Диагностика внимания младших школьников: методики на внимание для дошкольников

Методы диагностики особенностей внимания младших школьников

Настоле лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

1. Методика «ИСПРАВЬ ОШИБКИ».

Цель: установить уровень устойчивости внимания учащихся при выполнении и проверке выполнения работ.

Ход эксперимента: для диагностики можно ис­пользовать письменные работы учащихся по русскому языку, математике, содержащие еще не исправленные ошибки. Можно использовать и специально приго­товленные тексты, содержащие определенное число ошибок.

Учащиеся за 5 минут должны найти все ошибки и подчеркнуть их. Можно попросить, чтобы ошибки дети не только нашли, но и исправили.

Готовый текст задания:

Старые лебеди склонили горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась пустыня. В ответ я киваю ему рукой.

Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним.

Сорняки шыпучи и плодовиты.

ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ:

Надо найти частное от деления разности между числами правильно найденных ошибок и числом неверно подчеркнутых ошибок на общее число дей­ствительно содержащихся в тексте ошибок. Если это частное близко к 1, то уровень развития устойчивости внимания ученика достаточно высок. Если частное ниже 0,5 — внимание очень неустойчиво, требуется развитие этого качества.

Оценить выполнение предложенного задания мож­но и по абсолютным цифрам:

— не заметили 2 ошибки — хорошее внимание;

— не заметили 3—4 ошибки — средний уровень внимания;

— не заметили 5 и более ошибок — низкий уровень внимания.

Цель: исследовать внимание и работоспособность учащихся.

Инструкция: Учащимся предлагается быстро и правильно складывать два однозначных числа, на­писанных одно под другим. Эта работа продолжается 5 минут с учащимися 3—4 классов и 10 минут с учащимися среднего звена. За это время каждый ученик должен произвести сложение заданных чисел двумя различными способами.

1-й способ: сумму чисел ставят в верхнюю строку, а под ней в нижнюю строчку ставят предыдущее верхнее слагаемое. Если сумма больше 10, то десяток отбрасывают, пишут только число единиц.

2-й способ: сумму ставят в нижнюю строку, а

Надо объяснить и показать сначала эти способы сложения. Затем сказать, что в течение одной минуты учащиеся должны действовать по 1-му способу, а потом (по сигналу) по 2-му способу, поставив вер­тикальную черту, затем через минуту опять по сигналу перейти к 1-му способу.

ОЦЕНКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ:

Необходимо найти среднее число сложений, кото­рые произвел ученик за одну минуту. Если результат близок к 20, то это свидетельствует о достаточной

работоспособности и хорошем уровне внимания. Если число менее 8, то работоспособность очень мала, уровень внимания очень низкий, требуется развитие внимания.

Успешное выполнение этого экспериментального задания требует от учащихся определенного развития памяти, т. к. им надо не только понять инструкцию, но и удержать ее в памяти в течение некоторого времени.

Отыскивание чисел по таблицам Шульте.

Эту методику применяют при обследовании детей, которые хорошо знают цифры. Поэтому ее можно использовать и при обследовании детей 6—7-летнего возраста.

Испытуемому поочередно предлагают 5 таблиц, в которых в произвольном порядке расположены числа

Ребенок должен отыскать числа по порядку, по­казывая и называя их вслух. Время выполнения заданий регистрируется в протоколе.

Для детей 6—7 лет нормой считается от 1 до 1,5 минут на одну таблицу. У учащихся среднего звена норма 45 секунд — 1 минута.

4. Для диагностики переключения и распределения внимания у младших школьников можно использовать следующую методику (видоизмененная методика Немова Р. С.):

Перед началом работы школьнику показывают таблицу, в которой находятся геометрические фигуры:

квадраты, ромбы, круги и треугольники, затем объ­ясняют, что в квадраты ребенку придется ставить значок плюс (+), в треугольники он будет ставить точку (.), в ромб будет ставить черточку (—), а в круг — галочку (V).

Ребенок работает 2 минуты.

Общий показатель переключения и распределения внимания определяется по формуле:

8 — показатель переключения и распределения внимания;

N — количество фигур, которые просмотрел ре­бенок;

п — количество ошибок.

инструкция: По сигналу «Начали» надо зачерк­нуть все встречающиеся буквы «с» и «м». Через каждую минуту по сигналу «Стоп» ученик должен поставить вертикальную черту у той буквы, у которой его застал сигнал. Общая продолжительность рабо­ты — 3 минуты.

Работоспособность учащихся можно определить по формуле: работоспособность = количество строк/количество ошибок.

Чем больше работоспособность и чем меньше число ошибок, тем более учтойчивым является внимание.

Для исследования переключения внимания можно использовать эту же корректурную пробу, но за­дание школьникам должно даваться несколько по-другому: например, на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», а на третьей строчке вычеркнуть «к» и «ч», затем опять на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», а на третьей «к» и «ч» и т. д.

Процент ошибки = Количество строк, неверно отмеченных / Общее количество просмотренных строк

Данную корректурную пробу можно использовать и как упражнение для тренировки внимания уча­щихся начального звена школы. Задания можно давать самые разнообразные: и вычеркивать буквы, и подчеркивать одни, и вычеркивать другие, и обводить в кружок и т. д.

Упражнение для развития внимания младших школьников, может быть использовано как ди­агностический тест.

инструкция ребенку: Я буду задавать вопросы. Запрещается говорить: «да» и «нет», а также называть цвета: голубой, зеленый, желтый и крас­ный.

1. Ты любить лето?

2. Тебе нравится зелень парков и скверов?

3. Какого цвета небо летом?

4. Какие цвета летом основные?

5. Вы любите солнце?

6. Какого цвета солнце?

7. Какого цвета песок у реки?

8. Могут быть огурцы только зеленого цвета?

9. Какого цвета абрикос? 10. Какого цвета вода в озере?

Если ребенок внимателен, он при выполнении данного задания может набрать 10 баллов. Каждое нарушение запрета — вычитание 1 балла. Отвечать на вопрос следует немедленно.

