшениям.

Знаменитый полководец выделял у галлов две уважаемые прослойки населения: друидов и всадников. Последние занимались только войной и выступали в походы со своими клиентами и подданными. Главным критерием их статуса была воинская доблесть и отвага.

Людовик IX во главе крестоносцев. Источник: wikipedia.org

Образ германцев в римских исторических сочинениях был более брутальным. Их жизнь состоит только из охоты или войны. Истинным показателем доблести и храбрости германцев является то, насколько далеко их соседи живут от германских поселений. Чем больше страха — тем дальше соседи. Хотя они гостеприимны и целомудренны, живут в гордом одиночестве. Их основной доход — набеги и войны. Ведение домашнего хозяйства и обработка земли — удел рабов, женщин и детей. Конечно, и Тацит, и Цезарь идеализируют германцев. Война не могла длиться вечно: охота сменялась широкими застольями с яствами, хмельными напитками и весельем. Постоянные попойки и чревоугодие — удел скорее верхушки племенной организации. Свободные члены общины жили в умеренности и вместе с зависимыми категориями населения германских деревень, пока не получали право носить оружие или же пока их авторитет в общине не возрастёт.

Поиск отличий

Оружие получено — потеря его равносильна смерти. Величайший позор для германских воинов. Следующий шаг — вступление в дружину. Состязание в силе и присяга, с последующим приобретением звания от вождя. Но всё же главные критерии в отборе — это знатность и доблесть. Положение в обществе, престиж семьи, репутация и заслуги отца воина — всё это сказывается на положении новоиспечённого дружинника. Нельзя не соответствовать уровню храбрости и доблести своего вождя. Выйти из боя с потерей главы дружины — позор и непростительная вещь.

Битва римлян с германцами. Источник: pinterest.com

Как содержать такое боевое подразделение? Конечно же, хорошим жалованием и долей в грабежах, лошадьми и обильными пирами.

Вопросы в плоскости кровнородственных отношений решались в обязательном порядке. Воин никогда не манкировал честью семьи. Подобные характеристики также можно отнести к рыцарским фамилиям Средневековья.

Жизненный уклад германцев не претерпел сильных перемен и к исходу античной эпохи. Усиливался лишь импульс: германские ватаги стремительно прошивали территорию Римской империи в III-IV веках. Романо-германский синтез набирал обороты. Христианство также наложило свой отпечаток на общественную жизнь германских племён и первых варварских королевств, но представления о войне и боевые традиции остались, по сути, незыблемыми. Эпоха Карла Великого и время становления Священной Римской империи явно показало преемственность конного ополчения от дохристианских предков. Влияние воинских порядков варваров на культуру средневекового рыцарства не поддается никаком сомнению.

Исследовательская работа на тему “Рыцари средневековья”

СОДЕРЖАНИЕ:

2. История возникновения рыцарства……………………………………………………. 5

3. Снаряжения и доспехи рыцаря…………………………………………………………. 6

4. Наказание и турниры рыцаря…………………………………………………………. 7

Актуальность. Для своей работы я выбрала данную тему потому, что для меня она стала очень интересной. Рассмотреть историю возникновения рыцарей и их доспехов, одежды и жилья. Я считаю, что, если я подробно изучу историю рыцарства, то моя работа будет интересна и другим любителям истории.

Гипотеза. Я думаю, что рыцари – это такие воины, которые отличаются от всех других своим обмундированием, имеют какие-то свои знаки отличия. Рыцарь был самым благородным, самым вооруженным воином своего времени, узнать о них будет интересно и мне, и другим ребятам.

Цель исследования:изучить историю рыцарства, образ жизни рыцарей, их вооружение и снаряжение, рыцарский кодекс чести, рыцарские нравы и законы.

Вопросы

Узнать кто такой рыцарь?

Из чего состоит его вооружение?

Как воевали рыцари?

Где жили рыцари?

Задачи

1 Поиск информации в различных источниках.

2 Систематизация найденных материалов.

3 Оформление исследовательской работы.

4 Подготовка презентации.

5 Выступление с этой информацией перед одноклассниками.

Этапы проекта:

I.Начальный этап.

– определить тему проекта

– сформулировать цели и задачи

– составить план работы над проектом

II. Основной этап.

– собрать, проанализировать систематизировать собранную информацию

– оформить выводы и результаты работы

– работать над созданием презентации

III.Заключительный этап.

– подготовить проект к защите

результатам работы стало оформление проекта.

Объект исследования: рыцари средневековья.

Предмет исследования: жизнь рыцаря, его занятия, досуг.