Заключение к части II «Развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста»

Младшим школьникам предстоит очень важный мо­мент в их жизни — переход в среднее звено школы. Этот переход заслуживает самого серьезного внима­ния. Это связано с тем, что коренным .образом изменяются условия учения. Новые условия предъ­являют более высокие требования к развитию мыш­ления, восприятия, памяти и внимания детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности у учащихся учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности.

Однако уровень развития значительного числа учащихся едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников уровень развития явно недостаточен для перехода в среднее звено.

По мнению преподавателей среднего звена, уча­щимся, приходящим из начальной школы, недостает следующих качеств для успешного обучения:

— плохо развита речь у учащихся;

— учащиеся плохо читают;

— плохо развита память у учащихся (этот недо­статок назван 53% опрошенных учителей);

— не внимательны (на это указывают 33% оп­рошенных учителей);

— не самостоятельны (23% учителей среднего зве­на назвали это качество);

Развитие познавательных способностей младших школьников

— не могут сосредоточиться;

— не могут быстро перестроиться с одного вида работы на другой;

— не умеют слушать не только учителя, но и друг друга;

— отсутствие познавательного интереса (на это указывает 18% опрошенных учителей среднего звена);

— отсутствие желания преодолевать трудности в учебе;

— нет ответственности за учебу;

— нет сочувствия и поддержки своих товарищей;

— нет уважения к учителям.

Все выше перечисленное свидетельствует о том, что те качества, которые должны быть сформированы у учащихся к концу обучения в начальном звене, не сформированы, или развиты в незначительной степени, или не у всех ребят.

Предлагаемые теоретические материалы и диагно­стические методики помогут преподавателям началь­ной школы и родителям выявить степень развития познавательных способностей младших школьников, определить их готовность к обучению в среднем звене.

Кроме этого задача преподавателя начального звена и родителей заключается в проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя игры, задания, упражнения, предлагаемые в данной книге.

К методике опосредованного запоминания

К методике опосредованного запоминания

К методике опосредованного запоминания

К методике опосредованного запоминания

К методике для диагностики степени развития наблюдательности

К играм для учащихся 1-го класса для развития внимания (с. 198).

Дата добавления: 2014-12-07 ; просмотров: 8607 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

МЕТОДИКИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ВНИМАНИЯ

ДЕТЕЙ 4-х ЛЕТ:

Диагностика внимания начинается с анализа поведения ребенка, степени его организованности, выявления внешних и внутренних причин, нарушающих внимание. При анализе внутренних причин нарушения внимания следует опираться на знания сущности и механизмов процесса внимания, его свойства. Для объективного контроля за развитием внимания применяют специальные методики.

Для сравнительного анализа уровня развития внимания смотрите таблицу данных:

ВозрастУстойчивость внимания (в секундах)Концентрация внимания по количеству отвлечений
2 года21,1 сек.
3 года27,0 сек.3,7
4 года50,3 сек.2,0
5 лет83,3 сек.1,6
6 лет96,0 сек.1,1

Определение уровня развития данного психического процесса фиксируется в сводной таблице при помощи знаков:

Выше среднего (+) – Ребенок безошибочно выполнил все задания, старательно и быстро справился с тестом.

Средний уровень (V) – Ребенок допустил незначительные ошибки, после помощи взрослого исправил их.

Ниже среднего (-) – Ребенок с трудом справлялся с заданиями, допускал многочисленные и «грубые» ошибки, отказывался принимать помощь взрослого.

Низкий уровень (!) – Ребенок совершенно не справился с заданиями, отказывался их выполнять, ссылаясь на свое незнание и т.п.

1. КОПИРОВАНИЕ ТОЧЕК (модификация теста Керна-Йирасека)

Цель: Методика направлена на исследование произвольного внимания с опорой на внешние знаковые средства.

Источник: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.108

Материал: Приготовить три карточки с образцами рисунка, изображенного точками.

Задание: Поочередно предложите три карточки с образцами рисунка, изображенного точками. Рисунки-образцы дают в порядке усложнения. Результаты оценивают по следующим параметрам: количество правильно выполненных рисунков, степень отклонения от образца по количеству точек, совпадающих с рисунком, расстояний между ними, соблюдение пропорций вертикальных и горизонтальных линий.

Примечание:Высокий уровень – все рисунки скопированы правильно, имеются небольшие отклонения в пропорциях, расстояниях между точками.

Средний уровень – рисунки изображены правильно, но искажены расстояния между точками и пропорции более чем в два раза, несовпадение с рисунком количества точек.

Низкий уровень – часть рисунков искажены, значительно нарушены не только пропорции, расстояния и количество точек, но и направления линий.

РИСУНКИ-ОБРАЗЦЫ:

2. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ (В.В.Давыдов)

Цель: Методика направлена на исследование произвольного внимания с опорой на инструкцию взрослого, которая указывает на формирование внутренних знаковых средств.

Источник: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.109

Материал: Приготовить бланк с образцами рисунков.

Задание: Ребенку предлагают тетрадный лист в клетку и ставят вначале строки точку, куда просят поставить карандаш, затем говорят: «Сейчас я буду подсказывать, куда надо вести карандаш по линии клеточки – вверх или вниз, вправо или влево. Слушай внимательно: одну клеточку вверх, теперь вправо, теперь вниз и снова вправо, вверх – вправо, вниз – вправо – продолжи рисунок по образцу (обведи образец)».

Примечание:Высокий уровень – наличие одной, двух ошибок.

Средний уровень – наличие трех и более ошибок, контур рисунка сохраняется.

Низкий уровень – большое количество ошибок, контур рисунка нарушен.

РИСУНКИ-ОБРАЗЦЫ:

-1-

-2-

-3-

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

Цель: Методика направлена на диагностику развития непроизвольного внимания.

Источник: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.113

Материал: Подобрать две пары похожих картинок, в сюжете которых есть несколько отличий (см. приложение)

Задание: Закройте листом бумаги рисунок, расположенный справа, покажите левый рисунок, закройте его, а правый рисунок откройте. Спросите, что изменилось на рисунке. После ответа откройте оба рисунка и попросите обнаружить различия. Так повторите с каждой парой рисунков. Если ребенок затрудняется ответить, то задание можно упростить тем, что оба рисунка одновременно предъявляются ребенку для сравнения.

4. ТЕСТ-ИГРА «ПОДБЕРИ КАРТИНКУ»:

Цель: Методика направлена на диагностику произвольного внимания.

Источник: 1) Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.119

2) Емельянова О. Развитие внимания: учись играя. М.: «Ритмикс-дизайн», 2001.

Материал: Пазлы, которые состоят из центральной и четырех дополнительных частей. Дополнительные части необходимо прикрепить к основной таким образом, чтобы получилась целостная картина.

Задание: Психолог предлагает ребенку собрать пазлы таким образом, чтобы из отдельных его частей сложилась и получилась общая картина. Важно отметить то, как ребенок подбирает части к центральному полю, и на какие детали рисунков он обращает внимание, собирая пазлы.

5. МЕТОДИКА В.М.КОГАНА:

Цель: Методика используется для выявления параметров внимания: удержания внимания, возможности распределения внимания по одному, двум или трем признакам одновременно, переключения внимания.

Источник: Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. – М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2000, стр.82

Материал: Набор карточек с разноцветными плоскими изображениями геометрических фигур ( 5 цветов, 4 фигуры), таблица с расчерченными клетками, где слева по вертикали указаны цвета, а по горизонтали – фигуры.

Задание: Перемешать карточки с цветными фигурами.

1 этап: Разложи все карточки подряд в кучки по цвету.

2 этап: Разложи все карточки в кучки по форме.

3 этап: Помести карточки в таблицу. «Посмотри – это как домик. В нем 5 этажей. На первом этаже живут фигурки черного цвета, на втором – зеленого; на третьем – желтые и т.д. А это подъезды. В этом подъезде живут все кружочки, в этом – треугольники и т.п. У каждой фигурки есть свой домик – клеточка. Теперь давай найдем, где будет жить красный треугольник… Разложи все фигурки по таблице так, чтобы каждая жила в своем домике».

КРАСНЫЙ
СИНИЙ
ЖЕЛТЫЙ
ЗЕЛЕНЫЙ
ЧЕРНЫЙ

МЕТОДИКА ПЬЕРОНА-РУЗЕРА

Цель: Методика направлена на исследование устойчивости внимания, возможностей его переключения.

Источник: Методические рекомендации по использованию диагностического комплекта «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов»./Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М.: АРКТИ, 2001, стр.7

Материал: Бланк с фигурами, карандаш.

Задание: Перед ребенком кладется бланк, и психолог, заполняя пустые фигурки образца, говорит: «Смотри, вот в этом кружочке я поставлю точку, ромбик я зачеркну, а домик пропущу.

ДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ:

Что такое память.

Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Человек получает информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно этому выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память. Кроме того, в зависимости от характера запоминаемого материала, существуют: память на слова (словесная или вербальная); на образы (образная); на движения (двигательная); на эмоции, чувства, переживания (эмоциональная), память на расположение предметов в пространстве, на временные отрезки, на числа, фамилии, лица и мн.др. Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать информацию (природная пластичность нервно-мозговой ткани – мнема»)- природная память.

Если человек заучивает материал, многократно его повторяя, зазубривает информацию или, наоборот, быстро запечатлевает, как бы фотографирует, то такое запоминание называется механическим, или непосредственным, т.е. запоминанием без дополнительных средств. А когда человек старается запомнить, ищет для этого какие-то способы или приемы, анализирует, осмысливает, каким-либо образом организует материал, то речь идет о принципиально другом, качественно более высоком запоминании – о логическом или опосредствованном, т.е. запоминании с помощью каких-либо средств. В этом случае речь идет о культурной памяти. Культурная память – это всегда произвольная память.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; Нарушение авторского права страницы

Диагностика внимания детей 3-5 лет. Методика 5. Найди и вычеркни (Немов Р.С.)

Настроить шрифт
    РазмерСтиль
  • Режим чтения

Набор методик предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продук­тивность, устойчивость, переключаемость и объем.

Методика 5. «Найди и вычеркни»

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребен­ку показывают рис. 6 1 . На нем в случайном порядке даны изоб­ражения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инст­рукцию следующего содержания:

1 Этот рисунок рекомендуется использовать при изучении внимания трёх­четырёхлетних детей, а следующий далее рис. 7 — для диагностики внимания детей четырёх-пятилетнего возраста. При диагностике внимания детей стар­ше шести лет рекомендуется пользоваться матрицей с кольцами Ландольта, представленной на рис. 47.

«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово “начинай”, ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово “стоп”. В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово “начинай”. Пос­ле этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычер­кивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово “конец”. На этом выполнение задания за­вершится».

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение кото­рых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание ис­кать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной ли­нией, а домик — горизонтальной. Экспериментатор сам отмеча­ет на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие ко­манды.

Обработка и оценка результатов

При обработке и оценке результатов определяется количест­во предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: про­дуктивности и устойчивости:

где S показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

N — количество изображений предметов на рис. 6 (7), про­смотренных ребенком за время работы;

п — количество ошибок, допущенных за время работы. Ошиб­ками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненуж­ные изображения.

В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть по­казателей, один — для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные — для каждого 30-секундного интервала. Со­ответственно, переменная t в методике будет принимать значе­ние 150 и 30.

По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (рис. 8), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во вре­мени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчиво­сти переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибал­льной системе следующим образом:

10 баллов — показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.

8-9 баллов — показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла.

6-7 баллов — показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла

4-5 баллов — показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.

2-3 балла — показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.

0-1 балл — показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.

Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивает­ся так:

10 баллов — все точки графика на рисунке 8 не выходят за пре­делы одной зоны, а сам график своей формой на­поминает кривую 1.

8-9 баллов — все точки графика расположены в двух зонах на­подобие кривой 2.

6-7 баллов — все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3.

4-5 баллов — все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4.

3 балла — все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5.

На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кри­вые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребёнка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом:

1. Кривая, изображённая с.помощью линии типа —.—.—. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания.

2. Кривая, представленная линией типа – – – – – – Это график низкопродук­тивного, но устойчивого внимания.