В результате работы я пришла к следующим выводам:

1.Рыцари составляли военное сословие в средневековье.

2. Основное занятие рыцаря – война.

3. Жили рыцари в замках, всегда готовых к отражению противников.

4. Мирное время рыцарь проводил в военных занятиях.

5. Рыцарский кодекс чести был рассчитан на воина, способного с мечом в руках отстаивать добро и справедливость.

6.Рыцарь – грозный соперник и защитник слабых.

Скачать:

ВложениеРазмер
исследовательский проект “Рыцари средневековья”335.47 КБ
презентация к проекту2.49 МБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Старополтавская СШ» Старополтавского района Волгоградской области

Автор: Коваленко Елизавета

учащаяся 6 «А» класса

Руководитель: Улановская О.А.

учитель истории и обществознания

Старая Полтавка 2021

2. История возникновения рыцарства……………………………………………………. 5

3. Снаряжения и доспехи рыцаря…………………………………………………………. 6

4. Наказание и турниры рыцаря…………………………………………………………. 7

Актуальность. Для своей работы я выбрала данную тему потому, что для меня она стала очень интересной. Рассмотреть историю возникновения рыцарей и их доспехов, одежды и жилья. Я считаю, что, если я подробно изучу историю рыцарства, то моя работа будет интересна и другим любителям истории.

Гипотеза . Я думаю, что рыцари – это такие воины, которые отличаются от всех других своим обмундированием, имеют какие-то свои знаки отличия. Рыцарь был самым благородным, самым вооруженным воином своего времени, узнать о них будет интересно и мне, и другим ребятам.

Цель исследования: изучить историю рыцарства, образ жизни рыцарей, их вооружение и снаряжение, рыцарский кодекс чести, рыцарские нравы и законы.

Узнать кто такой рыцарь?

Из чего состоит его вооружение?

Как воевали рыцари?

Где жили рыцари?

1 Поиск информации в различных источниках.

2 Систематизация найденных материалов.

3 Оформление исследовательской работы.

4 Подготовка презентации.

5 Выступление с этой информацией перед одноклассниками.

– определить тему проекта

– сформулировать цели и задачи

– составить план работы над проектом

II. Основной этап.

– собрать, проанализировать систематизировать собранную информацию

– оформить выводы и результаты работы

– работать над созданием презентации

– подготовить проект к защите

результатам работы стало оформление проекта.

Объект исследования : рыцари средневековья.

Предмет исследования : жизнь рыцаря, его занятия, досуг.

В результате работы я пришла к следующим выводам :

1.Рыцари составляли военное сословие в средневековье.

2. Основное занятие рыцаря – война.

3. Жили рыцари в замках, всегда готовых к отражению противников.

4. Мирное время рыцарь проводил в военных занятиях.

5. Рыцарский кодекс чести был рассчитан на воина, способного с мечом в руках отстаивать добро и справедливость.

6.Рыцарь – грозный соперник и защитник слабых.

Мною была подготовлена презентация, и я выступала перед классом на уроке истории.

Глава I. История возникновения рыцарства

Все рыцарские доспехи и оружия были весьма дорогими. Рыцарем мог стать любой, кто имел достаточно средств, чтобы купить боевого коня, оружие и доспехи. Полный комплект самого простого рыцарского вооружения стоил очень дорого – за него надо было отдать не менее 45 коров или 15 кобылиц. Стать рыцарем мог только сын рыцаря обязательно пройти обряд посвящения.

Ритуал посвящения в рыцари:будущему рыцарю наносили удар по затылку или щеке. Это был единственный удар, который рыцарь мог получить.

ГлаваII. Снаряжение и доспехи рыцаря.

Главным оружием для рыцаря были копье и меч . Для защиты рыцарь носил щит . Ещё у рыцаря были доспехи : панцирь и с ним перчатки, металлические штаны, нагрудник, подбородник и детали, защищавшие лицо.

Шлем – на голову рыцарь надевал кольчужный капюшон или кованный, железный шлем остроконечной формы с пластинками для защиты щек и носа.

Кожаная броня – панцири первых европейских рыцарей были кожаными.Положительные черты кожаного панциря – его доступность и легкость. Они мало помогали от стрел и ударов копья, но, будучи твердыми, эффективно препятствовали разрубанию брони.

Кольчуга – на смену латам из кожи пришла кольчуга с рукавами и капюшоном, укомплектованную дополнительно кольчужными чулками.Доспех полностью закрывал тело, весил около 10 кг движений почти не стеснял. Однако защиту давал весьма сомнительную. Кольчужные доспехи легко разрезались саблей, протыкались копьём и разрубались топором.