3. Кривая, изображаемая посредством линии типа – – – – – – . Представ­ляет собой график среднепродуктивною и среднеустойчивого внимания.

4. Кривая, изображенная с помощью линии ———— . Является графиком среднепродуктивного, но неустойчивого внимания.

5. Кривая, изображенная линией – – – – – – – . Представляет график среднепродуктивного и крайне неустойчивого внимания.

Выводы об уровне развития

10 баллов — продуктивность внимания очень высокая, устой­чивость внимания очень высокая.

8-9 баллов — продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

4-7 баллов — продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.

2-3 балла — продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.

0-1 балл — продуктивность внимания очень низкая, устойчи­вость внимания очень низкая.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси­хологическое исследование с элементами математической ста­тистики. — 640 с. С. 73-80.

Диагностика внимания младших школьников: методики на внимание для дошкольников

  • Методика “Определение типа памяти”
  • Методика “Изучение логической и механической памяти”
  • Методика “Простые аналогии”
  • Методика “Исключение лишнего”
  • Методика “Изучение скорости мышления”
  • Методика “Изучение саморегуляции”

    Методика “Дорисовывание фигур”

Диагностика познавательных процессов младших школьников.

Внимание младших школьников.

1. Методика “Изучение переключения внимания”

Цель: изучение и оценка способности к переключению внимания. Оборудование: таблица с числами черного и красного цветов от 1 до 12, написанными не по порядку; секундомер.

Порядок исследования. По сигналу исследователя испытуемый должен назвать и показать числа : а) черного цвета от 1 до 12; б) красного цвета от 12 до 1; в) черного цвета в возрастающем порядке, а красного – в убывающем (например, 1 – черная, 12 – красная, 2 – черная, 11 – красная и т.д.). Время опыта фиксируется с помощью секундомера.

Обработка и анализ результатов. Разность между временем, необходимым для завершения последнего задания, и суммой времени, затраченного на работу над первым и вторым, будет тем временем, которое испытуемый расходует на переключение внимания при переходе от одной деятельности к другой.

2. Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы

Цель: исследование устойчивости внимания учащихся. Оборудование: стандартный бланк теста “Корректурная проба”, секундомер. Порядок исследования. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют.

спытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе.

Экзаменатор выдает ему бланк “Корректурной пробы” и разъясняет суть по следующей инструкции: “На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивай буквы “к” и “р” и зачеркивай их. Задание нужно выполнить быстро и точно”. Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.

Обработка и анализ результатов. Сверяются результаты в корректурном бланке испытуемого с программой – ключом к тесту. Подсчитываются общее количество просмотренных за десять минут букв, количество правильно вычеркнутых за время работы букв, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.
Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных за десять минут букв и точность, вычисленная по формуле K= m:n * 100 %, где К – точность, n – количество букв, которые необходимо было n вычеркнуть, m – количество правильно вычеркнутых во время работы букв.

3. Исследование особенностей распределения внимания (методика Т.Е. Рыбакова)

Оборудование: бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой строчке семь кружков и пять крестов, всего 42 кружка и 30 крестов), секундомер.

Порядок исследования. Испытуемому предъявляют бланк и просят считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности.

Обработка и анализ результатов. Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на весь подсчет элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда он начинает сбиваться со счета.

Сопоставление количества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, с которого испытуемый начинает сбиваться со счета, позволит сделать вывод об уровне распределения внимания у испытуемого.

Память младших школьников.

1. Методика “Определение типа памяти”

Цель: определение преобладающего типа памяти.

Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.

Для запоминания на слух : машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.
Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.
Для запоминания при моторно-слуховом восприятии : пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.
Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении – 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.

Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.

Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и “записывает” в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, “записывает” в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемо a го можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = , где а – 10 количество правильно воспроизведенных слов.

Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

2. Методика “Изучение логической и механической памяти”

Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.

Порядок исследования. Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интер вал между парой – пять секунд).

После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.
Обработка и анализ результатов. Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.

Объем смысловой и механической памяти

Объем смысловой памяти

Объем механической памяти

Количество слов первого ряда (А)

Количество запомнив-
шихся слов (В)

Коэффициент смысловой памяти C=B/A

Количество слов второго ряда (А)

Количество запомнив-
шихся слов (В)

Коэффициент механической памяти C=B/A

Мышление младших школьников.

1. Методика “Простые аналогии”

Цель: исследование логичности и гибкости мышления.
Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.

1. Бежать Кричать
стоять а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня

2. Паровоз Конь
вагоны а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня

3. Нога Глаза
сапог а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос

4. Коровы Деревья
стадо а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник

5. Малина Математика
ягода а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел
6. Рожь Яблоня
поле а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья

7. Театр Библиотека
зритель а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож

8. Пароход Поезд
пристань а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы

9. Смородина Кастрюля
ягода а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар

10. Болезнь Телевизор
лечить а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер

11. Дом Лестница
этажи а) жители, б) ступеньки, в) каменный,

Порядок исследования. Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.

Обработка и анализ результатов. О высоком уровне логики мышления свидетельствуют восемь-десять правильных ответов, о хорошем 6-7 ответов, о достаточном – 4-5, о низком – менее чем 5.

2. Методика “Исключение лишнего”

Цель: изучение способности к обобщению. Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:

1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.
2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
3. Собака, лошадь, корова, лось.
4. Стол, стул, пол, кровать.
5. Сладкий, горький, кислый, горячий.
6. Очки, глаза, нос, уши.
7. Трактор, комбайн, машина, сани.
8. Москва, Киев, Волга, Минск.
9. Шум, свист, гром, град.
10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.
11. Береза, сосна, дуб, роза.
12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.

Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Обработка и анализ результатов.

1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).
2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя “кастрюля” – это посуда, а остальное – еда).
3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.
4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).
Ключ к оценке результатов. Высокий уровень – 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший – 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний – 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий – 1-6 рядов с одним родовым понятием.

3. Методика “Изучение скорости мышления”

Цель: определение скорости мышления.

Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер.

Порядок исследования. В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.

Обработка и анализ результатов: 25-30 слов – высокая скорость мышления; 20-24 слова – хорошая скорость мышления; 15-19 слов – средняя скорость мышления; 10-14 слов – ниже средней; до 10 слов – инертное мышление.

Этими критериями следует пользоваться при оценке учащихся 2-4-х классов, первоклассников можно исследовать со второго полугодия и начинать отсчет с третьего уровня: 19-16 слов – высокий уровень мышления; 10-15 слов – хороший; 5-9 слов – средний; до 5 слов – низкий.

4. Методика “Изучение саморегуляции”

Цель: определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности. Оборудование: образец с изображением палочек и черточек (/-//-///-/) на тетрадном листе в линейку, простой карандаш.

Порядок исследования. Испытуемому предлагают в течении 15 минут на тетрадном листе в линейку писать палочки и черточки так, как показано в образце, соблюдая при этом правила: писать палочки и черточки в определенной последовательности, не писать на полях, правильно переносить знаки с одной строки на другую, писать не на каждой строке, а через одну.

В протоколе экспериментатор фиксирует, как принимается и выполняется задание – полностью, частично или не принимается, не выполняется совсем. Фиксируется также качество самоконтроля по ходу выполнения задания ( характер допущенных ошибок, реакция на ошибки, т.е. замечает или не замечает, исправляет или не исправляет их), качество самоконтроля при оценке результатов деятельности ( старается основательно проверить и проверяет, ограничивается беглым просмотром, вообще не просматривает работу, а отдает ее экспериментатору сразу по окончании). Исследование проводится индивидуально.

Обработка и анализ результатов. Определяют уровень сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности. Это один из компонентов общей способности к учению.

1 уровень. Ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах, сохраняет цель до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе; работает в основном точно, если и допускает отдельные ошибки,то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдавать работу сразу же, а еще раз проверяет написанное, в случае необходимости вносит поправки, делает все возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и выглядела аккуратной, красивой.

2 уровень. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет цель до конца занятия; по ходу работы допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и самостоятельно не устраняет их; не устраняет ошибок и в специально отведенное для проверки время в конце занятия, ограничивается беглым просмотром написанного, качество оформления работы его не заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него имеется.

3 уровень . Ребенок принимает цель задания частично и не может ее сохранить во всем объеме до конца занятия; поэтому пишет знаки беспорядочно; в процессе работы допускает ошибки не только из-за невнимательности, но и потому, что не запомнил какие-то правила или забыл их; свои ошибки не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия; по окончании работы не проявляет желания улучшить ее качество; к полученному результату вообще равнодушен.

4 уровень. Ребенок принимает очень небольшую часть цели, но почти сразу же теряет ее; пишет знаки в случайном порядке; ошибок не замечает и не исправляет, не использует и время, отведенное для проверки выполнения задания в конце занятия; по окончании сразу же оставляет работу без внимания; к качеству выполненной работы равнодушен.

5 уровень. Ребенок совсем не принимает задание по содержанию, более того, чаще вообще не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача; в лучшем случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать карандашом и бумагой, пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек; о саморегуляции на заключительном этапе занятия говорить даже не приходится.

Воображение младших школьников.

Методика “Дорисовывание фигур”

Цель: изучение оригинальности решения задач на воображение.
Оборудование: набор из двадцати карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т.д., простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага. Порядок исследования. Ученику необходимо дорисовать каждую их фигур так, чтобы получилась красивая картинка.

Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени оригинальности производится подсчетом количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка.

Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

1 тип – ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
2 тип – также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.
3 тип – изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой- нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).
4 тип – ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).
5 тип – заданная фигура используется качественно по-новому.

Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок-голова), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).

Тесты на внимание для детей

Каждый из нас помнит, как мама учила его в детстве: «Будь внимательней! Не отвлекайся!». Шла ли речь о переходе через дорогу или о выполнении домашнего задания, родители придавали важное значение тому, насколько их дети внимательны. Почему?

На самом деле требования взрослых не безосновательны, ведь внимание — один из главных познавательных психических процессов человека, без которого невозможно успешное обучение в школе, вузе, а затем и профессиональная деятельность. Именно поэтому еще за год до поступления ребенка в первый класс рекомендуется выявить текущий уровень развития внимания ребенка и, при необходимости, подготовить малыша с помощью развивающих внимание игр и упражнений.

Что такое внимание?

Внимание — направленность и сосредоточенность психики на определенном объекте. Психологи различают два вида внимания.

Легче всего сосредотачиваться на тех объектах окружающего мира, которые интересны и важны в данный момент. Яркий свет, внезапный звук, резкий запах, необычный вкус, новое, неожиданное, удивительное, интересное для человека — всё это невольно привлекает наше внимание. Такой его вид называется непроизвольным. Непроизвольное внимание не требует управляемого выбора объекта внимания, не требует усилий, чтобы его удержать и сохранить. Оно свойственно всем людям от рождения, а в дошкольном возрасте является преобладающим. Именно поэтому, когда начинается обучение ребёнка на этом этапе, оно строится, прежде всего, на игре, красочной наглядности и пробуждении интереса ребенка к объекту внимания.

Произвольное внимание отличается своей осознанностью и целенаправленностью: мы сами выбираем объект, на котором хотим сосредоточиться. Без управления своим вниманием невозможно с успехом учиться в школе, в вузе и эффективно трудиться. Первые попытки управлять своим вниманием ребенок предпринимает уже в 6 лет, когда заставляет себя сосредоточиться на важном, жертвуя интересным. Такие попытки требуют от него физических усилий и воли, поэтому малышу трудно долгое время заниматься одним и тем же, он легко отвлекается и утомляется. Однако взрослые могут помочь дошкольнику научиться владеть своим вниманием еще в детском саду — с помощью развивающих внимание игр и упражнений.

Звоните: +7 (495) 222-13-94

Свойства внимания

Прежде чем вводить развивающие игры, следует определить текущий уровень развития внимания ребенка. Для этого разберемся со свойствами внимания: именно их развитие мы будем проверять с помощью диагностики внимания младших школьников.

1. Объем количество объектов, на которые одновременно может быть направлено внимание ребенка. Это свойство внимания пригодится школьнику при овладении навыками счета.