Щит – с тандартным, переносимым в руке средством защиты воина от различного оружия противника являлся щит. Первоначальные щиты делались из легкого дерева и иногда обтягивались мехом обычно волчьим.

Пластинчатые латы – п олные сочленённые латы не только обеспечивали высокий уровень защиты в рукопашном бою. Главное, они выполняли функцию своеобразного экзоскелета, и тем самым резко повышали живучесть воина.

ГлаваIII. Как рыцари воевали? Наказание рыцаря.

* Перед битвой рыцарь собирал войско из оруженосцев и пехотинцев.

* Когда войско оказывалось на поле боя, то рыцари начинали построение, в первом ряду было 5 рыцарей, затем следующим рядом вставали 7 рыцарей и с каждым рядом их количество увеличивалось. После построения рыцарей происходило построение конницы.

* Сам бой состоял из сотен, а то и тысяч схваток и мог длиться часами, без перерыва.

* Воинское мастерство оттачивалось на турнирах-состязаниях рыцарей в силе и ловкости. Благодаря турнирам рыцари, в мирное время, могли завоевать высокий авторитет в глазах представителей своего сословия.

* Рыцарский кодекс чести:

*Рыцарский кодекс чести – определённые правила поведения в своем сословии.

*Рыцарь – надежда слабых и униженных.

*Рыцарь должен был быть щедр.

*Рыцарю должна была быть чужда хитрость.

*Рыцарь должен был быть галантен с дамами, о даме сердца должен был быть верен до конца дней своих.

*Рыцарь имел свой герб – отличительный знак рода и девиз – краткое изречение, объяснявшая смысл герба.

*Герб и девиз располагались на щите и были визитной карточкой рыцаря.

* Девизом всех рыцарей было следующее:

*«Бог, женщина и король»; они были настоящими защитниками отечества.

*Этот девиз сиял на роскошных и воинственных празднествах рыцарей, в их воинских играх, в торжественных собраниях удальцов и красавиц, в великолепных турнирах.

Если рыцарь величался своими подвигами, а на самом деле ничего не делал, то такого хвастуна наказывали следующим образом: на его щите укорачивали правую сторону главы герба.

Если какой-нибудь рыцарь осмеливался убить военнопленного, то за это также укорачивали главу герба на щите, округляя её снизу.

Если рыцарь лгал, льстил и делал ложные донесения, чтобы втянуть своего государя в войну, то главу герба на его щите покрывали красным цветом, стирая бывшие там знаки.

Если же рыцаря уличали в лжесвидетельстве или в пьянстве, то на обеих сторонах его герба рисовали две черные мошны.

Если рыцарь уличался в трусости, то его герб был замаран с левой стороны.

ГлаваIV. Дома и замки рыцарей.

Каждый рыцарь должен уметь защитить не только страну, но и собственный дом. Так, рыцарские замки представляли собой весьма мощные цитадели.

Сердцем замка был донжон, т.е. центральная башня, где жил сам владелец и его семейство. Вокруг нее располагались сельскохозяйственные постройки: склады, кузни, конюшни и т.п. Территория замка была обхвачена несколькими рядами толстых стен и рвом, заполненным водой. В любой крепости имелась сеть подземных ходов, по которым можно было выбраться за пределы осады.

Богатые рыцари жили в замках, простые рыцари жили в обычных каменных домах. Так как замки должны были обеспечить надежную оборону, их строили на горе, у озера или реки.

ГлаваV. Духовно – рыцарские ордена.

С конца 11 века, во время крестовых походов, стали возникать духовно – рыцарские ордена со строгими уставами. Например, орден тамплиеров, орден госпитальеров, Тевтонский орден.

В ходе изучения я выяснила, что средневековый рыцарь был действительно самым вооруженным воином своего времени, достаточно богатым и благородным. Велика их роль в истории европейских средневековых государств. Но к сожалению не все рыцари отличались естественным благородством, среди них встречались настоящие разбойники, прикрывающиеся рыцарским кодексом чести.

Меня очень увлекла история рыцарства и работа над проектом. Я думаю и Вам было интересно.

Спасибо за внимание.

  1. Энциклопедия для детей: Рыцари. Полная энциклопедия издание – Эксмо. 2016г. Автор: Школьник Юлия Константиновна.
  2. Изучение информации в Интернете.
  3. Учебник истории средних веков 5-е издание, Москва «Просвещение» 2016. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской.
Ссылка на основную публикацию