Объем внимания ребенка в 4–5 лет — 1–2 объекта (причем самых ярких и необычных), в 6 лет — уже 3 объекта, в школьном возрасте — до 5 объектов. Сравните: объем внимания взрослого человека — 7 объектов.

2. Устойчивость внимания показывает, как долго ребёнок может сосредотачиваться на объекте внимания. Это свойство внимания помогает человеку познавать окружающий мир, не отвлекаясь на посторонние связи и малосущественные характеристики, а также формировать внутренний план действий. Навык решения арифметических задач, написание творческих текстов, создание рисунков — всё это требует устойчивости внимания.

Как показывают исследования, дети 5–6 лет могут заниматься малоинтересным для них делом в 4 раза дольше, чем дети 2–3 лет. Однако даже в этом возрасте наиболее активно и продуктивно заниматься делом дети могут не более 10–15 минут.

3. Концентрация внимания определяет, насколько сильно ребенок способен сосредотачиваться на объекте внимания и сопротивляться отвлекающим моментам. Этим свойством внимания мы пользуемся при овладении навыками чтения.

4. Переключение внимания — скорость преднамеренного перехода ребёнка от одного объекта (или вида деятельности) к другому. Плохая переключаемость внимания иногда может проявляться в таком широко распространенном явлении, как рассеянность.

5. Распределение внимания — рассредоточение внимания на несколько объектов в одно и то же время, возможность совершать несколько действий сразу. Необходимо для обучения письму.

Последние три свойства внимания у дошкольников, как правило, развиты слабо.

Именно на выявление индивидуальных особенностей этих свойств внимания и направлены методики диагностики внимания, а также тесты на внимание для детей.

Методики диагностики внимания

Для диагностики уровня развития внимания и его свойств у детей существует несколько методик. Ниже следует их краткое описание, картинки к каждой методике можно скачать в конце статьи.

При тестировании следуйте двум основным правилам:

— наилучшие результаты ваш ребёнок покажет за первые 15 минут, после его внимание снизится, поэтому ограничивайтесь только этим временем;
— ведущим видом внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте является непроизвольное внимание, поэтому обязательно проводите тесты в игровой, интересной ребёнку форме.

Итак, все методики делятся на:

1. задания на диагностику уровня внимания:

— «Найди отличия/сходства», «Найди два одинаковых предмета/пару»
— «Что изменилось на картинке?», «Что убрали/добавили на картинке?»
— «Найди круг/прямоугольник/треугольник, „спрятанный“ на картинке»
— «Пройди лабиринт». Внимание! В этом задании детям помладше (3–4 года) разрешается помогать себе карандашом или пальчиком, старшие должны стараться «проходить лабиринт» только глазами).

2. задания на диагностику объема и концентрации внимания:

— методика «Корректурная проба»

Ребёнку дают бланк с буквами. В каждом ряду нужно вычеркнуть такие же буквы, как та, с которой начинается ряд. Время работы -5 минут.

Количество просмотренных букв указывает на объем внимания, а количество сделанных ошибок — на его концентрацию. Норма объема внимания для детей 6–7 лет — 400 знаков и выше, концентрации — 10 ошибок и менее; для детей 8–10 лет — 600 знаков и выше, концентрации — 5 ошибок и менее.

Рекомендуется для детей 6–10 лет.

3. задания на диагностику устойчивости внимания:

— «Что изображено на картинке?»

Ребёнок должен внимательно рассмотреть картинку и ответить на вопросы типа «Какие животные нарисованы на картинке? Какие животные живут у нас, а какие в теплых странах? Каких животных на рисунке два?». Обратите внимание на то, как ребёнок рассматривает картинку: активен, заинтересован, сосредоточен ли он.

— «Найди и вычеркни»

На картинке в случайном порядке изображены простые фигуры. Перед тестом ребёнок получает инструкцию:

«Давай поиграем с тобой в игру на внимательность. Я покажу тебе картинку, на которой нарисованы знакомые тебе предметы. Когда я скажу слово „начинай“, ты начнешь искать по строчкам и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать необходимо до тех пор, пока я не скажу слово „стоп“. В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово „начинай“. После этого ты продолжишь делать то же самое, искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово „конец“. На этом игра завершится».

Время работы — 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ребенку говорятся слова «стоп» и «начинай». Далее подсчитывается количество найденных предметов за каждый интервал времени: примерно равное их количество будет указывать на высокую устойчивость внимания.

4. задания на диагностику переключения внимания:

Имеется таблица с красными и черными цифрами от 1 до 12, расположенными в случайном порядке, исключающем логическое запоминание. Ребенку предлагают показать на таблице сначала черные числа от 1 до 12 в возрастающем порядке, а затем красные числа в убывающем порядке от 12 до 1 (время выполнения в обоих случаях фиксируется). Следующее задание: показать попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные числа — в убывающем (время также фиксируется).

Показателем переключения внимания будет разница между временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором заданиях: чем она меньше, тем более развито это свойство внимания.

5. задания на диагностику распределения внимания:

— методика «Разный счет»

Ребенок должен написать числа от 1 до 20, одновременно считая вслух от 20 до 1. Вариант: ребенок должен считать вслух от 1 до 31, не называя числа, включающие тройку или кратным трем, а говоря вместо них слово «не собьюсь». Если ребенок сразу начинает сбиваться, распределение внимания развито слабо.

Рекомендуется для детей 6–10 лет.

На таблице изображены кольца, имеющие разрыв в разных частях. Ребенок должен как можно быстрее найти и зачеркнуть два типа колец с разрывом в указанных местах (например, справа и сверху). Время работы — 2 мин (10–11 строк для ребенка 6–7 лет).

6. другие задания:

а. на диагностику избирательности внимания («Закрась сначала буквы, а потом цифры»)

б. на уровень развития мышления и внимания (поиск несоответствий «Что перепутал художник?»)

в. на диагностику памяти и внимания:

В течение 30 секунд ребенку предъявляется картинка с изображением предметов, затем картинку убирают и ребенок по памяти должен ответить на вопросы типа «Какие предметы нарисованы на картинке? Сколько предметов ты видел на картинке? Что ты видел, ручку или карандаш? Сколько конфет на картинке?»

г. на скорость движений глаз:

— таблицы Шульте. Ребенок должен показать и назвать на таблице все числа от 1 до 25 как можно быстрее и без ошибок. По сигналу «Начали!» включается секундомер, и фиксируется время работы с каждой таблицей. Норма — 30–50 секунда на таблицу.

Каждую указанную методику можно использовать не только в качестве теста, но и в качестве развивающего упражнения.

Внимание — особое свойство человеческой психики. На нем базируется и память, и мышление, и даже успех в жизни. Вовремя занявшись развитием внимания своего ребенка, можно не только подготовить его к обучению в школе, но и создать для него потенциальную возможность успешно самореализоваться во взрослой жизни.

Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки 😉
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉

Диагностическая программа исследования внимания у слабовидящих детей младшего школьного возраста

Анастасия Никитушкина
Диагностическая программа исследования внимания у слабовидящих детей младшего школьного возраста

Внимание – это способность выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и др. Внимание – необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при всяком обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.

Для психодиагностики основных свойств внимания существуют следующие диагностики :

• Корректурная проба Бурдона

• Тест Бурдона в модификации П. А. Рудника

• Тест Тулуз- Пьерона

«Перепутанные линии», Рисс

Краткая характеристика данных методик представлена в таблице 1.

Название методики, автор Цель методики Исследуемый критерий

Тест Бурдона в модификации П. А. Рудника

(для младшего школьного и старшего возраста)

измерение количественных характеристик внимания: (концентрации, точности и продуктивности) выявление конконцентрации,

продуктивности внивнимания

(для младшего школьного и старшего возраста) диагностирование устойчивости, распределения и переключения внимания устойчивость, распределение и переключение внимания

Тест Тулуз- Пьерона

(для всех возрастов) скорость переработки информации, развитость произвольного внимания, способность к произвольной концентрации Объём и качество произвольного внимания

«Перепутанные линии», Рисс (для всех возрастов) исследование концентрации и устойчивости внимания концентрация и устойчивость внимания

(для младшего школьного и старшего возраста)

диагностирование устойчивости, возможности переключения и распределения внимания оценивание нейродинамических особенностей психической деятельности ребёнка: темп работы, врабатываемость в задание, условия проявления признаков утомления и пресыщения

Кольца Ландольта (для всех возрастов)

оценивать устойчивость, распределение и переключение внимания устойчивость, распределение и переключение внимания

(для младшего школьного и старшего возраста)

определение избирательности внимания определение избирательности внимания при простой, но монотонной работе

Методика В. М. Когана

(методика совмещения признаков для дошкольного и младшего школьного возраста) выявление параметров внимания: удержания внимания, возможности распределения внимания по одному, двум или трем признакам одновременно, переключение внимания. удержание внимания, возможности распределения и переключение внимания, определение особенностей работоспособности другие динамические характеристики

Учитывая цели и задачи исследования, автором работы были отобраны следующие методики:

1. Методика определения продуктивности и устойчивости внимания

2. Методика «Запомни и расставь точки»;

3. Методика «Найди отличия»;

4. Методика «Проставь значки» (модификация метода Пьерона – Рузера);

5. Методика определения переключения внимания (кольца Ландольта)

Данные методики выбраны нами из-за простоты исследования, легкости адаптации для детей с нарушением зрения, малой энергозатратности. Данные методики соответствуют возрастной выборке детей, участвующих в эксперименте и адаптированы к ведущему дефекту в развитии детей.

1. Методика определения продуктивности и устойчивости внимания

Цель: исследование произвольного внимания, оценка темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания. [3, С. 75 ]

Форма проведения: индивидуальная

Инструкция: “Сейчас мы с тобой поиграем в игру на внимание. В этой игре ты должен будешь находить и по-разному зачеркивать одновременно два разных вида колец, имеющих разрывы в различных местах, например, сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать по диагонали, а второе – по горизонтали”. Работать надо как можно быстрее. Процедура эксперимента: Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово “черта”, в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте, где его застала эта команда. По истечении 5 мин экспериментатор произносит слово “стоп” и ребенок должен прекратить работу, поставив двойную вертикальную черту в том месте бланка, где застала его эта команда.

(см. Приложение 1)

Результаты исследования фиксируются в баллах следующим образом:

10 баллов- очень высокая продуктивность и устойчивость внимания,

8-9 баллов- высокая продуктивность и устойчивость внимания,

4-7 баллов – средняя продуктивность и устойчивость внимания,

2-3 балла – низкая продуктивность и устойчивость внимания,

0-1 балл – Очень низкая продуктивность и устойчивость внимания.

Высокий уровень продуктивности и устойчивости внимания говорит о том, что дети способны долгое время удерживать внимание на предложенном задании.

Средний уровень продуктивности и устойчивости внимания говорит о том, что обучающиеся не способны долгое время удерживать внимание на предложенном задании.

Низкий уровень показывает, что такие дети довольно быстро утрачивают внимание при выполнении задания.

Очень низкий уровень показывает, что таким детям очень трудно учиться, они допускают много ошибок в задании.

2. Методика «Запомни и расставь точки» (Богомолов В.). [1,С. 28]

Цель: определение объёма внимания.

Форма проведения: индивидуальная

Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках». Далее ребёнку последовательно, на 5 секунды, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди. После каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 секунд. Это время даётся ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Объёмом внимания ребёнка считается максимальное число точек, которое он смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов- высокий объём внимания

8 – 9 баллов- хороший объём внимания

6 – 7 баллов- средний объём внимания

4 – 5 баллов – низкий объём внимания

0 – 3 балла – очень низкий объём внимания.

10 баллов — объем внимания, равный 6 единицам и выше. 8-9 баллов — объем внимания, составляющий 4-5 единиц. 4-7 баллов — объем внимания, равный 2-3 единицам. 0-3 балла — объем внимания меньше 2 единиц.

Дети, получившие 10 баллов, считаются не только полностью готовыми к школе по уровню развития внимания, но и превосходящими в этом отношении многих своих сверстников. Дети, получившие 8-9 баллов, также считаются вполне готовыми к началу обучения в школе. Однако, если такую оценку получают дети, уже обучающиеся в 3-4 классах, то она рассматривается как находящаяся ниже нормы. Для детей, поступающих в школу, показатели объема внимания на уровне 4-7 баллов считаются допустимыми, а для детей, уже обучающихся в школе, слишком низкими.

Наконец, если ребенок получает 0-3 балла, то независимо от того, поступает ли он в школу или уже учится в ней, его объем внимания рассматривается как недостаточно высокий. В отношении таких детей делается вывод о том, что они по степени развития своего внимания еще не готовы обучаться в школе.

(см. Приложение 2)

3. Методика «Найди отличия» (О. Н. Земцова) [2, С. 12]

Цель: определение концентрации внимания.

Форма проведения: индивидуальная

Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Посмотри внимательно на рисунки и скажи, чем они отличаются друг от друга.»

Концентрация внимания показывает степень сосредоточенности на объекте и проявляется в интенсивности и узости внимания, то есть собранности в фокусе при отвлечении от всего остального. Ребёнку необходимо выявить как можно больше отличий двух картинок.

Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов – очень высокий уровень концентрации внимания;

8 – 9 баллов – высокий уровень концентрации внимания;

6 – 7 баллов – средний уровень концентрации внимания;

4 – 5 баллов – низкий уровень концентрации внимания;

0 – 3 баллов – очень низкий уровень концентрации внимания.

(см. Приложение 3, рисунок 1)

4. Методика «Проставь значки» (модификация метода Пьерона – Рузера) [8, С. 85]

Цель: определение переключения и распределения внимания.

Форма проведения: индивидуальная

Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Перед тобой рисунок, в каждом из квадратов, треугольников, кружков и ромбов проставь тот знак, который задан вверху на образце, т. е., соответственно в квадрате галочку, в треугольнике- черточку, в кружке- крестик и в ромбике- точку.» Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

Высокий уровень устойчивости внимания – 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.

Средний уровень устойчивости внимания – 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.

Низкий уровень устойчивости внимания – 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.

Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания – 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М. П. Кононовой).

5. Методика определения переключения внимания (кольца Ландольта). [213, С. 75 ]

Цель: определение переключения внимания.

Форма проведения: индивидуальная

Переключение внимания заключается в сознательном перемещении внимания, которое позволяет быстро ориентироваться в обстановке, в изменяющихся условиях.

Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов – очень высокое переключение

8-9 баллов- высокое переключение внимания

4-7 баллов – среднее переключение внимания

2-3 балла – низкое переключение внимания

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента показали, что

у детей с нарушением зрения младшего школьного возраста низкий уровень внимания, средне продуктивное и не устойчивое внимание; низкое переключение и распределение; и соответственно низкий объем внимания. Для таких детей трудно удержать цель задания, сосредоточенность их довольно быстро угасает за счёт слабо развитой устойчивости внимания. Эти дети не смогут быстро и правильно выполнять предложенные им задания, рассчитанные на удержание большого количества объектов в поле зрения.

По результатам диагностической программы была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие внимания слабовидящих детей младшего школьного возраста.

1. Богомолов И. Тестирование детей. Ростов-на-Дону. Феникс, 2005.- 347с.

2. Земцова О. Н. Развиваем внимание. Найди отличия. Махаон, 2007. – 25с.

3. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.

4. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агенство. – 1996.- 374с.

5. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А. В. Петровского. М., Издательство: Просвещение, 1976- 479 с.

6. Осипова А. А., Малашинская Л. И. Диагностика и коррекция внимания-М., 2002- 215с.

7. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. —Самара: Издательский Дом БАХРАХ- М, 2001. — 672 с.

8. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с.

9. Рубинштейн С. Я. Основы общей психологии: 2-х т. Т. 1/ С. Я. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 2009. – 452с.

10. Солнцева Л. И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихо-логия). – М.: Классике Стиль, 2006. – 256 с.

Диагностическая программа на выявление особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР “Диагностическая программа на выявление особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР” На сегодняшний день.

«Говорим здоровью — да!» Познавательно-игровая программа для детей среднего школьного возраста Цель: популяризация и пропаганда здорового образа жизни среди детей, и молодежи, создание дружеской атмосферы на основе общих интересов.

Физкультурно-игровая программа «Морские выкрутасы» для детей среднего дошкольного и младшего школьного возраста с родителями Физкультурно-игровая программа «Морские выкрутасы» для детей среднего дошкольного и младшего школьного возраста с родителями. Цель: Активизировать.

Конкурсная программа для детей младшего школьного возраста «Пингвины» Цель – привить любовь и гуманное отношение к животным Задачи – 1) познакомить детей с жизнью пингвинов 2) развивать память, внимание, мышление,.

Конкурсная программа к Дню Победы для детей старшего школьного возраста «И помнит мир спасенный» Цель: способствовать воспитанию патриотизма детей и подростков на примере великого подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

Музыкально-игровая программа «Зимняя радость» для детей среднего дошкольного и младшего школьного возраста Музыкально-игровая программа «Зимние радости» для детей среднего дошкольного и младшего школьного возраста. Цель: Создать условия для оздоровления.

Празднично-игровая программа «Милой мамочке моей» для детей среднего дошкольного и младшего школьного возраста Праздник «Милой мамочке моей» Для детей дошкольного и младшего школьного возраста Цель: Создать радостную, праздничную атмосферу. Задачи:.

Развитие координации у детей младшего школьного возраста Развитие координации у детей младшего школьного возраста Педагог дополнительного образования Борисова Надежда Юрьевна Координация — умение.

Беседа для детей младшего школьного возраста с ОВЗ «Чернобыльская катастрофа: до и после» 26.04. 2016 года исполняется 30 лет Чернобыльской катастрофе, эта беседа посвящена событиям на Чернобыльской АЭС. Беседа Для детей младшего.

Викторина для детей младшего школьного возраста по сказке Г. Х. Андерсена «Свинопас» Предлагаю вашему вниманию викторину по сказке “Свинопас”, которую мы составили совместно с моей дочерью и нарисова рисунок к произведению.

Ссылка на основную публикацию